Белые ночи в Питере – удивительное зрелище. Белые ночи Почему Достоевский назвал роман сентиментальным

Как они появились, и как объяснить это явление? Такие удивительные ночи встречаются не только на берегу Невы, а и во многих других уголках нашей планеты. Для большинства людей они ассоциируются с чем-то мистическим, необъяснимым, и сейчас мы все это обсудим.

Что собой представляют белые ночи

Маленькие дети задают множество вопросов, а родители и учителя объясняют им, что собой представляют те или иные понятия. Любое пояснение сопровождается фразой: «Только так и никак иначе!» Это формирует у людей понятие того, что днем светит солнце и поэтому светло, а ночью становится темно из-за появления луны. Это правильный порядок смены дня и ночи, и к этому мы привыкли, но иногда природа меняет свои правила. Такой нестандартной ее «проделкой» являются и белые ночи.

Белые ночи Санкт-Петербурга - это сумерки, которые распространяются на все темное время суток. Сумерками, с точки зрения астрономии, принято называть период, когда солнце располагается на самой небольшой глубине под горизонтом.

Почему именно Санкт-Петербург?

В большинстве случаев белые ночи ассоциируются с великим Санкт-Петербургом. Следует отметить, что это далеко не единственный город, в котором можно наблюдать такое превосходное явление, создателем которого является сама природа. Белые ночи Санкт-Петербурга считаются самыми прекрасными, хотя аналогичным явлением можно полюбоваться и в Сургуте, Мурманске или Архангельске. Однако только одному из этих городов было суждено прославиться.

Для того чтобы полюбоваться этим невероятным зрелищем, в Санкт-Петербург съезжаются люди со всего мира. Даже местные жители с нежностью и трепетом ждут наступления этого события. В этом нет ничего удивительного, поскольку город славится не только своими особенными ночами. Невозможно остаться равнодушным, когда наблюдаешь за историческим наследием, непревзойденным пейзажем, архитектурой и атмосферой. А если добавить к этому всему белые ночи? Именно поэтому Санкт-Петербург - город белых ночей. Только он удостоен этого почетного звания.

Когда начинаются и сколько длятся такие ночи

В России это удивительное явление можно наблюдать в разные периоды в разных городах.

  • Санкт-Петербург. Белые ночи - период приблизительно с конца мая по начало июля. Если говорить точнее, то они обычно начинаются с 11 июня и длятся до 2 июля.
  • Архангельск. Здесь белые ночи приходят немного позже, а именно - 13 мая. А заканчиваются они в конце июля.
  • Петрозаводск. Здесь ночи более яркие, и продолжительность их дольше.
  • Воркута, Мурманск и Норильск. Их общей чертой являются полярные дни и ночи.

Почему они возникают?

Наверное, многих интересует, почему ночи - белые? Как возникает это явление? Происходит оно по причине нахождения солнца под горизонтом на небольшой глубине. Этот период называется сумерками, и они имеют несколько градаций.

  • Гражданские сумерки. В это время на улице достаточно светло, но звезд на небе не видно. Начинаются они непосредственно после захода солнца. Они длятся до момента, пока светило не опустится на 6 градусов ниже горизонта.
  • Навигационные. Когда наступают эти сумерки, можно полюбоваться яркими звездами, которые прекрасно видны на небе.
  • Астрономические сумерки. Небесное светило должно опуститься на 12 градусов ниже горизонта, и тогда они наступят.

Основной причиной появления белых ночей является широта. На низких широтах вышеперечисленные виды сумерек меняются с такой скоростью, что мы этого не замечаем. Совсем другая ситуация происходит с высокими широтами, где и наблюдается это прекрасное природное явление.

Солнечные лучи по-разному освещают планету из-за наклона Земли к плоскости орбиты. Северная полярная область во время летнего солнцестояния становится более освещенной, а на широте выше 65 градусов и вовсе наступает полярный день. Так принято называть период, когда небесное светило не опускается за горизонт.

Незабываемые мгновения

Петербургские белые ночи сопровождаются целым рядом культурных мероприятий. Масштабность и неповторимость некоторых из них просто уникальна. Туристы, как и сами жители города, с удовольствием любуются этим захватывающим зрелищем и принимают участие в развлекательных мероприятиях.

Одним из приуроченных к белым ночам событий считается всероссийский бал выпускников «Алые паруса». Первый этап мероприятия проходит на суше и в дневное время, а второй проводится в акватории Невы. Ночью можно понаблюдать за этим грандиозным мультимедийным светопиротехническим шоу.

Еще одним уникальным событием в северной столице является музыкальный фестиваль, который носит имя времени и места своего проведения, а именно «Белые ночи Санкт-Петербурга». В нем принимают участие звезды как отечественного, так и мирового масштаба.

Самое главное событие

Самым главным событием, которым сопровождаются белые ночи, считается разведение мостов и прохождение теплоходов по Неве. Следует отметить, что это завораживающее и очень красивое зрелище, которое невозможно пропустить во время ночной прогулки по Питеру.

Существует определенный график разведения мостов, поэтому можно полюбоваться не только красотой белых ночей.

Как видите, белые ночи - это не только завораживающее природное явление, но и культурная ценность. Однажды увидев белые ночи Санкт-Петербурга, вы никогда не сможете его забыть. Неповторимая красота города и это удивительное природное явление были прославлены великими классиками и живописцами, среди которых такие известные личности, как Ф. М. Достоевский и А. С. Пушкин. Они воспевали белые ночи в своих произведениях, чем и прославили город на весь мир. Непременно посетите северную столицу во время белых ночей и полюбуйтесь этим зрелищем.


































