Что значит святыни иоанна русского рука благословляющая. Святой праведный иоанн русский, исповедник (†1730)

Святой праведный ИОАНН РУССКИЙ, исповедник (†1730)

Иоанн Русский (около 1690, Украина — 9 июня (27 мая) 1730, Ургюп, Турция) — православный святой, праведный, исповедник.

Родился около 1690 года на Украине. По достижении зрелого возраста был рекрутирован в армию Петра Первого. Принимал участие в русско-турецкой войне 1710—1713 гг. Во время Прутского похода вместе с другими солдатами был взят в плен союзниками турок татарами. Вероятнее всего, это произошло в битве за Азов. После пленения был переправлен в Константинополь и продан в рабство начальнику турецкой кавалерии (вероятно, сипахов). В житии святого он фигурирует под именем Ага; возможно, это лишь его звание.

Тот привёз святого к себе на родину — в Малую Азию, Каппадокия, в селение Ургюп. Из любви к Богу и Православию Иоанн отказался от предложения принять ислам и остался верным христианству, за что был унижаем и жестоко мучим турками, презрительно называвших его и таких, как он «кяфиром», то есть «неверным». Однако, с течением времени, видя твёрдость в вере, кротость и трудолюбие святого, хозяин и домочадцы стали уважать его, и прекратили издевательства. Иоанна больше не принуждали отречься от христианства. По приказу Аги святой стал трудиться и жить на конюшне. Свои обязанности Иоанн выполнял с любовью и усердием, что вызвало насмешки других рабов. Но и это праведный воспринял без злобы, стараясь, напротив, утешать в беде и помогать насмешникам. Со временем, за своё искреннее добросердечие, святой заслужил любовь и доверие Аги, и тот предложил Иоанну жить как свободному, в отдельном помещении. Но тот отказался, ответив: «Покровитель мой — Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения».

Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался.

В скором времени Ага разбогател и стал одним из самых влиятельных людей в Ургюпе. Он связал это с тем, что в его доме живёт праведник. Став богатым, Ага решил совершить хадж. Во время его путешествия жена хозяина созвала родных и друзей Аги на обед. Когда подавали любимое блюдо хозяина, плов, она сказала прислуживавшему им Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!». Святой попросил у неё это блюдо, обещая послать его в Мекку. Все очень развеселились, но просьбу выполнили, решив, что Иоанн хочет съесть плов сам или отдать беднякам.

Когда же Ага вернулся, он рассказал о чуде, произошедшем с ним: находясь в Мекке, он обнаружил в запертой на ключ комнате, где он остановился, дымящееся блюдо с пловом, на котором было выгравировано его имя, как и на всей посуде в его доме.

Известия об этом чуде быстро распространились по селению и окрестностям, и все, даже турки-мусульмане стали называть Иоанна «вели» — «святой». Однако он не изменил своего образа жизни, по-прежнему проводя её в тяжелом труде и молитве. Перед смертью он тяжело заболел, и, не имея возможности встать, послал за священником, чтобы тот причастил его. Священник побоялся открыто идти в дом к мусульманину и передал Святые Дары, спрятав их в яблоке. Причастившись, праведник скончался. Это произошло 27 мая 1730 (9 июня 1730).

Ага сам передал тело святого священникам, попросив похоронить его по обычаям православных. Тело пронесли по Ургюпу все жители селения — мусульмане и христиане, и с почестями похоронили при местной церкви, в которой при жизни молился сам Иоанн.

Могила святого сразу стала местом паломничества представителей всех конфессий, населявших Ургюп и его окрестности, на ней совершались чудеса. Через 3 года, в ноябре 1733, священник этой церкви увидел Иоанна во сне, и тот сказал ему, что тело осталось нетленным. После чудесного явления «огненного столпа» над могилой местные христиане решились открыть её. Тело действительно оказалось нетленным и источало приятный аромат. В таком состоянии оно находится и в наши дни.


Извлечённые мощи были положены в раке в церкви.

В 1832 г. хедив Египта Ибрагим-паша атаковал Турцию. Жители Ургюпа, большую часть которых составляли представители янычар, расформированных султаном Махмудом II, по понятным причинам были враждебны ему, и не хотели пропускать войска султана через селение. Сопротивление было подавлено, Ургюп — разграблен, а мощи Иоанна, не найдя в раке ничего ценного, воины решили сжечь.

Набрав дров, они разожгли костёр, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви. Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второй раз и положили на костёр, но огонь не коснулся святыни. И тут воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшим среди огня, жестом руки и словами угрожавшим им за их дерзость. Тут уже турки больше не выдержали и в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и всё награбленное в Прокопионе.

На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку.

В 1845 г. мощи переносят в большую новопостроенную церковь в честь святителя Василия Великого.

В конце 80-х годов XIX века на средства Русского монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афон в селении начинается строительство храма в честь святого праведного Иоанна Русского. В благодарность в монастырь посылается десница святого, это происходит в 1881 г. В 1898 г. строительство храма завершается, и мощи переносят туда.

В 1924 году, после поражения греков в греко-турецкой войне, греческое население покидает Анатолию в обмен на турецкое население Греции (Греко-турецкий обмен населением). Христиане Ургюпа переезжают в село Ахмед-Ага на острове Эвбея, и переименовывают его в Нео-Прокопион. С собой они забирают и мощи праведного Иоанна, разместив их в церкви святых равноапостольных Константина и Елены. В 1930 г. там начинается строительство большого каменного храма, продолжающееся более 20 лет. Оно заканчивается 27 мая 1951 года, и останки святого переносят туда. Там они почивают и поныне.


Святой Иоанн - прекрасный пример жизни человека “по Бозе”, ибо открывает своими чудесами божественную силу и ведет нас к духовному познанию святой жизни, столь благостной для человека. Мы рождены не только для этой жизни, но принадлежим и будущей жизни. Вечной, Небесной. Душа наша бессмертна.

Святой Иоанн своими чудесами привносит в сердца верующих небесный свет, божественную силу, которая побеждает узы материи, одолевает все преграды, привносит великие перемены в людские характеры, возрождает души. Своими чудесами, своим всегдашним предстательством святой Иоанн помогает людям обрести внутреннюю свободу, ту самую свободу, которая воодушевляет людей и целые народы.


В храме Святого Иоанна Русского в Нео-Прокопионе


Мощи святого Иоанна Русского хранятся, как величайшая святыня, в Греции на острове Эвбея. Этот святой является особым покровителем Эллады. Его называют чудотворцем и "скоропослушником". Это один из самых любимых и почитаемых святых в Греции. Особенно он покровительствует детям. День памяти этого святого в Греции отмечают 27 мая, а в России - 9 июня по новому стилю.

Тропарь Иоанну Русскому
От земли пленения твоего / воззвавый тя к Небесным селением, / Господь соблюдает невредимо и цельбоносно тело твое, / праведне Иоанне, / ты бо, в России ятый и во Асию проданный, / посреде, агарянскаго злочестия благочестно пожил еси во мнозе терпении / и, сеяв зде слезами, / жнеши тамо неизглаголанною радостию. / Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак праведного Иоанна Русского
Евангельския любве служителя,/ правды Божия ревнителя,/ чистоты душевныя и телесныя хранителя,/ веру Христову исповедавша в страданиих,/ праведнаго Иоанна ублажаем и почитаем днесь/ и, житием его назидающеся, поем:/ радуйся, молитвенниче наш, от Бога прославленный.

Молитва праведному Иоанну Русскому
О великий угодниче Божий, святый праведный Иоанне Русский, просиявый в земли Ассии равноангельным житием твоим, ревностию о Господе и подвигами во исповедании веры Христовы, града Неопрокопиона и всея земли Эллады пресветлое украшение, богохранимей стране нашей, людем ея и во всем мире живущим православным христианом помоще и крепкое заступление! Благодарим Господа, дивнаго во святых Своих, в вере истинней непоколебимо тя утвердившаго, в стоянии за исповедание ея укрепившаго и доброе скончание подвига многотруднаго даровавшаго, последи же многая и великая чудеса нам явившаго чрез многоцелебную раку мощей твоих. Ныне, предстоя Небесному Царю, испроси у Него избавити вся грады и веси страны нашея и земли Эллады от глада, труса, мраза, огня, смертоносных болезней, от нашествий иноплеменных и междоусобных браней. Помози всем путешествующим, болящим, в заточении сущим, в скорбех и гонениих за святую веру Православную терпящим. Соедини всех православных людей любовию ко Христу Богу нашему и Церкви Его Святей, даруй нам дух любве и мира к братскому единению всех верных. Умоли Господа, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет и укрепит в борьбе со страстьми и похотьми, да дарует нам дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух ревности по Бозе и спасении ближних. Помяни и нас, грешных, молящихся тебе: страждущих и болящих исцели, скорбящих утеши, бедствующим скорую помощь подай, всем же чтущим и любящим тя испроси христианскую кончину живота безболезненну, непостыдну, мирну и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове. Буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами сподобимся в нынешнем и будущем веце прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. А минь.

В этом году исполнится 9 лет со дня моего первого визита в Грецию. Из них 2 года живу в Афинах. За это время по работе и во время отдыха увидела столько всего интересного, уникального, красивого, представить сложно сколько еще предстоит увидеть. Греция - бесконечная страна! Удивительно, но каждый человек, прибывший в Элладу найдет для себя то, что долго искал. Среди них есть те, кто приезжает за чудом! О, чудо, случается! Открываю новый раздел о чудесах: святыни Греции .

Буду знакомить вас, дорогие читатели, с православными святынями на греческой земле, где мне удалось побывать.

Помните библейское выражение "По вере вашей да будет вам"? Чудеса случаются с теми, кто в них верит. В Греции всем сердцем и душой верят в "Русское чудо", так православные греки называют святого праведного Иоанна Русского. С 1951 года нетленные мощи одного из самых почитаемых святых в Греции находятся в деревне Нео Прокопион на острове Эвия, где возведен храм в честь Иоанна Русского. Дорога к храму пролегает извилистая, временами опасная - серпантинная, но это не останавливает паломников, чтобы лично попросить помощи и заступничества у святого. Более того 27 мая в день памяти святого Иоанна Русского путь длиной 33 км из Халкиды (столица острова Эвия) до населенного пункта Нео Прокопион сотни верующих людей преодолевают пешком. Последние 2 км некоторые преодолевают на четвереньках.

Святой исповедник Иоанн Русский родился около 1690 года в Малороссии на территории современной Украины. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу. Иоанн служил простым солдатом в армии Петра Первого и участвовал в русско-турецкой войне. Во время Прутского похода 1711 года он вместе с другими воинами был взят в плен союзниками турок татарами. Вероятнее всего, это произошло в битве за освобождение Азова, после чего Иоанна переправили в Константинополь и продали начальнику турецкой конницы некоему Aгe. Тот привез русского пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Прокопион (по-турецки Уркюб), которое до сих пор находится на территории современной Каппадокии. Пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, избивали и мучили. Ради облегчения своей рабской участи многие из них отреклись от православной веры и становились мусульманами. Но Иоанн был воспитан «в учении и наставлении Господа» и очень любил Бога и православную веру своих отцов. Он принадлежал к тем юношам, которых умудряет познание Бога.

С этой мудростью, которую Господь дает любящим Его, блаженный Иоанн терпеливо переносил свое рабство, плохое отношение к нему хозяина, издевательства и насмешки турок. Они называли его «кяфирин», то есть неверующий, показывая этим свое презрение и ненависть. Надо учесть, что Прокопион был станом лютых противников христианства — янычар. Иоанн был им ненавистен. Турки подвергли Иоанна жестоким побоям, оплеваниям, сожгли волосы и кожу на голове, топили его в навозе, соблазняли богатством, но не могли принудить к отречению от Христа. Только горячее становились молитвы Иоанна.

Смелые слова и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. Он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше к отречению от христианства, а заставил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого Иоанна.

С утра до позднего вечера угодник Божий служил своему господину, добросовестно исполняя все его приказания. В зимнюю стужу и в летний зной, в рубище, полунагой и босой, он исполнял свои обязанности. Другие рабы нередко издевались над ним, видя его усердие. Праведный Иоанн никогда не сердился на них: напротив, при случае помогал им в работе и утешал в беде. Любовь сильнее злобы. Такое искреннее добросердечие святого пришлось по душе хозяину и рабам. Со временем Ага и его жена полюбили своего невольника, хозяин стал настолько доверять праведному Иоанну и уважать его за честность и благородство, что предложил ему жить как свободному и поселиться в небольшом помещении около сарая для соломы. «Покровитель мой — Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения», — и Иоанн отказался перейти в новое жилище и продолжал спать в своей любимой конюшне. В ней он изнурял свое тело лишениями и подвижнической жизнью, не обращая внимания на неудобства и беспокойное соседство. Ночью конюшня наполнялась молитвами святого, и зловоние от навоза как бы исчезало, превращаясь в духовное благоухание.

Став состоятельным, Ага решил предпринять паломничество в Мекку. Трудно было в то время совершать такое далекое путешествие, но, преодолев все лишения и опасности дороги, хозяин Иоанна через некоторое время благополучно прибыл в святой для мусульман город. В эти дни жена Аги пригласила в Прокопион на обед родственников и друзей мужа, чтобы повеселиться и помолиться о его благополучном возвращении домой. Блаженный Иоанн прислуживал в столовой. Подавали любимое блюдо Аги, плов. Хозяйка, вспоминая своего мужа, сказала Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, Иван, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Тогда Иоанн попросил хозяйку дать ему блюдо, наполненное пловом, обещая послать его в Мекку. Гостям это показалось очень смешным. Все-таки хозяйка повелела своей поварихе приготовить Иоанну блюдо с пловом. Про себя же она подумала, что он либо сам захотел полакомиться им, либо решил отдать его какой-нибудь бедной христианской семье. Она знала, что Иоанн часто отдавал свою еду бедным грекам. Иоанн взял блюдо и ушел в конюшню. Став на колени, он горячо и от всей души молился Богу, чтобы Он послал плов хозяину. В своей простоте блаженный был совершенно уверен, что Господь услышит его молитву и что плов каким-то сверхъестественным образом попадет в Мекку. Иоанн верил, не сомневаясь и совершенно не рассуждая, по слову Господа, что Господь исполнит его просьбу. И действительно, блюдо с пловом на глазах Иоанна исчезло. Блаженный конюх вернулся к хозяйке и сообщил, что еда отправлена в Мекку. Услышав это, гости засмеялись и решили, что Иоанн сам все съел и только в шутку рассказал им, что послал плов хозяину.

Но как же удивились все в доме Аги, когда тот по прошествии некоторого времени вернулся из Мекки и привез с собой домашнее медное блюдо. Только блаженный Иоанн не изумился. Своим домашним Ага рассказал следующее: «Однажды (а это было как раз во время званого обеда) я вернулся из большой мечети в дом, в котором остановился. Войдя в комнату, которая была заперта на ключ, я нашел на столе блюдо с пловом. Я остановился в недоумении, соображая, кто же мог принести мне его? Я не мог понять, каким образом была открыта замкнутая дверь. Не зная, как объяснить это странное событие, я с любопытством рассматривал блюдо, в котором дымился горячий плов, и, к своему удивлению, заметил, что на нем выгравировано мое имя, как и на всей медной посуде в нашем доме. Несмотря на душевное волнение, вызванное этим происшествием, я съел плов с большим удовольствием. И вот я вам привез это блюдо. Оно ведь действительно наше. О, Аллах, никак не могу понять, как оно очутилось в Мекке и кто его принес». Все домашние Аги были ошеломлены этим рассказом. Жена, в свою очередь, рассказала ему, как Иоанн выпросил блюдо с едой, обещая послать его в Мекку, и как все гости смеялись, услышав слова Иоанна. Оказалось, что блаженный вовсе не шутил и все действитель но так и случилось.

Весть о чуде распространилась по всему селу и окрестностям. В то же время праведный Иоанн по-прежнему служил своему господину и, несмотря на свою бедность, всегда помогал нуждавшимся и больным и делил с ними свою скудную пищу. Своей жизнью он умилил турок, и они в восхищении начали называть его «Вели» — «Святой». Все: и турки и греки — стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника. Со страхом и уважением смотрели на него. Никто больше не смел обижать русского раба. Его господин с женой заботились о нем еще больше и снова упрашивали его перейти из конюшни в домик, находившийся рядом. Но святой опять отказался. Он продолжал жить по-старому, подвизаясь в молитве, ухаживая за животными своего хозяина, исполняя охотно все его пожелания.

ГДЕ НАХОДИТСЯ?

ХРАМ святого Иоанна Русского
в НЕО ПРОКОПИО

Иоанн Русский умер 27 мая 1730 года по юлианскому календарю. С 27 мая 1951 года тело святого угодника Божия, сохранившееся нетленным и благоухающим, покоится в открытой раке под стеклом в селении Нео-Прокопион на острове Эвия. Благоухание сохраняется вплоть до наших дней.

В Нео Прокопион, чтобы приложиться к нетленным мощам святого, важно свято верить, что молитва будет услышана и просьба обязательно выполнена. Тысячи чудесных исцелений совершились в этом храме. У бездетных пар рождаются дети, парализованные начинают ходить, слепые прозревают, больные исцеляются. В Храм приезжают не только православные, но и мусульмане, они также почитают святого.

С левой стороны от входа в храм находится сооружение в виде небольшой часовни. Там паломники наливают масло в специальные емкости, ставят свечи, а внутри хранится пояс и головной убор.

В день посещения километровой очереди к поясу не было, поэтому без спешки налила масла в бутылочки, спокойно помолилась, Чуть выше можно набрать святой воды, если предусмотрительно заранее взять с собой пустую тару (можно купить внутри храма).

Внутри храма я не снимала из уважения к святыне и к людям, пришедшим на поклон к святому. Там царит непередаваемая атмосфера, ощущение благодати, спокойствия, тишины. Намоленное место с особой энергетикой.

Об этой святыне, широко почитаемой в Греции, но неизвестной в России, я узнала случайно, когда уже жила в Афинах. Я встречала много русских людей, кто также как и я узнали о русском святом, почитаемом греками, только оказавшись в Греции.

На поклонение русские стали приезжать лишь с начала 2000-х годов. Ежегодно около 10 тысяч русских верующих приезжает к мощам, греков же приезжает около 800 тысяч. Последние годы ведутся разговоры о том, что частицы мощей возможно привезут в Россию. На данный момент в районе Кунцево в Москве построен храм в честь святого праведного Иоанна Русского (адрес и контакты храма)

В одном из интервью настоятель храма Иоанн Вернезос, несущий службу более полувека, на вопрос видел ли он своими глазами какое-то чудо Иоанна Русского, ответил, что видит чудеса ежедневно.

Кто знает, возможно Вы читаете сейчас эти строки, в ближайшем будущем отправитесь с истинной верой за чудом на остров Эвию. И на одно чудо станет больше!

Информации о святыне очень много, я предлагаю посмотреть профессионально снятый документальный фильм на тему: "Русское чудо Иоанн Русский".

Как на нашей многострадальной родине после октябрьского переворота воссияло великое множество новых мучеников, так и в Греции, на земле Древней Византии после завоевания ее турками явилось много новых мучеников и исповедников веры. Один из них – святой праведный Иоанн Русский; мощи его находятся ныне в местечке Неопрокопион на острове Эвбея (Греция) и привлекают множество паломников из всех стран мира.

Иоанн Русский воссиял своей праведностью среди иноверцев-турок, которые восхищались его жизнью, называя русского раба «вели» – «святой». Вспомним то немногое из жизни праведниеа, что сохранили до наших дней с благоговейной любовью чтущие его греки – наши православные братья. Само прозвание святого говорит о том, что он не грек, а русский, хотя прославился среди греков.

***
Праведный Иоанн Русский родился около 1690 года от благочестивых православных родителей. В юные годы он стал солдатом армии Петра I. Во время неудачной для России войны с Турцией (1711–1713 гг.) Иоанн попал в плен. (Кульминацией этой войны явился Прутский поход русской армии под командованием самого Петра. 38 тысяч русских солдат оказались в окружении почти 200-тысячной турецкой армии. Петр даже послал депешу о том, что если он попадет в плен, не считеть его царем и не выполнять никаких его указаний, отправленных из плена. Однако турки согласились на переговоры и 12(23) июля 1711 года Петр I подписал невыгодный для России Прутский мирный договор, по которому она обязывалась отдать Турции Азов и срыть все укрепления на Азовском побережье.) Вероятно, он был захвачен в плен в сражении за Азов, оказавшись в руках татар – союзников турок. Татары переправили Иоанна в Константинополь и продали его оттоманскому начальнику конницы, некоему агe, родом из Прокопиона в Малой Азии, в 12-ти часах пути от Кесарии Каппадокийской (по-турецки Прокопион называется теперь Уркюб). Этот ага взял нового раба к себе в деревню.

Вследствие военной неудачи Петра, Турция наполнилась множеством русских пленных. Ради облегчения своей рабской участи, некоторые из них, не выдержав жестокого обращения, отреклись от веры Христовой и приняли ислам. Иоанн твердо хранил веру своих отцов, и потому терпел презрение и ненависть турок.

С мудростью, кротостью и терпением, которые Господь дает любящим Его, Иоанн переносил свое рабство, жестокость хозяина, издевательства и насмешки турок. Они называли его «кяфирин», то есть «неверный», показывая этим свое презрение и обрекая его на муки. Прокопион был местом, где жили лютые противники христианства,– янычары. Поэтому Иоанн с его твердостью в стоянии за веру был им особенно ненавистен.

Турки подвергали Иоанна побоям, оплеваниям, сожгли волосы и кожу на голове, толкали его в навоз, но принудить его к отречению от Христа – они не смогли. Исповедник неизменно и смело отвечал своему господину и тем, кто уговаривал его отступить от своей веры, что предпочитает умереть, лишь бы не впасть в тяжкий грех богоотступничества. Иоанн выдержал все муки смиренно и с достоинством.

Он говорил своему хозяину: «Ничтоже мя разлучит от любви Христовой»: ни обольстительные обещания временных благ, ни биения, ни раны, ни другие какие жестокие мучения. Имею перед собой Спасителя моего, благодушно принимаю за веру в Него палочные удары, представляя себе терновый венец, возложенный на Божественную главу. Я готов с радостью претерпеть надевание раскаленного шлема, которым вы прожигаете до мозга головы христиан, противящихся неправым хотениям вашим, готов претерпеть и другие, лютые муки. Я усердствую о благодати Христа моего, научившего нас Своей смертью на Кресте твердости, терпению, безбоязненности в самой лютой за Него смерти, которая станет причиной вечного неизреченного блаженства на Небесах. Я русский, верный слуга земного царя моего, хотя и пленен тобой, но истинного служения Небесному Царю и правой веры родителей моих никогда не отрекусь: в христианстве я родился, христианином и умру».

Бог, видящий твердость веры Иоанна, смягчил сердце свирепого турка, который со временем стал чувствовать даже расположение к своему рабу, видя его верность данному им Богу обещанию. Этому способствовало, конечно, и великое смирение, украшаюшее Иоанна, его кротость и трудолюбие. «Если ты оставляешь мне свободу веры, я охотно буду исполнять твои приказания»,– говорил он своему господину.

Наконец для пленника кончилось время мучений и угроз: он был назначен на службу в конюшне. Там, примостившись в углу, Иоанн простирал свое усталое тело и отдыхал, благодаря Бога за то, что Он удостоил его иметь ложем ясли, подобные тем, которые Сам Спаситель избрал местом Своего рождения. Прилежно исполняя свои обязанности, Иоанн нежно заботился о лошадях своего господина. Чувствуя любовь святого, те ждали его, когда он отсутствовал, и ржали от радости, как бы разговаривая с ним, когда он ласкал их.

В зимний холод и в летний зной, полураздетый и босой Иоанн исполнял свои обязанности. Другие рабы нередко насмехались над ним, видя его усердие в трудах. Но Иоанн никогда не сердился на них, напротив, при необходимости помогал им в работе, утешал в беде. Несмотря на полную нищету, он умудрялся помогать нуждающимся и больным людям, делил с ними свою скудную пищу.


НИЖНИЙ (ПОДВАЛЬНЫЙ) ЭТАЖ ДОМА АГИ ГДЕ НАХОДИЛАСЬ КОНЮШНЯ. СПРАВА — УГЛУБЛЕНИЕ В СТЕНЕ ГДЕ СПАЛ СВ. ПРАВ. ИОАНН

Со временем Ага и его жена полюбили своего раба и предложили ему для жилья небольшое помещение около сарая для соломы. Иоанн отказался перейти туда и продолжал спать в своей любимой конюшне. В ней он изнурял свое тело лишениями и подвижнической жизнью, не обращая внимания на неудобства и беспокойное соседство. Ночью конюшня наполнялась молитвами святого и зловоние навоза исчезало, превращаясь в дивное благоухание. Блаженный Иоанн подвизался в этой конюшне, как истинный подвижник-монах. Он молился часами, стоя на коленях, спал совсем мало на соломе под старым тулупом, который служил ему одеялом. Питался он очень скудно: часто вкушал только хлеб и воду в ограниченном количестве. Так он постился бо́льшую часть дней своих. Он тихо читал про себя псалмы Давида, которые знал наизусть.

Пребывая ежедневно в посте и молитве, покоясь на гноище (навозе), как новый Иов, ночью он тайно посещал церковь святого Георгия, расположенную на вершине скалы, напротив дома хозяина. Там он прочитывал всенощное бдение и каждую субботу причащался Святых Христовых Таин. Господь, «испытующий сердца» (Иер. 11. 20), призрел на Своего верного раба и сделал так, что другие рабы и иноверцы перестали издеваться над ним, высмеивать и оскорблять его. По молитвам Иоанна его хозяин разбогател и стал одним из самых влиятельных людей Прокопиона. Он чувствовал, откуда снизошло благословение на его дом, и постоянно рассказывал об этом своим согражданам.

Став состоятельным, Ага решил предпринять паломничество в Мекку. Трудно было в то время совершить такое далекое путешествие, но, преодолев все лишения и трудности пути, хозяин Иоанна через некоторое время благополучно прибыл в святой для мусульман город.


В эти дни жена Аги пригласила в Прокопион на обед родственников и друзей мужа, чтобы помолиться о его благополучном возвращении домой. Блаженный Иоанн прислуживал в столовой. Подавали любимое блюдо Аги – плов. Хозяйка, вспоминая своего мужа, сказала Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, Иван, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Тогда Иоанн попросил хозяйку дать ему блюдо, наполненное пловом, обещая послать его в Мекку. Гостям это показалось очень смешным. Но хозяйка повелела служанке приготовить Иоанну блюдо с пловом. Про себя же она подумала, что он либо сам захотел полакомиться им, либо решил отдать его какой-нибудь бедной христианской семье. Она знала, что Иоанн часто отдавал свою еду бедным грекам.

Иоанн взял блюдо и ушел в конюшню. Став на колени, он горячо и от всей души помолился Богу, чтобы Всемогущий Господь переправил плов его хозяину. В своей простоте блаженный был совершенно уверен, что Господь услышит его молитву и что плов каким-то образом попадет в Мекку. Иоанн верил, не сомневаясь, что Господь исполнит его просьбу. Как говорит великий подвижник преподобный Исаак Сирин: «Эти сверхъестественные знамения даются только самым простым по разуму и одновременно самым крепким в надежде». И, действительно, блюдо с пловом на глазах Иоанна исчезло. Блаженный конюх вернулся к хозяйке и сообщил, что блюдо отправлено в Мекку. Услышав это, гости засмеялись и решили, что Иоанн сам всё съел и только в шутку рассказал им, что послал плов хозяину.

Но как же удивились все в доме Аги, когда тот, по прошествии трех месцев вернулся из Мекки и привез с собой домашнее медное блюдо. Только блаженный Иоанн не изумился. Своим домашним Ага рассказал следующее: «Однажды (а это было как раз во время званого обеда) я вернулся из большой мечети в дом, в котором остановился и, войдя в комнату, запертую на ключ, нашел там на столе блюдо с пловом. Я остановился в недоумении, соображая, кто же мог принести мне его? Я не мог понять, каким образом была открыта замкнутая дверь. Не зная, как объяснить это странное событие, я с любопытством рассматривал блюдо, на котором дымился горячий плов, и, к своему удивлению, заметил, что на нем выгравировано мое имя, как и на всей медной посуде в нашем доме. Несмотря на душевное волнение, вызванное этим происшествием, я съел плов с большим удовольствием. И вот я вам привез это блюдо, оно ведь действительно наше. Ей, Аллах, никак не могу понять, как оно очутилось в Мекке и кто его принес».

Все домашние Аги были ошеломлены этим рассказом. Жена, в свою очередь, рассказала ему, как Иоанн выпросил блюдо с едой, с тем, чтобы послать его в Мекку, и как все гости смеялись, услышав об обещании Иоанна. Оказалось, что блаженный вовсе не шутил и все произошло по его слову.

Весть о чуде распространилась по всему селу и окрестностям. После этого все стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника. Со страхом и уважением смотрели на него и греки и турки. С тех пор никто больше не смел обижать русского раба. Его господин с женой заботились о нем еще больше и снова упрашивали его перейти из конюшни в домик, находившийся рядом. Но святой опять отказался. Он продолжал жить по-старому, подвизаясь в молитве, ухаживая за животными своего хозяина, исполняя охотно все его пожелания. Ночи он проводил в молитве и пении псалмов, по слову Господа: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21).

Испытанный скорбями и унижениями, очищенный постом и молитвой, праведный Иоанн приближался к концу своей жизни. заболел. Он тяжело занемог и лежал на сене в конюшне. Предчувствуя приближение смерти, Иоанн желал причаститься Святых Христовых Таин и послал верного человека за православным священником. Из-за фанатизма турок священник побоялся открыто принести Святые Дары в конюшню. Но Бог вразумил его спрятать Их в яблоке. Причастившись, блаженный Иоанн в тот же час предал свою душу в руки Господа, Которому посвятил всю свою многострадальную жизнь. Так почил святой Иоанн 27 мая 1730 года.

Русского раба похоронили с почестями в местной церкви во имя святого великомученика Георгия. Со слезами и благоговением хоронили его жители Прокопиона: греки, турки и армяне. Ага покрыл его святые останки драгоценным ковром. Среди местных греков очень скоро началось почитание Иоанна. Много было случаев чудесной помощи по заступничеству праведника: исцеления от паралича и многих других болезней, помощь бесноватым, прозрение слепых. И- Ицелялись не только православные, но и армяне, протестанты, турки. Так место захоронения святого становится местом паломничества всей Каппадокии.


Священник, каждую субботу исповедовавший и причащавший Иоанна, увидел святого во сне в ноябре 1733 года. Святой сказал, что его тело благодатию Божией осталось целиком нетленным, таким, каким его погребли 3,5 года назад. Священник пребывал в сомнении, и тогда, по Божественной благодати, небесный свет появился над могилой святого в виде огненного столба.

Христиане решились открыть могилу.и увидели, что тело святого оказалось нетленным и благоухающим. Это благоухание сохраняется и до наших дней. Тогда с благоговением верующие взяли тело святого и перенесли его в храм, который когда-то посещал сам Иоанн.

Следующее удивительное событие произошло в 1832 году, когда против турецкого султана Махмуда II восстал в Египте Ибрахим-паша. В то время, как войско султана приближалось к Прокопиону, жители села, преимущественно враждебные султану янычары, не хотели пропустить его армию. Христиане-греки не были с этим согласны, но будучи в меньшинстве, они ничего не могли сделать. Убоявшись мести султанского войска, они бежали в близлежащие села и укрылись в пещерах. В Прокопионе остались только престарелые и слабые.

Войска султана вошли в Прокопион как во вражеский город. Воины разграбили не только все дома, но и церковь святого Георгия. Когда они открыли гробницу святого Иоанна и не нашли в ней никаких ценностей, то с гневом выбросили святые мощи во двор и хотели их сжечь, чтобы посмеяться над христианами. Набрав дров, они разожгли костер, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви. Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второй раз и положили на костер, но огонь не коснулся святыни.

И тут Иоанн предстал перед воинами живым: он стоял с грозным видом среди огня и жестом руки останавливал святотатцев. – Турки в ужасе разбежались, оставив мощи святого и всё награбленное в Прокопионе. На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие благоговейно возвратили мощи святого в его раку.


Прошло два года. Христианское население Прокопиона выстроило большой храм в честь святителя Василия Великого. В этот красивый храм греки хотели перенести мощи святого праведного Иоанна. Два раза переносили их, но всякий раз они таинственно исчезали и снова оказывались в церкви святого великомученика Георгия. Когда в третий раз православные греки решили перенести мощи, то сначала отслужили молебен и совершили всенощное бдение, обращая свои молитвенные воздыхания ко Господу. На сей раз Господь услышал молитвы Своих рабов, и мощи Иоанна обрели покой в церкви святителя Василия Великого.

***
Приблизительно в 1862 году одна благочестивая женщина увидела во сне святого Иоанна, который держал в руках крышу сельской школы. На следующий день, во время Божественной литургии, она рассказала об этом. Не успела она закончить свой рассказ, как послышался страшный грохот. Все в страхе выбежали из церкви и с ужасом увидели, что крыша школы, которая находилась напротив церкви, рухнула. Люди кинулись туда, ведь там были все дети села! Вне себя от горя они начали поднимать обвалившуюся кровлю, и, о чудо! – все дети выбрались из-под обломков живыми. – Они услышали страшный треск над головой и успели залезть под парты. Когда крыша обрушилась, балки упали на парты, не придавив ни одного ребенка.

Следует еще рассказать о перенесении руки праведного Иоанна в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. В этом даре Святому Афону праведный Иоанн Русский явил особое благоволение к спасающимся там его соотечественникам. До этого праведный Иоанн никогда не допускал отъятия частиц от своих мощей. Дерзнувшим на такое дело он всегда являлся в видениях и повелевал возвращать взятое. Но перенесению руки для Афонского монастыря не было никакого препятствия.

Случилось же это так. В течение нескольких лет до 1880 года подвизавшиеся в монастыре святого Пантелеймона отцы, узнав о совершающихся у раки святого Иоанна чудесах, просили у жителей Прокопиона часть его многоцелебных мощей. Греки долго отказывались, но, наконец, согласились исполнить просьбу русских иноков Афона. Отслужив молебен и отделив от мощей правую руку, они послали ее в 1881 году в сопровождении отца Дионисия и одного из уважаемых старейшин села на Афон.

Все монахи во главе со своим настоятелем отцом Макарием вышли встречать мощи на пристань; торжественно звучали песнопения, колокольный звон и удары в било оглашали окрестности русской обители. Честные мощи святого Иоанна были поставлены в соборной церкви на аналое. Под торжественные славословия братия с благоговением поклонялись святыне.

В 1886 году на средства Свято-Пантелеимоновского монастыря в Прокопионе началось строительство храма во имя святого праведного Иоанна Русского. 15 августа 1886 года по благословению Вселенского Патриарха Константина V храм был освящен Кесарийским митрополитом Иоанном.

Так Господь прославил и до наших дней продолжает прославлять Своего угодника многими великими чудесами. Особенно обильно они стали изливаться в 1924 и 1951 годах. После трагического поражения греков в войне с турками все греческое население должно было покинуть Анатолию. (После поражения центральных держав в I Мировой войне греческие войска с разрешения Антанты оккупировали 15 мая 1919 г. Измир (Анатолия). 22 июня 1920 г. греческая армия перешла в наступление. Поначалу греческие войска, снабженные английским оружием, добились значительных успехов, но по мере продвижения в глубь Анатолии трудности возрастали. В августе 1922 г. турецкие войска нанесли тяжелое поражение грекам: 9 сентября 1922 г. турки захватили Измир, и греческие войска были сброшены в море. Остатки греческой армии, потерпевшие огромные потери, укрылись на островах Хиос и Лесбос. В это время в самой Греции началось восстание, которое привело к смене правительства и отречению короля Константиноса от престола в пользу сына Георгиоса. В Малой Азии началось массовое истребление греческого населения. В этой резне погибло огромное число православных греков (называют цифру полтора миллиона). Лишь 24 июля 1923 г. был подписан Лозаннский мирный договор, завершивший войну. В соответствии с ним состоялся обмен населением и в Грецию прибыло 1,5 миллиона переселенцев.)

Греки из Прокопиона переехали на остров Эвбею в село Ахмет Ага, которое после отъезда турок переименовали в Неопрокопион. Греки-беженцы привезли с собой и раку с мощами святого праведного Иоанна Русского, которую сначала поместили в церкви равноапостольных Константина и Елены.

27 мая 1951 года был освящен новый храм в честь праведного Иоанна Русского, строительство которого было начато еще в 1930 году,– в него торжественно перенесли мощи святого. Тело святого угодника Божия, сохранившееся нетленным, покоится там в открытой раке под стеклом. Ежедневно к нему притекают сотни и сотни православных паломников, испрашивая заступничества праведника и облегчения в своем горе. И не отказывает святой Иоанн в скорой помощи всем тем, кто обращается к нему с истинной, глубокой верой.

В 1962 году Церковью при содействии Греческого правительства было создано Общество во имя святого Иоанна. Стараниями Общества построены два пансиона: один для приема паломников, другой для нужд Общества. Создано два приюта для сирот, одна богадельня в Халкиде и одна – в Неоартаки, студенческое общежитие, детский лагерь на тысячу мест и другие учреждения.

Святой Иоанн – прекрасный пример жизни человека «по Бозе». Своим житием праведный Иоанн Русский показал, что внешние условия жизни нисколько не препятствуют спасению и служению Богу в духе и истине. Молитву глубокую и чистую, возносимую в конюшне, Господь принимает также, как и возносимую в царских покоях или в монашеской келии. Своими чудесами, своим всегдашним предстательством святой Иоанн помогает людям обрести внутреннюю свободу, ту самую свободу, которая воодушевляет людей и целые народы.

Всего около сорока лет прожил на земле святой Иоанн Русский и навсегда остался для почитающих его юным – таким он и предстает перед нами на иконах. Сотни тысяч верующих ежегодно с длагоговением приходят к святым мощам праведника – этой великой святыне Православия. Со времени, когда были положены в храме на Эвбее мощи святого Иоанна, тысячи чудесных исцелений совершились в нем по молитваи святого, которого православные греки почитают не меньше, чем в России – святителя Николая Чудотворца.

В записях о новых чудесах святого Иоанна Русского есть удивительные случаи: это и спасение от кораблекрушений, и исцеление безнадежных больных, бесноватых. Но уже давно замечено, что особую любовь святой Иоанн проявляет к детям. Из числа чудес, совершенных по молитвам святого, более всего поражают и радуют многочисленные случаи благодатной помощи больным детям. Праведный Иоанн приходит на помощь им, даже когда его не зовут: исцеляет от белокровия, паралича, освобождает от насилия темных сил, возвращает детей-наркоманов к здоровой жизни.


Среди паломников к раке его мощей Иоанна Русского с каждым годом становится всё больше православных людей из России, родины святого. Расскажем об одном чудесном случае, происшедшем в 1998 году.

В православной семье прихожан одного московского храма родилась долгожданная дочь, которую назвали Дашей. Но уже через несколько месяцев радость родителей сменилась болью и великой скорбью: у девочки обнаружили рак крови. Несколько месяцев у Даши держалась температура 40 градусов, несмотря на уколы антибиотиков и многочисленные процедуры. Три года мать с ребенком почти не выходили из больниц. Родители и все близкие молились о здоровье девочки. Были испытаны все доступные в России способы и средства лечения, но облегчения не наступало – девочка умирала.

Тогда родителям посоветовали как последнее средство – сделать операцию по пересадке костного мозга. Стоимость операции составляла несколько десятков тысяч долларов. Начались поиски благотворителей, просили деньги у знакомых, у друзей, но за год удалось собрать лишь двадцатую часть нужной суммы. Стало ясно, что деньги собрать не удастся. Отправились родители за советом в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру к архимандриту Кириллу (Павлову). Батюшка благословил супругов ехать с больной дочерью на остров Эвбею и помолиться там святому Иоанну Русскому, благословил потратить на поездку деньги, собранные для операции.

Уже при подготовке к поездке начали происходить чудеса: несмотря на вынужденную отмену медицинских процедур, у Дашеньки не наступало ухудшения состояния. Она без труда выдержала дальнюю поездку. Родители с девочкой пробыли на острове Эвбея несколько дней, заказывали молебны о здравии дочери. По их просьбе священник открыл раку и больную девочку положили прямо на мощи святого Иоанна. И совершилось чудо! Ребенку стало значительно лучше. Но ликованию родителей не было предела, когда по возвращении на Родину анализы показали, что девочка исцелилась от болезни.

Пусть этот рассказ станет напоминанием всем нам, к кому следует обращаться, когда тяжко болеют дети, когда попадают они в сети наркомании или находятся в иных трудных обстоятельствах. С верой и надеждой обращайтесь к святому праведному Иоанну Русскому – и он обязательно поможет!

ЧУДЕСА СВЯТОГО ИОАННА РУССКОГО

«За тридцать лет моего служения святому,– пишет отец Иоанн, – чудеса исчисляются многими сотнями. В силу того, что все чудесные события происходили в столь длительный период моей службы в храме святого Иоанна, я обладаю личным опытом их интерпретации, неся одновременно и духовную ответственность. Давайте же почувствуем радость и ощутим величие этих происходящих в наше время редких чудесных явлений».

Кораблекрушение

Судно с товарами на борту шло в открытом море к месту назначения. (Дело было в одном из северных морей). Начался шторм. Разбушевавшееся море грозило поглотить корабль. Члены команды – греческие моряки – отчаянно боролись, предчувствуя близкую гибель. Лоцманская система и радарная установка вышли из строя. Корабль сбился с курса. В этом хаосе послышался голос капитана: это не было приказанием,– опытный моряк призвал всех молиться Богу о спасении. Сам он отправился в корабельную часовню, где находилась икона праведного Иоанна Русского. На коленях капитан возносил молитву святому: «Святый Иоанне Русский, молюсь тебе сейчас ни о спасении своей жизни, ни о корабле, но лишь об этих бедных моряках, живущих на чужбине, в поте лица добывающих свой хлеб для своих семей. Сейчас они погибают. Святый Иоанне, спаси их!»

Всю ночь под рев волн и свист северного ветра капитан молился святому Иоанну. И вот страшная ночь кончилась. Что же видят глаза моряков? Что их корабль мирно качается на волнах в порту Роттердама. Верный лоцман привел судно в порт, минуя подводные рифы – это был сам святой Иоанн Русский. Пораженный чудом, капитан поставил судно на ремонт и приехал в Грецию. Вместе с женой он отправился в магазин церковных товаров. Как знак своей благодарности святому, капитан приобрел набор золотых и серебряных предметов: напрестольный крест и Евангелие, кадило, Артофор (Артофор – (греч.) дароносица.), чашу для Святого Причастия. Все эти драгоценные предметы напоминают нам о чуде веры, молитвы, о спасении наших многострадальных моряков.
23 января 1978 г.

Православный праведник родился на территории Малороссии и воспитывался в истинном благочестии. Достигнув зрелости, Иоанн поступил на службу в российской армии. В 1711 г. он, как и большинство других солдат, попал в плен к туркам, которые имели неописуемое желание превращать христиан в мусульман. Блаженный Иоанн долгое время являлся рабом на службе своего хозяина, честно выполняя возложенные на него обязанности.

Святой проявлял великое милосердие и смирение, помогая даже тем, кто издевался над ним.

Путь к святости

Преподобный Иоанн появился на свет в землях Малороссии в 1690 г., воспитывался в благочестивой христианской семье. В юношестве его завербовали на военную службу при дворе императора Петра Великого. Во время неудачного военного похода на Турцию 1711 г. Иоанн вместе с сослуживцами попал в суровый плен к мусульманам. Юноша стал рабом оттоманского начальника Аги. Новый хозяин взял Иоанна в родную деревню, называвшуюся Прокопион, что в Малой Азии.

Святой Иоанн Русский

  • Военная неудача Петра I повлияла на то, что в турецких землях появилось множество пленных из Российской империи. Большинство отреклось от православия, чтобы облегчить условия рабского жития на вражеской территории. Однако Иоанн проявил небывалую стойкость и, демонстрируя любовь к Отцу Небесному, сохранил Ему верность. Он знал, что даже ранняя смерть не отнимет той мудрости, которая успокаивает праведника в самых тяжелых условиях.
  • Соблюдая божественный завет, Иоанн терпеливо и смиренно переносил рабство, недоброе отношение со стороны хозяина, издевательство местных жителей. Недруги называли его неверующим, демонстрируя ненависть и глубокое презрение. Святой подвергался избиениям и другому насилию, но никто не смог добиться от него отречения от христианской веры. Иоанн отвечал, что тяжкому греху богоотступничества предпочтет смерть. Святитель не боялся мучений, но всегда имел перед глазами подвиг Христа, научившего своих последователей терпению и великой твердости.
  • Такая непобедимая верность вскоре смягчила сердце турецкого хозяина, который почувствовал расположение к блаженному Иоанну. Святой смог заключить условие, при котором продолжал выполнять все приказания, но не терял свободы веры. Получив расположение, Иоанн стал работать в конюшне. Здесь он устроил себе ночлег, подобный яслям Христа, а утром и днем нежно ухаживал за лошадьми. Хозяин с супругой полюбили святого и предложили ему домик для жилья, но тот учтиво отказался и продолжал ночевать в конюшне. Так он изнурял себя подвижничеством, не видя неудобств, ночью Иоанн предавался молитвам, и запах навоза мистическим образом превращался в божественное благоухание. В его рацион входила только постная еда.
  • Ежедневно молясь и отводя малое время сну, он тайным образом посещал храм преподобного Георгия, стоявший на горе, недалеко от хозяйского дома. Здесь Иоанн совершал ночные службы и причащался Тайн Господних. Благодать Святого Духа привлекла в дом мусульманского хозяина богатство, Ага понимал причину и всем рассказывал о великом подвижнике Иоанне.

На пиру

Разбогатев, Ага пожелал совершить паломничество в Мекку, считавшуюся у мусульман священным городом. Жена хозяина пригласила в дом родственников и близких людей семьи, чтобы отметить благополучное прибытие мужа в назначенное место. Блаженный Иоанн смиренно прислуживал у стола. Подавали любимую еду хозяина - плов, жена ответствовала, что Ага был бы чрезвычайно рад его любимому блюду. Тогда святой обещал, что плов прибудет в Мекку.

Икона Святого Иоанна Русского

  • Иоанн взял блюдо с пищей и пришел в конюшню, где, встав на колени, начал горячо просить Господа о перемещении еды. Блаженный подвижник не сомневался во всемогуществе Господа. Благодаря вере и молитве, плов чудесным образом отправился в Мекку. Однако гости не поверили ему, говорили, что он сам его съел или отдал беднякам.
  • Не было предела удивлению родственников, когда хозяин привез из священных мест домашнюю медную тарелку, только святой Иоанн остался спокоен. Ага рассказал, что вернувшись из мечети, он обнаружил плов на столе, хотя дом был заперт все время. Хозяин подтвердил, что на тарелке была выгравирована родовая фамилия.
  • Весть о чуде разнеслась по округе, после этого случая блаженный Иоанн удостоился заслуженной любви и почитания. Отныне люди испытывали праведный страх и уважение при взгляде на святого. Более никто не осмеливался обидеть его. Хозяин настаивал на переселении святого из конюшни, но последний был непроницаем. Он продолжал суровый завет подвижничества и строгого поста.

Последние годы

Святой тяжело заболел и, предчувствуя скорую кончину, пожелал причащения Божьих Тайн. Окружение понимало, что необходимо пригласить священнослужителя для прощания. Зная о фанатизме турецкого населения, батюшка отказался открыто нести Священные Дары в конюшню к умирающему праведнику. Тогда священник спрятал Их в яблочном плоде и передал блаженному Иоанну. После ритуала причащения последний смиренно отдал душу во власть Всевышнего Господа, это произошло в конце мая 1730 г.

Похоронили блаженного Иоанна по христианским традициям, несмотря на тотальное распространение в турецких селениях мусульманства.

Праведный Иоанн Русский

  • Покойного раба похоронили с подобающими почестями рядом с церковью святого Георгия, находившейся неподалеку. На похоронах люди плакали и испытывали благоговение, Ага распорядился накрыть останки ковром из драгоценных материалов.
  • Местное население вскоре начало почитать усопшего, верующие говорили о великих исцелениях, происходящих на месте погребения блаженного праведника. Болезни покидали не только христиан, но и местных мусульман, а также армян и последователей протестантизма. Место погребения блаженного праведника стало святым для всей Каппадокии.
  • Осенью 1733 г. Иоанн Русский явился во сне священнослужителю, причащавшего его. Блаженный праведник открыл старцу тайну нетления своего тела, хотя прошло уже более трёх лет со дня смерти. Батюшка не поверил словам, пока свет божественной благодати не озарил могилу святого праведника. Верующие вскрыли гроб и изумились нетлению и благоуханию тела Иоанна Русского. Мощи блаженного праведника торжественно перенесли в храм преподобного Георгия.
На заметку! С 1962 г. РПЦ включила имя блаженного праведника в церковный календарь. Первый российский храм во славу Иоанна Русского воздвигли в 2003 г., в московском районе Кунцево, благословение на постройку давал сам патриарх Алексий II.

Через 13 лет рядом соорудили и освятили более просторный собор. Вскоре воздвигли храмы в Костроме и Батайске (Ростовская область), в Новосибирске блаженному Иоанну посвятили придел церкви Абалацкой Богоматери, построенной в начале 90-х годов. В украинском городе Новоград-Волынском и Святогорской Лавре также возводят храм в честь блаженного праведника.

Чудотворения останков

Господь прославлял имя святого праведника великими событиями с момента его кончины по настоящее время.


В православной традиции существует две молитвы, обращенные к Иоанну Русскому.

  • В первой прославляется его праведное житие, горячая ревность к служению Господу, а также подвиги в граде Прокопионе. Далее, молящиеся просят об избавлении от голода, болезней и войн, а также об объединении людей в христианстве.
  • Вторая молитва прославляет святой образ праведника и просит принять духовную жертву, дабы избавился человек от власти дьявольских козней, печалей и болезней.
Важно! Иоанн Русский - человек, явивший для всех пример истинного смиренного служения Господу. Он ведет верующих по пути духовного знания, являет чудесную силу исцеления и дарует надежду на обретение вечной жизни у Престола Господа.

Деяния блаженного праведника помогают обрести небесный свет в собственном разуме, исправить характеры и возродить души во имя свободы от уз порока.

Фильм о чудесах и свидетельствах жизни святого Иоанна Русского

Память святого исповедника Иоанна Русского совершается в Православной Церкви 9 июня по новому стилю.

Жизнеописание святого Иоанна Русского
Иоанн Русский является святым XVIII века, который большую часть жизни провел в турецком плену среди мусульманского населения, сохранив верность Христу и проявив подвиг исповедничества. О его жизни в России практически ничего неизвестно, однако в житии святого упоминается о том, что он был родом из Малороссии. Когда Иоанн достиг совершеннолетия, то был призван в армию, поскольку в правление Петра каждое из сословий должно было нести рекрутскую повинность.
В 1710 году началась Русско-турецкая война, целью которой было усиление Российской империи на Черноморском побережье. Несмотря на то, что армия, созданная Петром, представляла собой достаточно серьезного противника, Османская империя одержала победу, и в 1713 году был заключен мирный договор, по которому ей отходило побережье Азовского моря. Хотя точное число убитых и попавших в плен русских воинов неизвестно, но историки утверждают, что оно было значительным. Среди пленников оказался и святой Иоанн, которого отправили из Азова в Константинополь, где он был продан в рабство. По-видимому, его хозяин был достаточно знатным и богатым человеком, поскольку имел свое имение в Малой Азии, где святому было суждено провести весь остаток жизни. Иоанну предложили принять ислам, но он отказался, хотя и понимал, что обрекает себя тем самым на тяжелую жизнь, так как мусульмане с большим презрением относились к христианам. Святому пришлось терпеть принижение и издевательства от хозяев, но любовь к Богу и упование на Него помогали исповеднику переносить все тяготы. Спустя некоторое время окружающие увидели его доброту, незлобие и искренность веры. Проникшись уважением к своему пленнику, они прекратили гонения.
Житие повествует о том, что святой Иоанн старался и на чужбине жить так, как предписывала Православная Церковь. Он строго постился, проводил все свободное от работы время в молитве и ночами посещал пещерную церковь, где собирались другие верующие христиане. За свою глубокую веру и благочестие он удостоился дара чудотворения, благодаря чему стал пользоваться уважением даже среди мусульманского населения. Скончался святой в 1730 году после тяжелой болезни. Хозяин передал тело Иоанна в христианскую церковь, где святой молился всю жизнь, и попросил, чтобы его погребли по православному обычаю.

Почитание святого в разных странах
Почитание Иоанна Русского началось сразу же после его кончины, и к могиле начали стекаться паломники, которые с молитвой обращались к исповеднику и получали помощь и исцеления. Спустя три года, святой Иоанн явился одному из священников пещерного храма и повелел открыть мощи. После того, как могила была вскрыта, то все убедились в нетленности останков святого, и они с почестями были перенесены в раку для поклонения.
В первой половине XIX века возник военный конфликт между Турцией и Египтом. То селение, где находились мощи святого Иоанна Русского, было захвачено, и воины сожгли христианскую церковь, однако чудесным образом огонь не тронул святыню. Позже по инициативе Русской Православной Церкви в селении был построен храм в честь святого, но спустя некоторое время христиане из-за политических изменений в Турции переселились на греческий остров Эвбея, и перенесли туда мощи, где они и находятся в настоящее время. Имя святого Иоанна Русского было внесено в русские святцы в 1962 году, а в 2003 году в Москве был возведен храм в честь этого исповедника. Кроме того, святого очень почитают также на Украине, откуда он был родом.

Тропарь, глас 4:
На Небеси предстоя Святей Троице,/ праведне блаженне Иоанне,/ земный ангеле, Божий человече,/ с Безплотными лики славословиши любовь неизреченную,/ в Церкви первородных со святыми водворялся,/ о нас, сущих на земли, возносиши молитвы/ к Содетелю всех и Спасу,/ да подаст мир всему миру,/ Церквам на земли благостояние и соединение всех,/ чтущих Сына Божия, во плоти пришедша,/ во святем Теле Христа Иисуса,/ еже есть Церковь Бога Живаго,/ во спасение рода человеческаго.

Кондак, глас 4:
Евангельския любве служителя,/ правды Божия ревнителя,/ чистоты душевныя и телесныя хранителя,/ веру Христову исповедавша в страданиих,/ праведнаго Иоанна ублажаем и почитаем днесь/ и, житием его назидающеся, поем:/ радуйся, молитвенниче наш, от Бога прославленный.

Величание:
Величаем тя, святый праведный отче наш Иоанне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва:
О, святый новоявленный угодниче Божий, Иоанне Русский! Подвигом добрым подвизаяся на земли, восприял еси на небесех венец правды, еже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстояй Престолу Божию, приими моления наша, раб Божиих (имена), и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу козней диавольских, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме