Скромное обаяние картин валентина губарева. Художник Валентин Губарев. Любовь в небольшом городе

Картины Валентина Губарева вот уже много лет гуляют по всемирной Сети, вызывая у людей всевозможные положительные чувства: у наших пожилых сограждан - ностальгические воспоминания, у молодого поколения - неподдельное удивление, а у иностранцев - восторг вперемешку с восхищением от прикосновения к разгадке тайны загадочной русской души. И абсолютно у всех зрителей на лице появляется улыбка. И улыбка эта всегда добрая. Потому как все картины Валентина Губарева наполнены озорной добротой и пронизаны душевной теплотой.

У меня лично во время просмотра этих зарисовок из повседневной жизни простых советских людей возникает добрая ностальгия по детству.

Ведь вот он - живописный уголок города моего детства:


… улица с водяной колонкой, которая упирается в площадь с памятником дедушке Ленину; бывшая церковь без куполов, перестроенная то ли в клуб, то ли в горком партии; плакат «Все на выборы!» и группа счастливых строителей социализма, судя по всему, идущих с этих самых выборов. Я даже помню очень популярную женскую причёску тех лет - как у дамы в зелёной одежде. Кстати, эта картина называется «Скромное обаяние неразвитого социализма» .

А вот ещё одно полотно на эту тему, с тем же названием .


Эту картину можно рассматривать очень долго и всё это время находить множество интересных деталей. В том числе и пикантные фрагменты. Лучше всего о сюжете холста сказано в стихотворении Галины Пятисотских - почитательницы таланта художника.

Скромное обаяние неразвитого социализма. По одноимённой картине Валентина Губарева

В тесноте привольней даже
Можно жить да поживать.
И на крыше, как на пляже.
В панталонах загорать!

Так лежи себе и царствуй,
Ноги шире, руки врозь...
Всё удобно пролетарству,
В барстве жить не довелось.

Возле мусорки при доме
Шарик косточкой хрустит.
Евдокия на балконе
В одиночестве грустит.

Бабка, кислых щей отведав,
Смотрит пристально в окно.
Мужики козла с обеда
Забивают в домино.

Пётр, Игнатий, Саня ключник,
И безногий дед Иван.
Сане видно с ними скучно,
Хочет на бок, на диван.

А Григорий, нос направо,
Диво чует за версту...
Наклонилась к тазу Клава,
Обнажила красоту.

Вдалеке с серьёзным видом,
В галифе и с кобурой
Участковый Ваня Гнидов
Охраняет здесь покой.

Детвора играет в мячик,
Рыжий кот увидел мышь!
А в коляске громко плачет
Новорожденный малыш.

Взрослый братик первоклассник
Охраняет малыша.
Ранец у мальчонки классный,
Форма тоже хороша!

Этот тесный мир особый,
В нём бурлит, клокочет кровь.
У подъезда крышка гроба,
Наверху в окне - любовь!

Дед играет на гармони,
Письма носит почтальон.
С магазина баба Тоня
Тащит рульки на бульон.

Жизни добрая картина,
Люди все - моя родня.
Вечной, кровной пуповиной
Привязала ты меня.

Одна важная деталь этой картины всколыхнула во мне детские воспоминания - это мужчина на инвалидной тележке. Не коляске, а именно тележке!


Я хорошо помню как в семидесятые годы по улицам и дворам наших городов передвигались на самодельных каталках безногие инвалиды Великой Отечественной Войны. Они отталкивались от земли деревянными рукоятками, представляли собой весьма печальное зрелище и вызывали в людях жалость. Вот… всего один персонаж, а в душе бушует мощная буря всевозможных эмоций.

Ещё одна трогательная картина под названием «30 лет вместе» .


В скромной советской квартире на одной простой табуретке вдвоём очень уютно разместились муж с женой, и, забыв про ужин, смотрят по телевизору балет «Лебединое Озеро» . Вы не поверите - в моей семье был точно такой коврик с оленями, но только с бахромой на нижнем крае. Он висел над моей кроватью, и я однажды ночью втихую нашкодничал - срезал с ковра ножницами половину бахромы.

Зачем? А вот сам не знаю зачем. Бессознательный малолетний вандализм какой-то. За что потом отгрёб по полной от своих родителей.

Вот ещё один очень душевный семейный сюжет.


Это блудный муж вернулся в свою семью. Стоит он весь такой виноватый на коленях, в порванных носках, а нагулянный на стороне чужой запах хозяйских брюк внимательно обнюхивает котёнок. В кроватке стоит маленький сынок и наверняка орёт: «Па-а-апа-а-а!» … И мама таки прощает покаянного гуляку. Вот она - доля женская.

Следующая картина, возможно, изображает предшествующие события.


Обратите внимание - мужик в окне НЕ влезает к длиннокосой барышне в дом, а наоборот - покидает квартиру. И скорее всего, делает это спешно. Видать, для этого были весьма веские причины. Знаете, как можно понять - что ухажёр именно вылезает из окна? А по всего одной неприметной детали - девушка держит в руках шляпу. Картина называется «Ваша шляпа, сэр!» .

Следующий очень жизненный сюжет. Как вы думаете - что ищет мужчина под столом и почему так скептически оценивает эти поиски его жена?


Если приглядеться внимательно, то станет понятно - мужик ищет второй носок. Очень знакомая ситуация, не правда ли!? Жена, скорее всего, говорит супругу: «Это потому что он не лежал, а валялся!». А вот если присмотреться ещё более пристально, то можно найти пропажу - носок на самом деле не лежит и не валяется, он - висит! Причем на люстре! Как он туда попал - полнейшая загадка, о которой знает только художник Валентин Губарев.

Следующую картину я бы назвал просто - «Девушка с вишнями». Но у автора имеется более глубокомысленное название для этого полотна - «Второй признак целомудрия».


Вот вы можете разглядеть этот второй признак целомудрия!? Я - нет. Я даже первого не замечаю. Так что тут вопрос к искусствоведам. Обратите внимание на пристальные взгляды мужичков у пивного ларька и особо оцените косой взгляд буфетчицы - дескать, тоже мне прЫ нцесса нашлась!

А ещё мне нравится рыбак в футболке Зидана. Вроде мелочь, но такая душевная!...

По задумчивому взгляду юной прелестницы можно предположить, что замечталась она о своём суженом-ряженом, и о том, как было бы здорово накормить вишнёвым вареньем прекрасного принца на белом коне. А коня угостить сеном - вон какой большой стог припасён для долгожданной встречи в правой части холста.

Кстати, о сене. Знаете, как оригинально автор назвал вот эту свою картину?


Эта картина называется «Лето везут» . И это потрясающе красивая аллегория! Огромный стог душистого сена на санях, да зимой, да по скрипучему снегу, да в то время как народ катается на коньках и лыжах - это и есть символ ушедшего лета. И грядущего, кстати, тоже. Возможно, что дед на верхушке стога наигрывает на скрипке мелодию песни «Крепитесь люди, скоро лето!».

Своим необычным холстам Валентин Губарев даёт весьма необычные названия. И они создают дополнительную пищу для размышлений и толкований.

Вот, к примеру, как бы вы назвали сие полотно?


А вот художник нарёк его «Молодая луна» . Ну, ведь в самом деле - совсем ещё юная! Тут даже и не поспоришь.

А вот луна выросла и стала полной. Деревенский мужик, открыв рот, задумчиво взирает на неё и на рассыпанные по небу звёзды. Название безгранично как космос - «Петрович и Вселенная» .

Или вот ещё один холст на лунно-космическую тему. Называется он «Хранители Луны»

Очень нравится мне каламбур в имени следующей картины.


Кстати, эта картина вам что-нибудь напоминает?... Правильно, очень похоже на знаменитую Мону Лизу, но только называется полотно сообразно среднерусскому пейзажу за спиной героини - это Лиза Монина.

Что делает грустный, немного испуганный чёрный щенок посреди белых сугробов и почему он так тревожно косится в нашу сторону?


Ответ на эти вопросы нам дают всего два слова в названии этой работы - «Открывая мир» . И тогда сразу становится понятно, что малыш впервые удрал от мамы, выбрался из своего двора, бродит по зимней улице и открывает для себя этот огромный, полный запахов мир. А косит тревожным взглядом потому, что не знает чего именно можно от нас ожидать. Хорошо, если угостим колбаской.

А вот картинка из деревенской жизни.


Ну, идёт себе девушка с козой, и что? Ну, разве что по мобильному телефону болтает. Самая что ни есть обыденная сценка нашей современности. Всё было бы прозаично, если бы не название картины, которое даёт широчайший простор для полёта фантазии. Полотно называется «Звонок из Хайфы» . И вот тут можно домыслить какой угодно сюжет и самый невероятный жизненный поворот. Поэтесса Галина Пятисотских придумал следующий сценарий разговора с уехавшей в Израиль подругой героини полотна:

- Приезжай, ты слышишь, Маш,
Брось свой Первомайский!
Хоть посмотришь город наш,
Дивный сад Бахайский.

Сколько можно жить в дыре,
Грязь месить ногами?
Буду с мужем в сентябре,
Собирайся с нами!

- Некогда мне, слышишь, Люсь,
Выросла картоха.
На бухгалтера учусь,
Мне и здесь неплохо.

Здесь родимая земля,
Сразу затоскую...
Да и как оставлю я
Милку дорогую?

Ну и пусть и грязь, и пыль,
И навозом веет...
Что мне их персидский стиль,
Мне родной милее.

Когда я прочёл название следующей картины - «Обдумывая теорию Дюркгейма» , то…


… то признаюсь честно, на некоторое время завис и долго не мог понять - какая связь между не очень ухоженным частным подворьем и сложной теорией французского социолога и философа Эмиля Дюркгейма?

К разгадке этой мудрёной учёной тайны меня подтолкнули две маленькие детали - книга в кармане телогрейки, и газетка, зажатая в руках хозяина. А теперь обратите внимание - куда он направляется. Узнали сооружение? Правильно, именно там простой русский мужик в ватнике и будет философствовать о смысле бытия.

Ещё одно забавное название картины Валентина Губарева меня изрядно позабавило и рассмешило. Посмотрите на неё внимательно и включите воображение!


Это ведь не просто толстый дядька в майке, безвольно висящий на турнике. Вы не поверите, но это «Неизвестный дублёр космонавта № 1» . И в этой осенней зарисовке скрывается целая интрига! Моя версия такова: именно так - засекреченным дублёром Юрия Гагарина - и представляется этот мужик в своём маленьком провинциальном городке. Своим друзьям и соседям он уже ужасно надоел космическими россказнями и небылицами, они ему уже не верят, а вот в других районах города (особенно в парке культуры и отдыха, и особенно в тамошней пивной) бывший дублёр доверительно рассказывает простодушным слушателям о том, как и почему его демобилизовали из отряда космонавтов.

В следующей картине жизнь не просто кипит, она - бурлит и бьёт ключом!


Называется это произведение как всегда у Губарева весьма оригинально - «Явные преимущества точки кругового обзора» . Для того, чтобы рассмотреть все подробности этого кругового обзора потребуется время: соседи у маляра целуются, красивая молодка достаёт из колодца воду, злая жена выбивает из мужа пыль, мужики расслабляются у местной забегаловки; над бабкой, торгующей рыбкой, дядька в майке завалил на грядку тётку и любит её не снимая штанов; какой-то мужик тащит на горбу газовую плиту, соседи выкопали картошку и очень этим довольны, а ещё одни соседушки закололи кабанчика и обжигают его паяльной лампой.

Но самая забавная на мой взгляд мелкая деталь - это чёрная кошка на свежеокрашенном козырьке крыши. Мне почему-то кажется, что киса должна была прилипнуть попой к крыше. Вот именно этим вопросом и озадачен хозяин дома, а не тем, что красить он стал неправильно - не с той стороны. Надо было ему при покраске всё-таки сверху-вниз идти.

Следующая картина под названием «Овощи и люди» схожа по наполнению и по динамике с предыдущей.


В ней тоже очень много действующих лиц и персонажей, которые занимаются разнообразной дачной деятельностью на своих 6-ти сотках. Кто-то вкалывает сил не жалея, а кто-то бездельничает и загорает.

В одном из своих интервью Валентин Губарев сказал, что у него нет отрицательных персонажей: «Я их всех люблю и отношусь к ним с сочувствием. Просто люди на моих картинах - не плакатные герои, у них часто не всё хорошо, они не всегда счастливы. Вот, например, в картине «Медляк» мужчина с женщиной танцуют дома...


... На столе стоят шампанское и конфеты. Меня часто спрашивают, а почему мужчина танцует в носках? А разве в жизни не так? Наш человек приходит в гости к даме, которой хочет понравиться, и, конечно, снимает обувь, остаётся в носках. А мужчина в носках сразу становится не героическим, а ручным. Его можно брать и делать с ним что угодно. Мужчина в носках — это находка для женщины». ... Конец цитаты.

Лично мне в этой картине (помимо вышеперечисленного) очень нравятся два её небольших фрагмента: удобно расположившийся на диване в вольготной позе рыжий кот и плакат с Жан-Клод Ван Даммом на стене.

Дабы не отнимать у вас слишком много времени, я прекращаю свои личные толкования, и покажу вам несколько картин в режиме «Без комментариев» . Просто полотна и их остроумные названия. Итак, короткий блиц-обзор для поднятия настроения.

«Ангелочки тоже любят колбаску»


А вот почти по Шекспиру: «Бить или не бить»


Ещё одна шекспировская тема: «Её Величество»


Могу поспорить, что вы сейчас заулыбаетесь! Картина называется «Один дома».


Вот знакомая многим семейная ситуация: «Прошу тебя, Вася, только не напивайся!». Но, судя по хитрому лицу Васи, он таки не намерен слушаться свою супругу.


Следующий персонаж тоже сам себе на уме. «Пасха ожидается ранней, но продолжительной».


Картину под названием «Ода мужским страстям» можно рассматривать долго. Больше всего мне в ней нравится грустный медведь с пчелиным уликом в лапах. Спёр его Потапыч, а что дальше делать - явно не знает.


Мужик в семейных трусах, курящий на балконе при Луне - это на самом деле «Вдохновение» !


А вот совершенно потрясающее и неожиданное название у картины - «Зря ты не хотел исполнять желание добровольно!»

Ещё один дед-морозовский сюжет, но только не столь леденящий мужскую душу как прошлый, а наоборот, очень даже тёплый и душевный - «Песня про ёлочку»

На следующей картине, могу предположить - продолжение темы длинных новогодних праздников - «Засиделись или походка домиком»


Музыкально-кулинарное полотно «Слушать подано или пища духовная».


И две картинки с котиками: женский вариант «Цветочки»


… и мужское философское полотно с красноречивым названием «Не спится»


Утончённые искусствоведы называют Валентина Губарева художником-примитивистом. И в этом слове нет ничего обидного. Есть такая изобразительная техника - примитивизм - в ней работает несколько известных мастеров. Но у Губарева имеется свой личный самобытный и очень узнаваемый стиль. Он нашёл свою неповторимость и творческую харизму. Я просто уверен, что у него появятся последователи и подражатели.

Работы Губарева размещены в музеях, галереях и в частных собраниях Беларуси, России, Америки, Германии, Швейцарии, Британии, Испании, Японии и Израиля. Вот уже более 20 лет его картины украшают залы знаменитой французской галереи «Les Tournesols» , что в переводе означает «Подсолнухи». За работами Губарева выстраивается очередь из зарубежных любителей живописи. Так что сделать общую выставку его картин на Родине крайне сложно - практически все они находятся в частных коллекциях и национальных музеях по всему миру.

Ещё в одном своём интервью художник признался, что персонажи его картин - это «Простые люди, которые не читали Гегеля и Канта, но зато они бескорыстны, и чисты сердцем. И пусть у них нет коммерческой жилки, но зато есть стремление к счастью».

Вот это его авторское выражение - люди, которые не читали Гегеля и Канта, но зато бескорыстные и чистые сердцем - это наилучшее определение нарисованных персонажей. В нашем современном корыстном мире, помешанном на жажде наживы, художник Валентин Губарев стоит особняком. Так же, как и его герои, он не гонится за славой и просто делает то, что любит.

Работы художника Валентина Губарева известны во всем мире. Стиль его картин - ироничный арт. Его работы получили широкое признание в Европе - картины занимают достойное место в коллекциях ценителей жанра наивной живописи.

Биография

Валентин Губарев родился в Нижнем Новгороде после войны (в 1948 году). Он успешно окончил школу и поступил в Московский полиграфический институт. После женитьбы с семьей переехал жить в Минск. Здесь он работал в книжном издательстве иллюстратором и художником.

Необычная манера рисования Валентина Губарева проявилась уже в период студенчества. Его карикатуры отражали необычный взгляд на окружающую действительность. "Нетипичные" работы художника Валентина Губарева, как их называли деятели культуры в советское время, долгое время были никому не известны. В середине 90-х удача поворачивается к Губареву.

Ему позвонили из Франции и предложили организовать выставку. Оказывается, французы заинтересовались его картинами, которые случайно увидели в одном из проспектов. Картины выставили в престижной галерее Les Tournesols, они сразу же возымели успех.

С тех пор художник активно заключает контракты с известными галереями США, Германии, Швейцарии. Его полотна выставляются на аукционах в Англии и Франции. Валентин Губарев состоит в Белорусском Союзе художников и является почетным членом художественной ассоциации "Шедевр" в Германии.

Примитивизм, или "наивная" живопись

Белорусский художник Валентин Губарев создает произведения искусства, наполненные невероятной притягательной силой и обаянием. Здесь есть все: юмор, ирония, глубокая философия, грусть и простодушие. Художник создал особенный язык "наива", позволяющий ему просто и свободно взаимодействовать со зрителем.

Губарев творит в стиле примитивизма. Это позволяет ему отступить от привычных норм и правил живописи. Главное - искренне передать чувства, сохранить непосредственность изображения. Несмотря на "примитивизм" изображения, мастер много внимания уделяет мелочам. Проходя мимо картин Губарева, хочется проникнуть внутрь, рассмотреть каждую деталь, заглянуть во дворик, где старички играют в домино, женщины развешивают белье, а ребятишки гоняются за собаками. Рассматривая картины, хочется надолго остановиться и насладиться мгновениями, запечатленными на полотнах, и невольно представляешь себя на месте какого-нибудь персонажа.

Сюжет и персонажи картин

На своих картинах художник Валентин Губарев изображает сцены из жизни советских обывателей в провинциальных городах. На полотнах отражен быт, устои и нравы эпохи СССР. Картины Губарева называют бытовыми зарисовками, где можно увидеть все атрибуты и регалии того времени: настенные ковры с оленями, гитару с бантом на стене, консервы в погребе, отрывной календарь, пуховые подушки, сложенные пирамидой, полированную мебель, памятник дедушке Ленину, улицу с водной колонкой и проч.

Персонажи на полотнах художника Валентина Губарева - обычные люди, проживающие свою жизнь со всеми ее невзгодами, печалями и радостями. Сам художник в одном из интервью признался в том, что все персонажи у него положительные. Он говорил, что любит их всех и относится к ним с душевной теплотой и сочувствием. Его персонажи — не плакатные герои, они не всегда счастливы. Конечно, в изображении героев присутствует карикатура, но она умеренна. Персонажи Губарева не сатиричны, а немного наивны. Самым любимым персонажем-животным у художника являются кошки.

Картины

Названия некоторых картин художника Валентина Губарева таковы:

  • "Скромное обаяние неразвитого социализма".
  • "Лампочка в 200 ватт".
  • "Красное, крепленое".
  • "Праздничные будни".
  • "Второй признак целомудренности".
  • "Домашняя запеканка с карамелью".
  • "Ангелочки любят колбаску".
  • "Рыбный день".
  • "Обозреватель".

Как мы видим, и в наименованиях своих картин художник использует юмор. Но за каждой из них кроется сложный культурный подтекст.

Работы художника Валентина Губарева просты и наполнены душевной теплотой. У людей, которые жили в советское время, они вызывают ностальгию, у молодежи - приятное удивление, у иностранцев - восторг и восхищение. И абсолютно у всех зрителей картин Губарева на лице появляется добрая улыбка. Ведь, рассматривая их, мы переносимся в нашу молодость и детство, вспоминаем прошлое и испытываем только позитивные эмоции.

Потрясающий русский художник, который создаёт чистые и добрые картины с невероятно точно подмеченными деталями и сюжетами. Несмотря на то, что картины Валентина Губарева могут показаться немного наивными и простыми, они проникают в самую душу, и каждый человек может увидеть в этих работах что-то своё, знакомое и даже родное.

Художник Валентин Губарев родился в Нижнем Новгороде в 1948 году. Проходил обучение в Горьковском художественном училище и Московском полиграфическом институте. С 1975 года живёт и работает в Минске. Является участником многочисленных международных выставок. Его картины находятся в музеях и галереях Франции, Беларуси, США, Швейцарии, Германии.

Творчество Валентина Губарева отличается своим особенным взглядом и стилистикой исполнения. Стиль этот можно назвать неким саркастическим социалистическим артом. Сам автор называет свои иллюстрации и картины «Неразвитым социализмом «. Выполненные в технике иллюстрации, они в упрощённом и максимально доступном виде показывают смысл и идею работы, позволяя увидеть зрителю главное. Ироничные иллюстрации в своеобразной и очень точной манере рассказывают о том, что художник видит вокруг себя и какие чувства при этом ощущает. Многие из его работ наполнены символизмом и скрытым подтекстом и даже наделены некой философией, но многие ценители его творчества говорят, что искусство Валентина Губарева им нравится потому, что оно поднимает из самых глубин души весёлую и радостную ностальгию по добрым и беззаботным временам.

Бабье лето

В ожидании восхода солнца

Вдохновение

Возвращение блудного мужа

Жизнь прекрасна

Ленин в октябре

Ночные грезы

Один дома

Перечитывая Шопенгауэра

Розовый сон

В детстве мне нравились картины Босха и Дали. В советские времена достать альбомы этих художников было не просто, но мама как-то достала. Я рассматривал замысловатые картинки и мне чудилось, что обычный мир переворачивается.

Прошло много лет я все так же люблю Босха, но с не меньшим удовольствием рассматриваю произведения современных художников примитивистов рисующих время ушедшее. СССР на картинах художников-примитивистов - это особый мир. Смотрю картинки изображающие советскую жизнь и кажется мне, что все персонажи Босха перебежали на эти самые картинки и зажили новой жизнью. Хотя наверное они никогда и никуда не уходили…

Некоторые чудики говорят, что в стиле примитивизм работают те художники, которые рисовать нормально не умеют. Я над такими про себя смеюсь, но не спорю. Тем, кто в простоте не видит высочайшего уровня профессионализм, доказать что-то трудно.

Несомненно, к талантливейшим художникам-примитивистам, рисующим «картинки-воспоминания» о советской жизни, можно отнести Валентина Губарева.

На чудных полотнах Губарева маленькие провинциальные советские городки: домишки, площади с выкрашенными масляной краской статуями Ленина, универмаги, райкомы партии.

И поди пойми, прошлое на них изображено или настоящее: в провинциальных городах время тянется медленнее, чем в столицах, в тамошних универмагах и по сей день покупателей приветливо встречают лохматые валенки, тяжелые чугуны и необъятные розовые дамские рейтузы с начесом, непременная деталь гардероба муз художника. Там в густонаселенных дворах гуляют куры в сопровождении многочисленного цыплячьего потомства и теснятся жители – странные и забавные мечтатели.

На картинках Губарева множество штучек из нашего недавнего прошлого: плюшевые коврики с оленями, патефоны, гитары с бантиками, электросамовары, стопки вышитых подушек, шапки ушанки и валенки. Такая вот разноцветная ностальгия.

Смотрите и наслаждайтесь!

Картина называется «Как быстро летит время». Не могу не согласиться…

Валентин Губарев, несколько слов о художнике

Губарев родился в 1948 году в Нижнем Новгороде. Художественное образование получил в Горьковском художественном училище и в в Москве, на факультете графики Московского полиграфического института.

Произведения Валентина Губарева находятся в Национальном художественном музее Беларуси; музее «Zimmerly Art Museum» (США); галереях «Schaer und Wildbolz» (Швейцария), «Kunststuck» (Германия), «Les Tournesols» (Франция); а также в частных коллекциях России, США, Англии, Японии, Испании, Израиля, Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Польши и Турции.

Использование материала возможно только с указанием активной ссылки на первоисточник (Сайт " СССР. Под знаком качества ") или ссылаясь на материал в ЖЖ Нюра Шарикова.

Из интервью Валентина Губарева "Русской газете" 30.04.13.

(http://www.rg.ru/2013/04/30/reg-ufo/gubarev.html) :

Как вас нашли французы?

Валентин Губарев: Двадцать лет назад раздался звонок из Москвы: "Валентин Губарев жив?" Я думаю: "Боже мой, ведь обычно после смерти художника картины дорожают. Что же сказать-то? Сознаться, что жив или…" Но как человек честный все-таки говорю после некоторой паузы: "Ну, жив". Оказывается, французы нашли каталог со старой выставки, где была моя работа, и заинтересовались. Раздумывали целый год, потом предложили сделать выставку в галерее Les Tournesols, что значит "Подсолнухи".

Волновались французы страшно, а я спокоен был. Спрашиваю: "Что вы так нервничаете? Ну потратились на афишки…" - "Нет, Валентин, дело не в этом. Вдруг провал? Репутация нарабатывается годами. Конец репутации - ищи другой бизнес". Они тяжело принимают новых художников, а тут решили рискнуть.

На открытие пригласили официантов, приодели их якобы в белорусские костюмы - этакий сербско-хорватско-финско-мордовский стиль. Потешно, но и колоритно для меня как для художника. ...

Как вы пришли к своему стилю?

Валентин Губарев: Помню, в детстве мама с папой давали мне деньги на коржики, а я покупал открытки с картинами русских художников. Запах типографской краски со мной до сих пор. Ну а потом срисовывал по клеточкам Левитана, Саврасова...

Если б меня спросили в то время, какая картина самая лучшая, я бы сказал: "Ясно какая. Федора Решетникова "Опять двойка!" Все, что надо для искусства, вся правда жизни, там есть. И только в училище на третьем курсе в критической литературе, где клеймили загнивающее искусство Запада, я увидел в черно-белом варианте работы Поллока, Сезанна и других. Понял - едрическая сила! - даже яблоко можно по-разному нарисовать. Маковский так, Серов эдак, а Сезанн или Матисс совсем по-другому. Вот тут я и свернул налево. Покупал предметы, как у Сезанна на натюрмортах, и писал, ну, почти как он. Так начались мои поиски.

Своеобразные отношения складывались в связи с этим с натурщицами. Была такая Соня, она полноватая. Я каждую ямочку ее выучил, каждую выпуклость. Значит, надо искать образ. Я рисую реалистично, как есть, и ее тоже, но все окружение в уменьшенном виде. И вот эффект: получилась огромная тетка, секс-бомба, поглотившая пространство. А иногда она у меня была рыбкой, потому что я внизу хвостик рисовал. Поначалу натурщицы обижались, а потом просили что-нибудь на память оставить. Понимали: искусство все-таки. Надо искать себя - терпеливо, трепетно, понимая, что у художника нет другого пути.

Вы осознанно бежите от пафоса?

Валентин Губарев: Мои ребята - они не молодецкие. Есть у меня картина. Обычная история: немолодой мужчина приходит к своей возлюбленной домой. Коробка конфет при нем, шампанское… Он же хочет понравиться. И последняя деталь: чтобы показаться милым человеком, он снимает обувь и остается в носках. Это же чудо! Такого мужчину можно брать голыми руками. Он все теряет: и гордость и пафос. Кому не знакома ситуация? Да это наше все. И где же здесь героизм?

Я люблю простых людей. Как получается хорошая работа? Мой рецепт: надо посолить, поперчить ее разными чувствами. Ведь даже в самой хулиганской частушке есть и грусть, и ностальгические чувства. Когда много этого, тогда картина получилась...

Надо ответственнее относиться к своему творчеству, Валентин! Возьмите градусник, засуньте его подмышку англичанину, русскому или французу, он везде покажет температуру человеческого тела. Так и настоящее картины, они показывают температуру человеческих чувств, энергетику. Это все понимают.

Вы могли бы жить в Париже, но остались в Минске. Почему?

Валентин Губарев: Уже двадцать лет я мог бы жить во Франции. Но я и сам вижу, что, грубо говоря, навоз моего творчества - это наше бытие: поминки, праздники, проводы... Как я буду жить там и ностальгировать по всему этому?..

Вы пишете прошлое или настоящее?

Валентин Губарев: Из чего состоит человек? Шестьдесят процентов прошлого, тридцать - настоящего, десять будущего - то, о чем он мечтает. У каждого свой расклад, но примерно так. Я не фантаст, по сути, листаю альбом своей жизни, рисую то, к чему имею прямое отношение. У меня искусство не лабораторно выведенное, а природное, экологически чистое.

Говорят, моя живопись светлая. Может быть. Здесь очень важно, какой путь ты прошел. Я не знал голодного существования. И девушки меня не бросали. Валентин Губарев их тоже не обижал. У меня нет таких зарубок: я не битый женщинами и голодом. Я не затворник и люблю всматриваться в современную жизнь. Не ностальгирую со слезой по прошлому, но оно вошло мою в кровь...

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...