Тема общей судьбы человека и природы в современной прозе. В помощь школьнику Человек и природа в современной прозе

План ОТВЕТА

1. Любовь к малой родине. «Прощание с Матёрой» В. Распутина.

2. Расставание стариков с Матёрой; их боль и страдания.

3. Молодые герои повести. Их позиция.

4. Что останется потомкам?

5. Цена преобразований.

1. У каждого человека есть своя малая родина, та земля, которая является Вселенной и всем тем, чем стала Матёра для героев повести Валентина Распутина. От любви к малой родине берут истоки все книги В. Распутина. Не случайно в повести «Прощание с Матёрой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя - Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Матёра - это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. И не нужно было жителям Матёры ни благоустроенных домов с отоплением, ни кухни с газовой плитой. Не в этом видели они счастье. Была бы только возможность прикоснуться к родной земле, затопить печку, попить чаю из самовара, прожить всю жизнь рядом с могилками родителей, а когда придет черед, лечь рядом с ними. Но уходит Матёра, уходит душа этого мира.

2. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангары. Но эта перспектива не радовала стариков. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матёре не только она выросла. Это - родина ее предков. А сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что «нам Матёру на подержание только дали... чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились».

И встают матёринцы на защиту своей родины, пытаются спасти свою деревню, свою историю. Но что могут старики и старухи сделать против всемогущего начальника, который отдал приказ затопить Матёру, стереть ее с лица земли. Для чужих этот остров всего лишь территория, зона затопления. Прежде всего новоявленные строители попытались снести на острове кладбище. Размышляя о причинах вандализма, Дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. «Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка та же... А наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит... Че про совесть, ежели этакое творится!» Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. К сожалению, остались верными Матёре лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиной.


3. Но писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матёру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору? Павлу, старшему сыну Дарьи, тяжелей всего. Он разрывается на два дома: нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать из Матёры. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков: «Не больно терять это только тем, кто тут не жил, не работал, не поливал своим потом каждую борозду», - считает он. Но и восстать против переселения Павел не в силах. Андрею, внуку Дарьи, легче. Он уже вкусил новое. Его тянет к переменам: «Сейчас время такое живое... все, как говорится, в движении. Я хочу, чтоб было видно мою работу, чтоб она навечно осталась...» В его представлении, ГЭС - это вечность, а Матёра - уже что-то отжившее. Андрею изменяет историческая память. Уезжая строить ГЭС, он вольно или невольно освобождает место другим своим единомышленникам, «пришлым», которые делают то, чем пока еще неудобно заниматься уроженцу Матёры - заставлять людей покидать обихоженную землю.

4. Итог плачевен... С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним - уникальные традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер. Что же теперь будет с Андреем, мечтавшим о строительстве электростанции и пожертвовавшим счастьем своей малой родины? Что будет с Петрухой, который готов за деньги продать свой дом, свою деревню, отречься от матери? Что будет с Павлом, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой и так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов? Что будет с тем гармоническим миром, который для каждого человека становится святым местом на земле, как на Матёре, где уцелел царственный листвень, где обитательницы - старухи-праведницы привечают неузнаваемого нигде, гонимого миром Богодума, странника, юродивого, «божьего человека»? Что будет с Россией? Надежду на то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей. Она несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матёру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матёры весна и передавать родную землю некому. Да и сама земля скоро перестанет существовать, превратившись в дно искусственного моря.

5. Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке. В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.

В 70-е и 80-е гг. нашего столетия лира поэтов и прозаиков мощно звучала в защиту окружающей природы. Писатели выходили к микрофону, писали статьи в газеты, отложив работу над художественными произведениями.

Они отстаивали наши озера и реки, леса и поля. Это была реакция на резкую урбанизацию нашей жизни. Деревни разорялись, города росли. Как всегда в нашей стране, все это делалось с размахом, и щепки летели во всю. Сейчас уже подведены мрачные итоги причиненного тогда горячими головами вреда нашей природе.

Писатели - борцы за экологию все

Родились близ природы, знают и любят ее. Это такие известные у нас и за границей прозаики, как Виктор Астафьев и Валентин Распутин.

Героя повести «Царь-рыба» Астафьев называет «хозяином». Действительно, Игнатьич умеет делать все и лучше, и быстрее всех. Его отличает бережливость и аккуратность. «Само собой, ловил Игнатьич рыбу лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось, и завидовать никто ему не завидовал, кроме младшего брата Командора». Отношения между братьями были сложными. Командор не только не скрывал своей неприязни к брату, но и показывал ее при первом удобном случае. Игнатьич

Старался не обращать на это внимания.

Собственно, он ко всем жителям поселка относился с некоторым превосходством и даже снисходительностью. До идеала главному герою повести, конечно, далеко: им властвует жадность и потребительское отношение к природе. Автор сводит главного героя один на один с природой. За все его грехи перед ней природа преподносит Игнатьичу суровое испытание.

Произошло это так: Игнатьич отправляется рыбачить на Енисей и, не довольствуясь мелкой рыбой, ждет осетра. «И в этот миг заявила о себе рыбина, пошла в сторону, защелкали о железо крючки, голубые искорки из борта лодки высекло. За кормой взбурлило грузное тело рыбины, вертанулось, забунтовало, разбрасывая воду, словно лохмотья горелого, черного тряпья». В этот миг Игнатьич увидел рыбу у самого борта лодки. «Увидел и опешил: что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела - на доисторического ящера походила она…»

Рыба сразу показалась Игнатьичу зловещей. Душа его как бы раздвоилась: одна половина подсказывала отпустить рыбу и тем сохранить себя, но другая ни в какую не хотела отпускать такого осетра, ведь царь-рыба попадается лишь раз в жизни. Страсть рыбака берет вверх над благоразумием. Игнатьич решает во что бы то ни стало выловить осетра. Но по неосторожности он оказывается в воде, на крючке собственной снасти. Игнатьич чувствует, что тонет, что рыбина тянет его на дно, но он ничего не может сделать для своего спасения. Перед лицом смерти рыбина становится для него некоей тварью.

Герой, никогда не верующий в Бога, в этот миг обращается к нему за помощью. Игнатьич вспоминает о том, что пытался забыть в течение всей своей жизни: опозоренную девушку, которую обрек на вечные страдания. Выходило так, что природа, тоже в каком-то смысле «женщина», мстила ему за причиненное зло. Природа отомстила человеку жестоко. Игнатьич, «не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь да услышит его, прерывисто и изорванно засипел: «Гла-а-аша-а-а, прос-ти-и-и…»

И когда рыба отпускает Игнатьича, он чувствует, что душа его освобождается от греха, который давил на него в течение всей жизни. Получилось так, что природа выполнила божественную задачу: призвала грешника к покаянию и за это отпустила ему грех. Автор оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и нам всем, потому что никто на земле не застрахован от конфликтов с природой, а значит, и с собственной душой.

По-своему ту же тему раскрывает писатель Валентин Распутин в повести «Пожар». Герои повести занимаются заготовкой леса. Они «словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли». Эпиграф повести: «Горит село, горит родное» - заранее настраивает читателя на события повести.

Распутин раскрыл душу каждого героя своего произведения через пожар: «Во всем том, как вели себя люди - как бегали по двору, как выстраивали цепи, чтобы передавать из рук в руки пакеты и связки, как дразнили огонь, рискуя собой до последнего, - во всем этом было что-то ненастоящее, дурашливое, делающееся в азарте и беспорядочной страсти». В неразберихе на пожаре люди разделились на два лагеря: творящих добро и делающих зло.

Главный герой повести Иван Петрович Егоров - гражданин законник, как его называют архаровцы. Автор архаровцами окрестил беспечных, нетрудолюбивых людей. Во время пожара эти архаровцы и ведут себя соответственно своему обычному житейскому поведению: «Все тащат! Клавка Стригунова полные карманы набила маленькими коробочками. А в них, поди, не утюги, в них, поди, че-то такое!…

В голяшку наталкивают, за пазуху! А бутылки эти, бутылки!» Ивану Петровичу невыносимо ощущать свою беспомощность перед этими людьми. Но беспорядок царит не только вокруг, но и в его душе. Герой осознает, что «у человека в жизни четыре подпорки: дом с семьей, работа, люди и земля, на которой стоит твой дом. Захромает какая - весь свет в наклон». В данном случае «захромала» земля. Ведь жители поселка нигде не имели корней, «кочевали». А земля от этого молча страдала. Но наступил момент наказания.

В данном случае роль возмездия выполнил огонь, который тоже является силой природы, силой разрушения. Мне кажется, не случайно автор завершил повесть почти по Гоголю: «Что ты есть молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?» Возможно, эти слова сослужат и сейчас нашей родине добрую службу.


Над чем задуматься? Русская классическая литература представляет благодатный материал для воспитания в человеке любовного отношения к природе. Трудно найти в мире другую национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме «Природа и человек».


Над чем задуматься? Описания природы в русской классической литературе – это не просто фон, на котором разворачивается действие, они имеют важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается и внутренний облик человека, его духовно-нравственная составляющая.


Над чем задуматься? Английский писатель Ч. Сноу, говоря об отличии английской литературы от русской, заметил: «Почти во всех произведениях русской литературы и прежде всего Толстого английский читатель ощущает дыхание необъятных пространств, бескрайних русских равнин».


Тезис: «Человек и природа – единое целое. Все мы - порождение природы, её часть» М.Пришвин «Кладовая солнца» В произведении «Кладовая солнца» Пришвин высказал в нем свои сокровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». Ч.Айтматов «Плаха»




В.Астафьев «Царь-рыба» В «Царь-рыбе» Виктор Астафьев пишет о животворящем начале соединения человека и природы. Отношения человека и природы, по мысли Астафьева, должны строиться на принципах гармонии. Попытки «покорения» природы способны привести к гибели всего. Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.


Тезис: «Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым». В.Шукшин «Старик, солнце и девушка» В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим пример отношения к родной природе. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Девушке-художнице, которая находится рядом с ним, он ежеминутно комментирует меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и для героини открытие, что дед, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!


Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями». Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что-то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве.


В.Шукшин «Залетный» Саня Неверов, герой рассказа В. М. Шукшина «Залетный», по его словам, «всю жизнь жил неправильно». А вот когда заболел и смерть постучала в его дверь, ему вдруг страстно захотелось жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. «Сорок раз видел весну, сорок раз! И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!»- говорит он. Л.Н.Толстой «Война и мир». Эпизоды «Ночь в Отрадном», «Дуб». Не может оторваться от созерцания прекрасной лунной ночи героиня романа «Война и мир» Л.Н.Толстого Наташа Ростова. Она так восхищена ночным пейзажем, что не может даже думать о сне. Андрей Болконский, тоже любовавшийся прекрасной ночной картиной и случайно подслушавший восклицания девушки, очарованной красотой ночи, неожиданно придет к выводу, что «жизнь не кончена в тридцать один год»…


Ф.Абрамов "Есть, есть такое лекарство" «...Баба Маня встала. Встала, с трудом добралась до дома и слегла: у нее началось двустороннее воспаление легких. Больше месяца не поднималась с постели баба Маня, и врачи не сомневались: умрет старуха. Нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мертвых. Есть, есть такое лекарство! Его бабе Мане принесли скворцы...»


Тезис: Необходимо бережно относиться к природе. Сент-Экзюпери «Маленький принц» Очень важная мысль сказки-притчи бесхитростно выражается в словах главного героя – Маленького Принца: «Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету». Человек - не царь природы, и если он не следует её законам, то извечный миропорядок может нарушиться, - считает автор. Устами ещё одного героя сказки – Лиса – автор напоминает нам, людям: « Мы в ответе за тех, кого приручили». Б.Ш. Окуджава «Мышка»




Произведения-аргументы к тематическому блоку: 1.Б.Екимов «Ночь проходит» 2.В.Шукшин «Старик, солнце и девушка» 3.В.Крупин «Сбрось мешок» 4.В.Распутин «Прощание с Матерой» 5.В.Шукшин «Залетный» 6.В.Астафьев «Тот, кто не растет, умирает…» 7.В.Дегтев «Разумные существа» 8.В.Дегтев «Одуванчик» 9. Ч.Айтматов «Плаха» 10. В Астафьев «Васюткино озеро» 11. Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»


Афоризмы…Цитаты…. Уильям Шекспир: Земля, природы мать, ее же и могила: что породила, то и схоронила. Михаил Пришвин: Ближе всех к природе рождающая женщина: она одной стороной даже сама природа, а с другой сам человек. Михаил Пришвин: Для иных природа это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты. Александр Герцен: Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром. Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.


Леонардо да Винчи: В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься ствол им делом, и в этой мудрости высшая справедливость жизни. Марк Туллий Цицерон: Изучение и наблюдение природы породило науку. Леонардо да Винчи: Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. Мишель Монтень: В природе нет ничего бесполезного. Жюль Ренар: Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка. Карл Маркс: Человек живет природой.


Сама природа, эта прекрасная и неутомимая владычица, заботится о том, чтобы научить все юношество, что такое любовь. (В.Тредиаковский) Марк Туллий Цицерон: *Вся природа стремится к самосохранению. *Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе *Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, в сколь малых вещах она нуждается. * Земля никогда не возвращает без излишка то,что получила. * И что только ни делает с человеком природа!!!




Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.(Ф.Г.Раневская) Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов.(З.И.Годфрид) Леса учат человека понимать прекрасное.(Г.Гейне) Не будем... слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. (Ф.Энгельс)


Природа дает достаточно, чтобы удовлетворить естественные потребности.(Сенека) Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов.(Г.Гейне) Много в природе дивных сил, но сильней человека - нет.(Софокл) Природа... будит в нас потребность любви...(И.Тургенев) Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы.(Д.Писарев) В природе все и без насилия согласно с Дао, и без уговоров проникнуто благом, каждая вещь в спокойной радости, не зная гордыни, обретает гармонию.(Хуайнань Цзы)


Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы. (Альфонс де Ламартин) Как могла бы природа быть столь светлой и прекрасной, если бы предназначенье человека не было таким же?(Генри Торо) Иоганн Гёте: Природа - творец всех творцов.(И.Гёте) Марк Туллий Цицерон: Сила природы велика. Мы ведь знаем мнение величайших ученых, что разные отрасли знания требуют изучения и наставления, поэтическую же способность создает сама природа, и поэт творит из своего духа и в то же время как бы вдохновляется свыше. Лукреций: Все совершенствует природа. (Лукреций)


Земля, природы мать, ее же и могила: что породила, то и схоронила.(У.Шекспир) Михаил Пришвин: Ближе всех к природе рождающая женщина: она одной стороной даже сама природа, а с другой сам человек. Для иных природа это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты. Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром.(А.Герцен) В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься ствол им делом, и в этой мудрости высшая справедливость жизни.(Л.да Винчи)


Изучение и наблюдение природы породило науку.(М.Т.Цицерон) Леонардо да Винчи: Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.(Л.да Винчи) В природе нет ничего бесполезного.(Мишель Монтень) Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка.(Жюль Ренар)


В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости высшая справедливость жизни.(Л.да Винчи) Изучение и наблюдение природы породило науку.(М.Т.Цицерон) Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.(Л.да Винчи) В природе нет ничего бесполезного.(Мишель Монтень) Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка.(Жюль Ренар)

В 70-е и 80-е гг. нашего столетия лира поэтов и прозаиков мощно звучала в защиту окружающей природы. Писатели выходили к микрофону, писали статьи в газеты, отложив работу над художественными произведениями. Они отстаивали наши озера и реки, леса и поля. Это была реакция на резкую урбанизацию нашей жизни. Деревни разорялись, города росли. Как всегда в нашей стране, все это делалось с размахом, и щепки летели во всю. Сейчас уже подведены мрачные итоги причиненного тогда горячими головами вреда нашей природе.

Писатели - борцы за экологию все родились близ природы, знают и любят ее. Это такие известные у нас и за границей прозаики, как Виктор Астафьев и Валентин Распутин.

Героя повести «Царь-рыба» Астафьев называет «хозяином». Действительно, Игнатьич умеет делать все и лучше, и быстрее всех. Его отличает бережливость и аккуратность. «Само собой, ловил Игнатьич рыбу лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось, и завидовать никто ему не завидовал, кроме младшего брата Командора». Отношения между братьями были сложными. Командор не только не скрывал своей неприязни к брату, но и показывал ее при первом удобном случае. Игнатьич старался не обращать на это внимания. Собственно, он ко всем жителям поселка относился с некоторым превосходством и даже снисходительностью. До идеала главному герою повести, конечно, далеко: им властвует жадность и потребительское отношение к природе. Автор сводит главного героя один на один с природой. За все его грехи перед ней природа преподносит Игнатьичу суровое испытание. Произошло это так: Игнатьич отправляется рыбачить на Енисей и, не довольствуясь мелкой рыбой, ждет осетра. «И в этот миг заявила о себе рыбина, пошла в сторону, защелкали о железо крючки, голубые искорки из борта лодки высекло. За кормой взбурлило грузное тело рыбины, вертанулось, забунтовало, разбрасывая воду, словно лохмотья горелого, черного тряпья». В этот миг Игнатьич увидел рыбу у самого борта лодки. «Увидел и опешил: что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела - на доисторического ящера походила она...» Рыба сразу показалась Игнатьичу зловещей. Душа его как бы раздвоилась: одна половина подсказывала отпустить рыбу и тем сохранить себя, но другая ни в какую не хотела отпускать такого осетра, ведь царь-рыба попадается лишь раз в жизни. Страсть рыбака берет вверх над благоразумием. Игнатьич решает во что бы то ни стало выловить осетра. Но по неосторожности он оказывается в воде, на крючке собственной снасти. Игнатьич чувствует, что тонет, что рыбина тянет его на дно, но он ничего не может сделать для своего спасения. Перед лицом смерти рыбина становится для него некоей тварью. Герой, никогда не верующий в Бога, в этот миг обращается к нему за помощью. Игнатьич вспоминает о том, что пытался забыть в течение всей своей жизни: опозоренную девушку, которую обрек на вечные страдания. Выходило так, что природа, тоже в каком-то смысле «женщина», мстила ему за причиненное зло. Природа отомстила человеку жестоко. Игнатьич, «не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь да услышит его, прерывисто и изорванно засипел: «Гла-а-аша-а-а, прос-ти-и-и...» И когда рыба отпускает Игнатьича, он чувствует, что душа его освобождается от греха, который давил на него в течение всей жизни. Получилось так, что природа выполнила божественную задачу: призвала грешника к покаянию и за это отпустила ему грех. Автор оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и нам всем, потому что никто на земле не застрахован от конфликтов с природой, а значит, и с собственной душой.

По-своему ту же тему раскрывает писатель Валентин Распутин в повести «Пожар». Герои повести занимаются заготовкой леса. Они «словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли». Эпиграф повести: «Горит село, горит родное» - заранее настраивает читателя на события повести. Распутин раскрыл душу каждого героя своего произведения через пожар: «Во всем том, как вели себя люди - как бегали по двору, как выстраивали цепи, чтобы передавать из рук в руки пакеты и связки, как дразнили огонь, рискуя собой до последнего, - во всем этом было что-то ненастоящее, дурашливое, делающееся в азарте и беспорядочной страсти». В неразберихе на пожаре люди разделились на два лагеря: творящих добро и делающих зло. Главный герой повести Иван Петрович Егоров - гражданин законник, как его называют архаровцы. Автор архаровцами окрестил беспечных, нетрудолюбивых людей. Во время пожара эти архаровцы и ведут себя соответственно своему обычному житейскому поведению: «Все тащат! Клавка Стригунова полные карманы набила маленькими коробочками. А в них, поди, не утюги, в них, поди, че-то такое!... В голяшку наталкивают, за пазуху! А бутылки эти, бутылки!» Ивану Петровичу невыносимо ощущать свою беспомощность перед этими людьми. Но беспорядок царит не только вокруг, но и в его душе. Герой осознает, что «у человека в жизни четыре подпорки: дом с семьей, работа, люди и земля, на которой стоит твой дом. Захромает какая - весь свет в наклон». В данном случае «захромала» земля. Ведь жители поселка нигде не имели корней, «кочевали». А земля от этого молча страдала. Но наступил момент наказания. В данном случае роль возмездия выполнил огонь, который тоже является силой природы, силой разрушения. Мне кажется, не случайно автор завершил повесть почти по Гоголю: «Что ты есть молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?» Возможно, эти слова сослужат и сейчас нашей родине добрую службу.

Нина Валерьевна Рыжкина

Я тот же, что и был

И буду весь мой век:

Не раб, не скот, не дерево,

Но человек.

А. Радищев

ПРИРОДА НЕ ХРАМ, А МАСТЕРСКАЯ,

И ЧЕЛОВЕК В НЕЙ – РАБОТНИК.

И. С.ТУРГЕНЕВ

…ПЕЧАЛЬНАЯ ПРИРОДА

ЛЕЖИТ ВОКРУГ, ВЗДЫХАЯ ТЯЖЕЛО,

И НЕ МИЛА ЕЙ ДИКАЯ СВОБОДА,

ГДЕ ОТ ДОБРА НЕОТДЕЛИМО ЗЛО.

Н. ЗАБОЛОЦКИЙ

НЕ ЦАРЬ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕК,

НЕ ЦАРЬ, А СЫН.

Литература:

В. Астафьев «Царь-рыба»

В. Распутин «Прощание с Матерой», «Что в слове, что за словом»

Ч. Айтматов «Плаха»

Н. Никонов «На волков»

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

Б. Исаев «Убил охотник журавля»

Н. Заболоцкий «Журавли»

Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

Ю. Щербак «Чернобыль»

В. Губарев «Саркофаг»

И. Полянский «Чистая зона»

1.Проблема «диалога» природы и человека вырастает в общечеловеческую проблему. Потребительское отношение к природе «чревато трагическим конфликтом человека и человечества с первобытным источником жизни» (Д. Н. Мурин)

2.Беседа с классом:

Считаете ли вы тему «Человек и природа» одной из ведущих в современной литературе?

Какие произведения, как вам кажется, раскрывают эту тему?

Каких героев вы запомнили, каковы их взаимоотношения с природой?

О каких экологических катастрофах «зонах» вам известно? Можно ли назвать их результатом научно-технического прогресса?

-«Природа не , а мастерская». Согласны ли вы с этим утверждением?

3. Одним из противоречий научно-технической революции является несоответствие между гигантскими возможностями, которые получает человек, вооруженный техникой, и зачастую невысокой нравственностью этого человека, то есть употреблением этих возможностей природе и человеку во зло. Вот почему, обнаружив это опасное противоречие, литература, включив «колокола громкого боя», обратилась к коллизиям, грозящим неисчислимыми бедами всей планете.

Вчерашние дети природы почувствовали себя сегодня ее безраздельными владыками и принялись ее кроить, перекраивать, а заодно отравлять, умерщвлять где и как угодно (не всегда это объяснялось позицией эгоистической – иногда просто неумением предвидеть дальние последствия). Логическим следствием этого процесса стало ожесточение людей, подчинение себя разного вида машинерии без учета интересов всего живого на земле, биосферы в целом.

Вот, к примеру, эпизод из повести «На волков» писателя Николая Никонова:

«- Чичас чё? – продолжал егерь. – техника везде…Счас и дрова поперечной пилой никто – только дурак шоркает. А зверя с техникой брать легче… У нас парень есть, шофер и тракторист… Механизатор, в общем… Тот машиной зайцев давить наладился… Ночью. Или вот мода на барсука пошла. Бабы и мужики шапки носят барсучьи. Заказывают. На барахолке шкуры с руками рвут. А мех-то? Видали? Красота… Волной ходит… А где его взять…барсука. Он под землей… в норе прячется. Вот и берешь мотоциклет, есть у нас парень тут, Витька Брыня… Берешь мотоциклет, шлангши к нему на выхлопные трубы-то. Ну, подъедешь к норе, шланги туда затолкаешь. Мотоциклет стоит – тыр-пыр. А ты ждешь – барсук, он хоть и в спячке с осени, вылезает. Не может угару вынести… Хлестнешь его, и все дела.. Самку я недавно здоровую добыл, а с ней барсучишко, с варежку всего…

Ггад! – заорал вдруг, перепугав всех, художник, вскакивая….- Гад! Ух ты… сволочь… Убью! – и полез на егеря с кулаками… — Ссамого бы… тебя… проволокой…»

В романе Ч. Айтматова «Плаха» тоже есть эпизод расстрела сайгагов. При помощи вертолета их загоняли в ловушку и в упор расстреливали, т. к. нужно было дать план по мясозаготовкам.

«И тут поистине точно гром с неба – снова появились те вертолеты. В этот раз они летели слишком скоро и сразу пошли угрожающе низко над всполошившимся поголовьем сайгаков, дико кинувшейся вскачь прочь от чудовищной напасти. Это произошло круто и ошеломительно быстро – не одна сотня перепуганных антилоп, обезумев, потеряв вожаков и ориентацию, поддались беспорядочной панике, ибо не могла эти безобидные животные противостоять летной технике».

И еще один пример – кощунственная хвала могучей технике, вознесенная злостным браконьером в повести Астафьева «Царь-рыба». Поймав стерлядку (рыбалка запрещена), Командор уезжает от рыбнадзора на моторной лодке:

«Будто специально для браконьеров мотор «Вихрь» изобретен! Названо – что влито!

Увеличились скорости, сократилось время. Подумать только: совсем ведь недавно на шестах, на лопашнях скреблись. Теперь накоротке вечером выскочишь на реку, тихоходных промысловиков обойдешь, под носом у них рыбку выгребешь и быстренько смотаешься. На душе праздник, в кармане звон, не жизнь – малина! Спасибо за такой мотор умному человеку! Не зря на инженера обучался! Выпить бы с ним, ведро поставил бы – не жалко!»

В этой же книге Астафьев говорит прямо от себя:

« вон впереди грохот открылся, торопливый, запалошный, — так промысловик никогда не стреляет. Так разбойник стреляет, ворюга!.. Я на войне был, в пекле окопов насмотрелся всего и знаю, что она, кровь-то, с человеком делает! Оттого и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают они, что перестав бояться крови, не почитая ее, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек, и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляется и глядит, не моргая, клыкастое мурло первобытного дикаря».

Радий Погодин, талантливый детский писатель в статье «Кто вы, властелин земли?» писал:

«У нас в стране восемь миллионов зарегистрированных спортсменов-охотников. У каждого двустволка. Сколько стволов выходит каждую весну и осень в лес? Шестнадцать миллионов! (К примеру: армия Наполеона насчитывала всего пятьсот тысяч солдат.) Каждому охотнику разрешено убить пять уток. Где столько взять уток? Эти цифры я узнал у Сладкова Николая Ивановича. Вот уж воистину и прямо в лоб: «Умножающий знания – умножает печаль». Отвращение к охоте как к спорту следует воспитывать с детства, хотя бы уже даже потому, что спорт предполагает равенство в силах. Можно ли назвать спортом такое, с позволения сказать, состязание, в котором с одной стороны – двустволка, с другой — только пух да перья».

Преисполненная жгучей болью за природу, насыщенная активной ненавистью к ее погубителям, литература повсеместно выступает как своего рода концентрированное воплощение идей и нравственности передовой части нашего общества, человечества в целом. Тревожные трубы трубят повсеместно. Литература будит и будит общественное сознание, призывая нас очнуться от беспечности, оглянуться вокруг себя, вдуматься в нравственный смысл отношений человека и природы.

При всей близости нравственных позиций авторов существуют различные тематические эпицентры. Мать-олениху, родоначальницу горного народа, рисует в «Белом пароходе» Айтматов. Красота и сила вековечной природы персонифицируется в сильных, могучих, совершенных жителях вод: кит у Юрия Рытхэу («Куда уходят киты?»), семга у Федора Абрамова («Жила-была сёмужка»), царь-осетр у Виктора Астафьева.

В других случаях красота и беззащитность природы находят воплощение в образе одного из самых прекрасных обитателей воздушной стихии – лебедя. Большой общественный резонанс вызвала повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Для лесника Егора Полушкина лебеди, которых он привозит на глухое Черное озеро для того, чтобы это озеро стало Лебяжьим, — символ всего того чистого и высокого, что должен оберегать человек.

Болью, тревогой наполнено стихотворение Н. Заболоцкого «Журавли»

Луч огня ударил в сердце птичье,

Быстрый пламень вспыхнул и погас,

И частица дивного величья

С высоты обрушилась на нас.

Два крыла, как два огромных горя,

Обняли холодную волну,

И, рыданью горестному вторя,

Журавли рванулись в вышину.

Только там, где движутся светила,

В искупленье собственного зла

Им природа снова возвратила

То, смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье,

Волю непреклонную к борьбе, —

Все, что от былого поколенья

Переходит, молодость, к тебе.

Та же тема и в поэме Егора Исаева «Убил охотник журавля», опубликованной в газете «Правда» (24 июля 1985 г). Уже само название позволяет увидеть в ней концентрированное выражение современной общественной тревоги и за природу (образно говоря, за журавля), и за мораль человека (образно говоря, за браконьера). Страстная, покаянная исповедь охотника, совесть которого отравлена проклятым хмельным зельем, пробуждается под влиянием совершенного преступления, — вот содержание поэмы.

«Человек – царь всей природы»? Так принято считать?

Была б жратва и ряшка – во!

А совесть,

Тебе, царю, зачем, скажи?

Ты лучше встань и закажи

Еще по сто…

Таков зачин, повествующий об истоках преступления в лесу – о бессмысленном, жестоком выстреле из ружья в вожака журавлиной стаи. А вот финал поэмы:

Вот с той поры я не ходок

В тот самый лес.

Там суд идет. –

Он глянул вверх,

В пустую синь. –

Не царь природы человек,

Не царь, а сын.

Одной из кульминационных сцен поэмы (а оно построено по принципу нарастающего напряжения) является сон охотника:

А из тумана, вижу, он,

Мой брат Иван,

В петлицах – кубари

На голубом.

Идет, касается зари

Высоким лбом.

Как будто с неба,

Где был сбит.

Из-за Днепра.

И прямо в сердце мне глядит:

— Ты что же, брат,

В своих-то бьешь?

Нехорошо.

Ты что, фашист?..-

И отодвинулся, ушел, —

Ушел посмертно молодой,

Во цвете лет…

Брата-летчика убил! Журавль-то — брат! Так привиделось охотнику во сне.

Таков беспощадный суд совести, такова связь глубинных ассоциаций в сознании охотника и – в нашем, читательском сознании.

Число разнообразных живых существ, нуждающихся в нашей защите и выеденных писателями на страницы книг, на экраны кинотеатров и телевизоров, растет с каждым годом, и сам этот всплеск чрезвычайно симптоматичен. «Кому он нужен, этот Васька?» — вопрошает с экранов Сергей Образцов. И оказывается – нам нужен, всем тем, кто хочет сохранить в себе душу живую.

Повсеместный успех повести «Белый Бим Черное ухо» Гавриила Троепольского и одноименного фильма, поставленного по этой повести Станиславом Ростоцким, свидетельствует о том, что призыв, обращенный к человеческой совести, находит широчайший общественный резонанс.

Повествование о трагической судьбе преданного злыми людьми сеттера Бима кончается, как мы помним сценой в лесу:

«- А была весна.

И капли неба на земле.

И было тихо-тихо.

Так тихо, будто и нет нигде никакого зла.

Но… все-таки в лесу кто-то… выстрелил! Трижды выстрелил.

Кто? Зачем? В кого?

Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добивал его двумя зарядами…

А может быть, кто-то из охотников зарыл собаку, и ей было три года…

Нет, не спокойно в этом голубом храме с колоннами из живых дубов», — так подумал Иван Иванович, стоя с обнаженной белой головой и подняв взор к нему. И это было похоже на весеннюю молитву.

Лес молчал».

Да, неспокойно в голубом храме природы. Но если лес молчит, то не молчат его радетели. Можно ли не вспомнить здесь ставший уже классикой «Русский лес» Л. Леонова? Центральный герой этого произведения, лесовод Вихров, борясь за научное лесоиспользование, озабочен не только здоровьем своего народа, но и будущим всего человечества. В этом произведении борьба за сохранение природы, русского леса нерасторжимо связана с нравственной проблематикой.

Но, может быть, самым тревожным и самым трагичным обличение того браконьера, который живет в душе человека, явилась философская повесть В. Распутина «Прощание с Матерой».

Уничтожается, уходит под воду замечательный остров Матера. Это неизбежно, потому что ниже него, на Ангаре, будет построена колоссальная плотина, которая поднимет воду для работы гидроэлектростанции. И это уничтожение природы сочетается с неразумным, бессмысленным уничтожением всего человеческого на Матере. Страшно, по-варварски разоряются могилы на кладбище. С каким-то сумасшедшим сладострастием поджигаются избы, в которых прошла жизнь поколений.

Противостоит этому гнетущему, трагическому действу лишь царский листвень, которого ни топор, ни огонь не берет, да осуждение бесчеловечного шабаша древними старухами. Главная их них, Дарья, говорит своему внуку, нацелившемуся бежать на строительство ГРЭС: «Я вам не указ. Мы свое отстрадовали. Только и ты, и ты, Андрюшенька, помянешь опосля меня, как из сил выбьешься. Куды, скажешь, торопился, чё сумел сделать? А то и сумел, что пару-жару подбавлял округ себя. Живите… Она, жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодала она. Однуе бы только Матеру?! Схапает, помырчит-пофырчит и ишо сильней того затребует. Опеть давай. А куда деться: будете давать. Иначе вам пропаловка. Вы ее из вожжей отпустили, теперь ее не остановить. Пеняйте на себя… А нельзя, дак вы всяких машин понаделали… Срежьте ее и отведите, где земля стоит, поставьте рядышком. Господь когда землю отпускал, он ни одной сажени никому лишней не дал. А она вам лишняя стала. Отведите и пущай будет. Вам сгодится и внукам вашим послужит. Оне вам спасибо скажут.

Нету, бабушка, таких машин. Таких не придумали.

Думали, дак придумали бы».

Такое бездумное отношение к природе дает свои результаты.

Мстит человеку. В романе Айтматова «Плаха» волчица Акбара крадет ребенка чабана Бостона за то, что у нее люди украли волчат.

«И вот Акбара стояла перед малышом. И непонятно, как ей открылось, что это детеныш, такой же, как любой из ее волчат, только человеческий, и когда он потянулся к ее голове, чтобы погладить добрую собаку, изнемогающее от горя сердце Акбары затрепетало. Она подошла к нему, лизнула в щечку. Малыш обрадовался ее ласке, тихо засмеялся, обнял волчицу за шею. И тогда Акбара совсем разомлела, легла к его ног, стала играть с ним…Акбара вылизывала детеныша, и ему это нравилось. Волчица изливала на него накопившуюся в ней нежность, вдыхала в себя его детский запах. Как отрадно было бы, думалось ей, если бы этот человеческий детеныш жил в ее логове под свесом скалы…»

Догоняя волчицу, Бостон стреляет и убивает своего сына. Вот такая страшная месть постигает людей. Айтматов в этом произведении постоянно подчеркивает: звери такие же живые существа, как и люди, они так же страдают: «Дома он уложил тело малыша в кроватку, уже приготовленную к предстоящей погрузке на машину, и тут Гулюмкан припала к изголовью и завыла так, как выла по ночам Акбара…»

Мстит земля и экологическими катастрофами. В 1986 году – страшнейшая авария на Чернобыльской АЭС. Об этом – документальная повесть Ю. Щербака «Чернобыль» (1987 г) произведение потрясает своей искренностью и достоверностью. В основе – документы, письма, рассказы, интервью, взятые у участников страшных событий 26 апреля 1986 года. Катастрофа на Чернобыльской АЭС – катастрофа, потрясшая мир. «Чернобыль – последнее предупреждение человечеству», — предупреждает Р. Гейл.

Одному природа – мать, а другому – мачеха.

Основной темой публицистики В. Распутина последних лет является тема экологии, борьба за чистоту Байкала, за сохранение природной среды, т. к. Распутин – один из тех, кого называют утопленниками. По мнению писателя, говорить об экологии – значит говорить о спасении жизни. И в то же время подчеркивает, что говорить о спасении становится все труднее. Приходится добиваться разума, сердца читателей разными путями. Прежде всего идет от языка – многозначность слова «освоить». Изменения в природе связаны с освоением денежных средств. Далее показывает, как осваиваются эти деньги.

ГОМО – ГОМУС – «земля» и «человек» — однокоренные слова.

Распутин говорит о воспитании экологического сознания. Нам нужно пережить катастрофу, чтобы понять проблему.

Пишет о природе и стремится сформировать эстетическое отношение к природе (очерк «Байкал» в кн. «Что в слове, что за словом»). Доказательством красоты может быть мнение постороннего человека. Красоту не губят, красоту любят – главный тезис

Вопрос об отношении к природе, к родным местам – это и вопрос об отношении к Родине. Именно так ставят его сейчас писатели-патриоты. Это вопрос о том, каков человек есть и каким ему быть.

Природа — и храм, и мастерская, но хозяйствовать в ней нужно разумно, чтобы не только сохранить уникальные сокровища природы, но и приумножить их ради блага современного и будущего человечества.

 
Статьи по теме:
Что означает имя Дарья для ребенка: полная характеристика
Значение имени ДарьяМожно рассматривать несколько вариантов происхождения имени Дарья. Происхождение и значение имени Дарья до сих пор точно не установлено. Как женский аналог имени персидского царя Дария – в переводе «Огонь великий». С греческого Дарья –
Кто руководит мчс в настоящее время
В новом правительстве Дмитрия Медведева руководить Министерством чрезвычайных ситуаций (МЧС) вместо Владимира Пучкова будет Евгений Зиничев, назначенный на этот пост с должности замдиректора Федеральной службы безопасности (ФСБ). Ранее он работал в службе
Стихотворение
Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! И пришла к Айболиту лиса: «Ой, меня укусила оса!» И пришёл к Айболиту барбос: «Меня ку
Икра из запеченных баклажанов на зиму — рецепт пальчики оближешь Икра из баклажан из печеных овощей
Калорийность: Не указана Время приготовления: 240 мин Рецепт с фото пошагово: Для приготовления икры из запеченных баклажанов овощи моем, хвостики оставляем. Прокалываем баклажаны вилкой в нескольких местах чтобы при запекании выходил сок и б