Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии. Методика обучения биологии как учебный предмет

Методика обучения биологии как наука, предмет, цели и задачи МОБ. Связь МОБ с другими науками.

ЛЕКЦИЯ №1.

Цель лекции: сформировать понятия о методике преподавания биологии как науке и предмете, об объекте, предмете и методах данной науки; изучить связи методики обучения биологии с другими науками.

План лекции:

1. Методика обучения биологии как наука

2. Связь методики обучения биологии с другими науками.

3. Методика обучения биологии как учебный предмет.

Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками.

Методика обучения биологии – наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.

Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Методика вырабатывает рациональные методы, средства и формы обучения для овладения учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на практике, для формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни.

Методика обучения биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные (естественно-научные и биологические), психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально-педагогические знания, умения и отношения.

Методика обучения биологии определяет цели образования, содержание учебного предмета «Биология» и принципы его отбора. Методисты считают, что формирование целевого компонента современного школьного биологического образования зависит от системы ценностей, которую определяют:

Уровень образованности, то есть овладение биологическими знаниями, умениями и навыками, способствующими активному и полноценному включению школьников в учебную, трудовую, общественную деятельность;

Уровень воспитанности, характеризующий систему мировоззренческих взглядов, убеждений, отношение к окружающему миру, природе, обществу, личности;

Уровень развития ученика, определяющий его способности, потребность в саморазвитии и совершенствовании физических и умственных качеств.

Цель общего среднего биологического образования определяется с учетом названных ценностей и таких факторов, как:

Целостность человеческой личности;

Прогностичность, то есть ориентация целей биологического образования на современные и будущие биологические и образовательные ценности;

Преемственность в системе непрерывного образования.


Методика обучения биологии также отмечает, что одна из важнейших целей биологического образования – формирование у школьников научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, её системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Школьная биология также ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.

Среди основных задач методики обучения биологии как науки можно выделить следующие:

Определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;

Разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников и проверка этих предложений на практике в школе;

Определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов;

Разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук;

Разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличия объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря и др.

Объект исследования методики обучения биологии – учебно-воспитательный процесс, связанный с предметом «Биология». Наука включает знания о предмете изучения. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

В развитии науки достаточно существенная роль принадлежит методам научного исследования. Ведущие методы обучения биологии следующие: 1) эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ педагогических достижений; 2) теоретического познания – систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение. Построение теории обучения биологии в школе требует взаимосочетания эмпирического и теоретического познания.

Научно обоснована структура содержания методики обучения биологии. Она разделяется на общую и частные, или специальные, методики обучения: природоведению, по курсам «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», «Животные», «Человек», «Общая биология».

Общая методика обучения биологии рассматривает основные вопросы всех биологических курсов в школе: концепции биологического образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуры, этапность, непрерывность, историю становления и развития биологического образования в стране и мире; мировоззренческое, нравственное и экокультурное воспитание в процессе обучения; единство содержания и методов обучения; взаимосвязь между формами учебной работы; целостность и развитие всех элементов системы биологического образования, которая обеспечивает прочность и осознанность знаний, умений и навыков.

Частные методики исследуют специальные для каждого курса вопросы обучения в зависимости от содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методика уроков, экскурсии, внеурочные работы, внеклассные занятия, то есть система преподавания конкретного курса по биологии. Общая методика биологии тесно связана со всеми частными биологическими методиками.

Лекция № 1
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА
Цель лекции: сформировать понятия о методике преподавания биологии как науке и предмете, об объекте, предмете и методах данной науки; изучить связи методики обучения биологии с другими науками.
План лекции:

1. Методика обучения биологии как наука

2. Связь методики обучения биологии с другими науками.

3. Методика обучения биологии как учебный предмет.
Методика обучения биологии как наука
Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками.

^ Методика обучения биологии – наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.

Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Методика вырабатывает рациональные методы, средства и формы обучения для овладения учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на практике, для формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни.

Методика обучения биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные (естественно-научные и биологические), психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально-педагогические знания, умения и отношения.

Методика обучения биологии определяет цели образования, содержание учебного предмета «Биология» и принципы его отбора. Методисты считают, что формирование целевого компонента современного школьного биологического образования зависит от системы ценностей, которую определяют:


  • уровень образованности, то есть овладение биологическими знаниями, умениями и навыками, способствующими активному и полноценному включению школьников в учебную, трудовую, общественную деятельность;

  • уровень воспитанности, характеризующий систему мировоззренческих взглядов, убеждений, отношение к окружающему миру, природе, обществу, личности;

  • уровень развития ученика, определяющий его способности, потребность в саморазвитии и совершенствовании физических и умственных качеств.
Цель общего среднего биологического образования определяется с учетом названных ценностей и таких факторов, как:

  • целостность человеческой личности;

  • прогностичность, то есть ориентация целей биологического образования на современные и будущие биологические и образовательные ценности;

  • преемственность в системе непрерывного образования.
Методика обучения биологии также отмечает, что одна из важнейших целей биологического образования – формирование у школьников научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, её системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Школьная биология также ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.

Среди основных задач методики обучения биологии как науки можно выделить следующие:


  • определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;

  • разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных и учебников и проверка этих предложений на практике в школе;

  • определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов;

  • разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук;

  • разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличия объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря и др.
^ Объект исследования методики обучения биологии – учебно-воспитательный процесс, связанный с предметом «Биология». Наука включает знания о предмете изучения. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

В развитии науки достаточно существенная роль принадлежит методам научного исследования. Ведущие методы обучения биологии следующие: 1) эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ педагогических достижений; 2) теоретического познания – систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение. Построение теории обучения биологии в школе требует взаимосочетания эмпирического и теоретического познания.

Научно обоснована структура содержания методики обучения биологии. Она разделяется на общую и частные, или специальные, методики обучения: природоведению, по курсам «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», «Животные», «Человек», «Общая биология».

Общая методика обучения биологии рассматривает основные вопросы всех биологических курсов в школе: концепции биологического образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуры, этапность, непрерывность, историю становления и развития биологического образования в стране и мире; мировоззренческое, нравственное и экокультурное воспитание в процессе обучения; единство содержания и методов обучения; взаимосвязь между формами учебной работы; целостность и развитие всех элементов системы биологического образования, которая обеспечивает прочность и осознанность знаний, умений и навыков.

Частные методики исследуют специальные для каждого курса вопросы обучения в зависимости от содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методика уроков, экскурсии, внеурочные работы, внеклассные занятия, то есть система преподавания конкретного курса по биологии. Общая методика биологии тесно связана со всеми частными биологическими методиками.
^ Связь методики обучения биологии с другими науками
Методика обучения биологии, являясь педагогической наукой, неразрывно связана с дидактикой . Это раздел педагогики, изучающий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений учащихся. Методика обучения биологии разрабатывает теоретические и практические проблемы содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьной биологии.

Методика обучения биологии находится в тесной взаимосвязи с психологией , поскольку в своей основе опирается на возрастные особенности детей. Содержание учебного материала по биологии усложняется из класса в класс по мере развития личности ученика.

Методика обучения биологии тесно связана с философией . Она способствует развитию самопознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, позволяет связать разрозненные фрагменты знаний в единую научную картину мира. Философия является теоретической основой методики, вооружает её научным подходом к многообразным аспектам обучения, воспитания и развития школьников. Связь методики с философией тем более важна, поскольку изучение основ науки биологии о всевозможных проявлениях живой материи на разных уровнях её организации ставит целью формирование и развитие у учащихся материалистического мировоззрения.

Методика обучения биологии связана с биологической наукой. Предмет «Биология» в школе носит синтетический характер. Между школьным предметом и биологической наукой существует большое различие. Цель биологической науки – получить новые знания о природе путем исследования. Цель школьного предмета «Биология» - дать знания учащимся (факты, закономерности), добытые биологической наукой. На уроке школьников знакомят лишь с фундаментальными основами науки, наиважнейшими научными проблемами, чтобы не перегружать их излишней информацией. При этом школьный предмет не является «мини-наукой», это система основополагающих, фундаментальных понятий по биологии, способствующая развитию и воспитанию учащихся.
^ Методика обучения биологии как учебный предмет
Методика обучения биологии как учебный предмет имеет первостепенное значение для подготовки учителя биологии средней школы. В процессе обучения формируются профессиональные знания и навыки студентов, они овладевают умением преподавать.

Учебный предмет содержит не все знания, накопленные наукой в ходе исследований, а лишь их основы. Они специально отобраны с учетом задач обучения, возраста и подготовки учащихся. В отличие от науки основная функция учебного предмета – образовательная. Учебный предмет интегрирует все то, что является продуктивным, пересматривает отдельные проблемы.

Вузовский учебный предмет по своей структуре и содержанию достаточно близок к науке. Он включает научные данные, рассматривает различные подходы к решению отдельных проблем, отмечает удачные и неудачные результаты в поиске истины. Этот учебный курс знакомит с методологией и методами научного поиска.

Большое место в вузовском предмете отводится истории научных открытий с персонифицированным подходом.

Учебный предмет «Методика обучения биологии» в процессе теоретический и практической подготовки студентов дает возможность не только раскрыть содержание и структуру школьного курса биологии, но и ознакомить их с особенностями организации современного образовательного процесса по биологии в разных типах школ общего образования, сформировать устойчивые умения и навыки использования методов и средств обучения биологии, освоить требования обязательного минимума (государственный образовательный стандарт) содержания базового и полного среднего общего биологического образования, познакомить с разнообразием форм и методов, с инновационными подходами в обучении биологии и с материальной базой этой дисциплины в школе.

Профессиональная подготовка будущего специалиста строится в соответствии с профессиограммой учителя, которая характеризует его основные функции (информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную, конструктивную, коммуникативную, организационную и исследовательскую), представляющие собой модель квалификационной подготовки специалиста.

Учебный предмет обычно реализует систему организационных форм обучения – взаимодействие обучаемых и обучающего на лекциях, лабораторно-практических занятиях, в процессе полевой и педагогической практик. На лекциях происходит знакомство с учебной дисциплиной, закладываются основы научных знаний, дают общее представление о методологии, знакомят с главными идеями, основными научными теориями, с практической стороной изучаемого предмета и перспективой его развития. Практические и лабораторные занятия призваны углубить, расширить и детализировать эти знания. Овладение учебным материалом на практических занятиях по сравнению с лекциями осуществляется на более высоком уровне – на уровне репродукции, умений и навыков.

Самостоятельная работа является важной формой обучения, завершающим этапом всех других видов учебной работы. Самостоятельная работа расширяет и обогащает знания и умения, она имеет индивидуальную направленность, соответствующую творческим способностям студента. Самостоятельная работа развивает творческие качества личности и способствует формированию разносторонних специалистов.
Литература:




  1. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии. Мн., 2004.

Лекция № 2
^
Цель лекции: Изучить зарождение методики биологии в России и Белоруссии , развитие школьного естествознания и методики его обучения в XVIII - первой половине ХIХ в.
План лекции:

1.Зарождение методики биологии в России и Белоруссии.

2.Начало школьного естествознания и методики его обучения.

3.Школьное естествознание и методика его преподавания в первой половине ХIХ в.
Зарождение методики биологии в России и Белоруссии
Современная методика обучения биологии – это творческий опыт, накопленный многими поколениями ученых, учителей и учащихся. Её возникновение тесно связаны с социально-экономической и политической историей нашей страны, развитием биологической и педагогической наук, средней и высшей школы.

Слово «методика» происходит от греческого «methodos» - путь к чему-либо, путь исследования или способ познания.

Становление методики обучения биологии можно проследить с глубокой древности. Это связано с освоением условий окружающей среды, развитием ботаники и зоологии, практическими знаниями и наблюдениями природы, которые накапливались веками.

На первых этапах содержание школьного естествознания было далеко от науки, имело религиозную направленность. На протяжении многих веков первоначальное представление о природе белорусы получали из Библии и рукописной литературы преимущественно духовного содержания. В XVI-XVII вв. первоисточниками обычно являлись сочинения византийских авторов. В Средние века школы создавались, как правило, при церкви или монастыре. В 1682г. ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев также при монастыре открыл школу, в которой наряду с грамматикой и риторикой преподавали математику и физику. Предмет под названием «Физика» рассматривал вопросы естественной философии (строение неба и земли, метеорологические явления, свойства растений, животных и человека).

Одной из первых книг XV в., по которой обучали детей на Руси, - сборник рассказов «Физиолог» о реальных и фантастических животных. Этот труд был создан на основании античных и восточных источников. В Средние века в России и на белорусских землях в качестве учебника был популярен «Шестоднев» - сочинения епископа Василия Великого. В нем автор изложил библейский рассказ о сотворении мира, дал отдельные пояснения натуралистического плана и привел географические, зоологические и ботанические сведения о разнообразии органического мира. Имел хождение и другой сборник византийского происхождения – «Толковая Палея», в которой приводились сведения о солнце, луне, звездах. Различных растениях и животных.

В XVI в. в Россию попадает переведенная с латинского на русский язык книга «Луцидариус», написанная в XII в. Это диалог между учителем и учеником, который содержит большой материал натуралистического характера. Широкое распространение получили «Азбуковники» и «Алфавиты» как учебники и книги для чтения, где в алфавитном порядке размещались сведения «обо всем», в том числе по естествознанию.

В XVII в. было очень популярно сочинение неизвестного латинского автора начала XVI в. «Проблемата», в котором излагались с большим искажением идеи Аристотеля и Гиппократа. В это же время ходил трактат «Бестарий» греческого проповедника Дамаскина Студита, который включал только зоологическую информацию.

В XVIII в. значительный интерес представлял труд «Зерцало естествозрительное», изданное в июле 1713 г. по заказу и на средства купца Ивана Короткого. Сочинение на 218 страницах представляло собой курс естественной философии для учащихся старших ступеней школы, но знания о природе были очень поверхностными и перемешанными с суевериями и фантазиями.

Таким образом, вплоть до XVIII в. натуралистическое просвещение основывалось на устаревших средневековых и древних источниках.

Но с приходом Петра I к власти начинаются изменения в общественно-экономическом развитии. В конце XVIIначале XVIII в. создаются первые светские школы, в которых учащиеся получали знания и по естествознанию, что обеспечивало профессиональную подготовку, необходимую для географических изысканий, исследований недр, организации различных производств.

В 1724 г. Петр основал Петербургскую Академию наук. Академиками (Ломоносовым М.В., Крашенниковым С.П., Стеллером Г.В., Лепехиным И.И., Палласом П.С.) было сделано много крупных естественно-научных открытий. Эти естественно-научные открытия нашли отражение в содержании школьного обучения. Например, в это время В.Ф. Зуев стал автором первого русского учебника по естествознанию «Начертание естественной истории» (1786).
^ Начало школьного естествознания и методики его обучения
Естествознание как учебный предмет впервые вводится в школу России только в конце XVIII в. В 1783 г. была открыта первая учительская семинария для подготовки учителей. В 1782 г. в период реформирования народного образования в городах создавались народные училища двух типов: главные – 5-летние и малые – 2-летние. Предмет «Естествознание» вводился на двух последних годах в 5-летних училищах. В 1786 г. вышел первый отечественный учебник естествознания под названием «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Вторыя». Можно считать, что с этого года началась история отечественной методики преподавания биологии.

В.Ф. Зуеву пришлось решать все основные методические задачи преподавания впервые вводимого предмета (отбор учебного содержания, его структура, стиль изложения), реализовывать цели обучения в соответствии с запросами общества, определять методы и средства обучения.

Названный учебник состоит из двух частей и разделяется на три отдела: «Ископаемое царство» (неживая природа), «Прозябаемое царство» (ботаника) и «Животное царство» (зоология). В книге даются сведения о строении тела человека. О человеке В.Ф. Зуев пишет: «По строению тела человек – подобное прочим зверям животное». Всего в учебнике дано описание 148 растений и 157 животных. Включены в этот учебник и сведения из области экологической науки. Текст в учебнике изложен простым языком с привлечением интересного биологического и практического материала. Данный учебник явился одновременно и первой программой по естествознанию в школе, и первым методическим пособием. В нем есть ряд указаний о том, как осуществлять процесс преподавания, какие использовать средства наглядности, как организовать предметный кабинет. Ученым был издан зоологический атлас, составленный из 57 отдельных таблиц. Эти таблицы широко использовались в школе на протяжении более 40 лет.

Решая практические вопросы преподавания естественной истории, В.Ф. Зуев обозначил ряд важнейших проблем методики: взаимосвязь науки и учебного предмета, научность содержания, структуру учебного предмета (от простого к сложному, от неживой природы к растениям, животным и человеку), роль натуральной и изобразительной наглядности в обучении, развитие интереса к изучаемому материалу, практическое значение естественно-научных знаний, взаимосвязь методики обучения в средней и высшей школе.
^ Школьное естествознание и методика его преподавания

в первой половине ХIХ в.
В первой половине XIX в. по новому школьному уставу (1804) народные училища преобразуются в гимназии, которые давали право учащимся поступать в университет. Учительская семинария была реорганизована в Педагогический институт, где преподавание методики продолжил ученик В.Ф. Зуева Андрей Михайлович Теряев. В биологической науке в это время царит систематика Карла Линнея. В 1809 г. был издан учебник А.М. Теряева «Начальные основания ботанической философии, изданные Главным Правлением Училищ для употребления в Гимназиях Российской Империи». Учебник Теряева повторял некоторые тексты учебника Зуева, но с искажениями, а первые 128 первых страниц это был дословный перевод «Философии ботаники» Линнея. Книга была написана тяжелым языком, материалы о живой природе излагались с религиозных позиций. Учебник оказался очень сложным для учащихся, терялся принцип доступности, учебник обязывал большинство материала «выучивать наизусть».

Более удачным был учебник Ивана Кастальского «Начальные основания ботаники для юношества», вышедший в 1826 г. Это перевод французского учебника, в котором излагались некоторые сведения по физиологии растений. Однако в этом учебнике все «тонуло» в огромном и сложном материале по систематике.

В 1818 г. по распоряжению Учебного комитета время на изучение естествознания значительно сократили, а по уставу 1828г. предмет был исключен из учебного плана всех учебных заведений и не преподавался до 1852 г. Вместо этого школа знакомила учеников с идеями классицизма и античности.

Под влиянием передовой общественной мысли естествознание было восстановлено в учебном плане реальных училищ лишь в 1839 г., в кадетских корпусах в 1848 г. и в гимназиях в 1852 г. Однако в гимназиях вели довольно объемную программу по естествознанию, в которой не было методически обоснованного отбора содержания и последовательности изучения предмета. В программе преобладающее значение имела систематика. Применительно к этому в 1853 г. были изданы учебники по зоологии, ботанике и минералогии.

Учебник зоологии на 500 страницах содержал описание 400 семейств более 2000 видов животных. Методисты писали: «Этот учебник известен всей России, и горе было учителям и ученикам, которым приходилось иметь с ним дело, потому что учебник был составлен вопреки всем педагогическим правилам».

Еще менее удачными учебниками были учебники ботаники и минералогии. Учебник «Краткая ботаника. Курс гимназический» содержал описании около 1500 видов, кроме того пытался научить ещё богопочитанию, помочь учащимся осознать значение языкознания (к латинским названиям добавлялись французские, немецкие и польские), ознакомить с государственными деятелями и учеными, чьи имена были использованы в названиях растений.

Заметным исключением для того времени был учебник ботаники, написанный в 1849 г. Владимиром Ивановичем Далем для кадетских военно-учебных заведений. Объем книги сравнительно небольшой, текст легко читаемый, материал учебника сопровождался хорошо выполненными рисунками. Данный учебник включал много экологического и природоохранного материала. По мнению автора, он «должен служить средством для общего умственного и нравственного развития». К сожалению, этот замечательный для своего времени учебник не получил распространения в гимназиях, так как министерство сочло его недостаточно научным.

Таким образом, несмотря на включение биологического материала в школьное естествознание, его общее состояние в первой половине XIX в. было неудовлетворительным и характеризовалось глубоким застоем.
Литература:


  1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд. М., 1983.

  2. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания. М., 1985.

  3. Пономарев И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2003.

Лекция № 3
^ КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Цель лекции: Изучить развитие методики биологии во второй половине XIX в. и методику обучения естествознания в ХХ в.
План лекции:

1.Школьное естествознание и методика его преподавания во второй половине XIX в.

2.Методика обучения естествознания в первой половине ХХ в.

3.Методика обучения биологии во второй половине ХХ в.

Методика обучения биологии – наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.
Методика обучения биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные, психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально-педагогические знания, умения и отношения.
Среди основных задач методики обучения биологии как науки можно выделить следующие:

Определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;

Разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников и проверка этих предложений на практике в школе;

Определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов;

Разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук;

Разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличия объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря и др.

Объект исследования методики обучения биологии – учебно-воспитательный процесс, связанный с предметом «Биология». Наука включает знания о предмете изучения. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

Методы обучения биологии следующие: 1)эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ педагогических достижений; 2) теоретического познания – систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение. Построение теории обучения биологии в школе требует взаимосочетания эмпирического и теоретического познания.
Методика преподавания биологии в системе педагогических наук.

Методика обучения биологии, являясь педагогической наукой, неразрывно связана с дидактикой. Методика обучения биологии разрабатывает теоретические и практические проблемы содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьной биологии.
Методика обучения биологии находится в тесной взаимосвязи с психологией, поскольку в своей основе опирается на возрастные особенности детей. Содержание учебного материала по биологии усложняется из класса в класс по мере развития личности ученика.
Методика обучения биологии тесно связана с философией. Она способствует развитию самопознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, позволяет связать разрозненные фрагменты знаний в единую научную картину мира.

Методика обучения биологии связана с биологической наукой. Предмет «Биология» в школе носит синтетический характер. Между школьным предметом и биологической наукой существует большое различие. Цель биологической науки – получить новые знания о природе путем исследования. Цель школьного предмета «Биология» - дать знания учащимся (факты, закономерности), добытые биологической наукой.

  • Самоуправление учащихся в школе в аспекте её демократизации.
  • Теория свободного воспитания в России на рубеже XlX – xXв (Толстой).
  • Детские и молодёжные движения в России.
  • Задачи педагогики как науки.
  • Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание.
  • Исторический и общественный характер воспитания.
  • Экологическое воспитание учащихся, его содержание, задачи, методы и формы.
  • Понятие о содержании образования, факторы и критерии их отбора.
  • Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся.
  • Педагогические условия применения индивидуальных эталонов оценки. Воспитательная роль оценки.
  • Предмет педагогики, её отрасли. Роль педагогических дисциплин в ряду общественных наук. Связь педагогики с философией, психологией, социологией.
  • Сущность и содержание процесса воспитания. Понятия: воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Реализм цели воспитания.
  • Цели, задачи и содержание нравственного воспитания. Связь с трудовым, эстетическим и правовым воспитанием. Перечень нравственных качеств личности в трудах Сухомлинского.
  • Общение как основа педагогической деятельности. Стили педагогического общения.
  • Коллектив как средство воздействия на личность. Основоположник теории коллективизма – Макаренко, её популярность за рубежом.
  • Закон жизни коллектива, принципы, этапы (стадии) формирования детского коллектива.
  • Педагогические способности, их психологическая структура и виды.
  • Закономерности и принципы воспитания, их характеристика.
  • Общая характеристика методов научно-педагогического исследования, педагогический опыт, как арсенал научных и практических решений.
  • Психология
  • Психологические компоненты и условия усвоения знаний.
  • Психологические причины неуспеваемости.
  • Особенности личности и мышления неуспевающего учащегося.
  • Соотношение обучения и развития.
  • Принципы развивающего обучения.
  • 1. Обучение на высоком уровне трудности;
  • Психологическая сущность проблемного и программного обучения.
  • Психологические особенности подростка.
  • Мотивы учения. Пути и способы формирования положительной мотивации.
  • Психологическая природа табакокурения, алкоголизма и наркомании, их причины и пути профилактики.
  • Малые группы, их виды и уровни развития.
  • Контроль и оценка знаний учащихся, их роль в обучении и формировании личности. Критерии оценок, значение их соблюдения.
  • Возрастные кризисы, их проявления и причины возникновения.
  • Трудные подростки. Причины их возникновения и психологические особенности работы с ними.
  • Уровень притязаний, самооценка личности, их виды, влияние на формирование личности.
  • Понятие о возрасте. Возрастные периодизации, их критерии.
  • Психологическая подготовка к супружеской и семейной жизни, как важнейшая задача воспитания. Её основные цели и направление работы.
  • Большие социальные группы, их виды и характеристика.
  • Стили руководства классом их анализ и оценка.
  • Конфликты, их типы и виды. Способы поведения в конфликтных ситуациях и пути выхода из них.
  • Биологические и социальные факторы в психическом развитии человека, их учёт при обучении и воспитании.
  • Методика преподавания биологии
  • Практические методы обучения биологи. Их роль в процессе обучения и воспитания.
  • Экологическое воспитание в процессе обучения биологии и его задачи.
  • Характеристика словесных методов обучения биологии.
  • Классификация биологических понятий в школьном курсе обучения биологии.
  • Выбор методов и приёмов в обучении биологии, их сочетание, взаимосвязь и значение.
  • Характеристика наглядных методов, их роль в обучении биологии и воспитательном процессе.
  • Принцип межпредметных связей и его использование в обучении биологоии.
  • Современные виды обучения биологии: развивающее, проблемное, программированное, модульное, мультимедийное.
  • Экскурсия как форма обучения биологии, её учебно-воспитательное значение. Виды, тематика и структура экскурсий. Подготовка учителя к проведению экскурсий.
  • Структура урока. Современный подход к реализации урока.
  • Методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. Общая характеристика методов самостоятельной работы. Работа с учебником, эксперимент.
  • Урок – основная форма обучения биологии, его основные функции.
  • Внеклассная работа по биологии. Формы и виды внеклассной работы. Содержание и организация в школе внеклассной работы.
  • Методика преподавания биологии

      Современная концепция биологического образования и её особенности.

    Биология – совокупн. наук о жив. природе, огромном многообразии вымерших и ныне насел. Землю живых сущ., их строен. и функциях, происхожд., распростр. и развитии, связях др. с др. и с неживой природой. Со­времен. образованный чел. должен ориентироваться в ок­руж. его живой природе, иметь пред­ставления о растениях, животных, грибах, бактериях, вирусах, и о собст­в. орг. А также о ценности жизни, об истории разв. жив. при­роды, экосистемном характере жизни, о биосфере, роли жив. орг. в природе, знач. био. разнообразия для жизни на Земле и роли чел. в биосфере.

    Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех её проявлениях (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, раздражимость, подвижность и др.).

    Важно учитывать принцип научности во взаимосвязи с принципом доступности.

    В XIX в. школьное естествознание ограничивалось описательной морфологией и систематикой растений и животных, но уже в конце прошлого столетия А.Я. Герд под влиянием учения Ч.Дарвина об историческом развитии организмов сделал попытку включить в школьную программу идею об эволюции растительного и животного мира

    Отбор учебного материала - одна из наиболее важных задач методики обучения биологии, она решается при активном участии учителей и ученых - педагогов и биологов. Сложность в отборе содержания постоянно возрастает в связи с необычайно быстрым ростом научной (теоретической и прикладной) информации в разных ее областях, поэтому новые знания об устройстве органического мира, его закономерностях и значении должны найти отражение в общем биологическом образовании.

    Основные компоненты:

    1 компонент структуры содерж. био. образования – формирование биологических знаний . Задача – отбор содержания урока, темы, раздела, курса.

    2 комп. примене­ния науч­ных знаний в практических целях (могут быть связаны с производст­вом, отдыхом, бытом).

    3 комп . – формирование оценочных суждений, норм пове­дения, от­ношения к природе, обществу и человеку .

      Пропидефтичесий (нач.шк.) – получ. естественнонаучных знаний способств. фор­мир. целостного представл. о:

      Основной (5-9кл.) – осн. био. знания являющие­ся фундаментом для продолжения обр. в старших кл.

      Профильный (10-11кл.) – раскрывает важнейшие законы жизни, инди­видуального и исторического развития орг.

    В старшей школе реализуется принцип дифференциации обра­зования, право выбрать один из профилей обучения: Гуманитарный ; Биологический ; Физико -математический и т.д.

    Цели и задачи обучения - это социально обусловленное явление, которое сопровождается обновлением содержания обучения. Цели обучения показывают, почему нужно учить именно этому предмету, а не другому, определяют, какие функции выполняет данный учебный предмет в общем образовании, и служат моделью ожидаемого результата в образовании школьников.

    Основные цели школьного биологического образования на современном этапе развития средней школы свидетельствуют о важной роли биологии в развитии учащихся, в воспитании их как всесторонне развитых и творческих личностей, в понимании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле, в подготовке к выбору будущей профессии с учетом личных интересов, склонностей и способностей.

    Цели биообразования

      Овладение научными компонентами знаний, составляющими основу цело­стного и научного мировоззрения.

      Осознание жизни, как наиважнейшей ценности, умение строить свои от­ношения с природой и обществом, на основе уважения ко всему жи­вому, как уникальной и бесценной части биосферы.

      Овлад. знаниями методов, понятий, теорий, моделей, стилей мышления, и практич. применением био. закономерн

    Как в учебнике

    Биологическая грамотность стала социально необходимой. С учетом вышесказанного перед школьным биологическим образованием выдвигаются новые задачи :

      Формир. научного миропонимания , здорового обр. жизни, гигиенич. норм и правил, эко. и генетич. грамотности ;

      Подготовка шк. к трудовой деят. в области : меди­цины, сель/хоз., биотехнологий, рац. приро­доп. и охраны природы ;

      Развитие личности учащ. : памяти, наблюдательности, устойчи­вого познаватель­ного интереса, творческих способностей, теоретиче­ского мышления, стремления к самооб­разованию, применение знаний биологии на практике

    Как в учебнике

    Связь методики обучения биологии с другими науками

    Методика обучения биологии, являясь педагогической наукой, неразрывно связана с дидактикой . Это раздел педагогики, изучающий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений учащихся. Методика обучения биологии разрабатывает теоретические и практические проблемы содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьной биологии.

    Методика обучения биологии находится в тесной взаимосвязи с психологией , поскольку в своей основе опирается на возрастные особенности детей. Содержание учебного материала по биологии усложняется из класса в класс по мере развития личности ученика.

    Методика обучения биологии тесно связана с философией . Она способствует развитию самопознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, позволяет связать разрозненные фрагменты знаний в единую научную картину мира. Философия является теоретической основой методики, вооружает её научным подходом к многообразным аспектам обучения, воспитания и развития школьников. Связь методики с философией тем более важна, поскольку изучение основ науки биологии о всевозможных проявлениях живой материи на разных уровнях её организации ставит целью формирование и развитие у учащихся материалистического мировоззрения.

    Методика обучения биологии связана с биологической наукой. Предмет «Биология» в школе носит синтетический характер. Между школьным предметом и биологической наукой существует большое различие. Цель биологической науки – получить новые знания о природе путем исследования. Цель школьного предмета «Биология» - дать знания учащимся (факты, закономерности), добытые биологической наукой. На уроке школьников знакомят лишь с фундаментальными основами науки, наиважнейшими научными проблемами, чтобы не перегружать их излишней информацией. При этом школьный предмет не является «мини-наукой», это система основополагающих, фундаментальных понятий по биологии, способствующая развитию и воспитанию учащихся.

    Методика обучения биологии как учебный предмет имеет первостепенное значение для подготовки учителя биологии средней школы. В процессе обучения формируются профессиональные знания и навыки студентов, они овладевают умением преподавать.

    Учебный предмет содержит не все знания, накопленные наукой в ходе исследований, а лишь их основы. Они специально отобраны с учетом задач обучения, возраста и подготовки учащихся. В отличие от науки основная функция учебного предмета – образовательная. Учебный предмет интегрирует все то, что является продуктивным, пересматривает отдельные проблемы.


    Вузовский учебный предмет по своей структуре и содержанию достаточно близок к науке. Он включает научные данные, рассматривает различные подходы к решению отдельных проблем, отмечает удачные и неудачные результаты в поиске истины. Этот учебный курс знакомит с методологией и методами научного поиска.

    Большое место в вузовском предмете отводится истории научных открытий с персонифицированным подходом.

    Учебный предмет «Методика обучения биологии» в процессе теоретический и практической подготовки студентов дает возможность не только раскрыть содержание и структуру школьного курса биологии, но и ознакомить их с особенностями организации современного образовательного процесса по биологии в разных типах школ общего образования, сформировать устойчивые умения и навыки использования методов и средств обучения биологии, освоить требования обязательного минимума (государственный образовательный стандарт) содержания базового и полного среднего общего биологического образования, познакомить с разнообразием форм и методов, с инновационными подходами в обучении биологии и с материальной базой этой дисциплины в школе.

    Профессиональная подготовка будущего специалиста строится в соответствии с профессиограммой учителя, которая характеризует его основные функции (информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную, конструктивную, коммуникативную, организационную и исследовательскую), представляющие собой модель квалификационной подготовки специалиста.

    Учебный предмет обычно реализует систему организационных форм обучения – взаимодействие обучаемых и обучающего на лекциях, лабораторно-практических занятиях, в процессе полевой и педагогической практик. На лекциях происходит знакомство с учебной дисциплиной, закладываются основы научных знаний, дают общее представление о методологии, знакомят с главными идеями, основными научными теориями, с практической стороной изучаемого предмета и перспективой его развития. Практические и лабораторные занятия призваны углубить, расширить и детализировать эти знания. Овладение учебным материалом на практических занятиях по сравнению с лекциями осуществляется на более высоком уровне – на уровне репродукции, умений и навыков.

    Самостоятельная работа является важной формой обучения, завершающим этапом всех других видов учебной работы. Самостоятельная работа расширяет и обогащает знания и умения, она имеет индивидуальную направленность, соответствующую творческим способностям студента. Самостоятельная работа развивает творческие качества личности и способствует формированию разносторонних специалистов.

    Литература:

    1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд. М., 1983.

    2. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания. М., 1985.

    3. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии. Мн., 2004.

    4. Пономарев И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2003.


     
    Статьи по теме:
    Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
    Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
    Значение птицы при гадании
    Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
    Рыба, тушенная в майонезе
    Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
    Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
    Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...