Литературное наследие шекспира. Культура эпохи возрождения в западной и центральной европе

Творчество У.Шекспира является одной из вершин художественной культуры эпохи Возрождения, вкладом в которую стали 37 пьес, 2 поэмы и 154 сонетов. Литературное наследие гениального творца послужило источником творческого прогресса последующих поколений и актуально по сей день.

Он писал с легкостью, поражал энергией, плодовитостью, острым умом, великолепной фантазией, а также отличался смелостью мысли и благородством ее выражения, но не всегда умел контролировать свои эмоции. Шекспир был «быстрым пером», писали друзья драматурга: «Его мысль всегда поспевала за пером, и задуманное он выражал с такой легкостью, что в его бумагах мы не нашли почти никаких помарок».

Для написания своих драматических произведений, Шекспир черпал сюжеты из старинных легенд, новелл, биографий античных полководцев, написанных Плутархом, средневековых исторических хроник. Драматическое творчество Шекспира включает в себя различные жанры: комедии, исторические драмы, трагедии.

Литературное наследие Шекспира делится на три периода

Даты Хроники (Исторические драмы) Комедии Трагедии Драмы Поэмы
Произведения первого периода
1590 «Генрих VI» ч. 2
1591 «Генрих VI» ч. 3
1592 « Комедия ошибок»
1593 «Генрих VI» ч. 1 «Укрощение строптивой» «Венера и Адонис»
1594 «Ричард III» «Два веронца» «Тит Андроник» «Обесчещенная Лукреция»
1595 «Ричард II» «Бесплодные усилия любви» «Ромео и Джульетта»
«Сон в летнюю ночь»
1596 «Король Джон» «Венецианский купец »
1597 «Генрих IV» ч. 1 «Много шума из ничего»
1598 «Генрих IV» ч. 2 «Виндзорские насмешницы» «Юлий Цезарь»
«Генрих V»
1599 «Как вам это понравится»
1600 «Двенадцатая ночь»
Произведения второго периода
1601 «Гамлет»
1602 «Троил и Крессида»
1603 «Конец дело венчает»
1604 «Мера за меру» «Отелло»
1605 «Король Лир»
1606 «Макбет»
1607 «Антоний и Клеопатра»
«Кориолан»
1608 «Тимон Афинский»
Произведения третьего периода
1609 «Перикл»
1610 «Цимбелин»
1611 «Зимняя сказка»
1612 «Буря»
1613 «Генрих VIII»

Комедии

Оптимистичность и радостное восприятие жизни четко прослеживается в произведениях первого периода творчества Шекспира. Однако автор не отвергает описание мрачных и негативных жизненных реалий и социальных противоречий, но верит в то, что добро восторжествует.

На протяжении 90-х годов XVI века Шекспиром были написаны десять веселых, светлых и искрометных комедий: «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Два веронца», «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Виндзорские насмешницы», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь». Основу сюжета произведений этого периода можно найти в сочинениях античных авторов и современников Шекспира, среди которых Боккаччо, Ариосто, Плавт и другие выдающиеся деятели литературы.

Комические пьесы Шекспира раннего периода написанные в наиболее оптимистичный период английского гуманизма наполнены бесконечным весельем и переливающейся через край радостью, характерным для эпохи Возрождения. Тематика комедий – любовь, дружба, музыка, поэзия , природа. В мире Шекспира природа рисуется как благое, мудрое начало, человек молод, жизнерадостен, добродетелен, готов на самопожертвование и подвиг во имя дружбы и любви. Недостатки и пороки персонажей пьес легко преодолимы. На пути к своему счастью герои комедий с честью встречают трудности, сталкиваются с жизненной несправедливостью, человеческой жестокостью и злобой, но решительно вступает в борьбу со злом и побеждают.

Определяющей особенностью жанра Шекспировской комедии раннего периода является объединение в целостность фантастического и реального, серьезного и смешного. Действия произведений, как правило, разворачиваются в двух органично переплетающихся мирах – романтическом, высоком, реальном и бытовом.

В своих комедиях Шекспир использует стих и прозу.

Три комедии «Троил и Крессида», «Конец дело венчает», «Мера за меру» написаны во второй период творческой деятельности Шекспира, который совпал с углублением социально-политических противоречий в стране и соответственно несут отпечаток трагического мировосприятия. Однако сосредоточенность на трагических жизненных проблемах, описание непреодолимых противоречий и конфликтов действительности не означали отход Шекспира от гуманизма.

Поэмы

Поэмы Шекспира основываются не только на эпической и лиричной книжной традиции, но и полны богатого гуманистического содержания, живой реальности. Благодаря своему покровителю графу Саутгемптону, состоялась первая «официальная» публикация поэм - «Венера и Адонис» (1593) и позднее, через год - «Обесчещенная Лукреция» («Насилие над Лукрецией» , 1594), обе поэмы автор посвятил графу.

Первенцем своей фантазии Шекспир назвал - «Венеру и Адониса» (1593). В качестве источника, Шекспир использовал произведение Овидия «Метамарфозы». Античный миф о любви богини Венеры к прекрасному юноше Адонису. Свою поэму Шекспир обогатил метафорическим противопоставлением чувственной страсти и разума.

Вторая поэма Шекспира «Обесчещенная Лукреция» («Насилие над Лукрецией») – резко контрастирующая с первой его поэмой. Источниками поэмы, послужили ряд произведений предшественников Шекспира: Овидия «Месяцеслов», английский вариант рассказа Тита Ливия из сочинения «История Рима», а также рассказ Чосера в «Легенде о добрых женщинах». Сюжет поэмы: узнав о красоте и добродетели Лукреции, жены военачальника Коллатина, царский сын Тарквиний совершил над ней насилие. Не выдержав позора, она закололась на глазах у римлян, что послужило сигналом для восстания и впоследствии изгнанием Тарквиниев из Рима. Самоубийство Лукреции становится ее очищением и победой добра.

Исторические драмы (хроники)

Жанр исторической драмы (хроники) появился в условиях ряда политических и социальных событий – разгром испанской «Великой армады» в 1588 г., вызвавший всенародные патриотические чувства, ярый интерес к истории своей страны и сильное желание предугадать будущее. Придерживаясь исторической правды в отображении основных исторических тенденций, Шекспир в доступной, ясной форме трактовал отдельные факты, отдавая предпочтение их эмоциональному восприятию.

Героями шекспировских исторических драм, как главными, так и второстепенными выступают исторические лица, показанные в сфере государственной жизни, а источником для написания хроник послужили сюжеты, заимствованные из истории Англии – «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Рафаэла Холиншеда. В драме «Король Джон» отражены исторические события начала XIII ст.; в «Ричарде II», двух частях «Генриха IV» и «Генрихе V» отображаются события конца XIV - начала XV ст.; в трех частях «Генриха VI» и «Ричарде III» описываются военные действия Белой и Красной Роз в XV ст.

Перед читателями предстают королевские дворцы, таверны, битвы, решающие судьбу государства, рыцари, разнообразные жанровые сцены, а сочетание трагического и комического находит свое развитие именно в хрониках. В своих произведениях Шекспир соединил и трагедии погибающего рыцарства, и драму неправедной власти, и духовные искания героев, историю и быт.

Венец Шекспировских хроник раннего периода - «Ричард III». В произведении представлена психология злодея, безгранично преступного и мрачного, а личность и история главного героя играют важную роль для последующего понимания творческого наследия драматурга.

Драмы (Трагикомедии)

Поиски оптимистического решения социальных трагедий привели к созданию жанра романтических драм, носящих оттенок своеобразной поучительной притчи. Обилие приключений и чудесных случайностей, спасающих героев, соединяется в трагикомедиях с печальными событиями и безысходными ситуациями. Ярким примером тому, являются пьесы «Буря», «Зимняя сказка» и «Цимбелин», на протяжении которых разворачивается ряд трагических обстоятельств и вероятен трагичный исход, но чудесные узнавания и волшебная сила приводит к счастливому финалу. Этот прием «двойной развязки» призван своего рода маскировать трагические конфликты и занимать зрителей придворного театра увлекательными приключениями. Шекспир сберегает чувство реальности, твердо основываясь на нем, воплощая реальные конфликты реальной исторической действительности. Он оставался верен своим идеалам, как реалист не видел торжества гуманистических идей в современном обществе и переносил позитивное разрешение жизненных противоречий в мир мечтаний. Подчеркнутая театральность и фееричность трагикомедии-сказки «Буря» свидетельствует о принадлежности ее к барокко. Если в реальном мире царят зло и несправедливость, то в мире мечты Шекспир рисует победу добра. Сюжет «Бури» многогранен: он содержит глубокие раздумья, насчитывает много персонажей и символичных ситуаций и призывает к созданию нового света, без унижений, насилия и жестокости.

Трагедии Второй период творчества Шекспира (1601-1608) характеризуется глубоким трагизмом. Трагедия , вызывая чувства сострадания и страха, приводит зрителей к нравственному очищению. Характеры в трагедии должны увлекать не только страстью, но и мыслью.

В произведениях Шекспира изображена судьба человека в обществе, полном жестокости и эгоизма. Главный герой трагедий – человек высокой самооценки, который вступает в с миром, проходит через жестокие испытания, испытывает огромные мучения, тяжелые переживания и неизбежно гинет. Действия трагедий разворачиваются не в узкой сфере приватной жизни, а выводит на широкое пространство исторических, социальных конфликтов, охватывает разнообразные явления реалий. В основе конфликтов трагедий Шекспира лежит ренессансная концепция самодостаточность человека, рассматривается его способность отстаивать права. Постепенно углубляется анализ психологии человека, стимулов его поведения в жизни общества.

При составлении этого материала использовались:

1. Давиденко Г.Й., Акуленко В.Л. Історія зарубіжної літератури середніх віків та доби Відродження: Навч.посібник. – К.: Центр учбової літератури, 2007 – 248 с
2. Зарубежная литература. 8-9 класс.: Метод.пособие / Н.П. Михальская. О.В.Ковалёва. – М.: Дрофа, 2005.- 317, с.
3. Иванова Э.И. Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. 5- 9 кл.: Методическое пособие.- М.: Дрофа, 2001.- 384 с.
4. История зарубежной литературы. Шаповалова М.С., Рубанова Г.Л., Моторный В.А. – Львов: Вища школа. Изд-во при Львов.ун-те. 1982.- 440 с.
5. Комарова В.П. Творчество Шекспира. – СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. – 256 с. – (Филология и культура).
6. Нарцызова О.А. История зарубежной литературы. Конспект лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 224 с. (Серия «Сессия без депрессии»).
7. Шекспир. Энциклопедия / Сост., вступ. статья, именной указатель В.Д. Николаева. – М.: Алгоритм, Эксмо; Харьков: Око, 2007. – 448 с.: ил.

Реферат по учебной дисциплине "Культурология"

на тему: "Уильям Шекспир. Наследие".

План

1. Введение.

2. Биография У. Шекспира.

3. Литературные направления Шекспира.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1. Введение.

Уильям Шекспир - одна из тех легендарных личностей, которая на протяжение нескольких тысячелетий продолжает будоражить умы и воображение людей, будь то литературоведы, историки, писатели или просто искатели приключений. Его влияние на мировую литературу, культуру бесспорно. Вместе с тем его фигура до крайности противоречива. В ХХ веке разгорелся яростный спор между шекспироведами и так называемыми «антишекспиристами». Предмет их дебатов выходил за грани всего ранее написанного о драматурге: а существовал ли Шекспир вообще? Версии авторства выдвигались самые различные: от Фрэнсиса Бэкона (1561 - 1625) до Кристофера Марло (1564 - 1593), а то и вовсе целой группы драматургов и поэтов. Особенно отличилась в обличении Шекспира Делия Бэкон (1811 - 1859). В своих неутомимых поисках она даже сделала попытку раскопать могилу писателя. Но позже, как считают некоторые, её постигло возмездие: она сошла с ума.

Сегодня вопрос, касающийся реальности Шекспира, по-прежнему открыт. Однако сбросить Уильяма Шекспира с пьедестала лидера мировой литературы ещё не удалось никому. На сборниках произведений, на театральных афишах по-прежнему стоит всё то же знакомое миллионам имя: Уильям Шекспир.

Шекспир сумел перешагнуть через эпоху Возрождения, в которой он жил. Это произошло потому, что его герои - живые люди, характеры которых легко узнаваемы и в наше время. Не исчезли и те проблемы, которые поднимал автор в своих пьесах. Поэтому в репертуарах театров всех стран обязательно есть постановки, осуществлённые по пьесам английского драматурга, и потенциал их, по всей вероятности, неисчерпаем.

По меткому замечанию Ф. М. Достоевского, Шекспир сделался и «российским достоянием», вошёл в «плоть и кровь» русской культуры. Возможно, многие западно- или восточноевропейские культуры уверенно подпишутся под этими словами. На сегодняшний день Уильям Шекспир действительно является мировым достоянием. В его творчестве представители любой страны могут найти что-то близкое себе. А это означает, что истории и проблемы, описанные Шекспиром, обладают общечеловеческим звучанием.

2. Биография У. Шекспира.

Уильям Шекспир родился в городе Стратфорд-на-Эйвоне, расположенном в центре Англии. Едва появившись на свет, Уильям оказался перед риском смерти - в 1564 году в Англии бушевала чума, в том числе и родном городке Шекспира. Но младенец, которому было уготовано стать великим, остался жить. Всего в семействе Шекспиров было шестеро детей, и Уильям являлся самым старшим из них. Союз родителей Уильяма можно назвать примером неравного брака: мать - представительница знатного рода, отец - простой кожевник и по совместительству фермер. Тем не менее, это был крепкий брак, в котором каждый выполнял свои обязанности.

Учился Уильям в местной школе, в которой вели занятия преподаватели из Оксфорда. В школе изучались история, языки (греческий и латынь), а также религия. Однако любимым занятием юного Шекспира стала вовсе не учёба, а театр. В город часто приезжали театральные труппы, разыгрывавшие на стихийных помостах увлекательные пьесы. Чем больше Уильям смотрел подобные представления, тем сильнее ему самому хотелось стать актёром. Мелькала у него мысль и о том, чтобы самому писать пьесы для театра.

Уильям жаждал покинуть Стратфорд, но в восемнадцать лет - в пору молодости, когда смело можно воплощать свои желания в жизнь - он неожиданно женился на фермерской дочери Энн Хэтуэй (1556 - 1632). В этом браке странным была не только внезапность, но и разница в возрасте между супругами: Энн было уже двадцать шесть лет. Однако, как утверждают биографы, это была любовь. Прошло всего три года после свадьбы, а у них было уже трое детей: Сюзанна, Хэмнет и Юдит.

Такую большую семью необходимо было хорошо обеспечивать, и молодой муж и отец брался за любую работу. И как бы ни был он привязан к жене и детям, мечта о театре не покидала его. Тем более что каждая забредшая в город труппа всякий раз напоминала ему об этом. Нереализованное желание мешало ему обрести гармонию в жизни. Шекспиру повезло, что Энн хорошо понимала его. Возможно, она видела его потенциал или догадывалась о нём. Она хотела видеть мужа счастливым. Поэтому она согласилась на расставание - разумеется, временное. Уильям обязался высылать деньги и навещать семью так часто, как он сможет. Поэтому, когда в Стратфорд явилась очередная актёрская труппа, Уильям в скором времени оказался в их рядах. С ними он покинул родной город и в конце концов оказался в Лондоне.

Шекспир проявил себя как талантливый актёр, поэтому сумел не потеряться в просторах Лондона, где перспективы были несравнимо больше, нежели в Стратфорде. Более того, уже в 1592 году он был очень хорошо известен в лондонских театральных кругах, и не только как актёр, но и как драматург, ведь он играл в пьесах, автором которых являлся сам. Лондонская публика очень быстро оценила масштаб нового таланта, провозгласив его гением. Дошло до того, что дворяне хвастались друг перед другом знакомством с Шекспиром. Обрёл Уильям и покровителя. Им стал не кто иной как граф Генри Ризли Саутгемптон (1573 - 1624), которому некоторые антишекспиристы приписывали авторство произведений Уильяма Шекспира. От Саутгемптона драматург и поэт Шекспир получал очень хорошую оплату за свой труд.

Через два года Шекспир оставил актёрскую профессию и сосредоточился на драматургии. Его пьесы шли на сцене театра «Слуги Лорда-камергера». Роли доставались лучшим лондонским актёрам, таким, как трагик Ричард Бёрбэйдж (1567 - 1619) и комик Уильям Кэмп. Шекспир писал свои пьесы с расчётом на этих актёров.

Разумеется, при такой популярности и занятости у Шекспира оставалось совсем мало времени для семьи, и он очень редко посещал Стратфорт-на-Эйвоне, тем более что до него нужно было добираться двое суток. В один из таких редких визитов в 1596 он узнал печальную новость о том, что умер его единственный сын Хэмнет, которому было всего одиннадцать лет. Возможно, Шекспир чувствовал и свою вину в том, что произошло. Как бы там ни было, но в следующем году он купил жене и дочерям новый дом, в котором было не меньше десятка каминов. Теперь такая дорогая покупка была ему по карману, ведь его литературные произведения отлично оплачивались. Кроме того, социальное положение Шекспира повысилось, ведь он стал обладателем герба, на котором были изображены сокол и золотое копьё. В Англии времён королевы Елизаветы эти изображения являлись символом признания и успеха. А ведь это было только началом его карьеры драматурга.

Шекспир создавал один шедевр за другим, и каждая его пьеса отличалась не только хитроумным сюжетом, великолепием языка и мысли, но и оригинальными эффектами, производившими впечатление на публику. Он также осуществлял управление театром «Лорд-камергер», направлял его развитие. Театр делался всё более популярным и оригинальным.

В 1599 году в связи с рядом обстоятельств на свет появился новый театр, который смело можно назвать исключительно шекспировским. Из-за спора по поводу земли, на котором стоял «Лорд-камергер», актёры труппы разобрали театр на брёвна и перевезли всё на другой берег Темзы, где и вырос всемирно известный «Глобус». Новый театр собирал двухтысячные залы. И это не было случайностью, ведь на сцене «Глобуса» шли величайшие пьесы Шекспира, одна из которых - «Гамлет».

После смерти королевы Елизаветы в 1603 году страной начал править её племянник Джеймс II Стюарт (1566 - 1625). Он входил в число горячих поклонников Шекспира и «Глобуса», и в скором времени театр по его указанию был переименован и стал называться «Люди короля». В нём родились поздние пьесы Шекспира: «Отелло», «Макбет», «Король Лир». В 1609 году у театра появилось крытое помещение, и теперь представления давались даже зимой. Любовь зрителей к театру не ослабевала, тем более что великолепие пьес драматурга усиливалось спецэффектами. Однажды один из таких трюков привёл к настоящей беде. Это случилось в 1631 году. Труппа играла пьесу «Генрих VIII». Действие пьесы требовало выстрела из пушки. Вследствие этого выстрела случился пожар, и театр полностью сгорел. Счастливыми обстоятельствами можно назвать отсутствие жертв и сохранность рукописей Шекспира. А театр отстроили заново.

В 1632 году вышло полное собрание драматургических произведений Уильяма Шекспира. Издание включало все тридцать шесть пьес автора и носило название «Первая книга». Но самому драматургу не суждено было его увидеть, так как он умер за шестнадцать лет до этого события. Его могила в родном городе - главная достопримечательность Стратфорда-на-Эйвоне.

3. Литературные направления Шекспира.

Большинство людей воспринимают Шекспира в первую очередь как драматурга. Однако он является также автором прекрасных сонетов и поэм. Но драматургия занимает в его творчестве доминирующее место. Она же явилась и его литературным стартом. Начинал Уильям Шекспир с исторических пьес (хроники), но представить его театральное наследие без комедий и, тем более, трагедий, невозможно. Отмечается и синтез жанров (трагикомедии).

Хроники Шекспира лишь усилили популярность этого жанра в елизаветинской Англии. Тяготение английских драматургов к хронике объясняется их стремлением разобраться в сложной политике и истории своей страны. В это время политическая ситуация здесь обострена в связи с политическим противостоянием Англии и Испании. В своих драмах-хрониках Шекспир масштабно и мощно выписал эпоху, показал её противоречия и конфликты. Все шекспировские хроники носят имя королей. Это эпопея из нескольких частей, посвящённая Генриху VI; пьесы «Король Джон», «Ричард II» и другие.

Комедии Уильяма Шекспира, которые он создавал практически одновременно с историческими драмами, искромётны и изобретательны. В них ярко и своеобразно отразилась эпоха Возрождения с её гуманизмом и любовью к человеку. Жизнерадостные и лёгкие, комедии Шекспира не были направлены на сатирический анализ действительности. Целью автора было воссоздать и показать людям тот идеал, который возник в умах и сердцах гуманистов этой эпохи. Таковы его комедии «Венецианский купец», «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь». Это не полный перечень комедийных пьес Шекспира, но именно они наиболее часто экранизируются и ставятся на сцене. Очевидно, что они привлекают режиссёров всего мира не только занимательным сюжетом, но и тем вольным духом, которым буквально насыщены шекспировские комедии. Это - настоящие оды свободе человеческой личности и той радости, которые люди испытывают от этой свободы.

Трагедии Шекспира раскрывают его глубокий дар совсем с другой стороны, а именно они являются наиболее ярким свидетельством его гениальности. В своих величайших трагедиях - «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Макбет» автор органично переплёл психологический, социальный и философский контексты, показав сквозь это переплетение личную драму человека, оказавшегося в полном одиночестве в огромном мире. Основными темами трагедий Шекспира можно назвать тему власти и тему добра и зла, причём вторая тема вытекает из первой, так как именно стремление к неограниченной власти порождает немыслимые беды. Но в пьесах Уильяма Шекспира всегда есть герой, готовый противостоять этому злу. Положительные шекспировские герои - это люди новой эпохи, отвергающие зло, насилие и месть. Яркий тому пример - образ Гамлета.

Отдельная часть наследия драматурга - трагедия «Ромео и Джульетта». В ней тонко прописана лирическая тема возвышенной любви юных героев соединена с темой неизбежного рока. При этом основная мысль автора вполне очевидна: люди - главные виновники зла на земле. Из-за бессмысленных распрей гибнут Ромео и Джульетта.

Романтические трагедии Шекспира («Буря», «Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка») отличаются тем, что в них присутствует сказочное, фантастическое начало, а добро непременно одерживает верх над злом.

Поэмы, написанные Шекспиром, имеют одного адреса - благодетеля писателя графа Саутгемптона. Речь идёт о двух произведениях: «Венера и Адонис» и «Обесчещенная Лукреция». В них проявилась способность Шекспира живописать картины природы, достоверно передавать любовные переживания, создавать психологические характеристики героев.

Сонеты Уильяма Шекспира - украшение мировой поэзии. Они открывают читателю нового Шекспира - утончённого лирика, умеющего и размышлять и чувствовать. Уильям Вордсворт (1770 - 1850) полагал, что при помощи сонетов поэт даровал нам возможность заглянуть в его сердце. В понимании Вордсворта шекспировские сонеты - это своеобразный ключ к душе Шекспира. Кроме того, его сонеты совершенны с художественной точки зрения.

Они подразделяются на циклы. В одном воспевается дружба, в другом любовь (любовные сонеты посвящены некоей таинственной Смуглой Леди). Именно сонеты дали повод исследователям, с одной стороны, сомневаться в сексуальной ориентации автора; с другой, предполагать, что в его жизни были другие любовные истории, помимо жены (этому вопросу, в частности, посвящена книга А. Брауна “Женщины в жизни Шекспира”). Какова бы ни была правда, чтение сонетов Шекспира доставляет подлинное эстетическое удовольствие. Говоря о творчестве Шекспира в целом, можно с уверенностью утверждать, что оно разнообразно и равноценно, независимо от жанра, в котором он творил. Тем не менее, в первую очередь Шекспир является великим драматургом.

4. Краткое описание произведений Шекспира и его заслуги в мире.

Каждое произведение Шекспира - это отдельный мир, понять который можно лишь при неоднократном прочтении или просмотре. Тем не менее, есть смысл охарактеризовать самые значительные пьесы из каждого периода. Среди исторических хроник обращает на себя внимание драма «Ричард II». В центре событий - борьба за власть. Кузен короля Ричарда свергает его с трона и сам становится правителем. Он не останавливается только на этом преступлении и в финале убивает брата.

В комедии «Двенадцатая ночь, или Что угодно» действие разворачивается в несуществующей стране Иллирия. После кораблекрушения брат и сестра, являющиеся близнецами, попадают в разные приключения, в том числе, и любовные. Множество недоразумений возникает по ходу пьесы (это комедия положений). Ситуацию обостряет то обстоятельство, что Оливия (героиня комедии) переодета в мужскую одежду. Но, как это и принято в комедии, всё оканчивается благополучно. Эти произведения наряду с другими вышеперечисленными представляют собой первый период творчества.

Говоря о произведениях второго периода, нельзя не затронуть «Гамлета». Главный герой пьесы встречается со странным призраком, будоражащим окрестности замка. Призрак и открывает ему страшную тайну: восседающий на престоле дядя Гамлета - это убийца его отца, настоящего короля. Мать же Гамлета является пособницей этого преступления. Потрясение заставляет Гамлета разыграть сумасшествие, но Клавдий не верит в это. При помощи бродячих актёров Гамлет показывает на сцене подлинную историю произошедшего. Клавдий понимает, что Гамлету всё известно, что является для него настоящей опасностью. Ссылка неугодного племянника не помогает делу - Гамлет возвращается обратно. Клавдий прибегает к проверенному средству - убийству, но Гамлет успевает перед своей смертью расквитаться с преступником.

В «Отелло» глубоко анализируется тема ревности. Мавр Отелло - талантливый полководец - становится жертвой интриг коварного Яго. Воспользовавшись тем, что Отелло женился на Дездемоне против воли её влиятельного отца, Яго закладывает в Отелло мысль о том, что Дездемона ему не верна, а его соперником является Кассио, которому Яго также жаждет отомстить. Не в силах совладать с ревностью, Отелло душит Дездемону. Повержен и второй враг Яго - Кассио, которого арестовывают, благодаря умело выстроенной интриге. Однако жена Яго раскрывает всю правду, и потрясённый Отелло совершает самоубийство. В финале Яго настигает возмездие.

Среди произведений третьего периода особой популярностью пользуется «Буря». В этой пьесе по-новому раскрывается тема коварного захвата власти. На этот раз свергнутым правителем оказывается волшебник Просперо. Происки герцога Антонио (брата Просперо) вынуждают его томиться на некоем острове вместе с дочерью Мирандой. В услужении у Просперо находится страшный Калибан (им, собственно, и исчерпывается население острова). Калибан ожесточён против Просперо, так как считает его узурпатором, а себя рабом.

Просперо пытается вернуться домой, чтобы восстановить себя в законных правах. Для этого он при помощи волшебных действий вызывает морскую бурю. В этой буре терпит бедствие корабль, на котором был Антонио с семейством. Все пассажиры разбросаны по разным частям острова. В это время в Миранду влюбляется Фернандо - сын второго врага Просперо, который действовал вместе с Антонио. На острове продолжаются интриги и заговоры, которым противодействует Просперо. Плетёт свои сети и Калибан, мечтающий убить Просперо, чтобы завладеть островом. Его замысел разрушает дух Ариэль, действующий заодно с Просперо. В дальнейшем все враги собираются в одном месте, и Просперо вершит справедливый суд. Миранда и Фернандо женятся, некоторые герои прощены, а Просперо намерен восстановить свои права. Интересным событием финала является его отречение от чародейства.

Произведения Уильяма Шекспира изменили литературу, изменили мир. Они заставили культуру и искусство развиваться по-новому. В книгах многочисленных писателей разных стран и эпох ведётся интертекстуальный диалог с Шекспиром - явный или завуалированный. Имя Шекспира неотъемлемо от искусства театра и кино. Таким образом, его заслуги перед мировой культурой имеют исключительную ценность.

5. Отзывы критиков о произведениях Шекспира.

Критическая литература по пьесам и поэзии Шекспира столь же неисчерпаема, как и его наследие. При этом они столь же разнолики и неоднозначны. Несмотря на то, что гениальность Шекспира давно признана, существуют резко отрицательные отзывы о нём. Так, например, Л. Н. Толстой (1828 - 1910) в своём очерке «О Шекспире и о драме» выражает крайне негативное отношение к произведениям драматурга, подробно основывая при этом своё мнение. Прославился резкими высказываниями в адрес творчества Шекспира и Вольтер (1694 - 1778), считавший манеру английского драматурга «варварской».

Давали отрицательную оценку произведениям Шекспира и его современники, но это явление нельзя назвать тенденцией. Примечательно, что соперник Шекспира Бен Джонсон (1572 - 1637) вопреки ожиданиям большей частью хвалил сочинения Шекспира.

Английская критика времён романтизма отличается восторженными настроениями в отношении Шекспира. Такие видные представители английской литературы, как В. Скотт (1771 - 1832), Дж. Китс (1795 - 1821), С.Т. Кольридж (1772 - 1834) и другие писатели и поэты всячески подчёркивали гениальность их предшественника, считали его своим учителем и творческим ориентиром. В дальнейшем градус восторга в английской критике лишь увеличивался, и имя Шекспира стало культовым.

Рецепция творчества Шекспира в русской и советской критике - поистине необозримая тема, достойная диссертационного исследования. Большинство писателей и литературоведов склоняются к не просто положительной оценке шекспировского наследия, а признают его гениальность. Достаточно сказать, что М. Горький (1868 - 1936) рекомендовал всем начинающим писателям учиться именно у Шекспира. Ранее В. Г. Белинский (1811 - 1848) признал Шекспира первым среди драматургов мира. Русская критика настолько много писала о Шекспире, что возникло своеобразное явление, названное «русским шекспиризмом».

В современном литературоведении каждой пьесе Шекспира посвящены изыскания учёных. Культ Шекспира существует не только в Англии. Исследователи ищут новое в пьесах драматурга, анализируют язык, характеры героев, особенности сюжетосложения. Всё это говорит о том, что в ближайшее время эта тема вряд ли будет закрыта.

6. Заключение.

Итак, Уильям Шекспир по праву занимает место выдающегося драматурга всех времён и народов. Благодаря его творчеству литература вышла на новый виток развития, поскольку именно Шекспир показал человечеству, что героев произведений можно изображать во всестороннем развитии, а не только какой-то одной гранью, как это было раньше.

Тесно связанный со своей эпохой - эпохой Возрождения - Уильям Шекспир выказал себя истинным гуманистом. В то же время он не идеализировал человека, а представлял его действительно таким, каким он есть на самом деле, с его тёмными и светлыми сторонами.

Уильям Шекспир умел придавать своим глубоким мыслям совершенную окантовку, потому его пьесы и сейчас являются эталонными. Язык его произведений удивительно богат и разнообразен; способен передавать полярные оттенки: от смешного до трагичного; от возвышенного до прозы.

Произведения У. Шекспира не утратили своей актуальностью. Они читаются, переиздаются и продаются; экранизируются и ставятся в театрах; переводятся на различные языки. Творчество Шекспира - это богатейший пласт мировой культуры, сумевший прижиться на различных национальных почвах, в том числе, и на русской.

7. Список литературы.

1. Акройд П. Шекспир. Биография/П. Акройд. - М.: Колибри, 2010. - 752 с.

2. Аникст А.А. Шекспир/А.А. Аникст. - М.: Просвещение, 1996. - 124 с.

3. Браун А. Женщины в жизни Шекспира/А. Браун. - М.: Центрполиграф, 2002. - 326 с.

4. Дубашинский И. А. Вильям Шекспир. Очерк творчества/И.А. Дубашинский. - М.: Просвещение, 1978. - 143 с.

5. Захаров Н.В., Луков В.А. Шекспир и шекспиризм в России// Знание. Понимание. Умение, 2009. - №1. - С. 98-106.

6. Квиннел П., Хамеш Дж. Кто есть кто в творчестве Шекспира/П. Квиннел, Дж. Хаммеш. - М.: Дограф, Лондон - Нью-Йорк: Рутледж, 1996. - 275 с.

7. Мидлтон Х. Уильям Шекспир. Гениальный драматург/Х. Мидлтон. - Oxford: Oxford University Press, 1997; М.: Аскон, 1998. - 32 с.

8. Шекспир У. Комедии/У. Шекспир. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. - 512 с.

9. Шекспир У. Трагедии/У. Шекспир. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. - 672 с.

Кто в наше время не слышал имя Шекспир. Этот великий писатель оставил множество книг для будущего поколения, несмотря на то, что нас разделяют столетия, смысл и актуальность проблем героев, о которых повествует нам Шекспир, существует и в нынешнее время. Но не многие знают, что Шекспир не считал себя великим, поэтому и ни в коем случае не возвышал свои работы к высоким литературным произведениям.

Шекспир в первую очередь писал для простого народа и не искал никакой славы за счет своих произведений. Если просматривать все композиции Шекспира, то можно заметить, что в них нет никакого перебора, писатель как опытный архитектор распределяет равные порции смысл и конструирует ее в той последовательности, которую может уяснить простой человек.

Произведения Шекспира можно сравнить с музыкой. Писатель проносить сквозь все свои произведения одну мелодию, один мотив, но это не говорит о его примитивности, а наоборот, писатель пытается извлечь из одного звучания сотни различных звучаний, будто он экспериментирует.

Даже читая стихи Шекспира, начинаешь ловить себя на мысли, что в голове внезапно появляется определенная музыка. Не зря его стихи были отмечены современными критиками и призваны самыми мелодичными. Но мелодия не самое главное, главное в стихах – смысл. Музыка, а точнее определенные звуки помогают читателю лишь уловить эмоции героев: безумную страсть, спокойствие, ненависть и т.д. В стихах поэта имеется свой ритм, который не нарушается.

Все произведения писателя гармоничны. Шекспир умело обходился с внесением в свои поэзии образов. Так, например молодость у него уподобляется рассвету, весне, наступлению новой жизни, красота ассоциируется с мягкими лепестками цветов, увядание – с осенними листьями.Таким образом, Шекспир оставил большое культурное наследие будущему поколению, он заставляет задуматься и заглянуть в глубину своей души.

Сочинение №2 краткое

Наверно нет человека в нашем мире, который не слышал про Шекспира. Этот драматург Эпохи Возрождения и сейчас будоражит ума и сердца людей.

В театрах всего мира ставят пьесы по его произведениям. А актеры считают достижением исполнение главных ролей в постановках. По произведениями Шекспира снимают фильмы, причем и в современной интерпретации.

К сожалению информации о жизни драматурга известно немного, что становится причиной разного рода домыслов. Многие считают, что он не сам писал свои произведения.

В начале своей литературной деятельности Шекспир писал комедии и хроники, затем настал период трагедий, который и принес ему славу. Тогда были написаны «Отелло», «Макбет», «Король Лир», и «Гамлет».

А причиной феномена Шекспира стало, то что он коснулся темы человека и его ценностей.

Вклад драматурга и поэта в культуру нашей цивилизации очень сложно оценить. Поэтому если вы не читали Шекспира, в выходные сядьте и прочтите какую-нибудь из его работ, не пожалеете.

Несколько интересных сочинений

  • Подколесин в пьесе Женитьба Гоголя сочинение

    В произведении Гоголь создает образ крупного чиновника, но обычного и нерешительного человека. Решив жениться, тот собирается кардинально изменить свою жизнь, но боится этого, что создает ряд комических ситуаций.

  • Сочинение Именно в труде, и только в труде велик человек

    Одним из смыслов человеческой жизни является труд. Не даром говорят – «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда». Только в труде человек проявляет себя во всём величии и красоте. Труд – незаменимый показатель мощности человека

  • Анализ рассказа Горького Коновалов сочинение

    В данном рассказе пишется о том, что в пекарню, где работал Максим, хозяин нанимает еще одного пекаря, которого зовут Александр Коновалов. Человек лет тридцати, но в душе ребенок. Коновалов рассказывает Максиму о своих многочисленных девушках

  • Иван Мухояров в романе Обломов Гончарова (Образ и характеристика) сочинение

    Одним из второстепенных отрицательных персонажей произведения является господин Мухояров, представленный писателем в образе родного брата Агафьи Пшеницыной, хозяйки дома, в которой снимает квартиру главный герой Обломов.

  • Нестеров М.В.

    Михаил Васильевич Нестеров родился в 1862 году в г. Уфе. Его учителями были великие художники (В. Г. Перов, А. К. Саврасов). Как его великие наставники, он был передвижником. Основным жанром

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    По литературным приёмам его можно назвать периодом подражательности: Шекспир ещё весь во власти своих предшественников. По настроению этот период сторонники биографического подхода к исследованию творчества Шекспира определяли как период идеалистической веры в лучшие стороны жизни: «С увлечением наказывает молодой Шекспир порок в своих исторических трагедиях и с восторгом воспевает высокие и поэтические чувства - дружбу, самопожертвование и в особенности любовь» (Венгеров).

    Вероятно, первыми пьесами Шекспира были три части «Генриха VI». Источником для этой и последующих исторических хроник служили «Хроники» Холиншеда . Тема, объединяющая все шекспировские хроники, - смена череды слабых и неспособных правителей, приведших страну к междоусобицам и гражданской войне и восстановление порядка с воцарением династии Тюдоров . Подобно Марло в «Эдуарде II» Шекспир не просто описывает исторические события, а исследует мотивы, скрывающиеся за поступками героев.

    С. А. Венгеров видел переход ко второму периоду «в отсутствии той поэзии молодости , которая так характерна для первого периода. Герои ещё молоды, но уже порядочно пожили и главное для них в жизни - наслаждение . Порция пикантна, бойка, но уже нежной прелести девушек „Двух веронцев“, а тем более Джульетты в ней совсем нет».

    В это же время Шекспир создаёт бессмертный и интереснейший тип, которому до сих пор не было аналогов в мировой литературе - сэра Джона Фальстафа . Успех обеих частей «Генриха IV » не в последнюю очередь и заслуга этого самого яркого действующего лица хроники, сразу ставшего популярным. Персонаж несомненно отрицательный, но со сложным характером. Материалист, эгоист, человек без идеалов: честь для него ничто, наблюдательный и проницательный скептик. Он отрицает почести, власть и богатство: деньги нужны ему лишь как средство получить еду, вино и женщин. Но сущность комизма, зерно образа Фальстафа не только его остроумие, но и весёлый смех над самим собой и окружающим миром. Его сила в знании человеческой природы, ему противно всё, что связывает человека, он - олицетворение свободы духа и беспринципности. Человек уходящей эпохи, он не нужен там, где государство могущественно. Понимая, что такой персонаж неуместен в драме об идеальном правителе, в «Генрихе V » Шекспир убирает его: зрителям просто сообщают о смерти Фальстафа. По традиции принято считать, что по просьбе королевы Елизаветы, желавшей увидеть Фальстафа на сцене ещё раз, Шекспир воскресил его в «Виндзорских насмешницах » . Но это лишь бледная копия прежнего Фальстафа. Он растерял своё знание окружающего мира, нет более здоровой иронии, смеха над самим собой. Остался лишь самодовольный пройдоха .

    Гораздо удачнее попытка снова вернуться к фальстафовскому типу в заключительной пьесе второго периода - «Двенадцатой ночи » . Здесь мы в лице сэра Тоби и его антуража имеем как бы второе издание сэра Джона, правда, без его искрящегося остроумия, но с тем же заражающим добродушным жуирством. Отлично также вкладывается в рамки «фальстафовского» по преимуществу периода грубоватая насмешка над женщинами в «Укрощении строптивой » .

    Третий период (1600-1609)

    Третий период его художественной деятельности, приблизительно охватывающий 1600-1609 годы, сторонники субъективистского биографического подхода к творчеству Шекспира называют периодом «глубокого душевного мрака», считая признаком изменившегося мироощущения появление персонажа-меланхолика Жака в комедии «Как вам это понравится » и называя его чуть ли не предшественником Гамлета . Однако некоторые исследователи считают, что Шекспир в образе Жака всего лишь осмеивал меланхолию , а период якобы жизненных разочарований (по версии сторонников биографического метода) на самом деле не подтверждается фактами биографии Шекспира. Время создания драматургом величайших трагедий совпадает с расцветом его творческих сил, решением материальных затруднений и достижением высокого положения в обществе.

    Около 1600 года Шекспир создаёт «Гамлета» , по мнению многих критиков, - самое глубокое своё произведение. Шекспир сохранил сюжет известной трагедии мести, но всё внимание перенёс на духовный разлад, внутреннюю драму главного героя. В традиционную драму мести был введён герой нового типа. Шекспир опередил своё время - Гамлет не привычный трагический герой, осуществляющий мщение ради Божественной справедливости. Приходя к выводу, что одним ударом невозможно восстановить гармонию, он переживает трагедию отчуждения от мира и обрекает себя на одиночество. По определению Л. Е. Пинского , Гамлет - первый «рефлектирующий » герой мировой литературы .

    Герои «великих трагедий» Шекспира - люди выдающиеся, в которых перемешано добро и зло. Сталкиваясь с дисгармонией окружающего мира, они совершают нелёгкий выбор - как существовать в нём, они сами творят свою судьбу и несут всю полноту ответственности за это.

    В это же время Шекспир создаёт драму «Мера за меру ». Несмотря на то, что в Первом фолио 1623 года она отнесена к комедиям, комического в этом серьёзном произведении о неправедном судье почти нет. Её название отсылает к поучению Христа о милосердии , по ходу действия одному из героев угрожает смертельная опасность, а финал, где заключается сразу несколько брачных союзов, можно считать условно счастливым. Это проблемное произведение не укладывается в определённый жанр, а существует на грани жанров: восходя к моралите , оно устремлено к трагикомедии .

    Настоящая мизантропия проступает только в «Тимоне Афинском» - истории щедрого и доброго человека, разорённого теми, кому он оказывал помощь и ставшего человеконенавистником. Пьеса оставляет тягостное впечатление, несмотря на то, что неблагодарные Афины после смерти Тимона постигает кара. По мнению исследователей, Шекспира постигла неудача: пьеса написана неровным языком и наряду с достоинствами обладает ещё большими недостатками. Не исключается возможность того, что над ней работал не один Шекспир. Характер же самого Тимона не удался, иногда он производит впечатление карикатуры, другие персонажи просто бледны . Переходом к новой полосе шекспировского творчества можно считать «Антония и Клеопатру» . В «Антонии и Клеопатре» талантливый, но лишённый всяких нравственных устоев хищник из «Юлия Цезаря» окружён истинно-поэтическим ореолом, а полупредательница Клеопатра геройской смертью в значительной степени искупает свои прегрешения.

    Четвёртый период (1609-1612)

    Четвёртый период, если не считать пьесу «Генрих VIII» (некоторые исследователи полагают, что она написана в соавторстве с Джоном Флетчером), включает всего только три-четыре года и четыре пьесы - так называемые «романтические драмы» или трагикомедии . В пьесах последнего периода тяжёлые испытания подчёркивают радость избавления от бедствий. Клевета уличается, невинность оправдывает себя, верность получает награду, безумие ревности не имеет трагических последствий, любящие соединяются в счастливом браке. Оптимизм этих произведений критиками воспринимается как знак примирённости их автора. «

    Уильям Шекспир (1564-1616) - знаменитый английский поэт и драматург. Он считается самым великий англоязычным писателем, национальным достоянием. Творческое наследие Шекспира составляет 38 пьес, 154 сонета, 4 поэма и еще 3 эпитафии. Произведения драматурга переведены на все основные языки мира, их чаще всего ставят в театре.

    Самое интересное, что о жизни Шекспира известно не так много. Красочные рассказы о нем историки чаще всего считают выдумкой. Попав в Лондон, Уильям сперва караулил у театра лошадей, потом стал там же помощником, заменяя суфлера и переписывая роли. Со временем Шекспиру стали доверять выступать на сцене. Надо сказать, что знаменитым актером Уильям так и не стал, зато он начал писать пьесы. В 1595 году Шекспир стал совладельцем «Труппы лорда Чемберлена», а через четыре года стал совладельцем театра «Глобус».

    Но официальная биография драматурга совершенно не согласуется с его творчеством. Шекспир обладал богатым словарным запасом, который вдвое превышал уровень философа Фрэнсиса Бэкона. Драматург знал несколько языков, историю древнего мира, цитировал древних авторов. Он разбирался в музыке, медицине, военном деле, юриспруденции. Сегодня мы все еще находимся в плену многочисленных мифов об этом удивительном человеке, гадая, кем же он был на самом деле.

    Шекспир был образованным человеком. Учитывая глубокое творческое наследие драматурга, логично предположить, что он был хорошо образованным человеком. В те времена университеты были доступны лишь самым избранным, в их число Шекспир не входил. Есть мнения, что драматург учился в стратфордской грамматической школе, где обучался латыни, что он ходил в школу короля Эдуарда VI, изучая там творчество древних поэтов. Но никаких документов о пребывании в этих заведениях Шекспира не сохранилось. Не нашлось и воспоминаний тех, кто учился вместе с ним.

    Шекспир бы необразованным. В 1920 году Джон Луни опубликовал статью, в которой приписывал авторство произведений Шекспира графу Оксфорду. Этот образованный аристократ имел больше шансов создавать пьесы, нежели сын ремесленника. На самом деле в те времена общественное образование, хотя и не охватывало науки, было высокого стандарта. Особенностью общества были возможности среднего класса, который мог даже заниматься международной торговлей. Стратфорд был не Лондоном, но отец Шекспира являлся одним из самых уважаемых людей своего города. Его семья имела достаточно возможностей, чтобы дать Уильяму образование. В те времена средний класс и знать получали базовое образование, которое подразумевало изучение латыни и греческого языка. Ученые нашли в произведениях Шекспира ссылки на более чем сто книг, что говорит о мощном пытливом уме драматурга. Он активно учился на протяжении всей своей жизни.

    Шекспир был писателем. Шекспир представляется в виде писателя, упорно работающего над своими произведениями. Но это не было его единственной профессией. Фактически он был актером. Шекспир выступал в театральных труппах, таких, как мужской театр лорда Чемберлена. Считается, что именно Уильям играл призрака в Гамлете, а также короля Дункана в Макбете. На рубеже XVI-XVII веков Шекспир стал делать себе имя в Лондоне за счет своих произведений, но в Стратфорде его знали, как преуспевающего бизнесмена. Он сколотил немалое состояние, скупая и продавая зерно, выдавая кредиты. На Шекспира даже завели дело по неуплате налогов, а в 1598 году еще и оштрафовали за спекуляции зерном во время голода.

    Шекспир умер в тот же день, что и родился. Обычно считают, что драматург появился на свет 23 апреля 1564 года в Стратфорд-апон-Эйвоне, а умер 23 апреля 1616 года. Но точная дата рождения все же неизвестна. Историки знают только, что Шекспира крестили 26 апреля. В Англии 23 апреля считается днем святого Георгия, покровителя Англии. Возможно, биографы позже могли приурочить рождение Уильяма к этому важному празднику. В 1582 году юлианский календарь был заменен на григорианский, произошло смещение даты. Так что можно обоснованно предположить, что реально появился на свет Шекспир 1 мая.

    Выпущены все пьесы Шекспира. Творчество драматурга считается хорошо изученным, все его произведения опубликованы. Но есть как минимум одна пьеса, неизвестная широкой общественности. «История Карденьо» долгое время считалась утерянной, но в 2010 году была найдена ее сохранившаяся копия.

    Шекспировский театр «Глобус» сохранился до наших дней. Первым театром, созданным актерами для актеров, стал «Глобус» в Саутуарке. Считается, что здание сохранилось в первоначальном виде. Однако оригинальное строение сгорело в 1613 году во время выступления короля Генриха VIII. Из-за искры воспламенилась соломенная крыша. И хотя здание театра перестроили в следующем году, в 1640 его снова снесли под давлением пуритан. Только в 1997 году «Глобус» подвергся реконструкции, принимая туристов и сегодня. В новом здании соблюдены все правила безопасности, оно может принять до 1500 зрителей. Но находится современный «Глобус» в 200 метрах от оригинального места.

    Шекспир - драматург эпохи Елизаветы. Именно с именем королевы Елизаветы связывают творчество Шекспира. Но расцвет его творчества пришелся на времена правления короля Якова I. В эти годы постепенно драматург стал уходить от романтических комедий в сторону драматической сатиры. При Якове свет увидели 14 важных работ Шекспира: «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Зимняя сказка», «Буря» и другие.

    Шекспир творил в одиночестве. Рядом с именем Шекспира не воспринимаются имена соавторов. Между тем он сотрудничал со многими другими драматургами, это было нормой для того времени. Джорджу Уилкинсу, например, приписывают первую половину пьесы «Перикл». «Два знатных родича» из Первого фолио также считается совместной работой. В издании 1634 года на титульном листе напечатаны имена Шекспира и Джона Флетчера. Литературоведы находят в произведениях Шекспира немало следов других авторов того же периода. Это относится к «Макбету», «Все хорошо, что хорошо кончается», «Титу Андронику» и другим.

