Художественный метод в литературе и искусстве. О том, что такое творческий метод, художественная система и литературное направление

Художественный метод

Следует четко представлять, в каких соотношениях и взаимосвязях находятся такие категории литературного процесса, как художественный метод, литературное направление и течение, художественный стиль .

Понятие литературного процесса является наиболее общим, исходным для определения всех категорий, характеризующих разные стороны литературы, относящихся к разным ее аспектам.

Художественный метод - это способ освоения и отображения мира, совокупность основных творческих принципов образного отражения жизни. О методе можно говорить как о структуре художественного мышления писателя, определяющей его подход к действительности и ее воссозданию в свете определенного эстетического идеала.

Метод воплощается в содержании литературного произведения. Через метод мы постигаем те творческие принципы, благодаря которым писатель воспроизводит действительность: отбор, оценка, типизация (обобщение), художественное воплощение характеров, явлений жизни в историческом преломлении.

Метод проявляется в строе мыслей и чувств героев литературного произведения, в мотивировках их поведения, поступков, в соотношении характеров и событий, в соответствии жизненного пути, судеб персонажей социально-историческим обстоятельствам эпохи.

Художественный метод - система принципов отбора жизненного материала, его оценки, принципов и преобладающих форм художественного обобщения и переосмысления. Он характеризует комплекс факторов: целостное идеологическое, оценочное, индивидуально-неповторимое, социальное отношение художника к действительности, к сознательно или стихийно отраженным потребностям, идеологическим и художественным традициям. Художественный метод во многом определяет специфику художественного образа.

С понятием «художественный метод» тесно связано понятие «художественный стиль». Метод реализуется в стиле, то есть общие свойства метода получают свою национально-историческую конкретность в стиле писателя.

Понятием «метод» (от гр. - путь исследования) обозначается «общий принцип творческого отношения художника к познаваемой действительности, то есть ее пересоздания». Это своего рода способы познания жизни, которые менялись в разные исторические и литературные эпохи. По мнению некоторых ученых, метод лежит в основе течений и направлений, представляет тот способ эстетического освоения действительности, который присущ произведениям некоторого направления. Метод есть категория эстетическая и глубоко содержательная.

Проблема способа изображения действительности была впервые осознана в античности и получила законченное воплощение в труде Аристотеля «Поэтика» под именем «теории подражания». Подражание, по Аристотелю, составляет основу поэзии и ее цель - воссоздать мир похожим на реальный или, точнее, каким он мог бы быть. Авторитетность этой теории сохранялась вплоть до конца XVIII века, когда романтики предложили иной подход (тоже имеющий свои корни в античности, точнее в эллинизме) - пересоздание реальности в соответствии с волей автора, а не с законами «мироздания». Эти две концепции, по мнению отечественного литературоведения середины прошлого века, лежат в основе двух «типов творчества» - «реалистического» и «романтического», в рамки которых укладываются «методы» классицизм, романтизм, разные типы реализма, модернизм. Следует сказать, что понятием «метод» пользовались многие теоретики литературы и писатели: А. Ватто, Д. Дидро, Г. Лессинг, И. В. Гете, С. Т. Колридж, написавший трактат «О методе» (1818).

В целом ряде работ учеными предлагается дополнить понятие метода понятием типа творчества, типа художественного мышления. При этом два типа творчества - пересоздающий и воссоздающий - охватывают все богатство принципов художественного отражения.

Касаясь проблемы соотношения метода и направления, необходимо учитывать, что метод как общий принцип образного отражения жизни отличается от направления как явления исторически-конкретного. Следовательно, если то или иное направление исторически неповторимо, то один и тот же метод, как широкая категория литературного процесса, может повторяться в творчестве писателей разных времен и народов, а значит, разных направлений и течений. Например, элементы реалистического принципа отражения действительности мы встречаем уже в направлениях классицизма, сентиментализма, то есть еще до возникновения собственно реалистического метода, так же как сложившийся реализм позднее проникает и в произведения модернизма.

Метод в широком смысле слова, его связь с творчеством

Все большие писатели оригинальны и слова, неповторимы. Но в то же время они часто сближаются друг с другом не только идейно, но и в самых общих принципах изображения жизни. Такого рода близость легко обнаруживается между Шелли и Байроном, Диккенсом и Теккереем, между Некрасовым и Щедриным, Брюсовым и Блоком. Они близки друг другу и идейно (резко критический взгляд на современное общество, защита интересов народа), и эстетически (сходные способы построения образа). Идейно-эстетическая общность, свойственная ряду писателей и непосредственно выражающаяся в ихтворчестве, называется художественным методом.

О "методологии", характерной для ряда художников, можно судить только по результатам их творческого труда. Лишь путем сравнительного анализа множества произведений критических реалистов можно заметить те сходные черты, которые позволяют сближать произведения Бальзака, Тургенева, Л. Толстого, увидеть нечто общее в их идейных устремлениях и творческих принципах.

Следует подчеркнуть, что метод представляет собой не свод застывших узаконений и правил. Он существует не отвлеченно, а, будучи исторически обусловленным, живет в самом творчестве, рождается и совершенствуется в процессе художественного постижения действительности. Критический реализм не был никем сформулирован, когда он обрел свою художественную плоть в произведениях Пушкина и Гоголя. Реалистический подход к изображению жизни прокладывал себе путь в борьбе с рационалистической догматикой классицизма, с дидактизмом просветителей, с отвлеченной чувствительностью сентименталистов. Он с каждым десятилетием все глубже входил в сознание передовых писателей и лишь потом получил теоретическое обоснование в эстетике Белинского.

Точно так же и социалистический реализм был выдвинут самой жизнью. Нашедший впервые свое воплощение в произведениях М. Горького, он жил и развивался в творчестве писателей послеоктябрьской поры (Маяковского, Фурманова, Гладкова, Фадеева, Шолохова и др.), а теоретически "узаконен" был лишь в 1934 г.

Нельзя видеть в методе категорию, "обитающую" где-то над литературой и искусством в виде раз и навсегда теоретически отшлифованных положений, изучив и освоив которые, писатель обретает волшебный дар к созданию совершенных художественных ценностей. Метод не разрабатывается заранее, тем более не декретируется сверху, как об этом трубят хулители социалистического реализма. Он возникает в самой художественной практике, развивается вместе с развитием литературы и общества. Его обогащение обусловливается тем, что жизнь непрерывно ставит перед писателями новые задачи, заставляет их искать наилучшие художественные решения.

Мировоззрение и художественное мышление - составные части метода

Метод состоит из двух слагаемых - идейных убеждений автора и его художест венного мышления. Причем каждое из них имеет, так сказать, свою сферу влияния, по-разному проявляется в творчестве, хотя, в конечном счете, они действуют в творческом процессе согласованно, как единое целое. Художественное мышление, выражающееся в способности писателя мыслить образами, сказывается прежде всего в создании художественной формы Идейные взгляды автора наиболее обнаруживают себя в содержании произведения, но оказывают сильное влияние и на его построение.

Мировоззрение является основой метода. Оно служит художнику компасом в его работе, дает ему возможность понять действительность, ее сложные процессы. Но в то же время мировоззренческий фактор, сколь бы ни было велико его значение, не обеспечивает всех сторон художественной деятельности. Самый глубокий идейный замысел не превратится в явление искусства, если он не получит своего художественного оформления. Если идейность, говоря фигурально, составляет душу произведения, то художественное мышление формирует его плоть, его зримые, осязаемые черты.

