Китайские кисточки. Материалы для китайской живописи. Похожие в магазине

У ценителей восточной культуры нередко возникает вопрос — относится ли китайская живопись у-син к традиционной китайской живописи гохуа?

Термин «у-син » берет свое начало из Древнего Китая. Современная интерпретация этого слова, звучит как «пять элементов» или «пять фаз». Философия у-син говорит о том, что изначальная материя разделилась на две составляющих — Янь и Ян. А мужское и женское начало в свою очередь стали прародителями пяти стихий — Дерева, Огня, Металла, Земли и Воды. Эти стихии, согласно философии у-син , перетекают друг в друга и оказывают непосредственное влияние друг на друга. Этим всем они создают все то, что нас окружает по сей день.

Те, кто знаком с китайской живописью гохуа , известно, что она строится на основных принципах инь и ян.

Живопись у-син не является областью традиционной китайской живописи гохуа. Это направление разработано в нашей стране не так давно. Человек всегда стремился к постижению и переосмыслению опыта прошлых поколений, что касается и китайских живописцев.

Тех, кого интересует обучение живописи у-син и курсы китайской живописи у-син, могут найти гораздо больше для себя знаний и стремлений к творчеству в традиционной китайской живописи гохуа.

Если Вы хотите заниматься живописью У-син, то больше внимания обратите на китайскую живопись Гохуа. В изучение традиционной живописи Вы найдете ответы на все вопросы. Добро пожаловать в нашу школу китайской живописи!

Не знаете, что подарить любителю живописи? Приобретите сертификат на наши мастер-классы! Это уникальный шанс отвлечься от повседневных забот и погрузиться с головой в удивительный творческий процесс.

Управление образования Администрации г. Юрги Кемеровской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок»

«Китайская живопись У-син»

Внеурочное занятие с использованием ИКТ

для детей старшего дошкольного возраста

г. Юрга 2015

Образовательная область:

Художественно-эстетическое развитие , познавательное развитие , социально – коммуникативное развитие , речевое развитие .

Цель:

Ознакомление детей с традиционной китайской живописью У-син.

Задачи:

  • развивать зрительное внимание и восприятие, слуховую память, образное мышление и пространственную ориентировку;
  • познакомить с китайской живописью У-син;
  • формировать представление об особенностях рисования бамбука, птиц;
  • воспитывать эстетические чувства от соприкосновения с прекрасным.

Материалы и оборудование:

Гуашевые краски, кисточки, вода, салфетки, альбомные листы, ноутбук, проектор для показа презентации «Китайская живопись У-син», мультимедийный центр проигрывания аудиозаписи «Китайская традиционная музыка».

Ход занятия

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в путешествие. Скажите, а кто уже путешествовал? А на чем вы путешествовали?

Ответы детей.

Сегодня мы с вами отправимся в Китай.

Игра – рисование «Соедини точки»: детям предлагается соединить точки с 1 по 17. Что у вас получилось?

Дети:- Самолет.

Игра – путешествие на самолете .

Поиграем в самолет? Да!

И отправимся в полет!

Вы все - крылья, я – пилот.

Получили инструктаж –

Начинаем пилотаж. Строятся друг за другом.

В дождь летим и в пургу. У-у-у-у!

Видим чьи – то берега. А-а-а-а!

Ры-ры-ры, - рычит мотор. Делают круговые движения руками.

Мы летаем выше гор. Дети передвигаются по всей площадке.

Вот снижаемся мы все. Приседают на одно колено.

К нашей взлетной полосе!

Что ж – закончен наш полет.

До свиданья, самолет. Машут рукой.

Воспитатель : Вот мы прилетели с вами в Китай. Здесь мы познакомимся с китайской живописью «У-син».

Показ презентации. Звучит китайская традиционная музыка.

Воспитатель : Ребята присаживайтесь на места и посмотрите на экран.

Слайд№1

К.ж.у-син появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием.

Слайд№2

У-син – это система 5-ти первоэлементов: дерево, огонь, земля, металл, вода. На ней основано все мировоззрение древнего Китая.

Слайд№3

Мандала Инь-Ян, состоящая из белой и черной капель, описывает закономерности окр.реальности. именно это мандала является ключом к пониманию У-син. Ян, белое-это небесное начало, Инь – черное – начало земное.

Ян энергию дает, а Инь – принимает, качественно преображает энергию. Небо дает дождь, свет, тепло, а Земля все это впитывает и порождает различные формы жизни, такие как травы, деревья, животные.

В живописи У-син задача художника- передать суть предмета, а не его форму. Для этого нам надо научиться видеть не умом, а глазами.

Слайд №4(мазки)

Живопись У-син – это живопись 5-ти мазков.

Дерево и Огонь – движения сильные и быстрые (мужское начало Ян)

Металл и Вода – движение медленные и тонкие (женское начало Инь)

Мазок Земля – лежит в основе всех 5-ти.

Слайд №7

Дерево – мазок прямоты, прямолинейности. Движение отталкивающее от точки до точки (движется плечо)

Слайд №8

Огонь- мазок всполох, полет фантазии (движется запястье «форма лодочки»)

Слайд №9

В Землю- мазок бесформенный, нажимаем на кисть

Слайд №10

Металл- вытянутые линии. Успокоение, плавность (движение локтя)

Слайд №11

Вода- мазок вращаем, крутим (движения пальцами)

Слайд №12 (вывод)

Философия 5-ти первоэлементов у-син является базой для всей китайской культуры. Самое главное научиться чувствовать кисть и делать нужные именно вам мазки. Мазок – это основа, он произошел от каллиграфических штрихов.

Физминутка:

По дороге мы идем. Дети шагают

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под бамбуком посидим. Садятся

Мы под бамбуком полежим. Ложатся

Полежим, отдохнем.

Слайд №13 (Бамбук)

Сегодня мы будем рисовать растение бамбук.

Слайд №14 (оборудование)

Слайд №15

Изображая бамбук, чаще всего его рисуют в монохромной гамме.

Набираем на кисть черной краски.

Слайд №16

Рисуем стебель бамбука. Просто ворс кисти прислоняем к бумаге и просто толкаем ее взглядом. Точка-линия, точка- линия…….., выходя за край. Каждая часть стебля должна быть прямой, расстояние между узлами –одинаковые. Макаем кончик кисти в ч. краску и обозначаем узел на стволе.

Слайд №17 (передние листья)

Листья-огонь. Покрутим запястьем. Касаемся кончиком, потом всей кистью и заканчиваем кончиком. Обращаем внимание на расположение листьев. Макаем кисть в черную краску, наносим передние листья (создаем веер). Каждый листок – одно прикосновение к бумаге. Сколько мазков, столько и листьев.

Слайд №18 (второстепенные стволы)

Кисть окунаем в воду, цвет проверяем на палитре. Рисуем второстепенные стволы бамбука. Первый план – темные цвета, чем дальше – светлее.

Слайд №19 (второстепенные листья)

Листья второго плана рисуем разбавленной краской.

Слайд №20 (тонкие веточки)

Кончиком кисти добавляем тонкие веточки. Веточки бамбука бьют фантанчиком, важен ритм. Не забываем про общую композицию. И бамбук готов.

Слайд №21 (беседа о калибри)

Представьте что вы внутри картины. Расскажите, что вокруг происходит? Как вы думаете, что здесь делает эта птичка?

Нарисуйте ее самостоятельно.

Слайд №22 (птица)

Предлагаю начать рисовать с клюва и глаз. От них строится оперение и общая картина пернатого.

Слайд №23 (итог)

Молодцы! Вы хорошо нарисовали бамбук. Давайте полюбуемся своими работами.

Воспитатель: Дети нам пора возвращаться в Россию, в наш детский сад. Давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три – повернись и в России окажись».

Дети произносят волшебные слова.

Рефлексия.
Воспитатель предлагает детям выбрать конфету:

Ребята, если вам сегодня все понравилось, и вы считаете, что у вас все получилось, возьмите себе конфету желтого цвета, если вы считаете, что вам не очень понравилось – красную, а если уж совсем путешествие не принесло вам удовольствия – синюю.

Дети выбирают конфеты.


Поиск того неизведанного, что кроется в глубине нашей души, нераскрытый потенциал, желание самовыражения и духовного саморазвития приводит многих к освоению живописи у-син. Это уникальная возможность работы над собой, отработки определённых жизненных качеств через искусство.

Система у-син — базис для многих практик, имеющих отношение к Китаю (как прямое, так и косвенное). На принципе у-син базируются:

  • Китайский традиционный календарь;
  • Система фен-шуй;
  • Китайская астрология;
  • Телесные практики чжун юань цигун и даосская йога;
  • Внутренний стиль ушу синъицюань;
  • Китайская традиционная медицина и многое, многое другое.

У-син — это система, пришедшая к нам из глубокой древности, когда не было ещё письменности. Знания от поколения к поколению передавались в ёмких символах, таких как крест и звезда. Что описывали эти символы? Прежде всего, — природу, но не только её.

У-син с китайского переводится как "5 движений", но часто можно встретить европейское название "5 элементов", которое не вполне соответствует сути самой системы. У этих элементов есть названия:

  • дерево "mu",
  • огонь "huo",
  • земля "tu",
  • металл "jin",
  • вода "шуй".

Живопись у-син основана на движении. Первый из 6-и принципов китайской традиционной живописи гласит: "Ци рифмуется с рождением движения" . Ци — это жизненная энергия, наполняющая нас. Иероглиф "Ци" также часто переводится, как дыхание. Работая в жанре живописи у-син, художник должен связать ритм своего дыхания и движения:

  • Активное движение, ускорение мазка всегда должно быть связано с выдохом;
  • Пауза или замедление движения — вдох.

Таким образом, каждый из 5-ти мазков у-син обладает своим ритмом дыхания. Ключом к методике живописи у-син является именно движение. Ведь если посмотреть по словарю значение иероглифа "син", первым мы увидим именно "движение".

  1. Для художника живописи у-син первостепенной важностью является уловить при помощи того или иного типа движения кистью уникальную особенность энергии и состояния данного объекта, данного явления. Например: птица, животное — быстрое, поэтому в большинстве случаев лучше рисовать её мимолётными движениями.
  2. Далее перед художником уже стоит задача сопрячь форму мазка и форму объекта . Как раз на этом этапе художника ждёт масса открытий, связанных с тем, что в природе существует определённая связь между формой объекта, энергией объекта, и энергией самого художника.

Классифицируя мазки, движения, композицию по у-син мы, прежде всего, должны следовать внутренним ощущениям и избегать жёсткости оценок "от головы". Нужно всегда помнить, что у-син — это пятимерная целостность и любой её объект всегда будет иметь 5 параметров . Можно простроить прекрасную аналогию с объектами более знакомого нам трёхмерного пространства. У всех объектов нашего трёхмерного мира есть базовые три параметра (по трём осям "х", "y" и "z"): ширина, толщина и высота. Нет в природе объекта, лишённого высоты, просто одни выше, а другие ниже. Так же и с пятимерием у-син. Нет того движения, которое можно чётко отнести к элементу "Дерево", или "Огонь", в любом движении изначально присутствуют все пять компонентов, просто одни более выражены, а другие — менее.

При исследовании движений первое, на что стоит обратить внимание, это на то, что движения бывают иньские и янские:

  • Инь в движениях живописи у-син соответствует мягкости, тонкости, нежности, постепенности, неторопливости действия.
  • Ян проявляется через быстроту, стремительность, резкость, прямоту и нажим.

Совершенствуясь в искусстве китайской живописи и живописи у-син, художник проходит путь, подобный пути каллиграфа в традиции китайской каллиграфии:

  1. На первом этапе — отработка элементов. Каллиграф отрабатывает базовые черты, художник оттачивает базовые мазки.
  2. Затем каллиграф начинает из отдельных черт формировать целостные иероглифы, написанные в уставном стиле кай шу. Художник на этом этапе составляет из отдельных мазков целостные объекты.
  3. Следующим шагом каллиграфа является переход к скорописному написанию иероглифов, где уже он в одно движение рисует иероглиф. И с живописью у-син так же. На определённом этапе человеку надо перейти к "быстрому рисованию", рисованию объектов и рисунков в одно движение и уже в этом целостном движении открыть для себя систему у-син заново.

Для очень многих людей китайская живопись и живопись у-син может стать отличной техникой работы над собой, техникой отработки определённых жизненных качеств. Ведь, если движения человека скованы, а тело закрепощено психофизическими зажимами, невозможно выразить мимолётность полёта бабочки, тонкую красоту перегнувшейся через себя травинки или прямолинейную искренность бамбука. Для того чтобы сделать такой мазок, надо меняться самому. В этом смысле можно говорить о живописи у-син как об одном из видов телесно-ориентированной психотерапии.

За что же так любят живопись у-син ? Это одна из самых эффективных техник обучения рисованию. Она даёт возможность каждому человеку научиться рисовать с нуля. Происходит освобождение от шаблонов, появляется креативное мышление. Живопись у-син дарит тот заряд творчества, которого так не хватает в нашей жизни. Человек, начав заниматься этим искусством, получает истинное наслаждение от осознания своих внутренних возможностей.

Живопись у-син имеет глубокое арт-терапевтическое влияние. Представьте, как человек наделяет объект, который он рисует, определённым качеством, пытается почувствовать его суть. В итоге, прорабатывая мазки, он развивает соответствующую энергию в себе. Перенося эти знания в жизнь, делает её сбалансированной и гармоничной. Человек приводит в соответствие то, что он видит с тем, что он думает и тем, что делает.

Причина вечной молодости этого искусства — техника проста в освоении, невероятно эффективна в применении, имеет много "уровней" в развитии. Достоверно известно лишь, что уже во времена империи Хань, 2 тысячи лет назад, живопись уже была неотъемлемой частью китайской культуры.

Находясь "в одной упряжке" с искусством каллиграфии и древнейшими школами ушу, техника живописи, претерпев не одну сотню трансформаций, динамично развивается и сегодня.

Китайская живопись - это древнее искусство, для занятия которым вам понадобятся особые художественные материалы. О них мы и расскажем в данной статье.

Сначала мы поговорим о "четырех драгоценностях кабинета ученого" - так уважительно называли кисть, тушь, тушечницу и рисовую бумагу в древности.

Кисти

Для китайской живописи используются аутентичные китайские кисти. Их особенность - острый кончик, который мы используем для выполнения мазков, каллиграфических линий, а также способность удерживать большое количество влаги (туши или воды) и постепенно ее отдавать.

Кисти бывают разных размеров - от тоненьких в несколько волосков контурных кистей для техники гунби (в пер. "работа кистью" или "тщательная кисть") до огромных с длинными ручками, которыми можно писать иероглифы или рисовать стоя, ощущая особую амплитуду работы с кистью, задействуя в процессе практики все тело.

По степени жесткости кисти бывают мягкие, жесткие и комбинированные.

Мягкие (в большинстве случаев используется ворс козы, "янхао") позволяют делать красивые пятна - лепестки цветов, листья, горы на дальнем плане, используются также для тонирования изображения в пейзажах.

Жесткие кисти (обычно с темным ворсом, "ланхао", это может быть волк, барсук, кролик, конский волос и т.д.) идеально подходят для рисования веток, стебельков, контурных линий. Однако, кистями большого размера с тем же успехом можно рисовать листья, лепестки и использовать для тонирования. Тут уже речь идет о личных предпочтениях художника и тех спецэффектах, которых можно достичь, используя тот или иной тип ворса.


Очень хороши в использовании комбинированные кисти: мягкий ворс снаружи и упругий внутри. Такие кисти очень маневренные.

Хорошая кисть - залог успешной практики. Ворс должен быть ровно пострижен, не должен лезть, должен быть упругим, однородным по составу. Кисти после использования нужно тщательно промыть в прохладной воде и подвесить за специальную петельку для просушки.

Тушь и тушечница

Тушь в китайской живописи - это больше чем "черный цвет", это, можно сказать, ее кровь, основа основ. Китайская тушь состоит из сажи и клея животного происхождения. Сажу могут получать от сжигания смолы различных пород деревьев, растительных масел, животных жиров или натуральных минералов. Полученную смесь в ходе специальной технологической обработки формируют в бруски. Полученные бруски туши могут быть красиво декорированы.

Для того, чтобы приготовить тушь для живописи или каллиграфии, брусок туши растирают на специальном тушечном камне в небольшом количестве воды до получения необходимой консистенции. Это своего рода медитация и настройка перед практикой.



На уроках мы используем уже готовую жидкую тушь. Для учебных целей она вполне подходит.


Рисовая бумага

Бумага для китайской живописи изготавливается из древесных и растительных волокон, чаще это волокна коры тутового дерева, конопли, бамбука, рисовой соломы, других натуральных материалов, обработанных специальным образом. Высококачественная рисовая бумага изготавливается большими листами вручную. Существует множество сортов рисовой бумаги разной степени впитываемости, цвета, фактуры. Самая лучшая рисовая бумага называется "сюань" и производится в провинции Аньхой.

У рисовой бумаги можно выделить 3 основных вида. Существуют разные версии перевода. Я укажу некоторые из них:

Непроклеенная, сырая, "молодая" (шен сюань), хорошо впитывающая, отлично подходит для живописи в свободном стиле се-и (пер. с кит. "пишем смысл, идею"), степень впитываемости может быть самой разнообразной, а также появляющиеся спецэффекты у расплывающихся пятен;

Проклеенная, обработанная, "зрелая" (шу сюань), плохо впитывающая воду, подходит для стиля гунби ("тщательная кисть") и многочисленных слоев тонирования;

Бумага для пейзажей (ни зрелая, ни молодая), сочетает в себе оба свойства вышеперечисленных видов, позволяет прорисовать тонкие контуры деревьев и фактуру гор и делать тонирование.

Для знакомства с китайской живописью и тренировочных работ подойдет рисовая бумага в рулонах, которую можно купить в художественных магазинах.

Минеральные краски

Для ученических целей мы используем готовые краски фирмы "Maries". Краски состоят из растительных и минеральных пигментов, смешанных с клеем. Можно купить набор из 12 или 18 цветов (по 12 мл). Потом можно будет докупать отдельно закончившиеся цвета.

Войлочный коврик

Необходим, чтобы рисовая бумага не прилипала к столу, не пачкалась и не рвалась. Лучше покупать коврик размером 50 на 70 см.

Вместо специального коврика можно использовать кусок войлока, байковое одеяло или что-то подобное:)

Керамические палитры

Для смешивания красок или разведения оттенков туши можно использовать специальные палитры, хотя я предпочитаю использовать обычные керамические блюдца белого цвета - они позволяют смешивать необходимые цвета и в необходимых количествах без ограничений.


Печати и киноварь

Необходимым атрибутом любой работы, выполненной в технике китайской живописи или каллиграфии является печать. Печать представляет собой красивый камень самых разнообразных форм и размеров, на котором вырезают важные для заказчика иероглифы: имя, псевдоним, философскую фразу, реже - изображение цветка, животного и т.д. Печати бывают янские (красные иероглифы на белом фоне) и иньские (белые иероглифы на красном фоне). Играют большую роль в композиции художественного произведения. Печати были не только у художников, но и у коллекционеров. Заполучив древний свиток прославленного мастера, коллекционер ставил на нем свой оттиск. Поэтому на картинах древних мастеров мы видим столько разнообразных печатей!

Для оттиска используется специальная паста - киноварь, она красного цвета. Кстати, сейчас в Китае можно встретить пасту для печатей различных оттенков.



Аксессуары

Для удобства можно еще приобрести подставки под кисти, чтобы не пачкать коврик, но я ими не пользуюсь, т.к. в порыве творчества обычно кладу кисти просто рядом на блюдце или черновик.

Для фиксации рисовой бумаги используются пресс-папье различных форм и размеров. Это могут быть деревянные бруски, большие металлические монеты в дизайне древних денег, небольшие статуэтки - можете придумать себе сами подходящий вариант.

Особая тема - это подставки под кисти и керамические ёмкости для воды. И то, и другое представлено в большом количестве в художественных магазинах Китая. Выбрать очень сложно, потому что все это очень красиво. Подставки под кисти украшены резьбой по дереву, а керамические миски для воды расписаны различными сюжетами китайской живописи, которые мы так любим! Устоять невозможно!

О том, как правильно использовать все эти материалы и создавать картины в технике китайской живописи, мы учим и !

Все необходимые материалы для занятий в нашей студии мы предоставляем. Вы также можете купить материалы для китайской живописи в специализированных интернет-магазинах, чтобы практиковать дома.

В заключение хочется сказать, что не стоит воздвигать барьеров по покупке материалов перед своим желанием начать рисовать! Ведь можно дома тренироваться и на обычной серой, самой дешевой писчей бумаге любыми красками и даже кисточкой из белки с острым кончиком. Творчество присутствует в каждом человеке от рождения, поэтому если вы чувствуете, что ваш творческий путь лежит через живопись - пробуйте, и все получится!

Искренне ваша,

Елена Касьяненко

М ы очень долго шли к открытию классов по живописи У-Син. И вот все договоренности достигнуты и с нами теперь мастер Андрей Щербаков ! Это один из самых известных преподавателей китайской живописи и каллиграфии в нашей стране .

По числу элементов в живописи У-Син имеются пять перводвижений , которые, по сути, являются языком этой живописной традиции. Чтобы нарисовать что-либо, необходимо почувствовать стихию этого объекта, увидеть его истинную природу. Как это увидеть, начать лучше понимать себя и окружающий мир, как развить свою чувствительность и интуицию? Ответ на эти вопросы дает живопись У-Син.


Андрей Щербаков показывает основные мазки живописи У-Син

Язык живописи У-Син открывает безграничные горизонты для творчества и самопознания.

Максим Парнах рассказывает о сути живописи У-Син в интервью Андрею Щербакову

Сложно? Легко!

Уже на первом занятии У-Син вы напишете прекрасную работу — даже если до этого никогда не рисовали. Однако не стоит нацеливаться на результат, гораздо большее значение имеет сам процесс и ваша медитация с кистью в руках и красками на столике. Одним из самых ценных результатов занятия живописью У-Син является расширение вашего сознания за пределы бытового ума. Не менее ценным будет приобретенный вами ресурс художественного видения, расширяющего восприятие окружающей действительности, дающего свободу мышления.

Освоение живописи У-Син позволит вам спустя какое-то время нарисовать хорошую картину как в китайском, так и в европейском стиле. Сколько времени на это уйдет зависит только от вас.

Работа Андрея Щербакова

Приглашаю Вас присоединиться к нашим урокам по живописи у-син этим летом. Основа живописи у-син это искусство чувствовать природу, искусство взаимодействия с внешним миром. Именно этому по сути мы и учимся в нашей живописи пяти первоэлементов.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...