Самые влиятельные персоны в игровой индустрии снг. Генеральный директор компании «Иннова» Геворк Саркисян

И основатель парка "Кидзания" - Геворк Саркисян выделяется весьма важными для успешного предпринимателя качествами - спокойствием и уравновешенностью. О чьих-либо успехах всегда интересно узнавать, тем более если человек открыто делиться информацией об этом, что позволяет почерпнуть нечто новое и для себя. Давайте узнаем, как же удалось ему попасть на страницы Forbes, что вдохновило. И начнём в первую очередь с характеристики и биографии героя нашего времени.

Черты личности

Геворк Саркисян характеризуется как человек увлечённый, но при этом остающийся всегда собранным и уверенным в собственном успехе. Интересы и увлечения молодого миллионера - философия, астрономия, история. Есть и активные занятия у этого жизнелюбивого человека - это путешествия и водные виды спорта. Даже своих конкурентов он воспринимает как помощников в развитии собственного бизнеса. Возможно, именно в силу своего характера молодому предпринимателю, успевшему поработать на госслужбе, удалось развить столь сильный бизнес с очень высокой маржинальностью и какой-то особенной атмосферой в команде.

Биография

Родился Геворк 7 августа 1982 года в городе Ереване. В 2002 году окончил Российскую экономическую академию им. Плеханова (факультет «Мировая экономика»). После окончания университета молодой человек поступил на государственную службу. В Министерстве по налогам и сборам РФ он проработал с 2002 по 2006 год. Ну а после произошедшей реформы системы государственного управления Геворк перешел на работу в Минфин РФ. В 2006 году Геворк стал одним из основателей ООО "Иннова".

Компания занимается созданием, разработкой и адаптационной локализацией в сети многопользовательских иностранных онлайновых игр. За то время, когда во главе руководства находился Геворк Саркисян, "Иннова" сумела запустить на российском рынке больше 10 проектов мирового уровня, таких хорошо известных многим брендов, как Lineage, Aion, и RF Online. Кроме этого, компания вовлечена в создание ряда технологических продуктов, и именно ей принадлежит открытие онлайн-кинотеатра «Аййо». На сегодняшний день Геворк продолжает жить и работать в Москве.

Развитие компании

2013 год ознаменовался тем, что восьмое место в рейтинге молодых миллионеров занял Геворк Саркисян, Forbes на тот момент озвучил выручку «Инновы», достигшую порога в $50 млн. А что сегодня? Каковы сейчас успехи компании? По словам Геворка, в настоящее время прибыль её уже перешла черту в несколько миллиардов рублей в год. И это даже не считая проекта «Кидзания», о котором речь пойдёт ниже.

Московская «Кидзания»

В конце января 2016 года в Москве открылся крупнейший парк международной сети «Кидзания». Предназначено это место для детей. Здесь маленькое население может попробовать себя в различных профессиях. Это самый большой и высокотехнологически оснащенный парк сети во всей Европе. Его основатель - молодой миллионер Геворк Саркисян. «Кидзания» Москвы открылась в торговом центре «Авиапарк». Поначалу всё было не так просто. Геворку более пяти лет пришлось бороться за идею создания вот такого парка в России.

Что стало прототипом

Самый первый проект «Кидзании» был основан в 1999 году мексиканцем Хавьером Лопесом Анкона. Ну а потом, позднее, подобные парки с этим названием начали открываться по всему миру. Проект был реализован в 18 странах, от Японии и до самой Великобритании. Российская «Кидзания», открывшаяся в Москве, стала 21-й по счёту. И ей есть, чем гордиться - это самой большой парк в Европе, по своей площади он занимает целых два уровня в 10 тысяч кв. м.

Ему удалось почти невозможное

Переговоры с мексиканцами вёл Геворк, продолжалось это довольно долго. Как он сам рассказывает, успеха помогло добиться то, что после очередной встречи в Лос-Анджелесе ООО «Иннова» в течение нескольких дней сняла короткометражный фильм. Это было что-то вроде обзорного рассказа о философии, которую хотелось бы заложить в «Кидзанию». Какой она видится в мечтах и какую пользу принесёт детям. И на мексиканскую команду это произвело должное впечатление.

Конкурентом московскому представительству была саудовская Alshaya Retail. Эта крупная компания, представляющая собой нечто вроде семейного бизнеса, была основана в 1890 году и управляла на тот момент 70 глобальными брендами, даже включая уже воплощённые проекты "Кидзании" в Турции, в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Европе. В этот раз они хотели открыть парк совместно с группой Crocus F 51.

Решение Мексики

Были и другие желающие, однако в конце 2013 года решение было принято. Мексиканцы дали франшизу на парк «Кидзания» российской компании. И началось строительство, которое длилось примерно три с чем-то года. Сегодня результат налицо. Дети любят "Кидзанию", и даже есть пожелания, чтобы было поменьше очередей. Значит поток идёт, и с каждым днём посетителей прибавляется. Геворк Саркисян, биография которого пополнилась ещё одним крупным успехом, поведал, что уже после анонса открытия на него через Карлоса Слима вышел человек, ранее лоббировавший контракт на российскую «Кидзанию» для себя. Но начал он с того, что выразил своё восхищение тому, что у компании Саркисяна получилось то, чего не удалось добиться ему, и эта встреча мирно перетекла в дружбу.

Бизнес-инвестиции

Любой проект, а тем более столь широкомасштабный, требует привлечения средств. Как рассказал сам Геворк Саркисян, в проект инвестировано более 30 млн долларов, 20% из них являются взносами компаний-партнеров, а остальные вложения принадлежат акционерам «Инновы». Изначально соучредителями этой компании совместно с Саркисяном были несколько человек предпринимателей. Через какое-то время двое из них, О. Самбикин и В. Медведев, продали свои доли в 2009-м и ушли из «Инновы». Как стало известно из базы данных СПАРК, с декабря 2012 года 100 % акций Innova Systems принадлежит кипрской компании «Мелифорте Лимитед», при этом состав бенефициаров не раскрывается.

