Иерусалимская божья матерь в чем помогает. Описание Иерусалимской иконы. Российские храмы во имя иконы

Апостолы Петр, Павел, Иаков и другие с псалмопением несли одр, на котором лежало тело Богородицы с горы Сион (из дома ап.Иоанна Богослова) в Гефсиманию (в гробницу в Кидронской долине у подножия Елеонской горы, где позднее был сооружен храм Успения).

Вход в храм Успения Божией Матери в Гефсимании

Вот сюда, в Кидронскую долину, в Гефсиманию, к западному подножию Елеонской горы, принесли апостолы тело Божией Матери и положили его во гробе. До Гефсиманского сада и знаменитых древних олив отсюда метров 70 (или немногим дальше). Подземный храм Успения Божией Матери (которому примерно полторы тысячи лет) принадлежит грекам и армянам, молиться и поклониться сюда приходят все христиане, кроме протестантов. На фотографии собственно вход в храм и площадка перед ним (она уже находится ниже уровня земли). Здесь часто много паломников и просто туристов, а также арабских детей которые "продают" веточки олив, растущих вокруг, то есть попросту говоря попрошайничают.

Лестница ведущая в храм Успения Божией Матери в Гефсимании

Когда Вы входите в двери, то сразу попадаете на лестницу из древних ступеней (их около пятидесяти и они разных эпох), которые довольно круто ведут вниз. Примерно на середине этой лестницы устроены два придела в честь св.Иосифа Обручника (левый) и в честь свв.Иоакима и Анны (правый). Входы в них хорошо видны на этом снимке. По преданию эта гробница была семейной, соответственно и эти святые когда-то были похоронены именно здесь. Внизу, в конце лестницы, постоянно дежурит как минимум один греческий монах. Спустившись ниже уровня упомянутых приделов как правило увидим немалое количество молящихся паломников, их лица обращены направо от входа, на восток, именно там находится гробница Божией Матери.

Часовня над Гробницей Божией Матери

Повернув направо мы увидим небольшую часовню с двумя входами, точнее с одним входом (он на снимке справа и туда стоит очередь паломников) и одним низеньким выходом. Часовня вся увешана иконами и лампадами. Многие входят сюда поклониться не иначе как на коленях, что мы и видим. В прежние времена рядом с этой часовней (если не ошибаюсь справа от нее) было отведено специальное место где могди помолиться мусульмане, почитающие Пресвятую Деву, сейчас вроде бы этого уже нет...
Престол внутри часовни

Внутри часовни очень тесно, древние низенькие округлые своды. Одновременно здесь могут молиться человека три, едва ли больше. Вошедший видит несколько икон и свечи, горящие на каменной плите-престоле, которая прикрывает сверху ложе Божией Матери.
Ложе Пресвятой Богородицы

Теперь самое время преклонить колени. Поступивший так увидит своими глазами (за стеклом) каменное ложе, на котором апостолами было положено тело Божией Матери (усопшей по преданию в возрасте 72 лет) и с которого оно было перенесено Христом на небеса. Как видим некоторые кидают сюда записки и даже деньги (пожертвования). Плиту престола мы теперь видим на этом снимке снизу, между ней и собственно ложем значительное пространство (не так как в Кувуклии на Гробе Господнем).

Иерусалимская Икона Божией Матери

Теперь выйдем из часовни и повернем вслед за другими паломниками направо и пройдем за часовню, вглубь храма. Здесь в каменном киоте находится очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери. Насколько мне известно она была написана относительно недавно (я полагаю что лет 100-120 назад, не знаю этого достоверно) русской монахиней-иконописицей одного из монастырей Иерусалима, которой явилась Пресвятая Дева и повелела написать Ее образ. Образ и был написан и Богородица изображена на нем такой, как предстала в видении. Старец Паисий Святогорец именно про эту икону говорил что она более всего имеет портретное сходство с Богородицей. Очередь чтобы помолиться здесь и приложиться к иконе такая же как и в гробнице. Многие паломники (особенно приезжающие в группах) красиво поют хором, прославляя Божию Матерь (я слышал греков, французов-католиков и некоторых других). По обе стороны от киота (по стенам храма) расположены небольшие диванчики-сиденья, когда народу мало здесь очень хорошо передохнуть в полной тишине подземелья. Здесь же у стены (слева от киота) находится еще один греческий православный престол, ничем не огражденный.

Иерусалимская икона Божией Матери

От этой иконы и в самом деле трудно отвести глаза (по крайней мере для меня это так). Репродукции с этого образа встречаются в Иерусалиме повсеместно и очень часто.

Лестница

Ну а теперь можно и наверх, к солнцу.