    Шекспир был примерным семьянином. Одна из немногих вещей, которых мы точно знаем о Шекспире - его семья. У него была жена Энн, трое детей. После смерти сына Хемнета в 11-летнем возрасте драматург отдалился от своей семьи. Он переехал в Лондон и не осталось никаких его писем к жене. В своем завещании Шекспир мельком упоминает супругу, хотя ей досталась треть завещания. Большая часть имущества досталась старшей дочери Сьюзен. А завещание жене «вторую по качеству кровать» до сих пор вызывает разные толкования.

    Сохранились потомки Шекспира. Наследник Уильяма, сын Хемнет, умер еще в детстве. Наследство Шекспира должны были получить дети старшей дочери Сьюзен. Но ее дочь, Элизабет, внучка Уильяма, умерла бездетной в 1670 году. В двух ее браках дети так и не появились. Другая дочь Шекспира, Джудит, вышла замуж уже после смерти отца за винодела Томаса Куини. В этом браке появилось трое детей, но они умерли, не женившись. Так прервалась наследственная линия драматурга.

    Шекспир был гетеросексуалом. И хотя у писателя была жена и двое детей, вполне вероятно, что он был гомосексуалистом. Во многих сонетах воспевается любовь к мужчине, а не к женщине. В одном из своих произведений автор с любовью называет героя «прекрасным юношей». Многие исследователи считают, что под этим образом скрывался граф Саутгемптон. Шекспир много сотрудничал с ним, хотя тот прославился своими сексуальными отношениями с мужчинами. Свои сонеты драматург посвящал некоему W.H. Под этим псевдонимом могли скрываться такие красавцы, как Генри Ризли, граф Саутгемптон, или Уильям Герберт, граф Пембрук. В сонете 20 Шекспир открыто называет объект своей страсти, мужчину, «царем и царицей сердца моего». Автор призывает мужчину сохранить свою эмоциональные чувства при себе. Удивляет и тот факт, что в канонических произведениях Шекспира есть много сцен переодевания людей в одежду другого пола.

    Произведения Шекспира публиковали при его жизни. Во времена Шекспира драматурги продавали свои работы действующим труппам. Приобретя пьесу, актеры никаких ее копий не делали. Иначе конкуренты могли бы сделать такую же постановку. Делать копии считалось безумием. Полное собрание сочинений Шекспира могло бы не дойти до наших дней, если бы не актеры Джон Хемингес и Генри Конделл. Они уже после смерти драматурга собрали коллекцию из его 36 пьес «Мистера Шекспира комедии, хроники и трагедии». До нас дошло только 40 экземпляров первого издания 1623 года, стоит такая книга от 8 миллионов долларов. Первое издание было дополнено позже лишь двумя новыми пьесами.

    Личность Шекспира хорошо известна. О Шекспире пишут многочисленные искусствоведы, его жизнь и творчество изучены вдоль и поперек. О нем знают больше, чем о современных писателях. На самом деле личность Шекспира крайне загадочная. Нет никаких его личных дневников, заметок, воспоминаний о нем друзей. Ученые в сохранившихся документах нашли немало ссылок на Шекспира. В основном это юридические документы. Писатель вел правовые споры, подписывал договора аренды, покупал недвижимость, оставил завещание. Но это ничего не говорит о личности самого Шекспира. Эта сторона его жизни остается загадочной.

    Шекспир не был автором своих пьес. Этот миф чуть ли не самый популярный о личности автора. Среди вероятных авторов называют обычно Фрэнсиса Бэкона, графа Оксфорда, Кристофера Марло, Уильяма Стэнли, Роджера Меннерса и даже саму королеву Елизавету. Но почему-то никто не оспаривает авторство Чосера и его «Кентерберийских рассказов» или Эдгара Уоллеса и его сотни триллеров. Создание драмы во времена Елизаветы было настоящим бизнесом. Автору надо было переписывать свое произведение, постоянно менять его, адаптировать, сотрудничать с актерами, учитывать конкурирующие аналоги, пытаться сделать продукт жизнеспособным. В результате имена авторов произведений той эпохи практически не сохранились, за исключением Шекспира и Джонсона. Их работы вышли отдельным собранием, что было необычно для того времени. Во времена Шекспира творил и Бэкон, и Оксфорд. Но их пьесы были иными. Шекспир брал историю в одном источнике, добавлял материалы из другого, учитывал возможности своих актеров. Материал оттачивался в ходе репетиций и выступлений. Пьесы подвергались цензуре правительства, которое часто требовало удаления спорного материала. Опубликованные версии были тем, что смогли запомнить актеры. Шекспира ценили многие современники, а не только патрон, граф Саутгемптон. Талантливому драматургу отдавали дань знатоки театра в своих воспоминаниях. Шекспир являлся одним из самых почитаемых писателей своего времени. Именно поэтому его коллеги и решили собрать все его произведения и выпустить книгу с ними. Проект даже мог повлечь за собой финансовые неприятности, ведь конкуренты могли скопировать пьесы. Для тех, кто лично знал Шекспира, его смерть стала концом эпохи. Если бы произведения создавали действительно Оксфорд или Бэйкон, то отчего так уважали Шекспира? В 2010 году работы драматурга и наиболее вероятных кандидатов на авторство были подвергнуты компьютерному анализу. Оказалось, что все тексты были созданы одним человеком, отличным от предполагаемых кандидатов. Так что вопрос авторства Шекспира можно считать закрытым.

    Шекспир - величайший английский драматург. Сегодня такая точка зрения считается общепринятой, но так было далеко не всегда. При своей жизни у Шекспира была репутация всего лишь хорошего драматурга и поэта, одного из многих елизаветинской эпохи. Он сумел найти влиятельных друзей, завоевать успех у публики. В первые полтора столетия после смерти драматург не считался великим писателем. В театрах эпохи Реставрации более популярными были пьесы Флетчера и Бомонта, Бен Джонсон и Шекспир считались авторами более низкого уровня. Действительно национальная слава пришла к драматургу в 1769 году после празднования Стратфордского юбилея. И в те времена ни у кого не возникало вопросов, кто был настоящим автором произведений Шекспира. И лишь когда его стали называть национальной гордостью и гением, появились такие мифы. Как и у любого другого писателя, работы Шекспира были не одинакового качества. В его пьесах встречаются скучные, механические или бессмысленные отрывки. Правда, непонятно, вина ли это автора - текст часто восстанавливался. Мы не всегда понимаем сленг той эпохи, ссылки на события. И юмор времен Шекспира отличается от нашего. Текст нельзя воспринимать, как священную реликвию, его надо растолковывать, как и Чосера. Театр - искусство эфемерного. Тот Шекспир, которого ценили современники, уже навсегда ушел.

    Сюжеты Шекспира оригинальные. Как уже было сказано, во времена Шекспира драматурги часто заимствовали сюжеты друг у друга. В случае с Шекспиром показательным является случай с «Гамлетом». Эту пьесу считают одной из самых лучших. Между тем сюжет был взят из старой скандинавской истории. В третьей книге «Деяний данов» датский летописец Саксон Грамматик поведал легенду о датском правителе Амлетус. Главный герой пытается отомстить за смерть своего отца. Другие исследователи считают, что сюжет был позаимствован у Томаса Кида из его «Испанской трагедии». И хотя оригинальная версия истории так и осталась малоизвестной, ее изложение Шекспиром оказалось наиболее лучшим.

     
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме