"черная курица или подземные жители". Анализ сказки Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители Тема сказки черная курица подземные жители

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

Антоний Погорельский (1787 – 1836 гг.) был выдающимся писателем своего времени. Он родился в Москве. Антоний Погорельский – это вообще его не настоящее имя, это всего лишь псевдоним. Настоящее же его имя – Алексей Перовский. В 1808 году Антоний Погорельский поступает на службу в Сенат, но с началом Отечественной войны 1812 года бросает все свои государевы дела и отправляется на войну против Императора Наполеона. В 1816 году Погорельский переезжает в Петербург, где становится участником ещё одного литературного движения – арзамасцев. В 1829 году Антоний Погорельский напишет свою знаменитую сказку "Чёрная курица, или Подземные жители", которая принесла ему определённую славу. Оставаясь молодым, он подхватил туберкулез и уже в 1836 скоропостижно скончался.

Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Жанр: волшебная повесть для детей.

Идея: не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их.

Главные герои:

Алеша до получения конопляного семечка – умный, милый, старательный, прилежный, любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик, мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый, отзывчивый. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.

Чернушка – ласковая, благодарная, добрая.

Второстепенные герои: учительница, король.

Воспитательное значение :

Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его...Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Надо быть строгим к себе. Добиваться всего самому.

Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Слушать внутренний голос совести.

Быть требовательным к себе, не ленится. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.

Особенности стиля.

Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик y читателей - сверстников героя.

Писатель, изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию подлинной жизни. Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц - Первой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками. Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя, и многие другие под6цостей быта Петербурга XVIII века.

Бытовые сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора. «Черная Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, устаревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая неторопливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чернушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденному диалогу.

Сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» Антонио Погорельский написал в 1829 году. Известно, что она была создано для племянника писателя – Алексея Константиновича Толстого, будущего известного русского мастера слова. Все началось из того, что маленький Алеша рассказал дяде, как с удовольствием играл с курицей во дворе пансиона. Этот незатейливый случай превратился в волшебную сказку, которая пользуется популярностью уже более 100 лет.

А. Погорельский дал произведению подзаголовок «Волшебная повесть для детей». На самом деле, под повестью в литературоведении подразумевается произведение среднее по объему с несколькими сюжетными линиями. Анализируемое произведение по объему больше похоже на рассказ, да и сюжетная линия в ней одна – жизнь и приключения Алеши. Можно сделать вывод, что слово «повесть» здесь употребляется как синоним к слову «рассказ». Жанр произведения – сказка. В ней есть как реальные, так и фантастические события и персонажи, события призваны «поучать» читателя.

В сказке А. Погорельского нетрудно рассмотреть двоемирие – признак, характерный для романтизма. Перед читателем разворачиваются события в пансионате (реальный мир) и в подземном царстве (фантастический). Во время войны А. Погорельский служил с Гофманом, отсюда и веяние романтизма в его творчестве.

Тема анализируемого произведения – приключения мальчика в пансионате и подземелье. Автор хочет показать, как важно сдерживать слово, которое дал, утверждает, что вкусны лишь те плоды, которые достал сам. Также А. Погорельский доказывает, что нельзя считать себя лучше других, так как судьба непредсказуема.

В начале сказки «Чёрная курица, или Подземные жители» автор переносит читателя в Санкт-Петербург. Описание города и пансионата, в котором происходят события, занимают несколько абзацев. Это позволяет полностью погрузиться в атмосферу происходящего. Постепенно он знакомит с героями сказки. В центре сюжета – Алеша, главной можно назвать и – курицу-министра. Второстепенную роль играют учитель, кухарка, бабушки-голландки. Есть в сказке и сборные образы – жители подземелья и ученики пансиона.

Сюжет произведения развивается в двух мирах, но все его элементы расположены в логической цепочке. Экспозиция – знакомство с Алешей и пансионерами. Завязка – Алеша начинает «дружить» с Чернушкой и спасает птицу. Развитие событий – путешествия с министром в подземелье, учеба с конопляным зернышком. Кульминационные точки – потеря конопляного зернышка и наказание Алеши, разговор с министром после «предательства». Развязка – Алеша исправляется, а все, что произошло, кажется ему смутным сном.

Используя прием «двоемирия» А. Погорельский поднимает в сказке множество проблем. Он рассказывает о доброте, когда Алеша спасает Чернушку. Писатель с иронией говорит о важности признания вышестоящими для людей (прием директора в пансионе), с такой же иронией отзывается и о богатстве (драгоценности в подземном царстве).

Сказка А. Погорельского – образец оригинальной подачи вечных проблем, поэтому ее стоит прочитать не только детям, но и взрослым.

Антоний Погорельский Чёрная курица, или Подземные жители Пилипенко Яна, 5 «А» класс

Антоний Погорельский (1787-1836) Настоящее имя писателя – Алексей Алексеевич Перовский. Он был хорошо образован, закончил Московский университет, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Погорельский писал стихи, статьи о литературе, прозу. Наибольшую известность получила его сказка «Чёрная курица, или Подземные жители».

Алёша - главный герой сказки Эту сказку писатель сочинил для своего племянника Алёши, именем которого назван главный герой. Алёша – воспитанник частного пансиона для мальчиков. Он был добрый, отзывчивый и умный мальчик. Все его любили и ласкали. Однажды с Алёшей произошла волшебная история.

Дружба с Чернушкой Скучно было Алёше в пансионе по выходным, когда его друзья уходили домой. От скуки он кормил курочек. С одной из них, Чернушкой, мальчик очень подружился. Однажды Алеша спас Чернушку от ножа повара. А ночью Чернушка пришла в спальню мальчика и рассказала, что она не простая курица, а министр Подземного царства. Чернушка пригласила Алёшу в волшебную страну.

В подземном царстве В Подземном царстве Алёша познакомился с королем и другими жителями волшебной страны. В благодарность за спасение Чернушки король подарил мальчику конопляное зёрнышко, которое помогало ему знать все уроки, не учивши их. Жители Подземного царства показали Алеше свою страну, угощали его сладостями, катали на лошадях, пригласили на охоту.

Волшебное зёрнышко Алёша вернулся в пансион. Теперь он стал лучшим учеником, ведь у него было волшебное зёрнышко. Сначала он стыдился своих успехов, но потом начал важничать перед друзьями. Из милого и доброго мальчика он превратился в гордого и непослушного.

Обман открылся! Алёша совсем перестал учить уроки. Но однажды произошло ужасное – он потерял зернышко и не мог ответить урок. Учитель наказал мальчика и запер в комнате. Чернушка помогла ему и дала новое зернышко. Алёша отлично ответил урок, но учитель не поверил, что мальчик так быстро выучил 20 страниц.

Алёша болен Товарищи Алеши рассказали, что он не учил уроки, и учитель велел подать розги. Алёша испугался и рассказал всем про Подземное царство и его жителях. С горя и стыда Алёша заболел.

Прощание с Чернушкой Вечером в спальню мальчика пришла Чернушка и сказала, что теперь все жители Подземного царства должны переселиться. Алёша заметил, что на руках у министра-Чернушки цепи. Это расплата за то, что Алёша открыл тайну Подземного царства.

Выздоровление Алёши На прощание Чернушка попросила Алёшу исправиться и снова стать добрым и трудолюбивым мальчиком. Алёша болел очень долго. Через шесть недель он выздоровел, и всё, что произошло с ним, казалось тяжёлым сном. Алёша снова стал добрым, послушным и скромным мальчиком. Товарищи снова полюбили его и брали с него пример.

Биография А. Погорельского. Нравственные уроки жизни. Анализ сказки А. Погорельского - страница №1/2

Тема: Биография А.Погорельского. Нравственные уроки жизни. Анализ сказки А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Цели урока:


  1. Раскрыть идейное содержание сказки через анализ текста.

  2. Развитие монологической и диалогической речи учащихся.

  3. Развитие мыслительной деятельности учащихся: умение анализировать, синтезировать, обобщать.

  4. Развитие умения сравнивать разные виды искусства.

  5. Развитие навыков выразительного чтения текста.

  6. Формирование нравственных ориентаций на распознание истинных и ложных ценностей.

  7. Выявление актуальности произведения для современных школьников.

  8. Создание психолого-педагогических условий для личностного роста каждого ученика.
Методы и приёмы: словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный.

Оборудование:


  1. Компьютер.

  2. Презентация “Нравственные уроки жизни. Анализ сказки “Чёрная курица, или подземные жители”.

  3. Выставка рисунков учащихся по сказке А. Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”.
Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

2. Основная часть.

2. За правильные ответы на уроке и дополнения учащиеся будут получать жетоны, по количеству которых получат оценки в конце урока. Оценка “5” ставится за набранные 6 и более жетонов, оценка “4” за набранные 5 жетонов.

3. Рассказ о писателе

По холодным улицам зимнего Петербурга едет карета. Ее пассажир – седой человек с удивительно добрыми и какими-то детскими глазами – глубоко задумался. Он думает о мальчике, которого собирается навестить. Это его племянник, Алеша-маленький.

Экипаж останавливается, и пассажир с чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом задумывается о том, как одинок его маленький друг, которого родители отправили в закрытый пансион и даже навещают редко. К Алеше часто ездит только его дядюшка, потому что очень привязан к мальчику и потому что он хорошо помнит свое одиночество в таком же пансионе много лет назад.

Кто же такой этот человек?

Это Алексей Алексеевич Перовский. Сын вельможи, богатого и могущественного графа Алексея Кирилловича Разумовского, которому принадлежали подмосковное село Перово и село Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской губернии, 53 тысячи крепостных крестьян. Сам граф был внуком регистрового казака Григория Розума, сыном последнего украинского гетмана, влиятельным екатерининским вельможей и виднейшим российским масоном.

Сын такого человека мог бы быть принцем, но Алексей был незаконнорожденным. Хотя, находясь в доме своего отца на положении воспитанников, Перовские получили блестящее образование. Есть свидетельства, что к старшему - Алексею - граф Алексей Кириллович особенно благоволил. Но человек он был горячий, способный на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких злых минут он и сослал сына в закрытый пансион.

Как Алеша был одинок в холодных казенных комнатах! Он очень тосковал и вот однажды решил бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал с забора и повредил ногу.

Потом Алеша вырос. В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его со степенью доктора философских и словесных наук.

В том же 1807 году состоялся его литературный дебют: он перевел на немецкий язык повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" и опубликовал свой перевод с посвящением отцу.

В продолжение двух лет он вел жизнь прилежного чиновника: служил в Сенате, ездил с ревизиями по российским губерниям, - а затем, поселившись в Москве, стал добрым приятелем В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину, И.А. Крылову и прочим литераторам "дружеской артели" и одним из учредителей "Общества любителей российской словесности". Был дружен с Александром Сергеевичем Пушкиным, который очень ценил его добрую душу.

Наступил 1812 год, и Антоний Погорельский воевал против Наполеона штаб-ротмистром Третьего Украинского полка, быть храбрым боевым офицером ему не помешала даже его хромота.

Он вернулся в Петербург в 1816 году и сменил военный мундир на чиновничий - надворного советника. Однако вскоре обстоятельства сложились так, что на его попечении оказалась сестра с полуторамесячным племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.

Здесь, занимаясь садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи, обязанностями попечителя Харьковского учебного округа и - всего более - воспитанием племянника Алеши, Перовский сочинил первые в России фантастические повести.

Сначала, в 1825 году, в петербургском журнале "Новости литературы" он опубликовал - под псевдонимом "Антоний Погорельский" - "Лафертовскую маковницу”. Тремя годами позднее выйдет книга "Двойник, или Мои вечера в Малороссии", сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, а потом к творческому багажу добавится и роман “Монастырка”.

Литературное наследие писателя невелико, однако и оно едва изучено. Архив его почти бесследно исчез, беспечно предоставленный писателем воле судьбы и игре случая. В последние годы жизни, совершенно оставив литературную деятельность, равнодушный к писательской славе, Погорельский мало о нём заботился. Как утверждает легенда, управляющий его имением, страстный гурман, извёл бумаги своего патрона на любимое кушанье – котлеты в папильотках. (Папильотка - бумажная трубочка, надеваемая на ножки цыплят, индеек, дичи, а также на косточки отбивных котлет при их зажаривании. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой))

Погорельский написал несколько книг для взрослых, но одна его книга была для него особенно важной – это его сказка “Черная курица”. Ее он написал для своего племянника. Алеша-маленький рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас ее от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.

Летом 1836 года А.А.Перовский для лечения "грудной болезни" (ишемическая болезнь сердца) поехал в Ниццу и по пути туда умер в Варшаве. При нем находились сестра Анна и племянник Алексей.

Племянник Перовского, тот самый, которому посвящена сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

4. Литературная викторина


Вопрос

Ответ

Назовите настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского.

Алексей Алексеевич Перовский

Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”?

Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж

Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?

Чтение книг

Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку

Тринушка

Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке?

Дортуары

Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?

Сорт груш

Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?

Алёша разбудил рыцарей

“Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…” Что такое “шандалы”?

Подсвечники

Какие животные находились в королевском зверинце?

Большие крысы, кроты, хорьки

Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?

Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты

“Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…”

Это был разного рода мох

5. Анализ сказки А.Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”. Беседа с учащимися

– Расскажите о жизни Алёши в пансионе (словесное рисование или пересказ текста)

(“…в том пансионе находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг. Алёша знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки…Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей”, стр. 46-49).

– Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма и попробуйте определить, есть ли разница в изображении спасения Чернушки Антонием Погорельским и создателями мультфильма.

(Разница в том, что Антоний Погорельский в сказке показывает, как Алёша просит кухарку Тринушку не резать курицу. В мультфильме сцена спасения представлена по-другому: неожиданно налетает коршун, Алёша смело бросается с палкой на него и отбивает Чернушку).

– Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше свою тайну?

(Алёша был добрым мальчиком. Чернушка хотела отблагодарить мальчика за спасение её жизни. Чернушке, наверное, хотелось сделать жизнь Алёши интересней и познавательней).

– Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Какие интересные деревья росли в сказочном саду?

(Были деревья, плоды которого могли сделать человека мудрым; на другом дереве созревали семена доброты; росло дерево здоровья).

– Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Что изменилось в самом Алеше, вокруг него, когда он получил конопляное семечко?

(“С трепетом подошёл он к учителю, открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и – безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. Он много стал думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Алёша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность ещё более портила его нрав. Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нём жалели, и это служило ему утешением. Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова”. Стр. 75-80)

– Почему похвала вначале за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?

(“Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоит ему никакого труда. Алёша внутренне стыдился этим похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: “Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!” Стр. 75-76)

– Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?

(“Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой”. Стр. 81)

– Совпадают ли советы Чернушки с выводами учителя?

(Да. И Чернушка, и учитель сходятся в единстве, что праздность развращает человека, труд– это условие нравственной красоты человека. “Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли”. Стр. 84)

– Почему Алёша предал Чернушку?

(Он испугался наказания). Просмотр фрагмента мультипликационного фильма.

– Сказка завершается трагично. Жители подземного королевства ушли, Алёша наказан за предательство. Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Верит ли Чернушка, что Алёша исправится?

(Да. Только верящий может сказать так: “Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и всё тебя люблю…Одним ты можешь меня утешить в моём несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде”. Стр.86-88)

– Исправился ли Алёша?

(Да. Он “старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей”. Стр. 88)

– Выводы. Запись в тетради.

Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его...

Нравственные уроки жизни


  • Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

  • Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

  • Надо быть строгим к себе.
6. Психолого-педагогическая ситуация (учащиеся работают на листочках в классе).

Ребята, вообразите себе, что Вы попали в сказочный мир подземного царства. И Вам король предлагает вознаграждение за спасение Чернушки. Что попросил Алёша Вы уже знаете. А что попросили бы Вы?

Ответы учащихся:

Счастья.


Я попросила бы зёрнышко здоровья, потому это здоровье – это самое главное. (3 человека).

Я бы попросил, чтобы никогда не было зимы.

Я попросил бы у Чернушки быть честным, не лгать другим людям, хорошо учиться.

7. Работа с иллюстрациями учащимися. Рассказать, какой эпизод сказки изображён на рисунке. Почему выбран именно этот фрагмент.

8. Домашнее задание. По выбору учащихся. (Слайд 42)

1. Заполните таблицу “Истинные и ложные ценности жизни”



(Задание должно быть выполнено ориентировочно следующим образом:

2. Сочините свой вариант продолжения сказки “Что могло быть дальше?

– Алёша стал милым, скромным мальчиком. И вот однажды сад снова появился, подземные жители вернулись. Узнав об этом, Алёша сразу побежал искать Чернушку. Он нашёл её. Так обрадовался, что даже заплакал и сказал: “Я думал, что не вижу тебя никогда!” На что Чернушка ответила: “Ну что ты, я вернулась, не плачь!” Вот так и закончилась эта поучительная история о мальчике Алёше. …Через несколько лет за Алёшей приехали родители. За примерное поведение родители повезли его в путешествие по разным странам. Конечно, никто родителям об этой истории ничего не сказал. Потом Алёша вырос, поступил в известный университет, учился только на отлично. Родители были за него рады.

Оценивание работы учащихся.

Урок русского языка. 5-й класс. Тема: "Синтаксический разбор сложного предложения"
Цели и задачи:


  • Познакомить с порядком синтаксического разбора сложного предложения.

  • Повторить и систематизировать знания по теме «Простое и сложное предложение».

  • Развитие творческого мышления, речи учащихся.

  • Воспитание любви к зарубежной литературе.
Методы:

  • объяснение;

  • практические: конструирование предложений, разбор.
Для раскрытия нового материала используется проблемно-поисковый метод, усвоение знаний, выработка умений и навыков осуществляется в процессе частично-поисковой, исследовательской деятельности. Используются элементы игры.

Формы обучения на уроке как индивидуальные, так и групповые.

Контроль за усвоением знаний осуществляется фронтально.

Используется личностно-ориентированный подход.

Это интегрированный урок, связанный и с литературой.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (приветственное слово)

Ну-ка проверь, дружок,


Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».

2. Актуализация знаний

– Что такое предложение? Какой раздел науки о языке изучает предложение?


– Какие предложения бывают по цели высказывания? (Повествовательное, побудительное, вопросительное)
– Какие предложения вы знаете по интонации? (Восклицательное, невосклицательное)
– Как различить простое предложение от сложного? (По числу грамматических основ)
– Что такое грамматическая основа предложения? (Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое)
– Какие предложения бывают по числу главных членов? (Односоставные, двусоставные)
– Какие предложения вы знаете по наличию второстепенных членов? (Распространенные и нераспространенные)
– Чем могут быть осложнены предложения? (Обращениями, однородными членами предложения)
– Запишем предложение и сделаем синтаксический разбор.

Вдруг один из них близко подплыл к нашей шлюпке. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено.)

3. Сообщение темы и целей урока

4. Открытие нового знания

– Сегодня наш урок необычный, так как мы с вами будем работать по произведению Даниеля Дефо «Робинзон Крузо».

1 задание: Сейчас я буду зачитывать предложения из этого произведения, а вы должны выслушать и сделать один хлопок, если это предложение простое, два хлопка – если предложение сложное.

(Простое)


(Сложное)
(Простое)
(Простое)
(Сложное)
(Простое)
7. Я очень хорошо плаваю, но у меня не было сил сразу вынырнуть из этой пучины, чтобы перевести дыхание, и я чуть не задохся. (Сложное)
(Сложное)
(Простое)
(Простое)

2 задание «Исследователи»: На предложенные схемы найти и выписать из произведения «Робинзон Крузо» сложные предложения.

1) [– =], [– =]. 2) (Когда – =), [– =]. 3) [= –], и [– =].

Физкультминутка:

Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы изучаем материал, связанный с синтаксисом и пунктуацией, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.

Правила игры . Обучающие встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины: приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, часть речи, предложение.

Задача обучающихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево.

3 задание – работа в группах. Попробуем сами вывести план разбора сложного предложения. Можете открыть учебник, вспомнить разбор простого предложения.
Перед вами небольшой отрывок из произведения «Робинзон Крузо» . Ваша задача – прочитать текст, выписать одно сложное предложение и по схеме разбора простого предложения вывести план разбора сложного.

Но самое трудное было еще впереди: взобраться на корабль я не мог. Он стоял на мелком месте, так что почти целиком выступал из воды, а ухватиться было не за что. Я долго плавал вокруг него и вдруг заметил корабельный канат (удивляюсь, как он сразу не бросился мне в глаза!). Канат свешивался из люка, и конец его приходился так высоко над водой, что мне с величайшим трудом удалось поймать его. Я поднялся по канату до кубрика. Подводная часть корабля была пробита, и трюм был наполнен водой. Корабль стоял на твердой песчаной отмели, корма его сильно приподнялась, а нос почти касался воды. Таким образом, вода не попала в корму, и ни одна из вещей, находившихся там, не подмокла. Я поспешил туда, так как мне раньше всего хотелось узнать, какие вещи испортились, а какие уцелели.

(Выступление представителей групп с проектом разбора. Обсуждение, результаты.)

Схема разбора сложного предложения:

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).


2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.
4. Определить средства связи простых предложений в сложном (союзная или бессоюзная).
5. Знаки препинания.
6. Составить схему предложения.

5. Рефлексия

– Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:



6. Домашнее задание

Выучить порядок разбора сложного предложения. Выписать из произведения Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» одно сложное предложение и сделать синтаксический разбор предложения и сделать фонетический разбор слова «Робинзон».

1. Два дикаря побежали куда-то и через полчаса принесли два больших куска сушеного мяса и два мешка с зерном какого-то хлебного злака, растущего в тех местах.

2. Доброта дикарей растрогала нас, мы благодарили их знаками, так как никаких подарков не могли предложить им взамен.


3. Они мчались со всех ног прямо к морю.

4. Когда я продал ему большую часть своего имущества и сошел на берег Бразилии, в кармане у меня было двести двадцать золотых.


5. На двенадцатый день нашего плавания мы пересекли экватор и находились под семью градусами двадцатью двумя минутами северной широты, когда на нас неожиданно налетел бешеный шквал.
6. Помощник капитана бросился к шлюпке и с помощью матросов перебросил ее через борт.

8. Волна подхватила меня, протащила по направлению к земле, разбилась и отхлынула прочь, оставив меня полумертвым, так как я наглотался воды.
9. Я перевел дух и немного пришел в себя.

10. Я постоял две-три секунды, вздохнул всей грудью и из последних сил бросился бежать к берегу.

1. Два дикаря побежали куда-то и через полчаса принесли два больших куска сушеного мяса и два мешка с зерном какого-то хлебного злака, растущего в тех местах.
2. Доброта дикарей растрогала нас, мы благодарили их знаками, так как никаких подарков не могли предложить им взамен.
3. Они мчались со всех ног прямо к морю.

4. Когда я продал ему большую часть своего имущества и сошел на берег Бразилии, в кармане у меня было двести двадцать золотых.

5. На двенадцатый день нашего плавания мы пересекли экватор и находились под семью градусами двадцатью двумя минутами северной широты, когда на нас неожиданно налетел бешеный шквал.

6. Помощник капитана бросился к шлюпке и с помощью матросов перебросил ее через борт.


7. Я очень хорошо плаваю, но у меня не было сил сразу вынырнуть из этой пучины, чтобы перевести дыхание, и я чуть не задохся.

8. Волна подхватила меня, протащила по направлению к земле, разбилась и отхлынула прочь, оставив меня полумертвым, так как я наглотался воды.

9. Я перевел дух и немного пришел в себя.

10. Я постоял две-три секунды, вздохнул всей грудью и из последних сил бросился бежать к берегу.

Конспект урока русского языка в V классе на тему

Знаки препинания в предложениях с прямой речью”


Урок комбинированный.

Цели урока : работать над расширением словарного запаса учащихся (взять слова речевого этикета); вспомнить об особенностях и назначении прямой речи; продолжать учиться распознавать предложения с прямой речью в устной и письменной речи и разграничивать в них саму прямую речь и слова автора; учиться с правильной интонацией произносить такие предложения, а на письме правильно выделять знаками препинания; работать над конструированием предложений, составлением схем.

Оборудование: таблица для 5 класса “Схемы предложений с прямой речью”.

Ход работы.

I.Организационный момент.


II. Постановка целей урока учителем. Запись даты, название темы.

Мы продолжаем говорить о предложениях с прямой речью, учиться разграничивать в них прямую речь и слова автора, правильно выделять в устной и письменной речи прямую речь.


III. Работа на расширение словарного запаса учащихся с последующим переходом к основному материалу урока.

Вспомните, ребята, уже известные вам с 3-4 класса слова речевого этикета. (Здравствуйте, до свидания.) Познакомимся и с двумя другими “вежливыми” словами, необходимыми при общении, употребляемыми чуть ли не каждую минуту. Это слова “спасибо” и “благодарю”. (Открываю запись на доске. Учащиеся записывают слова с толкованием, примерами в словарик, слушают сообщение учителя.)

Спасибо – выражение благодарности.

Когда-то это было постоянное в речи сочетание двух слов: “спаси (тебя) бог”, а произносимое как исполненное благодарности пожелание. Слова эти постепенно слились, отмерло и конечное “г”.

Вместо слова “спасибо” можно сказать

Благодарю (вас, тебя)

Давайте предположим, что могло означать это слово примерно 100 лет назад. “Благо” - “что-то хорошее”, ”дарю” - “дать”, т. е. что-то хорошее, наверное, слова, от души сказанные, даю вам взамен чего-либо.

Благодарить можно кого и что: родителей, школу

1) за что: за книгу, за помощь;

2) от имени кого-чего: от имени коллектива;

3) как: от души, сердечно.
VI. Основной материал урока.

Задание N1.

Придумать и записать предложение с прямой речью, употребив одно из слов (“благодарю”, “спасибо”.)

(Лучшее предложение записывается на доске и в тетрадях, составляется его схема.)

Дайте определение прямой речи, объясните постановку знаков препинания в данном случае.

Устно переделайте предложение так, чтобы прямая речь оказалась после слов автора. Запишите на доске схему предложений.

2. Выборочная проверка домашнего задания (упр. N 231)

Ребята, подобное первому задание было у вас дома. Есть ли вопросы по выполнению его? Проверим выборочно упражнение.


  1. Назовите глаголы речи, встретившиеся вам.(Спрашивает, попросили, поблагодарили, сказал и др.)
Вы тоже старайтесь в своей речи избегать повторов, употребляя разные глаголы.

  1. Какое предложение (из новых) соответствует схеме:

  2. Назовите только обращения. Дайте определение обращению.
- А сейчас продолжим работу на развитие пунктуационного навыка, т. е. Расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Помните, что прямая речь может состоять из нескольких предложений.

3. Осложненное списывание с доски.

(Учитель сначала сам читает текст по притче Л. Толстого, задает вопросы на понимание идеи текста.

Затем один уч-ся идет к доске расставлять знаки препинания цветным мелом и вставлять пропущенные орфограммы, все остальные работают в тетрадях.)

Старик с..жал яблони. Ему сказали: Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не с..ешь с них яблочка.

Старик ответил Я не с..ем, другие с..едят, мне сп..сибо скажут.

4. Выборочный диктант.

Задание: выписать номера только тех предложений, в которых прямая речь стоит до слов автора. (2, 4)

(Учитель проверяет, как выполнено задание, задает вопрос на понимание идеи текста.)


  • А теперь задание усложняется. При повторном чтении текста покажите по таблице схемы, соответствующие предложениям (Вызывается 1 ученик к доске.)
5. Работа над конструированием предложений.

Задание устное: переделать предложения в предложения с прямой речью.

Учитель попросил дежурных прийти пораньше.

Пятиклассник спросил товарища, не знает ли он, который час.


V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание: упр. № 233 выполнить устно (на употребление слов речевого этикета); упр. № 232 выполнить письменно.

Урок литературы в 5 классе по теме «М.Ю.Лермонтов «Бородино». Защитники Родины в изображении М.Ю.Лермонтова.

ЦЕЛИ УРОКА:


  1. Познакомить с детскими юношескими годами М.Ю.Лермонтова, условиями, в которых формировался его характер.

  2. Познакомить с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”.

  3. Дать первоначальное понятие слов: монолог, диалог, идея и тема произведения.

  4. Показать отражение темы “Отечественная война 1812 года” в различных видах искусства (литература, ИЗО).

  5. Воспитывать любовь и уважения к великому прошлому России.

  6. Воспитание патриотических чувств на основе произведения.
ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Выставка книг М.Ю.Лермонтова “Бородино” (различные издания).

  2. Репродукции картин русских художников, объединенные общей темойБородинское сражение”. Героический подвиг русского народа в войне 1812 года.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

  1. бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.

  2. добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.

  3. картечь - артиллерийский снаряд.

  4. драгун - солдат или офицер кавалерии.

  5. улан - солдат или офицер легкой конницы, Особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом.

  6. кивер - высокий головной убор у военных.

  7. лафет - станок, на который укрепляется пушка.

  8. редут - полевое укрепление, обнесенное валом.
ВИДЫ РАБОТ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ:

  1. Объяснение трудных слов.

  2. Анализ используемых иллюстраций и репродукций.

  3. Устное словесное рисование.
Наблюдение над речью рассказчика (сочетание высокой и разговорной лексики, богатство и разнообразие интонаций) .

ХОД УРОКОВ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.
2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ ПЕРЕД УЧАЩИМИСЯ:

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о великом русском поэте 19 века М.Ю.Лермонтове, о его произведении “Бородино” и о том, что послужило толчком к написанию этого стихотворения.

3. ЗНАКОМСТВО С ФАКТАМИ ИЗ ЖИЗНИ ПОЭТА.

Сообщение учащегося. (По ходу рассказа учитель демонстрирует портреты Лермонтова, его родных).

1-ый ученик:

М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко - бабушка не любила зятя.

Я сын страданья. Мой отец


Не знал покоя под конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.

Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.

17 января 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась. С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли.

2-ой ученик:

Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в Гроднинском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы. (На партах находятся репродукции картин “Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби”, и “Военно-Грузинская дорога близ Мцхета”, которые рассматриваются учениками).

3-ий ученик:

Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. И это он достиг, хотя прожил всего 27 лет.

Учитель:


- За свою короткую жизнь Лермонтов создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе. К числу самых знаменитых его стихотворений относится “Бородино”.

4. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Прежде чем говорить об этом стихотворении, давайте окунемся в те исторические события, которые описываются в нем.

Итак, начало 19 века, а точнее 1812 год. Чем знаменит этот год? Почему он вошел в историю? (Ответы учащихся)

Ответим на этот вопрос подробнее. Наполеон вторгся в Россию без объявления войны. Русские войска были разделены на три армии. Наполеон решил воспользоваться этим и разгромить их, зажав каждую по отдельности в тиски. Русские планировали заманить французскую армию в ловушку и уничтожить ее. Но ни французскому, ни русскому планам не суждено было сбыться.

Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Его первый приказ был “Отступать!” в 125 км. От Москвы, близ села Бородино, Кутузов решил дать французам генеральное сражение, которое началось 26 августа. Бородинская битва- одна из величайших в истории битв, самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского народа. Бородино - великое поражение Наполеона, начало его заката и гибели его “непобедимой” армии, к тому времени захватившей почти всю Западную Европу. Огромный размах приобрело в России партизанское движение. Отступавшие французские войска подвергались нападению партизан, которые уничтожали врагов, брали их в плен. На картине В. В. Верещагина “ Не замай- дай подойти!” изображена засада партизан, поджидающих отступающую вражескую колонну. Обратите внимание, партизаны - это простые крестьяне, объединившиеся против общего врага. Эти люди были вооружены вилами, топорами. Но не смотря на это, они были настроены очень решительно.

На другой картине этого же художника, которая называется “ На большой дороге. Отступление, бегство...”, мы видим, как жалки остатки, отступавшей из России французской армии, подходили границе. Русские войска и партизаны энергично добивали вражеские части. Весь путь отступления французов был завален трупами, зарядными ящиками, пушками, повозками. Наполеон, окруженный гвардейцами, часть дороги шел пешком, но в ночь на 06.12.1812 года бросил свою армию и тайком уехал во Францию.

И еще обратимся к одной картине. Это картина И. И. Прянишникова “В 1812 году”. Она посвящена действиям партизанских отрядов. Здесь художник подчеркнул величие подвига русского народа, изгнавшего захватчика из родной земли. Обратите внимание, по заснеженному полю уныло бредут жалкие и оборванные, в женских шубах и шалях, “завоеватели”. Их конвоируют крестьяне с вилами и топорами. Крестьяне спокойны и уверены, они выполняют священный долг - очищают землю от врагов. На этой картине видно, что на защиту своего Отечества поднялись не только мужчины, но и женщины.

Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость. С военной точки зрения оборона Москвы была невозможна. Это понимал только М. И. Кутузов. На картине А. Д. Кившенко “ Военный совет в Филях в 1812 году” мы видим избу, в которой было принято решение оставить Москву. Художник правдиво воспроизводит обстановку Совета. Посмотрите, как решительно отстаивает свою точку зрения Кутузов, одни офицеры смотрят на него недоуменно, другие снисходительно, а третьи негодующе. Но Кутузов доказал свою правоту, и Москва досталась Французам. Войдя в город, наполеоновская армия увидела, что почти все население покинуло город вслед за армией, а следовательно французы не нашли здесь не пропитания, ни лошадей.

Теперь мы с вами знаем об исторических событиях, которые легли в основу произведения Лермонтова “Бородино”. События 1812 года имели важное значение в формировании национального самосознания Лермонтова. Он рос и воспитывался в атмосфере “священных преданий” об отечественной войне 1812 года. С детских лет он впитывал в себя рассказы об Отечественной войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении. В результате этого Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-тилетия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение “Бородино”.

5. РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ СТИХОТВОРЕНИЯ.

Вспомните из истории, сколько лет служили в армии солдаты в 19 веке? (25 лет).


- Давайте посмотрим, как построено стихотворение?

(Первая и вторая строфа стихотворения представляет собой диалог. Молодой солдат-новобранец задает вопрос старому солдату).

Верно, сейчас 1837 год, он служит последний год, а следовательно начинал свою службу как раз в 1812 году. Далее следует рассказ этого солдата. Посмотрите на картину П. Е. Заболоцкого “Старый солдат”. Именно таким увидел художник этого солдата. Что вы можете сказать об этом солдате? Каков он?

Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва)

Нелегко слышать скрытый упрек ветерану. С чего начинает солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием? (Он гордостью говорит о славных людях - богатырях, участниках Бородинского сражения и сравнивает их с “нынешним племенем”). Чтобы подтвердить свой ответ он обращается к картинам прошлого.

Молодой солдат уверен, что сдача Москвы не является следствием поражения русской армии. Какими словами это выражается? (“ведь не даром”, “ведь были схватки боевые, да говорят, еще какие”)

Во второй строфе заключается ответ ветерана. Теперь это монолог. Старый солдат погружен в воспоминания. Как это можно отразить интонационно? (Речь становится замедленной)

Какова основная мысль этой строфы?

Чему посвящена третья строфа стихотворения? (Кратко излагается ход Отечественной войны и дана исторически верная характеристика настроений русской армии во время отступления).

Четвертая строфа начинается со слов: “И вот нашли большое поле.” Где оно? (Это Бородинское поле, близ села Бородино)

Что рисует фраза “Есть разгуляться где на воле” (широту русской души и мощь русской армии).

“Забил снаряд я в пушку туго...”- впервые солдат-рассказчик упоминает о себе. До этих слов и дальше он не отделяет себя от народной массы.

Кем служил молодой солдат, судя по его словам? (Артиллеристом).

А каких ребят брали в артиллерию? (Невысоких, кряжистых, сильных). Верно, ведь это очень тяжелая работа.

В седьмой строфе Лермонтов рисует два лагеря накануне главного сражения - русский и французский. Давайте их сравним: ликование у французов, т.к. они привыкли к легким победам и считали себя уже победителями. А в лагере русской армии царит тишина. Солдаты сосредоточены, серьезны, заняты подготовкой к предстоящему сражению. В этой строфе большую роль играют прилагательные “бивак открытый”, “кивер избитый” и др.

А вот следующая строфа, здесь уже чувствуется движение проснувшегося и готовящегося к бою лагеря. Потому что здесь используются глаголы совершенного вида. Обратите внимание, с какой теплотой солдат-ветеран вспоминает своего командира. Как вы понимаете слова: “рожден был хватом”?(Это человек ловкий, умный, удалой).

Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые на призыв своего командира- “отца” отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой, защищая подступы к сердцу Родины. Найдите в тексте строки, подтверждающие это.

И умереть мы обещали
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.

И вот бой начался. Как отражена динамичность боя? (Автор использует большое количество глаголов). Давайте их перечислим. Чем еще увеличивается впечатление динамичности?(фотографическим перечислением предметов и действий)

Как передана ожесточенность боя, какими выражениями (“гора кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”; нагромождением образов, созданное перечислением (“смешались в кучу кони, люди”), звуки орудий).

Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать? (Усиление голоса, нагнетающая интонация)

Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает свое сообщение. Прочитайте их: “Ну ж был денек!”, “Вам не видать таких сражений”, “Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!”

С одной стороны, создается впечатление диалога, а с другой -показывает, что участник Бородина заново переживает бой. (Рассматриваем иллюстрации к стихотворению.) Рассказ заканчивается словами, рисующими настроение армии после боя, ее уверенность в одержанной победе и готовность возобновить бой. Какими словами это выражено?

Были все готовы


Заутра бой затеять новый
И до конца стоять.

Как вы понимаете выражение “до конца стоять”? В последних строках этой строфы вновь меняется интонация. Мы как бы слышим тяжелый вздох ветерана. Пауза. Понурив голову, старый солдат грустно произносит: “Тогда считать мы стали раны, товарищей считать”.

Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина рассказчика, поднимается голова, и твердым голосом, с полной ответственностью за свои слова, бодро, сильно он произносит: “Да, были люди в наше время, могучее лихое племя”.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Каким чувством проникнуто это стихотворение?

(Любовью к своим товарищам, любовью к Родине. Бой во имя Родины, России. Отступать нельзя, лучше умереть. Гордость за русскую армию).

А почему все-таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России)

Давайте подумаем, что является темой и идеей этого стихотворения? Для этого вспомним, что такое тема? (это то, о чем рассказывает писатель-события, факты, жизненные явления) Значит тема стихотворения - Бородинское сражение.

Идея – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор.

Идея стихотворения- горячий патриотизм, любовь к Родине.

В каких словах заключена идея (“Да, были люди в наше время”)

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить цитатный план стихотворения и записать его в виде таблицы:


Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема:

«Повторение и обобщение по теме «Синтаксис». Подготовка к контрольному диктанту.»

Цели: повторить основные теоретические понятия и проверить осмысленность их усвоения;

повторить пунктуацию в предложениях с однородными членами, между подлежащим и

сказуемым, в прямой речи, виды сложных предложений и знаки препинания в них;

учить осмыслять связный текст, определять его тему и идею, работать со словарём,

расширять словарный запас,

учить строить собственные высказывания;

повторить изученные орфограммы глагола, проверяемые и чередующиеся гласные;

расширять кругозор учеников.

Тип урока: урок повторения.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход урока.

I. Повторение и актуализация имеющихся знаний.

1. Индивидуальные задания:

А) С помощью словаря установить значение слов «шедевр», «палитра», «неистовствовать».

Б) Вставить буквы, расставить знаки препинания, объяснить орфограммы и пунктограммы,

составить схему предложения. (на доске)

Жизнь это дар и её (не) заслужива..т тот кто её (не) ценит.

В) Вставить буквы, составить схему, расставить знаки, объяснить их. (на доске)

Милая Джонси этот лист шедевр Бермана он написал его в ту ноч(?) когда сл..тел

последний лист.

2. Терминологический диктант.


  • Определить термин по определению, записать его.
А) Раздел лингвистики, изучающий словосочетание и предложение, их построение. (синтаксис)

Б) Сложное предложение, части которого связаны только при помощи интонации. (бессоюзное)

В) Свод правил об употреблении знаков препинания. (пунктуация)

Г) Предложение, которое имеет второстепенные члены предложения. (распространенное)

Д) предложение, которое состоит только из главных членов П. (нераспространенное)

Е) Как называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. (дополнение)

Ж) Как называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой, чей, который. (определение)

З) Как называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы как, когда, где, зачем. (обстоятельство).

Прочитайте термины. Найдите орфограммы в словах.

II. Работа с текстом.

Сегодня на уроке мы будем работать по тексту новеллы О"Генри «Последний листок».

О"Генри – псевдоним Уильяма Сидни Портера, американского писателя, автора многих

юмористических рассказов, сборников и других произведений. «Короли и капуста»,

«Сердце Запада».

Новелла* - рассказ с необыденным и строгим сюжетом, композицией.

1. Орфографическая и пунктуационная работа.


  • Вставить буквы и знаки препинания, объяснить их.
(предложения спроецированы на доске)

Сью и Джонси молодые художницы они пос..лились на окраине города. Осенью Джонси тяжело заб..лела и вскоре пот..ряла надежду на выздоровление. Сью видиш(?) листья на плюще? Когда уп..дёт последний лист я умру сказала она подруге.

2. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.


  • Списать, расставить знаки препинания.
Сью посмотрела в окно и увидела унылый двор и кирпичную стену. Около стены рос старый плющ(?) и холодное дыхание ос..ни срывало с него последние листья.

  • Прочитайте предложения со знаками препинания.

  • Почему в 1-ом предложении перед союзом «и» не ставится запятая, а во 2-ом предложении ставится?

  • Составьте схемы предложений.

  • Как определить, нужна ли запятая перед союзом «и».
3. Работа со схемами предложений.

  • Спишите предложения, устанавливая соответствие между схемами и предложениями и расставляя знаки препинания.

1) «П!» - а.

2) , .

3) , ().

4) [ = , но = ].

5) А: «П!»

А) Там жил старый художник он в и(с, сс)ку(с,сс)тве считался неудач(?)ником.

Б) Какие глупости ты говоришь(?) (проговорила, сказала, возмутилась) Сью.

В) Он всё собирался написать шедевр* но даже и (не) начал его.

Г) Он во..кликнул Какая глупость умирать оттого что листья падают с проклятого дерева.

4. Конструирование предложений.


  • Соберите предложение, нарисуйте его схему.
(материал распечатан или спроецирован на доске)

Шёл, ветер, проливной, ночью, дождь, резкий, (не)истовствовал.*

(Ночью шёл проливной дождь и неистовствовал резкий ветер.)

Почти, храбро, но, пожелтел, на, ветке, держался, он.

(Он почти пожелтел, но храбро держался на ветке.)

5. Графический диктант.


  • Не записывая предложений, составить их схемы. (1 человек на доске)
1) С наступлением темноты опять поднялся ветер, и дождь беспрерывно стучал в окна.

3) Лист плюща оставался на месте, а Джонси глядела на него.

4) Потом сказала подруге: «Я скверная девчонка, грешно желать себе смерти.»

5) «Этот последний лист показал мне это,» - через некоторое время добавила она.

7) В тот же день Сью подошла к кровати Джонси, обняла подругу и заплакала.


  • Как вы думаете, почему заплакала Сью?
Она сказала Джонси, что сегодня в больнице умер мистер Берман (так звали художника) от воспаления лёгких. Он болел всего 2 дня.
6. Синтаксический разбор предложения.

С наступлением темноты опять поднялся ветер, и дождь беспрерывно стучал в окна. Лист плюща оставался на месте, а Джонси глядела на него.

Выписать словосочетания.

III. Подведение итогов.

1. Беседа.


  • Прочитайте все предложения. Можно ли их назвать текстом?

  • Определите стиль этого текста.

  • А какое предложение должно закончить эту новеллу?

  • А какое отношение имеет к тексту 1-ое предложение, высказывание Леонардо да Винчи?
2. Построение собственного высказывания.

  • Чтение некоторых предложение.
Вывод: «Важнейший закон творчества – это закон любви.»

IV. Домашнее задание.

Выполнить упражнения по учебнику.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«
Поступок немого Герасима: вызов или смирение?

Финал рассказа И.С.Тургенева «Муму»»


  1. Цель урока : Продолжить формирование умения работать с текстом и делать выводы.

  2. Задачи урока : формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное с целью подготовки к пересказу и написанию сочинения; продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание; формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии, как понимания чувств других людей и сопереживания им, а также живого интереса к изучаемому.

  3. Обобщение и систематизация знаний

  4. Фронтальная, групповая, индивидуальная.

  5. ПК, мультимедийный проектор.

  6. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Таблица 1.


Этапы урока:

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из таблицы 2)


Деятельность учителя

(указанием действий с ЭОР, например демонстрация)


Деятель-ность учащегося

Вре-мя (в мин.)

1.

Оргмомент

Эмоциональный настрой

1

Актуализация знаний

Мини-викторина по рассказу И.С.Тургенева «Муму» (демонстрация презентации)

Ответы

4

2.

Целеполагание и мотивация

(№2)

Сегодня мы завершаем изучение рассказа И.С.Тургенева «Муму», и мы должны понять мотивы поступка Герасима. От того, сможем ли мы это правильно сделать, зависит наше дальнейшее отношение к произведению в целом. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. (демонстрация иллюстрации) Что изобразил художник? Какой эпизод рассказа здесь изображён? Как вы думаете, о чем думает Герасим?

Ответы

4

3.

Первичное восприятие финальной сцены

Какие чувства вы переживали, читая концовку рассказа? Когда вам стало особенно грустно?

Высказыва-ния

4

4.

Самостоятельная работа

Перечитайте сцену гибели Муму и концовку рассказа молча, стараясь понять душевное состояние главного героя.

Чтение текста молча

5

5.

Анализ отрывка произведения

Почему Герасим всё-таки утопил Муму? Почему он просто не забрал её в деревню?

О чём говорит своевольное возвращение Герасима в деревню? Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние. Какие попытки были предприняты им ранее, чтобы спасти Муму? Что послужило толчком для ухода Герасима в деревню? Какие чувства он испытал в этот момент? Какие чувства испытали вы после завершения прочтения?



Доказатель-ные высказыва-ния

5

6.

Определение основной мысли и темы произведения

Задумайтесь, почему автору захотелось написать такой рассказ? Версии.

Выдвижение версий
Работа в парах

6

7.

физкультминутка

2

8.

Подготовка к пересказу

Просмотрите финал текста ещё раз. Найдите слова, которые отражают эмоциональное состояние героя. Слов какой части речи в тексте больше всего? (просмотр видеофрагмента)

Просмотро-вое чтение. Выборочное чтение. Определение наиболее употребительных слов.

4

9.

Пересказ текста

Корректировка и контроль

Пересказ финала рассказа по одному из вариантов плана. Работа в группах. Самоконт-роль.

5

10.

Рефлексия

Как вы думаете, какую мысль хотел донести до нас И.С.Тургенев?

Откуда он мог взять сюжет для своего рассказа? Как вы расценили поступок Герасима: как вызов обществу или как смирение перед неизбежным?



Предположе-ния, выводы

3

11.

Домашнее задание

Попробуйте изменить финал рассказа и придумайте свою концовку.

Написать сочинение «Муму не утонула»

2

План-конспект урока по русскому языку (5 класс)

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...