Сравнение женщины со сказочными героинями. Сказочные имена. Типология женских образов в русских сказках

Женские сказочные персонажи в жизни.

Женские роли
Сказки и их герои порой очень интересно проявляются в нашей повседневной современной жизни. Оглянитесь вокруг, и вы наверняка увидите вокруг себя несколько знакомый ролей. Заметьте, что в русских сказках положительные персонажи — женщины — чаще добиваются всего вовсе не красотой, а своим смирением, честностью, и тяжёлым трудом. В то время как мужчины, если их вдруг подводит удаль молодецкая, чаще просто приручают волшебного помощника и чаще всего женского рода — щука, Жар-птица, Золотая рыбка, серый волк - и потом получают всё даром. Так что если женщина не обладает какими-то уникальными способностями (как Марья-Искусница) или волшебством, то её путь - исключительно смирение и трудолюбие. А если взглянуть на эти привычные сказочные образы в реалиях современной жизни, то получаются вот такие типажи.

Золушка (она же Спящая Царевна из сказки о семи богатырях или Крошечка-Хаврошечка, падчерица из «Двенадцати месяцев»).
Она не боится труда и уверена, что является лишь «бедной родственницей» по сравнению со всеми остальными людьми в офисе. Она как бы чувствует себя недостойной, неравной среди них, поэтому не видит ничего несправедливого в их просьбах или приказах, даже если это выходит за рамки её профессиональных обязанностей. Конечно, она мечтает, что однажды «все они» увидят её истинное лицо и оценят по достоинству её старания. Она всё для всех делает и не ропщет, и лишь иногда чувствует себя используемой. Люди её сторонятся. И не потому, что она действительно недостойна, а потому, что она уж слишком старается быть хорошей. Вознаграждение, которого она ждёт, - вовсе не освобождение от многочисленных обязанностей, и часто даже не деньги. А просто благодарность и признание. И она будет счастлива продолжать работать за троих на одну небольшую зарплату. Достойный пример вечной исполнительницы.

Сестрица Аленушка.
Перфекционистка, которая вечно ругает себя за то, чего «не доделала», «не досмотрела», берёт на себя ответственность за других, менее радивых, сотрудников. Она также может быть главой небольшого отдела.
Её вынужденно выдвинули на ответственную должность, но руководить людьми она не умеет - не справляется, они её совсем не слушают. Тогда она вздыхает и делает всё сама, потому что, в отличие от них, она прекрасно представляет себе все последствия безалаберности и невыполнения инструкций. Но злиться она не умеет - ей жалко своих сотрудников, она вечно входит в их положение и может лишь оплакивать своё тягостное положение.

Царевна-лягушка.
Серый кардинал со скрытыми возможностями и рычагами влияния. Вы никогда бы не подумали, что под этой невзрачной лягушачьей шкуркой скрывается такая сила воздействия. Но однажды ей представляется случай себя показать - высказать на общем собрании очень дельную идею или блеснуть компетенцией на какой-нибудь конференции. И все те, кто раньше игнорировал её или даже посмеивался над ней, искренне поражены. Ей льстит это признание, но и прежняя роль тихой незаметной сотрудницы ей почему-то важна и удобна. Она не готова совсем с ней расставаться. Только кто ж ей теперь поверит? Тогда она пишет заявление об уходе и заставляет начальство преодолеть массу препятствий, чтобы уговорить её вернуться обратно — на совсем других условиях и в гораздо более уважаемом статусе.

Царевна Несмеяна.
Может быть двух типов: высокопоставленная, необщительная женщина, которой все пытаются безуспешно угодить (образ руководительницы-сухаря из фильма «Служебный роман»). Или сотрудница любого ранга, которая большую часть рабочего времени тратит на жалобы на свою неудавшуюся жизнь. Она плачется о здоровье, детях, родителях, мужьях (неудачниках или тиранах) и т.д. И утешить её совершенно невозможно, потому что ей нравится (или даже выгодно!) оставаться жертвой, бедняжкой.

Баба-Яга.
Злобная начальница, (скорее всего, среднего звена), или даже просто сотрудница бухгалтерии, архива, отдела кадров. Как правило, одинокая, обиженная мужчинами женщина — «синий чулок». Обладает властью и компетенцией, недоступной другим сотрудникам, но людей сторонится, не доверяет им. Предпочитает иметь свой кабинет - «избушку на отшибе». И если на ступе не летает и сушёных змей по стенам не развешивает, то уж во всяком случае, частенько располагает информацией о том, «где хранится Кащеева смерть» (то есть уязвимые места начальства).
На первый взгляд она кажется злобной и неприветливой, но если вы ей понравились или смогли её припугнуть, то становятся заметны скрытые черты её характера - одиночество, обида недооценённости и грусть об ушедшей молодости. («Ведь я, во-первых, просто Баба, и только во-вторых - Яга»). Она ищет признания и уважения, поэтому готова помочь (живой водой, знаниями, волшебным клубочком, офисными сплетнями) тому, кто ей поклонится, - и ей по большому счёту неважно, к какому лагерю вы принадлежите.