Даже с учётом экономического кризиса срок окупаемости рассчитан примерно на 5 лет. Это вполне осуществимо при посещении парка 1 млн человек за год. И кто знает, может быть побывать в "Кидзании" захочется не только московским ребятишкам, а и другим, живущим в дальних регионах тоже. Как многие мечтают побывать в "Диснейлэнде", так и этот проект станет желанным для тех, кто живёт пока ещё в счастливой стране детства.

Дополнительные притоки

Кроме того, что парк посещают дети и их родители, компания планирует организацию экскурсий. Для этого понадобится договариваться отдельно с каждой школой. Но это никого не пугает, потому что штат компании, насчитывающий 500 единиц, может себе это позволить. Кроме этого, в планах компании заняться "Кидзаниями" и за пределами РФ, и уже сейчас анонсируется открытие парка в одной европейской стране.

Даже при всем разнообразии профессиональной деятельности и рабочих мест, Геворк считает, что детям необходимо оставаться в реальности. Поэтому в "Кидзании" нет магазинов и производств с вымышленными названиями. Это вообще мало кого могло бы заинтересовать. Ведь если ребёнок выбирает, к примеру, профессию кондитера, то ему предоставляется возможность попробовать себя в деле, устроившись на работу в кафе, в то самое, где он побывал в реальности с родителями и вдохновился созданием вкусных пирожных. Именно такая концепция заложена в "Кидзании" - миниатюрном взрослом мире для детей. Единственное правило - в мини-городе не должно быть ничего, связанного с насилием, религиями, преступлениями и с неполезной для желудка пищей типа фаст-фуда.

Подробнее о компании «Иннова»

Всем известно, что Innova Systems является российским издателем и локализатором онлайн-игр. И потому очень часто Геворку задают вопрос, почему он занялся бизнесом именно в онлайн-играх. За пять лет работы у штата увлечённых делом людей уже есть 12 крупных достижений. Взять одну только игру Lineage II, количество зарегистрированных пользователей в которой перевалило за три миллиона человек. На подобные расспросы прессы молодой бизнесмен всегда доброжелательно поясняет свою позицию.

Концепция Геворка Саркисяна

Он считает, что любой бизнес-проект должен основываться на интересе. И когда российский интернет-рынок представляет собой разрозненные сообщества пиратских группировок, то естественно возникает мысль, что с этим нужно что-то делать. Они стали одними из первых, предоставивших пользователям лицензионный контент. В интернете наиболее предпочитаемой индустрией развлечений считаются игры. В масштабах планеты это миллиарды долларов годового оборота. Становится очевидным фактом, что любые пиратские рынки необходимо превращать в легальные и делать максимально прозрачными. Именно этой идеей они и зажглись, что и воплотили в жизнь, опять же можно привести в пример особенно популярную на тот момент игру Lineage II. Тем более компания стремится к постоянному росту, чтобы всегда быть конкурентоспособными представителями продукции в сравнении с производством европейских издателей.

Из госорганов в предприниматели

Не менее часто Геворк Саркисян слышит от интересующихся его позицией людей вопрос о том, как так получилось, что в его биографии государственная служба сплелась с интернет-бизнесом. Не мог же он заранее готовить себя к такому переходу. На это Геворк отвечает, что ни по характеру, ни по своей жизненной философии он никогда не ощущал себя чиновником. Но зато всегда незримо присутствовало чувство, что очень даже мог бы быть предпринимателем, основы бизнеса для него всегда понятны и не являются некой суровой премудростью.

И понимая, что служитель государству с жилкой предпринимательства наводит на мысли об использовании чина для личной финансовой выгоды, Геворк поясняет: "Это не про меня. Я из обеспеченной семьи и никогда не испытывал «голода наживы». Мне намного важнее интерес, цели и их осуществление. А также вся организация процесса, с нахождением лучших путей для преодоления препятствий и барьеров. Поэтому ничего общего эти два вида деятельности для меня не имеют".

Бизнес

Игровой стартап «Инновы» имеет сейчас более двадцати миллионов долларов оборота в год. Это весьма солидно по меркам российского интернета. Как молодой парень сумел достичь такого прорыва? А всё дело в том, что для него успешность любой компании заключена в людях. В подборе надёжной команды, которая рядом не из-за финансовой выгоды, а по интересу. Как считает Геворк, такие не предадут и не покинут, если вдруг предприятие попадёт в кризис.

Геворк сам лично выискивал по всему интернету людей, для которых поставленная задача становится вызовом их умениям. И мотивация при этом должна быть именно такой, а не финансовой. Тем не менее своих сотрудников молодой бизнесмен старается обеспечить очень хорошо. Любое достижение не отмечается какой-либо премией. Это считается нормой, а вот зарплаты у штата высокие, и каждый человек при этом может расти по карьерной лестнице. Именно поэтому он изначально ищет людей, которые мыслят в единой с ним плоскости. Как руководитель он хочет, чтобы у сотрудников компании присутствовало чувство вкуса, умение разглядеть многое и желание попробовать свои силы в том, что поначалу кажется неразрешимым, и чтобы у людей его команды постоянно развивался эмоциональный интеллект.

В среду 27 января на четвертом этаже торгового центра «Авиапарк» было довольно многолюдно, несмотря на кризисное затишье. Миллиардер Рубен Варданян , гендиректор «Почты России» Дмитрий Страшнов, корейские топ-менеджеры из Samsung и певец Олег Газманов один за другим подходили к стойке регистрации, как в аэропорте, и, получив от девушек в форме стюардесс цветной браслет на руку, наушники и лазерную указку, поднимались по трапу в настоящий самолет. Пройдя вслед за провожатыми через салон самолета с пилотскими авиасимуляторами, они оказывались в полной темноте. «Здравствуйте, вы находитесь в точке сингулярности», — вещал голос в наушниках, и в потоках слепящего света, как на заставке голливудского блокбастера, появлялись детские силуэты. В темном лабиринте, по которому двигались гости, свет выхватывал то студию «Европы Плюс», где шел прямой эфир, то регистратуру клиники «Медси», то полицейский участок. Всюду кипела работа, но выполняли ее дети (артисты из театра-студии «Непоседы»). Заканчивалось путешествие на сцене театра перед полным залом девочек в вечерних платьях и мальчиков в смокингах — они бурно аплодировали и кричали «браво» ошалевшим руководителям российских и зарубежных корпораций, стоящим у рампы.

Так в Москве открылся самый большой в Европе детский развлекательный парк «Кидзания» — мини-город для ребят от 4 до 14 лет, где они могут пробовать себя в разных профессиях и получать знания об окружающем мире. Этот проект мексиканского бизнесмена Хавьера Лопеса Анконы существует с 1999 года и до недавнего времени объединял 20 парков в 17 странах мира: Англии, Мексике, Японии, Индонезии, Португалии, ОАЭ, Южной Корее, Малайзии, Чили, Таиланде, Кувейте, Индии, Египте, Турции, Саудовской Аравии, Бразилии и на Филиппинах.

Россия стала 18-й страной в этом списке благодаря интернет-предпринимателю Геворку Саркисяну. Московская, 21-я по счету «Кидзания» открыта по франшизе его компанией «Иннова» и сегодня считается самой большой в Европе. На территории 10 000 кв. м дети могут попробовать себя более чем в сотне профессий при помощи крупнейших мировых и российских корпораций, таких как Danone, Ferrero, Colgate-Palmolive, PepsiCo, «Алроса», «Альфа-банк» и др.

Все началось в 2009 году, когда Саркисян, находясь в Сеуле, услышал о строительстве «Кидзании» и, заинтересовавшись, полетел в Токио, где к тому времени парк был уже открыт. Увиденное ему так понравилось, что вскоре он отправился в Мехико в надежде пробиться к основателю «Кидзании». На эту авантюру у Саркисяна был всего один день. К Анконе его так и не пустили. Даже с заместителем президента «Кидзании» удалось встретиться только с шестой попытки. «Поскольку он американец, встреча проходила в Лос-Анджелесе, — вспоминает Саркисян. — Я целый час рассказывал ему о своем видении российской «Кидзании», показывал наши работы в области креатива и дизайна, а он все это время смотрел на меня просто как на тинейджера — и конечно, не верил. Ведь никакого опыта в управлении парками развлечений у меня не было».

Саркисян родился в августе 1982 года в Ереване, в 2002 году окончил Российскую экономическую академию им. Плеханова и четыре года проработал в министерстве по налогам и сборам и Минфине. В 2006 году он ушел с госслужбы и основал компанию «Иннова», которая занималась адаптацией иностранных онлайн-игр, а потом открыла онлайн-кинотеатр «Аййо». В 2013 году российский Forbes оценивал выручку «Инновы» в $50 млн. Сейчас, по словам Саркисяна, она (без учета «Кидзании») составляет несколько миллиардов рублей в год.

Переговоры Саркисяна с мексиканцами продолжались четыре года. После той встречи в Лос-Анджелесе «Иннова» за несколько дней сняла короткометражный фильм «о философии, которую хотелось бы вложить в «Кидзанию», продолжает Саркисян. Мексиканскую команду это впечатлило. Конкурентом Innova была, к примеру, саудовская Alshaya Retail (семейная компания, основанная в 1890 году, управляет 70 глобальными брендами, включая Kidzaniа, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Турции и Европе), которая хотела открыть парк вместе с группой Crocus Араса Агаларова . Однако в конце 2013 года мексиканцы дали франшизу на «Кидзанию» компании Саркисяна. «Были и другие желающие, но «Кидзания» старалась держать нейтралитет, — рассказывает предприниматель. — Уже после того, как мы анонсировали открытие, на меня вышел один человек, который лоббировал для себя контракт на российскую «Кидзанию» через Карлоса Слима. Но поскольку его восхитило, что у нас получилось то, что не вышло у него, мы сразу стали друзьями».

Инвестиции в проект составляют более $30 млн, из них 20%, по словам Саркисяна, — это взносы компаний-партнеров, а остальное — вложения акционеров «Инновы» (соучредителями компании вместе с Саркисяном были несколько предпринимателей; два из них, Олег Самбикин и Василий Медведев, в 2009-м ушли из «Инновы» и продали свои доли; с декабря 2012 года, согласно базе данных СПАРК, 100% акций «Иннова Системс» принадлежит кипрской компании «Мелифорте Лимитед», состав бенефициаров не раскрывается). Срок окупаемости российской «Кидзании» с учетом экономического кризиса «Иннова» оценивает в пять лет — при условии, что мини-город будут посещать около 1 млн гостей в год (билеты для детей за четырехчасовой визит стоят 1200 рублей в будни и 1500 рублей в выходные, для сопровождающих взрослых - 700 рублей).

Помимо родителей с детьми, посещающими «Авиапарк», «Иннова» рассчитывает на групповые экскурсии для школьников. Хотя проект поддерживает правительство Москвы, централизованной разнарядки от департамента образования, по словам Саркисяна, не будет: «Будем договариваться с каждой школой по отдельности». Российская команда «Кидзании» достаточно велика для этой задачи — 500 человек. Крупный риск для проекта заключается в волатильности курса рубля к доллару — ежегодные роялти выплачиваются в американской валюте. При этом среднегодовой курс доллара, заложенный в бизнес-план «Кидзании», — 55-60 рублей, что сегодня звучит довольно оптимистично. Но, похоже, Саркисян уже нашел способ захеджироваться. «Есть планы заниматься «Кидзаниями» не только в России. Уже в этом году мы анонсируем открытие парка в одной из европейских стран», — обещает он.

«Компании»

«Новости»

«Я склонен верить, что у любого пользователя возникает вопрос – почему некоторая часть компаний попали в этот список, потому что это ритейл-компании, которые имеют еще один вход из интернета. Плюс, возникает вопрос, связанный с тем, что некоторая часть этих компаний являются убыточными. Таких компаний там много», — подчеркнул в эфире программы Максима Спиридонова «Рунет сегодня» Геворк Саркисян, гендиректор компании «Иннова».
ссылка: http://finam.fm/read/7252/

«Яндекс» представил магазин приложений для пользователей Android

«Это территория Google. Я не вижу смысл переключаться человеку на другой Store, если у тебя есть основной, куда твоя карта уже прикручена. Более того, мне непонятна затея, зачем это делать на нескольких языках», — добавил Геворк Саркисян, гендиректор компании «Иннова».
ссылка: http://finam.fm/read/7253/

Геворк Саркисян ответил на вопросы «Рунетологии»

Геворк Саркисян, генеральный директор компании «Иннова», ответил на вопросы редакции программы «Рунетология». Во время интервью он рассказал о структуре рынка онлайн-игр в рунете, о легализации цифрового контента, о подводных камнях в локализации онлайн-игр, о работе с издателями MMOG и о том, почему личностная мотивация сотрудников важнее финансовой.
ссылка: http://inn.ru/press/27/

Геворк Саркисян рассказал об онлайн-играх в выпуске новостей на «НТВ»

На G-Star 2010 были и российские компании, занимающие заметное место в развитии индустрии онлайн-развлечений у нас в стране. Один из стендов, посещенных журналистами «НТВ», представлял отечественную разработку: программу Frost - уникальную систему защиты, созданную специалистами «Инновы». Генеральный директор компании Геворк Саркисян так объяснил рост популярности сетевых игр: «В онлайн-играх все персонажи - реальные люди. Когда ты играешь в ролевую игру, каждый член твой команды - реальный человек, с которым ты можешь поговорить по телефону, встретиться, обсудить детали матча, стратегию. Это меняет полностью представление об играх».
ссылка: http://inn.ru/press/24/

Геворк Саркисян выступил на конференции ACGI 2010

Геворк Саркисян, генеральный директор Инновы, выступил на общероссийской конференции по игровой индустрии и интерактивным технологиям 2010, проходившей в Москве 27 и 28 октября. В мероприятии приняли участие мировые и российские лидеры этой сферы, инвесторы, разработчики, издатели и локализаторы. Был проведен обмен опытом в сфере адаптации зарубежных онлайн-продуктов, монетизации и освоении различных платформ.
ссылка: http://inn.ru/news/57/

Геворк Саркисян в эфире «Эхо Москвы»

В воскресенье, 1 февраля 2009 года, генеральный директор Innova Геворк Саркисян стал гостем IT-передачи «Точка» в прямом эфире радио «Эхо Москвы».
ссылка: http://www.gamer.ru/lineage- ii/gevork-sarkisyan-v-efire- eho-moskvy

Геворк Саркисян выступил в роли эксперта в программе «Рунет сегодня» на Финам FM

В программе «Рунет сегодня», вышедшей на Финам FM в понедельник, 16 мая, принял участие генеральный директор «Инновы» Геворк Саркисян.
ссылка: http://inn.ru/press/39/

Генеральный директор «Инновы» Геворк Саркисян прокомментировал ситуацию с развитием социальных сетей следующим образом: «С общим количеством пользователей в 60 миллионов человек, социальные сети получают порядка 30-50% заработка от игровых проектов».
ссылка: http://inn.ru/press/37/

«Рунет сегодня», 16 мая 2011 года. Эксперты выпуска: Геворк Саркисян, Наталия Чанышева

В студии «Финам FM» - Геворк Саркисян, генеральный директор компании «Иннова», и Наталия Чанышева, эксперт по маркетингу интернет-проектов. Вместе с Максимом Спиридоновым гости обсуждают введение регистратором Ru-Center возможности досудебного лишения прав на владение доменами.рф, подготовку системы онлайн-платежей от Visa, запуск платного онлайн-кинотеатра YouTube, шансы России на непосредственное участие в работе организации ICANN, покупку коммуникационного сервиса Skype корпорацией Microsoft и все более подробные детали грядущего IPO «Яндекса».
ссылка: http://habrahabr.ru/post/ 119347/

Bloodline Champions готовится к выходу в России

«Мы с самого начала участвовали в развитии киберспорта в России, и рады предложить нашим игрокам новые возможности в этой области, - заявил генеральный директор „Инновы“ Геворк Саркисян. - Инновационные технологии, применяемые компанией Funcom, желание открыть новые горизонты для игроков по всему миру в сочетании с нашим издательским опытом позволят нам поднять планку качества в области состязательных онлайн-игр на небывалую высоту».
ссылка: http://inn.ru/news/98/

«Коробочные» игры станут артефактом

Генеральный директор «Иннова» Геворк Саркисян в разговоре с корреспондентом издания подтвердил эту динамику. По его мнению, 93% всех людей, скачавших хотя бы одну программу для своего мобильного устройства, готовы платить за мобильные игры. Так что игры в коробках в скором будущем вовсе станут редкостью. «Будущее за цифровой дистрибуцией для любого вида контента, в том числе и для игр, - считает Геворк Саркисян. - Коробки будут продолжать жить больше в виде коллекционных изданий для истинных геймеров-фанатов».
ссылка: http://inn.ru/press/86/

Задайте вопрос генеральному директору компании «Иннова» Геворку Саркисяну

В следующий, 81-й выпуск «Рунетологии» мы позвали генерального директора компании «Иннова» Геворка Саркисяна. Говорить мы собираемся, в частности, о рынке онлайн-игр, об их монетизации и перспективах. Вопросы гостю задавайте в комментариях к записи до полудня пятницы, 21 января.
ссылка: http://spiridonov.ru/post/5240

В Южной Корее открылась крупнейшая выставка онлайн-игр

Геворк Саркисян, генеральный директор компьютерной игровой компании «Иннова»: «Вся Корея пробует мобильные игры. Здесь на выставке в основном дети, но я вам абсолютно точно говорю, знаю последние цифры, что играют люди, которые старше 50, 60 лет».
ссылка: http://www.ntv.ru/novosti/ 365640

Innova и Mail.Ru заключили соглашение о партнерстве
«Решение о выборе Mail.Ru в качестве партнера было принято исходя из совокупности многих факторов, - отметил генеральный директор компании Innova Геворк Саркисян. - Новейшие, востребованные на рынке проекты от Innova вкупе с широчайшими информационными возможностями Mail.Ru откроют новые горизонты для ценителей интересных игр и качественных IT-сервисов».
ссылка: http://corp.mail.ru/press/ news/625

За кражу виртуального персонажа из игры посадят на 2 года

Генеральный директор компании Innova Геворг Саркисян пояснил, что кражи персонажей в компьютерной игре Lineage происходят довольно часто, однако далеко не все пользователи обращаются к правоохранительным органам. «Виртуальных персонажей крадут каждый день, мы боремся с этими противоправными действиями, в том числе советуем пользователям вводить дополнительную защиту для их аккаунтов.

Довольно часто встречаются и махинации: например, пользователь, договорившийся о продаже своего персонажа, после сделки заявляет о его краже. Такое мы тоже стараемся пресекать», — говорит г-н Саркисян.
ссылка:

В конце января в Москве открылся парк международной сети «Кидзания», где дети могут попробовать себя в разных профессиях. Первая в России «Кидзания» появилась в торговом центре «Авиапарк». Это самый большой и технологически оснащенный парк сети во всей Европе.

Первую «Кидзанию» в 1999 году основал мексиканец Хавьер Лопес Анкона. Позднее парки под этим названием открылись в 18 странах по всему миру - от Японии до Великобритании. Московская «Кидзания» стала 21-й по счёту в мире и самой большой в Европе - она занимает два этажа и 10 тысяч квадратных метров площади.

Ее основатель молодой миллионер – Геворк Саркисян. Более пять лет Саркисян боролся за идею создания такого парка в России.

Геворк Саркисян – экономист по образованию, работал в министерстве финансов РФ. В 2006 году, на момент когда он с командой единомышленников основал компанию Innova, адаптацией иностранных онлайн-игр в основном занимались «пираты». Чтобы договориться о первой лицензионной публикации игры с ее разработчиком, по словам Геворка, им пришлось «преувеличить свои возможности». Зато сейчас у компании более 10 игровых проектов (в том числе Lineage II, Planet Side II, Aion) и еще онлайн-кинотеатр «Аййо».

В 2013 году Саркисян занял восьмое место в списке молодых российских миллионеров по версии Forbes.

«Из-за того, что Кидзания для Москвы - новый проект, многие родители пока относятся к нему с недоверием и в огромном количестве ходят и наблюдают за своими чадами. Даже тех, кто старше семи лет, держат под присмотром, хотя в этом возрасте они уже могут находиться на территории без сопровождения. Родителям нужно время - привыкнуть к нам, познакомиться. Мы видим, что, приходя в следующий раз, взрослые уже спокойнее на все реагируют, дети занимаются сами» , - говорил Геворк Саркисян в интервью Лента.ру .

При всех разновидностях профессий и рабочих мест, Саркисян отмечает, что дети должны оставаться в реальности. «Мы не можем открывать магазины или фабрики с вымышленными названиями. Это бессмысленно и никому не интересно. Если дети хотят работать в банке или в кафе - эти места должны быть такими же, как и в жизни. Ребята сами от этого будут тащиться: «Круто, я буду работать в «Альфа-банке», который я каждый день вижу на улице! Класс, я во Fridays, куда мы ходили с родителями!», - объясняет миллионер.

Между тем, в мини-городке запрещено все, что связано с преступлением, насилием, религией, политикой и даже приготовлением фаст-фуда.

Innova Systems – российский издатель и локализатор онлайн-игр.

Дата основания компании – 1 января 2006 года. За пять лет работы Innova Systems участвовала в двенадцати крупных проектах по разработке и локализации игр. Самый известный проект – локализация игры Lineage II, в которой зарегистрировано более трех миллионов пользователей.

В компании трудится около 200 специалистов.

Родился 7 августа 1982 года в Ереване. В 2002 году окончил факультет «Мировая экономика» Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.

После окончания университета поступил на государственную службу в Министерство по налогам и сборам РФ, где работал с 2002 по 2006 год. После реформы системы государственного управления перешел на работу в Министерство финансов РФ. В 2006 году стал одним из основателей компании Innova, занимающейся изданием и локализацией многопользовательских онлайновых игр. В настоящее время – генеральный директор компании. За время его руководства Innova запустила на российском рынке более десяти проектов мирового уровня, среди которых такие известные бренды, как Aion, Lineage II и RF Online.

Интересы и увлечения: астрономия, история, философия, путешествия, водные виды спорта. Живет и работает в Москве.


Геворк Саркисян – молодой управленец, успевший поработать на госслужбе и сумевший развить сильный бизнес с высокой маржинальностью и особой атмосферой в команде. Что бы я выделил в нем из качеств, крайне важных для предпринимателя, так это транслируемое в общении спокойствие и уравновешенность. Не знаю, таков ли он всегда, но на меня этим собранным и ровным спокойствием, не имеющим никакого отношения к равнодушию, он произвел впечатление.


– С античных времен одной из ярких иллюстраций нужд и желаний человека является древнеримская концепция «хлеба и зрелищ». Причем «зрелища», я думаю, здесь можно трактовать в более широком смысле – как вообще развлечения. Хотим мы этого или нет, но после еды и секса развлечения – пожалуй, главное, что заботит среднего потребителя любой национальности и расы. Поэтому индустрия развлечений разных стран давно являет собой очень разносторонний и прекрасно работающий бизнес. В интернете одним из самых заметных ответвлений этой индустрии являются различные игры. Казуальные, браузерные, игры в социальных сетях и тому подобное. В масштабах планеты сейчас это уже миллиарды долларов годового оборота.

Геворк, как и почему вы занялись бизнесом на онлайн-играх?

– Дело в том, что любой бизнес должен создавать интерес. Мы были одними из первых, кто представил пользователям лицензионный контент. Тогда весь российский рынок являл собой разрозненные сообщества пиратов, которые занимались единственной известной на тот момент игрой – Lineage II.

Очевидно, что любой пиратский рынок нужно сделать максимально прозрачным и превращать его в легальный. Этой идеей мы загорелись и воплотили в жизнь, но с того момента многое претерпело изменения. Сегодня мы понимаем, что то, чему мы научились, и то, что мы имеем сегодня, вполне может конкурировать с продукцией европейских и даже азиатских издателей.


– На сегодня вы только локализаторы, если я не ошибаюсь?

– Да, но процесс локализации – очень тонкий и сложный бизнес. Поначалу может показаться, что все просто, можно легко перевести игру, запустить ее и зарабатывать деньги. Многие компании ринулись на этот рынок, пытаются взять какие-то продукты и что-то реализовать. Принцип нашей компании, который никогда не менялся: мы делаем все для того, чтобы предоставлять пользователю максимально качественный продукт. Мы никогда не гнались за количеством. Это привело к тому, что мы не только в Рунете, но и во всей индустрии сделали одними из первых единый лицевой счет для всех игр, единую систему запуска игры, сделали пользовательский сценарий наиболее простым, один пароль-логин на все игры.


– Очень любопытно в вашей биографии переплетается служба в госорганах и переход в игровой стартап. Как так получилось? Вы в Министерстве по налогам и сборам готовились стать интернет-предпринимателем?

– Я не могу сказать, что по своей философии и характеру я тогда был классическим чиновником, но всегда чувствовалось, что я могу быть бизнесменом. Даже на госслужбе я находил решения, которые не лежат на поверхности и зачастую сложно реализуемы. Я могу сказать, что люди, которые могут эффективно работать и в бизнесе, и на госслужбе, есть, но их немного.


– Согласен. Просто это разная ментальная сущность. Обычный чиновник не мыслит предпринимательски.

– Я не согласен с вами. Поскольку я мыслил предпринимательски и всегда ставил себя на место тех предпринимателей, с которыми работал. Можно сказать, что наша служба была построена по такой модели: мы все делали максимально эффективно, не строили тупиков, старались преодолеть все барьеры и достичь максимального результата. Не стоит загонять все в рамки восприятия чиновников, надо думать так, как думает предприниматель. Мне мои руководители смогли это привить.


– Это здорово, но когда я слышу о чиновнике с предпринимательским мышлением, у меня (и не только у меня) рождается совершенно непозитивный образ человека, использующего работу на государственной службе в личных интересах.

– У меня такой проблемы никогда не было, потому что я из обеспеченной семьи и у меня не было необходимости зарабатывать большие деньги. Предпринимательское мышление заключается в том, что когда ты видишь какие-то преграды и барьеры, ты ищешь пути преодоления. Крутой project-менеджер в идеале должен аутсорсить все свои задачи как внутри компании, так и вне ее. Когда он понимает, что тот сервис, который ему предоставляет компания, некачественный, он ищет другие способы, позволяющие решить задачу наилучшим для себя способом. Это предпринимательский метод мышления. Нет смысла связывать это с деньгами и госслужбой.


Интересная тема, но вернемся к бизнесу. Ваш игровой стартап сейчас имеет более двадцати миллионов долларов годового оборота. По меркам Рунета, это весьма солидные деньги. Как достигли успеха?

– Начнем с того, что для меня все компании отличаются только одной-единственной составляющей – людьми. Инвестиции могут быть одинаковыми, отличаются только люди. Залог нашего успеха – команда людей, которая никогда ни перед чем не робеет и имеет презрение к невозможному.


– Как команду собирали?

– Собирал поначалу сам, а потом наши HR, которые мыслят в той же парадигме, что и я. Я до сих пор лично интервьюирую практически каждого человека. Я интервьюировал массу HR и только спустя некоторое время нашел человека, который думает в одной со мной плоскости. После того как я его нашел, я начал с ним плотно работать, чтобы мы одинаково представляли то, какие люди должны работать, как они должны думать и к чему они должны стремиться.


– Как-то можете сформулировать парадигму, которую вы с HR несете?

– Мы даем возможность людям найти свое место в компании и совершенствоваться каждый день, мы пытаемся увязать цель их жизни с нашей целью. Мне сотрудник должен объяснить, какая у него цель в разрезе 15–20 лет, потому что наш успех зависит от того, на какой период времени мы планируем свою жизнь. Если работа в этой компании, в этой среде дает ему возможность достигнуть этой цели, он мне должен объяснить путь, который ему надо пройти. Работа с нами должна укладываться в рамки этого пути. Если она не укладывается, то мне становится непонятно, почему человек с любовью и страстью должен делать то, что он делает. Я должен знать, что он будет хотеть совершенствоваться каждый день. Когда люди понимают, что у них есть возможность добиться того, чего они хотят, что у них есть сильный тренер, который постоянно будет держать их в напряжении…


– Тренер – это вы?

– Я или их непосредственный руководитель. В этом случае сильные (важная оговорка!) люди только радуются. Сильные спортсмены всегда держатся сильных тренеров, они сами ставят себе высокие цели, но тренер ставит еще более высокие цели и постоянно делает все для того, чтобы их тренировать и спрашивать с них соответственно. Таких людей мы ищем, находим и воспитываем у нас в компании.


– Удается?

– Почти всегда удается, но достаточно много и ошибок. Я согласен с тем, что нельзя расслабляться. Стартап вообще лучше начинать без денег. Если у тебя денег много, то ты расслабляешься. «Чтобы бежать впереди стаи, нужно всегда быть голодным». Расслабление приходит, когда ты не голоден. Тогда ты и перестаешь бежать впереди стаи.


– Как вам удается поддерживать в себе «голод»?

– Я сам по себе такой человек. Я каждый день себя настраиваю на эту волну. У нас люди такие же работают.


– По рассказам, мотивационные схемы в Innova построены на принципе не пряника, а кнута. Бонусы и премии не платятся. Так ли это?

– Можно провести аналогию. Хотите ли вы иметь друзей, которые с вами в хороших отношениях тогда, когда вы обеспечены? Я думаю, что большая часть людей ответит, что нет. Ни один ключевой человек в компании не должен быть финансово мотивирован. Если ключевые люди в компании финансово мотивированы, это значит, что вы имеете друзей, которые дружат с вами исключительно потому, что у вас сейчас хорошее состояние, и в тот момент, когда ваше состояние будет плохим, этих друзей сразу же не станет.


– То есть мотивация должна быть личностной?

– Мотивация должна быть в достижении тех целей, которые человек сам себе ставит. Я стремлюсь к тому, чтобы наши сотрудники получали зарплату выше рыночной и имели возможность многое себе позволить: пойти в хороший ресторан, на хороший концерт и так далее. Почему для меня это важно? Потому что я хочу, чтобы у сотрудников было чувство вкуса, чтобы они могли многое видеть и многое пробовать и чтобы у них развивался эмоциональный интеллект.


– Любопытно. Сейчас людей с развивающимся эмоциональным интеллектом у вас порядка 150, если я не ошибаюсь.

– Не могу сказать, что все таковые, но мы стремимся к этому. Дело в том, что в хорошей компании обычно двадцать процентов людей – которые несут компанию вперед, остальная часть развивается медленнее, чем компания. Моя задача заключается в том, чтобы таких людей было не двадцать процентов, а тридцать-сорок.


– То есть вы делите людей на пассионариев и рядовых сотрудников?

– Нет, пассионариев у нас нет. Мы каждому человеку даем возможность вырасти, начиная от junior до специалиста конкретной компетенции, затем до лида по конкретной компетенции, потом до PM, который может руководить лидами в разных компетенциях, и так далее. Если у человека есть потенциал (а мы берем только людей с потенциалом), он может достичь большого результата в нашей компании.


– Хорошо. Ваш флагманский продукт на сегодняшний день – Lineage II?

– Нет. Я недавно был на конференции в Германии, и многие CEO немецких компаний говорили, что у игровых компаний обычно есть один-два флагманских продукта, а все остальные продукты – придаток.


– Обычно так и бывает.

– У нас не так. На сегодняшний день у нас есть пара продуктов, которыми мы не очень довольны. Они не так хороши, как мы хотели, и наши ожидания, когда мы запускались, отличаются от текущего состояния, но все остальные наши продукты занимают очень важное место в структуре выручки и наших пользователей. Например, Point Blank – шутер, который мы запустили год назад, – по количеству пользователей сейчас стоит наравне с Lineage II.


– Сейчас у вас 12 проектов. Как управляете таким набором разных игрушек?

– У нас плоская структура в компании. У каждого проекта есть project-менеджер, он фактически является генеральным директором своего проекта, он имеет право принимать все решения от начала и до конца в рамках своего проекта. Он является управленцем этого проекта, у него есть ресурсы для того, чтобы обеспечивать свой проект тем, чем ему необходимо, в виде внутреннего аутсорса в отдел перевода, отдел дизайна и так далее. Также у него есть свои сотрудники, которые работают исключительно на его проекте.


– Сколько обычно сотрудников на проекте?

– На Point Blank пять человек, на Lineage – двенадцать. Это зависит от пласта работы, которую необходимо делать.


– Как вы принимаете решения, какие из проектов локализовать, а какие закрыть?

– У нас есть estimation-команда, которая занимается оценками, аналитикой, смотрит все игры, у которой есть своя система оценки, которая детально анализирует игры, после чего информация доходит до project-менеджеров, меня, команды международного бизнеса (люди, которые общаются с внешней средой), и мы принимаем решение, какой проект для нас самый важный и как мы будем бороться за то, чтобы представлять его в России.


– Каким образом выстраиваются финансовые отношения с издателем-правообладателем локализованной игры?

– Обычно 25–30 процентов поступает правообладателю.


– Остальное остается у вас?

– Да, но при этом все расходы – наша часть.


– Русификация?

– Все, включая налоги, серверы, программное обеспечение и так далее.


– А сколько у вас зарегистрированных пользователей?

– Количество зарегистрированных – нерелевантный показатель, потому что зарегистрироваться может и десять миллионов. Я думаю, что по регистрации у нас миллионов двенадцать-пятнадцать. Мы даже не рассматриваем этот показатель, потому что он нам неинтересен. Мы рассматриваем показатель активных пользователей (активными пользователями мы считаем тех, кто бывает у нас четыре раза в месяц). Таких у нас два миллиона, в основном это Россия, пять-семь процентов – Украина.


– Среди экспертов онлайн-гейминга популярна точка зрения, что наиболее перспективным направлением является модель free to pay, а сам рынок еще далек от насыщения. Согласны?

– В интернете надо быть либо первым, либо вторым. Если ты пятый, то ты уже никакой, потому что сейчас масса игр запущена, у которых тысяча пользователей, – это мне кажется несерьезным. Рынок с этой точки зрения никогда не будет насыщенным.


– Как оцениваете конкуренцию со стороны игр в социальных сетях?

– Мы эту почву глубоко исследуем и знаем все технологии, которыми пользовались и будут пользоваться люди при создании таких игр. Мы сейчас немного участвуем в социальных играх, но не так, как это делают все остальные.

Дело в том, что игровой пользователь рождается в социальных сетях, начинает играть в социальные игры, потом ему это наскучивает, потому что контента недостаточно, вовлеченность низкая. В этот момент его надо увлечь легкими и простыми казуальными ММО. Для мужчин это может быть Point Blank. Мы считаем, что именно поэтому рост пользователей у этой игры так сильно заметен. Эта игра подхватывает людей, которые научились играть и пользоваться при этом включенным интернетом и которые не дошли еще до хардкорных игр. Потом пользователь начинает играть в хардкорные ММО (Lineage II, например).


– Хардкорные – это игры со сложным сценарием?

– Да, с политической и экономической системой. Хорошая хардкорная игра – модель развития мира, помещенная в игру. Там есть абсолютно все: своя политическая система со своей иерархией, со своими лидерами, патриархами и так далее, своя экономическая система со своими валютами, со своими битвами, войнами и всем остальным.

Если представить Вселенную и представить, что мы являемся сервером и кто-то играет нами, что планета Земля и человеческая раса принадлежат какому-то пользователю, то можно сказать, что то же самое происходит там, в игре.


– В этом смысле все ближе антиутопия, например «О дивный новый мир» Хаксли. Герой погрузился в развлечения настолько, что забыл себя. Игры становятся настолько хороши, сценарии существования игровых персонажей от первого лица в них настолько разнообразные, интересные и яркие, что реальность может отпасть за ненадобностью со временем.

– Мы будем этому всячески противостоять.


– Каким образом вы противодействуете пиратству? В вашей сфере эта тема популярна. Вы сами начали свой рассказ с того, что было много пиратов. Я думаю, что сейчас они тоже есть.

– Их стало очень мало по сравнению с тем, что было. Мы не раз обсуждали эти вопросы и пришли к выводу, что, пока ты не сделал свой сервис лучше, чем у пиратов, даже не думай противодействовать им с помощью правоохранительных органов. Исключительной твоей победой над пиратами будет, если ты добьешься хорошего и качественного сервиса для пользователей, потому что у тебя есть ресурсы, есть возможность нанимать на работу лучших людей, а у пиратов таких возможностей нет, у тебя есть возможность покупать лучшие серверы, ставить лучшее оборудование, получать саппорт от корейской стороны. Если в этой битве ты не сможешь победить, тогда тебе ничего не поможет.


– Есть ли какая-то специфика, конкретная и ярко выраженная, в работе с играми в России, Западной Европе, Америке? Или специфика разная?

– Разная, потому что ментально мы очень разные. То, что нравится российским пользователям, может не привлечь азиатского или европейского пользователя, поэтому нам приходится демонстрировать кастомный подход, стараться делать все для того, чтобы удовлетворить российского пользователя.


– Как платят российские пользователи? Электронными деньгами?

– Всем чем угодно. Самый популярный сейчас способ оплаты – Qiwi и «Яндекс. Деньги». Доля кредитных карт сейчас растет, но пока она слишком мала.


– Сколько примерно стоит функция, опция, включаемая в игру?

– От одного до двадцати долларов.


– Все ваши игрушки работают по модели free to play?

– Нет, у нас есть игра Aion – сегодня это, наверное, самая топовая игра на рынке, не только в России. Она работает по модели подписки. Там совершенно другое комьюнити, оно очень интеллигентное и цивилизованное, и нам это очень нравится.


– Как у вас обстоят дела с конкурентами? Есть сильные конкуренты – Astrum Nival, Руссобит и прочие.

– Я с тезисом «конкуренты мешают» принципиально не согласен. Если ты в себе уверен, то конкуренты тебе только помогают. Конкуренты дают нам возможность совершенствоваться каждый день, чтобы предоставлять пользователю лучший сервис. Мы создали этот рынок, продолжаем его создавать и развивать. Я не вижу в этом конкуренцию.


– Возвращаясь к бизнесу с точки зрения подобных игр, какой средний горизонт отдачи от игры? Вначале вы вкладываете какие-то деньги, и через какое время обычно происходит возврат инвестиций?

– Игра начинает себя окупать в течение года. Она себя начинает окупать каждый месяц, но это не значит, что ты вернул деньги.


– Опишите грубо структуру расходов: входная плата, команда, техническое обеспечение…

– Еще гарантии правообладателю, что каждый год ты как минимум будешь генерить определенное количество денег. Если ты столько генерить не будешь, то ты все равно заплатишь эту сумму.


– Каков средний возраст игрока?

– Средний возраст игрока – от пятнадцати до двадцати пяти лет. При этом средний возраст постоянно растет, потому что те люди, которые начали играть пять лет назад, вырастают, но при этом не утрачивают страсть к игре. У нас много пользователей за тридцать и за сорок, есть за пятьдесят-шестьдесят лет, и с некоторыми из них я знаком.


– А возраст до десяти лет – это не ваша аудитория?

– У нас работает много людей, которые хотят сделать что-то социально значимое. Мы сейчас работаем над проектом «Мечтариум. ком». Это проект для детей. Мы считаем, что самое главное для ребенка – это воображение. До семи лет родители должны делать все для того, чтобы у ребенка развивалось воображение. Также мы делаем проект «Астронавты». Это маленькая социальная игрушка для детей, но там почти весь контент образовательный. Там образовательные мультики, игры – все сделано для того, чтобы ребенок имел возможность поиграть, и при этом поиграть с пользой. Родитель может установить все что хочет (время, сколько ребенок может заниматься одним, вторым и так далее).


– Напоследок логично было бы задать вопрос про игры для iPad и другие планшеты. Будете делать?

– Я уже видел пару интересных игр. Я думаю, что они будут развиваться. Графически они, конечно, не станут как Aion или Lineage, но я думаю, что многие люди будут находить что-то в этих играх. Это скорее казуальное ММО, потому что вовлеченность не очень высокая.


– На этом все, спасибо за интервью.

– Спасибо большое. Мне тоже было приятно пообщаться, у нас получилась интересная беседа.


Игровая отрасль в Рунете будет расти и развиваться. По наблюдениям экспертов рынка, даже в периоды финансовых кризисов выручка у игровых компаний не только не падает, а часто поднимается. Так что перспективы у Innova Геворка Саркисяна самые радужные.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...