Архитектурно-этнографический музей под открытым небом "Хохловка". Мои фото. Хохловка (музей) Пермь хохловка музей деревянного зодчества

Архитектурно — этнографический музей Хохловка Пермь

Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня наш рассказ об уникальном Архитектурно — этнографический музей Хохловка, который находиться в 43 км. от города Пермь недалеко от села Хохловка, на живописном берегу Камского водохранилища.

Хохловка — музей деревянного зодчества Пермского края под открытым небом, насчитывающий более 20 шедевров деревянной архитектуры региона. Музей был основан в 1969 году. Для посещений музей открыт 17 сентября 1980 года.

Так как деревянная архитектура Прикамья в каждом районе имела свои уникальные черты, музей разделен на несколько разных секторов: Коми-Пермяцкий, Северное и Южное Прикамье, а так же архитектура солепромышленных комплексов.

Первым на маршруте разместилась «Усадьба П.И. Кудымова » XVIII века привезена из деревни Яшкино, Юсьвинского района. В состав усадьбы входит главный дом и двор. Жилая часть разделена на три зоны «изба-сени-изба». Во дворе размещался хлев, конюшня, амбар, баня. В избе собраны некоторые предметны быта того времени.

Усадьба П.И. Кудымова

Усадьбы Светлакова

Церковь Преображения , 1707 г. привезена из села Янидор, Чердынского района. Уникальный памятник деревянного зодчества выполнен в виде «корабля». Церковь разделена на три части: трапезная, храм и алтарь.

Церковь Преображения

Сторожевая башня , XVII в. привезена из села Торговище, Суксунского района. Копия оригинала. Башня сгорела в 1899 году. Была восстановлена местными крестьянами.

Сторожевая башня

Колокольня , 1781 г. привезена из деревни Сыра, Суксунского района. Высота колокольни вместе с крестом около 30 метров. Единственное сооружение такого типа сохранившиеся на территории края.


Колокольня

Церковь Богородицкая , 1694 г. привезена из села Тохтарёво, Суксунского района. Жемчужина Прикамского деревянного зодчества , так же разделена на три части и поднята на высокий подклет.

Церковь Богородицкая

Изба Игошева , конец XIX в. привезена из деревни Грибаны, Уинского района.

Изба Игошева

1930-е гг. привезено из деревни Скобелевка, Пермского района.

Никольская солеварня , 1880-е гг. привезена из города Соликамска.

Никольская солеварня

Амбар для зерна , 1906 г. село Хохловка, Пермского района.

Амбар для зерна

Усадьба Баяндиных-Боталовых , конец XIX в. Копия оригинала из деревни Дмитриево, Юсьвинский район. Усадьба зажиточного коми-пермяцкого крестьянина. Двухэтажная жилая часть – особенность этой усадьбы. На первом этаже находилась теплая изба с русской печью, клеть для ранения домашней утвари, торговая лавка и синильная мастерская по окраске холстов. На втором этаже располагалась горница с «голландской» печью, кухня, клеть.

Усадьба Баяндиных-Боталовых

Так же на территории музея Хохловка можно увидеть: Михайловский соляной ларь, 1880 годы г. Соликамск; Ветряная мельница, XIX в. д. Шихари Очёрского района; Рассолоподъёмная башня, XIX в. г. Соликамск; Никольский соляной амбар, 1880 годы г. Соликамск; Охотничье становище.

Стоит отметить то, что на территории Музея Хохловка проходят различные этнические и культурные фестивали и праздники, один из самых массовых «Международный фестиваль современных этнических культур KAMWA»

В 2016 году «Международный фестиваль KAMWA » состоится 5-7 августа. Подробнее об фестивале можно почитать здесь: http://www.kamwa.ru/projects/международный-фестиваль-kamwa-2016.html

Адрес архитектурно-этнографического музея «Хохловка»:

Пермский край, Пермский район, с. Хохловка


Уважаемые, друзья! Если статья оказалась вам полезной, будем признательны за рекомендацию нашего проекта своим друзьям и знакомым. Воспользуйтесь кнопками социальных сетей которые находятся вверху статьи.
Вы можете оказать нам посильную финансовую помощь (деньги пойдут на оплату хостинга, раскрутку в сети и новый более современный дизайн).


До новых встреч на страницах нашего сайта "Усадьбы Дворцы Особняки".
Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на обновления: RSS Email или

Архитектурно-этно-графический музей деревянного зодчества «Хохловка», филиал Пермского краеведческого музея — первый на Урале музей под открытым небом.

Музей был задуман в 1966 году и начал создаваться в 1969 году, а для посетителей был открыт в сентябре 1980 года. Музейный комплекс из 23 памятников деревянного зодчества гармонично вписался на высоком мысу над Камским морем, которое омывает его с трех сторон. Здесь на площади в 35 га представлена продуманная подборка зданий и сооружений, привезённых из других мест и дающих исчерпывающую картину деревянного зодчества Прикамья, лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры.

Музейный комплекс делится на части в соответствии с основными культурно-этнографическими зонами края и тематические комплексы.

В самом центре музея под открытым небом располагается Преображенская церковь, построенная в 1702г. на севере Прикамья - в селе Янидор, что с финно-угорского переводится как «Божье место». У церкви имеется крытая галерея — «гульбище» которая сделана была для того, чтобы пришедшие на службу из дальних деревень люди не мерзли и не мокли в плохую погоду. Янидорская церковь так же уникальна «крещатой бочкой» под главкой и лемеховой кровлей.

Внутри церковь пустая, но когда входишь в нее, то представляешь «пермских богов», наверное, когда-то украшавших ее. Также в сектор «Северное Прикамье» входит вторая постройка из Чердынского района. Это русская усадьба с росписью из деревни Гадья (1880-е гг.).

Ближе к вершине холма поставлена Сторожевая башня Торговищенского острога: 8-ми башенная крепость была срублена в 1663 году и прикрывала подступы к Кунгуру, бывшему тогда центром Южного Прикамья.

В 1671 и 1708 годах Торговищенский острог выдержал башкирские набеги. В 1899 году сгорела башня той крепости, и жители сами воздвигли в 1905 году её точную копию (которая ныне в музее).

На самой вершине холма, среди елей, расположена «жемчужина» прикамского деревянного зодчества Богородицкая церковь из села Тохтарево Суксунского района - самый старый объект в музее (1694г.). Храм высокий, стоит на подклете - хозяйственном помещении и внутри очень светлый - праздничный. Много света дают два ряда окон в храмовой части.

Богородицкая церковь (1694г.)

Храм запоминается своим изяществом, лемеховая кровля церкви — совсем как на Севере и характернейшие для Урала наличники. Рядом с церковью стоит Колокольня из села Сыра Суксунского района (1781г.), островерхий шатер которой виден издалека. Звонница и шатер опоясаны «красным тесом» — на концах досок сделаны пропилы в форме перьев птицы или лучей солнца.

Усадьба В.И. Игошева из деревни Грибаны Уинского района (середина XIX в.) и Сельское пожарное депо из села Скобелевка Пермского района (первая треть ХХ в.), представляют характерные сельские постройки XIX -XX вв. Все эти сооружения относятся к сектору «Южное Прикамье».

От пожарного депо тропка ведёт вниз, и сам не замечаешь, как оказываешься в тайге. Комплекс «Охотничье становье» демонстрирует промысловые охотничьи постройки Северного Прикамья XIX века. Лесной полумрак, запах хвои, тишина - возникает ощущение, что это действительно глухой лес, а не рощица 100х100 метров. Избушка (такие стояли в тайге и ими мог пользоваться каждый), Навес для ночлега и Лабаз, то есть маленький амбар на ножке для защиты от зверей.

А выходя из тайги, оказываешься около «Солепромышленного комплекса» — ансамбля промышленных сооружений Усть-Боровского солеваренного завода - Рассолоподъемная башня, Соляной ларь, Варница и Соляной амбар - раскрывают секреты древнего промысла, существовавшего в Прикамье с начала XV в. С XVI века пермская соль, или «пермянка», становится известной. Хотя этим постройкам немногим более 100 лет, точно такие же солеварни строились и 500 лет назад. Пермскую соль добывали в колодцах и скважинах. Соляной ларь, то есть отстойник, где рассол стоял несколько дней, пока осядет песок, в Хохловку ларь был привезён целиком, без разборки, на барже по Каме. Дерево ларя изъедено солью, и одновременно просолено так, что не гниёт. От солеваренных построек исходит совершенно непередаваемый, но приятный запах солёного дерева.

Варница — основное звено солеваренного цикла. Под варницей была кирпичная топка, потреблявшая в сутки до 10 кубометров дров. На топке лежал цирен, или чрен — гигантская железная сковорода, на которую поступала рапа. Влага испарялась, соль оседала. Пар уходил вверх по деревянной трубе, а солевары выгребали соль специальными граблями. Это была кошмарная работа — температура в варницах была около 80 градусов, при 100%-й влажности.

Последнее звено — амбар. Длина соляного амбара составляет 28 м. Амбары ставили на «ряжи» — бревенчатые клети, которые предохраняли соль от намокания во время разлива реки, — и делили на отсеки — закрома, куда соль загружали сверху. Соль заносили через верх по взвозу или лестнице (у этого амбара лестница в башне). Соленос — работа не менее адская, чем солевар: для женщины нормой был 3-пудовый мешок, для мужчины 5-пудовый (то есть 45 и 65кг соответственно), и в день они носили до тысячи мешков. Отсюда и «пермяк — солёные уши» — от пота соль оседала на теле, разъедала кожу, и спина, затылок, а также уши покрывались незаживающей коростой.

Сектор «Северо-западное Прикамье». Усадьба П.И. Кудымова (середина XIX в.) из Юсьвинского района, Усадьба Светлакова (1910-1920 гг.) из Кочевского района, Усадьба Баяндиных-Боталовых (конец XIX в.) из Юсьвинского района Коми-Пермяцкого округа - представляют традиционную архитектуру коми-пермяков - коренного населения Пермского края. Это дом-двор по типу поморских, но часть построек, всё же, стоит отдельно. Строить избы коми-пермяки учились у русских. Интерьеры комнат почти такие же, только печь другой формы. Но больше всего поражают двери, размером больше похожие на люки. А чуть в стороне — здание, которое снаружи можно принять за подсобку, но внутри весьма интересное — это совмещённые гумно и овин с экспозицией инвентаря коми-пермяцких крестьян.

В «Сельскохозяйственный комплекс» входит Ветряная мельница (середина XIX в.) из деревни Шихири Очерского района, Амбар для хранения зерна (начало ХХ в.) из села Хохловка и Гумно с овином (1920-е гг.) из села Ошиб Кудымкарского района.

«Хохловка» дает возможность посетителям не только узнать новое о древней архитектуре, но и насладиться общением с природой, отдохнуть от городской суеты. Главный секрет — в гармонии зодчества и природы: с верхушки холма открывается вид на редкой красоты пейзаж — просторы речной глади, лесистые холмы, скалы вдоль залива; еловый лес чередуется с березовыми рощицами, заросли можжевельника соседствуют с рябиной, черемухой, калиной. А зимой можно отдохнуть от городской суеты, насладившись красивейшим пейзажем, увидить ледяные просторы Камы, заснеженные крыши церквей, зимнее солнце в густой невесомой дымке на белых просторах…

Архитектурно-этнографических музеев, или музеев деревянного зодчества, в России как минимум два десятка. В последнее время ими обзавелись почти все крупные регионы лесной полосы. Не стал исключением и Пермский край, где еще в 1969 году был учреждён, а в 1981 открыт АЭМ в деревне Хохловка (ударение на первый слог - ХОхловка, а не более привычное ХохлОвка), в 40км севернее Перми по правому (западному) берегу Камы.
На мой взгляд, при весьма скромном размере (23 постройки), Хохловка - один из лучших скансенов России. Во-первых, здесь чрезвычайно интересная подборка объектов, дающих исчерпывающую картину деревянного зодчества Урала; во-вторых, Хохловка чрезвычайно живописно расположена.

В общем, объём поста не случаен - ужать до адекватных размеров я его просто не смог.

В Хохловку от пермского автовокзала 4 раза в день ходят автобусы, интервал около 4-5 часов - этого с избытком хватит для осмотра музея. В пути автобус примерно полтора часа, причём не менее половины времени петляет по Перми, проезжая мимо Камской ГЭС.
И на самом деле первый экспонат Хохловки - её пейзаж. Холмы Предуралья и бескрайнее пространства Камского водохранилища:

Или, как называют его пермяки, Камского моря:

Хохловка чрезвычайно живописно поставлена на узком мысу между двух речек, превратившихся в заливы:

Хорошо видные самые крупные постройки: деревянные церкви, колокольня и башня острога. Другие постройки скрыты лесом. А по краям мыса - три осветительные мачты, вероятно для различных фестивалей, которые периодически тут бывают.

Вход в музей оформлен весьма креативно. Билет стоит 100р., фотосъёмка свободная (на фото запасной вход, главный чуть ниже):

Туристический автобус у входа в музей не случаен - место это довольно известное, особенно среди уральцев. Туристов в Хохловке много - это и школьники, и путешественники (в основном из других мест Урала), и даже иностранцы, а также дачники - по фотографиям видно, что окрестные холмы облеплены полуэлитными дачами. При этом, инфраструктура в Хохловке исчерпывается грязной автобусной остановкой (где я чуть не вляпался в коровью лепёшку) и сельпо. В общем, нытики, ау!
Меня же отсутствие ресторана этнической кухни и лесного отеля не смущает, так что начнём осмотр музея.

Хохловка делится на три сектора: коми-пермяцкий (три избы и гумно), северного Прикамья (церковь, изба и амбар), южного Прикамья (около половины музея), а также два тематических комплекса - охотничье становье и сользавод. У входа расположен Коми-Пермяцкий сектор:

Три крестьянских усадьбы 19 века представляют собой довольно странный синтез северной и уральской избы. Это как бы дом-двор по типу поморских, но часть построек всё же отдельно.

Строить избы коми-пермяки явно учились у русских, хотя облик изб весьма архаичен. Интерьеры комнат почти такие же, только печь другой формы:

Но больше всего меня поразили двери, размером больше похожие на люки:

В первой избе (из села Яшкино) воссозданы интерьер и выставлены предметы народных промыслов, во второй - экспозиция природы. Избы очень похожи, во второй усадьбе я покажу только баню, топившуюся по-чёрному:

В сторонке - третья изба богатого коми-пермяцкого крестьянина, оказавшаяся закрытой:

А чуть в стороне - здание, которое снаружи можно принять за подсобку, но внутри весьма интересное - это совмещённые гумно и овин с экспозицией инвентаря коми-пермяцких крестьян:

Об истории коми-пермяков я расскажу в постах про Чердынь - на самом деле это древний народ, имевший в Средние века собственное государство, вассальное Руси - Великопермское княжество (его столица, называвшаяся также Чердынь, отождествляется с нынешним селом Пянтег). Коми и коми-пермяки - очень близкие народы, с той лишь разницей, что коми были крещены мирным путём в конце 14в., а коми-пермяки - военным путём в 15-16 веках. В итоге коми в России около 330 тысяч, а коми-пермяков - около 150 тысяч. Еще недавно существовал Коми-Пермяцкий автономный округ в центром в Кудымкаре, ныне слитый с Пермской областью (которая после этого и стала Пермским краем).

Между гумном и богатой избой стоит еще одна изба из деревни Гадья. Это уже русская усадьба, часть сектора Северного Прикамья:

А чуть выше - пожалуй, самый ценный памятник этого музея, Преображенская церковь из села Янидор (Чердынский район), срубленная в 1707 году:

По ней хорошо видна разница между деревянными храмами Урала и Севера - уральские церкви более массивные, и выглядят более прочными. В то же время, на Севере и в Средней России очень редко строили клетские храмы такого размера. Шатровых храмов на Урале не было уже к началу ХХ века, а Янидорская церковь уникальна еще и "крещатой бочкой" под главкой. Такая деталь характерна для Пинеги и Мезени, где сохранилась на трёх храмах. Между Мезенью и Камой - республика Коми, но там не сохранилось церквей старше 19 века. И в общем, можно предположить, что в прошлом эта форма была распространена между Мезенью и Уралом.

Внутри пусто:

Неподалёку - классика жанра: мельница и амбар, правда Северное это Прикамье или Южное, уже не помню:

Выше Янидорской церкви - башня Торговищенского острога:

8-башенная крепость была срублена в 1663 году и прикрывала подступы к Кунгуру, бывшему тогда центром Южного Прикамья. В 1671 и 1708 годах Торговищенский острог выдержал башкирские набеги, а с утратой оборонных функций из крепости постепенно превратился в церковный ансамбль:

По сути, это было нечто уникальное - уральский погост-тройник! Ведь такое явление считалось характерным для Русского Севера. Помимо острожной башни в ансамбль входили церковь Иоанна Предтечи (1740), колокольня (1750) и церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1701) с уникальным завершением:

В общем, это был лучший на Урале ансамбль деревянных храмов. В 1899 году сгорела башня, и жители сами воздвигли в 1905 году её точную копию (которая ныне в музее). В 1908 году сгорел храм Иоанна Предтечи, и его решили отстраивать в камне. Однако случилась Революция, погост был покинут и обветшал. Церковь Зосимы и Савватия развалилась, колокольня лишилась верхушки, а башню успели вывезти. В общем, одна из тяжелейших утрат деревянного зодчества.

Поднимаемся выше. Панорама залива:

И уже знакомая нам часть музея:

На высшей точке Хохловки - колокольня из села Сыра (1780) и Богородицкая церковь из села Тохтарёво (1694, самый старый объект в музее):

Колокольня - в общем, почти типовой проект, почти такие же встречаются и 16, и 19 веках от Карелии до Сибири. А церковь - почти точная копия Янидорской. Но Янидор - на севере края, а Тохтарёво - на юге, то есть прообразами друг друга эти храмы быть не могли. Просто наиболее характерная для Урала форма.

Внутри церкви - также пустой зал и фотографии других уральских деревянных церквей (в том же Пянтеге), а также пары храмов Севера для сравнения.
А лемеховая кровля обеих церквей - совсем как на Севере:

Вид от церкви на Камское водохранилище - пейзаж почти морской:

Еще одна изба из села Грибаны (Южное Прикамье):

С характернейшими для Урала наличниками - почти такие же я видел в эту поездку десятки, а то и сотни:

У крыльца - качели, на которых я, в уединении, от души покачался. В десяти метрах от избы - пожарное депо 1930-х годов из соседнего села Скобелевка:

Внутри - экспозиция пожарной техники 19в., но кадр у меня получился плохо.
От пожарного депо тропка ведёт вниз, и сам не замечаешь, как оказываешься в тайге:

Это охотничье становье, и сделано оно исключительно сильно. Лесной полумрак, запах хвои, тишина, и наверное просто контраст с солнечной и светлой территорией остального музея - несмотря на деревянный мостик и фигуры, возникает ощущение, что это действительно глухой лес, а не рощица 100х100 метров. Всего в охотничьем становище 4 постройки:

Избушка (такие стояли в тайге и ими мог пользоваться каждый):

Навес для ночлега:

И лабаз, то есть маленький амбар на ножке для защиты от зверей.

Четвёртая постройка - лабаз на двух ножках, но обнаружить его ни мне, ни другим посетителем, с которыми я встретился на этой поляне, не удалось. Зато мне понравилась вот эта штуковина - больше всего похоже на Шурале (татарский аналог Лешего):

А выходя из тайги, оказываешься около солепромышленного комплекса. Да-да - это индустриальный пейзаж!

Дело в том, что солепромышленные технологии на Урале не менялись веками - и первые купцы в 15-м веке, и Строгановы в 17-м, и последние купцы в 19-м получали соль одинаково. Хотя этим постройкам немногим более 100 лет, точно такие же солеварни строились и 500 лет назад. Один из сользаводов чудом уцелел до наших дней - Усть-Боровский завод на окраине Соликамска, с 1972 года ставший музеем (к слову, первый завод-музей на Урале, а значит и в России). Эти постройки вывезены именно оттуда, но и сам ансамбль завода стоит на своём месте (и о нём будет отдельный пост, когда дойдём до Соликамска).

В Хохловке - не ансамбль, а по одной постройке производственного цикла. Первая - рассолоподъёмная башня:

Пермскую соль добывались в колодцах и скважинах, и технология выкачивания рассола не отличалась от выкачивания нефти. Деревянная труба - ствол скважины:

Другая деревянная труба, потоньше - это внутризаводской трубопровод, по которому рассол передавался между сооружениями:

Второй объект - соляной ларь, то есть отстойник, где рассол стоял несколько дней, пока осядет песок::

В Хохловку ларь был привезён целиком, без разборки, на барже по Каме. Если не ошибаюсь, раньше в Хохловке была два ларя, но один вернули в Соликамск взамен сгоревшего там. Дерево ларя изъедено солью, и одновременно просолено так, что не гниёт. От солеваренных построек исходит совершенно непередаваемый, но приятный запах солёного дерева.

Варница - основное звено солеваренного цикла. Поставлена она почему-то между башней и ларём, но на самом деле туда поступал очищенный рассол:

Под варницей была кирпичная топка, потреблявшая в сутки до 10 кубометров дров:

На топке лежал цирен, или чрен - гигантская железная сковорода, на которую поступала рапа. Влага испарялась, соль оседала. Пар уходил вверх по деревянной трубе, а солевары выгребали соль специальными граблями:

Это была кошмарная работа - температура в варницах была около 80 градусов, при 100%-й влажности..

Последнее звено - амбар. Ранее два амбара были и в Соликамске, но в 2003 году они сгорели. В Хохловке же амбар аутентичен.

Соляные амбары были гигантского размера - 50х25х15 метров. Соль заносили через верх по взвозу или лестнице (у этого амбара лестница в башне). Соленос - работа не менее адская, чем солевар: для женщины нормой был 3-пудовый мешок, для мужчины 5-пудовый (то есть 45 и 65кг соответственно), и в день они носили до тысячи мешков.

Отсюда и "пермяк - солёные уши" - от пота соль оседала на теле, разъедала кожу, и спина, затылок, а также уши покрывались незаживающей коростой. В общем, это сейчас шутка, а раньше было примерно то же, что "негр на плантации".

Подробнее о пермских солеварнях я расскажу в постах про Соликамск:

Около солеварен - набережная, лавочки из трёх полубрёвен, изгородь и таблички "Купаться запрещено!". За заливом - скалы:

Кстати, еще одна "достопримечательность" Хохловки - таблички "По траве не ходить! Клещи!". Энцефалитный клещ - действительно, самое опасное животное на Урале, здесь люди регулярно умирают от энцефалита. Но в Хохловке скорее таким способом охраняют луга.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010

В 45 км от г. Перми, возле села Хохловка, на живописном высоком мысу, с трех сторон

Омываемом водами Камского водохранилища, расположен причудливый деревянный городок – это

Пермский архитектурно-этнографический музей-заповедник под открытым небом. Здесь, на площади

В 42 гектара, перед посетителями предстают 19 памятников деревянной архитектуры Пермской

Области конца XVII - начала XX вв. Во многих из них размещаются интерьеры и выставки,

Создаваемые научными сотрудниками музея.
Идея создания архитектурного музея под открытым небом была предложена ещё в 1966 году

Известным пермским архитектором А.С. Терехиным. В 1968 г. главный архитектор области Н.Н.

Кукин предложил разместить музей деревянного зодчества около с. Хохловка. Для окончательного

Решения из Москвы выезжала комиссия во главе с архитектором В.В. Маковецким. В результате

Пермский облисполком в апреле 1969 года принял постановление о создании около Хохловки музея

Деревянного зодчества, строительство которого поручили Пермским специализированным

Научно-реставрационным мастерским. Все работы по созданию музея финансировали Всероссийское

Общество охраны памятников истории и культуры, затратившее в 70-80-е гг. свыше 2 млн. руб.,

И областное управление культуры. В марте 1971 года Министерство культуры РСФСР утвердило

Эскизный проект музея разработанный архитекторами Г.Л. Кацко, Г.Д. Канторовичем и А.С.

Терехиным. По этому проекту, Пермскими реставраторами перевезены и восстановлены на

Территории музея 12 памятников архитектуры.
В начале 80-х годов был рассмотрен эскизный вариант генерального плана выполненный

Архитекторами Пермгражданпроекта Н.Д. Зелениной и Ф.Н. Нигматуллиной.

В 1981 году для детализации генерального плана музея "Хохловка" были привлечены специалисты

Московского проектного института. Они предложили выделить в составе музея три территориально

Этнографические зоны - Коми - Пермяцкий сектор, Северное и Южное Прикамье, и два

Комплекса: солепромышленный -сооружения Усть-Боровского завода из г. Соликамска

(технологическая ячейка) и сельскохозяйственный с амбарами, овином, гумном, мельницами,

Полями. В основу экспозиции каждого из секторов было положено характерное для того или иного

Народа, края типологическое поселение, а также объекты, связанные с традиционными занятиями

Народов: земледелием, охотой, рыболовством, различными промыслами по обработке дерева,

Камня, металла, глины, кож и т.д. Проведенные исследования позволили архитекторам

Разработать несколько вариантов размещения будущих секторов и комплексов на территории музея

"Хохловка", которые были рассмотрены на научно-реставрационном совете объединения

"Росреставрация" в Москве.

Почти у самой Камы, в наиболее живописном природном уголке музея, размещен уникальный

Архитектурный ансамбль промышленных сооружений, связанных с древним промыслом нашего края -

Солеварением.

История солеварения в Прикамье насчитывает свыше пяти веков. Первый промысел был основан еще

В начале XV века, а с XVI века пермская соль, или "пермянка", становится известной во многих

Районах Русского государства. Основными районами солеварения в Прикамье были Соликамск,

Пыскор, Дедюхин, Ленва, Усолье. Все постройки соляного комплекса вывезены из города

Соликамска с Усть-Боровского солеваренного завода, основанного в 1882 году промышленником

А.В. Рязанцевым - интересно, что "рязанцевские солеварни" закрылись недавно, в январе 1972

Здесь сосредоточен весь технологический процесс получения соли: от выкачивания рассола из

Скважины до погрузки. Рассол выкачивали из-под земли. Для этого сооружали скважину, бурение

Которой продолжалось от 3 до 5 лет. В землю загоняли трубу-матицу из соснового бревна

Диаметром "с край на край аршин без двух вершков" - 62 сантиметра! По ней бадьями поднимали

Рассол. С XVII в. стали применять насосы - над скважиной появился сруб рассолоподъемной

Башни, прототипом которой, как полагают некоторые исследователи, послужила башня крепостная.

Комплекс вывезен на барже из Усть-Боровского солеваренного завода Соликамска, где еще в XV

Веке варили знаменитую во всем мире соль-пермянку. Авторы проекта реставрации архитекторы

Г.Д. Канторович, Г.Л. Кацко, Т.К. Муксимов. Соляной комплекс включает несколько построек:

12-метровую рассолоподъемную башню, соляной ларь-отстойник, в который по деревянным трубам

Самотеком переливался рассол. Ларь весом более 100 т, по предложению пермских реставраторов,

Перевезен в музей без разборки. Из ларя рассол поступал в варницу, внутри которой

Расположена печь, а над ней на цепях укреплялся цирен - чугунная сковорода, где и

Выпаривался рассол. Длина соляного амбара составляет 28 м. Амбары ставили на "ряжи" -

Бревенчатые клети, которые предохраняли соль от намокания во время разлива реки, - и делили

На отсеки - закрома, куда соль загружали сверху.

В 1984 году состоялось обсуждение и утверждение проекта генерального плана развития

Архитектурно-этнографического музея плана детальной планировки Коми-Пермяцкого сектора, -

Разработанных группой архитекторов-реставраторов института "Спецпроектреставрация" под

Руководством Е.Ю. Барановского. Согласно проекту, Коми-Пермяцкий сектор размещается у

Входной зоны на месте нынешней д. Гора. В него входят 5-6 крестьянских усадеб, в том числе

Усадьба зажиточного крестьянина и изба бедняка, зимовье охотника и другие объекты.

Выше размещается сектор "Северное Прикамье" с уникальными деревянными постройками,

Замечательными образцами жилой архитектуры. В основу планировочной структуры русского

Поселения принята застройка с. Янидор Чердынского района. Здесь предусмотрен показ

Транспортных средств - лодок, барж, телег, саней, волокуш, которые широко применялись в

Хозяйстве северных народов.

Ядро сектора "Южное Прикамье" составляют колокольня, привезенная из с. Сыра, островерхий

Шатер которой виден издалека, и Богородицкая церковь из с. Тохтарево (рублена в 1694 году),

Покоряющая своей красотой и изяществом. Оба памятника вывезены из Суксунского района и

Установлены на самой высокой точке полуострова. Вокруг них разместятся усадьбы,

Хозяйственные сооружения. В этой части музея будут широко представлены крестьянские ремесла

И промыслы, найдут отражение культура и быт не только русского, но и татарского и других

Народов.

Источник фото и текста.

Хохловка – это удивительный архитектурно-этнографический музей недалеко от Перми. Хохловка – одна из главных достопримечательностей Пермского края, привлекающая множество туристов.

Архитектурно-этнографический музей был основан в 1969 году. Однако его открыли для посетителей лишь 17 сентября 1980 года. Он находится в одноименной деревне.

Экспонаты архитектурно-этнографического музея под открытым небом стоят на живописном холме на полуострове Варнач.

В состав музея Хохловка входит более двух десятков уникальных экспонатов – памятников деревянного зодчества под открытым небом. Они датируются концом XVII – первой половиной ХХ века. Все строения были привезены сюда с разных точек Пермского края. В некоторые здания можно зайти и познакомиться с интерьерами и экспозициями.

Площадь музея разделена на несколько секторов: Северо-Западное (Коми-Пермяцкий округ), Северное и Южное Прикамье. Такое разделение не случайно – для каждого из этих условных районов Прикамья характерна своя архитектура.

Очень интересны достопримечательности Хохловки, связанные с солепромышленностью. Здесь можно познакомиться с технологией добычи соли. Большим интересом среди туристов пользуются церкви, построенные в традициях русского деревянного зодчества, и ветряная мельница.

Несколько раз в год в Хохловке проходят фольклорные праздники и гулянья. Наиболее популярны Масленица, Троица, Яблочный Спас. Также в Хохловке проходит популярный пермский фестиваль «КАМВА». На некоторые праздники в Хохловку приезжает более пяти тысяч человек.

Рекомендуем поездку в Хохловку как отличный маршрут выходного дня. Также рекомендуем посмотреть достопримечательности города Перми, знаменитую пермскую деревянную скульптуру, музей истории Мотовилихинских заводов, Камскую ГЭС и мыс Стрелка.

Как доехать до Хохловки?

На автомобиле из Перми по мосту через Каму — м.р. Гайва — Ильинское шоссе по указателям на Хохловку. Расстояние от Перми до музея — 45 км. На пригородном автобусе № 340 «Пермь-Хохловка». Автобус ходит с автовокзала Перми 3-4 раза в день.



Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» на карте:

Интересно? Расскажи друзьям!

Нам нужна ваша помощь!

Проект «Наш Урал» долгое время существовал на деньги от продажи наших книг. К сожалению, бумажные книги пользуются с каждым годом все меньшим успехом. Если вам хочется, чтобы в регионе был такой портал, как «Наш Урал» , поддержите нас финансово. Любая помощь от вас будет ценной, а из капелек дождя сначала образуются ручейки, а потом мощные реки, которые впадают в моря. Спасибо Вам!

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...