Все подлинные художники имеют дело с действительностью. Но они по-разному решают задачу ее художественного освоения. Одни из них стремятся запечатлеть объективный облик изображаемого, другие - выразить к нему свое отношение. В этом легко убедиться, если сравнить первую строфу седьмой главы "Евгения Онегина" ("Гонимы вешними лучами...") с стихотворением Жуковского "Весеннее чувство" (1816). А. С. Пушкин создал объективную картину пробуждающейся весенней природы: еще прозрачные, как бы зеленым пухом покрытые леса, сохнущие и одевающиеся в пестрый наряд долины, шумящие стада, вылетающая за "данью полевой" из "восковой кельи" пчела и т. д. Пушкин открыто не выражает своих "весенних" переживаний, его лирическое Я как бы растворилось в художественной ткани произведения.

В. А. Жуковский идет совершенно иным путем. Для него главное - выразить свое настроение, порожденное весной. В его стихотворении по существу нет никакой внешней картинности, оно все обращено на раскрытие внутреннего мира автора. Это пейзаж не природы, а души.

Легкий, легкий ветерок, Что так сладко, тихо веешь? Что играешь, что светлеешь, Очарованный поток? Чем опять душа полна? Что опять в ней пробудилось? Что с тобой к ней возвратилось, Перелетная весна?

Первый тип художественного мышления, свойственный Пушкину и всем писателям-реалистам, объективен в своей основе, и его обычно называют реалистическим; второй тип, проявившийся в поэзии Жуковского и других романтиков, характеризуется поглощением объективного субъективным, и его условно именуют романтическим.

Исходным моментом в выяснении гносеологической природы различных типов художественного мышления является ленинская теория отражения, она дает ключ к раскрытию особенностей реалистического или романтического изображения жизни. Художественное познание противоречиво в своей сущности. Вбирая в себя черты "объективной реальности", оно включает в себя также тенденции "отхода" от действительности. Художественный образ содержит в себе как объективные, так и субъективные элементы. В нем получает свое воплощение не только объективная правда, логика жизни, но и субъективные воззрения писателя, восприятие им тех или иных жизненных явлений.

Реалистический и романтический типы мышления

Реалист ориентируется в своем творчестве на реальную жизнь. Изображая общество, он глубоко исследует социальные отношения людей. Его обобщения есть результат изучения определенной социальной среды. Реалистическое искусство объективно па своей сути и имеет огромное познавательное значение. Произведения реалиста правдиво раскрывают человеческие характеры, порожденные общественными и историческими обстоятельствами, выступают в качестве "документов эпохи". Подобные объективные принципы изображения действительности объединяют всех писателей реалистической направленности: они характерны и для Сервантеса, и для Фильдинга, и для Гоголя, и для Шолохова.

Романтики в своих эстетических манифестах и программных выступлениях делают акцент на субъективной природе искусства, отстаивают право "гения" на свободное обращение с жизненным материалом, на нарушение его объективных пропорций, на изменение жизни в соответствии со своими идеалами. В субъективном подходе к действительности заключается наиболее характерная черта романтизма, свойственная всем романтическим писателям вне зависимости от их идеологических позиций. Она проявляется у Новалиса, раннего Гейне, Шатобриана, Гюго, Шелли, Байрона, русских поэтов-декабристов, несмотря на все различие их общественно-политических убеждений.

Следовательно, реалистический и романтический типы мышления выражают собой две грани единого в своей сущности процесса художественного познания и поэтому, как правило, в литературе они сопутствуют друг другу. В абсолютно чистом виде их почти невозможно встретить, так как насильственное разъединение ведет к разрушению художественного образа (примером могут служить различные формы модернизма). Даже самый объективный "реалист" не в силах с апатическим равнодушием, как зеркало, отразить действительность, точно так же, как наисубъективнейший "романтик" не в состоянии убежать от объективной реальности: она в той или иной мере вторгается в его творения.

Однако в реалистическом и романтическом искусстве субъективность живет разной жизнью. В реализме она проявляется, во-первых, в наличии эстетического идеала, в той форме устремленности к прекрасному, без чего подлинная художественная деятельность невозможна, и во-вторых, как оценка автором изображаемых явлений. Субъективные авторские порывы не нарушают здесь объективной логики изображения. В романтизме субъективное начало выражает себя более широко. Оно проникает собой всю ткань произведения, отражаясь в принципах обобщения, во всех элементах построения художественной формы (в сюжете, композиции, изобразительных средствах и т. д.).

Тип художественного мышления обладает стабильностью, но внутри него художественная мысль не стоит на месте. Ее развитие связано с философскими, социологическими взглядами писателя. То, что, например, Гомер или Софокл находились во власти мифологических представлений на мир, сказалось на обрисовке ими человеческих характеров. Их действующие лица еще статичны, лишены внутренней противоречивости. В творчестве Шекспира, который освободил человека от воли богов, картина уже иная. Здесь герой оказывается под воздействием реальных обстоятельств, сам отвечает за свою судьбу. Он ведет непрерывную борьбу с окружающей его действительностью, глубоко переживает свои горести и радости. Его внутренняя жизнь подвижна, и это позволяет насытить драму напряженным психологизмом.

Точно так же отпечаток своей эпохи носит художественная мысль писателей-реалистов XVIII, XIX, XX вв., но в принципах построения образа между ними нельзя заметать существенной разницы. Развитие литературы проявляется не в эволюции типов художественного мышления, а в широте и глубине отражения жизни, что непосредственно связано с изменением самого общества и все большим пониманием писателями закономерностей общественного процесса. Признание изменчивости типов художественного мышления логически приводит к отрицанию общих, типологических признаков в реалистическом и романтическом искусстве разных эпох и народов. Реалисты различных времен существенно отличаются между собой по характеру своих идейных воззрений, но они все же близки друг другу своим реалистическим видением мира. Если бы между писателями реалистической направленности не существовало такой типологической общности, то прервалась бы преемственность традиций, нельзя было бы говорить о каких-то общих принципах реалистического познания жизни.

Не следует преувеличивать роль художественного мышления в творческом процессе. Оно представляет собой лишь необходимую предпосылку, необходимое условие для достижения художественной правдивости, но не определяет степень проникновения писателя в глубину жизни, широту его обобщений - всех тех качеств, которые придают писательскому труду черты величия и бессмертия. "Говоря о Шекспире, - писал Белинский, - было бы странно восторгаться его умением все представлять с поразительной верностью и истиною, вместо того, чтобы удивляться значению и смыслу, которые его творческий разум дает образам его фантазии" * .

* (В. Г. Белинский. Поли. собр. соч., т. 6, стр. 424-425. )

Хорошо известно, что писатели, принадлежащие к одному типу художественного мышления и обладающие равным талантом; достигают разных результатов в своей творческой практике. Наибольших успехов добиваются те из них, которые глубже проникают в тайны жизни, лучше понимают тенденцию общественного развития.

Взаимодействие художественного мышления с мировоззрением. Определение художественного метода

Художественное мышление исторически сочетается с различными формами идеологии. Романтики и реалисты, сходные по особенностям своего дарования, потворческому подходу к жизни, могут выражать взгляды различных классов общества. Например, просветители XVIII в. - Дидро и Лессинг - были связаны с прогрессивной буржуазией, выступавшей в борьбе с феодализмом от имени народа; Л. Толстой отражал настроения патриархального крестьянства; М. Горький был выразителем интересов пролетариата, - но все они были сторонниками реалистических принципов изображения действительности.

Один тип художественного мышления, сочетаясь с различными мировоззрениями, может образовать несколько художественных методов. На базе реалистического подхода к изображению действительности возникли как отдельные методы реализм Возрождения, реализм просветительский, реализм критический, реализм социалистический. Романтическое мышление дало жизнь не только романтизму конца XVIII - начала XIX в., но и различным формам декадентского искусства, сложившимся в эпоху империализма (символизм, акмеизм, сюрреализм и т. д.).

Художественный метод несет в себе устойчивые (типологические) и исторически меняющиеся черты. Например, критический реализм имеет признаки, роднящие его с реализмом просветительским и социалистическим, - это прежде всего общие принципы построения образа, но в то же время он существенно отличается от них своей идейной направленностью. Если критические реалисты преследуют своим творчеством критические, обличительные цели, то просветители и социалистически мыслящие писатели рассматривают действительность с точки зрения просветительской и социалистической идейности.

Переходы от одного метода к другому внутри реалистического типа мышления составляют историю реализма, которая, учитывая общность принципов изображения жизни, характерную для реалистов различных эпох, сосредоточивает основное внимание на идейно-эстетическом своеобразии их творчества, на том новом, что они внесли в искусство, в реалистические способы борьбы за осуществление человеческих идеалов.

Художественный метод - одна из важнейших категорий эстетики. Отсюда пристальное внимание к нему философов и литературоведов. Сущность художественной методологии освещена во множестве работ советских исследователей. Зачастую в трактовке этого вопроса допускаются неточности. Главные из них две: одни теоретики сводят метод к форме художественного воспроизведения жизни, другие отождествляют его с мировоззренческой позицией писателя.

Художественный метод - категория эстетическая и глубоко содержательная. Его нельзя сводить ни к формальным способам построения образа, ни к идеологии писателя..Он, представляет собой совокупность идейно-художественных принципов изображения действительности в свете определенного эстетического идеала. Мировоззрение органично входит в метод тогда, когда оно сливается с талантом художника, с его поэтическим мышлением, а не существует в произведении лишь в форме общественно-политической тенденции.

Литературное направление, течение, школа

Писатели, родственные по методу своего творчества, далеко не всегда по-настоящему осознают свою близость. Многие из них творили с известной долей бессознательности, не отдавая себе отчета в своих творческих установках. Лишь на позднем этапе исторического развития, когда эстетическая теория достигла больших успехов, стали создаваться литературные направления, объединяющие группы писателей, сходных по типу своего художественного мышления, но далеко не всегда совпадающих по своим идеолопическим_ воззрениям. Так, напри мер, романтизм конца XVIII-первой четверти XIX в. чрезвычайно противоречив по своей идеологической природе, он объединил писателей различных по своим общественным взглядам, но тем не менее родственных по своим эстетическим устремлениям. Романтики (и прогрессивные и консервативные) выступа, ли против подражания иностранным образцам, отстаивали принципы самобытного искусства. Все они утверждали первостепенную роль "гения", вдохновения и фантазии в творческом процессе, боролись с рационалистической догматикой и нормативностью эстетики классицистов.

О направлении можно говорить там, где писатели осознают теоретические основы своей деятельности, прокламируют ее в своих манифестах, программных выступлениях, отстаивают их в борьбе с приверженцами иных эстетических убеждений. Реалисты, например, были и в средние века (авторы фаблио, шванков, новелл и т. д.), и в эпоху Возрождения (Боккаччо, Рабле, Сервантес, Шекспир и др.), но реализм как направление начал впервые складываться в просветительской литературе XVIII столетия, когда принципы реалистического искусства были сформулированы в трудах Дидро, Лессинга и других просветителей. Точно так же романтики существовали всегда, но романтизм со своей программой, обоими лозунгами сформировался лишь на рубеже XVIII-XIX вв.

В определенных обстоятельствах в рамках одного литературного направления часто образуются группы писателей, родственных и по эстетическим и по общественно-политическим взглядам. Гакую идейно-эстетическую общность принято называть литературным течением. Так, например, во французском романтизме были, с одной стороны, В. Гюго, Ж Санд, стоявшие на прогрессивных позициях, а с другой - Шатобриан, Виньи, Ламартин, придерживавшиеся консервативных политических убеждений. Такого рода дифференциацию можно провести в романтической литературе любой страны.

Между представителями различных течений в пределах одного направления обычно идет борьба, захватывающая не узкие вопросы поэтики и стилистики, а коренные проблемы эстетики, касающиеся прежде всего содержания искусства, его идеалов и общественного назначения. Хорошо известны выступления поэтов-декабристов, боровшихся за искусство высоких гражданских идей и чувств, против элегической поэзии Жуковского, или борьба Байрона и Шелли против Кольриджа и особенно Саути.

Литературное течение, в которое входят ближайшие творческие последователи какого-либо выдающегося писателя, обычно именуют литературной школой. Ее представители являются единомышленниками по всем существенным вопросам художественного творчества. Таким единством взглядов на задачи искусства отличались, например, сторонники "натуральной школы" (Тургенев, Панаев, Григорович, В. Соллогуб и др.), реалистического течения, возникшего в России в 40-е годы XIX в. Развивая традиции своего учителя Гоголя, они боролись за критическую направленность литературы, за ее демократизацию, за художественное исследование общественных отношений, за изображение человека, причем представляющего "массу", в единстве с социальной средой.

Литературные произведения возникшие на основе одного типа художественного мышления, в одинаковой или даже различной идеологической атмосфере, содержат ряд общих черт, проявляющихся в принципах создания художественной формы. Эта эстетическая общность называется стилем.

Стиль в широком смысле слова

Хорошо известно, что творения Байрона и Шелли одной стороны, Вордсворта и смысле слова Кольриджа - с другой, существенно отличаются друг от друга своей идейной направленностью, содержанием своих общественно-эстетических идеалов. Но в то же время в них есть и общее, дающее себя знать в сходных способах построения образов, в сходстве поэтического языка и т. д.

Байрона и Шелли с поэтами "озерной школы" объединяет тип художественного мышления, конкретно обнаруживающий себя в известном стилевом единстве этих разных по мировоззрению романтиков. Стиль и представляет собой выражение близости писат е леи по их художественным устремлениям, зачастую далеких друг от друга по своим идеологическим позициям. Именно стилевая общность позволяет говорить о романтизме как определенном типологическом явлении.

В чем же конкретно такое стилевое сходство проявляется? Для романтика не характерно стремление творить объективно, в соответствии с внутренними качествами изображаемых явлений. Для него гораздо важнее другое - выразить мир своих субъективных чувств и идеалов.

В творчестве писателей романтической настроенности нет объективной обрисовки характера. Романтический образ всегда тесно слит с душою автора, носит отпечаток его личного восприятия жизни. Субъективную окрашенность носят и изобразительные средства в романтической литературе-метафоры, сравнения, эпитеты и т. д.

Художественное мышление романтиков отличает тяготение к контрастам, к обрисовке исключительных героев, обладающих необыкновенно сильными страстями и действующих в необычных жизненных обстоятельствах. Романтический стиль изобилует символами, алогизмами, гиперболами и другими условными формами поэтической изобразительности.

Точно так же реалисты при всех своих индивидуальных отличиях имеют много общего в своем творчестве. Все они изображают человека не абстрактно, а в единстве с общественной средой, рассматривая его как порождение определенных социальных обстоятельств. Их герои не рупоры идей, а человеческие индивидуальности, обладающие своим поведением, своим обликом, своими привычками, своей походкой, своим языком и т. д. События в реалистических произведениях развиваются не по заранее придуманной схеме, они происходят так, как бывает в действительности-непреднамеренно, часто случайно. Поступки действующих лиц тут объективно мотивированы, объяснены логикой развития характеров и условиями жизни.

Индивидуальный метод и индивидуальный стиль

Слова "метод" и "стиль" помимо их широкого значения, о котором говорилось выше, имеют и более узкий смысл, выражая своеобразие мировоззрения и художественного мышления того или иного автора. Хорошо известно, что у Пушкина, Тургенева, Л. Толстого как у представителей метода критического реализма и реалистического стиля есть не только точки соприкосновения. Они вместе с тем и существенно отличаются друг от друга, являясь неповторимыми художественными индивидуальностями. Каково же различие между методом и стилем в их широком и узком понимании? При выявлении "методологической" и стилевой общности, присущей ряду писателей, будь то реалисты или романтики, учитываются только тип их мировоззрения и тип мышления. И это вполне естественно, так как если обобщение будет захватывать их индивидуальные особенности, то ни о какой типологической близости между ними не может быть и речи. Когда А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой подводятся под одну "методологическую крышу", во внимание принимаются лишь типовые черты в их идеологии и в принципах изображения действительности. Все индивидуальное в их творчестве опускается, так как оно ведет к их разъединению, а не к объединению.

Для критических реалистов XIX-XX вв. характерны острый критический взгляд на современное им общество, сочувствие народу, высота нравственного, эстетического идеала. Как художники слова они создают свои произведения, опираясь на жизнь, глубоко и объективно раскрывая сложнейшие связи человека с социальной средой. Таковы типовые черты мировоззрения и художественного мышления писателей, позволяющие относить их к мастерам метода критического реализма.

Однако каждый из критических реалистов обладает еще своим, только ему присущим взглядом на мир, на вопросы общественные, моральные и т. д. Точно так же каждый из них, сохраняя типологическую общность, весьма своеобразен в воспроизведении действительности.

А. С. Пушкин, изобличая "барство дикое", верил в прогрессивность просвещенного дворянства, призванного, по его мнению, возглавить борьбу народа за свое раскрепощение. У Пушкина сильна вера в силу разума, морального примера, слова. Он характерный выразитель идей дворянских революционеров.

И. С. Тургенев близок Пушкину и отрицанием крепостничества, и признанием цивилизующей роли передовых людей из дворян. Он во многом сохраняет светлый взгляд на жизнь, на будущность России, верит в преобразующую роль красоты, нравственных начал. Но вместе с тем мировоззрение Тургенева, особенно поздних лет, осложнено тревожными раздумьями о трагических судьбах человека, всего живого на земле.

Л. Н. Толстой - наиболее беспощадный критик феодального и буржуазного строя. Перейдя на позиции патриархального крестьянства, он срывает "все и всяческие маски" с современного ему общества, отвергая культуру господ, официальную церковь, правовые институты. Однако критицизм Толстого ослаблен идеей непротивления злу насилием, неверием в плодотворность революционных методов изменения жизни.

Точно так же в художественном изображении действительности между Пушкиным, Тургеневым и Л. Толстым есть существенные различия. Известно, что "Повести Белкина" казались Толстому "голыми", недостаточно сложными в психологическом отношении. Тургенев, в свою очередь, не принимал психологизма Толстого, его стремлений к исследованию психологического процесса ("диалектики души"). Сам Тургенев раскрывал психологию своих героев преимущественно через поступки, действия. Не во всем сходились эти писатели и в способах создания образа. Тургенев концентрировал в одном персонаже черты многих людей. Л. Толстой обычно избирал в качестве прототипа одну, чаще всего знакомую ему личность. Многие его герои воплощают нравственные искания и особенности самого автора. Сравнение Пушкина, Тургенева и Л. Толстого с целью выявления своеобразия их взглядов и художественного мышления можно было бы продолжить, ибо идейные и художнические позиции этих писателей при всей их типологической общности глубоко индивидуальны и неповторимы.

Советские художники в данном случае не представляют исключения. Они совладают друг с другом лишь в типе своего мировоззрения и в общих продиктованных художественным методом принципах изображения действительности, расходясь вместе с тем в своей приверженности к изображению различных сфер жизни. Совершенно естественно, отличаются друг от друга советские писатели по особенностям и степени своего дарования, глубине понимания общественных процессов и человеческих характеров. Подобного рода различия объясняются многими причинами (уровнем таланта и идейности, знанием мира, психическим складом и т. д.), но сам факт их существования не подлежит никакому сомнению. Разве идентично, например, творчество прозаиков Фадеева и Паустовского, поэтов Маяковского, Твардовского, Межелайтиса, драматургов Погодина, Арбузова и Вишневского? Каждый из них, будучи марксистом-ленинцем, все же имеет свои излюбленные области жизни, свой угол зрения, что накладывает отпечаток и на художественные особенности их произведений.

Таким образом, индивидуальная методология писателя - явление более богатое, чем метод в широком значении. Вбирая в себя типологию мировоззрения и художественного мышления, присущую авторам одного литературного направления, она в то же время включает в себя все индивидуальное в их миропонимании и способе воспроизведения жизни. Индивидуальный метод обеспечивает полифоничность, многокрасочность художественного творчества. Без индивидуального своеобразия литература и искусство были бы утомительно однообразны и утратили бы в конце концов свое эмоциональное воздействие.

Индивидуальные методы наших писателей являются источником многоцветности социалистического реализма. Именно в особенностях миропонимания и отражения жизни, свойственных социалистическим реалистам, следует искать причину идейного и художественного многообразия реалистического искусства наших дней. Оно чрезвычайно разнообразно не только по форме, но и по содержанию. Его произведения отнюдь не повторяют одно другое, как об этом говорят хулители социалистической культуры за рубежом.

Следовательно, индивидуальный метод основывается на всем богатстве мировоззрения писателя, которое наряду с типологическими чертами Содержит целый ряд индивидуально неповторимых особенностей. Устойчивая типологическая определенность, присущая взглядам того или иного автора, получает как раз выражение в стиле его творчества. При стилевом анализе в центре внимания исследователя находится не идейная платформа художника, не содержание его идеалов, а только сам принцип его подхода к решению тех или иных общественных и эстетических вопросов * .

* (Более подробно об этом см. в работе А. Н. Соколова "Теория стиля" (М., 1968, стр. 105 и др.) )

Стиль - это художественное выражение типа мировоззрения, который проявляется в способе построения образа, всех элементов художественной формы. Стилевой "почерк" определяет не талантливость исполнения, а та особая точка зрения, с которой писатель рассматривает общественные и эстетические проблемы. Вполне справедливо говорят, например, о реалистическом или романтическом типе композиции, о реалистическом или романтическом характере того или иного жанра (романа, поэмы, повести и т. д.), поэтического языка и т. п. Стиль указывает, по какому принципу - реалистическому, романтическому - создана художественная форма, но он совершенно не отражает ее идейной направленности, - того, каким целям она служит. Все эти вопросы находятся непосредственно в ведении метода, основой которого являются воззрения писателя, рассматриваемые во всем богатстве их индивидуально неповторимых и типологических черт.

Стиль произведения

Мировоззрение писателя, как правило, отличается большой сложностью и часто противоречивостью. Будучи, допустим, реалистическим в своей основе, оно может включать в себя романтические элементы и, наоборот, в романтических взглядах могут наличествовать реалистические тенденции. В связи с этим в творчестве одного и того же писателя сосуществуют произведения, разные по своему стилю. Например, Н. В. Гоголь в реалистическом стилевом ключе создает "Старосветских помещиков" и в романтическом плане - "Тараса Бульбу". Обе повести входят в один и тот же сборник. В первой отрицается пошлое бытие "небокоптителей", во второй во имя высших патриотических целей идеализируется жизнь казачьей вольницы, борящейся с польскими панами. Однако в данном случае и то и другое произведение - плод одного мировоззрения. Такая же разностильность обнаруживается в творчестве Тургенева, Достоевского, Гаршина и ряда других писателей. Они писали вещи не только реалистические, но и романтические по своему содержанию. Романтическое миропонимание отчетливо проступает в "Трех встречах", "Призраках" Тургенева, в "Сне смешного человека" Достоевского, в некоторых рассказах Гаршина и т. д. Бывает, что даже одно произведение содержит в себе разные стилевые пласты - реалистический, где жизнь изображается такой, какая она есть на самом деле, и романтический, где обитают романтические натуры или воплощаются мечты автора о "мире ином". По принципу антитезы построены многие романтические романы и поэмы, например, "Мельник из Анжибо" Ж. Санд (деревенский буржуа Бриколен, - романтические мечтатели Марсель Бланшмони и Анри Лемор) и др. Но все они выдержаны в духе романтической концепции действительности.

Следовательно, в пределах одного метода может существовать несколько стилей. Это объясняется противоречивым характером мировоззрения художника, теми задачами, которые он ставит перед собой в каждом конкретном случае, особенностями его психического склада и другими причинами.

Художественный метод - это способ освоения и отображения мира, совокупность основных творческих принципов образного отражения жизни. О методе можно говорить как о структуре художественного мышления писателя, определяющей его подход к действительности и ее воссозданию в свете определенного эстетического идеала. Через метод мы постигаем те творческие принципы, благодаря которым писатель воспроизводит действительность: отбор, оценка, типизация (обобщение), художественное воплощение характеров, явлений жизни в историческом преломлении. Метод проявляется в строе мыслей и чувств героев литературного произведения, в мотивировках их поведения, поступков, в соотношении характеров и событий, в соответствии жизненного пути, судеб персонажей социально-историческим обстоятельствам эпохи.

Художественный метод - система принципов отбора жизненного материала, его оценки, принципов и преобладающих форм художественного обобщения и переосмысления. Он характеризует комплекс факторов: целостное идеологическое, оценочное, индивидуально-неповторимое, социальное отношение художника к действительности, к сознательно или стихийно отраженным потребностям, идеологическим и художественным традициям. Художественный метод во многом определяет специфику художественного образа.

Худо́жественный стиль - Система языковых средств и идей, характерных для того или иного литературного произведения, жанра, автора или литературного направления (Стиль Гоголя. Романтический стиль).В этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т.п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т.п. Троп (от др.-греч. τρόπος - оборот) - в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Литературное направление - это совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ. Существуют следующие литературные направления:

1. Барокко (порт. perola barrocco - жемчужина неправильной формы).

Появляется с сер. 16 - 17 века в искусстве многих европейских стран (особенно в Италии и Испании). Больше всего проявляется в манере письма или живописном изображении. Выделяются такие важные черты барокко:

Витийственность,

Помпезность,

Декоративность,

Склонность к иносказательности, аллегоризму,

Сложная метафоричность,

Соединение комического и трагического,

Обилие стилистических украшений в художественной речи.

Ярким представителем барокко был П. Кальдерон. В России черты этого стиля проявились в поэзии С.Полоцкого, С.Медведева, К.Истомина. Основные произведения барокко: Э.Тезауро "Подзорная труба Аристотеля", Б.Грасиан "Остромыслие, или Искусство изощренного ума".

2.Классицизм -(лат. classicus -образцовый) литературное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в., в основе которого (по С.П. Белокуровой (3)):

1. Признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности - художественной нормой.

2. Принцип рационализма и "подражания природе".

3. Культ разума.

4. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

5. Подчеркнутая объективность повествования.

6. Строгая иерархия жанров

3.Сентиментализм -(от фр. sentiment - чувство, чувствительность) - литературное направление второй половины XVIII в. - нач. XIX в. (3). Основные жанры - сентиментальный роман, повесть, дневник, путешествие, письмо, элегия, послание.

В произведениях этого направления человеческая личность трактовалась как отзывчивая, способная к состраданию, гуманная, добрая, обладающая высокими нравственными принципами. Крупнейшие представители в европейской литературе - Л. Стерн ("Сентиментальное путешествие по Франции и Италии"), Ж.-Ж. Руссо ("Юлия, или Новая Элоиза"), С. Ричардсон ("Ппамела, или Вознагражденная добродетель", "Кларисса, или История молодой леди"), И.-В. Гете ("Страдания юного Вертера") и др.; в русской литературе второй половины XVIII в. - М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, В.В. Капнист, Н.А. Львов, А.Н. Радищев, ранний В.А. Жуковский.

Свой слог на важный лад настроя, Бывало, пламенный творец Являл нам своего героя Как совершенства образец.

("Евгений Онегин" Гл.3 Строфа 11)

4. Романтизм (от франц. roman - произведение на романских языках). Романтизм относится к первой трети 19 века. Родиной романтизма стала Германия (бр. Ф. и А. Шлегели, Л.Тик, Новалис). Для романтизма характерно "внимание к личности как духовному существу, обладающему суверенным внутренним миром, независимым от условий существования и исторических обстоятельств"(1).

5. Реализм - "(от лат. realis - вещественный) - художественный метод в литературе и искусстве, следуя которому, писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью" (3). В центре внимания реализма - факты, события, люди и вещи, закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и времени, в котором он живет.Писатель не отрывается от реальности, с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни.

6. Символизм "- (фр. symbollisme < от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - явление художественной культуры последней трети XIX - нач. ХХ вв., противопоставившее себя реализму и сделавшее основой своей художественной системы философскую концепцию о принципиальной непознаваемости мира и человека средствами научного опыта, логического анализа и реалистического изображения" (3). Как отмечал Д.С.Мережковский, три главных элемента символизма - мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.

7. Модернизм - (от франц. moderne - современный, новейший). Для модернизма характерны "антиисторизм мышления (история подменяется некоей моделью мира, в котором ничего не меняется, мифологизацией прошлого, настоящего и будущего), интерес к человеку вообще, а не к человеку как продукту своей эпохи (конкретно-историческая обстановка в произведениях модернизма не имеет значения, ибо "человек, как лошадь, вечно ходит с закрытыми глазами по одним и тем же кругам" (Д. Джойс)), отсутствие социальной типизации" .

