Представляла себе арфу по другому. Арфа – государственный символ Ирландии. Устройство современных конструкций

- (лат. harpa, от древн. герм. harpha). 1) музыкальный инструмент в виде большого прямоугольного треугольника с струнами неравной длины. 2) слизняк из семейства трубянковидных. 3) мозговая белая пластинка с поперечными палочками, между задних ножек … Словарь иностранных слов русского языка

"Арфа" - «АРФА», любовное стих. раннего Л. (1830 31). Состоит из двух октав с мужскими рифмами. Образ звучащей после смерти певца арфы стал особенно популярен в рус. поэзии после баллады Жуковского «Эолова арфа» (1814), в к рой явно ощущается связь с… … Лермонтовская энциклопедия

арфа - Ирландская арфа часто фигурирует на страницах кельтских мифов и легенд. Сохранились ее многочисленные изображения на резных каменных рельефах, датируемые VIII X вв. и сохранившиеся в разных провинциях Ирландии и на западе Шотландии. В то же время … Энциклопедия мифологии

Арфа - Арфа. АРФА (от древнегерманского harpa), многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения в 3 м тысячелетии до нашей эры. Различного типа арфы встречаются у многих народов мира. Современная педальная арфа изобретена в 1801 С.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

арфа - Арфа. арфа креольская (arpa criolIa), старинная диатоническая арфа без педалей, обычно в строе до мажор. С XVI в. была распространена преимущественно в городах тихоокеанской зоны Южной Америки, а также Мексики, позже проникла в сельские местности … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

АРФА - (от нем. Harfe) многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения в 3 м тыс. до н. э. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 С. Эраром (S. Erard) во Франции … Большой Энциклопедический словарь

АРФА - АРФА, арфы, жен. (от лат. harpa) (муз.). Музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами, которые перебираются пальцами. ❖ Эолова арфа (спец.) ящик с натянутыми струнами, которые мелодично звучат от действия… … Толковый словарь Ушакова

АРФА - жен. стоячие гусли; музыкальное струнное орудие треугольником, с ножкою на долгом углу; объем арфы в шесть октав, для полутонов есть подножки; струны (металлические и кишечные) перебирают пальцами. Арфные, арфовые звуки. Арфичные ноты. Арфист муж … Толковый словарь Даля

арфа - хордофон, дуадастанон, чанг(и), решето, сито Словарь русских синонимов. арфа сущ., кол во синонимов: 8 арпанетта (1) … Словарь синонимов

Книги

  • Арфа Давида. Сборник христианских песен , Ю.В. Пастернак. Арфа Давида. Сборник христианских песен… Купить за 241 руб
  • Арфа и бокс , Виктор Голявкин. В настоящее издание вошел замечательный лирический роман Виктора Голявкина "Арфа и бокс" (1969), адресованный взрослым… Купить за 190 руб
  • Арфа кельтская, арфа оркестровая, висл, пандеретта и виола да гамба. История одного принца , Ольга Пикколо. Приглушённое звучание ирландской арфы и изящной виолы под пальцами артистки ирландского оркестра Reelroad Анастасии Карасёвой (ирландская арфа) и артиста Мариинскоготеатра Владимира Гаврюшова…
Кифара VS псалтерий: символические оппозиции в античности и средние века

Лира - это инструмент Аполлона, изобретателем ее считали Гермеса.

3.

Муза Терпсихора играет на арфе / Attic Red Figure. Neck amphora. Painter: Attributed to Peleus Painter. Date: ca 450-420 BC. British Museum, London. Catalogue Number: London E271. via

Арфа же считалась в Элладе инструментом завезенным из Азии, к ней иногда относились с недоверием. На арфах играли преимущественно женщины и в приватной обстановке. Арфу ассоциировали с любовными переживаниями и похождениями. Профессиональных арфисток нанимали для услаждения пирующих мужей.

4.

Царь Давид играет на арфе /псалтерии. Псалтирь. 12 век, Мантуя, Городская библиотека, Италия / King David performing the lyre surrounded by musicians, miniature from a medieval Psaltery, Italy 12th Century

К семейству арф относится и “псалтерий ”. Название инструмента является не специфическим, но родовым, - для греков это просто "щипковый" музыкальный инструмент. В разные эпохи так именовались совершенно различные инструменты. В классический период в Греции псалтериями преимущественно назывались арфы. Греческий писатель Афиней (рубеж II-III в.в. н.э.) описывает его как щипковый, многострунный, треугольный по форме.

Что есть что?

Лиры

Греческие изображения на рельефах и вазовой живописи позволяет выделить четыре основных типа греческих лир: лиру-хелис, барбитон, легкую кифару - так называемую кифару-«люльку» и профессиональную кифару.

5.


Лира-хелис / London E 271. London, British Museum. Side A: Terpsichore with Mousaios and Melousa (по клику на картинке). Side B: Youths and a woman. Attic Red Figure. Painter: Attributed to the Peleus Painter. Context: From Vulci. Date: ca. 450 BC - ca. 420 BC. Dimensions: H. 0.585 m. Shape: Neck amphora. via

Лира-хелис и легкая кифара могли называться «формингой». Различные струнные именовались и термином «лира» /lÚrh, lÚra, хотя к рубежу VI-V вв. до н.э. так стали называть преимущественно инструмент с корпусом из панциря черепахи и рукоятями из тростника, иначе именуемый «формингой» и лирой-«хелис».

6.


Барбитон / Toledo 1964.126 (Vase). Side A: man playing lyre, upper half. Toledo Museum of Art. Tondo: komos: singing youth and dancing man. Side A: five figures moving right. Side B: five opposing figures. Attic Red Figure. Painter: Attributed to the Foundry Painter. Date: ca. 480 BC. Dimensions: h. 12.5 cm; d. of rim 28.8 cm; w. with handles 37.0 cm; d. of foot 12.0 cm. Primary Citation: Para, 370, no. 12 bis. Shape: Kylix. Period: Late Archaic. via

Еще один струнный инструмент, который на афинском и аттическом диалекте именовался «бάрбитос» или «бάрбитон» /b£rb‹toj, b£rb‹ton, отличается от хелис несколько бόльшим резонаторным корпусом и существенно более длинными рукоятями, изогнутыми в форме сердца. На Лесбосе инструмент называли b£rmoj /«лира для попоек» (ср. baršw - «быть отягощенным, опьянённым»). На барбитоне чаще играли юноши, желавшие пленить женские сердца. К V в. до н.э. барбитон вместе с авлом стал основным инструментом на пирах и застольях.

7.

Кифара / Amphora, ca. 490 B.C. The Metropolitan Museum of Art. Classical; red-figure. Attributed to the Berlin Painter. Greek, Attic. Terracotta; H. 16 5/16 in. (41.5 cm). Fletcher Fund, 1956 (56.171.38). . По клику на картинке - полный вид амфоры

Кифара появляется в конце VIII, а в иконографии - в конце VII в. до н.э. В сравнении с легкими хелис и барбитоном это был массивный инструмент высотой до метра и более. Резонаторный короб кифары изготавливался из дерева и мог быть украшен слоновой костью и золотом. Кифара - инструмент для концертирования и играли на ней профессиональные музыканты, которые, состязаясь в сольном пении, аккомпанировали себе. Играли на кифаре при помощи плектра. Форма кифары не меняется несколько столетий, и только начиная с конца IV в. до н.э. появляются ее многообразные упрощенные разновидности, например, менее крупный вид кифары, иногда называвшийся «люлькой», возможно, пришедший от хеттов.

Арфы

8.

Арфа. Фигурка с острова Керос, Киклады. Афины, Национальный музей. . В погребениях так называемой Кикладской культуры обнаружены фигурки сидящих музыкантов (ок. 2800-2700 до н.э.), которые играют на арфах, имеющих раму в форме прописной греческой буквы “дельта”. Резонатор у такого инструмента находится снизу. Греческие письменные источники говорят об арфах начиная с VII в. до н.э., изображения на вазах появляются во второй половине V в.: сначала это арфы без колонны (как в древних Азии и Египте), а с середины IV в. уже с колонной.

Хотя арфа использовалась на Кикладских островах уже в III тыс. до н.э., в классический период греки не воспринимали их как свой национальный инструмент. Ученик Аристотеля Аристоксен (354-300) называл арфы - пектиду, магадиду, тригон и самбику - “чужеземными инструментами” [Афиней. Пир мудрецов IV, 182f Gullick: έκφυλα όργανα. Ср. 182e, 183d, 634f, 635ab, 636ab] .

В большом и древнем семействе арф инструменты с резонатором в верхней части составляют меньшинство, особую и притом достаточно позднюю группу, поэтому отслеживание подобных струнных позволяет выявить кросс-культурные влияния. Подобные влияния имели место, поскольку в древних обществах музыка являлась одним из важнейших аспектов религиозной жизни.

9-10.

Арфа. Слева: пример ассирийско-вавилонской арфы. Справа: греческая керамика середины 4 века до н.э.

Очень похоже, что такого рода ассирийско-вавилонские арфы послужили прототипом для треугольных арф с резонатором в верхней части, которые в классический период изображаются на греческих вазах. В отличие от древних образцов, резонатор у арф стал верхним.

11.

Подобные инструменты пережили эпоху Античности, сохранившись у арабов, которые распространили их по всему миру и передали последующим культурам.

12.

Верхнерезонаторные арфы можно увидеть на средневековых миниатюрах из Персии, откуда они проникают в Закавказье (ср. азербайджанский чанг), в Китай (фрески VI в. из буддийского монастыря Цяньфодун в Китае), Корею и Японию, на иллюстрациях средневековых манускриптов Андалусии (XIII в.). Говоря об Ассирии и Вавилоне, важно отметить характерные громоздкие переносные угловые арфы. Формой арфы похожи на латинскую букву L, если ее писать с наклоном.

Европа, средние века

Важность псалтерия неизмеримо возрастает у христианских грекоязычных авторов. Для них - это библейский инструмент, принадлежавший царю Давиду.

Устойчивая привязка псалтерия к Давиду появляется в греческой Библии - Септуагинте - переводе Ветхого Завета на древнегреческий язык, сделанном в III-II веках до н.э. в Александрии. В еврейской Библии "псалтерий" не упоминается, там царь Давид играет на "кинноре" и "невеле". Киннор - арфа скошенной формы; невель - небольшая арфа с верхним резонатором.

Термин “псантир” (мн. “псантерин”) фигурирует только в арамейском тексте Книги Даниила . В современном иврите слово “псантэр” означает “пианино”, поскольку предшественник пианино - клавесин появился в XV в., как результат добавления клавиатуры к “кануну” - одной из разновидностей средневекового псалтерия.

Имеется фрагмент, описывающий псалтерий, в толковании на Псалтирь псевдо-Афанасия, т.е. приписываемый Афанасию Александрийскому (ок.298-373) — одному из греческих отцов церкви:

"Псалтерий - это десятиструнный музыкальный инструмент, производящий отклик от верхних частей корпуса и гармонично сопровождающий звуками голос поющего. У евреев он именуется невелем , а у греков зовется кифарой . Он изготавливается ими из прямого , неизогнутого дерева, на которое натягивают десять струн. Каждая из струн отдельно привязывается к краю псалтерия. Концы струн пропускаются сверху вниз. Десять колков или крючков вращаются на рукояти псалтерия: они натягивают и ослабляют струну до гармоничной настройки и сообразно желанию музыканта. И это говорит Василий Великий и т.д."

Поскольку в тексте содержатся цитаты из (ок.330-379), то текст следует датировать более поздним временем .

Псевдо-Афанасий дает первое подробное описание конструкции псалтерия, описывая его как угловую арфу с верхним резонатором.

На чем же играл царь Давид?

Миниатюра "Давид слагает псалмы" из Псалири Веспасиана, изготовленной в Кенте в 730-740 г.г. Это самый ранний известный англо-саксонский манускрипт, изображающий Давида за сочинением псалмов. Давид, сидящий на троне, перебирает руками шесть струн лиры.

14.

Давид играет на лире. Нортумбрия, около 730 года / Durham Cassidorus , 81v. Durham, Cathedral Library, MS B. II. 30. The manuscript was produced in Northumbria in about 730, containing Cassiodorus"s Explanation of the Psalms. The manuscript contains two surviving miniatures of King David, one of David as Victor and one of David as Musician. A third miniature is known to have existed, but does not survive. The codex has 261 surviving folios. It is the earliest known copy of the commentary written by Cassiodorus in the sixth century and the hands of six scribes have been identified within it.

Это другой раннесредневековый Давид с лирой. Из манускрипта, созданного около 730 года в Нортумбрии — одном из семи королевств англосаксонской гептархии на севере Британии.

15.

Лира из Саттон-Ху, 7-8 в.в. Реконструкция

Ученые реконструировали лиру из древнего англо-саксонского погребения в Саттон-Ху рубежа VI и VII вв. Интересно сопоставить данные археологии с иконографией ранних иллюстрированных псалтирей - изображениями Псалмопевца, которые использовали стилистику позднеантичных мозаик и ювелирного искусства, особенно изделий из слоновой кости. Это художественное наследие пользовалось огромным успехом при дворе Карла Великого /Charlemagne (742/747/748-814) и его внука, Карла Лысого (823-877).

16.

Царь Давид играет на арфе. Библия Вивиана /другое название Первая Библия Карла Лысого, f. 215v. 845 г. (датировка П.Э. Даттона, Г.Л. Кесслера) Париж, Национальная библиотека. Книга создана в монастыре Св. Мартина в Туре под руководством епископа Вивиана. Она содержит четыре посвятительные надписи, восемь полностраничных иллюстраций, таблицы канонов и множество инициалов. Спустя несколько лет после завершения Библию преподнесли в дар Карлу Лысому / Les Psaumes et leur auteur, le roi David. Biblia . Date d"édition: IX, manuscrit. Langue: Latin. Bibliothèque nationale de France, Département des Manuscrits, Latin 1, f. 215v.

В «Библии Вивиана» из Французской национальной библиотеки находим изображение плящущего Давида, скорее всего восходящее к византийским источникам. Давид играет на маленькой 14-струнной арфе-"треугольнике".

17.


Шахматы и Арфист / The Libro de los Juegos /"Book of games"/ or Libro de acedrex, dados e tables, /"Book of chess, dice and tables", in Old Spanish. Was commissioned by Alfonso X of Castile, Galicia and León and completed in his scriptorium in Toledo in 1283. Ms T.I. 6, f. 22r . Biblioteca del Monasterio. San Lorenzo de El Escorial, Spain.

В учебнике шахматной игры XIII в., созданной для Альфонсо X Мудрого (1221-1284), есть изображение арфиста, где очевидно влияние арабской иконографии, известной по арабским и персидским миниатюрам.

Формы музыкальных инструментов были наделены важным смыслом в Античности и Средневековье. В частности, символическое значение имело расположение резонаторного короба : у лир внизу, у арф сверху - точнее, это одна из вертикальных граней треугольника инструмента.

Звук у лиры грубее, у арфы - нежнее.

18.


Кифара на вазописи 6 века до н.э. Аттика. По клику - амфора в полной красе / The kithara, an instrument of the lyre family. Terracotta neck-amphora (jar). Attributed to Exekias. Period: Archaic. Date: ca. 540 B.C. Culture: Greek, Attic. Medium: Terracotta; black-figure. Dimensions: H.47 cm, diameter 24.8 cm. The Metropolitan Museum of Art.

В «Государстве» Платона уделено место, помимо прочего, музыкальным инструментам. Музыка используется в воспитательных целях. В платоновском государстве допускаются лишь лира и кифара. Простые инструменты, флейты - за стеной, для пастухов, ибо инструменты Аполлона выше инструментов Марсия. Эта оппозиция сродни противопоставлению мужского женскому, разумного неразумному, организованного распущенному, добродетельного сладострастному, аполлонического дионисийскому и т.п. В государстве Платона нет места для арф, так как они многострунны, требуют технического мастерства и слишком нежно звучат. Арфы услаждают ухо. Юноши же должны быть готовы к военной службе. У Платона отрицается профессиональное занятие музыкой.

Для Античности характерно такое противопоставление: лира и кафара непорочны, арфа же воплощает их полную противоположность.

Как эта шкала ценностей изменяется в христианской экзегезе?

Кифара - из рода лир и псалтерий - арфа с верхним резонатором - инструменты, на которых играл царь Давид. На кифаре и псалтерии хвалят Бога, но кифара менее возвышенна, поэтому появляется противопоставление.

На картине фламандца Яна ван Эйка «Благодатная весна», около 1423-1426, изображен ангел, играющий пером-плектром на крыловидном псалтерии, иначе называемом «миканоном», что значит «половина кануна».

В конце XV в. трапецевидный псалтерий видоизменяется, сначала в Северной Европе, в «барочный псалтерий», «timpanon» или «dulcema», на котором играли молоточками. Самый ранний из дошедших до нас инструментов был изготовлен в Болонье в 1514. Он выходит из употребления с концом эпохи барокко, уступая место клавесину, но сохранился под именем сантура там, где была сильна традиция, например, в Греции и Иране.

Органология

Учение о музыкальных инструментах называется органология. Органологические рассуждения, теории внешнего вида инструментов, имеют долгую традицию, начиная с Платона и Аристотеля и остаются актуальными в Средние века.

30.


Biblia Porta, c. end of 13th century, U 964, 93r, Bibliothèque Cantonale et Universitaire de Lausanne.

В источниках сложно найти описание музыкальных инструментов. В античных трактатах речь идет о гармонии, ритмологии и космологии, сначала о пути души, и лишь затем о том, как это созвучно с некоторыми инструментами. Только к IX веку появляется скудная описательная информация.

В античности обучение игре на музыкальных инструментах имело воспитательную функцию. В христианскую эпоху произошло смещение акцентов. Главной целью музыки и обучения ей стало прославление Бога, а не воспитание юношества, так как музыка сопровождает Псалтирь.

Источники - использованы материалы:

Примечания :

1) Дабы избежать смешения Книга Псалмов именуется в публикациях Валерия Петрова "Псалтирью", а музыкальный инструмент - "псалтерием", хотя в оригинале им соответствует одно и то же слово ψαλτή ptov, psalterium.
2) На 2012 год автор довел свое оригинальное исследование примерно до Каролингского Возрождения.
3) Большинство иллюстраций из этого поста используется или упоминается в публикациях Валерия Петрова; а номера 2, 3, 18, 19, 21, 30 - нет.

Другое музыкально-танцевальное .

Музыкальный инструмент: Арфа

Золотистые струны, напоминающие лучи солнца… Изящная рама, украшенная резьбой и орнаментом – как крыло огромной бабочки. Благородный звук и мягкий серебристый тембр… Неудивительно, что именно арфу считают самым красивым и поэтичным музыкальным инструментом. А еще загадочным.

В древние времена арфу считали инструментом богов, в средние – монахов и богословов, в конце прошлого тысячелетия её причисляли к аристократическим пристрастиям, сегодня – это великолепный инструмент, на котором играют преимущественно женщины, но слушают все без исключения. На арфе можно играть практически всё – от церковной музыки до рока.

Арфа вдохновляла поэтов и музыкантов, зарождала в душах творческие посылы, наполняла любовным пылом романтические сердца. Даже по форме этот инструмент напоминает крыло сказочной бабочки.

Историю арфы и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук арфы

Завораживающие звуки арфы не могут оставить равнодушными никого. Глубокое, будто неземное звучание этого щипкового инструмента будоражит воображение и заставляет соглашаться с невероятными легендами её божественного происхождения. При игре на арфе часто используется глиссандо – быстрый перебор струн пальцами. При этом появляется целый каскад звуков, напоминающий искрящийся водопад.


На протяжении нескольких сотен лет этот струнный щипковый музыкальный инструмент пользуется большой популярностью у композиторов. В. Моцарт , К. Дебюсси, Г. Гендель , С. Василенко, Р. Глиэр и др. написали концерты для арфы с оркестром. А все потому, что обладает инструмент удивительными темброво-колористическими возможностями. Арфа может имитировать игру на различных музыкальных инструментах – лютне, клавесине или гитаре , как например, у М. Глинки в «Арагонской хоте ».. Обычное количество октав – 5. С помощью педалей можно извлекать звуки от «ре» контроктавы до «фа» четвёртой октавы.

Арфа – обязательный участник любого симфонического оркестра. Как правило, в нём 1 или 2 таких инструмента, однако бывали и исключения. Например, в опере-балете «Млада» Римского-Корсакова участвует 3 арфы, в опере «Золото Рейна» Вагнера их шесть. На ней аккомпанируют другим инструментам, но часто отдают и сольные партии (балеты Чайковского «Щелкунчик », «Лебединое озеро», «Спящая красавица », «Раймонда» Глазунова ).

Фото :





Интересные факты

  • Существует арфа для игры в 4 руки, на ней могут играть сразу 2 исполнителя.
  • Самое долгое исполнение на арфе длилось 25 часов и 34 минуты. Юной американской арфистке Карле Сите было всего 17 лет, когда она выдержала столь длительный марафон в 2010 году, исполняя музыку разных жанров.
  • В России начался промышленный выпуск арф в Ленинграде, через 3 года после окончания Второй мировой войны.
  • Изображение арфы присутствовало на знамёнах Британии. Впервые её нанёс на флаг Король Шотландии и Англии Джеймс.


  • По приданию, кельтский бог изобилия, играя на арфе, менял времена года.
  • Жрецы древнего Египта проводили ритуалы с участием арфы.
  • До XIX века арфу причисляли к чисто мужским инструментам. Однако в 1929 году на раскопках царской гробницы в Уре нашли около 70 скелетов женщин с золотыми и серебряными арфами в руках.
  • Учёные считают, что благодаря энергетическим потокам, порождаемым игрой на арфе, человеческий организм оздоравливается. Ещё Пифагор использовал звуки этого инструмента для врачевания болезней. Сегодня существует целое направление нетрадиционной медицины – арфотерапия, как одно из направлений виброакустической терапии.
  • Среди арфистов очень много долгожителей. Например, солистка Большого театра, знаменитая арфистка В.Г. Дулова прожила 90 лет, а её коллега арфистка К.К. Сараджева почти 100 лет.
  • В течение многих сотен лет (с XIII века) этот инструмент был символом Ирландии. Став Свободным государством, Ирландия не утратила своё почтение к арфе. Она есть на гербе, президентской и государственной печатях, флаге, монетах и т.д.


  • Самый многочисленный ансамбль арф был собран в Асунсьон, Парагвай, 26 октября 2013 для исполнения на фестивале 2-х музыкальных произведений. Участвовало 420 арфистов из разных стран и всех возрастов, самому младшему было 8 лет, а старшему 70. Все участники прослушивались перед исполнением профессиональными арфистами и учителями.
  • В Греции считали, что звуки арфы создают лестницу, соединяющую небо и землю, богов и смертных, в Египте и Сирии приписывали магические свойства и полагали, что арфа открывает двери в рай, и поэтому украшали их очень дорого: покрывали золотом или серебром, инкрустировали слоновой костью и драгоценными камнями. Все народности наделяют этот инструмент необычными, волшебными свойствами. Судя по тому, как благотворно влияют эти бархатистые звуки на людей, эти версии становятся правдоподобными.

Произведения:

Р. Глиэр - Концерт для арфы с оркестром ми-бемоль мажор (слушать)

В.А.Моцарт - Концерт для флейты, арфы и оркестра до-мажор (слушать)

К. Дебюсси - Концерт для арфы и оркестра (слушать)


Конструкция

Устройство инструмента довольно простое: треугольная рамка с элегантным изгибом и ряд струн, натянутых на неё. Количество струн у современных арф варьируется от 40 до 47. Весит музыкальный инструмент около 30 кг , но это не мешает ему оставаться изысканным и утонченным.

Рамка состоит из нескольких частей:

  • Резонансный корпус с закруглением книзу.
  • Дека с твёрдой рейкой.
  • Рама с колками для закрепления струн.
  • Передний брус в виде прямой колонны.
  • Основание (в некоторых моделях ножки или подставки).

У педальной арфы имеется механизм для изменения высоты звука 46 струн. Корпус изготавливается из дерева или металла. При этом украшается резьбой, позолотой, декоративными элементами. Для удобства отсчёта, ноты «до» в начале каждой октавы окрашены красным цветом, ноты «фа» – чёрным или синим.

Производители : Aoyama (Япония), Camac (Франция), Horngacher (Германия), Lyon & Healy (США), Salvi (Италия), Thurau-Harfenmanufaktur (Германия).

Разновидности

Классификация данного инструмента крайне проста, разделение существует по наличию или отсутствию педалей, а также по размерам. Различают основные виды и их категории:

  • Педальная арфа. Профессиональный инструмент, который так же может быть электрический, оборудованный звукоснимателями. Отличается наличием педального механизма из 7 педалей. Вес 30-50 кг. Высота до 2-х метров.
  • Леверсная арфа. Эта разновидность может быть разных размеров. Число струн колеблется от 22 до 44. Вес варьируется от 5 до 15 кг. Педальный механизм заменяют верхние рычажки-леверсы.
  • Наколенная арфа, ирландская или кельтская. Лишена возможности брать басы, имеет от 12 до 22 струн. Весит не более 5 кг.

История

По поводу возникновения арфы слагают легенды и притчи. Принято считать прародителем этого инструмента деревянный лук, натянутая тетива которого издаёт звучание, а витиеватый контур напоминает изгибы арфы. Её находят на раскопках древних шумерских поселений, что говорит о том, что арфа появилась на заре эволюции человеческой расы.

Подобные инструменты всплывают в Африканских племенах, древнем Египте, Греции, Римской Империи. Их украшали драгоценностями, добавляли элементы из слоновой кости, золота, серебра. В Золотом веке на этом инструменте исполняли преимущественно церковные произведения. Музыку для них сочиняли монахи.

В странах Европы на арфах с VIII века играли бродячие артисты, они использовали инструменты небольших размеров. Крупногабаритные разновидности распространились в XVI-XVII веках. Люди старались расширить диапазон инструмента и применяли различные преобразования и дополнения. Арфу начали включать в хоровые и оркестровые выступления. Педали, позволяющие наделить её большим диапазоном, придумал Я. Хохбрукер в 1720 году, продолжив идею использования регулирующих ключей, возникшую в 1660 году. Прототип современной арфы создал Себастьян Эрар. Широкое использование этого волшебного инструмента русскими меломанами началось в XVIII веке.

Видео: слушать арфу

Данную историю я взяла у Валентины Прониной с её разрешения.

Древний мир.

Принято считать, что самым отдаленным предком арфы был охотничий лук. Действительно, принцип тетивы мог навести на мысль о примитивном струнном щипковом инструменте, хотя и не обязательно арфового типа. Несомненно: арфа в период своего возникновения была инструментом простейшего устройства с небольшим количеством струн. Ранняя история ее прослеживается в странах древнейшей культуры – Египте, Месопотамии, Палестине и других. К далеким предкам арфы восходят многие дошедшие до нас инструменты народов Африки – нанга, кунди, вамби, вьетнамо-бирманский саунг, ханты-мансийский тор-спль-юх, известный больше под именем «лебедь», или «журавль», грузинский чанги, осетинский дуа-дастанон, так называемая «ирландская» арфа в Англии и т.д.
Интересный образец арфы был найден советскими археологами в Пазырыкском кургане на Алтае, относящемуся к 5-3 векам до н.э. – маленькая тринадцатиструнная арфа в руках одного из музыкантов на Айр-тамском фризе (Узбекистан) начала 1 века до н.э. При раскопках в Средней Азии города-крепости 3 века Топрак-Кала, находившегося на территории Древнего Хорезма, во дворце шахов была открыта фреска с изображением женщины, играющей на арфе. Среди замечательных настенных росписей древнего города Пенджикента в Таджикистане (7-8 века) имеется прекрасный портрет арфистки с инструментом в руках. Интересно, что все эти изображения, воспроизводящие сам процесс игры – движения рук и пальцев, манеру звукоизвлечения – показывает сходную исполнительскую школу, несмотря на некоторые различия в форме самих инструментов.

Древние арфы были различного вида: дугообразные и угловые, большие и малые. Одной из самых совершенных считается египетская арфа. Существовало даже мнение что Египет – родина этого инструмента. Арфа была здесь исключительно популярна. Один из древних иероглифов означал одновременно и слово «арфа» и понятие «прекрасное».

Египетские арфы были действительно прекрасны, даже по своему внешнему виду. Они покрывались золотом, серебром, инкрустировались перламутром, слоновой костью, драгоценными камнями и т.д. Во время пышных религиозных и придворных церемоний применяли большие дугообразные инструменты, превышающие размеры современных. На них играли стоя. Малую угловую арфу сидящий музыкант ставил на колени, защипывая струны пальцами или плектром.

Применялись также совсем маленькие, портативные инструменты с более скромной отделкой, приспособленные для игры во время движения. Такую арфу клали горизонтально на плечо и играли, высоко вздымая руки к струнам. В домашнем быту употреблялись небольшие инструменты, которые ставили на пол. На полу же сидел и исполнитель. Позднее для удобства игры стали применять подставку в виде лотоса; в нее инструмент вставлялся, как нога в туфлю. Отсюда и образное название «туфля для арфы».

Арфисты часто выступали в частных домах и в театрах нередко в качестве солистов. Среди последних были незаурядные исполнители. История сохранила имена египетских арфистов, живших 4000 лет тому назад – Неферхотеба и Онху, певиц-арфисток Бакит, Сешешет и других. Большой известностью в древнем мире пользовался египетский арфист Александр (2 век н.э.). Он с успехом выступал в Риме и вызывал своей игрой всеобщий восторг. Многие слушатели знали наизусть исполнявшиеся им мелодии. Высока была культура арфы и в Древней Месопотамии – Двуречье, где арфа именовалась «царицей инструментов». Ее применяли в огромных оркестрах, объединявших до 500 человек. Вавилонский гимн о сотворении человека исполнялся под аккомпанемент одних лишь арф. В 1929 году в Уре при вскрытии царских гробниц археологи обнаружили 68 женских скелетов в драгоценных венках, с золотыми, серебряными, медными арфами и лирами в руках.
По-видимому, подлинно массовым инструментом была арфа в Палестине. Историк Иосиф Флавий (1 век до н.э.) приводит сведения о торжестве, где участвовало якобы 200 000 певиц, 200 000 трубачей, 40 000 арфистов и 40 000 исполнителей на систрах. Таким образом, по свидетельству автора, в данном случае было занято одновременно почти полмиллиона певцов и музыкантов! Конечно, эти цифры фантастические, но, несомненно, среди израильтян игра на музыкальных инструментах, в том числе и на арфе, была широко распространена.


Арфа встречалась также в Древней Греции и Риме, куда была занесена, по-видимому, с Востока, об этом свидетельствуют античные писатели Страбон, Тит Ливии, Ювенал и другие. Античные арфы сохранили традиционную форму. Некоторые из них снабжались красивой тонкой колонной.

В Средние века арфа использовалась, прежде всего, в церковных оркестрах и хорах. Монастыри и соборы являлись крупными очагами музыкального искусства. Среди монахов было немало выдающихся теоретиков, композиторов-исполнителей и педагогов. Дошедшие до нас трактаты об инструментах, в том числе и об арфе, написаны, главным образом, учеными монахами.

В 8-15 веках входит в музыкальный обиход многих стран Европы. На ней часто играют и носители народной музыкальной культуры – жонглеры, менестрели, шпильманы. Бродячий образ жизни музыкантов диктовал необходимость пользоваться небольшим портативным инструментом, вполне, впрочем, пригодным для аккомпанемента пению и декламации. Иногда эти маленькие арфы включались и в состав инструментальных ансамблей.

(Арфа Бриана Боро)
Владели арфой шотландские и ирландские барды, французские трубадуры и труверы, немецкие миннезингеры.
В 15-17 веках в Италии, Франции, Англии и других европейских странах, наряду с малыми ручными арфами, закрепляются в практике и большие, которые во время игры ставились на пол. С развитием музыкальной культуры возникает стремление обогатить диатонический строй инструмента хроматическими звуками. Первоначально это осуществлялось простым, даже примитивным способом: исполнитель укорачивал струну, прижимая ее пальцем к колковой раме. Затем стали увеличивать количество струн. В Италии даже появился инструмент с двойным рядом струн (для правой и левой рук), так называемая двойная арфа «doppia», просуществовавшая до второй половины 17 века.

Расширялась и сфера применения арфы. Если раньше ее роль ограничивалась аккомпанементом певцу или инструменту, то теперь итальянские композиторы Орландо Лассо (1532 – 1594), Д. Каччини (1548 – 1618), К. Монтеверди (1567 – 1643) и другие стали вводить ее в свои хоровые и оркестровые произведения. Так, «Laudem Deum cithara» Орландо Лассо написано для четырехголосного хора, арфы, лютни, тромбона, скрипки, гамбы, цинка и органа. Д. Каччини употребил арфу в «Интермеццо» и в пьесе «Концерт», а Монтеверди – в опере «Орфей». Во всех трех произведениях была применена двойная арфа.

Около 1660 года в Тироле изобрели первую арфовую механику с крючками; на колковой раме около каждой струны были ввинчены железные крючки, которые при повороте, прикасаясь к струне, укорачивали ее, и благодаря этому происходило повышение звука на полтона. Так был сделан крупный шаг к расширению возможностей и первый на пути к усложнению механизма арфы. Изобретение Хохбрукера дало толчок к дальнейшему развитию арфы. Наиболее плодотворных результатов мастера достигли в тех случаях, когда работали совместно с исполнителями и композиторами. Ярким примером этому может служить содружество чешского виртуоза-арфиста и композитора Ж. Б. Крумпгольца (1742 – 1790) и мастера Ж. Кузино (1735 – 1800). Ими была создана «арфа Крумпгольца» со специальной восьмой педалью, получившей название «педаль-эхо», которой регулировалась звучность от громкой до тихой. Позднее по проекту Крумпгольца Кузино добавил девятую педаль – «сурдину». С ее помощью менялась окраска звука и сокращалась длительность звучания. Восьмипедальные арфы удержались в практике вплоть до конца 19 века, а девятипедальные вышли из употребления вскоре после их изобретения. Лишь экспериментальное значение имела и четырнадцатипедальная арфа работы того же мастера Кузино. Крумпгольцу приписывается также идея создания арфы двойного действия, построенной Эраром.
Одновременно с усовершенствованием конструкции арфы заметно активизировалась деятельность арфистов; многие из них были незаурядными композиторами, создававшими музыку для своего инструмента. Они группировались главным образом в Париже, превратившемся к концу 17 века в подлинный центр арфовой культуры. Популярным солистом и педагогом тогда был придворный арфист Христиан Хохбруккер (1733 – 1799), родственник изобретателя педальной, крюковой арфы. Его ученик – упомянутый уже Крумпгольц вместе с женой, выдающейся арфисткой, также поселился в Париже и тоже пользовался огромным успехом. Среди произведений Крумпгольца следует отметить Пятый концерт для арфы с оркестром (B-dur). Это жизнерадостное и яркое сочинение, великолепно демонстрирующее исполнительские возможности инструмента. Оно буквально «искрится» виртуозными пассажами и блестящими аккордовыми эпизодами. В 17 веке арфа начинает привлекать внимание и крупнейших композиторов. И.-С. Бах (1685 – 1750) написал шесть концертов для клавесина или арфы, арию для голоса и арфы в кантате «Amore traditore» и партиту для клавира или арфы. Важная веха на пути становления сольного репертуара – концерт другого великого композитора первой половины 18 века – Г.-Ф. Генделя (1685 – 1759).

(Гендель)

Он написал специально для молодого английского арфиста Повеля, игравшего его в антракте оперы «Александр». Гендель чрезвычайно тонко передал специфику инструмента. Арфа им трактуется как инструмент в полном смысле концертный, ему поручены большие сольные эпизоды. Дублирование арфой камерного оркестра придает необычность его звучанию. Концерт сохранил свое художественное значение до нашего времени. Он часто исполняется на сцене, а иногда включается в качестве обязательного произведения в программу конкурса арфистов. Гендель создал также ряд других произведений для арфы и использовал ее в оркестре опер и ораторий.

Писал для арфы и сын И.-С. Баха Ф.-Э. Бах (1714 – 1788)

ему принадлежит сольная пьеса и двухчастная соната программного характера «Битва при Бергене». Автор сумел средствами одного инструмента изобразить многие эпизоды сражения: здесь и призыв к бою, и атака, и канонада. Сохраняя старинную традицию использования арфы как аккомпанирующего инструмента, Ф.-С. Бах написал девять произведений для различных инструментов с сопровождением арфы. Очень популярна среди арфистов клавесинная пьеса Ф.-С. Баха «Сольфеджио».
Несколько сольных пьес, а также трио для арфы, виолончели и баса написал Й. Гайдн (1732-1809) .

В его семье арфа была одним из любимых инструментов; на ней в свободные минуты с увлечением музицировал отец композитора, и сам Й. Гайдн был неплохим арфистом.
Наиболее значительное произведение того времени – концерт для флейты и арфы В. А. Моцарта (1756 – 1719)


Произведение это было написано в 1778 году по заказу парижского вельможи любителя-флейтиста герцога де Гин и его дочери арфистки. Несмотря на то, что концерт предназначался для любительского исполнения, он представляет собой подлинно классический образец камерной музыки и до сегодняшнего дня справедливо считается одним из лучших украшений репертуара арфистов. Концерт требует виртуозной техники в первой и третьей частях и большой выразительности, певучести во второй. Музыка его жизнерадостна и солнечна. По существу, это дуэт двух инструментов с аккомпанементом оркестра. Партия флейты очень нежно вплетается в созвучия арфы. В каждой части имеются каденции, которые в ту эпоху создавались не автором музыки, а исполнителем, свободно импровизировавшим в меру своей фантазии и исполнительских возможностей. Такая практика нередко нарушала целостность художественного стиля произведения, но, с другой стороны, в каденциях раскрывались разнообразные исполнительские возможности солирующего инструмента. Кроме концерта Моцарту принадлежит небольшой менуэт, послуживший темой для арфовых вариаций. Произведение это возникло случайно. В январе 1787 года, будучи в Праге, Моцарт зашел в трактир и услышал, как бродячий музыкант – чешский арфист Хойслер, играл собственные вариации на мотив оперы «Свадьба Фигаро». Его игра настолько понравилась Моцарту, что, сев за фортепиано, он здесь же сочинил короткий менуэт, как тему для вариаций. Однако ни в операх, ни в симфониях, ни в других многочисленных произведениях Моцарт арфу не использовал.

Несомненную симпатию к арфе питал Бетховен (1770 – 1827). Великий композитор называл ее инструментом «подобно клавиру умевшим петь». Однако для арфы он создал лишь два произведения: «Вариации на швейцарскую тему» для арфы соло и «Романс» для голоса (тенор) в сопровождении арфы. Особенно важно отметить, что Бетховен первый использовал педальную крюковую арфу в симфоническом оркестре, включив ее в партитуру балета «Творения Прометея», где в лирическом адажио арфа в сочетании с другими инструментами создает своеобразный красочный эффект.
Наряду с применением арфы в оркестре, ее продолжают использовать и в различных камерных ансамблях. Широко популярны были дуэты арфы с фортепиано, скрипкой или флейтой. Нередко арфа входила в ансамбль и с такими, казалось бы, далекими от нее инструментами, как кларнет, труба, валторна. Постепенно арфа старой конструкции переставала удовлетворять запросы развивающегося музыкального искусства. Поиски более совершенного инструмента делаются все настойчивее. И вот в 1810 – 1812 годах известный парижский фортепианный и арфовый мастер Себастьян Эрар (1752 – 1831)

совершает подлинную революцию – он создает арфу, обладавшую несравненно большими выразительными возможностями и техническими ресурсами, более сильным и полным звуком, а главное – возможностью играть во всех тональностях мажора и минора. Новый инструмент, получивший название арфы двойного действия, оказался настолько удачным, что основа его конструкции сохраняется и в современных арфах. Изобретение Эрара вышло далеко за рамки чисто технического совершенствования, оно знаменовало собой подлинный музыкальный прогресс.
Появилось много талантливых исполнителей на новом инструменте. Одним из первых и непревзойденных по мастерству был английский арфист Элиас Пэриш-Альварс (1808 – 1849), которого заслуженно называют «отцом современной игры на арфе».

Гектор Берлиоз

пишет о нем: «Я познакомился в Дрездене с чудесным английским арфистом Пэриш-Альварсом. Это Лист в искусстве игры на арфе. Невозможно представить все то, чего он достиг на своем инструменте, столь ограниченном в некоторых отношениях: всех эффектов, то изящных, то мощных, оригинальных пассажей, и к тому же неслыханной звучности. Его фантазия на тему из «Моисея», его вариации с флажолетами на хор наяд из «Оберона» и много других вещей того же рода меня настолько очаровали, что я отказываюсь это описать. Возможность, присущая новым арфам подала ему мысль о таких комбинациях, которые, если увидеть их написанными, покажутся совершенно не исполнимыми». Пэриш-Альварс обогатил игру на арфе рядом ранее не известных исполнительских приемов (всякого рода глиссандо, двойные ноты в различных интервалах и т.д.). Теперь ничто уже не мешало арфе войти в семью оркестровых инструментов на равноправных началах. Эту задачу выполнил Гектор Берлиоз. Красочные звучания арфы мы находим буквально во всех его значительных симфонических произведениях Он становится подлинным пропагандистом этого инструмента. В 1843 году (по случаю открытия промышленно выставки в Париже) композитор организует одновременное выступление 25 арфистов; оно произвело огромное впечатление на слушателей. По инициативе того же Берлиоза на Всемирной выставке в Париже в 1855 году молитва Россини «Моисей» исполнялась с участием 50 арфистов!

К арфе обращались также и другие композиторы. Она появляется и в оперном оркестре. В первом же представлении «Пророка» Дж. Мейбура (1791 – 1864) внимание слушателей было привлечено необычными аккордами четырех арф, разделенных на две партии. Блестяще показывает арфу в опере «Лючия де Ламмермур» известный итальянский композитор Г. Доницетти (1797 – 1848) .

Оркестровое соло оказалось настолько удачным, то получило самостоятельную жизнь в качестве концертного номера. Оно и до сегодняшнего дня пользуется большим успехом. Слушатели любят эту красивую пьесу за мелодичность и жизнерадостную, эффектную виртуозность.
Искусно применяет арфу Дж. Верди (1813 – 1910). Чаще всего она встречается у него в эпизодах лирических. Достаточно вспомнить колоритную арфовую партию в арии Ренато из оперы «Бал-маскарад». В «Аиде» (сцена посвящения) ее суровые, суховатые аккорды, сопровождающие пение Великой жрицы, словно воспроизводят игру древнеегипетских культовых арф.
Ответственна роль арфы в произведениях Р. Вагнера (1813 – 1883). В «Золоте Рейна», например, написано шесть арфовых партий. Правда, композитор не очень считался со спецификой инструмента, и поэтому партии арф в его операх не всегда удобны для исполнения.
Большим знатоком арфы был К. Сен-Санс (1835 – 1921), который ввел ее во многие свои оркестровые сочинения. Кому не известен его знаменитый «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» - на редкость выразительный и лиричный дуэт виолончели и фортепиано. Партия фортепиано в нем оказалась настолько «арфовой», что исполняется всегда без изменений именно на арфе. Эта музыка вдохновила известного балетмейстера М. Фокина (1880 – 1942) на создание подлинной жемчужины русской хореографии – миниатюры «Умирающий лебедь».
Колоритна арфа в антракте к третьему действию оперы Ж. Бизе (1838 – 1875) «Кармен». Ее арпеджио в сочетании с широкими флейтовыми и кларнетными распевами рисуют картину горного края, где развернется драма.
Разнообразно и изобретательно трактует арфу Дж. Пуччини (1858 – 1924), используя ее буквально во всех произведениях. В его оркестровые партии включаются такие приемы, которые, прежде всего, применялись обычно лишь в сольных сочинениях для арфы: флажолеты, тремоло, трели, форшлаги, глиссандо.
Особенно органично вошла арфа в творчество композиторов-импрессионитстов – К. Дебесси (1862 – 1918) : арфа и флейта принадлежали к любимым инструментам Дебюсси; он создал изумительно поэтичную Сонату (трио) для флейты, альта и арфы, где звучание разнородных по тембру инструментов, прекрасно сливающихся друг с другом, приобретают своеобразный колорит; М. Равеля (1875 – 1937): одним из популярных сочинений камерно-концертной эстрады является его «Интродукция и Аллегро» для арфы, струнного квартета, флейты и кларнета. Партия Арфы в этом произведении приобретает черты концертности, в ней использованы многие приемы сольного исполнительства, например, виртуозные блестящие взлеты глиссандо, красочные и ритмические эффекты. Исполнительские возможности раскрываются здесь во всей своей полноте. А также М. де Фалья (1876 – 1946): в его поэме «Психея» (на текст Г. Ж. Обри) арфа (среди инструментов сопровождения) соседствует с флейтой, скрипкой, альтом и виолончелью. Сочетание разных тембров, использованных с большим мастерством, буквально очаровывает слушателя.
Яркие арфовые пассажи, флажолеты, глиссандо более всего отвечали особенностям красочных оркестровых и камерных произведений этих композиторов.
В 1897 году в Париже Г. Лион сконструировал хроматическую беспедальную арфу с перекрестными струнами. Упразднение педалей привело к необходимости увеличить количество струн почти вдвое. Второй набор их, подобно черным клавишам фортепиано, обеспечивал хроматические ступени на всем протяжении звукоряда арфы. Новый инструмент поначалу нашел сторонников, которых привлекло отсутствие педалей и, следовательно, упрощение механизма игры. В Парижской и некоторых консерваториях других стран открылись классы игры на хроматической арфе. В числе крупных исполнителей на ней были Тассю-Спенсер, Ленар-Турнье. Увлекшись новым изобретением, К. Дебюсси написал для хроматической арфы с сопровождением струнного оркестра интересное произведение – «Танцы». В дальнейшем, однако, хроматическая арфа не получила широкого распространения и вскоре вышла из употребления, так как потеряла многие характерные и наиболее ценные свои исполнительские особенности и, прежде всего – эффектное глиссандо.
Арфа часто встречается в произведениях Р. Штрауса (1864 – 1949), который сам учился игре на ней у известного солиста берлинского оркестра А. Томбо. Однако партии арфы Р. Штраус писал настолько сложно, что их обычно исполняют в редакциях немецких арфистов Ф. Пеница, А. Холи и других.
Итак, к 20 веку арфа прочно утвердилась в европейской музыке в качестве сольного, ансамблевого и оркестрового инструмента. В наше время трудно назвать композитора, который не использовал бы ее в том или ином жанре своего творчества. У известного английского композитора Бенджамина Бриттена (р. 1913) интересное и поучительное произведение – «Вариации и фуга на тему Перссела» с подзаголовком «Путеводитель по оркестру для молодежи». Здесь каждый инструмент выступает в качестве солирующего и оркестрового – арфа показана во всех ее наиболее характерных выразительных возможностях (вариация №9).
Чрезвычайно расширилась практика и сольного концертного исполнительства на арфе. Среди зарубежных арфистов всемирно известны: Марсель Гранжани (Америка), автор многочисленных переложений, обработок и оригинальных сочинений для арфы; испанец Никанор Цабалета, немало работающий в области старинной арфовой музыки; Мильред Дыллинг, концертирующая во многих странах мира; Мария Александровна Корчинская (Англия), окончившая Московскую консерваторию в 1911 году с золотой медалью, по классу профессора А. И. Слепушкина; Клелия Гати-Аль-дрованди (Италия); Пьер Жаме (Франция); президент международной ассоциации арфистов и профессор Парижской консерватории Ханс Иоахим Цингель (ФРГ), соединяющий исполнительскую и педагогическую деятельность с научной.

Появление в России.

В 18 веке арфа появляется и в России и вскоре приобретает большую популярность. Значительную роль в формировании арфового исполнительства и подготовке арфисток в России сыграл Смольный институт благородных девиц. Основанный Екатериной II как фешенебельное великосветское учреждение для воспитания девушек из знатных дворянских семей, институт имел довольно обширную для того времени образовательную программу. Обучались воспитанницы и музыке. Здесь впервые был создан класс игры на арфе. Преподавание велось на крепкой профессиональной основе: в качестве педагогов приглашали лучших музыкантов из Европы. Из Смольного института вышла первая русская арфистка Глафира Романовна Алымова (1758 – 1826), хорошо известная по знаменитому портрету художника Д. Г. Левицкого, где она изображена играющей на арфе. С середины 18 столетия интерес к музыке в России заметно возрастает. Появляется немало людей, любящих музыкальное искусство и понимающие его; многие из них и сами играют на арфе, дорогом и модном инструменте.
В Смольном институте получили образование так же выдающаяся советская исполнительница и педагог, профессор Московской консерватории К. А. Эрдели, арфистки Е. А. Алымова, В. М. Пушкарева и ряд других. Музицирование становится достоянием не только придворной знати, но и также городского и усадебного дворянства. Богатые помещики обзавелись своими крепостными театрами, хоровыми капеллами и оркестрами. Крепостные артисты и музыканты вписал славные страницы в историю отечественного искусства. Одной из замечательных представительниц его была крепостная, а затем жена графа Н. Шереметьева – Прасковья Ивановна Ковалева, по сцене Жемчугова (1768 – 1803). Выдающаяся певица и актриса, она также была отличной арфисткой, обучавшейся у придворного солиста Ж. Б. Кардона (1760 – 1803).
В списке крепостных, предназначавшихся для продажи помещицей Л. И. Чертковой, упоминается «изрядная арфянка» Аксинья Рочегова. Разносторонним музыкантом – скрипачом, пианистом, гитаристом, альтистом и арфистом был вольноотпущенный Г. И. Бибикова капельмейстер Куликов. Другой вольноотпущенный того же помещика, русский композитор Д. Н. Кашин (1769 – 1814) также хорошо знал арфу и написал для нее ряд произведений. Среди них особенно выделяются вариации на тему русской народной песни «Хожу я по улице». Примечательно, что не только русских, но и зарубежных арфистов привлекали мелодии русских народных песен; они легли в основу многих произведений, созданных известными арфистами Н. Бокса (1789 – 1841), Н. Дальвимаром (1772 – 1839) и Ф. Надерманом (1773 – 1835). Большой популярностью пользовались «Лучинушка» в обработке Николая де Витте (1813 – 1844) и «Красный сарафан» Шарля Обертюра (1819 – 1895).

С конца 18 и начала 19 века арфа становится в России одним из наиболее любимых инструментов. Она широко распространена в качестве сольного и аккомпанирующего инструмента не только в столице, но в провинции. Ее можно было встретить и во дворце, и в кабачке, и в дворянских хоромах, и в руках нищих музыкантов, бродивших по дворам. Игре на арфе обучают как женщин, так и мужчин в частных домах и пансионах. Пение романсов под аккомпанемент фортепиано, арфы или гитары становится любимым занятием в часы досуга. Арфу любовно воспевают поэты. Не одну теплую строку посвятил ей Г. Р. Державин:
Нет! Арфу слышу я: ее волшебный звук.
На розах, дремлющих согласьем тихострунным,
Как эхо, мне вдали щекочет нежно слух;
Иль шумом будит вдруг вблизи меня перу иным.
Немало интересных сведений о музицировании на арфе находим мы и в мемуарной литературе – в воспоминаниях В. Головиной, А. Блудовой, Е Штакеншнейдер и других.
К арфе обращаются русские композиторы и композиторы-иностранцы, жившие и работавшие в России. Дж. Сарти (1729 – 1802) вводит ее в свою музыку к драме «Начальное управление Олега» (1790), подражая игре на античной лире. Ряд камерных пьес с участием арфы пишет Г. Р. Державин.
Д. С. Бортнянский (1751 – 1802): Квинтет для фортепиано, арфы, скрипки, виолы да гамба и виолончели и «Концертирующую симфонию» для двух скрипок, виолы да гамба, виолончели, фагота, арфы и фортепиано. Эти произведения предназначал для музыкального кружка при дворе Павла I, где арфа была излюбленным инструментом, однако значение их вышло далеко за рамки любительского музицирования. Написанные с большой теплотой и искренностью, они явились интересным памятником музыкального искусства 18 века. Ансамбли Бортнянского высоко ценились исполнителями. Арфистка-любительница графиня А. Д. Блудова пишет из Берлина своему отцу: «Вчера мы играли с Лилей Концерт Бортнянского. Как очаровательно музыка пробуждает в нашей памяти лучшие воспоминания прошлого! Особенно Концерт Бортнянского напоминаем мне все, что мне так дорого: вас, Россию, нашу святую веру, семейство, друзей…» Применил арфу Бортнянский также и в оперном оркестре. Использовали ее и другие композиторы этой эпохи. – О. А. Козловский (1757 – 1831), А. А. Алябьев (1787 – 1851), А. Н. Верстовский (1799 – 1862).

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Российский государственный профессионально-педагогический университет" (РГППУ)

Институт искусств

Факультет кино и телевидения

Кафедра звукорежиссуры, продюсерства кино и телевидения

История и акустические характеристики арфы

Студента группы №ЗР 316

Мазуро А.М.

Преподаватель Келлер В.В.

Екатеринбург 2012

Введение

Происхождение и история

2. Особенности и конструкция

4. Виды арф

5. Использование инструмента

Заключение

Список использованной литературы

арфа струнный музыкальный акустика

Введение

Арфа - щипковый струнный музыкальный инструмент. Считается одним из самых красивых инструментов в оркестре. Её рама украшена резьбой, мозаикой и орнаментом, иногда и золотом с перламутром, а изящные очертания скрывают треугольную форму. Много веков насчитывает история арфы, как одного из древнейших музыкальных инструментов. Появилась она еще на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов, а так же являлась первым струнным щипковым инструментом. "Волшебным инструментом" называли арфу поэты, восхищенные ее нежными звуками.

Однако на протяжении своей 5000 летней истории, арфа, конечно же, не оставалась неизменной. Сохранился лишь принцип: арфа - это многострунный щипковый инструмент, струны которого вертикально натянуты на раме, являющейся одновременно резонатором звука. Что же на самом деле представляет из себя этот инструмент в наше время и каким он был раньше? На данный момент, знания об арфе среди людей, в большинстве своём имеют лишь тот сказочный и волшебный шарм, что создали ей композиторы и исполнители, но не реальную осведомлённость о том, что это за инструмент. Именно поэтому я счел должным осветить все эти вопросы, а так же вопросы, связанные с музыкальной акустикой, что и будет показано в моей работе.

1. Происхождение и история

Арфа - один из самых древних музыкальных инструментов человечества. Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Ранние изображения музыкального лука были найдены в виде наскальных рисунков (например, в пещере Trois Freres, 15000BC, Ariege, France). Эти инструменты дали основу для развития лучной арфы, которая переживала свой золотой век в эпоху заката Египетской цивилизации. Даже в 15 века до нашей эры арфы, изображенные на фресках из египетских гробниц (бенты), своей формой еще напоминают луки, а эти арфы не самые древние, самую древнюю арфу археологам удалось обнаружить при раскопках шумерского города Ура в Мессопотамии - она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры. Арфа была распространенным и любимым музыкальным инструментом на древнем Ближнем Востоке, в Греции, Риме. Вариацией арфы была лира, которая в дальнейшем стала очень популярной в Греции. В эпоху эллинизма лира была неотъемлемым атрибутом поэтов и певцов, что можно наблюдать на различных картинах и письменных памятниках. Древние арфы были меньше и легче. Они были спутницами певцов и музыкантов почти у всех народов мира.

Древние арфы были различного вида: дугообразные и угловые, большие и малые. Размер арфы варьировался, вид малой лучной арфы перешел из Греции в Европу и достиг сферы влияния на кельтов. Затем, арфа была снабжена вертикальной перекладиной, с этим видом арфы мы и знакомы. Эта техника строения инструмента была основой развития Cithara Anglica и Nabulum в Средневековье и классической арфы Ренессанса. В Европу арфа попала в начале средних веков и пользовалась большой популярностью, особенно в Ирландии, где до сих пор ее изображение используется во многих государственных символах, в том числе, на гербе и президентском флаге.

Так как арфа уже и в прежнее время имела значительный звуковой объём (пять октав), а помещение для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то на арфе натянуты струны только для добывания звуков диатонической гаммы. На арфе без педалей можно сыграть только одну гамму. Для хроматических повышений в прежние времена струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа. Около 1660 года в Тироле изобрели первую арфовую механику с крючками; на колковой раме около каждой струны были ввинчены железные крючки, которые при повороте, прикасаясь к струне, укорачивали ее, и благодаря этому происходило повышение звука на полтона. Такие арфы оказывались крайне неудобными для исполнителей; недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретенным Якобом Хохбрукером из Донаувёрта (Бавария, Германия) в 1720 году. Этот мастер приделал к арфе семь педалей, действовавших на проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу и там приводили крючки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всем объёме инструмента хроматические повышения. Позже были эксперименты и с большим числом педалей (8, 9, 14), но главной целью пожалуй так и остался эксперимент.

В 1810 году Себастьен Эрар усовершенствовал механизм Хохбрукера и запатентовал в Париже арфу с двойной педалью, которая и используется в настоящее время. Этими педалями можно дважды перестроить струну, повысив звук на полутон и тон, и тем самым обеспечить хроматический звукоряд в диапазоне шести с половиной октав.

В 1897 году в Париже Г. Лион сконструировал хроматическую беспедальную арфу с перекрестными струнами. Упразднение педалей привело к необходимости увеличить количество струн почти вдвое. Второй набор их, подобно черным клавишам фортепиано, обеспечивал хроматические ступени на всем протяжении звукоряда арфы. Новый инструмент поначалу нашел сторонников, которых привлекло отсутствие педалей и, следовательно, упрощение механизма игры. В дальнейшем, однако, хроматическая арфа не получила широкого распространения и вскоре вышла из употребления, так как потеряла многие характерные и наиболее ценные свои исполнительские особенности и, прежде всего - эффектное глиссандо.

В 18 веке арфа появилась и в России и вскоре приобрела большую популярность. Значительную роль в формировании арфового исполнительства и подготовке арфисток в России сыграл Смольный институт благородных девиц. Основанный Екатериной II как фешенебельное великосветское учреждение для воспитания девушек из знатных дворянских семей, институт имел довольно обширную для того времени образовательную программу. Обучались воспитанницы и музыке. Здесь впервые был создан класс игры на арфе. Преподавание велось на крепкой профессиональной основе: в качестве педагогов приглашали лучших музыкантов из Европы.

К 20 веку арфа прочно утвердилась в европейской музыке в качестве сольного, ансамблевого и оркестрового инструмента. В наше время трудно назвать композитора, который не использовал бы ее в том или ином жанре своего творчества.

Особенности и конструкция

Арфа, как уже было сказано, тип щипкового музыкального инструмента, в котором жильные и металлические струны возрастающей длины натянуты между резонаторным корпусом с декой и т.н. шейкой. На раму натягивают струны, в среднем может использоваться 45-48 струн разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку, но в разные времена и у разных народов их количество было от 7 до 30. В отличие от гитары она не имеет грифа, высота тона определяется фиксированной длиной струн. Вес арфы может достигать 20 килограмм.

Для рассмотрения конструкции арфы более подробно, за пример возьмём оркестровую арфу (Рис. 1).

Рис. 1. Общий вид арфы

Колонна

Резонатор с декой

Боковая планка

Шейка (дуга)

Верхушка (капитель)

Металлические пластины, ограждающие механику

Диски педального механизма

Цоколь (постамент)

Педальная коробка

Ножки

Конструкция арфы представляет собой жесткую и прочную раму, на двух сторонах которой параллельно третьей натянуты струны разной длины и толщины. Рама состоит из резонансного корпуса с плоской декой (1); колонны, внутри которой размещены передаточные соединители педального механизма (2), размещенного в ее основании; верхней дуги с колками и дисками (3). Механизм звукообразования включает передачу механической энергии струнам щипком (генератор), возбуждение колебаний струн (вибратор) и усиление колебаний за счет передачи энергии от струн к деке и резонансному корпусу (резонатор).

В современной арфе с двойными педалями обычно 44-47 струн (у маленьких арф - 30). Струны жильные (сейчас часто нейлоновые); на нижних одиннадцати басовых металлических струнах используют навивку для большей жесткости. Струны закреплены внизу на деке, в верхней части рамы они вставлены в колки (специальные двойные винты). Струны арфы настроены на диатонический звукоряд в строе Ces-dur. Нижняя струна имеет длину 1503 мм, диаметр керна 1,6 мм, диаметр навивки 0,5 мм. Она натянута с силой 410 Н, ее частота настройки 30,87 Гц (С1). Верхняя струна длиной 69 мм, диаметр 0,5 мм, усилие натяжения 37 Н и частота настройки 2960 Гц (G7).

Для изменения строя арф на полтона и тон используется специальный двойной педальный механизм. Этот механизм при нажатии педалей, помещенных в основании рамы арфы, с помощью специальных металлических соединителей, проходящих внутри трубчатой вертикальной колонны (третьей стороны рамы арфы), приводит в действие систему спаренных дисков с укрепленными на них парами стержней ("пальцами"). При повороте дисков струна укорачивается либо на 1/18, либо на 2/18, при этом высота издаваемых ею звуков повышается на полтона или тон. Этот механизм устроен так, что при нажатии какой-либо одной из семи педалей на одну зарубку в отверстии поворачиваются диски для всех одноименных струн (например, для всех струн "до", или струн "ре" и т.д.); соответственно все эти струны укорачиваются, и звук повышается на полтона во всех октавах. Более глубокое нажатие той же педали, с опусканием ее на две зарубки, приводит в действие вторые, лежащие ниже диски, пальцы которых укоротят все соответствующие струны; при этом звук этих струн повысится еще на полтона, а в сумме - на целый тон.

Рис. 2. Система дисков для укорачивания струн

Таким образом, при однократном нажатии всех семи педалей все семь ступеней звукоряда во всех октавах повысятся на полтона; арфа тогда будет звучать в строе C-dur. Нажатие всех семи педалей на вторую зарубку дает строй Cis-dur (т. е. поднимает его еще на полтона). Комбинируя разные глубины нажатия различных педалей, можно получить мажорные и минорные звукоряды, используемые в современной музыке.

Рис. 3. Резонаторный корпус с излучающими отверстиями

Нижняя сторона рамы является резонансным корпусом, служащим для усиления звука струн; он имеет форму конусообразной коробки со срезанным сверху сегментом.

Поверхность корпуса закрыта декой из резонансной ели с поперечным расположением волокон в виде удлиненного равнобедренного треугольника, ширина и толщина которого увеличиваются по направлению к басовым струнам соответственно от 100 до 300-400 мм и от 2 до 8-10 мм.

Рис. 4. Вид педалей

По средней линии деки с верхней стороны приклеены две продольные деревянные планки, к которым прикреплены нижние концы струн, передающие колебания деке. Для увеличения прочности деки на ее нижней половине внутри корпуса приклеены два продольных ребра-пружины симметрично относительно средней линии.

Снизу корпус снабжен пятью большими овальными отверстиями, через которые и происходит основное звукоизлучение. Формы резонансных колебаний деки арфы показаны на Рис. 5.

Рис. 5. Формы колебаний на резонансних частотах

Для небольшой шотландской арфы (с декой длиной 930 мм, шириной - от 100 до 300 мм), первые резонансы оказались равными 170 Гц, 288 Гц, 583 Гц. Резонансы внутреннего объема ящика согласуются с резонансами деки (например, для той же арфы первый резонанс объема воздуха составляет 190 Гц), что позволяет усиливать звук в области совпадений.

Верхняя изогнутая сторона рамы современной арфы несет на себе, во-первых, порожки и колки, служащие для натягивания струн при их настройке, а во-вторых, заключенный в особую коробку сложный дисковый механизм для изменения высоты звуков.

3. Акустические характеристики

Рис. 6. Спектр звучания струн арфы при разных точках возбуждения

Как видно из рисунка, количество обертонов в спектре не очень велико. Основная энергия колебаний сосредоточена в диапазоне 100-1250 Гц. Форманта находится в области 250 Гц.

Динамический диапазон звучания арфы не превышает 20 дБ. Звук арфы относительно слабый, т. к. она имеет сравнительно небольшие по сравнению с другими инструментами площадь деки и объем корпуса резонатора; кроме того, применение жильных струн не позволяет использовать сильное натяжение.

Переходные процессы аналогичны другим щипковым инструментам. Арфа имеет короткое время атаки (10-30 мс) и сравнительно длинное время спада (до 200 мс).

Тембр: арфа имеет нежный, но относительно тихий тембр. У нее нет четко выраженных регистров, можно только приблизительно разделить по тембру: нижний регистр - немного глуховатый; средний - полнозвучный и мягкий; высокий - звонкий и светлый; высший - резкий, слабый. В звучании арфы имеется небольшое количество шумовых призвуков, характерных для щипковых инструментов.

Виды арф

Исходя из уже упомянутых ранее арф, стоит отдельно сказать о некоторых видах или же вариантах изготовления арф.

Эолова арфа - (Эол - бог ветра) струнный музыкальный инструмент. Состоит из узкого деревянного ящика, служащего резонатором, внутри которого натянуты струны (9-13) различной толщины, настроенные в унисон (обычно g). Движение воздуха, поступающего через специальное отверстие, вызывает колебания струн, издающих различные обертоны общего тона. В зависимости от силы ветра звучание эоловой арфы меняется в широких пределах - от совсем тихого, нежного до весьма громкого при сильных порывах. Известны случаи, когда данные арфы располагались на пути следования врага таким образом, что ветер извлекал звуки, кажущиеся ужасающими. К сожалению, нет информации о высоте звука Эоловых арф, но должно быть он был довольно впечатляющим, чтобы достичь подобной реакции. Размеры инструмента могли достигать 7,5 и 10 метров. Ныне вышла из употребления.

Кельтская (или же Леверсная) - кельтскими сейчас принято называть арфы, довольно разнородные по размеру, весу, звуку, и объединенные одной особенностью: для повышения-понижения высоты звучания струн используется не педальный механизм, как у оркестровых арф, а специальные рычажки - леверсы. Именно эта особенность дала таким арфам их официальное название: леверсные арфы. Кельтской же такую арфу называют в основном из-за того, что арфа была и остается значимым символом кельтской (ирландской) культуры и неразрывно с ней связана в воображении современного человека. Однако подобные инструменты издревле существовали и у большинства других народов. Впрочем, время и технологии не стоят на месте, и современная кельтская арфа существенно отличается от своих древних сородичей материалами и особенностями конструкции, поэтому иногда ее называют еще "нео-кельтской".

За время существования инструмента создавались и другие вариации в зависимости от направленности идеи: различные размеры, модификации и эксперименты или же особенностей различных стран, культур и народов. Вариаций достаточно много, арфа пережила массу вариантов в своём изготовлении, но и приживались не многие, поэтому наиболее целесообразным будет упоминать обо всех возможных вариантах уже в рамках отдельного и более глубокого изучения именно исторического вопроса данного инструмента.

Использование инструмента

Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджий, глиссандо - скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-нибудь аккорд, флажолеты. Звук извлекается посредством защипывания струн пальцами или, очень редко, плектрами, прикрепленными к пальцам.

При возбуждении колебаний с помощью щипка струна оттягивается в сторону, затем освобождается, после чего начинает совершать свободно затухающие колебания. Форма импульса возбуждения имеет вид, аналогичный импульсу в гитаре. Состав обертонов в спектре, а следовательно и тембр звучания также зависит от способа отщипывания и от места возбуждения. При отщипывании с помощью мягкой части пальца получается более мягкий, бедный обертонами звук; при помощи ногтя происходит сильная деформация струны, что дает более резкий звук с большим количеством обертонов. Как и у всех струнных инструментов, место приложения силы влияет на состав обертонов в спектре: при возбуждении точно в центре струны превалируют в основном нечетные гармоники. Сдвигая место возбуждения ближе к подставке, можно увеличить количество высших гармоник и сделать звучание более ярким. Поскольку на арфе нет специальных демпферов, как, например, у рояля, то после исполнения каждого аккорда и пассажа исполнитель приглушает струну прикосновением ладони.

Из особых акустических эффектов на арфе применяется игра флажолетами. Для этого к струне слегка прикасаются пальцем точно в середине, одновременно отщипывая ее в какой-то точке ближе к одному из концов. Получающийся при этом звук лишается своего основного тона, звучит на октаву выше и приобретает несколько смягченный тембр вследствие ослабления в нем некоторых гармоник.

В целом звук арфы имеет относительно небольшое количество обертонов, что обусловлено применением жильных струн, имеющих большое внутреннее трение. Кроме того, сам способ возбуждения с помощью мякоти пальца также приводит к снижению уровня высоких частот. Для звучания струн арфы также характерна некоторая негармоничность, обусловленная указанными ранее причинами.

Композиторы используют арфу, когда нужно создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать звучание народных струнных инструментов.

Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Арфа часто аккомпанирует разным инструментам оркестра, в других случаях ей поручают эффектные соло. Очень часто арфа солирует в балетах. Она звучит в "Вальсе цветов" из "Щелкунчика", в сцене из "Лебединого озера" и Адажио из "Спящей красавицы" Чайковского, в сочинениях Римского-Корсакова, а так же в произведениях таких композиторов как М. Глинка, С. Рахманинов, С. Прокофьев и многих других. Для арфы написана вариация в "Раймонде" Глазунова. Советские композиторы Р.М. Глиэр и С.Н. Василенко написали концерты для арфы с оркестром. Много произведений создано для арфы как концертного сольного инструмента.

Переложения для нее делали выдающиеся мастера-исполнители на этом инструменте, в частности, замечательная советская арфистка Вера Дулова. Из европейских композиторов 19 века, арфой наиболее широко пользовались Г. Берлиоз, Р. Вагнер и Ф. Лист. Известная партия из двух арф в "Вальсе" из "Фантастической симфонии" Берлиоза положила начало тому виртуозному стилю, который стал ведущим в трех последних веках. Раньше, с момента своего появления в симфоническом оркестре 18 столетия вплоть до Берлиоза, арфа имитировала звук лютни, гитары (как у Глинки в "Арагонской охоте") или клавесина.

Арфу использовали также в тех случаях, когда нужно было вызвать ассоциацию с античностью. Примерами могут служить "Орфей" Глюка или "Прометей" Бетховена. В оркестре обычно пользуются одной-двумя арфами, но в некоторых случаях их число увеличивается. Так, в "Младе" Римского-Корсакова - три арфы, а Рихард Вагнер в своей опере "Золото Рейна" использовал в оркестре шесть арф. Для арфы создавали свои сочинения и многие другие композиторы прошлого, которых стоит упомянуть: И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит и др.

Известные арфисты:

Никола Бокса, Марсель Гранжани, Вера Дулова, Марсель Турнье, Татьяна Тауэр, Альфонс Хассельманс, Ксения Эрдели, Торла ОКаролан, Алан Стивелл, Франсуа Жозеф Дизи, Андреас Фолленвайдер, Джоанна Ньюсом, Анастасия Паписова.

Заключение

Рассмотрев арфу с позиции исторической и технической, можно смело сделать вывод о том, что инструмент этот никогда не был безразличен человеку. Своеобразное звучание и возможности использования всегда притягивали композиторов и слушателей, словно приковывая их внимание своей особенностью. Специфичность внешнего вида арфы за всю историю создала ей определённый шарм, сказочность в слухах и притчах людей. А желание человека сделать звучание этого инструмента ещё лучше, мотивировало его экспериментировать и искать новые и новые пути развития и совершенствования арфы.

В наше время - время технологического развития, образуются новые возможности для создания музыки, звука и музыкальных инструментов и абсолютно естественно и то, что разработчики не обошли стороной и арфу. Например, была создана "лазерная арфа" - электронный музыкальный инструмент, состоящий из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать, по аналогии с щипками струн обычной арфы. Но ведь как ни крути, весь этот "волшебный изыск", который был создан за тысячи лет благодаря живой арфе, останется только при ней и его уже не перекроет никакая другая инновация. Важность и особенность любых живых инструментов в музыке неизменна и это становится ясно сразу, как только мы слышим гармонию в живой, инструментальной музыке. Арфа является одним из тех инструментов, которые невозможно забыть.

В данной работе я взглянул на арфу исходя из дисциплины "Музыкальная акустика" и произвел достаточно полный обзор инструмента. На мой взгляд, этот инструмент всегда будет интересен и полезен в достижении творческого замысла, а особенность и возможности его звучания предоставляют достаточную широту для действий композитора, что позволит быть полностью удовлетворённым достигаемым качеством воплощения идеи.

Список использованной литературы

1.Журнал Touchstone 1999 (№49), в переводе Yudiv в 2001.

.Алдошина И., Приттс Р. - "Музыкальная акустика", 2006 г.; Санкт-Петербург; "Композитор".

.Покровская Н.Н. - "История исполнительства на арфе", 2001 г.

.Дулова В.Г. - "Искусство игры на арфе", 1975 г.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...