Греческий храм

Непосредственно рядом с входом в храм Успения, на той же небольшой площади, находится маленькая греческая церковь, со звонницей на которой развиваются два флага - греческий государственный и флаг Святогробского Братства. Эти флаги являются непременным атрибутом всех храмов и монастырей Православного Иерусалимского Патриархата на Святой Земле.

Торговля веточками олив

Вот она, упомянутая выше "торговля" веточками олив (но это уже у самого входа в Гефсиманский сад).

Храм Марии Магдалины

В непосредственной близости от церкви Успения (метров 200, немного выше по склону Елеонской горы) находится храм Марии Магдалины (и небольшой русский женский монастырь РПЦЗ при нем), сад в котором он стоит трудами монахинь поистине райский.

Храм Марии Магдалины

Если смотреть сверху, то хорошо видно что сразу под ним, у подножия Елеонской горы и рядом с гробницей Божией Матери находится Гефсиманский сад, а рядом с садом (можно сказать в нем) католическая церковь Всех Наций (двенадцать небольших куполов хорошо видны), построенная в 20-х годах двадцатого века, ее алтарь стоит на скале, на которой по преданию молился Христос непосредственно перед тем как стража пришла за ним. Аминь и слава Богу.

Пресвятая Богородица спаси нас!

В соответствии с преданием, Иерусалимская икона Божией Матери была написана одним из апостолов Иисуса - Лукой всего через 15 лет после Вознесения Спасителя, то есть в 48 году. Она стала первой из семидесяти прижизненных образов Богоматери, принадлежащих кисти апостола Луки.

Если описывать историю Иерусалимской иконы кратко, то отметим лишь основные вехи. Первоначально икона была передана в иерусалимскую христианскую общину; в 463 году ее перенесли в константинопольский храм Богоматери, и, когда городу грозило нападение скифов, всенародный молебен перед Иерусалимской иконой защитил город от него.

В 988 году при принятии князем Владимиром крещения в Корсуни (Херсоне), он получил эту икону в дар, а затем даровал ее новгородцам, когда жители города приняли христианскую веру. В 1571 году икона из новгородского Софийского собора по повелению царя Ивана Грозного была перенесена в кремлевский Успенский собор. В 1812 году чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери была захвачена французами. Считается, что ее увезли во Францию, однако, по утверждению французской стороны, ее нет в инвентарной описи собора Парижской Богоматери. В настоящее время в Успенском соборе имеется старинный список с иконы Иерусалимской «Богородица».

Описание иконы

По иконографии икона Пресвятой Богородицы Иерусалимская относится к типу Одигитрия (Путеводительница). На поясном изображении Богоматери Она одной рукой держит Младенца Христа, а другая рука прижата к груди, что символизирует глубокое сопереживание, преданность и любовь к Сыну, ставшему жертвенным агнцем за грехи всего человечества.

В то же время эта рука как бы указывает на Иисуса – именно в Нем спасение для всех нас.

На лике Богородицы и Младенца написаны кротость и внутренняя сила, которые помогли Им со смирением принять Волю Божью

В левой руке Младенец Иисус держит свиток, символизирующий Его учение – Истинную Веру, а персты правой Его руки сложены для благословляющего жеста. Кажется, что Мать с Сыном ведут безмолвный диалог, свидетельствующий об Их полном духовном единении.

Иногда на Иерусалимской иконе Божией Матери изображают Ее родителей – праведных Иоакима и Анну или же апостолов и мучеников.

В чем помогает Иерусалимская икона Божией Матери

В истории было несколько случаев явленных чудес, когда молитва иконе Иерусалимской Богоматери останавливала страшные эпидемии, как это произошло в 1771 году с чумой и в 1866 году с холерой

После крестного хода с иконой по Москве и окружающим ее селам эпидемии прекратились.

Хотя и утрачен подлинник Иерусалимской иконы, значение ее списков и почитание иконы было настолько велико, что для них было специально выстроено немало храмов, в том числе храм Иерусалимской иконы в Москве. Вообще иконы из Иерусалима, где закончился земной путь Спасителя, пользуются особым почитанием.

О чем молятся Иерусалимской иконе

Молиться Иерусалимской иконе Богоматери нужно от чистого сердца и с подлинной верой, только тогда Она явит свое чудо, как это неоднократно происходило с чудесными исцелениями от слепоты, паралича и других тягостей.

Защита Богоматери простирается не только на отдельных людей, но и на всю страну, которую Она охраняет от вражеских нападений, стихийных бедствий, эпидемий. Молитва Ей укрепляет духовные силы и силу веры; Иерусалимская икона Божией Матери помогает сохранению согласия и достатка в семье. Так как это икона Путеводительница, то всем, кто отправляется в дальний путь, стоит испросить у нее благословения перед дорогой.

