Названия произведений в форме вариации. Художественно-воспитательное значение вариационного музицирования в процессе становления вариационной формы». Иоганн Себастьян Бах. Гольдберг-вариации

7. Вариации

В третьем классе вы узнали, что вариации — это изменения темы, но такие, при которых «лицо» этой темы всё время узнаётся. Вариация означает изменение. Варьировать — изменять.

Вы уже сталкивались с вариациями в сюите С. М. Слонимского «Принцесса, не умевшая плакать». Но там это было использовано как отдельный приём, наряду с многими другими. Когда же мы говорим о форме вариаций , то имеем в виду музыкальную форму, в которой варьирование темы — главный приём развития музыкального материала . Форму, состоящую из темы и вариаций, можно также назвать вариационным циклом .

Вариации бывают самых разных размеров. Встречаются совсем небольшие миниатюры, написанные в форме вариаций, а бывают большие концертные вариации, которые по своей протяжённости и богатству развития выдерживают сравнение с сонатами. Такие вариации относятся к крупной форме . Многие из вас, наверно, уже играли вариации в классе специальности.

Вариации как приём развития появились очень давно в народной музыке. Народные музыканты не знали нот, они играли по слуху. Играть одно и то же было скучно, вот они и присочиняли что-нибудь к знакомым мелодиям — прямо тут же, во время исполнения. Такое сочинение «на ходу» называется импровизацией . Импровизируя, народные музыканты сохраняли узнаваемые очертания основной темы, и получались вариации. Только названия такого они ещё не знали: его придумали гораздо позже профессиональные музыканты.

В профессиональной музыке существует несколько разновидностей вариационной формы.

Ещё с XVI века известна форма вариаций на неизменный бас (по-итальянски basso ostinato ) или неизменную гармонию . Сейчас их иногда называют старинными вариациями . Происходят эти вариации от чаконы и пассакалии — медленных трёхдольных танцев, вошедших в моду в Европе XVI века. Вскоре танцы вышли из моды, но пассакалия и чакона остались как названия пьес, написанных в форме вариаций на неизменный бас или неизменную гармонию. Часто в этой форме писали музыку скорбного, трагического характера. Медленная, тяжёлая поступь баса, всё время повторяющего одну и ту же мысль, созлаёт впечатление неотвязности, неотвратимости. Таков эпизод из Мессы си минор И. С. Баха, повествующий о страданиях распятого Христа (хор «Crucifixus», что значит «Распятый на кресте») Этот хор состоит из 12 вариаций. Бас здесь неизменен, а гармония местами варьируется, иногда вдруг «вспыхивает» новыми, яркими, выразительными красками. Переплетающиеся линии хоровых партий развиваются совершенно свободно.

В вариациях этого типа сама тема не варьируется, но «окружение» всё время изменяется и по-разному её окрашивает. Есть ещё один вид вариаций, в котором меняется только «окружение» темы — это вариации на soprano ostinato , которые впервые появились в первой половине XIX века в музыке Глинки. Поэтому их также называют глинкинскими вариациями .

Как вы знаете, сопрано — это не только высокий женский голос, но и верхний голос в хоре и вообще в любом музыкальном многоголосии. Значит, soprano ostinato — это неизменный верхний голос.

После Глинки эту форму использовали многие русские композиторы. Пример таких вариаций есть и в «Детском альбоме» Чайковского. Пьеса под названием «Русская песня» — это действительно обработка русской народной песни «Голова ль ты моя, головушка». Тема повторяется четыре раза и каждый раз с разными кадансами — то в мажоре, то в параллельном миноре. Ладовая переменность — характерная черта русских народных песен. Часто русские народные песни поются ансамблем или, как говорят в народе, «артелью». При этом каждый ведёт свой голос, и образуются постоянно меняющиеся затейливые подголоски. Иногда несколько голосов сходятся в унисон, а потом «расщепляются» в аккорд. Все эти черты народного пения воспроизвёл Чайковский в своей маленькой обработке. Пьеса кончается небольшой кодой, в которой несколько раз повторяются наиболее характерные мотивы.

