Фрагмент урока сольфеджио подбор гармонии. Сольфеджио и гармония: зачем их изучать? Тема урока: Эмоционально-образное восприятие гармонического языка на уроках сольфеджио

Образы гармонического языки музыки

(план - конспект интегрированного урока по предмету «Сольфеджио».

Возраст участников – 5 класс, 10-12лет)

Дутова О.А.

преподаватель дополнительного образования

МОУ ДОД «ДШИ р.п. Тельма

р.п.Тельма, Усольский район, Иркутская область

План-конспект урока

Преподаватель: Дутова Ольга Анатольевна

Предмет: сольфеджио

Тема урока: Эмоционально-образное восприятие гармонического языка на уроках сольфеджио.

Форма проведения : коллективная

Тип урока: урок совершенствования знаний и умений

Цель урока: Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха на уроках сольфеджио через эмоционально – образное восприятие.

Задачи:

Образовательные:

Закрепление знаний о теоретических правилах построения аккордов;

Знакомство с основными закономерностями гармонического языка;

Овладение навыком грамотной записи аккордов;

Овладение умением осуществлять гармонический анализ нотного текста;

Овладение навыками жанрового варьирования;

Формирование начальных навыков вокальной импровизации;

Закрепление умение проводить слуховой анализ.

Развивающие:

- развитие музыкальной памяти, внимания, воображения;

Развитие внутреннего, гармонического слуха.

Воспитательные:

- развитие коммуникативной культуры поведения и общения;

Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Методы:

- наглядно-образный;

- словесный;

- аналитический ;

- объяснительно- иллюстративный;

- проблемно – поисковый.

Реализуемые педагогические технологии:

Личностно- ориентированные (развивающего обучения);

Информационно-коммуникативные;

Предметно-ориентированные;

Групповой деятельности.

Оборудование: фортепиано; доска с магнитами.

Наглядные пособия: Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.

Раздаточный материал:

    Карточки с обозначениями аккордов (Т53, Т6, Т64; S53, S6, S64; D53, D6, D64) количество комплектов по количеству учащихся;

    Карточки - ноты;

    Альбомные листы форматом А3 с изображением нотного стана и скрипичного ключа по количеству учащихся;

    Листы со стихами каждому учащемуся.

    Нотный материал:

План урока

1. Организационный момент. Приветствие, сообщение названия темы и цели урока.

2. Основная часть

Беседа о гармонии.

Интонационная настройка в Ре мажоре.

Повторение основных закономерностей гармонического языка, определение "краски" аккордов.

Гармонический анализ нотного текста.

Игра аккордовой цепочки в другом жанре - в жанре польки.

Слуховая работа и запись аккордовой цепочки на слух.

Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.

3. Заключительная часть

Подведение итогов: формулировка вывода, выставление оценок.

Формулировка домашнего задания - сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.

Рефлексия учеников.

Конспект урока

На доске заготовлены наглядности.

Преподаватель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?

Ученики:

Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.

Преподаватель:

А что такое аккорд?

Ученики:

Аккорд - это сочетание трёх и более звуков.

Преподаватель:

Ребята, а какие вы знаете аккорды?

Ученики:

Трезвучие, септаккорд, секундаккорд:

Преподаватель:

Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?

Ученики:

Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.

Преподаватель:

Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: "Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора".

Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.

Ребята поют, преподаватель прикрепляет на доске карточки с названием аккордов Т53, S 53 D 53

Преподаватель:

Итак, Тоническое трезвучие - это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие - Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие - Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем "краску" трезвучий.

Ученики поют и определяют "краску": II53 - минорное, III53 - минорное, VI53 - минорное, VII53 - уменьшенное.

Учитель на доске прикрепляете карточки с названиями аккордов под изображениями придворных. Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней.

Преподаватель:

Итак, всё королевство в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в виде секстаккордов и квартсекстаккордов (прикрепляет надписи на доску). Надо помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное голосоведение и исключить ход

D - S. Ребята, повторим, что такое плавное голосоведение?

