Кошерная кухня. Еврейская традиция. Кашрут

Запрет на употребление свинины – не единственное кулинарное ограничение в еврейском обществе. Верующие евреи, то есть свято соблюдающие законы Торы, – принимают в пищу только кошерные продукты. И на то есть свои, очень веские причины.

Что такое кошерная пища

Кошерность не имеет никакого отношения к калорийности продуктов или, скажем, к их вкусовым качествам. К примеру, никто не станет сомневаться в том, что осетрина, креветки, мясо сома – это вкусно. Тем не менее все перечисленные продукты некошерны, ведь по законам кашрута (специальной системы запретов и ограничений) можно употреблять в пищу только рыбу, имеющую чешую и плавники. Осетр и сом чешуи не имеют, креветки – вообще не рыба. Кстати, некошерными являются все моллюски и ракообразные.

Полный список кошерных продуктов будет приведен чуть ниже, а пока поговорим о целях и задачах подобных ограничений.

Кашрут: кому и зачем это нужно?

Собственно, принципы кашрута касаются не только питания, но и некоторых других аспектов еврейской жизни: бытовых, юридических, социальных. Логического объяснения этим принципам нет. Их исполняют исключительно в знак подчинения воле Творца, а в конечном итоге – чтобы достичь единства с миром, так называемой «обители в нижних мирах».

Существует также медицинское обоснование законов кашрута. Считается, что некошерная (или как иногда еще говорят, трефная) пища отрицательно влияет на духовный уровень человека, кроме того, вместе с ней (в частности, с мясом агрессивных животных) передается агрессия и другие низменные реакции.

В какой-то степени принципы кашрута перекликаются с известным высказыванием Гиппократа о здоровом питании: «Ты – то, что ты ешь».

Разделение пищи в соответствии с принципами кашрута

Вся окружающая нас неживая материя подразделяется на кошерное (разрешенное), некошерное (запрещенное) и псуль (несъедобное).

Пример кошерной пищи: мясо курицы, гуся, утки. Пример некошерной пищи: свинина (смотрите также – ), крольчатина, конина. Что касается несъедобного, с ним все и так понятно.

Кошерная пища, в свою очередь, делится на басар (мясную), халав (молочную) и парвэ (овощи, фрукты, рыба, орехи, мед). Получается, что кошерной является любая растительная пища в ее первозданном виде, а вот что касается блюд, тут не все так просто. Для приготовления кошерной пищи нужно использовать специальную (кошерную) посуду – ту, которая не контактировала с продуктами из запретного списка. Для того, чтобы вернуть посуде кошерность, если вдруг она утрачена, ее можно прикипятить или прокалить на огне.

Мясные продукты, употребление которых разрешено кашрутом:

  • мясо домашних жвачных животных с раздвоенными копытами (коров, коз, овец);
  • мясо диких животных с такими же признаками (лосей, оленей, косуль);
  • мясо кур, уток, гусей, индеек и перепелов. Также разрешается использовать яйца этих птиц.

Стоит сделать еще одно важное уточнение. Мясо кошерного животного должно быть правильно обработано, а забой произведен в соответствии со специальным обрядом (шхитой). Тора строго запрещает употреблять в пищу кровь, поэтому сразу же после умерщвления животного его мясо замачивают в воде комнатной температуры, затем посыпают солью – чтобы соль впитала как можно большее количество крови – и промывают. За кошерностью обработки мяса следит магшиах (специалист, в обязанности которого входит надзор за кошерностью еды и посуды).

Запрещенные мясные продукты

  • свинина, конина, крольчатина, мясо верблюда и диких животных, не имеющих обоих признаков кошерности;
  • мясо птиц, не входящих в список разрешенных (некошерно, к примеру, мясо страуса, фазана, цесарки);
  • мясо земноводных и пресмыкающихся.

Также строжайше запрещено употреблять в пищу насекомых и продукты их жизнедеятельности (кроме меда – он считается кошерным продуктом).

Что касается молочных продуктов, кошерными считаются те из них, которые получены от кошерных животных.

Кроме того, к основным принципам кашрута относится запрет на смешивание мясной и молочной пищи, состоящий из трех пунктов:

  • нельзя готовить вместе мясные и молочные продукты;
  • между употреблением мясной и молочной пищи должно пройти не менее 6 часов;
  • хранить эти продукты и изделия из них также следует отдельно.

Давайте подведем итоги. Система ограничений, известная под названием «кашрут», только на первый взгляд кажется набором бессмысленных запретов. На самом деле за ней стоят многовековые традиции еврейского народа и бесконечная мудрость Творца. А многие принципы кошерного питания стоит взять на вооружение приверженцам здорового образа жизни.

Будьте внимательны к тому, что Вы едите!

Когда рухнула советская власть огромное количество присяжных атеистов вдруг ушло в религию. Столь быстрая и легкая перемена убеждений свидетельствует о том, что и прежний атеизм был поверхностным, да и новая вера не глубока. А еще о том, что от религии ждут чудес, здесь и сейчас.

Между тем, религия – это всего-навсего иной взгляд на жизнь. Этот взгляд не лучше и не хуже всякого другого. Разве что в основе религии всегда лежит абсолютная вера в Бога и его слова. В иудаизме и христианстве это называется «страхом Господним» и считается основой мудрости. Об этом говорится и в Псаломе 110:10, и в Книге Притч 1, 7.

То, что такой взгляд на жизнь иной раз проще взгляда, например, атеистического, апеллирующего к науке, легко увидеть как раз на примере вопроса о том, почему евреи и мусульмане не едят свинину. Так вот, для человека, искренне верующего, ответ прост и очевиден. Потому что Бог, в существовании которого этот человек безусловно не сомневается, приказал не есть мясо свиньи и еще некоторых животных.

То, что запрещено есть евреям (не кошерно), перечислено в книге Левит, гл. 11. (На иврите эта книга называется «Вайикра»)

Согласно написанному в этой главе к еде пригодны только животные, которые жуют жвачку и имеет раздвоенные копыта. Поэтому нельзя есть мясо верблюда: он жует жвачку, но не имеет раздвоенных копыт. Зайцы и кролики тоже не пригодны для еды. Они, хотя и жвачные животные, но не имеют копыт. По той же причине не съедобна лошадь.

Ну, теперь понятно, почему по Божьему слову нельзя есть свинину. У нее есть раздвоенные копыта, но она не жует жвачки, и потому считается животным нечистым.

Непригодным к еде считается не только свиное мясо и сало, но также свиная кожа и щетина.

Кроме того в 11 главе книги Левит перечислены и другие животные, не пригодные в пищу для евреев. Например, из всех рыб можно есть только тех, у которых имеется чешуя. Поэтому и осетровые рыбы, и добываемая из них черная икра для евреев - запретное лакомство. Красную икру есть можно, поскольку она добывается из рыб с чешуей. По той же причине на еврейском столе нельзя увидеть кальмаров, криветок или осьминогов.

Надо сказать, правило по определению пригодного к еде мяса достаточно краткое и всеобъемлющее. К тому же в первой строке сказано, что это – слова Бога. Как же истинно верующему его не исполнить?

Мусульмане руководствуются словами пророка Мухаммада, записанными в Коране (сура 2). Сура эта запрещает есть мертвечину, кровь, свинину, а также мясо животных, которых приносили в жертву другим богам, то есть которые не были заколоты с именем Аллаха. Заметим, что поскольку правила еврейского кашрута включают в себя правила халяльности мусульманской пищи, а Аллах - тот же единый Бог, которого почитают и евреи, мусульманам не запрещено есть еду, разрешенную для евреев и забитую евреями.

Ответ же на вопрос, почему евреи не едят свинину, для атеистов гораздо более запутан. Вернее, имеется несколько ответов, каждый из которых можно рассматривать, как верный, а можно в его правильности сомневаться. Так что каждый волен выбирать (или не выбирать) любое из нижеследующих объяснений.

1. Свиной жир тяжело переваривается организмом в жарком климате и требует для этого много воды.

2. Свиньи часто заражены трихинами – мелкими круглыми червями, которые через свиное мясо попадают в организм человека. Заражение трихинами трудно вывести, поэтому лучше избегать употребления свинины, особенно дикой.

3. Свинья – всеядное животное, находит пищу в любой грязи и даже пожирает собственные экскременты.

4. Наконец, этнографы объясняют запрет на поедание свинины евреями и арабами тем, что дикий кабан был тотемным животным (покровителем) семитских племен, а тотемное животное в пищу не употребляют.

Как видим, и в религиозной, и в атеистической системе взглядов можно объяснить любой вопрос, хотя и по-разному. Так что исповедание религии не делает жизнь легче. Как, впрочем, и атеизм. Это – дело воспитания, традиций, осознанного выбора, наконец. Только не навязывайте другим найденный Вами ответ, как «единственно правильный». У Вашего собеседника может быть совсем другой ответ на тот же вопрос.

Кошерным считается мясо тех животных, которые жуют жвачку и имеют парные копыта: овцы, козы, коровы, оленя. Нельзя включать в рацион мясо свиньи, собаки, кролика, кота, лошади, медведя, верблюда, кита, тюленя, льва и других животных, которые относятся к классу хищных. Не употребляют в пищу, мясо из больного животного, или же мясо животного, которого неправильно забили, а также мясо животного, которое умерло своей смертью.

Чтобы мясо стало кошерным, животное забивают, так чтобы причинить ему как можно меньше боли и страданий — одним движением при помощи острого ножа, а потом удаляют всю кровь: для этого мясо вымачивают в воде, солят и кладут на решетку, чтобы стекла оставшаяся кровь, а через час хорошо промывают.

Согласно еврейскому закону ‘ Не ешь крови (кровь принято считать признак живого существа)’ печень не допустимо варить или жарить на сковороде: её можно готовить только на открытом огне — продукт разрезается и промывается водой, солится и жарится над огнём, после термической обработки субпродукт следует еще раз промыть водой. Только после проделанных манипуляций он допускается к употреблению, или к варке(жарке) в специальной посуде для мяса.

В пищу не пригодны бедра животного, из которых не изъяты седалищные нервы, а также сало около желудка. Согласно заповеди: ‘ Не вари козленка в молоке матери его’ (Исх. 23:19),- нельзя смешивать мясо и молоко, даже есть эти продукты можно только с временным интервалом в 6 часов, а интервал между едой из молока и мяса не меньше двух. Под словом » молоко» в этой заповеди подразумеваются все молочные продукты: сметана, сыр, сливочное масло, творог, кефир. Выполнение этого предписания так тщательно, что для приготовления таких блюд используется разная посуда, которая стоит в отдельных шкафах. Евреи, имеющие достаточно финансовых ресурсов обустраивают две кухни: молочную и мясную.

Кошерными считаются такие птицы: гуси, куры, утки, индюки, перепелки, голуби и фазаны. Непригодными для пищи — множество хищных и диких птиц, среди которых орёл, пеликан, сова, ворона, аист, чайка. Нечистые и яйца этих птиц. Все птицы должны быть здоровыми и правильно забитыми.

По заповедям кашрута продукт от некошерного животного(молоко, яйца), тоже является некошерным. Например, нельзя есть черепашачьи яйца — черепаха относится к виду пресмыкающихся, которые негодны к употреблению. Молоко верблюда также считается трефовым. Исключением является мёд — продукт жизнедеятельности насекомых пчел.

Кошерная рыба

Подходящей для евреев считается та рыба у которой есть чешуя и плавники. К трефовым относят дельфинов, сомов, зубаток, угрей. Ракообразные (крабы, раки, омары, креветки) и моллюски (мидии, улитки, устрицы) считаются трефовыми(нечистыми) — не соответствующими принципам кашрута. Закон об запрете на кровь не относится к рыбе. К нечистыми продуктам жизнедеятельности рыб относится икра осетра. Рыба относится к паревным(нейтральным) продуктам её можно компонировать с молочными продуктами. Готовить мясорыбные блюда не рекомендуется с точки зрения медицины.


Тора запрещает кушать змей, лягушек и червей, а также всех насекомых (исключение четыре вида саранчи).

Другие кошерные продукты

Хлеб и вино, которые были сделаны не евреем, считается не кошерным. Во время праздника Пасхи запрещено употреблять хлеб для приготовления, которого использовались дрожжи. Вместо него евреи едят тонкие лепешки с муки и воды, называемые мацу.

Посуда

Столовые предметы могут стать некошерными, если на них выкладывались горячая трефовая еда. В семье где строго придерживаются законов об употреблении пищи такого произойти не может, но нарушения сего правила возможно во время похода в гости или ресторан.

Еду приготовленную из молока и мяса запрещено подавать вместе на стол.

February 4th, 2018

Все знают, что иудеи и мусульмане не употребляют в пищу свинину, но мало кто задумывался, почему же у них так заведено. Обычно всё сводится к объяснениям, что свинья считается грязным животным. Но ведь во времена, когда зарождались религии, остальной скот был ненамного чище! Да и сами люди часто жили в ужасных антисанитарных условиях.

В чем же дело?

Кашрут или кошер - свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах Торы и Талмуда. Кошер позволяет есть мясо только тех животных, которые являются одновременно и парнокопытными, и жвачными - от овец до жирафов.

Однако свинину и зайчатину кошер запрещает употреблять в пищу, ведь свиньи не жуют жвачку, а зайцы не имеют копыт. Существовало и объяснение поведения «полукошерных» животных: во сне свиньи, якобы, горделиво выставляют свои «правильные» копыта, но прячут морду, а зайцы - наоборот, поджимают из стыда лапки.

Мясо кошерных животных должно приготавливаться профессиональным мясником, шохетом, забивающим скот одним особым движением, ни в коем случае не прокалывая мяса и не задерживая ход ножа. Шохеты проходят долгое обучение перед тем, как приступить к выполнению обязанностей.

Законов разделки мяса в иудейской традиции масса: важно не только участие шохета в забое скота, но и проверка животного на болезни, которую выполняет машгиах, и очистка менакером туши от сала и жил, запрещенных кошером. Употребление морепродуктов также строго регламентируется: у них обязательно должны быть чешуя и плавники, то есть, моллюсков и ракообразных есть строго запрещено.

Каждая хозяйка обязана просеивать муку во избежание попадания в нее червей и внимательно осматривать овощи в фрукты в поиске личинок. Запрет на поедание насекомых дает только одно исключение: можно есть саранчу (Лев. 11:22).

Также кошер запрещает есть продукты, содержащие кровь (поэтому мясо при разделке посыпают солью, ее впитывающей), яйца птиц с одинаковыми, тупыми или острыми, концами (как правило, одинаковые концы бывают у яиц хищных птиц), и алкоголь, который не сделан религиозными евреями с соблюдением множества специальных правил. Строго запрещено «варить козленка в молоке матери», смешивать молоко с мясом за один прием пищи. Впрочем, проверить кошерность уже готовой еды едва ли представляется возможным формальными методами, и потому это право обычно предоставляется раввину.

К тому же другие народы терпимо относятся к свиньям, хотя эти животные во всём мире одинаково любят поваляться в грязи. Так в чём же тогда загвоздка?

Оказалось, что этот запрет заинтересовал даже ученых. Они говорят, что каждое пищевое табу в религии легко объясняется с точки зрения здравого смысла. Это не какая-то прихоть верующих фанатиков, а реальные меры предосторожности!

Как нечистое животное, свинья упоминается уже в Торе (IX век до н. э.). Отвращение к свинье у евреев было столь сильным, что вместо слова «свинья» они часто говорили «давар ахер», буквально — «другая вещь», то есть нечто, что лучше даже не называть своим именем.
Негативное отношение иудеев и мусульман к свиньям объясняют нечистоплотностью этих животных, пожирающих даже свои экскременты, и тем, что в жарком климате в их мясе быстро накапливается трупный яд. Однако еврейские законоучители неизменно подчеркивали, что не следует искать здесь каких-то рациональных причин, мотивация Господа от человека скрыта.

Этнографы считают, что все дело в особенностях первобытных верований, из которых многие табу перекочевали в позже сформировавшиеся религии. В обожествляющем животных тотемизме — одной из ранних религиозных систем — запрещено произносить имя и прикасаться к тем из них, которые считаются богами племени.

Вероятно, у семитских народов когда-то кабан и был таким богом. Культ зверобожества вытеснили культы антропоморфных богов, но ритуальные табу «по инерции» продолжали действовать. Например, наши предки не могли называть медведя его настоящим именем — бер, так и укоренилось это «мед-ведь», то есть «знаток меда». Кстати, некогда у славян тоже существовал запрет на употребление медвежатины.

Стоит сказать, что в Ветхом Завете тоже написано, что нельзя есть мясо свиней, но сколько христиан придерживается этого запрета?
Гастрономические предпочтения мусульман сильно ограничены. Вся пища в исламе подразделяется на три группы: халяль, макрух и харам, которые соотносятся с индийскими саттва, раджас и тамас, и из них лишь халяль полностью позволен к употреблению.

Коран, как и Тора - в первую очередь свод законов, определяющий быт мусульман. Коран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминания имени Аллаха) и крови (5:3). Впрочем, нарушение запрета, как это часто особо указывается в Коране, возможно в крайних случаях: «Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь Аллах — прощающий, милостивый».

Кроме того, в исламе запрещается убивать животных без причины, а некоторые мусульманские теологи считают, что профессия забойщика скота является греховной. Правила халяля менее строгие, чем законы кошера: у мусульман нет специального человека, который забивает скот, и сами правила убоя также немного отличаются от иудейских. С другой стороны, ислам запрещает разрешенные кошером спиртные напитки.

Для христианства табуирование пищи является менее распространенным и строгим, однако сакрализация еды тоже является типичной. Запрещено поедание «идоложертвенного», то есть, принесенного язычниками в жертву богам, скверноядие, а также - во время поста - мяса, молока, яиц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.

Отсутствие значимых пищевых табу связано с тем, что Новый завет отменил те запрещения, что были прописаны в Ветхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. Согласно учению Христа, пища не может осквернить духовного человека: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Кор. 10:25-27).

Для индуизма характерен отказ от говядины, в связи с тем, что корова является священным животным. Многие последователи этой религии придерживаются ахимсы - учения, проповедующего ненасилие, и, соответственно, специальной вегетарианской диеты.

Последователи джайнизма, еще одной религии Индии, даже надевают на рот особые повязки и подметают дорогу перед собой веником для того, чтобы не убить случайно живых существ. Стоит ли говорить, что они не употребляют их в пищу ни в каком виде. Индуисты стараются не есть раджасную пищу - обладающую слишком ярко выраженными вкусовыми качествами, например, кофе или чай, и тамасную - «безвкусную, вонючую, выдохшуюся», такую как мясо, чеснок или яйца.

Истоки возникновения кошера могут таиться в моральных заповедях. При правильном забое скота животное умирает почти безболезненно. Табу на употребление в пищу крови также может быть связано с соображениями гуманности и нежеланием проливать кровь как символ души божьих созданий. Запрет на поедание хищной птицы и их яиц связан с боязнью того, что агрессивность хищников передастся людям. Тора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.

Интересно также и возможная интерпретация запрета на смешение молока и мяса, которое, впоследствии, эволюционировало до табу на их поедание за один прием пищи: мясо, как символ смерти и убийства, не должно смешиваться с символической новой жизнью, то есть молоком матери, способствующим росту детенышей. Возможно, что в этом табу отразились также ранние религиозные представления о запрете на кипячение молока, так как в них молоко имело магическую связь со своим источником, то есть, являлось частью целого - коровы или козы. Соответственно, кипячение молока уподоблялось его кипячению в вымени, что должно было навредить животному и лишить людей удоя.

К тому же многие африканские племена до сих пор имеют запреты на любое смешение молока и мяса, в том числе, и в животе человека, что может быть объяснено боязнью за здоровье коровы - ведь одна ее мертвая часть, мясо, смешивается с живой, молоком, и корова символически поедает саму себя, вследствие чего ее молоко оскверняется. Вероятно, что в запрете на смешение молока и мяса проявилось отчуждение двух типов культур - земледельческой и скотоводческой, конкурировавших друг с другом.

Запрещение поедать свинину в исламе и иудаизме являлось, скорее всего, превентивной санитарно-гигиенической мерой, ведь быстро портящаяся свинина, в условиях древнего мира, лишенного холодильников и современной медицины, могла стать смертельным яством. К тому же свинья с ее беспорядочными половыми и пищевыми пристрастиями и очевидной любовью к грязи, порождала символическое отождествление с грязными, неряшливыми и сексуально распущенными людьми. Соответственно, употребление ее мяса в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств. Иногда негативное отношение к свиньям порождало курьезные случаи: в XVIII веке некоторые раввины считали помидор свиным плодом и запрещали его употребление в пищу.

А индийский запрет поедания говядины может быть тесно связан с экономическими причинами: в Индии навоз коров применялся в строительных и отопительных целях, они использовались как тягловый скот и давали молоко, что делало их более ценными, чем какие-либо другие животные. Так образ коровы-кормилицы стал сакрализироваться, и в IV веке н.э. запрет на убийство коров и быков стал официальным законом.

Запрет хлеба и вина, приготовленных не евреями, отсылает к стремлению иудеев консолидировать единоверцев и не допустить ассимиляции других народов. Соответственно, на любом празднестве, устроенном представителями иных религий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер. В современных культурах подобные социально-обусловленные причины запрещения пищи в иудаизме или исламе играют важнейшую роль для религиозного единения.

Источники:

В настоящее время многие люди, которые не являются евреями по национальности, но заботятся о своем здоровье, стали увлекаться при которой употребляется только кошерная пища. Главная причина этого для многих из них - вовсе не религиозные убеждения, а то, что такого рода продукты экологически чистые и более полезные.

Такое питание основано на законах кошера, или кашрута, отвечающих правилам и нормам иудаизма. Конечно же, людей, стремящихся к здоровому питанию, не особо интересуют эти правила, ведь для них главнее качество продуктов, подлежащих Ведь слово «кошерный» означает, в переводе с иврита, «пригодный». Специальный знак на всех товарах ставится как подтверждение высокой экологичности и полезности. Естественно, и стоимость продуктов, из которых готовится кошерная пища, намного выше.

Главные принципы кашрута

  1. Мясо, употребляемое в пищу, должно быть только определенных видов парнокопытных жвачных животных. Разрешены баранина, говядина, козлятина, оленина, лосятина. Самое известное из запрещенных (нечистых) животных - свинья. Согласно этим правилам, кролик также некошерное животное.
  2. «Чистыми» являются все домашние птицы - индейка, курица, утка, гусь. Список запрещенных птиц перечислен в Торе в книге «Ваикра», среди которых все хищные виды.
  3. Забой животных производится по специальной технологии, а затем мясо, используемое для приготовления кошерной пищи, проходит предварительную обработку с соблюдением определенных правил.
  4. Разрешенная рыба должна быть нехищной, с чешуей и плавниками. Запрещены моллюски и ракообразные. В отличие от мяса, при приготовлении блюд рыба не проходит специальную предварительную обработку.
  5. Продукты «нечистых» животных также запрещены, например, так как верблюд - некошерное животное. Единственное исключение - мед, хотя он представляет собой результат жизнедеятельности пчел, которые являются насекомыми.
  6. Нельзя смешивать в процессе приготовления мясную и молочную пищу. По этой причине даже посуда должна быть отдельно предназначенной для этих категорий продуктов. Запрета на рыбно-молочные блюда нет.
  7. По еврейской традиции нельзя употреблять насекомых, пресмыкающихся и земноводных.
  8. Все фрукты, овощи, ягоды, грибы - это
  9. Употреблять молоко в пищу можно не ранее, чем через три-пять часов после мяса, так для переваривания требуется определенное время. В то же самое время мясные блюда можно есть сразу после молочных, достаточно просто прополоскать рот. Кошерная пища не должна состоять одновременно из рыбы и мяса.

Особенности забоя животных, птиц и предварительной обработки мяса

Не все мясо кошерных животных разрешено. Под запретом:

Мясо умерших естественной смертью или болевших перед убоем;

Животные, убитые на охоте или другим зверем;

Части туши, где есть и сальный жир;

Мясо, в котором есть кровь.

Забой животных, обработку туши, проверку проводят специалисты, что гарантирует «чистоту» мяса.

Подводя итоги, можно сказать, что кошерная пища - это обязательное соблюдение определенных правил и порядка приготовления блюд. Еврейские традиции в кулинарии - самые строгие из всех, поэтому кошерные продукты в основном продаются на рынках Израиля. Но, как ни странно, жители других национальностей и вероисповеданий также употребляют в пищу блюда, приготовленные из «чистых» товаров. Ведь правильное питание - залог здоровья всех людей.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...