Дуэль в русской литературе.  Дуэль в русской литературе XIX века Смысл дуэли в литературе разных эпох

Итак, дуэль. На дуэль выходят антагонисты: «Циник» Печорин и «романтик» Грушницкий, «лед» - Онегин и «пламень» - Ленский, нигилист Базаров и «ортодокс» Кирсанов, миролюбивый Пьер Безухов и «буян и бретер» Долохов.

Эти дуэли имеют разный исход: от трагического исхода поединка между Онегиным и Ленским до трагикомической развязки дуэли Базарова с Кирсановым. Но все они происходят потому, что их действующие лица внутренне противоречивы. На дуэль людей толкает не только (и не столько) оскорбление, нанесенное будущим противником, но отсутствие мира и согласия внутри самого себя. Все инициаторы дуэлей - люди, сомневающиеся в собственной правоте, колеблющиеся. Можно даже сказать, что они идут на дуэль, чтобы каким-то образом утвердить себя в своей правоте.

Дуэль:- черта, за которой неизвестность, может быть, даже смерть. Человек, стоящий у такой черты, не может не измениться. Уезжает в глубокой депрессии Онегин (он уже никогда не будет скучающе и свысока оценивать человеческие чувства); еще более ожесточается Печорин. Даже те из дуэлей, которые заканчиваются относительно благополучно, оставляют глубокий след в душах их участников. Изумленный читатель видит слезы на глазах игрока и бретера Долохова и внезапно узнает, что тот "…жил с матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат". После дуэли атеист Пьер Безухов внезапно обращается к масонам за советом и утешением, а базаровский убежденный НИГИЛИЗМ внезапно разбивается на мелкие кусочки перед любовью - Анной Сергеевной Одинцовой.

Страшно умереть в расцвете лет от пули случайного противника, защищая часто не свою честь даже, а невесть что: бесплотную идею (как Базаров), чужое доброе имя или собственную славу неустрашимого храбреца (как Грушницкий). И человек боится заглянуть за черту, отделяющую призрачный мир от реального. Боязнь «страны, откуда ни один не возвращался», заставляет участников дуэлей не спать по ночам, думая, как герой Лермонтова:. «Зачем я жил, для какой цели я родился?». Ответ на этот вопрос звучит по-разному в устах романтически влюбленного поэта Ленского и уставшего, обманутого женой и другом Пьера Безухова.

Казалось бы, всего лишь литературный прием, предназначенный для «проверки» героя на внутреннюю целостность и гармонию. Но - нет. Живые люди с реальными судьбами вдруг встают перед нами. И уже совсем по-другому воспринимаешь тот факт, что два величайших поэта - Пушкин и Лермонтов - погибли на дуэли. Оба - едва ли не до мелочей описав собственную гибель в своих произведениях. Что это - предвидение, случайность, предопределенность, наконец? Этого не знает никто. Как никто не может отрицать, что эти две дуэли навсегда оставили в русской литературе отпечаток трагедии и рока, свойственный только ей.

Так вымысел, внезапно сломав хрупкую грань, отделяющую его от реальности, врывается в жизнь, оставляя в сердцах и душах смутное беспокойство. Вместе с героями любимых произведений мы стоим под дулом дуэльного пистолета, ощущая легкий холодок в груди. Итак, дуэль…

Дуэль возникла в XVI веке как способ личного сведения счетов. Этот выходящий за грани разумного ритуал продолжил свое существование даже в прославлявшую разум эпоху Просвещения. Традицию дуэли не уничтожила и Великая французская революция, которая сломала очень многое.

Известно, что в Европе XIX века дуэль была широко распространена. Исключение составляла Англия, где разрешались кулачные бои, но запрещались поединки с использованием меча или пистолета.

У каждой страны есть свои традиции дуэли. В качестве оружия французы использовали шпаги, а при первой капли крови дуэль прекращалась. Ведь цель этого поединка — защитить честь, а не совершить убийство. В то же время немцы гораздо реже выходили на дуэль, но их состязания были более кровопролитными. (Один французский критик уподобил немецкую дуэль схватке механизмов.) Известны и некоторые устоявшиеся правила дуэли. Например, бой на пистолетах происходит на рассвете, на мечах — на закате. Тем не менее, историческая литература не дает достаточного количества подробностей на эту тему. И чтобы понять, как со временем трансформировалась дуэль, лучше всего обратиться к литературе художественной.

О том, какое множество произведений отсылает нас к традиции дуэли в европейской литературе, я не подозревал до тех пор, пока не встретил исследование Джона Ли (John Leigh) (Touché: The Duel in Literature, Harvard University Press, 2015). Дуэль нашла отражение в поэзии («Евгений Онегин»), романах («Три мушкетера»), пьесах («Сид»). И не только романтический, но и рациональный дискурс представляет сцены дуэли. Вильгельм фон Гумбольдт (Wilhelm von Humboldt), Генрих Гейне (Heinrich Heine), даже Гете (Goethe) сами выходили на дуэль. Мопассан (Maupassant), назвавший дуэль «последней из наших глупых традиций», написал известную новеллу на эту тему и тоже участвовал в дуэли. Поклонники Жюля Верна (Jules Verne) непременно помнят сцену дуэли в поезде из романа «Вокруг света за 80 дней». При этом мало кто знает, что Виктора Гюго (Victor Hugo) критиковали за чарующее изображение дуэли в одной из его театральных пьес.

Трагическими примерами дуэли, конечно, изобилует русская литература. Пушкин не ограничился сценой дуэли в своей знаменитой поэме «Евгений Онегин» (представить поэму без нее невозможно), но и сам погиб на дуэли. Драматическую судьбу этого русского классика описал в стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов, которого спустя несколько лет убьют на дуэли одним выстрелом. Можно сказать, что это романтическое отношение к традиции дуэли питала кровь поэта.

Самая красочная история дуэли нашей литературы повествует о том, как Яхья Кемаль (Yahya Kemal) (турецкий поэт, писатель XX века — прим. пер. ) вызвал на дуэль двух своих коллег — Якупа Кадри (Yakup Kadri) и Фалиха Рыфкы (Falih Rıfkı). Как вспоминает Кадри, однажды один молодой человек застал его в кабинете за работой и передал письмо «странного» содержания: «Отправляйте секундантов, выбирайте оружие». Позже выяснилось, что точно такое же письмо получил и Фалих Рыфкы. Так, Яхья Кемаль пригласил на дуэль двух своих друзей. К счастью, вызов не был воспринят всерьез, и дуэль не состоялась.

В тот момент, когда я читал Touché, мне попался недавно опубликованный обвинительный акт по делу о расследовании антикоррупционных операций 17-25 декабря (в данном акте коррупционный скандал 2013 года в Турции расценивается как попытка государственного переворота, за которым стоит «Джамаат Гюлена», — прим. пер. ). В этом документе отмечалось: «“Параллельное государство” вызвало на дуэль подлинное государство. Кто сказал, что в этой стране нет традиции дуэли?» Судя по тому, что данное заключение походит не столько на юридический текст, сколько на плохо написанный фантастический роман, мы посчитали нужным обратить на него внимание в рамках данной статьи.

О том, что на наших землях не существует традиции дуэли, а речь, скорее, идет о «заманивании в засаду» вместо честного поединка, сказал Четин Алтан (Çetin Altan) (турецкий писатель, журналист — прим. пер. ). В этих словах, конечно, присутствует ориенталистский взгляд, но и доля правды бесспорна. Вне всякого сомнения, для нас непостижим смысл дуэли.

Например, трусов и преступников на дуэль не вызывают: они не будут соблюдать правила, их будет волновать спасение жизни, а не чести. Настоящий дуэлянт бросает перчатку, потому что постыдной жизни он предпочитает смерть. Он не прибегает к хитрости, назначая секундантов, и соглашается на выбранное оружие. Дуэлянты мужественны, они могут ранить только друг друга.

Пожалуй, лучшие строки о дуэли написал Джемаль Сюрея (Cemal Süreya) (турецкий поэт, писатель XX века — прим.пер. ): «Дуэль — это всегда что-то большее. Это больше, чем боль. Это больше, чем смерть и страх смерти». На дуэли нет места для того, кто не смотрит в глаза своему визави. Как нас учит литература, дуэль происходит только между благородными людьми.

Воскресенье, 03 Февраля 2008 г. 23:30 + в цитатник

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ДУЭЛЯНТ И ЕГО ЛИТЕРАТУРНАЯ ДУЭЛЬ.

И.Н.Крамской Портрет Льва Толстого 1873 г.

Среди дуэлянтов, правда, к счастью, несостоявшихся, фигурирует граф Лев Николаевич Толстой. В мае 1861 года очередная ссора между Львом Толстым и Иваном Тургеневым, который, очевидно, не успел вовремя уехать в Баден-Баден, едва не закончилась дуэлью.
Известно, что классики часто расходились во взглядах на литературу и жизнь.
Поводом послужило воспитание внебрачной дочери Тургенева – Полины.
Толстой посчитал, что ситуация, когда «разряженная девушка» чинит «на коленях грязные, зловонные лохмотья» бедняков неискренна и более похожа на «театральную сцену». Эти слова вызвали гнев у Тургенева.
Он потерял самообладание и допустил несвойственную ему резкость:
«Если вы будете так говорить, я дам вам в рожу!»
По свидетельству Софьи Толстой, Иван Сергеевич хотел ударить Льва Николаевича.
Толстой, по случайности не получивший письмо с извинениями, отправил депешу с вызовом. Из-за отсутствия пистолетов предлагал стреляться на… охотничьих ружьях.
Чем бы вся эта толстовско-тургеневская эпопея кончилась, один Бог знает, но, к счастью, Толстой просветлился и простил обидчику слова: "дам в рожу".
А это ведь делает честь существу графского рода: это ведь очень обидные слова, и за них просто полагается требовать сатисфакции.
Слава богу, дуэль не состоялась, и писатели через 17 лет помирились.
Кстати, уже после примирения граф писал так: "Что за странный порыв, внедрившийся в наше сердце и старательно лелеемый затхлыми традициями гниющего круга феодалов!.. Здесь все гадко: и самый повод, который в большинстве случаев мелок, низок и ничтожен, и все эти переговоры, уславливания при этом с секундантами, которые без памяти, как сваты, хлопочут о чем-то… Но омерзительнее всего, конечно, состояние души. Каждого из дерущихся".

А теперь полистаем страницы "книги всех времен и народов" - романа "Война и мир", в котором Лев Николаевич ярко описывает дуэль между Пьером Безуховым и Федором Долоховым.

Рубрики:


Метки:

Воскресенье, 03 Февраля 2008 г. 23:33 + в цитатник

ДУЭЛЬ ДЛИННОЮ В МНОГО ЛЕТ!

Василий Тропинин Портрет А.С.Пушкина 1827 г.

Все прекрасно знают, что Пушкин был известным «забиякой» и на дуэлях дрался часто. По такому поводу он даже носил тяжелую трость - руку тренировал, чтобы не дрогнула, если стреляться придется. Может быть, потому и герои его произведений дерутся с большим азартом. То Гринев, то Онегин, то Сильвио. Последний случай, описанный в повести «Выстрел», и взят из жизни автора. Как-то в бытность в Кишиневе Пушкин играл в карты с неким Зубовым, офицером генерального штаба. В генеральных штабах всегда карты передергивают, а когда мечут банк, уж и подавно. Пушкин проигрался, но сказал друзьям, что лично он за такие проигрыши платить бы запретил.
Оскорбительный намек Пушкина дошел до Зубова. Решили стреляться в винограднике за Кишиневом. Пушкин пришел с фуражкой, полной черешен. Пока Зубов суетился, целился, Пушкин завтракал черешнями. Зубову, видать, тоже так захотелось черешен, что он стрельнул мимо. Короче, он бросился к Пушкину. Тот думал, что мириться, но оказалось, за черешнями. Чуть снова дело не дошло до дуэли.

В повести «Выстрел» все происходит драматичнее и фатальнее.
Центральным героем повести является бывший гусар Сильвио.
Когда-то он служил в гусарах, но потом по неизвестной причине ушел в отставку – его окружала какая-то тайна, несомненно, и она служила причиной его притягательности.
Крутой нрав, злой язык, опытность – все вышеперечисленное давало ему «многие преимущества» перед другими. Жил Сильвио бедно, а единственной роскошью его «бедной мазанки» была богатая коллекция пистолетов.
В первой части повести Сильвио рассказывает офицеру, от лица которого ведется повествование, о дуэли со своим сослуживцем в полку, во всем превосходящим Сильвио. Ум, красота, деньги, храбрость – все заставляло Сильвио испытывать к нему зависть и бешеную злобу. Он стал искать ссоры со своим врагом. Однажды на балу Сильвио сказал своему врагу какую-то грубость, а в ответ получил пощечину. Решено было драться. Первый выстрел достался по жребию врагу Сильвио. Он прицелился и … прострелил лишь фуражку. Очередь была за Сильвио. Сильвио был рад, но его враг не проявлял и тени беспокойства, а равнодушно ел черешню. Это очень разозлило Сильвио, и тогда он предложил ответить выстрелом на выстрел когда-нибудь в другой раз. Теперь, спустя шесть лет, Сильвио получил письмо, в котором говорилось, что его дальнейший враг собирается вступить в брак. Сильвио собирался только теперь завершить некогда начатую дуэль.
Во второй части повести этот офицер-рассказчик случайно встречается с противником Сильвио по дуэли, а ныне графом - своим соседом по имению, и узнает продолжение истории. Зловещее продолжение дуэли с долгожданным выстрелом произошло в имении графа. Сильвио не смог просто стрелять в графа, и потому снова предложил ему выстрелить первым. След от пуль в картине на стене стал результатом этого выстрела. Затем Сильвио хотел было выстрелить в графа, но помешала графиня, которая упала к его ногам. Со словами «предаю тебя твоей совести» Сильвио вышел. После этого граф его никогда не видел. А через некоторое время Сильвио погиб на войне. Вот таков синопсис повести.

Но интересно, что у Сильвио был прототип. Давайте с ним познакомимся.

Рубрики:


Метки:

Воскресенье, 03 Февраля 2008 г. 23:35 + в цитатник

ПРОВИДЕЦ ИЛИ ФАНТАЗЕР?

П.Заболотский Портрет М.Ю.Лермонтова 1837 г.

О том, что Лермонтов был дуэлянтом, и чем все это закончилось, я писал в посте «Дуэли в живописи». Здесь я рассматриваю дуэль самых известных персонажей Михаила Юрьевича – Печорина и Грушницкого. Современники поэта, в том числе В.Г.Белинский, отождествляли Печорина с самим Лермонтовым. Уж очень он своим поведением и поступками напоминал дерзкого, ироничного поэта. Хотя сам автор «Героя нашего времени» писал, что «Печорин – это портрет, составленный из пороков целого поколения». Не буду вдаваться в анализ произведения и персонажей, а просто представлю их.

Итак, познакомимся с дуэлянтами:

Рубрики:


Метки:

Воскресенье, 03 Февраля 2008 г. 23:37 + в цитатник

УБИТ ПОЭТ - НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ!!

Борис Кустодиев Пушкин на набережной Невы 1915 г.

Сегодня я хочу вспомнить одну из самых известных литературных дуэлей. В рейтингах, соц. опросах она, я уверен, должна занимать первое место по известности. Но для начала давайте вспомним имена дуэлянтов.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

А.Самохвалов Онегин на балу

Он - главный герой романа - молодой помещик. Онегин - сын богатого барина, "наследник всех своих родных". Ему не нужно было работать из-за куска хлеба, "труд упорный ему был тошен". Воспитание, полученное Евгением, было самое скверное. Он рос без матери. Отец, легкомысленный барин, чиновник, не обращал на сына никакого внимания, поручив его наемным гувернерам и гувернанткам. Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости.
В Петербурге Онегин ведет пустую, бесцельную и бессодержательную жизнь. Встречи с друзьями в ресторане, посещения театра, балы, ухаживания за женщинами.
Устав скучать в Петербурге, Онегин едет скучать в деревню. И здесь жизнь его не отличается богатством событий: купание в реке, прогулки на коне и пешком, чтение журналов, поцелуи крепостных девушек.

ВЛАДИМИР ЛЕНСКИЙ

А.Самохвалов Ленский перед дуэлью

"Полурусский сосед" Онегина, "поклонник Канта и поэт" не имеет ясного представления о реальной жизни. Ленский молод. Ему в романе 18 лет. Он на 8 лет моложе Онегина. Тем не менее Ленский получил высшее образование в лучшем университете Германии. Ленский - отчасти юный Онегин, ещё не созревший, не успевший испытать наслаждения и не изведавший коварства, но уже наслышанный о свете и начитанный о нём.
Ленский - приятель, достойный Онегина. Он, как и Онегин, один из лучших людей тогдашней России. Поэт, энтузиаст, он полон детской веры в людей, романтическую дружбу до гроба и в вечную любовь. Ленский благороден, образован, его чувства и мысли чисты, его восторженность искренна. Он любит жизнь.
И именно такого положительного персонажа автор «убивает» на дуэли.

История самой дуэли, вроде бы, банальна и проста. Ленский влюблен в сестру Татьяны Лариной – Ольгу. Роман Ольги с Ленским развивается стремительно. Они гуляют, читают, играют в шахматы. Ленский все время думает о возлюбленной.
Ленский приглашает Онегина на именины Татьяны. Онегин соглашается ехать.
Онегин нарочито ухаживает и танцует только с Ольгой, она все танцы ему обещала. Ленский ревнует, уезжает с мыслью о дуэли. Заметив отсутствие Владимира, Онегин загрустил, Ольга тоже. Ленский выбирает себе секунданта:
Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,...
Зарецкий привозит Онегину вызов Ленского. Получив вызов на дуэль, прекрасно понимая свою неправоту и бессмысленность этого поединка, Онегин все же принимает вызов и убивает своего молодого друга Владимира Ленского.
Убийство Ленского перевернуло всю жизнь Онегина. Он больше не в состоянии оставаться жить в тех местах, где все напоминало о его страшном преступлении, "Где окровавленная тень ему являлась каждый день".

Рубрики:


Метки:

Итак, дуэль. На дуэль выходят антагонисты: «Циник» Печорин и «романтик» Грушницкий, «лед» - Онегин и «пламень» - Ленский, нигилист Базаров и «ортодокс» Кирсанов, миролюбивый Пьер Безухов и «буян и бретер» Долохов.

Эти дуэли имеют разный исход: от трагического исхода поединка между Онегиным и Ленским до трагикомической развязки дуэли Базарова с Кирсановым. Но все они происходят потому, что их действующие лица внутренне противоречивы. На дуэль людей толкает не только (и не столько) оскорбление, нанесенное будущим противником, но отсутствие мира и согласия внутри самого себя. Все инициаторы дуэлей - люди, сомневающиеся в собственной правоте, колеблющиеся. Можно даже сказать, что они идут на дуэль, чтобы каким-то образом утвердить себя в своей правоте.

Дуэль:- черта, за которой неизвестность, может быть, даже смерть. Человек, стоящий у такой черты, не может не измениться. Уезжает в глубокой депрессии Онегин (он уже никогда не будет скучающе и свысока оценивать человеческие чувства); еще более ожесточается Печорин. Даже те из дуэлей, которые заканчиваются относительно благополучно, оставляют глубокий след в душах их участников. Изумленный читатель видит слезы на глазах игрока и бретера Долохова и внезапно узнает, что тот "…жил с матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат". После дуэли атеист Пьер Безухов внезапно обращается к масонам за советом и утешением, а базаровский убежденный НИГИЛИЗМ внезапно разбивается на мелкие кусочки перед любовью - Анной Сергеевной Одинцовой.

Страшно умереть в расцвете лет от пули случайного противника, защищая часто не свою честь даже, а невесть что: бесплотную идею (как Базаров), чужое доброе имя или собственную славу неустрашимого храбреца (как Грушницкий). И человек боится заглянуть за черту, отделяющую призрачный мир от реального. Боязнь «страны, откуда ни один не возвращался», заставляет участников дуэлей не спать по ночам, думая, как герой Лермонтова:. «Зачем я жил, для какой цели я родился?». Ответ на этот вопрос звучит по-разному в устах романтически влюбленного поэта Ленского и уставшего, обманутого женой и другом Пьера Безухова.

Казалось бы, всего лишь литературный прием, предназначенный для «проверки» героя на внутреннюю целостность и гармонию. Но - нет. Живые люди с реальными судьбами вдруг встают перед нами. И уже совсем по-другому воспринимаешь тот факт, что два величайших поэта - Пушкин и Лермонтов - погибли на дуэли. Оба - едва ли не до мелочей описав собственную гибель в своих произведениях. Что это - предвидение, случайность, предопределенность, наконец? Этого не знает никто. Как никто не может отрицать, что эти две дуэли навсегда оставили в русской литературе отпечаток трагедии и рока, свойственный только ей.

Так вымысел, внезапно сломав хрупкую грань, отделяющую его от реальности, врывается в жизнь, оставляя в сердцах и душах смутное беспокойство. Вместе с героями любимых произведений мы стоим под дулом дуэльного пистолета, ощущая легкий холодок в груди. Итак, дуэль…

Дуэль... Поединок чести... У каждого человека есть своя ассоциация с этим словом. Для кого-то - это схватка двух сердец за право быть любимым, для кого-то - кровавый бой, в котором выживает сильнейший... Но любой, услышав слово "дуэль", вспомнит о русской культуре, о Пушкине и Дантесе, о Лермонтове и Мартынове... Самые знаменитые писатели и поэты перенесли схватки из своих произведений в жизнь. Но почему же подобный способ защиты чести стал столь популярным? Почему дуэль унесла тысячи людей именно в России?
Для начала необходимо разобраться в правилах проведения поединков. Правда ли, что, в случае дуэли, выживший должен был остаться лишь один? Что имелись предписания даже в отношении одежды противников? Это действительно так. Самый известный дуэльный кодекс В.Дурасова гласит: "373.При дуэли участники имеют право оставаться в обыкновенной одежде предпочтительно темного цвета. Крахмальное белье и верхнее платье из плотной ткани не допускаются"; "1.Дуэль может и должна происходить только между равными". Противники не должны были иметь украшений, повязок и всего, что может предотвратить ранение, секунданты обязывались проверить место проведения поединка, оружие, расстояние между участниками дуэли, даже правильность выпавшего жребия... Но при этом, дуэль оставалась неофициальной, запрещенной законами государства. "Запретный плод сладок," - существует высказывание, и именно следуя этому правилу, люди гибли, защищая свою честь или любовь...
Но немалую роль в популяризации поединков сыграла и русская литература. Каждому была известна дуэль Грушницкого и Печорина в романе Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", проведенная по всем правилам, несмотря на первоначальные планы одного из ее участников. Герой был убит: "Я выстрелил... Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва". Невзирая на правдивость своей "клеветы", на невиновность, погиб бывший "друг" Печорина. "Dura lex, sed lex", - закон суров, но это закон - две тысячи лет назад произнес Цицерон, но его слова оказались актуальны для любого времени.
Так, даже в современной литературе писатели обращаются к теме дуэли и ее правил. Например, в произведении Дмитрия Емца "Мефодий Буслаев. Танец меча" два главных героя должны сойтись в поединке, из которого живым способен выйти лишь один: учитель или ученик. "Клинок же Мефа, который должен был встретить только воздух, почему-то не встретил его. Он врезался Арею над ключицей, преодолел короткое сопротивление плоти и пронесся дальше". От клинка, от пистолета никто не уйдет живым, даже самый умелый боец, допустивший в своей жизни лишь одну ошибку. Dura lex, sed lex...
Дуэль - это знаменитый плод познания добра и зла, запретный в России, но оттого более желанный, подогревающий интерес и адреналин. Вот только попробовать его в полную силу можно лишь раз, а потом никогда не вернуться домой. Дуэль - попытка узнать новую жизнь, более насыщенную и притягательную. Перед этим не устояли ни Онегин, ни Пушкин, ни Печорин, ни Лермонтов. Да разве мог кто-то из них отказаться от шанса почувствовать пьянящий вкус смерти, зная, что есть возможность спастись?..

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...