Биография А. Погорельского. Нравственные уроки жизни. Анализ сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители. Презентация по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители" А погорельский черная курица тема

Сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» Антонио Погорельский написал в 1829 году. Известно, что она была создано для племянника писателя – Алексея Константиновича Толстого, будущего известного русского мастера слова. Все началось из того, что маленький Алеша рассказал дяде, как с удовольствием играл с курицей во дворе пансиона. Этот незатейливый случай превратился в волшебную сказку, которая пользуется популярностью уже более 100 лет.

А. Погорельский дал произведению подзаголовок «Волшебная повесть для детей». На самом деле, под повестью в литературоведении подразумевается произведение среднее по объему с несколькими сюжетными линиями. Анализируемое произведение по объему больше похоже на рассказ, да и сюжетная линия в ней одна – жизнь и приключения Алеши. Можно сделать вывод, что слово «повесть» здесь употребляется как синоним к слову «рассказ». Жанр произведения – сказка. В ней есть как реальные, так и фантастические события и персонажи, события призваны «поучать» читателя.

В сказке А. Погорельского нетрудно рассмотреть двоемирие – признак, характерный для романтизма. Перед читателем разворачиваются события в пансионате (реальный мир) и в подземном царстве (фантастический). Во время войны А. Погорельский служил с Гофманом, отсюда и веяние романтизма в его творчестве.

Тема анализируемого произведения – приключения мальчика в пансионате и подземелье. Автор хочет показать, как важно сдерживать слово, которое дал, утверждает, что вкусны лишь те плоды, которые достал сам. Также А. Погорельский доказывает, что нельзя считать себя лучше других, так как судьба непредсказуема.

В начале сказки «Чёрная курица, или Подземные жители» автор переносит читателя в Санкт-Петербург. Описание города и пансионата, в котором происходят события, занимают несколько абзацев. Это позволяет полностью погрузиться в атмосферу происходящего. Постепенно он знакомит с героями сказки. В центре сюжета – Алеша, главной можно назвать и – курицу-министра. Второстепенную роль играют учитель, кухарка, бабушки-голландки. Есть в сказке и сборные образы – жители подземелья и ученики пансиона.

Сюжет произведения развивается в двух мирах, но все его элементы расположены в логической цепочке. Экспозиция – знакомство с Алешей и пансионерами. Завязка – Алеша начинает «дружить» с Чернушкой и спасает птицу. Развитие событий – путешествия с министром в подземелье, учеба с конопляным зернышком. Кульминационные точки – потеря конопляного зернышка и наказание Алеши, разговор с министром после «предательства». Развязка – Алеша исправляется, а все, что произошло, кажется ему смутным сном.

Используя прием «двоемирия» А. Погорельский поднимает в сказке множество проблем. Он рассказывает о доброте, когда Алеша спасает Чернушку. Писатель с иронией говорит о важности признания вышестоящими для людей (прием директора в пансионе), с такой же иронией отзывается и о богатстве (драгоценности в подземном царстве).

Сказка А. Погорельского – образец оригинальной подачи вечных проблем, поэтому ее стоит прочитать не только детям, но и взрослым.

Погорельский Антоний, сказка "Черная курица или Подземные жители"

Главные герои сказки "Черная курица" и их характеристики

  1. Алеша, мальчик 10 лет, добрый и жалостливый, веселый товарищ. но получив волшебное семечко, он становится гордым, надменным. проказливым. Алеша предает доверие подземных жителей и мучается стыдом. Он снова исправляется.
  2. Чернушка, одновременно курица и министр. Добрый, ласковый, справедливый, благодарный. При этом мудрый и внимательный политик. Наказан за проступок Алеши.
  3. Учитель, считал, что Алеша его обманывает и высек мальчика розгами. Впрочем тогда это было нормой воспитания.
План пересказа сказки "Черная курица"
  1. Старый пансион в Петербурге
  2. Мальчик Алеша и его Чернушка
  3. Спасение Чернушки, золотой империал
  4. Директор не рыцарь
  5. Первый визит Чернушки
  6. Неосторожность Алеши и черные рыцари
  7. Второй визит Чернушки
  8. Подземный мир
  9. Король
  10. Конопляное семечко
  11. Сад и зверинец
  12. Охота на крыс
  13. Характер Алеши меняется
  14. Потеря семечка
  15. Возвращение семечка и порицание Чернушки
  16. Предательство и порка
  17. Прощание с Чернушкой
  18. Болезнь и исправление.
Кратчайшее содержание сказки "Черная курица" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Алеша спасает курицу Чернушку от кухарки, и та в благодарность зовет его за собой
  2. В первый раз рыцари не дают им пройти, но на вторую ночь Алеша оказывается в подземном мире
  3. Король благодарит Алешу за спасение министра и дарит конопляное семечко
  4. Алеша видит чудеса подземного мира и участвует в охоте на крыс
  5. Алеша становится непослушным, гордым и его перестают любить товарищи, а учитель угрожает поркой.
  6. Алеша рассказывает о подземных жителях и те вынуждены уйти в далекие края, Алеша болеет, выздоравливает и исправляется.
Главная мысль сказки "Черная курица"
Ценность представляет только то, что добыто своим трудом, а доставшееся даром только развращает человека

Чему учит сказка "Черная курица"
В этой сказке скрыто много уроков. Прежде всего о том, что надо быть честным, добрым, прилежным, чтобы тебя любили товарищи. Надо уметь держать слово и не подводить тех, кто тебе доверился. Надо уметь терпеть боль, но не становится предателем. Нельзя быть злым, гордым, заносчивым, нельзя хвастать своим превосходством.

Отзыв на сказку "Черная курица"
Это очень красивая и поучительная история про мальчика Алешу, который был добрым и милым, но стал злым и гордым, получив волшебную возможность не учить уроков. Мальчик загадал неправильное желание, и его исполнение принесло вред и самому Алеше, и подземным жителям. Но тем не менее, я сочувствовала Алеше и искренне радовалась, когда он исправился. Конечно жаль, что Чернушка и его товарищи покинули Петербург, но я верю, что они нашли не менее хорошее место в другом городе.

Пословицы к сказке "Черная курица"
Давши слово держись, а не давши крепись.
От слова спасение, от слова и гибель.
Долг платежом красен.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Черная курица"
Был в Петербурге старый пансион в котором училось 30-40 мальчишек и в том числе десятилетний Алеша. Алешу привезли в пансион родители издалека и заплатили за несколько лет вперед.
Алешу любили в пансионе, он был милым и послушным мальчиком. Только по субботам он сильно скучал, когда его товарищей разбирали родители.
Алеша любил стоять у забора и смотреть через дырочки на улицу, ожидая волшебницы. Также мальчик любил кормить курочек и особенно среди них любил Чернушку.
Однажды на новогодних каникулах Алеша увидел, как кухарка поймала Чернушку, и в слезах бросился к ней, умоляя оставить Чернушку. Чернушка вырвалась из рук кухарки и Алеша отдал ей империал, чтобы та ничего не рассказала учителю.
В это время приезжает директор и Алеша думает увидеть рыцаря, но видит лысого старичка.
Весь день Алеша играет с Чернушкой, а потом отправляется спать. Вдруг мальчик услышал как кто-то позвал его по имени, и из-под простыни вышла Чернушка.
Чернушка обратилась к Алеше человеческим голосом и позвала мальчика за собой. Чернушка говорила Алеше ничего не трогать, но он хотел взять за лапку кошку. Та мяукнула, разбудила попугая, попугай громко закричал. Чернушка сказала, что наверно это разбудило рыцарей.
Они спустились в большую залу и два рыцаря напали на Чернушку. Алеша испугался и пришел в себя в своей постели.
На следующий вечер Чернушка вновь пришла к Алеше. Алеша по пути ничего не трогал и Чернушка привела его в невысокую залу. Из боковой двери вышли маленькие человечки, следом рыцари и наконец король.
Король поблагодарил Алешу за спасение министра и мальчик с удивлением узнает в министре Чернушку.
Король просит Алешу загадать желание и мальчик желает, чтобы он знал все уроки, которые были заданы.
Король дал Алеше конопляное семечко, но предупредил, чтобы он молчал обо всем увиденном.
После того, как король ушел, министр стал показывать Алеше подземный мир. Повсюду были драгоценные камни. Они осмотрели сад с деревьями из мха и зверинец с крысами и кротами.
Потом они отправились на охоту. Алеша сел на палочку с лошадиной головой и все поскакали по переходам. Охотники загнали нескольких крыс.
После охоты мальчик спросил о том, кто такие подземные жители. Чернушка рассказал, что раньше они выходили наверх, но давно уже прячутся от людей. И если люди про них узнают, им придется отправится в далекие края.
Алеша очнулся в своей постели.
После этого он стал легко отвечать все уроки, пользуясь помощью конопляного семечка. Алеша постепенно стал привыкать к похвалам, стал гордым и непослушным. Алеша стал много шалить. Однажды учитель задал ему выучить 20 страниц, Алеша раскрыл рот, но не сказал ни слова. Алеша потерял семечко и долго с отчаянием искал его, взывая к помощи Чернушки.
Алешу оставили на хлебе и воде, ведь он не мог выучить текст. Ночью к нему пришла Чернушка, отдала ему семечко и сказала, что не узнает мальчика.
Алеша смело пошел на урок и ответил все 20 страниц. Учитель удивился и потребовал рассказать, как Алеша успел все выучить.Кто-то из учеников сказал, что Алеша не брал в руки книгу. Учитель решил, что Алеша его обманывает и наказал его. Принесли розги и вне себя от страха Алеша стал говорить про подземных жителей. Учитель решил, что мальчик обманывает и рассвирепел. Алешу высекли.
У Алеши больше не было семечка. Вечером пришел Чернушка, укорил мальчика, простил его и сказал, что должен вместе с народом отправится в далекие земли. Руки Чернушки были скованы цепью.
Утром Алешу нашли в сильной горячке. Когда мальчик выздоровел он снова стал тихим и добрым, послушным и прилежным. Его вновь полюбили товарищи.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Черная курица"

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

Антоний Погорельский (1787 – 1836 гг.) был выдающимся писателем своего времени. Он родился в Москве. Антоний Погорельский – это вообще его не настоящее имя, это всего лишь псевдоним. Настоящее же его имя – Алексей Перовский. В 1808 году Антоний Погорельский поступает на службу в Сенат, но с началом Отечественной войны 1812 года бросает все свои государевы дела и отправляется на войну против Императора Наполеона. В 1816 году Погорельский переезжает в Петербург, где становится участником ещё одного литературного движения – арзамасцев. В 1829 году Антоний Погорельский напишет свою знаменитую сказку "Чёрная курица, или Подземные жители", которая принесла ему определённую славу. Оставаясь молодым, он подхватил туберкулез и уже в 1836 скоропостижно скончался.

Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Жанр: волшебная повесть для детей.

Идея: не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их.

Главные герои:

Алеша до получения конопляного семечка – умный, милый, старательный, прилежный, любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик, мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый, отзывчивый. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.

Чернушка – ласковая, благодарная, добрая.

Второстепенные герои: учительница, король.

Воспитательное значение :

Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его...Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Надо быть строгим к себе. Добиваться всего самому.

Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Слушать внутренний голос совести.

Быть требовательным к себе, не ленится. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.

Особенности стиля.

Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик y читателей - сверстников героя.

Писатель, изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию подлинной жизни. Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц - Первой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками. Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя, и многие другие под6цостей быта Петербурга XVIII века.

Бытовые сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора. «Черная Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, устаревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая неторопливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чернушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденному диалогу.

Антоний Погорельский Чёрная курица, или Подземные жители Пилипенко Яна, 5 «А» класс

Антоний Погорельский (1787-1836) Настоящее имя писателя – Алексей Алексеевич Перовский. Он был хорошо образован, закончил Московский университет, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Погорельский писал стихи, статьи о литературе, прозу. Наибольшую известность получила его сказка «Чёрная курица, или Подземные жители».

Алёша - главный герой сказки Эту сказку писатель сочинил для своего племянника Алёши, именем которого назван главный герой. Алёша – воспитанник частного пансиона для мальчиков. Он был добрый, отзывчивый и умный мальчик. Все его любили и ласкали. Однажды с Алёшей произошла волшебная история.

Дружба с Чернушкой Скучно было Алёше в пансионе по выходным, когда его друзья уходили домой. От скуки он кормил курочек. С одной из них, Чернушкой, мальчик очень подружился. Однажды Алеша спас Чернушку от ножа повара. А ночью Чернушка пришла в спальню мальчика и рассказала, что она не простая курица, а министр Подземного царства. Чернушка пригласила Алёшу в волшебную страну.

В подземном царстве В Подземном царстве Алёша познакомился с королем и другими жителями волшебной страны. В благодарность за спасение Чернушки король подарил мальчику конопляное зёрнышко, которое помогало ему знать все уроки, не учивши их. Жители Подземного царства показали Алеше свою страну, угощали его сладостями, катали на лошадях, пригласили на охоту.

Волшебное зёрнышко Алёша вернулся в пансион. Теперь он стал лучшим учеником, ведь у него было волшебное зёрнышко. Сначала он стыдился своих успехов, но потом начал важничать перед друзьями. Из милого и доброго мальчика он превратился в гордого и непослушного.

Обман открылся! Алёша совсем перестал учить уроки. Но однажды произошло ужасное – он потерял зернышко и не мог ответить урок. Учитель наказал мальчика и запер в комнате. Чернушка помогла ему и дала новое зернышко. Алёша отлично ответил урок, но учитель не поверил, что мальчик так быстро выучил 20 страниц.

Алёша болен Товарищи Алеши рассказали, что он не учил уроки, и учитель велел подать розги. Алёша испугался и рассказал всем про Подземное царство и его жителях. С горя и стыда Алёша заболел.

Прощание с Чернушкой Вечером в спальню мальчика пришла Чернушка и сказала, что теперь все жители Подземного царства должны переселиться. Алёша заметил, что на руках у министра-Чернушки цепи. Это расплата за то, что Алёша открыл тайну Подземного царства.

Выздоровление Алёши На прощание Чернушка попросила Алёшу исправиться и снова стать добрым и трудолюбивым мальчиком. Алёша болел очень долго. Через шесть недель он выздоровел, и всё, что произошло с ним, казалось тяжёлым сном. Алёша снова стал добрым, послушным и скромным мальчиком. Товарищи снова полюбили его и брали с него пример.

Конспект урока по сказке Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

Цели урока:

Развивать навыки беглого выразительного чтения,

Развивать умения грамотно отвечать на вопросы,

Развивать умение анализировать и обобщать материал,

Учить определять главную мысль произведения,

Воспитывать у учащихся умение делать выводы для себя, наблюдая за поступками литературных героев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент
  1. Постановка цели:

Ребята, у нас сегодня необычный урок, мы отправимся в сказку

Антония Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»,

Мы встретимся с мальчиком Алёшей и обсудим, какая с ним произошла загадочная история.

  1. Работа с текстом

Итак, я хочу пригласить вас в сказку.

(открываем титульный лист)

Петербург. 1829 год. Мы оказались на Васильевском острове, в первой линии, перед нами двухэтажное здание.

Читаем начало, сохраняя сказочный, старинный стиль: «Лет сорок тому назад, в Санкт-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона….»

Объясним:

Санкт-Петербург.

Васильевский остров.

Линия.

Пансион.

Санкт-Петербург . Петр I, одержав победу над шведами в 1702, решил заложить в дельте Невы новую крепость. День, когда приступили к сооружению бастионов новой крепости, - 13 (27) мая 1703 года - принято считать днем основания Петербурга, хотя первые значительные сооружения появились только спустя три-четыре года. Поэтому по решению правительства России основание Санкт-Петербурга отмечается в 2003 году.

Васильевский остров , самый большой остров (1050 га) в дельте Невы, исторический район Санкт-Петербурга.

Линия - название каждой стороны улицы на Васильевском острове.

Пансион (франц. pension, от лат. pensio - платеж). В Российской империи и некоторых зарубежных странах закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.)

Так что это за здание на экране? (пансионат)

Ребята давайте найдем в нашем «путеводителе» по сказке – это в тексте описание пансионата,

«Дом, которого вы теперь - как уже вам сказывал - не найдете, был о двух

этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу. Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жилье, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы. Дортуары, или спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки-голландки, из которых каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали».

Какие вам встретились незнакомые слова?

(дортуары, сени)

Давайте узнаем, что же это такое. (Спрашиваем детей или читаем на слайде.

Дортуары – спальные комнаты, сени – прихожая, коридор).

А какие ещё незнакомые слова вам встретились в тексте?

(Дети называют некоторые из них и читаем на слайде)

Эти слова, ребята, вышли из нашего употребления и называются устаревшими словами или архаизмами.

Запишем тетрадь эти термины

Наш путь по сказке продолжается, и вот он наш главный герой сказки мальчик Алёша, ваш ровесник. Какой он зачитаем его описание:

(“…в том пансионе находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг. Алёша знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки…Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей”)

Давайте сейчас вспомним, какая с ним произошла история.

Проведём это в форме блиц опроса, за каждый правильный ответ вы получаете символ этой сказки – зёрнышко.

  1. Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)
  2. Что было его утешением в часы одиночества? (чтение книг, игра с курочками во дворе)
  3. Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку)
  4. Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)
  5. Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)
  6. Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)
  7. Куда привела курица мальчика? (в подземное царство)
  8. Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)
  9. Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)
  10. Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)
  11. Какое условие поставил король Алёше? (никому не рассказывать про подземелье)
  12. Как отнёсся к Алёшиному желанию король? (он удивился, что Алёша оказался таким ленивым)

Физкультминутка

Хорошо, молодцы, я вижу, вы хорошо знаете текст произведения, а теперь давайте с вами посмотрим отрывок из мультфильма «Черная курица или Подземные жители» и сравним изображенный фрагмент с отрывком из текста.

(ОТРЫВОК мультфильма о спасении чернушки . 00.42 – 3.25 )

Вы посмотрели фрагмент мультипликационного фильма и попробуйте определить, есть ли разница в изображении спасения Чернушки Антонием Погорельским и создателями мультфильма.

(Разница в том, что Антоний Погорельский в сказке показывает, как Алёша просит кухарку Тринушку не резать курицу. В мультфильме сцена спасения представлена по-другому: неожиданно налетает коршун, Алёша смело бросается с палкой на него и отбивает Чернушку)

Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше свою тайну?

(Алёша был добрым мальчиком. Чернушка хотела отблагодарить мальчика за спасение её жизни. Чернушке, наверное, хотелось сделать жизнь Алёши интересней и познавательней).

– А теперь посмотрите еще один фрагмент мультипликационного фильма.

8.35 – 9.40

– Какие же интересные деревья росли в сказочном саду?

(Были деревья, плоды которого могли сделать человека мудрым; на другом дереве созревали семена доброты; росло дерево здоровья).

Да, вы правы, но, тем не менее, Алеша все же выбрал в дар что? Верно, зернышко, дающее возможность не учить уроков.

Посмотрим, что же из этого получилось.

  1. Практическая работа .

Ребята мы продолжаем путешествовать по сказке.

Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. Давайте дадим характеристику Алёше до получения зёрнышка, и после получения зёрнышка.

На доске находятся слова, которые характеризуют Алешу. Распределите эти слова в два столбика До получения зёрнышка и После получения зёрнышка.

Добрый

Жестокий

Ласковый

Общительный

Дерзкий

Любознательный

Скромный

Непослушный

Застенчивый

Упрямый

Гордый

Самолюбивый

Самопроверк а. Показываю правильный вариант ответа.

Давайте сделаем вывод, почему из послушного, доброго, ласково мальчика Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого.

(ответ)

  1. Вывод: Ему нечем было заняться, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить.

Не даром народная мудрость гласит: Скучен день до вечера, коли делать нечего!

Ребята, наш путь по сказке подходит к концу, а какая концовка у любой сказки? – добро побеждает зло!

Ребята, встречали ли мы в какой-нибудь волшебной сказке подобное зло? (Heт)

О каком зле, или каких злых героях мы читали? (Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и тому подобное. В сказках зло, как правило, олицетворено или опредмечено)

Пробовал ли мальчик бороться с этим злом? (Да)

Каким образом? (Иногда Алёше всё же становилось стыдно, его мучила совесть. Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками.)

Что победило ? (Победило добро, Алёша сам себя наказал: он несколько дней мучился. От этих мучений здоровье его подорвалось, и, когда однажды к нему во сне опять пришла Чернушка и между ними произошла сцена прощания, Алёша упал в обморок и несколько дней пролежал без памяти с сильной горячкой. После того как Алёша выздоровел, он опять старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Значит, добро победило, победило в душе Алеши.)

Вспомните, как был наказан Алёша. Какое наказание было для него самым тяжёлым?

Вывод: добро победило зло, Алёша стал прежним послушным мальчиком.

(ОТРЫВОК мультфильма 17.05 – 19.30 )

Вот и закончилось наше путешествие по сказке.

  1. Домашнее задание

«…Алёша стыдился об этом говорить…»

А вам когда – нибудь стыдно было за свои поступки

Напишите ответ на вопрос

Какой выход из этой ситуации нашли вы?

  1. Рефлексия

Ребята, сегодня на уроке многие из вас получили волшебные зёрнышки, вы тоже можете попытаться загадать желание, напишите, какое желание вы загадали на зёрнышко. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям это может привести.


 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...