Скульптура греции. Скульптура древней греции классического периода

Практически ни одного из произведений греческих скульпторов до нас не дошло. Мы знаем лишь их описания и римские копии с них. Но копия, даже и талантливо выполненная, искажает оригинал. Чаще в наличии имеются несколько копий с исчезнувшего оригинала. Тогда приходится кропотливо составлять скульптуру по частям, лучше сохранившимся в той или иной копии. В результате сегодня мы любуемся неким обобщенным образом древнегреческой скульптуры.

Периодизация древнегреческого искусства делится на архаический (VIII - VI в. до н. э.), классический (V - IV в. до н. э.) и эллинистический (IV - II в. до н. э.) периоды.

Греческий народ - сын земли почти целиком каменистой. И из этой земли греческие художники извлекли самый прекрасный материал для скульптуры - мрамор. Скульптура получила развитие на островах Эгейского моря - здесь были открыты богатейшие залежи мрамора, особенно на острове Парос. Помимо этого греческие мастера создавали скульптуры из известняка, дерева, слоновой кости и обожженной глины.

Как в архитектуре, так и в скульптуре выявились два направления в творчестве: дорическое и ионийское. В дорических областях славились скульптурные школы в Аргосе и Коринфе, на ионийских землях - островные школы на Наксосе и Паросе Казимеж Куманецкий. История культуры древней Греции и Рима. с. 83.

Как уже было сказано, в греческой скульптуре отражаются два мира: мифологический и реальный.

Архаический период - это период становления искусства, в частности скульптуры. Это было временем воплощения мифологических представлений, бытовавших в народных массах. В это время впервые были созданы изображения богов, героев и мифологических событий, что является одной из особенностей искусства этого периода. Храмовой скульптуре присущи мифологические сюжеты. Сущность композиции сводилась к показу божественной мощи, в динамических сценах отражались мифологические сюжеты о победе над злыми силами. Статуи были высечены смелой, но еще неискусной рукой. В монументальных мраморных скульптурах бросаются в глаза черты условности в изображении, заставляющие вспоминать искусство древнего Египта. Это были плоскостные композиции; линейный вид контуров фигур, движения складок одежды и других деталей создавали особую прелесть архаического искусства Кобылина М. М. Роль традиции в греческом искусстве. с. 23. Фигуры действующих лиц приземисты, основательны и выполнены в несколько наивной манере.

Архаическое искусство исключительное предпочтение оказало двум типам: куросу - обнаженному юноше и коре - одетой девушке Андре Боннар. Греческая цивилизация. 1992. с. 46, 55..

Создавая куросов, скульпторы воплощали некий идеальный образ, не обремененный ни сомнениями, ни индивидуальными чертами отдельной личности. Иногда в литературе встречается и другое название куроса - Апполон. Этим греки стремились придать идеализированному образу некоторые божественные черты. Статуи юных безбородых атлетов создавались под впечатлением облика живых людей; в том или ином случае моделью могли служить сразу несколько различных юношей.

Статистика позы куроса должна была свидетельствовать о прочности походки и твердости духа. Левая нога изображалась обязательно выставленной вперед, лицо озарялось отстраненной, загадочной улыбкой (так называемая «архаическая улыбка»). Все внимание авторов произведений сосредотачивалось на тщательности лепки головы, мышц живота, коленных чашечек и на основных рельефных линиях.

Коры происходили из ионийских областей и отличались подчеркнутой строгостью и изяществом линий. Они выполнены из паросского мрамора, своей фактурой способного предать некую прозрачность женской кожи, а так же тончайшие оттенки и изменения цвета, и который поддавался тончайшей обработке, что давало возможность передать все изгибы фигуры, завитки волос, складки одежды. Ионийцы не проявляли большого внимания к пропорциям человеческого тела, но заботились о плавности очертаний, мягкой трактовке драпировок. Коры использовались для поддержания храмовой крыши, но иногда устанавливались отдельно и изображались держащими яблоко или гранат, служившие даром божеству.

В правление Писистратидов ионийские скульпторы распространили свою деятельность на Афины. Однако аттическая скульптура отличается некоторой суровостью: исчезают искусно «завитые» резцом локоны, в осанке фигур появляется необычная торжественность, прихотливые драпировки сменяются простыми линиями ниспадающих одеяний. Афинские коры полны изящества и грации, головы украшены локонами, сами статуи богато расцвечены многими красками; в то же время в их фигурах видны серьезность и достоинство Казимеж Куманецкий. История культуры древней Греции и Рима. с. 84.

В эпоху архаики скульптор не мог представить тело в движении. В VI в. до н. э. он еще далеко не точно улавливал игру мышц на теле человека. Ни одного поворота направо или налево, ни малейшего наклона головы, анатомия самая элементарная. Художник не задавался целью добиться сходства статуи с живым человеком Андре Боннар. Греческая цивилизация. 1992. с. 55, 58..

К концу эпохи архаики мастера добились поразительного умения создавать детали, очень выразительные фрагменты статуй, прежде всего рук и головы. Точность и изысканность в изображении частей фигуры у скульпторов архаики намного выше, чем у мастеров классического периода, однако статуи воспринимаются расчленено, лишены гармонии, цельности.

Классический период - это время расцвета. А. Боннар определил классицизм как сочетание черт, форм и поз, выбранных художником, опирающихся на подлинный реализм. Эта эпоха более гуманна; она уже не полностью проникнута божественным; она представляет человека, возвеличенного до уровня бога. В эту эпоху происходит разрыв с архаической симметрией: линии перестают быть горизонтальными, они не симметричны по отношению друг к другу.

В V в. до н. э. скульптура потерпела значительные изменения. Основные темы ее оставались прежними: изображение божеств и героев - покровителей полиса, «прекрасных и доблестных» граждан и атлетов-победителей, а также надгробные изваяния покойных. Но бог теперь - простой нагой юноша, богиня - девушка, красиво одетая и с приятным лицом.