1 из 33

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Описание Изучить явление белых ночей; Собрать информацию, соответствующую выбранной теме, из различных источников;Исследовать, проанализировать информацию;Определить продолжительность белых ночей;Рассчитать положение Солнца над горизонтом и исследовать протяженность белых ночей в г.Череповце на 2010год.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Что такое белые ночи? Белые ночи - ночи, в течение которых естественная освещённость так и не становится слишком низкой, то есть вся ночь состоит лишь из сумерек. Вблизи полярных кругов (с внешней их стороны) это явление наблюдается вблизи солнцестояния (в северном полушарии - в июне, в южном - в декабре).

№ слайда 7

Описание слайда:

Где наблюдаются белые ночи Определение белых ночей зависит от определения сумерек. Если принять определение гражданских сумерек, то белые ночи могут наблюдаться на широте не ниже 60°, хотя о них говорят и в несколько низших широтах; впрочем, общепринятое определение отсутствует. В широтах выше полярного круга белые ночи наблюдаются в течение одной-трёх недель до наступления полярного дня и после его окончания. Там, где полярного дня нет, белые ночи наблюдаются вблизи солнцестояния, в течение тем большего количества ночей, чем широта местности выше, причём наивысшая освещённость ночи наблюдается в ночь солнцестояния.

№ слайда 8

Описание слайда:

Белые ночи в России Наиболее известным российским городом, где наблюдаются белые ночи, является Санкт-Петербург. Другие города (перечислены от самых тёмных и коротких к самым светлым и продолжительным белым ночам): Череповец, Вологда, Березники, Магадан, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, Сургут, Сыктывкар, Петрозаводск, Якутск, Ухта, Архангельск, Северодвинск.Белые ночи также можно наблюдать в тех городах, где наблюдается и полярный день: Мурманск, Норильск, Воркута - 2-3 недели до наступления полярного дня и столько же после его окончания.

№ слайда 9

Описание слайда:

Белые ночи за территорией России На всей территории стран: Финляндия, Исландия, Гренландия, Антарктида.На большей части территории: Швеция, Норвегия, Канада.На меньшей части территории: Эстония (север), Великобритания (Оркнейские и Шетландские острова в Шотландии, а также Южные Оркнейские острова в Антарктике), США (почти вся Аляска, за исключением южных районов).

№ слайда 10

Описание слайда:

Белые ночи в Санкт-Петербурге Официально в Санкт-Петербурге белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля; период очень светлых ночей длится с 25-26 мая до 16-17 июля. Белые ночи - своеобразный символ Санкт-Петербурга: к этому времени приурочиваются различные фестивали и народные гуляния. Образ «Белые ночи» широко используется в искусстве и литературе.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Белые ночи на полюсах На Северном и Южном полюсах белая ночь наблюдается непрерывно в течение примерно 15-16 дней до восхода Солнца и столько же после его захода. На Северном это примерно с 3 по 18 марта и с 26 сентября по 11 октября, на Южном - с 23 марта по 7 апреля и с 7 по 21 сентября.

№ слайда 15

Описание слайда:

Белые ночи в Череповце Таблица расчетов положения Солнца над горизонтом Череповец - крупнейший город Вологодской области, административный центр Череповецкого района, один из немногих российских региональных городов, превосходящих административный центр своего субъекта федерации (Вологда) как по численности населения, так и по промышленному потенциалу. Население - 310 тыс. чел. (1.10.2009 год). Череповецкая агломерация (Череповецкий район и город Череповец) - 360 тыс. чел.Координаты: 59°08′00″ с. ш. 37°55′00″ в. д.

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

Вывод В таблице приведен расчет положения Солнца над горизонтом с 9 июня по 4 июля 2010 года. Солнце заходит за горизонт в 22:00 и восходит в 04:00. Солнце максимально опускается под горизонт до -7,77 градусов 9 июня в 00:00 часов и 4 июля в 01:00, что соответствует наступлению навигационных сумерек. Остальное время соответствует гражданским сумеркам, пока погружение Солнца под горизонт не превышает 6-7 градусов. Погружение Солнца за горизонт даже в полночь мало, что вечерние и гражданские сумерки переходят в утренние без ночной темноты.

№ слайда 19

Описание слайда:

Почему же ночь бывает белой? Как мы помним из уроков географии и астрономии, ось Земли наклонена, поэтому Солнце по-разному освещает нашу планету – получается, что зимой солнечные лучи практически не попадают на наш Север, а летом, наоборот, Солнце светит почти круглыми сутками.Санкт-Петербург, ведь именно с этим городом ассоциируются белые ночи. Это заслуга нашей литературы – именно благодаря литературным традициям многие готовы считать белые ночи достопримечательностью исключительно нашей северной столицы. Однако это не так. Белые ночи есть и в Казани, и в Кирове, и в Архангельске, и в Пскове, и в Самаре, и в Сыктывкаре.Южная граница зоны белых ночей проходит на широте 49º. От экватора до этой параллели белых ночей никогда не бывает – именно здесь и только здесь день всегда белый, а ночь – черная. На широте 49º бывает одна белая ночь в году – 22 июня. К северу от этой широты белые ночи становятся все светлее, продолжительнее и ярче.Далее…

№ слайда 20

Описание слайда:

