Имя исследователя на современной карте крузенштерн. Иван крузенштерн краткая биография

(1770-1846 гг.) - русский мореплаватель.

Одной из самых выдающихся экспедиций, организованных Российско-Американской компанией, явилось кругосветное путешествие русских моряков под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского. Они вместе учились в Морском кадетском корпусе. Это были хорошо образованные боевые офицеры, участвовавшие в крупных морских сражениях, плававшие в 1793-1799 гг. на кораблях английского флота. Экспедиция должна была доставить товары на принадлежавшую тогда России Аляску и завязать торговлю с и . С этой целью в начале 1803 года в Англии были приобретены два шлюпа - «Надежда» и «Нева».

7 августа 1803 года корабли из Петербурга отправились в свое далекое плавание. Они должны были пройти и , далее через , вокруг - в к Гавайским островам, после которых «Надежда» пошла к Петропавловску-Камчатскому и затем в Японию, а «Нева» - к берегам Аляски. В Кантоне обе экспедиции должны были встретиться и через вернуться обратно в Петербург.

Путешествие было трудным: замена мачт, жестокий шторм, застигший их у архипелага , сильные , в которых шлюпы на два месяца потеряли друг друга. Только отличная выучка и суровая закалка помогли русским морякам справиться с бедами. Закончив все торговые операции, корабли, оставив берега Китая, Японии, Аляски, взяли курс на и 19 августа 1806 года возвратились к родным берегам. Первое кругосветное путешествие русских моряков удачно завершилось.

8 период экспедиции И.Ф.Крузенштерн проводил большие исследования, результаты которых можно обобщить так:

Были значительно исправлены ; проводились (измерение на разных глубинах, определение и удельного веса воды, скорости течений и т.п.);

было нанесено на карту западное побережье Японии, южная часть и восточный , исследована часть Курильской островной гряды;

установлен новый путь к русским владениям и Аляске.

И.Ф.Крузенштерн не только открыл и провел съемки , описал часть северо-западного побережья Тихого океана, составил этого океана, но и стал одним из основоположников океанологических исследований. Экспедиция собрала богатые ботанические, зоологические, этнографические коллекции, провела большое число астрономических наблюдений. За эти заслуги Академия наук в 1806 году избрала Крузенштерна своим почетным членом.

Труды И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского о трехлетнем плавании вокруг света были изданы на многих языках. Имена этих исследователей увековечены: острова архипелага Туамоту и один из мысов на Аляске названы именем И.Ф.Крузенштерна.

24 августа исполняется 170 лет со дня смерти российского мореплавателя Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Иван Фёдорович Крузенштерн (имя при рождении - Адам Иоганн фон Крузенштерн) родился 19 ноября 1770 года, умер 24 августа 1846 года. Это прославленный российский мореплаватель, адмирал. Крузенштерн стал руководителем первой русской кругосветной экспедиции, он впервые нанес на карту большую часть побережья острова Сахалин, стал одним из учредителей Русского географического общества. Сегодня его имя носит пролив в северной части Курильских островов, проход между островом Цусима и островами Ики и Окиносима в Корейском проливе, гора на Новой Земле, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту.

Без сомнения, Иван Фёдорович Крузенштерн был уникальной исторической личностью, являлся одним из основоположников российской океанологии. Он оказал существенное влияние как на историю российских морских экспедиций, так и в целом на мореплавание. Его краткая биография есть сегодня во всех учебниках, ее проходят во всех специальных учебных заведениях России. Сегодня это имя, которое знакомо каждому без исключения образованному человеку в нашей стране. Оно неразрывно связано с русской географией и океанологией.


Иван Фёдорович Крузенштерн происходит из остзейских дворян. Он потомок обрусевшего дворянского рода Крузенштернов, праправнук родоначальника в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724-1791) и Христины Фредерики, урожденной фон Толь (1730-1804). После пяти дочерей в их семье появился на свет Карл Фридрих (1769-1847), и, наконец, сам Адам Иоганн, который стал уже седьмым ребенком в семье.

С 12 лет Крузенштерн три года учился в городской школе при Домском соборе в Ревеле (современный Таллинн), а затем продолжил обучение в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В 1787 году он был произведен в гардемарины. Необходимо отметить, что с самого детства будущий мореплаватель и адмирал мечтал обойти морем весь земной шар. Это тот редкий случай, когда детская мечта действительно осуществилась, хотя реализовать ее удалось далеко не сразу.

В 1788 году в связи с началом войны со Швецией он был досрочно выпущен из Морского кадетского корпуса и произведен в мичманы, получив назначение на 74-пушечный корабль «Мстислав». 6 июля 1788 года в Финском заливе, на удалении в 50 километров к западу от острова Гогланд, произошла встреча двух эскадр - российской и шведской. Эскадры построились в линию - одна напротив другой. При этом движение кораблей было серьезно затруднено из-за отсутствия ветра. Фактически российские и шведские корабли прицельно расстреливали друг друга на протяжении нескольких часов.

Русская эскадра потеряла в этом бою более 300 человек убитыми и более 600 ранеными. Больше всех в бою пострадал 74-пушечный корабль «Мстислав». Данное судно почти потеряло управление, корабль был сильно поврежден огнем шведских пушек, однако оставался в строю до момента завершения сражения. Обе стороны присваивали победу в Гогландском сражении себе, хотя их потери были примерно сопоставимы. У шведов в плен сдался 60-пушечный корабль «Принц Густав», в российской эскадре флаг вынужден был спустить 74-пушечный «Владислав», команда которого потеряла 260 человек. Если же говорить о стратегическом итоге, тот тут победа была за русскими. Шведский флот вынужден был отступить и укрыться в крепости Свеаборг. Шведские планы ведения войны были расстроены уже в первом морском сражении.

В преследовании шведского флота и блокаде Свеаборга, которая продолжалась до поздней осени, принял участие и серьезно поврежденный «Мстислав». На корабле были убиты или ранены практически все офицеры, поэтому мичмана Крузенштерна назначали помощником командира «Мстислава». Отличившись в Гогландском сражении, уже в 1789 году Крузенштерн принял участие и в Эландском. Среди немногочисленных потерь российской эскадры в этом бою наиболее тяжелой была гибель командира 74-пушечного «Мстислава» - Григория Ивановича Муловского, который готовился к совершению первого в истории России кругосветного путешествия, впоследствии его суждено было совершить именно Крузенштерну, который служил на том же корабле. В 1790 году Иван Крузенштерн участвовал в морских боях при Ревеле, Красной Горке, а также Выборгской бухте. После этих сражений он в возрасте 19 лет был произведен в лейтенанты.

В 1793 году Иван Фёдорович Крузенштерн в числе 12 российских офицеров-отличников был направлен в Англию с целью усовершенствования морского дела и навыков. На тот момент Англия прочно удерживала звание величайшей морской державы. С англичанами Крузенштерн ходил к берегам Северной Америки, где участвовал в боях с французами. Во время этого путешествия с британцами он посетил Барбадос, Бермудские острова и Суринам. Для исследования ост-индских вод и открытия торговых маршрутов в Ост-Индию для России, Крузенштерн посетил Бенгальский залив. Заинтересованный русской меховой торговлей с соседним Китаем, которая велась из Охотска сухопутным маршрутом на Кяхту, Иван Фёдорович решил, что, если бы торговля велась непосредственно по морю, это было бы гораздо более выгодно. Также он планировал установить прямые отношения метрополии с русскими владениями, расположенными в Америке, чтобы получить возможность снабжать их всеми необходимыми припасами. В 1799 году в Петербурге Иван Крузенштерн представил свое видение, однако его проект был отвергнут. В то же время в 1802 году с аналогичным предложением выступило уже главное управление Русско-Американской компании, это предложение было удовлетворено российским императором Александром I. Для его исполнения снарядили первую российскую кругосветную экспедицию. Именно так и сбылась еще детская мечта Крузенштерна.