В этих изображениях теперь не было застылой оцепенелости; преодолевается схематизм архаических скульптур. В скульптурах классического периода была сделана попытка преодолеть неподвижность, передать живое движение. Новая гармония классического периода строится на контрасте: благодаря напряжению правой ноги и левой руки и сознательному снятию нагрузки с левой ноги и правой руки фигура гармонична, наполнена спокойствия, величия, свободы Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. - М.: Высшая шк., 1990. с. 119. Реализм основан на точном знании строения скелета и игры мускулов. Происходит очеловечивание образа божества, смягчение идеальных черт и подчеркивание в них чисто человеческих качеств. Мужество теперь проявляется в невозмутимости лица. Эта невозмутимость есть признак достигнутого господства над своими личными страстями, признак душевной силы, совершенности духа, какою некогда обладали боги.

Это успешно передал скульптор Мирон из Елевфер (Средняя Греция) в своем «Дискоболе» (середина V в. до н. э., чуть раньше 450 г.). Стоит отметить, что это уже статуя человека, а не бога. Фигура атлета представлена в сложном положении в момент бросания диска. Тело изогнуто захватившим его движением, пальцы левой ноги упираются в землю, чтобы дать сильно напряженному человеку в неустойчивом положении крепкую точку опоры, правая рука - держащая диск - закинута назад, но в следующее мгновение будет выброшена вперед, чтобы метнуть свой груз, левая рука и правая нога кажутся бездеятельными, но на самом деле вовлечены в действие. Таким образом «Дискобол» - воплощение движения Андре Боннар. Греческая цивилизация. 1992. с. 63.

Наибольшая роль в создании классической скульптуры выпала на долю Поликлета, пелопоннеского мастера середины и второй половины V в. до н. э. Он стремился создать типический образ атлета-гражданина. Поликлет знал о важности чисел в строении живых существ и говорил: «Успех произведения искусства зависит от многих числовых отношений, причем всякая мелочь имеет значение» Андре Боннар. Греческая цивилизация. 1992. с. 68. Поэтому он понимал свою задачу как создание канона - определенных математических отношений, на основе которых должно быть построено человеческое тело. Согласно этому канону, длина ступни должна составлять 1/6 длины тела, высота головы - 1/8 Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. - М.: Высшая шк., 1990. с. 119. Он стремился создать иллюзию непрерывности движения. Его статуя «Дорифор» (Копьеносец) кажется идущей, всю тяжесть тела переносит на правую ногу, выставленную вперед, в то время левая слегка отодвинута назад и касается земли одними пальцами. Более согнутому колену, более сокращенному бедру левой стороны соответствует более приподнятое плечо и наоборот.

Другой скульптор, Фидий, по словам А. Боннара, дал человечеству расцвести в божественных формах. Боги Фидия присутствуют в природе, они естественны. Наглядный пример - фриз в храме, изображающий сонм богов. Но Гефест - бог огня и ремесел и Афина - богиня ремесел, изображены стоящими рядом. Здесь они разговаривают между собой просто и дружелюбно, как труженики по окончании рабочего дня. В этих богах нет ничего сверхъестественного, но есть человечность, вознесенная на высшую ступень совершенства. Это признак, характеризующий эпоху раннего классицизма.

Жесткая ориентация на идеал, гармонию и равновесие не могла господствовать безраздельно. В IV в. до н. э. величавости, достоинству и серьезности пришли чисто эстетические потребности, которые стали определяющими в работе скульптора.

Это мы можем видеть в скульптурах Праксителя. Из-под его резца выходили новые, стройные и грациозные, мягкие и нежные лица и фигуры богов и богинь. Плавные и гибкие линии его статуй знаменуют собой наступление новой эпохи. Исполненный обаяния, задушевности стиль Параксителя интимен: он впервые в истории греческой скульптуры изображает Афродиту в ее прекрасной и возвышенной наготе.

Великий скульптор Лисипп (IV в. до н. э.) оставил потомкам не только прекрасный бюст Александра Македонского (сохранившийся лишь в римской копии), но и разработал новый пластический канон, заменивший канон Поликлета. Характеризуя свою деятельность, Лисипп говорил: «Поликлет представлял людей такими, каковы они на самом деле, а я - такими, какими они кажутся». Его статуи отличаются пропорциями: у них очень длинные стройные ноги, тонкий изящный стан и совсем небольшая голова. Это новый пластический идеал красоты Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. - М.: Высшая шк., 1990. с. 141.

Новыми в этот период стали не только пропорции фигур, но прежде всего невиданная свобода в изображении объемов человеческого тела. Лишь теперь произведения скульптуры становились трехмерными, пластически совершенными.

Греческие мастера классического времени научились передавать в твердом материале многие оттенки человеческих состояний, их статуи полны жизни и движения.

Эллинизм считается временем кризиса скульптуры. Основной особенностью этого периода являлось смешивание архаических традиций с достижениями эллинского искусства. Причиной этому служит знакомство с иноземными культурами через расширение торговых путей и культурных связей. Произведения этого периода имели полуремесленный характер. В них наблюдается забвение первоначального традиционного типа изображений, встречаются искажения архаической школы. В это же время появляется множество реплик одного и того же сюжета разного качества исполнения.

Эллинизм вывел на передний план новые центры скульптурного творчества, такие как Пергам, Родос и Антиохию.

Искусство ваянья в этот период переживало особенно значительный расцвет. Сейчас статуи были выполнены натуралистически, подчеркивали индивидуальность изображенного лица. Скульпторы создавали статуи и рельефы людей разного возраста - от младенцев до дряхлых стариков и старух и тщательно подчеркивали этнические и этнографические черты.

Эллинские скульпторы создавали и прославляли идеал гражданина, который реалистически отражал политическое и социальное преобладание средних слоев гражданства. Эллинистические ваятели создавали статуи и статуарные группы, изображающие физические и душевные страдания, борьбу, победу и смерть. Появилось и изображение пейзажа и бытовых подробностей как фона, на котором разворачивался основной сюжет произведения.

В скульптуре этого времени можно проследить несколько школ.

В Афинах и Александрии разрабатывались сюжеты и приемы, восходящие к Праксителю, рассчитанные на вкусы обеспеченных людей, стремящихся насладиться жизнью, видящих в произведениях искусства предмет любования.

Родосская школа восходила к Лисиппу. Скульпторы изображали мощных атлетов, воинов, сцены борьбы. Но теперь это не спокойный и доблестный атлет - гражданин классического времени, а правитель с властным, надменным взглядом, выдающим огромную силу воли. Этой школе принадлежат знаменитый Колос Родосский длиной 31 метр и статуя доброжелательной сидящей женщины-богини Тюхе.

Восходящая к Скопасу Пергамская школа полна драматизма. Для этой школы характерен высокий накал чувств. Это видно в скульптурах умирающего галла, галла, убившего свою жену и закалывающего себя, чтобы не попасть в плен и др., в которых мы видим пафос: муки умирающих воинов, страдания покоренных варваров.

К концу эллинистического периода патетика эллинистической скульптуры стала вырождаться в чрезмерное увлечение страшными сюжетами и манерностью.

Во второй половине эллинистического периода в скульптуре усилилось стремление вернуться к идеализированным формам классики. Памятником этой школы является статуя Афродиты Милосской, которая сочетает в себе идеальность форм классики и новые достижения в постановке фигуры.

В эллинистический период скульптуры украшали частные дома, общественные здания, площади, акрополи, перекрестки, парковые зоны. Обилие статуй было характерно даже для таких маленьких городов как Терм. Но это обилие привело к массовому художественному производству. Предметом такого производства стали терракотовые статуэтки - небольшие по размерам произведения статуарного искусства, которые отливались в специально заготовленных формах. Это, как правило, изящные статуэтки бытового характера, имеющие самостоятельную художественную ценность Блаватский В. Д., Пикус Н. Н. История Древней Греции. Под ред. В. И. Авдиева и Н. Н. Пикуса. Москва - 1962 с. 485. Они изображали простых граждан и бытовые сценки, были дешевы и доступны и их очень любили простые жители эллинских городов. Одним из таких городов был город Танагра, Поэтому эти статуэтки часто называют танагрскими терракотами. Но массовое производство, в свою очередь, привело угасанию творческого начала.

Эллинистические мастера отказались от разработки образами прекрасного и доблестного, несколько идеализированного гражданина. Другим стало и отношение к богам. Теперь божество - это не спокойное, прекрасное, могущественное и доброе существо, а капризная и грозная сила.

Любопытную гипотезу относительно античного греческого чуда нашла в блоге скульптора Найджела Констама (Nigel Konstam): он считает, что античные статуи являлись слепками с живых людей, поскольку иначе невозможно объяснить столь быстрый переход от изготовления статичных статуй египетского типа к совершенному реалистическому искусству передачи движения, который происходит в промежутке от 500 до 450 года до н.э.


Свою гипотезу Найджел подтверждает исследованием ступней античных статуй, сравнивая их с гипсовыми отпечатками и восковыми отливками, сделанными со стоящих в заданной позе современных натурщиков. Деформация материала на ступнях подтверждает его гипотезу, что греки не делали статуи, как раньше, а стали использовать вместо них слепки с живых людей.
Впервые об этой гипотезе Констама узнала из фильма "Афины. Правда о демократии", поискала материал в интернете и вот что нашла.

Найджел снял видео с объяснением своей гипотезы относительно античных слепков и его можно посмотреть здесь http://youtu.be/7fe6PL7yTck на английском языке.
Но давайте сперва посмотрим на сами статуи.

Античная статуя куроса архаичной эпохи примерно 530 год до н.э. кажется скованной и напряженной, тогда еще не был известен контрапост - свободное положение фигуры, когда равновесие покоя создается из противоположных друг другу движений.


Курос, фигура юноши, начала V века до н.э. выглядит чуть более динамично.

Воины из Риаче, статуи второй четверти V века до н.э. 197 см высотой - редчайшая находка оригинальной греческой скульптуры классического периода, большая часть которой известна нам по римским копиям. В 1972 году занимавшийся сноркелингом римский инженер Стефано Мариоттини нашел их на дне моря у побережья Италии.

Эти бронзовые фигуры отлиты не целиком, их детали скреплялись как конструктор, что позволяет узнать гораздо больше о технике создания скульптур того времени. Их зрачки сделаны из золотой пасты, ресницы и зубы из серебра, губы и соски из меди, а глаза с использованием техники инкрустации костью и стеклом.
То есть в принципе, несколько раз измененные, как выяснили ученые, некоторые детали статуй слепками с живых моделей, пусть и увеличенными и усовершенствованными, вполне могли быть.

Именно в процессе исследований деформированных силой тяжести ступней Воинов из Риаче скульптору Констаму в голову пришла эта идея слепков, которыми, возможно, пользовались античные скульпторы.

При просмотре фильма "Афины. Правда о демократии" меня заинтересовало, как чувствовал себя достаточно пушистый натурщик, с которого снимали гипсовую форму, ведь многие, кому приходилось носить гипс жаловались, что его больно снимать, потому что приходится отдирать волосы.

С одной стороны, имеются источники, из которых известно, что в Древней Греции не только женщины, но и мужчины-атлеты удаляли волосы на теле.
С другой, именно волосатостью они отличались от женщин. Недаром в комедии Аристофана "Женщины в народном собрании" одна из героинь, решивших отобрать у мужчин власть говорит:
- А я так первым делом бритву бросила
Подальше, чтоб шершавой и кудлатой стать,
Не походить ни чуточки на женщину.

Получается, что если волосы мужчины и удаляли, то скорее всего те, кто профессионально занимался спортом, а именно такие натурщики и нужны были скульпторам.

Почитала, тем не менее, о гипсе и выяснила, что еще в древности существовали способы борьбы с этим явлением: когда делали маски и слепки, тело натурщиков намазывали специальными масляными мазями, благодаря которым гипс снимали безболезненно, даже если на теле были волосы. То есть техника слепков не только с мертвого, но и с живого человека в древности действительно была хорошо известна еще в Египте, однако, именно передача движения и копирование человека не считалось там красивым.

Но для эллинов прекрасное человеческое тело, совершенное в своей наготе, представлялось величайшей ценностью и объектом поклонения. Возможно поэтому в использовании слепков с такого тела для изготовления произведений искусства они не видели ничего предосудительного.


Фрина перед ареопагом. Ж.Л.Жером. 1861, Гамбург, Германия.
С другой стороны, вполне могли обвинить скульптора в нечестии и оскорблении богов потому, что для статуи богини в качестве натурщицы он использовал гетеру. В случае с Праксителем обвинили в безбожии Фрину. Но разве ему бы согласилась позировать не-гетера?
Оправдал ее ареопаг в 340 г. до н.э., впрочем, после того, как во время речи в ее защиту оратор Гиперид предъявил оригинал - обнаженную Фрину, сдернув с нее хитон и риторически вопросив, как может такая красота быть виновна. Ведь греки считали, что прекрасное тело обладает не менее прекрасной душой.
Возможно, что и до него Праксителя богинь изображали обнаженными, а нечестием судьи могли посчитать то, что слишком уж богиня похожа на Фрину, как бы один в один, а обвинение самой гетеры в безбожии было только предлогом? Может, они знали или догадывались о возможностях работы с гипсовыми слепками с живого человека? И тогда мог возникнуть ненужный вопрос: кому они поклоняются в храме - Фрине или богине.

С помощью работы с фотографией современный компьютерный художник "оживил" Фрину, то есть, конечно, статую Афродиты Книдской, а конкретнее - ее копию, поскольку оригинал до нас не дошел.
А, как нам известно, статуи древние греки раскрашивали, так что вполне может быть, что гетера могла бы так выглядеть, если бы кожа у нее была чуть желтоватой, за что ее по некоторым источникам и прозвали Фриной.
Хотя в данном случае наш современник соревнуется с Никием, художником, конечно, а не полководцем, на которого ведет неверная ссылка в Википедии. Ведь на вопрос, какие свои произведения Пракситель считает самыми лучшими, он по легенде отвечал, что те, которые раскрашены Никием.
Кстати, эта фраза оставалась долгие века загадочной для тех, кто не знал или не верил в то, что законченные греческие скульптуры не были белыми.
Но мне кажется, что сама статуя Афродиты вряд ли была раскрашена именно так, потому что ученые утверждают, что греки их раскрашивали достаточно пестро.

Скорее, примерно так, как раскрашен Аполлон с выставки Пестрые боги "Bunte Götter".

И представьте, как странно чувствовал себя натурщик, когда видел, как ему в образе бога поклоняются люди.
Или не ему, а его копии, которую художник пропорционально увеличил, ярко раскрасил и исправил мелкие физические несоответствия и недостатки в соответствии с каноном Поликлета? Это твое тело, но больше и лучше. Или уже не твое? Мог ли он верить, что сделанная с него статуя - это статуя бога?

В одной из статей прочитала также об огромном количестве гипсовых заготовок в античной греческой мастерской для копий, приготовленных для отправки в Рим, которые обнаружили археологи. Может, это были в том числе и слепки с людей, а не только со статуй?

Не стану настаивать на заинтересовавшей меня гипотезе Констама: конечно, специалистам виднее, но то, что слепками с живых людей и частей их тела античные скульпторы, как и современные, пользовались сомнения не вызывает. Неужели можно подумать, что древние греки были такие глупые, что, зная о том, что такое гипс, не догадались бы?
Но как вы думаете, делать копии живых людей - это искусство или обман?

Мы говорили уже об ИСТОКАХ. Намеченный пунктир оборвался было по объективным причинам, но хочу всё-таки продолжить. Напоминаю, что остановились мы в глубокой истории - в искусстве Древней Греции. Что помним мы из школьной программы? Как правило, три имени прочно сидит в нашей памяти -Мирон, Фидий, Поликлет. Потом вспоминаем, что был еще и Лисипп, Скопас, Пракситель и Леохар... Вот и посмотрим, что есть что.Итак, время действия 4-5 века до нашей эры, место действия Древняя Греция.

ПИФАГОР РЕГИЙСКИЙ
Пифагор Регийский (V век до новой эры) - древнегреческий древнегреческий скульптор периода ранней классики, работы которого известны лишь по упоминаниям древних авторов. Сохранилось несколько римских копий его работ, в том числе и любимый мною «Мальчик, вынимающий занозу». Эта работа дала начало так называемой садово-парковой скульптуре.


Пифагор Регийский Мальчик,вынимающий занозу ок.сер.5 в.до н.э. бр.рим.копия Capitoline museum

МИРОН
Ми́рон (Μύρων) - скульптор середины V в. до н. э. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI - начало V в.). Древние характеризуют его как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. Наиболее знаменитое его произведение "Дискобол", атлет, намеревающийся пустить диск, - статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массими в Риме.

Дискобол.
ФИДИЙ.
Одним из основоположников классического стиля считается древнегреческий скульптор Фидий, украсивший своими скульптурами и храм Зевса в Олимпии и храм Афины (Парфенон) в Афинском Акрополе. Осколки скульптурного фриза Парфенона находятся сейчас в Британском музее (Лондон).




Осколки фриза и фронтона Парфенона. Британский музей, Лондон.

Главные скульптурные работы Фидия (Афина и Зевс) давно утрачены, храмы разрушены и разграблены.


Парфенон.

Существует много попыток реконструкции храмов Афины и Зевса. Об этом можно прочесть здесь:
Сведения о самом Фидии и его наследии сравнительно скудны. Среди существующих ныне статуй нет ни одной, которая бы несомненно принадлежала Фидию. Все знания о его творчестве основаны на описаниях античных авторов, на изучении поздних копий, а также сохранившихся работ, которые с большей или меньшей достоверностью приписываются Фидию.

Еще о Фидие http://biography-peoples.ru/index.php/f/item/750-fidij
http://art.1september.ru/article.php?ID=200901207
http://www.liveinternet.ru/users/3155073/post207627184/

Ну и об остальных представителях Древнегреческой культуры.

ПОЛИКЛЕТ
Греческий скульптор второй половины V в. до н. э. Создатель многих статуй, в том числе, победителей спортивных игр, для культово-спортивных центров Аргоса, Олимпии, Фив и Мегалополья. Автор канона изображения человеческого тела в скульптуре, известного как "канон Поликлета", по которому голова составляет 1/8 длины тела, лицо и ладони 1/10, стопа - 1/6. Канон соблюдался в греческой скульптуре до конца, т. н. классической эпохи, то есть до конца IV в. до н. э., когда Лисипп заложил новые принципы. Самая известная его работа - "Дорифор" (Копьеносец). Это из энциклопедии.

Поликлет. Дорифор. ГМИИ. Гипсовая Копия.

ПРАКСИТЕЛЬ


АФРОДИТА КНИДСКАЯ (рим.копия с ориг.4.в.до н.э) Рим,Нац.музеи (голова,руки,ноги,драпировка реставрирована)
Одно из самых прославленных произведений в античной скульптуре – Афродита Книдская, первая древнегреческая скульптура (высота – 2 м.), изображающая обнаженную женщину перед купанием.

Афродита Книдская, (Афродита Браски) Римская копия, I в. до н.э. Глиптотека, Мюнхен


Афродита Книдская. Среднезернистый мрамор. Торс - римская копия II в. н. эгипсовая копия ГМИИ
Как рассказывает Плиний, статую Афродиты для местного святилища заказали жители острова Кос. Пракситель выполнил два варианта: богиню обнаженную и богиню одетую. За обе статуи Пракситель назначил одинаковую плату. Заказчики не рискнули и выбрали традиционный вариант, с задрапированной фигурой. Её копий и описаний не сохранилось, и она канула в небытие. А оставшуюся в мастерской скульптора Афродиту Книдскую купили жители города Книд, что благоприятствовало развитию города: в Книд стали стекаться паломники, привлечённые знаменитой скульптурой. Афродита стояла в храме под открытым небом, обозримая со всех сторон.
Афродита Книдская пользовалась такой славой и так часто копировалась, что про неё даже рассказывали анекдот, который лёг в основу эпиграммы: "Видя Киприду на Книде, Киприда стыдливо сказала: «Горе мне, где же нагой видел Пракситель меня?»".
Пракситель создал богиню любви и красоты как олицетворение земной женственности, вдохновляясь образом своей возлюбленной – красавицы Фрины. Действительно, лицо Афродиты хотя и создано по канону, с мечтательным взглядом томных затененных глаз, несет оттенок индивидуальности, указывающей на конкретный оригинал. Создав почти портретный образ, Пракситель заглянул в будущее.
Сохранилась романтическая легенда об отношениях Праксителя и Фрины. Рассказывают, что Фрина просила Праксителя подарить ей в знак любви его лучшее произведение. Он согласился, но отказался сказать, какую из статуй считает лучшей. Тогда Фрина приказала слуге сообщить Праксителю о пожаре в мастерской. Испуганный мастер воскликнул: «Если пламя уничтожило и Эрота, и Сатира, то все погибло!» Так Фрина узнала, какую работу она может просить у Праксителя.

Пракситель (предположительно). Гермес с младенцем Дионисом IV в. до н.э. Музей в Олимпии
Скульптура «Гермес с младенцем Дионисом» характерна для периода поздней классики. Она олицетворяет не физическую мощь, как было принято раньше, а красоту и гармонию, сдержанное и лиричное человеческое общение. Изображение чувств, внутренней жизни персонажей – новое явление в античном искусстве, не свойственное высокой классике. Мужественность Гермеса подчеркнута младенческим обликом Диониса. Изогнутые линии фигуры Гермеса грациозны. Его сильное и развитое тело лишено атлетизма, свойственного работам Поликлета. Выражение лица хотя и лишено индивидуальных черт, но мягкое и задумчивое. Волосы были раскрашены и схвачены серебряной повязкой.
Пракситель достиг ощущения теплоты тела тонкой моделировкой поверхности мрамора и с большим мастерством передал в камне ткань плаща Гермеса и одежды Диониса.

СКОПАС



Музей в Олимпии, Скопас Менада Уменьш.мрам.римская копия с оригинала 1-й трети 4 в
Скопас (Skopas) - древнегреческий скульптор и архитектор 4 в. до н. э., представитель поздней классики. Родился на острове Парос, работал в Тегес (ныне Пиали), Галикарнасс (ныне Бодрум) и других городах Греции и Малой Азии. Как архитектор принимал участие в сооружении храма Афины Алей в Тегее (350-340 до н. э.) и мавзолея в Галикарнасе (середина 4 в. до н. э.). Среди дошедших до нас подлинных произведений С. важнейшим является фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением амазономахии (середина 4 в. до н. э.; совместно с Бриаксисом, Леохароми Тимофеем; фрагменты - в Британском музее, Лондон; см. илл.). Многочисленные работы С. известны по римским копиям («Потос», «Молодой Геракл», «Мелеагр», «Менада», см. илл.). Отказавшись от свойственного искусству 5 в. гармонического спокойствия образа, С. обратился к передаче сильных душевных переживаний, борьбы страстей. Для воплощения их С. использовал динамическую композицию и новые приёмы трактовки деталей, особенно черт лица: глубоко посаженные глаза, складки на лбу и приоткрытый рот. Насыщенное драматическим пафосом творчество С. оказало большое воздействие на скульпторов эллинистической культуры (См. Эллинистическая культура), в частности на произведения мастеров 3-2 вв., работавших в г. Пергам.

ЛИСИПП
Лисипп родился около 390 года в Сикионе на Пелопонн и его творчество уже представляет более позднюю, эллинскую часть искусства Древней Греции.

Лисипп. Геракл со львом. Вторая половина 4 в. до н. э. Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

ЛЕОХАР
Леохар - древнегреческий скульптор IV в. до н. э., который в 350-е годы работал со Скопасом над скульптурным убранством Мавсолея в Галикарнасе.

Леохар Артемида Версальская (мр.рим.копия 1-2 в.с ориг.ок.330 в. до н.э.) Париж,Лувр

Леохар. Аполлон Бельведерский Это я с ним в Ватикане. Простите вольность, но так легче не загрузить гипсовую копию.

Ну а потом был эллинизм. Его мы хорошо знаем по Венере (в "гречестве" Афродита) Милосской и Нике Самофракийской, которые хранятся в Лувре.


Венера Милосская. Около 120 до н.э. Лувр.


Ника Самофракийская. ок. 190 до н. э. Лувр

Архитектура и скульптура Древней Греции

Города античного мира обычно появлялись возле высокой скалы, на ней же возводилась цитадель, чтобы было где укрыться если враг проникнет в город. Такая цитадель называлась акрополем. Точно так же на скале, которая почти на 150 метров возвышалась над Афинами и издавна служила естественным оборонительным сооружением, постепенно образовался верхний город в виде крепости (акрополя) с различными оборонительными, общественными и культовыми сооружениями.
Афинский Акрополь начал застраиваться еще во II тысячелетии до н.э. Во время греко-персидских войн (480-479 годы до н.э.) он был полностью разрушен, позднее под руководством скульптора и архитектора Фидия началось его восстановление и реконструкция.
Акрополь относится к таким местам, «о которых все твердят, что они великолепны, неповторимы. Но не спрашивайте почему. Никто вам не сможет ответить...». Его можно измерить, можно пересчитать даже все его камни. Не такой уж большой труд пройти его из конца в конец - на это уйдет всего несколько минут. Стены Акрополя круты и обрывисты. Четыре великих творения стоят и поныне на этом холме со скалистыми склонами. Широкая зигзагообразная дорога идет от подножия холма к единственному входу. Это Пропилеи - монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. Их соорудил архитектор Мнесикл в 437-432 годах до н.э. Но прежде чем войти в эти величественные мраморные ворота, каждый невольно оборачивался вправо. Там, на высоком пьедестале бастиона, некогда охранявшего вход в акрополь, высится храм богини победы Ники Аптерос, украшенный ионическими колоннами. Это дело рук архитектора Калликрата (вторая половина V веке до н.э.). Храм - легкий, воздушный, необычайно прекрасный - выделялся своей белизной на синем фоне неба. Это хрупкое, похожее на изящную мраморную игрушку здание как будто улыбается само и заставляет ласково улыбнуться прохожих.
Непоседливые, пылкие и деятельные боги Греции походили на самих греков. Правда, они были выше ростом, умели летать по воздуху, принимать любой облик, превращаться в животных и растения. Но во всем остальном вели себя, как обыкновенные люди: женились, обманывали друг друга, ссорились, мирились, наказывали детей...

Храм Деметры, строители неизвестны, VIв. до н.э. Олимпия

Храм Ники Аптерос, зодчий Калликрат, 449-421 до н.э. Афины

Пропилеи, зодчий Мнезикл, 437-432 до н.э. Афины

Богиня победы Ника изображалась прекрасной женщиной с большими крыльями: победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому. Афиняне изобразили ее бескрылой, чтобы она не покинула город, одержавший так недавно великую победу над персами. Лишенная крыльев богиня не могла больше летать и навсегда должна была остаться в Афинах.
Храм Ники стоит на выступе скалы. Он чуть повернут в сторону Пропилеи и играет роль маяка для процессий, огибающих скалу.
Сразу же за Пропилеями гордо возвышалась Афина Воительница, копье которой приветствовало путника издалека и служило маяком для мореплавателей. Надпись на каменном пьедестале гласила: «Афиняне посвятили от победы над персами». Это означало, что статуя была отлита из бронзового оружия, отнятого у персов в результате одержанных побед.
На Акрополе находился и храмовый ансамбль Эрехтейон, который (по замыслу его создателей) должен был связать воедино несколько святилищ, располагавшихся на разных уровнях, - скала здесь очень неровная. Северный портик Эрехтейона вел в святилище Афины, где хранилась деревянная статуя богини, якобы упавшая с неба. Дверь из святилища открывалась в маленький дворик, где росло единственное на всем Акрополе священное оливковое дерево, которое поднялось, когда Афина дотронулась в этом месте до скалы своим мечом. Через восточный портик можно было попасть в святилище Посейдона, где он, ударив по скале своим трезубцем, оставил три борозды с журчащей водой. Здесь же находилось святилище Эрехтея, почитаемого наравне с Посейдоном.
Центральная часть храма - прямоугольное помещение (24,1х13,1 метров). В храме также находились могила и святилище первого легендарного царя Аттики Кекропа. На южной стороне Эрехтейона - прославленный портик кариатид: у края стены шесть высеченных из мрамора девушек поддерживают перекрытие. Некоторые ученые предполагают, что портик служил трибуной почтенным гражданам или что здесь собирались жрецы для религиозных церемоний. Но точное предназначение портика до сих пор неясно, ведь «портик» означает преддверие, а в данном случае портик не имел дверей и отсюда нельзя попасть внутрь храма. Фигуры портика кариатид - это по сути опоры, заменяющие столб или колонну, они же прекрасно передают легкость и гибкость девичьих фигур. Турки, захватившие в свое время Афины и не допускавшие по своим мусульманским убеждениям изображений человека, уничтожать эти статуи, однако, не стали. Они ограничились лишь тем, что стесали лица девушек.

Эрехтейон, строители неизвестны, 421-407 до н.э. Афины

Парфенон, зодчие Иктин, Калликрат, 447-432 до н.э. Афины

В 1803 году лорд Эльджин, английский посол в Константинополе и коллекционер, пользуясь разрешением турецкого султана, выломал в храме одну из кариатид и увез в Англию, где предложил ее Британскому музею. Слишком широко трактуя фирман турецкого султана, он увез с собой также многие скульптуры Фидия и продал их за 35 000 фунтов стерлингов. Фирман гласил, что «никто не должен препятствовать увезти ему несколько камней с надписями или фигурами с Акрополя». Эльджин заполнил такими «камнями» 201 ящик. Как он сам заявил, он взял только те скульптуры, которые уже упали или которым грозило падение, якобы для того, чтобы спасти их от окончательного разрушения. Но еще Байрон назвал его вором. Позднее (при реставрации портика кариатид в 1845-1847 годах) Британский музей прислал в Афины гипсовый слепок статуи, увезенной лордом Эльджином. Впоследствии слепок заменили более прочной копией из искусственного камня, изготовленной в Англии.
В конце прошлого века греческое правительство потребовало от Англии вернуть принадлежащие ей сокровища, но получило ответ, что лондонский климат для них более благоприятен.
В начале нашего тысячелетия, когда при разделе Римской империи Греция отошла к Византии, Эрехтейон превратили в христианский храм. Позднее крестоносцы, завладевшие Афинами, сделали храм герцогским дворцом, а при турецком завоевании Афин в 1458 году в Эрехтейоне устроили гарем коменданта крепости. Во время освободительной войны 1821-1827 годах греки и турки поочередно осаждали Акрополь, бомбардируя его сооружения, в том числе и Эрехтейон.
В 1830 году (после провозглашения независимости Греции) на месте Эрехтейона можно было обнаружить лишь фундаменты, а также архитектурные украшения, валявшиеся на земле. Средства на восстановление этого храмового ансамбля (как и на восстановление многих других сооружений Акрополя) дал Генрих Шлиман. Его ближайший сподвижник В.Дерпфельд тщательно измерил и сравнил античные фрагменты, к концу 70-х годов прошлого века он уже планировал восстановить Эрехтейон. Но эта реконструкция была подвергнута строгой критике, и храм был разобран. Здание было восстановлено заново под руководством известного греческого ученого П.Кавадиаса в 1906 году и окончательно отреставрировано в 1922 году.

"Венера Милосская" Агессандр(?), 120 до н.э. Лувр, Париж

"Лаокоон" Агессандр, Полидор, Афинодор, ок.40 до н.э. Греция, Олимпия

"Геракл Фарнезский" ок. 200 до н. э., Нац. музей, Неаполь

"Раненая амазонка" Поликлет, 440 до н.э. Нац. музей Рим

Парфенон - храм богини Афины - самое большое сооружение на Акрополе и самое прекрасное создание греческой архитектуры. Он стоит не в центре площади, а несколько сбоку, так что можно сразу охватить взглядом передний и боковой фасады, понять красоту храма в целом. Древние греки верили, что храм с основной культовой статуей в центре представляет собой как бы дом божества. Парфенон - храм Афины-Девы (Парфенос), и потому в центре его находилась хрисоэлефантинная (выполненная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе) статуя богини.
Парфенон воздвигли в 447-432 годах до н.э. архитекторы Иктин и Калликрат из пентелийского мрамора. Он размещался на четырехступенчатой террасе, размер его основания равен 69,5х30,9 метра. С четырех сторон Парфенон окружают стройные колоннады, между их беломраморными стволами видны просветы голубого неба. Весь пронизанный светом, он кажется воздушным и легким. На белых колоннах нет ярких рисунков, как это встречается в египетских храмах. Только продольные желобки (каннелюры) покрывают их сверху донизу, от чего храм кажется выше и еще стройнее. Своей стройностью и легкостью колонны обязаны тому, что они чуть-чуть сужаются кверху. В средней части ствола, совсем не заметно для глаз, они утолщаются и кажутся от этого упругими, прочнее выдерживающими тяжесть каменных блоков. Иктин и Калликрат, продумав каждую мельчайшую деталь, создали здание, поражающее удивительной соразмерностью, предельной простотой и чистотой всех линий. Поставленный на верхней площадке Акрополя, на высоте около 150 метров над уровнем моря, Парфенон был виден не только из любой точки города, но и с подплывавших к Афинам многочисленных судов. Храм представлял собой дорический периметр, окруженный колоннадой из 46 колонн.

"Афродита и Пан" 100 до н.э., Дельфы, Греция

"Диана-охотница" Леохар, ок.340 до н.э., Лувр, Париж, Франция

"Отдыхающий Гермес" Лисипп, IVв. до н. э., Нацональный музей, Неаполь

"Геракл, борющийся со львом" Лисипп, ок. 330 до н.э. Эрмитаж, Санкт-Петербург

"Атлант Фарнезский" ок.200 до н.э., Нац. музей, Неаполь

В скульптурном оформлении Парфенона участвовали самые известные мастера. Художественным руководителем строительства и оформления Парфенона был Фидий, один из величайших скульпторов всех времен. Ему принадлежит общая композиция и разработка всего скульптурного декора, часть которого он выполнил сам. Организационной стороной строительства занимался Перикл - крупнейший государственный деятель Афин.
Все скульптурное оформление Парфенона было призвано прославить богиню Афину и ее город - Афины. Тема восточного фронтона - рождение любимой дочери Зевса. На западном фронтоне мастер изобразил сцену спора Афины с Посейдоном за господство над Аттикой. Согласно мифу, в споре победила Афина, подарившая жителям этой страны оливковое дерево.
На фронтонах Парфенона собрались боги Греции: громовержец Зевс, могучий властитель морей Посейдон, мудрая воительница Афина, крылатая Ника. Завершал скульптурный декор Парфенона фриз, на котором была представлена торжественная процессия во время праздника Великих Панафиней. Этот фриз считается одной из вершин классического искусства. При всем композиционном единстве он поражал своим разнообразием. Из более чем 500 фигур юношей, старцев, девушек, пеших и конных ни одна не повторяла другую, движения людей и животных были переданы с удивительным динамизмом.
Фигуры скульптурного греческого рельефа не плоские, у них есть объем и форма человеческого тела. От статуй они отличаются только тем, что обработаны не со всех сторон, а как бы сливаются с фоном, образуемым плоской поверхностью камня. Легкая расцветка оживляла мрамор Парфенона. Красный фон подчеркивал белизну фигур, четко выделялись синевой узкие вер­тикальные выступы, отделявшие одну плиту фриза от другой, ярко сияла позолота. Позади колонн, на мраморной ленте, опоясывающей все четыре фасада здания, была изображена праздничная процессия. Здесь почти нет богов, а люди, навек запечатленные в камне, двигались по двум длинным сторонам здания и соединялись на восточном фасаде, где происходила торжественная церемония вручения жрецу одеяния, сотканного афинскими девушками для богини. Каждая фигура характерна своей неповторимой красотой, а все вместе они точно отражают подлинную жизнь и обычаи древнего города.

Действительно, раз в пять лет в один из жарких дней середины лета в Афинах происходило всенародное празднество в честь рождения богини Афины. Оно носило название Великих Панафиней. В нем принимали участие не только граждане Афинского государства, но и множество гостей. Празднество состояло из торжественной процессии (помпы), принесения гекатомбы (100 голов скота) и общей трапезы, спортивных, конных и музыкальных состязаний. Победитель получал особую, так называемую панафинейскую амфору, наполненную маслом, и венок из листьев священной маслины, растущей на Акрополе.

Самым торжественным моментом праздника было всенародное шествие на Акрополь. Двигались всадники на конях, шли государственные мужи, воины в доспехах и молодые атлеты. В длинных белых одеждах шли жрецы и знатные люди, глашатаи громко славили богиню, музыканты радостными звуками наполняли еще прохладный утренний воздух. По зигзагообразной панафинейской дороге, вытоптанной тысячами людей, поднимались на высокий холм Акрополя жертвенные животные. Юноши и девушки везли за собой модель священного панафинейского корабля с прикрепленным к его мачте пеплосом (покрывалом). Легкий ветерок развевал яркую ткань желто-фиолетового одеяния, которое несли в дар богине Афине знатные девушки города. Целый год они ткали и вышивали его. Другие девушки высоко поднимали над головой священные сосуды для жертвоприношений. Постепенно шествие приближалось к Парфенону. Вход в храм был сделан не со стороны Пропилеи, а с другой, словно для того, чтобы каждый сначала обошел, осмотрел и оценил красоту всех частей прекрасного здания. В отличие от христианских храмов, древнегреческие не предназначались для богослужений внутри их, народ во время культовых действий оставался вне храма. В глубине храма, окруженная с трех сторон двухъярусными колоннадами, горделиво высилась знаменитая статуя девы Афины, созданная прославленным Фидием. Ее одежда, шлем и щит были сделаны из чистого сверкающего золота, а лицо и руки сияли белизной слоновой кости.

О Парфеноне написано множество книжных томов, среди них есть монографии о каждой его скульптуре и о каждом шаге постепенного упадка с той поры, когда после декрета Феодосия I он стал христианским храмом. В XV веке турки сделали из него мечеть, а в XVII веке - пороховой склад. В окончательные руины его превратила турецко-венецианская война 1687 года, когда туда попал артиллерийский снаряд и за один миг сделал то, что не смогло сделать за 2000 лет всепожирающее время.

Курос из Фив, 540 г. до н. э. Национальный археологический музей, Афины

Наиболее древние изображения греки приписывали легендарному скульптору Дедалу. Это имя является производным от глаголов «делать», «изготавливать», «ковать», «прясть». В VII в. до н. э. на Крите была известна династия художников Дедалидов, происходивших от скульптора. К этой знаменитой династии относились мастера Дипойн и Скиллид, а также их ученики Тектей и Ангелион.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VII ВВ. ДО Н. Э.)

Древнейшими скульптурными изображениями считаются ксоаны. В Эрехтейоне на афинском Акрополе хранилось
изображение из оливкового дерева, которое, как считалось, упало с неба. Согласно сохранившимся описаниям, ксоаны имели форму столба круглой или четырехгранной формы, у них были лица с глазами, руки, прижатые к бокам, и ноги. Материалом для таких статуй первоначально было дерево, а затем - мягкий, легко поддающийся обработке известняк.

АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VII-VI ВВ. ДО Н. Э.)

В VII-VI вв. до н. э. в искусстве господствовали два типа скульптурных изображений: обнаженная мужская фигура (курос) и драпированная женская (кора). На их формирование значительное влияние оказала египетская скульптура, с которой греки познакомились в ходе Великой колонизации. Как и фигуры фараонов, являвшиеся их прототипами, куросы высекались в строгой фронтальной позе, с поднятым лицом и устремленным вперед взглядом; их руки были опущены вдоль туловища, левая нога выдвинута вперед в робкой попытке передать движение. Тела куросов сведены к простым геометрическим формам. Анатомия фигуры представлена предельно обобщенно, детализированы лишь лица, оживленные архаической улыбкой. Большинство статуй имеют натуральную величину, встречались также и колоссы более трех метров высотой.

Статуи кор изображались в соответствии с теми же канонами жанра в статичной позе, стоящими во весь рост, с одной ногой, слегка выдвинутой вперед, одной рукой, опущенной вдоль тела, другой придерживающей край драпировки. Обычно корпус и голова статуи изготавливались из одного куска камня, а руки приставлялись отдельно.

Готовые скульптуры покрывались воском и окрашивались. Охра соответствовала цвету плоти, волосы, губы, и брови окрашивались в темнокрасный цвет. Цветными красками наносился орнамент на ткани. Статуи снабжались аксессуарами из бронзы: оружием, уздечкой, зеркалом и т. д.

Одежда кор, как правило, состояла из ионического хитона, пеплос изображался реже. Скульпторы детально прорабатывали складки ткани, создавая орнаментальную канву одежды, которая либо высекалась в мраморе, либо расписывалась поверх красками.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV ВВ. ДО Н. Э.)

Афина из группы Мирона, 460 г. до н. э. Либигхауз, Франкфурт-на-Майне

При переходе к классическому периодухудожники стремились к максимально точной передаче анатомии и отображению человеческой фигуры в момент движения. Новым материалом, который они использовали, была бронза. Вершины своего развития классическая скульптура достигла в творчестве трех прославленных мастеров - Мирона, Поликлета и Фидия.

Мирон происходил из Элевфер, его учителем был аргосский скульптор Агелад, учивший также Поликлета и Фидия. Расцвет творчества Мирона приходится на середину V в. до н. э. Любимой его темой был показ тела атлета в момент наибольшего напряжения сил, и вершиной его мастерства является прославленный «Дискобол». Сохранилась также скульптурная группа, изображающая Афину и Марсия. Оригиналы работ были изготовлены из бронзы и до нашего времени не дошли. Созданные скульптором изображения животных также вызывали восхищение современников. Сохранилось более 30 эпиграмм на бронзовую статую Ио в образе коровы. Поликлет был родом из Аргоса, жил и трудился в Афинах, Эфесе и Олимпии между 460420 гг. до н. э. и, следовательно, был современником Мирона и Фидия. Ведущая тема в творчестве Поликлета - изображение атлетов, которых он любил показывать в состоянии динамического равновесия. Благодаря использованию принципа перекрестной неравномерности движения (фигура опирается на правую ногу, левая, напротив, остается расслабленной; соответственно, правая рука изображается напряженной, а левая - расслабленной) его скульптуры кажутся естественными. Наиболее прославлены такие работы Поликлета, как «Дорифор» и «Диадумен», дошедшие до нас в римских мраморных копиях.

Гестия, Диона и Афродита работы Фидия. Скульптурная группа с восточного фронтона Парфенона, около 447–433 гг. до н. э. Британский музей, Лондон

Величайшим художником классического периода был афинский скульптор и архитектор Фидий. Будучи другом Перикла, Фидий принимал участие в программе реконструкции афинского Акрополя. Он возглавлял работы над скульптурным убранством Парфенона в 447-432 гг. до н.э и создал статую Афины Парфенос, установленную в храме. Скульптура была выполнена в хрисоэлефан-тинной технике, золото на сумму 40 талантов и тонкие пластинки слоновой кости покрывали деревянный остов высотой в 13 метров. Перед храмом Фидий установил 17-метровую бронзовую статую Афины Промахос. Богиня была изображена в шлеме, со щитом и копьем, причем наконечник копья был позолочен и ярко блестел на солнце, издали видимый моряками, которые подплывали к берегам Аттики.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме