Горицкий монастырь в Переславле-Залесском – обитель, парящая над городом. Подробные данные об успенском горицком монастыре в переславль залесском

Ну теперь перейдем Успенскому собору.Как было уже сказано в 1382 году монастырь был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами. Почти все сохранившиеся сооружения относятся к 17–19 вв. Переславская епархия была образована в 1744 году. В нее вошли такие отдаленные от Переславля городá, как Боровск, Можайск, Волоколамск, Дмитров. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа. Посвящение двух храмов Успению и Всем Святым - обычное для многих русских монастырей. Возможно, впервые оно пошло ещё от Киево-Печерской лавры.

Для благоустройства резиденции были снесены многие древние постройки: звонница, собор, службы. Упоминания о них сохранились только в монастырских документах. На месте старого трехглавого собора, 1520-х годов постройки, было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс, состоящий из Успенского собора, примыкающей к нему с запада Гефсиманией (постройкой, связанной с ландшафтом и символизирующей евангельские события) и трапезной с храмом Всех Святых, которую намеревались перестроить. Здание Гефсимании, разобранное на материал для строительства духовного училища впоследствии, так и не было достроено и долгие годы оставалось без крыши.

Обширные строительные работы развернулись в Горицах лишь в середине пятидесятых годов. Оставалось уже совсем немного сделать, чтобы завершить грандиозный по замыслу проект перестройки ансамбля, но этому не суждено было сбыться.


В 1788 году Высочайшим указом Переславскую епархию упраздняют. Прекращаются строительные работы, разъезжаются из Гориц церковные сановники, пустеют палаты и храмы, часть колоколов увозят в Петербург на колокольню Петропавловской крепости, а богатую ризницу отправляют в Москву. Чтобы поддержать угасающую жизнь в Горицах, городские власти размещают в опустевших зданиях различные учреждения - суд, казначейство, магистрат, а на редкость богато убранный Успенский храм превращают в городской собор.
Вид от кассы комплекса.

Только в 1881 году было принято решение разместить в пустующих зданиях бывшей обители духовное училище. Патриоты Переславля, историки архитекторы в XIX и начале XX столетия не раз высказывали беспокойство о состоянии старинных сооружений Горицкого монастыря, некоторые из которых по праву считались выдающимися памятниками русского зодчества. К счастью, печальным предположениям не суждено было сбыться.

Вид со стороны колокольни.

Главное здание в ансамбле Горицкого Успенского монастыря – Успенский собор ХVIII века.
Этот собор пятиглавый. Успенский собор – главное сооружение Горицкого монастыря – начал строиться в середине 1750-х гг. Построен собор в стиле, который иногда называют "переяславским барокко". В отличие от "московского", где восьмерик увенчан одним куполом, или "петербургского", где храмы совсем уж напоминают европейские, здесь основа осталась традиционно русской, пятиглавой, просто декор заметно изменился.
Успенский собор можно назвать и пятикупольным, и - семикупольным : из-за двух башенок-приделов, сдвинутых к алтарю. Расположение этих башен-фонарей очень напоминает ярославское зодчество XVII века. Только там храмы обычно обрамлены шатровыми приделами, здесь же боковые главы по форме не отличаются от пяти основных - только что "спрыгнули" на ступеньку ниже. При взгляде с востока, образуется очень живописная, расходящаяся надвое лестница куполов.




Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена.
С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки – следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла – высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней.
Маленькие серебристые куполочки Всехсвятской трапезной церкви являют разительный контраст с большими зелёными луковками Успенского собора. И это при том, что по высоте два храма почти одинаковы. Чёрточки их соседствующих кровель словно по одной линейке проведены. Собор - выше только за счёт более массивных куполов. Когда-то два храма составляли неразрывное целое, соединяясь корпусом под названием Гефсимания . Гефсиманский сад в Иерусалиме знаменит не только местом "моления о Чаше" Спасителя, но и Гробницей Божией Матери, потому на Успенский Горицкий монастырь, вполне в русских традициях, было перенесено это евангельское название. Во многих русских монастырях и архиерейских домах постройки соединялись друг с другом, так что их можно было обойти, не спускаясь во двор: актуально для сурового климата с долгой зимой. Переяславские Горицы не были исключением. Только вот до наших дней Гефсиманский корпус, к сожалению, не сохранился - остался лишь след его примыкания на западном фасаде собора (фото выше).

Поражает своим размахом и интерьер собора. Своды и стены Успенского собора покрыты лепниной (в т. ч. с изображением вензелей). На своде собора, под изображением короны, размещается вензель Елизаветы Петровны (ЕI), а на западной строне вензель Екатерины Великой (Е II). Как говорят, в честь посещения императрицами этого собора и большими пожертвованиями. Почему-то вензеля Екатерины Великой нет фото, хотя помню, что делала оба снимка...
Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима.
Белая лепнина эффектно выделяется на окружающем ее голубом фоне. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Кроме лепнины, стены собора украшены живописными панно.
Иконы для него писали мастера из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря.



Заслуживает внимания резной золоченый иконостас. Он является основной достопримечательностью Успенского собора. Иконостас состоит из пяти рядов икон, написанных художниками из иконописной мастерской подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря. Резной каркас иконостаса с рельефами и скульптурами – работа мастеров московской артели Якова Жукова. Его великолепный многоярусный иконостас создавался в 1750-х гг. Он считается одним из красивейших в России... во всяком случае, если брать XVIII век, эпоху господства барокко. "Местами иконостас выглядит воздушным и трепетным, словно всё это выполнено из золочёного застывшего кружева", - поэтично выразился автор одного из путеводителей.

После упразднения епархии и закрытия Горицкого Успенского монастыря Успенский собор некоторое время выполнял функцию главного городского храма, пока местные жители, которым далеко было добираться сюда на службы, не обратились с просьбой вернуть этот статус собору в центре города. Так главным городским собором стал Владимирский собор в центре Переславля. Последняя реставрация в Успенском соборе была проведена в 1956-66 годах под руководством архитектора-реставратора, создателя и сотрудника Переславской реставрационной мастерской профессора Пуришева И.Б.





Видны уже и новые иконы, видимо тут иногда проходят службы.






Часть сохраненного интерьера хранится в самом соборе и ждет своего часа.








Все это великолепие просто требует хозяйской руки и реконструкции. Осевшая за более полувека со времени последней реконструкции пыль и грязь видна невооруженным глазом, хотя убранство продолжает впечатлять! Есть и неболльшая часть сохраненных могильных надгробий в соборе.

Успенский собор открыт с мая по сентябрь ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последнего вторника месяца. В это время можно осмотреть пышный интерьер собора.

Успенский собор, сейчас является экспозицией и хранилищем музея.
С одной из стен собора стоит колокол. Колокол весом 149 пудов 19 фунтов отлит на заводе Финляндского в 1865 г. для Переславля-Залесского. Но никаких поясняющих табличек о нем нет.



А вот н апротив собора можно увидеть большое количество надгробий.






В основном даты смерти относятся к началу ХIХ в., но есть и более «молодые», например, здесь погребен зудожник Д.Н. Кардовский, который был родом из этих мест.
Пожалуй это весь материал, что у меня есть о Горницком монастыре.

Дата публикации или обновления 15.12.2017

Горицкий Успенский монастырь.

Адрес Горицкого Успенского монастыря: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, Музейный пер., 4
Фотоальбом Горицкого Успенского монастыря.
Рассказ о поездке в город Переславль-Залесский в 2009 году , и в том числе в Горицкий Успенский монастырь.
Рассказ о поездке в город Переславль-Залесский в 2010 году.

Горицкий Успенский мужской монастырь был основан в первой половине XIV века при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности – «горице ».

От древних деревянных построек не сохранилось ничего. В 1382 г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский , а вместе с ним и Горицкий монастырь. Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом.

В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.

В Горицком монастыре был рукоположен преподобный Даниил , основатель Троице-Даниловского монастыря. Он прожил в Горицком монастыре с 1495 по 1525 гг.; сюда к нему стекалось множество паломников. Великий князь Василий III пригласил Даниила в крестные к своему сыну Ивану – будущему царю Ивану Грозному. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров.

С XVI века в монастыре значатся каменные постройки, что указывает на его богатство. В XVII веке в монастырском владении были очень большие земли и около 5000 крестьян.

Во второй половине XVII века с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника. Святые врата с надвратной Никольской церковью – образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Нижний ярус с широкой проездной аркой был выстроен в середине XVII века и богато декорирован деталями из фигурного кирпича. Верхняя часть с церковью надстроена позже, в конце XVII века, и ее убранство близко к московскому барокко, получившему в то время большую популярность. На массивном четверике с четырехскатной кровлей стоят два маленьких убывающих восьмерика, поддерживающих небольшую главку. По бокам церковь охвачена галереей, идущей по границам нижнего яруса ворот.

Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание, выделяет их на фоне почти гладких, лишенных декора стен. Над массивными арками по бокам от ворот сверху помещены изящные фигурки двух коней, поднявшихся на дыбы. Верхняя массивная надстройка сооружена во второй половине XIX века.

Стены достраивались в XVIII веке. Тогда оборонительного значения новая стена уже не имела, поэтому ее высота значительно меньше, чем обычно бывает в древних крепостях. Бойницы в них сделаны также скорее с декоративной целью – нижних нет вовсе, кое-где нет и верхних. Башни северной стороны стен монастыря украшены с большим искусством: явно мастера заботились о внешнем виде стен и башен больше, нежели чем об обороне.

В XIX веке в северной стене была устроена невысокая звонница, с которой открывается великолепный вид на Плещеево озеро.

В 1887 г. башни сильно повредил ураган, нанесший огромный урон монастырю, стоящему на открытом возвышенном месте. Долгое время башни стояли без кровель, рушились. Только в 1950-1960 гг. они были отреставрированы и приведены в теперешний вид.

В 1744 г. была образована Переславская епархия; в нее вошли такие отдаленные от Переславля города, как Боровск, Можайск, Волоколамск, Дмитров. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа. Для благоустройства резиденции были снесены многие древние постройки: звонница, собор, службы.

Упоминания о них сохранились только в монастырских документах. На месте старого трехглавого собора было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс, состоящий из Успенского собора, примыкающей к нему с запада Гефсиманией (постройкой, связанной с ландшафтом и символизирующей евангельские события) и трапезной с храмом Всех Святых, которую намеревались перестроить.

Трапезная палата с Всехсвятской церковью была построена, судя по убранству, в последние десятилетия XVII века. Высоко поднимающийся над стенами монастыря бесстолпный четверик церкви увенчан пятью главками на тонких узорчатых барабанах. Под карнизом проведен широкий фриз с ложными закомарами. Окна храма, апсид и трапезной палаты обрамлены фигурными наличниками. Построенное в XVII веке здание значительно реконструировалось в XVIII и XIX веках. Апсиды были скрыты кирпичной стеной XVIII века, многие наличники стесаны. Хотя бы отчасти их восстановили только при реставрации 1970-х гг.

Успенский собор – главное сооружение Горицкого монастыря – начал строиться в середине 1750-х гг. Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена.

С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки – следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла – высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней.

Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима.

Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него тоже написаны мастерами из Нового Иерусалима.

Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря. После упразднения епархии Горицкий монастырь был закрыт, а Успенский собор некоторое время служил главным городским собором, пока местные жители, которым далеко было добираться сюда на службы, не обратились с просьбой вернуть этот статус собору в центре города.

Главная вертикаль монастыря – колокольня с Богоявленской церковью – начала строиться в 1760-х гг., потом строительство застопорилось и было доведено до конца в 1780-х гг. Это внушительное и величественное четырехъярусное здание с маленький церковью в нижнем ярусе. Венчает ее высокий купол с люкарнами, перекликающийся с куполами Успенского собора, и главка на большом узорчатом барабане. Когда Переславская епархия была упразднена, колокола отсюда были сняты и перевезены в Санкт-Петербург, на колокольню Петропавловской крепости. Сейчас на колокольне устроена просторная смотровая площадка, откуда открывается, пожалуй, лучший и самый полный вид на весь город.

В середине XVIII века посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря. Берега пруда были укреплены бревнами. В 1925 г. сотрудниками музея вокруг него были насажены фруктовые деревья.

Масштабное строительство во монастыре было приостановлено сначала после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель в 1764 г., а окончательно застопорилось, когда упразднили Переславскую епархию, просуществовавшую всего 44 года – до 1788 г. Недостроенную Гефсиманию сначала просто забросили, а потом, в 1881 г., и вовсе разобрали.

В конце XIX века к трапезной палате с запада было пристроено здание духовного училища с квартирами для преподавателей. Для строительства нового здания и была разобрана недостроенная и обветшавшая Гефсимания. Классы и комнаты для учеников устроили в трапезной. Училище просуществовало до 1918 г., а потом в его стенах разместился музей, о чем свидетельствует старая мемориальная доска и надпись над входом. Сейчас там находится картинная галерея.

В советское время в Горицком монастыре был создан краеведческий музей, один из первых в республике – он был основан в 1919 г. Руководителем музея стал Михаил Иванович Смирнов (1868-1949), проработавший здесь вплоть до своего ареста в 1930 г. М.И.Смирнов – автор очень интересной монографии по истории Переславля-Залесского, издание которой ему не суждено было увидеть. Вернувшись из ссылки, Смирнов работал в Загорске (Сергиевом Посаде).

В 1963 г. в музей был передан бюст основателя города, князя Юрия Долгорукого. Сейчас этот памятник встречает туристов недалеко от входа в монастырь. В 1960-х гг. сюда же были перевезены две деревянных часовни – из деревень Фонинское и Старово Переславского района. Такие часовни были «обыденными», то есть чаще всего сооружались за один день силами крестьян или странствующих плотников на деньги, собранные «миром». Внутри часовни из деревни Фонинское видны деревянные фигуры Христа и святых, выполненные с большим искусством.

Сейчас в Горицком монастыре Переславля по-прежнему остается музей. Зимой Успенский собор закрыт для осмотра в целях сохранности интерьеров; нет в зимнее время входа и на колокольню.

Горицкий Успенский мужской монастырь был основан в первой половине XIV века при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности – «горице». От древних деревянных построек не сохранилось ничего. В 1382г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь. Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.
В Горицком монастыре был рукоположен преподобный Даниил , основатель Троице-Даниловского монастыря . Он прожил в Горицком монастыре с 1495 по 1525гг.; сюда к нему стекалось множество паломников. Великий князь Василий III пригласил Даниила в крестные к своему сыну Ивану – будущему царю Ивану Грозному. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров.
С XVI века в монастыре значатся каменные постройки, что указывает на его богатство. В XVII веке в монастырском владении были очень большие земли и около 5000 крестьян. Во второй половине XVII века с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника . Святые врата с надвратной Никольской церковью – образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Нижний ярус с широкой проездной аркой был выстроен в середине XVII века и богато декорирован деталями из фигурного кирпича. Верхняя часть с церковью надстроена позже, в конце XVII века, и ее убранство близко к московскому барокко, получившему в то время большую популярность. На массивном четверике с четырехскатной кровлей стоят два маленьких убывающих восьмерика, поддерживающих небольшую главку. По бокам церковь охвачена галереей, идущей по границам нижнего яруса ворот.
Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание, выделяет их на фоне почти гладких, лишенных декора стен. Над массивными арками по бокам от ворот сверху помещены изящные фигурки двух коней, поднявшихся на дыбы. Верхняя массивная надстройка сооружена во второй половине XIX века.



Стены
достраивались в XVIII веке. Тогда оборонительного значения новая стена уже не имела, поэтому ее высота значительно меньше, чем обычно бывает в древних крепостях. Бойницы в них сделаны также скорее с декоративной целью – нижних нет вовсе, кое-где нет и верхних. Башни северной стороны стен монастыря украшены с большим искусством: явно мастера заботились о внешнем виде стен и башен больше, нежели чем об обороне. В XIX веке в северной стене была устроена невысокая звонница , с которой открывается великолепный вид на Плещеево озеро. Внутри самой звонницы вид хуже – она вся разрисована наименее культурными посетителями музея. В 1887г. башни сильно повредил ураган, нанесший огромный урон монастырю, стоящему на открытом возвышенном месте. Долгое
время башни стояли без кровель, рушились. Только в 1950-1960 гг. они были отреставрированы и приведены в теперешний вид.
В 1744г. была образована Переславская епархия; в нее вошли такие отдаленные от Переславля городá, как Боровск, Можайск, Волоколамск, Дмитров. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа. Для благоустройства резиденции были снесены многие древние постройки: звонница, собор, службы. Упоминания о них сохранились только в монастырских документах. На месте старого трехглавого собора было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс, состоящий из Успенского собора, примыкающей к нему с запада Гефсиманией (постройкой, связанной с ландшафтом и символизирующей евангельские события) и трапезной с храмом Всех Святых, которую намеревались перестроить.

Трапезная палата с Всехсвятской церковью
была построена, судя по убранству, в последние десятилетия XVII века. Высоко поднимающийся над стенами монастыря бесстолпный четверик церкви увенчан пятью главками на тонких узорчатых барабанах. Под карнизом проведен широкий фриз с ложными закомарами. Окна храма, апсид и трапезной палаты обрамлены фигурными наличниками. Построенное в XVII веке здание значительно реконструировалось в XVIII и XIX веках. Апсиды были скрыты кирпичной стеной XVIII века, многие наличники стесаны. Хотя бы отчасти их восстановили только при реставрации 1970-х гг.
Успенский собор – главное сооружение Горицкого монастыря – начал строиться в середине 1750-х гг. Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки – следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла – высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней. Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его
убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима . Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него писали мастера из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря. После упразднения епархии Горицкий монастырь был закрыт, а Успенский собор некоторое время служил главным городским собором, пока местные жители, которым далеко было добираться сюда на службы, не обратились с просьбой вернуть этот статус собору в центре города.
Главная вертикаль монастыря – колокольня с Богоявленской церковью – начала строиться в 1760-х гг., потом строительство застопорилось и было доведено до конца в 1780-х гг. Это внушительное и величественное четырехъярусное здание с маленький церковью в нижнем ярусе. Венчает ее высокий купол с люкарнами, перекликающийся с куполами Успенского собора, и главка на большом узорчатом барабане. Когда Переславская епархия была упразднена, колокола отсюда были сняты и перевезены в Санкт-Петербург, на колокольню Петропавловской крепости. Сейчас на колокольне устроена просторная смотровая площадка, откуда открывается, пожалуй, лучший и самый полный вид на весь город.



В середине XVIII века посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря. Берега пруда были укреплены бревнами. В 1925г. сотрудниками музея вокруг него были насажены фруктовые деревья.
Масштабное строительство во монастыре было приостановлено сначала после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель в 1764г., а окончательно застопорилось, когда упразднили Переславскую епархию, просуществовавшую всего 44 года – до 1788г. Недостроенную Гефсиманию сначала просто забросили, а потом, в 1881г., и вовсе разобрали.
В конце XIX века к трапезной палате с запада было пристроено здание духовного училища с квартирами для преподавателей. Для строительства нового здания и была разобрана недостроенная и обветшавшая Гефсимания. Классы и комнаты для учеников устроили в трапезной. Училище просуществовало до 1918г., а потом в его стенах разместился музей, о чем свидетельствует старая мемориальная доска и надпись над входом. Сейчас там находится картинная галерея.
В советское время в Горицком монастыре был создан краеведческий музей, один из первых в республике – он был основан в 1919г. Руководителем музея стал Михаил Иванович Смирнов (1868-1949), проработавший здесь вплоть до своего ареста в 1930г. М.И.Смирнов – автор очень интересной монографии по истории Переславля-Залесского, издание которой ему не суждено было увидеть. Вернувшись из ссылки, Смирнов работал в Загорске (Сергиевом Посаде).


В 1963г. в музей был передан бюст основателя города, князя Юрия Долгорукого. Сейчас этот памятник встречает туристов недалеко от входа в монастырь. В 1960-х гг. сюда же были перевезены две деревянных часовни – из деревень Фонинское и Старово Переславского района. Такие часовни были «обыденными», то есть чаще всего сооружались за один день силами крестьян или странствующих плотников на деньги, собранные «миром». Внутри часовни из д.Фонинское видны деревянные фигуры Христа и святых, выполненные с большим искусством.

Сейчас в Горицком монастыре Переславля по-прежнему остается музей . Зимой Успенский собор закрыт для осмотра в целях сохранности интерьеров; нет в зимнее время входа и на колокольню.


Отзывы:

Приехали из Украины и побывали на экскурсии. Очень сильные впечатления! Какая мощь! Хочется посетить это место еще, и еще раз. Изложенная информация дополнила увиденное.Спасибо создателям сайта и сотрудникам музея.
Ирина, 01.06.2011

В Переславле-Залесском сохранилось пять монастырей - настоящих шедевров зодчества и памятников старины. Одним из них является Горицкий монастырь, уникальный по своему духовному и историческому значению.

Этот монастырь иногда неправильно называют местным «кремлем», как, например, Спасский монастырь в Ярославле. Стены и башни обители невысокие, но именно они придают ей сходство с небольшой крепостью.

Монастырь был основан в первой половине XIV века при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности - «горице». От древних деревянных построек не сохранилось ничего. В 1382г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь.

Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом.

В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.

С XVI века в монастыре значатся каменные постройки, что указывает на его богатство. В XVII веке в монастырском владении были очень большие земли и около 5000 крестьян. Во второй половине XVII века с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника. На фото ниже Проездные ворота справа, Святые слева.

Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание. Над массивными арками по бокам от ворот сверху помещены изящные фигурки двух коней, поднявшихся на дыбы (коней видно на фото выше).

Святые врата с надвратной Никольской церковью возводились в XVIII веке, и сочетают в своей архитектуре узорочье и московское барокко. По бокам церковь охвачена галереей, идущей по границам нижнего яруса ворот.

Стены достраивались в XVIII веке. Тогда оборонительного значения новая стена уже не имела, поэтому ее высота значительно меньше, чем обычно бывает в древних крепостях. Бойницы в них сделаны также скорее с декоративной целью - нижних нет вовсе, кое-где нет и верхних.

Башни северной стороны стен монастыря украшены с большим искусством: явно мастера заботились о внешнем виде стен и башен больше, нежели чем об обороне.

В XIX веке в северной стене была устроена невысокая звонница, с которой открывается великолепный вид на город.

Со стороны монастыря звонница кажется совсем низкой, на уровне второго этажа.

Но поскольку обитель расположена на горе, с другой стороны звонницы кажется, что ты этаже на шестом-седьмом.

Мы движемся от входа к главным храмам монастыря. Слева мы видим бюст основателя Переславля-Залесского Юрия Долгорукого.

Этот бюст работы скульптора С.М.Орлова, погрудное повторение памятника на Тверской площади в Москве, установлен здесь в 1963 году.

В середине XVIII века посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря.

Справа от центральной дорожки расположена впечатляющая размерами четырехъярусная колокольня с маленькой Богоявленской церковью на нижнем ярусе. С вершины её открывается очень красивый вид на город и Плещеево озеро.

В 1744г. была образована Переславская епархия; в нее вошли такие отдаленные от Переславля города, как Боровск, Можайск, Волоколамск, Дмитров. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа.

Для благоустройства резиденции были снесены многие древние постройки: звонница, собор, службы. Упоминания о них сохранились только в монастырских документах. На месте старого трехглавого собора было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс из нескольких больших храмов.

Всехсвятская церковь с трапезной палатой была построена в конце 17-го века. Древний синодик Горицкого монастыря сохранил имя одного из её строителей - Филиппа.

Успенский собор - главное сооружение Горицкого монастыря - начал строиться в середине 1750-х гг. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было.

В стене собора мы видим большой колокол, весом 149 пудов 19 фунтов, отлитый на заводе Финляндского в 1865 г. для Переславля-Залесского.

Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима.

Уникальный многоярусный золоченый иконостас, датируемый 1759-ым годом, выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него писали те же мастера из Нового Иерусалима.

В конце XIX века к трапезной палате с запада было пристроено здание духовного училища с квартирами для преподавателей. Для строительства нового здания и была разобрана недостроенная и обветшавшая Гефсимания. Классы и комнаты для учеников устроили в трапезной.

Училище просуществовало до 1918г., а потом в его стенах разместился музей, о чем свидетельствует старая мемориальная доска и надпись над входом. Сейчас там находится картинная галерея.

Рядом с бывшим духовным училищем установили две старинные пушки - трофеи, отбитые переславцами во время осады их родного города польской армией.

Ядра для осадных орудий 15-16 вв. расположены рядом.

В музее представлены полотна классиков отечественной живописи: И.Шишкина, В.Поленова и др. Ниже мы видим характерный для музея экспонат.

В 1960-х гг. в обитель были перевезены две деревянных часовни - из деревень Фонинское и Старово Переславского района. Такие часовни были «обыденными», то есть чаще всего сооружались за один день силами крестьян или странствующих плотников на деньги, собранные «миром».

Выше мы видим часовню из села Фонинское.

А часовню из села Старово я почему-то вблизи не сфотографировал. Ниже мы видим её спрятанной за лотком "Сладкий миндаль".

Или мы можем увидеть её сверху, с Богоявленской колокольни. Последние три фотографии - это виды на город с колокольни.

Но "монастырём" это место называется только по привычке. На самом деле переславский Успенский Горицкий монастырь был в 1744-ом году закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. А окончательно всё здесь застопорилось, когда упразднили Переславскую епархию - в 1788 году.

В начале 20-го века внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом. В советское время в Горицком монастыре был создан краеведческий музей, один из первых в республике - он был основан в 1919г.

Fais se que dois adviegne que peut.

В 1382 году Переславль, а вместе с ним и монастырь разорили отряды хана Тохтамыша. От древних деревянных построек нечего не сохранилось. Однако довольно скоро монастырь был восстановлен женой великого князя Дмитрия Донского — Евдокией, приехавшей незадолго перед разорением на богомолье. Евдокия и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 году восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать Крестный Ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.

В Горицком монастыре был рукоположен преподобный Даниил, основатель Свято-Троицкого Данилова монастыря. Он прожил в Горицком монастыре 30 лет, с 1495 по 1525 год. В монастырь к нему стекалось множество паломников. Великий князь Василий III пригласил Даниила в крестные к своему сыну Иоанну — будущему царю Иоанну Грозному. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров.

В 1744 году была основана Переславская епархия, в которую вошли множество сел и городов, а также около шестисот церквей и двадцать пять монастырей. Успенский Горицкий монастырь стал кафедральным. Здесь должна была разместиться резиденция архиепископа. Именно это событие спровоцировало большие изменения в облике монастыря: руководители епархии решили построить более высокие и красивые здания на месте древних. В это время были разобраны главный собор, звонница, а также несколько других строений, упоминания о которых сохранились лишь в монастырских летописях. Во второй половине семнадцатого века с юга и юго-запада монастырь был обнесён новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника. Святые врата с надвратной Никольской церквью — образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Подлинными шедевром творчества семнадцатого века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание.

В 50-е годы XVIII века в Горицах, где размещался монастырь, вовсю кипела работа. Проект был грандиозным, строительство затянулось на долгие годы, несмотря на то, что иногда оно велось даже ночью при свете факелов и свечей. Планы архитекторов и строителей так и не были воплощены в жизнь: в 1788 году Переславская епархия прекратила свое существование.

После упразднения епархии священнослужители покинули монастырь, а вместе с этим прекратилось и строительство, опустели палаты и храмы, часть колоколов увезли в Петербург, а богатую ризницу отправили в Москву. Церковные службы в Успенском соборе стали проходить только летом по случаю праздников, а пустующие помещения некогда величественного монастыря постепенно разрушались. Лишь в 1881 году в бывшем монастыре разместили духовное училище.

Только после революции на сооружения древней обители обратили должное внимание. В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей - один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве. При этом всем сохранившимся на территории монастыря зданиям вернули должный вид. Сейчас комплекс зданий, расположенных на территории Горицкого Успенского монастыря, принадлежит Переславль-Залесскому государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику.

В 2012 году Правительство Ярославской области приняло решение о передаче храмов монастыря Ярославской епархии Русской Православной Церкви. В настоящее время Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и Горицкое архиерейское монастырское подворье ведут совместную работу по передаче храмов.
 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...