Э локк биография. Целью работы - изучение жизни и деятельности английского философа Джона Локка. Существует ли материальная субстанция

(1632-08-29 ) Альма-матер
  • Крайст-Чёрч ( )
  • Школа Вестминстер [d]

Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Дэвид Юм и Иммануил Кант . Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врождённых идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

Биография

Итак, Локк расходится с Декартом лишь в том, что признаёт вместо прирождённых потенций отдельных идей общие законы, приводящие разум к открытию достоверных истин, и затем не видит резкого различия между отвлечёнными и конкретными идеями. Если Декарт и Локк говорят о знании, по-видимому, различным языком, то причина этого заключается не в различии их воззрений, а в различии целей . Локк желал обратить внимание людей на опыт , а Декарта занимал более априорный элемент в человеческом знании .

Заметное, хотя и менее значительное влияние на воззрения Локка оказала психология Гоббса , у которого заимствован, например, порядок изложения «Опыта». Описывая процессы сравнения, Локк следует за Гоббсом; вместе с ним он утверждает, что отношения не принадлежат вещам, а составляют результат сравнения, что отношений бесчисленное множество, что более важные отношения суть тождество и различие, равенство и неравенство, сходство и несходство, смежность по пространству и времени, причина и действие. В трактате о языке, то есть в третьей книге «Опыта», Локк развивает мысли Гоббса. В учении о воле Локк находится в сильнейшей зависимости от Гоббса; вместе с последним он учит, что стремление к удовольствию есть единственное проходящее через всю нашу психическую жизнь и что понятие о добре и зле у различных людей совершенно различно. В учении о свободе воли Локк вместе с Гоббсом утверждает, что воля склоняется в сторону сильнейшего желания и что свобода есть сила, принадлежащая душе, а не воле .

Наконец, следует признать ещё и третье влияние на Локка, а именно влияние Ньютона . Итак, в Локке нельзя видеть самостоятельного и оригинального мыслителя; при всех крупных достоинствах его книги в ней есть некоторая двойственность и незаконченность, происходящая от того, что он находился под влиянием столь различных мыслителей; оттого-то и критика Локка во многих случаях (например, критика идеи субстанции и причинности) останавливается на полпути .

Общие принципы мировоззрения Локка сводились к следующему. Вечный, бесконечный, премудрый и благой Бог создал ограниченный по пространству и времени мир; мир отражает в себе бесконечные свойства Бога и представляет собой бесконечное разнообразие. В природе отдельных предметов и индивидуумов замечается величайшая постепенность; от самых несовершенных они переходят незаметным образом к наисовершеннейшему существу. Все эти существа находятся во взаимодействии; мир есть стройный космос, в котором каждое существо действует согласно своей природе и имеет своё определённое назначение. Назначение человека - познание и прославление Бога и благодаря этому - блаженство в этом и в ином мире .

Большая часть «Опыта» имеет теперь только историческое значение, хотя влияние Локка на позднейшую психологию несомненно. Хотя Локку как политическому писателю часто приходилось касаться вопросов нравственности , но специального трактата об этой отрасли философии у него нет. Мысли его о нравственности отличаются теми же свойствами, как и его психологические и гносеологические размышления: много здравого смысла, но нет истинной оригинальности и высоты. В письме к Молинэ (1696 год) Локк называет Евангелие таким превосходным трактатом морали , что можно извинить человеческий разум, если он не занимается исследованиями этого рода. «Добродетель » , говорит Локк, «рассматриваемая как обязанность, есть не что иное как воля Бога, найденная естественным разумом ; поэтому она имеет силу закона ; что касается её содержания, то оно исключительно состоит в требовании делать добро себе и другим; напротив того, порок не представляет ничего иного, как стремление вредить себе и другим. Величайший порок - тот, который влечет за собой наиболее пагубные последствия; поэтому всякие преступления против общества гораздо более важны, чем преступления против частного лица. Многие действия, которые были бы вполне невинными в состоянии одиночества, естественно оказываются порочными в общественном строе» . В другом месте Локк говорит, что «человеку свойственно искать счастья и избегать страданий» . Счастье состоит во всем том, что нравится и удовлетворяет дух, страдание - во всем том, что обеспокоивает, расстраивает и мучит дух. Предпочитать преходящее наслаждение наслаждению продолжительному, постоянному, значит быть врагом своего собственного счастья .

Педагогические идеи

Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской » и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт - рефлексию.

«Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания - воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире») .

Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы - утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Локк не отделяет обучения от воспитания нравственного и физического. Воспитание должно состоять в том, чтобы у воспитываемого слагались привычки физические и нравственные, привычки разума и воли. Цель физического воспитания состоит в том, чтобы из тела образовать орудие насколько возможно послушное духу; цель духовного воспитания и обучения состоит в том, чтобы создать дух прямой, который поступал бы во всех случаях сообразно с достоинством разумного существа. Локк настаивает на том, чтобы дети приучали себя к самонаблюдению, к самовоздержанию и к победе над собой .

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

  • Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.
  • Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.
  • Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.
  • Нравственное воспитание - воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.
  • Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Основной дидактический принцип - в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Содержание обучения: чтение, письмо, рисование, география , этика, история, хронология, бухгалтерия, родной язык, французский язык , латинский язык , арифметика , геометрия , астрономия , фехтование, верховая езда, танцы, нравственность , главнейшие части гражданского права , риторика , логика , натурфилософия, физика - вот что должен знать образованный человек. К этому следует присоединить знание какого-либо ремесла .

Философские, социально-политические и педагогические идеи Джона Локка составили целую эпоху в становлении педагогической науки. Его мысли были развиты и обогащены передовыми мыслителями Франции XVIII века, нашли продолжение в педагогической деятельности Иоганна Генриха Песталоцци и русских просветителей XVIII века, которые устами М. В. Ломоносова называли его в числе «премудрых человечества учителей» .

Локк указывал на недостатки современной ему педагогической системы: например, он восставал против латинских речей и стихов, которые должны были сочинять ученики. Обучение должно быть наглядным, вещным, ясным, без школьной терминологии. Но Локк - не враг классических языков; он только противник системы их преподавания, практиковавшейся в его время. Вследствие некоторой сухости, свойственной Локку вообще, он не уделяет поэзии большого места в рекомендуемой им системе воспитания .

Некоторые воззрения Локка из «Мыслей о воспитании» заимствовал Руссо и в своём «Эмиле» довёл до крайних выводов .

Политические идеи

Наиболее известен разработкой принципов демократической революции. «Право народа на восстание против тирании» наиболее последовательно развито Локком в работе «Размышления о славной революции 1688 года », которое написано с открыто высказанным намерением «утвердить престол великого восстановителя английской свободы, короля Вильгельма, вывести его права из воли народа и защитить пред светом английский народ за его новую революцию».

Основы правового государства

Как политический писатель, Локк является основателем школы, стремящейся построить государство на начале личной свободы. Роберт Фильмер в своём «Патриархе» проповедовал неограниченность королевской власти, выводя её из патриархального начала; Локк восстаёт против этого взгляда и основывает происхождение государства на предположении обоюдного договора, заключённого с согласия всех граждан, причём они, отказываясь от права лично защищать своё достояние и наказывать нарушителей закона, предоставляют это государству. Правительство состоит из людей, избранных с общего согласия для наблюдения за точным соблюдением законов, установленных для сохранения общей свободы и благосостояния. При своём вступлении в государство человек подчиняется только этим законам, а не произволу и капризу неограниченной власти. Состояние деспотизма хуже, чем естественное состояние, потому что в последнем каждый может защищать своё право, а перед деспотом он не имеет этой свободы. Нарушение договора уполномочивает народ требовать обратно своё верховное право. Из этих основных положений последовательно выводится внутренняя форма государственного устройства. Государство получает власть:

Всё это, однако, даётся государству единственно для охранения достояния граждан. Законодательную власть Локк считает верховною, ибо она повелевает остальным. Она священна и неприкосновенна в руках тех лиц, кому вручена обществом, но не безгранична:

Исполнение, напротив, не может останавливаться; поэтому оно вручается постоянным органам. Последним большею частью предоставляется и союзная власть («federative power» , то есть право войны и мира); хотя она существенно отличается от исполнительной, но так как обе действуют посредством одних и тех же общественных сил, то было бы неудобно установить для них разные органы. Король есть глава исполнительной и союзной власти. Он имеет известные прерогативы только для того, чтобы в непредвиденных законодательством случаях способствовать благу общества .

Локк считается основателем теории конституционализма, насколько она обусловливается различием и разделением властей законодательной и исполнительной .

Государство и религия

В проекте, написанном в 1688 году, Локк представил свой идеал истинной христианской общины, не смущаемой никакими мирскими отношениями и спорами об исповеданиях. И здесь он также принимает за основание религии откровение, но ставит непременной обязанностью терпимость ко всякому отступающему мнению. Способ богослужения предоставляется на выбор каждого. Исключение из изложенных взглядов Локк делает для католиков и атеистов . Католиков он не терпел за то, что они имеют своего главу в Риме и потому, как государство в государстве, опасны для общественного спокойствия и свободы. С атеистами он не мог примириться потому, что твёрдо держался понятия об откровении, отрицаемого теми, кто отрицает

Английский философ, родился в семье адвоката. Изучал медицину, был домашним врачом графа Шефтсбери - видного общественного деятеля времен Реставрации. Вместе с ним эмигрировал за границу (в 1683 г.), вернувшись в Англию лишь после революции 1688-1689 гг. Жизнь Локка протекала в основном в эпоху второй, славной Английской революции и после нее. Он принимал активное участие в происходившей политической и идеологической борьбе как философ, экономист, общественный деятель, стремившийся в своих сочинениях обосновать законность компромисса между двумя господствующими классами английского общества.

Б.Рассел назвал Дж. Локка наиболее удачливым из всех философов (История западной философии. М., 1959. С. 624], так как его взгляды в философии и политические воззрения находили понимание и приветствовались многими его современниками. При жизни Локка Англия была занята радикальными политическими реформами, направленньми на ограничение власти короля, создание парламентской формы правления, ликвидацию авторитаризма и обеспечение религиозной свободы. Локк - воплощение этих чаяний как в политике, так и в философии. Его главные произведения: «Опыт о человеческом разумении» (1690), «Два трактата о государственном правлении» (1690), «Письма о веротерпимости» (1685-1692), «Некоторые мысли о воспитании» (1693).

Основное внимание в своих философских трудах Локк уделяет теории познания. В этом отразилась общая ситуация в философии того времени, когда последняя стала больше заниматься индивидуальным сознанием, личными интересами людей. Локк обосновывает гносеологическую направленность своей философии тем, что указывает на необходимость максимального приближения исследований к интересам человека, так как знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности. В «Опыте о человеческом разумении» он описывает задачу философа как задачу мусорщика, удаляющего мусор из нашего знания.

Концепция знания Локка как эмпирика основывается на сенсуалистических принципах: нет ничего в уме, чего бы не было бы прежде в ощущениях, все человеческое знание в конечном счете выводится из чувственного опыта. Трактат «Опыт о человеческом разумении» начинается с критики распространенных в то время в континентальной философии концепций о врожденности идей. Здесь он имеет в виду прежде всего воззрения Декарта и кембриджских платоников. Локк показывает, что все наше знание - математическое, логическое, метафизическое и др. - не является врожденным, а имеет опытное происхождение. Даже логические законы тождества и противоречия неизвестны детям и дикарям. Идеи и понятия не рождаются вместе с нами, так же, как искусства и науки, - писал Локк. Не существует и врожденных нравственных принципов. Он полагает, что великий принцип нравственности (золотое правило) более восхваляется, чем соблюдается. Он также отрицает и врожденность идеи Бога, которая возникает также опытным путем.

Исходя из этой критики врожденности нашего знания, Локк, как любой сенсуалист, полагает, что при рождении человека его ум представляет собой «tabula rasa» («чистая доска») - белую бумагу без каких-либо знаков и идей. Единственный источник идей - опыт, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний опыт - это ощущения, которые заполняют «чистый лист» различными письменами и которые мы получаем посредством зрения, слуха, осязания, обоняния и других органов чувств. Внутренний опыт - это идеи о своей собственной деятельности внутри себя, о различных операциях нашего мышления, о своих психических состояниях - эмоциях, желаниях и т.п. Все они называются рефлексией, размьрилением. Под идеями Локк понимает не только абстрактные понятия, но и ощущения, фантастические образы и т.п. За идеями, по мысли Локка, стоят вещи.

