Открытый урок по вокалу «Динамические оттенки. Фразировка. Работа с эстрадным ансамблем в классе вокала Открытый урок с эстрадным ансамблем методика

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества»

Муниципального образования городской округ Красноперекопск

Республики Крым

Методическая разработка открытого занятия

« Развитие вокально - певческих навыков эстрадного

исполнения в ансамбле »

(с использованием комбинированных технологий:

игровой и технологии коллективной творческой деятельности)

для обучающихся средней группы (9-12лет) вокального ансамбля «Магнолия»

МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского творчества»

Подготовила Белкина Наталья Викторовна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

вокального ансамбля «Магнолия»

г.Красноперекопск

Пояснительная записка

Тема занятия: «Развитие вокально-певческих навыков эстрадного исполнения в ансамбле»

    Занятие проводится в классе вокала в МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского творчества» по программе «Хочу петь красиво», в средней группе ансамбля (9 –12 лет).

Тип занятия: учебно-практическое, комплексное.

Форма: беседа, игровой тренинг.

Технологии и методы

Технологии:

    коммуникативная;

    сотрудничества;

  • здоровьесберегающая.

Методы:

    педагогические методы: диалоговый, объяснительно-иллюстративный, игровой, театрализация, беседа;

    организационные методы: групповой, работа в парах.

Цель: развитие навыков ансамблевого пения и художественного вкуса, умений работы в коллективе и формирование навыков самоорганизации и творческой активности.

Задачи:

    формировать устойчивый интерес к тренировочному материалу;

    развивать специальные музыкальные способности;

    формировать исполнительские навыки, развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности;

    способствовать устойчивому желанию работать в коллективе;

    воспитывать умение бережно относиться к своему здоровью.

Методологическая база

В основе данного занятия лежит концепция Н. Е. Щурковой личностно – ориентированной направленности и технологии игры, коммуникативности и сотрудничества (основанная педагогом - новатором Шалвой Александровичем Амонашвили), тренинг речевого пения американского педагога Сетта Ригза и образовательная программа дополнительного образования детей «Хочу петь красиво».

Отличительные особенности данного занятия

    Позитивное эмоциональное воздействие музыки и атмосферы доброжелательности на ребенка, что способствует созданию благоприятного психологического климата;

    время активности детей сопоставимо с активностью педагога;

    стиль общения носит диалоговый характер;

    занятие строится по принципу системности и усложнения;

    подведение итогов проводится в виде рефлексии;

    направлено на развитие социальной и коммуникативной компетентности, а в частности: принятии ценности друг друга, как личности, развитию партнерских отношений

Преимущества данной разработки

С помощью данной разработки занятия, подбора тренировочных вокальных упражнений можно эффективно воздействовать на коллектив детей, вырабатывая унисонное исполнение, исправить неправильное извлечение звуков при пении, помочь детям расслабиться и свободно общаться в коллективе сверстников.

Необходимое оборудование и материалы

На занятии используются аудио и видео техника, наглядные пособия, ноты. Солнечные лучики для раздачи детям, солнечный зайчик из картона, воздушные шарики, маркеры.

Ожидаемый результат

      Создание доброжелательной атмосферы;

      правильное выполнение дыхательных и артикуляционных упражнений;

      чистое звучание унисона в ансамбле;

      закрепление навыков правильного пения с помощью упражнений и игрового тренинга;

      принятие любого ребенка, как партнера;

План занятия:

I . Организационный момент

Приветствие, музыкальная заставка.

II . Целеполагание

Повторение пройденного материала, объявление цели, мотивация.

III . Основной этап

1. Учебный тренинг:

    разминка;

    распевки;

    игроритмика.

2. Практическая часть занятия

    беседа, знакомство с основным понятием «ансамбль»;

    разбор песни, работа с текстом;

IV

    Рефлексия «Солнечный зайчик».

    Подведение итогов.

    Оптимизация и поощрение со стороны педагога.

Ход занятия:

I .Организационный момент

Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть сегодня на занятии. У нас за окном весна, солнышко пригревает теплее, и в нашем классе сегодня тоже должно стать теплее и светлее от ваших улыбок. Солнечные лучики светят не только в окно, но и будут наградой каждому за ваши старания.

II . Целеполагание

На прошлом занятии мы с вами пели гласные звуки. Скажите мне, пожалуйста, что такое «шторочка» и как она работает при пении в эстрадной манере? (ответ детей – «шторочка», это положение губ при пении , положение сохраняется на протяжении всего процесса пения). Как поются гласные, к каким другим гласным звукам они приближаются по манере пения? (и – а, и – о, а – и,

а – о, у – о, у – а, о – а, о – и, э – а, э – и).

Сегодня мы будем заниматься упражнениями, которые помогут нам петь в ансамбле. Мы продолжаем совершенствовать свое вокальное мастерство, чтобы потом порадовать правильным пением себя и других.

Педагог:- А зачем нам радовать окружающих?

Ответ детей.

Педагог: - Можно быть счастливым в одиночку? В мире будет больше счастливых людей, если вы порадуете еще кого-нибудь?

Ответ детей.

Сегодня ваша радость – это солнечный лучик. Если у солнышка появится один лучик, оно ярко засияет? А если мы подарим радость другим? Засветит солнышко ярче? (у солнца станет больше лучей, оно сможет светить очень ярко).

III .Основной этап

1.Разминка

    Китайская дыхательная гимнастика (китайская медленная музыка).

    Тренинг мышц лица, артикуляционная разминка (быстрая музыка ).

    Упражнения для тренировки певческого дыхания.

2.Распевки

Во время распевок педагог обращает внимание на правильную постановку губ. «Шторочка» должна работать при любом звуке.

Как располагаются губы во время пения звука «А»? (ответы детей ) Сохраняйте позицию во время пения всех гласных. Во время пения самых высоких звуков представляйте, что нужно произнести звук, стоя на крыше многоэтажного здания, чтобы звук шел вниз. Если нужно спеть очень низкий звук, нужно представить себе, что поешь из колодца, чтобы звук направить вверх.

1. - А – И – У – ИУ – ИУ – А – пение по мажорному трезвучию.

Педагог следит за положением речевого аппарата во время пения гласных.

2. - БРА – БРЭ – БРИ – БРАБРЭБРИБРОБРУ.

работа со звуком Р, менять первые звуки СТРА, ГРА, ВРА.

3. - Я ЛЕТА – А – Ю – октава, скачок.

Верхняя нота звучит мягко и незаметно, нижние звуки берутся правильно и ярко.

4. - Вибрация губ, расслабление, пение на развернутое трезвучие Упражнение делается с целью расслабить губы, подготовить к исполнению скороговорки.

5. Пение скороговорки «Бык тупогуб, у быка бела губа была тупа».

Работа в парах, передать скороговорку сначала шепотом, затем пропеть, проговорить только губами, без звука.

Педагог: Для чего на занятии мы так много внимания уделяем распевкам? (чтобы свободно брать самые высокие ноты в песне, чтобы слышать друг друга, чтобы потом слаженно петь и хорошо поговаривать текст песни).

3. Игроритмика

Сейчас сделаем упражнения, которые нам помогут вместе держать ритм любого произведения. Их нужно выполнять четко и дружно,

1. НА ПО-ЛЯ-НЕ У РЕ-КИ/ О-ЧЕНЬ ЗЛЫ-Е КО-МА-РЫ,

шагаем хлопаем

РАЗ, ДВА, НЕ ЗЕ-ВАЙ,/ ПО-СКО-РЕ-Е У-БЕ-ГАЙ.

Шагаем хлопаем

2.Работа в парах «Зеркало», импровизация.

На заданный счет придумать ритмический рисунок. Стоящий напротив должен повторить его за другом.

3.А сейчас присядем и послушаем пение птиц (кукушка, мухоловка, сова, пеночка),(1 -2 мин) (аудиозапись голосов птиц )

Птичьи трели – это тоже музыка, в них есть свои мелодии и свой ритм. Попробуйте сказать с помощью ритмических хлопков, какая песенка птиц вам понравилась больше всего? (импровизированные ответы детей )

Перемена.

2.Практическая часть занятия

1. Беседа

Скажите мне, пожалуйста, а для чего мы с вами распеваемся и делаем дыхательные упражнения в начале нашего урока? (педагог обобщает ответы )

Правильно, для того, чтобы тренировать диафрагму, чтобы хватило дыхания вместе заканчивать и начинать фразу в песне, чтобы правильно петь. Для чего нам все делать вместе? (потому, что мы – ансамбль, коллектив ).

Ансамбль (франц.) –

    взаимная согласованность, стройное единство частей;

    художественная согласованность исполнения;

    группа исполнителей, выступающих как единый художественный коллектив.

Какие ансамбли знаете вы?

Чем отличается ансамблевое пение от сольного?

В чем трудность ансамблевого пения?

Нам просто необходимо петь всем правильно, делать все вместе и дружно, потому, что мы – коллектив!

2. Разбор песни, работа с текстом

Педагог раздает детям слова песни «Балаганчик» В. Осошника см. приложение № 2). Дети знают песню.

Вопросы к тексту песни:

Почему песня называется «Балаганчик»?

Какая картинка возникает при слушании песни?

Сколько куплетов в песне? Сколько припевов?

Какая по характеру песня? (ответы детей ).

Какой у песни темп? (ответы детей ).

Покажите, пожалуйста, с помощью хлопков ритм куплета и припева.

Посмотрите на текст песни. Прочтите первую фразу. Какое слово в первой фразе самое главное, ключевое? Может, это несколько слов? (ответы детей ) Дети могут назвать несколько ключевых слов во фразе. Помочь детям сделать логические ударения в предложении.

«Когда за окнами МЕТЕЛЬ поет, нам открывает двери старый ДОМ»

Пропеть фразу с логическими ударениями. Чтобы не делать лишних ударений во фразе, лучше смикшировать гласные в не ключевых словах. Фраза должна выглядеть следующим образом:

КогдазаОкнамиметЕЛЬпоеТ намоткрывАеТдвЕристарыйДОМ - выделены согласные и гласные, четко произносимые при пении.

АпплодисмЕнтамиксебезовЕТ, здесьЭхоскАзокдЕТСТвабольшенеживЕТ.

достАнемсрипУчийсундУК, икрышкуподнИмеМнаСТУК.

прелЮдиювьЮгисыграймузыкАНТ,

натОненькихверЕвочкахвсекУклыстАнутвРЯД.

Дать маркеры для выделения ударных гласных и четко выделяемых согласных. Работа выполняется совместно с педагогом, в дальнейшем – это домашнее задание.

    Ансамблевое пение

Педагог: - Давайте попробуем исполнить песню с учетом ударных слов, гласных звуков, выделяя согласные в конце фраз.

Педагог: - Молодцы! Вы все делаете правильно, а самое главное – вместе. Теперь встаньте в пары и исполните песню, как будто вы рассказываете друг другу эту историю. Помните про выразительное исполнение. Не забывайте про положение губ во время пения, слушайте друг друга, постарайтесь сохранить ансамбль.

Дети поют друг другу, в конце поднимают руки те, у кого друг спел правильно. Если есть дети, которых не похвалили друзья, педагог находит положительные моменты в их исполнении, и тоже дает оценку.

Разучиваем партии припева.

Сначала пропеваем с сопровождением первую партию, затем учим партию второго голоса.

Соединяем партии сначала без музыки, внимательно слушая друг друга.

А теперь нужно спеть песню, как будто вы выступаете на весеннем концерте – дружно, слаженно, все вместе ансамблем! Если не получается, спеть еще раз.

Молодцы, ребята. Я вижу, что вы очень старались, и у вас получился замечательный ансамбль!

IV . Заключительный этап занятия

Сейчас мы встанем в круг, я буду передавать по кругу солнечного зайчика, а вы скажете, что же на занятии вам понравилось больше всего, расскажите, какие ощущения у вас возникли в ходе занятия, как вы себя чувствуете, и как вы думаете, получился у вас сегодня ансамбль или нужно больше стараться (ответы детей)

Очень важно для нас работать на занятии ВМЕСТЕ, потому, что каждый из нас по отдельности – лучик, а все вместе мы – солнце. Всем детям педагог раздает солнечные лучики. Лучики приклеиваются к солнечному зайчику, получается СОЛНЦЕ. (Звучит запись песни в исполнении ансамбля «Барбарики» )

«Если друг не смеется,

Ты включи ему солнце,

Ты включи ему звезды, - это просто.

А когда будет надо, все друзья будут рядом,

Чтоб включить тебе солнце или звезды»

До свидания, дети.

Литература:

    А. Н. Петрова «Сценическая речь», М., «Искусство» 1981г.

    И. П. Козлянинова «Сценическая речь» М., «Искусство» 1976г.

    Е. С. Зенович «Словарь иностранных слов и выражений» М., «Издательство АСТ» 2003г.

    Е. О Яременко «Программно – методические материалы. Музыка» М., «Дрофа» 2001г.

    О. Далецкий, Литературно – музыкальный альманах «Молодежная эстрада», «Искусство обучения пению», №5 – 6, 2007г.

    http://alekseev.numi.ru песни и музыка для детских коллективов

    http://proekt-obrazovanie.ru (ЭОР по разным направленностям. Копилка презентаций по предметам Искусство, ПДД, Музыка и др.)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Китайская дыхательная гимнастика.

Способствует сосредоточению на своих ощущениях, развивает воображение, настраивает внимание, расслабляет мышцы, создает положительный настрой. Можно делать лежа, если позволяют условия.

Вдох считается на счет раз, два, три. Выдох в два раза длиннее, т. е. 1.2.3.4.5.6. Вдох и выдох происходят спокойно, не напрягаясь.

«Пружинка»

Вдох - Представляем, что наше тело – пружина. Она растягивается до самого неба.

Выдох - Пружина сжимается, как можно плотнее. При этом тело не движется, все происходит только в воображении.

«Камень, облако»

Вдох – тело превращается в легкое невесомое. облако,

Выдох – мы превращаемся в камень. Камень очень тяжелый, всей массой давит на пол.

«Точка, Вселенная»

Вдох – мы расплываемся по всей Вселенной, на сколько хватает воображения.

Выдох – тело «сжимается» в маленькую точку.

«Кувшин»

Наше тело – кувшин, он наполняется чистой прохладной водой, а выливается мутная вода.

Вдох – наполняется кувшин водой,

Выдох – вода выливается.

В конце гимнастики надуть воздушный шарик, выдохнув в него весь запас воздуха.

Артикуляционная разминка.

Работа в парах.

      Улыбнулись друг другу, показали пятачок. (повторить несколько раз)

      Поросята очень любят резвиться, произнося звуки «У – И». При этом губы работают, как у сурдопереводчика.

      Упражнение «Лошадка» - цоканье языком.

      Губы сопротивляются язычку.

Упражнения для тренировки певческого дыхания

      «Надуваем шарик»

Стоя прямо, спина прямая, брать короткий интенсивный вдох через нос, «в живот», Живот при этом должен выпячиваться вперед, как шарик. Выдох со звуком «с» длинный, на сколько хватает дыхания (почувствовать, как дыхание опирается на диафрагму).

      «Качаем животик »

Поработать мышцами живота, независимо от дыхания. Живот выпячивается, проваливается.

      «Стрельба звуками »

Без звука, с силой, проговаривать звуки П, Т, Ф, С. ПППП – ТТТТ – ФФФФ – СССС. Упражнение выполняется с ускорением. После эффективного выполнения упражнения «холодеет» горло.

      «Подними перышко»

Представьте, что над вами летает перышко. Подуть вверх, чтобы оно не упало.

      «Задуй свечу»

Педагог стоит перед детьми.

Представьте, что моя рука – это свеча. Набрав воздух, нужно послать его так, чтобы задуть эту свечу.

Приложение №2

«Балаганчик»

муз. и сл. В. Осошника

Когда за окнами метель поет,

Нам открывает двери старый дом.

Аплодисментами к себе зовет,

Здесь эхо сказок детства

Больше не живет.

Достанем скрипучий сундук

И крышку поднимем на стук.

Прелюдию вьюги сыграй музыкант,

Но плачет Пьеро,

Плачет Пьеро,

Весело, весело в балаганчике.

Подкинем угольки в холодный камин,

Присядем у огня, поговорим.

Достанем запылившийся альбом,

Как прежде шумный праздник встретит старый дом.

Достанем скрипучий сундук

И крышку поднимем на стук.

Прелюдию вьюги сыграй, музыкант,

На тоненьких веревочках все куклы станут в ряд.

Но плачет Пьеро,

Холодно, холодно маленьким пальчикам.

Плачет Пьеро,

Весело, весело в балаганчик

Приложение №3

Пение гласных звуков

И (А) О (А)

И (О) О (И)

А (И) Э (А)

Цели:

  • познакомить с понятиями в пении – ансамбль и строй;
  • добиться устойчивого интонирования одноголосного пения;
  • познакомить с видами двухголосного пения: противоположное движение голосов, движение параллельными интервалами канон;
  • добиться устойчивого интонирования двухголосного пения;

Задачи: обучающие:
учить: правильному певческому дыханию; исполнению песни в унисон; пропеванию слова на зевке; четкому пропеванию согласных и гласных. развивающие: формирование правильного академического исполнения; развитие чувства ритма, внимания, воображения; развитие слуховой музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания. воспитательные: воспитывать культуру поведения; воспитывать умение работать в коллективе.

Методы обучения: беседа, сравнение.

Оборудование:
запись песни «Лев и брадобрей»;
карточки со словами: хор - хорошо, С-ЧАСТЬ-Е, соединение частей в единое;
партитура песни «Дети солнца» муз. Е.Крылатова сл. Ю.Энтина;
DVD –проигрыватель;
минусовая фонограмма песни «Лунатики» муз. Л.Рубальской, сл. Б.Савельева.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к занятию.

2. Распевание.

Каждое занятие мы начинаем с того, что растираем наши пальчики. Для чего мы это делаем? (на кончиках пальцев находятся точки, отвечающие за работу всех органов, мы делаем это для того, чтобы при пении нашим связкам помогал весь наш организм.)

А сейчас перейдем к артикуляционной гимнастике. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть.)

Упражнения:

  1. Футбол(кончик языка перемещается от правой щеки к левой)
  2. Чистим зубы с наружной стороны, с внутренней стороны.
  3. Язык чертит дорожку по небу внутрь.
  4. Движение губами из стороны в сторону, круговые движения.

С чего начинается процесс пения? (с вдоха)

Куда направляем воздух при вдохе (в живот) . Корпус свободный, плечи опущены.

Упражнения:

  1. Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)
  2. Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».
  3. Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох - кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).
  4. Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».

Скороговорки:

  1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  2. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  3. Уточка вострохвостачка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
  4. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
  5. Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

Внимание педагога должно быть направлено на:

  • свободу мышц;
  • правильность осанки;
  • активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;
  • умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;
  • работу резонаторной системы;
  • общую внятность речи;
  • ритмическую точность.

Варианты произношения текстов:

  • активный выдох в конце фразы (скороговорка «Бык»);
  • произношение с различной интонацией (удивления, радости, возмущения), смена смыслового центра («Уточка»);
  • использование словесного действия («Поп»).

1. Пение на закрытый рот. Во время пения на закрытый звук происходит развитие резонаторов.

Поднимаясь вверх по звукам, следить за неизменным положением гортани.

3. Развитие правильной атаки.

Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

5. Развитие подвижности челюсти.

7. Тренировка высокой гортани.


Не следует зажимать звук «ней» в носу. Он будет и так достаточно «гнусавым» благодаря утрированию звука «н».

3. Актуализация знаний.

Слушание

Сейчас мы с вами послушаем песню «Лев и брадобрей» в исполнении группы «Римейк». Обратите внимание, как исполняется это произведение. С сопровождением какого-либо музыкального инструмента или без сопровождения? Одноголосное оно или будут звучать несколько голосов? Что голосом изображают (имитируют) исполнители? Есть ли главный голос или все голоса равны по звучанию между собой?

Звучит песня «Лев и брадобрей»

Итак, произведение было с сопровождением или a capella? (a capella) Одноголосное оно или звучало несколько голосов? (несколько голосов) Все ли голоса равнозначны или присутствуют солирующие партии? (один голос – солирующая партия) Что выполняло роль сопровождения? (роль сопровождения выполняли остальные голоса) Что пытались изобразить, имитировать остальные голоса (звучание различных музыкальных инструментов)

4. Мотивация и целеполагание

Голос уникальный музыкальный инструмент, им можно изобразить многое. Теперь мы с вами знаем, что голосом можно изобразить многое. Даже то, как множество маленьких ручейков вливаются в одну реку. Один голос – основной – ведет мелодию, остальные должны будут «вливать» свой голос в общее звучание. Но при этом, не перебивая друг друга и слушая главный. При таком стройном, слаженном пении получится «полноводная, полнозвучная река». Поэтому тема нашего урока «Звуки, живущие в единстве» .

Вам нравится петь хором? Почему лучше петь хором? (Хор-хорошо!)

А что такое хорошо? Когда человеку хорошо? (Тогда, когда человека окружают друзья, когда между людьми есть взаимопонимание, их связывают добрые отношения, забота друг о друге. Когда в обществе царят мир и дружба, тогда все счастливы.)

Прочитайте слово, которое здесь написано (С-ЧАСТЬ-Е. С-оединение ЧАСТей в Е-диное).

5. Первичное усвоение учебного материала.

Хор состоит из разных голосов, партий. Когда коллектив большой, он называется хор, а когда состав поющих невелик, он называется ансамбль . Как называется пение, когда все участники ансамбля поют в один голос? (унисон) А всегда ли мы поем в унисон? (нет) У каждой партии может быть свой голос, своя роль. Все в ансамбле слушают, дополняют и обогащают друг друга. Голоса у певцов разные, но при этом они не выделяются. Они утверждают не себя, а целое. Когда все взаимосвязано, все вовремя и к месту, то рождается гармония и красота. Когда между звуками возникает согласие, они друг друга дополняют и тем самым рождают благозвучие. Это благозвучие также будет называться ансамблем. Вокальный ансамбль – это соединение всех вокальных элементов в единое целое. Итак, с какими значениями слова ансамбль мы сегодня познакомились?


8. Подведение итога занятия и рефлексия.

  • С какими новыми понятиями познакомились на уроке?
  • Значения понятия ансамбль.
  • Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось?
  • Исполнение песни «Лунатики» муз Л.Рубальской, сл. Б.Савельева.

Список использованной литературы.

  1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
  2. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007.
  3. Коробка В.И. «Вокал в популярной музыке» М., 1989.
  4. Мир вокального искусства. 1-4 классы: программа, разработка занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Г. А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Методика обучения эстрадному вокалу «Чистый голос» / Сост. Т.В.Охомуш
  6. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., 2002.
  7. Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. - СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.

Конспект открытого занятия Образцового коллектива воально-эстрадной студии "Солнышко" ГБОУ ДТДиМ Колпинского района СПб (руководитель, педагог по вокалу Смирнова Ниталья Алексеевна).

Представлен для распостранения опыта педагогам дополнительного образования детей художественной направленности. Внедрение инновационного подхода в воспитании, и привитие художественного вкуса учащихся через жанр эстрады.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дворец творчества детей и молодежи

Колпинского района Санкт-Петербурга

Методический проект

«Новое педагогическое образование»

Направление «Новое качество»

методическая составляющая проекта «Траектория будущего»

(в контексте третьего года реализации Программы развития учреждения «Пространство свободного выбора»)

В одном солнечном ритме

Конспект открытого занятия

по программе «Вокально-эстрадная студия»

для учащихся 2 года обучения;

тема «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле»

Возраст детей: 8-12 лет

педагог дополнительного образования

Смирнова Н.А.

методист

Абикова Т.А

Санкт-Петербург

2014

Методический проект

«Новое педагогическое образования»

Направление «Новое качество»

и методическая составляющая проекта «Траектория будущего»

(в контексте четвёртого года реализации

Программы развития учреждения «Пространство свободного выбора»)

«Светить всегда, светить везде до дней последних донца.

Светить! И никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!»

В. Маяковский

Пояснительная записка

Методическая тема: приемы развития и сплочения детского творческого коллектива в вокально-эстрадной студии «Солнышко»

Методическая цель занятия: демонстрация приемов развития и сплочения детского коллектива вокально-эстрадной студии «Солнышко» в процессе формирования навыка исполнительского мастерства в ансамбле

Описание приемов организации здоровьесберегающей деятельности на занятии

  • Цикл упражнений на дыхание и дикцию, выполняемые в едином ритме (метр, пульсация) при совмещении теории и практики

Цель:

- разогрев мышц артикуляционного аппарата

Профилактика болезней позвоночника, сохранение осанки, формирование правильного вокального дыхания и опоры звука;

Развитие координации движения и речи;

Сплочение коллектива при выполнении упражнений в едином ритме, синхронно

  • Распевка

Цель:

Подготовка вокального аппарата к пению;

Развитие артистичности, эмоциональности, образности, манеры;

Развитие вокальной техники, диапазона, гармонического слуха в элементах двухголосия, основанное на взаимной поддержке, умении работать в паре

  • Учебно-дидактическая игра «МУЗЫКА СОЛНЦА»

Цель:

Повторение, закрепление знаний средств музыкальной выразительности;

Сплочённость ансамбля на основе доверия друг к другу как обеспечение психологически комфортной среды;

Умение применить теоретические знание в исполнительской практике.

  • Работа над песенным репертуаром

Цель:

- закрепление пройденного материала и дальнейшее его изучение;

Развитие координации движений и вокала в песенном материале с использованием микрофона.

Развитие единого эмоционального и вокально-технического исполнительского мастерства ансамбля и солистов.

Все применяемые приемы способствуют созданию благоприятной, психологически комфортной среды и сплочённости коллектива. В течение занятия рационально распределена двигательная, вокальная нагрузка, обеспечивающая благоприятное эмоциональное состояние, развитие вокальных, певческих и артистических навыков. В совместной работе у детей развиваются чувство доверия друг к другу, взаимной поддержки, появляется стремление к продуктивной, творческой, коллективной деятельности.

Представленные приемы также обеспечивают создание необходимой здоровье сберегающей среды: укрепляют голосовой и артикуляционный аппарат, опорно-двигательную систему.

Тема занятия. В одном солнечном ритме.

Цель: развитие исполнительского мастерства в ансамбле с помощью средств музыкальной выразительности

Задачи

Образовательные:

  • обучение дыхательным, дикционным приёмам;
  • закрепление понятия «Средства музыкальной выразительности»
  • формирование умения анализировать музыкальное произведение: текст песни и музыкального сопровождения;
  • развитие осмысленного исполнения движений; умения анализировать собственное исполнение
  • развитие эмоциональной выразительности, артистизма и творческого самовыражения вокалиста и ансамбля с использованием средств музыкальной выразительности ;
  • освоение вокальной техники в движении: формирование вокального дыхания, осанки;
  • закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках ;

Развивающие:

  • развитие музыкальных способностей: слух, чувство ритма, музыкальную память, внимание;
  • укрепление артикуляционного и вокального аппарата;
  • развитие координации;
  • развитие умения слушать и слышать, доверять друг к другу, исполняя песенный материал.

Воспитательные:

  • воспитание стремления к сохранению и укреплению здоровья;
  • формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
  • формирование умения работать в команде;
  • формирование чувства ответственности; взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу;
  • формирование умения творчески взаимодействовать с педагогом, учащимися

Вид занятия: комбинированное – закрепление с введением новых элементов содержания.

Форма организации детей: групповая.

Методы обучения: наглядный (практический показ), словесный (объяснение, беседа), практический .

Средства обучения: музыкальный инструмент (синтезатор), компьютер, дидактический: раздаточный материал, микрофоны, награды (солнышки - пятёрки).

Характеристика группы: группа 2 года обучения, дети 8-12 лет в количестве 12 человек. В основном, девочки, разные по своему психофизическому развитию и два мальчика. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход ко всем воспитанникам, особенно к мальчикам.

Материалы УМК представлены в приложении : программа; учебно - дидактический материал; технические средства обучения - микрофоны; подборка музыкального материала – минусовых фонограмм в плей-листе компьютера.

Время занятия: 45 минут

Организация контроля на занятии

Контроль на учебном занятии осуществляется с целью проверки и оценки достижений обучающихся путем сравнения того, что есть, с тем, что должно быть.

Используется следующие виды, формы и методы контроля.

  • Текущий контроль

Цель: анализ хода освоения знаний и формирования умений и навыков учащихся. Дает возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить причины и принять меры к их установлению; сопутствует процессу становления умения и навыка от начального до конечного этапа занятия.

Метод: наблюдение.

  • Тематический контроль

Цель: проверка уровня усвоения программного материала по теме занятия, определение уровня эмоционального фона , самоанализ

Методы: беседа, опрос по теме "В одном солнечном ритме", импровизация детей на уроке.

План занятия:

I.Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.

II.Подготовительный период

Беседа по теме занятия

III.Основная часть

  1. Упражнения на дыхание, дикцию в движении
  2. Распевка – подготовка голосового аппарата к пению
  3. Учебно – дидактическая игра
  4. Работа над репертуаром:

Песня «Родина моя» муз. Д. Тухманова, сл. Р Рождественского

III. Повторение.

(повторяем с использованием микрофонов и движений)

IV. Подведение итогов. Аплодисменты.

Ход занятия

Этапы

Время

Примечание

Сопроводительный текст

Организационный

Организация начала занятия, приветствие, активизация внимания, создание психологического настроя на творческую плодотворную

деятельность

1 мин.

Учащиеся заходят в класс, выстраиваются в полукруг для приветствия, затем в круг

Здравствуйте дети, родители и коллеги! Сегодня мы проводим открытое занятие по эстрадному вокалу на тему

«В одном солнечном ритме» Надеемся, что оно станет, не только познавательно - развивающим, но ещё и подарит замечательное, солнечное настроение нашим гостям.

Ребята, напомню правила поведения на занятии – уважительное, внимательное отношение друг к другу, аккуратное, бережное отношение к аппаратуре.

Подготовительный

Беседа по теме занятия

Начало выполнения дыхательной, артикуляционной гимнастики, разогрева мышц

4 мин.

Мы с вами продолжаем познавать и изучать средства музыкальной выразительности, которые необходимы любому исполнителю песни на сцене. Как в сольной работе, так и в ансамбле. Зачем, как вы думаете?

Примерные ответы детей:

Чтобы больше узнать

Чтобы понимать из чего состоит вокальное, музыкальное произведение, песня

Верно, чтобы исполнитель был грамотным, чувствовал песню и делился своими знаниями и ощущениями со зрителем. И зритель был с нами в одном ритме, в одной эмоции.

Но для этого необходимо в первую очередь нам самим, друг с другом быть в одном сердцебиении и настроении.

Давайте начнём нашу разминку. Она так же поможет нам восстановить вокальное дыхание, разогреть мышцы спины, живота и подготовится к пению.

Основной

1 .Упражнения на дыхание (закрепление понятия «метр»)
- пчела

Насос

2. Упражнения на артикуляцию («пульсация в метре»)

Лошадка (щелканье языком)

Конфета (упражнения для языка)

Скороговорка «Егорка»

РАСПЕВКА

Вокальные упражнения:

1. «Ниточка» (исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым о открытым ртом на слоги)

2. «Музыкальный лифт» (упражнение на сглаженность регистров и опору звука)

3. «Секвенции» вокальные и дикционные (пение кантилены, стакатто)

4. «Смешанные ритмы»

(упражнение на иизменения ритма, темпа,

Растяжка у станка;

Grand battement jete. По группам;

Первая и вторая форма port de ras.

2) Упражнения. Комбинация со скакалкой. Подготовительные упражнения.

Комбинация на смену рисунков.

Ходы по диагонали:

шаги на п/п,

шаг на п/п с поднятием колена,

бег на высоких п/п pas couru,

ход на п/п " раз,два, три -стою",
перескоки,

бег со сменой ног вперед-назад по четыре, подскоки в повороте,

полечка в повороте,

галоп в повороте.

Прыжки:

temps saute,

pas chasse,

поджатые,

"двойные" поджатые,

"мячики"

подскоки в повороте,

полечка в повороте,

галоп в повороте.

Прыжки:

temps saute,

pas chasse,

поджатые,

"двойные" поджатые,

"мячики"
прыжок на одной ноге, другая вперед выворотно на 30 градусов.

По подгруппам делают комбинацию со скакалкой.

3) Выполнение танцевальных этюдов.

Испанский и русский с платочками.

5 мин.

10 мин.

10 мин.

Упражнения 1-3 в кругу выполняются в одном метре и пульсации, закрепляя теорию в практике.

Упражнения на дыхание «пчела» и «насос» активизируют работу мышц живота и диафрагмы.

Упражнения на артикуляцию так же разогревают мышцы языка, губ, артикуляционного аппарата

Продолжая движение в ритме, приступаем к распевке – подготовке голосового, вокального аппарата к пению

Что-то написать

Все вокалисты знают, что для того, чтобы красиво петь, нужно в первую очередь хорошо разогреть артикуляционныё аппарат. Для чего?

Для того, чтобы была чёткая дикция и было понятным слово в песне

Правильно. Но ещё мы разогреем с вами мышцы живота и восстановим вокальное дыхание. И повторим понятия «метр» и «пульсация». Что это?

Сердце, пульс музыки

Правильно. А метр и пульсация вместе?

Это – Ритм.

В одном ритме проговорим нашу скороговорку «Егорка»

(выполняем упражнения)

Хорошо. Молодцы.

Мы с вами разогрели мышцы живота, артикуляционный аппарат, а теперь приступим к распевке. Зачем, дети, вокалист распевается?

Чтобы настроить вокальный аппарат

1.Упражнение «Ниточка» - ручки на поясе. Послушали. В каком темпе? Нашли метр, отобразили, запели (тянем один звук на слоги «ли, лю, лё»). Формируем правильно гласные. Помним про парные звуки. Следим за дыханием.

2. Упражнение «Музыкальный лифт». Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все ноты гаммы и обратно.

3. «Секвенции». Совмещаем вокальные приёмы (слитное пение, пение стакатто)

Как обычно, мДля того, чтобы полноценно и красиво танцевать, необходимо сначала разогреть мышцы;

(Ответы: профилактика болезней позвоночника, сохранение осанки, формирование правильной походки;

развитие эластичности мышц, выворотности, силы ног, шага)

В этом году мы ввели предмет-скакалку. Она очень помогает укреплению организма, развитию координации, силы, прыжка. Более того, я заметила, что вам очень нравится выполнять упражнения, у многих появляется азарт и большее желание выполнить качественно то или иное упражнение. Это упорство, как и в спорте, очень важно! Так что берем скакалки и почувствуем себя настоящими спортсменками

А кто из вас знает, сколько стран мира станут участниками Олимпиады 2014?

Примерные ответы детей: (123, 250, 36)

36. Правильно!

Основной

4.«Смешанные ритмы»

(использование изменений ритма и темпа, вокальной подачи, мягкой и жёсткой «атаки звука»)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

« Музыка солнца» в песне «Родина моя»

Муз. Д. Тухманова,

Сл. Р Рождественского

подскоки в повороте,

«полечка» в повороте,

галоп в повороте.

Прыжки:

temps saute,

pas chasse,

поджатые,

"двойные" поджатые,

"мячики"
прыжок на одной ноге, другая вперед выворотно на 30градусов.

По подгруппам делают комбинацию со скакалкой.

3) Выполнение танцевальных этюдов.

Испанский и русский с платочками.

5 мин.

Дети разбирают дидактический материал средств музыкальной выразительности (СМВ), дают определения понятиям и анализируют его в музыки песни «Родина моя»

4.Приступим к нашей любимой «Смешанной распевке». Послушаем. Чем она отличается от предыдущих?

В ней меняется ритм, темп

Манера исполнения

Она разнообразная по настроению и характеру

Правильно, споём, учитывая все особенности, которые вы перечислили.

5.Дети, угадайте мелодию! (педагог играет мелодию припева песни «Родина моя»). Правильно, это мелодия припева песни «Родина моя». Кто её автор?

Давид Тухманов

Совершенно верно! Разделимся на два голоса, споём её на звук «а».

Скажите, может песня жить без мелодии?

Нет

Конечно. Ведь мелодия это что?

Душа песни, музыкальная мысль

Хорошо, а может песня жить без слов, текста?

Нет, потому что песня отличается от музыки тем, что в ней есть и музыка и слова

Очень хорошо! В ней есть, таким образом, две мысли - музыкальная и словесная. И мы должны соединить их вместе и донести до зрителя.

Давайте ещё раз окунёмся в музыку этой песни и разберём средства музыкальной выразительности которыми пользовался композитор и аранжировщик.

Используем нашу универсальную игру «Музыка солнца»

(педагог раздаёт детям солнышки со СМВ и даёт 3 мин. на определение понятий и анализ музыки. Песня звучит фоном в варианте +1 с голосом)

Итак, слушаю вас, друзья мои.

Замечательно, а теперь возьмём микрофоны и исполни первый и второй куплет песни.

В некоторых видах спорта присутствует хореография. Без нее никуда. Например, впервые средства хореографии были применены в процессе тренировки сборной команды гимнасток СССР к XVI олимпийским играм в Мельбурне. В газете «Советский спорт» отмечено великолепное разноплановое выступление гимнасток, где для каждой спортсменки были индивидуально подобраны стили и народности, исходя из их физических данных и темперамента.

А кто из вас знает сколько стран станут участниками Олимпиады 2014?

Примерные ответы детей:

Молодцы, 36 стран, в их числе Испания и Россия. Попробуем с помощью танца передать характер, эмоциональность и культуру этих двух стран.

Сегодня мы с вами воспользуемся нашими солнышками, на которых отображены все средства музыкальной выразительности. Давайте поиграем

(дети разбирают лучики и определениями СМВ и собирают в одно солнце).

Повторение пройденного

Работа над песней

«Родина моя»

Повторение песни

«Если город танцует»

муз. А Журбина,

сл. И Резника

10 мин.

5 мин.

Учащиеся исполняют 1 и 2 куплет песни с использованием двухголосия в припевах.

А сейчас, пожалуйста, возьмите микрофоны. Напоминаю, что пользуемся ими аккуратно, внимательно следим за положением руки во время движений. (исполняем)

Повторим, ребята, для наших гостей песню, которая уже полюбилась нашим зрителям и которую мы готовим на конкурсное выступление. (исполняем)

Контрольно-

рефлексивный

Контроль за освоением

материала по теме занятия

2 мин.

Спасибо, молодцы! А сейчас, ребята, мы подведём итоги нашего занятия.

Оно называлось « В одном солнечном ритме». Так что же такое солнечный ритм?

Это когда мы, солнышки, делаем всё вместе, в одном ритме, в одном музыкальном движении поём и танцуем;

Когда мы вместе передаём наше настроение зрителю.

Правильно! И для этого мы должны быть грамотными, яркими, думающими исполнителями. А наш солнечный ритм должен передать нашему зрителю ощущение радости, света и тела.

Итоговый

1 мин.

Дети стоят по линиям. В конце делают поклон. Педагог раздает солнышки - пятёрки всем учащимся

Спасибо всем! Я считаю, что все сегодня очень плодотворно поработали. Все поставленные задачи выполнены, а главное наши гости получили хорошее, солнечно – позитивное настроение! Спасибо всем
До новых встреч! Аплодисменты!

Учебно-методический комплекс

занятия по теме

«В одном солнечном ритме»

«В одном солнечном ритме»

по программе «Вокально-эстрадная студия»

Упражнения на развитие дыхания и дикции

Цикл дыхательных, ритмичных упражнений, выполняемых в едином ритме

Раздел и тема программы

Подборка упражнение на развитие артикуляционного аппарата, формирование правильного дыхания

Упражнения разогревают артикуляционные мышцы, развивают их эластичность, способствует формированию навыка правильного дыхания

Являются методом профилактики простудных заболеваний.

Выполняются в начале основной части занятия как подготовительное к пению и оздоровительное практическое средство, а также при выполнении в едином ритме и синхронно направлено на развитие сплоченности коллектива, взаимной поддержке и ответственности.

Регулярное применение данных упражнений способствует разогреву мышц, артикуляционно-голосового аппарата, развитию координации и опоры звука предупреждает появление простудных болезней; воздействует на эмоциональный настрой учащихся, создает позитивное настроение, повышает мотивацию к занятиям вокалом, развивает дружеские связи в коллективе

Описание выполнения упражнений

Упражнения на дыхание (с закреплением понятия «метр»)
1. Упражнение «Пчела»

Выполняется в заданном педагогом темпе «метра». Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Говорим резко «кыш!» (ощущаем тонус «пустой» диафрагмы), резкий вдох носом в диафрагму, на выдохе изображаем полёт пчелы. Длительность «полёта» пчелы зависит то равномерного распределения выдоха. Повторяем 4 раза, соблюдая метрическое движение.

2. Упражнение «Насос»

Сохраняя метрическое движение можно чуть ускорить темп.

а) Ноги на ширине плеч. Положение рук – на ширине груди с сжатыми кулаками. С затакта – резкий вдох носом (локти в стороны) , выдох резкий через рот на сильную долю (руки перед собой с разжатыми пальцами). Выполняется по 4 раза с детьми 8-10 лет, старшие (11-12 лет) делают по 8 раз. Затем свободный выдох с пропуском в один такт. Количество упражнений всего – 4.

б) Продолжаем в том же темпе. Тело наклонено вперёд, спина прямая, руки на уровне груди, пальцы вместе. Так же с затакта руки приподнять на вдох через нос, резко опустить вниз на выдох через рот. Количество упражнений как в части «а».

Упражнения на артикуляцию («пульсация в метре»)

1.Упражнение «Лошадка»

Продолжая ощущать метр в ногах, щёлкаем языком, изображая цоканье копыт.

Затем увеличиваем число цоканий в пульсации, меняем метр на двудольный и трёхдольный.

2. «Конфета».

Тело в спокойном положении, руки на поясе. Рот закрыт, зубы разжаты. Ищем языком внутри рта конфетку. По часовой стрелке и обратно. Погладит внутри щёчки язычком по очереди. Высовываем язычок, покусывая от кончика до корня извне. Чья конфетка длиннее?

3. Скороговорка «Егорка »

Опять задаём в теле темпо - ритм. Вдох. Задержать дыхание, говорим скороговорку, равномерно распределяя выдох:

« Как на горке, на пригорке жили 22 Егорки.

Раз, Егорка, два, Егорка, три, Егорка….» и т.д. пока не закончится дыхание. Чем больше Егорок, тем лучше. Педагог следит за правильным взятием дыхания. Плечи не поднимаются!

Аннотация к материалам УМК занятия

«В одном солнечном ритме»

по программе «Вокально-эстрадная студия»

Название методического материала

Распевка

Форма методического материала

Подборка вокальных упражнений

Раздел и тема программы

Раздел программы «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле».

Тема занятия: «В одном солнечном ритме»

Являются методом профилактики негативных эмоций

Методика применения методического материала

Распевку целесообразно проводить непосредственно перед исполнением вокальных произведений, т.к. она способствует развитию вокальной техники, диапазона. Несет нагрузку формирования гармонического слуха в элементах двухголосия.

Результативность применения методического материала

Распевка обеспечивает создание эмоциональной сферы в исполнении двухголосием, основанным на взаимной поддержке, формирует умение работать в ансамбле.

Описание выполнения распевки

Вокальные упражнения :

1.«Ниточка»

Исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым ртом, затем открытым на слоги «ли, лю, лё» в нескольких тональностях по восходящему движению.

Следим за дыханием, интонированием устойчивого звука. Педагог контролирует формирование учащимися гласных звуков.

2. «Музыкальный лифт» .

Упражнение на сглаженность регистров и опору звука. Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все ноты гаммы и обратно. На звук «А» - как первый этаж и «И» - фиксированный седьмой. Педагог следит, чтобы учащиеся правильно направляли звук в головной резонатор и ощущением его опоры.

Проходим от ля(м ) до фа(1 ) основного звука.

3. «Секвенции»

Закрепляем понятие «секвенция». Движение мелодии на слог «Ли» (кантилена); звук « Я» (стакатто); звук губами «тпру» при исполнении мелодии. Выполняем 4-5-раз в восходящем движении.

4.«Смешанные ритмы»

Использование изменений ритма и темпа, вокальной подачи, мягкой и жёсткой «атаки звука». Используются элементы двухголосия.

Аннотация к материалам УМК занятия

«В одном солнечном ритме»

по программе «Вокально-эстрадная студия»

Название методического материала

«Музыка солнца»

Форма методического материала

Учебно-дидактическая игра

Раздел и тема программы

Раздел программы «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле».

Тема занятия: «В одном солнечном ритме»

Подборка творческих заданий с раздаточным материалом на повторении и закрепление знаний средств музыкальной выразительности

Учебно-дидактическая игра помогает рационально и эффективно организовать процесс обучения, чередовать различные виды деятельности и активности, при этом актуализировать и закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности исполнения в ансамбле, формирует доверительные отношения между воспитанниками.

Методика применения методического материала

Используется в качестве контрольно- обучающего, развивающего и средства на основном этапе занятия и укрепляющего организм средства. Является важным элементом занятия, решающим воспитательные задачи по развитию коммуникативных способностей детей.

Результативность применения методического материала

Игра позволяет развить умение применять теоретические знания в исполнительской практике в условиях ансамбля, укрепить эмоционально-психологическое состояние детей, способствует созданию атмосферы взаимодействия детей друг с другом, формировать психическую готовность к вокальному исполнению

Описание проведения игры «Музыка солнца»

Учащимся выдаются дидактические пособия: шаблоны – солнышки. В центре каждого солнышка - таблички с названиями средств музыкальной выразительности: ритм; метр; мелодия; динамика; лад; регистр; пульсация; ритмический рисунок; темп.

Звучит музыкальное произведение – песня по теме урока и изучаемого репертуара.

Учащимся даётся время на прослушивание фонограммы.

В зависимости от выбранного солнышка, учащимся надо охарактеризовать средство музыкальной выразительности. Например, если солнышко – ритм, то учащийся говорит и показывает, в каком ритме звучит музыка. И из чего состоит ритм? Он объединяется с метром и пульсацией (присоединяется к обладателям солнышек с этими понятиями). Так же определяем основной лад, темп, развитие динамики, движение мелодии, её ритмический рисунок, и т.д.

На данном уроке мы разбираем аранжировку песни «Родина моя» (композитор Давид Тухманов). Какой темп, ритм использовал музыкант (определить двудольный метр с помощью пульсации)? В каком основном ладу звучит музыка? Как меняется характер и движение мелодии в куплете и припеве?

Всё это должен анализировать и слышать исполнитель для передачи музыкальной мысли зрителю, вызывая эмоциональную отдачу, объединившись одним ритмом.

Аннотация к материалам УМК занятия

«В одном солнечном ритме»

по программе «Вокально-эстрадная студия»

Название методического материала

Песенный репертуар:

1.Песня «Родина моя»

муз. Д. Тухманова, сл. Р Рождественского

2.Песня «Если город танцует»

муз. А. Журбина, сл. И Резника

Форма методического материала

Подборка фонограмм (минус) песенного репертуара для ансамблевого исполнения

Раздел и тема программы

Раздел программы «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле».

Тема занятия: «В одном солнечном ритме»

Подборка фонограмм (под минус) песен, изученные и исполняемые детьми в ансамбле

Работа над данным песенным репертуаром способствуют развитию исполнительских навыков в ансамбле, закреплению пройденного материала, самоанализа, адекватной оценки собственной работы в вокальном коллективе

Методика применения методического материала

Работа над песенным репертуаром проводится на основном этапе занятия. Решается задача развития координации движений и вокала в песенном материале с использованием микрофона.

Результативность применения методического материала

Приемы работы над песенным репертуаром демонстрируют уровень развития исполнительского мастерства ансамбля и солистов в едином эмоциональном и вокально-техническом

характере; способствуют созданию благоприятной, психологически комфортной среды и сплочённости коллектива. В течение занятия рационально распределена двигательная, вокальная нагрузка появляется стремление к продуктивной, творческой, коллективной деятельности .

Описание работы над песенным репертуаром

  1. Песня «Родина моя» муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского

1.Беседа.

Проанализировав музыку пени (аранжировку) через игру «Музыка солнца», определяем жанр песни с помощью текста как «жанр патриотической песни», так как она о родине. Какие чувства вызывает в нас текст куплета? Единения, дружбы, гордости за нашу страну. Как поэтом описана красота природы в припеве? Как две мысли – музыкальная и словесная помогают передать настроение и характер песни зрителю?

Обратить внимание на секвенционное движение мелодии, параллельное движение голосов в «терцию». Услышать гармоническое движение. Обратить особое внимание на чистоту интонирования и эмоциональность исполнения.

3.Исполнение куплетов. Сравнить «атаку» звука, обратить внимание на формирование и подачу гласных звуков. Следить за дыханием и дикцией. Ввести элементы движения.

4.Исполнение песни с использованием микрофонов.

Педагог раздаёт микрофоны учащимся, напоминая правила работы с ними.

Исполнение песни под фонограмму (-1) без прописанной вокальной партии.

  1. Песня «Если город танцует» муз. А. Журбина, сл. И Резника

Повторение ранее изученной песни с использованием микрофонов и поставленных движений.


Занятие проводится по образовательной программе «Вокалетто» 1 года обучения. Данное учебное занятие предназначено для последовательного формирования певческих и исполнительских навыков.

Учебное занятие рассчитано на 2 академических часа с вокальным ансамблем «Вокалетто» (10 человек) 1ого года обучения. Возраст учащихся 7-17 лет. Набор в объединение проводится на основе желания.

Цели занятия:

1. формирование у учащихся исполнительских вокальных умений и навыков.

2. создание условий, в которых учащийся испытывает ра­ дость ощущения

исполнительской свободы и творческого комфорта.

Задачи:

  1. развитие певческих навыков (имеются в виду устойчивое певческого

дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование).

  1. устойчивое интонирование одноголосного пения

4.навыки работы с фонограммой, микрофоном

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический

Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, микрофон, фортепиано, СD диски, фонограммы минус, плюсовое исполнение «Про варенье», «Три желания», «Лицейская», раздаточный материал – слова песен

Этапы и хронометраж занятия

1 занятие – 1ч 30 мин

I .Организационный этап . Поверка готовности к занятию. Правильная певческая позиция – 2 мин;

II .Подготовительный этап : гимнастика артикуляционного аппарата, фонетические упражнения, дыхательная гимнастика, вокально – интонационные упражнения – 14 мин

III .Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона – 12 мин

IV .Основной этап – работа над репертуаром (работа над

звукообразованием, звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением, над двухголосьем).

1.Пропевание песен «Про варенье», «Три желания» в сопровождении

фортепиано и a capella – 8 мин

2. Работа с солистами.- 4 мин

3. Пропевание песен под фонограмму «минус» – 8 мин

4. Пропевание песен с микрофоном – 8 мин

Динамическая пауза – между песнями 10 минут на отдых- релаксация,

Физкультминутка

5. Работа над движениями в песне «Про варенье» – 5 мин

6. Повторение песни «Лицейская» – 5 мин

V . Рефлексивный этап : самооценка детей о своей работоспособности,

Эмоциональном состоянии – 2 мин

VI . Итоговый этап : пропевание песен от начала до конца под

Фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов

Каждого ученика – 10 мин

VII . Заключительный этап : задание на дом, сообщение о следующем

Занятии – 2 мин

I .Организационный этап :

– встреча детей;

– проверка присутствующих;

– Правильная певческая позиция: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковыва­ет гортань. Лицо должно быть свободно от гримас. Улыбка на лице создаёт ощущение приподнятости, необходимое для занятия.

Подготовительные упражнения.

II . Подготовительный этап: Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть .)

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика языка

Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.

Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковы ми зубами, как бы жуя его.

Сделайте языком круговое движе ние между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противо положном направлении.

– Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в пра вую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Гимнастика губ:

Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Интонационно-фонетические упражнения.

1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.

3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного - в грудной с характерным переломом голоса.

У~у, у~о, о~а.

Скороговорки:

1.Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2.Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

Упражнения на дыхание.

– С чего начинается процесс пения? (с вдоха )

– Куда направляем воздух при вдохе (в живот ). Корпус свободный, плечи опущены.

1.Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)

2.Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».

3.Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох – кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).

4.Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».

5. Упражнение на активизацию работы передней стенки живота на звуки «к», и «г».

Внимание педагога должно быть направлено:

–свободу мышц

–правильность осанки;

–умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

–работу резонаторной системы;

–общая внятность речи;

–ритмическая точность.

Вокально-интонационные упражнения.

Цели вокально-интонационных упражнений:

Сформировать навык выдерживать тон на одной высоте одинаковым по громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание
формировать правильную артикуляцию того или иного гласного звука
добиться определенности в атаке звука
уточнить интонацию в момент атаки звука
выстроить унисон

Все упражнения исполняются по восходящей и нисходящей хроматической секвенции (в диапазоне ля м – фа 2)

1.Пение с закрытым ртом способствует выравниванию тембрового звучания, слуховой настройки. Упражнение поётся со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт), высоким небом, ощущением звука в верхнем резонаторе, на сонорный согласный звук «М». (пр.1) При ощущается легкая вибрация и легкое щекотание губ.

2.Сглаживание регистров. (Вибрация губ, затем РРРР)

Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к

головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

3.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет

способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте.

4.Упражнение, основанное на звуках трезвучия. Опора на дыхание.

Цель: расширение звукового диапазона с целью выравнивания регистрового звучания голосов и на активизацию работы передней стенки живота.

2.Упражнение на развитие подвижности голоса и работа над дикцией.

Следить за четким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.

III.Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона «Во поле береза»

Первое знакомство с двухголосьем надо начинать с пения канонов. Это наиболее интересная и доступная форма многоголосия для детей. Что же такое канон? Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Все исполнители канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым. Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках, а сейчас канон набирает новый разбег популярности среди молодых исполнителей в силу того, что он наглядно демонстрирует певческую технику исполнителя

Этапы работы над каноном:

1)речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую

строчку всем вместе. Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном. Разделить ансамбль на две группы, вторая группа теперь – вместо учителя.

2)Освоив исполнение ритмического канона можно приступить к пению.

Для начала мелодию канона пропеть всем вместе с учителем:

Довести до чистого унисона a-cappella. После того как выучена мелодия, дети исполняет 1-голос, а учитель – 2-й.

Затем разделить детей на 2 группы. Все петь a-cappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль. Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца.

Приложение№1

Основная часть.

Работа над репертуаром.

Работа над песнями «Три желания» и «Про варенье».

1 этап. Пропевание песен под фортепиано с сопровождением и a capella . Работа над чистотой интонации, четкого произношения слов, окончаний, над правильным звуковедением, над унисоном.

В песне «Три желания» сложный пунктирный ритм, важно чтобы каждый из учеников его усвоил. Одновременное снятие и вступление голосов по руке педагога. Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Обратить внимание на пропевание узких гласных, избегать плоского звука. Нужно при­ учать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, следить над четким произношением согласных в середине слов в быстром темпе.

Особое внимание уделяется работе над двухголосием в песне «Про варенье» – чистого интонирования. Главная задача научить обучающихся слушать друг друга, слышать оба голоса, а не только свой. Сначала отдельно отрабатывается каждая партия, потом соединяются голоса.

2 этап. Работа с солистами в песне «Карусель мелодий». В данной песне присутствуют сольные эпизоды.

Большое внимание уделяется работе над интонацией и работе над звукообразованием, так как у каждого обучающегося свой тембр голоса и свои недостатки. Это касается гласных «А» и «Е».

Основа любого пения - гласные звуки. От правильного звукообразования гласных зави­ сит красота тембра. У обучающихся 1ого и 2ого года обучения школьного возраста тембр неровный, что обус­ ловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается через сохранение высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазо­ на.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

10 минут отдыха

Массаж лица

– Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кон­ чиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно силь­ ными, чтобы лицо «загорелось».

– Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз. : Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед.

Массаж спины.

Свободное время

3 этап . Пропевание песен под фонограмму. Песни поются в более быстром темпе, в четком ритме.

4 этап. Пение песен с микрофоном.

5 этап . Работа над движениями в песне «Слякоть»

6 этап . Повторение песни « Новый день»

IV . Рефлексивный этап : самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии

– Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось…

V . Итоговый этап : пропевание песен от начала до конца под фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов каждого ученика

– С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

– Значения понятия канон.

VI . Заключительный этап : задание на дом, сообщение о следующем занятии

Список используемой литературы

Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. –

Ростов-на-Дону, 2006

Методическая разработка. Самара, 1997

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.

Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999

И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»

Огородников Д.Е . Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972

Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва 2002

Сэт Риггс Как стать звездой. -М, 2004.

Открытый урок по эстрадному вокалу Мамоновой Ольги Витальевны.

Тема урока: различные методыработы над вокальной техникой.

Цель урока: Раскрыть и обосновать различные методы работы над вокальной техникой в эстрадном вокале.

Задачи: 1) выявить различия между эстрадныи и академическим вокалом

2)Определить последовательность упражнений

3) Практически наглядно показатьвыполнение упражнений детьми разного возраста и уровня подготовки.

Введение. Сходство и различия между академическим и эстрадным вокалом .

В моем классе учится 20 вокалистов от 4х до 18 лет. Из них в этом году 4 человека выставлялись на международный конкурс и заняли там призовые места. В ходе нашего урока я покажу, как работаю над постановкой голоса и с малышами и с взрослыми учениками. Поскольку, мы будем говорить об эстрадном вокале, хочется внести ясность в определении различия между жанрами академического и эстрадного вокала.

Академический вокал – старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Эстрадный вокал

Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом . Делаем вывод: В эстрадном вокале и академическом абсолютно разные задачи, абсолютно разное формирование звука, но необходимость достижения опоры звука на дыхание едина для всех.

Для работы над постановкой дыхания существуют различные упражнения, которые мы используем.

1) Встать прямо, подбородок параллельно полу. Поставить руки на нижние ребра и вдохнуть так, чтобы они расширились одновременно, надувая живот. (шарик надулся) Дышать нужно в нижние ребра, живот, уголки легких (спина). Чтобы это почувствовать, можно наклониться, упираясь руками в стол. При этом, вдох следует делать комбинированным: приоткрытым ртом и носом, сразу формируя « зевок».(приподнятое мягкое нёбо) Уголки губ чуть приподнять, чтобы открылись верхние зубы. (Эта позиция как раз отличается от академической)

Чтобы почувствовать, где именно находится опора звука, можно « покашлять», или медленно выдувать букву « с». Детям младшего возраста это может быть не очень понятно, поэтому можно просто попросить ребенка « потужиться»

Делают все….

2) Для укрепления и развития дыхательной системы существует система дыхательных упражнений Александры Николаевны Стрельниковой. Ее основная идея в том, что дышим в режиме сопротивления. В этом случае дыхательным мышцам приходится более активно работать.

(Показывает Настя)

Ладошки

Погончики

Кошка

Обними плечи

Насос

Обними плечи +насос

Повороты головы

Ушки

Маятник

Перекаты

Передние шаги

Задние шаги

Работа над вокальной техникой.

Звук посылать надо в зубы, но часто попадает звук в нос. Это значит, что не перекрыт носовой ход. Путем упражнения тянем верхнее небо вверх, опуская максимально нижнюю челюсть.

Чтобы добиться «зевка», можно потренироваться на упражнении «змея». Делаем вдох и имитируем укус огромного яблока.

Чтобы почувствовать естественное расширение гортани, можно поделать такое упражнение: неплотно закрыть нос двумя пальцами и делать вдох через рот, а выдыхать через нос. 5-7 раз. Вы ощутите легкость дыхания и готовность образования зевка.

С малышами распеваемся на простом упражнении, с показом руки:

« я шагаю вверх, я шагаю вниз» (Ксюша)

Пока ребенок маленький, нет возможности работать над всеми вокальными навыками, как со взрослыми детьми, поэтому мы берем в работу простые несложные песенки с небольшим диапазоном, постепенно расширяя его. Одновременно работать над чистотой интонации, постановкой дыхания и выразительностью исполнения.

Ксюша поет « Тучку». Работаем над правильным вдохом, стараемся правильно открывать рот и дотягивать все длинные нотки до конца.

В самом начале работы с ребенком нужно определить его рабочую середину. (Бывает низкий голос, но тембр светлый) Для этого нужно попросить ребенка спеть на дыхании любую удобную для него нотку. Как правило, это и будет рабочая середина. Дети не ошибаются….

Найдем рабочую середину у Сони.

Начинаем с этой нотки распевание.

1)Сначала распеваемся на одной нотке, закрытым ртом (от малого к большему)

Ммммм – закрытым ртом. Небо приподнято, зубы разомкнуты, губы сомкнуты.

3) теперь на одной нотке, открыв рот…

Ма, мэ, ми, мо, му - стремимся петь в одной позиции

Бра, брэ, бри, бро. Бру

Все гласные поем так, как будто формируем букву «а». Получается приблизительно в одной позиции. Непременно обратить внимание на четкость произношения согласных в начале слога. От того как активно будет сформирована согласная зависит и качество последующей гласной.

Очень важно, чтобы в момент распевания, дети не стояли в стойке. Двигаемся, во время пения, наклоняемся и размахиваем руками.

Эстрадное пение подразумевает пение в микрофон. Поэтому нужно уделить должное внимание этому навыку. Микрофон нужно держать так, чтобы звук попадал в него напрямую, а не под углом. Иначе будут срезаться частоты и звук будет искажен. Нельзя уводить микрофон в сторону. Держать его все время в единой позиции, чтобы громкость и сила звука не менялись.

Для развития и закрепления этого навыка делаем такое упражнение: Как бы рисуем в воздухе микрофоном геометрические фигуры. Сначала отдельно, затем вместе с пением распевок.

Поет Яна. Найдем ее рабочую середину:

Яа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-а

5) Для достижения более светлого звука:

Рээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-э

Мии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-и

6) Подряд 3 нотки на гласных: (поет Лена)

Яааааааааа

7) Яа-аа-аа-аа-а

Мии-ии-ии-ии-и

Все согласные:е,ё,и у. поем в позиции «а»

8) Обязательно должно быть упражнение для разогревания кончика языка и губ. (Настя) Сначала можно поговорить скороговорки.

Лё-лёли лель-лели лель- лёлилёлилёли- лель

9)На стаккато-легато

10)также для достижения свободы звука, дикции, и соединения различных регистров:

(Делает Карина)

Ррррррррррррр

До ре ми фа соль фа ми ре до ре ми фа соль фа ми ре до

До соль ми до соль ми до соль ми до соль ми до…

До ми соль до ми соль фа ре си соль фа ре до…

11) для достижения баланса, удобства. Поётся довольно гнусаво, но не в нос

Нэй нэй нэй нэй нэй….

12) та же мелодия:

ма ма ма ма ма мааааааааа ма ма мА

13) для расширения диапазона

Яа а яаа яаа аа аа,затем мии ии ии ии и

Примерно от ре 2 й октавы переходим на ми, затем широко окрываем рот и с силой посылаем звук в голову

14)для распевания низких нот « страдаем» .Сначала на одной ноте вниз от до 1 октавы.

ой ой ай ай ой ой

15)соединяем на скачке низкую ноту и высокую.

Сначала квинту, затем октаву.

    упражнения на длинное дыхание:

17) чтение на одном дыхании длинной фразы. Лучше взять размер ГЕКЗАМЕТР. Это отрывок или из Одиссеи или из Илиады Гомера. Читаем на приподнятом нёбе. Певуче.

Исполнение фрагментов песен.

Ксюша – « Тучка»

Соня - « Про сластену – короля»

Яна - « Петухи запели»

Лена - « Про слона»

Настя - « Маленький блюз»

Карина - « Лебеди улетали»

План урока

    Введение. Сходство и различия между академическим и эстрадным вокалом.

    Работа над дыханием. Дыхательная система А.Н. Стрельниковой

    Работа над вокальной техникой:

формирование звука

работа с микрофоном

длинная фраза

дикция

расширение диапазона

стаккато-легато

    Исполнение сольных отрывков

5) Заключение.

Заключение.

Каждый педагог волен использовать самые разнообразные приемы и упражнения для развития и укрепления певческого голоса и вокальных навыков. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятиях и с удовольствием двигался к положительному результату. Педагогу нужно быть очень внимательным, чтобы выбирать для ребенка упражнения и репертуар, позволяющие как можно шире раскрыть все возможности данного ученика. Здесь очень важно знать меру. Не стоит утомлять ученика долгими упражнениями, но и нельзя ими пренебрегать. Надо знать особенности каждого ученика. Кого – то лучше распевать сверху вниз, а кого-то наоборот. Для работы в классе можно выбрать произведение чуть сложнее, чтобы было над чем поработать. А для выступления лучше взять произведение попроще, но такое, которое с легкостью прозвучит в исполнении ребенку.

Не стоит украшать исполнение какими-то искусственными, надуманными эффектами. Лучше как следует разобрать с учеником музыку и текст, понять содержание и исполнение естественным образом наполнится смыслом, а значит и выразительностью.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...