Скоро

А в западной Европе, параллельно с вариациями на basso ostinato, постепенно складывался и другой тип вариаций. Эти вариации были основаны на частичном изменении мелодии, украшении её всевозможными ритмическими узорами — фигурациями . Эти вариации, которые окончательно сложились в XVIII веке, известны как классические , или строгие . В строгих варициях не изменяются форма, гармония, очень редко изменяется тональность. Изменяются мелодия и фактура, в одной-двух вариациях может измениться лад при сохранении той же тоники (например, в ля-мажорном вариационном цикле может появиться ля-минорная вариация). Количество вариаций в цикле колеблется от пяти-шести до тридцати и более (у Л. ван Бетховена есть циклы из 32 и 33 вариаций).

Часто для темы таких вариаций композиторы брали или народную песню, или даже музыку другого композитора. Например, знаменитые 33 вариации Бетховена написаны на тему вальса . Нередко композиторы писали в форме вариаций отдельные части сонат и симфоний. В этом случае тему обычно сочинял сам автор.

Яркий пример классических фигурационных вариаций — первая часть Одиннадцатой сонаты Моцарта. Она состоит из темы, написанной в простой двухчастной форме с включением, и шести вариаций. Тема написана в характере сицилианы — изящного старинного танца. Но вместе с тем мелодия её очень напевна. В разных вариациях Моцарт подчёркивает то песенные, то танцевальные черты темы. Обратите внимание на каданс первого периода, в котором на смену прозрачному трёхголосию приходят довольно мощные аккорды. Этот слегка намеченный контраст Моцарт разовьёт и усилит в дальнейших вариациях.

Пример 37
Первый период темы

Andante grazioso

Вслушайтесь повнимательнее в ажурные фигурации первой вариации , и вы услышите размытые в них мотивы темы, хотя увидеть эту тему в нотах почти невозможно.

Пример 38
Первая вариация (первый период)

Обратите внимание на новую неожиданную фигурку с трелью в предпоследнем такте первого периода. Она не встретится во второй половине этой вариации и может показаться здесь случайной. У Моцарта часто попадаются такие как бы нечаянные детали. Но он ничего не делает «просто так». Это «намёк», который обыгрывается в начале следующей, второй вариации .

Пример 39
Вторая вариация (первое предложение)

Слышите? В этом мотиве отчётливее проступили очертания темы. Но исчезло «пение», выдвинулась на первый план «чистая» танцевальность.

А третья вариация неожиданно минорная. И вся состоит из стремительного бега шестнадцатых — почти как в этюде. И только в кадансах маленькие передышки. Минорный лад придаёт музыке взволнованность. Это уже не танец и не песня, эта вариация рассказывает о переживаниях, острых и немного тревожных.

Пример 40
Третья вариация (первое предложение)

Бурные чувства третьей вариации сменяет пленительный образ прекрасной мечты. В первом периоде четвёртой вариации Моцарт нашёл такую фактуру, что нам кажется, будто музыка наполнена воздухом.

Пример 41
Четвёртая вариация (первый период)

А в среднем разделе этой вариации, как отклик на прекрасное видение, зарождается красивая певучая мелодия:

Пример 42
Четвёртая вариация (средний раздел)

Этот росток нежного пения распускается в пятой вариации , которая похожа на виртуозную оперную арию. Её начало напоминает также начало второй вариации (помните, той, в которой «исчезло пение»?). Но здесь, при всей их схожести, пение как раз появилось. Если в первой половине вариационного цикла тема как бы распадалась на разные образы, то теперь, ближе к концу, Моцарт собирает их воедино.

Это единственная вариация, которая написана в медленном темпе (Adagio). Такой темп даёт возможность лучше вслушаться в каждый звук, он ещё больше подчёркивает напевность музыки.

Пример 43
Пятая вариация (первое предложение)

Шестая вариация — финальная (последняя) вариация всего цикла. Её завершающий характер подчёркнут и темпом — вариация идёт в быстром темпе (Allegro), и размером — вместо плавного покачивания в размере появляется стремительное движение в размере . Вариация слегка расширена по форме: к ней добавлена маленькая кода .

В шестой вариации господствует танцевальный характер, но это уже не изящная сицилиана, а зажигательный двухдольный танец. Однако это не какой-то определённый танец, а собирательный образ весёлого танцевального движения.

Пример 44
Шестая вариация (первый период)

Изменение темпа и размера не типично для строгих вариаций XVIII века и может иногда появляться в последней вариации (темп может изменяться и в предпоследней, как у Моцарта). Но композиторы продолжали развивать вариационную форму, и в XIX веке появились свободные вариации, в которых возможно изменение всех средств музыкальной выразительности в любой вариации. В свободных вариациях тема может изменяться так сильно, что её бывает трудно узнать.

А теперь дадим определения всем вариациям.

Классические и свободные вариации могут быть также двойными (то есть вариациями на две темы) и, очень редко, тройными (на три темы).

итак, что же вы узнали?

  • Что такое вариации, как они появились?
  • Сколько видов вариаций на неизменную мелодию вы знаете, как их ещё называют, у каких композиторов они встречаются?
  • Чем различаются строгие и свободные вариации, что такое двойные и тройные вариации?
  • Напишите сочинение о вариациях из Одиннадцатой сонаты Моцарта по следующему плану:
  1. Характер и общее настроение всего вариационного цикла.
  2. Характер и особенности темы.
  3. Как раскрываются особенности темы в разных вариациях?
  4. Как изменяется музыкальный образ в разных в вариациях?
  5. Какой музыкальный образ утверждается в финальной вариации и какие дополнительные средства использует для этого композитор?
  • Не надо описывать подряд вариацию за вариацией и тем более не надо переписывать это из учебника. Выберите наиболее запомнившиеся вам вариации и напишите об их характере, настроении, о чувствах, которые они вызывают. Но не забудьте указать и средства, которые для этого использованы.


Наименование параметра Значение
Тема статьи: Вариации
Рубрика (тематическая категория) Музыка

Рондо

Рондо - (от фр.
Размещено на реф.рф
ʼʼкругʼʼ) форма, основанная на не менее, чем трехкратном проведении основной темы-рефрена, чередующихся с новыми построениями, или эпизодами. Происхождение рондо - от песен-танцев, исполнявшихся по кругу.

Разновидности рондо - классическое, старинное и рондо романтиков.

Старинное рондо было распространено в музыке композиторов-клавесинистов 18 века. Рефрен здесь всœегда в форме периода. При повторе не изменяется. Эпизоды - развивающие, на материале рефрена. К примеру: А - А1 - А - А2 - А - и т.д., где А - рефрен (припев, повторяющаяся часть). Тональности эпизодов не далее 1-й степени родства (отличаются на 1 знак).

Классическое рондо окончательно сложилось в конце 18 века у венских классиков.

Традиционная схема: АВАСА. Рефрен - не только м. б. периодом, но и 2-3хчастной формы, при повторе может варьироваться. Последнее проведение может иметь функцию коды. Эпизоды всœегда контрастны, на новом тематическом материале. Их форма тоже должна быть сложнее периода, а тональности - до 3-й степени родства:

А-В- А1-С- А2 (с измененным рефреном).

Рондо романтиков -

смысловой центр перемещается с рефрена на эпизоды. Οʜᴎ превосходят рефрен по значительности, масштабу, самостоятельности, они бывают изложены в любых тональностях, контраст может доходить до жанрового. Рефрен здесь исполняет фоново-связующую роль.

Рондо может совмещаться с другими формами - с трехчастной (простой или сложной):

А-В-С-В-А-В;

с вариациями:

А- А1-А- А2-А- А3 и т.д.

с сонатной формой

Рондо:

  • Бетховен Л. ʼʼК Элизеʼʼ ноты
  • Бах И.С. Гавот из Партиты № 3 для скрипки соло
  • Прокофьев С. ʼʼРомео и Джульеттаʼʼ, Джульетта-девочка, Монтекки и Капулетти
  • Чайковский П. ʼʼЛебединое озероʼʼ Вальс невест, 3 акт
  • Матос Родригес Танго ʼʼКумпарситаʼʼ
  • Шопен Вальс №7 cis-moll

Глинка М. Вальс-фантазия

Сен-Санс К. ʼʼРондо-каприччиозоʼʼ для скрипки с оркестром

Шуман Р. Венский карнавал, соч. 26, 1 ч.

_________________________________________________________________________

Вариации (от лат. ʼʼизменениеʼʼ) музыкальная форма, основанная на экспозиции темы и многократном ее повторении с новыми изменениями каждый раз. Вариации бывают строгие и свободные, орнаментальные, на basso ostinato, двойные.

Форма вариаций появилась в ХVI веке. Существуют две разновидности вариационных форм:

  1. вариации строгого типа , в которых неизменной остаётся форма, масштаб, основа гармонического плана темы, но могут изменяться фактура, ритм, регистры.

Существуют вариации на неизменную мелодию (орнаментальные, ʼʼглинкинскиеʼʼ) и на неизменный бас, на basso ostinato (бывают мелодического или гармонического типа, использовались в старинных танцах пассакалия и чакона). Вариации строятся по принципу ʼʼот простого - к сложномуʼʼ (при небольшом количестве). Большое количество вариаций делят на группы, соотношение которых даёт форму второго плана (рондо, соната͵ циклическая и т. д.)

  1. вариации свободного типа , чаще всœего - инструментальные, в которых может меняться масштаб, структура, гармония, нередко тональность и жанр (жанровые вариации). Сохраняется общность интонационного строя, вариации увеличены по масштабу, контраст между ними усиливается, и они напоминают сюиту.

В свободных вариациях возможно использование полифонического, разработочного развития.

Свободные вариации встречаются в вокальной музыке. Обычно есть несколько куплетов, отличающихся по масштабу, внутренней структурой, гармоническим планом. Особенность - фактическое сходство куплетов, благодаря чему образ не меняется, и каждый куплет - вариант.

Двойные вариации вариации на две разные темы. В процессе развития они влияют друг на друга, обогащаются, обычно сближаются (приобретая черты симфоничности и сонатности). Существует три типа:

  1. с поочередным варьированием:

А В А1 В1 А2 В2 А3 В3 и т.д.

2. с групповым варьированием:

А А1 А2 А3 А4 А5 В В1 В2 В3 В4 В5 В6 А6 А7 А8 А9 А10 В7 В8 В9 В10

3. со смешанной структурой (поочередной и групповой);

Вариации:

Гендель Г. Пассакалья из сюиты соль минор для клавира

Глинка М. ʼʼКамаринскаяʼʼ

Глиэр Р. ʼʼКрасный макʼʼ, Танец русских моряков ʼʼЯблочкоʼʼ, 1 акт

Мендельсон Ф. Марш из увертюры ʼʼСон в летнюю ночьʼʼ

Равель М. Болеро

Стефанів Р. Молдавская хора

Барабушки

Крыжачок

Вариации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вариации" 2017, 2018.

  • - Геомагнитные вариации

    Магнитосфера Магнитное поле земли Географические магнитные полюса: 4 полюса (географические и магнитные). Земля вращается вокруг собственной оси. Точки выхода оси вращения на поверхность земли называются географическими полюсами (Северный и Южный). В... .


  • - Относительные показатели вариации

    Коэффициент осцилляции: %. Линейный коэффициент вариации: %. Коэффициент вариации: %. Обща дисперсия –измеряет вариацию признака по всей совокупности от общей средней под влиянием всех факторов, обусловивших эту вариацию: . Межгрупповая дисперсияхарактеризует... .


  • - Показатели вариации.

    На основе анализа потребления, сбережения и дохода Кейнс делает вывод о влиянии этих категорий на макроэкономическое равновесие. КАКОВ ЭТОТ ВЫВОД??? Теория мультипликатор Рост инвестиций способствует росту нац дохода в силу эффекта, называемого эффектом... .


  • - ВАРИАЦИИ ПО МОТИВАМ ФРАНЦУЗСКИХ ИМПРЕССИОНИСТОВ

    Работы художника Стреблянского В.В. несут настолько мощную жизнеутверждающую силу, что после их просмотра хочется жить и творить. Интересный, самобытный художник Стреблянский В.В. в своих работах отдаёт предпочтение цветовому их решению, что делает их светлыми,... .


  • -

    Основатель IDЕО и гуру инноваций Дэвид Келли подает это под другим соусом: Проваливайтесь быстрее. Преуспеете скорее. Несерьезно? Может быть. ...

    Технологическая карта урока

    Предмет

    Музыка

    Класс

    3в класс

    Тип урока

    Усвоения новых знаний

    Технология построения урока

    Изучение и первичное закрепление нового материала

    Тема

    «Вариации»

    Цель

    Сформировать представление о вариации, как о музыкальной форме, уметь отличать на слух особенности построения вариаций

    Основные термины и понятия

    Музыкальная форма, вариации, простые вариации, свободные вариации

    Планируемый(ожидаемый) результат

    Знать значение понятия вариации, простые и свободные вариации, уметь определять в музыкальных произведениях вариационную форму, отличать на слух простые и свободные вариации, создать модель вариаций

    Предметные умения

    Личностные УУД: развивать музыкально – эстетический вкус, музыкальный слух, умение реализовывать свой творческий потенциал в процессе индивидуального и коллективного действия, формировать умение отличать форму вариаций па слух, взаимодействовать со сверстниками при решении творческих задач

    Регулятивные УУД: формировать умение контролировать и корректировать собственные учебные действия, понимать усепхи и неудачи в вокально – хоровой деятельности, творческих заданиях на слух

    Познавательные УУД: уметь распознавать виды вариаций, опираясь на средства музыкальной выразительности, знать музыкальные области применения вариационной формы

    Организация пространства

    Инструмент, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку

    Формы работы

    Ресурсы

    Фронтальная

    Групповая

    Работа в парах

    Индивидуальная

    Восприятие и анализ музыкального произведения

    Вокально – хоровая работа

    Создание модели свободных вариаций

    Запись определений в рабочих тетрадях

    Дидактические задачи этапов урока

    Этапы урока

    Дидактические задачи

    Организационный

    (этап мотивации)

    Развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости

    Актуализация опорных знаний и умений

    Стимулирование познавательной деятельности учащихся посредством демонстрации презентации, знакомство с терминами музыкальная форма, вариации

    Постановка учебной проблемы

    Выдвижение проблемно – поискового задания, организация путей решения с помощью наводящих вопросов

    Формулирование проблемы, планирование деятельности

    Теоретическое разграничение видов вариаций, раскрытие их особенностей

    Открытие нового знания

    Открытие нового знания через теорию

    Первичная проверка понимания

    Создание проблемной ситуации через слушание, организация путей решения

    Применение новых знаний

    Организация коллективно – исполнительской деятельности, связь ее с проблемой урока, логическое построение драматургии урока, выполнение творческого задания

    Проверка эмоциональной, деятельностной сферы, уровня овладения учебным материалом

    Технология изучения

    Этапы урока

    Формируемые умения

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Организационный

    Метапредметные (УУД): познавательная деятельность учащихся

    Регулятивные:корректировать собственное исполнение

    Коммукативные:эмоционально – образный настрой

    Музыкальное приветствие: - Здравствуйте, ребята!

    Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передавая частичку хорошего настроения.

    Какая песня звучала, когда вы заходили в класс? Эта песня звучала не случайно, сегодня, опираясь на нее, мы будем говорить о музыкальной форме вариации. (1 слайд)

    Учащиеся под музыку р.н.п. «Во поле береза стояла…» входят в класс, приветствие: - Здравствуйте, учитель!

    Актуализация знаний

    Предметные: знакомство с новой музыкальной формой

    Метапредметные (УУД): выделение главной цели урока

    Познавательные: выбор критериев для сравнения

    Коммукативные:сотрудничество с учителем

    Исполним прозвучавшую песню. (2 слайд)

    Вариации – старейшая музыкальная форма,зародилась она в народном творчестве. Народные исполнители обычно повторяли свои напевы по несколько раз, при этом, каждое новое исполнение звучало в измененном варианте. В современном искусстве вариации широко применяются композиторами в популярной музыке, так как она в основном состоит из песен, где повторяются куплеты.

    Что же обозначают термины – музыкальная форма и вариации? (3 слайд)

    Учащиеся принимают участие в коллективном пении, воспринимают рассказ учителя

    Работают с презентацией,

    записывают термины в тетрадь

    Постановка учебной проблемы

    Предметные: определить на слух отличительные особенности вариационной формы

    Метапредметные (УУД):готовность к логическим действиям

    Познавательные: мысленное расчленение произведения на части

    Регулятивные: умение действовать по плану

    Коммукативные: умение участвовать в совместной деятельности

    Послушайте песню, звучавшую в начале урока, посмотрите видеоклип. (4 слайд)

    Дайте ответы на вопросы.

    (5 слайд)

    Учащиеся слушают, анализируют, отвечают на вопросы.

    Формулирование проблемы планирование

    Личностные: слушать, находить нужную информацию в презентации

    Метапрдметные (УУД): разделение общих и частных понятий

    Регулятивные: оценка собственных умозаключений

    Тема вариаций может быть оригинальной (написанной самим композитором) или заимствованной. Вариации могут наполняться совершенно разным содержанием: от очень простого до глубокого и философского смысла.

    Такие вариации делятся на простые и свободные.

    Слушают, отмечают различие видов вариаций

    Открытие нового знания

    Предметные: более полное знакомство со средствами музыкальной выразительности

    Метапредметные (УУД): знакомить с терминами «свободные и простые» на примере вариаций

    Познавательные: искать пути решения в ответе на вопрос о сложности вариаций

    Регулятивные: формировать наводящие и проблемные вопросы

    Коммукативные: участие в совместной деятельности, поиск компромиссов

    Создавая вариации, композиторы применяют средства музыкальной выразительности. Повторим некоторые из них.

    (6 слайд)

    Сейчас мы еще раз услышим песню «Во поле береза стояла» в новом исполнении. П. И. Чайковский включил её в финал Симфонии №4. В этом произведении русская песня рисует картину праздничного народного веселья. Как только вы услышите звучание знакомой темы - поднимите руку иопределите, какие это вариации: простые или свободные.

    (7 слайд)

    Работают с презентацией, зачитывают термины, дают характеристику.

    Активно слушают музыку, делают выводы.

    Физкультминутка

    Соблюдение здоровье сберегающих технологий

    Физкультминутка «Елочка» (8 слайд)

    Встают, выполняют упражнения

    Применение нового знания

    Предметные: применение полученных знаний в создании модели вариаций

    Метапредметные (УУД): умение анализировать проблемы войны и мира

    Познавательные: формированиемотивации к культуре другой страны

    Регулятивные: контролировать свои эмоции

    Коммукативные: участие в вокально-хоровой работе, воспринимать окружающий мир

    А сейчас вы познакомитесь с японской народной песней «Сакура». (9 слайд)

    Что такое сакура?

    Япония – это страна земледельцев. Поэтому японцы уделяют много внимания растениям, причем воспеваемые растения часто не имеют практической значимости. Сакура – это несъедобная разновидность вишни, тем не менее, перед храмами высаживаются аллеи из деревьев сакуры, за ее цветением в конце марта – начале апреля следят все средства массовой информации, поклонение носит религиозный и эстетический характер (наслаждаются красотой).

    Исполним эту песню на русском и японском языке. (10, 11 слайды)

    Какой язык более благозвучен с нежным характером песни?

    А нет ли у вас ощущения, что эту песню хочется продолжить?

    Незаконченность – это особенность японской музыки.

    Сейчас прозвучат вариации на тему «Сакура», но прежде послушайте о страшной трагедии, произошедшей в Японии в 1945 году.

    6 августа 1945 года в 8 часов утра, когда японцы спешили на работу, над городом Хиросима показались три самолета. У ведущего самолета открылись люки, и от него отделилась и начала падать бомба. Когда она взорвалась, то превратилась в гигантский огненный шар, который вобрал в себя весь город, а затем поднялся над ним невиданным грибообразным облаком. В аду оказались ни в чем неповинные жители Хиросимы. А 9 августа та же участь постигла другой японский город - Нагасаки. Погибли сотни и сотни тысяч людей, а те, кто выжил, были обречены. Как вы понимаете, последствия взрывов потрясли и ужаснули всех, в том числе и российского композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Все свои переживания, сочувствие японскому народу композитор выразил в вариациях на тему японской народной песни "Вишня". Чуть позже в Японии вышла книга, которая называлась "Девочка Садако хочет жить". Семья девочки попала в эту трагедию. Девочка заболела неизлечимой болезнью. Садако очень хотела поправиться и однажды, она спросила у доктора: "Буду ли я жить?". Доктор ответил: "Да. Ты поправишься, когда сделаешь тысячу бумажных журавликов." Девочка так любила жизнь, тех, кто был рядом с ней, но, несмотря на это Садако не успела сделать тысячу журавликов. В память о ней дети Японии сделали тысячу журавликов и запустили их в небо.

    Слушание музыки.

    (12-32 слайды)

    Какой философский смысл заложен в произведение?

    Люди должны помнить о страшных уроках истории. А музыка предостережет их от необратимых действий.

    На партах перед вами «Модель вариаций Д. Б. Кабалевского».(Пр. 1)

    Посоветуйтесь друг с другом и решите, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор.