Всего в состав первой русской кругосветной экспедиции, которая навсегда вошла в историю нашей страны, вошли два корабля: «Надежда» и «Нева». «Надеждой» командовал лично Крузенштерн, «Невой» - еще один знаменитый русский моряк капитан-лейтенант Лисянский. Кругосветное плавание началось 7 августа 1803 года с отплытия кораблей из Кронштадта. Их путь пролегал через Атлантику, 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн. Из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана участники данной экспедиции обратили особое внимание на Сахалин, Камчатку и Курильские острова. Завершилось кругосветное плавание в Кронштадте 19 августа 1806 года.

Во время проведения экспедиции Крузенштерн провел большой объем различных исследований, результаты которых можно обобщить следующим образом:

Были существенно исправлены географические карты; проводились глубоководные исследования Мирового океана (определение удельного веса и солености воды, измерение температуры на разных глубинах, определение скорости течений и т.п.);

На карту было нанесено западное побережье Японии, восточный берег и южная часть Сахалина, исследована часть Курильских островов;

Установлен новый путь к русским владениям, расположенным на Камчатке и в Аляске.

Иван Фёдорович не только открыл и нанес на карты многие острова, описал часть северо-западного побережья Тихого океана и составил его первый атлас, но и стал одним из основоположников проведения океанологических исследований. Кругосветная экспедиция под его началом собрала богатые этнографические, ботанические, зоологические коллекции, а также провела большое количество астрономических наблюдений. В своих записках о кругосветном путешествии Крузенштерн рассказал много нового и любопытного о том, что увидел в плавании, особенно о нраве и быте дикарей. Для своего времени составленный им атлас Тихого океана был великолепен, он изобиловал планами, картами и рисунками. Лисянский, который управлял вторым кораблем экспедиции - «Невой», иногда шел отдельно от «Надежды». В его книге о том же кругосветном путешествии было подробное описание берегов Кодиака и Ситки.

По словам современников Ивана Фёдоровича, он довольно сильно выделялся в своем окружении. Крузенштерн отличался атлетическим сложением, а своей богатырской грудью и плечевым поясом превосходил всех участников кругосветной экспедиции. Интересно, что во время плавания, он, невзирая на недоумение коллег, возил с собой гири, и каждый день занимался с ними. Любимым упражнением мореплавателя был швунг жимовой. С двухпудовыми (32 кг) гирями Крузенштерн упражнялся каждый день, уделяя этим занятиям примерно 30-40 минут.

В 1811 году Иван Крузенштерн был определен инспектором классов Морского кадетского корпуса. В 1814 году, он разработал подробную инструкцию для проведения кругосветной экспедиции 1815 -1818 годов под началом Коцебу, одного из младших офицеров первого российского кругосветного плавания. Также Крузенштерн посетил Англию, для того чтобы заказать необходимые для экспедиции инструменты. Вернувшись назад в Россию, он получил бессрочный отпуск, посвятив его созданию «Атласа Южного моря». Его труд, который был издан на русском и немецком языках, вскоре был переведен на французский язык, а затем на все без исключения европейские языки. Эта работа Крузенштерна была удостоена полной Демидовской премии.

Любопытной деталью является то, что в начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния. По тем временам это была большая сумма - тысяча рублей. В том же 1812 году Крузенштерн опубликовал трехтомник собственного сочинения «Путешествие вокруг света…», а в 1813 году его избрали членом многих научных обществ и академий по всему миру, в том числе в Англии, Германии, Дании и Франции.

В 1827 году Иван Фёдорович Крузенштерн был назначен директором Морского кадетского корпуса и стал членом адмиралтейств-совета. На посту директора этого учебного заведения, которое он сам когда-то успешно закончил, он провел долгих 16 лет. Его деятельность в это время ознаменовалась введением в учебные курсы Морского корпуса новых предметов, обогащением библиотеки и музея учебного заведения многочисленными учебными пособиями. Также именно в этот период были созданы и утверждены Высшие Офицерские классы, которые позднее преобразуют в Военно-Морскую академию. При Иване Фёдоровиче в Морском кадетском корпусе были полностью отменены телесные наказания воспитанников.

В 1842 году в звании адмирала Иван Крузенштерн подал в отставку. Оставив службу, он уехал в свое именье, но и здесь прославленный мореплаватель продолжал работать. В 1845 году совместно с такими российскими учеными, как: Ф. П. Врангель, Ф. П. Литке и К. М. Бэр Крузенштерн принял непосредственное участие в создании Русского географического общества. Спустя некоторое время, данное общество стало одним из крупнейших центров географических наук не только в Российской империи, но и во всем мире.

Иван Фёдорович Крузенштерн ушел из жизни 24 августа 1846 года в своем имении Асе в возрасте 75 лет. Мореплаватель был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Но дело его продолжил сын, Павел Иванович, а затем и внук, Павел Павлович. Оба они стали известными путешественниками, которые исследовали северо-восточные берега Азии, Каролинские и иные острова Печерского края и обский Север.

По материалам из открытых источников

Имя: Иван Крузенштерн (Адам Иоганн фон Крузенштерн)

Возраст: 75 лет

Деятельность: мореплаватель, адмирал

Семейное положение: был женат

Иван Крузенштерн: биография

Иван Крузенштерн известен как мореплаватель, первооткрыватель и писатель. Он был членом научных сообществ и зарубежных академий, автором обновленного «Атласа Южного моря», путешественником и директором Морского кадетского корпуса.


Иван Крузенштерн руководил первым кругосветным путешествием и засвидетельствовал на карте объемную часть побережья Сахалина. Он входил в число учредителей Русского географического общества. Именем этого научного и государственного деятеля назван пролив на Курильских островах, проход между островами в Корейском проливе, гора на Новой Земле, острова, расположенные на архипелаге Туамоту и в Беринговом проливе.

Детство и юность

Настоящее имя адмирала и мореплавателя – Адам Иоганн фон Крузенштерн. Будущий исследователь и представитель старинного немецкого рода Крузенштерн был 7-м ребенком в семье. Мальчик появился на свет в ноябре 1770 года. Его отец – судья Иоганн Фридрих фон Крузенштерн, а мать – Христина Фредерика фон Толь.


Род обрусевших немцев подарил Европе нескольких видных деятелей. Среди них дипломат Филипп Крузий и адмирал Мориц-Адольф Крузенштерн, дядя Ивана. Адам получил новое имя благодаря сверстникам, переделавшим его на русский манер. А мечты о море унаследовал от дяди, чьи истории часто слушал.

Мальчик читал книги о морских сражениях и грезил походами на корабле. Получив образование в городской школе Ревеля, он поступил на обучение в Морской кадетский корпус, расположенный в Кронштадте. Учебное заведение отличалось аскетичными условиями существования для воспитанников, и смириться с ними будущему моряку из дворянской семьи было непросто. Тем не менее, за старания в 1787 году Крузенштерн был произведен в гардемарины.

Флот и экспедиции

Обучение завершилось в 1788 году, так как Россия вступила в войну со Швецией. Юношу отправили на корабль под названием «Мстислав». На этом судне Крузенштерн отличился в Гогландском сражении и Эландском бою. В 1790-м молодой человек получил звание лейтенанта и признание достижений в морских баталиях. В 1793 году вместе с Юрием Лисянским Крузенштерн покинул Россию по назначению руководства и отправился в Англию.


Там он прослужил 6 лет. На британском корабле покоритель морей побывал у побережья Северной и Южной Америки, посетил Суринами, Бермуды и Барбадос. Возвращение в Россию в 1799 году ознаменовалось для моряка проектом, связанным с торговлей с Индией. Кругосветная экспедиция виделась путешественнику актуальным вариантом для прощупывания почвы в этом вопросе. Но на свой запрос в Адмиралтействе Крузенштерн получил отказ.

