Презентация "Истинный и ложный патриотизм в романе Л.Толстого "Война и мир". Эссе на тему:" Что такое патриотизм?"(по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")

Роман “Война и мир” является исторической эпопеей доблести и мужества русского народа – победителя в войне 1812 года. Главный герой романа – русский народ. Как и в “Севастопольских рассказах”, так и в этом романе Толстой реалистически рисует войну в “крови, в страданиях, в смерти”. Толстой говорит нам о тяжести войны, о ее ужасах, горе(уход населения из Смоленска и Москвы, голод), смерти (умирает после ранения Андрей Болконский, погибает Петя Ростов). Война от каждого требует предельного напряжения моральных и физических сил. Россия в период Отечественной войны, в период грабежа, насилия и зверств, учиненных захватчиками, несет огромные материальные жертвы. Это сожжение и опустошение городов.

Большое значение в ходе военных событий имеет общее настроение солдат, партизан и других защитников Родины. Война 1905-1907 гг. велась за пределами России и была чужда русскому народу. Когда же французы вторглись на территорию России, то весь русский народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества.

В романе “Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу. Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный, который даже нельзя назвать патриотизмом. Настоящий патриотиз- это прежде всего патриотизм долга, поступка во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам. Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из родного города, покидают жилища, так как считают невозможным остаться под властью самозванцев.

Настоящими патриотами являются русские солдаты. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Именно в Бородинском сражении с особой проявилась необычайная стойкость и мужество русских солдат. Бородинское сражение является нравственной победой русских солдат. Чувство патриотизма- истинно народное чувство. Оно охватывает всех солдат без исключения. Солдаты спокойно, просто, уверенно делают свое дело не говоря громких слов. Толстой рассказывает о боях под Смоленском. Не смотря на мужество и стойкость русской армии, она вынуждена отступать.

Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин, оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то. что надо. Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких как Михаил Кутузов. Он живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат, прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма.

Для Кутузова, которому глубоко чуждо все фальшивые, надуманные, бессмысленные разглагольствования Бенигсена на военном совете в Филях о защите священной древней столицы Москвы. Для русского человека, настоящего патриота понятно, что такое Москва. Но вопрос о ее судьбе, о судьбе России решался Кутузовым в чисто военном плане.

Большое значение писатель придает партизанскому движению. Вот как Толстой описывает его стихийный рост:” Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародеры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызают бешеную собаку”. Толстой рисует партизанские отряды Долохова и Денисова, рассказывает о крестьянине Тихоне Щербатом, который был незаменимым человеком в отряде и принимал участие в самых рискованных операциях. Благодаря огромному массовому патриотическому движению русских людей против французских захватчиков, враг был разгромлен и изгнан.

Толстой показывает, что патриотические чувства охватывают людей различных политических взглядов: передовую интеллигенцию (Пьер, Андрей), фрондирующего старого князя Болконского, консервативно настроенного Николая Ростова, кроткую княжну Марью. Патриотический порыв проникает и в сердца людей, казалось бы далеких от войны- Пети, Наташи Ростовых. Но это только казалось бы. Настоящий человек по мысли Толстого не может не быть патриотом своего Отечества. Всех этих людей объединяет чувство, которое есть в душе каждого русского человека. (Семья Ростовых, покидая город, отдает все подводы раненым, тем самым лишаясь своего имущества. После смерти отца Мария Болконская уезжает из имения, не желая жить на занятой врагами территории. Пьер Безухов думает убить Наполеона, прекрасно понимая, чем это может кончиться.)

Собравшись в Слободском дворце, купцы и дворяне для защиты России жертвуют своим имуществом. “Узнав, что граф Мамонтов жертвует полк, Безухов тут же объявил, что он отдает тысячу человек и их содержание”

Истинному патриотизму основной массы русских людей Толстой противопоставляет ложный патриотизм высшего дворянского света. Это люди фальшивые, патриотические слова и дела которых становятся средством достижения низменных целей. Беспощадно срывает Толстой маску патриотизма с немецких и полунемецких генералов на русской службе, “золотой молодежи” типа Анатолия Курагина, карьеристов вроде Бориса Друбецкого. Толстой гневно обличает ту часть высшего штабного офицерства, которая не принимала участия в боях, а старалась устроиться при штабах и ни за что получать награды.

В разгар войны А. Шерер занята выбором достойного жениха. В ее салоне берут штраф за каждое произнесенное французское слово. Конечно, этим людям, далеким от народа, чуждо исконно русское патриотическое чувство. Толстой убеждает нас, что истинными патриотами могут быть только те дворяне, которые постигают дух народа, для которых не может быть счастья вне покоя и благоденствия их страны.

Объединяя людей по нравственному принципу, подчеркивая особую важность при оценке человека истинности его патриотического чувства, Толстой сближает самых разных по своему общественному положению людей. Они оказываются близкими по духу, поднимаются до величия народного патриотизма. И недаром в трудный период жизни Пьер Безухов, оказавшись на Бородинском поле приходит к убеждению, что истинное счастье – слияние с простым народом.(”Солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом.”)

Таким образом, истинный патриотизм и героизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Народный патриотизм является непобедимой силой в борьбе с врагами. Победитель – русский народ. Подлинные герои – простые русские люди, которые совершили великое дело – победили “непобедимого Наполеона”.

- 200.73 Кб

МОУ Ловецкая средняя общеобразовательная школа

Реферат

по литературе.

Тема: « Идея патриотизма в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Выполнила: ученица 11 класса Давыдова Анна.

Руководитель: Симакова Л.Г.

Рецензент: Кротова Е.Н.

2007г.

План:

1.Введение.

2.Истинный и ложный патриотизм в романе.

3.Значение Кутузова как предводителя русской армии.

4.Подлинные герои 1812 года.

5.Заключение.

Введение.

Роман « Война и мир » создавался с 1863 по 1869 гг. В нем более 600 действующих лиц. Судьбы героев прослеживаются на протяжении 15 лет в мирных условиях и в условиях войны.

Во всей мировой литературе не много книг, которые по богатству содержания и художественной силе могли бы сравниться с « Войной и миром» Л.Н.Толстого. Исторические события громадного значения, самые глубокие основы национальной жизни России, её природа, судьба лучших её людей, народная масса, приведённая в движение ходом истории, богатство нашего прекрасного языка - всё это воплотилось на страницах великой эпопеи. Сам Толстой говорил: « Без ложной скромности, это - как «Илиада», т. е. сравнивал свою книгу с величайшим созданием древнегреческого эпоса.

« Война и мир » - это один из самых увлекательных и захватывающих романов мировой литературы. Действие его совершается то в зареве московского пожара, заливающего трагическим светом неисчислимые толпы народа, то при восковых свечах в великосветских салонах, в гостиных и кабинетах Ростовых, Безуховых, Болконских, Курагиных, то при свете лучины в крестьянской избе, то при отблесках партизанского костра в зимнем лесу, то при свете солнца, освещающего деревенские избы и барские особняки, поля сражений и поля посевов, города, леса, деревни, дороги России.

Необозрим горизонт огромной книги, где мир и жизнь преодолевают смерть и войну, где с такой глубиной, с такой проницательностью прослежена история души человеческой - той « загадочной русской души » с её страстями и заблуждениями, с неистовой жаждой справедливости и терпеливой верой в добро, о которой столько писали во всём мире и до Толстого и после него, но после - уже со ссылками на него, с цитатами из книги. « Война и мир » - книга предельно эмоциональная, горячая, полная насмешки, полемики и любви. Она создана « умом сердца » , который так высоко ценил Толстой в людях и в искусстве. В этом плане « Война и мир » принципиально отлична от « объективной » исторической прозы и представляет явление небывалое в жанре исторического романа.

Это великая книга жизни, где рассказ об отдельных людях, о самых глубоких, скрытых от внешнего взгляда движениях их души соединяется, « сопрягается» с повествованием и размышлением о судьбах поколений, народов, всего мира. Толстой стремился к целостному отображению истории и жизни, для себя единственною целью считал правду, ибо « одна низкая истина дороже для нас тьмы возвышающих обманов» . Шолохов сказал как-то, что писать правду нелегко, но этим не ограничивается писательское предназначение, - сложнее писать истину. Истина же - в глубинном постижении народного характера.

Толстой писал войну без приукрас, и так же, в свойственной ему манере, он описывал народный патриотизм. Именно любовь к Родине, способность пожертвовать ради неё всем самым ценным, в том числе и жизнью, так ярко раскрыл автор в своём романе. В «Войне и мире» мы можем увидеть настоящих героев, истинных защитников земли Русской.

Многих героев романа «Война и мир» можно назвать образцами для подражания, и это особенно важно именно сейчас, когда подрастающему поколению просто необходимы новые нравственные идеалы. В свое время советская идеология с её духовными ценностями была сломлена, а новая, к сожалению, так и не создалась.

Лишённая нравственных ориентиров, молодёжь пошла по иному пути развития и сейчас у неё другие ценности, как то: деньги, влияние, престиж. О патриотизме сейчас многие даже не задумываются. Если раньше служение Отечеству было священным долгом каждого гражданина, то сегодня ребята идут в армию только если не удастся «откосить».

Да, взгляды на патриотизм у нынешних подростков коренным образом отличаются от тех, что были в советские времена. Но это можно и нужно изменить! И нет лучшего помощника в этом деле, чем классическая русская литература. Во все времена литературные произведения оказывали большое влияние на умы молодёжи, и я считаю, что это самый действенный способ «достучаться» до подростков. Именно проверенные временем книги помогают нам сформировать свою систему ценностей, привносят первые представления о добре и зле, прививают нравственно-духовные идеалы.

Роман «Война и мир» идеально подходит для этих целей. На фоне нынешней безнравственности и бездуховности эта книга остаётся настоящим памятником народного патриотизма.

Истинный и ложный патриотизм в романе.

Отечественная война 1812 года со стороны России была освободительной, Россия отстаивала свою независимость, русские люди защищали свое Отечество. Естественно, поэтому автор затрагивает в своем романе проблему патриотизма, но рассматривает ее неоднозначно.

Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный. Настоящий патриотизм - это прежде всего священный долг, подвиг во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа.

Ложный патриотизм - это чувство, отталкивающее своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. В « Войне и мире » великолепно показано, насколько пуста и ничтожна и умственная, и нравственная жизнь Курагиных и Карагиных. Очень наигранно ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне « все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов ».

Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах; «...спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по - старому! ; и из - за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения » . Действительно, вышеупомянутые персонажи были далеки от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды своего народа.
Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые « афишки » , призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: « Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху » .

Таким лжепатриотом является в романе Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет случая поживиться и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета « с аглицким секретом » . Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о шифоньерочках. Таков, наконец, Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает « устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии».

Накануне Бородинской битвы Пьер заметил на лицах офицеров оживление. Он понимал, что «причина возбуждения, выражавшегося на некоторых из этих лиц, лежала больше в вопросах личного успеха, и у него не выходило из головы то другое выражение возбуждения, которое он видел на других лицах и которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти. »

Все они - лжепатриоты. В то время, как простые солдаты отдавали свои жизни, защищая Россию, московская элита ела вместо французских блюд русские щи и перестала употреблять в разговоре французские слова. Можно ли сопоставить эти «жертвы» с жертвами солдат? Думаю, ответ очевиден.

С. П. Бычков писал: "По мысли Толстого, чем ближе дворяне стоят к народу, тем острее и ярче их патриотические чувства, богаче и содержательнее их духовная жизнь. И, напротив, чем дальше они от народа, тем суше и черствее их души, тем непривлекательнее их моральные принципы".

Значение Кутузова как предводителя русской армии.

Кутузов в « Войне и мире » явился настоящим историческим и художественным открытием Толстого. Именно он, а не Александр I, сыграл важную роль в победе над французами. Российский император представлен в романе слабым, тщеславным человеком, который верил австрийцам больше, чем Кутузову, и своими распоряжениями немало мешал ему.

Рисуя образ Кутузова, Толстой не побоялся показать его старческую слабость. « В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице » - таков был Кутузов перед Бородином. Опустившись на колени перед иконой, он потом «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости ». Эта многократно подчёркнутая Толстым физическая немощность главнокомандующего только усиливает впечатление духовной мощи, исходящей от него. «Сегодня, перед сражением, он преклоняет колени перед иконой - так же, как люди, которых он завтра пошлёт в бой. » Эта немаловажная деталь также указывает на близость Кутузова к народу, одухотворённость его тем самым « народным чувством » , которое так ценил Толстой.

Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис "Рыцари Лебедя". Он не хотел казаться великим человеком -- он был им.

Кутузов возвеличивается в нашем сознании как полководец, умеющий подчинять все мысли и действия народному чувству.

Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов « не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему ». В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца, его мудрость. Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея Болконского: «Он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, -- это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое ». Кутузов знал, что « решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти ». Сплоченность с народом, единение с простыми людьми делают Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.

Кутузов в романе -- выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. О себе он не думает. Поэтому на совете в Филях для него существует один вопрос: «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения? » И даже зная, что его будут обвинять во всех смертных грехах, Кутузов принял решение об отступлении. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне « дедушки » Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

С. П. Бычков писал: "Толстой, с присущей ему огромной проницательностью художника, правильно угадал и великолепно запечатлел главные черты характера великого русского полководца Кутузова: его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату". Содержание

1.Введение.
2.Истинный и ложный патриотизм в романе.
3.Значение Кутузова как предводителя русской армии.
4.Подлинные герои 1812 года.
5.Заключение.

Патриотизм
Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» назван эпопеей, потому что охватывает исторические события, происходившие с 1805 по 1821 год. Таким образом, действие романа занимает продолжительный отрезок времени. Более того, в нем участвуют более 200 персонажей, в том числе и всемирно известные полководцы. Автор изображает и Наполеона, и Кутузова, и Багратиона, и Раевского, и даже царя Александра I на фоне Отечественной войны 1812 года. Здесь же задействованы любые социальные слои России: крестьяне, дворяне, приближенные царя, провинциалы, купцы. Неудивительно, что этот роман произвел неизгладимое впечатление на мировую общественность.
Главной темой эпического произведения Толстого стала тема героизма русского народа в период войны с Наполеоном. Независимо от социального положения, люди становились на защиту своей страны и сплоченно воевали против вражеского нашествия. Одним из самых достойных полководцев, которого автор показывает во всей красе, был, конечно же, Кутузов. Но что же обычные люди? Как они повели себя в трудные для всей нации времена? В романе «Война и мир» мы видим, что социальное разделение происходит не по классовому признаку, а по уровню гуманности и нравственности.
Такие герои, как Андрей Болконский рисуются истинными патриотами своей страны, даже совершая порой ошибочные шаги. Ведь никто не может быть идеальным. У всех свои достоинства и недостатки, маленькие капризы и прихоти, но при этом нравственно зрелого человека выдают смелость, решительность и готовность совершенствоваться. Андрей - выходец из уважаемой семьи с хорошим состоянием и княжеским титулом. Несмотря на это, он презирает высший свет с его интригами и великосветскими балами. Такой жизни он предпочитает службу в армии. Если изначально война ему видится чем-то восторженным и героическим, то к концу своей жизни он понимает, что смысл бытия в мире, а не в войне. Таких, как он, к сожалению, немного в романе, как и в реальной жизни.
Не отстает от друга и Пьер Безухов - человек неуклюжий и на первый взгляд не привлекательный. Получив большое состояние в наследство от отца, он мог бы прожигать жизнь, посещая светские рауты и не выходя за рамки своего комфорта. Однако со временем мы видим, что в этом персонаже просыпается патриотический дух. Он не может оставаться в стороне. Несмотря на то, что Пьер человек не военный по натуре, он хочет внести свой вклад в освобождение народа. Автор характеризует его, как истинно русского человека, который не может жить частными интересами и тянется к народу. Свой посильный вклад в освободительную войну вносят и Наташа Ростова с Марьей Болконской. Обе они не поддаются всеобщей панике покинуть Москву, а, наоборот, остаются, чтобы помогать раненным.
Таким образом, мы видим, что передовые слои дворянства, наравне с простым народом прониклись духом патриотизма. Возьмем, к примеру, купца Феропонтова, который бесплатно раздавал свой товар русским солдатам, чтобы как-то поддержать в них боевой дух и улучшить их положение. Или же простого мужика Тихона Щербатого, который организовывал крестьянские отряды, чтобы помочь основной армии. Но все же самым героическим поступком жителей Москвы стало сожжение столицы и части Смоленска. Люди собственноручно сожгли все то, что создавалось веками, и по крупицам было собрано их предшественниками, лишь бы не отдать свою страну врагу. Вот где истинный патриотизм! Вот, что автор хотел донести до современного читателя спустя века!
Я думаю, когда Толстой работал над своим гениальным романом, он в душе восхищался народным духом, несокрушимостью нации и силой ее нравственного воспитания. Защищая свои дома, семьи и города, русские люди показали удивительную стойкость духа и способность к самопожертвованию. Своим характером и силой противостояния они вызвали у французских захватчиков поначалу удивление, а затем страх. Нет в русской литературе другого произведения, настолько убедительно изображающего мощь и величие русского народа. Поэтому, можно смело утверждать, что тема патриотизма в романе «Война и мир» на самом первом месте.

Принадлежит первое место среди деятелей русского искусства. Работы гениального автора узнаваемы во всем мире. В особенности это касается романа-эпопеи «Война и мир», название которого говорит само за себя. Главная мысль романа заключена именно в этом названии. Мне кажется, что под словом «мир» писатель имел в виду общую жизнь народа и национальное единство, а под словом «война» он подразумевал разобщенность и разлад. Любимые герои Толстого на протяжении всего романа ищут смысл жизни и общую цель. При этом автор отчетливо разделяет всех персонажей на «любимых» и «нелюбимых».

К первой категории относятся Пьер Безухов , Наташа Ростова , Андрей и Марья Болконские , Николай Ростов , некоторые представители старшего поколения. К «нелюбимым» героям он относит князя Курагина , Элен , Анатоля , Ипполита , военного чиновника Берга и других. Отчего же автор проводит такое деление? Не оттого ли, что у них разное отношение к теме любви и к теме родины? Тема патриотизма в романе «Война и мир» занимает ключевое положение. Ведь во время освободительное войны 1812 года проверяется прочность каждого героя. Всем известно, что в критической ситуации человек проявляет свою внутреннюю сущность и присущие ему качества. Именно это и происходит с героями Толстого в период войны с Наполеоном .

Такие личности, как Безухов и Болконский нацелены на освобождение своей страны от французского нашествия. Для того чтобы доказать это, они не бросают слов на ветер, а активно участвуют в военных действиях. Что касается Андрея, он с самого начала романа пребывает в боевом духе. В войне он видит нечто благое, героическое и возвышенное. Поначалу он даже восхищается Наполеоном, но со временем его иллюзии рушатся. Оказавшись в армии, он просит перевести его в полк, чтобы навсегда оторваться от ненавистного ему придворного мира. Автор показывает, как рядовыми солдатами и главнокомандующими, такого уровня как Кутузов, движет одна единственная цель - польза общему делу и народу.

В свою очередь фигура Пьера Безухова переживает разительные перемены на фоне войны. Встретившись с солдатами и ополченцами, он меняет свое отношение к миру. Его охватывает стремление стать частью народа и сражаться против врага. Он мечтает всем существом проникнуться солдатской жизнью. Не остаются в стороне и главные женские фигуры романа - Марья Болконская и Наташа Ростова. Обе героини всей душой желают победы своего народа и прикладывают к этому всевозможные усилия. Со своей стороны они оказывают посильную помощь раненным, как физическую, так и материальную.

В то время как главные герои романа жертвуют всем ради спасения своей страны и народа, второстепенные персонажи проявляют самый настоящий «лже-патриотизм». Возьмем, к примеру, светское общество, которое собирается в салоне . Единственное, что они могут, это ругать за глаза Наполеона, но за этими словами не кроется ни грамма страдания за Россию. То же можно сказать о людях, собирающихся в салоне Жюли Друбецкой. Их патриотизм проявляется только в том, чтобы наказать рублем того, кто забывается и в речи употребляет французские словечки. Многие молодые люди, изображенные в романе, идут в армию не из чувства патриотизма, а преследуя свои корыстные цели, например, подняться по служебной лестнице или получить награды. Все это Толстой предусмотрел, а потому изначально разделил своих героев на два лагеря - истинных и ложных патриотов своей страны.

Роман «Война и мир» - великое произведение русской и мировой литературы, грандиозная эпопея, героем которого является русский народ, проявивший невиданный героизм и патриотизм в борьбе за свободу и независимость своей родины в войне 1812 года. Огромный жизненный материал этого романа объединен единым замыслом, «Я пытался писать историю народа», - говорит Толстой. Народ, по мнению Толстого, - это не только крестьяне, но и дворяне, те люди, которых тревожит судьба страны, кто находится в водовороте великих событий. Колоссальная волна гнева поднялась в народе после нападения французов. Все русские люди, за исключением небольшой кучки придворных аристократов, не могли себе представить, как они смогут жить под властью французов. Всякий русский поступал так, как он находил это возможным для себя. Кто наступал в действующую армию, кто уходил в партизанские отряды. Такие, как Пьер Безухов, отдавали часть своих денег на снаряжение ополченцев. Многие, как смоленский купец Ферапонтов, сжигал лавки и свое имущество, чтобы ничего не осталось врагам. А многие просто собирались и уходили из своих родных мест, уничтожая после себя все. Толстой отмечает в русских людях Простое, норой неосмысленное чувство патриотизма, которое выражалось не в громких фразах о любви к отечеству, а в решительных действиях. Жители Москвы без всякого призыва покидали древнюю столицу. Толстой подчеркивает, что для москвичей не могло быть вопроса о том, что хорошо было бы под управлением французов в Москве или дурно. Просто так нельзя было жить, так как это было хуже всего. То же самое происходит и в других городах и деревнях русской земли. На территории, куда враг уже вступил, он видел ненависть и неподдельное возмущение народа. Крестьяне отказывались продавать французам продовольствие и сено. Стихийно возникло партизанское движение, без какого бы то ни было приказа свыше. По образному выражению Толстого, «партизаны подбирали то опавшие листья, которые сыпались с общего дерева французского войска, а иногда и трясли это дерево». Не только простой народ, но и передовые слои дворянства и интеллигенции прониклись ожесточением к врагу. Недаром князь Андрей говорит, что они разбили его дом, а теперь идут разорять Москву, оскорбляя ее каждую секунду» И поэтому, по его понятиям, они не только враги, но и преступники. Князь Андрей честно выполняет свой долг, вступая в действующую армию в самом начале войны, хотя до этого и решил, что никогда больше не будет военным. Он не остался в штабе, как ему предлагали, а идет на передний край событий. Особенно ярко проявился героизм и неподдельная любовь россиян к родине в Бородинском сражении. Накануне сражений Андрей Болконский говорит: «сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть… и кто будет злее драться… Завтра, что бы ни было, мы выиграем сражение». Защищая свой дом, свою семью, свою родину, право на жизнь, русские люди обнаружили изумительную стойкость духа и самопожертвование, показали чудеса храбрости. Они вызывали в непобедимом до сих пор Наполеоне сначала удивление, а потом страх. Нельзя не гордиться русскими людьми. И можно не сомневаться, что у такого народа - великое будущее.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...