Помолиться перед Иерусалимской иконой стоит и накануне важных событий, которые могут стать причиной неприятностей, ввергнуть в скорбь и уныние. Духоподъемная сила молитвы Богородице доказана за много веков ее существования.

Молитва иконе

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла. О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящий исцели, скорбящыя утеши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Тайн причастницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

Некоторые образы Божией Матери имеют очень древнюю историю, которая часто тесно переплетается с Российской. Такова «Иерусалимская» икона Божией Матери. Согласно преданию, автором ее был сам апостол Лука, следовательно, известен образ уже почти две тысячи лет.


История появления

Многим хочется знать, как на самом деле выглядела Божия Матерь, возможно, ее современники предугадали желание потомков. Евангелист Лука написал с Девы Марии несколько икон. Именно этот образ готовился для общины христиан в Иерусалиме, откуда он и усвоил свое название. Предание называет годом создания иконы 48 г. н. э. - прошло почти 15 лет после Вознесения, еще не было написано Евангелие, но история Церкви творилась.

Считается, что именно возле этой иконы преподобная Мария Египетская услышала призыв к покаянию. Множество других чудес сопровождало образ в течении веков. Иерусалимская святыня проделала долгий путь.

  • Перенесена в Константинополь (во время правления Льва Великого, 5 век). Во время нападения скифов весь народ молился перед Иерусалимской иконой Божией Матери, враги отступили.
  • Образ перенесли в главный Византийский храм (Влахернская церковь), там он оставался триста лет.
  • В 988 г. образ был подарен великому князю Владимиру, который перенес его в Корсунь, затем в Киев. Когда новгородцы тоже приняли крещение, образ перешел им в дар.
  • Во второй половине 16 в. Иван Грозный поместил Иерусалимскую икону в Успенский собор г. Москвы. Там она находилась до наполеоновского нашествия, во время которого исчезла.
    В Успенском храме икона располагалась в южной части иконостаса, затем в западной. В начале 18 в. ее обновили, сделали новый драгоценный оклад. На его полях находились апостолы и мученики. Возможно, оклад стал причиной, по которой святыню решили похитить.

Долгие годы считалось, что французы вывезли образ в Париж, однако на официальный запрос, сделанный в 70-х годах прошлого столетия, пришел ответ, что такой иконы в музеях Франции нет. Сегодня в Кремле находится список, в серебряном окладе. Он сделан, вероятно, во время обновления оригинала.


Отличительные черты

Иконографический тип иконы Божией Матери Иерусалимская описывается специалистами как «Путеводительница». По исполнению очень похож на Грузинскую, да и многие другие образы написаны подобно ему - , . Матерь Божия изображена по пояс, поддерживает Сына правой рукой (он может находиться и с другой стороны в прочих вариантах «Одигитрии»).

Богомладенец корпусом и ликом обращен к Матери, голова поднята. В левой руке Он держит знак ведения, знания (свиток), правая поднята в благословении. Сложение пальцев - двуперстное. Лицо Божией Матери направлено к Сыну, голова склонена, рука прижата к груди. Этот безмолвный диалог на Иерусалимской иконе имеет глубокое богословское значение.

На иконах изображаются жесты и позы, таящие не буквальный, а духовный смысл. Господь поворачивает лицо к Матери в знак своей любви, внимания к ней. Единение Бога и человека в полной мере представлено здесь, в виде Христа и Марии. Полностью усвоив от нее человеческую природу, Он остался и Богом, одним из лиц Святой Троицы.

Великий Бог смирил Себя настолько, что явился как обычный слабый младенец, полностью зависящий от земной женщины. А сама она стала проводником в мир людей, при этом сумев показать все лучшие человеческие качества. Прижатая рука на образном языке иконописи означает глубокое сопереживание - разве может мать не чувствовать всю боль, которая достается на долю Сына?

Ее душа была пронзена множеством мечей в тот день, когда Он умирал на кресте. Но терпение и смирение позволили Деве Марии с достоинством пройти свой путь. Это она предлагает сделать каждому, потому что в конце ждет достойная награда - вечность со Христом. Все это подготовленный зритель может понять лишь по одному жесту.

Есть несколько видов Иерусалимской иконы:

  • С изображениями на полях - это могут быть апостолы, мученики. Они не являются частью композиции, как бы парят слева и справа
  • С предстоящими святыми - праведные родители Св. Марии, Иоаким и Анна.

Чудеса Иерусалимской иконы Божией Матери

За многие столетия существования, образ прославился различными чудесными явлениями. В чем она помогала верующим? По молитвам у иконы Божией Матери «Иерусалимская» были остановлены две страшные эпидемии - чумы (1771 г.) и холеры (1866 г.). Тогда икона находилась в Москве. Сами жители просили о возможности совершить молебны около святыни. Тогда ее пронесли по разным селам (Коломенское, Сабурово и др.). По окончании процессии эпидемия прекратилась.

Почитаемые списки

Оригинальную икону не удалось сохранить, но в России осталось несколько чтимых списков, тоже довольно древних, хотя и намного «моложе» того образа, что был написан евангелистом. Одной из святынь обладает храм Рождества в Измайлове. Сначала икона находилась в царской усадьбе - как будто предвидя потерю, государи вовремя велели делать копии чудотворного Иерусалимского образа.

Список большого размера, поэтому тяжелый - его с трудом могут поднять 8 человек. По сторонам композиции - апостолы и мученики. Измайловская икона отличается тем, что персты Спасителя сложены по-другому. В храме еженедельно поется акафист в память о чудесах, которые были вымолены жителями Москвы у Царицы Небесной.

Чтимые списки находятся также и в других храмах:

  • г. Бронницы, Новый Иерусалим (Московская область);
  • Церковь Живоначатльной Троицы (Москва);
  • Церковь Воскресения Христова (Москва);
  • в Афонском Пателеимоновском монастыре.

Российские храмы во имя иконы

Почитание Богородицы на земле русской таково, что во имя ее святых икон выстроено множество церквей. Одна из красивейших архитектурных достопримечательностей Москвы - храм Иерусалимской иконы, работы архитектора С. Воскресенского. Приходу был выделен участок земли, но церковь строилась частями, на пожертвования горожан. Полностью работа была закончена в 1915 г.

Вместительный храм отличал не только прекрасный устремленный вверх купол, но и оригинальный высокий иконостас. Новая власть, однако, не нуждалась в церкви, ее решено было реконструировать под фабрику. В 50-е здесь располагался завод. Только в 1996 г. историческое здание вернули Церкви, храм за Покровской заставой стал Патриаршим подворьем. Также здесь находится представительство Иерусалимского женского монастыря, ведется благотворительная деятельность.

На святой земле, возле Гефсиманского сада, где прошли последние свободные часы земной жизни Спасителя, находится Гефсиманская Иерусалимская икона Богородицы. Именно здесь пребывало тело Царицы Небесной после ее успения. Гроб Божией Матери расположен в небольшой пещере, где теперь православная часовня. Туда ведет очень узкий проход. Чудотворный образ находится под позолоченной ризой, в массивном каменном киоте. Возле него неутомимые монахи регулярно возносят молитвы.

Молятся у Иерусалимской иконы Божией Матери о том, о чем больше всего болит душа. Пресвятая Дева может совершить много чудес:

  • Защищает дом (не только в узком значении, но и родное государство) от нападений врагов, бандитов.
  • Уберегает от стихии.
  • Сохраняет достаток и мир в семье.
  • Исцеляет различные болезни, в том числе те, которые не поддаются лечению современными медикаментами. Известны случаи прозрения, выздоровления от паралича.

Только для чуда недостаточно наличия иконы. Необходимо иметь твердую веру, воспитать ее в себе при желании может каждый. Тогда любая икона сможет стать «окном в другой мир», будет приносить радость общения с Господом.

Молитвы Иерусалимской иконе Божией Матери

Тропарь

Твоего предстательства уверение / и милосердия Твоего явление / икона Иерусалимская нам, Владычице, показася / пред нею же души наша в молитве изливаем / и верою Тебе вопием: / воззри, Милосердая, на люди Твоя, / вся скорби наша и печали утоли, / утешение благое в сердца наша низпосли / и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Кондак, глас 5

Не отрини, о Милосердая Мати, слез и воздыханий наших, но прошения наша милостивно приимши, пред Иерусалимскою иконою Твоею молящихся людей веру укрепи, умилением сердца их исполни, и крест земнаго жития нести им помози, елика бо хощеши можеши.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Молитва первая

О Пресвятая и Преблагословенна я Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла.

О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящий исцели, скорбящыя уте-ши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Тайн при-частницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Иерусалимская икона Богородицы - прародительница всех ныне известных икон. По образу и подобию ее были написаны все христианские святыни, изображающие Богородицу во всей Ее красоте и величии.

Иерусалимская икона — это одна из самых известных и почитаемых образов Божией Матери, перед которой молят о помощи христиане со всего мира. Это первая из святынь Богоматери, написанная при Ее жизни апостолом Лукой. Данный образ связан со многими чудесами и явлениями, произошедшими на земле. Иерусалимскую икону превозносят всем миром, и каждый верующий должен знать историю Богородичного лика.

История Иерусалимской иконы

Иерусалимская икона Божией Матери была написана святым Лукой еще в древности. На протяжении двух тысяч лет она сопровождает христианство, оберегая и поддерживая всех верующих людей.

Как известно, Богородица является главной помощницей и заступницей православного народа. Иерусалимская икона играет очень важную роль в жизни христиан, ведь она заключает в себе не только образ Богоматери, но также является первой святыней, созданной еще при жизни Пречистой Девы.

За всю историю христианства Иерусалимская икона совершила много чудес. Она защищала и оберегала людей, исцеляла целые города, избавляла от различных эпидемий. Поначалу святой образ Божией Матери считался покровителем города Иерусалим и его народа. Но сила и могущество данной иконы настолько велики, что она дарит свою защиту и поддержку каждому истинно верующему. Чудотворной иконой святыню начали считать после того, как она исцелила святую мученицу Марию Египетскую от дьявольских сетей и сильнейшего сглаза .

Где хранится чудотворный образ Богородицы

С XIX века Иерусалимская икона Богородицы хранилась в московском Кремле, но в 1812 году она исчезла. Никто не знает, где в настоящее время находится святыня.
Списки данного образа можно найти в нескольких храмах нашей страны:

  • В Москве, в Алтаре Успенского Собора;
  • В Подмосковье, в Новом Иерусалиме;
  • В Вешняках, в церкви Живоначальной Троицы;
  • В Храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

Описание Иерусалимской иконы

Образ Богоматери на Иерусалимской иконе схож со многими Ее иконами. Богородица изображена по пояс, в своем привычном одеянии багрового цвета, с покрытой головой. На руках Она держит Спасителя.

Младенец в левой руке держит свернутый список, а пальцы правой руки сложены в двуперстном жесте, символизирующем благословение . Лик Христа обращен к Богоматери, что выражает высокое духовное значение: любовь к Матери, уважение и благоговение.

В чем помогает чудотворный образ Божией Матери

Иерусалимская икона Божией Матери на протяжении веков исцеляла людей от различных заболеваний и несчастий. Главным образом святыня помогает излечить болезни, связанные с параличом различных конечностей, глазами, и даже слепоту. К ее чудотворным деяниям относятся также избавления от эпидемий и чумы целых городов и стран.

Христиане молятся перед святым образом Иерусалимской Богоматери с просьбами об избавлении от грусти, печали и скорби . Икона способна предотвратить нападки со стороны недругов, она становится заступницей и покровительницей людей, истинно верующих в Господа.

Дни празднования

Православные верующие возносят почести Иерусалимской иконе Богородицы 25 октября (12 по старому стилю). Этот день является официально утвержденным праздником в Русской Православной Церкви.

Молитва Богородице перед иконой

«О, Пречистая Дева, Царица Небесная, услышь молитвы наши и приди на помощь нам. Не оставь нас без внимания святого. Исцели души наши от мыслей коварных, от злобы и уныния. Придай нам сил, подари счастье и покой на грешной земле. Лишь ты одна Заступница наша, лишь на тебя надежда наша. Помолись за нас перед Господом, попроси об отпущении грехов наших и о благословении Его. Ибо ты в Царствии Божием рядом с Господом и Сыном Его Иисусом Христом. Стань опорой нашей и поддержкой. Да восхвалим мы имя Твое и прославим Тебя, Богородица Пречистая! И за все деяния Твои чудодейственные благодарим Тебя! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

До Иерусалимской иконы люди были лишены главного чуда — незримой и вездесущей помощи и заступничества Богородицы. Ведь совершенно неважно, где вы находитесь, если с вами есть лик Пречистой Девы, который, подобно самому сильному оберегу , защищает вас, отворачивая несчастья и беды от вашей жизни. Мы желаем вам мира в душе. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

25.10.2017 05:14

Среди множества чудотворных икон можно выделить лик Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». К...

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой через пятнадцать лет после Вознесения Спасителя.

Иерусалимская икона Божией Матери: как она появилась?

В Россию Иерусалимский образ Божией Матери попал в год Крещения Руси в качестве подарка из Константинополя святому равноапостольному князю Владимиру, крестившемуся в городе Корсуни (нынешний Херсонес) и обвенчавшемуся там же с Анной, сестрой константинопольских императоров Василия и Константина. Дальнейшая история чудотворного образа связана с городами Киев, Новгород, Москва и – Париж, куда, по некоторым сведениям, святыня была увезена французами, захватившими в 1812 году Москву и разграбившими, осквернившими соборы, церкви Кремля. (Согласно другим сведениям, она хранится в Ватикане, но весомых доказательств как первой, так и второй версии нет).

В Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре, что в селе Лукино Домодедовского района Подмосковья, и в представительстве этой обители в столице – Патриаршем подворье храма Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой – 25 октября отмечается престольный праздник. Однако не всем прихожанам известна в подробностях история святыни своего храма. А обе эти истории (что в сельском монастыре, что в московской церкви) полны драматических моментов, наглядно свидетельствующих о том, как Господь через людей выражает Свою волю: «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 13).

Летом 2001 года монахиня Екатерина (Чайникова) была назначена настоятельницей Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря. Вникая в дела обители, она узнала, что чудотворную икону Божией Матери Иерусалимская возвратили в монастырь настоятель и прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы из села Большое Мячково еще в 1993 году. Рассказывали также, что ее чудом удалось сохранить в годы советской власти. Кто участвовал в этом чуде, матушка Екатерина узнала чуть позже. А тогда она, новая настоятельница, увидела разрушенный Иерусалимский храм. Главная его святыня – чудотворный образ – стояла в коридоре настоятельского корпуса… Первое, что матушка Екатерина с сестрами стала делать по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, это реставрация Иерусалимского храма. Так хотелось, чтобы святыня скорее заняла свое место – там, где она была прежде!

Вот что рассказала сама игумения Екатерина:

– Средства на реставрацию требовались огромные. Но Святейший Патриарх Алексий сумел привлечь различные реставрационные фонды, и 25 октября 2001 года состоялось великое освящение храма. Я даже тогда пошутила на эту тему, когда мне дали приветственное слово. Сказала: «Ваше Святейшество, вот губернаторы или главы администрации отчитываются о своих первых 100 днях на новом посту. Мы тоже можем отчитаться и сообщить, что храм Иерусалимской иконы Божией Матери был восстановлен за 95 дней». Святейший Патриарх Алексий, добрый и милостивый, все понимал, и эту мою шутку он принял благосклонно. Конечно, трудиться многим пришлось днями и ночами. Иногда встреча с архитекторами назначалась, например, на два часа ночи, чтобы не торопясь, в тишине можно было детально обговорить, какой иконостас успеем сделать за двадцать дней. И ночью же рисовали наброски, эскизы, помня слова Его Святейшества, что временный иконостас он не будет освящать – только постоянный. Казалось, задача очень непростая, но к празднику в честь Иерусалимской иконы Божией Матери все было готово.

Видя столь ревностные труды настоятельницы и сестер по возрождению обители, к матушке Екатерине обратилась прихожанка довольно преклонного возраста – Зинаида Ильинична. Пришла на прием. Пожилая женщина сильно переживала, что уйдет из этой жизни и вместе с ней уйдет история о том, как удалось спасти чудотворную икону, когда в годы Великой Отечественной войны пришел приказ монастырские здания подготовить под госпиталь – очистить от того, что в них находится, и поступила команда комиссара: «Все бросить в костер!» Местночтимая икона Иерусалимской Божией Матери находилась в Крестовоздвиженском храме, превращенном в склад, где лежали запасы дров, угля, торфа. А икона, большая по размеру, написанная на кипарисовой доске, служила поддоном для складирования дров, угля и торфа. Ликом ее положили вниз, на тыльную сторону накидывали материал для топки. Зинаида Ильинична в молодости работала в санатории ВЦСП, в который переоборудовали монастырь. Была истопником. Старший истопник (как все ее звали, баба Настя) однажды сказала: «Зинка, ты посмотри, по какой доске ходишь!» Она беззаботно ответила: «Доска и доска. Что в ней такого?» – «Да не доска это, – строго произнесла баба Настя. – Это икона Божией Матери».

Зинаида Ильинична сказала матушке, что теперь она каждый день приходит в храм, чтобы поклониться Царице Небесной и испросить у Нее прощение за то, что в молодости вольно или невольно топтала лик Божией Матери кирзовыми сапогами.

– И правда, она прожила долгую жизнь, 93 года, – продолжила игумения Екатерина, – при этом почти до самой кончины каждый день приходила на службу. Войдя в храм, клала земной поклон перед образом Царицы Небесной.

…Когда во время расчистки Крестовоздвиженского храма Иерусалимскую икону Божией Матери подняли с пола и по приказу комиссара понесли в костер, старший истопник баба Настя встала на пути военных с распростертыми руками: «И меня вместе с ней туда бросьте!» По законам военного времени ее могли бы расстрелять на месте без суда и следствия, однако она не побоялась встать на защиту святыни. И мужество одной женщины, может, необразованной, может, не столь сильной физически, помогло спасти святыню. Комиссар сказал: «Делайте, что хотите, но чтобы я больше не видел икону». Баба Настя тут же позвала свою сноху, внучонка. И, по рассказу Зинаиды Ильиничны, они втроем волоком потащили икону в деревню Лукино, спрятали в стогу сена, а уже ночью стали смывать с нее грязь, принося в ведрах воду из деревенского колодца. При этом строго-настрого запретили мальчику рассказывать о месте нахождения иконы кому-то из своих товарищей или взрослых односельчан. Не сразу смогли найти священника, готового принять святыню в свой храм, затем нашли – километрах в пятидесяти от села Лукина, за Москвой-рекой. Тайком, ночью на подводе повезли икону в Верхнее Мячково. И она там пробыла пятьдесят лет… Все это рассказала матушке Екатерине прихожанка Зинаида Ильинична.

А если углубиться в раннюю историю местночтимого образа, то надо сказать, что его благословил сестрам Флоро-Лаврской общины святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. На тот момент община, имевшая статус женской богадельни, находилась в селе Старый Ям, где сестрам было очень тесно. Они обратились к владыке Филарету с просьбой помочь им решить вопрос с помещениями. Митрополит приехал, познакомился с их жизнью и сказал, что это не богадельня, это – монастырь! Потому как уже тогда женщины, жившие в этой богадельне, вычитывали правила, совершали богослужебный круг подобно монастырскому, но не имели право совершать постриги. В 1870 году община переезжает в село Лукино, однако статус монастыря и благословение Священного Синода о переименовании ее во второклассный Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь она получает в 1887 году, уже после смерти святителя. Иерусалимский – по наименованию иконы, а Крестовоздвиженский – по наименованию первого храма, который был в имении помещицы Головиной. Александра Петровна Головина похоронила мужа, похоронила трех своих детей и, приближаясь к вечности, хотела, чтобы в ее храме-часовне Воздвижения Креста Господня ежедневно совершалась служба с поминовением близких усопших. Результатом бесед с митрополитом Филаретом стало то, что помещица передала сестрам женской общины свое имение. После того, как Александра Петровна подписала все документы, сестры пришли ее поблагодарить за столь великий дар и застали последние минуты жизни благодетельницы… Сегодня чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери находится в северном приделе восстановленного храма. Этот придел, по свидетельствам историков, был устроен специально для образа Божией Матери, которым митрополит Филарет благословил сестер на создание обители.

– Величайшим чудом я считаю то обстоятельство, что Матерь Божия столько лет была в поругании, в унижении – ее святой образ топтали ногами, но после его спасения Милостивая Заступница продолжает помогать людям, – заметила игумения Екатерина. – Это Божие милосердие не поддается никакому человеческому осмыслению. Можно только благодарить Спасителя за Его милость и благодеяния, посылаемые Им каждому из нас.

И благодарят Иисуса Христа, Который по молитвам Его Пречистой Матери помогает укрепить силы, духовные и телесные, многие прихожане монастыря и родители, приезжающие со своими ребятишками в Российский реабилитационный центр «Детство», что находится рядом. Как-то матушке-настоятельнице пришло письмо от родителей из другой области, написавших, что они были со своим ребенком в этом центре и во время курса лечения посещали монастырский храм, где молились перед чудотворным образом Иерусалимской Божией Матери. А по возвращении домой случилось чудо: их малыш, совсем не ходивший, начал резво вставать на пяточки! Матушка Екатерина точно не знает, тот ли это случай или нет, но ей припомнилось, как однажды во время службы в церкви какой-то ребенок из реабилитационного центра вдруг пополз на коленочках к иконе. Мама пыталась удержать сынишку, но матушка подошла к ней и тихонько сказала, что не надо этого делать. Пусть мамочка только смотрит за тем, чтобы малыш не перевернул подсвечник, не ударился, а так пускай он к святыне доберется самостоятельно. И он подполз и попытался своими ручками достать до образа. Читать письмо обрадованных, воодушевленных надеждой родителей было радостно. Как и другое – от бабушки одной девочки. Она сообщала игумении, что по молитвам перед чудотворным образом Иерусалимской Божией Матери в монастыре у ее внучки Машеньки вскоре исчезло со щеки большое красное пятно на лице неизвестного происхождения, которое медики не брались лечить и потом никак не могли взять в толк, как оно вдруг взяло и пропало!

А одна знакомая матушки-настоятельницы по имени Людмила поведала ей, что она почувствовала сразу же после того, как опустилась на колени перед чудотворным образом в Крестовоздвиженской обители. У Людмилы очень сильно болели ноги. И она предупредила своего мужа, что сейчас встанет на колени перед иконой, помолится, а он пусть поможет ей подняться. Женщина, по ее рассказу, не просила помощи, не просила исцеления, только тихо произнесла: «Матерь Божия, прости меня, ведь я такая грешная, такая грешная!» И незаметно для себя встала с колен без помощи мужа. Также не заметила, как села в машину. Прежде она садилась в автомобиль, затем руками ставила туда одну ногу, вторую – такие у нее были проблемы со здоровьем. Но в этот раз спокойно так села! Приехав домой, она свободно вышла из машины, что прежде давалось ей с трудом. Увидев удивленный взгляд своего мужа, Людмила поняла: произошло чудо. Вначале эту историю она поведала своему духовнику и спросила, может ли рассказать обо всем матушке-игумении монастыря. Получив благословение, приехала через две недели в обитель и рассказала. Что было дальше? Год или чуть более Людмила ходила, забыв про боль в ногах, потом они снова о себе напомнили.

– Понимаете, Господь нам показывает, что есть чудо, но и вспомним Его слова, которые мы читаем в Евангелии от Иоанна: «Иди и больше не греши». Однако мы люди грешные, впадаем в какой-то соблазн, искушение. Хорошо, если спохватываемся, каемся и встаем на путь исправления. А если грех побеждает нашу природу, то неудивительно, что человека одолевает не только духовная слабость, но и слабость физическая, физические немощи, – продолжила матушка Екатерина.

Она рассказала и об удивительной истории, связанной с иконой в храме Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой Патриаршего подворья – представительстве Крестовоздвиженского ставропигиального женского монастыря в селе Лукине. Когда в этом храме, переданном Русской Православной Церкви, начали служить молебны, читать акафисты, то остро встал вопрос, где взять образ Иерусалимской Божией Матери. Матушка Екатерина написала письмо своей сестре, подвизающейся в Горненском женском монастыре в Иерусалиме. Но так как письмо шло долго, пока суть да дело, она отправилась в Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь в село Лукино к настоятельнице – монахине Фомаиде. Приехала, рассказала о восстанавливающемся храме в столице и попросила иконку и акафист. Матушка Фамаида ответила, что копии с местночтимого образа у нее нет, а есть только маленькая открытка с образом Иерусалимской Божией Матери. Эту открыточку и один акафист Пресвятой Богородице монахиня Фомаида отдала (пути Господни неисповедимы!), как оказалось, будущей игумении этой сельской обители.

А дальше… Дальше случилось еще одно чудо, свидетельницей которого стал матушка Екатерина. В одном из близлежащих к храму домов жила женщина, которая прежде была регентом в храме на Таганке, и батюшка благословил ее взять для келейного пользования икону Иерусалимской Божией Матери. Это был подарок благочестивой женщине. Та икону взяла, молилась перед ней, не ведая, что неподалеку открылась церковь, потому что еще на воротах оставались пятиконечные звезды, и местные жители знали: тут был закрытый завод, затем – коммерческая организация. И вот однажды, молясь перед иконой, женщина, по ее рассказу, услышала словно бы внутреннее внушение: «Отнеси икону в храм!» Она мысленно подумала: «Икона моя, я получила на нее благословение и почему теперь должна куда-то ее нести?» Второе внушение она услышала и тоже проигнорировала. А в третий раз, услышав грозный голос: «Отнеси икону в храм!» – и строптиво подумав: «Да никуда я ее не понесу», – увидела, что стены панельного дома затряслись как при землетрясении: затряслись все иконы в келье. И женщина в страхе закричала: «Господи, отнесу, отнесу. Куда нести, не знаю, но отнесу!» Разузнав, где находится только что открывшийся храм, женщина договорилась со своими подругами, друзьям, что они понесут икону все вместе. Собрались, зажгли свечи и с пением «Богородице Дево, радуйся…» пошли по улице. А в храме икона замироточила.
– Причем принесли они икону накануне праздника Сретения Господня, – сообщила игумения Екатерина, – а храм закрыли как раз на Сретение – в 1935 году. То есть Матерь Божия явила нам великую милость мироточением Своего образа. И такое благоухание исходило от миро, что словами его описать нельзя. Мироточение было обильное. Когда здесь стали разбирать офисные кабинеты, оставшиеся в храме после банка, то убирали икону в какую-то комнатку, чтобы можно было в течение недели заниматься строительными работами. Только представьте: уже на подходе к двери той комнаты чувствовалось благоухание, в котором множество дивных ароматов соединились в один. Какое благоговение мы при этом испытывали! Все внутри трепетало.

Настоятельница Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря и настоятельница Патриаршего подворья храма Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой игумения Екатерина, по ее словам, пока у нее силы есть, старается побывать на престольном празднике и на подворье, и в обители. Где-то она – на Всенощной, где-то – на Божественной литургии. Ей особенно приятно видеть в этот день множество верующих, пришедших или приехавших из разных уголков Подмосковья на престольный праздник. Когда-то в дореволюционной России это был большой праздник, отмеченный в календаре. Теперь – обычный, будничный день. (К счастью, нынче он выпал на субботу). Но для людей, почитающих Иерусалимский образ Пресвятой Богородицы, это по-прежнему великий праздник, и они стараются в этот день вознести свои горячие молитвы перед образом, пришедшим на Святую Русь вместе с принятием христианства. Многие приезжают с ребятишками…

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...