Государство, состоявшее в военных отношениях с Францией, не располагало финансами, а сам первооткрыватель был никому не известен. Просьба мореплавателя была удовлетворена в 1802 году по инициативе вышестоящего начальства, руководствовавшегося интересами .


Экспедиция Крузенштерна и Лисянского длилась 3 года, с 1803-го по 1806-й. По выстроенному маршруту прошли корабли «Надежда» и «Нева». Судна вышли из порта Кронштадта и попали в Атлантический океан, затем обошли мыс Горн, исследовали Камчатку, Сахалин и Курильские острова. В путевом журнале Крузенштерн отмечал интересные факты, особенности географии посещенных мест и описания побережья, культуру и экономику земель, где он побывал.

Главой экспедиции официально числился посол Николай Рязанов. Вместе с гостем корабля Федором Толстым он доставил немало хлопот Крузенштерну. Эксцентричный граф Толстой довел ситуацию до того, что его высадили на Камчатке. Рязанов же подал жалобу на Крузенштерна в Петропавловске-Камчатском, и ее удовлетворили.

Научная и государственная деятельность

Вернувшись из кругосветного путешествия, Крузенштерн посвятил себя иному направлению в работе. С 1811 года он служил инспектором классов Морского кадетского корпуса и параллельно вел научную деятельность. Исследователь подготовил инструкцию для кругосветного путешествия, запланированного на 1815-1816 годы. Иван Федорович сделал в Англии все необходимые закупки, подготовив руководителя, Отто Коцебу, к плаванию, а сам взял отпуск для написания «Атласа Южного моря». К нему Крузенштерн подготовил сборник комментариев, разъясняющих его труды.


В 1827 году мореплаватель стал директором Морского кадетского корпуса и занимал эту должность 16 лет. Его также приняли в состав Адмиралтейств-совета, а спустя год и в члены Московского университета. Крузенштерн внес неоценимый вклад в развитие морского и исследовательского дела. Благодаря его инициативе в кадетском корпусе появились новые дисциплины, а библиотеки пополнились актуальными материалами и пособиями для изучения. Был открыт офицерский класс.

Биография научного деятеля и адмирала прочно связана с морем. Даже уехав в 1842 году в свое имение, он продолжал вести активную деятельность, учредив с компаньонами Русское географическое сообщество.

Личная жизнь

Иван Федорович Крузенштерн был завидным женихом. В 30 лет он влюбился в Юлию фон Таубе дер Иссен, которая была моложе поклонника на 10 лет. Сирота и несравненная красавица была облагодетельствована вниманием офицера, так как не имела приданного. Союз мог не состояться, так как родственники прочили девушку в супруги богатому помещику, основательно подходящему к жизни, а не живущему морем путешественнику.


Личная жизнь Крузенштерна сложилась удачно. Между ним и его избранницей вспыхнули взаимные чувства, и, несмотря на все преграды, 14 сентября 1801 года состоялось венчание. Спустя год супруга родила Крузенштерну сына Отто, которого в семье звали Николаем. Это событие совпало с назначением мужчины руководителем кругосветной экспедиции. Начальство возлагало на Ивана Федоровича большие надежды. Покинув семью, Крузенштерн в утешение жене назвал один из кораблей «Надеждой».

Впоследствии у Юлии и Ивана появились еще 5 детей: Александр (урожденный Юлиус), Павел (Пауль), Платон (Эмиль) и 2 дочери, Юлия и Шарлотта. Все вместе они жили на мысе Асс, в эстонской усадьбе, относившейся к ансамблю Ляэне-Вирумаа. Сыновья адмирала стали воспитанниками Царскосельского лицея. Каждый выстроил интересную карьеру и стал гордостью отца.


Иван Федорович очень любил домашних животных, его спаниель часто становился спутником адмирала в путешествиях. Ритуал почесывания ушей любимца якобы приносил удачу в плавании.

Крузенштерн был патриотом и щедрым человеком. Несмотря на скромное состояние, треть его он пожертвовал на создание ополчения во времена Отечественной войны 1812 года.

Смерть

Иван Крузенштерн скончался в августе 1846 года, находясь в своем имении. Причина смерти оказалась вполне естественной: адмирал был в преклонном возрасте – 75 лет. По указу государя его похоронили в Ревеле, в таллинской Домской церкви.


Оставленное им научное наследие служит основой для изучения морского дела в современных профильных вузах. Портреты путешественника сегодня можно найти в учебниках.

Его сын Павел и внук Павел Павлович пошли по стопам знаменитого родственника и также стали мореплавателями. Их заслугой оказалось исследование азиатского побережья, обского Севера, островов Печерского края и Каролинских островов.


Сегодня ледокол, названный в честь Ивана Крузенштерна, курсирует по водным путям между Санкт-Петербургом и Балтийским морем, очищая проход для судов.

Награды

  • Орден Святого Георгия IV класса;
  • Орден Святого Владимира 3-й степени;
  • Орден Святого Александра Невского;
  • Алмазные знаки к Ордену Святого Александра Невского;
  • Орден Святой Анны II степени,
  • Прусский Орден Pour le Mérite für Wissenschaften und Künste.

Хорошо знаешь историю географических открытий?

Проверь себя

Начать тест

Ваш ответ:

Правильный ответ:

Ваш резульат: {{SCORE_CORRECT}} из {{SCORE_TOTAL}}

Ваши ответы

Иван Фёдорович Крузенштерн — биография знаменитого российского адмирала

Крузенштерн родился 8 ноября 1770 года в семье немецкого дворянского рода Крузенштернов (основоположником рода в России стал прадед Ивана, Филипп Крузиус), отец был судьей. Когда исполнилось 12 лет, юный поступил в церковную школу, где проучился два года, а после этого поступил в Морской кадетский корпус. Учёбу он закончил в 1788 году в связи с началом войны России со Швецией.

В жизни Ивана Федоровича присутствует множество интересных фактов, например известно, что он занимался спортом даже у себя на корабле (ежедневно упражнялся с 2-х пудовыми гирями), очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши – люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно. И на самом деле оно так и было. Так же небезызвестный кот Матроскин (из мультфильма «Простоквашино») утверждал, что под командованием Крузенштерна плавала его бабушка, а минутой позже адмирала и вовсе перепутали с Дедом Морозом. А еще адмирал Иван Федорович Крузенштерн — человек и пароход!

Со старту службы на флоте, был предписан на линейный корабль «Мстислав», на котором Крузенштерн в 1788 году дрался в Гогландском сражении , а через год проявил себя в Эландском бою. А ещё через год, в 1790 году, он был повышен в чине до звания лейтенанта за ряд важных побед в морских боях этого года.

А тем временем в мире…

Рождается Иван Федорович Крузенштерн

Патрасское сражение между Российской и Османской империй

Самое интересное для Вас!

В 1793 году Крузенштерн вместе со своим будущим напарником по кругосветному путешествию Юрием Лисянским был отправлен в Англию, где и пробыл 6 лет. На службе у английского Короля он успел повоевать с французами, побывать у берегов обеих Американских континентов и в Африке. Во время этих дальних плаваний он тщательно изучал маршруты, искал выход российских кораблей в ост-индские воды и присматривался к морским путям для торговли с Китаем.

По прибытию к себе на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешение на проведение экспедиции, для более детального изучения маршрутов, которые были пройдены на английских кораблях. Но государь отказал в спонсорстве данного мероприятия, затянув первое русское кругосветное путешествие на 3 года. Но в 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна, и таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции .

7 августа 1803 года два шлюпа «Надежда» (командир корабля Иван Крузенштерн) и «Нева» (командир корабля Юрий Лисянский) под аплодисменты толпы провожающих отплыли с Кронштадта. После возвращения в 1806 году Иван Федорович в подробностях описал ход экспедиции и представил уникальные карты. К слову говоря, современный парусный фрегат Надежда назван в честь вышеупомянутого шлюпа. В 1811 году он был назначен инспектором Морского кадетского корпуса, а через 16 лет стал его директором. Но в этом временном промежутке Крузенштерном был создан так называемый «Атлас Южного моря», который включал в себя множество гидрографических записей. Морской кадетский корпус, за время правления Ивана Федоровича, получил невероятное количество новой литературы, был значительно расширен музей и введен ряд новых и актуальных дисциплин. Умер он 12 августа 1846 году, похоронен в Таллинне (Домской собор). А спустя 27 лет, в 1873 году, в Петербурге напротив Морского кадетского корпуса Ивану Федоровичу Крузенштерну был установлен памятник.

Четырёхмачтовый учебный парусник Крузенштерн

Известный четырехмачтовый барк Крузенштерн на данный момент является учебным парусным судном, назван в честь знаменитого мореплавателя Ивана Крузенштерна. Базируется в Калининграде. Срок службы барка на данный момент насчитывает уже свыше 85 лет.

«Крузенштерн» спущен на воду 1926 года в немецком городе Бремен. Заказчиком была компания Фердинанда Лайеша, ей требовались новые корабли для Капгорновской линии. Первое имя барку придумала дочка судовладельца, которая назвала его «Padua». В те времена существовала традиция, что названия кораблей, построенных для компании Лайеша, придумывали женщины из семьи судостроителя, и эти имена обязательно должны были начинаться на «P».

В первое плавание «Падуа» отправилась под командованием Карла Шуберга. Барк мог нагрузить на себя груз весом до 4100 тонн, при этом максимальная скорость достигала 14 узлов. Парусное вооружение состояло из 31 паруса, общая площадь которых равнялась 3500 квадратных метров. Полное водоизмещение парусника 6000 тонн. В первые 15 лет своего существования барк совершил 17 рейсов, большая часть из которых была трансокеанской.

Самое интересное для Вас!

Корабль стал достоянием СССР после окончания Второй мировой войны. В 1946 году между странами-победителями были поделены морские трофеи Германии, в следствии чего на корабле было поднято военно-морское знамя Союза. И сразу после этого судно получило новое имя «Крузенштерн». А в начале 1959 года барку «Крузенштерну» пришлось пережить капитальный ремонт на одной из российских верфей.

За время пребывания под знаменем СССР барк выполнил ряд успешных исследований в районе Атлантического океана, при этом выполняя ещё одну полезную задачу, заключающуюся в обучении молодых моряков. С 1972 по 1983 года на «Крузенштерне» регулярно менялись капитаны, которых в общей сложности насчитывалось 7 человек. В 1983 году командование Балтийского флота передало барк компании «Эстрыбпром», которая занималась рыбным промыслом, таким образом центром дислокации корабля стал порт Таллина. И только в первой половине 1991 года барк «Крузенштерн» был передан инженерному морскому училищу города Калининграда.

В наше время барк используется в учебных целях. Он часто принимает участия в различных регатах, так в 1992 году «Крузенштерн» стал чемпионом по прохождению пути от Бостона до Ливерпуля, реализовав при этом отличный скоростной потенциал – максимальная скорость доходила до 17,8 узлов.

Барк Крузенштерн: длительная навигация 2014

Легендарный барк Крузенштерн никогда не стоит у причала долго. Уже которое десятилетие подряд он выполняет трудную работу, выполняя роль площадки для обучения будущих моряков.

В этом году парусник совершил 3 больших рейса, отправившись из Калининграда еще 25 декабря 2013, и вернувшись в порт только сейчас, 3 октября 2014. Парусный барк «Крузенштерн» провел в морской экспедиции целых 283 дня. За это время он успешно прошел 22 тысячи 652 морские мили, посетив порты Германии, Франции, Марокко, Италии, Болгарии, Греции, Испании, Бельгии. В общей сложности корабль посетил два десятка портов в 15 государствах.

За время походов судно успело побывать в олимпийском Сочи, а также приняло участие в военно-морском параде на честь Дня Победы, проводившемся в Севастополе.

В ходе навигации 2014 года на «Крузенштерне» имели возможность пройти обучение более 360 курсантов различных российских и зарубежных учебных заведений.

Первый рейс: Калининград-Сочи (25.12.2013-25.02.2014)

Подготовка к навигации этого года началась необычно – с обширной школьной экскурсии. 24 декабря 2013, за день до отплытия, барк посетили калининградские шестиклассники, которым была дана возможность изучить этот гордый корабль вдоль и поперек. Ну а уже 25 декабря, после торжественного построения у 24-го причала Калининградского морского рыбного порта, парусник отправился в путь.

Маршрут первого рейса – Калининград-Сочи. В конечном порту «Крузенштерн» должен был стоять во время проведения Олимпийских и Параолимпийских игр. Ну а первым портом, в который зашел корабль в эту навигацию, стал немецкий Бремерхафен, где курсанты с экипажем (без малого 200 человек) встретили Новый год.

Следующая остановка была уже в теплом Марокко – в порту города Танжер. Здесь курсанты смогли немного отдохнуть и изучить новую для себя культуру через экскурсии по местному рынку, мечетям и музеям. Перед Сочи корабль ждали еще 2 стоянки – в итальянском Бари и греческих Патрах, после чего он взял курс на российские, сочинские берега.

В Сочи «Крузенштерн» ошвартовался строго по графику – утром 6 февраля. Здесь корабль простоял до 25 февраля, выполняя почетную миссию достопримечательности, а 50 из 113 курсантов, прошедших специальную подготовку и получивших соответствующие сертификаты, работали волонтерами на Олимпиаде.

С завершением Олимпийских игр главная миссия «Крузенштерна» этого года была завершена, и он приступил к выполнению других задач.

Второй рейс: Сочи-Сочи (26.02.2014-17.05.2014)

Второй рейс проходил между портами Черного и Средиземного морей, и был еще больше насыщен различными мероприятиями.

Из Сочи барк в этот раз отправился в марокканский Агадир, далее посетил французский Сэт и прибыл в болгарскую Варну. Там «Крузенштерн» присутствовал на церемонии открытия регаты SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014, впервые проводившейся в Черном море. Кроме того, барк и сам стал участником Черноморской регаты STI, которую впервые принимали и российские порты Новороссийск и Сочи. Помимо «Крузенштерна» Россию на ней представляли Владивостокский парусник Надежда и учебные суда класса «А» — парусник Мир , а так же всемирно известный парусник Седов . Всего в гонке приняли участие 50 гонщиков из двух десятков стран. Колоритными участниками были пакистанское и нидерландское суда.

В перерыве между этапами регаты, «Крузенштерн» принял участие в важнейшем мероприятии данного рейса – праздничном военно-морском параде в Севастополе в честь Дня Победы, после чего, 17 мая, снова вернулся в Сочи.

Третий рейс: Сочи-Калининград (18.05.2014-3.10.2014)

Последний в текущем году третий рейс – это возвращение их Сочи домой. За этот переход Крузенштерн, как и его экипаж с новыми курсантами, прошел и через общие радости, и через тревоги, что сделало поход еще более ценным для приобретения важного морского опыта молодежью.

Из Сочи парусник отправился 18 мая во Францию, посетив Канны и Гавр. Уже в июле корабль швартовался в немецких портах Бремерхафен и Киль. Следующим портом посещения стал голландский Харлинген, после которого «Крузенштерн» отправился в норвежские города Фредрик-Штадт и Берген.

А вот дальше, в результате неприятного инцидента, парусник резко стал повышенным объектом внимания СМИ– после посещения датского порта Эсберг, при выходе из него, парусный великан случайно потопил буксир Diver Master, что в последствии, якобы, вылилось в отказ Крузенштерна от участия в английской регате . Это рейдовое судно должно было помогать российскому четырехмачтовику покинуть акваторию Эсберга, но команда буксира не сумела вовремя отдать концы, из-за чего «Крузенштерн» завалил его на левый борт и затянул под воду. Команда, к счастью, не пострадала, а администрация порта к россиянам претензий не предъявила, так что «Крузенштерн» продолжил плавание в немецкий Росток.

Из Германии наш парусник перебрался в польский порт Гдыня, а дальше сделал еще один переход в британский Фалмут. Именно во время стоянки в этом городе, 29 августа, курсанты «Крузенштерна» отмечали День тельняшки. С самого утра по судовой трансляции объявили необычную форму одежды – парадные брюки и тельняшка. В этот день все на корабле были одеты именно так, так же была торжественная церемония, концерт и лекции, касающиеся истории и значения тельняшки на российском флоте.

Уже 16 сентября «Крузенштерн» вошел в пролив Ла-Манш, направляясь в бельгийский порт Зеебрюгге. Именно в этот день экипаж получил неожиданное развлечение – был объявлен пельменный аврал. Это старая традиция данного корабля, по которой один день каждого осеннего рейса весь экипаж посвящает лепке пельменей. В забаве приняли участие 172 человека, которые в две смены умудрились слепить целых 9097 штук. Правда, сделать запас не удалось, поскольку большая часть приготовленного была съедена в этот же вечер.

После пельменей и посещения Зеебрюгге, парусник взял курс на последний перед возвращением домой порт – польский порт Щецин, в который корабль зашел 26 сентября. Здесь моряки поучаствовали в церемонии торжественного возложения венков к мемориалу «Тем, кто не вернулся с моря». После кратковременного отдыха, 28 сентября «Крузенштерн» покинул Щецин.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

zkzakhar

(1770-1846)

Адмирал Иван Федорович Крузенштерн – выдающийся мореплаватель и организатор первого русского кругосветного плавания, осуществленного под его командованием, был а также крупным ученым-гидрографом и педагогом. Он родился в Эстляндии, вблизи Таллина (Ревеля), 19 ноября 1770 г. Первоначальное образование он получил дома, а с двенадцати лет учился в ревельской соборной школе. В пятнадцатилетием возрасте, в 1785 г., И. Ф. Крузенштерн был отдан в Морской корпус, находившийся тогда в Кронштадте. Ввиду сравнительно позднего по возрасту поступления в Морской корпус ему пришлось в продолжение короткого двухлетнего срока закончить общий, так называемый «кадетский» курс. После этого И. Ф. Крузенштерн был произведен в гардемарины и приступил к прохождению уже преимущественно специальных военно-морских предметов. Еще будучи в корпусе, И. Ф. Крузенштерн сблизился со своим товарищем по выпуску Юрием Федоровичем Лисянским, будущим спутником в кругосветном

В это время Россия вела одновременно две войны на море: со Швецией на Балтийском и с Турцией на Черном, ввиду чего потребовалось срочное назначение большого числа офицеров на корабли. Вместе со своими товарищами И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский были раньше положенного срока выпущены весной 1788 г. из корпуса, но без производства в офицеры, а с обозначением «за мичмана». И. Ф. Крузенштерн был назначен на линейный корабль «Мстислав», которым командовал капитан бригадирского ранга Г. И. Муловский, блестящий, боевой, опытный моряк и весьма культурный и образованный офицер.

Все первые годы службы молодого Крузенштерна прошли в боевой обстановке и были ознаменованы военными подвигами: в период 1788-1790 гг. на корабле «Мстислав» он участвовал в четырех сражениях с шведским флотом – Гогландском, Эландском, Ревельском и Выборгском, причем все время его корабль находился в первых рядах. В этих сражениях И. Ф. Крузенштерн показал большую храбрость и распорядительность и был в награду произведен сначала в мичманы (1789 г.), а затем за отличие при взятии шведского контр-адмиральского корабля – в лейтенанты (1790 г.). В Эландском сражении был убит Г. И. Муловский, командир «Мстислава», предназначавшийся в начальники уже подготовленной кругосветной экспедиции, не отправленной из-за войны. Он оказал большое влияние на И. Ф. Крузенштерна и заронил в его душу стремление добиться в будущем организации первого русского кругосветного плавания. После заключения мира И. Ф. Крузенштерн провел два года на берегу в Таллине (Ревеле), причем сравнительно малая служебная занятость позволила ему совершенствовать свои морские теоретические знания.

В то время русский военно-морской флот, занятый обороной своих морских рубежей, не мог выделять военных кораблей для длительных учебных заокеанских плаваний. Поэтому практиковалось командирование молодых офицеров в качестве волонтеров на суда английского военно-морского флота, уходившие в дальние плавания. В числе двенадцати отличившихся молодых офицеров, командированных на 6 лет (с 1793 по 1799 г.) в Англию, оказался и И. Ф. Крузенштерн, а также его друг Ю. Ф. Лисянский.

И. Ф. Крузенштерн плавал на различных английских судах у берегов Северной Америки, посетил приморские города Нью-Йорк, Филадельфию, Бостон, Норфолк и др., побывал в Вест-Индии и на островах Бермудских и Барбадосе, и в Нидерландской Гвиане, Африке, Индии и Китае, после чего вернулся в Англию. За время этих плаваний он неоднократно участвовал в боях с французами. Задумав в будущем организовать кругосветную экспедицию и проложить для русской морской торговли путь в Индию и Китай, И. Ф. Крузенштеон решил сам побывать в тех водах и изучить на месте ход торговли. На английском военном корабле он добрался сначала до мыса Доброй Надежды, а затем и далее, до индийских портов Мадраса и Калькутты, откуда направился в Малакку и Кантон. Здесь он лично убедился в возможности осуществить торговые связи между русскими владениями в Северной Америке и Китаем. Обратный путь в Англию он совершил на торговом корабле английской Ост-Индской компании, причем побывал вторично на мысе Доброй Надежды и посетил остров Св. Елены. На родину Иван Федорович Крузенштерн вернулся после шестилетнего отсутствия опытным и знающим мореплавателем.

Вернувшись в Россию, И. Ф. Крузенштерн, за время своего отсутствия произведенный в капитан-лейтенанты, в 1800 г. получил назначение на должность командира брига «Нептун», на котором он плавал в Финском заливе. Вскоре он решил предпринять меры к осуществлению своей давнишней мечты – организации первого русского кругосветного путешествия, проект которого он составил еще во время возвращения на корабле из Китая в Европу. Идея об установлении кругосветных сообщений с восточными окраинами России была не нова. Существовало несколько разработанных планов таких экспедиций в 1732, 1761, 1781 и 1786 гг., однако по разным причинам эти планы не были осуществлены. Наиболее близкой к реализации была кругосветная экспедиция, организованная в составе четырех военных кораблей в 1786 г. под начальством капитана 1-го ранга Г. И. Муловского. Для этой экспедиции уже были выделены корабли, укомплектованные личным составом, причем официальной целью экспедиции была поддержка намеченного правительственного заявления о присоединении к России открытых русскими людьми в Северной Америке территорий, доставка грузов в Охотск, установление торговых связей с Китаем и Японией и открытие по пути новых земель.

Русское правительство, однако, принуждено было тогда отказаться от посылки экспедиции ввиду начавшихся русско-шведской и русско-турецкой войн и осложнения общей политической обстановки в Европе.

В начале XIX в. политико-экономические условия были более благоприятны для организации кругосветной экспедиции. Уже с конца XVIII в. в царской России начинают развиваться капиталистические отношения, разрушающие замкнутое натуральное хозяйство, увеличивается число мануфактур, растет товарность сельского хозяйства, расширяется торговля. Для доставки грузов и вывоза пушнины из русских владений в Аляске и на Алеутских островах требовались более удобные пути сообщения. Перевозки грузов по суше поперек всего азиатского материка в условиях почти полного бездорожья были длительными и трудными. Русские кругосветные плавания явились также закономерным этапом прогресса интенсивно развивавшейся русской науки. По проекту И. Ф. Крузенштерна предполагалось после окончания первого кругосветного плавания организовать на русских судах правильное морское сообщение между русскими европейскими портами и русскими владениями в Америке. Одновременно намеченные плавания должны были иметь научный характер, способствовать новым географическим открытиям и исследованию малоизвестных морей и океанов.

Однако первоначально проект И. Ф. Крузенштерна, несмотря на то, что он был основан на тщательных расчетах, не встретил сочувствия среди деятелей морского министерства. Но после дворцового переворота 1801 г. руководство морским ведомством перешло к более просвещенному, культурному моряку адмиралу Н. С. Мордвинову, который совместно с новым министром коммерции Н. П. Румянцевым заинтересовался проектом И. Ф. Крузенштерна. По инициативе Румянцева в реализации экспедиции приняла участие и Российско-Американская компания. По решению правительства экспедиция должна была включать два корабля, причем все расходы по содержанию одного из них принимались на казенный счет, а по второму – на счет Российско-Американской компании. Начальником экспедиции и командиром одного из кораблей был назначен И. Ф. Крузенштерн, причем обоим кораблям разрешалось идти под военными флагами. Мечты И. Ф. Крузенштерна постепенно осуществлялись. Естественно, что он подумал о своем товарище Ю. Ф. Лисянском, с которым в молодости он привык делиться этими мечтами. Ю. Ф. Лисянский охотно согласился на это предложение.

И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский настаивали на постройке судов для экспедиции на русских верфях, но представители Российско-Американской компании решили приобрести их за границей. Для этой цели Ю. Ф. Лисянский в сентябре 1802 г. был командирован в Англию, где и купил два небольших корабля, нуждавшихся в ремонте. Корабли эти, получившие новые наименования «Надежда» (водоизмещением 450 тонн) и «Нева» (водоизмещением 370 тонн), пришли в Кронштадт в начале июня 1803 г., где началась их тщательная подготовка для предстоящего ответственного плавания. И. Ф. Крузенштерн принял в командование корабль «Надежда», а Ю. Ф. Лисянский – корабль «Нева». Подготовка экспедиции была проведена исключительно продуманно, и составленные для нее инструкции и подбор мореходных инструментов и предметов снабжения надолго еще служили образцом для последующих экспедиций.

На кораблях имелись полные коллекции морских карт и хорошо подобранная библиотека. Экспедиция имела среди своих запасов много противоцинготных средств. Корабельная провизия была приобретена наилучшего качества. В снаряжении экспедиции деятельное участие принимала Академия наук, взяв на себя проверку некоторых инструментов, составление инструкций (по минералогии, ботанике, зоологии); 8 мая 1803 г. начальник экспедиции И. Ф. Крузенштерн был избран членом-корреспондентом Академии наук. Личный состав экспедиции подбирался особенно тщательно командиром каждого из кораблей, причем все матросы и унтер-офицеры пошли в качестве добровольцев. Экипаж корабля «Надежда» состоял из восьми офицеров, двух врачей и 52 унтер-офицеров и матросов; кроме того, на нем находились трое ученых (астроном и два естествоиспытателя) и три волонтера. На корабле «Надежда» следовал в Японию русский посол Н. П. Резанов со свитой, так что общая численность личного состава на нем достигала 76 человек. Среди офицеров был опытный старший офицер лейтенант М. Ратманов и будущий знаменитый мореплаватель Ф. Ф. Беллинсгаузен, а среди волонтеров – также впоследствии известный своими научными кругосветными экспедициями О. Е. Коцебу. На корабле «Нева» состояло шесть офицеров, один врач, два человека из свиты посла и 44 унтер-офицеров и матросов, а всего 53 человека. О подборе личного состава И. Ф. Крузенштерн впоследствии писал: «Мне советовали принять несколько и иностранных матросов, но я, зная преимущественные свойства Российских, коих даже и Английским предпочитаю, совету сему последовать не согласился. На обоих кораблях, кроме гг. Горнера, Тилезиуса, Лангсдорфа и Либанда, в путешествии нашем ни одного иностранца не было».

Маршрут экспедиции был предварительно намечен в следующем виде: оба корабля следуют совместно из Кронштадта вокруг мыса Горна в Тихий океан и у Гавайских (Сэндвичевых) островов разделяются: «Надежда» направляется далее в Японию с послом Резановым и, по выполнении дипломатического поручения, – для зимовки к о. Кадьяк; «Нева» следует от Гавайских островов прямо к берегам Северной Америки и зимует также у о. Кадьяк; следующим летом оба корабля везут товары в Кантон, откуда совместно возвращаются в Россию, вокруг мыса Доброй Надежды.

26 июня 1803 г. корабли «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта и после кратковременных заходов в Копенгаген, Фальмут и на Канарские острова направились к берегам Бразилии, где на рейде о. Святой Екатерины задержались более месяца для необходимого ремонта. Это был первый случай перехода русских кораблей в южное полушарие. Во время похода личный состав экспедиции и ученые специалисты непрерывно производили различные океанографические, метеорологические и зоологические наблюдения, которые впоследствии были опубликованы и составили ценный вклад в географическую науку. Во время стоянок кораблей в тропических портах ученые занимались сбором этнографических, зоологических и ботанических коллекций, по возвращении экспедиции на Родину переданных в различные музеи, в которых хранятся до настоящего времени. 20 февраля 1804 г. оба корабля совместно обогнули мыс Горн, но после шторма разлучились: И. Ф. Крузенштерн зашел на Маркизские острова, а Ю. Ф. Лисянский – на о. Пасхи, после чего оба корабля вновь соединились у о. Нукагива, принадлежащего к группе Маркизских островов.

Уже на этом первом этапе плавания по Тихому океану русские мореплаватели выполнили (кроме систематически производившихся метеорологических и океанографических наблюдений) ряд научных географических работ: Крузенштерн и Лисянский составили подробные географические описания как о. Нукагива, так и всей группы Маркизских островов, а Лисянский составил словарь местного наречия; Лисянский, кроме того, находясь в непосредственной близости к о. Пасхи, исправил ошибку в определении его географических координат, допущенную Куком.

Следуя ранее установленному маршруту, оба корабля затем направились к Гавайским островам, в виду которых 7 июня 1804 г. они разделились: И. Ф. Крузенштерн проследовал без остановки непосредственно на Камчатку, а Ю. Ф. Лисянский перед отправлением к Алеутским островам зашел для пополнения провизии на один из Гавайских островов. «Надежда» прибыла 14 июля 1804 г. в Петропавловскую гавань, где были сданы грузы Российско-Американской компании и произведен очередной ремонт. После шестинедельной стоянки, 27 августа И. Ф. Крузенштерн вышел из Петропавловска в Нагасаки для доставки русского посла в Японию. Корабль «Надежда» шел вдоль восточных берегов островов Хоккайдо и Хонсю и обогнул с юга о. Кюсю. По пути И. Ф. Крузенштерн вместе с офицерами и учеными занимался проверкой существующих карт и описал южный берег о. Кюсю. На последнем этапе перехода «Надежда» выдержала тайфун исключительной силы и едва не потеряла мачт. Во время этого перехода И. Ф. Крузенштерн исправил положение пролива Ван-Димена, неверно нанесенного на английских и французских картах.

Целых шесть месяцев, с 8 октября по 17 апреля 1805 г., корабль «Надежда» простоял в Нагасаки, ожидая окончания дипломатических переговоров, закончившихся, в конце концов, неудачей: японское правительство отказалось принять посольство. Теперь И. Ф. Крузенштерну надлежало переправить Резанова в Петропавловск и далее следовать в Кантон на соединение с Ю. Ф. Лисянским для последующего возвращения на Родину. На этот период своего плавания Крузенштерн наметил себе целую программу географических исследований и решил: 1) прежде всего изучить Японское море, в ту эпоху почти незнакомое мореплавателям, и описать его побережья, 2) описать южное и восточное побережья Сахалина, 3) выяснить, существует ля пролив между этим островом и материком, и 4) пройти каким-либо новым проливом между Курильскими островами, расположенными севернее пролива Буссоль. Почти всю эту программу он и выполнил, частично на переходе в Петропавловск, частично несколько позднее.

В Японское море И. Ф. Крузенштерн вышел восточным проходом Цусимсксго пролива, названным впоследствии его именем. Далее он обследовал отдельные участки западного побережья о. Хонсю и всю западную и северо-западную части берегов о. Хоккайдо с выходом на них. Ряду береговых пунктов и бухт он дал русские наименования. Далее И. Ф. Крузенштерн вышел из Японского моря проливом Лаперуза и подробно описал и изучил (с выходом на берег) берега залива Анива и часть восточного берега Сахалина, причем сделал важное по тому времени географическое открытие, установив тождество наименований «Сахалин» и «Карафуто».

Вдоль восточного побережья были описаны и положены на карту берега залива Терпения (также с посещением берега). По выходе из залива Терпения «Надежда» встретила льды, ввиду чего И. Ф. Крузенштерн принял решение немедленно следовать в Петропавловск и вернуться к мысу Терпения в более благоприятное время. На южном и восточном берегах Сахалина ряду географических объектов, мысов, бухт, рек и гор были присвоены русские наименования.

После этого И. Ф. Крузенштерн направился к Курильским островам для их описания, но туман, плохая видимость и штормовая погода помешали ему. Все же к северу от пролива, ныне носящего его имя, И. Ф. Крузенштерн открыл группу опасных низких островов, которые он назвал «Каменными ловушками». Из Охотского моря в Тихий океан «Надежда» прошла проливом между островами Онекотан и Харимхотан, ныне носящими имя Креницына. Наконец, 5 июня 1805 г. «Надежда» пришла в Петропавловск.

После отбытия Резанова со свитой, с которой отправился и естествоиспытатель Лангсдорф, выгрузки японских грузов и необходимого пемонта «Надежда» 5 июня вновь вышла в море и направилась непосредственно к мысу Терпения, войдя в Охотское море проливом, названным по имени корабля Крузенштерна – проливом «Надежда». Придя к мысу Терпения и определив точное его местоположение, И. Ф. Крузенштерн пошел на север вдоль восточного берега Сахалина, описывая его (местами с посылкой на берег офицеров), нанося на карту, определяя местоположение мысов, многие из которых были им названы в Честь своих офицеров (мысы Ратманова, Беллинсгаузена). Достигнув самой северной оконечности Сахалина и назвав ее мысом Елизаветы, Крузенштерн обогнул этот мыс с севера, так же как и соседний к западу мыс Марии, и направился в Сахалинский залив. Здесь он подошел лишь к северному входу в Амурский лиман, где его корабль лег в дрейф, а на юг был послан один из офицеров на гребной шлюпке для определения глубины и ширины «канала», ведущего к устью Амура. Крупной ошибкой И. Ф. Крузенштерна явилось поверхностное исследование весьма важного вопроса о том, является Сахалин островом или полуостровом. На основании весьма неопределенных данных, сообщенных его офицером, о сильном течении с юга, о наличии малых глубин и, наконец, о пресном характере воды он сделал вывод, что сквозного прохода между островом и материком не существует. Возможно, что на выводы Крузенштерна повлияло мнение таких авторитетов, как Лаперуз и Браутон. Эта ошибка могла бы стать роковой и остановить дальнейшие поиски выхода к Тихому океану, если бы не смелость и настойчивость другого русского мореплавателя Г. И. Невельского, который в 1850 г. опроверг мнение своего предшественника открытием пролива (названного его именем), соединяющего Амурский лиман с Татарским проливом, нашедшего глубоководный вход в устье Амура и установившего, что Сахалин – остров.

Северо-западное побережье Сахалина было подробно обследовано с выходом на берег. Не смея «отважиться», как пишет И. Ф. Крузенштерн в описании своего путешествии, следовать на своем сравнительно глубоко сидящем корабле далее на юг и стремясь в назначенный срок соединиться в Кантоне с Ю. Ф. Лисянским, он решил повернуть на север и следовать в Петропавловск по Охотскому морю. Несмотря на неудачу И. Ф. Крузенштерна с обследованием входа в Амур, его биограф, известный русский морской историк Ф. Ф. Веселаго, правильно оценил заслуги мореплавателя, указав, что уже того, что было сделано Крузенштерном, достаточно, чтобы дать имени Крузенштерна одно из почетнейших мест в истории гидрографии. «Все это сделано, за исключением месяца, проведенного в Петропавловском порте, всего в 87 дней, и это в местах, впервые посещенных, в морях, где целое лето господствует туман. Достаточно сказать, что в эти 87 дней одних астрономических определений пунктов набирается более 100, а исследовано и большею частью пройдено съемкою протяжение берега не менее 1500 верст». В Охотском море «Надежда» прошла поблизости о. Ионы и уточнила его географическое положение. Из Охотского моря «Надежда» вышла Четвертым Курильским проливом и 30 августа стала на якорь в Петропавловском порту. В начале октября 1805 г. И. Ф. Крузенштерн вышел из Петропавловска и по пути в Китай намеревался уточнить местоположение ряда островов, нанесенных на иностранные карты, существование которых казалось ему сомнительным. Безуспешно отыскивая эти острова, оказавшиеся несуществующими, И. Ф. Крузенштерн обогнул с востока Японию, острова Рюкю и Тайвань и 20 ноября пришел в порт Макао.

1 декабря 1805 г. туда же прибыла «Нева», руководимая Ю. Ф. Лисянским. В Кантоне (вернее, на рейде Вампу) корабли экспедиции приняли на большую сумму китайских товаров и 9 февраля 1806 г. совместно вышли в обратный путь на Родину. В Индийском океане во время тумана оба корабля разлучились и следовали далее самостоятельно. И. Ф. Крузенштерн, после 79-дневного перехода зашел на о. Св. Елены, где получил известие о войне России с Францией. Опасаясь встречи с неприятелем, он направился на Родину кружным путем вокруг Шетландских островов и, сделав 86-дневный переход, пришел в Копенгаген, где простоял четыре дня. 19 августа 1805 г. он стал на якорь на Кронштадтском рейде. Так закончилось первое русское кругосветное плавание, продолжавшееся три года и двенадцать дней.

Трехлетнее кругосветное плавание И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского составило целую эпоху в истории русской географической науки, русского военно-морского флота.

Научные результаты экспедиции, кроме уже упомянутых географических открытий и нанесения обследованных побережий и портов на карты, заключаются еще в новой методике океанографических исследований. И. Ф. Крузенштерн на «Надежде» наблюдал глубинные температуры, пользуясь незадолго до того изобретенным термометром Сикса для наибольших и наименьших температур. Он и его спутник астроном Горнер произвели в семи местах вертикальные ряды наблюдений температуры, а всего глубоководные наблюдения велись в девяти местах. Знаменитый советский океанограф и географ Ю. М. Шокальский считал, что по времени это вообще были первые наблюдения вертикальных рядов температуры на глубинах в океане. И. Ф. Крузенштерн уделял большое внимание изучению приливо-отливных явлений и лично занимался наблюдениями над приливами и отливами во время длительной стоянки его корабля в Нагасаки. За все время своего плавания русские моряки и ученые определяли направление и скорость течений, величину склонения компаса, производили метеорологические наблюдения. И. Ф. Крузенштерну лично принадлежит сводка всех наблюдений над элементами течений, которые выводились из сопоставления счислимых мест корабля с определенными по астрономическим наблюдениям. Астроном Горнер обобщил гидрологические и метеорологические наблюдения и исследовал удельный вес воды в различных районах. Интересно отметить, что экспедиция впервые установила, что «морская вода светится не от движения и трения частиц оной, но что действительною виною того суть органические вещества».

Можно с полным правом утверждать, что первое русское кругосветное плавание положило начало и создало базу новой отрасли географической науки – океанографии.

Необходимо отметить, что русские мореплаватели определяли свои координаты с точностью, вдвое большей, чем их непосредственные предшественники – иностранные мореплаватели (например, Ванкувер). Плавание И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского явилось не только первым русским кругосветным плаванием, но и первым русским плаванием вообще, в котором долготы определялись не менее часто, чем широты и с достаточно высокой, даже по нашим современным понятиям, точностью. Широту на «Надежде» и «Неве» определяли по полуденным высотам Солнца всегда, когда позволяли условия погоды, в среднем 20-23 раз в месяц пребывания под парусами в море, а долготу – по высотам Солнца, измеренным у первого вертикала и по хронометрам, 19-20 раз. Таким образом, долготы определялись на основе совместного использования данных высот Солнца, учета ходов хронометров и измерения лунных расстояний (по ним выводились поправки хронометров 2-3 раза в месяц).

Следовательно, крупные научные результаты экспедиции объясняются не только искусством и отвагой русских моряков но и умелым использованием ими самых передовых методов и техники кораблевождения и новейших точных приборов.

Участники экспедиции составили подробные географические и статистические описания Камчатки, Маркизских островов, прибрежных районов юго-восточного Китая и русских владений в Северной Америке, краткие словари на нескольких языках, собрали материалы о религиозных верованиях, нравах и других чертах различных народностей.

Благодаря прекрасной организации экспедиции, хорошему снабжению и заботе о личном составе со стороны командования за все три года на обоих кораблях не было не только ни одного смертного случая, но даже ни одного серьезного заболевания; не было также никаких потерь в материальной части.

Экспедиция была встречена на Родине с большим триумфом. И. Ф. Крузенштерн был избран членом Академии наук и членом Адмиралтейского департамента и произведен в капитаны 2-го ранга.

С 1807 по 1809 г. он состоял при Петербургском порте на берегу и занимался обработкой материалов своей экспедиции. Трехтомное сочинение И. Ф. Крузенштерна «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах» с приложением прекрасного гравированного атласа карт и рисунков вышло в свет в 1809-1812 гг. и было переведено на большинство европейских языков. Первые два тома его содержат подробное описание плавания, а в третьем томе собраны научные статьи И. Ф. Крузенштерна и ученых специалистов экспедиции по вопросам океанографии, метеорологии, этнографии и пр.

В 1809 г. И. Ф. Крузенштерн был произведен в капитаны 1-го ранга и назначен командиром линейного корабля «Благодать». Это было его последнее строевое назначение и плавание на боевом корабле (впоследствии он неоднократно в летнее время командовал учебной эскадрой Морского корпуса). В 1811 г. он получил назначение инспектором классов Морского корпуса, но выполнял эту должность очень недолго и был уволен по болезни глаз в долговременный отпуск. Этот отпуск, который он проводил в своем имении близ города Раквере (бывший Везенберг) в Эстонии, был целиком посвящен научным занятиям, плодом которых явился выпуск капитального издания «Атлас Южного моря» с приложением двух томов гидрографических объяснений. Из своего отпуска он несколько раз вызывался для выполнения различных поручении. Так, в 1814 г. он занимался организацией кругосветной экспедиции О. Е. Коцебу на бриге «Рюрик», для которой он, будучи в Англии заказал астрономические и мореходные инструменты, а в 1918 г. составил особую записку по поводу организации первой русской антарктической экспедиции. В 1818 г. он был назначен присутствовать в заготовке корабельных лесов. В 1819 г. И. Ф. Крузенштерн был произведен в капитан-командиры.

Замечательный труд И. Ф. Крузенштерна «Атлас Южного моря» с двумя томами объяснений на русском и французском языках был издан в 1824-1826 гг. В этом труде он использовал результаты всех русских и иностранных плаваний и свой личный опыт и составил наиболее подробные и авторитетные карты Тихого океана, заслужившие признание во всем мире. Работа над картами Тихого океана не закончилась выходом в свет «Атласа»: до конца своей жизни И. Ф. Крузенштерн продолжал следить за всеми новыми плаваниями на Тихом океане и вносил исправления на свои карты (в 1835 г. он издал дополнения к своим «Объяснениям»). Не было ни одного начальника русской или иностранной экспедиции, который не счел бы своим нравственным долгом сообщить автору «Атласа» те или иные замечания и дополнения к его картам. «Атлас Южного моря» был удостоен полной Демидовской премии Академии наук.

В 1826 г. закончился длительный отпуск И. Ф. Крузенштерна. После производства в контр-адмиралы он был назначен инспектором классов и помощником директора Морского корпуса, а уже в следующем. 1827 г. – директором этого корпуса и членом Адмиралтейств-коллегии. С этого времени начинается его пятнадцатилетняя педагогическая и воспитательная работа в должности директора Морского корпуса. В ней он проявил свои прогрессивные идеи в деле воспитания молодого поколения моряков, значительно улучшил педагогический процесс, организовал лаборатории и кабинеты, астрономическую обсерваторию и музей, подобрал квалифицированные кадры преподавателей, обращал большое внимание на преподавание иностранных языков. Он был ярым поборником необходимости для моряков высшего специального образования и организовал при Морском корпусе так называемые Офицерские классы с трехлетним курсом обучения, которые впоследствии были переименованы в Морскую академию. По приглашению директора, в этих классах лекции читали такие выдающиеся ученые, как академики М. В. Остроградский, В. Я. Буняковский, Э. X. Ленц и А. Я. Купфер. Прогрессивные реформы И. Ф. Крузенштерна встретили оппозицию среди реакционного офицерства, и одной из причин его отставки нужно считать противоречие этих реформ духу и нравам николаевского режима. В 1829 г. Крузенштерн был произведен в вице-адмиралы, в 1841 г. – в адмиралы и в том же году был отчислен от должности директора Морского корпуса, но до самой смерти числился на действительной военно-морской службе.

И. Ф. Крузенштерн весь период своей жизни после возвращения из кругосветного плавания интенсивно занимался научной деятельностью и поддерживал научные связи с наиболее выдающимися русскими и иностранными учеными. Он был прекрасным лингвистом и вел переписку с Гумбольдтом, Мурчисоном, знаменитым испанским картографом Эспиноза и другими крупными научными авторитетами в области картографии и гидрографии. Его научные заслуги получили высокую оценку: он был почетным членом Академии наук, почетным доктором философии Дерптского университета и членом-корреспондентом многих иностранных научных обществ и учреждений. И. Ф. Крузенштерн был одним из членов-учредителей Русского географического общества.

Юбилей И. Ф. Крузенштерна, отпразднованный с большой торжественностью в начале 1839 г., превратился в его подлинный триумф, но юбиляру особенно ценно было присутствие на празднике двух стариков-матросов, бывших участников его кругосветного плавания, добравшихся в Петербург из самых отдаленных окраин России.

Скончался И. Ф. Крузенштерн 24 августа 1846 г. в своем имении Асс, близ Раквере (Везенберга), и похоронен в Таллине (Ревеле) в Вышгородской церкви. На набережной Васильевского острова напротив Морского корпуса в Санкт-Петербурге ему поставлен памятник на средства, собранные среди его учеников и учителей.

Имя Ивана Федоровича Крузенштерна вошло в историю отечественной науки как имя отважного мореплавателя, организатора первой русской кругосветной экспедиции, как пламенного патриота, как крупного ученого-гидрографа и как обаятельного, гуманного, прогрессивного деятеля.

Список литературы

  1. Шведе Е. Е. Иван Федорович Крузенштерн / Е. Е. Шведе // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва: Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 382-393.
 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме