Название трагического библейского сюжета в картине айвазовского. Всемирный потоп глазами айвазовского. Всемирный потоп — Айвазовский и все, что связано с ним

Но нам пока интересен не столько Айвазовский как таковой, нам интересны его картины. Известность Айвазовского за рубежом связывают с картиной "Хаос. Сотворение мира"
Ещё одна картина на тему сотворения мира под названием «Хаос» была куплена папой Григорием XVI, который также наградил Айвазовского золотой медалью. Вот она…


Ну в принципе картина как картина – море, небо, солнце, красотища! Написана в 1841 году. Однако Айвазовский написал картину с простым названием "Всемирный потоп", считается что с 1861 года по 1883 год художник нарисовал несколько картин на тему потопа, с ковчегом и без и множество эскизов на эту тему.

Вообще то история самого художника очень интересна и в ней есть множество необычного, например купив землю в Феодосии и начав строительство дома Айвазовский вдруг занялся археологией да не просто так, а с "позволения", а началась история очень просто…
"В начале 1853 года, во время земляных работ, в Феодосии были найдены римские и греческие античные предметы. Юлия, счастливая жена художника, зажглась желанием заняться поисками древностей, вовлекая в это и мужа. Министр уделов и управляющий делами Его Величества граф Лев Перовский выдал супружеской чете разрешение на археологические раскопки. В июле Айвазовский сообщал графу: «Нашли просто под землей в золе (!!!???) золотую женскую головку самой изящной работы и несколько золотых украшений, как видно с женского наряда, а также куски прекрасной этрусской вазы». Муж с женой были поглощены работой. Юлия просеивала землю, выбранную из захоронений, следила за сохранностью находок, составила их каталог и сама же упаковала все для отправки в Петербург. Вместе они раскопали 80 курганов." отсюда –
Оставим пока Айвазовского, это отдельная тема. Копаясь в изображениях потопа я увидел странную, страшную и очень живую картину событий которые трактуются искусствоведами двояко – если художник изобразил людей голых и на фоне античных пейзажей или вообще голых вод то это "потоп" а если в одеждах 19 века то это наводнение!
Вот это потоп…

А вот так изображаются "наводнения"

Душещипательные картинки не правда ли? Изображений потопа и разных "наводнений" огромная куча у самых разных художников в самых разных странах.
Обычно с потопом связывают ковчег, как объект спасения. Ковчег это такой большой корабль, но он имеет свои особенности, которые его отличают от других кораблей. Ковчег обычно изображают вот так…традиция такая!

Причем чем древнее датируется изображение тем дурнее изображается ковчег. Самые древние самые дурные и не правдоподобные, нет ну а что раньше же люди дурные были, пилы у них уже были а ума нет, вот и рисовали черте что.

Самое интересное так это почему же у ковчега нету парусов, ну хотя бы маленького, хоть чуть чуть порулить? Нет, всегда нету паруса а вместо надстроек над палубой эдакий дом с окошками и трубами!
Среди всяких наводнений мне попались удивительные рисунки о знаменитом наводнении 1824 года в Кронштадте. Изображение называется "Последствия наводнения в Кронштадской военной гавани"

Вот так вот описывают происходящее очевидцы…
11 ноября 1824 года в небольшом домике на одной из кронштадтских улиц сидел офицер 3-го флотского экипажа, популярный беллетрист своего времени В. Мирошевский и писал:
«Любезные, почтенные родители! Это случилось со мною 7-го числа: в этот день я сидел в своей низменной хате и писал вам письмо, часов в десять утра мой хозяин, старик лет 60, вошел ко мне в комнату и сказал, что в улицах, которые стоят на низком месте, разлилась вода, и многие стоят в домах своих почти по колено затоплены, прибавив к этому, что он очень доволен своим местом, которое несколько повыше, а потому воды он не опасается.
… между тем вода стала входить к нам во двор … вскоре показался небольшой ручеек под моими ногами, я перенес стол на другое место и все продолжал писать. Между тем, вода разливалась всё более и более, стала приподнимать пол, я по уверению хозяев, не подозревал никакой опасности, велел вынуть из печи горшок щей и поевши немного хотел идти в канцелярию своего экипажа, чтобы окончить письмо, но хозяева уговаривали меня никуда не ходить… Но поскольку вода в комнате была уже выше колен, я хотел уйти. Стал отворять дверь, но её силой затиснуло водою. Покуда мы со стариком употребляли все усилия, чтобы отворить её, то были в воде уже по пояс. Наконец дверь уступила нашим усилиям, я выбежал на улицу и увидел ужасную сцену. Вода в некоторых домах достигла до крыш.., люди сидели на чердаках, кричали и просили о помощи…
Между тем, я стоял в воде почти по горло. На середину улицы выйти было почти невозможно, потому что меня совсем бы закрыло водою.
По счастью моему разломало ветром забор возле моей хижины. Я взобрался на него, стал на колени, достал рукой до крыши, влез на неё и сел верхом.
… Волнами разбило вал, которым был обнесён Кронштадт, вода хлынула по улицам с ужасной силою, многие дома, заборы, крыши совсем уносило. На чердаках был слышен крик и плач женщин…». Здесь еще много –

В еликий пейзажист-маринист писал не только морские виды. Среди его наследия можно найти и картины на религиозные сюжеты - иллюстрации библейских историй. Впрочем, и тут он не изменял себе: почти в каждом полотне фигурирует водная стихия. Посмотрим на Священное Писание глазами Айвазовского (с помощью современного перевода Библии Российского библейского общества).

Сотворение мира

Сотворение мира. 1864. ГРМ

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была пуста и пустынна, тьма была над пучиной, и дух Божий веял над водами. И сказал Бог: «Да будет свет». И появился свет. Бог увидел, как хорош свет, и отделил его от тьмы, дал свету имя «день», а тьме - имя «ночь». Настал вечер, настало утро - первый день. И сказал Бог: «Пусть средь воды будет свод, разделяющий воды надвое». И стало так. Бог создал свод, и отделил воды под сводом от вод над сводом, и дал своду имя «небо». Настал вечер, настало утро - второй день» (Книга Бытия, 1:1–8) .

Всемирный потоп

Всемирный потоп. 1864. ГРМ

«Сорок дней длился потоп. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода все прибывала и затопляла землю. Ковчег плавал, а вода поднималась все выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой. И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, - все умерли. Все, что было на земле, - и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные - все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Книга Бытия, 7:17–24) .

Сошествие Ноя с горы Арарат

Сошествие Ноя с горы Арарат. 1889. Национальная галерея Армении

«В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля просохла, Бог сказал Ною: «Выйди из ковчега, вместе с женой, сыновьями и женами сыновей. И всех животных выведи - и птиц, и скот, и живность, снующую по земле: пусть земля будет ими полна, пусть они будут плодовиты и многочисленны». И Ной вышел из ковчега, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей, а следом вышли звери, мелкая живность, птицы - все обитатели земли, вид за видом» (Книга Бытия, 8:14–19) .

Переход евреев через Красное море

Переход евреев через Красное море. 1891. США, Собрание К. и Э. Согоян

«И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем - воды вернутся и потопят египтян, и колесницы, и всадников!» Простер Моисей руку над морем - и к утру море вернулось. Прямо навстречу его водам бежали египтяне - и вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех - и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами Израилевыми. Ни один египтянин не уцелел! А сыны Израилевы прошли по дну моря, как по суше; по правую руку от них стояла стена воды, и по левую - стена воды. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30) .

Хождение по водам

Хождение по водам. 1888. Государственный музей истории религии

«Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один. А лодка была уже на расстоянии многих стадий от берега, она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. На рассвете Иисус направился к ним - Он шел по морю. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. «Это призрак!» - закричали они в страхе. «Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!» - тотчас заговорил с ними Иисус. Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде». «Иди», - сказал Он. Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, но увидев, как силен ветер, испугался и стал тонуть. «Спаси меня, Господь!» - закричал он. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился?» Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32) .

В музее города Санкт-Петербурга, хранится удивительная картина художника-мариниста Ивана Айвазовского под названием «Всемирный потоп». Создание картины началось в 1864 году. Шедевр отобразил веру мариниста. Огромное количество картин было создано на библейские темы. «Всемирный потоп» – олицетворение прекрасных рассказов из библии. Многогранность художества Ивана Айвазовского не перестаёт удивлять. Умение красками передавать жизнь и эмоции на бумаге, заставляет тяжело дышать каждого человека, который хоть раз в жизни видел творение художника.

Море пенное вновь предстаёт на картине великого мариниста. Этот художественный холст явно показывает дикую жизнь морской стихии, нежели сказ из библии. Акцент делается в сторону моря, его красоте и жёсткости, контуры кисти художника показывают преимущество морских волн над всеми.

Катастрофический гребень волны не щадит никого. Установлены чёткие законы, по которым живёт морская стихия. Они неумолимы и жестоки. Морская роскошь затмевает полный вид художества, так как сила выделяется с быстротой мысли. Очень важно было для творца показать то, как может быть сильна природа пред человеком. Победить её невозможно, и если попал в морскую пучину – назад не вернуться.

Люди, которые гибнут в морской бездне, показывают амплуа этого катаклизма. Могучая стихия привлекает к себе внимание настолько сильно будто гипнозом. Манящий печальный набор красок предсказывает гибель людей и невозможность спастись. Контраст художественной картины дополняет ужас и отчаяние человека, который остался наедине с морской стихией.

Вместе с водой уходят грехи и мрак, это не смерть – показал художник. Представленная стихия – проблеск надежды и веры, сквозь мрак и печаль. Для людей единственный шанс очиститься и получить милость от творца. Конечный результат картины предполагает выход из бездны в другой мир – область добра и света.


История знаменитой картины Ивана Айвазовского на библейскую тему «Всемирный потоп».

Всемирный потоп — одна из самых известных картин великого русского художника Ивана Константиновича Айвазовского. Картина была написана в 1864 году. Холст, масло. Размеры: 246,5 х 369 см. В настоящее время находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.

Всемирный потоп — картина религиозного направления. Здесь Айвазовский изобразил библейскую сцену, которая повествует о том, как весь мир был поглощён водами. В результате этой катастрофы, погибли все, кроме Ноя, который смог спасти при помощи построенного им ковчега самых разных животных. Однако на своей картине Иван Константинович изобразил вовсе не Ноя и его ковчег, как делают это другие художники, помещая в центр изобразительного повествования ключевую фигуру библейской истории. Художника-мариниста больше привлекла трагедия обычных людей, которые пытаются спастись от наступающего моря.

Айвазовский в первую очередь известен именно как непревзойдённый художник-маринист. Море в его картинах зачастую является главной темой произведения. Художник был всецело поглощён непреодолимой мощью водной стихии, её красотой, загадками, бесконечностью и даже жестокостью. Конечно же, Айвазовский просто не мог пройти мимо такого сюжета, где море губит практически всё живое на земле.

На картине изображены люди, которые спасаются от наступающей стихии и бушующих волн на самой вершине скал. Пытаются спастись не только люди, но и животные, но беспощадная стихия с лёгкостью смывает их в морскую пучину. Эту трагедию художник подчеркнул мрачными тонами в правой части картины. Однако в левом верхнем углу мы можем увидеть яркий свет, который говорит о том, что потоп призван освободить землю от грехов. Яркий свет является на картине символом того, что подразумевает сама история всемирного потопа — обновление мира, наступление царства добра и света.

Айвазовский принадлежал в своем вероисповедании к апостольской армянской церкви. В своем творчестве он не раз создавал картины, посвященные библейским и историческим сюжетам. Художник в 1862 году, пишет сразу два варианта картины «Всемирный потоп». Впоследствии на протяжении всей своей творческой жизни, Айвазовский еще не раз обращается к этому сюжету из Библии. Пожалуй, самый лучший вариант картины «Всемирный потоп» был написан им в 1864 году. В работах Айвазовского чаще всего именно море предстает в виде универсальной основы истории и природы. Больше всего это чувствуется в сюжетах с потопом и сотворением мира.

Впрочем, многие ценители искусства этого художника утверждают, что образы библейской религиозной, а также евангельской иконографии, точно так же как и античной мифологии, навряд ли можно отнести к самым большим творческим удачам Айвазовского. Мировосприятие и творческая индивидуальность великолепного мариниста национальными корнями очень сильно связывало его с культурой армянского народа. Айвазовский не менее 10 раз писал символ Армении - библейскую гору Арарат.

Картину «Сошествие Ноя с Арарата» художник впервые выставил на Парижской выставке, а когда его французские соотечественники поинтересовались, нет ли в его работах видов Армении, он с удовольствием подвел их к полотну со словами: «Это наша Армения». Позже автор подарил эту картину одной из школ Новонахичеваня. В годы войны эта школа была отдана под казарму. В ней поочередно проживали то красные, то белые. Именно этой картиной был прикрыт пролом в двери, но однажды, пролом заколотили доской, а картина исчезла. Спасти эту картину помог Мартирос Сарьян, который раньше учился в этой школе. В Ереван картина «Сошествие Ноя» попала в 1921 году, когда он привез ее вместе с другими произведениями армянского искусства.

К картинам, в основе которых лежит исторический сюжет, относится полотно «Крещение армянского народа». Она долгое время украшала одну из армянских церквей в Феодосии и пробуждала патриотические чувства прихожан. Сюжетом этой картины стал переломный момент в истории культуры армянского народа. Ее популярности способствовало принятие христианства армянами. В начале IV века христианство было узаконено в Армении и стало государственной. Сегодня Армения является одним из древнейших христианских государств.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...