Урок по внеклассному чтению "Р. Киплинг.Сказки просто так" презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему. Книга Просто сказки — художественный анализ. Киплинг Редиард Отношение к прочитанному сказки редьярда киплинга

А.И. Хлебникова

Литературная сказка постоянно находится в поле зрения исследователей, но чаще всего ученых интересует творческий метод сказочников, вопрос о месте сказки в истории развития национальных литератур. Сюжет сказки и роль системы событий в нем остаются почти неисследованными. Принципиальное значение в изучении этой проблемы имеет работа И.П. Лупановой. Анализируя сказки А.С. Пушкина, исследовательница приходит к выводу, что система событий в них строится по принципам, использованным в народных сказках. Пушкинскую и народную сказки роднит однократность действия, однако в рамках волшебного сюжета литературной сказки грани между элементами волшебной и бытовой сказок могут стираться, и благодаря этому в «Руслане и Людмиле», «Сказке о золотом петушке» «вместо древности видны новые времена».

Мысль о возможности использования элементов разных фольклорных сказок писателем-сказочником и о выражении современного содержания через такое соединение принципиально важна для анализа сказок Р. Киплинга. Сборник «Сказки просто так» вышел в свет в 1902 году. Это время осознания писателем катастрофичности эпохи и поэтому время поисков вечных основ мира, способов упорядочения жизни. Постараемся определить, как эта концепция реализуется через систему событий сказки, а для этого выясним структуру и функции этой системы.

Первый структурный пласт киплинговской сказки связан с волшебной сказкой. Роль системы событий в волшебной сказке исследована достаточно полно, обращение В.Я. Проппа к функциональному ряду в процессе изучения волшебной сказки позволило говорить о ее единообразии на сюжетном уровне: «Морфологически волшебной сказкой может быть названо всякое развитие от вредительства и недостачи через промежуточные функции к свадьбе или другим функциям, использованным в качестве развязки. Конечными функциями иногда является награждение, добыча или вообще ликвидация беды». Методика В.Я. Проппа применена к изучению фольклорных сказок разных народов земного шара.

Исходная ситуация всех сказок сборника «Сказки просто так», подобно начальной ситуации волшебной сказки, вводит героя и одновременно констатирует начальное состояние мира, оно представляется недостаточным, лишенным логики, справедливости.

«Животные с первых же дней начали служить человеку. Но в Ужасно-Унылой Пустыне жил Ужасно-Унылый Верблюд, который и не думал работать...»; «Прежде, давным-давно, никакого хобота не было у слона... Нос болтался во все стороны, но все же никуда не годился...»; «У Сулеймана-ибн-Дауда было много жен..., и все они ссорились с Сулейманом-ибн-Даудом, что причиняло ему большие страдания...». Система событий только одной сказки «Слоненок» полностью подобна системе событии волшебной сказки. История Слоненка - это история младшего в семье, обижаемого, угнетаемого. Развитие действия может быть определено через функции волшебной сказки, выделенные В.Я. Проппом: запрет (Слоненку не разрешают даже вспоминать о Крокодиле), недостача (Герой чувствует острую потребность знать все, что происходит в мире, в том числе, что ест за обедом Крокодил), нарушение запрета (Слоненок отправляется на поиски Крокодила), появление добрых помощников (Птичка Колоколо помогает советом, Двуцветный Питон Скалистый Змей - в битве). Поединок Слоненка и Крокодила (битва Героя и Антагониста) становится событием, Герой обретает новый облик (трансфигурация) и новое сознание. Последние функции: возвращение Героя и наказание обидчиков, - демонстрируют новый порядок вещей в мире: «Вернувшись, уже никто больше не давал тумаков никому, и с той поры у всех слонов, которых ты когда-нибудь увидишь, да и у тех, которых ты никогда не увидишь, - совершенно такой хобот, как у этого любопытного Слоненка». В остальных сказках сборника встречаются лишь отдельные элементы функционального ряда волшебной сказки, главное же сходство киплинговской и волшебной сказок заключается в единообразии исходных ситуаций.