Идеи, ощущения подразделяются у Локка на два класса: 1) идеи первичных качеств; 2) идеи вторичных качеств. Первичные качества - это присущие телам свойства, которые неотъемлемы от них ни при каких обстоятельствах, а именно: протяженность, движение, покой, форма, число, плотность. Первичные качества сохраняются при всех изменениях тел. Они находятся в самих вещах и потому называются реальными качествами. Вторичные качества не находятся в самих вещах. Они всегда изменчивы, доставляются в наше сознание органами чувств. К ним относятся: цвет, звук, вкус, запах и т.п. При этом Локк подчеркивает, что вторичные качества не иллюзорны. Хотя реальность их субъективна и находится в человеке, она все же порождена теми особенностями первичных качеств, которые вызывают определенную деятельность органов чувств. Между первичными и вторичными качествами имеется нечто общее: и в том, и в другом случаях идеи образуются через так называемый импульс. Например, фиалка посредством импульсов частиц материи создает в уме идеи голубого цвета и запаха.

Идеи, получаемые из двух источников опыта (ощущений и рефлексии), составляют фундамент, материал для дальнейшего процесса познания. Все они образуют комплекс простых идей: горькое, кислое, холодное, горячее и т.п. Простые идеи не содержат других идей и не могут быть созданы нами. Кроме них существуют сложные идеи, которые производятся умом, когда он составляет и комбинирует простые. Сложными идеями могут быть необычные вещи, такие, как единороги и сатиры, которые не обладают реальным существованием, но всегда могут быть проанализированы как смесь простых идей, приобретаемых через опыт. Концепция возникновения и формирования первичных и вторичных качеств - пример применения аналитического и синтетического методов. Посредством анализа образуются простые идеи, посредством синтеза - сложные. В синтетической деятельности по соединению простых идей в сложные проявляется активность человеческого ума. Сложные идеи, образуемые синтетической деятельностью человеческого мышления, составляют ряд разновидностей. Одной из них является субстанция.

По Локку, под субстанцией следует понимать как отдельные вещи - железо, камень, солнце, человек, представляющие примеры эмпирических субстанций, так и философские понятия - материя, дух. Понятие субстанции - проблема для Локка. В главе XXIII книги II «Опыта...» он указывает, что группы простых идей находятся постоянно вместе, т.е. образуют объекты, которые мы называем деревьями, яблоками, собаками и т.п. Он говорит, что, не представляя как эти простые идеи могут существовать сами по себе, мы привыкаем предполагать некоторый субстрат, на основе которого они существуют и из которого они проистекают и который мы поэтому называем субстанцией. Так как Локк утверждает, что все наши понятия выводятся из опыта, можно было бы ожидать, что он отвергнет понятие субстанции как бессмысленное, но он этого не делает, вводя разделение субстанций на эмпирические - любые вещи, и философскую субстанции - универсальную материю, основа которой непознаваема.

В теории восприятия Локка важная роль принадлежит языку. Роли языка много внимания уделяли предшествующие философы - Бэкон, Спиноза, Гоббс. Локк посвящает данному вопросу третью книгу своего «Опыта...». Для Локка язык несет на себе две функции - гражданскую и философскую. Первая - средство общения между людьми, вторая - точность языка, выражающаяся в его эффективности. В главе «О злоупотреблении словами» Локк показывает, что несовершенство и запутанность языка, лишенного содержательности, используются малограмотными, невежественными людьми и отдаляют общество от истинного познания. Локк подчеркивает важную особенность в развитии общества, когда в застойные или кризисные периоды процветают схоластические псевдознания, на которых наживается множество бездельников и шарлатанов.

Согласно Локку, язык - это система знаков, состоящая из чувственных меток наших идей, которые дают нам возможность, когда желаем, общаться друг с другом. Он утверждает, что идеи могут быть понятными сами по себе, без слов, а слова - это просто общественное выражение мысли; они имеют значение, смысл, если поддерживаются идеями.

Локк объясняет, как мы можем прийти к общим словам, которые обозначают общие идеи, путем обращения к понятию абстракции. Все существующие вещи, говорит он, являются индивидуальными, но по мере того, как мы развиваемся от детства к взрослому состоянию, мы наблюдаем общие качества в людях и вещах. Видя многих отдельных людей, например, и отделяя от них обстоятельства времени и пространства и любые другие частные идеи, мы можем прийти к общей идее «человека». В этом и заключается процесс абстракции. Так образуются и другие общие идеи - животного, растения. Все они - результат деятельности разума, в основе их лежит сходство самих вещей.

С вышеизложенным тесно связана проблема видов знания и его достоверности. По степени точности Локк различает следующие виды знания: интуитивное, демонстративное, сенситивное. Интуитивное знание - это истины самоочевидные. Примерами могут служить высказывания: «белое не есть черное», «треугольник не есть круг» и т.п. Демонстративное знание - это выводы, доказательства, они образуют дедуктивный вид познания. Интуитивное и демонстративное знание составляют умозрительное знание, которое обладает качеством бесспорности. Третий вид знания образуется на основании ощущений, чувств, возникающих при восприятии отдельных предметов. Они по своей достоверности значительно ниже первых двух. Существует, по Локку, и знание недостоверное, вероятное, или мнение. Однако из того, что мы иногда не можем обладать ясным и отчетливым знанием, не следует, что мы не можем познавать вещи. Знать все невозможно, считал Локк, необходимо знать самое важное для нашего поведения.

В работе «Два трактата о государственном правлении» (1690) Локк излагает свое учение о государстве. Как и Гоббс, он рассматривает людей в естественном состоянии как свободных, равных и независимых. Он исходит из идеи борьбы индивида за свое самосохранение. Но в отличие от Гоббса, Локк разрабатывает тему частной собственности и труда, которые рассматривает как неотъемлемые атрибуты естественного человека. Он считает, что для естественного человека всегда было характерно владеть частной собственностью, что определялось его эгоистическими наклонностями, присущими ему от природы. Без частной собственности, по мнению Локка, невозможно удовлетворить главные потребности человека. Наибольшую пользу природа может дать только тогда, когда становится личным достоянием. В свою очередь собственность тесно связана с трудом. Труд и трудолюбие - главные источники создания стоимости.

Переход людей от естественного состояния к государству диктуется, согласно Локку, ненадежностью прав в естественном состоянии. Но свобода и собственность должны сохраняться и в условиях государства, так как для этого оно и возникает. При этом верховная государственная власть не может быть произвольной, неограниченной.

Локку принадлежит заслуга выдвижения впервые в истории политической мысли идеи разделения верховной власти на законодательную, исполнительную и федеративную, так как только в условиях их независимости друг от друга можно обеспечить права личности. Локк фактически выступает как теоретик конституционных режимов, при которых законы и исполнительная власть подчинены правосудию и естественному праву. Политическая система становится соединением народа и государства, в котором каждый из них должен играть свою роль в условиях равновесия и контроля.

Локк - сторонник отделения церкви от государства, а также противник подчинения знания откровению, отстаивающий «естественную религию». Пережитые Локком исторические смуты побудили его проводить новую по тому времени идею веротерпимости. Она предполагает необходимость разделения между гражданской и религиозной сферами: гражданская власть не может устанавливать законы в религиозной сфере. Что же касается религии, то она не должна вмешиваться в действия гражданской власти, осуществляемой общественным договором между народом и светским государством.

Свою сенсуалистическую теорию Локк применял и в сфере воспитания, считая, что если индивид не может получить в обществе необходимые впечатления и идеи, то значит надо изменить общественные условия. В работах по педагогике он развил идеи формирования физически сильного и духовно цельного человека, который приобретает знания, полезные для общества.

В своем «Опыте...» Локк утверждал, что добро - это то, что доставляет длительное удовольствие и уменьшает страдание. В этом и состоит счастье человека. В то же время Локк подчеркивает, что моральное добро - это добровольное подчинение человеческой воли законам и общества и природы, которые находятся в божественной воле - истинной основе морали. Гармония между личными и общественными интересами достигается в благоразумном и благочестивом поведении.

Философия Локка оказала огромное влияние на всю интеллектуальную мысль Запада как при жизни философа, так и в последующие периоды. Под воздействием его философии формировались взгляды Толанда, Кондильяка, французских материалистов.

Влияние Локка чувствуется вплоть до XX в. Его мысли дали толчок развитию ассоциативной психологии. Большое влияние локковская концепция воспитания оказала на передовые педагогические идеи XVIII-XIX веков.

Биографические сведения. Джон Локк (1632 - 1704) – английский философ. Родился в семье адвоката, учился в Оксфорде, где получил степень магистра.

В центре внимания Локка – проблемы гносеологии и социальной философии (политики, этики и педагогики).

Основные труды. «Опыт о человеческом разуме» (1690), «Два трактата о государственном правлении» (1690), «Письма о веротерпимости» (1691), «Мысли о воспитании» (1693).

Философские воззрения. Онтология. Локк являетсядеистом 2 : признавая сотворение мира Богом, существующий телесный мир он объясняет в целом материалистически и механически. На его представления об устройстве этого мира оказал Ньютон.

Гносеология и сенсуализм . Проблемам гносеологии посвящена главная работа Локка «Опыт о человеческом разуме». Если Фр. Бекон, Декарт, Ньютон свое внимание сосредоточили на научной методологии, т.е. правильном применении разума в научном познании мира, то центральной темой для Локка стал сам разум человека, его границы, способности и функции. Важнейшую роль в его учении играет понятие «идеи».

Понятие «идеи» - одно из наиболее сложных и многозначных во всей истории философии. Веденное в философскую терминологию еще Платоном, оно ко времени Локка значительно трансформировалось. Поэтому необходимо уточнить, что Локк называет идеями все то, что, существуя в сознание человека, является объектом человеческого мышления: образы чувственных вещей, абстракции (например, число, бесконечность и т.д.) и мысли (выражаемые предложениями).

Полемизируя с Декартом, Локк последовательно отстаивает тезис о том, что не существует никаких врожденных идей – ни теоретических (научных законов), ни практических (моральных принципов), в том числе человек не обладает и врожденной идеей Бога. Все идеи, существующие в человеческом сознании, возникают из опыта . Душа новорожденного ребенка – это белый лист бумаги или «чистая доска» («tabularaza»), и весь материал, которым оперирует разум, берется из опыта, получаемого в течение жизни.

Идеи бывают простые (полученные от одного органа чувств – звук, цвет и т.д.) исложные (полученные от нескольких органов чувств). Так, идея яблока является сложной, состоящей из ряда простых: шарообразная форма, зеленый цвет и т.д.

Опыт делится на внешний , где нам приходят ощущения, ивнутренним , в котором мы имеем дело с рефлексией (внутренняя деятельность души, движение мысли).

Объекты, существующие во внешнем мире, вызывают в человеке простые идеи (ощущения). Анализируя их, Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств 3 . Идеи бывают сходными со свойствами соответствующих объектов – так называемыепервичные качества , т.е. объективно присущие данным объектам: протяженность, фигура, плотность, движение. А могут быть и не сходными – так называемыевторичные качества , т.е. не присущие как таковые самим объектам; они представляют собой наше субъективное восприятие первичных качеств: цвет, звук, запах, вкус. Из этого исходного материала человеческий разум, действуя путемсоединения, сопоставления и абстрагирования , составляет сложные идеи.

Среди идей, находящихся в человеческом уме, Локк различает ясные и смутные, реальные и фантастические, соответствующие своим прообразам и не соответствующие. Познание является истинным только тогда, когда идеи соответствуют вещам. Таким образом, закладывая основы сенсуализма, Локк не только утверждает, что ощущения являются источниками, но и что именно они (а не разум – как это было у Декарта) есть критерий истины.

Процесс познания он рассматривает как восприятие и понимание согласованности и несогласованность между нашими идеями. Саму согласованность между двумя идеями можно понять интуитивно или посредствомдоказательства . Так, интуитивно мы понимаем, что белый и черный цвет – это разные цвета, что окружность не есть треугольник, три – больше двух и равно двум плюс один. Там, где сразу невозможно ясно и отчетливо понять сходство и различие идей, мы нуждаемся в доказательстве, т.е. ряде промежуточных шагов, в которых мы интересующие нас идеи сравниваем с одной или несколькими другими. Таким образом, доказательство, в конечном счете, также базируется на интуиции.

Интуиция и доказательство действуют в случаях, когда речь идет о согласованности и несогласованности идей, находящихся в нашем сознании. Но в процессе познания чрезвычайно важна также согласованность и ли несогласованность идей с объектами внешнего мира. Это происходит за счет чувственного познания. Таким образом, Локк различает три вида познания:

Этика. Последовательно развивая сое учение, Локк критикует популярную в то время концепцию о врожденности моральных идей. Он указывает, что у разных народов имеются различные представления о добре и зле, поэтому утверждения о том, что все люди имеют такие идеи как врожденные, не имеет под собой почвы. На самом деледобро – это то, что может причинить или увеличить удовольствие, уменьшить страдание, уберечь от зла. Азло может причинить или увеличить страдание, лишить удовольствия. Сами по себе удовольствие и страдание есть простые идеи чувств, постигаемые на опыте. Счастье – это наличие максимума удовольствий минимум страданий. Стремление к счастью – это основа всякой свободы, сама же свобода состоит в возможности и способности действовать и воздерживаться от действия.

Законы, которыми обычно руководствуются люди в своей жизни Локк делит на три группы:

В основе всей морали лежат божественные законы, полученные людьми через Откровение, но эти законы совместимы с законами «естественного разума», на базе которого создаются гражданские законы и законы общепринятого мнения.

Социальная философия. Локк – сторонник конституционной монархии, но королевская власть не имеет Божественного основания. Как и Гоббс, он считает, что государство возникло благодаря «общественному договору». Но в отличие от Гоббса, утверждавшего, что в естественном состоянии царили отношения «человек человеку – волк», Локк полагает, что там господствовали отношения «человек человеку – друг».

Поскольку все люди равны и независимы, то никто не должен причинять вред жизни, здоровью, свободе и имуществу других людей. Следовательно, естественным правами являются: право на жизнь, право на свободу. Право на собственность и право на защиту этих прав.

Судьба учения. Учение Локка находится у истоков всей философии просветителей, именное его чаще всего называют первым просветителем. Учение Локка также послужило основой дальнейшего развития сенсуализма в философии. Кроме того, необходимо отметить, что его учение о правах человека способствовало становлению идеологии либерализма.

Введение

    1 Жизнь 2 Теория государства 3 Религия 4 Теория познания 5 Образовательно-педагогические идеи 6 Экономические учения
      6.1 О теории цен 6.2 Мысли о деньгах
    7 Политические взгляды 8 Произведения 9 Интересные факты

Источники

Введение

Джон Локк (англ. John Locke , 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия - 1704, Эссекс, Англия) - английский философ, один из основных представителей английского эмпиризма и Просвещения. Родился в Англии в семье адвоката. Начальное образование получил дома. Окончил Вестминстерский грамматическую школу, Оксфордский университет. Самостоятельно выучил новую философию (Бекона, Декарта и др.)., естествознание, медицину. Работал преподавателем греческого языка и литературы в университете, позже был воспитателем сына, а затем внука известного политического деятеля графа Шефстбери, много путешествовал, долго жил во Франции, где познакомился с идеями Монтеня. Во время разгула абсолютистской реакции (1683) Джон Лок эмигрировал вместе со своим патроном, графом Шефтсбери в Голландию, вернулся в Англию после революцией 1688 года.

1. Жизнь

Джон Локк родился 1632 в Рингтоне, Англия. 1647 направлен в престижную Вестминстерский школу в Лондоне, получив стипендию политика Александра Пофам, члена Британского парламента. Впоследствии поступил в аристократического колледжа Крайст-Черч в Оксфорде. Несмотря на то, что был способным учеником, с отвращением относился к учебной программы и считал труды современных ему философов, таких как Рене Декарт, интереснее, чем материал, который преподавался в университете. Ричард Ловер, товарищ Локка со времен учебы в Вестминстерской школе, отмечал, что тот был знаком с медициной и экспериментальной философией, которые преследовались другими университетами Великобритании и в том числе Лондонским королевским обществом, членом которого Джон Локк все-таки стал.

Степень магистра Джон Локк получил 1658 года, а кроме того получил степень бакалавра медицины 1674 года. Между тем 1658 году он стал преподавателем и профессором греческой риторики. Позже он вернулся в Оксфорда и изучал медицину. В то время сотрудничал с ведущими мыслителями и учеными, таких как Роберт Бойль, Томас Уиллис и Роберт Гук. 1666 Джон Локк познакомился с Энтони Эшли Купером, 1-м графом Шефстбери, когда тот прибыл в Оксорда поисках лекарств от инфекции печени. На Купера Локк произвел большое впечатление, и тот предложил ему войти в его почту. Таким образом 1667 Локк переехал в дом в Лондоне, работавший личным врачом графа Шефстбери. Он также продолжал изучать медицину под руководством выдающегося врача-практиканта Томаса Сайденгама. Его влияние сказалось на натурфилософских взглядах Локка, выражением которых стал труд Разведка о о человеческом разумении (англ. An Essay Concerning Human Understanding ).

1672 года граф Шефтсбери стал Лорд-канцлером Англии, после чего Локк был вовлечен в политику, что в свою очередь отразилось на его политическом мышлении. Однако 1675 граф Шефтсбери попал в опалу. Поскольку карьера Локка напрямую зависела от взлетов и падений Шефтсбери, до 1679 года он много путешествовал Францией. 1683 года Локк был вынужден бежать в Нидерландов.

В 1годах наступила развязка, которая положила конец скитаниям Локка. Состоялась Славная революция, Вильгельм III Оранский провозглашен королем Англии. Локк участвовал в подготовке переворота 1688 года, находился в тесном контакте с Вильгельмом Оранским и совершил на него значительное идейное влияние. В начале 1689 года он вернулся на родину. В 1690-х годах вместе с правительственной службой Локк развернул широкую научную и литературную деятельность. 1690 опубликованы "Разведка о человеческом разумении", "Два трактата о правлении", 1693 года - "Мысли о воспитании", 1695 года - "Разумность христианства".

2. Теория государства

Считал лучшей формой конституционную монархию, для чего необходимо разделение ветвей власти на парламентскую, исполнительную и федеральную. В своей теории общественного контракта исходит из естественного состояния человечества, в котором, в отличие от Гоббса, для которого человек является эгоистичной существом, люди имеют право на жизни, равенство, свободу и частную собственность. В естественных условиях, ущемление кем-то чьих-то прав может закончиться (преувеличенной) местью, а вследствие мести за месть может возникнуть война. Во избежание этого нужна государство в качестве арбитра. Для этого граждане передают государству часть своих суверенных прав, владельцем которых они остаются и в дальнейшем. Государство должно обеспечивать их на лучшем уровне, чем это могут же люди в естественном состоянии. Если права людей массово нарушаются, тогда они имеют право сбросить власть. Локк впервые также доказал право человека на стремление к счастье, а не только на самосохранение. Ограничение свободы в форме рабства возможно, например, в войне. Другие права человека могут быть в нее отобранными, если человек их не заслуживает, например, через убийство. Локк говорил либеральную государство, но не самый идеал манчестерского либерализма. Государство имеет право вмешиваться в частную собственность, например, накладывать налоги на несамостоятельного труд. Имел сильное влияние на декларацию независимости, конституцию США и революционной Франции.

3. Религия

По религии Локк стремился создать для различных христианских конфессий платформу с минимальным общей базой, которую можно объяснить с помощью ума (в духе Просвещения). Он одновременно не отрицает, что в христианской религии есть также места, которые на первый взгляд кажутся нелогичным, но их просто невозможно обосновать с помощью разума. Правом на свободу религии не увлекались атеисты и католики (последние, за то, что признают Папу главой государства). Считал, что государство переступала бы свои полномочия, если бы из силой требовала людей верить во что-то.

4. Теория познания

Локк также хотел создать для науки общую платформу, не вмешиваюсь в ее отдельные отрасли. Он признает частично Декартовский рационализм: для него мышление начинается от субъекту, однако отрицает, что реальность состоит из отдельных реальностей субъектов. Он не верит в врожденные знания. При этом исходит из наивных форм таких идей (не как в Декарта), предполагая, что врожденные идеи должны осознавать всем людям в любое время. Однако, ни дети, ни невежественные люди не знают основных философских понятий. Кроме этого, врожденные идеи делают ум ненужным. Например, идея Бога не является врожденной, поскольку существует много народов, где не существует веры в Бога. Он считает, что человек рождается как "Табула Раса" (от лат. чистая доска). В уме не находится ничего, что бы не было воспринято органами чувств. Локк является эмпириком. Материалом познания есть простые идеи, они все происходят из опыта. Идеей является в самом общем смысле любая воображение, элемент сознания как понятийно-рационального как и чувственного типа.

    Простые идеи:
      сенсации (внешние): чувственные впечатления вещественных тел, цвет, запах, вкус, размер, движение и т. д. (уже здесь он различает первостепенные и второстепенные качества; см.. ниже). рефлексии (внутренние): собственные действия, состояние, переживания, например, идеи из рефлексии желание, стремление, воображения, мышления и т. д.. состоит из двух одинаково: радость, боль, сила, последовательность во времени.
    Сложные идеи: составляющие с простых через их сравнение, сочетание, абстрагирования, они являются в первую очередь понятиями / Первый качествами (номинализм), поскольку о реальной сущность вещей не можем ничего сказать.
      Субстанции: вещи, состоящие из постоянной связи между простыми идеями; не может знать, они в действительности являются, однако, считает, что Бог, ангел являются субстанциями.
        Первостепенные качества (свойства, которые непосредственно содержатся в вещах, напр.., объем, твердость или форма). Второстепенные качества (свойства, которые не содержатся в вещах, но добавляются к идее субстанции через наше восприятия, например, сладость, теплота). Только о субстанции первоначальные качества мы можем что-то сказать объективно, поскольку можно измерить количественно, а не качественно.
      Соотношение (различных идей друг к другу; идентичность и не-идентичность, время и пространство), при этом, каузальность становится субъективной. моде (идеи, которые не отражают реальность, а есть умственными конструкциями, напр., государство, треугольник и т. п.), понятие морали относит сюда - для развития нужен ум.

Основным свойством ума он считает возможность проверять идеи на качество. Однако, в отличие от Канта, для Л. не существует идей априори , а только возможность восприятия, проработки в образы сложных идей и понятий. Для Л. реально существуют только простые идеи, а сложные - нет. Кроме этого, существует реальная субстанция, о которой мы ничего не можем сказать. Таким образом он указывает на границы познания. Познание для Локка есть восприятие соответствия или несоответствия идей. Абстракция у Л. - это отбрасывание определенных свойств в определенных вещей для лучшей классификации.

Он различает три элемента познания (уверенность в знании высокая в первом, самая низкая - в последнем):

    интуитивное: Человек узнает по сравнению соответствие или противоположность идей. Интуитивная правда возникает тогда, когда идеи не подвергаются дальнейшему анализа, круг они очевидны; демонстративное: в рамках аргументации каждый шаг должен подтверждается интуитивным познанием (ср. в Декарта); cенситивне: можно наблюдать только внешние телесные вещи, поскольку у нас отсутствуют адекватные идеи.

Поскольку наши знания ограничены, Бог наделил нас возможностью провидения. То, что Бог нам открыл, является безусловным правдой. Между знаниями и верой, умом и провидением не может существовать противоположностей. Что является божественным провидением - это должен видеть ум.

5. Образовательно-педагогические идеи

Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врожденных идей. Он рождается будучи "чистой доской" и готовым воспринимать окружающий мир с помощью своих чувств через внутренний опыт - рефлексию. "Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию". Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирования. Цель воспитания - воспитание джентльмена, который умеет вести свои дела толково и предусмотрительно, делового человека, утонченной в общении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле ("вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире"). Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы утилитаризм - каждый предмет должен готовить к жизни.

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

    Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры. Умственное воспитание должно подчиняться развития характера, формирования образованного делового человека. Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучение детей к обрядам, а на формирование любви и уважения к Богу, как высшему существу. Нравственное воспитание - воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения. Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможности вредного безделья.

Основной дидактический принцип - в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются: пример и среду. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и мягкими внушениями . Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкой и систематической неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Содержание обучения: чтение, письмо, рисования, география, этика, история, натурфилософия, хронология, бухгалтерия , родной язык, Французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия , фехтования, верховая езда, танцы.

По факту все это означало бы профессионализацию подготовки отдельных учащихся. Должны быть профессионально подготовленные частные преподаватели, которые бы занимались индивидуально. Основными компонентами образования является повышение физического, морального и интеллектуального.

    Физическое воспитание - акцент на кондиционирование, гигиену, правильное питание, должны носить свободную одежду - осуждает лифы, у детей должно быть много физических упражнений и свежего воздуха Нравственное воспитание - важность дисциплины, дисциплина и самоконтроль является важным примером для подражания взрослых, осуждает телесные наказания - только в некоторых случаях, вопреки, плохие манеры на работе, лень Интеллектуальной образование - высшее образование не считается важным, один должен быть в состоянии заботиться главным образом о своих делах

Каждый, по его словам, должен научиться некоторым основам торговли. Локк воспринимает физический труд, как дополнение к умственной деятельности. Он считал, что мальчики даже из бедных семей должны посещать школу где им бы излагалась религия, мораль, и ручной труд. Образование для девочек не рассматривались Локком, как возможна в принципе.

6. Экономические учения

Его теория работы состоит в том, что человек имеет право забрать что-то из природы, если смешала ее с своим трудом (земля сама имеет стоимости, только работа на ней). Человек не имеет права брать больше, чем ей нужно. Нельзя брать из природы то, а затем дать ему испортиться. Однако, можно поменять что-то другое, несколько меньше портится. Однако, денег можно иметь бесконечно, потому что они не портятся. Пропагандировал свободную международную торговлю . Ввел также понятие о скорости обращения денег.

6.1. О теории цен

Общая теория стоимости, цены и спроса Локка была изложена в письме к членам парламента в 1691 году, под названием "Некоторые соображения о последствиях снижения процента и повышении стоимости денег ". С работы следовал ряд тезисов. "Цена любого товара поднимается или падает на определенный процент в зависимости от количества продавцов и покупателей". И "то, что регулирует цену... [Товаров] есть не что иное, как их количество пропорционально их предложения". Количественная теория денег форм частный случай этой общей теории. Его идея основана на тезисе, что "деньги ответе за все вещи" (Экклезиаст) или "аренда деньги всегда достаточно, или более чем достаточно", и "меняется очень слабо..." Независимо от того, что спрос на деньги не ограничен или постоянной, Локк делает вывод, что спрос на деньги регулируется их количеством. Он также исследует детерминанты спроса и предложения. Для питания, товары в целом считаются ценными, поскольку они могут быть обменены, потребляются, и они должны быть ограничены. Товар пользуется спросом, поскольку они дают поток доходов. Локк развивает теорию ранней капитализации, таких как земля, которая имеет значение, потому что "производство товарной продукции приносит определенный годовой доход". Спрос на деньги почти такой же, как спрос на товары или землю, это зависит от того деньги нужны как средство обмена, или как кредитных ресурсов. Для средства обмена "деньги способны к обмену закупать необходимую нам или удобства жизни. "Для кредитных средств", речь идет о владении ту же природу с землей, путем выделения определенного годового дохода... или интереса. "

6.2. Мысли о деньгах

Локк выделяет две функции денег, как "мерило" для стоимости, и в качестве "залога", чтобы претендовать на товары. Он считает, что серебро и золото, в отличие от бумажных денег, является валютой для международных соглашений. Серебро и золото, говорит он, имеют равную ценность для всего человечества и поэтому может рассматриваться как залог любым товарам, в то время как стоимость бумажных денег действительна только при правительстве, который его выдает.

Локк утверждает, что страна должна искать благоприятный торговый баланс , чтобы не зависеть от других стран и нести убытки в торговле. Так как деньги мирового фонда постоянно растут, страна должна постоянно стремиться увеличить свои запасы. Локк развивает свою теорию иностранных бирж. В дополнение к товарного движения, также движения в стране денежной массы , и движение капитала определяет обменный курс . Последний является менее значительным и менее изменчивым, чем товарные движения. Как для страны денежной массы, если это большие по сравнению с другими странами, то это вызовет страны обмен подняться выше номинальной, а экспорт баланс будет делать.

Он также готовит оценки денежных требований в отношении различных экономических групп (землевладельцев, рабочих и брокеров). В каждой группе денежные требования тесно связаны с длиной периода оплаты. Он утверждает, брокеры - посредники - чья деятельность увеличить денежные схемы и чей доход является в доходы рабочих и землевладельцев, оказали негативное влияние на личное и народное хозяйство, хотя они якобы способствовали развитию экономики.

7. Политические взгляды

    Естественное состояние - состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность. Естественное право - право на частную собственность, право на действия, на свой труд и на его результаты. Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора. Локк - теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закона). Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях. Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), она не должна посягать на эти права, должна быть организована так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягает на естественные права и свободу народа.

Наиболее известен разработкой принципов демократической революции. "Право народа на восстание против тирании" наиболее последовательно развито Локком в работе? Размышления о славной революции 1688 года".

8. Произведения

Самые известные произведения - "Два трактата о правлении", "Письма о терпимости", а также "Разведка о человеческом разумении" (украинский перевод Натальи Бордуков вышел в харьковском издательстве "Акта").

    Локк стал одним из основателей договорной теории происхождения государства. Локк первым сформулировал принцип "разделения властей" на законодательную, исполнительную и федеральную. Именем Джона Локка назван один из ключевых персонажей известного телесериала "Затерянные". Фамилия Локк качестве псевдонима взял один из героев цикла фантастических романов Орсона Скотта Карда о Эндер Виггине. В русском переводе англоязычное имя "Locke" неверно передано как "Локи". Фамилия Локк носит главный герой в фильме Микеланджело Антониони "Профессия: репортер" 1975 года В честь Джона Локка назван один из астероидов 7010 Локк.

Источники

    Ashcraft, Richard, 1986. Revolutionary Politics & Locke"s Two Treatises of Government. Princeton: Princeton University Press. (Discusses the relationship between Locke"s philosophy and his political activities). Ayers, Michael R., 1991. Locke. Epistemology & Ontology Routledge (The standard work on Locke"s Essay Concerning Human Understanding). Bailyn, Bernard, 1The Ideological Origins of the American Revolution. Harvard Uni. Press. (Discusses the influence of Locke and other thinkers upon the American Revolution and on subsequent American political thought). GA Cohen, 1995. "Marx and Locke on Land and Labour ", in his Self-Ownership, Freedom and Equality, Oxford University Press. Cox, Richard, Locke on War and Peace, Oxford: Oxford University Press, 1960. (A discussion of Locke"s theory of international relations). Chappell, Vere, ed., 19nn. The Cambridge Companion to Locke. Cambridge Uni. Press. Dunn, John, 1984. Locke. Oxford Uni. Press. (A succinct introduction.), 1969. The Political Thought of John Locke: An Historical Account of the Argument of the "Two Treatises of Government". Cambridge Uni. Press. (Introduced the interpretation which emphasises the theological element in Locke"s political thought). Macpherson. CB The Political Theory of Possessive Individualism: Hobbes to Locke (Oxford: Oxford University Press, 1962). (Establishes the deep affinity from Hobbes to Harrington, the Levellers, and Locke through to nineteenth-century utilitarianism). Pangle, Thomas, The Spirit of Modern Republicanism: The Moral Vision of the American Founders and the Philosophy of Locke (Chicago: University of Chicago Press, 1988; paperback ed., 1990), 334 pages. (Challenges Dunn"s, Tully"s, Yolton"s, and other conventional readings.) Strauss, Leo, Natural Right and History, chap. 5B (Chicago: University of Chicago Press, 1953). (Argues from a non-Marxist point of view for a deep affinity between Hobbes and Locke). Strauss, Leo, "Locke"s Doctrine of Natural law," American Political Science Review01. (A critique of W. von Leyden"s edition of Locke"s unpublished writings on natural law). Tully, James, 1980. "A Discourse on Property: John Locke and his Adversaries" Cambridge Uni. Press Waldron, Jeremy, 2002. God, Locke and Equality. Cambridge Uni. Press. Yolton, JW, ed., 1969. John Locke: Problems and Perspectives. Cambridge Uni. Press. Zuckert, Michael, Launching Liberalism: On Lockean Political Philosophy. Lawrence, KS: University Press of Kansas. Locke Studies, appearing annually, publishes scholarly work on John Locke.

Биография Джона Локка важна для полноценного понимания идей и философии этого выдающегося мыслителя педагога, важнейшего теоретика либерализма и эмпиризма. Его идеи в значительной мере повлияли на эволюцию эпистемологии, под их влиянием формировались взгляды Вольтера, Руссо и других просветителей. Философия и биография Джона Локка вдохновляли и вели первых американских и французских революционеров, провозглашавших власть народа и равенство прав. Жизнеописанию этого человека посвящена тема настоящей статьи.

Джон Локк: биография раннего жизненного этапа

Будущий мыслитель родился в небольшом городке Рингтон, что неподалеку от Бристоля в Западной Англии. Его родителями были пуритане, воспитывавшие сына в соответствующей строгой атмосфере неукоснительного соблюдения религиозных правил. Благодаря рекомендации одного влиятельного товарища отца Локк в 1646 году попадает в Вестминстерскую школу, которая тогда являлась самым престижным средним учебным заведением страны. Здесь он был одним из сильнейших учеников. В 1652 году юноша заканчивает школу и поступает в колледж при Оксфордском Университете. В 1656 г. он получает степень бакалавра, а еще спустя три года защищает После окончания учебы перспективный юноша получает предложение остаться на университетской кафедре преподавать древнегреческий язык и философию. Этим решением в немалой степени предопределилась дальнейшая биография Джона Локка. В последующие годы он не только преподает, но и активно изучает философию и политические трактаты древних Параллельно он изучал медицину, однако ему так и не удалось получить степень доктора в этой области.

Политическая деятельность мыслителя

Когда теоретику было 34 года, в его жизни происходит важнейшее знакомство - с лордом Эшли (а позже графом Шефтсбери). Благодаря этой встрече биография Джона Локка вновь делает крутой поворот. Шефтсбери оказывал ему поддержку всю дальнейшую жизнь. Сперва Локк являлся его домашним врачом и воспитателем сына, позже секретарем. А в 1668 году Джон Локк благодаря своему покровителю становится одним из членов Лондонского Королевского общества и спустя год входит в его Совет. Примерно в это время начинается и самый активный период творческой деятельности мыслителя. Так, в 1671 году он начинает размышлять над работой, которая выйдет из-под его пера лишь спустя шестнадцать лет и станет его главным философским наследием - «Опытом о человеческом разумении». В семидесятых Локк служил в правительственных учреждениях на различных престижных должностях. Однако его карьера всегда зависела от успехов его политического покровителя. В 1683 году граф Шефтсбери вынужден спасаться от политического преследования в Голландии. Туда же направляется и Джон Локк. Там он знакомится с Вильгельмом Оранским. А завязав дружбу с представителем становится одним из участников государственного переворота в Англии, в результате которого Вильгельм Оранский становится новым английским королем.

Джон Локк: кратко о последних годах жизни

Это позволило Локку вернуться на родину в 1689 году. Он поселился в загородном доме из-за проблем со здоровьем, однако еще несколько месяцев оставался на государственной службе. В 1700 году Локк принял окончательное решение уйти с занимаемых ним на тот момент должностей. Великого мыслителя европейского Просвещения не стало в октябре 1704 года.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...