Царица-колдунья из сказки о Белоснежке (в русской версии - сказка о Спящей царевне и семи богатырях)
Заняла свой трон не то чтобы совсем незаконно, но она заменила собой умершую любимую жену царя. Поэтому всегда чувствует себя крайне неуверенно, искренне полагая, что безупречная красота - это её единственное достоинство. Глядя на таких персонажей в реальной жизни, всегда понимаешь, что они наряжаются вовсе не для мужчин, а для других женщин.
В офисе это может быть фаворитка шефа - высокомерная, ревнивая, не терпящая конкуренции и готовая уничтожить любую потенциальную соперницу. Другой, более спокойный вариант - любая из сотрудниц, которая искренне верит, что женщину делает именно внешность, а не компетенция. У неё всегда новый гардероб и безукоризненный маникюр, каждый день она встаёт в 6 утра, чтобы сделать укладку. Она приносит на работу журналы мод, охотно даёт консультации по макияжу или диете, (но только если вы серая мышка и вам никогда не светит стать лучше, чем она сама!). С другими женщинами она не так любезна - она сравнивает, оценивает, язвит, сплетничает и всегда находится в тонусе лёгкого беспокойства. Потому что вдруг однажды окажется, что «царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее?».

Старуха Шапокляк.
Ворчливая уборщица, вахтерша, или любая другая женщина, которая вовсе не наслаждается своей должностью. Ей хотелось бы иметь больше власти и уважения, а ее держат за мелкий обслуживающий персонал, и она давно отчаялась «прославиться хорошими делами». Поэтому ей приходится делать себя заметной с помощью власти мелких пакостей - не впустить, наорать, бросить в спину обидный комментарий, посплетничать и создать всем неудобства.
Узнали своих знакомых и соседей? Я тоже:)

Образ женщины в русских сказках
Фольклорист Варвара Добровольская о двух типах сказочных героинь, идеале женщины и происхождении Бабы-яги / FAQ

Все женские персонажи русских волшебных сказок делятся на две большие группы: персонажи этого мира, то есть мира сказочного героя, и персонажи иного мира, того мира, куда идет сказочный герой, где находятся чудесные диковинки, где обитают враги, куда Змей уносит прекрасных царских дочерей.

Варвара Добровольская — кандидат филологических наук, заведующая фольклорно-этнографическим отделом Центра русского фольклора, докторант Институт мировой литературы им. А.М. Горького, ученый секретарь Государственного республиканского Центра русского фольклора.

Типология женских образов в русских сказках

В мире героя женщины бывают невинными, всеми притесняемыми героинями — это падчерицы, которых обижают мачехи; жены, на которых наговаривают родственники мужа; женщины, которых ведьмы превращают в животных, и так далее. Другую группу составляют любимые царские дочери, умницы и красавицы, которых любящие отцы оберегают от пагубного влияния мира. Эта чрезмерная опека приводит к тому, что рано или поздно царю приходится объявлять конкурс на руку своей дочери и придумывать для потенциальных женихов сложные задания, наиболее известным из которых является прыжок на коне до окошка царевны. В другом случае девушка оказывается абсолютно неподготовленной к превратностям судьбы, и ее похищает прямо из-под опеки мамок и нянек большой и страшный Змей.

Безусловно, существуют и другие, более мелкие разновидности женщин этого мира, но все они отличаются красотой и абсолютной неприспособленностью к жизни. Исключение составляют преданные жены, которые отправляются на поиск своих мужей, как, например, героиня сказки «Финист — Ясный сокол», или своей всепоглощающей любовью оживляют умершего возлюбленного, как в сказке «Аленький цветочек». Наконец, есть героини, которые выходят замуж за иномирное существо и потом, после его убийства родственниками, превращаются в птиц, которые оплакивают любимого всю жизнь, как в сказке «Муж-рак».

Персонажи иного мира существенно богаче. Они действуют в мире героя, но на самом деле являются существами иного мира. Это ведьмы и колдуньи, которые так или иначе вступают в контакт с героем или героиней. Это мачеха, которая на самом деле наделена магическими способностями и даже является в ряде сказок родственницей иномирных существ. Это всякие чудесные девы, которые каким-либо образом появляются в жизни героя. Царь-девица, которая приплывает на берег моря, где герой спит; это прекрасная царевна, о существовании которой герой узнает по портрету, привезенному из заморских стран, или со слов приятеля, который по совместительству оказывается братом такой девушки.

Герой может найти себе жену на границе миров, где она пребывает в зверином облике. Так, герой находит лягушку на болоте, которая по ночам превращается в Василису Премудрую, выполняющую все поручения отца героя с помощью своих чудесных помощников. Другой счастливчик находит жену в лесу, где она в виде голубицы сидит на березе. Забрав птичку домой, герой получает не только трехразовое горячее питание, но и доброго советчика и помощника в борьбе с царским режимом. Наконец, Иван купеческий сын, проявив определенную смекалку, похищает платье девушки-уточки и соглашается обменять его только на обручальное кольцо, а с ее помощью не только обманывает морского царя, но и благополучно возвращается в свое царство-государство.



Но чаще о девушках из иного мира герою просто рассказывают. Обычно такие героини являются предметом поиска героя. Он идет за ними в тридесятое царство, спускается в подземный мир, опускается на дно моря-океана. Это могут быть вполне самостоятельные и обеспеченные героини, у которых есть не только собственное царство-государство, но и сад с чудесными молодильными яблоками и колодец с живой и мертвой водой.

Надо отметить, что в сказках есть небольшая группа персонажей, которые обитают в пограничье между мирами. Прежде всего это Баба-яга, чудесная старуха, и все те различные помощницы героя, всякие старушки, которые появляются на дороге и помогают ему советами.

Образ девочки в русских сказках

В русской сказке возраст героя часто неопределим. Говоря о том, что герой — мальчик, а героиня — девочка, сказочник совсем необязательно будет рассказывать о детях. Так, все привыкли, что в сказке «Крошечка-хаврошечка» действует девочка, но в конце сказки она выходит замуж за царского сына, то есть мы имеем дело не с ребенком, а с девушкой на выданье. Подобная история и с сестрицей Аленушкой, которая также, несмотря на братца-козленочка, благополучно выходит замуж.

Скорее всего, героиня-девочка появляется в небольшом числе сказок. Герой-ребенок — это довольно редкий тип для русских сказок, чаще всего это мальчик. Девочку можно встретить в нескольких сказках: это Снегурочка — девочка, вылепленная из снега и растаявшая под лучами солнца или от тепла костра. Вероятно, как девочку можно рассматривать героиню из сказок о тростнике на могиле, в которых подруги или сестры убивают младшую девочку из-за кувшинчика ягод. Наконец, скорее всего, как ребенок может рассматриваться героиня сказки «Гуси-лебеди».

Девочка очень мало встречается в русских сказках, что понятно, потому что ребенок не может быть героем как таковым. Он может либо отличаться чудесным рождением, и тогда сказку волнует проблема, что там будет дальше, когда он вырастет и станет совершать подвиги, либо это чудесное рождение становится главным — Снегурочка тает.

Идеал женщины в русских сказках

Русская сказка не дает подробных описаний, это нетипично для жанра, соответственно, и идеала женщины в сказке нет. В сказках дается некий условный портрет, то есть мы можем предполагать, какая женщина могла бы быть. Какая тебе нравится на данный момент, такая она и появляется в сказке. Мы даже цвета волос ее обычно не знаем. Она просто красавица и, безусловно, умница — и Елена Прекрасная, и Елена Премудрая. Это не значит, что одна красивая, а другая умная. Она красивая и умная одновременно, просто в зависимости от того, что в данный конкретный момент герою больше нужно: чтобы жена была умная или чтобы жена была красивая, — в зависимости от потребности сказочного сюжета именно такой образ женщины и будет реализован в сказке.

Иногда бывают какие-то чудесные элементы портрета героини, как, например, «она так красива, что у нее мозжечок из косточки в косточку переливается». Мы можем предполагать, что у нее такая тонкая кожа, что мы видим все ее внутренности. Сложно сказать, красиво это или нет. Но сказочнику на момент рассказывания сказки это кажется показателем необыкновенной красоты. Если западные принцессы обычно золотоволосые, то наши сказочные героини могут быть и темноволосыми. Но и такая деталь, как цвет волос, упоминается в сказке крайне редко.

Происхождение и черты образа Бабы-яги

Это мифологический персонаж, который попал в сказку уже при разрушении мифологической системы. Он связан с образом жрицы при инициальных и похоронных обрядах. Ее происхождение принято связывать с хтоническими персонажами подземного мира, мира мертвых, чаще всего со змеями.

Мы можем говорить об этом на основании ее имени. Корень «-яг-» в ряде диалектов использовался для обозначения змей. О змеином происхождении яги можно говорить по некоторым чертам ее облика, сохранившимся в сказках. Например, Баба-яга никогда не ходит — она прыгает. У нее костяная нога. Скорее всего, это единственная нога персонажа, а второй ноги у нее нет. Если разбираться более подробно, обращаясь к мифологическим истокам этого образа, то становится понятно, что единственная нога яги не нога, а змеиный хвост. Баба-яга относится к так называемым змеиным божествам, которые являются хозяевами леса и мира мертвых. В некоторых сказках Бабе-яге подчиняются звери и птицы.


Иллюстрация Ивана Билибина (1876-1942)


Она может изображаться как труп, она находится в избушке, которая сама по себе напоминает гроб, она «лежит из угла в угол», «нос в потолок врос». В некоторых сказках у нее из тела могут торчать куски гнилой плоти. То есть она полуразложившийся труп. Будучи наиболее близка к миру смерти, она выступает как первопокойник, персонаж, первым прошедший через смерть, который знает, как пройти через мир мертвых. Именно поэтому она помогает герою-искателю преодолеть трудности иного мира, получить тайные знания и сокровища, находящиеся там.

