Недюжинный ум изысканные манеры. Героиня отличается богатым внутренним миром, нерастраченными душевными силами. возникновение письменности

Впоследствии к указанным взглядам добавлялись все новые и новые, однако чаще всего цивилизация рассматривалась через сопоставление с культурой. При этом все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации, в конечном счете, сводилось к трем основным:

1 - понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы , между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка Арнольда Тойнби . У Тойнби цивилизациями называются различные типы общества, которые выступают как относительно самостоятельные социокультурные миры. Синонимами считал эти понятия и другой известный английский ученый-этнограф Э.Б. Тайлор. Он полагал, что культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

2 - между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия . Подобного взгляда придерживался французский историк Ф. Бродель, отмечавший, что «Культура – это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста», т.е. у него культура составляет базу цивилизации, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений.

3 - сторонники третьего подхода резко противопоставляют культуру и цивилизацию (Г.Зиммель, О.Шпенглер, Г.Маркузе ). С этой точки зрения культура есть внутреннее духовное содержание цивилизации , тогда как цивилизация - лишь внешняя материальная оболочка культуры. Если культуру можно сравнить с мозгом общества, то цивилизация представляет собой его «вещное тело». Культура создает средства и способы развития духовного начала в человеке, она нацелена на формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же снабжает людей средствами существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд. Культура - это духовные ценности, образование, достижения науки, философии, искусства, а цивилизация - это степень технологического, хозяйственного, социально-политического развития общества.

В сочинениях ученых, трактующих цивилизацию таким образом, проводится мысль, что цивилизованный человек - это совсем не то, что культурный человек. Культурным человека делает «внутренняя культура» личности - превращение достижений человеческой культуры в коренные установки бытия, мышление и поведение личности. Цивилизованный же человек - это человек, обладающий лишь «внешней культурой», которая состоит в соблюдении норм и правил приличия, принятых в цивилизованном обществе.

Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога Освальда Шпенглера, согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа. Однако сама концепция, основанная на несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику. Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой и переходят друг в друга. В частности, многие ученые отмечали, что культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру.

Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение.

Современный американский исследователь С.Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга . На уровне цивилизаций, по его мнению, выделяются самые широкие культурные единства людей и самые общие социально-культурные различия между ними.

В то же время, при более строгом подходе, культура и цивилизация могут рассматриваться как относительно самостоятельные явления, поскольку в каждом из них можно выделить специфические, только им присущие черты и особенности. Это дает основание для существования двух отдельных научных дисциплин - культурологии и цивилиографии , каждая из которых имеет свой предмет изучения.

Суммируя все вышесказанное, отметим, что понятие цивилизации имеет множество значений. В русском языке слово «цивилизация» не имеет однозначно определенного значения. В отечественной традиции термин «цивилизация» принято связывать с общественным, социальным аспектом, а термин «культура» - с личностным.

Следует подчеркнуть, что цивилизация – понятие внеэтническое: особенности цивилизации определяются не этнонациональным составом населения, а характером социокультурного устройства общества. Одна и та же цивилизация может развиваться разными народами в разное время и в разных местах земного шара.

Итак, что же такое цивилизация?

При всем разнообразии существующих точек зрения на цивилизацию они во многом совпадают относительно ряда ее черт.

Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются:

- образование государства;

- возникновение письменности;

Отделение земледелия от ремесла;

Расслоение общества на классы;

Появление городов.

При этом наличие первых двух признаков практически всеми признается обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение. В цивилизации особую роль играет технология , с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Взаимоотношение цивилизации и культуры можно выразить также как постоянное взаимовлияние друг на друга, и это взаимовлияние основывается на специфике исторической эпохи. Историческую динамику соотношения культуры и цивилизации можно выразить следующим образом:

Формирование различных теорий цивилизаций, как было замечено выше, началось еще в 18 в. и продолжается до настоящего времени. Из всех имеющихся теорий можно выделить две основные - теория стадиального развития и теория локальных цивилизаций . Теория стадиального развития изучает цивилизации как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы).

В теории стадиального развития эволюция цивилизации позволяет выделить 3 основные стадии:

1 - аграрно-традиционная , характерная для рабовладельческого и феодального общества. В ней господствует культура патриархального типа, которой присущи такие черты, как близость к природе, консерватизм, прочность традиций и обычаев, большая роль семейно-родственных связей, замкнутость быта, слабость межкультурных контактов, господство фольклорно-этнического начала в искусстве и т.п. Разновидностями аграрной цивилизации являются земледельческая (с оседлым образом жизни) и скотоводческая (у кочевых народов) с соответствующими им культурами.

2 - индустриальная , связанная с капитализмом. Индустриальная цивилизация отличается приоритетом городской культуры, ускоренными темпами жизни, большей свободой нравов и выбора жизненных ценностей, быстрым ростом образования, развитием средств коммуникации и информации, усилением мобильности населения и проч.

3 - по мнению многих ученых, в настоящее время на Западе идет перерастание индустриальной цивилизации в цивилизацию нового типа -

- постиндустриальную или информационную , что вызывает крупные перемены в культуре общества.

Теория «локальных» цивилизаций изучает большие, сложившиеся общности, которые имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Как уже отмечалось, основоположником учения о существовании локальных цивилизаций является О. Шпенглер.

Обе теории дают возможность с разных сторон рассматривать историю человеческого развития. Согласно стадиальной теории развития на первый план выходят единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций рассматривается индивидуальное разнообразие исторического процесса. Что касается количества «традиционных, локальных» цивилизаций, то, действительно, ученые называют разное их число.

Типы цивилизаций.

В культурологии ставится вопрос о типологии цивилизаций. Типы цивилизаций можно выделять по таким признакам, как экономический строй общества, организация политической власти, господство определенной религии в общественном сознании, языковая общность и сходство природных условий и др.

Так, например, беря за основу экономический строй общества, в качестве различных цивилизаций можно рассматривать выделенные К.Марксом общественно-экономические формации - рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую. Как особые типы цивилизаций можно рассматривать сложившиеся в древности региональные социокультурные миры Египта, Китая, Ирана, Месопотамии.

Многие ученые также предлагают разделить все цивилизации на 2 типа:

- техногенные , характерные для Западной Европы;

- психогенные (традиционные) , характерные для восточных стран, примером которых может служить индийская цивилизация прошлого.

Различия между техногенной и психогенной (традиционной) цивилизациями выросли из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр. Эти типы цивилизаций существуют одновременно.

В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть:

- глобальной, т.е. мировой;

Континентальной (напр., европейская);

Национальной (французская, английская);

Региональной (североафриканская, латиноамериканская).

Недюжинный … Орфографический словарь-справочник

недюжинный - недюжинный ум … Словарь русской идиоматики

См … Словарь синонимов

НЕДЮЖИННЫЙ, недюжинная, недюжинное. Не обычный, выдающийся, выделяющийся (значением, способностями, силой и т.п.). Недюжинный ум. Недюжинная сила. Недюжинный человек. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

НЕДЮЖИННЫЙ, ая, ое. Выдающийся, выделяющийся своими способностями. Н. талант. | сущ. недюжинность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

недюжинный - ая, ое. Выделяющийся среди других; незаурядный. Проезжий офицер поручик Козельцов был офицер недюжинный. // Лев Толстой. Севастопольские рассказы // НЕДЮЖИННОСТЬ … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Прил. Выдающийся по своим качествам; незаурядный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Недюжинный, недюжинная, недюжинное, недюжинные, недюжинного, недюжинной, недюжинного, недюжинных, недюжинному, недюжинной, недюжинному, недюжинным, недюжинный, недюжинную, недюжинное, недюжинные, недюжинного, недюжинную, недюжинное, недюжинных,… … Формы слов

недюжинный - нед южинный (незаурядный) … Русский орфографический словарь

недюжинный - … Орфографический словарь русского языка

недюжинный - A/ пр см. Приложение II (незаурядный, особенный) Только ты, только ты всё дивилась вослед черным, синим, оранжевым ромбам… «N писатель недю/жинный, сноб и атлет, наделенный огромным апломбом…» В. В. Набоков, «Ах, угонят их в … Словарь ударений русского языка

Книги

  • Сергей Алексеевич Коровин. 1858-1908 , П. Суздалев. Почти ни один историк русской живописи второй половины XIX века не прошел мимо Сергея Алексеевича Коровина, не посвятив ему хотя бы нескольких строк своей книги; темне менее выдающийся…
  • Записки из Алексеевского равелина , Александр Осипович Корнилович. Александр Осипович Корнилович (1800-1834) - штабс-капитан Гвардейского Генерального штаба, историк, литератор, чьи талант, разносторонняя одаренность и образованностьвыделяли его даже среди…

То, что человеку кажется окружающим миром, возникает как отражение игры воображения в его сознании. Появляющиеся эмоции позволяют поверить в реальность этой воображаемой иллюзии, а постоянно повторяющееся события укореняют в убеждении, что эта иллюзия и есть реальный мир.

Глаза, уши, чувства – только приборы, вырабатывающие электрические сигналы, которые поступают в мозг, где и происходит формирование того, что воспринимается человеком как окружающий его мир. От того, как настроен ум, зависит воспринимаемый мир и события в нём.

Ум, давая объяснение тому, что воспринимается, создаёт свою иллюзорную версию окружающего мира, в реальность которого заставляют поверить возникающие эмоции.

Поверив в реальность идей ума, человек начинает воспринимать их как свою жизнь и себя в ней, забывая, кем он является на самом деле. Такая невнимательность создаёт разделённость и раздробленность восприятия, порождает бесконтрольность в мыслях и беспорядок в уме, приносит страдания.

Чтобы не быть подобно лодке в океане и не зависеть от прихотей стихии, нужно укротить свой ум и обуздать свои желания . Для этого необходимо научиться правильно фокусировать своё внимание, чтобы наблюдать за мыслями и задавать нужное направление их движению. Внимание следует фокусировать не на обдумывании событий, происходящих в кажущемся мире, а на том, как и откуда возникают мысли, отражающие события.

Направьте движение своих мыслей в противоположную сторону - откуда они возникают, фокусируясь при этом на неделании, недуманьи, несоздании идей. Если для обеспокоенного ума это покажется трудным или невозможным, не проявляйте никаких усилий, позвольте уму делать то, что он хочет. При этом задайте направление движения мыслей на осознание того, что все идеи, возникающие в уме, являются только иллюзией. Следует постоянно создавать идею о том, что ни одна идея, возникающая в уме, не может быть реальностью. Так, каждая последующая создаваемая идея должна быть о нереальности существующей идеи и разрушать её. Таким образом, ум может поддерживаться в постоянном динамическом равновесии, разрушая возникающие иллюзии до тех пор, пока не будет достигнуто состояние полной дисциплины ума.

Такая практика способствует развитию способности к различению истинного от иллюзорного и позволяет достичь контроля над эмоциями. Отсутствие эмоций свидетельствует о том, что движение ума происходит в нужном направлении. Усиливающаяся эмоция свидетельствует о том, что вы идёте за мыслью и вам следует изменить направление движения ума.

P.S. В своём обучении не следует слепо полагаться на медитативные и другие подобные практики. Без дисциплины ума они могут долго не давать результатов, принося разочарования. Не следует пытаться волевым усилием избавиться от мыслей в голове. Какие бы усилия вы ни прилагали, это ничего не даст кроме концентрации на том, от чего вы хотите избавиться, и принесёт вам совершенно противоположный результат.

Станислав Милевич

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

Ум, давая тому, что воспринимается объяснение и создаёт тем самым идею – свою иллюзорную версию воспринимаемого, в реальность которой заставляют поверить возникающие эмоции. Поверив в реальность идей ума, человек начинает воспринимать их как свою жизнь и забывает кем он является. Такой неправильный фокус внимания создаёт разделённость и раздробленность восприятия, отсутствие контроля за движением мыслей и беспорядок в уме, порождая страдания.

Для того чтобы укротить свой ум и обуздать свои желания , необходимо научиться правильно фокусировать своё внимание, чтобы наблюдать за мыслями и задавать нужное направление их движению. Внимание следует фокусировать ума не на обдумывании событий происходящих в кажущемся мире, а на том, откуда возникают эти мысли. Направьте свой разум в противоположную сторону, непривычную для него, в ту сторону, откуда возникает мысль. Направьте его на неделание, недуманье, несоздание идей. Если вашему обеспокоенному уму это покажется трудным или невозможным, не проявляйте никаких усилий, позвольте уму делать то, что он хочет. Только задайте направление создания идей. Оно должно быть направлено на осознание того, что все предыдущие идеи в уме являются иллюзией, созданной самим же умом. Следует постоянно создавать идею о том, что предыдущая идея не является реальной, и поскольку ни одна идея ума не является реальностью, то последующая идея ума должна быть о нереальности идеи, которая существует в уме сейчас. Таким образом, ум может поддерживаться в динамическом равновесии несоздавания идей, чем может быть достигнута дисциплина ума , а практика различения поможет вам осознать иллюзорность идей ума и позволит достичь контроля над эмоциями.

Отсутствие эмоций будет свидетельствовать о том, что движение ума происходит в нужном направлении. Усиливающаяся эмоция свидетельствует о том, что вы идёте за мыслью, и вам следует изменить направление движения ума.

Учебная задача - создание сочинения-рассуждения в жанре литературно-критической статьи.

Возможный план сочинения на тему «Татьяна - русская душою…»
с краткими комментариями.

I . Место образа Татьяны Лариной в образной системе романа «Евгений Онегин».

Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения , поскольку с ним связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над духовной средой.

II . Психологический портрет пушкинской героини.

Героиня отличается богатым внутренним миром, нерастраченными душевными силами. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена умом, воображением. Своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества, понимает его пошлость, праздность, пустоту жизни. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов.

1. Условия воспитания героини: «они хранили в жизни мирной привычки милой старины…» Вместе с семейным воспитанием Татьяна приобрела основы народной нравственности , чистоты.

2. Своеобразие характера в детстве и ранней юности.

Формирование характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Татьяна отталкивала от себя все пошлое, не соответствующее ее романтическому восприятию мира.

3. Причины, повлиявшие на формирование ее характера:

    общение с народом, любовь к няне;

    русская природа;

    патриархальность семейного уклада.

4. Гармоничность натуры Татьяны:

    незаурядный ум;

    нравственная чистота;

    глубина чувств;

    верность долгу.

III . В. Г. Белинский о Татьяне Лариной.

Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера,
за ум, пламенное и нежное чувство , за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна - идеал русской женщины. Пушкин «первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».

Возможный план - краткий и развернутый с комментариями -
сочинения на тему «Евгений Онегин - лишний человек».

I . Исторические обстоятельства, частью которых стали, являлись автор и его герой. Черты эпохи, в которой создавался роман «Евгений Онегин».

II . Евгений Онегин - «лишний человек».

1. Происхождение героя.

2. Воспитание Онегина:

    уровень знаний;

    неумение трудиться;

    утонченные манеры;

    времяпрепровождение.

3. Разочарованность Онегина и ее причины.

4. Поиски удовлетворения духовных запросов:

    чтение книг;

    попытки писать;

    путешествия;

    преобразования в деревне.

5. Основные черты характера Онегина:

    резкий охлажденный ум;

    эгоизм;

    правдивость;

    знание и понимание людей;

    неудовлетворенность жизнью.

6. Отношение героя к окружающим:

    к Татьяне;

    к Ленскому;

    к поместному дворянству.

III . Трагичность образа Онегина, ставшего литературным типом.

Развернутый план сочинения с комментариями.

I . Вступление.

1. Важной особенностью пушкинского творчества является его необычная
по размерам и скорости эволюция.

2. Наилучшим свидетельством авторской эволюции становится пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин». Метаморфозы, которые переживает поэт, - центральная тема самого «Евгения Онегина». Роман писался в течение семи лет (1823-1831); за это время менялись исторические обстоятельства , частью которых становился автор и его герой, замысел романа, менялся сам поэт, менялись представления автора о своих героях, отношение к ним.

3. Евгений Онегин - меняющийся герой. Он меняется от главы к главе, при этом внутри одной главы авторская точка зрения на Онегина тоже может меняться. Основной принцип в изображении меняющегося («живого», «незастывшего») героя - «принцип противоречия».

II . Главная часть.

1. Противоречия в изображении Онегина.

а) В начале первой главы герой сатирически показан как типичный представитель светского общества (стоит перечислить типические характеристики Онегина как светского человека).

б) В конце первой главы - элегическое изображение Онегина как романтического («байронического») героя (перечислить черты онегинского романтизма, близкие самому автору: «Мечтам невольная преданность, // Неподражательная странность», «томление» («Томила жизнь: обоих нас»), усталость от жизни («В обоих сердца жар угас») и др.

в) Автор отдает себе отчет в противоречивости своего героя: «Противоречий очень много, // Но их исправить не хочу». Сам роман должен разъяснить , почему Автор не хочет «исправить» противоречия героя.

2. Загадка Онегина и ее разрешение:

а) Кто же такой Онегин? Этот вопрос поставила перед собой любящая его Татьяна. Первоначально она искала в нем героя «возвышенных» романов - или «ангела», или «демона» («Кто ты, мой ангел ли хранитель, // Или коварный искуситель?»). Уже после дуэли Татьяна вновь задается этим вопросом: «Созданье ада иль небес, // Сей ангел, сей надменный бес, // Что ж он?»

б) Пушкин не дает простого ответа на этот вопрос. Ангел или бес, положительный или отрицательный герой? Ни то, ни другое. Татьяна пытается разгадать Онегина по тем книгам, которые он читает, по его меткам на полях этих книг -
и догадывается: «Уж не пародия ли он?»

в) Однако и эта догадка лишь отчасти верна. Когда в VIII главе те же оценки даны Онегину светским мнением, автор возражает: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем?» Да, в Онегине есть «пародия»; да, его поведение во многом определяется сменой масок («Мельмота, космополита, патриота, Гарольда...»), но разгадка его в ином.

г) Так кто же он? Он человек - сложный , меняющийся, противоречивый. В недоумении те, кто ищет в нем однозначность литературного героя; разгадка - в живой человеческой неоднозначности Онегина. Такой сложный герой впервые введен в русскую литературу Пушкиным.

3. Онегин - лишний человек.

а) Онегин - «лишний человек», особый человеческий тип. Определяя тот характер, который открывался Татьяне при чтении любимых онегинских книг, автор указывает на важнейшую черту своего Героя: «С его озлобленным умом, // Кипящим в действии пустом». «Пустое действие» - вот ключ для понимания Онегина. Онегин, одаренный человек, один из лучших людей своего времени,
не сделал ничего , кроме зла: убил друга, принес несчастье любящей его женщине: «Дожив без цели, без трудов // До двадцати шести годов, // Томясь в бездействии досуга, // Без службы, без жены, без дел, // Ничем заняться не умел».

б) В этом трагическое противоречие Онегина: человек, который мог бы сделать многое, оказывается в этой жизни «лишним».

III . Заключение.

Характер, созданный А. С. Пушкиным, стал для русской литературы типическим. Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов. Все они объединены тем, что их высокие таланты оказались «лишними» для общества - отчасти по причине их слабости, отчасти же по вине общества (которому они служили укором). Истоки многих тем в русской литературе восходят к Пушкину; одна из них - тема «лишнего человека».

Материалы к сочинению на тему «Лирические отступления как неотъемлемая композиционная составляющая романа “Евгений Онегин”».

Возможные эпиграфы к работе.

Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их из книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой ее странице.

Л. Стерн

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина... Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы.

В. Г. Белинский

Ключевое понятие.

Лирические отступления - это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего произведения непосредственно ,
а не от лица кого-либо из действующих персонажей.

Речевые обороты, позволяющие охарактеризовать черты личности повествователя, проявляющиеся в его суждениях:

План сочинения.

I. Место лирических отступлений в романе «Евгений Онегин».

II. Роль лирических отступлений.

2. Расширение пространственных и временных границ повествования.

3. Создание культурно-исторического образа эпохи.

III. Главное действующее лицо в романе «Евгений Онегин» - автор или его герой?

Понятия культуры и цивилизации тесно связаны между собой, часто не различаются, воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, тем не менее между ними существуют и различия.

По времени слово «цивилизация» возникло гораздо позднее слова «культура», только в XVIII в. Первоначально оно подчеркивало превосходство развитых европейских стран над другими народами. В этом смысле цивилизация противопоставлялась дикости и варварству, означая высший этап развития человечества. Наиболее устойчивое употребление и широкое распространение понятие цивилизации получило во Франции, где оно использовалось в двух смыслах. Первый означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл был тесно связан с понятием культуры и означал совокупность определенных качеств человека: незаурядный ум, образованность, изысканность манер, вежливость.

Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете сводится к трем основным.

1. Понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними нет сколько-нибудь существенных различий. В качестве примера можно указать на концепцию известного английского историка А. Тойнби, который рассматривает цивилизацию в качестве определенной стадии культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом.

2. Между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходство, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, представитель школы «Анналов», считавший цивилизацию базой культуры. В центре его внимания находится цивилизация, рассматриваемая через призму духовных явлений, главным из которых он считает ментальность.

3. Культура и цивилизация противопоставляются друг другу. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого философа О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы». Согласно этой теории, цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер, «как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший город за деревней и задушевным детством». Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.

Книга Шпенглера имела огромный успех. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения. Особой критике подверглась идея неизбежной и близкой гибели Запада.

Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому в повседневной жизни мы имеем достаточные основания не слишком различать их. Такие же основания имеют и те ученые, которые смотрят на цивилизацию через призму культуры или наоборот. При этом некоторые из них как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, отдавая предпочтение культуре.

Однако при более строгом подходе культура и цивилизация могут рассматриваться как относительно самостоятельные явления, поскольку в каждом из них можно выделить специфические, только ему принадлежащие элементы, черты и особенности. В частности, язык и знание правильнее относить к культуре, а письменность и науку – к цивилизации. Это дает основание для существования двух отдельных научных дисциплин – культурологии и цивилизациологии, каждая из которых имеет свой предмет изучения. Именно такой подход становится преобладающим в современной литературе.

Хотя многие элементы культуры и цивилизации возникали уже на стадии дикости и варварства, их становление как особых явлений завершилось в разное время. Культура сформировалась раньше, она старше цивилизации, пришедшей на смену эпохе варварства. Цивилизация возникла в результате неолитической революции, благодаря которой в эволюции человечества произошли глубокие изменения. Главным из них был переход от присваивающего хозяйства (собирательство и охота) к производящей технологии (земледелие и животноводство).

Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней две основные стадии: 1) аграрно-традиционную, характерную для рабовладельческого и феодального обществ; 2) индустриальную, связанную с капитализмом. В современной литературе активно исследуется третья стадия цивилизации – постиндустриальная. Она возникла во второй половине XX в. под воздействием научно-технической революции и высоких технологий, вызвав к жизни постиндустриальное информационное общество.

Существуют также и другие классификации. Так, в зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть глобальной, т. е. мировой, континентальной (например, европейская), национальной (французская), региональной (североафриканская). Некоторые ученые-востоковеды полагают, что цивилизация изначально распалась на два «древа» – Запад и Восток, обладающие своими неповторимыми путями развития. Из них естественным и нормальным признается восточный путь, тогда как западный рассматривается как мутация и отклонение. Другие ученые также предлагают разделить все цивилизации на два типа, но дают им иное толкование: одна цивилизация – техногенная – объявляется характерной для Запада, а вторая – психогенная – присущей восточным странам, примером которой может служить индийская цивилизация прошлого. Наконец, иногда к цивилизации относят материальную культуру, а под собственно культурой имеют в виду духовную.

Несмотря на существующее многообразие точек зрения на цивилизацию, относительно многих ее существенных черт они совпадают. Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются следующие: образование государства; возникновение письменности; отделение земледелия от ремесла; расслоение общества на классы; появление городов. При этом наличие первых двух признаков обычно признается обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение.

В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для цивилизации характерны устойчивая организация, инерционность, порядок, дисциплина и т. д. Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно проявляется в современный период, когда на наших глазах на основе новейших информационных технологий создается единая универсальная цивилизация.

Что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начала, самоценность, стремление к возвышенному идеалу и т. д.

Относительная независимость культуры и цивилизации и вместе с тем их тесное взаимодействие могут приводить к нарушению равновесия и противоречию между ними. Преобладание цивилизации и сведение к ней культуры означало бы стагнацию общественного развития, ослабление и угасание в нем духовного и нравственного начал. Именно такая ситуация наблюдается в современном обществе, когда цивилизация все больше довлеет над культурой.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме