Сету (сето) — красивые люди. Народ Сету: между Россией и Эстонией Культура и религия

В это непросто поверить, но на территории России до сих пор есть народы, у которых нет свое письменности. Причем речь идет не о каких-то племенах на Чукотке или Дальнем Востоке, а о самой что ни на есть Европе. В Псковской области на границе с Эстонией есть малый народ сето с уникальной культурой, впитавшей в себя многое от эстонцев и русских, но сохранивших свои обычаи и традиции с давних времен. Всего в России живут 200 человек, относящихся к этому народу. Недавно я побывал в гостях у сето.

2. Музей-усадьба сето (ударение на первый слог) находится в Печорском районе Псковской области в деревне Сигово. Здесь в усадьбе сохранили быт хуторской семьи начала 20 века.

3. Сето (или сету) - уникальный народ. Их называют полуверцами или православными эстонцами, веру свою они приобрели в Печорском монастыре, но до сих пор в их жизни очень много обрядов и поверий, оставшихся с древних времен. Например, сето не говорят бранных слов, считая, что это призывает темные силы. В языке сето нет ругательств, самое плохое словое - это куре, чёрт. Еще у них сохранились деревянные идолы - Пеко.
Обо всем этом и культуре народа сето расскажет очаровательная хозяйка усадьбы Малле.

4. Сето были, в основном, земледельцами и занимались сельским хозяйством. На территории усадьбы сохранились сельскохозяйственные инструменты.

5. Этот огромный зубчатый круг - конная льномялка. Льномялку сделали мужчины сето, увидев рекламную картинку в немецком журнале.

6. Вот как работала льномялка.

7. Пройдем в дом. Быт был простой и скромный. В женской части дома обязательно был ткацкий станок, все девушки умели вязать варежки, ткать и вышивать.

8. В вышивке использовались языческие мотивы. Красный цвет оберегал от злых духов и от сглаза.

9. Подвесная люлька, простая кровать, на стенах фотографии жильцов усадьбы.

10. Женские украшения изготавливали из серебра, в основном из монет. В центре груди у Малле висит фибула - традиционное серебряное украшение. Общий вес украшений на женщине мог составлять несколько килограммов.

11. При нас Малле с рассказами приготовила традиционное блюдо народности сето - теплый сыр. Готовится он из молока и творога. Получается очень вкусное и питательное блюдо.

Фотографиями нельзя передать особый говор, тут нам на помощь приходит видео. Посмотрите этот небольшой ролик, услышите, увидите, а заодно узнаете, откуда пошло выражение «как сыр в масле катается».

12. Очень важно, чтобы во время приготовления еды никто даже случайно не говорил плохих слов, иначе еда будет невкусной.

13. Сето стараются сохранить свою культуру, они проводят фестиваль «Сетоммаа. Семейные встречи», на который приезжают гости из соседней Эстонии. Там живет около 10000 представителей сето. Один из обычаев - выбор короля Сето.

14. В очень интересном месте мы побывали. Если будете в Псковской области или где-то поблизости, обязательно посетите эту усадьбу, не пожалеете.

Спасибо Малле за гостеприимство!

Партнеры тура по Псковской области:

01.09.2008 13:12

История

Еще задолго до расселения славян на территории северо-запада России проживали немногочисленные финно-угорские племена. В ареале Псково-Чудского водоема издревле существовало одно из таких племен - сету (сето). Основным видом их деятельности было сельское хозяйство. Не смотря на то, что «под боком» был богатый рыбными ресурсами Псково-Чудской водоем, сету к рыбалке интереса не проявляли. Поэтому немногочисленные поселения сету в основном располагались вдали от водоемов, в местах с более-менее плодородной почвой.

В свою очередь, славянские племена, у которых рыбная ловля была одним из видов жизнедеятельности, обычно создавали свои поселения по берегам рек и озер. Так, с течением времени, в ареале Псково-Чудского водоема появилось так называемое «чересполосное» расселение сету и русских, упоминаемое в Псковской летописи XV века. Деревни, заселенные сету, чередовались с русскими деревнями. В некоторых населенных пунктах отмечалось совместное проживание русских и сету.

Отметим, что первое историческое упоминание о народе сету как о «псковской чуди» зафиксировано еще в Псковской летописи XII века. Но ни в одном из сохранившихся письменных источников Псковской земли не говорится о том, что между русскими и сету существовали какие-либо трения.

Долгое время сету сохраняли язычество. Крещение народа в православную веру произошло в середине XV века, уже после основания Псково-Печерского монастыря. Единая религия позволила сету перенять у русских ряд элементов материальной культуры. Сету органично вписали в свой быт все лучшие на то время агротехнические усовершенствования русских, сохранив при этом свою уникальную технику обработки земли.

Практически такие же процессы происходили и в духовной сфере. Приняв православие, сету оставили себе многие языческие обычаи и обряды. По народным поверьям, даже языческий «король сету» захоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря. Вплоть до середины ХХ века в каждом сетуском селении сохранялся идол Бога Пеку, которому в определенные дни приносились жертвы и возжигались свечи. Не зря одним из названий народа сету в русской среде было «полуверцы». Язык народа сету очень схож с юго-восточным (вырусским) диалектом эстонского языка. Это дало основание некоторым эстонским ученым предполагать, что сету не являются автохтонным народом, а произошли от эстонских переселенцев, спасавшихся от гнета рыцарских Орденов, а позже - от насильственного перехода в лютеранскую веру. Но большинство исследователей, изучавших сету в ХХ веке, склонялось к гипотезе о том, что сету – коренной финно-угорский народ, сохранившийся до нашего времени «осколок» древней чуди, с которой встретились славяне при заселении ими северо-запада Восточно-Европейской равнины.

Наибольшая численность народа сету зафиксирована переписью 1903 года. Тогда их насчитывалось около 22 тысяч человек. В то же время была создана и культурная автономия сету. Происходило развитие школ сету, выпускалась газета, начала формироваться национальная интеллигенция. Благодаря развитию экономических связей выросло благосостояние народа сету.

Основным видом деятельности стала качественная переработка льна, который пользовался большим спросом в скандинавских странах. В 1906 -1907 годах, во время проведения в России «Столыпинской реформы», около пяти тысяч сету переселились в Красноярский край, на «новые земли». Кардинальные изменения в жизни сету произошли после революционных событий 1917 года. Отметим, что на всем историческом периоде ареал расселения народа сету всегда входил в состав Псковской вечевой республики, государства Псковского и Псковской губернии. По заключенному 2 февраля 1920 года Тартускому мирному договору между Эстонской республикой и большевистским правительством России весь ареал расселения народа сету отошел к Эстонии. На присоединённых землях Псковской губернии был создан уезд Петсеримаа (Петсери – эстонское название города Печоры). После этого началась первая волна ассимиляции народа сету.

До 20-х годов сету носили православные имена и фамилии, образованные от имени деда. После прихода эстонских властей всем сету практически насильственным образом были присвоены эстонские имена и фамилии. Во всех переписях, производимых в независимой Эстонии, сету учитывались именно как эстонцы. Обучение в школах было переведено с языка народа сету на литературный эстонский язык. Формально властями Эстонии не делалось отличий между сету и коренными эстонцами, но на бытовом уровне сету для эстонцев всегда считались "диким" народом. Им позволялось проводить свои праздники и носить национальную одежду, но официального права называться народом, у них не было.

По оценкам эстонских учёных, в 1922 году численность сету в уезде Петсеримаа составляла 15 тысяч человек (25% населения уезда). Русские составляли 65% населения, эстонцы – 6,5%. По переписи 1926 года общая численность сету и эстонцев в Петсеримаа составляла около 20 тысяч человек. Согласно переписи населения 1934 года общая численность эстонцев и сету в уезде Петсеримаа почти не изменилась по сравнению с 1926 годом, но численность сету уменьшилась до 13,3 тыс. чел. (22%). При этом эстонцы составляли более половины населения города Печоры (Петсери), а сету в нём насчитывалось менее 3%. Печоры стали рассматривать как в средней степени обэстоненное поселение.

23 августа 1944 года на базе Псковского округа Ленинградской области была создана Псковская область. 16 января 1945 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в Псковскую область вошёл Печорский район, организованный из 8 волостей и города Печоры, ранее входивших в состав Эстонии. Но северная и западная части ареала расселения сету (Сетумаа) были оставлены в составе Эстонии. Новая граница между РСФСР и Эстонской ССР рассекла область расселения сету, создав для разных групп сету различные условия для их культурного развития. Расколотая на две части, Сетумаа не получила культурной автономии, как это было до 1917 года. В псковской части Сетумаа (Печорском районе) численность сету в 1945 году уже была меньше 6 тысяч и стала быстро сокращаться в дальнейшем, в том числе и за счёт обрусения части сету. В это время в Эстонии продолжался процесс эстонизации сету.

В советской статистике сету не выделяли в качестве самостоятельного народа, относя их к эстонцам. В середине 1960-х годов в Печорском районе Псковской области проживало уже не более 4 тысяч сету, а по данным переписи 1989 года – лишь 1140 «эстонцев», из них предположительно 950 сету.

Основным фактором изменения численности сету в Псковской области стал их миграционный отток в Эстонию. После 1991 года правительство Эстонии, применяя экономические и политические преференции, склонила к переезду на постоянное место жительства в Эстонию около тысячи представителей народа сету - жителей Псковской области. Исходя из данных последних исследований, проведенных в 2008 году профессором Геннадием Манаковым , в настоящее время на территории Псковской области проживает 172 представителя народа сету. Надо отметить, что правительство современной Эстонии практически не изменило своего отношения к народу сету. Так, в 2002 году при проведении в Эстонии переписи населения народность сету попросту не учитывалась.

Современность

В 1993 году, представителями народа сету, проживающими на территории Псковской области, было организовано этнокультурное общество народа сету «Экос». С 1995 года его возглавляет Хелью Александровна Маяк .

«Мы стали возрождать старые традиции народа сету, которые уже позабылись, - рассказывает Хелью Маяк, - В первую очередь, возобновили работу хора. Хор был создан более 30 лет назад, но в то время он уже практически не собирался. Восстановили проведение празднования рождества, когда люди со всех деревень собираются вместе, поют песни. Второй праздник, который мы отмечаем всем народом, – это Успенье Божьей Матери и праздник «Кирмаш». Обычно он проводится во дворе школы №2 города Печоры. Также обществу «Экос» удалось создать и открыть музей культуры народа сету в деревне Сигово Печорского района. Существует еще один небольшой музей народа сету, который находится при школе №2 в Печорах. Члены общества «Экос» проводят в школе факультативные занятия с детьми по культуре народа сету, его обычаям и традициям. При школе создан детский хор. Мы сами шьём костюмы детям, помогаем, чем можем. Но в основном работа общества «Экос» заключается в помощи пожилым представителям народа сету: кому нужно оформить документы, кому помочь с лечением, решить многие другие проблемы. Хотя нам помогают районные власти, практически все наши мероприятия держатся на энтузиазме. Сами печем пироги, варим сыр. В общем, народ сету и культура сету в России пока живет. И надеюсь, что так будет и дальше».

Отметим, что в Печорской школе №2 с давних времен обучение проводится на эстонском языке. В ней получили образование и до сих пор обучаются многие дети из народа сету.

Помимо музея-усадьбы в деревне Сигово, являющемся филиалом Изборского государственного музея-заповедника, той же деревне существует и частный музей народа сету. Своими руками и на собственные средства его создала знаток истории и культуры народа сету, энтузиаст музейного дела Татьяна Николаевна Огарева. Все экспонаты этого музея имеют свою родословную: ранее они принадлежали конкретным людям - представителям народа сету.

В 2007 году администрация Псковской области разработала комплексную программу развития культуры народа сету. Она предусматривает организацию двух этнокультурных поселений сету, прокладку к ним дорог и коммуникаций, создание условий для развития и поддержку народных промыслов, регулярное проведение фестивалей и народных праздников сету.

Фестиваль

27 августа 2008 года в сетусской деревне Сигово Печорского района Псковской области на территории музея-усадьбы сету Изборского музея-заповедника, состоялось торжественное открытие фестиваля народа сету "Сетомаа. Семейные встречи" . В церемонии открытия приняли участие председатель Псковского областного Собрания депутатов Борис Полозов, руководитель Финно-угорского культурного центра России Светлана Белорусова, представители администрации Псковской области.

Выступая перед участниками фестиваля, Светлана Белорусова сообщила, что "для того, чтобы этот фестиваль развивался, на следующий год финно-угорский центр России обязательно подаст заявку в Министерство культуры России для участия фестиваля народа сету "Сетомаа. Семейные встречи" в федеральной целевой программе "Культура России". Она также выразила надежду на то, чтобы на этот фестиваль, который обязательно должен стать ежегодным, съезжались не только представители народа сету из Псковской области и Эстонии, но и из Красноярского края. "Хотелось бы, чтобы остальные финно-угорские народы тоже принимали активное участие в этом фестивале. Давайте сделаем его более широким и пригласим сюда представителей других народов этой группы. Думаю, что для псковской земли посмотреть творчество других народов будет тоже очень интересно", - пояснила Светлана Белорусова.

Право торжественного открытия фестиваля было предоставлено Королю народа сету Сильверу Хюдси, председателю этнокультурного общества "Экос" Хелью Маяк и директору Изборского музея-заповедника Наталье Дубровской. После исполнения гимна народа сету состоялся праздничный концерт. В нем приняли участие народные коллективы "Хельмине" (Микитамяэ), "Кулдатсяук" (Вярска), "Верска Нооре Наасе" (Вярска), "Сысары" (Таллин), "Куллакысы" (Пылтсамаа), "Тсибихярблясе"> (Обинитса), русский народный хор "Нива" (Печоры), семейный дуэт (Изборск), русский народный хор из Гдова и другие.

В конкурсе "Хлебосолька" первое место за лучшее национальное блюдо из рыбы получила председатель этнокультурного общества народа сету "Экос" Хелью Маяк (Россия). Состоялись также конкурсы среди мастеров народных промыслов сету. Вечером для гостей фестиваля был зажжен праздничный костер.

В качестве гостей на фестивале присутствовали депутат Государственной Думы России Виктор Антонов, депутат парламента Эстонии Урмас Клаас, председатель союза волостей сету Маргус Тиммо (Эстония), представители народа сету из России и Эстонии, жители окрестных деревень и города Пскова.

Финансовая поддержка в проведении фестиваля "Сетумаа. Семейные встречи" была оказана Министерством регионального развития России в рамках программы поддержки развития государственной национальной политики на 2008 год и Фондом "Руссо-Балт".


сколько сету в эстонии?


Гость , 02.09.2008 00:27:13

Господин Алексеев, я так понимаю из кгбшного пропагандистского REGNUMа умышленно не договаривает.

Вопрос отдельный ли народ сету такой же спорный как и отдельные ли народы горные и луговые марийцы, эрзя и мокша в России. Это чисто пропагандистский трюк российской пропаганды, дабы упрекнуть Эстони в "дискриминации финно-угорского народа сету". А что Россия сделала и делает для сету? В Эстонии есть целая государственная программа по поддержке Южной Эстонии, культуры и языка сету. Ежогодно выделяется 5 млн. крон (более 10 млн рублей). В Эстонии издаются газета (распространяется бесплатно), глянцевый журнал, учебники, книги на сету и выру языках/диалектах, есть радио. А о таких прекрасных культурных центрах и музеях как у сету нам российским финно-уграм остается только мечтать. Сету язык преподается в школах. А что в России? Есть СМИ, издаются книги на сету языке, преподается в школах? НЕТ! Несколько лет назад была единственная эстонская школа в Печорах, так там преподавали литературный эстонский, а не сету язык. Есть ли она сейчас не знаю. И, кстати, эта школа во многом существовала благодаря самой Эстонии, также как и преподавание эстонского языка в Сибири. Эстония направляет туда преподавателей, учебники и т.д.


Cето (сету) - малочисленный финно-угорский народ из Эстонии. Они близки к эстонцам, но в отличие от них, не лютеране, а православные. Местность, где живут сето, разделена российско-эстонской границей и исторически называется "Сетомаа".
Три года назад я уже про частный музей этого народа в Псковской области. С тех пор очень хотелось побывать в эстонской части Сетомаа. Недавно это удалось.

2. Мы проедем по Сетомаа с севера на юг. По всему пути расставлены указатели с интересными местами, висят схемы маршрута и описания. Это указатель на местную часовню. Часовни сето необычны и немного отличаются от привычного нам вида

3. Большинство их на пути оказались деревянными и без куполов. Если бы не крест на крыше, подумал, что это обычный дом. Часовная св. Николая, 1709 года в селе Выыпсу.

Село Выыпсу выросло на пересечении торговых путей и известно с 15 века. Позже здесь появился порт, поскольку до Чудского озера отсюда около трёх километров. Сейчас это небольшое село, где живут примерно 200 человек.

Как было сказано выше, сето были "полуверцами". После крещения этого народа, язычество далеко не ушло. Даже после войны на некоторых хуторах рядом с иконами стояла фигурка языческого бога Пеко, внешне напоминаюшего снеговика. А жертвы святым камням, святым источникам и святым деревьям некоторые сето приносят до сих пор.
Пеко - бог плодородия. По эпосу он помогал Христу, а похоронен в Псково-Печёрском монастыре. Сето считают его главным религиозным центром. Хотя монастырь и расположен в России, до него от самой дальней точки Сетомаа всего километров 30.

5. Если точнее, это не Чудское озеро, а его южная часть - Псковское озеро (по-эстонски Пихква-ярв). Ещё мне нравится русское название окрестностей Чудского озера - Причудье. Романтика)

6. Народу вокруг никого, вода чистая. Поплыть бы куда-нибудь по озеру на плоту)

7. Правда с путешествием на плоту могут возникнуть сложности. По озеру проходит государственная граница. Скорее всего те острова вдали уже Россия

8. У сето есть свой флаг. Создан по образу скандинавских с добавлением местного орнамента. Что интересно, флаг висит на многих домах, а иногда даже рядом с эстонским вместо флага ЕС

Что касается языка сето, в Эстонии он считается частью диалекта эстонского. С этим соглашаются многие специалисты. Сами же сето считают свой язык самостоятельным. В 2009 году он был включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как "находящийся под угрозой исчезновения".
В России же сето были внесёны в список коренных малочисленных народов страны только в 2010 году. До этого как бы считалось, что такого народа нет вообще.

9. Дальше едем в Микитамяэ. Село побольше предыдущих. Был бы я Петром I (его словам и действиям у нас приписывают много происхождений названий), то после этого поста село бы называлось Вежливое. Здесь живут вежливые и отзывчивые люди. Дети несколько раз здоровались с нами, незнакомыми взрослыми. А когда мы подошли к часовне, то откуда-то появился местный житель, желающий всё рассказать о ней и показать. Разумеется, бесплатно
Часовная св. Фомы - одна из самых старых в Эстонии деревянных построек и самая старая часовная сето. 1694 год

10. Как-то очень быстро дедушка раздобыл в администрации ключ, и мы пошли внутрь

11. Внутри скромно. Подсвечник, центральная и несколько "неглавных" икон. Службы здесь проводятся, часовня действует. Со слов сопровождающего узнаём, что почти в каждой крупной деревне сето раз в год проходит kirmas - большой деревенский праздник. В основном он связан с днём святого, в честь которого освящена часовня в том или ином селе

12. Церковь сето подчиняется Константинопольскому патриарху. Ещё оказывается, на Пасху сето не пекут куличи, а заменяют их пирогами с творогом и готовят специальный сыр

13. А такие била заменяют колокола

Раз уже сказал про праздники сето, то самым большим и главным является "День королевства сето". Даже название-то какое! Сето никогда не были независимыми, но раз в год становятся "самомстоятельным королевством". Проводится он летом. В этот день выявляют лучших мастеров по изготовлению сыров, вина, пива, лучших поваров, пастухов, танцоров. Особая отдельная традиция – выбор короля. Его выбирают очень справедливо: претенденты на почетное звание становятся на пни, а за ними выстраивается хвостом народ. Где больше хвост – там и король. Король издает свои указы. Это формальные законы на один день: чтобы все активно участвовали в конкурсах, улыбались и чтобы у каждого было хорошее настроение…

14. А дальше на нашем пути вдруг возникает граница. Оказывается у России здесь небольшой выступ в глубь Эстонии, похожий по форме на сапог. Пешком ходить здесь нельзя, висят предупреждающие о границе знаки и стоят столбики. Километра полтора едем по Родине. Запрета на движение велосипедов, мотоциклов, машин и автобсов нет, проезд свободный. Вдоль дороги идёт забор, в двух местах видел вспаханную землю

15. Село Обинитса, памятник песеннице. Песни у сето и сейчас очень популярны на праздниках. "Фишка" песни сето - выдумывается она местами "на ходу". Недавно песенная традиция сето leelo была внесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

16. Песенница смотрит куда-то вдаль. Мне она напомнила Бурановских бабушек. Кстати удмурты родственны сето, с ними поддерживается культурная связь, приезжают гости. Активно поддерживает сето и Культурный центр финно-угорских народов

17. В Обинитсе остановимся и на обед

18. Внутри должна быть национальная еда

19. Заходим. Стол, лавки, тканые половики

21. Вокруг много информации о сето и о других финно-угорских народах. Книга о часовнях

22. И наконец еда! Национальная кухня сето мне очень понравилась. Вкуно, сытно и необычно. Этот суп с одновременно с мясом и вяленой рыбой. Также добавляют овощи и перловку. Получилось замечательно.
Еще нам принесли домашний квас, мясо в горшочках и рулет с клюквой на десерт. Стоит всё 6 евро. Не везде за такую цену будет полный обед.

Традиции приготовления пищи в Сетомаа стараются сохранять. Есть даже мастерские, в которых обучают готовить. Например популярны мастреские, где готовят сыйр - местный творожный сыр

26. Интересные качели. Покататься бы на таких с девушкой-сето)

27. Здесь же в Обинитсе расположен музей сето. Точнее музеев в Сетомаа три, но два в день нашего приезда были закрыты. Жаль не удалось посмотреть усадьбу сето под открытым небом, но ничего. В Сетомаа стоит вернуться

28. Музей небольшой и милый. Совершенно не такой, как все привыкли думать о музеях (за что я многие тоже не люблю и стараюсь в них не ходить)

29. Снова флаг.
Отдельно надо сказать про погоду. Повезло) Солнце, капель и весна

30. В музее домашняя атмосфера. Орнаменту сето, как и другие многие народы, уделяли особое внимание. На разную одежду, для разных случаев и праздников он был свой. Умение хорошо рукодельничать иногда остаётся ключевым моментом при выборе невесты до сих пор

32. Национальный костюм сето тоже носят до сих пор. Чаще конечно на праздниках. Государство всячески поощряет национальные особенности сето. Выделяются деньги, помогают с организацией праздников. Раньше эстонцы недолюбливали сето, считая их ленивыми и "не совсем финно-уграми", но сейчас по словам местных народы стараются жить дружно

33. Здесь вроде бы всё понятно и без комментариев

38. Хутора сето чаще всего были закрытыми, здания располагаются вокруг toro - двора. Народ жил на территории постоянных войн, мог прийти не только добрый гость

39. Ворота рядом с музеем. Не знаю, декоративные или нет

40. Дальше, в селе Торбова попалась ещё одна часовня. Опять же, не знал бы, принял за сарай

41. Перед входом лежит камень с крестом. Честно сказать, не знаю, что это такое

Сету называет свой край самым лучшим на земле. Народ сету относится к малочисленным финно-угорским племенам. Они вобрали особенности русской и эстонской культуры, что повлияло на жизнь и стало причиной внесения традиций сету в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Где живут (территория), численность

Расселение сету неравномерно. В Эстонии их насчитывается около 10 тысяч, а в Российской Федерации - всего 200–300 человек. Многие называют своим родным краем Псковскую область, хотя и предпочитают жить в другой стране.

История

Многие ученые спорят насчет происхождения народа сету. Одни полагают, что сету являются потомками эстов, которые сбежали от ливонцев на Псковскую землю. Другие же выдвигают версию о формировании народа как потомков чуди, к которым примкнули в 19 веке переселенцы эсты, принявшие православие. Третьи выдвигают версию о формировании сету, как исключительно самостоятельного этноса, который в дальнейшем подвергся частичной ассимиляции. Наиболее распространенной версией остается происхождение от древней чуди, что подтверждается языческими элементами, характерными для этого народа. Одновременно какие-либо элементы лютеранства до сих пор обнаружены не были. Изучение сету началось в 19 веке. Тогда в результате переписи сумели насчитать 9000 человек, большая часть проживала в Псковской губернии. Когда в 1897 году провели официальную перепись населения во всей Российской империи, оказалось, что численность сету выросла до 16,5 тысяч человек. Русский народ и сету хорошо ладили друг с другом благодаря деятельности Свято-Успенского монастыря. Православие принималось с любовью, хотя многие из сету не знали русского языка. Тесные контакты с русскими привели к постепенной ассимиляции. Многие из русских людей могли говорить на сетуском говоре, хотя сами сету считали, что на русском изъясняться друг с другом проще. При этом отмечали ограниченность лексикона.
Историкам известно, что сету не были крепостными людьми, а жили скромно, но всегда были свободными.
Во время Советской власти тысячи сету отправлялись в Эстонскую ССР, у многих там были родственники, а некоторые стремились к более высокому уровню жизни. Играл роль и эстонский язык, который был более близок. Получение образования на эстонском способствовало скорой ассимиляции, а сами советские власти указывали в переписи сету как эстонцев.
На территории Эстонии большинство сету отождествляют себя со своим народом, также поступают и жители Российский части сетума - так народ называет свои родные края. Сейчас российские власти активно способствуют сохранению культурного наследия сету. Варваринская церковь ведет службу на русской и сетуском языках. Пока что народ сету официально является малочисленным. Эстонцы приравнивают язык сету к вырускому диалекту. Выру - народ, проживающий в Эстонии. Их язык схож с языком сету, поэтому последние изучают его в школе чаще. Язык считается частью культурного наследия и включен в атлас исчезающих языков ЮНЕСКО.

Традиции

Одной из главных традиций сету является исполнение песен. Считается, что исполнять их должны обладательницы «серебряных» голосов. Таких девушек называют матерями песни. Их труд можно назвать довольно тяжелым, ведь учить приходится тысячи стихов, а импровизировать нужно на ходу. Матерь песни исполняет заученную и выдает новую песню в зависимости от происходящих событий. Пение может быть и хоровым, причем в процессе вокалист солирует, а после него в действие вступает хор. Голоса в хоре распределяются на верхние и нижние. Первые отличаются звонкостью и называются «килло», а вторые - протяжные - «торро». Сами песнопения называются лело - это не просто народное творчество, а целый язык. Сету не воспринимают пение как нечто, что присуще только талантливому человеку. Даже без вокальных данных можно петь песни. Во время исполнения лело девушки и взрослые женщины чаще всего рассказывают эпические истории. Их песни нужны для демонстрации духовного мира и сравниваются с переливами серебра.
Свадьбы у сетов принято праздновать в течение 3 дней. Во время проведения венчания принято устраивать ритуал, символизирующий уход невесты из родной семьи и переход в дом мужа. В этом ритуале прослеживается явное сходство с похоронами, ведь он олицетворяет смерть девичества. Девушку сажают на стул и переносят, демонстрируя переход в иной мир. Родственники и гости должны подходить к девушке, пить за ее здоровье и класть деньги в помощь будущей семье на специальное блюдо, которое ставят рядом с ней.


Тем временем на обряд приезжает муж с друзьями. Один из друзей должен вывести из дома невесту, держа в руках кнут и посох, а сама девушка должна быть укрыта простыней. Затем ее сопровождали до самой церкви, везя на санях или телеге. Невеста могла ехать вместе с родителями, но после венчания должна была отправляться в дорогу только с мужем. Сету обычно отмечают свадьбу в воскресенье, а обряд венчания проводят в пятницу. Невесте тоже надлежит дарить родственникам жениха подарки, чтобы подтвердить вступление в права жены. По завершении свадебной церемонии гости провожали молодоженов на особое ложе, которое располагалось в клети. С утра молодых будят, невесте укладывают волосы особым образом - как это полагается для замужней. Ей полагалось надеть головной убор и получить предметы, подчеркивающие ее новый статус. Затем наступало время омовения в бане, и только после этого начинались праздничные гулянья. На свадьбу непременно готовились песенные коллективы, которые рассказывали в своих песнях о празднике, молодоженах и желали им счастливой совместной жизни.
Отношение к похоронному обряду с годами у сету не изменилось. Традиции приравнивают физическую смерть к важному событию, символизирующему переход в иной мир. После погребения на месте могилы усопшего положено расстелить скатерть, на которую выкладываются все ритуальные блюда. Провожающие усопшего готовят еду сами, принося ее из дома. Еще много лет назад главным ритуальным блюдом стала кутья - это горох, который смешивают с медом. К нему на скатерть кладут вареные яйца. С кладбища нужно уходить как можно быстрее, ища окольные пути. Такое бегство символизирует стремление избежать смерти, которая стремится настигнуть каждого человека. Поминки проводят в доме, где жил усопший. Ритуальная трапеза скромная и включает жареную рыбу или мясо, сыр, кутью, кисель.

Культура


В культуре сету важную роль играют сказки и предания. Они сохранились и до наших дней. Большинство историй рассказывает про священные места, например, часовни, могильники, а также Псково-Печерский монастырь и его многочисленное собрание икон. Популярность сказок связана не только с их содержанием, но и умением ораторов красиво их читать.
Музеев, посвященных культуре сету, совсем немного. Единственным государственным является музей, расположенный в Сигово. Там же расположен частный музей, который был создан учительницей музыки из Санкт-Петербурга. В авторском музее собрано множество вещей, так или иначе связанных с народом сету за 20 лет. Сохранению культуры в советские годы препятствовала депортация, затронувшая всю Прибалтику.

Внешность

У сету обыкновенно круглые лица с ясными глазами. Их легко можно принять за славян. Волосы обычно светлые или рыжие, с возрастом начинают темнеть. Женщины любят заплетать волосы в косы, девочки делают по две косички. Мужчины носят бороды, которые в зрелом возрасте часто перестают сбривать вовсе.

Одежда


Мы упомянули о матерях песни, слова которых переливаются будто серебро. Такое сравнение неслучайно, ведь серебряные монеты являются главными украшениями у женщин сету. Серебряные монеты, связанные в единые цепочки, являются не обычными элементами гардероба, а целыми символами. Первую цепочку с серебряными монетами женщины получают при рождении. Она останется с ней до конца ее дней. Когда она выйдет замуж, ей вручают брошь из серебра, символизирующую статус замужней женщины. Кроме того, такой подарок служит талисманом и защищает от злых духов. В праздничные дни девушки надевают все серебряные украшения, которые могут весить примерно 6 кг. Тяжело, но зато смотрится дорого. Украшения могут быть различными - от маленьких монеток до крупных бляшек, нанизанных на тонкие цепочки. Взрослые женщины надевают целые нагрудники, отлитые из серебра.
Традиционные наряды тоже включают множество украшений из серебра. Основными цветами одежды являются белый, красный разных оттенков и черный. Характерным элементом одежды, причем как для мужчин, так и для женщин, являются рубахи, украшенные тонкой вышивкой из красных нитей. Техника вышивки весьма сложная, доступна она далеко не каждому. Многие считают, что одежду сету позаимствовали у русских, однако, в отличие от них, женщины сету пользуются платьями без рукавов с передником, в то время как русские девушки традиционно носили юбку или сарафан.
Сету шили платья и остальную одежду из тонкой ткани. В основном это была шерсть. Рубахи носили льняные. Головным убором женщин является платок, который подвязывается под подбородок или головная повязка. Мужчины пользуются войлочными шляпами. Сейчас мало кто из сету делает одежду сам, традиционные наряды уже не в ходу, хотя умельцы, изготавливающие их, еще занимаются ремеслом. Отличительная особенность гардероба - ношение пояса-кушака. Такой пояс обязательно должен быть красным, а техника его изготовления может разниться. Основная обувь сету - лапти. По праздникам надевают сапоги.

Религия


Для сету привычно проживание с представителями других народов. От них они принимали верования, но свою религию всегда сохраняли. Сейчас сету остаются верны христианству, большинство их них - православные. Одновременно в религии сету сочетаются христианские обычаи и древнеязыческие ритуалы, характерные только для этой народности.
Сету соблюдают все необходимые обряды, в том числе посещение церквей, почитание святых, крещение, но одновременно веруют в бога Пеко, который символизирует плодородие. В Иванов день полагается отправиться в церковь, а затем посетить священный камень, которому нужно поклониться и принести в дар хлеб. Когда наступают важные православные праздники, сету отправляются в церковь святой Варвары. В будние дни служение проходит в маленьких часовнях, причем у каждой деревни есть своя такая часовенка.

Жизнь

Сету очень трудолюбивый народ. Его люди никогда не чурались любого труда, однако избегали рыболовства. Они считают, что это занятие крайне опасное, поэтому с давних времен повелось всякому, кто отправляется рыбачить, брать одеяние для погребального обряда. Провожающие заранее оплакивали отбывающих. Другое дело, если речь шла о пахоте. Каждого, кто отправлялся в поле, провожали песнями. Все это обусловило развитие земледелия и животноводства. Сету научились выращивать зерновые культуры у русских, выращивали много льна, разводили овец, домашнюю птицу и крупный рогатый скот. Во время кормления домашнего скота женщины поют песни, с ними они и готовят, отправляются за водой, собирают урожай в поле. У сету даже есть примета, в которой определяют хорошую хозяйку. Если она знает более 100 песен, значит, в хозяйстве хороша.

Жилище

Сету раньше жили в деревнях, которые строились рядом с пахотными участками. Такие поселения принимаются за хуторские, при этом дома выстроены таким образом, что формируют 2 ряда. В каждом таком доме есть по 2 помещения, предусмотрены 2 двора: один для людей, в другом держат скот. Дворы огораживали высоким забором и ставили ворота.

Еда


Особенности приготовления пищи сохранились еще с 19 века. Главными в кухне сету являются:

  • сырье;
  • технология;
  • композиционные приемы.

Раньше готовить учились только девушки, теперь этим занимаются и мужчины. Учат готовить с детства как родители, так и мастера, которые преподают в специально отведенных для этого мастерских. Основные ингредиенты у сету простые:

  1. Брюква.
  2. Молоко.
  3. Мясо.
  4. Сметана и сливки.

Наиболее велико в их кухне число постных блюд.

Видео

Cето (сету) - малочисленный финно-угорский народ из Эстонии. Они близки к эстонцам, но в отличие от них, не лютеране, а православные. Местность, где живут сето, разделена российско-эстонской границей и исторически называется "Сетомаа".

Сегодня мы увидим, как живет этот народ на российской стороне, вернее как они жили три года назад (именно этот срок давности у первой части обзора) и как живут сету в Эстонии сегодня.

Музей забытого народа

Деревня Сигово недалеко от знаменитого Изборска в Псковской области. Здесь находится частный музей финно-угорской народности сето (псковской чуди), коренного народа здешних мест. В отличие от большинства музеев, здесь нет платы за вход и экскурсию, нет и злых, вечно обиженных на весь мир, бабок-смотрительниц. Здесь домашняя атмосфера, уют и интересные рассказы местных жителей.

Сегодня поговорим о сето, малой народности, даже не включённой в список проживающих в России национальностей.

Погубила сето советская власть. Ещё до войны, когда Печорский район Псковской области входил в состав независимой Эстонии, поселения сето были довольно обширны. Народ выделялся среди эстонцев и русских, носил национальные костюмы и говорил на своём, близком к эстонскому, языке. Своей письменности сето не имели, но выращивали лён, пряли пряжу, которую покупали даже англичане.

Потом пришла "цивилизация" - деревни укрупняли, переселяли селян в города, заставляли вступать в колхозы, а хутора наоборот уничтожали. Многие сето бежали в соседнюю Эстонию, где и сейчас их живут 6 тысяч. В России их осталось человек 150.

Эстонцы - ближайшие родственники сето. Но в отличие от прибалтов, сето православные. Точнее, "двоеверы": в религии сето православие переплелось с язычеством. Например даже после войны во многих хуторах рядом с иконой стояла фигурка главного бога сето - Пекки, напоминающая внешне снеговика.

Флаг сето

Частному музею лет 15. Создала его петербуржская учительница музыки Татьяна Николаевна Огарёва. Когда-то она приехала в сюда и вписалась в жизнь общины сето. По совету стариков, обеспокоенных вымиранием в России своего народа, она начала собирать вещи сето по окрестным деревням и создала музей.

Татьяна Николаевна - очень добрый и приветливый человек. К сожалению, когда я приехал в Сигово, она уезжала по делам в Печоры, но всё же минут 10 рассказывала про сето и музей, попросив даже водителя рейсового автобуса специально задержаться.

Т.Н.Огарёва с фотографией деда.
Фото с сайта http://pechori.ru/muzej-narodnosti-seto

Остальные фото мои.

1. Точнее, в Сигово два музея - государстнный и частный. Государственный - усадьба крестьянина сето - при мне был закрыт, но расстраиваться нечему: я заглянул в окна и не нашёл отличий от обычного краеведческого музея в любом городе.

Народу никого, в деревне тихо. Для большего проникновения к финно-угорским народам в машине включаю эстонское радио. Ловит отлично, до границы километров 10

2. Несмотря на то, что в музее пустынно, можно зайти во двор усадьбы, посмотреть постройки. Хутор не огорожен. Деревянных построек немного

3.

4. Хоздвор. Здания складывали из булыжника

5.

6.

7.Кладка поближе

8.

9. В самой деревне много домов из белого известняка. Явление для западной Псковщины обычное. Об этом я ещё скажу в посту про Изборск. А в целом в Сигово нет магазина, привозной хлеб. В райцентр - Печоры - нечасто ходит автобус. Работники музея живут обычной деревенской жизнью

10.

11. Сохранилось несколько старинных деревянных домов

12.

13. В одном из них живёт соседка Татьяныа Николаевны Огарёвой. Она и покажет нам частный музей сето

14.

15. Музей Огарёвой расположен в обычном сарае. Крыша в некоторых местах прохудилась, часть экспонатов в птичьем помёте. На зиму музей закрывается, вещи убирают от погибели в тепло

16.

17. Cоседка Татьяны Николаевны с внуком Колей. Входной платы нет, но приветствуется добровольное пожертвование

18. Лица сето. Как видим, в основном фамилии и имена неславянские. Одна из отличительных черт малого народа

19.

20. В сарае собраны предметы быта из хуторв сето, рассказывается о выращивании льна и плетении пряжи

22.

23. Часто национальные костюмы сето носили даже в будни

24. Национальные костюмы надеты и на несколько кукол, выполненных с лиц реально живших в 1950-х годах крестьян сето. В Эстонии до сих пор сето, носящие национальные костюмы, получают от государства доплату. Традиции малых народов, в отличие от нас, там чтут

25. Не знаю, как насчёт лиц крестьян, но лицо Путина угадывается очень хорошо

26. Коля показывает кантеле - музыкальный инструмент сето, похожий на гусли. Фолк-эпосы сето, похожие на карельскую Калевалу, были популярны в деревнях даже в послевоенные годы

27. Setomaa - земля сето. Вышивка окружена боговыми полотенцами, вышиваемыми крестьянами сето для ритуалов, праздников и украшений домов. Говорят, чем труднее был период в жизни сето, тем полотенце вышивалось темнее, от ярко красного к черному. Смотришь и понимаешь, какова была жизнь народа во второй половине XX века..

28. Детский велосипед

29. Религиозные сюжеты..

30. ..и языческие куклы-обереги

32.

Сето всегда мирно жили со славянами, всегда тянулись к России и были сторонниками православия. Однако сейчас, как и многие другие граждане, России они не нужны. Многие переехали еще в советскую Эстонию, остальные доживают свой век в деревнях, где нет даже магазинов...

Сетомаа - земля народа сето

Отделение сето от эстонцев началось 800 лет назад. После завоевания земель современной Эстонии крестоносцами (12 век) и падения русского города Юрьева (сейчас Тарту) часть сето бежала в псковские земли. Несмотря на то, что жить пришлось между православной Россией и католической Ливонией, сето долгое время оставались язычниками. Крестить народ решил Иван Грозный. Частично удачно, частично нет. Сето сохраняли некоторые языческие традиции, отчего русские называли их полуверцами.

Сето в национальных костюмах. Жаль, в таких нарядах они мне не попались. Надо будет приехать на какой-нибудь местный праздник, которых проводится достаточно много.
Открытка 1960 года, купленная на барахолке в Таллине

Численность народа росла до начала XX века, особенно быстро лет за 50 до революции. Назадолго до 1917 года сето достигли своего максимума - 21 тысячи человек. После этого пошёл спад, но до войны, когда практически вся Сетомаа была независимой Эстонией, жизнь сето была неплоха. Поселения этого народа были довольно обширны. Сето выделились среди эстонцев и русских, носили национальные костюмы и говорили на своём, близком к эстонскому, языке. Своей письменности сето не имели, но выращивали лён, пряли пряжу, которую покупали даже англичане.

Потом часть Сетомаа отошла Псковской обалсти. Селян заставляли переезжать в города, деревни укрупняли, создавали колхозы, уничтожали хутора. Многие сето бежали в соседнюю Эстонию, где и сейчас их живёт около 10 тысяч. В России же по переписи населения 2010 года осталось всего 214 сето.

1. Эстонская часть Сетомаа (по-эстонски - Setumaa, на языке сето - Setomaa) расположена на юго-востоке страны в двух уездах. Правда границы уездов Эстонии не зависят от поселений сето, и у этого народа есть своё объединение самоуправлений, находящееся вне уездных границ, – Союз волостей Сетомаа

2. Мы проедем по Сетомаа с севера на юг. По всему пути расставлены указатели с интересными местами, висят схемы маршрута и описания. Это указатель на местную часовню. Часовни сето необычны и немного отличаются от привычного нам вида

3. Большинство их на пути оказались деревянными и без куполов. Если бы не крест на крыше, подумал, что это обычный дом. Часовная св. Николая, 1709 года в селе Выыпсу.

Село Выыпсу выросло на пересечении торговых путей и известно с 15 века. Позже здесь появился порт, поскольку до Чудского озера отсюда около трёх километров. Сейчас это небольшое село, где живут примерно 200 человек.

Как было сказано выше, сето были "полуверцами". После крещения этого народа, язычество далеко не ушло. Даже после войны на некоторых хуторах рядом с иконами стояла фигурка языческого бога Пеко, внешне напоминаюшего снеговика. А жертвы святым камням, святым источникам и святым деревьям некоторые сето приносят до сих пор.
Пеко - бог плодородия. По эпосу он помогал Христу, а похоронен в Псково-Печёрском монастыре. Сето считают его главным религиозным центром. Хотя монастырь и расположен в России, до него от самой дальней точки Сетомаа всего километров 30.

5. Если точнее, это не Чудское озеро, а его южная часть - Псковское озеро (по-эстонски Пихква-ярв). Ещё мне нравится русское название окрестностей Чудского озера - Причудье. Романтика)

6. Народу вокруг никого, вода чистая. Поплыть бы куда-нибудь по озеру на плоту)

7. Правда с путешествием на плоту могут возникнуть сложности. По озеру проходит государственная граница. Скорее всего те острова вдали уже Россия

8. У сето есть свой флаг. Создан по образу скандинавских с добавлением местного орнамента. Что интересно, флаг висит на многих домах, а иногда даже рядом с эстонским вместо флага ЕС

Что касается языка сето, в Эстонии он считается частью диалекта эстонского. С этим соглашаются многие специалисты. Сами же сето считают свой язык самостоятельным. В 2009 году он был включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как "находящийся под угрозой исчезновения".
В России же сето были внесёны в список коренных малочисленных народов страны только в 2010 году. До этого как бы считалось, что такого народа нет вообще.

9. Дальше едем в Микитамяэ. Село побольше предыдущих. Был бы я Петром I (его словам и действиям у нас приписывают много происхождений названий), то после этого поста село бы называлось Вежливое. Здесь живут вежливые и отзывчивые люди. Дети несколько раз здоровались с нами, незнакомыми взрослыми. А когда мы подошли к часовне, то откуда-то появился местный житель, желающий всё рассказать о ней и показать. Разумеется, бесплатно
Часовная св. Фомы - одна из самых старых в Эстонии деревянных построек и самая старая часовная сето. 1694 год

10. Как-то очень быстро дедушка раздобыл в администрации ключ, и мы пошли внутрь

11. Внутри скромно. Подсвечник, центральная и несколько "неглавных" икон. Службы здесь проводятся, часовня действует. Со слов сопровождающего узнаём, что почти в каждой крупной деревне сето раз в год проходит kirmas - большой деревенский праздник. В основном он связан с днём святого, в честь которого освящена часовня в том или ином селе

12. Церковь сето подчиняется Константинопольскому патриарху. Ещё оказывается, на Пасху сето не пекут куличи, а заменяют их пирогами с творогом и готовят специальный сыр

13. А такие била заменяют колокола

Раз уже сказал про праздники сето, то самым большим и главным является "День королевства сето". Даже название-то какое! Сето никогда не были независимыми, но раз в год становятся "самомстоятельным королевством". Проводится он летом. В этот день выявляют лучших мастеров по изготовлению сыров, вина, пива, лучших поваров, пастухов, танцоров. Особая отдельная традиция – выбор короля. Его выбирают очень справедливо: претенденты на почетное звание становятся на пни, а за ними выстраивается хвостом народ. Где больше хвост – там и король. Король издает свои указы. Это формальные законы на один день: чтобы все активно участвовали в конкурсах, улыбались и чтобы у каждого было хорошее настроение…

14. А дальше на нашем пути вдруг возникает граница. Оказывается у России здесь небольшой выступ в глубь Эстонии, похожий по форме на сапог. Пешком ходить здесь нельзя, висят предупреждающие о границе знаки и стоят столбики. Километра полтора едем по Родине. Запрета на движение велосипедов, мотоциклов, машин и автобсов нет, проезд свободный. Вдоль дороги идёт забор, в двух местах видел вспаханную землю

15. Село Обинитса, памятник песеннице. Песни у сето и сейчас очень популярны на праздниках. "Фишка" песни сето - выдумывается она местами "на ходу". Недавно песенная традиция сето leelo была внесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

16. Песенница смотрит куда-то вдаль. Мне она напомнила Бурановских бабушек. Кстати удмурты родственны сето, с ними поддерживается культурная связь, приезжают гости. Активно поддерживает сето и Культурный центр финно-угорских народов

17. В Обинитсе остановимся и на обед

18. Внутри должна быть национальная еда

19. Заходим. Стол, лавки, тканые половики

21. Вокруг много информации о сето и о других финно-угорских народах. Книга о часовнях

22. И наконец еда! Национальная кухня сето мне очень понравилась. Вкуно, сытно и необычно. Этот суп с одновременно с мясом и вяленой рыбой. Также добавляют овощи и перловку. Получилось замечательно.
Еще нам принесли домашний квас, мясо в горшочках и рулет с клюквой на десерт. Стоит всё 6 евро. Не везде за такую цену будет полный обед.

Традиции приготовления пищи в Сетомаа стараются сохранять. Есть даже мастерские, в которых обучают готовить. Например популярны мастреские, где готовят сыйр - местный творожный сыр

26. Интересные качели. Покататься бы на таких с девушкой-сето)

27. Здесь же в Обинитсе расположен музей сето. Точнее музеев в Сетомаа три, но два в день нашего приезда были закрыты. Жаль не удалось посмотреть усадьбу сето под открытым небом, но ничего. В Сетомаа стоит вернуться

28. Музей небольшой и милый. Совершенно не такой, как все привыкли думать о музеях (за что я многие тоже не люблю и стараюсь в них не ходить)

29. Снова флаг.
Отдельно надо сказать про погоду. Повезло) Солнце, капель и весна

30. В музее домашняя атмосфера. Орнаменту сето, как и другие многие народы, уделяли особое внимание. На разную одежду, для разных случаев и праздников он был свой. Умение хорошо рукодельничать иногда остаётся ключевым моментом при выборе невесты до сих пор

32. Национальный костюм сето тоже носят до сих пор. Чаще конечно на праздниках. Государство всячески поощряет национальные особенности сето. Выделяются деньги, помогают с организацией праздников. Раньше эстонцы недолюбливали сето, считая их ленивыми и "не совсем финно-уграми", но сейчас по словам местных народы стараются жить дружно

45. А где-то там недалеко - замок Вастселиина, про который я недавно писал отдельно

46. Церковь св. Иоанна у самой границы с Россией в селе Мийксе (Меэкси). Что интересно, построена в 1952 году, когда Эстония уже входила в состав СССР

47. Рядом на кладбище сохранился памятник и могила советских солдат, погибших во время Великой Отечественной. Скорее всего, звезду сверху сняли, но в остальном памятник не изменился. Место глухое, от политики далёкое. Чем мемориалу и повезло

48. Фамилии разобрать сложно, видны только даты смерти - август 1944-го. Похоже, рядовые погибли при освобождении этих мест от немцев

Разумеется, это не всё, что можно увидеть здесь. Например в маленькой деревеньке Верхулица разливают минеральную воду "Вярска". Рядом есть санаторий, где эта вода используется в лечебных процедурах. На границе с Россией есть пещеры (похоже, составляющие единое целое с Печорами). Правда попасть туда можно только по предварительной записи и с проводником, о чём я не знал.
В деревне Нопри, также недалеко от границы, производят отличный сыр. Ну и конечно же, вокруг везде красивая неиспорченная природа.

Въезжающие из России с обоих КПП ("Шумилкино - Лухамаа" и "Куничина Гора - Койдула") сразу же оказываются в Сетомаа. Отличные места, чтобы отдохнуть с дороги и что-нибудь посмотреть.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...