Художник изобразил церковь в солнечный летний день. Разработка урока"Описание картины "Храм Покрова на Нерли"."(8 класс). Описание рассуждение по картине

Сергей Васильевич Герасимов - русский, советский художник. Среди его работ - картина «Церковь Покрова на Нерли». В ней отразилась любовь мастера к пейзажам, дань уважения к храмам, многие из которых были разрушены с приходом Советской власти.

Биография художника

Васильевич родился в 1885 году, 14 сентября, в Можайске. Хоть он был из крестьянской семьи, но одаренный мальчик смог поступить в художественное училище имени Строганова, в котором изучал изобразительное искусство с 1901 по 1907 год. Затем он поступил в училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился с 1907 по 1912 год. Его преподавателями были К. А. Коровин, С. В. Иванов.

В 1915 году художник построил себе дом-мастерскую, где плодотворно работал. В юности Сергей Герасимов рисовал в основном акварелью. В этой технике он смог создать изысканную колористическую гамму посредством легких, свободных мазков. Этот стиль стал свойственен его произведениям. Художник любил рисовать пейзажи, портреты, обращаться к мотивам народного быта.

Герасимова называют изысканным пейзажистом и лириком по натуре. Любовь к природе просматривается во многих его картинах. Она отражена на полотнах «Весеннее утро», «Лед прошел», «Зима», «Можайские пейзажи» и многих других. Картина Герасимова «Церковь покрова на Нерли» написана с и уважением к народной святыне.

После революции 1917 года были разрушены многие храмы и монастыри. Художник отразил в своем творчестве впечатления от этого. Он смог отдать дань уважения закрытым и разоренным святыням, написав «Церковь Покрова на Нерли».

История постройки этого храма уходит в глубокое прошлое...

Немного о народной святыне

Можно начать описание с истории его создания. Точная дата постройки неизвестна, ориентировочно - это 1158 или 1165 год. Считается, что собор был возведен в память о сыне великого князя Изяслава Андреевича. Позже, когда на Руси начал отмечаться праздник Покрова Богородицы, церковь стали именовать храмом Покрова.

Святыня располагается в уникальном месте. Храм построен на рукотворном холме, вокруг него расположен заливной луг. Раньше на этом месте впадала в Клязьму, здесь был водный торговый путь.

Рассказывая о церкви Покрова на Нерли, описание храма можно начать с его фундамента. В древние времена воды реки могли подниматься на 5 метров, поэтому здание построено на фундаменте, уходящем далеко вглубь. Оно облицовано белым камнем, стены строго вертикальные, почти квадратные, украшены резными рельефами. Здание - крестово-купольного типа, одноглавое. Внутри него - столпы, сужающиеся кверху. Это позволяет помещению выглядеть визуально выше, чем оно есть на самом деле.

Картина «Церковь Покрова на Нерли» передает облик храма, но без мельчайших деталей, особый акцент сделан на природу. Настала пора подробно рассказать о знаменитом полотне Герасимова.

Картина художника

История создания шедевра такова. Мастер написал полотно в 1937 году. В это время в стране буйствовали репрессии, было довольно неспокойное время. Быть может, ему захотелось обрести умиротворение, работая в таком благословенном месте. В те времена, о чем было сказано выше, церкви, монастыри закрывали, превращали в склады или вовсе взрывали. Опасаясь за эту святыню, художник запечатлел ее навечно при помощи красок и холста.

Белокаменная церковь расположена в центральной части экспозиции, но она занимает довольно скромное место. Красота рукотворного создания не затмевает природную. Все объекты на полотне гармонично соседствуют.

На переднем плане мы видим береговую линию. На фоне зеленой травы яркими, но не вычурными полосами выделяются желтые цветы. Здесь гуляет женщина с ребенком, малыш нагнулся, чтобы сорвать весенний цветок.

Что еще изображено на полотне

Береговую линию повторяет водная. Река изображена синей, розовой, местами зеленой акварелью. В отражается главный объект картины - церковь. Она тоже окружена зеленой травой. Около берега привязана лодка. Может, на ней приплыл человек, чтобы помолиться. Справа от храма видны люди, они отдаляются от него, идут по своим делам.

Картина «Церковь Покрова на Нерли» позволит школьникам, которым зададут писать о ней сочинение, пополнить свой словарный запас, раскрыть творческие способности, расширить кругозор. Кому-то захочется узнать об этом месте подробнее. Другие смогут сочинить свой сюжет на заданную тему и рассказать, как будут развиваться события на полотне далее. Третьи поверят в свои силы и тоже захотят стать художниками. Все это прекрасно и похвально. Юные дарования смогут начать с изображения неба и тем оттачивать и совершенствовать свою технику.

Деревья и небо

Художник изобразил небо в спокойных, но в то же время радужных тонах. Картина «Церковь Покрова на Нерли» помогает увидеть не только красоту природы, святыни, но и посмотреть ввысь. Небесный свод на заднем плане смыкается с линией горизонта. Юные художники могут начать свой пейзаж именно с нее. Тогда вверх от данной линии вам нужно будет набросать мазки голубой, розовой, синей акварелью.

Не делайте их слишком яркими, они должны смотреться так, как на полотне Тогда эта часть пейзажа будет вписана тоже гармонично.

Рассматривая картину Герасимова «Церковь покрова на Нерли», приходишь к выводу - художник не побоялся разместить рядом с храмом дерево. Ведь оно не отвлекает внимание на себя, а лишний раз подчеркивает белизну и чистоту стен.

Небольшие деревья, расположенные поодаль, выделяют изгиб реки, отчего картина также только выигрывает.

Заключение

Производя описание храма Покрова на Нерли, понимаешь, здесь нет ничего лишнего и вычурного. Церковь, построенная еще в древности на реке Нерли, привлекала своей величественной красотой многих художников. Кто-то на своих полотнах уделял больше внимания самому священному зданию, изображению его деталей. С. В. Герасимов показал, как природа становится еще прекраснее на фоне белокаменной церкви. Цвета неба, и стен собора прекрасно сочетаются друг с другом, позволяют посмотреть на пейзаж глазами художника и почувствовать, какая в этом красочном месте царит обстановка спокойствия и умиротворения.

Церковь Покрова на реке Нерль возведена Андреем Боголюбским. Легенда гласит, что князь скорбел о смерти любимого сына Изяслава, умершего от полученных в бою ран. В память о сыне в 1166 году он возвел эту церковь, которая поражает своей красотой и великолепием. Церковь Покрова на Нерли никого не оставляет равнодушным. Был пленен ею и В.С. Герасимов.

Художник изобразил церковь в солнечный летний день. Вокруг раскинулись бескрайние российские просторы. А храм возвышается на холме как величественный белокаменный страж, устремивший свою главу в лазурные небеса с белыми, легкими облаками. Яркое солнце освещает сооружение, и оно сверкает своей белизной, выделяясь на фоне окружающей его зелени деревьев и синевы небес. Создается впечатление, что церковь выросла из земли вместе с холмом, на котором стоит. А отражение в воде – ее причудливое и таинственное продолжение.

Река Нерль спокойно несет свои воды рядом с храмом, лодка покачивается на воде. На противоположном берегу гуляет женщина с ребенком. Спокойно и легко под сенью старинного храма, под его защитой. Высоко стоит он над родными просторами, далеко вокруг просматриваются поля и луга с его колокольни.

Покоем и умиротворением веет от картины В.С. Герасимова. Так и рвутся из самого сердца слова знаменитого русского поэта Николая Рубцова: «Тихая моя родина». Тихая, но гордая, величественная в своей простоте и недоступности. Именно такой предстает Россия на полотне В.С.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

Еще одним известным русским художником есть Баулин Сергей Алексеевич . Многие считаю его мастером именно архитектурного пейзажа. На многих своих картинах автор очень талантливо изображает архитектурные стили разных времен. К его удивительным работам относится церковь Покрова, расположена на реке Нерль. Этот храм занимает не последнее место среди святынь России. Небольшая и скромная церквушка построена и названа в честь праздника Святой Покровы. Многих художников она не оставила равнодушными, и теперь красуется на полотнах этих авторов.

Именно на полотне Сергея Баулина церковь Покрова показана вблизи, крупным планом. Нашему взору видны мельчайшие детали и подробности. Присмотревшись, можно даже рассмотреть красивую резьбу, которой украшено здание. Само здание имеет очень интересную форму, большой квадрат, с середины которого в небо стремится один купол. Даже не верится, что в такие древние времена, возможно, было создать такую красоту. Место для постройки храма тоже не может не удивлять. Веря истории, говорят, что его указал сам князь Боголюбский. Невысокий холмик посреди реки Нерль, а потом бескрайние просторы зеленых лугов переходящих вдали в небо. Холм был насыпан специально, так как весной река разливается широким половодьем.

На полотне «Храм Покрова на Нерли» Сергей Баулин изобразил хмурый день. Вся его темнота показана в одном небе. Он темно-синего, даже серого цвета. Тучи тяжелые и густые закрыли солнце. На этом темном фоне, церковь кажется еще светлее и ярче, как лучик света в темноте. Так она символизирует святыню добра и света. Автор хочет нам показать, что какая бы ни была погода или настроение храм всегда примет и покажет все хорошее и прекрасное в любой ситуации. Главное, верить в себя и никогда не отступать с праведного пути.

Изображение храмов и церквей — одна из излюбленных тем русских живописцев. Художники не раз изображали архитектурные сооружения на фоне красивого пейзажа. Многих мастеров особенно привлекали небольшие древнерусские храмы, такие как Церковь Покрова на Нерли.

Церковь был построена много столетий назад, в 1165 году, и названа была в честь русской святой Покровы. По легенде, место для строительства церкви выбрал сам Андрей Боголюбский. Именно эту миниатюрную и изящную церковь, расположенную на берегу реки Нерль, и изобразили художники С.И. Герасимов и С.А. Баулин.

Церковь Покрова на Нерли представлена на картинах известных художников с разным настроением. Если Герасимов различными приемами показывает яркий красочный день, то на полотне Баулина можно увидеть хмурый и пасмурный день. Церковь Покрова представлена на этих картинах как символ добра, красоты, духовной связи человека с природой.

Герасимов изобразил храм в центре полотна. Кажется, что церковь и природа являются неким единым целым. В то же время, храм – это творение человека. Церковь расположена практически в центре композиции. Несмотря на это, нет ощущения строгой симметрии, ясности и законченности. Когда смотришь на эту картину, кажется, что можно пройтись по берегу реки, подойти к церкви и рассмотреть ее ближе. Изображение солнечного дня только усиливает это желание. Художник показывает гармонию природы и созданной человеком церкви, яркое настроение, веру в то, что это ощущение не покинет никогда.

На картине Баулина церковь Покрова на Нерли изображена очень близко. Этот прием художник выбрал не случайно. Архитектурные детали храма прописаны с особой тщательностью, и на фоне темного хмурого неба церковь выглядит очень светлым. Особенно подчеркивается чистота и нетронутость места, где расположен храм: отражение в реке, заросший травой берег, белая береза на противоположном берегу реки. Таким образом, живописец создает особое настроение и показывает, что свет и вера смогут победить любые невзгоды и неприятности.

Церковь Покрова на Нерли представлена на картинах Герасимова и Баулина как символ добра, красоты, духовной связи человека с природой. Каждый мазок художников, выбор красок, некоторые детали говорят о том, что живописцы писали эти полотна с особым трепетом. Поэтому эти картины всегда вызывают восхищение и светлые мысли.

    • Станислав Юлианович Жуковский - известный русский художник. Его картины известны во многих странах мира. Несмотря на то, что Станислав Юлианович имел польско-белорусское происхождение, своей Родиной он всегда считал Россию. Именно поэтому большинство его картин отображают русские пейзажи. Одна из самых известных его работ - "Осень. Веранда". Этот пейзаж отображает одно из самых замечательных времен года - осень. В этот период вся природа готовится к скорой зимней спячке, но прежде выплескивает всю свою […]
    • Первый вариант Я вижу перед собой очень яркую картину русского художника Александра Яковлевича Головина. Она называется «Цветы в вазе». Это натюрморт, который получился у автора очень живым и радостным. В нем много белого цвета, домашней утвари и цветов. Автор изобразил в работе много деталей: вазу для конфет, керамический стакан золотого цвета, статуэтку из глины, банку с розами и емкость из стекла с огромным букетом. Все предметы стоят на белой скатерти. На уголок стола наброшен пестрый платок. Центром […]
    • Когда смотришь на картины Виктора Михайловича Васнецова, чувствуешь гордость, которая переполняла великого художника, за свое отечество. Появляется это ощущение и глядя на картину «Баян». Возможно, полотно не может передать нам замысел автора словесно, но мы всегда имеем возможность понять смысл, приглядевшись ко всем деталям и образам на картине. Может показаться непонятным почему главное действующее лицо - сказитель Баян сидит не по центру. Но вряд ли художник сделал так случайно. В любом мазке автора […]
    • Русский художник Илья Семёнович Остроухов появился на свет в 1858 году. Купеческая семья, в которой родился талантливый живописец была довольно обеспеченной, поэтому образование Илья Семёнович получил достойное. Музыка, природоведение, несколько иностранных языков – вот лишь малый перечень разносторонних способностей будущего художника. Живопись всегда привлекала Илью, но по-настоящему и всерьёз он стал пробовать себя как начинающий автор в достаточно осознанном возрасте. В двадцать один год он стал писать уже […]
    • Федор Решетников – известный советский художник. Многие его работы посвящены детям. Одна из них – это картина «Мальчишки», она написана в 1971 году. Ее можно разделить на три части. Главные герои этой картины – три мальчика. Видно, что они забрались на крышу, чтобы быть поближе к небу и звездам. Художник сумел очень красиво изобразить поздний вечер. Небо темно-синего цвета, но звезд не видно. Может быть, мальчишки поэтому и забрались на крышу, чтобы увидеть, как появляются первые звезды. На заднем плане […]
    • Умение выражать тончайшие оттенки настроения сопутствовало Исааку Ильичу Левитану на протяжении всего творческого пути. Избегая сцен, эффектных внешне, он стремился выразить душевные волнения, изображая милые русскому сердцу мотивы. Простоватые, на первый взгляд, сюжеты картин несут сильную эмоциональную нагрузку. Это утверждение в полной мере применимо и к его "Одуванчикам". Неспроста Левитан одним летним утром возвратился с прогулки без этюда. В его руках был букет из одуванчиков, который он хотел […]
    • Я хочу рассказать о картине И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”. И.Э. Грабарь – русский художник, пейзажист 20-го века. На полотне изображен солнечный зимний день в березовой роще. Солнце не изображено здесь, но мы видим его присутствие. От берез падают фиолетовые тени. Небо ясное, синее, без облаков. Всю поляну покрывает снег. Он на полотне разных оттенков: синего, белого, голубого. На переднем плане холста стоит большая, красивая береза. Она старая. На это указывает толстый ствол и большие ветки. Рядом с […]
    • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
    • Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное. Необычно произведение, прежде всего, по жанру. Исследователи до сих пор не могут его определить. Многие считают «Мастера и Маргариту» мистическим романом, ссылаясь на […]
    • «Роман этот я люблю больше всех моих вещей», - писал М. Булгаков о романе «Белая гвардия». Правда, тогда еще не был написан вершинный роман «Мастер и Маргарита». Но, конечно, «Белая гвардия» занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова. Это роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о судьбах людей в эти трудные времена.Словно с высоты времени озирает писатель эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась.« Велик […]
    • Созданное восемь веков назад гением русского народа, «Слово» сохраняет значение немеркнущего образца для современности, для будущего – и своим мощным патриотическим звучанием, и неисчерпаемым богатством содержания, и неповторимой поэтичностью всех своих элементов. Для Древней Руси очень характерен динамический стиль. Он оказывается в архитектуре, в живописи и литературе. Это стиль, в пределах которого всё наиболее значимое и красивое представляется величественным. Летописцы, авторы житий, церковных слов […]
    • Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    • Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]
    • Для рассказа "Уроки французского" - довольно длинны. Это все-таки короткий жанр. Вспомним того же Чехова А. П. или Зощенко М. М. В двух-трех страницах - целая история, полнокровная жизнь! А языка какой "вкусный", хоть ешь его, как яблочный пирог! В. Распутин - совсем другого "поля ягода". Он серьезен, психологичен, трагичен даже. В контексте его библиографии "Уроки французского" предстают некой милой шалостью, акварельной зарисовкой художника, уставшего от исполинских полотен, писаных маслом, аристократических […]
    • Вот, наконец-то, я снова здесь. Мой кусочек рая, мой любимый пляж. Каждое лето я приезжаю сюда, и как же здесь хорошо, как радостно снова сюда вернуться… Я сижу на берегу моря и не верю пока до конца, что впереди столько прекрасных летних дней, что не нужно никуда спешить, а можно просто так тихо сидеть, и любоваться морем, и слушать крики чаек. В голове крутится песенка Земфиры, что-то про «небо, море, облака»… Это и все, что я вижу сейчас, что мне так долго хотелось увидеть. Позади остался напряженный […]
    • Когда меня спрашивают, что я знаю о войне, я всегда теряюсь. Дело не в том, что я знаю о войне больше или меньше, чем обычный школьник. Мы изучаем историю в школе, многие литературные произведения посвящены войне. Конечно, я помню даты начала и окончания Первой и Второй мировых войн. Дело в том, что я искренне думаю, что война – это самое ужасное изобретение человечества, и об этом тяжело говорить. Нет большего зла, чем война. Ей нет оправдания, но всегда есть причина. Достоевский говорил о том, что не нужно […]
    • «Слово о полку Игореве», созданное более восьми веков назад, является самым значительным памятником древнерусской культуры. Его изучают, им восхищаются и пытаются понять. Возможно, мы никогда не сможем постичь всю глубину и мудрость этого шедевра. Исследователи «Слова о полку Игореве» пришли к мнению, сто это произведение повествует не об отдельном человеке, а о всей Русской земле того времени. Образ князя Игоря собирательный и символизирует всех князей Древней Руси. С одной стороны, автор видит в своем герое […]
    • Одной из важных особенностей русской литературы 19 века признается пристальное внимание к человеческой душе. Можно справедливо утверждать, что главным героем этого века была личность человека во всем многообразии ее граней. Человек с его поступками и мыслями, чувствами и желаниями постоянно был в центре внимания мастеров слова. Писатели разных времен пытались заглянуть в самые потайные уголки души человеческой, найти истинные причины многих его поступков. В изображении внутреннего мира личности человека […]
    • Повесть «Юность» Льва Николаевича Толстого открывает перед нами все переживания, мечты и чувства главного героя произведения - Николая Иртеньева. В течение всей повести герой раскрывается, пытаясь осознать свое «Я». Очень важно, что эта повесть во многом автобиографическая. В начале повести Николай говорит нам, что “назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию”. Это для него – начало юности. Николаю 16 лет. В нем, по его словам, благородного ничего не было”. Он многим не доволен в […]
    • Где-то я вычитал и запомнил мысль, что когда в искусстве выходит на первый план политическое содержание произведения, когда обращают внимание прежде всего на идейность, соответствие определенной идеологии, забывая о художественности, - искусство и литература начинают вырождаться.Не потому ли сегодня с неохотой читаем мы «Что делать?» Чернышевского, произведения Маяковского, и уж совсем никто из молодых не знает «идейные» романы 20-30-х годов, скажем, «Цемент», «Соть» и прочие. Мне кажется, что преувеличение […]
    • Именно этот чудо-храм изобразил на своём полотне художник Сергей Васильевич Герасимов.

      Как вы думаете, почему именно эту церковь он нарисовал?

    (храм произвёл на художника сильное впечатление.)

      Но есть и ещё одна причина. Сергей Васильевич Герасимов вошёл в историю изобразительного искусства как художник, создавший много картин о жизни русского народа; их темами стали революция, Гражданская война и Великая Отечественная война, а также мирный труд русского народа. Широко известны его картины «Колхозный праздник», «Мать партизана». Герасимов писал портреты, проникновенные лирические пейзажи: «Зима», «Лёд прошёл» и другие.

      Во многих пейзажах художника значительную роль играет изображение древнерусской архитектуры. Одним из таких полотен и является «Церковь Покрова на Нерли». Сергей Васильевич считал, что в величавых и гармоничных формах древнего храма отразился характер русского народа.

      Мы с вами не раз писали сочинения по картинам и знаем, что каждая из них рождена определённым замыслом художника. А на раскрытие этого замысла «работают» все детали картины и её композиция.

      Что такое композиция? (Построение).

      Какие элементы композиции мы обычно выделяем, говоря о картине? (Передний план, задний план, центр, фон).

      И, конечно, мы не должны забывать о названии картины! У Герасимова есть картина, которая называется «Пейзаж с церковью», а эта называется «Церковь Покрова на Нерли».

      О чём говорят названия? // (Что является главным на 1-й картине, судя по названию, да и по расположению церкви? И что – на 2-й?) (На 1-ой главным является пейзаж, а церковь его дополняет, на 2-й – церковь главная).

      Какими словами можно описать храм, изображённый здесь? (Белокаменный, ослепительно белый, красивый, изумительный, чудесный, изящный, гармоничный, устремлённый ввысь, лёгкий и др.) .

      Где изображена церковь? (На заднем плане, но в центре картины.)

      Так где же он стоит? Расскажите, что является фоном для храма? (Храм изображён на фоне чудесного пейзажа. Большу́ю часть картины занимает лазурное (синее) небо с бело-розовыми облаками. Рядом с храмом высокие деревья. От переднего плана его отделяет река; в её тёмно-синей воде отражаются и сама церковь, и деревья, и облака. И вокруг – луговое среднерусское раздолье с ярко-зелёной сочной травой и жёлтыми цветами, наверно, одуванчиками.

      Буду ли я права, если скажу, что храм удивительно гармонирует с окружающей его природой? Или он производит впечатление чего-то чужеродного здесь? (Храм точно и естественно вписывается в окружающий его пейзаж, он гармонирует с ним).

      Изящный храм, удивительный пейзаж… Да ещё можно представить свежий ветерок, который образует лёгкую рябь на воде, травяной и цветочный аромат, да нескончаемую песню жаворонка, который непременно поёт в такой солнечный день над луговым раздольем… Какие чувства вызывает эта картина? (Светлые, добрые).

      Ещё одна деталь картины не может не привлечь внимания зрителей. Какая? (Люди на картине). Кого мы видим? (Мы видим группу людей на заднем плане, они идут от храма. А на переднем плане изображены мать с маленькой дочерью. Они гуляют по берегу реки, девочка собирает цветы).

      Совершенно очевидно, что всё это предусмотрено замыслом художника. На какие-то мысли вас это наводит? Зачем изображены здесь люди? // Причём, видно, что на заднем плане люди постарше, женщина молодая, девочка совсем ещё малышка.

    Готового ответа здесь нет и быть не может. Наверное, у каждого человека возникнут свои ассоциации, свои размышления. У меня, например, философские мысли возникают: более 8 веков стоит этот храм на Нерли… Сколько же воды пронесла река мимо этих стен! Сколько поколений людей сменилось, сколько событий свершилось на этой земле! А красота-то эта уцелела! Ни у кого не поднялась рука на неё. Может быть, потому, что из поколения в поколение передавались любовь и уважение к этой красоте. Вот и мать привела свою дочку полюбоваться храмом. А может быть, наоборот, эта красота спасала людей от озлобления, от потери нравственности, вселяла в души любовь, веру, надежду. И люди берегли её. Мне кажется, что эти вещи связаны друг с другом.

    Хочу вернуть вас к строчкам из стихотворения Льва Болдова, уже звучавшим на уроке:

    Поле безлюдное. Речка неспешная.

    Край, всем открытый ветрам.

    Путь потерявшие, лишние, грешные –

    Все мы придем в этот храм!

      Как вы думаете, какой смысл вложил поэт в последнюю строчку? Какой приход он имел в виду? Все непременно побывают в этом храме? Или речь идёт о чём-то другом?

    (Ответы уч-ся)

    Речь идёт об исторической памяти: поэт говорит о том, что мы должны знать свою историю, народ, к которому принадлежим, его мировидение, его представление о красоте, должны ощутить духовность русского народа, прикоснуться к ней. Если этого не случится с каждым из нас, у нас не будет будущего. Или оно будет очень неважным.

      Какую основную мысль вы будете раскрывать в сочинении? (Храм Покрова на Нерли – удивительный памятник древнерусской архитектуры, который гармонично вписан в окружающий пейзаж. И это память о великих делах наших предков, сумевших построить такое чудо, которое надо сохранить.)

      Тип речи какой выберете? (Описание с элементами рассуждения).

      Сочинение на тему «Моё знакомство с храмом Покрова на Нерли и картиной С.В.Герасимова».

      Словарно-стилистическая работа.

      подобрать синонимы к слову храм (церковь, шедевр, гениальное творение зодчих, святыня, древнее здание, чудесная постройка, чудо, строение, жемчужина архитектуры).

      подобрать эпитеты к слову храм (фантастический, белокаменный, изумительный, величавый, устремленный ввысь, неповторимый).

      подобрать эпитеты к словам облака (белоснежные, ярко-белые, золотистые, розовые), воздух (бодрящий), вода (синяя, лиловато-холодная), зелень (изумрудная, сочная, свежая, яркая, влажная), одуванчики (ярко-желтые, спутники весны), деревья (столетние, вековые), небо (голубое, ясное, мирное).

      с чем можно сравнить храма Покрова на Нерли? (с маяком, свечой, парусом, облаком)

      Назовите языковые средства, с помощью которых передается состояние среды (глаголы: теплеет, все стихло, замерло, слегка подул ветерок); слова со значением состояния: тихо, прохладно, ветрено, свежо, сыро; имена существительные: утро, тишина.

    План. Слайд.

    1 . Вступление.
    Место картины в творчестве художника. (История храма)
    2 . Основная часть.
    а) Композиция произведения С.В.Герасимова.
    Белокаменное чудо в центре картины.
    б) Величественная красота.
    в) Единство и гармония с природой.
    3 . Заключение.
    Жизнь в веках. (Мое впечатление от храма)

    3. Творческая работа учащихся. Отзыв.
    - Остается не так много времени до конца урока, и мне хочется, чтобы вы поделились своими мыслями о чудном храме, запечатленном Герасимовым. Представьте, что вы посетили храм. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.

    Пример . Сегодня я увидела необыкновенный храм Покрова на Нерли. Его красота меня поразила. Он, как белый лебедь, стоит на холме в окружении чудесной природы. Нельзя было без волнения трогать древние камни храма, которым уже 8 веков! Очень красивый храм, удивительное место! Я никогда не забуду сегодняшний день!

    4. Рефлексия .

    Ребята, зачем же нужны храмы? Чем дорога нынешнему поколению маленькая церковь на Нерли? (Ответы)
    ^ 7. Вывод по уроку .
    Что полезного вы обрели на уроке? (Расширили свой кругозор, развили речь, пополнили словарный запас. Учились писать сочинение о памятнике культуры.)

     
    Статьи по теме:
    Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
    Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
    Значение птицы при гадании
    Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
    Рыба, тушенная в майонезе
    Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
    Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
    Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...