Что такое музыкальная композиция. Что такое композиция в музыке, литературе, живописи? Смотреть что такое "Музыкальная композиция" в других словарях

Тема о которой я хочу сегодня поговорить важна для аранжировщиков, композиторов и для исполнителей. Она с одной стороны довольно проста для понимания, но очень сложна в освоении. Проблемы осложняет то, что несмотря на обилие учебников по - количество книг которые рассматривают эту проблему целостно просто мизерно. Самая популярная книга - это наверное «Логика музыкальной композиции» Назайкинский. И как вы понимаете, то о чем я хочу поговорить - это музыкальная композиция.

Что такое музыкальная композиция?

Вот одно из определений композиции в любом искусстве — построение художественного произведения, организация, структура формы произведения.

Еще — сущность композиционных приемов сводится таким образом к созданию некоторого сложного единства, сложного целого и значение их определяется той ролью, которую они играют на фоне этого целого в соподчинении его частей.

То есть это структура форма произведения, которая обладает определённой логикой на всех уровнях и слоях музыкальной композиции.

Как это проявляется?

Чтобы описать это максимально просто - лучше всего идти от обратного, то есть посмотреть на то, когда композиция разваливается. Это довольно распространенная ошибка даже в среде опытных авторов. Как же проявляется нарушение законов композиции в музыке любого стиля?

Прежде всего это проявляется в нарушении связей между уровнями композиции.

Давайте я уточню, что подразумевается под уровнями композиции.

Есть микроуровень - это интонация. Как правило хорошая композиция, опирается на несколько базовых интонаций.

Уровень мелодии - это основная тема или любое построение уровня периода.

Как связаны микроуровень и уровень мелодии?

В основе любой даже длинной мелодии будет лежать основная интонация, которая будет угадываться даже в самом завуалированном виде - это обеспечивает интерес слушателя, а с другой стороны сопереживание и узнавание.

Самая популярная ошибка - это наличие большого количества интонаций и отсутствие связи между уровнями.

Третий уровень - это макроуровень - уровень небольшого произведения либо части сложной формы (в таком случае можно говорить еще о надмакроуровне - но понятия условные, тут каждый может использовать удобную для него терминологию).

В хорошо выстроенной композиции сочетается постоянный процесс обновления с повторениями некоторых элементов - это одно из важнейших правил композиции.

И хотя современная музыка очень часто основана на повторах, можно заметить, что грамотные продюсеры и аранжировщики обеспечивают непрерывное нелинейное изменение музыкального материала с помощью автоматизации, небольших видоизменений, вариаций и т. д.

Здесь важным является именно нелинейное изменение.

Как правило, неопытные композиторы любую свежую идею добавляют на стыке формы, например через 4-8 и т. д. тактов. Для создания цельной композиции, гораздо ценнее вводить изменения в середине тактов и построений. И хотя существует большое количество музыки квадратного типа даже среди классиков можно практически всегда увидеть нелинейную составляющую в том или ином виде.

Думаю о законах и фишках музыкальной композиции я напишу отдельную статью, а пока продолжим.

Итак, логика проявляется на всех уровнях и слоях, как написал выше - это значит, что она будет не только в мелодии, но и в гармонии, линии баса и т.д.

Еще раз уточню, что под логикой я здесь подразумеваю прежде всего интонационную связь. Так как интонация может быть и ритмической, то очень часто ритмический паттерн будет организовывать построение.

Композиция, как процесс охватывает все уровни произведения. С начала работы над произведением и до его завершения каждый композитор так или иначе следует определённой логике композиции. Кто-то использует уже оправдавшие себя схемы, кто-то просто копирует те, которые ему известны - но пожалуй есть единственный подход к которому должен стремиться музыкант - это создание уникальной композиционной структуры на основе имеющихся шаблонов. При этом шаблон здесь подразумевает какую-либо общеизвестную схему музыкальной формы, которая используется композитором, как отправная точка для работы. При этом структура может сразу же осознаваться композитором либо проявляться по мере продвижения в композиционной работе.

(в древней, восточной , народной , джазовой музыке, некоторых видах музыки XX века).

Композиция предполагает автора-личность (композитора), его целенаправленную творческую деятельность , отделимое от создателя и далее независимо от него существующее произведение, воплощение содержания в точно установленной объективированной звуковой структуре, сложный аппарат технических средств, систематизированный музыкальной теорией и излагаемый в специальной области знания (в курсе композиции). Письменная фиксация композиции требует совершенной музыкальной нотации . Закрепление категории композиции и статуса композитора связано с развитием в эпоху Возрождения концепции свободной человеческой личности - творца, создателя (указание имени композитора стало нормой с XIV века ; кульминация личностного и авторского начала в композиции - в XIX веке).

Композиция как музыкально-художественное целое стабильна. В ней преодолевается непрерывная текучесть времени , устанавливается всегда одинаково воспроизводимая однозначность основных компонентов музыки - высотности, ритма , расположения материала и т. д. Благодаря стабильности композиции можно воспроизводить звучание музыки через любые сколь угодно большие промежутки времени после её создания. Вместе с тем композиция, всегда рассчитанная на определённые условия исполнения и функцию в музыкальной жизни, неизбежно оказывается запечатлением исторически и социально детерминированного эстетического отношения музыкального искусства к действительности, её образом. По сравнению с прикладными фольклорными формами (песнями , плясками) и действами (обрядовыми , религиозными , бытовыми), непосредственно включёнными в жизненный процесс, композиция в большей мере является художественным отражением действительности.

С древнейших времён представление о композиционно-едином музыкальном целом связывалось с текстовой (или танцевально-метричной) основой. Латинскому понятию композиции исторически предшествовало греческое понятие мелопея. В эпоху средневековья термин «componere» был введён Гвидо д’Ареццо в «Микрологе» (ок. ). Под композицией понималась глубокая образная искусная обработка хорала (cantus firmus). Йоханеса де Грохео («О музыке», ок. ) относил это понятие к полифонической музыке («musica composita») и применял термин «compositor». В эпоху Возрождения Иоанн Тинкторис («Определитель муз. терминов», )" выделил в последнем термине творческий момент (композитор - «написавший какой-нибудь новый кантус»); в «Книге об искусстве контрапункта» () он чётко различил контрапункт йотированный - «res facta» (равнозначно «cantus compositus» в «Определителе», и импровизируемый («super librim cantare»).

В России первым учением о композиции была «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого (М., 1679, др. ред.- 1681); среди других авторов руководств: И. Л. Фукс (рус. пер.- «Практич. руководство к сочинению музыки», СПБ, 1830), И. К. Гунке («Руководство к сочинению музыки», отд. I-3, СПБ, 1859-63), М. Ф. Гнесин («Начальный курс практич. композиции», М.-Л., 1941).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Музыкальная композиция" в других словарях:

    - … Википедия

    Современная энциклопедия

    Композиция - (от латинского compositio сложение, составление), 1) построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного и т.п.), обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от лат. compositio составление связывание),1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция важнейший, организующий элемент художественной… … Большой Энциклопедический словарь

    И; ж. [от лат. compositio составление] 1. Строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы, искусства. К. романа. К. оперы. К. картины. Мастерство композиции. 2. Произведение (музыки, живописи и т.п.), имеющее… … Энциклопедический словарь

    композиция - и, ж. 1) (чего) Строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его частей. Композиция Слова о полку Игореве. Композиция картины. Синонимы: архитекто/ника, построе/ние, структу/ра 2) Произведение (музыки, живописи и т. п … Популярный словарь русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Композиция. Композиция (лат. composito составление, сочинение) категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и… … Википедия

    Композиция (от лат. compositio ≈ составление, сочинение), ═ 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. ≈ важнейший организующий компонент… … Большая советская энциклопедия

    - (итал. improvisazione, от лат. improvisus неожиданный, внезапный) исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. Первоначально… … Википедия

На первый взгляд создание музыки может показаться невероятно сложным заданием. И первый вопрос, который возникает у желающего создать собственную мелодию это “С чего начать?”. Но вся прелесть музыкальной композиции состоит в том, что здесь нет никаких четких правил, нет ограничений, которые указывают вам, с чего начинать и чем заканчивать свою работу. Но, конечно же, существует несколько методов, которые помогут вам запустить творческий процесс.

Несмотря на то, что к композиции существует несколько подходов, вы должны помнить о трех вещах:

  • Гармония
  • Мелодия

Это три основополагающих музыки. Вы можете располагать их для себя в любом порядке, смешивать некоторые из них или вообще игнорировать что-то из этого. Многие композиторы экспериментируют, не учитывая гармонию и/или мелодию или время.

Можно добавить еще один элемент – свинг. И хоть обычно свинг относят к джазу и импровизированной музыке, вам не стоит отбрасывать его, если вы создаете музыку другого стиля.

Также стоит помнить о том, что вы должны обладать некоторыми навыками, чтобы создавать музыку:

1. Умение читать по нотам.

Это первый и самый главный пункт. Даже если вы пользуетесь какими-то программами, которые пишут ноты за вас, вы должны уметь читать с листа. И, конечно же, вы должны знать музыкальную грамоту. Это самое основное, что должен уметь музыкант. Вы должны знать, как выглядит знак паузы, какие знаки обозначают различные эффекты (стаккато, тремоло, пиано, форте и т.д.).

2. Вы должны знать различные музыкальные стили

Вы, возможно, считаете бессмысленным изучать другие стили в музыке, кроме того, который вам нравится, и это огромная ошибка. Не стоит думать, что суровому металлисту не к лицу слушать классику – многие рок-звезды не раз говорили о том, что любят классическую музыку и слушают ее; любителю джаза не стоит игнорировать более простые музыкальные стили, а утонченному слушателю классики не стоит воротить нос от рэпа и хип-хопа. И не из-за того, что вся музыка достойна внимания, хотя так и есть. Слушая различные стили, вы расширяете свой кругозор и узнаете новые приемы в музыке. Также старайтесь не просто слушать музыку ради наслаждения, а буквально “разбирать” ее в уме на отдельные инструменты. Анализируйте то, что слышите. Пытайтесь понять, как создать то или иное звучание.

3. Знайте, как звучат инструменты

Стремитесь узнать, как звучит каждый существующий инструмент (хотя бы самые распространенные). Вы должны знать, как звучат те или иные эффекты, “примочки” и так далее. Вы, конечно, можете сказать, что не собираетесь создавать сложные музыкальные произведения, но все же знание звучания инструментов поможет вам как минимум развить свой слух и расширить кругозор. Ну а может вы в будущем захотите добавить к одному своему инструменту еще и другие.

Подготовка

Послушайте все ваши любимые композиции и попробуйте понять, есть ли какой-то шаблон, что-то общее. Есть ли контрастирующие отрывки? Сколько их? Насколько они длинные? Повторяются ли какие-то приемы? Повторяется ли ритм мелодии? Какое настроение создают эти композиции? Как они это делают? Придерживаются ли они одной и той же тональности?

Проанализируйте и сделайте заметки, которые потом послужат вам источником идей.

Шаг 1: Стиль

Определитесь, в каком стиле вы ходите создавать музыку. Послушайте композиции в данном стиле и проанализируйте, какие приемы используются, как часто вся композиция придерживается одного и того же метра (4/4, например). Подумайте, будете ли вы делать что-то похожее или же будете экспериментировать.

Шаг 2: Форма

Определитесь с формой вашей композиции. Большинство музыкальных композиций состоят из равных секций (повторяющиеся секции) или из отличных друг от друга (контрастирующие секции). Определитесь с длиной композиции, с тем, сколько секций в ней будет. Помните о том, что у каждого стиля есть свой собственный набор общих форм, таких как 32-тактовая ААВА форма в джазе или блюзовый период, состоящих из трех фраз, каждая из которых содержит 4 такта. Вы можете использовать одну из существующих или придумать свою собственную. Старайтесь только не делать ее слишком сложной.

Шаг 3: Создайте свою идею

Используйте какое-либо устройство, чтобы записать свои идеи. Наиграйте несколько мелодий, которые придут вам в голову. Или спойте их. Эти мелодии не должны быть совершенны, никто их не слышит, кроме вас.

Шаг 4: Первый музыкальный мотив

Теперь прослушайте то, что записали. Есть ли что-то, что вам нравится, то, что вы смогли бы развить в полноценную мелодию? Если вы не можете выбрать что-нибудь, что вам бы очень понравилось, вы всегда можете обратиться к уже существующим ритмам и нотам. Помните, что этот набросок, который вы создаете на данном этапе, не должен быть сложным. Ваша задача – создать основу, которую вы будете развивать.

Шаг 5: Преобразуйте свой мотив

Теперь, когда у вас есть мотив, вы можете поступить следующим образом: вы можете расширить его, сократить, сыграть наоборот, повторить. Вы можете немного изменить его, а можете изменить его до неузнаваемости. Делая это, вы создаете музыкальную фразу – более полную мысль или идею.

Шаг 6: Контрастирующая секция

Почти во всех стилях музыки есть контрастирующая секция, которая добавляет изюминку в произведение. Такую функцию выполняет бридж в поп или рок-песне, раздел В в джазе, разработка в классических сонатах. Чтобы написать контрастирующую секцию, повторите шаги 4 и 5, пытаясь не играть свой основной мотив. Вы можете сделать ее в другом ритме, придать ей другое настроение и так далее.

Шаг 7: Объединяем все вместе

На данный момент у вас есть пара контрастирующих секций, теперь их нужно объединить. Подумайте о форме, в которой вы хотели создать свою мелодию, будет ли то, что получилось, подходить к ней? Не бойтесь менять что-либо. Посмотрите, выглядит ли ваша мелодия целостной, или нужно что-то еще дописать. Считаете ли вы нужным добавить еще что-то?

Шаг 8: Аранжировка

Превратите мелодию в полноценную музыкальную композицию, добавив украшения и подкрепив ее мелодией левой руки, например (если вы играете на фортепиано). Подумайте, нужно ли добавить другие инструменты или вокал. В целом, сделайте все для того, чтобы ваша композиция зазвучала так, как нужно. Можете обратиться за помощью к знакомым музыкантам, чтобы они добавили что-то интересное в вашу композицию.

В виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения , «опуса», в отличие от текучей вариативности народного творчества -процесса, от импровизации (в древней, восточной , народной , джазовой музыке, некоторых видах музыки XX века).

Композиция предполагает: наличие автора как личности (композитора); его целенаправленную творческую деятельность ; отделимое от создателя и далее независимо от него существующее произведение; воплощение содержания в точно установленной объективированной звуковой структуре; сложный аппарат технических средств, систематизированный музыкальной теорией и излагаемый в специальной области знания (в курсе композиции). Письменная фиксация композиции требует совершенной музыкальной нотации . Закрепление категории композиции и статуса композитора связано с развитием в эпоху Возрождения концепции свободной человеческой личности - творца, создателя (указание имени композитора стало нормой с XIV века ; кульминация личностного и авторского начала в композиции - в XIX веке).

Композиция как музыкально-художественное целое стабильна. В ней преодолевается непрерывная текучесть времени , устанавливается всегда одинаково воспроизводимая однозначность основных компонентов музыки - высотности, ритма , расположения материала и т. д. Благодаря стабильности композиции можно воспроизводить звучание музыки через любые сколь угодно большие промежутки времени после её создания. Вместе с тем композиция всегда рассчитана на определённые условия исполнения. По сравнению с прикладными фольклорными формами (песнями , плясками) и действами (обрядовыми , религиозными , бытовыми), непосредственно включёнными в жизненный процесс, композиция в большей мере является произведением искусства.

С древнейших времён представление о композиционно едином музыкальном целом связывалось с текстовой (или танцевально-метричной) основой. Латинскому понятию композиции исторически предшествовало античное понятие мелопеи . Глагол componere и его производные (в том числе compositor ) встречаются во многих средневековых трактатах, начиная от Хукбальда Сент-Аманского и его школы (IX-X века). В XI веке Гвидо Аретинский в своём «Микрологе» (ок. ) под композицией (componenda) понимал, главным образом, искусное составление хорала . Иоанн де Грокейо («О музыке», ок. ) относил это понятие к многоголосной музыке («musica composita», то есть сложная, составная музыка) и употреблял слово «compositor». В эпоху Возрождения Иоанн Тинкторис («Определитель музыкальных терминов», ) выделил в последнем термине творческий момент (композитор - «написавший какой-нибудь новый кантус »); в «Книге об искусстве контрапункта» () он чётко различил контрапункт нотированный - «res facta» (равнозначно «cantus compositus» в «Определителе») и импровизируемый («super librum cantare», букв. петь над книгой).

Изучение новых методов композиции в музыке второй половины ХХ - начала XXI веков за последние 15 лет выделилось в самостоятельную научную и учебную дисциплину - теорию современной композиции , включающую в себя изучение таких новых методов композиции и музыкальных явлений как

Музыкальная композиция (лат. compositio - составление, сочинение) - категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде завершенного музыкального произведения в отличие от вариантности народного творчества и импровизационности некоторых видов музыки.

Термин «композиция» в настоящее время широко применяется в различных областях человеческой деятельности: в изобразительном искусстве (скульптура и графика) и литературе (мотивированное расположение компонентов произведения), строительстве (композиционные материалы) и т.д. В искусстве этот термин нередко отождествляется как с сюжетом и системой образов, так и со структурой художественного произведения. С этой целью применяются поясняющие термины - архитектоника, построение, конструкция. Наконец, этим термином обозначаются произведения, включающие различные виды искусств (литературно-музыкальная композиция) или составленные из фрагментов сочинений разных жанров.

Музыкальная композиция предполагает:

  • автора-композитора и его целенаправленную творческую деятельность;
  • отделимое от создателя и существующее независимо от него произведение;
  • воплощение содержания в объективированной звуковой структуре;
  • сложный аппарат технических средств, систематизированных музыкальной теорией.

Каждый вид искусства характеризуется определенным комплексом технических приемов, усвоение которых необходимо для творческой работы. Музыка является одним из самых трудоемких видов искусства. Поэтому создатель музыки - композитор - особенно нуждается в технической оснащенности. «Без мастерства в искусстве, - утверждает Д.Кабалевский, - не сделать ни шагу» . Более того, он считает, что в труде композитора собственно творчество занимает не более десяти процентов, а остальное составляет техника - знание и умение применять технические приемы.

Для характеристики способа сочинения музыки, свойственного тому или иному композитору, применяется термин «творческий метод». Все выдающиеся композиторы, писавшие оркестровую музыку, обладали развитым внутренним тембровым слухом, т.е. внутренними представлениями о реальном звучании. «Музыкальная мысль не является мне иначе, как в соответствующей ей внешней форме; ... я изобретаю самую музыкальную мысль в одно время с инструментовкой»,- так писал о своем творческом методе П.И. Чайковский. Внутренние представления о реальном звучании позволяли В. А. Моцарту шли-фовать партитуру оркестрового сочинения до такой степени, что оставалось только записать нотный текст.

Композиция, таким образом, - это учение о взаимодействии всех средств му-зыкальной выразительности в музыкальной форме (композиционной структуре). Подобно фактуре, которая выступает организующим началом художественного пространства, форма-схема становится стороной музыкального целого, связанной с закономерностями временнóго развертывания произведения.

Разумеется, творческий метод композитора формируется в процессе собственного напряженного труда. Композитор может создавать и совершенствовать свое сочинение с помощью внутренних представлений о реальном звучании, использовать рабочую тетрадь (эскизник), а также фортепиано или компьютер.
Началом работы над сочинением следует считать формирование общего плана, в котором можно выделить три этапа:

  • определение музыкального жанра и уяснение образности (сюжета);
  • обоснование классической формы-схемы;
  • выбор творческого метода: сочинение (по предварительным заготовкам либо постепенным «наращиванием») образной мелодии, отвечающей этому образу гармонии, фактуры, полифонически развитых дополнительных голосов.

Для музыкального произведения чрезвычайно важным оказывается такой его аспект, как доступность для восприятия. Умение композитора учесть закономерности слухового восприятия Б.Асафьев называет «направленностью формы на слушателя» . Оно состоит в том, чтобы приковать внимание слушателя к важнейшим моментам произведения, своевременно предоставить отдых слуху после большого напряжения, вызвать определенные ожидания, оправдать их или нарушить инерцию слухового восприятия, направить восприятие по необходимому пути и т.д.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме