Медный век характерные черты. Энеолит: материальная культура и образ жизни людей. Энеолитические культуры оседлых земледельцев и скотоводов

В эпоху энеолита (медно-каменный век, 4-3 тыс. до н. э.) людьми осваивается обработка меди. Усиливается развитие племён, люди живут в собственноручно построенных домах. Сами люди по внешнему облику уже мало отличались от современных людей.
Неолитические культуры Восточной и Центральной Азии
Юг Восточной Азии (Южный Китай) был в эпоху энеолита теснейшим образом связан с Юго-Восточной Азией, его развитие в то время практически не отличалось от развития этого региона. В Северном Китае и Монголии энеолит весьма существенно отличался от соответствующих эпох других азиатских регионов. В Северном Китае ранненеолитические культуры крашенной керамики относятся к VII-V тыс. до н. э. Носители этих культур занимались земледелием, выращивая чумизу. Правда, для существовавших в это же время ранненеолитических культур северо-восточной части современного Китая (Маньчжурии) и Монголии земледелие еще не было характерно, и население занималось собирательством, охотой, а в некоторых местах и рыболовством. Группы населения, занимавшиеся преимущественно охотой (Монголия), вели подвижный образ жизни, общины же, в которых значительную роль играло рыболовство (Маньчжурия, некоторые области Северного Китая), были более осёдлы. Земледелие появилось в этих местах значительно позже - в III - II тыс. до н. э.
«Основным занятием населения жившего в Северном Китае было мотыжное земледелие (возделываание чумзы), подсобную роль играли охота, собирательство, рыболвство и животноводство (разведение свиней, собак). Яншаосцы жили в круглых или прямоугольных полуземлянках с конической крышей, которая поддерживалась столбами, стоявшими в центре жилища. В конце IV тысячелетия до н. э. яншаосцы научились обрабатывать медь.»
В Тибете, начиная со второй половины IV тысячелетия до н. э., население занималось земледелием (выращиванием проса) и, возможно, скотоводством. Примерно в тоже время земледелие и скотоводство проникли в Восточную Монголию и Корею. Там возделывали просо, разводили свиней и собак. В Корее с середины III тыс. до н. э. стал также выращиваться интродуцированный с юга рис, постепенно превратившийся в главную культуру.
Неолитические культуры Северной Африки
Наиболее ранние североафриканские культуры обнаружены в Египте, в долине Нила, и относятся к IX - VIII тыс. до н. э. Достаточно хорошо изучены находящиеся в одном из оазисов Ливийской пустыни ранненеолитические поселения Набта-Плайя (конец VIII тыс. до н. э.). Их жители занимались земледелием (выращивали ячмень, а позже также эннер, сорго), рыболовством, охотой. В IV тыс. до н. э. появилось скотоводство (разведение крупного рогатого скота, коз и овец, причем в отличае от Юго-Западной Азии крупный рогатый скот был одомашнен раньше, чем мелкий). Дома в Набта-Плайя имели столбовую кострукцию. Известна была керамика. Основными орудиями служили шлифованные каменные топоры и тесла.
«Культуры Северной Африки не были ограничены только территорией Египта, они обнаружены на огромном пространстве от Центральной Сахары до Нила. Жители ранненеолитического поселения Кадера, расположенного недалеко от Хартума, в первой половине IV тыс. до н. э. выращивали земледельческие культуры, не встречающиеся на других континентах, - дурру, дагуссу, фонио, тефф (дурра - растение рода сорго; дагусса, фонио, тефф - просовидные культуры), а также разводили собак. В этом же регионе (Нубии) к началу III тыс. до н. э. был введен в культуру африканский тип хлопчатника (на первых порах он употреблялся в качестве корма скоту).»

Энеолит- эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (каменного века) к бронзовому веку.

Медный век приблизительно охватывает период IV-III тысячелетия до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит относят к бронзовому веку, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Возникновение древнейшей металлургии.

Первое знакомство человека с медью произошло через самородки, которые принимали за камни и пытались обычным образом обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались и им можно было придать необходимую форму (холодная ковка).

Различают четыре этапа развития металлургии:

1) медь - разновидность камня и обрабатывали ее как камень - техникой двусторонней оббивки. Это было начало холодной ковки. Сравнительно скоро узнали преимущество ковки нагретого металла.

2) плавление самородной меди и отливка простых изделий в открытые формы.

3) выплавка меди из руд. Открытие выплавки датируют VI тысячелетием до н. э. Считают, что оно произошло в Передней Азии.

4) эпоха – бронзовый век в узком смысле слова. На этом этапе изобретают искусственные сплавы на медной основе, т. е. бронзы.

Установлено, что применять металл первыми начали, как правило, племена, основу хозяйства которых составляло земледелие или скотоводство, т. е. производящие отрасли . Это вполне согласуется с активным характером деятельности металлурга. Металлургия в известном смысле может рассматриваться как отрасль производящего хозяйства.

Каменное приходилось заменять, а медное можно было наточить. Поэтому из меди сначала делали украшения и мелкие колющие и режущие орудия - ножи, шилья. Топоры и другие орудия ударного действия не делали еще и потому, что не знали упрочняющего действия наклепа (проковки).

Открытие металла способствовало развитию обмена между удаленными странами: ведь производить медь могли только там, где имелись медные руды. Складываются тысячекилометровые торговые пути, расширяются экономические связи. Длинным путям были нужны надежные средства передвижения, и именно в энеолите делается одно из важнейших открытий человечества - изобретается колесо.

В эту эпоху, открывающую бронзовый век, широко распространяется земледелие, которое у ряда племен становится основной формой хозяйства. Оно господствует на огромной территории от Египта до Китая. Это земледелие в основном мотыжное, но уже тогда начинает развиваться и подсечное земледелие невозможное без металлического топора. Главное содержание прогресса в энеолите - изобретение металлургии, дальнейшее расселение человечества и распространение производящего хозяйства. Но это не значит, что земледелие составляло единственное занятие энеолитических племен. К энеолиту относят и ряд скотоводческих и даже охотничье-рыболовецких культур. В эпоху энеолита был изобретен гончарный круг , а это означало, что человечество подошло к порогу классообразования

Энеолит является переходным периодом от каменного века к эпохе бронзы и приходится на I V -- I I I тыс. до н. э. Это было качественно новое время в развитии производительных сил и производственных отношений первобытного общества, время дальнейшего совершенствования земледелия и скотоводства. На смену примитивному мотыжному земледелию приходит более продуктивная обработка земли с использованием рала и тягловой силы домашних животных. В скотоводстве появляется специализация, выделяются овцеводство и коневодство. Яркий показатель развития энеолитических племен - овладение первым металлом - медью, добыча и обработка которой послужили началом качественно новой производственной деятельности - первобытной металлургии.

В этот период значительно возрастает численность населения, соответственно увеличиваются размеры и количество поселений. Относительное перенаселение вызвало интенсивное освоение новых территорий.

В меднокаменном веке ведущая роль в Восточной Европе принадлежала племенам трипольской культуры, получившим свое название по первому памятнику, исследованному у с. Триполье на Украине. Эта яркая и самобытная археологическая культура занимала обширные территории от Днепра до Карпат и Дуная. Она прошла длительный путь развития, на протяжении которого претерпели значительные изменения характер материальной культуры, расселение и историческое окружение. Поэтому историю трипольских племен принято делить на отдельные хронологические периоды: ранний, средний и поздний.

Ранний этап. Племена трипольской культуры. Существует несколько точек зрения относительно происхождения трипольской культурной общности. Одни исследователи считают, что она возникла на основе местной неолитической буго-днестровской культуры. Другие придерживаются мнения, что ее истоки следует искать на Балканах или в Восточном Средиземноморье, откуда она в уже относительно сформированном виде проникла в междуречье Днестра и Прута. Однако наиболее вероятным представляется мнение, что трипольская культура на территории Поднестровья сложилась в результате слияния местных и пришлых элементов. Не вызывает сомнений, что уже во второй четверти IV тыс. до н. э. здесь проживало несколько групп оседлого трипольского населения. Все они характеризуются общностью культуры и быта, отличных от соседних племен эпохи раннего энеолита. Занимая первоначально небольшую территорию среднего Сирета и Прута, раннетрипольские племена постепенно освоили земли от Карпат до левобережья Днестра.

Для своих поселений они выбирали прибрежные участки пойм Днестра и его притоков. Иногда селились на первой надпойменной террасе и лишь в отдельных случаях - на коренном берегу вдоль речных долин, где были источники воды. Кроме того, при выборе таких мест учитывалось наличие пастбищ для скота и плодородных земель для выращивания растений, а также возможность охоты и рыбной ловли. Неукрепленные поселения этого периода насчитывали десятки жилищ и хозяйственных сооружений, расположенных рядами или по кругу. Предполагается, что на каждом поселении проживало несколько сот человек.

Население трипольской культуры строило землянки, полуземлянки, наземные жилища, внутри которых сооружались очаги и печи. Глинобитные дома появились уже на раннем этапе и известны по раскопкам в ряде поселений Приднестровья. Их жители вели разнообразное хозяйство: занимались земледелием, скотоводством, охотой, собирательством и рыбной ловлей. При обработке земли применялись примитивные пахотные орудия с использованием тягловой силы животных. Но все же основным землеобрабатывающим орудием продолжали оставаться мотыга и палка-копалка. Земледелие в этот период было экстенсивным, что позволяло обрабатывать лишь сравнительно ограниченные площади.

Среди культивируемых растений преобладали различные виды пшеницы и ячмень, наиболее приспособленные к местным почвенно-климатическим условиям. Выращивались также просо, горох, вика, алыча, слива и даже абрикос, косточки которого были обнаружены при раскопках. Урожай собирали составными серпами, которые по своей производительности лишь вдвое уступали железным. По мере необходимости зерно размельчали с помощью каменных зернотерок.

На пастбищах и в лесах около поселений круглогодично содержались домашние животные: крупный рогатый скот, свиньи, овцы и козы. Животноводство, находясь на достаточно высоком уровне развития, отодвинуло охоту на. второй план, хотя она еще долго продолжала играть определенную хозяйственную роль в жизни трипольских племен. Основными объектами охоты чаще всего были благородный олень, лось, косуля, медведь, дикий кабан, а также барсук, волк, рысь и другие животные. В качестве дополнительных источников пищи не теряли своего значения собирательство и рыбная ловля.

В эпоху раннего Триполья земледелие и скотоводство носили достаточно устойчивый характер. Засушливые неурожайные годы были редкостью, однако сказывалась низкая плодородность лёссовидных суглинков, на которых велось хозяйство. Из года в год урожайность падала, что заставляло жителей периодически искать и осваивать новые земли.

Орудия труда и оружие данного периода изготавливались из кремня и других пород камня, а также дерева, кости и рога животных. Из привезенной с месторождений в Карпатах и на Балканах меди путем ковки, а позже и литья делались массивные топоры, браслеты, бусы, амулеты и другие украшения. Первые находки медных изделий трипольских племен относятся к началу IV тыс. до н. э., но признаки местной обработки меди отмечены лишь к середине тысячелетия. Вероятно, металлообработка сформировалась здесь на традициях, заимствованных у соседних племен Балканского полуострова. Местное население овладело к этому времени прядением и ткачеством, о чем свидетельствуют многочисленные находки глиняных грузил для примитивных ткацких станков.

По сравнению с неолитической эпохой особенно заметен прогресс в производстве керамической посуды, которую условно можно разделить на парадную, или столовую, и кухонную. В этот период значительно увеличивается разнообразие форм, совершенствуются подготовка глиняной массы и техника лепки сосудов. Посуду обжигали в хозяйственных печах и гончарных горнах. Размеры трипольских сосудов колеблются от 5 до 100 сантиметров в высоту, некоторые из них являются антропоморфными или зооморфными, т. е. имитируют фигуры людей и животных. Как правило, посуда богато орнаментирована вырезанными или приглаженными линиями, спиралями, каннелюрами и оттисками зубчатого штампа. Часто резной орнамент заполнен белой пастой. На данном этапе появляется и расписанная красной охрой столовая керамика.

Многочисленные глиняные статуэтки женщин и зооморфные креслица, украшенные рогами быка, отражают религиозные представления местного населения. Образы великой богини-матери и быка, символизирующего солнце и мужское начало, являлись элементами чрезвычайно развитого земледельческого культа плодородия. Весь строй жизни в раннем триполье был связан с доминирующей ролью женщины в производстве, быту и семейно-родовых отношениях. Женщина была хранительницей семьи, домашнего очага и олицетворяла идею плодородия и продолжения жизни. Поэтому закономерно, что счет родства велся по материнской линии.

Раннетрипольские общинные поселения занимали площадь от 1 до 40 гектаров и насчитывали соответственно от 10 до 100 жилищ. Рост производительности труда привел к улучшению условий жизни и обусловил образование больших скоплений мелких и крупных поселков, которые группировались вокруг центров. Три подобные группы ран-нетрипольского населения существовали на верхнем Днестре. Наиболее значительной из них была южная, занимавшая все междуречье Днестра и Реута и даже земли южнее их слияния. Вероятно, здесь проживало одно из самых многочисленных раннетрипольских племен.

Средний этап. Трипольские племена в эпоху расцвета. Середина и вторая половина IV тыс. до н. э. характеризуются активным развитием хозяйства и культуры трипольских племен. Повсеместно ведущей отраслью хозяйства становится мотыжное земледелие. Наряду с традиционным распространяется жатвенное орудие нового типа - крупная кремневая пластина, одним концом закрепленная в костяной или деревянной рукояти. Одновременно появляются молотильные доски, оснащенные кремневыми вкладышами. Среди отпечатков культурных растений уже встречаются косточки винограда с небольшой пока ягодой. Предполагается, что культивирование винограда пришло в Поднестровье с территории Балкан.

Наличие луговых пастбищ в долинах рек и широкое распространение лиственных лесов создавали хорошую кормовую базу для животноводства даже в зимнее время. В этот период животноводство решительно отодвигает охоту на второй план, занимая вместе с земледелием ведущее место в хозяйстве. Показательно, что на ряде поселений

скотоводство преобладает даже над земледелием. Так, преимущественно скотоводческим было хозяйство жителей поднестровского поселка Сороки (Озеро).

Основными материалами для орудий труда по-прежнему остаются камень, кость, рог и дерево, но особого совершенства достигает обработка кремня. Возникают целые поселки, специализирующиеся на производстве кремневых изделий. Мастера этой культуры изготавливали скребки, крупные ножи, пилки, наконечники стрел, дротиков и копий. Зачастую эти орудия распространялись на сотни километров от места их производства. Дальнейшее развитие получает и изготовление шлифованных каменных топоров, тесел и молотов с отверстиями.

Поистине редких высот достигло керамическое производство. Обжиг глиняной посуды проводился с поразительным мастерством. В этот период особенно расцветает роспись сосудов черной, красной, реже белой красками. Роспись в сочетании с гравировкой и налепами создавала изысканный орнамент, который наряду с эстетической выполнял и культово-магические функции. По мнению исследователей, изображения на керамике чаще всего символизировали женское начало и связанный с ним культ плодородия.

Значительно улучшило качество керамики изобретение специальных двухъярусных гончарных печей, или горнов. Их появление на поселениях свидетельствует о том, что в трипольских племенах были профессиональные мастера, которые занимались исключительно производством сосудов и других керамических изделий. Таким образом, изготовление керамики становится общинным ремеслом. Наряду с керамикой общинным ремеслом, вероятно, становится и производство изделий из меди, требовавшее специальных знаний и навыков. Несмотря на то что медные изделия зачастую поступали сюда в готовом виде, на ряде трипольских поселений были обнаружены крупные куски медного шлака, обломки тиглей и каменных молотов для дробления руды. Эти находки позволяют считать, что в хозяйственной деятельности местного населения весомая роль отводилась и обработке металла. Из меди изготовлялись различной формы топоры, рыболовные крючки, шилья и разнообразные украшения.

Особых успехов трипольские племена достигли в домостроительстве. На поселениях часто встречаются крупные двухэтажные жилища с рядом отгороженных внутренних помещений. Каркас жилища возводился из дерева, которое снаружи и изнутри обмазывалось глиной. В процессе раскопок удалось установить, что на первом этаже проживали большие семейные общины, состоящие из нескольких парных семей. Для каждой из них предназначалось отдельное, отгороженное от других помещение с печью и очагом. Второй этаж использовался для хранения запасов и для других хозяйственных нужд. Двухэтажность трипольских домов подтверждается и находками моделей глиняных жилищ, которые имели входные проемы в торцевой части стен, круглые отверстия вместо окон и двускатные соломенные или камышовые крыши.

Развитие производства создавало условия для накопления избыточного продукта и расширения обменных отношений с ближайшими соседями. Местные племена вели активный обмен с населением Волыни, откуда в массовом порядке поступали готовые орудия и их заготовки из высококачественного кремня. Одновременно отмечены тесные контакты с населением Балканского полуострова и Карпатского бассейна, оказавшие значительное влияние на культурное развитие Поднестровья.

Подъем хозяйства и культуры сопровождался увеличением численности населения. Исчезают небольшие поселки площадью до 3 гектаров. На смену им приходят крупные поселения площадью до 30 гектаров с десятками и сотнями жилищ и хозяйственных сооружений. Несколько общинных поселков составляли отдельные региональные образования, связанные не только культурно-родственными отношениями, но и общими военно-оборонительными задачами. Крупные трипольские поселения нередко состояли из укреплений на возвышенности и неукрепленной низменной части. На некоторых из них были обнаружены оборонительные сооружения: валы и рвы, которые надежно защищали проживавшее здесь население.

Проведенные аэрофотосъемка и геомагнитные исследования показали, что наиболее крупные трипольские поселки служили своеобразными племенными центрами и, возможно, являлись прообразом будущих городов (так называемые протогорода). Анализируя общее количество жилищ на различных поселениях, удалось подсчитать, что там проживало от нескольких сотен до нескольких тысяч людей одновременно. Таким образом, в эпоху расцвета трипольской культуры в Приднестровье отмечена значительная плотность населения: на 1 кв. км приходилось в среднем около 13 человек.

В северной части Днестровско-Прутского междуречья образуется, пожалуй, наиболее густонаселенная область из всего ареала распространения трипольских племен. Этот регион стал одним из основных центров данной культуры. Здесь выделяют три района наибольшей концентрации древних поселений, причем один из них включает и территорию северной части Приднестровья.

Поздний период. Трииольское общество на завершающем этапе. К концу IV и в первой половине III тыс. до н. э. трипольская культура достигла наивысшего расцвета, после чего стали появляться первые признаки кризиса. Основная его причина - ухудшение природных условий, связанное с расширением степного ландшафта и сокращением лесной растительности. Мотыжное земледелие на малоплодородных лёссовых почвах, охота и рыболовство уже не могли обеспечить прежний уровень жизни постоянно увеличивающегося населения. Засушливый климат резко сократил и кормовую базу скотоводства.

В создавшихся условиях продолжало возрастать значение земледелия, которое развивалось за счет освоения новых площадей. Техника обработки земли и уборки урожая осталась на прежнем уровне, так как примитивные роговые рала на воловьей упряжке были непригодны для поднятия целины и применялись в основном для рыхления грунта перед посевом. Лёссовидные почвы через несколько лет интенсивного использования быстро истощались и восстанавливались лишь спустя десятилетия. Уменьшение плодородия почв вынуждало обитателей трипольских поселений каждые 40-50 лет покидать их и создавать новые на других землях.

В животноводческом хозяйстве крупный рогатый скот по-прежнему оставался основным источником мясной пищи и шкур, несмотря на появление в трипольских поселках кур и лошадей. Лошадь, вероятнее всего, была заимствована у соседних скотоводческих племен, и ее использовали не только для перевозки грузов, но и для верховой езды. Как и прежде, скот содержался преимущественно на подножном корму, что приводило к периодическому сокращению стада накануне зимы.

Примитивная агротехника и относительно низкая культура животноводства не могли обеспечить нормальное существование. Поэтому приблизительно к середине III тыс. до н. э. происходит определенная трансформация трипольских общностей. Складывается ряд новых этнокультурных образований, хронологически занимавших промежуточное положение на этапе перехода от энеолита к эпохе ранней бронзы. На территории Приднестровья в этот период сформировались две родственные локальные группы позднетрипольского населения.

Племена усатовской локальной группы. К середине III тыс. до н. э. часть населения Среднего Поднестровья вынуждена была покинуть свои земли и переселиться в степные районы Северо-Западного Причерноморья и Румынии. Непривычные для трипольских племен природные условия степного юга оказались малопригодными для земледелия, но весьма способствовали развитию скотоводства, поэтому оно стало ведущей отраслью хозяйства для усатовской группы населения. Эта группа получила свое название по первому открытому и исследованному памятнику этого типа у с. Усатово под Одессой.

Для своих поселений эти племена часто выбирали естественно защищенные участки, нередко их дополнительно укрепляли валами и рвами. Наряду с небольшими укрепленными стоянками строились и достаточно крупные поселения с разнообразными каменными хозяйственными и культовыми сооружениями, которые, вероятнее всего, являлись межплеменными культурными центрами. Основным из них было поселение у с. Усатово, рядом с которым располагалось несколько курганных и грунтовых могильников. Усатовские курганы имели достаточно сложные конструкции, состоящие из каменных куполов, закладов и кромлехов. Судя по погребальному инвентарю, в них хоронили в основном племенных вождей и родовых старейшин. Захоронения рядовых членов племени представляли собой грунтовые могильники. Как правило, это были небольшие ямы, перекрытые каменными плитами или закладами и содержащие бедный погребальный инвентарь.

Показательно, что к настоящему времени на территории Нижнего Поднестровья известны поселения и курганы лишь этой локальной группы. На левобережье Днестра усатовские курганы были обнаружены близ г. Тирасполя, а также у сел Буторы, Спея, Красногорка, Бычок Григориопольского района, Парканы, Терновка и Суклея Слобод-зейского района. Почти в каждом из них были найдены характерные керамические изделия, орудия труда, оружие из камня, кости и металла.

Наиболее яркая и богатая группа усатовских захоронений была исследована на правобережье Днестра у с. Пуркары района Штефан Водэ. Здесь, на равнинном плато коренного берега, находилось четыре кургана, содержавших 11 усатовских захоронений. Три из них были окружены массивной каменной обкладкой. В центре самого крупного кургана найдено одно из наиболее богатых погребений этого времени. Наряду со столовыми и кухонными сосудами в нем находилось шесть бронзовых изделий, серебряные височные кольца, роговая мотыга и множество украшений из полированных птичьих костей. Наличие серии бронзовых орудий и другого погребального инвентаря, а также внушительной курганной насыпи указывает на принадлежность данного комплекса представителю местной родоплеменной знати. В этом районе, непосредственно у Днестра, известно синхронное поселение, к которому, вероятно, и относились обнаруженные курганы.

Кроме того, полученные материалы позволяют предположить, что в этом регионе Нижнего Поднестровья усатовские племена постоянно пасли свой скот. Это подтверждается и находками в парных захоронениях костяков детей и молодых мужчин, которые могли быть пастухами. Характерным элементом погребального инвентаря усатовских племен являются своеобразные стилизованные фигурки женщин на кубических постаментах, а также большая группа кухонной керамики со значительной примесью толченой ракушки в тесте. Одновременно наблюдаются уменьшение (по сравнению с предшествующей эпохой) разнообразия керамических форм и постепенная деградация расписного орнамента.

Население усатовской группы разводило преимущественно коз и овец, однако в хозяйстве использовали и лошадей, и крупный рогатый скот. Скотоводство носило отгонный характер, но базировалось на укрепленных поселениях. Пашенное земледелие отошло на второй план и практиковалось в основном в долинах рек. Охота и рыболовство не занимали сколь-нибудь важного места в хозяйстве.

Играя роль форпоста трипольского мира на юге, усатовские племена первыми вступили в контакт со скотоводческим населением ямной культуры, а затем какое-то время сдерживали их натиск. Вероятно, на первом этапе их взаимоотношения носили довольно мирный характер, что нашло свое отражение в ряде степных импортов в позднетрипольских погребальных комплексах. Однако к концу III тыс. до н. э. усатовское население сходит с исторической арены, будучи вытесненным или ассимилированным пришлыми племенами.

Племена выхватинской локальной группы. Эти племена получили свое название по первому исследованному памятнику у с. Выхватинцы Рыбницкого района. Они занимали территорию по обоим берегам Днестра, приблизительно от г. Сороки на севере до г. Дубоссары и устья р. Реут на юге. Выхватинские поселения и безкурганные могильники малочисленны и практически не изучены. На некоторых из них были выявлены остатки наземных жилищ-площадок, землянок и хозяйственных сооружений.

Наиболее ярким памятником данной культурной группы, безусловно, является выхватинский могильник, случайно открытый на территории одноименного села. Он находился на высоком мысу, образованном левым берегом Днестра и двумя оврагами, недалеко от синхронного поселения. За годы раскопок была исследована площадь в 900 кв. м, на которой в общей сложности находилось 74 захоронения. Многие из них были окружены каменными обкладками или имели каменные перекрытия.

Все погребенные этого могильника лежали в скорченном положении, преимущественно на левом боку, посыпанные белой глиной или красной охрой. Большинство захоронений содержало достаточно выразительный погребальный инвентарь. Обнаруженная здесь коллекция орудий труда и оружия немногочисленна и представлена в основном кремневыми, каменными, роговыми и костяными изделиями, а также одним металлическим предметом - шилом. В инвентаре явно преобладает керамика, которая делится на столовую, изготовленную из мелкоструктурной глины, и кухонную, вылепленную из массы с примесью мелкотолченых раковин. Своеобразие столовой посуде придает исключительно горизонтальное построение росписи, нанесенной темно-коричневой, иногда в сочетании с красной, охрой. Кухонная керамика украшена параллельными отпечатками оттисков шнура и характеризуется более низким качеством. Особенно выразительна антропоморфная пластика, представленная реалистичными женскими статуэтками и погремушкой прекрасной сохранности, которые находились в детских захоронениях.

По мнению археологов, могильник разделялся на два участка. Один из них предназначался для захоронения рядовых членов общины, другой - для членов обособившихся семей. Каждый из таких семейных некрополей содержал останки одного-двух мужчин, одной женщины и трех-пяти детей, Показательно, что именно мужские погребения выделяются как качеством, так и количеством погребального инвентаря. Таким образом, на этапе перехода от позднего энеолита к ранней бронзе основной ячейкой общества становится патриархальная семья. Судя по погребальному обряду, в этот же период происходит выделение родоплеменной верхушки - старейшин и вождей, обладавших богатствами и властью. О социальном расслоении общества наглядно свидетельствует погребальный инвентарь некоторых захоронений, а также появление на поселениях и могильниках жезлов, боевых и парадных топоров. Первобытнообщинный строй оказался у порога своего разложения.

Кроме выхватинского могильника, который и сегодня продолжает оставаться наиболее крупным и выразительным для данной группы позднетрипольского населения, известно всего два местонахождения аналогичных погребальных комплексов - у сел Голерканы и Оксентия Дубоссарского района, на правом берегу Днестра, которые практически полностью уничтожены водами Дубоссарского водохранилища. Однако нет со мнений в том, что более тщательные археологические разведки в Приднестровье приведут к открытию новых грунтовых могильников выхватинского типа.

В эпоху позднего триполья неуклонно возрастает роль мужчины в жизни семьи и общины, что обусловлено необходимостью быстрого освоения новых земель, требовавшего поднятия целины, вырубки и корчевки леса, специализацией металлообработки, гончарства и обработки кремня, строительством оборонительных укреплений и развитием скотоводства. В обстановке участившихся военных столкновений особое значение приобретает фигура мужчины-воина. Об этом говорят находки многочисленных боевых топоров и клевцов из оленьего рога, камня и металла. Роль женщины все больше ограничивается сферой домашнего хозяйства и сопутствующими ему занятиями. Но она по-прежнему остается хранительницей домашнего очага, связанного с культом богини-матери и плодородия.

На территории Приднестровья охарактеризованные выше общества развивались в течение трех-четырех столетий - с XXYI по XXII в. до н. э. Этому периоду присущи крупные хозяйственные и социальные изменения, бурные межплеменные отношения. Изучение трипольской культуры показало, что она являлась одним из основных центров развитого производящего хозяйства в Европе и отличалась высоким уровнем развития материальной и духовной жизни местного населения.

Древнейшие скотоводческие племена эпохи энеолита. Длительное время считалось, что первыми скотоводческими племенами, проникшими в Северо-Западное Причерноморье, были носители ямной культуры. Однако масштабные раскопки курганов, проведенные за последние 20 лет, опровергли эту точку зрения. Оказалось, что наиболее ранними являются древнейшие погребальные комплексы, предшествующие захоронениям не только ямной, но и усатовской культуры.

Общее количество древнейших подкурганных захоронений невелико и насчитывает в Приднестровье несколько десятков погребальных комплексов. Наиболее ранние из них характеризуются скорченным положением костяка на спине и восточной ориентировкой. По мнению исследователей, указанные памятники первоначально были бескурганными и связаны с небольшими коллективами скотоводов и ремесленников, проникших в данный регион с востока.

Определенным эталоном при характеристике этой группы захоронений является основной погребальный комплекс в кургане у с. Суворово Одесской области. Здесь в парном погребении среди богатого инвентаря, представленного орудиями труда и украшениями из меди, кремня и раковин унио, был обнаружен каменный скипетр, реалистически изображающий голову лошади с надетой уздой. О глубокой древности комплекса свидетельствуют находки скипетров, обнаруженных в слоях различных древнеземледельческих обществ. Анализ подобных стилизованных зооморфных изображений из камня - так называемых скипетров - позволил отнести их к сравнительно узкому хронологическому периоду - середине IV тыс. до н. э. Данный вывод подтверждает и найденный фрагмент схематршеского скипетра на трипольском поселении Верхние Жоры (I) на Днестре.

С определенной долей вероятности группу древнейших скотоводческих захоронений можно отнести к выделяемой на Украине Новоданиловской группе памятников, которая датируется серединой - началом второй половины IV тыс. до н. э. О том, что указанные племена обитали в низовьях Днестра, свидетельствует открытие приднестровскими археологами первого аналогичного комплекса в кургане у пос. Слободзея. Здесь в разрушенном еще в древности центральном погребении были обнаружены орудия труда из меди и камня, а также украшения из кости, характерные в основном для Новоданиловских памятников. Единичные находки подобных захоронений косвенно свидетельствуют о том, что проникновение сюда первых скотоводов было крайне немногочисленным и носило, скорее всего, эпизодический характер.

Второй группе энеолитических памятников присуще скорченное положение на левом или на правом боку. С захоронениями именно этого типа на данной территории возникла традиция возведения курганных насыпей. Идея строительства курганов была обусловлена, очевидно, подвижным образом жизни первых скотоводческих племен: курганная насыпь хорошо видна на равнинных просторах восточноевропейских степей. Своеобразие указанных памятников позволило выделить их в культурную группу Хаджидер, характерную в основном для территории Днестровско-Пруто-Дунайского междуречья.

Среди основных комплексов этой группы преобладает восточная ориентировка. Обнаруженный погребальный инвентарь весьма выразителен и состоит из редких сосудов различных форм, орудий труда, оружия из кремня и рога, мотивных изделий, а также характерных для энеолита украшений - ожерелий из зубов животных и костяных бус. Наиболее яркую серию данной группы дали исследования уникального культового комплекса в кургане 9 у с. Красное Григориопольского района. Здесь под древнейшей курганной насыпью были обнаружены девять энеолитических захоронений и связанный с ними монументально-ритуальный комплекс. Вероятно, в древности этот курган являлся своеобразным храмом-святилищем для местного скотоводческого населения. Он состоял из деревянных и каменных конструкций и включал примитивные зооморфные и антропоморфные каменные плиты и изображения, среди которых доминировали головы быка и примитивные изображения человеческой фигуры. Показательно, что в одном из захоронений был найден выразительный костяной скипетр со вставленной в рабочую часть медной пластиной и инкрустацией из шести медных стержней. Он не имел следов сработанности и, скорее всего, принадлежал вождю племени или же жрецу данного храма.

Скотоводческие энеолитические племена разводили преимущественно мелкий рогатый скот - коз, овец - и лошадей. Немаловажное место в составе стада занимал и крупный рогатый скот. Изображение узды на скипетре, обнаруженном в кургане у с. Суворово, позволяет утверждать, что в этот период уже была освоена верховая езда, которая способствовала мобильности степного населения. Исключительно интересными представляются данные трассологического анализа кремневых изделий из двух погребений в кургане у с. Красное. В одном из них находились орудия для обработки дерева, в другом - для обработки кожи, что позволяет говорить о зачатках ремесленной специализации уже в энеолитическую эпоху.

О высоком развитии идеологических представлений, связанных с культом быка и солнца, свидетельствует не только храмовый комплекс у с. Красное, но и открытие остатков аналогичного святилища с антропоморфными стелами у с. Оланешты района Штефан Водэ на правобережье Днестра. Обнаруженные на этих памятниках древнейшие монументальные изображения говорят об их культурной принадлежности к традициям энеолитическои эпохи, хотя в последующее время они широко использовались для перекрытия более поздних, в основном ямных, захоронений.

Историческое развитие энеолита завершается проникновением на эти земли очередной волны инокультурных скотоводческих племен так называемой постмариупольской группы. Большинство указанных памятников также связано с курганным строительством и характеризуется крайней бедностью погребального инвентаря. Основными особенностями отмеченных комплексов являются вытянутое положение погребенных на спине и отсутствие керамики. Их связь с восточными регионами северо-причерноморских степей подтверждается аналогичными захоронениями Орельско-Самарского междуречья. Относительная хронология древнейших подкурганных памятников Приднестровья дает возможность отнести постмариупольскую группу ко второй четверти III тыс. до н. э.

Различный погребальный обряд и инвентарь энеолитических захоронений позволяет сделать вывод о полиэтничности первых скотоводческих племен региона, представленных, как минимум, тремя отмеченными культурно-хронологическими группами. Проникновение на левобережье Днестра первых племен ямной культуры ознаменовало наступление здесь новой исторической эпохи - бронзового века.

Эпоха энеолита или медный век – одна из эпох развития человечества, является переходным периодом между неолитом и бронзовым веком. Его еще могут называть медно-каменный век, так как каменные орудия труда все еще использовались в этот период.
Эпоха энеолита – это период с четвертого по третье тысячелетие до нашей эры. Интересно то, что на некоторых территориях очагов развития человечества, медного века не было и вовсе, а в некоторых регионах он существовал значительно дольше.

Данные археологии об эпохе энеолита

Самые древние изделия из меди, найденные археологами датируются примерно седьмым – шестым тысячелетием до нашей эры. Такие изделия из меди нашли на территории современной Турции. Поселение, в котором были найдены изделия, называется Чайоню, именно здесь люди, возможно, начали первые эксперименты с самородками меди.
Выплавлять медь научились опять-таки на территории современной Турции, теперь уже в более западном регионе в поселении Чатал-Гуюк. Они создавали изысканные, но в то же время довольно простые украшения.
На территории Месопотамии медь начали выплавлять в шестом тысячелетии. Первопроходцами в этом деле на территории Двуречья принято считать самаррскую археологическую культуру. Примерно в это же время в долине реки Инд местные племена, не оставившие письменных записей, также начали создавать украшения из меди.
На территории Египта медь научились выплавлять уже в пятом тысячелетии. В это же время на территории Европы появляется первая медная шахта (территория современной Сербии). Сейчас этот давнюю шахту называют Рудна Глава. Эта шахта также является первым свидетельством металлургии в Европе. Примерно тогда же медь начали выплавлять и на территории современного Китая.
В четвертом тысячелетии медь научились выплавлять на территории Кавказа, в долине реки Волга, на территории современной Украины. Это были такие археологические культуры как самарская, среднестоговская и некоторые другие культуры Восточной Европы. Расцвет эпохи энеолита припадает на четвертое тысячелетие до нашей эры, так как именно в этот период медные орудия труда уже начинают вытеснять каменные, тогда как на протяжении нескольких тысячелетий из меди делали только украшения, которые не сыграли огромной роли в развитии человеческой расы, так как орудия труда.
На территории Южной Америки выплавлять медь научились значительно позже, это второе – первое тысячелетие до нашей эры. Сначала выплавка меди была у них (народов Южной Америки) на очень примитивном уровне и оставалась такой долгое время, но, в конце концов, они достигли в этом определенных успехов, и их мастерству в этом можно было позавидовать. Наибольше в этом преуспели так называемые народ Анд (горные массивы, которые пересекают всю Южную Америку).
В Мезоамерике (Центральная Америка) медь начали выплавлять еще позже и коренные народы не добились в этом особых успехов. Их изделия были простыми, и они ограничивались медными топорами, простыми украшениями, иголками.
Сначала медные самородки не пытались выплавлять, а просто обрабатывали их как обычный камень. Конечно, куски от медных самородков не отваливались, но с помощью такой вот чеканки меди можно было придать простую форму, такой способ называется «холодная ковка». Там где самородков меди было большое количество, она стала очень быстро вытеснять каменные изделия и орудия труда, а где ее было недостаточно, с нее делали украшения.
Одним из самых главных преимущество медных изделий является то, что их в отличие от каменных можно было починить, это делало их «живучими», да и отличались они большей остротой, не говоря уже о том, что она крошилась.

Достижения эпохи энеолита

Как говорят археологические находки, именно в эпохе энеолите человечество изготовило первое колесо. Сначала считалось, что это открытие сделали народы Месопотамии, но последние археологические данные говорят, что колесо, возможно, появилось на территории Восточной Европы. Колесо сыграло огромную роль в транспортной системе, способствовало развитию торговли, строительства, военному делу.
Кроме этого, в это время были приручены лошади. Это способствовало развитию сельского хозяйства, военному делу, скотоводство перешло на абсолютно новый уровень.
О том, что культуры энеолита научились выплавлять металлы из руды, мы уже говорили, пока что это была медь. Это позволило улучшить орудия труда, каменные приходили в забвения, а уровень сельского хозяйства сильно вырос, как и промышленность, и военное дело. Оружие из меди хоть и было довольно мягкое, но все же его можно было починить, если оно подверглось деформации.
Как вывод, следует сказать, что эпоха энеолита – это важный период в развитии человечества, без достижения которого, мы бы не могли представить современный мир. Кем бы было человечество, если бы не научилось плавить металлы из руды и без изобретения колеса?

Энеолит

Энеолит. Новая материальная фиксация научных знаний.


1. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

1.2. Век меди и бронзы

2. ПОНЯТИЕ ЭПОХИ ЭНЕОЛИТА. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Содержание понятия "энеолит"

Выводы

Литература

1. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

1.1. Каменный век: от палеолита к неолиту

История славян уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, который называется первобытнообщинным строем. Одной из наиболее распространенных периодизаций этой формации является археологическая, т.е. деление ее на каменный век, меднокаменный (энеолит ), бронзовый и ранний железный века. В основу этой периодизации положен принцип преобладания того или иного материала в производстве орудий труда. Каменный век, самый длительный в истории людей, делят еще на палеолит - древний каменный век, мезолит - средний каменный век и неолит - новый каменный век. В свою очередь палеолит подразделяют на ранний (нижний) и поздний (верхний). В эпоху раннего палеолита идет процесс антропогенеза - возникновения и развития "человека разумного". Согласно научному подходу, человек выделился из животного царства благодаря труду, систематическому изготовлению орудий труда. В процессе трудовой деятельности совершенствовалась человеческая рука, появилась и стала развиваться речь. Наука за последние десятилетия все более удревняет явление очеловечивания наших звероподобных предков, что в свою очередь заставляет искать ответы на новые вопросы. Недостающие звенья антропогенеза заполняются новыми находками, но появляются и новые лакуны. Первыми предками человека, которые вступили на долгий путь развития, были обезьяны - австралопитеки. Что же касается древнейших людей (архантропов), то, судя по находкам в Африке в последние десятилетия, их появление относится ко времени, отстоящему от нас на 2 - 2,5 млн лет. В конце раннего палеолита, около 100 тыс. лет тому назад, появился неандертальский человек, названный так по первой находке в Германии. Неандертальцы - палеоантропы, они стоят гораздо ближе к современному человеку, чем предшествующие им архантропы. Неандертальцы распространились весьма широко. Стоянки их на территории нашей страны обнаружены на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, Казахстане, в низовьях Днепра и Дона, возле Волгограда. Большую роль в развитии человека начинает играть оледенение, менявшее состав животных и облик флоры. Неандертальцы научились добывать огонь, что было огромным завоеванием формирующегося человечества. У них, по всей видимости, появились уже первые зачатки идеологических представлений.

В позднем палеолите (40-35 тыс. лет тому назад) формируется человек современного типа (кроманьонский человек). Эти люди уже значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий: они становятся гораздо более разнообразными, иногда миниатюрными. Появляется метательное копье, что значительно повысило эффективность охоты. Зарождается искусство. Магическим целям служила наскальная живопись. На стены пещер смесью природной охры с животным клеем наносились изображения носорогов, мамонтов, лошадей и т.д. (например, Каповая пещера в Башкирии). В эпоху палеолита постепенно изменяются и формы человеческих сообществ. От первобытного человеческого стада - к родовому строю, который и возникает в позднем палеолите. Основной ячейкой человеческого общества становится родовая община, для которой характерна общая собственность на основные средства производства. Переход к среднекаменному веку - мезолиту на нашей территории начался в XII-X тысячелетиях до н.э., а закончился в VII-V тысячелетиях до н.э. В это время человечество сделало много открытий. Важнейшим изобретением были лук и стрелы, что привело к возможности не загонной, а индивидуальной охоты, причем и на мелких живот- ных. Были сделаны первые шаги в направлении скотоводства. Была приручена собака. Некоторые ученые предполагают, что в конце мезолита были приручены свиньи, козы и овцы. Скотоводство, как вид хозяйственной деятельности сформировалось только в неолите, когда зародилось и земледелие. Переход к производящему хозяйству имеет такое необыкновенное значение для человечества и по масштабам каменного века произошел так быстро, что позволяет ученым говорить даже о неолитической "революции". Расширя- ется и усовершенствуется ассортимент каменных орудий труда, но появляются и принципиально новые материалы. Так, в неолите было освоено изготовление керамики, еще лепной, без гончарного круга. Освоено было и ткачество. Изобретена лодка и было положено начало судоходству. В неолите родоплеменной строй достигает более высокой стадии развития - создаются крупные объединения родов - племена, появляется межплеменной обмен и межплеменные связи.

1.2. Век меди и бронзы

Настоящим переворотом в жизни человечества было освоение металлов. Первым металлом, который люди научились добывать, была медь. Появление медных орудий активизировало обмен между племенами, так как месторождения меди распределены весьма неравномерно по земле. Неолитическая община была уже гораздо менее замкнутой, чем община эпохи палеолита. Это время называется энеолитическим веком . Со временем на базе меди люди научились создавать новые сплавы - появилась бронза.

В эпоху энеолита (медно-каменный век, 4-3 тыс. до н. э.) людьми осваивается обработка меди. Усиливается развитие племён, люди живут в собственноручно построенных домах. Сами люди по внешнему облику уже мало отличались от современных людей.

Энеолит является переходной эпохой от неолита к бронзовому веку. В это время происходит знакомство населения с металлургией и металлообработкой меди. Основными материалами для изготовления орудий оставались камень и кость. Единичные металлические предметы - пластины, ножи, иглы, шилья и другие мелкие изделия - выполнены методом ковки.

Эпоха энеолита характеризуется распространением и упрочением производящих форм хозяйства, использованием нового природного материала - меди, изобретением колесного транспорта. На ряде обширных территорий, где возможности земледелия были ограничены, скотоводство имело широкие перспективы для выработки новых форм. Постепенно распространяясь в широтном и меридиональном направлении, скотоводство проникло в зону охотничье-рыболовческих культур, население которых достаточно быстро осознало его эффективность. В лесостепных районах производящее хозяйство сочеталось с традиционными формами присваивающего - охотой, рыбной ролью, собирательством. Внедрение новой экономики и ее особенности предопределили образование новых культур и системы связей, создание неизвестных ранее культов и традиций.

Идеологические воззрения и верования энеолитических земледельцев Восточной Европы представляли собой составную часть их бытия. Центральное место занимал культ плодородия, на что указывают глиняные женские фигурки, культовый инвентарь, роспись на сосудах, найденных в специально сооруженных святилищах. Особую группу составляют амулеты, связанные с культом солнечного быка и других животных, являвшихся объектом поклонения. Ритуальными являются и глиняные модели жилищ, в которых важнейшим сооружением была печь. Эти модели использовались в домашних обрядах во время выпечки хлеба и в магических действиях, направленных на обеспечение обильного урожая. В начале энеолитической эпохи, восприняв идеи скотоводства, лесостепные племена начали приручать диких лошадей, которые прежде являлись объектом охоты и издревле обитали на территории Волго-Уралья. Распространение крупного и мелкого рогатого скота происходило в результате продвижения энеолитических племен из западных районов Восточной Европы.
С началом коневодства стал утверждаться культ коня, что отразилось в устройстве жертвенников с черепами лошадей, распространении изображений лошади.
Религиозные верования лесостепных племен нашли отражение в практиковавшемся ими погребальном обряде. Открытие и исследование могильников показало, что по сравнению с предыдущей эпохой, идеологические представления племен, населявших территорию Самарского Поволжья, значительно изменились. Сооружение могильника - древнего кладбища - сопровождалось определенными ритуальными действиями, связанными с представлениями людей о жизни и смерти. Умерших соплеменников клали в неглубокие ямы в вытянутом положении на спине, головой на север или северо-восток. В одной могильной яме могли похоронить от одного до трех человек. Сверху тела посыпали охрой, красной краской, символизирующей кровь, жизнь, тепло.



2. ПОНЯТИЕ ЭПОХИ ЭНЕОЛИТА. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В табл. 1 приведено историческое положение эпохи энеолита в истории развития научных знаний о человечестве, в материальном развитии человечества и его влиянии на этноисторические процессы.

Таблица 1

Временные ступени 1

Археологическая характеристика

Антропологическая характеристика

4181 (5600)


Двуногое хождение

2584 (2600)

Начало орудийности

Астралопитековые

1597

Олдувай

Homo habilis 2

987 (1000)

Аббевиль (трудовая традиция)

Архантропы 2

610 (600)

Ранний ашель 5

Архантропы 2

377 (400)

Средний ашель 5

Палеантропы 3

233 (230)

Поздний ашель 5 4

Палеантропы

144 (140-120)

Раннее мустье 6

Палеантропы

Среднее мустье 6

Палеантропы

Позднее мустье 6

Палеантропы

34 (40)

Верхний палеолит ранний

Неоантропы

Верхний палеолит средний

Неоантропы

Верхний палеолит поздний 7

Неоантропы

Неолит

Современный человек

Энеолит

Современный человек

Ранняя бронза

Современный человек

Поздняя бронза

Современный человек

Ранний железный век

Современный человек

Поздний железный век

Современный человек

Примечания:

1. Единица счета 1 000 лет; временные ступени приведены без уточнения начала отсчета.

2. развитие в рамках биоценоза (биосферы).

3. овладение огнем, выход из биоценоза и становление ноосферы.

4. развитие в рамках ноосферы.

5. нижний палеолит, планетарная хронология, доистория.

6. средний палеолит, планетарная хронология, доистория.

7. региональные хронологии, региональная история.

2.1. Содержание понятия "энеолит".

Вначале я рассмотрю вопрос, что подразумевается под понятием "энеолит". Здесь мы сталкиваемся с различными подходами. Авторы тома "Энеолит СССР", подводя черту под списком имеющихся подходов к определению энеолита, выделяют два главных подхода: формально-семантический и содержательный. Авторами отмечается односторонность при использовании формально-семантического метода, так как при определении эпохи главное внимание уделяется наличию медных и каменных изделий и на этом все ограничивается. Такой подход использован во многих учебных пособиях и справочной литературе. Более результативным они считают другой метод – содержательный, так как в основе археологической периодизации лежит весь комплекс культурных элементов, носителями которых были древние племена, что нашло отражение в археологических материалах. Основателем этого метода явился Б.Б. Пиотровский. Необходимо отметить, что большим достижением разработчиков содержательного метода явилось осознание "энеолита" как самостоятельной археологической эпохи в развитии древних культур, когда происходит интенсивное развитие производящих форм экономики (в различных сочетаниях) и соответствующие им новые культурные традиции, которые и проявились в новых археологических наборах вещей – "…плоскодонная богато орнаментированная керамика, мелкая пластика, прочные жилища с ровным полом".

Другие авторы отошли от противопоставления названных подходов при определении понятия "энеолит". Стало иным и направление исследований, когда используют возможности каждого из них в комплексе. Так А.В. Арциховский соединяет в своем определении "энеолит" как археологические признаки (формально-семантические), так и признаки исторического порядка (содержательные). Меднокаменный век, по определению исследователя, явился эпохой, когда "…появилась медь, но подавляющее преобладание в индустрии принадлежало еще камню, …это соответствует широкому распространению земледелия и скотоводства, …типичны поселения с расписной керамикой; характерные признаки: господство мотыжного земледелия, большие глинобитные дома первобытнообщинных коллективов, статуэтки родоначальниц, характерные для материнского рода".

В.Н. Черных связывает начало и развитие энеолитической эпохи с развитием Балкано-Карпатской металлургической провинции. Признаками (металлургическими) эпохи являются: "…появление кованных и отлитых в открытых формах изделий из меди без искусственных примесей; – распространение наряду с мелкими изделиями трех основных видов тяжелого медного оружия и орудий труда. Это совпадает с консолидацией огромных культурно-исторических общностей и культур; возникновение могучих культурных и производственных центров; переориентация культурных и экономических связей больших этнических групп".

Следует, однако, заметить, что в разработках критериев определения и содержания понятия "энеолит" исследователи, точки зрения которых изложены выше, основывались, в основном, лишь на материалах земледельческо-скотоводческих культур Средней Азии, Кавказа и Правобережной Украины, т.е. регионов с преобладающей земледельческой формой экономики. В отношении более северных районов – лесной зоны – сложилось мнение об энеолите, как о переходном периоде, в течение которого экономическое и социальное развитие шло особенно быстрыми темпами, когда "…на протяжении всего периода еще господствуют неолитические традиции" в социально-экономическом укладе и в быту. Появляются лишь редкие медные изделия, а каменная индустрия достигает совершенства, которого не наблюдается даже в неолите. Организация охотничье-рыболовческого хозяйства становится более сложной и производительной, стоянки более крупные и долговременные. Тогда же резко расширяются контакты между племенами и обмен.

В работе И.Б. Васильева и А.Т. Синюка рассматриваются вопросы происхождения и периодизации культур Днепро-Доно-Волжской лесостепи с привлечением материалов и степного региона. Подразумевая под "Энеолитом" самостоятельную археологическую эпоху, они подчеркивают, что она связана "…с появлением медных изделий любого назначения и тех археологических признаков, которыми обусловлено внедрение в жизнь металлообработки и металлургии, до распространения изделий из искусственных сплавов". По мнению исследователей, целью их изучения является выявление тех признаков, которые специфичны в различных географических зонах, и за которыми скрыты исторические явления, обусловленные развитием производящих форм хозяйства и металлургического производства.

Следующий шаг в разработке понятия "энеолит" был сделан И.Ф. Ковалевой. Ею поддержана та точка зрения, согласно которой при определении понятия "энеолит" оба подхода, технологический и экономический (в интерпретации И.Ф. Ковалевой) тесно взаимосвязаны. Первый определяет критерии выделения периода, второй – его содержание. Поэтому в качестве принципа, на основании которого следует судить об экономическом характере эпохи, выступает присутствие изделий из меди, но не единичных, а устойчивых типов. В экономическом же плане это вело к общему прогрессу в экономике, "…сложению скотоводческо-земледельческого хозяйства, сопровождавшегося перегруппировкой населения, формированию новых систем связей".

Нельзя не признать справедливости данной характеристики эпохи "энеолита", однако начало эпохи металла, с моей точки зрения, датируется моментом появления на памятниках первых, еще единичных находок из меди. Учитывая большую ценность этих изделий в то время, особенно на начальном этапе, когда каждая использованная вещь шла в переплавку, для отнесения памятника к энеолиту достаточно появления единичных находок из металла.

Наиболее верная точка зрения в отношении понятия "энеолит" Восточной Европы, на мой взгляд, высказана А.Т. Синюком. Автор отмечает тот факт, что начало энеолита следует связывать с появлением не только развитых типов медных изделий (т.к. они проникали позднее времени возникновения их как типов вообще под влиянием культур Балкано-Карпатской металлургической провинции), но и комплексов археологических признаков, "…которые материализуют явления, связанные с использованием меди: переоценку видов труда и самих изделий, появление новых культовых представлений и ритуалов, культурных переориентаций, новых форм межплеменных и межэтнических контактов". Эти признаки специфичны для различных ландшафтно-климатических зон или районов, где проживали племена, отличавшиеся спецификой экономики и культуры. А.Т. Синюк выделяет такой комплекс признаков, который характерен для ранней стадии энеолита: глиняная посуда с характерным воротничковым оформлением верха; с округлыми и плоскими днищами; с включением в систему орнамента волнистых прочерченных линий; наличие коллективных могильников с вытянутыми погребениями с украшениями из раковин, костяных зооморфных пластинок, с каменными навершиями булав "второго мариупольского типа", – признаками, характеризующими могильники мариупольского типа; жертвенниками с остатками лошадей; сопровождение погребений частями туш лошади; кости лошади среди фаунистических остатков в культурных слоях памятников; ножи на крупных ножевидных пластинах; первые изделия из меди и золота. Эти археологические признаки отражают, по мнению А.Т. Синюка, скотоводческое направление хозяйства племен, с преобладанием коневодства.

Таким образом, исследования целого ряда авторов показали, что "энеолит" является самостоятельной археологической эпохой, определение которой включает признаки как археологического, так и исторического порядка. Его материальные признаки являются новым уровнем фиксации научных знаний о развитии человечества.

Выводы

Как мной было рассмотрено, понятие "энеолит" имеет конкретное проявление в различных регионах или ландшафтных зонах Восточной Европы. Изучение материальной культуры и экономики населения, оставившего памятники, дают серию фактов, которые согласуются с определением "Энеолита" Восточно-европейской степи и лесостепи как "…самостоятельной эпохи в системе археологической периодизации, начинающейся с распространением культур, характеризуемых таким комплексом археологических признаков, которые обусловлены навыками изготовления первых медных изделий и распространением скотоводческого хозяйства, включая коневодство".

Поскольку факты являются основной формой научного знания, то материальные памятники энеолита являются их материальной фиксацией.

Научный факт возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания,интерпретации. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального. Факты определяются свойствами материальной действительности и в силу этого могут подтвердить или опровергнуть теорию.

В данной работе мной приведены факты новых научных знаний об истории развития человечества в эпоху энеолита:

1. Получение и использование в хозяйстве нового материала - меди. Внедрение металлообработки и металлургии.

2. Изобретение колесного транспорта.

3. Построение нового вида жилищ и использование печей.

4. Развитие коневодства.


Литература

1. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. 2-е изд. Л, 1979.

2. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990.

3. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.

4. Гурин Ю.Г. Памятники раннего энеолита бассейна Северского Донца.

5. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

6. Мезолит СССР / Археология СССР. М., 1989.

7. Палеолит СССР / Археология СССР. М., 1984.

8. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.). - М.: "Советская энциклопедия", 1981. - 1600 с. с илл.

9. Энеолит СССР / Археология СССР. М., 1982

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме