Специфика научно-художественной литературы. Возможности освещения научных знаний в художественной литературе

Проблема взаимоотношения литературы и науки – проблема не новая. Она не раз вставала и перед теоретиками искусства, и перед философами, разрабатывающими теорию познания, и перед писателями. Однако никогда раньше она не стояла с такой остротой. Гигантские успехи, достигнутые наукой за последние десятилетия, оказывают ныне небывалое влияние на все стороны жизни человека, в том числе и на литературу. Вместе с тем неизмеримо возрастает и роль искусства в нашем обществе, усиливаются его познавательные и воспитательные функции, расширяются его возможности в пропаганде научных знаний.

В чем проявляется влияние науки на литературу? Каковы задачи литературы в связи с возросшей ролью науки в жизни общества? И каковы пути решения этих задач?

Эти и многие другие вопросы волнуют ныне наших писателей, критиков, ученых. Вот почему редакция журнала «Вопросы литературы» решила посвятить данной теме специальную подборку.

Проблема «Литература и наука» необычайно многогранна. Публикуемые ниже статьи и заметки затрагивают самые разные ее стороны. Прежде всего она встает как «тема науки» в искусстве, как задача создания ярких, интересных образов ученых. Этому посвящены статьи Д. Гранина, В. Каверина, А. Коптяевой, И. Грековой, А. Шарова, размышляющих о путях решения данной задачи, рассказывающих о своей работе над книгами об ученых. Во времена Бальзака ученые еще не занимали сколько-нибудь заметного места в сознании общества, а следовательно, и в литературе. Ныне положение изменилось коренным образом. Ученый все чаще становится главным героем произведений искусства. И это не случайно.

«Коммунистическое общество строится на основе науки. Наука – главное оружие коммунизма. Я считаю, что роль ученых с каждым годом будет расти и будущее за ними. Все это заставляет меня идти сюда, к физикам, ведущим исследования на самом переднем крае науки», – так объясняла свое обращение к «теме науки» Галина Николаева, работавшая в последние годы над романом о физиках.

Д. Гранин подчеркивает, что научное творчество должно стать одной из важнейших тем нашей литературы, ибо здесь открываются для писателя героические характеры, острые, часто трагические конфликты. Раскрыть поэзию творческого труда, показать людей целеустремленных, убежденных, страстно ищущих истину-задача столь же ответственная, сколь и увлекательная.

Естественно, что писателей прежде всего волнуют вопросы, непосредственно связанные с творческой практикой. Так, А. Шаров, например, подробно говорит об одной из главных трудностей, с которой неизбежно сталкивается художник, пишущий об ученых: изображать ли «самое науку» со всеми ее сложностями или достаточно дать всем понятную «модель» той научной проблемы, вокруг которой развертывается конфликт? «...Писатель, который хочет изобразить ученого и его дело, оказывается часто в тупике. Современная наука – непонятна, а модель по своей природе – условна, приблизительна».

Но в самом ли деле непонятность представляет непреодолимое препятствие? – спрашивает автор и высказывает интересные соображения о том, как должно, на его взгляд, разрешаться это противоречие.

В ряде публикуемых ниже статей сквозит настойчивая мысль: писатель должен хорошо знать то, о чем он собирается поведать читателю, и наука в этом отношении не составляет исключения. Об этом пишет И. Грекова. Об этом же говорится и в статье А. Коптяевой: «...в каком бы жанре ни работал писатель, он должен самым тщательным, добросовестным образом изучить основы науки и самое проблему, которые описывает. Не только в публицистике, но н в романе со всей ясностью должна быть раскрыта суть научной проблемы, о которой идет речь. Только тогда она способна заинтересовать читателя, вовлечь его в борьбу, которая развертывается в книге, заставить его волноваться за исход этой борьбы и тем самым за судьбу героев».

Однако задача писателя не сводится к тому, чтобы изучить основы науки и ту проблему, которые он собирается описывать. Не менее, а, пожалуй, еще более важное для романиста – постичь психологию ученого.

В. Каверин, вспоминая о работе над «Открытой книгой», рассказывает: «Работая над «Двумя капитанами», я окружил себя книгами по авиации и истории Арктики. Теперь их место заняли микробиологические труды, и они оказались гораздо сложнее. Прежде всего нужно было научиться читать эти труды не так, как читают их сами ученые. Восстановить ход мысли ученого, прочесть за сухими, краткими строками научной статьи то, чем жил этот человек, понять историю и смысл борьбы против врагов (а иногда и друзей), которая почти всегда в присутствует в научной работе, – вот задача, без решения которой нечего было и браться за подобную тему. Нужно понять то, что ученый выбрасывает за скобки, – психологию творчества».

Доктор физико-математических наук А. Китайгородский значительную часть своей статьи посвящает этой же проблеме. Именно психология научного творчества зачастую остается в книгах об ученых непознанной, а то и искаженной. Размышления физика над тем, почему это происходит, хотя и содержащие немало субъективного, думается, представят значительный интерес для литераторов, работающих в данной области.

Круг вопросов, связанных с научно-популярной и научно-фантастической литературой, затрагивается в статье польского писателя Ст. Лема, а также в выступлениях наших писателей-фантастов А. Днепрова, В. Сапарина, А. и Б. Стругацких.

Статья Д. Данина посвящена «взаимодействию» естественных наук и искусства. Автор приводит примеры такого взаимодействия, рассказывает с том, чем искусство привлекает ученых, прослеживает пути влияния науки на искусство и наоборот, размышляет над «вероятностными закономерностями» подобного взаимовлияния.

Вопрос о соотношении научного и художественного мышления, о том, что роднит научное и художественное познание и что их отличает, о перспективах их развития рассматривается в статье Б. Рунина.

В публикуемых ниже материалах немало спорного.

Да это и понятно: ведь поставленная проблема в теоретическом отношении почти не разрабатывалась. Дискуссионными в ряде своих положений являются статьи Д. Данина и Б. Рунина. Могут вызвать возражения и некоторые тезисы, встречающиеся в других выступлениях, а также субъективные оценки произведений тех или иных художников.

Нельзя согласиться, например, со Стругацкими, когда они утверждают, что «только «короткая нога» с наукой, с научным мировоззрением, с философией науки позволяет сейчас раздвинуть рамки традиционных сюжетов литературы, заглянуть в новый, невиданный доселе мир гигантских человеческих возможностей, внепланетных тенденций, надежд и ошибок. Если можно так выразиться, «писатель-научник» может в литературе больше, чем «обыкновенный» писатель!»

Явно односторонним является и следующий тезис их статьи: «Современная литература высшего класса – это философская литература. Толстой, Достоевский, Фейхтвангер, Томас Манн – вот гигантские образцы того, как должен подходить к своей работе сейчас каждый писатель».

В данном случае авторы статьи забывают о том, что успешное развитие литературы предполагает многообразие стилей, форм, течений. Нельзя одну из ее форм (в данном случае «философскую» литературу) объявлять самой верной, самой плодотворной и категорически заявлять, что ныне каждый писатель да жен работать в традициях Толстого, Достоевского, Фейхтвангера и Томаса Манна. А разве плохи, например, традиции Чехова или Тургенева, Бальзака и Хемингуэя?

Нет надобности перечислять все те положения, которые могут вызвать спор. В публикуемых материалах нет, да и не может быть полного единства мнений, ибо каждый из авторов делится прежде всего своим опытом.

Однако главный пафос большинства выступлений весьма поучителен и заслуживает безусловной поддержки. Искусство, литература должны не отгораживаться от науки, а сближаться с ней, пропагандируя ее достижения и выдвигая перед ней новые задачи.

Примером для советских писателей в этом отношении может служить М. Горький, глубоко интересовавшийся проблемами науки, следивший за ее развитием, радовавшийся ее успехам. Показательно, что статьи, речи и письма замечательного советского писателя, посвященные науке, составили целый том, который в ближайшее время выйдет в издательстве «Наука». Читатель воочию убедится, сколь широк был круг научных интересов Алексея Максимовича, как много сил и энергии отдавал он сближению науки – с жизнью, искусства – с наукой. В искусстве и науке писатель видел не «антагонистов», а союзников, способных вместе творить чудеса преобразования мира, пробуждающих в человеке лучшие его качества и стремления. «Я не знаю сил более плодотворных, более способных воспитать в человеке социальные инстинкты, чем силы искусства и науки», – говорил он в речи, названной им «Наука и демократия».

Многие мысли Горького о связи литературы и науки, о задачах и возможностях писателя, стремящегося быть на уровне современных ему научных знаний, не устарели до сих пор. Они помогают лучше уяснить проблемы, встающие ныне перед литераторами и деятелями других искусств.

Наука движется сейчас такими темпами, что уследить за всеми ее достижениями просто-напросто невозможно. Даже сами ученые не в состоянии охватить все отрасли своей науки: происходит все большая дифференциация и – соответственно – более узкая специализация. А раз так, заключают некоторые литераторы, то нечего и стремиться к овладению научными знаниями. М. Горький, столкнувшись с подобными умозаключениями, отвечал: «Вы говорите: «Писателю почти невозможно быть энциклопедистом». Если это Ваше крепкое убеждение – бросьте писать, ибо убеждение это говорит, что Вы не способны или не хотите учиться. От литератора, к сожалению, не требуют, чтобы он был энциклопедистом, – а надо, чтоб требовали. Писатель должен знать как можно больше, должен стоять на высоте современных ему научных знаний. В нашей стране это особенно необходимо и многими достигается».

Вконтакте

Однокласники


25 книг, в которых выдвинуты смелые и, что самое главное, верные догадки о будущих технологиях и событиях.

1. У Марса два естественных спутника

Такую удивительно точную догадку можно найти на страницах книги «Путешествия Гулливера, написанной Джонатаном Свифтом в 1735 году. Лишь 142 года спустя, в 1872-м спутники Красной планеты - Фобос и Деймос - были обнаружены астрономами.


2. Солнечные паруса

В 1865 году в фантастическом романе «С земли на Луну» Жюль Верн выдвинул идею солнечных парусов. Эта смелая догадка получила воплощение через 145 лет, когда был использован первый солнечный парус (IKAROS).


3. Подводная лодка на электричестве

В книге «20000 лье под водой» (1870 г.) всё того же Верна удивительная подлодка «Наутилус» работает на электричестве. Реальные субмарины с электрическим двигателем появились спустя 90 лет – в 60-е годы ХХ века.


4. Кредитные карты

Эдвард Беллами предсказал появление кредитных карт в своём фантастическом произведении «Взгляд назад» за 62 года до их изобретения, которое произошло в 1962 году.


И вновь возвращаемся к Жюлю Верну. Богатая фантазия подсказала писателю идею воздушной рекламы, когда надпись вычерчивается самолётом в воздухе посредством дымового следа.

Догадка была высказана в рассказе, написанном в 1889 году. Осуществилась она довольно скоро – в 1915 году на аэрошоу в Сан-Франциско.


6. Автоматические раздвижные двери

Другой великий фантаст Герберт Уэллс предсказал появление автоматических раздвижных дверей в романе «Когда спящий проснётся» (1899 г.). Такой тип дверей был изобретён через 60 лет.


7. Танки

А ещё через несколько лет Уэллс написал рассказ «Сухопутные броненосцы» (1903 г.), в котором описал танки. Спустя 13 лет эти боевые машины появились на полях сражений Первой мировой войны..


8. Детектор лжи

В художественной литературе первое упоминание о детекторе лжи можно встретить в произведении Э. Балмера и В. Макхагена «Лютер Трент» («The Achievements of Luther Trant», 1910 г.). Первое применение реального полиграфа произошло в 1924 году.


9. Солнечная энергия

В 1911 году Хьюго Гернсбек начал публикацию своего романа «Ральф 124C 41+» (в списке книг с самым странными названиями это произведение тоже может занять достойное место) в журнале «Modern Electrics».

Одно из технических предсказаний касалось использования энергии солнца на благо человечества. Прошло 67 лет – и в 1978 году появились первые калькуляторы, которые подзаряжались энергией нашего светила.


10. Атомная бомба

Одно из самых мрачных предсказаний, сделанных Гербертом Уэллсом, и которое, к сожалению, стало реальностью – изобретение атомной бомбы и ядерная война, описанные в книге «Освобождённый мир» (1914 г.).

Прошло чуть больше трёх десятилетий и атомные бомбы упали на японские города. Кстати, в этом же романе английский фантаст рассказал и о

дешёвой атомной энергии.


Немного дольше времени – около 57 лет понадобилось для осуществления предсказания Уэллса об использовании голосовой почты (роман «Люди как боги»). Распространение это техническое новшество получило после 1980 года.


12. Искусственное оплодотворение

Дж. Б. С. Холдейн прославился как блестящий популяризатор науки и видный учёный. В одной из своих книг «Дедал, или наука и будущее» (1924 г.), наряду с другими интересными догадками, он высказал идею искусственного оплодотворения.

Впервые успешное «зачатие в пробирке» было проведено по прошествии более пяти десятилетий, в 1973 году.


13. Генная инженерия В своей знаменитой антиутопии «О дивный новый мир» Олдос Хаксли дал яркое описание генной инженерии. Уровня, описанного в книге, сегодняшняя наука пока не достигла, хотя первые генетические манипуляции начались ещё в 1972 году.


14. Тотальный контроль

Весьма впечатляющую картину тотального контроля государства над своими гражданами нарисовал Джордж Оруэлл в своей книге «1984», написанной в 1948 году.

А недавно, в 2013-м, разразился скандал, связанный со шпионской деятельностью АНБ, которое прослушивало телефоны множества американских

и иностранных граждан.


15. Наушники типа «капли»

Описание такого типа миниатюрных наушников можно прочитать на страницах романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», изданного в 1950 году. Меломанам пришлось подождать чуть больше полувека, пока компания «Apple» выпустила на рынок первые наушники такого вида.


16. Спутники связи

В «Космической одиссее 2001 года» (1951 г.) американский писатель-фантаст Артур Кларк предсказал появление на орбите Земли искусственных спутников связи. Ждать пришлось недолго – уже в 1965 году был запущен первый такой спутник.


17. Виртуальная реальность

Пятью годами позже Кларк написал «Город и звезды», где упоминаются видеоигры в виртуальной реальности. В 1966 году, то есть всего 10 годами позже, был разработан первый авиасимулятор, воплотивший в жизнь эту догадку гениального фантаста.


18. Водяные кровати

Отличился на ниве предсказаний и другой знаменитый фантаст – Роберт Хайнлайн. В книге 1961 года «Чужак в чужой стране» даётся описание водяных кроватей, а первый патент на них был выдан в 1971 году.


19. Космический туризм

Идея космических поездок с туристической целью была высказана всё тем же Кларком в романе «Лунная пыль», а на практике её впервые осуществил Деннис Тито – первый космический турист.


20. Европейский союз

В книге Джона Браннера «Всем стоять на Занзибаре» (1969 г.) можно отыскать упоминание о Евросоюзе, который получил официальное

оформление в 1993 году.


21. Бионическое протезирование

Мартин Кайдин высказал эту идею на страницах своего «Киборга» (1972 г.). 41 год спустя, в 2013-м, был создан первый бионический протез ноги.


22. Перевод в реальном времени

В юмористическом произведении Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» (1980 г.) фигурирует «вавилонская рыбка», способная переводить с одного языка на другой в режиме реального времени.

В 2014 году «Google» внедрил функцию перевода в реальном времени в свое приложение.


23. Всемирная сеть

Основатель жанра киберпанка Уильям Гибсон в романе «Нейромант» предсказал возникновение киберпространства и хакерства.

В начале 90-х Всемирная сеть, или попросту интернет, начал охватывать своей паутиной Землю, вовлекая в свои виртуальные сети всё больше

пользователей ПК.


24. Лучший игрок в шахматы среди людей будет обыгран компьютером до 2000 года

Именно такой прогноз был сделан Реймондом Курцвейлом в книге «Век интеллектуальных машин», изданной в 1990 году, когда шахматные компьютеры были ещё довольно слабы и почти без проблем обыгрывались гроссмейстерами.

Однако спустя всего 7 лет суперкомпьютер Дип Блю обыграл Гарри Каспарова – сильнейшего шахматиста планеты.

Сегодня же шахматные программы настолько сильны, что матч между человеком и компьютером потерял всякий спортивный смысл.


25. Лунный модуль будет запущен во Флориде и, вернувшись к Земле, приводнится в океане

За 104 года до полёта «Аполлона 11» к Луне именно так всё было описано в романе Жюля Верна «С Земли на Луну» (1865 г.).

По такому же сценарию всё прошло и в реальности - команда американских астронавтов во главе с Нилом Армстронгом приводнилась в специальном модуле и вскоре была подобраны авианосцем «Хорнетт».


Вконтакте

Научно-художественная литература

особый род литературы, рассказывающей о науке, о научных исканиях, «драме идей» в науке и судьбах её реальных творцов; рождается на стыке художественной, документально-публицистической и научно-популярной литератур. Развиваясь в самостоятельный вид, Н.-х. л. сохраняет близкое родство со всеми тремя типами литературы; осмысление её сущности и эстетики остаётся предметом дискуссий. В отличие от собственно научно-популярной литературы (См. Научно-популярная литература), внимание которой сосредоточено на познавательных и учебно-воспитательных задачах, Н.-х. л. обращается преимущественно к человеческой стороне науки, к духовному облику её творцов, к психологии научного творчества, к философским истокам и последствиям научных открытий. Она обладает не только интеллектуально-познавательной, но и эстетической ценностью; призвана сочетать «общеинтересность» с научной достоверностью в раскрытии проблем, образность повествования с документальной точностью жизненного материала.

Н.-х. л. зародилась в 20 в.; но её ранними образцами можно считать некоторые жанры дидактической литературы (См. Дидактическая литература) (например, «Труды и дни» Гесиода, «О природе вещей» Лукреция Кара, «Метаморфоз растений» Гёте), а также автобиографии и биографии ряда учёных 19 в. Советская Н.-х. л. начала складываться на рубеже 20-30-х гг.; тогда же М. Горький высказался о необходимости «... образного научно-художественного мышления» (Собрание соч., т. 27, 1953, с. 107). Широкую известность получили произведения М. Ильина, Б. С. Житкова, «Лесная газета» В. В. Бианки, «Кара-Бугаз» К. Г. Паустовского, очерки Б. Н. Агапова, М. М. Пришвина, М. С. Шагинян. Особый подъём начался на рубеже 50-60-х гг. (творчество Д. С. Данина, О. Н. Писаржевского, В. Н. Орлова, Б. Н. Аганова, Ю. Г. Вебера, А. И. Шарова и др.), с 1960 выходят ежегодные сборники Н.-х. л. «Пути в незнаемое» (Москва).

В большинстве зарубежных литератур термина, адекватного понятию «Н.-х. л.», нет, а соответствующую ему литературу обычно не выделяют из общедоступной литературы о науке. Однако многие произведения несомненно относятся к Н.-х. л.: «Охотники за микробами» П. де Крайфа, «Ярче тысячи солнц» Р. Юнга, «А. Флемминг» А. Моруа и др.

Лит.: Андреев К., На равных правах, «Год тридцать седьмой», 1954, № 3; Данин Д., Жажда ясности, М., 1960; Формулы и образы. Спор о научной теме в художественной литературе, М., 1961; Ивич А., Поэзия науки, М., 1967.

В. А. Ревич.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Научно-художественная литература" в других словарях:

    Отрасль литературы, в образной форме рассказывающая о реальной жизни ученых, их творческих судьбах и духовном облике, о драме научных идей. Сочетает черты художественной, документальной и научно популярной прозы … Большой Энциклопедический словарь

    Научно-художественная литература - худож. лит., фактической основой которой служат люди и проблемы науки … Издательский словарь-справочник

    Литература, посвящённая описанию «человеческого» в науке: психология творца, столкновение представителей различных школ, духовный облик учёных, их работа, предпосылки и последствия открытий. В научно художественной литературе научная и… … Литературная энциклопедия

    Отрасль литературы, в образной форме рассказывающая о реальной жизни учёных, их творческих судьбах и духовном облике, о «драме» научных идей. Сочетает черты художественной, документальной и научно популярной прозы («Неизбежность странного мира» Д … Энциклопедический словарь

    НАУЧНО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА - НАУЧНО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, особый род литературы, обращенной преимущественно к человеческому аспекту науки, к духовному облику ее творцов, к психологии научного творчества, к «драме идей» в науке, к философским истокам и последствиям… … Литературный энциклопедический словарь

    НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА - отрасль литературы, сочетающая основные черты художественной, документальной и научно популярной прозы, рассказывающей о зарождении и развитии науки, открытиях ученых, изобретениях, идеях и пр … Профессиональное образование. Словарь

    Научно-популярная литература - литература, посвящённая изложению научных идей в форме, доступной пониманию широкого круга читателей неспециалистов. Для подраста ющего поколения Н. п.л. источник познания разнообразия мира, приобщения к радости первых самостоятельных научных … Педагогический терминологический словарь

    Данные в этой статье приведены по состоянию на начало XX века. Вы можете помочь, обновив информацию в статье … Википедия

    Месторасположение … Википедия

    Художественная литература на тайском языке, создававшаяся и создающаяся в Таиланде. Традиционно создавалась под влиянием литературы Индии. Самым известным памятником тайской литературы является Рамакиен, тайская версия индийского эпоса Рамаяны.… … Википедия

Книги

  • Собирание умов. Научно-публицистические очерки , Евгений Панов. Современная проза – это не только художественная литература. Это еще и публицистика. Она отвоевывает все больше внимания, ее все охотнее читают наши современники. Секрет прост: публицистика… электронная книга

Специфика научно-популярной (научно-познавательной) литературы

Научно-познавательная (популярная) литература - это произведения о науке и ее творцах, предна­значенные не для специалистов в данной области знания. Она вклю­чает в себя произведения об основах и отдельных проблемах фун­даментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т.д., написанных в различных жанрах. Проблемы науки и техники рассматриваются в них с историче­ских позиций, во взаимосвязи и развитии.

В поэтической форме были написаны первое в Европе попу­лярное произведение о науке «О природе вещей » Лукреция Кара и «Письмо о пользе стекла » М.Ломоносова . Из бесед возникли «История свечи » М.Фарадея и «Жизнь растения » К.Тимирязева . Известны популярные произведения, написанные в форме ка­лендаря природы, этюдов, очерков, «интеллектуальных приклю­чений».

Популяризации научных знаний способствуют и произведения научной фантастики.

Научно-художественная литература - это особый род литературы, рассказывающий о науке, о научных исканиях, «драме идей» в науке и судьбах ее реальных творцов. НХЛ рождается на стыке художественной, документально-публи­цистической и научно-популярной литератур. Развиваясь в само­стоятельный вид, НХЛ сохраняет близкое родство со всеми тремя типами литературы. В отличие от НПЛ, вни­мание которой сосредоточено на познавательных и учебно-вос­питательных задачах, НХЛ обращается преимущественно к чело­веческой стороне науки, к духовному облику ее творцов, к пси­хологии научного творчества, к философским истокам и послед­ствиям научных открытий. К НХЛ можно отнести художествен­ные биографии ученых и исторических деятелей, произведения о природе, в которых научная информация преподносится в образ­ной форме. НХЛ обладает не только интеллектуально-познаватель­ной, но и эстетической ценностью; призвана сочетать «общеинтересность» с научной достоверностью в раскрытии проблем, об­разность повествования с документальной точностью жизненного материала. НХЛ зародилась в XX в., но ее ранними образцами можно считать некоторые жанры дидактической литературы: «Тру­ды и дни » Гесиода , ряд биографий и автобиографий ученых XIX в. Широкое распространение получили в России научно-художе­ственные произведения Б.Житкова, В.Бианки, К.Паустовского, М. Пришвина.

НПЛ и НХЛ сходны прежде всего тем, что в основе этих про­изведений лежит точный научный факт, т.е. информация. НПЛ излагает его в доступной для читателя форме, стремясь вызвать у него интерес к сообщаемым фактам. НХЛ отличается большей выраженностью личности автора и большей художественностью, т. е. образностью.

Представлять культового английского ученого XIX века и автора теории эволюции особенно не требуется. Впрочем, мало кто знает, что написанный им 150 лет назад труд, посвященный естественному отбору, и сегодня читается на одном дыхании.

Можно соглашаться или нет с многочисленными фрейдовскими идеями, однако никто не поспорит с утверждением, что без трудов этого австрийского ученого сегодня не представить современную психологию. Его «Лекции по введению в психоанализ» - наиболее полный и убедительный тому пример.

«Радиоактивные вещества» - это переведенная на английский язык докторская диссертация французского ученого-экспериментатора, дважды Нобелевского лауреата Марии Склодовской-Кюри. В центре этого научного труда, написанного в 1904 году, - открытые польским физиком-эмигрантом новые элементы «радий» и «полоний».

Double Helix - это первые изданный в 1968 году дневник американца Джеймса Уотсона, одного из четырех ученых, открывших структуру молекулы ДНК. В книге он не только подробно описывает весь процесс исследования, но и, например, открыто заявляет о своем конфликте с коллегой Фрэнсисом Криком, с которым Уотсон разделил Нобелевскую премию.

Американец Эдвин Хаббл - не только тот самый американский астроном, именем которого назвали космический телескоп, но и ученый, который первым предложил разделять туманности на внегалактические и галактические, а также открыл астероид 1373 Цинцинатти. Эта книга - сборник лекций ученого, прочитанных им в 1935 году.

Начинать знакомство с литературным творчеством американского астрофизика Карла Сагана можно с любой его книги. Но можно - и с конкретной: про место человечества в освоении космоса) «Бледная синяя точка» - и название имеет поэтическое, и дает то неповторимое ощущения чуда и открытия, которое характерно для всех сагановских текстов.

Американский вирусолог, выходец из русско-еврейской семьи иммигрантов Джонас Солк в 1955 году сделал себе имя в науке как разработчик вакцины против полиомиелита. Но большинство его текстов посвящены биофилософии - сочетанию философского подхода к биологии и теории эволюции.

Джейн Гудолл - женщина-легенда в мире современной приматологии. 50 из своих 77 лет эта уроженка Лондона провела в в Национальном парке Гомбе-Стрим в Танзании, где все это время изучала жизнь и поведение шимпанзе. Эта книга - не только научно обоснованный, но и хорошо проиллюстрированный трэвелог.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...