Дети в изображении Л. Толстого. Научно-исследовательская работа "Особенности художественного повествования в рассказах Л.Н.Толстого о детях" Несколько интересных сочинений

Лев Толстой своей трилогией «Детство. Отрочество. Юность» положил начало моде на жанр автобиографии с детальным описанием детства как «золотого времени» в жизни человека . Со времени опубликования романа «Детство» в 1852 году это представление о детстве как об особом периоде, самом безмятежном и счастливом, стало общим местом в русской литературе, воцарилось на следующие 50–70 лет. Вплоть до написания другой, востребованной социальными переменами в России, версии детства, автором которой стал пролетарский писатель Максим Горький. Горький описал модель аскетического детства , согласно которой все самое интересное происходит, когда человек вырастает и, соответственно все для детей будет впереди, в будущем. Если соотносить эти две модели детства с только что приведенной классификацией вариантов жизни, то мы можем увидеть, что образ золотого беззаботного детства соответствует варианту «жизнь как сон», а горьковская активная направленность в будущее – варианту «жизнь как предисловие».

«Детство» Толстого, отмечает Вотчел, стало неизбежной точкой отсчета для целой генерации русских писателей. «Детские годы внука Багрова» (1859), «Котик Летаев» А. Белого (1922), «Жизнь Арсеньева» И. Бунина (1927–30), «Обломов „И. Гончарова, «Воспоминания“ Александра Бенуа (1960) – яркие примеры этого направления.

Толстой создал первый литературный миф русского детства . Этот миф оказался настолько сильно внедренным в наше сознание, что и по сегодняшний день детей в России стараются воспитывать в духе гиперопеки и благоговейности, ограждая от любых неприятностей и тревог: «Пусть поживут, пока маленькие, потом еще хлебнут»; «Не надо лишать детей детства».

Начало жизни Николеньки, героя толстовского «Детства», прошло в тиши фамильного поместья в окружении природы. Центральным персонажем всех воспоминаний у него была мама. Она излучала доброту и любовь и всегда Николеньку встречала улыбкой. Как и природа, так и мать идеализировались, напоминая о двух ипостасях языческого образа матери‑земли. В описаниях Толстого и в воспоминаниях Николеньки мать была настоящим ангелом – нежным, светлым образом. Если вы не знаете, Лев Николаевич не помнил свою мать, – она умерла, когда ему еще не было двух лет.

Совсем по‑иному представлен образ отца. Слово «разгул» послужило бы самым удачным выражением для описания его времяпрепровождения. На протяжении всего повествования вы не найдете отца, занятым каким‑либо делом. Просматривая русские псевдобиографии, Вотчел с любопытством отмечает, что отцы чаще всего изображаются людьми непрактическими, праздными. В редких случаях они серьезно беспокоятся о состоянии дел в поместье, но ни к каким серьезным последствиям это обычно не приводит, кроме как к проявлениям озабоченности на челе и пространным разговорам о судьбах отечества. Отцы притягивают внимание детей, но, как правило, взрослые мужи держатся на расстоянии от своих отпрысков. В патриархальной России отцы не играют какой‑либо активной роли в воспитании детей. Они просто беззаботные транжиры и повесы. Интересно, что даже в набоковском полубиографическим романе «Дар» отец, в реальности известный и очень серьезный политик, показан как эксцентричный коллекционер бабочек, витающий в облаках, вдали от жизни. Так сильна была литературная традиция! Взрослый Набоков презрительно относился к дутому авторитету отца, оставив ему амплуа «недотыкомки». Пример Толстого и Набокова показывают, что умиление и благодарность за беззаботное детство сменяются раздражением и претензиями к взрослым, когда дети пытаются самостоятельно реализоваться и осмыслить свою жизнь.

И тем не менее литературная традиция оправдывала игнорирование отцами семейных обязанностей и детских проблем. Дети не оставались без внимания взрослых. В семью расширенного типа входили не только родители, дети, их бабушки и дедушки, но также няни, гувернеры (гувернантки), дядьки. Количество воспитателей было явно избыточным, но оно создавало атмосферу повышенного внимания, любви и опеки вокруг детей. Когда дети подрастали, уже в 14–16 лет, их отправляли учиться. Это было самой настоящей трагедией как для детей, так и для челяди. Вой стоял на весь двор. Помните сцену прощания Штольца с отцом и подворьем в экранизации гончаровского «Обломова»? Собственно, так и начиналась тяжелая взрослая жизнь. Заканчивался период «золотого», счастливого, безмятежного детства.

Помимо няни, помещичьих детей окружало множество слуг. Количество дворовой челяди особо поражало западных читателей и исследователей. Вотчел даже иронично предполагает, что русская привычка на всякую работу назначать по три человека, так, что потом концы с концами не сведешь, берет начало в этой самой дворянской традиции содержать огромную армию нахлебников.

Слуги всегда находились под рукой. А когда в дом приглашали на проживание французских или немецких воспитателей (гувернеров), дворовая челядь стремилась защитить детей от «чужих» и их претензий. Чужаков не любили, над ними посмеивались.

Сама усадьба является местом ностальгического паломничества. Удаленная от столиц, Москвы и Петербурга, она окружена лесами, лугами, а до ближайшего соседа нужно порой целый день лошадей гнать. До времен царствования Екатерины Великой поместья имели довольно скромный вид, это были в основном деревянные дома с большой залой в центре, несколькими комнатушками для челяди, хозяйским кабинетом, а также небольшим мезонином со спальнями. В результате европейской моды, введенной императрицей, стали строить большие, роскошные усадьбы с парками, фонтанами и памятниками. Но в литературной традиции сохранились образы восемнадцатого века – дом с тихим, патриархальным укладом и неторопливой жизнью всей семьи в поместье. Город, столица противопоставлялись жизни истинной, деревенской, проходящей в окружении природы и в соответствии с природными циклами и погодными изменениями. Да еще деревенские праздники структурировали эту жизнь.

И такое существование писатели XIX века описывали как рай, а отъезд в город воспринимается в их произведениях как потерянный рай. В гончаровском «Обломове» главный герой вспоминает время, когда он был центром вселенной, окружен любовью матери и няни. Образы детства так сильны, что притягивают и постоянно уводят Обломова в идиллию семейного поместья. А рядом с маленьким Илюшей все время находилась нянечка, которая рассказывала мальчику сказки и воссоздавала мир еще более совершенный и идеальный, чем тот, в котором проходило детство мальчика, – реки с молоком и медом. А главное, никто ничего не делает, потому что все и так есть.

Если в европейской традиции детство изображается как источник ограничений и страданий, которые могут быть преодолены со временем, во взрослой жизни, то в русской литературе детство – это источник счастья, удовольствий, куда герой хочет и стремится вернуться любой ценой. Отвергая исторический идеал постепенного улучшения жизни, русский стремится впасть в детство, безмятежную созерцательность, оторваться от всего остального мира, уединиться в тиши своих собственных иллюзий.

До того как ребенку исполнится восемь‑девять лет, он чувствует себя свободным царем в усадьбе, он предается любимым играм или безделию под пристальным оком няни. В это время детей не загружали уроками. Позже на проживание в поместье приглашались учителя – мужчины для мальчиков, женщины для девочек. Ими часто становились французы, попавшие в Россию в период с 1789 по 1820 год. Оставленные Великой Армией Наполеона представители аристократии или псевдоаристократии были рады жить в поместьях на полном довольствии в почете и уважении. Наличие иностранца в доме было признаком определенного статуса хозяина. Только богатые люди могли позволить себе содержать в доме француза или немца с самого рождения ребенка, беспокоясь о чистоте иностранного произношения у детей. Так или иначе, общение с иностранцем расширяло кругозор детей. И только совсем редко учителями становились русские.

Во второй половине девятнадцатого столетия появилась мода на англичан. Так, герой «Анны Карениной» Вронский, устраивая свою жизнь в поместье с Анной и их дочерью, стремился придерживаться английского стиля. Такая тенденция продержалась до начала двадцатого века. Набоков утверждал, что читать по‑английски он научился раньше, чем по‑русски. С середины девятнадцатого века, дети стали учиться в обычных школах, в том числе и иностранному языку.

Повесть «Детство» стала первым произведением 24-летнего Льва Николаевича Толстого и сразу же открыла ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу. Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного в ту пору литературного журнала «Современник», Николаю Алексеевичу Некрасову, вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не увидеть, что ему в руки попало творение настоящего таланта. Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую славу, «Детство» нисколько не померкло в сравнении с ними. В произведении была и глубина, и нравственная чистота, и мудрость.

Главным героем произведения является 10-летний Николенька Иртеньев. Мальчик растет в дворянской семье в деревенском поместье, его окружают самые близкие и любимые люди: учитель, брат, сестра, родители, нянька.

Читатели знакомятся с миром Николая через его рассказ, причем многие поступки анализируются уже выросшим молодым человеком, но для которого воспоминания детства настолько ярки, что он пронес их через много лет. А ведь они и формируют личность. Уже на ранних этапах взросления становится вполне ясно, что ты будешь собой представлять.

Что же можно сказать про Николеньку? Он умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к близким людям, тонко чувствует их настроение. Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства. Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

В маленьком Николае было все самое лучшее, что позже сформировало взрослую личность. Но он сокрушается, куда делись чистота и чувствительность, которые были в избытке в детстве, и которых он не находит сегодня в себе? Неужели они исчезли бесследно? Нет, просто в мире, где эмоции принято сдерживать, искренние порывы были заперты глубоко в душе.

Карл Иванович

Первую главу повести Толстой посвящает учителю, Карлу Ивановичу, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой. Воспитанник жалеет своего дорогого педагога и искренне желает ему счастья. Его сердце откликается в ответ на чувства старика.

Но Коля вовсе не идеальный, бывает, что он злится, бранит про себя своего учителя или няньку, не хочет учиться, много думает о себе и ставит свое «я» выше других, участвует в издевательствах вместе с другими над Иленькой Грапом. Но кто в детстве не делал того же? Читатель во многом узнает себя: как хочется поскорее повзрослеть и перестать делать уроки, как мечтается стать красавцем, ведь это тогда очень важно, как и любая оплошность воспринимается трагедией. Поэтому учителю были присущи терпение и сдержанность, а также чувство юмора и искренняя привязанность к мальчику.

Мама

Николай — очень чувствительный ребенок, он сильно любил свою мать, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь. Просто находиться с ней рядом, чувствовать прикосновение ее рук, млеть от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда и закончилось его детство. Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку maman в самые трудные моменты своей жизни, то никогда бы не узнал горя.

У десятилетнего мальчика очень богатая внутренняя жизнь, в нем часто борются эгоизм и любовь к близким, добро и зло, и все-таки уже заложенная нравственность помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда. Он очень глубоко анализирует свои чувства, любые их внешние проявления часто подкреплены внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы приносят ему удовольствие, что, потеряв мать, он горюет как будто напоказ. Его молитвы всегда за здоровье и благополучие близких, за маменьку и папеньку, за бедного Карла Ивановича, он просит, чтобы Бог дал счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, которой писатель уделяет не так уж много внимания. Он показывает ее через сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, который перенял ее отзывчивость и нежность.

Папа

Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.

Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

Наталья Савишна

Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Соня, Катя и Сережа

Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.

Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку. Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость. Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.

Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.

Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В одной из своих статей Л. Толстой писал, что дети любят мораль, но только умную, а не «глупую». Этой мыслью пронизаны и псе сто рассказы для детей. Он стремится вызвать глубокие переживания ребенка, воспитать в нем любовь и уважение к людям. Считая детство важным периодом в жизни, Л. Толстой много внимания уделяет образам детей, особенно крестьянских. Он отмечает их впечатлительность, пытливость, любознательность, ; отзывчивость, трудолюбие.

«У бабки была внучка: прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку, а после бабка стала стара и легла на печку и
спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку».

В этом коротком рассказе вскрывается самая сущность взаимоотношений детей и взрослых в крестьянской семье. С фольклорной выразительностью и лаконизмом передается течение жизни, единство поколений. Мораль в этом рассказе - не отвлеченное поучение, а стержень, объединяющий его тему и идею. Крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, ее жизнь передаются часто так, что мы видим их глазами ребят:

«Когда Филипок шел по своей слободе, собаки не трогали его - они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок». Основным художественным приемом в изображении крестьянских детей у Л. Н. Толстого часто оказывается прием контраста. Иногда это контрастные детали, связанные с описанием внешности. Чтобы подчеркнуть, насколько мал Филипок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и длинном пальто (рассказ «Филипок»).

Иногда это контрастность душевных движений и их внешнего проявления, помогающие раскрыть внутренний мир ребенка, психологически обосновать каждый его поступок.

Миша понимает: нужно признаться взрослым, что он бросил в помои для коровы осколки разбитого стакана; но боязнь сковывает его, и он молчит (рассказ «Корова»).

В рассказе «Косточка» психологически убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы: он «никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо них». Соблазн оказался настолько сильным, что мальчик съел сливу. Отец нехитрым способом узнал правду: «Ваня побледнел и сказал: «Нет, косточку я бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал». Рассказы Л. Н. Толстого, посвященные детям, метко обличают дурное и ярко показывают каждое доброе движение детской души.

Сюжеты большинства рассказов Толстого о детях драматичны, описания почти отсутствуют. В процессе работы над рассказами Толстой усиливает их эмоциональное и воспитательное воздействие на детей. Он добивается краткости, стремительности действия, простоты стиля («Прыжок», «Акула»). Так, в первом варианте рассказа «Прыжок» описание кульминационной сцены было довольно подробным. Оно включало несколько длинных фраз, рассказывающих, как мальчик идет по перекладине мачты:

«Кругом мальчика не было ничего, кроме воздуха, а под ним был маленький кусок дерева, который снизу казался не больше пуговицы. Ноги его закрывали всю перекладину, и она гнулась под ним. Если бы он оступился или перекладина сломалась под ним, он, наверное бы, упал и разбился до смерти». Во втором варианте осталась одна фраза, лаконичная и предельно напряженная эмоционально: «Стоило ему только оступиться, и он вдребезги бы разбился о палубу».

Работа Толстого над языком и стилем рассказов - непревзойденный образец того, как нужно писать для детей. Очень точно об этом сказал С. Маршак: «Сегодня, перечитывая учебные книги Толстого, мы особенно ценим в них его блистательное умение пользоваться всеми оттенками, всеми возможностями родного языка, его щедрую затрату писательского мастерства на каждые три-четыре строчки, которые превращаются под его пером в умные, трогательные и убедительные рассказы».

Галимова Э.

Отношение великого писателя к детям

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Ново-Арышская СОШ» Рыбно-Слободского муниципального района

Республики Татарстан

РЕФЕРАТ

Толстой и дети

Выполнила: ученица 8 класса

Галимова Э.И.

Учитель Валеева Р.Г.

С. Новый-Арыш

2016

Введение

Основная часть

1. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Повесть «Детство».

2. Ясная Поляна. Школа для крестьянских детей.

3. Рассказы о детях и для детей.

4. Рассказы о животных, басни, былины

5.«Азбука» и «Новая азбука»

Заключение, вывод

Литературный мир Л.Н.Толстого открывался нам с самого раннего детства. В его произведениях каждый человек может найти что-то свое, увидеть свои проблемы, свою боль. И по его убеждению, ценность писателя измерялась не тем, что он сделал для литературы, а тем, что он сделал для жизни. Л.Толстой оставил поистине огромное наследие не только для взрослых,но и для детей.

1. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Повесть «ДЕТСТВО».

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о нем? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

В душевной чистоте, в свежести чувств, в доверчивости детского сердца, искренней любви к близким видит Толстой счастье детства.

Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений.

Автобиографическая повесть « Детство» - ярчайший образец реалистической повести о детстве

Детство, отчий, дом, семья-это самое святое в жизни каждого человека. Это духовная ячейка, где отклонение от норм нравственности непременно отразится, прежде всего на детях: на его развитии, воспитании, познании. Очень важно воспитать в детях нравственность и ответственность. Главное же-это развитие ребенка через самовоспитание и самосовершенствование.

В осуществлении этой задачи огромна роль повести «Детство» великого русского писателя-гуманиста Л.Н.Толстого, роль в осознании детей нравственного долга перед родителями, в привитии любви к близким.

В ней Лев Николаевич рассказал о жизни своей семьи. Повесть начинается со знакомства с главным героем, с Николенькой Иртеньевым, которому исполнилось 10 лет. Мальчику с детства прививали хорошие манеры. Вот и сейчас, проснувшись, он умылся, оделся, и учитель Карл Иванович повел его и младшего брата поздороваться с маменькой. Она разливала чай в гостиной, затем семья завтракала. Так описал утреннюю сцену Лев Толстой. Автор описывает, какие чувства Николенька испытывал к родителям – чистую и искреннюю любовь. Николенька Иртеньев, впечатлительный и чуткий мальчик, во многом напоминает самого Льва Толстого. В мыслях, чувствах и поступках Николеньки писатель все время отделял подлинно человеческое от всего мнимого, нечеловеческого.

В «Детстве» получили художественное воплощение взгляды Толстого на воспитание детей. Писатель категорически отвергает насилие как средство воспитания. Самое лучшее - домашнее, материнское.

Дожив до глубокой старости, Толстой не переставал любить свое первое произведение. « Когда я писал «Детство»,-говорил он в 1908 году,-то мне казалось, что до меня никто еще так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства».

2.Ясная Поляна. Школа для крестьянских детей.

Яснополянские крестьяне как – то спросили писателя:

Лев Николаевич, вы за границей бывали. Небось там лучше?

Нет, - ответил он, - лучше своей родины нигде нет. Для меня самое лучшее –Ясная Поляна

Здесь, в Ясной Поляне, его посещала “самая чистая радость – радость природы. Здесь, в Ясной Поляне ранней осенью 1859 года открыл для крестьянских детей школу и сам преподавал в ней историю, вел уроки чтения, рисования и пения, распорядился сделать счеты для занятий по арифметике. Он полностью окунулся в жизнь школы и увлекся настолько, что думает даже оставить литературную деятельность.. В небольших розовых, в голубых комнатах он негромко, приятно и просто рассказывал детям, как русский народ защищал от французов Севастополь.

Погоди же ты,-прервал рассказ учителя некий Петька, потрясая кулаками, -дай я вырасту, я же им задам!

Лев Николаевич Толстой подчеркивал, что дети из народа должны получить такие же знания, как и дети из высшего сословия. По его мнению, крестьянские дети должны быть введены в мир искусства, благородства.Он помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны. Эти школы существовали на средства, вносимые родителями, которые платили от 50 до 80 копеек серебром в месяц за обучение каждого ребёнка. Лев Николаевич приглашал учителей, помогал им при составлении учебных планов, старался улучшить их материальные условия. И это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне, был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии. Свои идеи Толстой изложил в статьях, доказывая, что основой обучения должна быть свобода учащегося и отказ от насилия в преподавании. «Я мог бы написать целые книги о том невежестве, которое видел в школах Франции, Швейцарии и Германии»,-делает он нелестные отзывы после поездок, осуждая прежде всего казенщину и формализм.

С 4 февраля 1862 и по март 1863 года года Лев Николаевич издавал ежемесячный педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения и сочинениями ребят. Выводы из своего педагогического опыта писатель сформировал в очерке с вызывающим заглавием: “Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?”. По мысли Толстого, крестьянские дети хранят душевную чистоту и естественность, утерянную в образованных сословиях. Их обучение ценностям высокой культуры едва ли необходимо. Напротив, сам писатель, занимаясь с ними, оказался в роли не учителя, а учащегося

3.Рассказы о детях и для детей.

«Великим писателем русской земли» по праву называют Л.Н.Толстого. Безусловно, всемирную известность писателю принесли взрослые произведения, но был еще и Лев Толстой для детей.

В его творчестве выделяется два основных направления детской» темы. Первое направление - это произведения Толстого о детях. К ним относятся прежде всего повести «Детство» , «Отрочество», « Юность», второе направление- цикл произведений для детей, к которым относятся «Азбука», «Новая азбука», «Книги для чтения», повесть «Кавказский пленник».

Посвящая произведения детям, писатель почти каждое из них проверял их восприятием, часто делая соавторами своих маленьких читателей. Этот факт поучителен во всех отношениях: и проявлением глубочайшего доверия к детям, и решением разбудить их творческие силы, и желанием не только учить, но и учиться у них языку и отношению к окружающему миру.

Считая детство важным периодом в жизни, Л. Толстой много внимания уделяет образам детей, особенно крестьянских. Он отмечает их впечатлительность, любознательность, отзывчивость. Рассказы Льва Толстого пронизаны любовью к детям, они бесхитростные и простые, мораль в них на поверхности, но в то же время они лишены глубоких нравоучений.

В одной из статей Л.Толстой писал, что дети любят мораль, но только умную, а не «глупую».

Я к детской литературе предъявляю огромные требования, - сказал Толстой. - Ах, как это трудно! Здесь так легко впасть в сентиментальность. Робинзон - вот образцовая книга.

Рассказы для детей можно делить на два вида: рассказы для малышей и рассказы для детей старшего возраста

Рассказы и сказки для маленьких посвящены детям от трех до пяти лет.

Сказка «Три медведя» повествует о девочке Маше, которая заблудилась в лесу. Она набрела на домик и вошла в него. Стол был накрыт, на нем стояло три миски разного размера. Маша отведала похлебку сначала из двух больших, а затем съела весь суп, который был налит в маленькую тарелку. Затем она посидела на стуле и поспала на кровати, которая, как стул и тарелка, принадлежала Мишутке. Когда он вместе с медведями-родителями вернулся домой и увидел всё это, захотел поймать девочку, но та выпрыгнула в окно и убежала.

В рассказах для старшего возраста крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Крестьянские дети умны, догадливы, трудолюбивы. Эти качества детей писатель раскрывает в их поступках, в действиях,в отношениях к окружающим .

Один из привлекательных образов - любознательный, настойчивый мальчик Филипок (рассказ «Филипок»). Этот крошечный мальчик очень хотел учиться, но мама не отпускала его. Мальчик Филипп, надев отцовскую шапку и длинное пальто, как-то раз всё-таки ушел в школу без спроса, когда остался дома вдвоем с бабушкой. Зайдя в класс, он сначала испугался, но затем взял себя в руки и ответил учителю на вопросы. Преподаватель обещал ребенку, что попросит его мать, чтобы та разрешила Филиппку ходить в школу. Малыш преодолевает все трудности и достигает цели - его принимают в школу.

Произведения для детей включают в себя и рассказ «Подкидыш». Из него мы узнаем о девочке Маше, которая обнаружила на пороге своего дома грудного ребенка. Девочка была доброй, напоила подкидыша молоком. Ее мать хотела отдать малыша начальнику, так как их семья была бедной, но Маша сказала, что подкидыш ест мало, и она сама будет ухаживать за ним. Девочка сдержала слово, она пеленала, кормила, укладывала спать младенца.

Следующий рассказ, как и предыдущий, основан на реальных событиях. Называется он «Корова». В произведении рассказывается о вдове Марье, ее шестерых детях и корове. Однажды Миша бросил в помои для коровы осколки разбитого стакана. Миша понимает, что нужно признаться взрослым,но боязнь сковывает его, и он молчит

Толстой не прощает человеку такие недостатки, как лень, обман. В рассказе «Лгун» он наказывает лгунишку, погубившего своей ложью все стадо овец. В рассказе « Воробей и ласточки» наказанным остается воробей, захвативший гнездо ласточки. Стайка ласточек, поддерживая родную им птичку, замуровывает воробья в гнезде

В рассказе «Косточка» психологически убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы: он «никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо них. Соблазн оказался настолько сильным, что мальчик съел сливу. Отец нехитрым способом узнал правду: «Ваня побледнел и сказал: «Нет, косточку я бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Произведения Л.Н. Толстого, посвященные детям, метко обличают дурное и ярко показывают каждое доброе движение детской души.

4.Рассказы о животных, басни, былины

Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных. Они полны драматизма, эмоциональности, образности.

Одними из первых были рассказы о собаке Бульке, о ее преданности своему хозяину. В цикле рассказов о Бульке и Мильтоне: «Булька» , «Булька и кабан» , «Черепаха» , «Что случилось с Булькой в Пятигорске» - автор не только сообщает много интересных сведений о повадках и свойствах собак, фазанов, волков, диких кабанов, но и обращает внимание детей на преданность животного человеку, стремится внушить им любовь ко всему живому.

Очень трогательный рассказ «Лев и Собачка». Маленькую собачку бросили на съедение льву, а он не растерзал её, а еще и полюбил. Когда хозяин бросил ему кусок мяса, лев кусок отдал собачке. А когда собачка заболела и умерла, он обнял ее лапами и пять дней лежал рядом, а на шестой умер

В своих рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивает их, наделяет индивидуальными чертами характера: Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.

Сообразительность и находчивость галки легко запоминаются маленькими детьми.

Не все знают, что произведения Льва Толстого для детей – это не только сказки, рассказы, но и басни, которые написаны в прозе. Например, «Муравей и голубка». Муравей упал в воду и стал тонуть, голубка кинула ему туда веточку, по которой бедолага смог выбраться. Как-то охотник расставил на голубку сеть, хотел уже захлопнуть ловушку, но тут на помощь птице пришел муравей. Он укусил охотника за ногу, тот охнул. В это время голубка выбралась из сети и улетела.

Заслуживают внимания и другие поучительные басни, которые придумал Лев Толстой. В баснях для детей: "Черепаха и орел", "Лев и мышь"; "Лев, волк и лисица"; "Лягушка и лев"; "Вол и старуха"-мораль предлагается в более открытом виде. Например:-Так-то брат; господ не на зло, а на добро наводить надо" («Лев, волк и лисица"); «Бывает и от мыши добро» («Лев и мышь») . Во многих баснях моральный вывод опирается на живой опыт крестьянского быта (« Конь и кобыла», «Олень и лошадь»). Толстой стремился закрепить в сознании ребенка многовековой опыт народа, подсказывая ему правильное решение в разных случаях жизни. Поэтому ни одна сторона народной жизни не остается без внимания. Басни Толстого заслуживают определения типа: «энциклопедия народной нравственности, мудрости».

Толстой нередко обращался и к русскому былинному эпосу. Сохраняя былинный ритм, он пересказал для детей несколько былин героического содержания, отражающих могущество, силу, патриотические чувства человека из народа: «Сухман», «Святогор-богатырь», «Вольга-богатырь», Микулушка Селянинович».

5. «Азбука» и «Новая азбука»

Учебные книги для детей Толстой начал писать в Яснополянской школе, которую создал сам. В 1872 году вышла «Азбука» в 4-х книгах - результат 14 летнего труда – своеобразный комплекс учебных книг для первоначального обучения детей чтению, письму, грамматике, славянскому языку и арифметике. Однако первые рецензенты отмечали выдающиеся достоинства рассказов для детей, но осуждали методику обучения грамоте, предложенную Львом Николаевичем Толстым, и отмечали, что отдел арифметики был написан неудовлетворительно.

Скоро Лев Толстой заново переписал «Азбуку», назвав ее «Новой Азбукой», а материалы, входившие в разделы для чтения, выделил в «Русские книги для чтения». «Азбукой» он связывал самые светлые надежды, полагая, что несколько поколений русских детей, от мужицких и царских, будут учиться по ней и получат из нее первые поэтические впечатления. «Написав эту «Азбуку», мне можно будет спокойно умереть»,- делился он своими мыслями с А.А.Толстой. Труд был завершен в 1875 году.

Композиция «Новой азбуки» была тщательно продумана Толстым. Рассказы-миниатюры, простые по содержанию несколько строк, давали ребенку настоящую картинку. Такие рассказы, как «У вари был Чиж», «Пришла весна», «У бабки была внучка», автор предназначал малышам. Поэтому в рассказах даются лишь самые необходимые детали, рассчитанные на детское восприятие.
Действие в начале сказки «Три медведя» происходит как в реальной жизни: « Одна девочка ушла из дома в лес…» Но скоро автор вводит читателя в вполне сказочные обстоятельства и знакомит с персонажами, близкими к народной сказке. Сказочные говорящие медведи: отец Михаил Иванович, медведица Настасья Петровна и медвежонок Мишутка. Кто хлебал из чашки? сидел на стуле? Кто ложился в мою постель и смял ее?- зарычали медведи.
Но девочка оказалась шустрой и избегает расплаты: открыв глаза и увидев медведей - выпрыгивает в окно. Толстому важно было показать, что крестьянский ребенок в экстремальной ситуации смел, ловок, решителен.

6.Отношение великого писателя к детям

Л.Н.Толстой гуманно и доверчиво относился к детям. Человечность, сочувствие, любовь к детям коренится в общих свойствах его личности и мировоззрения. Толстой общался с детьми на «равных правах» и создавал сразу дружеские, товарищеские отношения, любил шутить с детьми

Вот что пишет о Толстом жена его грузинского друга Ильи Петровича Накашидзе о встрече Льва Николаевича в 1903 г. в Ясной Поляне с маленькой внучкой Накашидзе - Макой.

«Мака с мамой, приехавши в Ясную Поляну, опоздали к обеду. Им подали обед отдельно. Любуясь девочкой, Толстой подсел к ней и все время смешил ее. Когда подали компот, он засыпал Маку вопросами:

Мака, нравится тебе компот? Хорошо? Вкусно? Или нехороший, плохой компот?

Мака не успевала отвечать и только лепетала:

Да... нет... да... нет...

Нет, Соня, - обратился Лев Николаевич к вошедшей жене, - твой компот не нравится Маке!

Нет, нет, нравится, - живо воскликнула девочка.

Вот видишь, нравится, - сказала Софья Андреевна, подсаживаясь к столу.

Когда гости уезжали, Лев Николаевич заявил:

Обязательно, обязательно погощу как-нибудь в вашей солнечной Грузии!

Наклонился к Маке, поцеловал ее и спросил:

Мака, хочешь, чтобы я погостил у тебя в Тифлисе? А? Да? Тогда сяду на велосипед и - чик, чик, чик - и приеду!»

Глубокий старец, гениальный писатель держал себя с Макой как равный. Таким же милым и непосредственным бывал он в общении и с другими детьми.

А автор воспоминаний «Дети тульских рабочих в гостях у Л.Н.Толстого», «Как Л.Н.Толстой рассказывал сказку об огурцах» П.А. Сергеенко пишет, что « Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь очень любил детей: и самых маленьких, и более старших, всегда проводил с ними много времени: зимою катался на коньках или на санках с гор, ходил на лыжах, а летом гулял по полям, лесам, собирал с ними цветы, ягоды, грибы. И всегда он им что-нибудь рассказывал. И чего только не рассказывал! И про себя, какой маленький был, и как в молодости на Кавказе жил, и про своих родителей и знакомых, и всевозможные истории, и басни, и сказки. И дети могли слушать его сколько угодно; слушали бы и слушали, потому что уж очень он интересно, занятно про всё рассказывал».

Любили дети одну его особенную сказку - об огурцах. Он рассказывал её и тогда, когда был молодым, и стариком. В последний раз - когда ему шёл восемьдесят второй год. Детям очень понравилась эта сказка, и в течения дня только об этом и говорили,и старались голосом подражать Толстому.

Шел мальчик и нашел огурчик... вот такой...

Лев Николаевич показывает, подняв указательные пальцы обеих рук, какой величины был огурчик.

Он его - хам! - и съел! - добавляет дедушка.

И Толстой показывал, как мальчик уничтожал огурцы. Дети бывали в полном восторге от этой незамысловатой сказки, дополняемой актерским умением восьмидесятилетнего дедушки

Ясная Поляна притягивала к себе людей разных возрастов, взглядов, профессий, национальностей. Всем хотелось увидеть Толстого, поговорить, вернее, послушать его, своими глазами посмотреть, где и как живёт и работает великий писатель земли русской.

Летом 1907 года Толстого посетили 900 детей, учащиеся тульских школ. Старый парк зазвенел детскими голосами. Дети провели в Ясной Поляне в общении с писателем целый день. Лев Толстой расспрашивал их обо всем, разговаривал с ними, водил их на реку. К вечеру ребятишки уже были его друзьями. Эта встреча оставила в их душах неизгладимое впечатление. Ребята на всю жизнь запомнили Льва Николаевича. Прошло много лет, дети выросли, но все вспоминали «дедушку» .Об этом интересно рассказывает гостивший в то время у Толстых писатель П.А.Сергеенко:

«Девочки. .. относились несколько иначе ко Льву Николаевичу, нежели мальчики… и не спускали с него блестевших умилением глаз.
Небольшая, лет девяти, девочка с миловидным личиком долго ходила за Львом Николаевичем Наконец она не выдержала и… спросила, растягивая слова:
- Лев Ни-ко-ла-е-вич, ска-жите, пожалуйста, который вам год?
- Ужасно много: семьдесят девять!
- А я думала, Лев Николаевич, что вам девяносто семь лет.
- Это ты перепутала цифры, «девять» поставила вместо «семи», а «семь» вместо «девяти».
- Я вас видела, Лев Николаевич, на картинке - там вы моложе и лучше…
Окружающие девочки укоризненно покосились на собеседницу Льва Николаевича. Но он так весело рассмеялся, как будто услышал самый лестный комплимент.
Жара все усиливалась. Мальчики начали импровизировать души и обрызгивали себя водой из дождевых кадок. Лев Николаевич с улыбкой любовался их выдумкой и вдруг сказал призывно:
- Дети, хотите купаться? Мальчики пришли в восторг.
- Хотим, Лев Николаевич! Хотим!

Тогда идемте! Кто хочет купаться? Идемте к реке. И Лев Николаевич, сразу помолодевший, направился юношески живой походкой с детьми к реке Воронке…

Лев Николаевич знал бедность деревенских ребят и почти полное отсутствие у них каких бы то ни было игрушек, развлечений и потому, в свои 82 года, старался их порадовать хоть пустячком: собирал адресованные к нему письма с картинками и раздавал их ребятам.

Такой пустяк! А как он трогал! Лев Николаевич знал, что для деревенского мальчика или девочки такая картинка - редкость и что она, наверное, позабавит их.

Лев Николаевич Толстой внес огромный вклад в развитие человечества, оставил огромное наследие и для детей. Наследие Л.Н.Толстого-это школа совести, благородства, верности, человеколюбия и доброты. Произведения писателя учат смелости, справедливости, находчивости, трудолюбию. И Толстой верил, что дети, выросши, продолжат работу взрослых и добьются всеобщего счастья на земле

Да, все начинается с детства, прелесть и поэзию которого превосходно открыл нам великий Толстой

Список использованной литературы

  1. Л.Н.Толстой для детей. М., Издательство детской литературы, 1961
  2. 2.П.А.Сергеенко. Дети тульских рабочих в гостях у Л.Н.Толстого. М. Детгиз, 1961
  3. К.Л.Ломунов. Толстой и дети. Приложение к книге «Л.Н.Толстой.Детство. Отрочество. Юность». М. «Просвещение», 1988
  4. Горецкий В. Азбука Л.Н.Толстого. Дошкольное воспитание. 1978, №10
  5. Л.Н.Толстой. Басни, сказки, рассказы .М. «Детская литература», 1987

Сочинение

В одной из своих статей Л. Толстой писал, что дети любят мораль, но только умную, а не «глупую». Этой мыслью пронизаны и псе сто рассказы для детей. Он стремится вызвать глубокие переживания ребенка, воспитать в нем любовь и уважение к людям. Считая детство важным периодом в жизни, Л. Толстой много внимания уделяет образам детей, особенно крестьянских. Он отмечает их впечатлительность, пытливость, любознательность, ; отзывчивость, трудолюбие.

* «У бабки была внучка: прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку, а после бабка стала стара и легла на печку и
* спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку».

В этом коротком рассказе вскрывается самая сущность взаимоотношений детей и взрослых в крестьянской семье. С фольклорной выразительностью и лаконизмом передается течение жизни, единство поколений. Мораль в этом рассказе - не отвлеченное поучение, а стержень, объединяющий его тему и идею. Крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, ее жизнь передаются часто так, что мы видим их глазами ребят:

* «Когда Филипок шел по своей слободе, собаки не трогали его - они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок». Основным художественным приемом в изображении крестьянских детей у Л. Н. Толстого часто оказывается прием контраста. Иногда это контрастные детали, связанные с описанием внешности. Чтобы подчеркнуть, насколько мал Филипок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и длинном пальто (рассказ «Филипок»).

Иногда это контрастность душевных движений и их внешнего проявления, помогающие раскрыть внутренний мир ребенка, психологически обосновать каждый его поступок.

Миша понимает: нужно признаться взрослым, что он бросил в помои для коровы осколки разбитого стакана; но боязнь сковывает его, и он молчит (рассказ «Корова»).

В рассказе «Косточка» психологически убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы: он «никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо них». Соблазн оказался настолько сильным, что мальчик съел сливу. Отец нехитрым способом узнал правду: «Ваня побледнел и сказал: «Нет, косточку я бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал». Рассказы Л. Н. Толстого, посвященные детям, метко обличают дурное и ярко показывают каждое доброе движение детской души.

Сюжеты большинства рассказов Толстого о детях драматичны, описания почти отсутствуют. В процессе работы над рассказами Толстой усиливает их эмоциональное и воспитательное воздействие на детей. Он добивается краткости, стремительности действия, простоты стиля («Прыжок», «Акула»). Так, в первом варианте рассказа «Прыжок» описание кульминационной сцены было довольно подробным. Оно включало несколько длинных фраз, рассказывающих, как мальчик идет по перекладине мачты:

* «Кругом мальчика не было ничего, кроме воздуха, а под ним был маленький кусок дерева, который снизу казался не больше пуговицы. Ноги его закрывали всю перекладину, и она гнулась под ним. Если бы он оступился или перекладина сломалась под ним, он, наверное бы, упал и разбился до смерти». Во втором варианте осталась одна фраза, лаконичная и предельно напряженная эмоционально: «Стоило ему только оступиться, и он вдребезги бы разбился о палубу».

Работа Толстого над языком и стилем рассказов - непревзойденный образец того, как нужно писать для детей. Очень точно об этом сказал С. Маршак: «Сегодня, перечитывая учебные книги Толстого, мы особенно ценим в них его блистательное умение пользоваться всеми оттенками, всеми возможностями родного языка, его щедрую затрату писательского мастерства на каждые три-четыре строчки, которые превращаются под его пером в умные, трогательные и убедительные рассказы».z

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...