Большое влияние на структуру сказок сборника оказали этиологические сказки, объясняющие «возникновение каких-то черт рельефа или повадок животных, или календарных циклов», и среди них сказки о животных, весь сюжет которых «представляет собой развернутое объяснение тех или иных характерных признаков животных». Первая сказка сборника «Почему у Кита такая глотка» подобна сказке племени суахили «Почему у Кита такой широкий рот». Это типичная этиологическая сказка, объясняющая современный вид китов. В исходной ситуации изображается осуждаемое, с точки зрения народной этики, поведение героя (во время долгого путешествия он забывает своих близких, остается равнодушным, узнав о смерти матери, отца, брата, и плачет только после смерти жены) и его наказание: рот Кита остается таким же большим, каким он был во время плача. Это наказание и является событием, единственным в сказке. Функция события здесь заключается в попытке объяснения одной из сторон мира и размышлении над вопросами этики, нормы поведения личности. Сказка Р. Киплинга «Отчего у Кита такая глотка» значительна сложнее, синтетичнее: в ней есть и пародийно переосмысленный структурный пласт волшебной сказки, в которой, как правило, Герой женится и обретает счастье, а Антагонист наказывается. У Р. Киплинга же Антагонист наказывается, но тоже обретает счастье: «Моряк женился, стал жить-поживать и был очень счастлив. Кит тоже женился и тоже был счастлив». Значим в этой сказке «бытовой» элемент, но главное связано с этиологическим мотивом, правда, смысл этиологии более широкий, и реализуется он через более сложную событийную систему. Исходная и финальная ситуации этой сказки противопоставлены. Если вначале Кит глотал все подряд, и «в конце концов во всем море уцелела только одна Рыбка», то в конце сказки отважный Моряк побеждает Кита, помещает в его горло решетку. Кит не просто меняет внешний облик, изменяется весь мир. Событием становится момент преодоления неблагополучия, хаоса и воцарение справедливости: «...в наше время Киты уже не глотают людей». Во всех сказках сборника событие изображается как нечто переворачивающее мир в один миг; Моряк поет: «Поставил я решетку, Киту заткнул я глотку», «У Верблюда вдруг спина... начала пухнуть..., и у него вздулся огромный горб», «Еж и Черепаха наутро заметили, что стали на себя не похожи...». Такова структура системы событий сказок сборника, исходная и финальная ситуации разделяются одним или чаще несколькими событиями, в результате которых мир меняется на свою противоположность. Однако смысл системы событий не может быть понят до конца без учета влияния бытовой сказки, в основе событийной системы которой лежит разрешение житейского недоразумения. Как правило, конфликт в таких сказках снимается при помощи хитрости, ловкости героя. Такой мотив есть и в сказке «Отчего у Кита такая глотка», и в сказках «Как было написано первое письмо», «Мотылек, который топнул ногой», и в некоторых других, но он не столь важен. Киплинговское повествование пронизано иронией, присущей именно бытовой сказке. С точки зрения И.П. Лупановой, ирония народной бытовой сказки убивает патетику «литературной» сказки «волшебно-рыцарского типа». Авторская ирония у Киплинга снимает абсолютность и однозначность финальной ситуации каждой сказки: порок наказан, но Верблюд «и до сих пор таскает на спине свой горб», «...у каждого Носорога толстые складки на шкуре и очень скверный характер».

«Идея закона, то есть условной системы запретов и разрешений, действующих внутри... корпораций, становится центральной в творчестве Киплинга, а само это слово - английское «law» - повторяется в его стихах и рассказах десятки, если не сотни раз». Особенно глубоко осмысляется категория закона в период, непосредственно предшествовавший написанию «Сказок просто так» (1892-1896 гг.). В наиболее ярком произведении этого времени - «Книгах джунглей» Р. Киплинг пытается найти аналогии жизни джунглей и человеческого общества. Те законы, которые правят в джунглях, оказываются непреложными, внутренне обязательными не только для животных, но и для человеческого общества. «Эти законы писатель сблизил, частично под влиянием глубокого погружения в мифы, сказания и фольклор Севера Америки и Востока, с законами традиционной, естественно сложившейся морали». «Книги джунглей» наполнены гуманистическим смыслом, но подчас гуманизм соседствует с проповедью права сильного. Киплинг сам чувствовал это противоречие, поэтому дальнейшее его творчество во многом определяется стремлением решать проблемы добра и зла в обобщенном философском плане, вне прямой зависимости от социального контекста. Р. Киплинг много размышляет над началами, которые являются основополагающими в мире; в 1901 году в свет выходит роман «Ким», в котором особое место отводится исследованию основных мировых законов с точки зрения религий и культур Востока. Самым внимательным образом изучает писатель в это время восточную философию, особенно учение пророка Зороастра. Основная идея зороастризма заключается в следующем: «Мировой процесс состоит в борьбе двух начал - добра и зла, которая проявляется не только в умственной и духовной деятельности, но также в материальных вещах мира. Вещественный мир является ареной борьбы добра и зла». С точки зрения зороастризма, мир создан для добра, но зло столь же сильно, как и добро. Киплингу была близка идея мира, колеблющегося между добром и злом.

Постоянно имея в виду такую модель мира, в сборнике «Сказки просто так» автор пытается найти всеобщую и необходимую связь между явлениями, вытекающую из природы самих вещей. Объектом изучения становится природа, общество, мораль, культура; ведутся поиски этических первооснов, вневременных основных законов. Каждая сказка имеет свой сюжет, исследующий функционирование закона в разных сферах, но весь сборник составляет единое целое. Первые 7 сказок могут быть объединены как рассматривающие частные проявления законов развития, становления. Важны в этом отношении лексические единицы «всегда» и «никогда», которые систематически проходят через текст (закон и определяет либо то, что происходит всегда, либо то, что не происходит никогда). В 6-ти сказках из 7-ми в этой группе встречается выражение «с того дня», и дальше излагается принцип действия закона как своеобразный итог события, переворота, произошедшего в мире. Система событий в этих сказках демонстрирует взаимоотношения героя и мира. Эти взаимоотношения могут складываться по-разному.

Герой в результате события может обрести единство с миром. В сказке «Отчего у Кита такая глотка» Кит, хотя и наказан, но счастлив, точно так же, как и Моряк, победивший в этом поединке. Леопард и Эфиоп из сказки «Откуда у Леопарда пятна» получают необходимые для охотников качества: Леопард становится пятнистым, а Эфиоп - черным (в исходной ситуации сказки они были беспомощными по сравнению с животными, уже получившими защитную окраску). Еж, Черепаха, Слоненок (сказки «Откуда взялись Броненосцы», «Слоненок») находят свое место в природе, наказывают притеснителей.

В ряде сказок исходная ситуация отмечена торжеством отрицательного, с этической точки зрения, качества: жадности («Откуда у Носорога шкура»), лености («Отчего у Верблюда горб»), тщеславия («Баллада о Кенгуру»), Носорог получает складки на шкуре, Верблюд - горб, Кенгуру - странную внешность. Событием становится наказание носителя отрицательного качества, это наказание и возводится в ранг закона.

В первой части сборника писателем обосновываются законы, которые с определенной натяжкой могут быть сопоставлены с конкретными природными законами (мимикрия, закон естественного отбора, эволюция видов животных). Л. Головчинская даже считает, что этот сборник «можно было бы условно охарактеризовать, как шутливое приложение к эволюционной теории». Но писатель не ставил перед собой единственной задачи - объяснить в доходчивой форме детям принципы развития природы, он стремился осмыслить пути развития мира, выявить некие универсальные законы для природы и человеческого общества. В исходной ситуации сказок «Как было написано первое письмо» и «Как был создан алфавит» (ситуация общая для обеих сказок) выясняется, что люди, живущие в каменном веке, чувствуют острую необходимость обрести средство коммуникации. Два события (изобретение картинного письма и введение алфавита) ликвидируют недостаточность исходной ситуации. Процесс обретения человеком грамотности изображается Киплингом как естественный результат развития общества.

Если в «Книгах джунглей» закон понимается как закон стаи, то здесь в ранг закона возводится принцип исторической образности, естественности: естественно, что природный мир вырабатывает такое свойство, как мимикрия, что жадность и леность должны быть наказаны, что человечество движется от варварства к цивилизации.

Своеобразным итогом этих размышлений является сказка «Краб, который играл с морем», в основу которой положена малайская легенда о происхождении морского прилива и отлива. Действие отнесено к мифическому времени сотворения мира; после создания Земли, Моря, Животных Старейший волшебник повелевает всем играть. (Слово «игра» встречается в сказке 40 раз). Само понятие игры в контексте этой сказки приравнивается понятию закона: каждое существо в мире всегда должно играть одну и ту же роль и никогда не нарушать правил игры. Вселенная, охваченная движением, всеобщей игрой, где каждому отведена своя роль, - есть картина мира, живущего по определенным законам.

Продолжается исследование категории закона в сказке «Кошка, гулявшая сама по себе». Главная оппозиция сказки дикость-цивилизация. Само слово «дикий» и однокоренные с ним употребляются в тексте сказки 99 раз. В первых 4-х предложениях, где из 64 значимых слов 14 обозначают это состояние, дикость заявлена как исходная ситуация. Но уже с 5-го предложения дикой жизни противопоставляется жизнь «домашняя», цивилизованная. Женщина, носительница «домашнего» начала, «дикому мокрому лесу» противопоставляет «уютную сухую пещеру», «открытому небу» - «отличный костер», «куче сырой листвы» - «шкуру дикой лошади». В начале сказки происходят три события, представляющие поражение дикого мира: из него уходят Пес, Конь и Корова. Их уводит Женщина при помощи огня, но затем она трижды проигрывает в споре Кошке; эти события снимают результат предыдущих и знаменуют собой победу дикости, но победа эта не абсолютна: Мужчина и Пес диктуют Кошке свои условия, но она принимает их закон с ограничением, по сути своей остается диким животным: «Кошка верна своему договору..., но чуть настанет ночь и взойдет луна, сейчас же она говорит: «Я, Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе», - бежит в чащу Дикого Леса, или влезает на мокрые Дикие Деревья, или взбирается на мокрые дикие крыши и дико машет своим диким хвостом». Из этой сказке всеобщий, всеохватывающий закон представлен с его исключениями: в целом цивилизация, культура побеждает, но в мире остается место дикости и дисгармонии. Последняя сказка сборника «Мотылек, который топнул ногой» еще раз в шуточной форме воспроизводит картину мира и его законы. Вся вселенная, начиная от крошечного Мотылька и кончая громадными морскими Зверюгами, космическими силами Джинов и Афритов, находится в едином, упорядоченном движении. Каждый должен честно выполнять свою функцию, и если кто решится нарушить естественный порядок вещей (как это было с Соломоном, когда он решил накормить всех животных в мире, чтобы продемонстрировать свое необыкновенное величие, как это было с женой Мотылька и женами самого Соломона, которые вместо того, чтобы нести мир в свой дом, разрушали его), - того неизбежно ждет поражение (Соломон был посрамлен Зверюгой, вздорные жены наказаны). Центром мира является человек, не противопоставляющий себя закону, а живущий по этому закону: в данной сказке таким человеком является царица Балкида. Каждая сказка сборника «Сказки просто так» предстает сюжетно вполне самостоятельной и внутренне завершенной. Но существует сюжетное и композиционное единство всей книги. Единил принцип построения системы событий и придает единство книге. Сказки в сборнике скомпонованы по принципу последовательного раскрытия сущности категории закона. Первые сказки раскрывают принципы функционирования закона в природе, затем Киплинг обращается к человеческому обществу; в сказке «Краб, который играл с морем» дается обобщенная картина мира, живущего по закону. Последние сказки демонстрируют не только действие закона, но и исключения из общих правил. Закон действует так, что должна существовать гармония в целом, но никакой закон не способен отменить зло вообще, поэтому-то несколько дней в году Краб полностью беззащитен, на вечные времена Верблюд и Носорог обречены иметь уродливую внешность и скверный характер. Киплинг приходит к выводу о необходимости единства мира, но «гармония больших писателей конца века была построена на колеблющейся и ненадежной почве «дисгармоничного» мира, а поэтому и оказалась неустойчивой и хрупкой».

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №10" Vвида

Внеклассное чтение

Сказка Редьярда Киплинга

«Откуда взялись броненосцы?»

Подготовила и провела:

Новокузнецкий городской округ

Цель занятия: познакомить воспитанников с творчеством Р. Киплинга; расширить читательский кругозор; развить выразительное чтение, улучшить технику чтения, чувство юмора; привить интерес и любовь к книге; воспитать бережное отношение к книгам.

Материал для воспитателя

Редьярд Киплинг - поэт и прозаик большого дарования. Неистощимое богатство изобразительных средств, точный и смелый язык, яркое воображе­ние, острая наблюдательность, обширные и разносторонние знания - все эти замечательные свойства, соединенные вместе, делают Киплинга писателем, принадлежащим всему человечеству.

Шутливо-иронические «сказки» Киплинга привлекают юных читателей своеобразной выдумкой, яркостью красок и живым разговорным языком. Словно отвечая на бесчисленные детские вопросы «почему» и «отчего», автор рассказывает с лукавым юмором, откуда взялся у слона хобот, отчего леопард стал пятнистым, как появился у верблюда горб, почему у носорога шершавая шкура в складках, почему у кита узкая глотка, как было составлено первое письмо и как придумали первую азбуку, как появились домашние животные. Отвечая на все эти вопросы, Киплинг дает волю творческой фантазии и вмес­те с тем заставляет детей задуматься над многими вешами.


Сказки Киплинга насыщены забавными шутками и прибаутками. Его сказки неожиданно прерываются обращениями к маленьким слушателям. Основной текст дополняют веселые стихи и выразительные авторские иллюс­трации с остроумными пояснениями. Все это части единого замысла.

«Откуда взялись броненосцы» Расшифруйте название сказки

1620122151 393313101930 218161561516192429

Ответ: «Откуда взялись броненосцы».

Вопросы по содержанию

Понравилась ли вам сказка?

Какое впечатление она на вас произвела?

Что особенно запомнилось?

Где происходят события, описываемые в сказке? (На Амазонке.)

Назовите главных героев сказки?

Расскажите, как жили еж и черепаха?

Как проводил время ягуар?

Кто объяснил ягуару, как нужно ловить черепах и ежей?

Какое наставление дала мать сыну?

Расскажите, как произошла первая встреча ягуара с черепахой и ежом?

Почему ягуару не удалось никого поймать?

Расскажите, как животные запутали ягуара?

Делал ли ягуар попытки снова поймать ежика и черепаху?

Как ежу с черепахой удалось обмануть ягуара?

Чему научился еж?

Чему научилась черепаха?

Какой вопрос задает нам сказка?

В каких животных превратились черепаха и еж?

Киплинг написал занимательную, интересную сказку, но приз­нать научным фактом ее нельзя. Почему?

Где мы сможет получить достоверную информацию и научные ответы на вопросы: кто такие броненосцы? Что известно о жизни ежа и черепах? (Энциклопедии, справочные издания.)

Найдите в таблице героев сказки

По горизонтали: ежик, черепаха, броненосец . По вертикали: ягуар.

Цифровой диктант

Воспитатель читает детям утверждения, если дети согласны с утвержде­нием, ставят 1 (единицу), если не согласны - 0 (ноль).

1. События в сказке происходят на реке Амазонка.

2. Черепаха ела лягушек. (Зеленый салат.)

3. Еж питался улитками.

4. Ежа называли Злючка-Колючка.

5. Черепаху называли Спешная. (Неспешная.)

6. Ягуара называли Расписной.

7. Еж не боится воды. (Боится.)

8. Мать учила ягуара ловить черепах и ежей.

9. Черепаха уколола ягуара. (Еж.)


10.Еж учился сворачиваться клубком. (Черепаха.)

11.Еж с черепахой превратились в броненосцев.
Ответы: 101 101 010 01.

Тест

2. На какой реке происходили события?
а) На Волге б) На Амазонке

3. Какая вода была в реке?

а) Мутная б) Чистая

4. Кто охотился за черепахой и ежом?
а) Леопард б) Ягуар

5. Как называли ежа?

а) Злючка-колючка б) Колючий бок

6. Как называли черепаху?

а) Торопышка б) Медлянка

7. Как называли Ягуара?

а) Расписной б) Заводной

8. Чему научилась черепаха?

а) Плавать б) Бегать

9. Чему научился еж?

а) Плавать б) Бегать в) Прыгать

10. Что появилось у черепахи и ежа после купания?

а) Чешуя б) Колючки в) Панцирь

11. В каких животных превратились еж и черепаха?

а) В ягуаров б) В черепах в) В броненосцев

Ответ: 1 - в; 2 - б; 3 - а; 4 - 6; 5 - а; 6 - в; 7 - а; 8 - в; 9 - а; 10 - а И - в.

Расшифруйте персонажей сказки

I. Зачеркните все повторяющиеся буквы и прочитайте слово.

Ответ: ягуар.

Ответ: ежик.

2. Соотнесите цифры из правого столбика с буквами левого столбика и прочитайте слово.

Ответ: черепаха.

3. Читайте только русские буквы.

DБFWRPYOLHNEZQHWOSCYEUЦIW

Ответ: броненосец.

Игра: «Отгадайте, кто сказал?»

1. «Если, сынок, ты найдешь Ежа, скорее швырни его в воду. Еж
сам собою развернется в воде. А если найдешь Черепаху, выцара­пай ее лапой из панциря.»

2. «В воду я кинул другого зверька. Он сказал, что его зовут Черепаха, но я не поверил ему. Оказывается, то и вправду была Черепаха. Она нырнула в воду, в мутную реку Амазонку, и больше я еене видел. И вот я остался голодный и думаю, что нам нужно пере­селиться отсюда в другие места. Здесь в мутной воде Амазонки, все звери такие умные. Мне бедному с ними не справиться.»

3.«Ведь если, как ты говоришь, я говорила, что она говорила, то, что я говорила, то и выходит, что я говорила то, что она говорила. А если ты думаешь, что она говорила, будто ты должен развернуть меня лапой, а не бросать вместе с моим панцирем в воду, я здесь на при чем, не правда ли?»

4.«Ты сворачиваешься так хорошо - ну совсем как мои братья и сестры. Две дырочки, ты говоришь? Ладно, только не нужно так громко пыхтеть, а то услышит Расписной Ягуар. Смелее! Когда ты закончишь, я попробую нырнуть и подольше продержаться под во­ дою. Ты говоришь, это очень легко. То-то будет удивлен Распис­ной Ягуар! Но как сдвинулись щитки у тебя на панцире! Прежде они были рядом, а теперь один на другом.»

Ответы: 1. Мама ягуара. 2. Ягуар. 3. Черепаха. 4. Еж.

Восстановите деформированный текст. Вставьте пропущенные слова

«Милый.., я опять расскажу тебе... о Далеких и Старинных Време­нах. Жил тогда Злючка-... Еж. Жил он на... реке.... ел улиток и разные разности. И была у него..., Черепаха.... которая тоже жила на мутной реке Амазонке, ела разные разности и... салат. Все шло.... не правда ли, милый мальчик?»

Слова для справок: мальчик, сказку, Колючка, мутной, Амазонке, подруга, Неспешная, зеленый, хорошо.

Ответ: «Милый мальчик, я опять расскажу тебе сказку о Далеких и Ста­ринных Временах. Жил тогда Злючка-Колючка Еж. Жил он на мутной реке Амазонке, ел улиток и разные разности. И была у него подруга, Черепаха Нес­пешная, которая тоже жила на мутной реке Амазонке, ела разные разности и зеленый салат. Все шло хорошо, не правда ли, милый мальчик?»

Биография Редьярда Киплинга

Урок. Сказки Р. Киплинга

Цели: Закреплять знания учащихся о сказках Р. Киплинга, учить работать с текстом, выделять главную мысль прочитанного произведения, воспитывать любознательность, желание отыскивать ответы на заданные вопросы.

Оборудование: Выставка книг иллюстрации к прочитанным сказкам, рисунки учащихся.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Проверка д.з.

Сообщение темы и цели урока.

Работа над темой урока.

Краткая биография писателя.

Биография Редьярда Киплинга

Джозеф Редьярд Киплинг (1865 - 1936) - писатель, поэт.

Родился Киплинг 30 декабря 1865 года в индийском городе Бомбей, отец его был профессором в школе искусств. Первые годы жизни в биографии Киплинга были очень счастливыми. В пятилетнем возрасте он переехал в Англию, где жил и учился в частном пансионе.

Затем в биографии Редьярда Киплинга состоялось поступление в Девонское училище. Именно в те времена проявилась его большая страсть к литературе, тогда же Киплинг написал первые рассказы.

Благодаря помощи отца начал работать журналистом в «Гражданской и военной газете».

Киплинг становится репортером и журналистом в Индии. После этого в биографии Джозефа Редьярда Киплинга начинаются путешествия по Азии, США, Англии. Произведения Киплинга обретают большую популярность. Впервые новелла Киплинга была опубликована в 1980 году («Свет погас»). Обосновавшись в Лондоне, Киплинг женится. Но вскоре из-за материального недостатка переезжает к родственникам в США. Именно там Д. Р. Киплинг написал свои известнейшие произведения для детей: «Книга джунглей» (первая и вторая книги).

В 1899 году писатель возвращается в Англию, в том же году путешествует по Южной Африке. Спустя два года Киплинг публикует одно из самых удачных своих произведений - роман «Ким». Среди других известных произведений писателя: «Пак с Холмов», «Награды и феи».

Во время Первой мировой войны творчество Киплинга становится менее плодотворным, много времени он проводит, работая в Красном Кресте. Затем входит в состав Комиссии по захоронениям. В январе 1936 года писатель скончался.

Учитель

Ответы детей.

Учитель «Отчего у верблюда горб»?

Какая сказка рассказывает нам о верблюде?

Ответы детей.

Чтение сказки (1 мин. « жужжащего» чтения). Чтение сказки по ролям.

Учитель Перечислите героев сказки. (Верблюд, Человек, Конь, Лес, Бык, Джин). Какие черты характера отличают каждого из героев?

Кто не хотел служить человеку? Когда это было? Почему? Какой вопрос задал Конь Владыке Всех Пустынь? Как наказал Джин Верблюда?

Ответы детей.

Чтение учителем сказки «Откуда у кита такая глотка».

Учитель Многие из вас сделали рисунки к сказкам Киплинга. Давайте посмотрим их и устроим конкурс на лучший рисунок.

Учитель

Попробуем ответить на вопросы по сказкам.

1) У кого в глотке решетка? (Кит)

2) Один из обидчиков слоненка? (Жираф)

3) Кто набил шкуру носорога крошек ами? (Парс)

4) Кто слоненку вытянул хобот? (Крокодил)

5) Кто смог наказать верблюда? (Джин)

6) Самый любознательный герой сказки Киплинга. (Слоненок)

7) У кого шкура в складках? (Носорог)

Итоги урока Учитель

Давайте подведем итоги урока и скажем чем нам нравятся сказки Киплинга? Ответы детей.

Домашнее задание Читать статьи из справочников, энциклопедии, а также книги Ю. Дмитриева.

Откуда у верблюда горб Редьярд Киплинг

В этой сказке я расскажу вам, как верблюд получил свой горб. В начале веков, когда мир только возник и животные только принимались работать на человека, жил верблюд.

Он обитал в Ревущей пустыне, так как не хотел работать и к тому же сам был ревуном. Он ел листья, шипы, колючки, молочай и ленился напропалую. Когда кто-нибудь обращался к нему, он фыркал: "Гррб...", и больше ничего.

В понедельник утром пришла к нему лошадь с седлом на спине и удилами во рту. Она сказала:

Верблюд, а верблюд! Иди-ка возить вместе с нами.

Гррб... - ответил верблюд.

Лошадь ушла и рассказала об этом человеку.

Затем явилась собака с палкой в зубах и сказала:

Верблюд, а верблюд! Иди-ка служи и носи вместе с нами.

Гррб... - ответил верблюд.

Собака ушла и рассказала об этом человеку.

Затем явился вол с ярмом на шее и сказал:

Верблюд, а верблюд! Иди пахать землю вместе с нами.

Гррб... - ответил верблюд. Вол ушел и рассказал об этом человеку.

В конце дня человек призвал к себе лошадь, собаку и вола и сказал им:

Знаете, мне очень жаль вас. Верблюд в пустыне не желает работать, ну и шут с ним! Зато вы вместо него должны работать вдвое.

Такое решение очень рассердило троих трудолюбивых животных, и они собрались для совещания где-то на краю пустыни. Там к ним подошел верблюд, пережевывая молочай, и стал смеяться над ними. Потом он сказал "гррб..." и удалился.

Вслед за тем появился повелитель всех пустынь Джинн в целом облаке пыли (Джинны, будучи волшебниками, всегда путешествуют таким способом). Он остановился, прислушиваясь к совещанию троих.

Скажи нам, владыка пустынь, Джинн, - спросила лошадь, - справедливо ли, чтобы кто-нибудь ленился и не хотел работать?

Конечно нет, - ответил Джинн.

Так вот, - продолжала лошадь, - в глубине твоей Ревущей пустыни живет зверь с длинной шеей и длинными ногами, сам ревун. С утра понедельника он еще ничего не делал. Он совсем не хочет работать.

Фью!.. - свистнул Джинн. - Да это мой верблюд, клянусь всем золотом Аравии! А что же он говорит?

Он говорит "гррб..." - ответила собака, - и не хочет служить и носить.

А еще что он говорит?

Только "гррб..." и не хочет пахать, - ответил вол.

Ладно, - сказал Джинн, - я его проучу, подождите здесь минутку.

Джинн снова закутался в свое облако и помчался через пустыню.

Вскоре он нашел верблюда, который ничего не делал и смотрел на собственное отражение в луже воды.

Эй, дружище! - сказал Джинн. - Я слышал, будто ты не хочешь работать. Правда ли это?

Гррб... - ответил верблюд.

Джинн сел, подперев подбородок рукой, и стал придумывать великое заклинание, а верблюд все смотрел на свое отражение в луже воды.

Благодаря твоей лени трое животных с утра понедельника принуждены были работать за тебя, - сказал Джинн и продолжал обдумывать заклинание, подперев подбородок рукою.

Гррб... - ответил верблюд.

Фыркать тебе не следует, - заметил Джинн. - Ты уж слишком много фыркаешь. А вот что я тебе скажу: ступай работать.

Верблюд снова ответил "гррб...", но в это время почувствовал, что его ровная спина, которой он так гордился, вдруг стала вздуваться, вздуваться и наконец на ней образовался огромный горб.

Видишь, - сказал Джинн, - этот горб у тебя вырос потому, что ты не хотел работать. Сегодня уже среда, а ты еще ничего не делал с самого понедельника, когда началась работа. Теперь настал и твой черед.

Как же я могу работать с такой штукой на спине? - заявил верблюд.

Я это устроил нарочно, - сказал Джинн, - так как ты пропустил целых три дня. Отныне ты сможешь работать три дня без всякой пищи, и горб прокормит тебя. Ты не вправе жаловаться, будто я о тебе не позаботился. Бросай свою пустыню, иди к трем друзьям и веди себя как следует. Да поворачивайся живее!

Как верблюд ни фыркал, а пришлось ему взяться за работу вместе с остальными животными. Однако он и до сих пор еще не наверстал тех трех дней, которые пропустил с самого начала, и до сих пор еще не научился вести себя как следует.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...