Ученики:

Общие звуки аккордов остаются на месте.

Преподаватель:

А теперь посмотрим, в каком порядке выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных аккордов. Давайте проведем Гармонический анализ - определение аккордов второй половины периода в Сонатине Ре мажор, композитор Плейель.

Один Ученик выходит играть к инструменту.

Преподаватель:

Ребята, по нотной записи подписываем каждый аккорд, находим кадансовый оборот (определение вешает на доску)

Ученики выполняют задание.

Преподатель:

Где используется кадансовый оборот и из каких аккордов он состоит?

Ученики:

Кадансовый оборот используется для завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода.

Каданс состоит из T-S-D-T или T-S-T-D-T.

Преподаватель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения гармонического анализа.

Преподаватель:

Хорошо ребята, а сейчас переходим к следующему заданию. Теперь нужно сыграть эту аккордовую последовательность в жанре польки.

Ученик играет подписанную цепочку аккордов в жанре польки.

Преподаватель:

А сейчас слуховая работа. Надо Записать по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.

Учитель играет аккордовую последовательность

Т53 - D6 - VI53 - III6 - S53 - К64 - D6 - T53

Преподаватель:

Ребята я играю, а вы показываете а затем записываете ноту которая в басу и обозначения аккордов. Затем расшифровываем, расписываем нотами все аккорды и поём по голосам, затем трёхголосие.

Ученики по слуху определяют ноту которая в бас, показывают ее на карточках, затем записывают бас и обозначение аккордов, далее строят аккорды. Один ученик выходит к доске и выполняют задание.

Преподаватель:

Ребята молодцы. Вы успешно справились с заданием. Следующее задание будет такое: Нужно сыграть эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.

Один ученик играет, остальные неслышно поют - про себя.

Стихи

То вверх, то вниз, где воздух чист,
Слетает желтый лист.
В старинном замке, при свечах,
Играет пианист.

Преподаватель:

Кто хотел бы показать, что получилось?

Один ученик играет, другой поёт.

Преподаватель:

На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. Домашнее задание сегодня будет следующим: на данную аккордовую последовательность сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш и записать ее в тетрадь.

На этом наш урок подошел к концу. Ребята давайте сделаем вывод о том, что мы сегодня делали на уроке (идет беседа о приемах развития гармонического слуха. которые использовали на уроке). Таким образом, можно сказать. Что цель сегодняшнего урока была достигнута, задачи выполнены.

Всем спасибо. До свидания.

Список источников информации и иллюстраций:

Литература:

1. Белая Н.В. Нотная грамота: элементарная теория музыки – игры на уроках, часть 1 – СП.б.: Композитор, 1999 – 42 С.

2. Осколова Е.Л. Сольфеджио, часть1 – М.: Владос, 2002.- 208С.

3. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте – М.: Музыка. 1981.- 271С.

4.Фролова Ю. Сольфеджио 5 класс – Ростов - на – Дону: феникс, 2033.- 111С.

Сайты в Интернете:

1. http://www.all-2music.com/solfedgio_forms_ryzhkov.html

3. http://www.shatkovsky.ru/urok_solfedjio.htm

Иллюстрации:

1. http://images.yandex.ru/yandsearch?text

2. http://vasenka-garasenka.forum2x2.ru/t93-topic


Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? - люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин .Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической "сущности".

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) - некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении - колледже) - даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) - пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫЙ - музыкально-теоретическая дисциплина, изучающая строение музыкального произведения. В музыковедении сложилась традиция рассматривать музыкальное произведение как особую художественную систему, содержательное целое, в котором объединены, соподчинены, композиционно оформлены и взаимодействуют различные музыкально-выразительные средства - элементы, стороны музыкального произведения. Каждый из этих элементов (мелодия, гармония, контрапункт и т. п.) может стать предметом специального аналитического исследования (анализ гармонический , полифонический , ритмический, анализ формы и так далее). Взаимодействие всех сторон (звуковой, интонационной, композиционной) музыкального произведения изучает так называемый целостный Анализ музыкальный : произведение рассматривается в единстве содержания и формы, теоретических и исторических ракурсов, объективного изучения и эстетической оценки, как художественное целое, зависящее от композиторского замысла, исполнительской интерпретации и направленности на слушателя. В вокальной музыке анализируется также соотношение собственно музыкальных средств и словесного текста.

ГАРМОНИЯ (греч. - связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность). Термин «Гармония» в музыке включает ряд значений: приятная для слуха слаженность звуков; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование; Гармонией также называется научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи. Понятие Гармония применяется для характеристики высотной системы, аккордики, тональных (ладовых) функций и т. п., конкретного музыкального стиля (напр., «гармония барокко», «гармония Прокофьева»), а также в значении «аккорд», «созвучие».

РЕШЕБНИКИ ПО ГАРМОНИИ - возможные варианты решения задач по музыкальной гармонии.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА - так обычно называют все музыкальные произведения в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например, "специальная литература", "справочная литература", "научная литература". Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее, учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в музыкальных училищах. В программу музыкальной литературы входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, наиболее важных сочинений.

Урок сольфеджио "Гармонический мажор и минор. Взаимосвязь элементов"

Предлагаю конспект урока сольфеджио в 4 классе ДШИ для пианистов. Урок является исследованием, нацеленным на обобщение опыта теоретического анализа музыкальных произведений.
Конспект урока.
Тема: Гармонический мажор и минор. Взаимосвязь элементов в одноименных тональностях
Вид урока: Урок – исследование
Цели урока:
1. Обобщить полученную ранее информацию о строении мажора и минора.
2. Сделать выводы о изменении элементов ладов при взаимодействии мажора и минора.
Задачи урока:
Учебные:
1. Познакомить учащихся с гармоническим мажором, Д7, тритонами в гармонических ладах.
2. Сравнить высотное положение ступеней мажора и минора в гармоническом и натуральном видах, исследовать элементы ладов и выявить их изменение, связанное с изменением высотной структуры лада.
3. Повторить изученные ранее сведения о мажоре и миноре, сформулировать выводы по сравнительной характеристике элементов.
4. Научить определять знаки в минорных тональностях разными способами.
5. Развивать навык определения на слух гармонического и мелодического видов мажора и минора, тритонов, цепочек из аккордов в натуральном и гармоническом мажоре.
Воспитательные:
Умение работать в группе, помогать друг другу в поиске решения поставленной задачи.
Мотивировать на интерес к исследованию.
Оснащение урока:
Проектор, компьютер, фортепиано, музыкальный центр.
Хрестоматия по слуховому анализу на уроках сольфеджио (сост. Шехтман Л.С.)
Ноты: И.С.Бах ХТК I том, прелюдия ля-минор.

Этапы урока

Организационный момент, постановка целей, мотивация учебной деятельности
Небольшое вступительное слово о жанре урока – исследования как самого активного вида деятельности при изучении нового материала.
Учитель представляет тему урока и обсуждает формулировку с учениками. Выясняется значение каждого музыкального термина в формулировке темы урока.
Учащиеся объясняют значение знакомых терминов (гармонический минор, одноименные тональности, пройденные элементы лада – устойчивые и неустойчивые ступени, главные трезвучия лада, тритоны), выделяют незнакомые термины (гармонический мажор).
Совместно с учащимися учитель формирует цели урока
Что мы сегодня будем делать на уроке? – Исследовать гармонический мажор, сравнивать элементы.
Что мы должны знать, чтобы это получилось? – Те элементы ладов, которые ранее изучались на уроках сольфеджио.
Учитель делит детей на две группы, обозначая их как две исследовательские лаборатории, назначает в каждой группе старшего «научного сотрудника».

Актуализация знаний, умений, навыков, необходимых для творческого применения и усвоения нового материала
Учитель предлагает проанализировать несколько пар одноименных тональностей и найти ступени, которые в каждой паре отличаются по высоте.
Слайды 2 – 7.
В результате анализа учащиеся делают вывод, что в каждой паре разными по высоте являются III, VI и VII ступени.
Учитель обращает внимание детей на то, что были проанализированы тональности с разным количеством знаков. Далее дается краткая историческая справка – о существовании в прошлом натурального строя и более позднего, темперированного строя. Слайд 8 – портрет И.С.Баха, композитора, который создал 2 тома ХТК и поддержал теорию о равномерно-темперированном строе.
Учитель предлагает послушать прелюдию ля-минор из I тома ХТК и дает задание в группы: определить лад в начале произведения и в конце.
Звучит прелюдия ля-минор.
Учащие определяют ля-минор в начале прелюдии и Ля-мажор в конце прелюдии, что дает одноименные тональности.
Учитель дает задание для исследования по группам: первая группа анализирует по нотам начало прелюдии и должна найти признаки ля-минора; вторая группа анализирует окончание прелюдии и должна найти признаки Ля-мажора. Слайд 9.
Через 3 минуты группы дают ответ: ля минор не имеет знаков при ключе, знак соль#, который появляется в начале, «принадлежит» одноименному мажору как VII ступень. В ля-миноре этот знак можно объяснить как изменение ступени в гармоническом виде минора. Вторая группа приходит к выводу, что появление звука до# (III ступень) в конце прелюдии меняет ля-минор на Ля-мажор.
Учитель еще раз обращает внимание на повышение VII ступени в гармоническом миноре как элемент натурального мажора.

Изучение нового материала
Учитель показывает на проекторе Слайд 10 два варианта записи мелодии из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя» (фрагмент Романса Антониды), прослушать эту мелодию и выбрать правильный вариант записи из предложенных двух.
После прослушивания учащиеся выбирают вариант 2.
Учитель обращает внимание на различную ладовую окраску третьего такта в примерах 1 и 2 , объясняет применение минора как подчеркивание эмоционального напряжения в словах «горькое горе». Слайд 11.
Формулируется вывод: для того, чтобы подчеркнуть эмоциональное значение слова, композитор заимствует из минора в мажор пониженную VI ступень. В тетрадь записывается правило образования гармонического вида мажора.
Пение фрагмента из оперы М.И.Глинки с аккомпанементом.
После пения мелодии с аккомпанементом делается гармонический анализ данного фрагмента. Учитель обращает внимание учащихся на аккорд с измененным звуком (соль-бемоль) и просит дать ему название.
Учащиеся определяют этот аккорд как минорную субдоминанту и вместе с учителем делают вывод, что минорная субдоминанта является элементом натурального минора в одноименном гармоническом мажоре.

Учитель предлагает учащимся послушать фрагмент Сонаты Ф.Шуберта и определить на слух аккорд минорной субдоминанты, который используется в произведении.
После прослушивания учащиеся определяют S53гарм. во втором предложении.
Один из учащихся показывает этот аккорд среди аккордов гармонической последовательности Слайд 12., затем все учащиеся называют аккорды в цепочке по порядку до S53гарм.. Слайд 13.
Пение нижнего голоса гармонической последовательности (учитель играет на фортепиано верхние голоса).
Учитель просит учащихся выделить в цепочке какие-нибудь незнакомые аккорды или обозначения.
Учащиеся обращают внимание на седьмой такт гармонической последовательности. В результате анализа выясняется, что аккорд из 4-х звуков является доминантовым, по структуре он на одну терцию больше, чем доминантовое трезвучие, крайние звуки образуют септиму. Учитель вводит понятие «доминантсептаккорд». Так же учитель объясняет смысл обозначения К64 в заключительном гармоническом обороте.
Учитель дает задание для исследования: какие элементы можно найти в составе Д7 ?
Выслушав все варианты ответов, учитель концентрирует внимание учащихся на ум.5, входящей в состав аккорда. Так как учащиеся уже знают правило разрешения тритонов, они легко запоминают правило разрешения Д7 .

Работа в группах
Учитель предлагает учащимся в группах исследовать звукоряд гармонического мажора (группа 1) и гармонического минора (группа 2). Учащиеся должны построить звукоряд, найти в нем отрезок в 3 тона и ответить на вопрос, какие ступени участвуют в образовании тритонов в гармонических ладах.
Первая группа делает вывод, что тритон в гармоническом мажоре находится на отрезке II-VIг ступени. Это правило соответствует правилу построения тритонов в натуральном миноре.
Вторая группа делает вывод, что тритон в гармоническом миноре образуется на отрезке IV-VIIг ступени. Это правило соответствует правилу построения тритонов в натуральном мажоре.
Учитель помогает сформулировать вывод: изменение ступеней в гармонических ладах влечет за собой изменение и образование новых элементов, заимствованных в одноименных тональностях. Лады – мажор и минор, сближаются, обогащаются новыми выразительными средствами.

Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний
Слайд 14. Учитель дает задание сравнить звукоряды Ре-мажора и ре-минора в гармонических видах, найти сходства и различия.
Учащиеся находят, что по высоте все ступени совпадают, кроме III – в мажоре она высокая, а в миноре низкая.
Учитель обращает внимание учеников на то, что III ступень является показателем окраски лада. Слайд 15.
Слайд 16. Учитель дает задание учащимся поставить знаки в гармонических ладах, опираясь на звукоряды одноименных тональностей в натуральном виде.
Учащиеся без труда изменяют ступени, заимствуя знаки по схеме их звукорядов одноименных тональностей. (ответ Слайд 17).
Слайд 18. – подтверждение пройденного на уроке на примере других тональностей.
Учитель объясняет ученикам способ определения знаков через одноименные тональности. Так как одноименный натуральный мажор и минор всегда отличаются на 3 знака, можно вывести формулу определения знаков в миноре через одноименные тональности:
С dur – 3 знака = с moll
Очень удобно это представить на числовом луче. В минус уходят бемоли, в плюс уходят диезы. Если в мажоре 4 диеза (4 – 3 =1), то в одноименном миноре 1 диез. Если в мажоре 1 диез (1 – 3 = –2), то в одноименном миноре 2 бемоля.

Подведение итогов урока, рефлексия
Учащиеся называют, что нового они узнали на уроке, повторяют новые термины.
Рефлексия – Кому было легко? Трудно? Все ли понятно? Кто хочет узнать больше?

Домашнее задание (на выбор):
1. В произведениях по специальности найти элементы, о которых говорилось на уроке.
2. Кратко сформулировать основные выводы урока в нескольких предложениях.

Конспект урока «Параллельные тональности Ре мажор – си минор» для обучающихся 2 класса инструментального отделения ДМШ (ДШИ) по предмету «Сольфеджио»

Буторина Е.И., преподаватель теоретических дисциплин
Место работы: МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Горнозаводска, Пермский край
Целевая аудитория: 2 класс инструментального отделения ДМШ, ДШИ.
Возраст обучающихся: 8 - 9 лет.
Учебный предмет: сольфеджио, 2 класс, II четверть.
Время учебного занятия: 1 час 05 минут.
Оборудование: учебный класс, мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук), экран, колонки.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока – выявление и систематизация знаний обучающихся по теме «Параллельные тональности Ре мажор – си минор».
Задачи:
- проверить теоретические знания по пройденной теме;
- применить приобретенные теоретические знания в практических заданиях;
- продолжить развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе;
- научить творческому применению знаний в знакомой и измененной ситуациях;
- продолжить обучение приемам сравнения и обобщения знаний (создание таблиц);
- развивать творческие способности каждого обучающегося.
Конспект урока может быть интересен преподавателям учебного предмета «Сольфеджио» ДМШ (ДШИ). Выбор темы урока обоснован тематическим планом по учебному предмету «Сольфеджио» (Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», предметная область Теория и история музыки по учебному предмету «Сольфеджио», главный редактор И.Е. Домогацкая, Москва, 2012), 2 класс, II четверть, урок «Параллельные тональности».
Для успешного проведения учебного занятия составлен план-конспект; подготовлена презентация (в тексте конкурсной работы все слайды презентации оформлены в виде рисунков); подобраны музыкальные примеры в Ре мажоре и си миноре (см. «Задания для практической работы»).
Для выполнения цели и задач урока преподавателям рекомендованы следующие эффективные методы: репродуктивный метод (для выявления теоретических знаний по пройденной теме) и поисковый метод (для систематизации знаний и применении данных знаний в практических заданиях). Например, при выполнении практических заданий можно использовать метод «Найди ошибку» в выученном ранее музыкальном номере («Взял волынку наш сосед») и метод «Музыкальный детектив» (фрагмент пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» - поиск отклонения в тональность Ре мажор). Ученикам будет интересен процесс выявления «эмоциональной окраски» тональностей на примерах из классической музыки. Например, тональность Ре мажор - Й. Гайдн, соната Ре мажор, первая часть, главная партия; П. И. Чайковский, «Камаринская» и «Итальянская песенка» из Детского альбома; тональность си минор – Э. Григ, «В пещере горного короля»; П.И. Чайковский, «Зимнее утро» из Детского альбома. Не менее важно обратить внимание обучающихся на применение «тёплой» и «холодной» цветовой гаммы для создания собственных рисунков, отображающих «характер» данных тональностей.
Для обучения приемам сравнения и обобщения приобретенных знаний ученикам предлагается выполнить разнообразные практические задания в знакомой и измененной ситуациях, составить две таблицы («Сравнительная таблица для выполнения практических работ», «Вспомогательная таблица для выполнения практических работ»). Созданные таблицы можно будет применять и при изучении других параллельных тональностей на уроках сольфеджио.
В ходе урока рекомендуется использовать разные формы опроса обучающихся (индивидуальный, групповой, фронтальный) в зависимости от видов заданий, стараясь уделить внимание группе в целом и каждому ученику. Желаю всем преподавателям теоретических дисциплин творческих успехов! С уважением, Елена Буторина.

Ход урока

1. Организационный этап (приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания):
Преподаватель: Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего урока – «Параллельные тональности Ре мажор – си минор». Урок будет насыщен разнообразными заданиями, которые направлены на достижение главной цели – закреплению и применению знаний по данной теме. Предлагаю провести урок максимально продуктивно, чтобы он не стал «сказкой о потерянном времени», и пусть девизом нашего занятия будет цитата Генри Форда: «Время не любит, когда его тратят впустую». Все готовы? Будем начинать!
На экран проецируется слайд № 1:

2. Проверка выполнения домашнего задания (фронтальный опрос):
Преподаватель: Предлагаю начать урок с проверки домашнего задания следующим способом: сравним построение гамм в тетради и на слайде презентации. Все ли у вас построено верно?
- проверка построения гаммы Ре мажор;
- проверка построения гаммы си минор (три вида);
На экран проецируется слайд №2:


- пение одноголосного номера наизусть «Взял волынку наш сосед» (коллективная работа):


Преподаватель: Молодцы! А сейчас вам необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Сколько ключевых знаков в тональностях Ре мажор и си минор?
2. Какие это знаки?
3. Какое расстояние между параллельными тональностями?
4. Есть ли одинаковые («общие») звуки в параллельных тональностях?
Ученики: отвечают, обсуждают.

3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе (коллективная работа).
Преподаватель: Перед тем как приступить к практической работе (основному этапу урока), давайте выполним следующее: осуществим поиск «общих» звуков в параллельных тональностях: Ре мажор – си минор (натуральный вид); Ре мажор – си минор (гармонический вид); Ре мажор – си минор (мелодический вид).
Ученики: На каждом из последующих слайдов ученики находят одинаковые («общие») звуки между двумя тональностями, отвечают на вопрос: «Сколько общих звуков между Ре мажором и натуральным видом си минора?»
На экран проецируется слайд № 3:


Правильный ответ – 7 «общих звуков.
На экран проецируется слайд № 4:


Правильный ответ – 6 общих звуков.
На экран проецируется слайд № 5:


Правильный ответ – 5 общих звуков.
Преподаватель: Следующее задание, которое вам предстоит выполнить, заключается в следующем: на экране вы видите знакомые аккорды. Правильно ли они построены? А есть ли «общие» звуки в главных трезвучиях Ре мажора и си минора?
Предложите ученикам ответить на следующие вопросы:
1. Что такое главные трезвучия лада?
2. От каких ступеней они строятся?
3. Для какой формы работы на уроке они пригодятся?
На экран проецируется слайд № 6:


4. Основной этап работы (применение знаний и умений в практической работе):
- определите виды минора в одноголосных номерах № 1, № 2, № 3 (индивидуальная работа); «Задания для практической работы», № 1;
- исправьте мелодические «ошибки» в одноголосном номере «Взял волынку наш сосед» (индивидуальная работа):


- сыграйте музыкальный фрагмент пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» и определите, в каком такте встречается отклонение в другую тональность (коллективная работа «музыкальный детектив»); определите смену тональности с указанием такта;
На экран проецируется слайд № 7:


Правильный ответ – отклонение в Ре мажор в 4 такте.
- определите тональный план мелодии песни Маши из мультфильма «Гуси-лебеди» (слова А. Коваленкова, музыка Ю. Никольского, 1947);
На экран проецируется слайд № 8 (правильный ответ – эффект анимации «вылет»):


- гармонизуйте первый куплет песни «Паровоз» (совместная работа преподавателя и обучающихся).
На экран проецируются слайды № 9, № 10:
Песня «Едет, едет паровоз» (слова С. Эрнесакса, русский текст В. Татаринова, музыка Г. Эрнесакса)



5. Систематизация и обобщение знаний и умений (закрепление теоретических знаний, составление таблиц):
- выявление эмоциональной окраски тональностей на музыкальных примерах: определение характера музыкальных произведений в Ре мажоре (П.И. Чайковский, «Итальянская песенка», «Камаринская»; Й. Гайдн, соната Ре мажор, первая часть, главная партия) и си миноре (П.И. Чайковский, «Зимнее утро»); коллективная работа:
На экран проецируется слайд № 11:


На экран проецируется слайд № 12:


Примечание: музыкальные фрагменты необходимо подготовить заранее и вставить в презентацию.
- какими из предложенных слов можно передать эмоциональную окраску Ре мажора, а какими – си минора?
На экран проецируется слайд № 13:


- определение цветовой гаммы Ре мажора и си минора;
На экран проецируется слайд № 14:


- сравнение тональностей;
- составление сравнительной таблицы для выполнения практических заданий (коллективная работа);
На экран проецируется слайд № 15:


- составление вспомогательной таблицы для выполнения практических работ (коллективная работа):
На экран проецируется слайд № 16:


6. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий:
- проверка выполненных заданий детьми (соседом по парте), затем преподавателем.
7. Коррекция знаний и способов действий:
- поиск ошибок в выполнении практической работы;
- определение алгоритма действий для самостоятельного достижения правильного результата.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
- определите «настроение» текста второго куплета песни «Паровоз» (автор варианта текста для второго куплета – Буторина Е.И.);
- напишите мелодию второго куплета в си миноре (мелодию повторного строения) с последующей гармонизацией и исполнением;
- нарисуйте рисунок к песне «Паровоз» в мажорном и минорном вариантах с учетом теплых и холодных цветовых оттенков.
На экран проецируются слайды № 17, № 18:



9. Подведение итогов учебного занятия:
Оценивание деятельности самими обучающимися и преподавателем (насколько активно работали на уроке; все ли задания были выполнены, насколько самостоятельно; что получилось хорошо, а что требует дополнительной доработки; какие теоретические знания требуется подкорректировать):
На экран проецируется слайд № 19:

План-конспект открытого урока преподавателя

МБУ ДО «ДШИ р.п.Средний» Спешиловой О. В. с учащимися

2 класса фортепианного отделения

Тема урока : Четыре вида трезвучий .

Цель урока: Развитие «гармонического» мышления учащихся.

Задачи урока :

Развитие структурно-логического мышления учащихся, способного

привести их к открытию новых гармонических элементов- трезвучий.

Развитие четкого осознания, слышания, пения и игры на инструменте

аккордов.

Воспитание навыков зрительного анализа музыки.

Форма урока: групповая

Методы работы :

Метод проблемного обучения, способствующий активизации логического

и творческого мышления учащихся

Метод наглядного обучения, способствующий формированию слуховых

представлений учащихся с помощью наглядных пособий

Словесный и диалоговый методы предполагают активную коммуникацию

учащихся и педагога

Игровой метод предполагает активное участие учащихся в творческом

процессе урока

Поисковый метод, связанный с самостоятельным открытием учащимися

музыкальных законов

Ход урока:

    Повторение темы «Трезвучия».

    Слуховой анализ.

    Теоретические сведения. Игра «Теремок».

    Разучивание попевок.

    Пение номеров, заданных на дом с анализом.

    Диктант.

    Подведение итогов. Домашнее задание.

Дидактическое и материально- техническое обеспечение урока:

    Фортепиано

    Клавиатура

    Магнитная доска, магниты

    Карточки терции-кукушки (синие -минорные, красные -мажорные)

Применение педагогических технологий

1. Технология проблемного обучения.

Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемного обучения) вопросами учителя: «Что такое трезвучие?», «Что такое интервал?», «Из чего состоит трезвучие?» и т.д. Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение. Закрепляем на практике – поем, определяем на слух.

2.Технология личностно- ориентированного обучения

На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение), развитие творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку, сочинение мелодий на заданную тему и т.д.). Отношение «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества.

3. Технология формирования мотивации или игровая технология.

Включение в учебный процесс игровых моментов- «Теремок» - повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха» - самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам сольфеджио.

Содержание урока:

1.1. Вспомнить с детьми о трезвучии:

Из чего состоит трезвучие;

Какие виды терций бывают (пение попевки о терции (Н.Федотова « Учимся играя» пр.20))

Подробно поговорить о терциях (виды терций, ступеневая и

тоновая величина, окраска)

1.2. Определить величину каждой терции и подписать их:

Д.З.: Превратить малые терции в большие и наоборот.

2. Определение на слух терций и Б 53, М 53.

3. 1. «Стоит в поле теремок – он не низок не высок. Кто,кто в теремочке

живет?

А живут в нем две кукушки – две веселые подружки»

Предложить учащимся побыть риэлторами и заселить кукушек в

теремки.

3.2. Строить на клавиатуре и у доски все виды трезвучий.

4. Разучить попевку (Н.Федотова « Учимся играя» пр.36)


Определить тональность

Распеться в данной тональности

Определить форму и характер

Найти движение по звукам трезвучия

    Диктант: (Г.Ф. Калинина»Музыкальные занимательные диктанты»)

Определить тональность

Определить движение мелодии: восходящее, нисходящее, поступенное, скачками, по звукам трезвучия.

7. Подвести итоги урока: Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание:

Транспонировать диктант в тон-ть G - dur

Гармонизовать диктант с помощью главных трезвучий лада.

Сочинить мелодии к «теремкам», используя движения по звукам трезвучия

Строить трезвучия в тетради и на клавиатуре.

Самоанализ урока:

Урок проводился строго по плану. Перед объяснением нового материала проработаны несколько заданий прежней темы. Важным моментом считаю осознание новой темы учащимися, а также участие в процессе всей группы.

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста –неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую. Дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является самым действенным двигателем в его обучении, влияет на качество усвоения материала. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния является игра.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...