Израиль горний монастырь. Горненская матушка

Идея основать в поселении Эйн Карем именно женскую обитель - Горненский монастырь- появилась у Антонина Капустина, начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, совсем не случайно.

Евангелист Лука рассказывает трогательную историю: во время Благовещения архангел Гавриил, кроме собственно благой вести, сообщил Марии, что ее родственница Елизавета, старая и бесплодная, тоже чудесным образом забеременела.

Мария тут же собралась в путь - Елизавета с мужем, священником Захарией, жила в деревне Эйн Карем неподалеку от Иерусалима. Можно понять любопытство юной женщины. Ведь если у пожилых родных и впрямь получилось зачать дитя, это тоже настоящее чудо и большая радость. Бесплодие было кошмаром любой иудейской семьи.

Благовещение о рождестве Иоанна Предтечи

Когда Мария добралась до Эйн-Карема, Елизавета встретила ее словами благословения и тут же узнала в ней Матерь Господа, и в животе ее зашевелился шестимесячный младенец - будущий Креститель.

Елизавета была живым примером того, как вера простой женщины, немолодой и очевидно, не очень счастливой (Лука сообщает, что за бесплодие она «терпела поношения от людей»), оказалась крепче и действенней веры мужчины, священника. Ведь и мужу ее Захарии была благая весть, да где - в Иерусалимском храме архангел Гавриил поведал ему, что родится у него сын, «великий перед Господом». И даже имя подсказал: Иоанн. Но Захария испугался, смутился, не поверил - и был наказан немотой. И молчал до рождения сына. А когда счастливая родня и соседи явились в день обрезания младенца сказав Елизавете (муж-то онемел!), что неплохо бы назвать дитя по отцу, Захарией. Но мать твердо возразила: Иоанн. Ее не поняли: нет у нас в родне и не было никаких Иоаннов!

Подступились к Захарии с тем же вопросом - да, наверно, и с требованием вразумить как-нибудь жену. Но тот знаками потребовал дощечку для письма и написал: «Иоанн имя ему».

И стоило ему дописать последнее слово, он почувствовал, что снова может говорить, рассказать свою историю, восславить Господа, и раскаяться в том, что усомнился.

А Елизавета не сомневалась ни мига.

Только в Эйн Кареме, где жила эта удивительная женщина, и стоило построить пристанище для женщин, желающих служить Господу.

Здесь есть святой источник, из которого пила Мария, утомленная после своего пути. Ныне над источником построена маленькая часовня, а дорога от него как раз и ведет в Горненский женский монастырь.

Рождение обители

Архимандрит Антонин присмотрел участок для основания обители еще в 1869 г. Хозяин прекрасной земли, поросшей оливами, бывший дипломат французского посольства Джельяд был готов продать участок. Но ему было совершенно все равно, кому он достанется. На отличную землю претендовали и католики, строившие в Эль Кареме монастырь и школу. А у русского архимандрита не было денег. К счастью, он сумел привлечь серьезных спонсоров: бывшего министра путей сообщения Российской Империи Мельникова, хозяина знаменитых заводов Путилова, гастрономических магнатов братьев Елисеевых. Средства нашлись - но пришлось еще поторговаться с лукавым французом, что было нелегким делом. Недаром же Антонин называл его в дневнике «старым плутом» и даже «кощеем бессмертным», который, видно, чах не над златом, а над своей землей.

С 1871 г. эти трудности были позади - оседали на новоприобретенной земле паломницы, которые постепенно объединились в общину, строилась церковь Казанской Божией Матери.

По уставу каждая сестра, желавшая проживать в общине, должна была построить жилье на свои средства, Русская духовная миссия, очевидно, была не в лучшем финансовом положении и не могла помочь монастырю отстроиться как следует. Зато Горненский женский монастырь обрел свой неповторимый облик: не общее помещение с кельями, а домики на склоне горы, обсаженные плодовыми деревьями. Сестры возделывали землю, нашлись среди них и искусные рукодельницы, и художницы - и в начале XX в. При первой настоятельнице Валентине, возникли при монастыре златошвейная и иконописная мастерские, приносившие кое-какой доход.

Через тернии к звездам

В 1910-1911 гг. началось возведение большого храма Св. Троицы в честь Всех святых, в Российской земле воссиявших. Как началось, так и закончилось, незавершенное. Обитель вступила в полосу тяжких испытаний.

Началась Первая мировая война, и власти Оттоманской империи приказали сестрам убираться из обители. Приказу турецких властей подчинились не все. Оставшиеся монахини, чтобы выжить, ходили за 15 верст в каменоломни - нанимались дробить камень.

И все же обитель пережила и войну, и эпидемию холеры в 1916 г., хотя болезнь и проникла в монастырь, и убила не одну сестру (они похоронены на отдельном участке монастырского кладбища) - оставшиеся молились перед иконой Казанской Божьей Матери о спасении. И узрели чудо: икона сошла со стены, и все услышали голос, пообещавший, что бедствия прекратятся. И мор отступил.

Троицкий храм так и стоял недостроенным: воздвигался он на средства Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, которая погибла от рук новой власти в 1918-м. Теперь между Московским Патриархатом и монастырем была пропасть по имени Советская власть, и Горненский монастырь перешел к Русской Православной Церкви заграницей.

Летом 1948 г. на Эйн-Карем посыпались бомбы, и сестрам пришлось спешно бежать - укрылись они в Иордании.

Новообразованное Государство Израиль вновь передало Горненский женский монастырь - вместе со всеми строениями Русской духовной миссии - Московскому патриархату.

С тех лет до распада СССР русский православный женский Горненский монастырь был единственной обителью Московского Патриархата в иностранном государстве.

Храм Всех святых достраивался с 1997 по 2007 гг. и освящен в 2012 Патриархом Московским Кириллом.

Если хотите увидеть больше

Недалеко от собора Всех святых есть заброшенная греко-православная церковь, построенная в конце XIX в. За ней ухаживала и даже расписывала ее всего одна монахиня. После ее смерти церковь открывают очень редко, но можно сделать фото и попросить насельниц монастыря рассказать о церкви.

Горненский монастырь сегодня

Нынешняя игуменья Георгия в Горненский монастырь приехала в 1991 г., вместе с делегацией Патриарха Алексия II - незадолго до того он назначил ее настоятельницей Горненского и возвел в сан игумении.

Прибыла матушка Георгия к уже знакомым трудам: с 1989 она восстанавливала в Санкт-Петербурге храм Иоанна Кронштадтского, который стоял «без окон без дверей», загаженный и разоренный.

На новом месте тоже требовалась огромная работа, Горненский монастырь уже пять лет стоял безначально, без настоятельницы. По воспоминаниям самой Георгии, в недостроенном соборе Троицы успели вырасти деревья, на всех путях к нему - непроходимые заросли. А что до монастыря - проще перечислить, чего там не было, помимо игумении: водопровода, телефона, ограждения вокруг монастыря, гостиницы для паломников; многие домики обветшали и требовали ремонта.

Матушку Георгию это не испугало и не ввело в уныние: да и невозможно человеку с такой биографией бояться преодолимых трудностей. Игуменья Георгия, в миру Валентина Щукина, пережила многое: с матерью и сестрой выбиралась из осажденного Ленинграда по льду Ладожского озера, лежала в морге среди умерших на железнодорожной станции Орехово-Зуево, потеряла сестру и еще совсем молодую мать, с 14 лет неофициально зарабатывала себе на жизнь помощницей в столовой, а затем реставратором в Центральном историческом архиве Ленинграда. Решение о монашестве приняла едва на 15-м году жизни и с превеликим трудом попала в эстонский монастырь, где и прожила почти сорок лет.

Старанья настоятельнецы игумении Георгии Щукиной

Трудами игумении, сестер и трудников Горненского монастыря все здесь постепенно преобразилось. Появились и несколько гостиниц для паломников, которые регулярно наезжают в обитель. Есть здесь и трудницы, временно проживающие в монастыре и помогающие сестрам во всех работах - каждая по своему умению. Устав для трудников более мягкий, чем для сестер: те живут по часам, их жизнь состоит из служб и послушаний. Работ в монастыре, коих тут множество - в церкви, в паломнических домиках, в саду, в канцелярии, в трапезной, на просфорне. Уход за больными, уборка территории, прогулки с паломниками в качестве гидов - все это послушания.

На фото - удивительная красота снаружи и необыкновенная чистота внутри монастыря: сразу видно, что здесь живут женщины. Даже кладбище аккуратнейшее, с белыми надгробными плитами и крестами.

Послушания после вечерней службы заканчиваются в 21.00. В свободное время сестры могут по желанию молиться в своих домиках-кельях, беседовать, читать. И даже общаться с животными: местная фауна сполна оценила доброту монахинь и является «на трапезу». Здесь летают зеленые попугайчики, неспешно ползают черепашки, бродят кошки и даже мангусты.

Горненский монастырь — трудничество

Как решить вопрос с трудничеством в Горненском монастыре?

Вам нужно прислать в канцелярию Русской духовной миссии по e-mail (адрес: ) следующие документы:

1. Прошение на имя Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (отсканированное прошение с личной подписью).
2. Автобиографию (в формате Word).
3. Анкету (в формате Word).
4. Рекомендацию духовника на имя начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме (отсканированную рекомендацию на бланке храма с печатью храма и подписью священника).
5. Данные заграничного паспорта (отсканированный разворот паспорта с фотографией).

Образцы прошения и анкеты есть на сайте РДМ: http://rusdm.ru/contact

Перед покупкой авиабилетов согласуйте дату вашего прибытия с канцелярией РДМ.
У вас должна быть оформлена туристическая медицинская страховка на все время пребывания в Израиле.

Цветочный ковер для Богоматери

Основатель обители архимандрит Антонин Капустин оставил по себе удивительную память: он подарил монастырю уникальный престольный праздник, отсутствующий в православном календаре. Он добился от Синода в 1883 г. благословения отмечать здесь «Целование Мариино» — в память о чудесном визите Марии к родственнице.

12 апреля из Свято-Троицкого Иерусалимского собора «переезжает» в обитель чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Сестры с игуменией благоговейно встречают ее у Источника Марии, и крестным ходом икона «шествует» в Казанский храм, перед которым ее встречает прекрасный круглый ковер, выложенный из цветов.

Икона «живет» в обители три месяца - до Рождества Иоанна Предтечи в июле, потому что именно столько времени пробыла Богоматерь в гостях у Елизаветы.

Сестры всегда рады празднику - к ним словно бы приходит сама Матерь Божия – и она же будто бы является в это время настоятельницей обители. Матушка Георгия радостно рассказывает о том, как Богоматерь, «наряженная» в красивую голубую или розовую ризу, занимает ее место, а ей приносят самый обыкновенный стульчик.

Там, куда после Благовещения пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария, чтобы сообщить праведной Елисавете - матери святого Иоанна Предтечи - о грядущем рождении Иисуса Христа, находится Горненский православный женский монастырь. А рядом с ним, в центре живописного иерусалимского района Эйн-Карем, можно увидеть источник, из которого Богородица брала воду. Дорога от источника ведет к монастырю.

Святое место в оливковой роще

Сегодня монастырь - одно из самых интересных и посещаемых паломниками мест Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. «Сестра, благословите!» - так обращаются друг к другу при встрече сестры и прихожане.

В 1871 году глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) выкупил оливковую плантацию у дипломатического работника французского консульства. Поначалу здесь был построен приют для русских паломников, в котором со временем стали селиться инокини. Постепенно приют стал монастырем, но не совсем обычным. Согласно уставу архимандрита Антонина, желающие поселиться здесь монахини должны были на свои средства построить себе дом с садом. Так монастырь приобрел свой необычный вид: без корпусов с кельями, но с уютными домиками в окружении душистых садов с лимонными, миндальными и оливковыми деревьями.

Первый каменный храм здесь возвели в 1882 г. и освятили через год в честь Встречи Божьей Матери с праведной Елисаветой. Позднее ради спасения сестёр обители от эпидемии холеры в Палестине здесь стала особо почитаться Казанская икона Божьей Матери, а храм стали именовать в её честь.

Сейчас монастырь посещает много паломников, каждый день прибывают новые группы из разных уголков России, Украины и других стран. Когда-то здесь не было ни дорожек, ни тропинок – камни да пыль, а сегодня в каждом домике есть вода, канализация. Кроме того, около собора строится гостиница. На территории монастыря еще остались полуразрушенные домики, от некоторых – одни стены, но они постепенно восстанавливаются, чтобы все желающие могли посетить это святое место.

Матушка Георгия

Покои матушки Георгии (до пострига Валентины Щукиной) находится в самом сердце монастыря. С ее террасы открывается живописный вид на иерусалимские горы с раскиданными по склонам монастырями. Матушка Георгия была назначена настоятельницей монастыря по благославению Патриарха Алексия II и Священного Синода с напутствием «восстанавливать Горний» в 1991-м году. Как сказал тогда Патриарх: «За святое послушание, матушка, Господь поможет! Побудете три-четыре года, восстановите монастырь, станете принимать паломников».

Тогда, более 20 лет назад, большинство зданий в монастыре были полуразрушены, не было ни воды, ни электричества, ни канализации. Послушницы ходили за водой вниз, к источнику, из которого, по преданию, пила Пресвятая Богородица. Но, милостью Божьей, это святое место удалось восстановить из праха забвения и разрухи.

В детстве матушка Георгия пережила блокаду Ленинграда: «Когда нас эвакуировали, на станции Орехово-Зуево мама сдала меня и младшую сестру Ниночку, как умерших, в морг. Ниночка так и осталась там, а я выжила, пролежала больше месяца в больнице. За день до выписки, по воле Божьей, пришел главврач с запросом от моей мамы, которую эвакуировали в Краснодарский край, жива ли я? Так мы и воссоединились. Потом станицу, где мы жили, взяли немцы. Мы прятались от них в погребе. Бог сохранил, не нашли. В Ленинград вернулась в 1944, а в 1949-ом я ушла в монастырь в Эстонии, где прожила почти 40 лет ».

Восстановление обители началось с 1992-го года, когда в монастырь прислали 20 студентов-семинаристов из Московской Духовной Академии. С ними работа пошла быстрее. Они восстановили древнее двухэтажное здание при входе в монастырь, в котором была богадельня. Теперь в нём гостиница. Еще через несколько лет в монастырь прибыло около 20 послушниц, и с ними работа закипела. Иногда сестры болеют, справляться со всеми делами бывает трудно. Но матушка не унывает: помогать монастырю часто приезжают «трудники».

«Трудники» - люди, которым хочется посвятить определенный период жизни служению Богу. Они приезжают на срок до трех месяцев, насколько позволяет туристическая виза, живут в монастыре и помогают в его быте. Каждому из них определяются задачи по умениям.

Трудники не обременены монастырским уставом, у них свой распорядок дня: в 7:00 - завтрак, после завтрака – работы, на которые их назначает благочинная (сестра, выполняющая административные обязанности), потом обед, час отдыха и опять работа до вечера. После ужина в 18:00 - свободное время. Иногда бывает вечерняя служба, которую все посещают в праздники и воскресные дни.

Также монастырь посещает много паломников. Так, однажды приехала группа батюшек из России и в течение визита их предупредили: мол, иногда на территории монастыря можно встретить скорпионов и в случае укуса нужно обязательно выпить аракий. На что батюшки отшутились: зачем же ждать укуса скорпиона? :)

Монастырский уклад

Пасторально, тихо, поют птицы... Жизнь в монастыре размеренная, но насыщенная. У всех сестер есть свои «послушания». Сестры, несущие послушание в церкви, следят за свечками, которые ставят люди, помогают в алтаре, вне церкви сопровождают паломников как гиды или помогают в домиках-гостиницах, убирают территорию, собирают маслины, из которых здесь же изготавливается оливковое масло. Сестры ухаживают за больными, есть послушание в канцелярии, на просфорне, где пекут просфоры - богослужебный литургический хлеб, в трапезной, на воротах (в качестве привратников).

День сестер расписан по часам: с 5:30 до 9:00 утренняя служба, общий завтрак с 9:00 до 9:30. Затем все идут исполнять свои послушания до 12:30. С 12:30 до 13:00 - обед, после которого вновь послушания до 15:00, а с 15:00 до 18:00 - вечерняя служба. Бывают и вечерние послушания с 18:00 до 21:00.

Оставшееся время можно посвятить келейным молитвам, чтению... или кормлению животных! В монастыре водятся черепахи, целые стаи зеленых попугаев, кошки и даже мангусты! Они, по рассказам сестёр, очень воспитанные и приходят иногда целыми семействами. Когда монахини кормят кошек, зверьки терпеливо ждут, пока те насытятся, и только потом угощаются сами:)

Игумения Георгия

Настоятельница Горненского женского монастыря в Иерусалиме с 1991-го года, пережила блокаду Ленинграда и с тех пор служит Богу.

Наступление лета, а вместе с ним и поры отпусков, побуждает каждого задуматься о том, как провести это время с пользой. У кого-то все уже давно расписано по стандартной схеме: дача и садово-огородные работы либо море, солнце, пляж. Верующие люди стараются уделить часть своего отпуска посещению православных святынь как в России, так и за рубежом. И в первую очередь они, как правило, обращают свои взоры в сторону Святой Земли, стремясь ощутить причастность к происходившим здесь евангельским событиям. Отправиться в паломничество на Святую Землю можно либо присоединившись к одной из групп, формируемых многочисленными паломническими службами, либо напрямую обратившись в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, которая занимается приемом и размещением паломников. Но посещение Святой Земли может быть не только паломничеством или отдыхом – можно одновременно оказать своим трудом посильную помощь здешним обителям, в том числе и в приеме паломников.

Как и чем можно помочь Горненской обители, сестры которой несут послушание по приему и сопровождению паломников, о жизни этой обители рассказала ее настоятельница игумения Георгия (Щукина).

– Сильно ли отличается жизнь насельниц русских православных монастырей на Святой Земле от жизни монашествующих в женских обителях России?

– Да, конечно. Мы живем на земле, куда тысячи и тысячи людей мечтают попасть, чтобы поклониться Гробу Господню и помолиться па святых местах. Когда Святейший Патриарх Алексий назначал меня сюда, то сказал: «Матушка, ваша миссия – принимать паломников». Конечно, и в России женские монастыри посещает много паломников, особенно Дивеевский или Пюхтицкий в Эстонии, но Святая Земля – особенное место. Здесь собраны главные святыни православного мира, все события Нового Завета происходили здесь. Именно поэтому сюда так стремятся люди, особенно сейчас – группа за группой. Мы в Горненском монастыре Русской духовной миссии принимаем их, сестры несут послушание по сопровождению паломников.

– Сейчас кризис, а паломников за последнее время стало больше.

– Больше. Когда я прилетела сюда в 1991 году, вообще никого не было. Первый раз получали Благодатный огонь – тихо, спокойно, ни туристов, ни паломников. Все наши сестры прямо у самой кувуклии стояли. Блаженнейший Патриарх вышел с Благодатным огнем, и мы прямо из его рук зажигали свечи. А теперь совсем по-другому.

С каждым годом людей стало приезжать все больше, как и предсказывал Святейший Патриарх. Вначале я просто не знала, как быть: каждый день столько звонков, столько просьб принять, а у монастыря ни одной гостиницы не было. С Божией помощью начали все восстанавливать и обустраивать.

Святейший Патриарх Алексий прислал нам в помощь 20 человек семинаристов, которые начали понемножечку благоустраивать Горненский монастырь, ведь все было запущено. К храму Всех святых, в земле Российской просиявших, например, подняться было невозможно: ни дорожки, ни тропинки, сплошной лес. Семинаристы его вырубали. У храма не было крыши – почти 90 лет простояли одни стены и внутри выросли огромные деревья. Все нужно было вырубить и расчистить. Сначала трудились рабочие-арабы, а затем семинаристы.

Устроили первую гостиницу – со стороны госпиталя «Хадасса». Когда-то в этом монастырском здании была богадельня. Всего у монастыря, когда я приехала, имелось четыре богадельни, потому что когда-то здесь жило около 200 насельниц и среди них много стареньких и слабеньких. Теперь все эти богадельни у нас стали гостиницами.

Когда я только приехала, в монастыре света не было, водопровода не было. Слава Богу, в те годы шли обильные дожди. Мы наполняли этой водой имеющиеся на территории старые цистерны. Так как паломников не было, общей трапезной тоже, то каждой сестре воды хватало. А позже, когда начались активные восстановительные работы, тогда уже пришлось подключать городское водоснабжение.

– Как сочетается постоянный прием паломников с полноценной монашеской жизнью?

– Сестры, несущие послушание по сопровождению паломников, всегда рады, что имеют возможность снова поехать в Вифлеем, еще раз помолиться у Гроба Господня, посетить реку Иордан, но получается, что они все время на людях, и это, конечно, духовное внимание рассеивает. Они устают. Нужно готовиться к рассказу о каждом святом месте, знать, как и о чем в каждом случае говорить. Посещая с паломниками святое место, сестра молится вместе с ними и призвана передавать свое благоговейное молитвенное чувство им. Конечно, сестрам бывает тяжело. Но этот труд надо нести за святое послушание – такова наша миссия.

Помню, когда я пришла в Пюхтицкий монастырь – мне тогда было 18 лет, – меня поселили в келье с монахиней Аркадией. Она была духовной дочерью отца Иоанна Кронштадтского и сама родом из Кронштадта. Тогда в Пюхтицах я застала много сестер, которые пришли по благословению отца Иоанна. Им пришлось очень трудно. Когда в Пюхтицах строился собор, сестры даже кирпичи сами делали. Косили, бороновали, жали – все вручную, потому что не было никакой техники. И батюшка им тогда говорил: «Сестры, только трудитесь безропотно. Вам три шага до Царства Небесного, только будьте безропотны». Этот его завет нам, новеньким, которые приходили уже после войны, внушали.

– Каков распорядок жизни Горненского монастыря?

– День начинается с молитвы. Летом, когда жарко, в 5 часов утра у нас служится полунощница, акафист читаем. В понедельник – архангелу Михаилу, во вторник – святому Иоанну Предтече, в среду здесь такая традиция: после литургии опускается икона Матери Божией, которая висит над царскими вратами, и мы поем нараспев акафист «Радуйся, Невесто Неневестная». Это очень давняя Горненская традиция. По воскресеньям читаем акафист иконе Божией Матери «Казанская». Службы, слава Богу, каждый день утром и вечером. Литургия служится каждый день, а это очень важно.

Зимой и осенью молитвы начинаются в половине шестого, в праздники – в 6 часов. По воскресеньям, так как мы всегда посещаем ночную службу в храме Гроба Господня, служба начинается в половине седьмого. На летнее время мы не переходим. Еще когда я приехала, старенькие монахини просили меня: «Матушка, не надо переходить на летнее время. У нас в Горнем никогда его не было. Какое время Господь дал, такое пусть и будет». Так и осталось. Конечно, это создает определенные сложности: программу для паломников мне присылают по летнему времени, а у меня в Горнем другое время.

– Подвизаться на Святой Земле – особый крест?

– Когда меня Святейший Патриарх Алексий сюда только назначил, я взмолилась: «Ваше Святейшество, я, наверное, не смогу». А он в ответ: «Матушка, у меня на сегодня одна только ваша кандидатура. Сколько сможете, пробудьте, хоть четыре-пять лет».

Батюшка Николай Гурьянов мне все предсказал: Иерусалим, игуменство. За несколько дней до назначения я у него была на острове, прилетела попрощаться на вертолете из Печор. Вертолет над островом кружится, кружится, ищет место, где приземлиться. Бабульки местные все собрались, смотрят вверх: «Что такое случилось?» – никогда еще не было, чтобы над островом кружил вертолет.

Наконец сели. Идем к церкви вдвоем с тогдашним наместником Псково-Печерского монастыря отцом Павлом – теперь он владыка в Рязани, а отец Николай нас уже на паперти встречает. Отец Павел сначала с ним поговорил, а потом отец Николай ко мне обратился: «Георгиюшка, да какая ты счастливая, да куда ты едешь! К своему святому Георгию». Я отвечаю: «Батюшка, я так переживаю, боюсь, что не справлюсь. Святейший сказал и паломников принимать, и монастырь восстанавливать. Это же заграница, сколько всего надо в голове держать!» А он мне отвечает: «Всего у тебя хватит, справишься. Святейший тебе сказал побыть там четыре-пять годочков, а я хочу, чтобы ты там и померла». Ну, думаю, батюшка утешил. И вот уже 21 год я здесь.

– Сколько насельниц в обители сегодя?

– Когда я пришла, здесь было около 50 монахинь. Из них часть несла послушание в миссии и на участках. Тогда в миссии было всего сестер пять-шесть, а на сегодняшний день их там уже 17. Всего в нашей обители сестер 83. К сожалению, многие, даже молодые, очень немощны. Мне уже 80 лет, но получается, что сестры нашего поколения оказываются крепче, чем молодежь.

Территория у нас большая. Работы в Горнем монастыре хватает. Например, сегодня утром только подмели, вечером ветер – снова листьев набросало, опять надо подметать. Нужны помощницы и в трапезной, и в гостинице: убраться после паломников, подмести, сменить белье.

Мы нуждаемся и в певчих. Наши сестры, сопровождающие паломников, большей частью несут клиросное послушание, и, когда много паломников, на клиросе почти никого не остается. Я, конечно, теперь уже не пою, но иногда приходится немножечко «погудеть», потому что голосов не хватает. Нужны трудницы и на других участках Русской духовной миссии.

Когда я приезжала в Москву на избрание нашего Святейшего Патриарха Кирилла, то встретилась с ним накануне интронизации в Патриархии, в Чистом переулке. Говорю: «Владыка святый, помогите Горнему монастырю! Паломников много, а сестры немощные». И, как только его избрали, он отдал распоряжение, и нам прислали новых сестер – из Пюхтиц, из нескольких женских монастырей Москвы, из Санкт-Петербурга –Иоанновского монастыря на Карповке. Но все равно надо просить еще.

– Пополнение насельниц происходит только из российских монастырей?

– Да. Желающие должны подать прошение на имя Святейшего Патриарха и пройти собеседование с архиепископом Марком, руководителем Управления по зарубежным учреждениям Русской Православной Церкви. Будет дано благословение – всех принимаем.

– А как должна действовать потенциальная трудница-мирянка, желающая помочь обители?

– Нужно обратиться в Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Трудниц оформляют на жительство в Горнем монастыре сроком на три месяца. Иногда приезжают и на более продолжительный срок. Нам очень нужны трудницы, и мы с любовью их примем.


Трудница

Елена живет в Рязани, работает юристом. Но уже не первый свой отпуск она проводит в Горненском монастыре: трудится здесь, на Святой Земле, во славу Божию. О том, почему Елена приезжает сюда, какое послушание и в качестве кого здесь несет, мы поговорили с ней за несколько тысяч километров от дома.
- Как давно вы в качестве трудника посещаете эту обитель?

Впервые я приехала в монастырь в 2013 году в качестве паломника, но уже с твердым намерением потрудиться на Святой Земле. Такая мысль была у меня давно, но я не знала, как это сделать. В Горнем мне сразу все понравилось. Увидела, что здесь есть люди, которые приезжают специально потрудиться. Для меня стало открытием, что сюда можно приехать и работать, что это доступно. Нашу паломническую группу сопровождала матушка из Горненского монастыря, я у нее стала спрашивать о том, как попасть на послушание. Она говорит: «Обычно благословляют приехать и потрудиться в течение трех месяцев, но в исключительных случаях можно взять благословение на месяц». После возвращения домой нашла в интернете сайт, адрес электронной почты монастыря и написала о том, что на три месяца приехать не могу, потому что работаю, попросила разрешить мне приехать на месяц. И меня благословили приехать на месяц. Первый приезд совпал с Успенским постом. Трудников тогда было немало. Благочинная благословила мне подметать дорожки. Потом многие из трудившихся уехали, а мать Алевтина (благочинная) сказала мне помочь матери Александре с цветами. За ними надо было ухаживать, поливать. Множество цветов растет в горшках и около обоих храмов, и у трапезной, и на кладбище. Это послушание было мне дано на два дня, но по истечении двух дней матушка Александра попросила оставить меня на цветах. Так в течение целого месяца я и ухаживала за ними, пока не пришло время лететь домой.

Скучали по обители?
- Да. Целый год мне снился Горненский. Всеми мыслями я была там. Потом вновь написала письмо, вновь меня благословили приехать на месяц. Я поехала в этом году в январе.

Чем занимались зимой?
- Вновь занималась цветами. В январе бывает и дождь, и снег, поэтому цветы надо закрывать, чтобы они не замерзли. Если выглянет солнышко хотя бы на два дня, их надо открывать, чтобы они не попрели. В январе здесь дует ветер хамсин из Африки. Он приносит с собой вредителей. Для защиты цветы необходимо специально обрабатывать. Сейчас (в ноябре) идет сезон хризантем и герани, потом пойдут цикламены и анютины глазки. В монастыре много суккулентов. С матушкой мы ездим в специальные парники в Иерусалиме покупать цветы, потом их пересаживаем, расставляем по территории.

В свои приезды бываете ли вы в святых местах?
- В третий раз я приехала на Пасху. На схождение Благодатного огня попасть не удалось, но я находилась неподалеку от храма. Очень мне понравилось участие в крестном ходе на праздник Входа Господня в Иерусалим. На Елеонской горе есть камень, с которого Спаситель воссел на осленка. Местные жители, греки, паломники приходят к этому камню с пальмовыми веточками и сплетенными из пальмовых веточек крестами. Потом все спускаются крестным ходом с горы, в руках несут ветви пальм, кресты, иконы. Такой особенный тихий крестный ход мне очень понравился.

Расскажите о матушке Александре, которой вы помогаете в Горнем монастыре.
- В монастыре мать Александра выполняла разные послушания. Раньше трудников не было, приходилось самим со всеми делами справляться. Она и келейницей была, и поваром, и цветами занималась. Долгое время одна жила в Тверии. Как-то просила у батюшки благословение учить арабский язык, но он ее не благословил. В Тверии мимо ее окон часто проходили арабы и что-то громко выкрикивали. Если бы она знала, то, может, смутилась бы или устрашилась. Может быть, ее оскорбляли или ей угрожали. Хорошо, что не знала языка. В монастыре она живет уже двадцать два года. Я учусь у нее благоговейно относиться к послушанию. Когда возвращаюсь домой, продолжаю с ней общаться. Иногда меня что-то печалит, а она в тот момент, словно почувствовав, присылает письмо по электронной почте. Бывает, стихотворение или какое-то высказывание пришлет, которое меня утешает.

Что дает вам трудничество в монастыре?
- Оно учит видеть слабые места, порой обнаруживает нерадивость к послушанию. Жизнь в монастыре учит смирению, молчанию. Матушка Александра любит молчать, поэтому иногда пресекает мое любопытство. Наверное, за этим я и приезжаю в монастырь: учиться молчать и послушания выполнять.

***
Соглашусь с Еленой в том, что порой новые обстоятельства жизни помогают нам по-новому взглянуть на себя, оценить свое душевное устроение. Нередко через встречу с людьми, через общение с ними в процессе совместной деятельности мы приобретаем новый жизненный опыт. У моей героини новый опыт познания себя произошел через соприкосновение с жизнью монастыря в молитве и труде.
Наталья Гордиенко

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...