Но, как известно, из мира мертвых не возвращаются, а герой благополучно прибывает домой. Причина этого в том, что сказка связана не только с представлениями о похоронных практиках , но и с обрядами инициального характера, в которых участник проходит через смерть, чтобы получить новую жизнь и новые социальные качества. Наиболее наглядно это видно в сказках о мальчике и Бабе-яге, когда герой с помощью хитрости избегает попадания в печь. Сказка в этом случае задействовала мотив перерождения героя через повторное рождение, поскольку печь в мифологии синонимична женскому лону. Баба-яга помогает герою переродиться в новом качестве, приобрести новые знания, то есть она как бы осуществляет обряд инициации.
Русская волшебная сказка
Фольклорист Варвара Добровольская о формировании жанра, образе Бабы-яги и обрядовой логике сказки

Как сформировался жанр сказки? Какова аудитория волшебной сказки? Каковы истоки образа Бабы-яги? И какой миф лежит в основе образа сказочного Змея? Об этом рассказывает кандидат филологических наук Варвара Добровольская.

Придуманные в России персонажи - это символы детства каждого из нас, при этом в разных странах мира они абсолютно иначе воспринимаются. К примеру, если в российской мифологии Баба-яга - это нечисть, то у скандинавов похожий персонаж - это богиня царства мертвых, Хель.

Женские образы: «свет мой, зеркальце, скажи…»

Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья-искусница, Царевна-Лягушка, Снегурочка, Аленушка - женские образы, которые обладали не только сногсшибательной женской логикой, но и добротой, мудростью, красотой, искренностью. Самый яркие из них, это:

1 Хрупкая, маленькая девочка, помощница Деда Мороза - любимая новогодняя гостья, пример для подражания непослушным детям. С середины 19 века на смену образу маленькой внучки приходит юная красавица, с обязательным кокошником или меховой шапкой, предпочитаемые уборы русских женщин.

Ни одна страна мира не может похвастаться такой же волшебной и романтической биографией, как русская Снегурка. В Италии - это фея Бефана, старушка с крючковатым носом, которая прилетает к детворе на метле, даря подарки. Эдакий, «Дед Мороз» в юбке. Монголы свою Снегурочку называют Зазан Охин, девочка Снег. Героиня по традиции загадывает загадки и дарит подарки только после того, как услышит разгадку. В США же у Санты из помощников одни олени, а Снегурочки нет.

Любопытно, что если попробовать перевести слово Снегурочка на английский, воспользовавшись сервисом «Google переводчик», то результат будем всегда разным. Вчера Снегурочку перевели, как «Snow — boy» (если дословно — снежный мальчик). Сегодня, Снегурочка в базе сервиса переводится, как Snow-maiden (Сделанный из снега).

2 Маша , неугомонная спутница Медведя, непослушный персонаж бьющего все рекорды ЗD мультфильма.

Зеленоглазая непоседа в совершенстве владеет приемами рукопашного боя, обожает капризничать и хулиганить, задает вопросы, на которые сложно дать ответ. Прототипом мультсериала, стала фольклорная героиня русской народной сказки. Черты характера режиссер О.Кузнецов позаимствовал у героя рассказа О. Генри «Вождь краснокожих». Команда создателей сериала не адаптирует исконно русских героев для трансляции в различных странах.

3 Баба-яга - ведьма, героиня славянской мифологии, наделенная магической силой. Отрицательный персонаж заманивает добрых молодцев в свою избушку на курьих ножках, в обязательном порядке дарит героям сказочного коня и волшебный навигатор тех времен — клубок с нитками. Русская ведьма не всегда дружелюбна, но если вы наделены даром красноречия, она может помочь.

4 Жар-птица , сказочная птица, исцеляющая больных и возвращающая зрение слепым, приходится родной сестрой западноевропейской птице Феникс, которая умела возрождать из пепла. Папой двух огненных героинь, скорее всего, был Павлин.

Каждая героиня - это индивидуальность, воплощающая добро или зло, её действия и поступки напрямую связаны с характером и выполняемой миссией.

Мужские образы: «не перевелись ещё богатыри на земле Русской!»

Не менее колоритен топ положительных мужских образов, ярко передающий дух русского человека. Главные образы всегда антагонистичны: в противовес прекрасному обязательно найдется плохое. Без каких мужских образов немыслимы русские сказки:

1 Дед Мороз.

В русской версии - Морозко, Студенец, могучий повелитель зимней вьюги. Обожаемый детворой персонаж ездит на тройке лошадей, стуком посоха сковывает водоемы и реки, холодным дыханием заметает города и села. В Новый Год вместе со Снегурочкой дарит подарки. Во времена СССР Деда переодели в красную шубу, цвет флага страны. Образ популярного Деда, который «бродит по лесам и лугам» в разных странах обыгран по-разному: Санта- Клаус, Йоулупуки, Йыулувана.

Это интересно:

По самым скромным оценкам ученых, Деду Морозу уже более 2000 лет. За две тысячи лет Дед Мороз не раз представал в разных образах. Сначала — в облике языческого бога Зимника: старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. А в четвертом веке Деда Мороза напоминал святой Николай-Чудотворец, живший в Малой Азии в городе Патары.

Приходить в дом с подарками дедушка стал с началом празднования Нового года на Руси. Раньше он дарил подарки послушным и умным, а озорников колотил палкой. Но годы сделали Деда Мороза сердобольнее: палку он заменил на волшебный посох.

Кстати, на страницах книг Дед Мороз впервые появился в 1840 году, когда были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» Владимира Одоевского. В книге стало известно имя и отчества зимнего кудесника — Мороз Иванович.

В двадцатом веке Дед Мороз чуть было не исчез. После революции посчитали, что праздновать Рождество – вредно для народа, ведь это самый настоящий «поповский» праздник. Однако в 1935 году опалу наконец-то сняли, и вскоре Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом Союзов.

2 Три Богатыря. Сильные, отважные, веселые герои давно стали символом России, благодаря серии полнометражных приключений Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. На самом деле, отважные молодцы никогда не встречались в жизни, согласно былинам они даже жили в разные века.

Это интересно:

В 2015 году, вышедшая на экраны 6-я часть саги - «Три богатыря: Ход конем» собрала 962 961 596 рублей. Почти 1 млрд рублей! Таким образом, картина стала самым кассовым анимационным фильмом года. Хотя начиналось все скромно: касса первой части - «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004) - составила 48 376 440 рублей. Дальше сборы неуклонно росли.

3 Иван-дурак (третий сын) - персонаж, воплощающий особую «волшебную стратегию»: герой действует вопреки здравому смыслу и всегда добивается успеха! Дурак превосходно разгадывает загадки, побеждает нечистую силу и доблестно спасает главную героиню.

Буратино, Крокодил Гена, Доктор Айболит, Бармалей, Винни-Пух, Кот Леопольд и кот Матроскин — тоже являются одними из самых популярных и любимых героев российского кинематографа, которые по праву занимают высокие позиции рейтинга сказочных персонажей.

Нечисть: хранители лесов, болот и домов

Самую большую группу русского народного эпоса составляют мифические существа. Водяной, Кикимора, Леший, русалки, Домовой, Баба-Яга — магические образы, которые появлялись вместе с необъяснимыми силами природы. По своим поступкам и характеру - это больше отрицательные персонажи, но вместе с тем, они обаятельны и харизматичны в современных фильмах и мультфильмах, к ним относятся:

1 Кощей Бессмертный. Персонаж, обладающий сверхъестественной силой. По поверьям - это коварный старик, убивающий домашних животных. Чародей часто похищает невесту главного героя в надежде на «взаимную любовь».

Это интересно:

В советском кинематографе Кошея блистательно играл актер Георгий Милляр. В основном он играл всякую нечисть и приходилось накладывать сложный грим. Но для роли Кощея Бессмертного грим практически не был нужен, так как актер сам напоминал живой скелет (после заболевания малярией вес актера был всего 45 кг).


Кощей Бессмертный — Георгий Милляр
  • Статья

Эми Адамс и Меган Ори - две такие разные актрисы, похожие в трех вещах. Во-первых, они обе сыграли сказочных героинь: Эми - Жизель в «Зачарованной», а Меган - Красную шапочку в «Однажды в сказке». Во-вторых, обе актрисы родились в один день - 20 августа, и сегодня Эми исполняется 41 год, а Меган - 33 года. В-третьих, у них практически одинаковых носы, что делает актрис немного похожими.

В честь дня рождения Эми Адамс и Меган Ори Love2Beauty вспоминает и других актрис, сыгравших сказочных героинь.

Как уже было сказано, Эми сыграла прекрасную принцессу сказочного королевства Андалазии в фэнтезийно-музыкальном фильме «Зачарованная». Жизель мечтала о прекрасном принце, обладала невероятно красивым голосом, открытой душой, оптимистичным взглядом на жизнь и явным дизайнерским талантом (чего только стоит ее миленькое платье, сшитое из штор). Девушка «благодаря» злой колдунье попала в наш мир и долго не могла приспособиться к привычным будням сурового Нью-Йорка. Да и ее пышное свадебное платье (которое, кстати, весило 18 кг) явно смущало жителей мегаполиса, поскольку они не привыкли видеть на улицах города вот таких принцессок. Саму принцессу Жизель создатели фильма придумали для этой сказки - она собрала в себе образ многих сказочных принцесс. В ней можно разглядеть и Золушку, и Белоснежку, и Аврору, и Ариэль, и Белль. По мере развития сюжета Жизель становится более зрелой и менее наивной, но продолжает жизнерадостно смотреть на мир, а ее современные платья делают из принцессы реальную девушку. Дизайн всех костюмов для фэнтези был создан Моной Мэй, которая поставила себе задачу совместить диснеевский дизайн с модным, стильным и веселым.


Эта сказочная героиня из сказок Шарля Перро и братьев Гримм знакома с детства всем и каждому. В фэнтезийном сериале «Однажды в сказке» ее образ несколько изменен. Шапочка живет со своей бабушкой, но вот отношения с серым волком у нее складываются несколько иначе, ведь она самый настоящий оборотень. От проклятья Красную Шапочку спасает стильный красный плащ, сшитый ее бабушкой.

Но у сказочной героини есть и реальная - это официантка Руби, которой она стала после проклятия. Эта девушка отличается яркой внешностью, любовью к красной помаде, коротким шортам, кофточкам и юбочкам. В общем, ее образ напоминает скорее девушку легкого поведения, нежели добрую девочку Красную Шапочку, которую мы все привыкли видеть. Да и нравом она обладает не мягким. Даже если бы такая девушка встретила в лесу серого Волка, не поздоровилось бы ему, а не ей.

Французская интерпретация одноименной сказки Жанны-Мари Лепренс Де Бомонт, где в роли дочери небогатого купца выступила прекрасная Леа Сейду, а в роли страшного, но доброго Чудовища - обаятельный Венсан Кассель. Белль - храбрая девушка, не побоявшаяся отправиться в замок Чудовища и даже иногда перечить ему. Главной особенностью фильма являются невероятно-красивые и дорогущие костюмы главных героев (особенно Белль, поскольку на протяжении всего фильма Чудовище было одето в один и тот же костюм красного цвета с пышным высоким воротником), за которые отвечал сам Пьер Ив Гейро.

Работая над костюмами Белль, художник играл со стилями, фактурами, тканями и цветами. Каждое платье героини - настоящее произведение искусства, которое хочется не только примерить, но и досконально изучить. По признанию самой Леи, ее наряды были не только эффектными, но и удобными. Некоторые платья вообще пришлось делать в нескольких экземплярах - для особенно экстремальных сцен.


Новая версия всеми любимой сказки открыла миру такую талантливую актрису, как Лили Джеймс. Сюжет не сильно отличается от классической западноевропейской сказки - девушка по имени Элла рано лишается матери, отец женится на настоящей стерве с двумя дочерьми, которая унижает падчерицу. Бедная девушка света белого не видит - убирает, стирает, готовит, терпит издевательства. При этом, она не оставляет надежду на светлое будущее. Создатели фильма подошли с особым вниманием к поиску художника по костюмам - выбор пал на трехкратную обладательницу «Оскара» и настоящего профессионала своего дела Сенди Пауэлл. Она вдохновилась XIX веком, 40-50-ми годами XX века и Золотыми годами Голливуда. Создавая повседневное платье Золушки, Сенди отказалась от лохмотьев, отдав предпочтение простому платью, немного украсив его низ. Балетки Золушки были изготовлены из шелка, и скорее напоминали пуанты, нежели обычную обувь. Нельзя не отметить шикарное платье из лазурно-лавандового шелка, в котором героиня отправилась на бал - оно было выполнено в лучших традициях Disney и как бы кричало принцу о предстоящей свадьбе.

Ну а знаменитые хрустальные туфли Золушки были выполнены компанией Swarovski и изготовлены из хрусталя. Актриса даже не примерила их, поскольку туфельки не были предназначены для носки - их сделали специально для демонстрации в кадре.


В четвертом сезоне фэнтези «Однажды в сказке» Вы могли увидеть персонажа диснеевского мультфильма «Холодное сердце» в исполнении Джорджины Хэйг. Эльза - королева Эренделла, с рождения обладающая удивительной способностью замораживать все вокруг. Она красива, сдержана и замкнута, поскольку вынуждена скрывать свой дар от простых людей. На протяжении всего сериала Эльза предстает нам в классическом образе, созданном в мультфильме - у нее стильная коса и «холодное» платье цвета неба с невесомым шлейфом. Платье получилось настолько воздушным, стильным и простым, что в нем можно было бы смело отправиться на выпускной бал.


Энн Хэтуэй исполнила роль заколдованной Эллы в одноименном фильме, снятом по роману Гейл Карсон Ливайн. Сюжет чем-то напоминает историю о Золушке - мать Эллы умирает от болезни, ее отец женится на скверной тетке с двумя дочерьми, и у девушки тоже есть крестная фея. От этой неопытной феи крестной (которая не прочь выпить с великанами в баре) девушка получила необычный подарок - дар послушания. Что бы ей не сказали делать, Элла все беспрекословно исполняет. Раскрыв уникальную способность Эллы, этим пользуются ее сводные сестры. Чтобы избавиться от подарка, бедная девушка вынуждена отправиться на поиски своей крестной. В этой сказке у Эллы довольно скромные однотипные наряды (преимущественно белого и голубого цвета), исключение составило лишь свадебное платье, которое она надела на бракосочетание с принцем.

В шутливой экранизации сказки братьев Гримм Белоснежка предстает перед нами в образе сказочной, воинственной, доброй и местами хладнокровной девушки, которой пришлось терпеть несносную мачеху. Гримеры хорошо потрудились над образом Лили, сделав из нее настоящую Белоснежку, какой мы запомнили ее в мультике - алые, как кровь губы, белоснежная кожа, смолистые волосы и брови.

Костюмы для фильма создавала великолепная Эико Ишиока, вдохновленная Азией, Евразией и Россией. Наряды Белоснежки (как и других персонажей) отличались не только пышностью и богатством, но и яркими акцентами. Например, костюм Белоснежки на балу во дворце олицетворял белоснежного лебедя (как будто отсылая нас к знаменитому балету Чайковского «Лебединое озеро»), а отличительной деталью костюма был нелепый головной убор в виде головы лебедя. Нельзя не отметить желтое платье, в котором девушка сбежала из дворца - его ярким пятном служила золотая накидка с капюшоном, в которой с легкостью можно укрыться от дождя.

Светлана Мисник (род. 16 декабря 1992 года) - life-style журналист, по основному образованию философ, а по второму - юрист. С 15-ти лет пишет для Kleo.ru, Wmj.ru, Cosmo.ru, MarieClaire.ru о психологии, знаменитостях и красоте.. В людях ценит честность, любимое занятие - просмотр хорошего кино, а личный рецепт хорошего настроения - пляжный отдых.

© flickr.com/photos/sofi01

Фольклорист Варвара Добровольская о двух типах сказочных героинь, идеале женщины и происхождении Бабы-яги.

Все женские персонажи русских волшебных сказок делятся на две большие группы: персонажи этого мира, то есть мира сказочного героя, и персонажи иного мира, того мира, куда идет сказочный герой, где находятся чудесные диковинки, где обитают враги, куда Змей уносит прекрасных царских дочерей.

Варвара Добровольская - кандидат филологических наук, заведующая фольклорно-этнографическим отделом Центра русского фольклора, докторант Институт мировой литературы им. А.М. Горького, ученый секретарь Государственного республиканского Центра русского фольклора.

Типология женских образов в русских сказках

В мире героя женщины бывают невинными, всеми притесняемыми героинями - это падчерицы, которых обижают мачехи; жены, на которых наговаривают родственники мужа; женщины, которых ведьмы превращают в животных, и так далее. Другую группу составляют любимые царские дочери, умницы и красавицы, которых любящие отцы оберегают от пагубного влияния мира. Эта чрезмерная опека приводит к тому, что рано или поздно царю приходится объявлять конкурс на руку своей дочери и придумывать для потенциальных женихов сложные задания, наиболее известным из которых является прыжок на коне до окошка царевны. В другом случае девушка оказывается абсолютно неподготовленной к превратностям судьбы, и ее похищает прямо из-под опеки мамок и нянек большой и страшный Змей.

Безусловно, существуют и другие, более мелкие разновидности женщин этого мира, но все они отличаются красотой и абсолютной неприспособленностью к жизни. Исключение составляют преданные жены, которые отправляются на поиск своих мужей, как, например, героиня сказки «Финист - Ясный сокол», или своей всепоглощающей любовью оживляют умершего возлюбленного, как в сказке «Аленький цветочек». Наконец, есть героини, которые выходят замуж за иномирное существо и потом, после его убийства родственниками, превращаются в птиц, которые оплакивают любимого всю жизнь, как в сказке «Муж-рак».

Персонажи иного мира существенно богаче. Они действуют в мире героя, но на самом деле являются существами иного мира. Это ведьмы и колдуньи, которые так или иначе вступают в контакт с героем или героиней. Это мачеха, которая на самом деле наделена магическими способностями и даже является в ряде сказок родственницей иномирных существ. Это всякие чудесные девы, которые каким-либо образом появляются в жизни героя. Царь-девица, которая приплывает на берег моря, где герой спит; это прекрасная царевна, о существовании которой герой узнает по портрету, привезенному из заморских стран, или со слов приятеля, который по совместительству оказывается братом такой девушки.

Герой может найти себе жену на границе миров, где она пребывает в зверином облике. Так, герой находит лягушку на болоте, которая по ночам превращается в Василису Премудрую, выполняющую все поручения отца героя с помощью своих чудесных помощников. Другой счастливчик находит жену в лесу, где она в виде голубицы сидит на березе. Забрав птичку домой, герой получает не только трехразовое горячее питание, но и доброго советчика и помощника в борьбе с царским режимом. Наконец, Иван купеческий сын, проявив определенную смекалку, похищает платье девушки-уточки и соглашается обменять его только на обручальное кольцо, а с ее помощью не только обманывает морского царя, но и благополучно возвращается в свое царство-государство.



Но чаще о девушках из иного мира герою просто рассказывают. Обычно такие героини являются предметом поиска героя. Он идет за ними в тридесятое царство, спускается в подземный мир, опускается на дно моря-океана. Это могут быть вполне самостоятельные и обеспеченные героини, у которых есть не только собственное царство-государство, но и сад с чудесными молодильными яблоками и колодец с живой и мертвой водой.

Надо отметить, что в сказках есть небольшая группа персонажей, которые обитают в пограничье между мирами. Прежде всего это Баба-яга, чудесная старуха, и все те различные помощницы героя, всякие старушки, которые появляются на дороге и помогают ему советами.

Образ девочки в русских сказках

В русской сказке возраст героя часто неопределим. Говоря о том, что герой - мальчик, а героиня - девочка, сказочник совсем необязательно будет рассказывать о детях. Так, все привыкли, что в сказке «Крошечка-хаврошечка» действует девочка, но в конце сказки она выходит замуж за царского сына, то есть мы имеем дело не с ребенком, а с девушкой на выданье. Подобная история и с сестрицей Аленушкой, которая также, несмотря на братца-козленочка, благополучно выходит замуж.

Скорее всего, героиня-девочка появляется в небольшом числе сказок. Герой-ребенок - это довольно редкий тип для русских сказок, чаще всего это мальчик. Девочку можно встретить в нескольких сказках: это Снегурочка - девочка, вылепленная из снега и растаявшая под лучами солнца или от тепла костра. Вероятно, как девочку можно рассматривать героиню из сказок о тростнике на могиле, в которых подруги или сестры убивают младшую девочку из-за кувшинчика ягод. Наконец, скорее всего, как ребенок может рассматриваться героиня сказки «Гуси-лебеди».

Девочка очень мало встречается в русских сказках, что понятно, потому что ребенок не может быть героем как таковым. Он может либо отличаться чудесным рождением, и тогда сказку волнует проблема, что там будет дальше, когда он вырастет и станет совершать подвиги, либо это чудесное рождение становится главным - Снегурочка тает.

Идеал женщины в русских сказках

Русская сказка не дает подробных описаний, это нетипично для жанра, соответственно, и идеала женщины в сказке нет. В сказках дается некий условный портрет, то есть мы можем предполагать, какая женщина могла бы быть. Какая тебе нравится на данный момент, такая она и появляется в сказке. Мы даже цвета волос ее обычно не знаем. Она просто красавица и, безусловно, умница - и Елена Прекрасная, и Елена Премудрая. Это не значит, что одна красивая, а другая умная. Она красивая и умная одновременно, просто в зависимости от того, что в данный конкретный момент герою больше нужно: чтобы жена была умная или чтобы жена была красивая, - в зависимости от потребности сказочного сюжета именно такой образ женщины и будет реализован в сказке.

Иногда бывают какие-то чудесные элементы портрета героини, как, например, «она так красива, что у нее мозжечок из косточки в косточку переливается». Мы можем предполагать, что у нее такая тонкая кожа, что мы видим все ее внутренности. Сложно сказать, красиво это или нет. Но сказочнику на момент рассказывания сказки это кажется показателем необыкновенной красоты. Если западные принцессы обычно золотоволосые, то наши сказочные героини могут быть и темноволосыми. Но и такая деталь, как цвет волос, упоминается в сказке крайне редко.

Происхождение и черты образа Бабы-яги

Это мифологический персонаж, который попал в сказку уже при разрушении мифологической системы. Он связан с образом жрицы при инициальных и похоронных обрядах. Ее происхождение принято связывать с хтоническими персонажами подземного мира, мира мертвых, чаще всего со змеями.

Мы можем говорить об этом на основании ее имени. Корень «-яг-» в ряде диалектов использовался для обозначения змей. О змеином происхождении яги можно говорить по некоторым чертам ее облика, сохранившимся в сказках. Например, Баба-яга никогда не ходит - она прыгает. У нее костяная нога. Скорее всего, это единственная нога персонажа, а второй ноги у нее нет. Если разбираться более подробно, обращаясь к мифологическим истокам этого образа, то становится понятно, что единственная нога яги не нога, а змеиный хвост. Баба-яга относится к так называемым змеиным божествам, которые являются хозяевами леса и мира мертвых. В некоторых сказках Бабе-яге подчиняются звери и птицы.


Иллюстрация Ивана Билибина (1876–1942)


Она может изображаться как труп, она находится в избушке, которая сама по себе напоминает гроб, она «лежит из угла в угол», «нос в потолок врос». В некоторых сказках у нее из тела могут торчать куски гнилой плоти. То есть она полуразложившийся труп. Будучи наиболее близка к миру смерти, она выступает как первопокойник, персонаж, первым прошедший через смерть, который знает, как пройти через мир мертвых. Именно поэтому она помогает герою-искателю преодолеть трудности иного мира, получить тайные знания и сокровища, находящиеся там.

Но, как известно, из мира мертвых не возвращаются, а герой благополучно прибывает домой. Причина этого в том, что сказка связана не только с представлениями о похоронных практиках, но и с обрядами инициального характера, в которых участник проходит через смерть, чтобы получить новую жизнь и новые социальные качества. Наиболее наглядно это видно в сказках о мальчике и Бабе-яге, когда герой с помощью хитрости избегает попадания в печь. Сказка в этом случае задействовала мотив перерождения героя через повторное рождение, поскольку печь в мифологии синонимична женскому лону. Баба-яга помогает герою переродиться в новом качестве, приобрести новые знания, то есть она как бы осуществляет обряд инициации.

Русская волшебная сказка

Как сформировался жанр сказки? Какова аудитория волшебной сказки? Каковы истоки образа Бабы-яги? И какой миф лежит в основе образа сказочного Змея? Об этом рассказывает кандидат филологических наук Варвара Добровольская.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме