Мужская половина в башкирской юрте. Фальшивая история человечества. Башкирская юрта. Значение юрты для кочевников

Только самые холодные месяцы года кочевые башкиры проводят в деревянных домах. Большую же часть года они пользуются временным жильем. Тирмэ – традиционная башкирская юрта всегда одаривает скотоводов-кочевников теплом холодными ночами и приятной прохладой в летний зной. Она заслуженно пользуется репутацией идеального временного жилья: легка в транспортировке, проста в сборке (разборке), устойчива к пронзительным степным ветрам и ураганам. Покров юрты надежно удерживает стабильную температуру внутри.

Конструкция башкирской юрты

Основной принцип построения жилья кочевых народов – простота. Юрта складывается из нескольких незаменимых конструкций:

  1. остов. Он включает четыре-шесть складных решеток (канатов) из дерева. Постройка зажиточной семьи может состоять из восьми-девяти таких компонентов
  2. крыша. Традиционно выполнена в форме конуса. Нижним краем крепится к остову. Состоит из набора уков (тонких жердей) определенной длины. Одним концом они опираются на деревянные решетки основания, а верхним примыкают к сагараку (деревянный круг). Последний элемент образует проем, который служит одновременно и окном и вытяжкой для дыма от костра
  3. кошмы. Как правило, изготовлены они из натуральной овечьей шерсти (натуральный войлок). Покрытия служат в качестве утеплителя на стенах и на полу конструкции.

Кошмы к остову юрты вяжутся при помощи специально предусмотренных веревочек, которые пришиваются к углам войлочного покрытия и посредине каждого из краев. Для придания прочности снаружи по всей длине кошмы опутываются волосяными веревками. Концы бечевок (арканы) прикрепляются к вбитым в землю колышкам. Устанавливается только три точки крепления: так обеспечивается наиболее высокая устойчивость к ветровым нагрузкам.
Сагарак днем не накрывается. Только ночью или в непогоду он накрывается четырехугольной кошмой. Когда необходимо проветривание, войлок немножко приподымается длинной жердью. Если рассветало или погода сменивалась на солнечную, войлок свертывается, но остается на вершине юрты.
Одностворчатая дверь чаще всего выполнялась из дерева и окрашивалась в красный или темно-красный оттенок. Основание жилища тоже окрашивалось таким же цветом. Реже юрта башкирская встречается с откидной войлочной дверью.

Распределение жилищного пространства

Традиционно вход располагается с южной стороны юрты. Часть жилища с противоположной стороны считается главной и предназначается для гостей. Неизменное место очага – в центре юрты напротив отверстия для выхода дыма. В случаях, когда очаг выносится на улицу, на этом месте расстилается красивая скатерть, которой отводится роль стола. Вокруг нее раскидывались чепраки, мягкие подушки или тканевые подстилки.


Очень важным элементом кочевого жилища всегда считался шаршау. Это занавес из плотной ткани, который делит башкирскую юрту на две неравноценные части:

  1. женскую. Согласно обычаям народа она всегда меньше и располагается неизменно по правую сторону от входа. Здесь хранятся предметы, необходимые для ведения домашнего хозяйства: кухонная утварь, запасы еды, детская и женская одежда и прочее
  2. мужскую . Левая часть размерами больше и всегда используется в качестве гостиной. По всей комнате вывешиваются красочные ковры, скатерти, полотенца и постельные принадлежности. Решетчатые стены закрываются не только узорными работами, но и снаряжение воина, украшенное национальными орнаментами. Здесь можно увидеть колчаны для стрел, футляры для пороха, подсумок для дроби и конскую упряжь.

Почетное место для гостей – урын – располагается напротив входа. Здесь же размещается резной деревянный сундук на красивой подставке. На нем складываются самые ценные вещи: ковры, паласы, одеяла и подушки. Они бережно связываются узорной лентой с цветными орнаментами на красном или черном фоне.

Значение юрты для кочевников

Издавна для кочевых народов юрта являлась центром мироздания на земле. Это реальность, а не громкие слова. Именно здесь начинается путь жителя степей, и здесь он заканчивается. Долгое время она воплощала модель мира. Сначала она была плоской (одноярусной), затем – объемной: внизу – земля, вверху – небо и звезды.


Подобно космосу по вертикали юрта трехуровневая: пол символизирует землю, внутреннее пространство подобно воздуху, а купол олицетворяет небосвод. Для кочевых племен пол всегда имел особое значение по сравнению с землепашцами. На полу принимали самых дорогих гостей, ели и спали. Здесь же отмечали праздники и печальные события, здесь рождались и умирали.
Именно поэтому его оформлению уделялось особое внимание, а уход был трепетным. Пол всегда застилали яркими кошмами, узорными коврами и дрожками. По сравнению со стенами он выглядел нарядней и ярче. Именно пол формировал художественный интерьер древнего жилища.
Стены закрывались домоткаными паласами и тканями с традиционными для народности узорами. На фоне больших полотен в башкирской юрте красовались вышитые полотенца меньших размеров. Тут же хранились праздничные костюмы, дорогая сбруя, семейные реликвии. Вместе с узорами на полу создавался своеобразный ансамбль. Купол символизировал небосвод, а отверстие для выхода дыма олицетворяло солнце. Сагарак носил сакральный смысл и передавался из поколения в поколение по отцовской линии.
Юрта как традиционное жилище кочевых народов Башкирии в наши дни практически не сохранилась. Оформленное в народных традициях жилье можно увидеть разве что на весеннем празднике «Сабантуй» или в музеях страны. Однако бесследно она не исчезла, а ее значение для кочевников Башкортостана осталось неизменным.




Остов юрты состоял из деревянных складных решеток (канат), которые ставили по кругу. К ним прикреплялась конусообразная крыша, образуемая из деревянных тонких жердочек (ук), опиравшихся нижним концом на решетки, верхним (заостренным) – к деревянному кругу (сагарак), который одновременно был и окном, и дымовым отверстием для выпуска из юрты паров, скапливающихся под ее войлочным сводом от дымящегося среди нее котла.


Сверху юрта покрывалась пятью-семью кошмами (войлоком). «Кошмы, которыми покрывается кибитка (юрта), привязываются к остову особыми веревочками, пришитыми к ним по углам и на середине края, а для большей прочности вся кибитка опутывается снаружи длинными волосяными веревками (аркан) и привязывается к двум - трем небольшим колышкам, вбитым в землю снаружи ее» (Руденко С.И.)


Внутреннее убранство юрты Важнейшим элементом башкирской юрты была занавесь (шаршау), которая разделяла жилище на две части: мужскую и женскую. На полу юрты спали, ели, отдыхали, принимали гостей, здесь же проходили праздники, свадьбы, поминки, рождались и умирали. Поэтому пол юрты застилали узорными кошмами, шерстяными паласами, коврами.


Женская половина юрты Занавесь (шаршау) разделяла жилище на две неравные части. Правая от двери (меньшая) часть была женской, там хранились предметы хозяйственной необходимости кожаная и деревянная утварь, пищевые припасы, женская и детская повседневная одежда и т.д.)


Мужская половина Левая, бо"льшая часть предназначалась для мужчин, она же была и гостевой. На ее решетчатые стены развешивались орнаментированное воинское снаряжение всадника (колчаны, футляры и сумы для дроби и пороха), конская упряжь, праздничная одежда. И, наконец, в мужской половине, вдоль стены напротив входа, было традиционное почетное место – урын.




Злые силы, по представлениям древних башкир, могли проникнуть в жилье через входную дверь, место соединения различных частей юрты. Поэтому украшалась прежде всего линия, где соединяется решетчатый остов с куполом: на ней закреплялась широкая тканая лента с геометрическим узором. Сам остов, как отмечалось, декорировался узорными тканями, паласами.


Постоянные жилища башкир В зимнее время башкиры жили в домах, которые в полукочевом скотоводческом хозяйстве представляли простые срубы в основном без декора. Заметные изменения в строительной технике и способах украшения жилищ произошли во второй половине XIX в. При сооружении дома башкиры исходили из принципа: жилище должно быть не только прочным и удобным, но и привлекательным в художественном отношении.








На фасаде наиболее декорированными были наличники окон, ставни, фронтоны, т.е. части, которые закрывали места соединений, через которые могли проникнуть в дом вредные духи. Наличники окон, украшенные хотя и не сложной резьбой, оживляли фасад дома, придавали ему привлекательный вид. Возможно, поэтому долгое время именно они были основным, нередко единственным объектом художественного оформления. Особое внимание уделялось украшению верхней части наличников. Нижняя их часть, как правило, скрытая от глаза изгородью, забором, отделяющим дом от улицы, орнаментировалась меньше.







6класс

Тема: Башкирская юрта.

Цель: - повторить и закрепить знания о видах декоративно- прикладного

искусства;

Ознакомить учащихся с украшением и убранством башкирской юрты;

Прививать уважение и любовь к культуре башкирского народа,

Развивать эстетический вкус учащихся.

Оборудование: книги, тетради, ручки, картина Сыромятникова «Кибитка

на кочевке (Юрта)»,рисунок башкирской юрты, рисунки «Виды башкирских орнаментов», «Встреча гостей», «Убранство башкирской юрты», ноутбук.

План урока: 1. Организационный момент.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Повторение пройденного материала.

4. Изложение нового материала.

5. Закрепление.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

8. Оценивание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. . Начать наш урок я хотела бы со стихотворения. Слайд1

В башкирском узоре – цвет мёда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта

Как, называется узор, который народ использовал для украшения одежды и предметов быта? (Орнамент)

2. Объявление темы и цели урока. Слайд2

Сегодня мы закрепим знания о декоративно- прикладном искусстве, о

видах декоративно-прикладного искусства, ознакомимся с украшением,

убранством башкирской юрты.

3.Повторение пройденного материала .

1) Что такое декоративно-прикладное искусство? Слайд3

(Украшение предметов быта орнаментом)

2) Что такое орнамент? Слайд4

(от лат. слова «украшенный»)

3) Какие функции выполнял орнамент в древности и какие функции он выполняет сейчас? (Орнамент играл роль талисманов и предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил. а теперь стали просто предметами украшения.)

4) Сочетанием каких фигур образуется башкирский орнамент? (образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов). Слайд5

Какие основные фигуры используются в башкирском орнаменте?(геометрические и растительные элементы, а зооморфный орнамент употреблялся в вышивке)

5) Какие цвета используются чаще в башкирском орнаменте?

цветовой гамме самыми распространенными были красный, желтый, зелёный цвета) Слайд6

6)Каждый цвет носил определённый смысл. Что означает каждый цвет?

( красный – цвет тепла и огня

желтый – цвет изобилия и богатства

черный – цвет земли и плодородия

зеленый – цвет вечной зелени,

белый – цвет чистоты помыслов, миролюбие

синий – цвет свободолюбия,

коричневый – цвет старости увядания) Слайд7

7) Какие орнаментальные комплексы вы можете назвать?

(Ребята рисуют на доске простейшие узоры орнаментов)

1-й – геометрический; Слайд8
2-й – кускарный, (криволинейные узоры: спирали, сердцевидные и роговидные фигуры, волны);
Слайд9
3-й – растительный;
Слайд10
4-й – ковровый (группа сложных узоров- многоступенчатые ромбы, треугольники);
Слайд11
5-й –украшения в виде женских налобных повязок, аппликации на обуви в виде парных изображений животных и птиц);
Слайд12
6-й -
геометрические узоры ткачества и вышивки: квадраты и ромбы, простые зубчатые завитки, восьмиконечные розетки и др. Слайд13

8) Как располагается узор в башкирском орнаменте?(симметричны)

9) Какие виды декоративно прикладного искусства вы знаете? Слайд14

(Резьба по дереву, ковроткачество, тиснение на коже, вышивка, ювелирные украшения).

10) Где можно встретить башкирский орнамент? Слайд15-21

Вывод: Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе.

4. Новая тема. Сообщение учителя.

Предметы быта, о которых мы с вами сейчас говорили и которые вы называли, предназначены для ежедневного использования. Поэтому они должны быть не только красивыми, но и, в первую очередь, удобными в употреблении.

Сама организация жилья так же была подчинена этой цели.

Слайд 1

Тема нашего сегодняшнего урока : Слайд 22

Декоративно-прикладное искусство в организации жилья башкир”.

Запись даты и темы урока в тетради.

Одним из исконных занятий башкир является полукочевое и кочевое скотоводство. Жизнь кочевников не могла не наложить свой отпечаток на весь уклад жизни: на способы постройки жилья, на особенности приготовления и хранения пищи. Вместе со своим скарбом (т.е. имуществом) и скотом башкиры перемещались с одного места на другое: летом – на летнее пастбище – джайляу, а зимой – на зимнее – кышлау. В зимнее время башкиры жили в домах. Слайд 23

Традиционное жилище древних башкир называется тирмэ – юрта. Слайд 24

Это переносное жилище. Очень прочное, легкое и удобное в транспортировке. Легко собирается и разбирается (за 1 час).

Площадь ее составляет 15-20 кв. метров. Обычно в такой юрте проживало 5-6 человек.

Слайд 25

Юрты были двух видов:

    Тюркский тип – коническая форма, крыша имеет форму купола (имеет форму конуса)

    Монгольский тип – сферическая форма, крыша имеет форму низкого конуса (имеет форму шара)

Слайд 26

Деревянный каркас юрты состоял из:

    шанрак – круговое навершие юрты – символ семейного благополучия, мира, спокойствия.

    уык – купольные жерди,равномерно расходящиеся от центра, напоминают лучи солнца – источник жизни и тепла

    канат – сборно-раздвижная решетка

У богатых башкир было по 3-4 юрты:

    для жилья;

    для приготовления пищи;

    для гостей – была покрыта белым войлоком и украшена орнаментом и называлась она актирмэ – белая юрта. Слайд 27

В таких юртах принимали приезжих гостей, отмечали семейные торжества.

Слайд 28 Пространство гостевой половины наполнялось самыми яркими и красочными предметами: постельными принадлежностями, узорными скатертями, полотенцами.

Летом в юрте было прохладно. Во время дождя она не промокала, и ветер не продувал ее. Так что же это за чудо– покрытие?

Оно называется войлоком. ( от тюрк. ojlyk - покрывало) - плотный материал из валяной шерсти. Слайд 29

Кошмы, которыми покрывается кибитка (юрта), привязываются к остову особыми веревочками, пришитыми к ним по углам и на середине края, а для большей прочности вся кибитка опутывается снаружи длинными волосяными веревками (аркан) и привязывается к двум - трем небольшим колышкам, вбитым в землю снаружи ее» (Руденко С.И.)

Теперь мы с вами имеем представление о том, что такое юрта, как она выглядит, какую площадь занимает. Слайд 30

А что же у нее находится внутри? Давайте заглянем. Внутреннее убранство юрты зависело от степени обеспеченности семьи: чем она была богаче, тем многочисленнее, красочнее были предметы обихода.

Описание убранства юрты: Мебель в юрте почти отсутствует, зато очень много тканей и различных

предметов из мягких материалов: ковров, паласов, подушек, одеял, скатерти и т. д.

Вход – закрывается деревянными створками или шкурами животных.

В центре располагался очаг для обогрева юрты. Пищу в самой юрте готовили крайне редко. Для этого была приспособлена специальная юрта с небольшим камином для приготовления пищи.

Важнейшим элементом башкирской юрты была занавесь (шаршау), которая разделяла жилище на

две части: мужскую и женскую. На полу юрты спали, ели, отдыхали, принимали гостей, здесь

же проходили праздники, свадьбы, поминки, рождались и умирали. Поэтому пол юрты

застилали узорными кошмами, шерстяными паласами, коврами.

Слайд 31 Мужская половина была более ярко и богато украшенная: начиная от двери (по стенам юрты) развешивалась сбруя лошади, седла; затем праздничная одежда; вышитые полотенца. А на самом почетном месте, напротив входа, оружие. Под полотенцами, на самом видном месте на подставках стояли сундуки, на которых горкой укладывались аккуратно сложенные одеяла, подушки, паласы, перетянутые вышитой лентой. Богатство и благосостояние семьи определялось по высоте уложенных на сундуках вещей.

Слайд 32 На женской половине находилась кухонная утварь, турсуки с крупами и продуктами, шкафчики для посуды . В юртах состоятельных башкир можно было встретить низкие кровати с резными деревянными спинками.

Почему многие вещи в юрте развешивались на стене?

(Вещи в юрте размещались таким образом, чтобы как можно меньше

занимать пространство пола и оставлять его свободным для людей. Поэтому вещи как бы «жмутся» к стенкам).

Слайд 33 Перед вами картина В.С. Сыромятникова «Кибитка на кочевке /Юрта/». Она

написана в 1929 году. Что вы здесь видите? (ответы учащихся)

Где находится кибитка? (В степи. Недалеко от юрты находится деревья. Кибитку огородили изгородью из жердей, чтобы скот не подходил к кибиткам)

Юрты на кочёвках всегда выстраивались в ряд и огораживались по несколько штук или все вместе изгородью из жердей, чтобы скот не подходил к самым кибиткам.

5.Закрепление пройденного материала.

Практическая работа. Слайд 34

Ребята, мы с вами сегодня также попробуем себя в роли мастеров художников. Перед вами башкирская юрта.

Чего здесь не хватает? (орнаментов, т. е. узоров) Сейчас мы с вами украсим юрту орнаментом.

Дети, какие цвета обычно используются в башкирских орнаментах? (красный, желтый, зеленый)

Слайд 35 Перед вами лежат зелёные полоски из цветной бумаги размерами 10X8 .Сделаем кускарный элемент. А потом приклеим ваши узоры на юрту.

Слайд 36 Видео, как собрать башкирскую юрту.

1. Сложите лист бумаги вчетверо цветной стороной внутрь.


2. Нарисуйте четверть орнамента.

3. Вырежьте работу по контуру не смыкая ножницы.


4. Разверните работу, расправьте линию сгиба.

6.Подведение итогов.

Вопросы:

В настоящее время где можем встретить юрты? (во время праздников)

Башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности. Если пройти по городу, или какому- либо селу можно увидеть на домах, плакатах, башкирский орнамент.

Многонациональный народ Башкирии высоко чтут традиции края и любят свою культуру - культуру наших предков. Мы думаем, что башкирский орнамент будет передаваться из поколения в поколения.

7.Домашнее задание : прочитать текст в учебнике на стр.97-102,ответить на вопросы устно, нарисовать юрту.

8.Оценивание.

Слайд 37

Я хочу закончить урок со стихотворением, в котором отражается красота, богатство нашей земли.

Башкортостан, поля твои

Пусть будут плодородны,

Пусть будут сыновья твои

Отважны, благородны!

Ты славишься, Башкортостан,

Своей грядой седою,

Пусть с нею нефтяной фонтан

Сравнится высотою.

Пусть яблони твои к земле

От тяжести склонятся.

И пусть в любой твоей семье

В 5 раз прибудет счастья!

Еще чего желаем мы?

Чтобы в Отчизне нашей

Была Башкирия наша

Счастливей всех и краше!

Урок окончен. Спасибо за урок!

ЖИЛИЩЕ БАШКИР , традиционные жилые постройки для сна, отдыха, бытовых потребностей и т.п., часть традиционно материальной культуры башкирского народа. Жилищем башкир-кочевников была юрта. При переходе к оседлому образу жизни появляются жилища различных типов. Их выбор определялся природными условиями, в которых жили башкирские племена, – горные области или равнины, лесная или степная зона. Как строительный материал использовались бревна, кора, лыко, дерн, глина, навоз. Из кустарника и камыша делали плетеные крыши и стены, из глины и соломы производили кирпич-саман.

Распространены были у башкир бревенчатые избы различного размера и планировки. В зависимости от состоятельности хозяина это могла быть избушка в два окна или большой дом в шесть-восемь оконных проемов. В бедных домах окна затягивали бычьим пузырем, рыбьей кожей, промасленной бумагой. В богатых избах окна стеклили.

Мастера, осуществлявшие постройку, стремились придать каждому строению индивидуальность. Это достигалось прежде всего украшением фасадов деревянной резьбой. Узоры наносили на оконные наличники, ставни, фронтоны, слуховые окна. Применялись преимущественно два мотива – ромб или круг (символическое изображение восходящего солнца). Дополнительным элементом были 8-образные завитки в различных комбинациях.

Помимо бревенчатых домов в башкирских аулах были распространены также дома с деревянным каркасом, такие как плетневые избы – «ситэн ой». Для их сооружения вдоль стен будущего жилища на расстоянии полуметра вкапывали колья. Их оплетали ветками, обмазывали обычной глиной и белили белой глиной. Дома из саманного кирпича преобладали в южных районах нынешнего Башкортостана. Основу саманного кирпича составляли конский навоз (реже солома) и глина: в степи труднее было найти чем солому, которая чаще использовалась на корм скоту, чем на хозяйственные нужды.

Покрытием изб служила также пропитанная глиной солома. Существовали дома с земляной засыпкой (тултырма). В процессе строительства столбы по периметру будущего дома оббивали расколотыми пополам стволами березок с наружной и внутренней стороны. Образовавшееся пространство заполняли землей, а стены обмазывали глиной. Башкиры Курганской области строили глинобитные избы. В процессе строительства пользовались деревянными формами, в которые набивали глиняный раствор. При высыхании глины форму поднимали, пока стена не достигала необходимой высоты. Углы скрепляли столбами.

Самые бедные из башкир строили пластовые или дерновые избы. Техника постройки была схожа с саманными домами, но вместо сырцовых кирпичей использовали вырубленные прямоугольником куски дерна.

Для домов всех типов был обязателен один принцип – разделение дома на две части, мужскую и женскую. Этот планировочный принцип был напрямую связан с нормами поведения, установленными исламом. Традиционное жилище арабов членилось на переднюю, парадную, мужскую и внутреннюю, заднюю, женскую, закрытую части. Это было связано с прямоугольной планировкой как дома, так и шатра. У тюрков и монголов членение шло по иному принципу – на левую (мужскую) и правую (женскую) части. Так что здесь следует говорить о наложении принципов ислама на традиционные представления тюрков. Так, у монгольских народов юрта членится точно так же, как и у тюрков, хотя они никогда не были мусульманами.

Лит.: Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. – Уфа, 1978; Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. – М., 1984.

2019-02-04T19:32:37+05:00 Культура народов Башкортостана Свой дом башкиры,история,краеведение,строительство,этнография ЖИЛИЩЕ БАШКИР, традиционные жилые постройки для сна, отдыха, бытовых потребностей и т.п., часть традиционно материальной культуры башкирского народа. Жилищем башкир-кочевников была юрта. При переходе к оседлому образу жизни появляются жилища различных типов. Их выбор определялся природными условиями, в которых жили башкирские племена, – горные области или равнины, лесная или... КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочник

Кочеткова Любовь
Конспект экскурсии в музейный уголок «Башкирская Юрта»

ТЕМА : «Народы Поволжья»

ВИД : Экскурсия в музейный уголок «Башкирская юрта »

ЦЕЛЬ : Сформировать у детей знания, о том, что все люди на земле должны жить в дружбе и мире, не смотря на национальные и расовые различия.

Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа ;

Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас;

Развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, экологии, традициях республики Башкортостан ;

Воспитывать гуманное отношение к природе, любовь Родине.

Формирование национальной толерантности к людям разных национальностей, проживающих в г. Тольятти

Воспитывать чувство патриотизма, интерес к истории и жизни башкирского народа

Уважение к культурному прошлому народов Поволжья.

Словарная работа : упражнять в описании предметов быта. Слова для активного усвоения : тирмэ – юрта , кумыс, трапеза, куполообразный, хике – нары, шаршау – занавеска.

Материалы и пособия : музейная экспозиция «Башкирская юрта » (предметы быта башкир ) ; альбом с фотографиями, иллюстрации, аудио -записи, видео, интернет-ресурсы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : Создание музейного уголка «Башкирская юрта »

Социально- коммуникативное развитие : Дид. игра «Россия большая страна» .

Художественно - эстетическое развитие : Дид. игра «Сложи орнамент» Изготовление и роспись пиалы.

Рисование : «Украшение бочонка для меда» , «Юрта » , «Тюбетейка»

Аппликация : «Украшение пиалы башкирским орнаментом » .

Физическое развитие :

Подвижные национальные игры «Юрта » , «Медный пень» , «Липкие пеньки»

Познавательное развитие : Беседы : Мой край Башкортостан », «Салават Юлаев» ; «Курай- растение и музыкальный инструмент» ; «Башкирская юрта » , «Поющий родник» , «Лекарственные растения Башкортостана » , «О городе Уфе» ,

Речевое развитие : Чтение книг (сказка «О курае» , легенда о происхождении шиханов, легенды о реках Башкортостана , сказка «Медведь и пчелы» );

Заучивание народных пословиц и поговорок; Отгадывание национальных загадок; Чтение рассказов о народах Поволжья.

Ход ЭКСКУРСИИ.

Воспитатель в национальном башкирском костюме встречает детей у входа в музейный уголок «Башкирская юрта »

Воспитатель : Здравствуйте, дети. Сегодня я приглашаю вас в необычный дом. Старинное жилище кочевых народов Башкирии называется юрта , или «тирме» .

А сначала я хочу рассказать вам легенду о происхождении народа – башкиры .

- Башкирское племя пришло с турецких краев. В турецком городе Гарбалэ жили четыре брата. Жили они дружно, и каждый из них обладал ясновидением. Однажды старший из братьев увидел сон. Во сне ему некий человек сказал так : «Уходите отсюда. Вы не те люди, что должны жить здесь, вы - святые. Отправляйтесь на восток, там найдете себе лучшую долю».

Утром он рассказал свой сон братьям. «Где это лучшая доля? В какой стороне восток?» - спросили те с недоумением. Никто ничего не знал.

На второй день старшему брату снова привиделся сон. Тот самый человек опять говорит ему : «Покиньте этот город. Угоните отсюда свой скот. Как только вы тронетесь в путь, навстречу вам попадется волк. Он не тронет ни вас, ни скот ваш - пойдет своей дорогой. Вы идите за ним. Когда он остановится, остановитесь и вы».

Утром братья отправились в путь. Не успели оглянуться, навстречу им выбежал волк. Те пошли за ним. Долго шли они на восток, и, когда добрались до места, волк остановился. Остановились и четыре брата, шедшие за ним. Выбрали себе землю в четырех местах и там обосновались. У братьев было трое сыновей, они тоже выбрали себе землю. Так они стали владельцами семи участков земли. И отсюда среди башкир распространилось слово «семирод» . Поскольку их предводителем был корт (волк, семиродцев прозвали «башкортами » (главный волк) . Так от этих семи братьев пошли башкиры .

В те времена не было больших домов, машин, магазинов. Люди ничего не могли себе купить из одежды и еды, поэтому одевали и кормили себя сами. Для этого люди выращивали домашних животных. Они давали людям молоко, мясо, шерсть. Из коровьего молока делали сметану, катык, кумыс, творог. Кумыс это напиток, приготовленный из лошадиного молока.

Это очень полезный напиток и с его помощью лечат многие болезни. Овцы и бараны дают человеку мясо и шерсть.

Назовите, какие вещи есть у вас, связанные из шерсти?

За животными нужно ухаживать, кормить их свежей и сочной травой, поить чистой водой. Чтобы найти луга и поля с такой травой, башкирам всей семьей приходилось переезжать с места на место, поэтому башкирский народ вел кочевой образ жизни.

Чтобы постоянно не строить новые дома на новом месте, у людей были

легкие, прочные, переносные и очень удобные дома. Эти дома назывались –

тирмэ, что в переводе с башкирского языка означает юрта .

У башкир существовали обычаи почитания юрты : нельзя входить в юрту с оружием, нельзя наступать на порог дома, раньше это было равносильно объявлению войны. Дверной занавес нужно отодвигать только правой рукой, входить в дом с правой ноги. Войдя в юрту нужно разуться слева и пройти по солнцу к тому месту, которое вам предложат. Нельзя покинуть дом, не попробовав хлеба, это считается оскорблением. В юрте нельзя шуметь, громко разговаривать. Юрту нельзя оскорблять, ведь это храм, настоящий храм, сопровождающий кыргызов всю их жизнь

А сейчас мы поиграем в башкирскую игру «Юрта » .

Игра «Юрта »

Дети делятся на четыре группы и образуют кружочки по углам зала. В центре

каждого кружочка стоит стул, на котором большой платок. Вначале все дет

и образуют круг, идут по кругу простым шагом и поют :

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем,

Разбежимся на лужок.

Припев : Ля- ля- ля

Закончив петь, дети быстро бегут к своим стульям, берут платок за концы и натягивают его над головой в виде шатра. Получается юрта . Выигрывает та группа детей, которая быстрее всех сделала юрту.

Воспитатель : А вот теперь мы пройдем в юрту и послушаем о ее устройстве и внутреннем убранстве. Юрта имела три уровня : пол (олицетворял Землю, куполообразную крышу (олицетворение неба, внутреннюю часть (воздух)

Юрты башкиры сооружали из шерсти , дерева и кожи. В её нижней части была решетка, скрепленная ремнями. В центре жилища был очаг, над ним - дымовое отверстие. Если очаг был во дворе, то в центре жилища расстилалась скатерть, вокруг неё раскладывали подушки, мягкие подстилки, чепраки. Вход в юрту располагался с южной стороны. Все предметы

внутри юрты расположены по определенным правилам. Занавес (шаршау) разделяла юрту на две части : мужскую и женскую.

Ребята, а как вы думаете, что находилось в женской половине?

Молодцы! Правильно.

Правая, меньшая часть, была женской, в ней была спальня с предметами хозяйственной необходимости, кухонная утварь, «турсуки» с крупами и припасами Ближе к центру подвешивалась люлька для младенца. Кухонные принадлежности : деревянные половинки, ковши, тоже развешивались на стенах.

Напротив входа в юрту или чуть левее центра стоял сундук. На нем аккуратно сложена постель и подушки, поверху украшенная накидкой – сэлтэр.

Левая часть была для мужчин - гостевая. Мужская половина была украшена более ярко и богато : начиная от двери (по стенам юрты) развешивалась сбруя лошади, седла; затем праздничная одежда; вышитые полотенца. Под полотенцами, на самом видном месте на подставках стояли сундуки, на которых горкой высились аккуратно сложенные одеяла, подушки, паласы, перетянутые вышитой лентой. Богатство и благосостояние семьи определялось по высоте уложенных на сундуках вещей. Напротив выхода развешивалось оружие : сабли, лук и стрелы, кинжалы.

В гостевой половине юрты всегда стоял накрытый скатертью бочонок с кумысом. Вокруг бочонка расставлялись чаши для питья кумыса.

Все предметы быта башкир – сундуки , подставки, колыбели, посудные полки выполнены из дерева.

Трапеза и отдых устраивались и на широких деревянных нарах - хике. «Хике» служили и столом, и местом отдыха. Сон в юрте был здоровым и целебным. Куполообразная ее форма, а также войлочное окружение способствовали этому. Основными цветами, преобладающими в интерьере башкирской юрты (тирмэ) были красный, зеленый, желтый и черный.

А теперь давайте вспомним :

1) Как назывались переносные дома у башкир ?

2) Какой формы была юрта ?

3) Как в переводе на башкирский язык будет «юрта » ?

4) На какие части делилась юрта ?

5) Чем покрывалась юрта ?

6) Как располагались предметы внутри юрты?

Молодцы, ребята!

А сейчас я приглашаю вас выпить чаю с башкирским медом и с баурсаками и послушать мелодию, исполняемую на народном башкирском музыкальном инструменте - курай

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...