Почему говорухин не общался с ходченковой. Станислав Говорухин: личная жизнь. Начало карьеры Светланы Ходченковой. Успешный дебют

В новом фильме Станислава Говорухина "Конец прекрасной эпохи" режиссер снял Светлану Ходченкову - актрису, которую он когда-то открыл и которую в свое время публично осудил после того, как она радикально сменила имидж.

В драме Говорухина, основанной на "Компромиссе" Сергея Довлатова, Светлана играет жену опального писателя, отправившегося работать в таллинскую газету. Перед премьерой фильма Ходченкова дала интервью "РГ".

В последний раз вы снимались у Говорухина десять лет назад, после чего в вашей жизни случилось множество режиссеров и фильмов. Это десятилетие как-то вас изменило?

Светлана Ходченкова: Надеюсь, что я выросла, стала более хорошей актрисой. Вообще я рада вернуться на съемочную площадку к Станиславу Сергеевичу - каждая актриса мечтает найти "своего" режиссера, который взял бы ее под крыло.

Вы говорили, что во время съемок "Благословите женщину" Говорухин был жестким режиссером. Получается, вы сторонница "твердой руки" на съемочной площадке?

Светлана Ходченкова: А кто сказал, что Говорухина годы как-то изменили? Он по-прежнему один из самых требовательных режиссеров. Если я вдруг забывала текст, тут же получала нагоняй. Но все это неважно, потому что главное в нашей профессии - доверие. Если веришь режиссеру, то тебе нравится любой его стиль работы - и жесткий, и либеральный. А я Станиславу Сергеевичу доверяю как самой себе. Другое дело, что я стала за эти годы увереннее в себе. У меня прорезался голос - теперь я могу с Говорухиным поспорить.

Говорухин хотел заставить поменять фамилию. Как, говорит, красиво - Светлана Есенина

В каких случаях?

Светлана Ходченкова: Это касается актерской кухни - так просто не объяснишь. Но такие режиссеры, как Говорухин, любят и умеют давить на актеров - чаще всего это идет на пользу, но случается и так, что нет. Так вот, теперь я умею за себя постоять, если чувствую, что мастер не прав.

То есть раньше в тандеме Говорухин - Ходченкова у женской части права голоса не было?

Светлана Ходченкова: Я же была дебютанткой, которая получила первую роль в жизни - и сразу главную. Был только один момент, когда я уперлась - Станислав Сергеевич хотел, чтобы я поменяла фамилию. Не может, мол, быть у актрисы фамилии Ходченкова - язык сломаешь, да и никто не запомнит, где нужно ставить ударение. Он даже придумал мне псевдоним - Есенина. Как, говорит, красиво - Светлана Есенина. Но меня эта идея совсем не грела. И, кажется, я оказалась права, когда сказала ему, что псевдоним брать не буду ни при каких обстоятельствах.

В свое время ваш уход от Говорухина широко обсуждался в прессе - он заявил, что не будет вас снимать, потому что вы сильно похудели и "стали такая как все". Когда он позвонил для того, чтобы позвать на пробы, удивились?

Светлана Ходченкова: Обрадовалась! Хотя все было немного не так - никаких проб не было, он сразу дал мне роль в своем новом фильме. Видимо, теперь я нужна ему с такой фигурой. (Улыбается). Хотя история с похудением сильно преувеличена. Я до "Благословите женщину" была моделью, и Говорухин знал о моей худобе. Истинной причиной ухода в свободное плавание была боязнь застрять в одном амплуа - и это отнюдь не амплуа "музы Говорухина". Я читала сценарии и с ужасом понимала, что режиссеры предлагают один и тот же образ.

И вы пустились во все тяжкие, снимаясь во всем без особого разбора?

Светлана Ходченкова: Скажем так - многие из пунктов моей фильмографии сегодня мне кажутся лишними, я спокойно прожила бы и без них. Это в основном комедии, но мне после серьезных драматических ролей комедийный жанр казался спасением. Наделала ошибок, но теперь жалеть об этом уже поздно - в любом случае, это опыт.

Нужно ли понимать, что теперь артистка Ходченкова перестанет бесконечно мелькать в новых российских комедиях?

Светлан Ходченкова: Конечно, я сейчас тщательнее отбираю проекты. И мне хочется, чтобы в моей карьере было побольше таких фильмов, как "Конец прекрасной эпохи". Но что-либо загадывать я боюсь. В одном уверена - если Говорухин вдруг предложит мне роль в своей картине, то я соглашусь, не раздумывая.

"Конец прекрасной эпохи" - экранизация "Компромисса" Довлатова, вокруг фигуры которого внезапно начали возникать споры - классик он или средний писатель. Вы какой точки зрения придерживаетесь?

Светлана Ходченкова: До и во время работы над "Концом прекрасной эпохи" я открыла его для себя заново. Он же потрясающе современный - и речь сейчас не только о его персонажах, но и о реалиях. Не знаю, как с этим можно спорить, достаточно просто перечитать "Компромисс".

Актерам это произведение должно быть близко - оно ведь о том, как человек прикрывается ядовитой иронией под видом добродушного цинизма, чтобы защититься от омерзительной действительности. И это едва ли не единственный способ существования в условиях бесконечного компромисса с самим собой.

Светлана Ходченкова: Но это же не только про актеров, а вообще про всех. Артисты не чаще других идут на морально-этические компромиссы. Я в начале карьеры делала много заявлений в духе "это делать не буду", "в таком виде на экране не появлюсь". В итоге делала и появлялась. И далеко не всегда это было результатом сделки с самой собой. Я взрослела и понимала, что некоторые табу вроде съемки в обнаженном виде - проблема, не стоящая серьезного обсуждения. Если это нужно для роли, я на экране разденусь. Это всего лишь вопрос зрелости актера и умения режиссера обосновать свою позицию.

Ранее Говорухин признавался, что Ходченкова разочаровала его как актриса

Светлане Ходченковой на церемонии вручения премии «Белый слон» припомнили нежную дружбу с режиссером Говорухиным.

В Московском доме кино снова раздали слонов - на днях здесь прошла церемония вручения премии Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон».

Рудинштейн взялся за старое

Церемонию вела звезда российского кинематографа Светлана Ходченкова вместе с кинокритиком и телерадиоведущим Давидом Шнайдеровым.

Светлана скромно выполняла свои обязанности, но тут неожиданно на сцену вышел скандально известный продюсер, экс-президент «Кинотавра» Марк Рудинштейн, мемуары которого несколько лет назад наделали много шума: он рассказал много нелестного о личной жизни своих теперь уже бывших друзей - известных артистов. Увидев цветущую Ходченкову в ярко-розовом платье, Марк Григорьевич погрузился в приятные воспоминания:

Помню, как в Сочи ты в модном купальнике выходила из моря вместе с любимым режиссером Станиславом Говорухиным, который и открыл тебя для большого кино.


Недавно Ходченкова снялась в новом фильме Говорухина «Конец прекрасной эпохи» по рассказу Довлатова

Светлана раскраснелась, но продолжила вести церемонию. Вполне возможно, что следующее лето она снова проведет со Станиславом Сергеевичем на побережье, скорее всего Балтийском, так как недавно она отснялась в Таллине в его новой картине «Конец прекрасной эпохи» по рассказу Сергея Довлатова «Компромисс» - сыграла любимую женщину главного героя - Эльвию.

Между тем во всех своих интервью Говорухин сокрушался, что Ходченкова разочаровала его как актриса, мол, слишком сильно похудела, да еще снимается незнамо в чем... Судя по всему, Станислав Сергеевич простил свою непутевую протеже за неразборчивость в ролях.

Гай Германика вырезала мат

Больше всего симпатичных статуэток - целых шесть! - получила лента «Левиафан», включая главную - «Лучший фильм». Что характерно, «Солнечный удар» Никиты Михалкова, взявший недавно «Золотого орла», вообще не был представлен ни в одной номинации. С «Левиафаном» конкурировали «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского и «Дурак» Юрия Быкова.


Валерия Гай Германика вырезала мат из своего фильма «Да и да»

Алексея Серебрякова наградили за лучшую мужскую роль, Романа Мадянова - за второй план. Елена Лядова тоже уже привычно стала самой-самой. Она, кстати, даже речей толкать не стала, тут же убежала. Андрей Звягинцев поблагодарил критиков за поощрения прямым включением из Лос-Анджелеса.

Вообще-то я собираю рыбок, но теперь найду место и для слоников, - заявил Роман Мадянов со сцены.

«Белого слона» за лучшую женскую роль второго плана получила заслуженная артистка России Наталья Суркова, сыгравшая в фильме «Дурак» мэра Галаганову по прозвищу Мама.


Роман Мадянов получил приз за лучшую роль второго плана в фильме «Левиафан»

В жизни, к счастью, я не сталкивалась с таким страшным произволом властей, как в фильме «Дурак», но таких женщин, как моя героиня, встречала. Я наконец научилась разговаривать с чиновниками, ставить их на место. Стала чаще задумываться о том, что женщина вынуждена быть сильнее мужчин, которые ее окружают. Такой выпал нам жребий, - сетует Наталья.

Премия «За лучший дебют» досталась режиссеру и сценаристу ленты «Комбинат «Надежда» Наталье Мещаниновой. В этом фильме актеры разговаривают исключительно матом, и переозвучить его ради проката в угоду закону о запрете нецензурных выражений Наталья категорически отказалась. А вот Валерия Гай Германика все-таки сдалась - ради того, чтобы ее новую картину «Да и да» увидели зрители, она согласилась убрать из нее табуированную брань.

Известному кинорежиссёру Станиславу Говорухину очень нравятся молодые актрисы славянской внешности с голубыми глазами и русыми волосами. Для таких девушек режиссёр готов буквально на всё, в том числе открыть дорогу в мир большого кино.

Ярким примером пристрастий 75-летнего кинорежиссёра является актриса Светлана Ходченкова. Говорят, что во время съёмок фильма «Благословите женщину», Говорухин настолько влюбился в актрису, что собирался даже развестись. Однако его супруга Галина Борисовна не дала мужу развода, справедливо рассудив, что её супруг «перебесится» и всё пойдёт по-старому.

Так всё и произошло. Вскоре Светлана из пышнотелой русской красавицы превратилась в девушку модельной внешности, чем сильно разочаровала знаменитого кинорежиссёра: «Не хочу даже говорить о ней! Превратилась в селедку, стала как все! Я вот уже получше себе актрис нашел!»

И действительно нашёл - вскоре у Говорухина появилась новая муза 27-летняя актриса Анна Горшкова, которую кинорежиссёр снял в своём фильме «Пассажирка». На премьеру картины Станислав Сергеевич явился с актрисой в обнимку.

Однако роман с Анной продолжался недолго, ведь вскоре в жизни Говорухина появилась 22-летняя начинающая актриса Театра имени Маяковского Елена Дудина родом из Комсомольска-на-Амуре. Станислав Сергеевич приметил красотку на одном из московских актерских кастингов. Он тут же решил, что девушка удивительно похожа на молодую Ирину Алфёрову и предложил её помочь с карьерой в кино.

Начинающая артистка, по слухам, не смогла устоять против предложения сняться в картине Говорухина «Сердца четырех» и сдалась «на милость победителя». Год назад эта парочка появилась на фестивале Богдана Ступки в Киеве, и вели они себя там, как обыкновенная влюблённая пара.

Кстати, в окончательный вариант фильма «Сердца четырёх» кадры с Еленой так и не попали, но «дружба» с кинорежиссёром сделала своё дело - актриса теперь человек востребованный, например: недавно по ТВ с большим успехом прошёл сериал с её участием «Вчера закончилась война».

Именно на съёмках этого сериала у Станислава Говорухина, по сведениям «Экспресс газеты», появился серьёзный соперник. Еленой Дудиной всерьёз увлёкся 28-летний актер Анатолий Руденко, сын актрисы Любови Руденко. Этот артист прославился своими романами с Дарьей Поверенновой и Татьяной Арнтгольц, но в случае с Еленой всё по-другому - ведь их союз одобрила мама актёра.

Говорят, что эта парочка уже тайно расписалась. По крайней мере, Елена сменила свой статус на страничке в Facebook на «Замужем». Это известие, по слухам, сразило Станислава Сергеевича, который в очередной раз вернулся к своей супруге.

Кстати, Галина Борисовна всегда считала: «Человек не может прожить жизнь, не увлекаясь. Но это не меняет сути истинной любви. Если мой Слава в кого-то влюблен, значит, все в порядке - он здоров!»


Станислав Говорухин - один из немногих продолжающих активное творчество мэтров советского режиссерского цеха. Создатель фильмов «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя» и «Ворошиловский стрелок» с периодичностью раз в два года выпускает картины, появление в которых - честь для любого российского актера.

Станислав Зельвенский, «Афиша» : «Про Говорухина можно говорить что угодно, но в свои 80 он живой человек, не потерявший профессию и уж про компромиссы, надо думать, знающий куда больше многих».

Основой его нового фильма как раз и стал «Компромисс» - сборник новелл Сергея Довлатова о жизни, работе и творчестве альтер эго Довлатова, ленинградского журналиста, уехавшего в Таллин в поисках большей свободы для творчества.

Иван Колесников, исполнитель главной роли : «Это фильм о любви и свободе. У него нет начала и конца. В нем все понятно и просто, потому что с того времени ничего не поменялось: журналисты и писатели все так же борются с существующими правилами. Довлатова принижали, втаптывали в грязь, а он вставал, отряхивался и шел дальше. Это правильное отношение к жизни!»

Первая полноценная экранизация Сергея Довлатова

Сейчас - волна популярности Сергея Довлатова. К 80-летию со дня рождения писателя фильмы о нем снимают и документальные («Написано Сергеем Довлатовым» Ромы Либерова), и художественные («Довлатов» Алексея Германа-младшего). Однако, как ни странно, картин по книгам самого Довлатова практически нет. Если не считать «Комедии строгого режима» с Виктором Сухоруковым в одной из главных ролей, «Конец прекрасной эпохи» - первый фильм-экранизация творчества Довлатова.

Станислав Говорухин : «Фильм "Конец прекрасной эпохи" нельзя называть экранизацией "Компромисса". Там много взято из записных книжек Довлатова, из моих собственных воспоминаний... Эта картина - по мотивам произведений Довлатова. Просто "Компромисс" - так было в договоре написано, и я не стал менять. Это же не о Довлатове. Герой некий журналист. Половина текстов там сочинена сценаристом».

Действительно, из 12 историй «Компромисса» в фильм попали только две - про репортаж к рождению 400-тысячного жителя Эстонии и про доярку-передовика производства.

Лариса Малюкова, «Новая газета» : «"Конец прекрасной эпохи" - Довлатов-лайт».

Изображение © Мосфильм, Киностудия "Вертикаль", ООО

Возвращение Светланы Ходченковой к Станиславу Говорухину

Одну из главных ролей в фильме - романтический интерес главного героя, редактора Марину - играет Светлана Ходченкова. Начало ее карьере положил именно Станислав Говорухин, позвавший студентку первого курса на главную роль в своем фильме «Благословите женщину». Однако после картины «Не хлебом единым» их творческие пути разошлись - Говорухин публично критиковал Ходченкову за смену имиджа и выбор ролей, и Светлана в его фильмах последние десять лет не появлялась. «Конец прекрасной эпохи» вновь свел актрису и режиссера.

Станислав Говорухин : «Она оказалась более правой, чем я. Поколение другое растет. И если бы она оставалась в тех же параметрах, может быть, ее и снимать бы не стали. Видите, какие теперь на экране героини. <…> Она талантливая артистка - у нее хорошая школа. Я имею в виду даже не столько Вахтанговское училище, сколько ее первую картину "Благословите женщину", в которой она работала с Ириной Купченко, Инной Чуриковой, Александром Балуевым... Работа с такими партнерами - хорошая школа».

Изображение © Мосфильм, Киностудия "Вертикаль", ООО

Дебютант в главной роли

Исполнителя главной роли, ленинградского журналиста Андрея Лентулова искали очень долго, за год пробы прошли более 500 актеров.

Станислав Говорухин : «Хотелось, чтобы он был из того времени - не знаю, получилось ли. <...> Я искал человека, совершенно непохожего на Довлатова. А получился тоже крупный, черноволосый».

Крупный и черноволосый человек - актер сериалов Иван Колесников, для которого роль в «Конце прекрасной эпохи» - дебют в большом кино.

Иван Колесников : «Я пришел на пробы в жутком состоянии, после дня рождения друга. Станислав Сергеевич спросил: "Выпиваешь?". Я честно признался - да. Я жил в Петербурге и много гулял по злачным местам и рюмочным. "Куришь?". Я курю с 13 лет. Эти качества сближали меня с главным героем, и после проб я сразу же был утвержден на роль».

Изображение © Мосфильм, Киностудия "Вертикаль", ООО

По оценкам критиков, роль Довлатова-Лентулова Колесников сыграл убедительно и свежо.

Станислав Зельвенский, «Афиша» : «Франтоватый красавец в роли довлатовского лирического героя поначалу несколько обескураживает - но есть подозрение, что двухметровый армянин с бородой вызвал бы куда больше вопросов».

Наталия Григорьева, «Новая газета» : «Исполнитель роли Лентулова Иван Колесников играет своего персонажа сложным и неоднозначным. С вечной ухмылкой на губах, будто бы несерьезный раздолбай и пьяница, у которого внутри - и в текстах - вдруг некрасовское, никому вокруг непонятное "кто живет без печали и боли, тот не любит Отчизны своей"».

Черно-белая картинка

Отказ снимать на цветную пленку не редкость для современного кино, черно-белый «Артист» Мишеля Хазанавичуса в 2011 году даже получил «Оскар» за лучший фильм. В России одна из последних работ в этом стиле - «Трудно быть богом» Алексея Германа.

Однако в руках Станислава Говорухина это скорее не специально выбранный художественный прием, а следование собственным предпочтениям.

Станислав Говорухин : «Во-первых, я люблю черно-белое кино. Во-вторых, я испытываю к нему большее доверие. Скажем, о войне я вообще не могу смотреть цветное кино. И сами кинематографисты это чувствуют и иногда цвет убавляют. Они бы тоже снимали черно-белое, но заказчик, продюсер, требует цветное - тогда очень многие убавляют цвет, когда печатают копии. А у меня фильм-ретро, это 60-е годы - и мне хотелось создать впечатление, что фильм снят в те годы, только без цензуры».

Изображение © Мосфильм, Киностудия "Вертикаль"

Производство : МОСФИЛЬМ, КИНОСТУДИЯ ВЕРТИКАЛЬ, 2015

Режиссер : Станислав Говорухин

Сценарий : Станислав Говорухин по мотивам повести Сергея Довлатова "Компромисс"

В ролях : Иван Колесников, Светлана Ходченкова, Федор Добронравов, Борис Каморзин, Дмитрий Астрахан, Лембит Ульфсак, Сергей Гармаш, Александр Робак, Элина Пяхклимяги, Кярт Таммярв, Тыну Карк, Дмитрий Ендальцев

Оператор : Геннадий Карюк

Композитор : Артем Васильев

Светлана Ходченкова: «Я очень ревнива»

После фильмов Станислава Говорухина «Благословите женщину» и «Не хлебом единым» Светлану Ходченкову назвали русской красавицей - так впечатлили кустодиевские формы молодой актрисы. А в кинотусовке активно обсуждался ее роман с Говорухиным. Но Светлана удивила всех: неожиданно похудела и вышла замуж!

– После вашего дебюта поговаривали, что у вас роман с Говорухиным…

– Поначалу мне было очень обидно слышать такое! Ну конечно, а что еще можно подумать? Знаменитый режиссер взял никому не известную актрису, сделал из нее звезду – не за красивые же глазки все это! Понятно, каким образом девочка попала в кино! Я очень переживала, когда начали писать, что я любовница Говорухина. В одной желтой газете была помещена фотография, на которой мы с моим мужем Володей были сфотографированы со спины на каком-то кинофестивале. Под фото была убийственная подпись: «Светлана Ходченкова поменяла Говорухина на молодого жеребца!» К счастью, Володя с юмором к этому отнесся, посмеялся.

– Ваш муж тоже актер. Сейчас вы более известна, чем он. У вас не возникает профессиональной конкуренции?

– Мы, наверное, не были бы вместе, если бы конкурировали друг с другом! Этого нет в наших отношениях, и делить нам в профессии нечего. Он не сыграет длинноногую блондинку так же, как я не сыграю мускулистого парня. И амплуа у нас разные, даже больше скажу: у нас пол разный! Ну какая здесь может быть конкуренция?! Я думаю, если начинается соперничество, значит, людям неуютно друг с другом и надо расходиться. Если человек впадает в депрессию или мучается комплексами, не стоит устраивать проблем своей второй половине.

– С мужем вы познакомились в Щукинском?

– Да, мы учились в одном училище, только на разных курсах. Он на год старше меня, мы все время оказывались в одних компаниях, все смотрели друг на друга. Потом снялись в двух фильмах, причем в ленте «Московский дворик» играли мужа и жену. Позже выяснилось, что все это время он думал, как подойти ко мне, а я – как оказаться ближе к нему (смеется).

– Из-за чего вы можете поссориться?

– У всех бывает плохое настроение: случается, придешь домой и сорвешься на любимом человеке. Но мы стараемся острые углы сглаживать.

– Муж вас ревнует?

– Тяжело двум творческим личностям вместе? Безумно тяжело. Мы оба очень ревнивы. Я, например, не могу видеть, как мой любимый целуется в кадре с другой женщиной. При этом я прекрасно понимаю, что все происходящее – это работа. И тем не менее! Он точно так же относится ко мне.

– Кто у вас дома моет посуду?

– Мыть посуду – женская обязанность. Мне не приходит в голову просить об этом мужа. Я и посуду мою, и в квартире убираю. Считаю, что это нормально.

– Вы себя считаете везучей?

– Я определенно удачливый человек! Мне посчастливилось поступить в Щукинское театральное училище… Судьба свела меня со Станиславом Сергеевичем Говорухиным. Но главное – мне очень повезло с мамой! Она никогда не запрещала мне заниматься тем, что мне было интересно.

– Кто ваши родители?

– Я из обычной семьи. Родилась в подмосковном городе Железнодорожный. Меня воспитывала одна мама, она маляр-штукатур. Она всегда помогала мне, поддерживала. Помню, когда я училась, нас все время просили принести какие-то деньги на нужды школы, но для нашей семьи это была проблема в то время. Чтобы меня не отчислили из школы, мамочке пришлось сделать в классе ремонт.

– Вы рано начали зарабатывать?

– Да, старалась – денег в семье не хватало. В 14 лет я пошла в школу моделей. Хорошо помню, как на первые заработанные на показах деньги я купила кооперативный телефонный номер в нашу квартиру в Железнодорожном. До этого телефона у нас не было.

– По каким критериям вас принимали в школу моделей?

– Как и всех в этом бизнесе. Там нужны симпатичные, простите, «вешалки»: желательно, чтоб ноги от ушей росли, длинные волосы приветствуются, и блондинок очень любят. Какие еще могут быть там критерии? В модельное агентство я пришла в том возрасте, когда мне это было интересно. Но моя модельная жизнь недолго длилась, хоть я и успела поработать на показах во Франции и Японии.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...