Концерт (музыкальная форма). Инструментальный концерт Сообщение об инструментальном концерте

Концерт как музыкальный жанр

Концерт (с лат. – состязание) - музыкальный жанр, в основе которого лежит контрастное противопоставление партий солиста, нескольких солистов, меньшей части исполнителей всему ансамблю.

Существуют концерты для одного или нескольких инструментов с оркестром, для оркестра, для хора без сопровождения. Сочинения, называющиеся «концертами» , впервые появились в конце XVI в . В Италии. Как правило, это были вокальные полифонические пьесы, однако в их исполнении могли участвовать и инструменты. В XVII в. концертом назывались вокальные произведения для голоса в сопровождении инструментального аккомпанемента. В России в XVII-XVIII вв. сформировался особый тип концерта - многоголосное хоровое произведение без сопровождения .

Принцип «состязания» постепенно проникал и в чисто инструментальную музыку. Сопоставление всего ансамбля (тутти) с несколькими инструментами (соло) стало основой концерто гроссо - жанра, получившего распространение в эпоху барокко (вершинные образцы концерто гроссо принадлежат А. Корелли , А. Вивальди , И. С. Баху, Г. Ф. Генделю) .

В эпоху барокко складывается также тип сольного концерта для клавира, скрипки и других инструментов в сопровождении оркестра. В творчестве В. А. Моцарта , Л. Бетховена тип инструментального концерта для солирующего инструмента/тов с оркестром получил свое классическое воплощение. В первой части темы вначале излагаются оркестром, затем - солистом и оркестром; незадолго до окончания первой части возникает каденция - свободная импровизация солиста. Темп первой части, как правило, подвижный. Вторая часть - медленная. Ее музыка выражает возвышенное раздумье-созерцание. Третья часть - финал - быстрая, жизнерадостная, нередко связанная с народно-жанровыми источниками. Так строятся многие концерты, созданные композиторами XIX-XX вв.

Н-р, П. И. Чайковский в своем знаменитом 1-м концерте для фортепьяно с оркестром использует трехчастную форму цикла. В первой части сочетаются патетические и лирико-драматические образы. В основу ее главной темы композитор положил напев лирников (слепых певцов, аккомпанирующих себе на лире). Вторая часть - лирическая по характеру. В третьей Чайковский воссоздает картину праздничного веселья, используя украинскую народную песню-веснянку.

Развитие инструментального концерта в творчестве композиторов-романтиков шло как бы по двум направлениям: с одной стороны, концерт по своим масштабам, музыкальным образам сближался с симфонией (например, у И. Брамса), с другой - усиливалось чисто виртуозное начало (в скрипичных концертах Н. Паганини).

В русской классической музыке жанр инструментального концерта получил своеобразное и глубоко национальное претворение в фортепьянных концертах Чайковского и С.В. Рахманинова, в скрипичных концертах А.К. Глазунова и П.И. Чайковского.

контрольная работа

1. Понятие концерта, специфика, классификация

Концерт - это особая законченная сценическая форма, в основе которой - номер, свои законы построения, свои художественные принципы и свои "условия игры". Каждый из них по форме и содержания имеет свои особенности.

Концерты бывают самых различных видов:

· смешанный (музыкальные номера, художественное чтение, сцены из спектаклей и т.д.),

· эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, цирковые номера и др.),

· музыкальный,

· литературный.

Наиболее распространен дивертисментный (сборный) концерт, в который может входить: пение, музыка, танцы, сценки, пародии и др. Такой концерт, тем более театрализованный, это произведение сценического эстрадного искусства, и важнейшая роль в нем принадлежит режиссеру.

Также концерт - (нем. - "состязание") - состязание в мастерстве, его демонстрация.

1) Музыкальное произведение для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра.

2) Публичное исполнение музыкальных произведений.

3) Публичное исполнение произведений малых форм, соревнование разных жанров, видов исполнительского искусства.

Концерт - едва ли не самая популярная и общедоступная форма культурно-просветительной работы, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного. Наконец, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский, - это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю. Практическая методика предусматривает ряд требований и условий, которые следует брать в расчет постановщикам: высокая идейность исполняемого репертуара; его художественная полноценность; жанровое разнообразие, особенно когда речь идет о концерте для смешанной аудитории; высокое качество исполнения номеров и эпизодов; оригинальность исполняемых номеров, разнообразие жанров; надлежащее качество драматургической основы и соответствующий уровень режиссуры.

Концерт - это публичное исполнение музыкальных произведений по заранее составленной программе. В период средневековья концерт имел музыкально-инструментальный характер. На нем могли быть приглашенные члены только аристократических, знатных семей. Организовывался для небольшого количества приглашенных и был закрытым от посторонних глаз. Впервые публичные концерты организовывались во второй половине XVIII века и были сугубо музыкальными.

Первый развлекательный концерт, с внедрением продуманной программой, был организован в Англии. Проводились они в театрах, пивных барах со сценой, и в музыкальных залах гостиниц. Виды концертов - это самостоятельные программы, своеобразие которых определяется задачами, потребностью зрителя, эстетическими запросами определенной аудитории. Можно определить основные разновидности концертов:

1. Сольный - концерт одного исполнителя, популярность которого в сочетании с глубоким и ярким репертуаром способны на протяжении всего вечера поддерживать неослабевающий интерес. К сольным концертам относятся также: концерты хореографического коллектива, хора, одного ансамбля, оркестра, как единого организма.

2. Концерт-дивертисмент - сборный, смешанный. Определяется выступлением артистов разных жанров.

3. Академический, филармонический - концертные организации, ставящие своей целью пропаганду высоко художественных и музыкальных произведений, (а иногда и различных видов эстрадного искусства и исполнительского мастерства). Исполняемые в таких концертах жанры достаточно сложны по форме и содержанию, требуют особой подготовленности от аудитории.

4. Камерные концерты - (в переводе "комната") - по звучанию репертуара, по характеру исполнительства предназначенный для небольшого помещения, для небольшого круга слушателей.

4. Тематический концерт - концерт одной главенствующей темы. Она, как стержень нанизывает и группирует вокруг себя все художественные компоненты концерта. Здесь жанры могут быть различные.

6. Концерт-ревю - (с франц. "панорама", "обозрение") - обозрение на определенную тему, его сюжет, его ход, подача номеров различных жанров, соединение патетического и комического.

Условно ревю можно разделить на 2 вида:

1) Ревю-феерия.

2) Камерное ревю.

В (1) определяющим является сочетание значимости содержания с яркой зрелищностью. Постановка ревю-феерии характерна для мюзикл-холла и эстрадных коллективов подобного типа. В ревю-феериях основными компонентами являются разнообразные эстрадные, цирковые и другие драматургические номера, большие коллективы, танцевальные группы, эстрадные оркестры. Основную роль играет музыка. Сцен. решение в ревю-феерии отличает эффективное использование технических возможностей сцены.

7. Эстрадный концерт - вершина развлекательности, в них меньше внимания уделяется камерной, особенно инструментальной музыке и серьезным жанрам. Главенствующее место: эстрадная песня, юмор, танец.

8. Гала-концерт - (с франц. "большой") - особенно праздничное, торжественное, привлекающее публику зрелище.

9. Шоу - пышное зрелище с участием звезд эстрады, цирка, джаза, спорта и т.д., в котором звучащие слова, как наиболее полный выразитель содержательности исполняемого произведения, оказывается скрытым антуражем декораций, света, технических возможностей.

10. Концерт-шатан - развлекательные мероприятия с разными программами в барах, ресторанах, гостиницах, концертных залов.

Организация концертов представляет собой административно-технический процесс. Он состоит из нескольких этапов:

2. Разработка сценария. Режиссерская подготовка проекта;

3. Приглашения звездных исполнителей;

4. Техническое обеспечение концерта;

5. Оформление праздников дизайнерскими решениями;

6. Административный контроль и проработка трансферов исполнителей и участников.

Разного рода празднований, презентаций альбомов любимых исполнителей, концертных туров звёзд мировой и государственной эстрады, корпоративные и государственные праздники, спортивные соревнования круглый год собирают десятки тысяч людей на стадионах, площадях, концертных залах, плацах. Целые команды специалистов трудятся над организацией каждого мероприятия.

Основу концерта составляют номера. В зависимости от их содержания, структуры и характера различают следующие виды концертов -- дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные. Дивертисментные концерты составляются из музыкальных номеров различных жанров. Они, как правило, бессюжетного построения. Тематические концерты проводятся в клубах в связи с праздниками, юбилейными датами.

В последнее время широкую популярность приобрели театрализованные концерты -- разновидность тематического концерта, в котором номера соединяются в единое целое. Театрализованный концерт представляет собой синтез различных музыкальных жанров. Театрализованные тематические концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера, знаменательными датами. Они являются частью торжественного заседания, завершением смотров художественной самодеятельности, праздников музыки, музыкальных фестивалей.

В отличие от тематического концерта, театрализованный концерт помимо темы имеет свою четкую сюжетную линию. Как правило, театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, и финал. Получили широкое распространение самодеятельные мюзик-холльные программы, объединяющие различные жанры эстрадного искусства. Составление такой программы -- один из самых ответственных и сложных моментов организации концертной деятельности.

"Концерт для фагота и одиннадцати струнных" французского композитора Жана Франсе

Инструментальный концерт возник на рубеже XVI-XVII вв. как один из жанров церковной музыки. За несколько столетий существования он прошел достаточно сложный путь развития...

Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает возвышенные эмоции...

Гармоническая фактура светской музыки эпохи Возрождения

Рассмотрим, что такое фактура. Фактура-это форма изложения музыкального материала, которая проявляется и в статике (например, то или иное расположение аккорда). Фактура, являясь внутренней содержательной стороной произведения...

Жанры русского музыкального фольклора

Хоровод - сочетание хореографического движения целой группы лиц с их совместным ансамблевым пением. Хороводы имеют многовековую историю, на протяжении которой они развивались, обновлялись и по характеру хореографии, и по стилю пения...

Музыка как стиль искусства

Музыка возникла на низших ступенях общественного развития, выполняя преимущественно утилитарную роль - ритуальную, ритмическую в трудовой деятельности, способствуя при этом объединению людей в едином процессе...

Основные виды и жанры концертов

Театрализованный концерт, или, как его иначе называют, "концерт-спектакль" ("спектакль-концерт"), представляет собой органический сплав различных видов искусства: музыки, литературы, театра (музыкального и драматического), эстрады, кино и цирка...

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии...

Основные методы развития музыкальной памяти в музыкальной педагогике

Существует и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную...

Основные методы развития музыкальной памяти в музыкальной педагогике

Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти...

Особенности гармонического языка С.С. Прокофьева

Культура XX века - сложный, многоплановый и противоречивый феномен. Современное музыкальное искусство - часть этой реально функционирующей и развивающейся большой системы, еще недостаточно изучена как в целом так и в составных элементах...

Особенности музыкальной памяти

Существует несколько основных подходов в классификации памяти...

Специфика звуковой субстанции как музыкального материала

Эта сложность усугубляется в музыке дифференцированностью музыкальных профессий и инструментальным опосредованием. Звуковая материя, которой пользуются исполнитель и композитор, далеко не всегда производится самим музыкантом...

Стилистические особенности инструментальных концертов XVIII века

Фортепианные концерты в творчестве А.Г. Шнитке

Известно, что практически ни одно из сочинений Шнитке не обходилось без участия фортепиано, хоть по воспоминаниям Ирины Шнитке композитор предпочитал струнные инструменты, а "рояль у него был не на первом месте" Хайрутдинова А...

Языковые особенности бардовской песни (на примере исследования категории времени в творчестве Ю. Визбора)

В качестве исходной теоретической и методологической основы в данной работе принимается развернутое определение авторской песни, предложенное в монографии И.А.Соколовой: «Авторская песня…- это тип песни...

нем. Konzert, от итал. concerto - концерт, букв. - состязание (голосов), от лат. concerto - состязаюсь

Произведение для многих исполнителей, в к-ром меньшая часть участвующих инструментов или голосов противостоит большей их части или всему ансамблю, выделяясь за счёт тематич. рельефности муз. материала, красочности звучания, использования всех возможностей инструментов или голосов. С конца 18 в. наиболее распространены К. для одного солирующего инструмента с оркестром, реже встречаются концерты для нескольких инструментов с оркестром - "двойной", "тройной", "четверной" (нем. Doppelkonzert, Triepelkonzert, Quadrupelkonzert). Особые разновидности составляют К. для одного инструмента (без оркестра), К. для оркестра (без строго определённых сольных партий), К. для голоса (голосов) с оркестром, К. для хора а cappella. В прошлом были широко представлены вокально-полифонич. К. и concerto grosso. Важными предпосылками возникновения К. были многохорность и сопоставление хоров, солистов и инструментов, впервые получившие широкое применение у представителей венецианской школы, выделение в вок.-инстр. сочинениях сольных партий голосов и инструментов. Самые ранние К. возникли в Италии на рубеже 16-17 вв. в вок. полифонической церк. музыке (Concerti ecclesiastici для двойного хора А. Банкьери, 1595; Мотеты для 1-4-голосного пения с цифр. басом "Cento concerti ecclesiastici" Л. Виаданы, 1602-11). В таких концертах применялись разл. составы - от больших, включавших многочисл. вок. и инстр. партии, до насчитывавших лишь несколько вок. партий и партию генерал-баса. Наряду с наименованием concerto сочинения того же типа нередко носили наименования motetti, motectae, cantios sacrae и др. Высшую стадию развития церковного вок. К. полифонич. стиля представляют возникшие в 1-й пол. 18 в. кантаты И. С. Баха, к-рые сам он называл concerti.

Жанр К. нашёл широкое применение в рус. церк. музыке (с конца 17 в.) - в многоголосных произведениях для хора a cappella, относящихся к области партесного пения. Теория "творения" таких К. была разработана Н. П. Дилецким. Рус. композиторы очень развили многоголосную технику церковных К. (произведения на 4, 6, 8, 12 и более голосов, вплоть до 24-голосных). В библиотеке Синодального хора в Москве насчитывалось до 500 К. 17-18 вв., написанных В. Титовым, Ф. Редриковым, Н. Бавыкиным и др. Развитие церковного концерта было продолжено в конце 18 в. М. С. Березовским и Д. С. Бортнянским, в творчестве к-рых преобладает мелодически-ариозный стиль.

В 17 в., первоначально в Италии, принцип "соревнования", "состязания" нескольких солирующих ("концертирующих") голосов проникает в инстр. музыку - в сюиту и церк. сонату, подготавливая появление жанра инструментального К. (Balletto concertata P. Мелли, 1616; Sonata concertata Д. Кастелло, 1629). На контрастном сопоставлении ("соревновании") оркестра (tutti) и солистов (solo) или группы солирующих инструментов и оркестра (в concerto grosso) основаны возникшие в конце 17 в. первые образцы инструментального К. (Concerti da camera а 3 con il cembalo Дж. Бонончини, 1685; Concerto da camera a 2 violini e Basso continuo Дж. Торелли, 1686). Однако концерты Бонончини и Торелли были лишь переходной формой от сонаты к К., к-рый фактически сложился в 1-й пол. 18 в. в творчестве А. Вивальди. К. этого времени представлял собой трёхчастную композицию с двумя быстрыми крайними частями и медленной средней частью. Быстрые части обычно основывались на одной теме (реже на 2 темах); тема эта проходила в оркестре в неизменном виде как рефрен-ритурнель (монотемное allegro рондального типа). Вивальди были созданы как concerti grossi, так и сольные К. - для скрипки, виолончели, виоль дамур, различных дух. инструментов. Партия солирующего инструмента в сольных К. вначале выполняла преимущественно связующие функции, но по мере эволюции жанра приобретала всё более ясно выраженный концертный характер и тематич. самостоятельность. Развитие музыки строилось на противопоставлении tutti и solo, контрасты к-рых подчёркивались динамич. средствами. Преобладала фигурационная фактура ровного движения чисто гомофонного или полифонизированного склада. Концертирование солиста, как правило, имело характер орнаментальной виртуозности. Средняя часть писалась в ариозном стиле (обычно патетич. ария солиста на фоне аккордового аккомпанемента оркестра). Такой тип К. получил в 1-й пол. 18 в. всеобщее распространение. К нему принадлежат и клавирные К., созданные И. С. Бахом (некоторые из них представляют обработки собственных скрипич. концертов и скрипич. концертов Вивальди для 1, 2 и 4 клавиров). Эти сочинения И. С. Баха, как и К. для клавира и оркестра Г. Ф. Генделя, положили начало развитию фп. концерта. Гендель является также родоначальником органного К. В качестве солирующих инструментов, кроме скрипки и клавира, применялись виолончель, виоль дамур, гобой (к-рый часто служил заменой скрипки), труба, фагот, поперечная флейта и др.

Во 2-й пол. 18 в. сформировался классич. тип сольного инструментального К., чётко откристаллизовавшийся у венских классиков.

В К. утвердилась форма сонатно-симфонич. цикла, однако в своеобразном преломлении. Концертный цикл, как правило, насчитывал только 3 части, в нём отсутствовала 3-я часть полного, четырёхчастного цикла, т. е. менуэт или (впоследствии) скерцо (позднее скерцо иногда включается в К. - вместо медленной части, как, напр., в 1-м К. для скрипки с оркестром Прокофьева, или в составе полного четырёхчастного цикла, как, напр., в концертах для фп. с оркестром А. Литольфа, И. Брамса, в 1-м К. для скрипки с оркестром Шостаковича). Установились и нек-рые особенности в построении отдельных частей К. В 1-й части применялся принцип двойной экспозиции - сначала темы главной и побочной партий звучали в оркестре в осн. тональности, и лишь после этого во 2-й экспозиции они излагались при главенствующей роли солиста - главная тема в той же осн. тональности, а побочная - в другой, отвечающей схеме сонатного allegro. Сопоставление, соревнование солиста и оркестра проходило преимущественно в разработке. Сравнительно с доклассич. образцами существенно изменился сам принцип концертирования, к-рое стало более тесно связанным с тематич. развитием. В К. предусматривалась импровизация солиста на темы сочинения, т.н. каденция, к-рая располагалась на переходе к коде. У Моцарта фактура К., оставаясь преимущественно фигурационной, мелодизирована, прозрачна, пластична, у Бетховена исполнена напряжения в соответствии с общей драматизацией стиля. Как Моцарт, так и Бетховен избегают какого-либо штампа в построении своих К., зачастую отходя от охарактеризованного выше принципа двойной экспозиции. Концерты Моцарта и Бетховена составляют высочайшие вершины развития этого жанра.

В эпоху романтизма наблюдается отход от классич. соотношения частей в К. Романтики создали одночастный К. двух типов: малой формы - т.н. концертштюк (позднее и под назв. концертино), и крупной формы, соответствующей по построению симфонической поэме, в одночастности претворяющей черты четырёхчастного сонатно-симфонического цикла. В классич. К. интонационные и тематич. связи между частями, как правило, отсутствовали, в романтич. К. монотематизм, лейтмотивные связи, принцип "сквозного развития" приобрели важнейшее значение. Яркие образцы романтич. поэмного одночастного К. создал Ф. Лист. Романтич. иск-во 1-й пол. 19 в. выработало особый род красочно-декоративной виртуозности, ставшей стилевым признаком всего течения романтизма (Н. Паганини, Ф. Лист и др.).

После Бетховена наметились две разновидности (два типа) К. - "виртуозный" и "симфонизированный". В виртуозном К. инстр. виртуозность и концертирование составляют основу развития музыки; на 1-й план выступает не тематич. разработка, а принцип контраста кантилены и моторики, разл. типов фактуры, тембров и т.д. Во мн. виртуозных К. тематич. разработка вообще отсутствует (концерты Виотти для скрипки, концерты Ромберга для виолончели) или занимает подчинённое положение (1-я ч. 1-го концерта Паганини для скрипки с оркестром). В симфонизированном К. развитие музыки основано на симф. драматургии, принципах тематич. разработки, на противопоставлении образно-тематич. сфер. Внедрение симф. драматургии в К. обусловливалось его сближением с симфонией в образно- художественном, идейном смысле (концерты И. Брамса). Оба типа К. различаются по драматургич. функции осн. компонентов: для виртуозного К. характерна полная гегемония солиста и подчиненная (аккомпанирующая) роль оркестра; для симфонизированного К. - драматургич. активность оркестра (развитие тематич. материала осуществляется совместно солистом и оркестром), приводящая к относительному равноправию партии солиста и оркестра. В симфонизированном К. виртуозность стала средством драматич. развития. Симфонизация охватила в нем даже такой специфически-виртуозный элемент жанра, как каденция. Если в виртуозном К. каденция предназначалась для показа технич. мастерства солиста, в симфонизированном она включилась в общее развитие музыки. Уже со времени Бетховена каденции начали писать сами композиторы; в 5-м фп. концерте Бетховена каденция становится органич. частью формы произведения.

Чёткое разграничение виртуозного и симфонизированного К. не всегда представляется возможным. Большое распространение получил тип К., в к-ром концертность и симфоничность выступают в тесном единении. Напр., в концертах Ф. Листа, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова симфонич. драматургия сочетается с блестящим виртуозным характером сольной партии. В 20 в. преобладание виртуозной концертности характерно для концертов С. С. Прокофьева, Б. Бартока, преобладание симфонич. качеств наблюдается, напр., в 1-м скрипичном концерте Шостаковича.

Оказав значительное влияние на К., симфония, в свою очередь, испытала влияние К. В конце 19 в. возникла особая "концертная" разновидность симфонизма, представленная произв. Р. Штрауса ("Дон Кихот"), Н. А. Римского-Корсакова ("Испанское каприччо"). В 20 в. появилось также довольно много концертов для оркестра, основанных на принципе концертирования (напр., в сов. музыке - азерб. композитора С. Гаджибекова, эстонского композитора Я. Ряэтса и др.).

Практически К. созданы для всех европ. инструментов - фп., скрипки, виолончели, альта, контрабаса, деревянных и медных духовых. Р. М. Глиэру принадлежит пользующийся большой популярностью К. для голоса с оркестром. Сов. композиторами написаны К. для нар. инструментов - балалайки, домры (К. П. Барчунова и др.), армянского тара (Г. Мирзоян), латвийского кокле (Я. Мединь) и т.д. В сов. музыке жанр К. получил огромное распространение в разл. типовых формах и широко представлен в творчестве многих композиторов (С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Н. Я. Мясковского, Т. Н. Хренникова, С. Ф. Цинцадзе и др.).

Литература: Орлов Г. А., Советский фортепианный концерт, Л., 1954; Хохлов Ю., Советский скрипичный концерт, M., 1956; Алексеев А., Концерт и камерные жанры инструментальной музыки, в кн.: История русской советской музыки, т. 1, M., 1956, с 267-97; Раабен Л., Советский инструментальный концерт, Л., 1967.

Цели урока:

  • Образовательная : познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра инструментального концерта на примере концерта «Времена года» А.Вивальди, закрепить представления о различных видах концерта, расширить представления о программной музыке.
  • Развивающая : продолжить знакомить с лучшими образцами музыки эпохи барокко.
  • Воспитательная : воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка» для 6 класса, творческая тетрадь к данному учебнику, фонохрестоматии к учебнику «Музыка» 6 классов, рабочая тетрадь, музыкальные словари.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Эпоха барокко – композиторы, жанры, музыкальные образы.
2.1. Развитие жанра концерта в творчестве А.Вивальди.
2.2. История возникновения балета «Времена года».
2.3. Современные исполнители и исполнительские коллективы.
3. Домашнеее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем:

– Здравствуйте, ребята, здравствуйте! (Постепенное восходящее движение от первой ступени к пятой по звукам тонического трезвучия) .
Ответ детей:

– Здравствуйте, учитель, здравствуйте!» (Полное повторение исходной попевки).

2. Изучение нового материала.

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения,
музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему…
Её можно назвать воплощением всего прекрасного и возвышенного.

Платон

Учитель: На самом первом уроке по музыке в 6 классе мы говорили о музыкальном разнообразии: музыка бывает вокальной и инструментальной. Тема нашего сегодняшнего урока «Инструментальный концерт». Назовите, пожалуйста, жанры инструментальной музыки и возможные составы исполнителей. (Дети называют жанр симфонии, концерта, вокализа, песни без слов, сонаты, сюиты и исполнительские составы – музыка сольная, ансамблевая оркестровая). Найдите значение слова «Концерт» в музыкальных словарях.

(Дети ищут заданное слова и читают вслух найденное определение).

Ученик: Концерт (ит. concerto от лат. – concerto – соревнуюсь) называют:

1. Публичное исполнение музыкальных произведений.
2. Жанр крупного музыкального произведения виртуозного характера для солиста с оркестром, написанного чаще всего в форме сонатного цикла.
3. Полифоническая вокальная или вокально-инструментальная музыка, опирающаяся на сопоставление двух и более партий. Концерт строится их трёх частей (быстро – медленно – быстро).
В истории музыки есть концерты для солирующего инструмента и оркестра, для оркестра без солистов, в русской музыке в XVIII веке возник жанр духовного хорового концерта.

Учитель: В учебнике (стр.108-110) в изобразительном ряду рассмотрим репродукции картины «Весна» С. Ботичелли и рельефы Ф. Гужона. Музыку какого художественного стиля вы бы взяли, чтобы озвучить эти произведения искусств? Тема сегодняшнего урока – «Инструментальный концерт». Вы познакомитесь с зарождением и развитием жанра камерной музыки – инструментального концерта. Вспомните, как называется художественный стиль в культуре и искусстве европейских стран в период с 1600-1750 г.г.; творчество каких композиторов относится к эпохе барокко. (Дети должны дать определение этого слов из темы «Образы духовной музыки Западной Европы», назвать имя И.С. Баха, учебник стр.66). Вы верно назвали значение этого слова. Барокко– это один из самых красивых и изысканных стилей в искусстве. Предположительно происходит от португальского выражения pleurabarocco – жемчужина причудливой формы. И в самом деле, барокко – это жемчужина в цепи меняющихся художественных ценностей в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке

Для мастера барокко было важно запечатлеть божественную красоту жизни. Барокко как художественному стилю присущи выразительность, пышность, динамика. Искусство барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей и слушателей, подчеркивало драматичность душевных переживаний человека. Именно с возникновением барокко музыка впервые полно продемонстрировала свои возможности углубленного и многостороннего воплощения мира душевных переживаний человека. На ведущее место выдвинулись музыкально-театральные жанры, прежде всего опера, что определялось характерным для барокко стремлением к драматической экспрессии и сочетанию различных видов искусства. Это проявлялось и в сфере религиозной музыки, где ведущими жанрами были духовная оратория, кантата, пассионы. Одновременно обнаружилась тенденция к обособлению музыки от слова – к интенсивному развитию многочисленных инструментальных жанров. Высочайшими достижениями представлена барочная культура в изобразительном искусстве (Рубенс, Ван Дейк, Веласкес, Рибера, Рембрандт), в архитектуре (Бернини, Пюже, Куазевокс), в музыке (А.Корелли, А. Вивальди, И.С.Бах, Г.Ф.Гендель). Эпоху барокко принято считать с 1600-1750 г.г. За эти полтора столетия были изобретены такие музыкальные формы, которые, претерпев изменения, существуют в настоящее время.

На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с циклом концертов «Времена года», являющегося вершиной творчества А.Вивальди. Антонио Вивальди – итальянский скрипач, композитор и педагог.

Творческое наследие Вивальди чрезвычайно велико. Оно охватывает около 700 названий. Среди них 19 опер. Но главным историческим значением его творчества стало создание сольного инструментального концерта. В этом жанре было написано около 500 произведений. Многие из его концертов были написаны для одной и более скрипок, два концерта – для двух мандолин и несколько – для необычных музыкальных, например, для двух скрипок и двух органов. Сочиняя концерты для струнных инструментов, композитор один их первых обратился к сочинению музыки для духовых инструментов, считавшихся примитивными и неинтересными для композиторов. Гобой, валторна, флейта, труба в его концерта звучали полно и стройно. Концерт для двух труб А.Вивальди написал по заказу. Очевидно, исполнители хотели доказать, что на трубе можно играть красивую и виртуозную музыку. До сих пор исполнение этого концерта является доказательством высочайшего мастерства исполнителя. Много музыки написано композитором для фагота – более 30 концертов для фагота с оркестром. Особое предпочтение среди духовых инструментов Вивальди отдавал флейте с её нежным, мягким тембром. В партиях, поручаемых флейте, она звучит в полный голос, проявляя все свои достоинства.

В творчестве А.Корелли был сформирован concerto grosso (сопоставление всего ансамбля с несколькими инструментами). А. Вивальди сделал шаг вперёд по сравнению со своим предшественником: сформировал жанр сольного концерта, который значительно отличался масштабами развития, динамичностью и экспрессивностью музыки. В композициях концертов чередовались сольные и оркестровые части, основанные на «хорошо организованном контрасте». Принцип контраста определял трёхчастную форму концерта: 1-я часть – быстрая и энергичная; 2-я – лирическая, певучая, небольших размеров по форме; 3-я часть – финал, живой и блестящий. Сольный инструментальный концерт был рассчитан на широкую аудиторию, для которого были присущи элементы зрелищности, некоторой театральности, проявляющуюся в состязании солиста и оркестра – в беспрестанном чередовании tutti и solo. Именно в этом и был смысл концерта, музыки.

Циклом концертов «Времена года» являются вершиной творчества А.Вивальди.
Предлагаю вам послушать 1-ю часть концерта. (Звучит 1-я часть, учитель название не называет) .
– С каким временем года может ассоциироваться эта музыка? (Учащиеся определяют первоначальную интонацию, характер музыки, быстрый темп, контрасты динамики, изобразительные моменты – подражание пению птиц, это весна).

Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, мурлыканье кошки, треск горящих дров в камине, пение птиц…
В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие. Но сами по себе звуки – еще не музыка. И когда человек стал организовывать их, чтобы выразить свои чувства и мысли – возникала музыка.
Как можно охарактеризовать мелодию? (Возможные ответы детей: ясно слышно, где играет оркестр, а где звучит солирующая скрипка. мелодия, которая исполняется оркестром; мелодия в мажорном ладу, очень ясная, яркая, легко запоминается, в танцевальном ритме. Мелодия, исполняемая солистом, гораздо сложней, она виртуозная, красивая, украшена музыкальными распевами, похожа на пение птиц).

Среди музыкантов всех времён было популярно подражание птичьими голосам. Пение птиц имитировалось в древности, идо сих пор такие имитации встречаются в музыкальном фольклоре разных народов. Мыслители, ученые, музыканты искали в пении птиц истоки музыки. «Музыкальность» многих птиц не перестаёт восхищать. Недаром соловей стал одним из символов искусства вообще, а сравнение с ним – похвала для певца. Композиторы эпохи барокко написали много прекрасной «птичьей» музыки – «Ласточка» К.Дакена, « Перекликание», «Курица» Ф. Рамо, «Влюблённый соловей» и «Соловей – победитель» Ф. Куперена, многочисленные «Кукушки»– Куперена, А.Вивальди, Б.Пасквини и.т.д.Связаны ли музыкальные темы оркестра и солиста? (В музыкальных темах один ритм, ярко динамическое волнение, дыхание простора на природе, ощущается радость жизни).
– Какой инструмент в эпоху барокко был самым совершенным?

Как мало струнных инструментов использовал А.Вивальди по сравнению с современными оркестрами. В первоначальном варианте, по замыслу композитора, струнных всего пять. Современные струнные коллективы начинались с небольших оркестров, состоявших из пяти, затем десяти, двенадцати, четырнадцати инструментов. Скрипка – самый важный инструмент оркестра, Золушка современного симфонического оркестра. До сих пор это самый совершенный инструмент из всех струнных. У неё чудесное звучание и невероятный диапазон. Во времена Вивальди и Баха были сделаны лучшие инструменты в истории. В маленьком итальянском городке Кремона делали прекрасные и неповторимые скрипки. Запомним имена Страдивари, Амати, Гварнери. Маленький городок славился своими мастерами. За последние триста лет никто не смог сделать скрипки лучше, чем мастера Кремоны. В своём произведении А.Вивальди показал яркость и красоту звучания скрипки, как солирующего инструмента.

Музыка – один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является образным отражением жизни. Каждое искусство говорит на своем языке. Музыка – язык звуков и интонаций – отличается особой эмоциональной глубиной. Именно эту эмоциональную сторону вы почувствовали при прослушивании музыки А.Вивальди.

Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставлять наслаждение или, напротив, вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать к размышлениям и открывать перед слушателем неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что их порой невозможно описать словами.

Подумайте, можно ли на эту музыку поставить балет? Когда соревнуются в мастерстве солист и оркестр, они непременно должны играть для зрителя. Именно в этом непрестанном чередовании звучания оркестра и ярко звучащей солирующей скрипки, в ощущении театра и дискуссии, в гармоничности и стройности музыкальной формы ощущаются характерные черты музыки барокко. При повторном прослушивании 1 –ой части концерта вслушайтесь в звучащую музыкальную ткань. Мелодический голос сочетается с непрерывным, строго определённым по форме сопровождением. В этом отличие от сочинений предшествующего периода, где главенствующую роль играла полифония – одновременное звучание нескольких мелодий, равных по своей значимости.

Итак, концерт А.Вивальди «Времена года» состоит из четырёх частей. Название каждой части соответствует названию времени года. Развитие музыкального образа каждой части основано не только на сопоставлении звучания скрипки соло и tutti оркестра. В концерте музыка следует за образами стихотворных сонетов, которыми композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла, т.е. существует некоторая программа. Есть предположения, что сонеты были написаны самим композитором. Обратимся к переводам сонета, который стал своеобразной программой концерта. В учебнике на стр.110- 111 предложено два варианта перевода. Какой из них, на ваш взгляд, большее точно соответствует музыкальному образу 1-й части концерта «Весна»? Какими средствами выразительности литературный текст передаёт настроение человека, его душевное и эмоциональное состояние, связанное с приходом весны? А.Вивальди, используя литературную программу в своём концерте, явился основоположником программной музыки. В XIX веке возникла программная музыка – произведение, в основе которого лежит литературная основа.

Программная музыка – род инструментальной музыки. Это музыкальные произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатлённое в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явления действительности, которое имел в виду композитор («Утро» Э.Грига к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт») или на вдохновившее его литературное произведение произведение («Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского – увертюра – фантазия по одноимённой трагедии У.Шекспира).
Перейдём к работе с учебником. На стр. 109. вам предложена главная тема 1-й части концерта «Весна». Я напомню её звучание, сыграв на инструменте. Можно ли напеть эту мелодию? Давайте пропоём мелодию. Зная средства музыкальной выразительности, охарактеризуйте эту музыкальную тему (учащиеся дают характеристику мелодии, лада, длительностей, темпа, регистра, тембра). Повторяется ли эта тема? В какой музыкальной форме (рондо, вариации) написана 1-я часть концерта? Какой принцип развития (повтор или контраст) композитор использует в музыке 1-й части? Есть ли изобразительные эпизоды? Если есть, то определите их необходимость и подтвердите примером из литературного текста. Можете ли напеть мелодию, исполняемую солистом? (Трудноисполняемая, виртуозные пассажи, как порыв ветра, трели птиц). Сравните с графическим изображением мелодии (восходящее движение, мелкие длительности и т.д.). Необходимость создания программной инструментальной музыки появилась в Италии ещё в XVII веке. В тот момент, когда в опере вошли в моду изображения героических поступков и пасторальных идиллий, картин преисподней и природных сил – бушующего моря, шелестящей листвы; оркестру в таких сценах отводилась доминирующая роль. В сравнении с композиторами-инструменталистами эпохи барокко А.Вивальди обнаружил большой талант в этой области. Долгое время о Вивальди помнили благодаря И.С.Баху, который сделал несколько транскрипций его произведений. Были переложены шесть концерт Вивальди для фортепиано и органа, которые долгое время считались написанными самим Бахом. Творчество А.Вивальди оказало большое влияние на формирование творческого стиля И.С.Баха, особенно первые скрипичные концерты Вивальди.

Вы ещё раз обратитесь к музыке 1-й части концерта «Весна», но прослушивание будет необычным: вы будете и слушать, и смотреть фрагмент балета «Времена года» на музыку А.Вивальди в постановке выдающегося французского хореографа-постановщика Р. Пети. Балет исполняет Марсельская труппа.

Спектакль «Времена года» ставился разными хореографами на разную музыку. Многими композиторами была написана музыка на эту тему, это – А.Вивальди, П.И.Чайковский, А.Глазунов и др. Существовали разные версии постановок спектаклей: это четыре времени года, четыре времени жизни, четыре времени дня. Сегодняшний спектакль хореографа Р. Пети поставлен на тему Баланчина. Обратимся к Энциклопедии «Балет».

Джордж Баланчин, родился в 1904 году, американский балетмейстер. Его творчество способствовало формированию нового направления в хореографии. Ставил драматические, комедийные, фарсовые балеты, основанные часто на несложном сюжете, где действие раскрывалось средствами танца и пантомимы; стиль балета во многом определялся декоративным оформлением, в котором был определённый смысл. Это направление в его творчестве получило наибольшее развитие после 1934 года. Баланчин стал создавать балеты на музыку, которая не была предназначена для танца (сюиты, симфонии, том числе концерт «Времена года»). В этих балетах сюжет отсутствует, содержание раскрывается в развитии музыкально-хореографических образов.

Мысль о создании балета на тему Баланчина, бессюжетного балета, неоклассики, танца ради танца, посещала хореографа. Итог этого желания – создание балета «Времена года». Ролан – человек – импрессионист, поддающийся впечатления. Благодаря фантастической музыке А.Вивальди и творческой фантазии хореографа был поставлен сегодняшний спектакль. Одна из отличительных черт Р.Пети как балетмейстера – простота и ясность хореографического текста. Р.Пети – человек, который может творить абсолютно во всех направлениях и во всех жанра: он ставил танцы для кинофильмов, много ревю для мюзиклов, драматических спектаклей. Он ставил спектакли, где танец являлся чем-то божественным, тем, что приносит удовольствие и радость для тех, кто находится в зрительном зале. Р.Пети – человек, который обожает всё красивое. Для своей хореографии он руководствуется всегда только одним критерием – красота, гармоничное сочетание музыкальности и красоты.

Балет «Времена года» исполняется на одной из самых красивых площадей мира – площади Сан-Марко в Венеции. Божественная архитектура площади является декорацией к этому спектаклю. Артисты, которые исполняют спектакль, ушли в легенду, так как они были звёздами 70-80 годов. Это Доменик Кольфуни, Дэнис Ганьо, Луи Джебанино. Их творчество и талант высоко ценил Р. Пети. В частности, Доменик Кольфуни – одна из самых любимых балерин Пети. Д.Кольфуни была балериной Парижской Национальной оперы, но по просьбе Р.Пети уехала в Марсель. Для неё Р.Пети создал много спектаклей, в частности, спектакль «Моя Павлова». Как когда-то А.Павлова была идеалом для балетмейстера М.Фокина, такой же «Павловой» стала Д. Кольфуни для Р.Пети. (Просмотр фрагмента балета» Времена года», «Весна»).

Интерес музыкантов-профессионалов к музыке эпохи барокко не иссякает. В 1997 году известным итальянским клавесинистом и знатоком барокко Андреа Марконом был создан Венецианский барочный оркестра. Этот коллектив за четыре года приобрёл известность как одного из лучших ансамблей барочного инстументального исполнительства, в первую очередь, как убедительного интерпретатора музыки Антонио Вивальди. Многочисленные концерты и оперные постановки оркестра во многих странах Европы получили широкое признание не только в широкой слушательской среде, но и среди музыкальных критиков. Оркестр своими исполнениями подарил слушателям новое прочтение сочинений А.Вивальди, Ф.Кавалли, Б.Марчелло.

В минувшем концертном сезоне прошли концерты в 28 городах США со скрипачом Робертом Мак-Даффи, гастроли в Японии и Корее с участием скрипача Джулиано Карминьоло, была исполнена программа из сочинений Антонио Вивальди в одном из лучших концертных залов Амстердама – Concertogebouw. Участвуя в различных фестивалях Австрии, Швейцарии и Германии, оркестр выступил с такими известными солистами, как Магдалена Кожена, Чечилия Аартоли, Вивика Жено, Анна Нетребко, Виктория Муллова.
Обширная дискография оркестра удостоена многих престижных наград. Она включает в себя записи скрипичных концертов Вивальди и Локателли, альбом симфоний и концертов для струнных Вивальди, многие произведения композиторов эпохи барокко в исполнении выдающихся музыкантов современности.

Интерес к музыке А.Вивальди не иссякает. Его стиль узнаваем для широкого круга слушателей, музыка ярка и не теряет своих красок. Пример тому – обращение современного хореографа Р.Пети к музыке Вивальди и его прекрасная постановка балета «Времена года», создание новых инструментальных оркестров.

В чём секрет такой популярности музыки А.Вивальди? Слушая музыку композитора далёкого прошлого, что радовало и огорчало человека? К чему стремился, о чем он размышлял и как воспринимал мир? Музыка А.Вивальди, понятна музыка прошлого. Чувства, мысли переживания современного человека нисколько не изменились по сравнению с прошлым. Это радость жизни, восприятие окружающего мира, которое в музыки Вивальди позитивно и жизнеутверждающе. Концерты в творчестве А.Вивальди явились продолжением развития жанра инструментального концерта, получив законченную форму, ставшую образцом для последующих поколений европейских композиторов.

3. Домашняя работа: задание в творческой тетради по теме «Инструментальный концерт».

Посетителям филармонии знакома та особая, приподнятая атмосфера, которая царит в зале, где исполняется инструментальный концерт. Особый интерес вызывает соревнование солиста с целым коллективом – оркестром. Действительно, концерт – один из самых сложных инструментальных жанров. Специфика его состоит в том, что солист поставлен в самые трудные условия, которые могут существовать в музыке. Ему предстоит доказать превосходство своего инструмента в состязании с десятками других.

Недаром композиторы придают концертам блестящий, виртуозный характер, стремясь раскрыть все технические и художественные возможности избранного ими инструмента. Концерты, в основном, пишутся для самых развитых и богатых по своим ресурсам инструментов – фортепиано, скрипки, виолончели.

Вместе с тем концерт предполагает не только соревнование участников, но и попеременную согласованность солирующей и аккомпанирующей партий в воплощении общего замысла сочинения.

Таким образом инструментальный концерт содержит в себе, казалось бы, противоречивые тенденции:

  • с одной стороны, он призван раскрыть возможности одного инструмента в сопоставлении с целым оркестром;
  • с другой стороны, требует полного и совершенного ансамбля.

И, по-видимому, слово концерт имеет двойное происхождение: от латинского «concertare», что означает «состязаться», и от итальянского «concerto», то есть, «согласие». В этом двойном значении – смысл и специфика данного жанра.

Инструментальный концерт. История возникновения жанра

История концерта как формы ансамблевого исполнения уходит в глубокую древность. Совместная игра на нескольких инструментах с выдвижением солирующего встречается в музыкальной культуре многих народов.

Но сам термин появился в эпоху позднего Возрождения, в XVI веке, в Италии. Так называли вокальные полифонические произведения, исполняющиеся в церкви. Такие произведения были основаны на сопоставлении (состязании) двух или нескольких певческих партий, сопровождавшихся органом, а иногда – инструментальным ансамблем.

В дальнейшем это наименование перешло к камерным сочинениям для нескольких инструментов. Подобные концерты встречаются в начале XVII века, но уже к середине столетия концерт становится оркестровым произведением и принимает новое название – «кончерто гроссо».

Concerto grosso

Создателем нового жанра Concerto grosso («большой концерт») был выдающийся итальянский скрипач и композитор XVII – начала XVIII века Арканджело Корелли. В кончерто гроссо уже имелось деление на солирующие и аккомпанирующие инструменты, причем первых всегда было несколько и назывались они concertino.

Последующее развитие этой формы связано с , младшим современником Корелли. В творчестве Вивальди цикл концерта обрел 3-частную форму, где крайние быстрые части обрамляли среднюю, медленную. Он же создал первые концерты с одним солирующим инструментом, скрипкой. Такие концерты писали Бах и Гендель.

В дальнейшем в качестве солирующего инструмента стал выдвигаться и клавесин, который первоначально выполнял в Concerto grosso аккомпанирующие функции. Постепенно его партия усложнялась, и с течением времени клавесин и оркестр поменялись ролями.

Структура концертов Вольфганга Амадея Моцарта

В окончательно закрепилась 3-частная структура концерта как основная форма. При этом I часть пишется в сонатной форме с двойной экспозицией (первый раз ее излагает оркестр, второй, с некоторыми изменениями – солист). В конце части помещается виртуозная каденция – эпизод, исполняемый одним солистом.

Как правило, в ту пору каденция не записывалась композитором, а отмечалась особым значком в партии солирующего инструмента. Солисту здесь предоставлялась полная свобода импровизации, демонстрации своих виртуозных способностей. Эта традиция сохранялась довольно долго, и лишь в постбетховенскую эпоху каденция стала записываться авторами, приобретая важное значение в развитии идеи сочинения.

Но если каденция в том или ином виде включается в инструментальный концерт и в наши дни, то двойное экспонирование главных тем постепенно исчезло.

II, медленная часть, не имеет какой-либо прочно установившейся формы, зато III часть, быстрый финал, пишется в сонатной форме либо рондо.

Развитие инструментального концерта в XIX-XX веке

Жанр концерта прошел большой путь становления и развития, подчиняясь стилевым тенденциям того или иного периода времени. Отметим лишь наиболее важные, узловые моменты.

Концерт пережил свое новое рождение в творчестве Бетховена. Если у Моцарта он еще был наделен чертами развлекательности, то Бетховен решительно подчинил его идейным задачам, сблизил с симфонией.

Симфонизацию концерта продолжили композиторы эпохи романтизма. Под влиянием симфонической поэмы части концерта слились в одну непрерывно развивающуюся композицию. Творцом такого 1-частного концерта был . Он же придал ему блистательно-виртуозный облик.

Инструментальный концерт в творчестве Мендельсона, Шопена, Шумана, Грига обнаруживает стремление к лиризации. Это, в свою очередь, привело к снижению роли виртуозного элемента концерта.Если у Бетховена солирующий инструмент и оркестра были равноправны, то у романтиков первый безраздельно господствует, а второму отводится скромная аккомпанирующая роль.

Между тем бетховенские традиции симфонизированного концерта продолжали развиваться в творчестве Брамса. Влияние лирико-драматической симфонии сказалось на концертах Чайковского и особенно Рахманинова.

Новое слово в возрождении шопеновского концерта сказал . Его фортепианные концерты имели виртуозный масштаб и заставляли рояль успешно конкурировать с развитой оркестровой партией. Скрипичные концерты Прокофьева лиричны и привлекают прежде всего мелодической интерпретацией солирующего инструмента.

В творчестве композиторов XX века прослеживаются и тенденции возрождения старинного концерта. Так, пышное виртуозное «барокко» расцветает в сочинениях Гершвина и Хачатуряна, ренессанс старинных форм прослеживается в творчестве Хиндемита, Бартока и Стравинского.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...