8. Постмодернизм (от франц. post - после и moderne - современный, новейший) - направление в литературе 20 века. Для данного направления характерно восприятие мира как хаоса, отображение бессознательного, случайного в поведении героев, обилие иронии (Ирония) и пародийности. Особенностью произведений постмодернизма является то, что они часто состоят из слов, ситуаций, которые автор подает читателю пародийно. Так,например, к таковым относятся произведения В.Пелевина, Д.Пригова.

Литературное течение - это совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Проще говоря, литературное течение - это разновидность литературного направления. Например, в русском романтизме существуют такие течения, как «философское», «психологическое» и «гражданское», а в русском реализме некоторые выделяют «психологическое» и «социологическое» течение и т.д. и т.п...

С точки зрения литературоведческого понимания «Стиль – это индивидуально-очерченная и замкнутая целенаправленная система средств словесно-эстетического выражения и воплощения художественной действительности. Широкое литературоведческое определение стиля художника как "основных идейно-художественных особенностей, присущих его творчеству (идейных позиций, круга характеров и сюжетов, своеобразие языка). Согласно взглядам Г.Н. Поспелова, в стиль входят три главных элемента: язык, композиция, детали предметной изобразительности. Язык – наиболее явный, ощутимый элемент стиля. Сюда относится ритм, интонация, лексика и тропы. С точки зрения лингвистического понимания: Стиль- разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от др. разновидностей того же языка по всем основным параметрам - лексикой, грамматикой, фонетикой;


Похожая информация.


Как известно, слово является основной единицей любого языка, а также самым важным составным элементом его художественных средств. Правильное использование лексики во многом определяет выразительность речи.

В контексте слово - это особый мир, зеркало авторского восприятия и отношения к действительности. В имеется своя, метафорическая, точность, свои особые истины, называемые художественными откровениями, от контекста зависят функции лексики.

Индивидуальное восприятие окружающего нас мира отражается в таком тексте с помощью метафорических высказываний. Ведь искусство - это прежде всего самовыражение отдельной личности. Литературная ткань сплетается из метафор, создающих волнующий и воздействующий на эмоции образ того или иного художественного произведения. В словах появляются дополнительные значения, особая стилистическая окраска, создающая своеобразный мир, который мы открываем для себя, читая текст.

Не только в литературной, но и в устной, мы используем, не задумываясь, различные приемы художественной выразительности, чтобы придать ей эмоциональность, убедительность, образность. Давайте разберемся, какие художественные приемы бывают в русском языке.

Особенно способствует созданию выразительности использование метафор, поэтому начнем с них.

Метафора

Художественные приемы в литературе нельзя себе представить без упоминания важнейшего из них - способ создания языковой картины мира на основе уже имеющихся в самом языке значений.

Виды метафор можно выделить следующие:

  1. Окаменелая, стертая, сухая или историческая (нос лодки, игольное ушко).
  2. Фразеологизмы - устойчивые образные сочетания слов, которые обладают эмоциональностью, метафоричностью, воспроизводимостью в памяти многих носителей языка, экспрессивностью (мертвая хватка, замкнутый круг и т. д.).
  3. Одиночная метафора (например, бездомное сердце).
  4. Развернутая (сердце - "колокольчик фарфоровый в желтом Китае" - Николай Гумилев).
  5. Традиционно-поэтическая (утро жизни, огонь любви).
  6. Индивидуально-авторская (горб тротуара).

Кроме того, метафора одновременно может являться аллегорией, олицетворением, гиперболой, перифразой, мейозисом, литотой и другими тропами.

Само слово "метафора" означает в переводе с греческого "перенос". В данном случае мы имеем дело с переносом наименования с одного предмета на другой. Чтобы он стал возможным, у них непременно должно существовать какое-то сходство, они должны быть в чем-то смежными. Метафора представляет собой слово или выражение, употребляющееся в переносном значении благодаря сходству двух явлений или предметов по некоторому признаку.

В результате такого переноса создается образ. Поэтому метафора - одно из самых ярких средств выразительности художественной, поэтической речи. Однако отсутствие этого тропа не означает отсутствие выразительности произведения.

Метафора может быть как простой, так и развернутой. В двадцатом веке возрождается употребление развернутых в поэзии, а характер простых значительно меняется.

Метонимия

Метонимия - это одна из разновидностей метафоры. В переводе с греческого это слово значит "переименование", то есть это передача имени одного предмета другому. Метонимия является заменой некоторого слова другим на основании существующей смежности двух понятий, предметов и т. д. Это наложение на прямое значение переносного. Например: "Я две тарелки съел". Смешение значений, их перенос возможны потому, что предметы являются смежными, причем смежность может быть во времени, в пространстве и т. д.

Синекдоха

Синекдоха - это разновидность метонимии. В переводе с греческого это слово означает "соотнесение". Такой перенос значения имеет место, когда вместо большего называется меньшее, или наоборот; вместо части - целое, и наоборот. Например: "По сообщениям Москвы".

Эпитет

Художественные приемы в литературе, список которых мы сейчас составляем, невозможно представить без эпитета. Это фигура, троп, образное определение, словосочетание или слово, обозначающее лицо, явление, предмет или действие с субъективной

В переводе с греческого этот термин означает "приложенное, приложение", то есть в нашем случае одно слово приставлено к некоторому другому.

Эпитет от простого определения отличается своей художественной выразительностью.

Постоянные эпитеты используются в фольклоре как средство типизации, а также как одно из важнейших средств художественной выразительности. В строгом значении термина к тропам принадлежат лишь такие из них, функцию которых имеют слова в переносном значении, в отличие от так называемых точных эпитетов, которые выражаются словами в прямом значении (красная ягода, прекрасные цветы). Образные создаются при использовании слов в переносном значении. Подобные эпитеты принято называть метафорическими. Метонимический перенос названия также может лежать в основе данного тропа.

Оксюморон - это разновидность эпитета, так называемые контрастные эпитеты, образующие сочетания с определяемыми существительными противоположных им по смыслу слов (ненавидящая любовь, радостная печаль).

Сравнение

Сравнение - троп, в котором один предмет характеризуется через сопоставление с другим. То есть это сопоставление различных предметов по сходству, которое бывает как явным, так и неожиданным, отдаленным. Обычно оно выражается с помощью определенных слов: "точно", "как будто", "похоже", "словно". Также сравнения могут иметь форму творительного падежа.

Олицетворение

Описывая художественные приемы в литературе, необходимо упомянуть и олицетворение. Это разновидность метафоры, представляющая собой присвоение свойств живых существ предметам неживой природы. Часто оно создается с помощью обращений к подобным явлениям природы как к сознательным живым существам. Олицетворением также является перенос на животных человеческих свойств.

Гипербола и литота

Отметим такие приемы художественной выразительности в литературе, как гипербола и литота.

Гипербола (в переводе - "преувеличение") - одно из выразительных средств речи, представляющее собой фигуру со значением преувеличения того, о чем идет речь.

Литота (в переводе - "простота") - противоположность гиперболе - чрезмерное преуменьшение того, о чем идет речь (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок).

Сарказм, ирония и юмор

Продолжаем описывать художественные приемы в литературе. Список наш дополнят сарказм, ирония и юмор.

  • Сарказм означает в переводе с греческого "рву мясо". Это злая ирония, язвительная насмешка, едкое замечание. При использовании сарказма создается комический эффект, однако при этом ощущается явно идейная и эмоциональная оценка.
  • Ирония в переводе означает "притворство", "насмешка". Она возникает, когда на словах говорится одно, а подразумевается совсем другое, противоположное.
  • Юмор - одно из лексических средств выразительности, в переводе означающее "настроение", "нрав". В комическом, иносказательном ключе могут быть написаны порой целые произведения, в которых ощущается насмешливо-добродушное отношение к чему-то. Например, рассказ "Хамелеон" А. П. Чехова, а также многие басни И. А. Крылова.

Виды художественных приемов в литературе на этом не заканчиваются. Представляем вашему вниманию следующий.

Гротеск

Важнейшие художественные приемы в литературе включают в себя и гротеск. Слово "гротеск" означает "затейливый", "причудливый". Данный художественный прием представляет собой нарушение пропорций явлений, предметов, событий, изображаемых в произведении. Он широко используется в творчестве, например, М. Е. Салтыкова-Щедрина ("Господа Головлевы", "История одного города", сказки). Это художественный прием, основанный на преувеличении. Однако степень его намного больше, чем у гиперболы.

Сарказм, ирония, юмор и гротеск - популярные художественные приемы в литературе. Примеры первых трех - рассказы А. П. Чехова и Н. Н. Гоголя. Гротескно творчество Дж. Свифта (например, "Путешествие Гулливера").

Какой художественный прием использует автор (Салтыков-Щедрин) для создания в романе "Господа Головлевы" образа Иудушки? Конечно, гротеск. Ирония и сарказм присутствуют в стихотворениях В. Маяковского. Юмором наполнены произведения Зощенко, Шукшина, Козьмы Пруткова. Данные художественные приемы в литературе, примеры которых мы только что привели, как вы видите, очень часто используются русскими писателями.

Каламбур

Каламбур - фигура речи, представляющая собой невольную или нарочитую двусмысленность, возникающую при употреблении в контексте двух или более значений слова или при сходстве их звучания. Его разновидности - парономазия, ложная этимологизация, зевгма и конкретизация.

В каламбурах игра слов основана на омонимии и многозначности. Из них возникают анекдоты. Эти художественные приемы в литературе можно отыскать в творчестве В. Маяковского, Омара Хайяма, Козьмы Пруткова, А. П. Чехова.

Фигура речи - что это такое?

Само слово "фигура" с латыни переводится как "внешний вид, очертание, образ". Слово это многозначно. Что же обозначает данный термин применительно к художественной речи? Синтаксические средства выразительности, относящиеся к фигурам: вопросы, обращения.

Что такое "троп"?

"Как называется художественный прием, использующий слово в переносном значении?" - спросите вы. Термином "троп" объединяются различные приемы: эпитет, метафора, метонимия, сравнение, синекдоха, литота, гипербола, олицетворение и другие. В переводе слово "троп" означает "оборот". От обычной речи художественная отличается тем, что в ней применяются особые обороты, украшающие речь, делающие ее выразительнее. В разных стилях используются разные выразительные средства. Важнейшее в понятии "выразительность" для речи художественной - способность текста, художественного произведения оказывать эстетическое, эмоциональное воздействие на читателя, создавать поэтические картины и яркие образы.

Все мы живем в мире звуков. Некоторые из них вызывают у нас положительные эмоции, другие, наоборот, волнуют, настораживают, вызывают тревогу, успокаивают или же навевают сон. Различные звуки вызывают различные образы. При помощи их комбинации можно эмоционально воздействовать на человека. Читая художественные произведения литературы и русского народного творчества, мы особенно остро воспринимаем их звучание.

Основные приемы создания звуковой выразительности

  • Аллитерация - это повтор сходных или одинаковых согласных.
  • Ассонанс - намеренный гармоничный повтор гласных.

Часто аллитерация и ассонанс употребляются в произведениях одновременно. Эти приемы направлены на то, чтобы вызвать различные ассоциации у читателя.

Прием звукописи в художественной литературе

Звукопись - это художественный прием, представляющий собой использование определенных звуков в конкретном порядке для создания определенного образа, то есть подбор слов, имитирующих звуки реального мира. Прием этот в художественной литературе используется как в поэзии, так и в прозе.

Разновидности звукописи:

  1. Ассонанс - в переводе с французского означает "созвучие". Ассонанс представляет собой повторение одинаковых или схожих гласных звуков в тексте для создания определенного звукового образа. Он способствует выразительности речи, его используют поэты в ритмике, рифме стихотворений.
  2. Аллитерация - от Этот прием является повторением согласных в художественном тексте для создания некоторого звукового образа, для того, чтобы сделать поэтическую речь более выразительной.
  3. Звукоподражание - передача особыми словами, напоминающими звуки явлений окружающего мира, слуховых впечатлений.

Эти художественные приемы в стихах очень распространены, без них поэтическая речь была бы не столь мелодичной.

Художественный метод (творческий) метод – это совокупность наиболее общих принципов эстетического освоения действительности, которое устойчиво повторяется в творчестве той или иной группы писателей, образующих направление, течение или школу.

О.И. Федотов отмечает, что «понятие «творческий метод» мало, чем отличается от породившего его понятия «художественный метод», хотя его и пытались приспособить для выражения более масштабного значения – как пути исследования социально бытия или как основных принципов (стилей) целых направлений».

Понятие художественного метода появляется в 1920 –е годы, когда критики «Российской ассоциации пролетарских писателей» (РАПП) заимствуют данную категорию из философии, стремясь тем самым теоретически обосновать развитие своего литературного течения и глубину творческого мышления «пролетарских» писателей.

Художественный метод имеет эстетическую природу, он представляет собою исторически обусловленные общие формы эмоционально окрашенного образного мышления.

Предметы искусства – это эстетические качества действительности, т.е «широкая общественная значимость явлений действительности, втянутых в общественную практику и несущих на себе печать сущностных сил» (Ю.Борев). Предмет искусства понимается как исторически изменчивое явление, и изменения будут зависеть от характера общественной практики и развития самой действительности. Художественный метод является аналогом предмета искусства. Таким образом, исторические изменения художественного метода, а также появление нового художественно метода могут быть объяснены не только через исторические изменения предмета искусства, но и через историческое изменение эстетических качеств действительности. В предмете искусства заключена жизненная основа художественно метода. Художественный метод является результатом творческого отражения предмета искусства, который воспринят через призму общего философско-политического мировоззрения художника.«Метод всегда выступает перед нами лишь в своем конкретном художественном воплощении – в живой материи образа. Эта материя образа возникает как результат личного, интимнейшего взаимодействия художника с окружающим его конкретным миром, определяющим весь художественно-мыслительный процесс, необходимый для создания художественного произведения» (Л.И. Тимофеев)

Творческий метод представляет собой не что иное, как проекцию образности в определенную конкретно – историческую обстановку. Только в ней образное восприятие жизни и получает свое конкретное осуществление, т.е. претворяется в определенную, органически возникшую систему характеров, конфликтов, сюжетных линий.

Художественный метод – это не отвлеченный принцип отбора и обобщения явлений действительности, а исторически обусловленное осмысление ее в свете тех основных вопросов, которые жизнь ставит перед искусством на каждом новом этапе его развития.

Многообразие художественных методов в одну и ту же эпоху объясняется ролью мировоззрения, которое выступает как существенный фактор формирования художественного метода. В каждом периоде развития искусства наблюдается одновременное возникновение различных художественных методов в зависимости от социальной обстановки, поскольку эпоха буде рассмотрена и воспринята художниками по-разному. Близость эстетических позиций определяет единство метода ряда писателей, которое связано с общностью эстетических идеалов, родством характеров, однородностью конфликтов и сюжетов, манерой письма. Так, например, К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Блок связаны с символизмом.

Метод художника ощущается через стиль его произведений, т.е. через индивидуальное проявление метода. Поскольку метод является способом художественного мышления, то метод представляет собой субъективную сторону стиля, т.к. данный способ образного мышления порождает определенные идейно – художественные особенности искусства. Понятие метода и индивидуально стиля писателя соотносятся между собой как понятие рода и вида.

Взаимодействие метода и стиля:

многообразие стилей в пределах одного творческого метода. Это подтверждается тем, что представители того или иного метода не примыкают к какому-то одному стилю;

стилевое единство возможно лишь в пределах одного метода, поскольку даже внешнее сходство произведений авторов, примыкающих к одному методу, не дает основания для отнесения их к единому стилю;

обратное влияние стиля на метод.

Полное использование стилевых приемов художников, которые примыкают к одному методу, несовместимо с последовательным соблюдением принципов нового метода.

Наряду с понятием творческого метода возникает и понятие направления или типа творчества , которые в самых в разнообразных формах и соотношениях будут проявляться в любом методе, который возникает в процессе развития истории литературы, поскольку в них выражаются общие свойства образного отражения жизни. В своей совокупности методы образуют литературные течения (или направления: романтизм, реализм, символизм и др).

Метод определяет лишь направление творческой работы художника, а не ее индивидуальные свойства. Художественный метод взаимодействует с творческой индивидуальностью писателя

Понятие «стиля» не тождественно понятию «творческая индивидуальность писателя» . Понятие «творческой индивидуальности» является более широким, чем то, чем выражается узким понятием «стиль». В стиле писателей проявляется ряд свойств, которые в своей совокупности характеризуют творческую индивидуальность писателей. Конкретным и реальным результатом этих свойств в литературе является стиль. Писатель вырабатывает на основании того или иного художественного метода свой индивидуальный стиль. Можно говорить о том, что творческая индивидуальность писателя является необходимым условием дальнейшего развития каждого художественного метода. О новом художественном методе можно говорить тогда, когда новые единичные явления, созданные творческими индивидуальностями писателей, становятся общими и представляют в своей совокупности новое качество.

16. Литературный процесс – это совокупность общезначимых изменений в литературной жизни (как творчестве писателей, так и в литературном сознании общества), т.е. динамика литературы в большом историческом времени. Стадии исторического развития литературы: 1) «архаический период», где, безусловно, влиятельна фольклорная традиция, 2) середина I тысячелетия до н.э. - середины XVIII в. – отмечен преобладанием традиционализма художественного сознания и «поэтики стиля и жанра»; 3) на третьей стадии, начавшейся с эпохи Просвещения и романтизма на авансцену выдвигается «индивидуально-творческое художественное сознание». В процессе исторической эволюции на определённых стадиях развития общества литературы разных народов проявляют те или иные общие черты, вызванные сходством социальной жизни, и одновременно они имеют национальные особенности, вытекающие из своеобразия культуры каждого народа.

Литературное направление – это произведения писателей той или иной страны и эпохи, достигшие осознания творческих принципов, которые нашли своё отражение в создании эстетической программы, выражающей идейно-творческие стремления этих писателей.

Первое литературное направление сложилось во Франции в конце XVII - начале XVIII вв., когда впервые в истории группа писателей возвысилась до осознания своих творческих принципов. Это направление получило название "классицизм". В XIX в. (особенно в его первой трети) развитие литературы шло под знаком романтизма, который противостоял классицистическому и просветительскому рационализму. В XIX в. упрочилась новая литературно-художественная общность, обозначаемая словом реализм. В последней трети XX в. в литературе появилось такое художественное явление, как постмодернизм, в культуре которого была, по замечанию В.Курицына, «разорвана классическая зависимость означающего от означаемого».

Стадии литературного процесса привычно мыслятся как соответствующие тем этапам истории человечества, которые с наибольшей отчетливостью и полнотой явили себя в странах западноевропейских и особенно ярко – в романских. В этой связи выделяются литературы древние, средневековые и – литературы Нового времени с их собственными этапами (вслед за Возрождением – барокко, классицизм, Просвещение с его сентименталистской ветвью, романтизм, наконец, реализм, с которым в XX в. сосуществует и успешно конкурирует модернизм).
Учеными в наибольшей степени уяснены различия между литературами Нового времени и предшествовавшей им письменностью. Сложнее обстоит дело с разграничением литератур древних и средневековых. Оно не составляет проблемы применительно к Западной Европе (древнегреческая и древнеримская античность принципиально отличаются от средневековой культуры более «северных» стран), но вызывает сомнения и споры при обращении к литературам иных, регионов, прежде всего восточных. Да и так называемая древнерусская литература была по сути письменностью средневекового типа.
Ученые отходят от привычной апологетической оценки западноевропейского Возрождения, выявляют его двойственность. С одной стороны, Ренессанс обогатил культуру концепцией полной свободы и независимости личности, идеей безусловного доверия к творческим возможностям человека, с другой же стороны – возрожденческая «философия удачи питала <…> дух авантюризма и аморализма».
В коллективной статье 1994 г. «Категории поэтики в смене литературных эпох» выделены и охарактеризованы три стадии всемирной литературы.
Первая стадия – это «архаический период», где безусловно влиятельна фольклорная традиция. Здесь преобладает мифопоэтическое художественное сознание и еще отсутствует рефлексия над словесным искусством, а потому нет ни литературной критики, ни теоретических студий, ни художественно-творческих программ. Все это появляется лишь на второй стадии литературного процесса, начало которой положила литературная жизнь Древней Греции середины I тысячелетия до н.э. и которая продолжалась до середины XVIII в. Этот весьма длительный период отмечен преобладанием традиционализма художественного сознания и «поэтики стиля и жанра»: писатели ориентировались на заранее готовые формы речи, отвечавшие требованиям риторики (о ней см. с. 261–262), и были зависимы от жанровых канонов. В рамках этой второй стадии, в свою очередь, выделяются два этапа, рубежом между которыми явилось Возрождение (здесь, заметим, речь идет по преимуществу об европейской художественной культуре). На втором из этих этапов, пришедшем на смену средневековью, литературное сознание делает шаг от безличного начала к личному (хотя еще в рамках традиционализма); литература в большей мере становится светской.
И, наконец, на третьей стадии, начавшейся с эпохи Просвещения и романтизма, на авансцену выдвигается «индивидуально-творческое художественное сознание». Отныне доминирует «поэтика автора», освободившегося от всевластия жанрово-стилевых предписаний риторики. Здесь литература, как никогда ранее, «предельно сближается с непосредственным и конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами, создается по его мерке»; наступает эпоха индивидуально-авторских стилей; литературный процесс теснейшим образом сопрягается «одновременно с личностью писателя и окружающей его действительностью». Все это имеет место в романтизме и в реализме XIX столетия, а в немалой мере и в модернизме недавно завершившегося века. К этим явлениям литературного процесса мы и обратимся.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...