Понятие "эмоции", "эмоциональное состояние". Курсовая работа: Психология эмоциональных состояний

из всего перечисленного выше.

Эмоциональные состояния личности свидетельствуют об основной сущности человека, так какдают возможность проникнуть в его внутренний мир, представляя собой базу, на которой строятся цели и решения, намерения и поведение. Эмоциональные состояния личности очень важны в отношении самопознания, понимания собственных особенностей, действия и планирования будущего.

Эмоциональные состояния личности регулируют поведение человека при контакте с окружающими. Внешние мимика, жесты и позы людей, являющиеся провожатыми любых эмоций, а также речь человека говорят о состоянии его внутреннего мира, о его переживаниях.

Среди всех эмоциональных состояний личности выделяются три главных разновидности, которые имеют отличие по силе и длительности, - это аффект, страсть и настроение.

Аффект - это непродолжительное, бурное, ярко проявляющееся внешне эмоциональное состояние. Как правило, аффекты проявляются по причине каких-либо оченьволнующих событий или ситуаций в человеческой жизни. Чаще всего состояние аффекта наблюдается как реакция человеческой психики на событие, которое произошло не так давно. Основа состояния аффекта - состояние внутреннего конфликта, которое переживает личность. Причиной конфликта может являться противоречие между желаниями и намерениями, между требованиями и вероятностью их выполнения.

Страсть представляет собой мощное, длительное, всеобъемлющее эмоциональное состояние личности, которое превалирует над прочими стремлениями и желаниями человека и, как правило,ведетк концентрации внимания и душевных сил на объекте всех человеческих желаний. Главный показатель страсти - это тяга к активным действиям и осознание того, что страсть захватывает. По сути, эмоциональное состояниестрасти можно сопоставить с очень продолжительным состоянием аффекта. Разница заключается в том, что страсть поддается контролю, а аффект нет.

Настроение представляет собой совокупность множества чувств. Настроение - это эмоциональное состояние личности, характеризующееся продолжительной неизменностью. Настроение является своеобразной основой, по которой проходят все прочие психические и эмоциональные процессы. Разница между окказиональными эмоциями и состояниями аффекта заключается в том, что настроение представляет собой эмоциональную реакцию не на следствиякаких-либо событий, а на важность этих событий в отношении жизненных планов, интересов и желаний. Настроение отражается на внешнем поведении человека, его общении с другими людьми, действиях и поступках.

Эмоциональное состояние личности отражается и на результативности трудовой деятельности. Каждая отдельная профессия имеет определенные требования к области человеческих эмоций. Профессии, которые предполагают постоянный контакт и общение с другими людьми, призывают человека к осуществлениюсамоконтроля над собственными эмоциональными состояниями. Еще с древности существует мысль о том, что доктор врачует главным образом не само заболевание, а именно человека. В связи с этим эффективность лечения во многом опирается на то, как человек может регулировать и брать под контроль собственные эмоции.

В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных состояний. Наиболее значимыми принято считать следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс .

1) Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектом называют эмоциональное состояние взрывного характера, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля . Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, и он перестает себя контролировать. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяется внимание. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые посредственно связаны с переживанием. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своихдействий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия, поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

Причиной аффекта является состояние внутреннего конфликта, противоречие между влечением, желанием, стремлением и невозможностью удовлетворить его. Особенно ярко проявляются аффекты у детей. Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая ее организованность. В состоянии аффекта человек теряет власть над собой. Однако, справиться с аффектом на первых этапах его развития может любой. Главное – отсрочить аффективную вспышку, сдержать себя.

2) Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции . Эмоции отличаются от аффектов, прежде всего длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции – это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Во многих ситуациях помимо удовольствия и неудовольствия возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения, с другой стороны. Другим проявлением эмоциональных процессов является возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с попытками к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.


Неоднократно предпринимались попытки выделить основные «фундаментальные» эмоции . В частности, принято выделять следующие эмоции.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установка субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающе в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании соответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентности (двойственности) чувств . Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

Между отрицательными и положительными эмоциями существует определенное равновесие. Если мы испытали отрицательные эмоции, появляется желание испытать положительные.

Эмоции могут быть не только положительными или отрицательными. П. В. Симонов выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха к «комнате ужасов»).

3) Еще одну группу эмоциональных состояний составляют настроения человека. Настроение – устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности человека. Через настроение человек как бы отражает свое отношение к действительности. Настроение– самое длительное или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Причина настроения всегда есть, но не всегда осознается человеком. Настроение человека отражает бессознательную обобщенную оценку того, насколько благоприятно на данный момент складываются для него обстоятельства . Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его людям. Но причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди.

4) Стресс – состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой. Понятие введено канадским физиологом Г. Селье для обозначения необычайной реакции организма на любое сильное воздействие . Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы (холод, боль, страх, унижение) вызывают в организме однотипную комплексную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Стресс никогда не равен нулю, в минуты равнодушия он просто минимален. Стресс – обычная действительность нашей жизни.

Виды стресса :

1) физиологический : реакция организма на стресс – выброс в кровь адреналина, гормонов щитовидной железы и т.д. Длительное пребывание в состоянии стресса сокращает жизнь, вызывает болезни.

2) психологический : информационный (высокая степень ответственности при недостатке времени) и эмоциональный (угроза, опасность, обида, человек длительное время остается один на один со своими проблемами).

Разные люди по-разному могут реагировать на состояние стресса.

Фрустрация – психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Состояние фрустрации сопровождается отрицательными переживаниями: разочарованием , отчаянием , тревогой .

Отличительные черты фрустрации: неожиданность , неопределенность , изменение привычного хода событий .

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Устойчивость к фрустрирующим факторам (толерантность) зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Высшие чувства. Как отмечает А. В. Петровский чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на объект. Чувства влияют в свою очередь на эмоции. Строго научное использование термина «чувства» ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам. При этом, в отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь.

В психологии принято выделять следующие виды чувств: нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства .

Нравственные (моральные) чувства своим содержанием имеют отношение человека к человеку и к обществу. Основанием оценки этих чувств являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах общественной жизни. К нравственным чувствам относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность и др.

Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение личности к процессу познания, его успешности и неуспешности. К ним относятся: сомнение, радость открытия, любовь к истине .

Эстетические чувства отражают и выражают отношение человека к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному , трагическому или комическому , возвышенному или низменному .

Наиболее общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека называется настроением. Оно весьма разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.п. Настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий.

Аффект

С. Л. Рубинштейн отмечал особенности настроения в том, что оно не предметно, а личностно и в том Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект.

Аффект (от лат. affectuctus — “душевное волнение”) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.

Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. Например, при сильном гневе многие люди теряют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них переходит в агрессию. Человек кричит, краснеет, размахивает руками, может ударить противника.

Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. Управлять и справиться с этим состоянием очень трудно. Любое чувство может переживаться в аффективной форме.

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Если в сферу действий человека попадают предметы, не имеющие отношения к причине аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшуюся вещь, толкнуть стул, хлопнуть по толу. Теряя власть над собой, человек весь отдается переживанию.

Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет определенные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек. Безусловно, это требует огромных волевых усилий. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, “затушить” аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.

Стресс

  • Основная статья: Cтресс

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс.

Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми .

Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром “эмоционального выгорания ”. Данное состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные эмоции. При этом он не может ни изменить ситуацию, ни справиться с негативными эмоциями. Эмоциональное выгорание проявляется в снижение общего эмоционального фона, равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям, потеря интереса к профессиональным успехам, ограничение своих возможностей. Как правило, причинами эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие для карьерного роста, профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация. Внутренними условиями для возникновения эмоционального выгорания могут быть акцентуации характера определенного типа, высокая тревожность, агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям.

Фрустрация

Близким по своим проявлениям к стрессу является эмоциональное состояние фрустрации.

Фрустрация (от лат. frustration — “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (ли субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции — огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации окружающие люди поддержат, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся лишь эпизодом в жизни человека. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояние человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Особой формой эмоционального переживания является страсть. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. В чем же особенность страсти? Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Причины возникновения страсти разнообразны — они могут определяться осознанными убеждениями, могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение. В любом случае страсть связана с нашими потребностями и другими свойствами личности. Страсть, как правило, избирательна и предметна. Например, страсть к музыке, к коллекционированию, к знаниям и т.д.

Страсть захватывает все мысли человека, в которых крутятся все обстоятельства, связанные с предметом страсти, который представляет и обдумывает пути достижения потребности. То, что не связано с предметом страсти, кажется второстепенным, не имеющим значения. Например, некоторые ученые, которые страстно работают над открытием, не придают значения своему внешнему виду, нередко, забывая про сон и еду.

Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волей. Так как страсть выступает одним из значимых побуждений к деятельности, потому как обладает большой силой. В реальности оценка значения страсти двояка. Большую роль в оценке играет общественное мнение. Например, страсть к деньгам, к накопительству осуждается одними людьми как жадность, стяжательство, в тоже время в рамках другой социальной группы может рассматриваться как экономность, расчетливость.

Психологическая саморегуляция: аффекта, стресса, эмоционального выгорания, фрустрации, страсти

Неумение регулировать свои эмоциональные состояния, справляться с аффектами и стрессами служит препятствием для эффективной профессиональной деятельности, нарушает межличностные отношения на работе и в семье, мешает достижению поставленных целей и осуществлению намерений, нарушает здоровье человека.

Существуют специальные приемы, которые помогают справиться с сильной эмоцией и не допустить ее превращения в аффект. Для этого рекомендуется вовремя заметить и осознать нежелательную эмоцию, проанализировать ее истоки, сбросить мышечный зажим и расслабиться, глубоко и ритмично дышать, привлечь заранее заготовленный “дежурный образ” приятного события в своей жизни, попытаться посмотреть на себя со стороны. Аффект можно не допустить, но это требует выдержки, самоконтроля, специальной тренировки, культуры межличностных отношений.

Средством предупреждения эмоционального выгорания являются оптимизация условий труда и психологическая коррекция на ранних стадиях эмоциональных нарушений.

Имеет значение, и фактор стрессового времени. Особенно опасно длительное воздействие стресса. Замечено, например, что за 10- 15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременным сильный стресс активизирует человека, как бы “встряхивает” его.

Итак, нужно запомнить следующее:
  • Не следует стремиться, во что бы то ни стало избегать стресса и бояться его. Парадоксально, но факт: чем больше вы будете стараться жить и работать “всегда размеренно и спокойно”, тем в большей степени вас будет разрушать стресс. Ведь вместо того, чтобы постепенно и терпеливо накапливать опыт по самоуправлению собой в стрессе, вы будете от него “убегать”.

Можно сравнить способы эффективного управления стрессом с действиями опытного альпиниста. Если человек, охваченный страхом, повернется к снежной лавине спиной и побежит от нее, она его настигнет и уничтожит. Необходимо встретить опасность лицом к лицу с тем, чтобы знать, как защититься от нее.

  • Для того чтобы управлять своим стрессом, необходимо использовать его полезные функции и исключать вредные.
  • При конструктивном стрессе возникает разрядка накопившейся неудовлетворенности людей друг другом, решается важная проблема и улучшается взаимопонимание между людьми.
  • При деструктивном стрессе резко ухудшаются отношения до полного разрыва, проблема остается нерешенной, у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности.

Наиболее успешными, как в профессии, так и в личной жизни, являются люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют сдерживаться, проявлять терпение, тормозить свои внутренние “взрывы”.

Люди с развитой личной психотехникой реализуют четыре основных действия:
  • Действие первое: они никого не обвиняют: ни себя, ни других. Они не мучаются “укорами совести” и не “сбрасывают” свою стрессовую энергию на окружающих.
  • Действие второе: они стремятся овладеть собой на первой стадии развития стресса, когда еще сохранен самоконтроль и “стрессовая стихия” не захватила полностью. Они стремятся вовремя остановить себя. Один ведущий специалист крупного коммерческого банка выразил эту мысль так: “Важно не попасть в точку В”.
  • Действие третье: они изучают самих себя. Люди с развитой саморегуляцией хорошо знают, как начинает развиваться у них стрессовое состояние. Другими словами, они вовремя осознают изменение своего внутреннего самоощущения па первой стадии развития стресса.
  • Действие четвертое и самое главное. Люди, с развитой саморегуляцией, интуитивно находят оптимальную стратегию в стрессе. Успешно овладевают стрессом те, кто понимает, что “сбрасывать” темную стрессовую энергию на других — некультурно и в определенном смысле невыгодно. Происходит потеря нужных деловых связей, разрушаются личные взаимоотношения. Они понимают также, что направлять разрушительную стрессовую энергию на самих себя, обвиняя себя в своих ошибках, — неконструктивно. Действительно, что меняется от этого? Дело все равно стоит, и проблема не решается.
Чтобы снять эмоциональное напряжение, нужно:
  • правильно оценить значимость событий;
  • в случае поражения действовать по принципу “не больно-то и хотелось”;
  • увеличить физическую нагрузку (многие женщины начинают стирать или выполнять другую тяжелую домашнюю работу);
  • сформировать новую доминанту, т.е. отвлечься;
  • выговориться, выплакаться;
  • послушать музыку;
  • вызвать улыбку, смех, юмор необходим для того, что
  • бы воспринимать как комическое то, что претендует на серьезность;
  • осуществить релаксацию.

Классификации эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния имеют очень разнообразные проявления. По степени интенсивности и
продолжительности они могут быть длительными, но слабыми (печаль), или сильными, но кратковременными (радость).
По субъективному переживанию все многообразие эмоций можно разделить на 2 категории: на эмоции положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и эмоции отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие. По содержанию эмоции можно классифицировать на простые и сложные в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным - моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и др.
Наконец, по форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.
Чувственный тон. Простейшая форма эмоционального переживания - это, так называемый чувственный, или эмоциональный, тон. Под чувственным тоном понимают эмоциональную окраску психического процесса, побуждающую субъекта к его сохранению или устранению. Хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от воспоминаний, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Так, хорошая музыка, запах розы, вкус апельсина приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Если отрицательный чувственный тон переход в болезненное отвращение, то говорят об идиосинкразии.
Чувственный тон как бы аккумулирует в себе отражение полезных и вредных факторов окружающей действительности. Благодаря своей обобщенности чувственный тон помогает принять предварительное и быстрое решение о значении нового раздражителя, вместо сравнения его со всей информацией, хранимой в памяти. Чувственный тон нередко носит субъективную окраску и зависит от того, как протекает деятельность: постоянно проигрывающий нам партнер кажется более симпатичным, чем тот, который все время выигрывает у нас. Несмотря на свою внешнюю незначительность, знание и целенаправленное использование чувственного тона позволяет воздействовать на настроение человека, улучшать производительность труда, интенсивность учебы и т.д.
Настроение. Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные события, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов. Это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.
Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или
раздраженным и т.д. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле настроение - это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Но эта причина всегда есть и может быть определена. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы.
Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения.
Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Настроение может стать устойчивой чертой личности - на этой основе людей делят на оптимистов и пессимистов.
В то же время настроение может носить кратковременный характер, что особенно ярко выражено в детском возрасте. Не имея сложившейся иерархии мотивов, дети легко поддаются смене настроения: любое эмоциональное впечатление порождает неустойчивые, переменные, капризные настроения. С возрастом настроение становится более устойчивым - значимые для личностной сферы воздействия вызывают смену настроения.
Эмоции. Эмоции- это непосредственное, временное переживание какого- нибудь чувства. Так, например, чувство любви к футболу не является эмоцией. Эмоции будут представлены на стадионе состоянием восхищения, которое испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру спортсменов или эмоцией возмущения, негодования при ленивой игре или неопытном судействе.
Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями, способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.
С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. К числу стенических (или "гиперстенических") эмоций относятся эйфория, мания, гнев, тревога; к числу "астенических" - печаль, тоска, апатия, страх.
Стенические эмоции стимулируют деятельность человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. И, наоборот, астенические эмоции характеризуются скованностью, пассивностью. Поэтому в зависимости от индивидуальных особенностей человека эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у испытывающего чувства страха человека возможно повышение мускульной силы и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха могут «подгибаться колени». Горе может
вызвать апатию, бездеятельность у человека слабого, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.
Эмоциональные переживания могут носить неоднозначный, противоречивый характер. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана неоднозначностью самого объекта (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и ситуативными эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть при ревности).
К основным, фундаментальным эмоциям относится удовольствие, радость, страдание, удивление, отвращение, гнев, презрение, стыд, интерес, страх.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей (или неудовольствие, связанное с неудовлетворением органических потребностей). Практически все органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма.
Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.
Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с
идеологическими, нравственными или эстетическими принципами субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение.
Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных поступков и внешности ожиданиям окружающих или собственным представлениям о подобающем поведении и внеш-нем облике.
Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся под влиянием информации о возможной реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, эмоция страха вызывается лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия.
Каждая из указанных эмоций может проявляется целым спектром состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость может проявляется удовлетворением, восторгом, ликованием, экстазом и т.д.).
Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.
Аффект. В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Это самая мощная из рассматриваемых эмоциональной реакцией. Аффект
- сильное и кратковременное эмоциональное состояние, сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.
Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступлении любимого ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, и религиозный экстаз и т.д. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы, речи. Такими могут быть ужас, отчаяние. Или, если человек неожиданно получает приятное известие, он теряется, не знает, что сказать.
Одна из существенных функций аффекта состоит в том, что он представляет собой закрепившиеся в эволюции стереотипные действия, способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. п.
Аффект возникает в результате уже совершенного действия и выражает собой его субъективную эмоциональную оценку с точки зрения достижения подставленной цели. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.
Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшее побуждение, причем человек не в состоянии осознать эту невозможность или не может с ней примириться (гнев, ярость). Конфликт может заключаться и в повышенных требованиях, предъявляемых к человеку в данный момент, и его переживаниях, неуверенности в своих силах, недооценке своих возможностей.
Отличительная черта аффекта - ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. При этом изменяется мышление, человек теряет способность предвидеть результаты своих поступков. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Теряя власть над собой, человек как бы весь отдается переживанию.
Кроме того, изменяются основные характеристики внимания, в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые соответствуют переживаниям. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием.
Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью, происходит своего рода разрядка в действии. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.
Эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс представляет собой
состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболевании, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Г.Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап - реакция тревоги - фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Человек справляется с нагрузкой с помощью
функциональной мобилизации, без структурных перестроек. На втором этапе - этапе стабилизации все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешнее поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап - истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и даже смерти.
Показательны в этом отношении данные, полученные английскими исследователями. Они обнаружили высокую смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, врачей- хирургов, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов. Именно постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям этих профессий.
Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, прежде всего от психологических особенностей человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение.
Фрустрация. Фрустрация - психологическое состояние расстройства, подавленности, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, озлобленностью, подавленностью, внешней и внутренней агрессией.
Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.
Страсть. Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Страстью называют сильное, стойкое чувство, определяющее направление мыслей и поступки человека.
Причины формирования страсти достаточно разнообразны - они могут определяться осознанными убеждениями (например, страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение (как бывает при паранойяльном развитии личности). Страсть органически связана с потребностями, избирательна и всегда предметна - направлена на определенный вид деятельности или предмет. Таковы, например, наблюдающиеся у людей страсть к знанию, страсть к музыке, страсть к коллекционированию и т.д.
Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой. Страсть выступает одним из существенных побуждений к деятельности. Оценка значения страсти достаточно субъективна. Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Большую роль в оценке играет общественное мнение. Так, например, в рамках одной культуры страсть к накопительству осуждается как жадность, но может быть положительно оценена в рамках другой социальной группы как экономность.
Высшие чувства. Особую форму переживания представляют собой высшие чувства. Чувства - личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.
В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Нравственные нормы зависят от традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии, принятых в обществе.
Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются аморальными, безнравственными. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, патриотизм, сочувствие и т.д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.
Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. К интеллектуальным чувствам относятся удивление, любопытство, любознательность, чувство сомнения в правильности решения и пр. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывает в человеке целую гамму переживаний.
Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания.
К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового. Оно
выражается в постоянном поиске нового как в области познания, так и в практической деятельности. Это чувство связано не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии», т.е. в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное.
Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни и в искусстве. Человек испытывает эстетические чувства при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Эстетические чувства представляют собой сплав моральных и интеллектуальных чувств. Сложность проблемы состоит также в том, что эстетическое отношение проявляется через другие чувства: восторг, радость, презрение, отвращение, страдание и пр.
Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество ученого - это своеобразный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с преобладанием интеллектуальных, а творчество художника - это, по-видимому, тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических. Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на весь склад духовной жизни человека.

Эмоциональное состояние: виды и особенности переживаний человека

Любая личность знакомится и постигает окружающую действительность благодаря средствам познания: внимания, ощущений, восприятия, мышления, воображения и памяти. Каждый субъект каким-то образом реагирует на происходящие события, ощущает какие-то эмоции, переживает чувства в адрес определенных предметов, людей, явлений. Субъективное отношение к ситуациям, фактам, объектам, персонам отражается в сознании личности в виде переживаний. Такие отношения, переживаемые во внутреннем мире, именуются «эмоциональное состояние». Это психофизиологический процесс, который мотивирует человека на выполнение каких-то действий, регулирует его поведение, влияет на мышление.

В научном сообществе не существует единого универсального определения, точно поясняющего, что являет собой эмоциональный феномен. Эмоциональное состояние – обобщающее понятие для всех переживаемых личностью отношений, которые возникли в ходе его жизнедеятельности. Удовлетворение требований и запросов человека, как и неудовлетворение потребностей личности, порождает разнообразные эмоциональные состояния.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Виды и характеристики эмоциональных состояний

В отечественной науке классифицируют эмоциональные процессы на отдельные виды, каждый из которых наделен своими характеристиками и особенностями.

Эмоциональный мир личности представлен пятью компонентами:

  • эмоциями;
  • аффектами;
  • чувствами;
  • настроениями;
  • стрессами.

Все вышеуказанные составляющие эмоциональной сферы человека являются одними из главнейших регуляторов поведения субъекта, выступают источником познания действительности, выражают и определяют многообразие вариантов взаимодействия между людьми. Следует отметить, что один и тот же эмоциональный процесс может продолжаться от считанных секунд до нескольких часов. При этом каждый вид переживаний может выражаться с минимальной силой либо быть очень интенсивным.

Рассмотрим все элементы сферы эмоций и чувств более подробно.

Эмоции

Эмоция – это переживание субъекта в конкретный миг его жизни, передающее личностную оценку происходящего события, информирующее об его отношении к реально сложившему положению, к явлениям внутреннего мира и событиям внешней среды. Эмоции человека возникают мгновенно и могут меняться очень быстро. Наиболее значимой характеристикой эмоций является их субъективность.

Как и все иные психические процессы, все виды эмоциональных состояний выступают результатом активной работы головного мозга. Пусковым механизмом для зарождения эмоций выступают изменения, которые в настоящее мгновение происходят в окружающей реальности. Чем более важными и значимыми являются для субъекта протекающие изменения, тем более острым и ярким будет переживаемая им эмоция.

При возникновении эмоции образуется временный очаг возбуждения в коре головного мозга и далее в подкорковых центрах – скоплениях нервных клеток, расположенных под корой больших полушарий. Именно в этих сегментах головного мозга расположены главные отделы регуляции физиологической деятельности организма. Именно поэтому возникновение такого очага возбуждения приводит к усилению деятельности внутренних органов и систем. Что, в свою очередь, находит и заметное внешнее отражение.

Проиллюстрируем на примерах. От стыда мы краснеем. От страха мы бледнеем, и у нас замирает сердце. От тоски ноет сердце. От волнения мы задыхаемся, часто и неритмично делаем вдохи и выдохи.

Эмоции также характеризуются валентностью (направленностью). Они могут быть положительного или отрицательного окраса. Следует отметить, что практически у всех людей в нормальном состоянии количество эмоций отрицательного тона значительно превышает число переживаний положительного окраса. В ходе исследований установлено, что левое полушарие в большей мере является источником возникновения положительных эмоций, а правое полушарие больше поддерживает отрицательные переживания.

Во всех видах эмоциональных состояний прослеживается их полярность, то есть наличие эмоций со знаком «плюс» и со значением «минус». Например: гордость – досада; радость – огорчение. Также существуют и нейтральные эмоции, например: удивление. При этом вовсе не означает, что две полярные эмоции являются взаимоисключающими. В сложных чувствах человека часто обнаруживается сочетание противоречивых эмоций.

Также эмоции различаются по интенсивности – их силе. Например: злость, гнев и ярость, по сути, являются идентичными переживаниями, однако они проявляются с разной силой.

Эмоции также классифицируют на два типа: стенические (активные) и астенические (пассивные). Активные переживания мотивируют и побуждают человека к выполнению действий, пассивные эмоции расслабляют и лишают энергии. Например: от радости мы готовы перевернуть горы, а от страха у нас подкашиваются ноги.

Еще одной особенностью эмоций является тот факт, что хотя они осознаются человеком как переживания, невозможно в состоянии бодрствования повлиять на их возникновение. Все эмоциональные состояния зарождаются в глубинных хранилищах психики – подсознании. Доступ к ресурсам подсознательной сферы возможен при временном изменении сознания, достигаемом посредством гипноза.

Аффекты

Второй вид эмоциональных состояний – аффекты. Это кратковременное состояние, для которого характерна особая интенсивность и выразительность переживаний. Аффект – психофизиологический процесс, который стремительно овладевает субъектом и очень выразительно протекает. Он характеризуется значительными изменениями в сознании и нарушением контроля личности над своим поведением, потерей самообладания.

Аффект сопровождается выраженными внешними проявлениями и активной функциональной перестройкой работы внутренних систем. Особенностью этой разновидности эмоциональных состояний является привязка к ситуации настоящего. Аффект всегда возникает в ответ на уже существующее положение вещей, то есть он не может быть ориентирован на будущее и отражать переживания прошлого.

Аффект может развиться по различным причинам. Бурный эмоциональный процесс может быть вызван единичным психотравмирующим фактором, длительной стрессовой ситуацией, серьезным заболеванием человека. Примерами аффективных состояний служат следующие состояния. Восторг при выигрыше любимой команды, испытываемый страстным болельщиком. Гнев, возникший при обнаружении измены любимого человека. Паника, охватившая человека во время пожара. Эйфория, возникшая у ученого во время открытия после долгих лет упорной работы.

В своем развитии аффект проходит последовательно несколько стадий, для которых характерны свои особенности и переживания. В начальной фазе человек размышляет исключительно о предмете своих переживаний, невольно отвлекается от иных более важных явлений. Обычая картина старта аффективного состояния представлена энергичными и выразительными движениями. Слезы, истошные рыдания, громкий хохот, нелепые выкрики – характерные черты переживания аффекта.

От сильного нервного напряжения изменяется пульс и функция дыхания, нарушается моторика движений. Интенсивное действие стимулов, возбуждающих корковые структуры выше присущего им предела работоспособности, приводит к развитию запредельного (охранительного) торможения, Этот феномен вызывает дезорганизацию мышления человека: субъект испытывает упорную потребность поддаться переживаемой эмоции.

В этот момент аффективного состояния любой индивид может принять меры, чтобы не утратить контроль над собой и затормозить развитие каскада разрушающих реакций. Именно на этот феномен и оказывает влияние гипноз: в состоянии гипнотического транса в подсознание человека вживляются установки, позволяющие на инстинктивном уровне предотвратить нарастание аффекта в кризисный момент. То есть в результате внушения при гипнозе персона, не ведая того на сознательном уровне, обретает требуемые навыки для торможения развития негативного эмоционального состояния.

Если все же наступила последующая стадия аффекта, то субъект полностью утрачивает самоконтроль и способность управлять поведением. Он совершает безрассудные поступки, выполняет бесполезные действия, говорит нелепые фразы. Следует отметить, что такие проявления аффективной вспышки особа в дальнейшем припоминает с трудом. Такая ситуация возникает из-за того, что после чрезмерного возбуждения корковых структур наступает торможение, что прерывает сложившиеся системы временных связей.

Однако информация о поведении во время аффективной вспышки прочно откладывается в подсознательной сфере, напоминая о себе нечеткими и расплывчатыми переживаниями стыда за свершенные деяния. Такие нераспознаваемые полностью ощущения со временем становятся виновниками депрессивных состояний, потому что человек интуитивно чувствует свою вину, не осознавая при этом, в чем он провинился. Для распознания факторов, перемещенных в подсознание во время аффективной вспышки, необходимо целенаправленное временное отключение сознания посредством .

Подытоживая информацию, нужно указать: аффект сам по себе ни плох, и не хорош. Его тональность и последствия зависит от того, какие переживания испытывает человек – позитивные или негативные, и насколько он владеет собой при этом эмоциональном состоянии.

Отличие гипноза от иных "состояний"

Чувства

Третий вид эмоциональных состояний – чувства. Это более устойчивые психоэмоциональные состояния в сравнении с эмоциями и аффектом. Чувства – проявления субъективного отношения личности к реальным фактам или абстрактным объектам, определенным вещам или обобщенным понятиям. При этом такая оценка практически всегда является бессознательной. Зарождение и утверждение чувств являет собой процесс формирования устойчивого отношения человека к какому-то объекту или явлению, который основан на имеющемся у индивида опыте взаимодействия с таким объектом.

Особенность чувств – в отличие от эмоций они носят более или менее постоянный характер, это укоренившаяся особенность личности. Эмоция, в то же время, мимолетное переживание данной ситуации. Приведем пример. Чувством является любовь человека к музыке. Пребывая на хорошем концерте с отличным исполнением музыки, он испытывает активные позитивные эмоции – интерес и радость. Однако когда этот же человек сталкивается с отвратительным исполнением произведения, он чувствует пассивные отрицательные эмоции – огорчение и отвращение.

Чувства напрямую связаны с особенностью личности, они отражают отношение человека к жизни, его мировоззрение, убеждения, взгляды. Чувство – сложная по своей структуре разновидность эмоциональных состояний. Приведем пример. Чувство зависти по своей сути есть переживания человека по поводу успехов другой особы. Зависть представляет собой сочетание нескольких эмоций, соединенных воедино: гнева, обиды, презрения.

Помимо валентности (окраса) существует и еще одна черта этого вида – интенсивность чувств. Чем сильнее и глубже чувство человека, тем более выраженные его внешние (физиологические) проявления, тем существенней его влияние на поведение субъекта.

Все отрицательные чувства выполняют крайне деструктивные функции, формируя болезненное мышление и приводя к нефункциональному поведению. Такие негативные эмоциональные состояния, укоренившиеся в подсознании человека, не только препятствуют нормальному взаимодействию персоны в обществе, но и становятся причиной психопатологических расстройств.

Рассмотрим на примере зависти. Зависть превращает чужую удачу в комплекс неполноценности, счастье другого человека в ощущение собственной никчемности и ненужности. Зависть – это энергетический вампир, который принуждает человека тратить свое время, силу, энергию на бесконечное отслеживание успехов и достижений другой особы. Это чувство заставляет человека приступать к выполнению активных действий, вынуждая сплетничать, злословить, строить козни, плести интриги, а нередко и применять физическую силу. В итоге, субъект оказывается у разбитого корыта, когда у него нет сил, чтобы действовать, и нет друзей, которые могут его поддержать. Наступившая депрессия в такой ситуации – закономерный шаг, предпринятый «мудрым» подсознанием, указывающий, что субъекту необходимо остановиться, пересмотреть свое мировоззрение и избрать иной стиль поведения.

Помимо стенических чувств, которые мотивируют субъекта к действиям, имеются и астенические переживания. Это то эмоциональное состояние, который парализует волю человека и лишает его сил. Примером пассивного чувства выступает отчаяние, которое лежит в основе депрессивных состояний.

Чувства можно назвать промежуточным звеном между интенсивной эмоцией, испытанной в отношении какого-то объекта или ситуации, и невротическим или психотическим расстройством. И чтобы разрешить проблему человека, необходимо прервать эту порочную цепь. Для этого необходимо получение доступа к хранилищам подсознания, что требует временного устранения сознательной цензуры с помощью гипноза. Только установив первоначальный фактор, послуживший формированию отрицательного чувства, можно устранить очевидную проблему человека.

Настроения

Настроение – достаточно длительное по времени эмоциональное состояние, окрашивающее все переживания человека и влияющее на его поведение. Особенности настроения – безотчетность, незначительность выраженности, относительная устойчивость. В случае если настроение приобретает значительную интенсивность, то оно оказывает существенное влияние на умственную деятельность человека, продуктивность его труда. Например, если особа пребывает в тоскливом настроении, то ей очень сложно сосредоточить внимание на выполняемом задании и проблемно довести начатое дело до финала.

Частая смена эмоциональных состояний, называемая лабильностью настроения, дает основание предполагать о наличии у субъекта аффективных расстройств. Быстрая смена эпизода хандры и состояния мания может быть признаком биполярной депрессии.

Еще одна черта этого эмоционального состояния – отсутствие привязанности к какому-то конкретному объекту. Настроение выражает общее отношение индивида к сложившемуся положению вещей в целом.

Как формируется настроение человека? Этот вид эмоционального состояния может иметь весьма различные источники: как недавно свершившиеся события, так и весьма отдаленные ситуации. Основной фактор, влияющий на настроение человека – его удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью в целом, или какими-то отдельными явлениями. Несмотря на то, что настроение личности всегда зависит от определенных причин, источники присутствующего эмоционального состояния не всегда ясны и понятны особе. Например, персона указывает на то, что у нее плохое настроение, ее что-то гнетет и тревожит. Однако она не может самостоятельно установить взаимосвязь между дурным расположением духа и не выполненным ею обещанием, данным месяц назад.

Для предотвращения психических аномалий каждому следует разбираться в причинах изменения его настроения. Во избежание депрессий и иных проблем необходимо выяснить и устранить объективно существующие факторы, влияющие на эмоциональное состояние человека. Такой шаг удобно и целесообразно выполнять путем применения техник гипноза. Особенностью гипноза является его безболезненность и комфортность: установление и коррекция любых психологических дефектов происходит в «безвредном» режиме, когда психика субъекта не получает ненужных травм, свойственных психотерапевтическому воздействию.

Стрессы

Термином «стресс» принято обозначать особые переживания чувств, которые подобны по своим характеристикам аффекту и аналогичны по своей продолжительности настроениям. Причины стресса разнообразны. Вызвать стрессовое состояние может однократное интенсивное экстремальное воздействие внешних факторов. Привести к стрессу могут и длительно воздействующие монотонные ситуации, в которых индивидуум ощущает угрозу или обиду. Например, женщина в силу обстоятельств вынуждена разделять жилье с супругом-алкоголиком, с которым ее связывают и общие дети, и совместно «заработанные» долги. Кардинально изменить ситуацию в один момент невозможно, да и необходимые на это внутренние силы у дамы отсутствует. Вот она и тянет свою жалкую ношу, ежедневно переживая массу негативных эмоций. Отсутствие перспективы на улучшение ситуации, невозможность восстановления прежних семейных отношений выступают почвой для стресса.

Нередко это эмоциональное состояния возникает у субъекта, если он длительный период ощущает нервное напряжение и переживает негативные эмоции. При этом он понимает, что изменение сложившегося положения в данный момент и ближайшее будущее невозможно. Примером такой ситуации выступает внезапная трагедия, в результате которой человек получает физические увечья и становится прикованным к инвалидному креслу. Осознание своей физической несостоятельности, понимание, что полное восстановление организма вряд ли возможно выступает для человека колоссальным стрессом, чреватым развитием глубоких депрессий .

Возможна ли победа над стрессом и полное восстановление здоровья? Очень часто ортодоксальная медицина путем предписания больному психотропных средств пытается устранить мучительные симптомы, сопутствующие стрессу. Однако, ненадолго угаснув, болезненные переживания вновь возвращаются к человеку, причем в более выразительной форме.

Такое происходит из-за того, что медикаментозное лечение не способно воздействовать на причину проблемы, поэтому лекарства не могут обеспечить полное восстановление психического здоровья человека. Для определения и воздействия на источник жизненных трудностей необходимо задействовать гипноз, поскольку только он обладает ресурсами для проникновения в сферу подсознания – хранилище информации о личной истории человека. Лечение последствий стресса с помощью гипноза обеспечивает полное устранение провокатора проблемы, пожизненное изменение мировоззрение на конструктивную тактику, атравматическое восстановление психического здоровья человека.

Быстрое погружение в гипноз: каталепсия

Уличный гипноз (индукция Элмана). Как бросить курить с помощью гипноза?

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...