    Сделайте вывод – эти вариации простые или свободные? Почему?

    После это задание проверяется на экране.

    (33 слайд)

    Вспоминают, отвечают

    Участвуют в вокально–хоровой работе.

    Аргументируют ответ

    Аргументируют свой ответ

    Учащиеся слушают,

    Участвуют в рассказе о историческом событии, эмоционально сопереживают

    Слушание с просмотром презентации

    Дают

    аргументиро - ванный ответ

    Работа в парах с «Моделью вариаций»

    Свободные, потому, что использованы почти все средства музыкальной выразительности, первоначальная тема узнается с трудом.

    Рефлексия учебной деятельности

    Личностные: осознание развитости музыкально – эстетического чувства

    Метапредметные (УУД): умение самоопределиться в оценивании усваемого содержания, обеспечивающего личный моральный выбор

    Регулятивные: понимание успешности и причин неудач

    Коммукативные:уменииеучаствовать в совместной деятельности

    В конце урока мне хочется узнать, как вы оцениваете свою деятельность на уроке. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны хлопните в ладоши один раз, если нет, стукните один раз ногой.

    Вариации – форма, состоящая из темы и ряда её видоизмененных повторений.

    Песенно-танцевальные истоки тематизма формы вариаций. Выразительно-смысловое значение темы вариаций и принцип её строения.

    Вариационность и цикличность – основные принципы строения формы вариаций.

    Классификация вариационных форм: строгие вариации, свободные вариации. Строгие и свободные вариации как исторически сложившиеся типы форм.

    Виды строгих вариаций: вариации на бассо остинато, орнаментальные вариации, вариации на неизменную мелодию (глинкинский тип). Характер тематизма, методы развития в каждом из видов вариаций. Ладогармонические особенности вариационных циклов.

    Свободные вариации как проявление закономерностей в музыке II половины ХIХ века. Яркость, картинность тематизма; наличие контраста между вариациями; использование определенных жанровых особенностей в каждой вариации (в стиле марша, скерцо, арии и др.), свобода ладотональных отношений между вариациями; изменение структуры темы.

    Приемы объединения вариационных циклов: принцип ритмического дробления, ладотональные закономерности; методы развития темы, жанровые признаки. Образование двух частных, трех частных, рондообразных признаков форм на основе объединения вариаций в группы.

    Куплетно-вариационная форма. Её особенности и применение в народной музыке и в отечественной массовой песне.

    Характеристические вариации. Их особенности и применение.

    Рассредоточенный вариационный цикл – «большая вариационная форма». Объединение вариаций, расположенных на достаточном удалении друг от друга, в пределах части, оперного акта, или пределах всего произведения.

    Вариации на две темы. Характер обеих тем и принципы их соотношения. Возможные расположения тем в вариациях: их чередование, объединение в группы.

    Проявление остинатного принципа вариаций в импровизационных формах эстрадной музыки.

    Вариационные формы в музыке отечественных композиторов.

    Возможные интерпретации вариационных форм.

    Литература:

    1.

    2.

    3.

    Тема 8. Циклические формы. Сюитные циклы, сонатно-симфонические циклы, циклы фортепианных миниатюр, вокальные циклы.

    Циклические формы – многочастные произведения, объединенные общим замыслом.

    Признаки циклических форм и общая композиция: расчлененность, принцип контраста, принцип репризности, создание единства.

    Два основных вида циклических форм: сюитный, сонатно-симфонический. Исторические типы сюитных форм сюитных форм: старинная сюита, классическая сюита, сюита XIX – ХХ вв. Жанровые истоки тематизма старинной сюиты, принципы формообразования, соотношение частей в форме. Влияние сонатно-симфонического цикла на развитие классической сюиты. Сюита XIX – XX вв. – объединение разнохарактерных пьес на основе балетной,

    оперной музыки. Главный фактор объединения цикла – программность.

    Классический четырех частный сонатно-симфонический цикл. Характер тематизма, образное содержание; функция, структура, ладотональные закономерности каждой части.

    Приемы объединения цикла – тематический, структурный, ладотональный, темповый и тембровый.

    Другие виды сонатно-симфонического цикла: двухчастные, трехчастные, пятичастные, шестичастные, семичастные. Сохранение признаков четырех частного цикла в многочастных произведениях на основе объединения двух медленных или двух быстрых частей цикла.

    Полифонические циклы. Принципы объединения прелюдии и фуги.

    Циклы фортепианных миниатюр. Элементы программности – важнейший фактор их объединения.

    Особенности вокальных циклов. Сюжетная направленность – дополнительный фактор для создания единства цикла.

    Контрастно-составные формы как особые виды циклических форм; их особенности и применение.

    Циклические формы в музыке советских композиторов. Особенности исполнения циклических форм.

    Литература:

    1. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: Учеб. Пособие: в 2х частях Ч.2/ М.Ш. Бонфельд – М.: Владос, 2003.

    2. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для пед. вузов/М.И. Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001.

    3. Способин И.В.Музыкальная форма: Учеб. общ. курса анализа/ И.В. Способин – М.:Музыка, 2002

    ВАРИАЦИИ (лат. variatio, «изменение»), один из приемов композиторской техники, а также жанр инструментальной музыки.

    Вариационность – один из основополагающих принципов музыкальной композиции. В вариациях основная музыкальная идея подвергается разработке и изменениям: излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии, соотношении контрапунктирующих голосов, тембре (инструментовке) и др.

    В каждой вариации может претерпеть изменение не только один компонент (например, фактура, гармония и др.), но и ряд компонентов в совокупности. Следуя друг за другом, вариации образуют вариационный цикл, но в более широкой форме могут перемежаться с каким-либо иным тематическим материалом, тогда складывается т.н. рассредоточенный вариационный цикл. Вариации могут быть и самостоятельной инструментальной формой, которую легко представить в виде следующей схемы: А (тема)–А1–А2–А3–А4–А5 и т.д. Например, самостоятельные фортепианные вариации на тему вальса Диабелли, ор. 120 Бетховена, и в составе более крупной формы или цикла – например, медленная часть из квартета, ор. 76, № 3 Й.Гайдна.

    Произведения данного жанра часто называются «тема с вариациями» или «вариации на тему». Тема может быть оригинальной, авторской (например, симфонические вариации Энигма Элгара) или заимствованной (например, фортепианные вариации И.Брамса на тему Гайдна).

    Средства варьирования темы разнообразны, среди них – мелодическое варьирование, гармоническое варьирование, ритмическое варьирование, изменения темпа, изменения тональности или ладового наклонения, варьирование фактуры (полифония, гомофония).

    Форма вариаций имеет народное происхождение. Ее истоки восходят к тем образцам народно-песенной и инструментальной музыки, где основная мелодия видоизменялась при куплетных повторениях. Особенно благоприятствует образованию вариаций хоровая песня, в которой при сходстве основного напева постоянны изменения в других голосах хоровой фактуры. Такие формы варьирования характерны для многоголосных культур.

    В западноевропейской музыке вариационная техника стала складываться у композиторов, которые писали в контрапунктическом строгом стиле (cantus firmus). Тема с вариациями в современном понимании этой формы возникла примерно в 16 в., когда появились пассакальи и чаконы. Дж.Фрескобальди, Г.Перселл, А.Вивальди, И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, Ф.Куперен широко применяли эту форму.

    Основные вехи в истории вариаций – вариации на заданную мелодическую линию, т.н. cantus firmus в вокальной духовной музыке Средних веков и эпохи Возрождения; вариации для лютни и клавишных инструментов в испанской и английской музыке позднего Возрождения; клавирные сочинения итальянского композитора Дж.Фрескобальди и голландца Я.Свелинка в конце 16 – начале 17 вв.; сюита вариаций – одна из ранних форм танцевальной сюиты; английская форма граунд – вариации на повторяемую в басовом голосе короткую мелодию; чакона и пассакалья – формы, схожие с граундом, при том отличии, что повторяющийся голос в них не обязательно басовый (чакона и пассакалья широко представлены в творчестве Баха и Генделя). Среди известнейших вариационных циклов начала 18 в. – вариации А.Корелли на тему La Folia и Гольдберг-вариации И.С.Баха. Вероятно, самым блестящим периодом в истории вариаций является эпоха зрелой классики, т.е. конец 18 в. (сочинения Гайдна, Моцарта и Бетховена); как метод варьирование и сегодня остается важным компонентом инструментальной музыки.

     
    Статьи по теме:
    Значение птицы при гадании
    Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
    Рыба, тушенная в майонезе
    Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
    Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
    Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
    Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
    * Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме