Презентация на тему: Пальчиковый театр- театр своими руками. Методические рекомендации «Использование пальчикового театра в формировании связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Юлия Каленик

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик . Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.

1. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.

2. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук , помогают освоить речь персонажей, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.

Как играть в пальчиковый театр

Варианты игры в пальчиковый театр зависят от возраста ребенка.

Годовички и двухлетки готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой.

С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий.

В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.

Сначала можно просто познакомить малыша с куколками, дайте ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем надевайте поочередно персонажей себе на пальчики и общайтесь с ребенком от их имени. Затем предложите ребенку одеть куколку на пальчик и попробуйте пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки : «Репка» , «Колобок» , «Теремок» . Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета.

Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления .

Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.

Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь – басом и т. д.) . Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.

От сюжетной игры нужно переходить за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становиться образной и выразительной.

Виды пальчикого театра

Еще один вариант пальчиковых кукол , кукла из картона. Вырежьте из картона фигурку, в нижней части которой проделайте ножницами два круглых отверстия для пальчиков (указательного и среднего) . Пальчики будут ножками куколки. Двигая пальцами , вы создадите ощущение того, что ваша кукла живая.

Для игры в пальчиковый театр можно использовать детали зубных щеток. Это головы разных животных, которые закрывают щетку

Вырежьте из бумаги квадрат со сторонами 5 см, перегните его пополам по диагонали (рис. 1, поверните квадрат так, чтобы линия сгиба находилась внизу – получился треугольник. Верхний угол треугольника отогните к основанию, согнув пополам сначала левый, а затем правый углы и разогните назад (рис. 2,3) . Наметьте точки 1 и 2 (пересечения биссектрис нижних углов с боковыми сторонами треугольника. Возьмите левый угол и перегните его к правой стороне треугольника к точке 1 (рис. 4) . Возьмите правый угол и перегните его к правой стороне треугольника, к точке 2 (рис. 5) . Наружный слой верхнего уголка полученной фигурки отогните на себя, вставив его между слоями бумаги. (рис. 6) . Внутренний слой уголка отогните внутрь полученной шапочки (рис. 7) . Приклейте бусинки вместо глаз, нарисуйте улыбку, сделайте волосы из ниток. Куколка готова!

Пальчиковый театр – это небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй.

При игре важно работать разными пальцами , парами пальцев , одной и двумя руками, несколькими пальцами одновременно . Все это помогает с развитием координацией движений, мозга.

Преимущества пальчикового театра

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами :

Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук ;

Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.

Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения ;

В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;

Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат. Существуют разнообразные виды пальчикового театра

В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр . В ней ребенок не сам исполняет роль какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

Существуют разнообразные виды пальчикового театра , изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

СКАЧАТЬ (с фото)

Название, вид театра : пальчиковый театр на руке

Цель: Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, придумывать новые эпизоды; учить понимать характер героев; способствовать снятию психического напряжения. Развивать правильную, эмоционально насыщенную речь.

Описание технологии изготовления театра : забавные актеры на пальчиках связаны крючком из толстой пряжи.

Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в домашнем спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с особенностями развития: игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций. Пальчиковый театр - отличный помощник в общении с ребенком!

Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для ребенка:

  • пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);
  • стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;
  • заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;
  • театральные постановки развивают фантазию и воображение, особенно, если речь идёт о сценка-импровизациях;
  • обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
  • в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме), а также для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса - их стало четверо);
  • возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности
  • выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным

По сути, театр - это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле, учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры.

Пальчиковые куклы могут быть вашим помощником в воспитании ребенка. Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива (который часто возникает в ответ на поучения родителей).

С помощью куколок можно решать и проигрывать проблемные ситуации, трудности в общении, конфликты, страхи и тревоги ребенка.

Варианты игры в пальчиковый театр для детей зависят от возраста ребенка. Годовички и двухлетки готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой. С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий. В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.

Сначала можно просто познакомить малыша с куколками, дайте ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем надевайте поочередно персонажей себе на пальники и общайтесь с ребенком от их имени. Затем предложите ребенку одеть куколку на пальчик и попробуйте пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета. Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления.

Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.

Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь - басом и т.д.). Развивайте у ребенка активную речь с яркой интонационной выразительностью.

От сюжетной игры постепенно переходить надо к режиссёрской. Фантазируйте вместе с детьми, придумывайте новые истории, поощряйте ребёнка за любое добавление к сюжету.

Основные направления развития театрализованной игры с детьми младшего дошкольного возраста состоят в постепенном переходе ребенка:

От наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

От индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

От имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Основные направления развития театрализованной игры с детьми среднего дошкольного возраста состоят в постепенном переходе ребенка:

От игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;

От игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;

От игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

От создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.

Основные направления развития театрализованной игры с детьми старшего дошкольного возраста состоят в постепенном переходе ребенка:

  • от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;
  • от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;
  • от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;

От театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

Пальчиковый кукольный театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации»: деревья, домик, репка и так далее. Пальчиковый кукольный театр можно купить в магазине, но лучше сделать самому.

Психологами доказано, что игровая деятельность является неотъемлемым компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов малышей. С помощью такого дошкольники познают окружающий их мир, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, адаптируются в социуме. Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является театр. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализовывают свой потенциал, развивают способности. Поэтому так важно проводить театрализованные игры в ДОУ. Такая деятельность организовывается в дошкольном учреждении в самых разных формах. О том, какие бывают виды театров в детском саду и как их правильно организовать, мы рассмотрим в этом материале. Кроме того, поделимся интересными идеями изготовления атрибутов и инвентаря для проведения такой работы.

Влияние театрализованной игры на развитие дошкольника

Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на невозможно. Такая деятельность способствует:

  • усвоению и закреплению детьми учебного материала;
  • развитию речи и мелкой моторики;
  • формированию коммуникативных навыков;
  • развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей;
  • формированию умения взаимодействовать с окружающими;
  • становлению чувствительно-эмоциональной сферы;
  • появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге;
  • воспитанию эстетического вкуса;
  • развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие.

Виды театров в ДОУ

Таким образом, организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целей ряд образовательных и воспитательных целей. Кроме того, способствует реализации требований государственного стандарта, так как благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество.

Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:

В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды. Подробнее о каждом из них расскажем ниже.

Стендовый театр

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:

  1. Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого потребуется промышленный или изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.
  2. Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.
  3. в садах — самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

Настольный театр

Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду:

  1. Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.
  2. Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки.
  3. Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

«Наручный» театр

К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:

  • пальчиковый;
  • перчаточный.

Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.

«Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.).

Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

Верховой театр

Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:

  1. В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.
  2. Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.
  3. Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

Напольный театр

В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.

Театр живой куклы

Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, изучению иностранного языка, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году.

Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

  • театр масок;
  • театр кукол-великанов.

Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.

Тогда, как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей.

Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.

Как самостоятельно сделать ширму для театра в ДОУ?

Для того чтобы организовать театрализованную деятельность с дошкольниками, потребуются различные атрибуты, в том числе маски, куклы, декорации. Конечно, необходимый инвентарь можно приобрести в специализированных магазинах. Но, предложив малышам изготовить необходимый инвентарь для театрализации сказки, возможно не только разнообразить учебный процесс дошкольников, повысить мотивацию к трудовой деятельности, но и реализовать основные образовательные и воспитательные цели.

Из чего же можно сделать театр для дошкольников? Для большинства видов такой творческой деятельности необходима ширма для театра. В детском саду обычно имеется указанный инвентарь либо в игровой комнате, либо в музыкальном зале. Но в случае отсутствия ширмы необходимого размера — ее можно изготовить самостоятельно.

Самый простой способ сделать такой атрибут для театрализованной игры — натянуть в дверном проеме плотную ткань. В зависимости от того, какой вид деятельности предполагается проводить, в материале либо вырезается «окошко», либо делается отступ сверху для размещения персонажей.

Ширма для пальчикового театра

Чтобы организовать пальчиковый театр, понадобится ширма небольшого размера. Поэтому изготовить указанный атрибут можно из картонных коробок, на дне которых необходимо вырезать отверстие. Такую ширму затем необходимо эстетично оформить. Рекомендуется украшать коробку универсальными декорациями, чтобы не пришлось изготавливать новую ширму для каждой сказки отдельно. Так, можно оформить в виде лесной полянки, расположить «домик на опушке».

Куклы для театра в ДОУ из подручных материалов

Дошкольникам очень нравится изготавливать самостоятельно из необычных материалов кукол-персонажей для театрализованных игр. Из чего же можно сделать такие атрибуты? Педагог, практикующий творческий подход в работе, способен изготовить фигурки из самых неожиданных материалов. Например, театр из бумаги — это самый простой и быстрый способ самодельного изготовления персонажей.

Также можно использовать деревянные палочки от мороженого, обклеив их фетром, фольгой, цветной самоклеящейся пленкой. Фото таких персонажей для театрализованной деятельности можно увидеть ниже.

Материалы для изготовления персонажей

Из чего же еще можно сделать персонажей :

  • картона, сделав в нижней части два отверстия для пальцев;
  • спичечных коробков;
  • теннисных мячиков;
  • надувных шаров;
  • одноразовой посуды: тарелок, стаканчиков, ложек;
  • носка, варежки, перчатки;
  • пластиковых бутылок;
  • природного материала и др.

Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском саду. Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительный и заключительный этапы работы с детьми. От указанных факторов зависит эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом.

пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:

стимулирует развитие мелкой моторики;

знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;


помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);

развивает воображение, память, мышление и внимание;

помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

формирует творческие способности и артистические умения;

знакомит с элементарными математическими понятиями;

Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир.

С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится и с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.

Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в домашнем спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно.

Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с особенностями развития: РДА, ДС, ДЦП, ЗПР и различными речевыми отклонениями. Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций.

Пальчиковый театр - отличный помощник в общении с ребенком! Пальчиковые куклы "оживая" на пальце не дадут Вам соскучится, и составят компанию во время прогулки, посещения поликлиники или в дороге. Пальчиковые куклы не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша.

Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы сделаны с душой и несут в себе твореческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках

Пальчиковый театр своими руками

Мастер-класс по изготовлению пальчиковых кукол из фетра

Автор: Демидова Екатерина Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №62 «Серебряное копытце», г. Курган

Театр – это мысли свободной полет,
Театр – здесь фантазия щедро цветет…

Владимир Миодушевский
Мастер-класс рассчитан на воспитателей и специалистов дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей и творческих личностей.
Пальчиковый театр предназначен для театрализованной деятельности в детском саду и дома, может быть использован в ходе непосредственно образовательной деятельности как сюрпризный момент. Он может стать прекрасной традицией вашей семьи.
Выбор материала – фетра обусловлен следующими критериями:
легкий в обработке, края не осыпаются;
широкая цветовая гамма, различная толщина и плотность;
натуральный, безопасен для здоровья!!!
Цель: изготовление пальчикого театра для развития творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
познакомить с технологией изготовления пальчиковых кукол из фетра;
развивать актерские и режиссерские способности детей;
развивать мелкую моторику;
содействовать обогащению и активизации словарного запаса, развивать монологическую и диалогическую речь;
формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
развивать навыки организации практической деятельности.
Материалы и инструменты:
фетр простой, на самоклеющейся основе;
кружево;
бусины, стразы, мелкие пуговицы, глазки для кукол мелкие;
нитки армированные;
портновские булавки;
игла;
мел портновский;
бумага для выкройки;
клей «секундный»;
ножницы;
швейная машинка.


Выкройки Лисички:


Технология изготовления пальчиковой куклы «Лисичка».
Прежде чем приступить к работе вспомним основные правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами.
храните иголки и булавки в определенном месте (игольнице). Не берите иголки, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду.
не используйте в работе ржавые иглы и булавки.
во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми.
не режьте на ходу.
Изготовление выкройки для пальчиковой куклы не займет у вас много времени. Для начала необходимо определиться с размером. Основа игрушки должна быть в высоту примерно с указательный палец. Прорисовываем туловище и остальные детали. Не забываем сделать припуски к тем деталям, которые вставляются в основу.
Подбираем материалы для нашей лисички. Детали переносим на бумагу и вырезаем.
Основа – 2 детали;
Голова – 1 деталь;
Мордочка – 1 деталь;
Ушки – 2 детали;
Хвост – 1 деталь;
Кончик хвостика – 1 деталь;
Лапки – 2 детали.


Переносим выкройку на фетр. Более крупные детали прикалываем к материалу булавками, мелкие обводим портновским мелом.


Распределяем детали по местам.


Настрачиваем правую лапку на основу. Выполняем закрепки.


Настрачиваем вторую лапку. Выполняем закрепки.


Настрачиваем мордочку на голову. Выравниваем края ножницами.


Пришиваем ушки к голове тройной закрепкой.


Оформляем хвостик - настрачиваем кончик хвостика на деталь. Выравниваем края ножницами.


Соединяем по контуру детали туловища. Не забываем вставить сбоку хвостик. Выполняем закрепки. Выравниваем края по контуру.


С помощью клея крепим голову к туловищу. С клеем работаем аккуратно, так как могут проявиться следы на поверхности материала. Глазки и носик делаем из крупного черного бисера. Их можно приклеить или пришить нитками в цвет.


Технология изготовления пальчиковой куклы «Машенька».
Отличительной особенностью выполнения будет обработка головы.
Прорисовываем выкройку. Подбираем материалы.
Основа (платье) – 2 детали;
Рукава – 2 детали;
Руки – 2 детали;
Лапти – 2 детали;
Голова – 1 деталь;
Косынка(передняя часть) – 1 деталь;
Косынка (вид сзади) – 1 деталь;
Коса – 1 деталь;
Носик – 1 деталь;
Челка – 1 деталь.


Выкройки куклы «Машенька»


Вырезаем заготовки. Располагаем детали по местам.


Настрачиваем рукава на платье, подкладываем по низу рукавов ручки (не настрачивая их).


Настрачиваем кружево по низу платья. Выполняем закрепки.


Настрачиваем лапти. Выполняем закрепки. Сшиваем платье по контуру. Выравниваем края по контуру.


Настрачиваем челку и носик на голову. Чтобы носик не скользил под лапкой швейной машины, его необходимо предварительно приклеить.


Приклеиваем голову к основе. Наклеиваем сверху косынку из самоклеющегося фетра. Закрепляем косу между двумя деталями косынки. Выравниваем края.


Закрепляем края косынки машинной строчкой. Выполняем закрепки.


Приклеиваем глазки – бусинки. Подрумяниваем щечки красным карандашом.


Глазки Машеньки можно оформить с помощью специальной фурнитуры для рукоделия – глазок.


Вот, что у нас получилось!


Мои первые работы.


Варианты оформления пальчиковой куклы «Лягушка».


Варианты оформления пальчиковой куклы «Петушок».


Варианты оформления пальчиковых кукол – человечков.
 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...