Белыми ночами могут любоваться и москвичи, однако в столице ночи не так светлы, как в Питере. В Сыктывкаре же белые ночи еще длиннее и ярче, чем в Санкт-Петербурге. А в Архангельске ночи белее, чем в Сыктывкаре. Чем ближе к Северу, тем дольше длится период белых ночей: в Петербурге за лето бывает 23 белые ночи, в Петрозаводске – 52, а в Архангельске – 77 ночей. Близ бухты Тикси, что в Якутии, Солнце не погружается под горизонт с 12 мая по 1 августа. Представьте себе – более двух месяцев круглосуточный день!Период белых ночей – это явление положительно сказывается на внутреннем, душевном состоянии. Хочется любить, петь, творить, писать стихи, жить! Но у этого прекрасного астрономического явления есть оборотная сторона медали – страна белых ночей зимой превращается в страну черных дней. Где летом солнце лишь ненадолго прячется за горизонт, там зимой оно почти не показывается. С детства человек усваивает представление о «правильной» смене дня и ночи на Земле: ночью – темно, днем – светло. Однако на самом деле смена света и темноты на нашей планете разнообразнее детских представлений об этом. Наш мир сложен и загадочен, но при этом безумно прекрасен!

№ слайда 21

Описание слайда:

Полярный день Полярный день - период, когда Солнце не заходит за горизонт дольше 1 суток.Продолжительность: самый короткий полярный день равен почти 2 суткам и наблюдается на широте полярного круга - 66°33′ за вычетом радиуса солнечного диска (15-16′) и атмосферной рефракции (на уровне моря в среднем 35′), итого около 65°43′. Самый же долгий наблюдается на полюсах - более 6 месяцев. На Северном полюсе это примерно с 18 марта по 26 сентября, на Южном - с 21 сентября по 23 марта. Интересно, что благодаря рефракции в течение нескольких суток солнце светит одновременно на обоих полюсах.Полярный день - следствие наклона плоскости экватора Земли к плоскости эклиптики, который составляет примерно 23°26′.В России полярный день могут наблюдать жители следующих относительно крупных городов: Мурманск, Норильск, Воркута.

№ слайда 22

Описание слайда:

№ слайда 23

Описание слайда:

Сумерки - часть суток между ночью и восходом Солнца и между заходом Солнца и ночью, в течение которого Солнце уже (ещё) находится за горизонтом и невидимо, но ещё (уже) видны признаки заката (рассвета), обусловленные рассеянием солнечного света в верхних слоях атмосферы Земли. Поверхность Земли в это время освещается рассеянным светом и не полностью освещена. Благодаря тому, что в это время свет необыкновенен и романтичен, сумерки давно популярны среди фотографов и художников, которые называют этот период «режимное время».Формально, сумерки – это отрезок времени перед восходом и после захода Солнца, во время которого естественный свет обеспечивается верхними слоями атмосферы, которые, принимая прямые солнечные лучи, отражает часть их на поверхность Земли.

№ слайда 24

Описание слайда:

№ слайда 25

Описание слайда:

№ слайда 26

Описание слайда:

№ слайда 27

Описание слайда:

Различают гражданские, навигационные и астрономические сумерки. С научной точки зрения, сумерки различаются в зависимости от позиции Солнца относительно горизонта. Установлены три подвида сумерек: гражданские сумерки (самые светлые, по окончаниии или перед их началом видны самые яркие звёзды), навигационные сумерки (невозможно читать без дополнительного освещения) и астрономические сумерки (до или после них - астрономическая ночь: видны все звёзды). Для сравнения, угловой диаметр Солнца 0.5°. Примечание: Если Солнце ниже горизонта на 8.5°, на Земле освещенность так же, как ночью при полной луне.

№ слайда 28

Описание слайда:

Гражданские сумерки В условиях гражданских сумерек горизонт ясно виден и наземные объекты легкоразличимы без применения искусственного света. Гражданские сумерки - наиболее светлая часть сумерек, длящаяся от момента видимого захода Солнца за линию горизонта до момента погружения центра Солнца под линию горизонта на 6°. Во время гражданских сумерек есть возможность наблюдать ярчайшие небесные светила, например, Венеру (Венера иногда может быть видна и днём при свете Солнца). Считается, что в эту часть сумерек на открытом месте можно без искусственного освещения выполнять любые работы. Этот фактор учитывается в некоторых законах, таких, как обязательное включение фар после захода Солнца, или рассмотрение грабежа в это время как ночной грабёж, который в некоторых кодексах наказывается строже. В таких случаях, чаще чем «градусный период», используется определённый промежуток времени (обычно 30 минут до рассвета/после заката). Гражданские сумерки также могут быть описаны как период, в течение которого при хороших атмосферных условиях освещения достаточно, чтобы чётко видеть наземные объекты; утром в начале или вечером в конце гражданских сумерек чётко различима линия горизонта и при хороших атмосферных условиях хорошо видны самые яркие звёзды.Если гражданские сумерки продолжаются в течение всей ночи, то такая ночь называется белой. Летом к северу от полярного круга Солнце вообще не заходит за горизонт и наблюдается полярный день.

№ слайда 29

Описание слайда:

Навигационные сумерки Навигационные сумерки - достаточно светлая часть суток, когда центр Солнца находится ниже горизонта от 6 до 12 градусов.Считается, что в эту часть сумерек естественное освещение позволяет судоводителю ориентироваться по береговым предметам при хождении корабля вблизи берега.Навигационные сумерки вблизи дня летнего солнцестояния продолжаются всю ночь на широтах более 54°, то есть, в том числе, и в Москве, Калининграде, Нижнем Новгороде, Казани, Омске, Перми, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске и других городах на этих широтах. За рубежом частично в Казахстане, Монголии, Китае, Белоруссии, Польше, Германии, Великобритании, Канаде, США; полностью на территории Латвии, Эстонии, Литвы, Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии. В Южном полушарии - в южных территориях Аргентины и Чили.Тем не менее такого освещения недостаточно для нормальной жизнедеятельности человека (освещение на улице ближе к ночному, чем к вечернему в классическом понимании), поэтому улицы населённых пунктов нуждаются в искусственном освещении.В начале этого вида сумерек утром, или в конце его вечером, при хороших атмосферных условиях и при отсутствии других источников света, общие очертания наземных объектов могут быть различимыми, но сложные наружные операции делать невозможно, и горизонт неотчетлив. Навигационные сумерки также используются военными. Аббревиатуры BMNT -начало утренних навигационных сумерек и EENT -конец вечерних навигационных сумерек используются и принимаются во внимание при планировании военных действий. Военные подразделения могут относиться к BMNT и EENT с большей безопасностью. Это было принято частично благодаря опыту Франко-индейской войны, когда солдаты в обоих лагерях использовали эти отрезки времени для атак.

№ слайда 30

Описание слайда:

Астрономические сумерки Так называется время, когда Солнце находится от 12 до 18° ниже горизонта. Большинство случайных наблюдателей отмечают, что все небо уже полностью темное даже в самом начале астрономических сумерек вечером или конца утром, и астрономы могут легко проводить наблюдения за небесными светилами, такими, как звёзды, но слабо рассеивающие объекты, такие, как туманности и галактики могут быть хорошо видны до или после астрономических сумерек. Однако, для обычного наблюдателя астрономические сумерки неотличимы от ночи.Из наблюдений известно, что вечерняя заря прекращается, когда Солнце опустится под горизонт на 18°, при этом на небе уже видны самые слабые звёзды, а в начале астрономических сумерек утром звезды пропадут. Однако, благодаря «световому загрязнению» в некоторых местностях - главным образом в больших городах- никогда не будут видны даже звёзды 4-й величины, практически независимо от сумерек.Поэтому за начало или конец расстояние Солнца равно 108°. В приполярных широтах летом заря бывает всю ночь, в течение того времени, когда склонение Солнца больше (90° - φ) - 18°, где φ означает широту места.Продолжительность t и то склонение Солнца δ, когда сумерки будут кратчайшие, вычисляются по формулам:sin t/2 = sin 9° x sec φsin δ = -tg 9° x sin φ.

№ слайда 31

Описание слайда:

Продолжительность сумерек Продолжительность сумерек зависит от широты места и времени года. Обратите внимание на то, что в приполярных районах с сентября по март гражданские сумерки длятся всю ночь.Продолжительность сумерек перед восходом и после захода Солнца сильно зависит от широты места. В приполярных районах сумерки (если бывают) могут длиться по несколько часов. На полюсах сумерек не происходит в течение месяца до и после зимнего солнцестояния. На полюсах сумерки могут длиться до двух недель, в то время, как на экваторе они могут длиться до двадцати минут. Это объясняется тем, что в районах низкой географической широты кажущееся движение Солнца перпендикулярно горизонту наблюдателя. К тому же, линейная скорость вращения земли имеет наибольшее значение на экваторе и уменьшается с увеличением широты. Таким образом, данное место на экваторе пройдет все зоны сумерек прямо и быстро. При приближении к приполярным районам солнечный диск будет находиться под меньшим углом и опускаться под горизонт медленнее, а данная точка Земли будет проходить через различные зоны не так прямо, за большее время. В умеренных широтах сумерки имеют наименьшую продолжительность во время равноденствий, немного удлиняясь во время зимнего солнцестояния и гораздо дольше в конце весны и в начале лета. За полярными кругами летом день не прерывается на ночь и сумерки длятся буквально неделями (в полярные весну и осень). В определённый день в начале марта 2008 Северный полярный круг находился на широте 66° 33’ 42.36. В районах высоких широт ниже полярного круга, дней без перерыва на ночи не бывает, но сумерки могут длиться от заката до рассвета. Это явление часто называется «Белые ночи». Широты, выше которых в определённые времена сумерки могут длиться всю ночь: астрономические-48° 33’ 42”, навигационные-54° 33’ 42”, гражданские-60° 33’ 42”. Список крупных городов, где могут длиться всю ночь: гражданские сумерки: Архангельск, Тампере, Умео, Тронхейм, Торсхавн, Рейкьявик, Нук, Уайтхорс и Анкоридж; навигационные сумерки: Петропавловск, Москва, Витебск, Вильнюс, Рига, Таллин, Вейхерово, Фленсбург, Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген, Осло, Ньюкасл-апон-Тайн, Глазго, Белфаст, Гранд-Прери, Джуно, Ушуайя и Пуэрто-Уильямс; астрономические сумерки: Астана, Киев, Минск, Варшава, Кошице, Цветль, Прага, Берлин, Париж, Люксембург, Амстердам, Лондон, Кардифф, Дублин, Беллингхэм (Вашингтон), Рио-Галлегос и Пунта-Аренас. Хотя, в Хельсинки, Осло, Стокгольме, Таллинне и Санкт-Петербурге, фактически гражданские сумерки не длятся всю ночь, даже во время солнцестояния. Там во время летнего солнцестояния небо заметно светлее (белые ночи).

№ слайда 32

Описание слайда:

Движение солнца по эклиптике Считается, что полноценная астрономическая ночь начинается лишь тогда, когда Солнце опускается на 18 градусов ниже горизонта. Перед восходом сумерки сменяют друг друга в обратном порядке: астрономические, навигационные, гражданские.В южных (а точнее, в низких) широтах Солнце днем опускается под горизонт по крутой траектории и довольно быстро проходит все три порога сумерек. От заката до астрономической ночи проходит всего часа полтора, а то и меньше. В высоких широтах Солнце приближается к горизонту по пологой траектории и погружается под него медленно. Причем летом даже к полуночи оно не успевает преодолеть зону сумерек и сразу начинает подниматься. То есть полноценная астрономическая ночь наступить не успевает. Это явление и получило название белых ночей.1. В низких широтах Солнце быстро погружается под горизонт и наступает ночь.В Северном полушарии Солнце бывает выше всего (и в полдень, и в полночь) в день летнего солнцестояния 21 июня. В этот день на широтах севернее 66,5° Солнце вообще не заходит - здесь наблюдается полярный день. На широтах от 60,5° до 66,5° всю ночь продолжаются гражданские сумерки. На широтах от 54,5° до 60,5° - навигационные, а до 48,5° бывают дни, когда астрономические сумерки длятся всю ночь.

№ слайда 33

Описание слайда:

2. За Полярным кругом Солнце летом не опускается под горизонт. 3. На широте Петербурга Солнце летом медленно погружается под горизонт и всю ночь остается неглубоко - в зоне сумерек Так что можно сказать, что белые ночи характерны для большей части территории России. Другое дело, где на них обращают внимание. Санкт-Петербург (59,9° с. ш.) - самый северный в мире город с населением более миллиона человек. Сочетание особых условий освещения с архитектурой города порождает уникальное зрелище, благодаря которому белые ночи всегда тесно связаны с Петербургом.

Признать то, что очень часто мы мыслим штампами — неприятно, но необходимо. Например, что мы можем сказать о творчестве Ф.М. Достоевского? Школьная программа, в рамках которой было прочитано, скорее всего, только «Преступление и наказание», вырабатывает рефлекс: фамилия Достоевского вызывает в сознании заученные фразы, например, «внутренний конфликт героя», «душевные метания», «реализм», «враждебный окружающий мир», «маленький человек». Возьмите Раскольникова — вот и прекрасный пример душевных метаний, внутреннего конфликта. А то, как Достоевский описывает Петербург? «Пахло известью, пылью, стоячею водой», «громадные, теснящие и давящие дома…» — вот и враждебная окружающая действительность; немудрено в таком городе стать убийцей, верно? Так и дальше можно находить подтверждение тому, что все эти заученные фразы являются истиной; в других наиболее известных произведениях Достоевского — «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Игроке», «Подростке» — те же тяжелые неразрешимые внутренние конфликты, враждебная окружающая реальность. Торжество реализма в творчестве Достоевского, одним словом.

Можно ли после такого серьезного набора терминов заподозрить, что Достоевский написал нечто сентиментальное, немного даже по-детски наивное? Едва ли. Но гений на то и гений, чтобы уметь писать в абсолютно разных направлениях.

Итак, 1848 год — дата написания романа «Белые ночи». Точнее, сентиментального романа, как определил жанр сам автор. Стоит оговориться: принято считать, что «Белые ночи» — повесть, но мы пойдем на поводу у автора и в отдельных случаях будем называть их сентиментальным романом. Даже подзаголовок звучит так: «Из воспоминаний мечтателя» — лишнее указание на сентиментализм. Специфика этого направления заключается в том, что в центре внимания находятся внутренние душевные переживания героев, их чувства и эмоции. Разберемся, что же может быть сентиментального в этом романе Достоевского?

Краткое содержание: о чем произведение «Белые ночи»?

В центре сюжета взаимоотношения двух людей — рассказчика и Настеньки. Они совершенно случайно пересекаются во время ночной прогулки по Петербургу и, как выясняется, являются родственными душами — мечтателями. Они раскрываются друг другу, и девушка делится с ним историей о своем возлюбленном, который уехал на год в Москву, и вот уже сейчас должен вернуться за ней, но все никак не приходит. Рассказчик вызывается помочь ей, передает письмо, ожидает вместе с ней прихода ее возлюбленного, который, в конечном счете, приходит. Все складывается как нельзя лучше, но… Вот с этого «но» и начинается сентиментализм. Герой влюблен в Настеньку и, как не трудно догадаться, безответно. Поэтому большую долю повествования занимает описание его чувств, мыслей и эмоций в кульминационный момент — момент ожидания возлюбленного героини.

Почему Достоевский назвал роман сентиментальным?

Манера описания этих чувств вызывает четкую ассоциацию с другим сентиментальным произведением — «Страданиями юного Вертера» Гете. Впрочем, «Белые ночи» Достоевского и «Вертер» Гете даже в основе сюжета имеют много общего — любовный треугольник, где главный герой оказывается отвергнутым.

Стоит заметить, что в «Белых ночах» писатель не делает переживания героя драматичными — у Вертера Гете внутренние эмоции куда более сложные и импульсивные, они приводят к трагичному финалу — самоубийству. В романе же Ф.М. Достоевского душевные терзания не приводят к трагичному концу; наоборот, рассказчик, даже потерпев любовную неудачу, благодарен судьбе хотя бы за то короткое счастье, которое ему выпало. Получается, герой этого сентиментального романа находится в некоторой гармонии с самим собой. Герой Достоевского в гармонии с самим собой? Непривычно, но это так.

Образ Петербурга в повести «Белые ночи»

Впрочем, жанр сентиментализма в этом романе предопределен не только сюжетом, но и характером персонажей, и манерой повествования. Рассказчик становится воплощением сентиментализма — это заметно с первых строк произведения, когда описывается рутинная жизнь героя, его взаимоотношения с другими людьми и Петербургом. Характерным является то, что он воспринимает свой город как живое существо, всех людей, как своих знакомых. От настроения героя меняется и его восприятие родного края — еще одна характерная черта сентиментализма. Правда, обычно авторы сентиментальных произведений связывают внутренние переживания персонажей с образами природы — примером тому служит уже упомянутый Вертер. Здесь же роль пейзажа выполняет Петербург.

Само описание Петербурга так же совсем не характерно для Достоевского, Петербург «Белых ночей» совсем не такой, как в других его произведениях. Обычно Петербург — воплощение пороков, та самая враждебная окружающая реальность, которой вынуждены противостоять герои. Здесь же город выступает другом рассказчика, его собеседником; рассказчик любит его, наслаждается его весной. Петербург отвечает на внутренние переживания рассказчика, но не становится враждебным. В этом произведении Достоевского проблема внешнего мира полностью отсутствует, что не привычно. Мы ничего не знаем о социальном статусе героев, они и сами не видят причиной своих неудач что-то во внешнем мире. В центре внимания — только внутренний мир.

Языковые особенности в произведении

Так же нельзя не обратить внимания на манеру речи героев — как внутренних монологов, так и диалогов — которая совсем не характерна для героев реалиста-Достоевского. Она полна различных метафор, ей характерен высокий стиль. Предложения длинные, развернутые. Очень много высказываний с ярко выраженной эмоциональной окраской.

Именно благодаря такому характеру речи нам становится понятен образ героев. Они оба тонко чувствуют, бережно относятся к чувствам других. Эмоциональны, очень часто взволнованы. Из их диалогов становится ясно, что они способны обращать внимание на незначительные мелочи, которые становятся для них очень значимыми. В их разговорах много громких фраз, обещаний. Герои достаточно радикальны в вопросах, касающихся чувства, кидаются такими словами как «навсегда», «любовь», «счастье». Их мысли о будущем, любви и дружбе звучат по-детски наивно. Но на то они оба и мечтатели.

Образ Настеньки в романе «Белые ночи»

Так какие же они, эти нетипичные для Достоевского, сентиментальные герои? Настеньку мы видим, конечно, только глазами рассказчика. Рассказчик влюблен в девушку, поэтому он во многом, возможно, идеализирует ее образ. Тем не менее, она так же, как и он, изолирована от внешнего мира, правда, не по собственной воле, а по прихоти бабушки. Такая изоляция, впрочем, и сделала из героини мечтательницу. Например, она, порой, в своих мечтаниях доходила до женитьбы на китайском принце. Девушка чутко относится к переживаниям других и когда она узнает о чувствах рассказчика к ней, то переживает, что могла ранить его чувства какой-нибудь неаккуратной фразой. Настенька ныряет в чувство с головой, ее любовь чистая, непоколебимая, как и у любого мечтателя. Поэтому, когда ее посещают сомнения, придёт ли к ней ее возлюбленный, она так по-детски, так беспомощно пытается отказаться от этих чувств, сменить любовь на ненависть, построить счастье с другим, то есть, с рассказчиком. Такая убежденная наивная влюбленность так же характерна для сентиментализма; это в реализме все может быть сложно и запутанно, как, например, отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в сентиментализме же все просто — либо любишь, либо нет.

Образ главного героя (рассказчика) в романе «Белые ночи»

Тип петербургского мечтателя – разновидность лишнего человека, неприспособленного к реалиям и не нужного миру. Очень много схожего имеет он со своей Настенькой. Правда, рассказчик, пожалуй, еще больший мечтатель, чем она. Его отрешенность от мира не вынуждена, как у героини, а «добровольна». Его никто не принуждал к такому отшельническому образу жизни. Он чутко реагирует на эмоции возлюбленной, боится ее ранить или задеть. В момент, когда он понимает, что его любовь безответна, он совсем не испытывает к ней негативных чувств, а так же продолжает нежно любить ее. В его душе не возникает внутреннего конфликта, любить ли Настеньку или нет.

В то же время, нельзя не заметить, что рассказчик не имеет абсолютно никакой связи с внешним миром. Даже Петербург какой-то немного вымышленный у него получается. Героиня же, напротив, как будто бы стремиться вырваться из этого отчуждения. Во многом ее жених становится ее связью с внешним миром.

Темы в романе «Белые ночи»

Одна из центральных тем, конечно же, любовь. Но, что характерно для сентиментализма, это история любви безответной, и, в то же время, возвышенной. Сами герои придают небывалое значение этому своему чувству.

Но, несмотря на то, что сюжет крутится вокруг любовной истории, здесь поднимаются и другие темы, помимо любви. Мечтатели, как сами себя называют Настенька и рассказчик, отличаются от окружающих. Так в романе появляется тема одиночества. Герои страдают от своей изоляции от других людей. Поэтому, возможно, они так легко и сошлись друг с другом. Настя говорит, что у нее была подруга, правда, и та уехала в Псков. Каково же живется молодой девушке в компании одной только бабки? Поэтому ее жених и является спасительной ниточкой из этого мира одиночества. Рассказчик же еще более одинок, чем Настенька. В то же время, он не решается попытаться избежать этого одиночества, даже его знакомство с героиней — всего лишь счастливый случай. Молодой человек одинок настолько, что воображает своим знакомым каждого прохожего, или же, что еще абсурднее, разговаривает с домами. Когда девушка просит его «рассказать свою историю» он ей и признается, что такой мечтатель как он, как будто бы и не живет, его жизнь ничем не заполнена.

Идея «Белых ночей» Достоевского

Наверное, еще и поэтому он так привязывается к Настеньке. Она — его единственный собеседник, его спасение от этого одиночества, привычного ему. Общение с ней, ее привязанность к нему, становятся для героя единственным в этом мире, что имеет значение. Когда же он понимает, что не ему все же достанется любовь Настеньки, он замыкается в себе; город и все, что его окружает, становятся в его глазах как будто бы тусклее и старее. Тускнеет и стареет и он сам. Если бы это был привычный для Достоевского персонаж, пожалуй, за разочарованием последовала бы ненависть к Настеньке. Но он так же продолжает ее любить, чисто и трепетно, желает ей только добра. Или же герой мог бы разочароваться в жизни, как, например, Свидригайлов, совершить самоубийство. Но и этого не происходит — герой говорит о том, что ради этого недолгого счастья и стоило жить. «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» В этой фразе и заключается идея произведения . Идея о счастье: в чем оно заключается и как много счастья может требовать один человек за всю свою жизнь? В силу того, что герой Достоевского — сентиментален, он благодарен судьбе и за эти несколько ночей. Вероятно, это те воспоминания, которыми он будет жить всю свою дальнейшую жизнь и будет счастлив, от того, что ему это удалось пережить. Этого ему и будет достаточно.

В чем отличие «Белых ночей» от других произведений Достоевского?

Этот сентиментальный роман Достоевского в силу своего жанра кардинально отличается от его других, более известных произведений. Совсем другой, не враждебный Петербург. Совсем другие герои — чувствительные, простые, любящие, мечтательные. Совсем другой язык — метафоричный, возвышенный. Совсем другой круг проблем и идей: не размышления о проблемах маленького человека, например, или о применении каких-либо философских идей, а об одиночестве мечтателей, мимолетности и ценности человеческого счастья. Этот сентиментальный роман раскрывает нам совсем другого Достоевского; Достоевского не мрачного, а легкого и простого. Но в чем-то этот великий русский автор остается верен себе: даже несмотря на внешнюю легкость и простоту произведения, писатель затрагивает важные философские вопросы. Вопросы о любви и счастье.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

ВРЕМЕНА ГОДА

Май. Белые ночи

Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!..
(А. Фет)

Белые ночи - так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Белые ночи в Петербурге, столице России, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением. Образ белых ночей Петербурга запечатлен в полотнах русских художников и стихах русских поэтов. Музыка пьесы передает смену противоречивых настроений: горестные раздумья сменяются сладостными замираниями переполненной восторгами души на фоне романтического и совершенно неординарного пейзажа периода белых ночей.

Эпиграфом к этой пьесе является первая строфа стихотворения Афанасия Фета «Еще майская ночь…». Вот остальные его строфы:

...Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной - и последней, может быть.

Спокойный темп (andantino), удобное для рук расположение аккордов на клавиатуре, их мягкое арпеджирование (взятие звуков аккорда не одновременно, а одного за другим, словно на арфе), тихое звучание (piano) - все это передает умиротворенный мечтательный характер. Некоторые улавливают в таком изложении и в такой фактуре нечто рапсодическое.

Не нужно никаких специальных музыкальных познаний, чтобы сразу и непосредственно воспринять и принять эту музыку. Мелодии, из которых соткана пьеса, - и это тоже черта стиля Чайковского - очень легко можно напеть: нигде их длина не входит в конфликт с природой вокальных возможностей обычного человека 1 .

Эта пьеса построена точно так же, как многие романсы Чайковского. В данном случае на ум приходит сравнить ее с романсом «О, спой же ту песню…» (ор. 16, № 4). Их сходство вызвано многими деталями стиля: во-первых, мелодия в обоих произведениях помещена в сопрановый регистр, оба произведения написаны в одной тональности - соль мажор. Арпеджио на широких аккордах в романсе, ближе к концу его, напоминают подобные арпеджио в начале фортепианной пьесы. Средний раздел «Белых ночей» легко можно представить себе как романс, в котором фортепиано вторит многим фразам голоса.

Восклицательные интонации в эпиграфе находят выражение и в музыкальных интонациях - в музыке ощущается восторженность чувств. При этом заметен определенный холодновато-прозрачный оттенок. Можно даже до некоторой степени определить, какими средствами композитор достигает этого ощущения: забираясь в самые высокие регистры (два такта перед первой остановкой движения), мелодия располагается по звукам так называемых чистых кварты и квинты. Эти по природе своей пусто и холодно звучащие интервалы, хотя их поддерживает более полный аккорд в среднем регистре в левой руке, как раз и создают ощущение разряженности. После общей паузы музыка переходит в средний, затем в низкий регистр: изложение как бы струнным квартетом перемежается сольными фразами то у воображаемого альта, то у виолончели. И постепенно эта часть пьесы - опять, как и все остальные в цикле, трехчастной - завершается стройным мягким квартетным звучанием.

Средняя часть контрастирует с крайними в большей степени, чем в других номерах цикла: мажор сменяется минором; темп становится более оживленным -allegro giocoso в отличие от начального andantino, что означает темп, чуть более оживленный, чем andante (отметим это специально, поскольку иногда считают наоборот - более медленный, чем andante); другая динамика: в первой части господствуют оттенки тихой звучности, здесь, наоборот, громкой; метр: в первой - трехдольный, во второй - двухдольный). Словом, всё говорит о большей взволнованности. Обращает на себя внимание фактура изложения. Если в первой части мелодия, как правило, далеко отстояла от сопровождающих ее голосов, то здесь она переплетается с ними. И от искусства исполнителя зависит, чтобы звучание не превратилось в некую недифференцируемую звуковую массу. Здесь нельзя не вспомнить излюбленную фортепианную фактуру Р. Шумана, которого, как мы знаем, Чайковский очень любил 2 . Это сходство особенно очевидно при сравнении средней части с тем, как записана знаменитая «Арабеска» (ор. 18) Шумана.

Трудно решить, каков замысел allegretto в контексте крайних частей этой пьесы с их широкой неторопливой мелодией. Как ритм каждых двух тактов этой средней части, так и мелодическая структура в среднем эпизоде этого раздела (пьеса написана в сложной трехчастной форме) возрождаются через много лет в хоре нянюшек «Забавляйтеся, детки милые» в действии I оперы Чайковского «Пиковая дама».
Настроения и чувства, выражаемые этой пьесой, очень ясные. Это вообще характерная особенность музыки П. Чайковского, и, вероятно, именно благодаря этому она столь любима.

1 Не требуется большого дыхания, чтобы спеть мелодии Чайковского. Это станет особенно ясным, если сравнить с ними мелодические построения, например, Р. Вагнера с его «бесконечной мелодией». Это не значит, конечно, что все вагнеровские мелодии должны исполняться на одном дыхании, но тем не менее они требуют вокальных ресурсов гораздо реже встречающихся, чем те, которые предполагает мелодика П. Чайковского.

2 «Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины текущего столетия составит в будущей истории искусства период, который назовут шумановским» - так считал П. Чайковский. Шумана Чайковский выбрал в эталоны, когда писал другой свой замечательный фортепианный цикл «Детский альбом», для которого избрал подзаголовком (в первом издании): «В подражание господину Шуману».

Текст Александра Майкапара
По материалам журнала «Искусство»

На постере: Евгений Бойко . Белые ночи (2009)

В повести Достоевского «Белые ночи» рассказывается о двух молодых людях, страдающих от неразделенной любви. Главные герои «Белых ночей» – мечтатель и Настенька, которые познакомились в период белых ночей Петербурга, и стали по-дружески встречаться. Мечтатель влюбился в девушку, а Настенька рассказывает ему о своей любви к другому человеку. Мечтатель молча любит девушку, мечтая о ее любви. Произведение писателя написано в жанре сентиментализма и натурализма, в «Белых ночах» герои социальны, они принадлежат к когорте маленьких людей, зависящих от причин и обстоятельств.

Характеристика героев «Белые ночи»

Главные герои

Мечтатель

Молодой петербуржец, около 30-ти лет. Имеет хорошее образование, служит, видимо, в какой - то мелкой конторе, так как жалование у него очень низкое. Это настоящий «маленький человек» – ничем не интересуется, ни к чему не стремится, мечтателя все устраивает, даже паутина в углах комнаты не мешает. Он незаметный и ненужный человек. Вся его жизнь превратилась в сплошные мечты, он не способен на действия, предпочитая находиться в постоянных грезах, в своем маленьком, призрачном мире.

Настенька

Является полной противоположностью главного героя рассказа. Ей 17 лет, это жизнерадостная, бойкая девушка, в отличие от мечтателя, трезво смотрит на жизнь. Она живет под строгим надзором, и всеми силами пытается вырваться из этой скучной и однообразной жизни. Ее планы заходят далеко вперед, она для себя сама ставит цель, и устремленно движется к ней. Когда у них появился новый жилец, молодой человек, Настя все силы устремляет на него. Видя его нерешительность, она собирает свои вещи, и сама идет к нему. После его отъезда, ждет его, когда жилец не отвечает на ее письма, она согласна выйти замуж за другого.

Новый жилец

Молодой человек, симпатичный, не торгуясь, снял комнату в доме Настеньки. Увидев, как скучно живется молодой девушке, он предлагает ей книги для чтения, несколько раз приглашает вместе с бабушкой в театр. Он ведет себя тактично и деликатно, не представляет, что на него открыта охота. Когда он собрался уезжать в Москву, Настя пришла к нему с вещами, поставив перед фактом, и не оставляя выбора. Обещает вернуться через год, и, если Настя не передумает, женится на ней.

Второстепенные персонажи

Бабушка

Старая, слепая женщина. Когда-то была богатой дамой, а теперь живет тем, что сдает комнату жильцам. С малых лет воспитывает Настеньку, оставшуюся сиротой. Научила внучку французскому языку, чтобы она стала образованной, нанимала ей учителей. Старается, чтобы внучка выросла добродетельной и высоконравственной девушкой. Не позволяет ей уходить из дома, читать безнравственную литературу. Заботясь о ее будущем, мечтает сдать комнату молодому, достойному человеку.

Господин во фраке

Искатель приключений, мужчина солидного возраста. Бродил по городу, видимо, с целью поразвлечься. Увидел одинокую девушку, находившуюся на улице в такой поздний час, и решил попытать счастья. Ему помешал мечтатель, который случайно оказался поблизости, с увесистой палкой в руках. Недоволен таким исходом дела, громко возмущается. Господин во фраке стал причиной знакомства молодых людей.

Матрена

Служанка мечтателя, пожилая, неряшливая женщина. Занимается хозяйством в квартире молодого человека.

Фекла

Домработница в доме бабушки Насти, глухая женщина.

В этом списке дано краткое описание персонажей и характеристика героев из повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи», которая может быть использована для написания сочинения на уроках литературы.

Тест по произведению

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме