Что такое святейший синод определение. Официальные причины принятия церковью синодального управления

Учреждение Святейшего Синода являлось существенным преобразованием церкви и означало решительный разрыв с предыдущей системой церковного правления.

Предпосылки учреждения Синода

Существует несколько версий первопричины устранения церковного патриаршества в России. Первую выдвинул историк С.М. Соловьев. Он полагал, что на рубеже XVII — XVIII веков, в непростой для страны и кризисный для церкви период, царь делал все возможное, чтобы выдернуть государство из «болота». и частые бунты, с которыми не в силах был справиться патриарх, подвигли Петра I взять управление в свои руки и учредить Святейший Синод, духовную коллегию.


Ученый А.П. Богданов выдвинул версию противоположную, детально изучив деятельность патриарха Адриана. Он указывает на то, что во время смутицы и борьбы за власть между Софьей и молодым Петром, казна страны заметно опустела, в то время как Церковь находилась в стабильном состоянии и постоянно имела доход.

Петр I после своего восшествия на трон активно искал средства на проведение реформ и увидел их именно в Церкви. Однако патриарх не собирался мириться с вмешательством в автономное управление и писал царю множество посланий, не желая вступать в открытую конфронтацию с властью. В 1700 году патриарх Адриан умер, а на его место был приглашен архимандрит Феофан Прокопович, в котором обрел поддержку.

Учреждение Святейшего Синода

В феврале 1720 года Феофаном Прокоповичем был составлен «Духовный регламент», в котором описывались:

  • система нового церковного правления;
  • круг полномочий;
  • должности.

Таким образом, «Регламент» провозглашал создание духовной коллегии вместо единоличного правления патриарха. Документ был отдан на рассмотрение в Сенат, а уже после этого его изучили члены Священного Собора. Подписи согласия они ставили под давлением светской власти. Также в течение следующего года было собрано 87 подписей, которых хватило для принятия документа.

Зимой 1721 года Петр I издал манифест об учреждении Синода. Президентом стал митрополит Стефан, но после его смерти эта должность была упразднена. Был назначен обер-прокурор Синода, которому надлежало быть «глазами и ушами» императора. Через 2 года Святейший Синод обрел признание константинопольского патриарха Иеремии III. С согласия государя осуществлял Синод законодательную, исполнительную и судебную власти в Церкви.

Значение Святейшего Синода

Совершенно новую эпоху в жизни Церкви открыло учреждение Синода.

  • Церковь утратила свою независимость от власти почти на 200 лет
  • Коллегия могла быстро и беспрепятственно решать все дела, имея больший авторитет, нежели патриарх
  • Коллегия не была опасна государю, в отличие от патриарха
  • Прирост Православной Церкви увеличился за 2 столетия почти в 15 раз за счет деятельности миссионеров и действия церковной реформы
  • Подъем духовного образования привел к учреждению 46 семинарий, 4 духовных академий. Начался взлет церковной науки
  • Обширная административная деятельность велась по всем направлениям. Открывались новые церкви, приходы, издавались богослужебные книги и пр.

), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими соборами.

  • Священный Синод ответственен перед Архиерейским собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.
  • Священный Синод состоит из Председателя - Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов - епархиальных архиереев.
  • Постоянными членами являются: по кафедре - митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; по должности - председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.
  • Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.
  • Постоянные члены Синода по кафедрам и ex officio

      • митрополит Киевский и всея Украины
      • митрополит Крутицкий и Коломенский (Московская область);
      • митрополит Минский и Слуцкий , Патриарший экзарх Белоруссии;
      • митрополит Кишиневский и всея Молдовы ;
      • председатель Отдела внешних церковных связей ;
      • управляющий делами Московской патриархии.

    Постоянные Члены (персональный состав) Священного Синода в настоящее время

    1. Владимир (Сабодан) - митрополит Киевский и всея Украины
    2. Ювеналий (Поярков) - митрополит Крутицкий и Коломенский
    3. Владимир (Котляров) - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
    4. Филарет (Вахромеев) - митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси
    5. Владимир (Кантарян) - митрополит Кишинёвский и всея Молдавии
    6. Варсонофий (Судаков) - архиепископ Саранский и Мордовский, и.о. управляющего делами Московской Патриархии
    7. Иларион (Алфеев) - архиепископ Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

    Комиссии и отделы

    Священному Синоду подотчётны следующие Синодальные отделы:

    • Издательский Совет;
    • Учебный комитет;
    • Отдел катехизации и религиозного образования;
    • Отдел благотворительности и социального служения;
    • Миссионерский отдел;
    • Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями;
    • Отдел по делам молодежи;
    • Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества;
    • Информационный отдел.

    Также при Синоде существуют следующие учреждения:

    • Патриаршая Синодальная Библейская комиссия;
    • Синодальная Богословская комиссия;
    • Синодальная комиссия по канонизации святых;
    • Синодальная богослужебная комиссия;
    • Синодальная комиссия по делам монастырей;
    • Синодальная комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам;
    • Синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II.

    В синодальный период ( -)

    В таковом качестве был признан Восточными Патриархами и прочими автокефальными Церквами. Члены Святейшего Синода назначались императором ; представителем императора в Святейшем Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода .

    Учреждение и функции

    В ведение Синода были переданы Патриаршие приказы: Духовный, Казённый и Дворцовый, переименованные в синодальные, Монастырский приказ , приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве - духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

    Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме Синодальной канцелярии, московских Синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до .

    Обер-прокурор Синода

    Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода - светский чиновник, назначавшийся Российским Императором (в 1917 году назначались Временным правительством) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде.

    Состав

    Первоначально, по «Духовному регламенту», Святейший Синод состоял из 11-и членов: президента, 2-х вице-президентов, 4-х советников и 4 ассессоров; в его состав входили архиереи, настоятели монастырей и лица белого духовенства.

    Последние годы

    По смерти первенствующего члена Синода Антония (Вадковского) в и назначения на Санкт-Петербургскую кафедру митрополита Владимира (Богоявленского) политическая ситуация вокруг Синода значительно обострилась, что было связано с вторжением Г. Распутина в дела церковного управления. В ноябре Высочайшим рескриптом митрополит Владимир был переведён в Киев , хотя и с сохранением за ним звания первенствующего члена. Перемещение Владимира и назначение митрополита Питирима (Окнова) было болезненно воспринято в церковной иерархии и в обществе, которое рассматривало митрополита Питирима как «распутинца». В результате, как писал князь Н. Д. Жевахов , «нарушался принцип неприкосновенности иерархов, и этого было достаточно для того, чтобы Синод очутился чуть ли не в авангарде той оппозиции к Престолу, какая использовала означенный акт для общих революционных целей, в результате чего оба иерарха, митрополиты Питирим и Макарий, были объявлены „распутинцами“» .

    Основной задачей Синода стала подготовка Всероссийского Поместного cобора.

    Примечания

    Литература

    1. Кедров Н. И. Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого . Москва, 1886.
    2. Тихомиров П. В. Каноническое достоинство реформ Петра Великого по церковному управлению . - Богословский Вестник, 1904, № 1 и 2.
    3. Прот. А. М. Иванцов-Платонов. О русском церковном управлении . СПб.,1898.
    4. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность . Ч. III, гл. 35: Бюрократия в Церкви .
    5. Прот. В. Г. Певцов. Лекции по церковному праву . СПб., 1914.
    6. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия . Париж, 1937.
    7. И. К. Смолич Глава II. Церковь и Государство Из История русской церкви. 1700-1917 гг. (Geschichte der Russische Kirche ). Лейден , 1964, в 8 книгах.

    См. также

    Ссылки

    • А. Г. Закржевский. Святейший Синод и русские архиереи в первые десятилетия существования «церковного правительства» в России .

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Святейший Синод" в других словарях:

      Святейший Синод - – Святейший Синод учрежден в 1721 году. Причины замены патриаршего управления синодальным указаны в Духовном Регламенте и состоят, между прочим, в следующем: 1) истина гораздо лучше может быть разузнана несколькими лицами, нежели одним; 2)… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

      СВЯТЕЙШИЙ, ая, ее. Составная часть титула нек рых патриархов, а также Папы Римского. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      СВЯТЕЙШИЙ СИНОД - (греч. synodos собрание) один из высших государственных органов в России в 1721 1917 гг. Ведал делами Православной церкви (толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения, борьба с еретиками и… … Юридическая энциклопедия

      Священный Синод, Священный синод (греч. Σύνοδος «собрание», «собор») согласно действующему Уставу РПЦ, высший «орган управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими соборами». Содержание … Википедия

      См. Синод … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      - (греч. synodos собрание) один из высших государственных органов в России в 1721 1917 гг. ведал делами православной церкви (толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения, борьба с еретиками и… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Святейший Синод занимается всеми организационными вопросами Русской православной церкви, включая и взаимодействие с зарубежными и так называемыми иноверными религиозными объединениями любого типа.

    Кроме этого, на нем лежит ответственность за взаимодействие приходов внутри страны, выполнение и соблюдение христианских канон и порядков, принятие наиважнейших организационных и финансовых вопросов.

    Святейший Синод занимается популяризацией православной веры не только среди жителей внутри своей страны, но и за ее пределами, выполняя подобную работу только в пределах государственного законодательства. Пресечение нападок представителей других вероисповеданий и разжигание межнациональной розни на почве религии также лежит на его плечах.

    История создания Святейшего Синода

    Необходимость создания управленческого органа церковной власти была инициирована Петром I еще в 1700 году, после кончины патриарха Адриана. По мнению российского царя, дальнейшее существование православия без должного управления было невозможным, так как не было организовано решение насущных вопросов и церковные дела неминуемо двигались к упадку.

    Первым «представителем» церковной власти был так называемый Монастырский приказ, который был переименован в Духовную в 1718 году и получил свой собственный устав – Духовный регламент. И уже через три года управленческий орган русского христианства был признан Константинопольским патриархом Иеремией III и получил свое теперешнее название – Святейший Синод.

    Все, кто присутствовал в этом высокопоставленном собрании или становился его членом, обязаны были произносить клятву, которая по своей значимости приравнивалась к военной, а нарушение ее строго наказывалось. Чуть позднее Святейший Синод получил более обширные и значимые положения и ведал не только церковными делами, но и дворцовыми, некоторыми полномочиями казначейства и государственной канцелярии, в его ведении находился и царский .

    Святейший Синод современности

    В современной православной христианской церкви Святейший Синод выполняет те же функции, что и России, за исключением выполнения дел государственного значения. В его ведении остаются дипломатические, финансовые и хозяйственные дела патриархата России, он занимается принятием решений по ранжированию руководящих постов, распределению должностей и укреплению международных отношений, но лишь в рамках религии.

    В сентябре 1721 года Петр I обратился к Константинопольскому Патриарху Иеремии III с посланием, в котором просил его о том, чтобы он «учреждение Духовного Синода за благо признать изволил». Ответ был получен через два года. Вселенский Патриарх признал Святейший Синод своим «во Христе братом», имеющим власть «творити и совершати елико четыре апостольские Святейшие Патриаршие Престолы» (Царская и патриаршие грамоты об учреждении Святейшего Синода. С. 3 и след.). Аналогичные грамоты получены были и от других Патриархов. Новоучрежденный Синод получил права высшей законодательной, судебной и административной власти в Церкви, но эту власть он мог осуществлять лишь с согласия государя. Все постановления Синода вплоть до 1917 года выходили под штемпелем: «По указу Его Императорского Величества».

    Учреждением Святейшего Синода открывалась новая эпоха в истории Русской Церкви. В результате реформы Церковь утратила былую независимость от светской власти. Грубым нарушением 34-го апостольского правила явилось упразднение Первосвятительского сана, замена его «безглавым» Синодом. В петровской реформе коренятся причины многих недугов, омрачавших церковную жизнь двух столетий. Несомненна каноническая ущербность учрежденной при Петре системы управления. Но, смиренно принятая иерархией и паствой, признанная Восточными Патриархами, новая церковная власть стала законным церковным правительством. При этом синодальный период явился эпохой небывалого внешнего роста РПЦ. При Петре I население России составляло около 15 млн. человек, из них 10 млн. были православными. В конце синодальной эпохи, согласно переписи 1915 года, население империи достигло 180 млн., а РПЦ насчитывала уже 115 млн. чад. Столь стремительный рост Церкви явился, конечно, плодом самоотверженного подвижничества русских миссионеров, но он был также прямым следствием расширения пределов России, роста ее могущества, а ведь ради укрепления и возвышения мощи Отечества и были задуманы Петром государственные реформы. В синодальный период происходит подъем духовного образования в России; к концу XVIII века в России существовали четыре духовные академии, 46 семинарий, а в XIX веке произошел настоящий расцвет отечественной церковной науки. Наконец, в синодальную эпоху на Руси явлен был великий сонм подвижников благочестия, не только уже удостоившихся церковного прославления, но и еще не прославленных. Как одного из самых великих угодников Божиих чтит Церковь прп. Серафима Саровского. Его подвиги, его святость — самое надежное свидетельство того, что и в синодальную эпоху Русская Церковь не оскудела дарами Святого Духа. Особо почитаются и такие великие угодники, как святители Тихон Задонский, Филарет и Иннокентий Московские, Феофан Затворник, преподобные Паисий (Величковский) и Амвросий Оптинский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святая блаженная Ксения Петербургская.

    Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.
    Дата постановки - 18 марта 2015.
    Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон

    Сюда перенаправляется запрос «Духовная коллегия». На эту тему нужна отдельная статья. Эта статья - об органе церковно-государственного управления Русской церковью в 1721-1917 годах. О современном органе управления Русской православной церковью см. Священный синод Русской православной церкви.

    (Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ (рус. дореф.)) - высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721-1917).

    • 1 Правовой статус
    • 2 Функции
    • 3 История
      • 3.1 Последние годы (1912-1918)
    • 4 Состав
    • 5 Обер-прокурор Синода
    • 6 Первенствующие члены
    • 7 См. также
    • 8 Примечания
    • 9 Ссылки

    Правовой статус

    Согласно Основным законам Российской империи, Синод определялся как «соборное, обладающее в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, чрез которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая».

    В таковом качестве был признан восточными патриархами и прочими автокефальными церквами. Члены Святейшего Правительствующего Синода назначались императором. Представителем императора в Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода.

    По упразднении Петром I (1701 год) патриаршего управления церковью, с 1721 года вплоть до августа 1917 года (номинально существовал до 1 (14) февраля 1918 года) учреждённый им был высшим государственным органом церковно-административной власти в Российской империи, заменявшим собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений, а также соборы всех епископов поместной церкви, то есть Поместный Собор:236.

    Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге

    Правительствующий Синод действовал от имени Императора, распоряжения которого по церковным делам были окончательны и обязательны для Синода:237.

    Функции

    Правительствующий Синод являлся высшей административной и судебной инстанцией Русской церкви. Ему принадлежало право (с согласия верховной власти) открывать новые кафедры, избирать и поставлять епископов, устанавливать церковные праздники и обряды, канонизировать святых, осуществлять цензуру в отношении произведений богословского, церковно-исторического и канонического содержания. Ему принадлежало право суда первой инстанции в отношении епископов, обвиняемых в совершении антиканонических деяний, также Синод имел право выносить окончательные решения по бракоразводным делам, делам о снятии с духовных лиц сана, о придании мирян анафеме; вопросы духовного просвещения народа также входили в ведение Синода:238.

    История

    16 октября 1700 года скончался патриарх Адриан. Царь Петр I назначил образованного малороссийского митрополита Рязанского Стефана (Яворского) экзархом, то есть блюстителем патриаршего престола. Из его компетенции Петр изъял кадровые и административные вопросы. 1701 г. был восстановлен упраздненный в 1667 г. Монастырский приказ, в ведение которого перешло управление всеми церковными вотчинами.

    В 1718 году Петр I высказал мнение, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии»; Петр поручил псковскому епископу Феофану Прокоповичу составить для будущей коллегии устав, получивший название Духовный Регламент.

    В течение 1720 года проходило подписание Регламента архиереями и архимандритами степенных монастырей; последним, нехотя, поставил подпись экзарх митрополит Стефан (Яворский).

    25 января 1721 года был издан Манифест об учреждении Духовной коллегии. Президентом Синода стал Стефан Яворский. том же году Петр I обратился к Константинопольскому патриарху Иеремии III с ходатайством о признании восточными патриархами Святейшего Синода. сентябре 1723 году Константинопольский и Антиохийский патриархи особой грамотой признали Святейший Синод своим «во Христе братом», обладающим равнопатриаршим достоинством.

    14 февраля 1721 года Духовная коллегия, получившая название Святейшего Правительствующего Синода, была официально открыта.

    При Екатерине I Синод на некоторое время перестал именоваться «Правительственным», а получил название «Духовного»:239.

    До 1901 года члены Синода и присутствующие в Синоде при вступлении в должность должны были приносить присягу, которая, в частности, гласила:

    Исповѣдую же с клятвою крайняго Судію Духовныя сея Коллегіи быти Самаго Всероссійскаго Монарха Государя нашего всемилостивѣйшаго.

    До 1 сентября 1742 года Синод также был и епархиальной властью для бывшей Патриаршей области, переименованной в Синодальную.

    В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: духовный, казённый и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве - духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

    Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме синодальной канцелярии, московских синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до 1917 года.

    Последние годы (1912-1918)

    По смерти первенствующего члена Синода Антония (Вадковского) в 1912 году и назначения на Санкт-Петербургскую кафедру митрополита Владимира (Богоявленского) политическая ситуация вокруг Синода значительно обострилась, что было связано с вторжением Г. Распутина в дела церковного управления. ноябре 1915 года Высочайшим рескриптом митрополит Владимир был переведён в Киев, хотя и с сохранением за ним звания первенствующего члена. Перемещение Владимира и назначение на его место митрополита Питирима (Окнова) было болезненно воспринято в церковной иерархии и в обществе, которое рассматривало митрополита Питирима как «распутинца». результате, как писал князь Николай Жевахов, «нарушался принцип неприкосновенности иерархов, и этого было достаточно для того, чтобы Синод очутился чуть ли не в авангарде той оппозиции к престолу, какая использовала означенный акт для общих революционных целей, в результате чего оба иерарха, митрополиты Питирим и Макарий, были объявлены „распутинцами“».

    Бывший членом Синода в предреволюционные годы протопресвитер Георгий Шавельский, находясь в эмиграции, так оценивал старейших членов Синода того времени и общую обстановку в нём: «Беспримерно убогий по своему составу митрополитет <…> в известном отношении характеризовал состояние нашей иерархии предреволюционного времени. <…> Синоде царила тяжёлая атмосфера недоверия. Члены Синода боялись друг друга, и не без оснований: каждое слово, открыто сказанное в стенах Синода противниками Распутина, немедленно передавалось в Царское Село.»

    В конце 1915 года скандальный характер приобрело обсуждение в Синоде «варнавинского дела» (см. Иоанн Тобольский#Тобольский скандал), вследствие которого в отставку с поста обер-прокурора был вынужден подать А. Д. Самарин. О ситуации в церковном управлении к концу царствования Николая II протопресвитер Шавельский писал: «В конце 1916 г. ставленники Распутина уже фактически держали в своих руках управление. Обер-прокурор Св. Синода Раев, его товарищ Жевахов, управляющий канцелярией Св. Синода Гурьев и его помощник Мудролюбов были распутинцами. Эту же веру исповедовали митрополиты Питирим и Макарий. Целый ряд епископов епархиальных и викарных были клиентами Распутина.»

    1 марта 1916 года, по докладу обер-прокурора Синода Волжина, императору «благоугодно было всемилостивейше повелеть, дабы на будущее время доклады обер-прокурора Его Императорскому Величеству по делам, касающимся внутреннего строя церковной жизни и существа церковного управления, совершались в присутствии первенствующего члена Св. Синода, в целях всестороннего канонического их освещения». Консервативная газета «Московскія Вѣдомости», называя Высочайшее повеление 1 марта «великим актом доверия», писала: «Из Петрограда сообщают, что в церковных кругах и в Синоде великий акт царского доверия переживается как светлый праздник, что А. Н. Волжин и митрополит Владимир получают отовсюду приветствия и выражения благодарности.»

    В апреле 1917 года, член Государственного совета, член Совета Русского Собрания профессор-протоиерей Тимофей Буткевич писал в передовице официального издания Святейшего Синода «Церковный Вѣстникъ» о состоянии в высшем управлении российской церковью в последние годы царствования Николая II: «<…> Особенно тяжело сказалось влияние Распутина на царя в жизни православной церкви. <…> И церковью управлял, собственно, Распутин. Он назначал обер-прокуроров Св. Синода из лиц, лизавших его руки. Своих единомышленников он возводил на митрополичьи (м. м. Питирим и Макарий) и архиепископские кафедры. <…>»

    После падения монархии, 14 апреля 1917 года Временное правительство издало постановление, освобождающее всех членов Синода за исключением архиепископа Сергия (Страгородского), и о вызове новых членов на летнюю сессию. Смысл роспуска состоял в удалении из Синода лиц, которые воспринимались тогда обществом как ставленники Распутина: московского митрополита Макария (Невского) и петроградского Питирима (Окнова). Указ был зачитан Синоду обер-прокурором В. Н. Львовым 15 апреля (ст. ст.); архиепископ Сергий (Страгородский) согласился войти в новый состав Синода, «хотя обещал братьям-епископам, что в новый состав Синода, образованного Львовым, не пойдёт.»

    Определением Святейшего Синода от 29 апреля 1917 года за № 2579 из делопроизводства Синода изымался ряд вопросов «на окончательное разрешение в епархиальные управления»: о снятии священного сана и монашества по прошениям, об учреждении новых приходов на местные средства, о расторжении браков по неспособности одного из супругов, о признании браков незаконными и недействительными, о расторжении браков по прелюбодеянию - при согласии обеих сторон, и ряд других, ранее бывших в компетенции Синода. тот же день Синод принял решение о сформировании предсоборного совета для подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном учредительном собрании»; основной задачей стала подготовка всероссийского поместного собора.

    25 июля 1917 года В. Н. Львова на посту обер-прокурора сменил А. В. Карташёв - последний, кто занимал должность обер-прокурора Святейшего Синода.

    5 августа 1917 года было учреждено министерство вероисповеданий во главе с Карташёвым; обер-прокуратура упразднялась.

    С 1 (14) февраля 1918 года, согласно постановлению Собора от 31 января, полномочия Святейшего Синода перешли патриарху и коллегиальным органам - священному Синоду и Высшему церковному совету. Определения от имени Святейшего Синода публиковались вплоть до 18 января (ст. ст.) 1918 года.

    Ликвидирован де-юре, как государственный орган, декретом Совета Народных Комиссаров от 20 января (по ст. ст.) 1918 года «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (Об отделении церкви от государства и школы от церкви).

    Состав

    Первоначально, по Духовному регламенту, Синод состоял из 11-и членов: президента, 2-х вице-президентов, 4-х советников и 4 ассессоров; в его состав входили архиереи, настоятели монастырей и лица белого духовенства.

    С 1726 года президент Синода стал называться первенствующим членом, а прочие - членами Святейшего Синода и просто присутствующими.

    В позднейшее время номенклатурный состав Синода многократно изменялся. начале XX века член Синода было жалованным званием, удерживавшимся пожизненно даже в случае, если лицо не призывалось никогда для заседания в Синоде. При этом митрополиты Петербургский, Киевский, Московский, экзарх Грузии являлись, как правило, постоянными членами Синода, а митрополит Петербургский из них почти всегда был первенствующим членом Синода:239.

    Обер-прокурор Синода

    Основная статья: Обер-прокурор

    Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода - светский чиновник, назначавшийся российским императором (в 1917 году назначались Временным правительством) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде. Полномочия и роль различались в различные периоды, но в целом в XVIII-XIX века имелась тенденция к усилению роли обер-прокурора.

    Первенствующие члены

    • Стефан (Яворский), президент Синода (14 февраля 1721 - 27 ноября 1722), митрополит Рязанский
      • Феодосий (Яновский), первый вице-президент Синода (27 ноября 1722 - 27 апреля 1725), архиепископ Новгородский
      • Феофан (Прокопович), первый вице-президент Синода (1725 - 15 июля 1726), архиепископ Новгородский
    • Феофан (Прокопович) (15 июля 1726 - 8 сентября 1736), архиепископ Новгородский
      • К 1738 году в Синоде заседал только один епископ, кроме него были архимандриты и протопопы
    • Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 - 17 мая 1745), архиепископ Новгородский
    • Стефан (Калиновский) (18 августа 1745 - 16 сентября 1753), архиепископ Новгородский
    • Платон (Малиновский) (1753 - 14 июня 1754), архиепископ Московский
    • Сильвестр (Кулябка) (1754-1757), архиепископ Санкт-Петербургский
    • Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 - 14 декабря 1767), архиепископ Новгородский (с 1762 - митрополит)
    • Гавриил (Кременецкий) (1767-1770), архиепископ Санкт-Петербургский
    • Гавриил (Петров) (1775 - 16 октября 1799), архиепископ Новгородский (с 1783 - митрополит)
    • Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 - 26 марта 1818), архиепископ Санкт-Петербургский (с 1801 - архиепископ Новгородский)
    • Михаил (Десницкий) (1818 - 24 марта 1821), митрополит Санкт-Петербургский (с июня 1818 - митрополит Новгородский)
    • Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 - 17 января 1843), митрополит Новгородский
    • Антоний (Рафальский) (17 января 1843 - 4 ноября 1848), митрополит Новгородский
    • Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 - 17 сентября 1856), митрополит Новгородский
    • Григорий (Постников) (1 октября 1856 - 17 июня 1860), митрополит Санкт-Петербургский
    • Исидор (Никольский) (1 июля 1860 - 7 сентября 1892), митрополит Новгородский
    • Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 - 5 декабря 1898), митрополит Санкт-Петербургский
    • Иоанникий (Руднев) (25 декабря 1898 - 7 июня 1900), митрополит Киевский
    • Антоний (Вадковский) (9 июня 1900 - 2 ноября 1912), митрополит Санкт-Петербургский
    • Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 - 6 марта 1917), митрополит Санкт-Петербургский (с 1915 - митрополит Киевский)
    • Платон (Рождественский) (14 апреля 1917 - 21 ноября 1917), архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии (с августа 1917 - митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский)

    См. также

    • Церковная реформа Петра I
    • Синодальный период
    • Священный Синод Русской православной церкви

    Примечания

    1. Св. Зак. Основн. т. 1, ч. 1, ст. 43
    2. 1 2 3 4 5 Цыпин В.А. Церковное право. - Изд. 2-е. - М.: Изд-во МФТИ, 1996. - 442 с.
    3. Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н. Д. Жевахова, Т.2, Глава 51 Отношение русских царей к церкви. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
    4. Г. И. Шавельский Русская церковь пред революцией. М.: Артос-Медиа, 2005 (написана в половине 1930-х), стр. 78, 87.
    5. XIX. Церковные дела. Тобольский скандал.. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. Глава из книги «Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота» Геогрия Шавельского.
    6. Шавельский Г. И. Русская церковь пред революцией. М.: Артос-Медиа, 2005, стр. 486 (орфография источника).
    7. Цит. по: «Правительственный Вѣстникъ». 5 (18) марта 1916, № 52, стр. 2.
    8. Великій актъ довѣрія. // «Московскія Вѣдомости». 6 (19) марта 1916, № 54, стр. 1.
    9. Православная церковь и государственный переворотъ. // «Церковный Вѣстникъ, издаваемый Миссіонерскимъ Совѣтом при Святѣйшем Сѵноде». 1917, апрель - 14 мая, № 9-17, стб. 181-182.
    10. «Церковныя Вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ». 22 апреля 1917, № 16-17, стр. 83 (общая годовая пагинация).
    11. Губонин М. Е. Современники о патриархе Тихоне. М., 2007, Т. II, стр. 220 (Примечание).
    12. «Вѣстникъ Временнаго Правительства». 3 (16 мая) 1917, № 46 (92), стр. 1.
    13. «Церковныя Вѣдомости». 1918, № 3-4 (31 января), стр. 22.
    14. «Московскія Церковныя Вѣдомости». 1918, № 3, стр. 1.
    15. Государственность России. М., 2001, кн. 4, стр. 108.
    16. Об отделении церкви от государства и школы от церкви (Декрет Совета Народных Комиссаров). Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
    17. Культура Ленинградской области

    Ссылки

    • Синод правительствующий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
    • С. Л. Фирсов Святейший Правительствующий Синод
    • А. Г. Закржевский. Святейший Синод и русские архиереи в первые десятилетия существования «церковного правительства» в России.. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
    • Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1913 год. - Пг., 1915. - 316+142 с.
    • Указ об учреждении Синода. 09.02.1721. Проект Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».

    Святейший Правительствующий Синод Информацию О

     
    Статьи по теме:
    Значение птицы при гадании
    Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
    Рыба, тушенная в майонезе
    Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
    Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
    Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
    Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
    * Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме