Святой апостол и евангелист Матфей (†60). Евангелие от Луки. Какая бывает Церковь

), 2) христ. проповедники, 3) чтецы.

В нехрист. текстах слово «Е.» встречается крайне редко. Известно 2 надписи, в одной из к-рых Е., возможно, называется языческий жрец (СIG. XII 1. 675. 6), в другой - жрица богини Геры названа словом εὐαγγελίς (GDI. 5702. 22, 37; см.: Dieterich. 1900).

В НЗ слово «Е.» использовано 3 раза: в Деян 21. 8, где евангелистом назван Филипп - один из 7 диаконов (ср.: Деян 8. 4-5, 12, 35, 40); в Еф 4. 11, где речь идет о Е. как об одном из церковных служений наряду с апостолами, пророками, пастырями и учителями; в 2 Тим 4. 5, где автор послания призывает Тимофея совершать «дело благовестника» (ἐργὸν εὐαγγελιστοῦ), содержание которого, как можно предположить, передано в словах 1 Фес 3. 2 - ап. Павел называет Тимофея «служителем Божиим» и своим сотрудником «в благовествовании Христовом».

Вульгата переводит греч. εὐαγγελιστής словом evangelista. В Пешитте греч. εὐαγγελιστής в Деян 21. 8, Еф 4. 11 и 2 Тим 4. 5 передается словом (от сир. - весть, евангелие, возможно этимологически связанного с древнеевр. , ). В синодальном переводе слово «Е.» употреблено только в Еф 4. 11; в Деян 21. 8 и 2 Тим 4. 5 греч. εὐαγγελιστής переведено рус. «благовестник».

В патристической лит-ре слово «Е.» нередко использовалось для обозначения христ. проповедников. Так, в одном из приписываемых свт. Афанасию I Великому сочинений евангелистом называется ап. Павел (Athanas. Alex. De sancta Trinitate. 1. 12 // PG. 28. Col. 1136). Однако чаще Е.- это странствующие христ. миссионеры, последователи и продолжатели дела апостолов. Евсевий Кесарийский так говорит об их деятельности: «Многие из тогдашних учеников, чью душу слово Божие поразило великим любомудрием, исполняли прежде всего спасительную заповедь: раздавали свое имущество бедным, а затем отправлялись путешествовать и выполнять дело евангелистов, спеша преподать слово веры тем, кто о ней вовсе не слыхал, и передать книги божественных Евангелий. Заложив где-нибудь на чужбине только основание веры, они ставили пастырями других людей, поручали им только что приобретенную ниву, а сами, сопутствуемые Божией благодатью и помощью, отправлялись в другие страны и к другим народам. Множество чудес совершалось ими тогда силой Духа Божия, так что после первой же проповеди все до единого человека с готовностью воспринимали душой своей веру в Создателя всего мира» (Euseb. Hist. eccl. III 27. 2-3). К числу Е. Евсевий относит Фаддея, ап. от 70, к-рого ап. Фома отправил в Эдессу в качестве «вестника и евангелиста [для проповеди] учения о Христе» (κήρυκα κα εὐαγγελιστὴν τῆς περ τοῦ Χριστοῦ διδασκαλίας - Ibid. I 13. 4), а также священномучеников Игнатия Антиохийского, Климента Римского (Ibid. III 38. 1) и основателя Александрийского огласительного уч-ща Пантена (Ibid. V 10. 2-3). Кроме того, в сочинениях христ. писателей есть примеры употребления слова «Е.» в этом же значении по отношению к Богу (Clem. Alex. Strom. III 12), Христу (Hippolytus. In Ps. 109 // PG. 10. Col. 609) и ангелам (Orig. In Ioan. 1. 12).

В качествеве эпитета к именам апостолов, написавших канонические Евангелия, слово «Е.» в христианской лит-ре начинает употребляться с рубежа II и III вв. Сщмч. Ипполит Римский (De Christ. et Antichrist. 56) называет евангелиста Луку, Тертуллиан (Tertull. Adv. Prax. 21, 23) и Дионисий Александрийский (Euseb. Hist. eccl. VII 25. 8) - Иоанна.

В нек-рых литургико-канонических памятниках словом «Е.», по-видимому, обозначается особая должность церковного чтеца. Так, в Дидаскалии апостолов (III в.) в описании необходимых для кандидата в чтецы качеств говориться, в частности, что он должен «понимать, что исполняет служение евангелиста» ( - Didasc. Apost. 3. 6). В совр. практике правосл. Церкви слово «евангелист» в этом значении употребляется в тексте Литургии свт. Иоанна Златоуста в обращении диакона к служащему иерею перед чтением Евангелия: «благослови, владыко, благовестителя (εὐαγγελιστήν)…»

С кон. II в. для характеристики особенностей канонических Евангелий начинают использоваться образы 4 небесных существ, известные по Книге проророка Иезекииля (Иез 1. 4-14) и Откровению Иоанна Богослова (Откр 4. 6-8). Впервые эта символика появилась у сщмч. Иринея Лионского. Доказывая, что единство Евангелий не нарушается различиями между ними, он говорит о них как о едином Евангелии, данном христианам в 4 видах, и сопоставляет Евангелие от Иоанна со львом, символизирующим «действенность, господство и царскую власть» Сына Божия, Евангелие от Луки - с тельцом, поскольку оно означает «священнодейственное и священническое достоинство» Слова, Евангелие от Матфея - с человеком, т. к. оно «изображает Его явление как человека», а Евангелие от Марка - с орлом, как указывающее «на дар Духа, носящегося над Церковью» (Iren. Adv. haer. III 11. 8).

В последующей традиции использование этой символики продолжалось, но конкретные образы, символизирующие то или иное Евангелие, нек-рое время не были постоянными. Наименее устойчивой была символика Евангелия от Марка: блж. Августин сопоставлял его, с человеком (Aug. De cons. Evang. I 6. 9), свт. Амвросий Медиоланский и блж. Иероним Стридонский - со львом (Ambros. Mediol. De instit. virgin. 114; Idem. De Abr. II 54; Hieron. In Ezech. I 1; Idem. In Matth. Prol.). Символика, предложенная блж. Иеронимом, в к-рой орел соответствует Евангелию от Иоанна (по причине «недостижимой высоты богословия» пролога), лев - Евангелию от Марка (начинающемуся словами о «гласе вопиющего в пустыне»), телец - Евангелию от Луки (начинающемуся рассказом о жертвоприношении Захарии), а человек - Евангелию от Матфея (показавшему генеалогию Спасителя по человечеству), преобладает в дальнейшей традиции.

Лит.: Dieterich A. εὐαγγελιστής // ZNW. 1900. Bd. 1. S. 336-338; Leclerq H. Evangélistes (Symboles des) // DACL. 1922. Vol. 5. Col. 845-852; Harnack A. Mission und Ausbreitung des Christentums. Lpz., 19244. 2 Bde; Schlier H. Der Brief an die Epheser. Düsseldorf, 1957. S. 196; Hadidian D. Y. Tous de euangelistas in Eph. 4. 11 // CBQ. 1966. Vol. 28. P. 317-321; Käsemann E. Epheser 4, 11-16 // Idem. Exegetische Versuche und Besinnungen. Gött., 19706. Bd. 1. S. 288-292; Merklein H. Das kirchliche Amt nach dem Epheserbrief. Münch., 1973. S. 73-75, 79-80, 348-392; Ernst J. Die Briefe an die Philipper, an Philemon, an die Kolosser, an die Epheser. Regensburg, 1974. S. 354; Schnackenburg R. Der Brief an die Epheser. Zürich, 1982. S. 183; Подосинов А. В. Символы 4 евангелистов: Их происхождение и значение. М., 2000.

А. В. Пономарёв

Иконография

Важность значения изображений Е. в христ. искусстве соответствует их исторической роли писателей Евангелий, признанных каноническими. Образы Е. встречаются в апостольских циклах, в сценах НЗ с IV-V вв. С 400 г. с Е. начинают сопоставлять их символы, известные по видению прор. Иезекииля и по Откровению ап. Иоанна Богослова,- человека, льва, тельца и орла. Параллель между Е. и их символами на Западе выявляется как в области эсхатологических видений, так и в богословской. В нек-рых случаях символы могут представлять самих Е. Кроме традиц. системы отождествления тетраморфа с образами Е. блж. Иеронима Стридонского могут использоваться др. интерпретации (сщмч. Иринея Лионского, блж. Августина, свт. Афанасия Александрийского, предполагаемого автора «Синопсиса»).

Раннехристианская эпоха

Самое раннее изображение Е., фигуры к-рых идентифицируются по коробке с 4 свитками у ног Спасителя, находится в рим. катакомбах святых Марка и Марцеллиана (до 340). К IV в. относятся рельефные изображения Е. на саркофагах: в соборе г. Апт (Франция) - сохранились надписи над Иоанном и Марком; с изображением Собора апостолов (Музей античных Арля и Прованса); с аллегорическим изображением Церкви-корабля с Иисусом Христом у руля и Е.-гребцами, над каждым имеется надпись с именем (Латеранский музей, Рим; фрагмент). С VI в. Е. изображаются вместе с Богородицей или св. Иоанном Крестителем, напр. на резных пластинах трона (кафедры) еп. Максимиана (546-556, Архиепископский музей, Равенна). С этого же времени изображения Е. встречаются в миниатюрах рукописей: Россанский кодекс (Евангелия от Марка и от Матфея, VI в., Музей кафедрального собора, Россано); Четвероевангелие Раввулы (Laurent. Plut. I. 56, 586 г.). Одно из ранних изображений символов Е.- тельца и ангела среди клубящихся облаков - присутствует в композиции «Жены-мироносицы у Гроба Господня» на резной пластине из слоновой кости, ок. 400 г. (VI в.?) (диптих из собрания Тривульцио, Милан).

Изображения крылатых животных - символов Е.- помещались в композициях триумфального характера, прославляющих величие Бога или поклонение Ему небесных сил: мозаики конхи апсиды ц. Санта-Пуденциана в Риме (ок. 400) - над изображением Небесного Иерусалима человек (ангел) впервые представлен с крыльями; арка апсиды Санта-Мария Маджоре (432-440) в Риме; свод крещальни св. Иоанна Крестителя в Неаполе (IV в.); паруса свода мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (ок. 440) - в центре звездного неба представлена композиция «Триумф Креста». В тот же период появились изображения символов Е. с книгами: апсида ц. Сан-Паоло фуори ле Мура в Риме (V в.); свод Архиепископской капеллы в Равенне (494-519); триумфальная арка Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549) и др.

Тема видения прор. Иезекииля получила развитие в композиции «Maestas Domini», где символы расположены по диагоналям вокруг медальона с изображением стоящего или сидящего на радуге Спасителя. Самый ранний пример - рельеф врат ц. Санта-Сабина (ок. 430). В этой же композиции символы Е. в виде тетраморфа под мандорлой возносящегося Иисуса Христа представлены на миниатюре из Евангелия Раввулы (Fol. 13v) и на мозаике в апсиде ц. Осиос Давид в Фессалонике (посл. четв. V в.). Расположение символов (человек вверху слева, лев внизу слева, орел вверху справа, телец внизу справа) соответствует описанию видения пророка и стало в дальнейшем традиционным. В качестве темы алтарных росписей эта композиция получила распространение в искусстве христ. Востока: капелла мон-ря Бауит и мон-рь св. Иеремии в Саккаре, Египет (VI в.); икона VII в. «Христос - Ветхий денми» (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

В V-VI вв. появились изображения самих Е. с их символами. Один из первых примеров - мозаика капеллы ц. Сан-Джованни ин Латерано (461-468): символы изображены в облаках рядом со стоящими Е. На мозаиках вимы ц. Сан-Витале в Равенне (546-548) Е. представлены без книг и с бескрылыми животными: Матфей с человеком, Лука с тельцом, Марк со львом, Иоанн с орлом; на миниатюре из Евангелия св. Августина Кентерберийского, кон. VI в. (б-ка Корпус-Кристи-колледжа, Кембридж. Ms. 286. Fol. 129v), Лука изображен с крылатым тельцом.

Византийское искусство

В послеиконоборческий период широкое распространение получили изображения Е., пишуших Евангелия. Этот иконографический тип, сложившийся в раннехрист. искусстве, восходит к античным портретам поэтов, ораторов и философов, обдумывающих и пишущих свои произведения или вдохновляемых музами (Венский Диоскорид - Vindob. Med. gr. 1. Fol. 4v, ок. 512 г., К-поль; Codex Virgilius Romanus - Vat. lat. 3867. Fol. 3v, 500 г.; Corpus Agrimensorum - б-ка герц. Августа в Вольфенбюттеле (Н. Саксония). Guelf. 3623. Fol. 69v, VI в.). Чаще всего Е. изображались сидящими перед столами с письменными принадлежностями или пюпитрами, с книгами и свитками, размышляющими над текстом, читающими или записывающими. К X в. было выработано неск. устойчивых вариантов изображения сидящих Е. Традиционностью отличается и иконография их обликов: Иоанн и Матфей - седовласые старцы, Марк и Лука - мужи средних лет с короткими темными волосами и бородой, Лука иногда с гуменцом (тонзурой). Реже встречаются фигуры стоящих Е. с раскрытой книгой или со свитком в руках (Paris. gr. 70. Fol. 4v, 3-я четв. X в.). Такие портретные миниатюры Е. известны с VI в. В Евангелии Раввулы на листах с таблицами канонов Е. представлены 2 типами портретов: сидящие Е.- один пишет в свитке, другой размышляет над лежащим на коленях раскрытым кодексом, указывая правой рукой вверх; стоящие Е. с закрытыми кодексами в руках. В Евангелии из Россано (Fol. 121r) Марк представлен сидящим в кресле перед благословляющей его труд жен. фигурой (персонификацией Божественной Премудрости?). Сложившиеся в послеиконоборческий период основные типы композиций с портретами Е. отличаются позами последних, числом персонажей, количеством предметов обстановки и характером фона (фоны без архитектурных кулис, архитектурные или пейзажные фоны, напр. изображения Иоанна на о-ве Патмос). Наиболее распространенной является иконография сидящих Е., реже встречаются фигуры стоящих Е. (напр., Четвероевангелие из б-ки Принстонского ун-та - Princeton. Garrett. 6, 2-я пол. IX в.; Paris. gr. 70. Fol. 4v).

В системе декорации крестово-купольного храма изображения Е. помещали в парусах под куполом, что символизирует распространение евангельского учения на все стороны света. Иконы Е. могли входить в состав деисусного ряда темплона (ок. 1360, мон-рь Хиландар на Афоне).

Один из ярких примеров воплощения в визант. искусстве классических традиций - портретные миниатюры Е. в Четвероевангелии из мон-ря Ставроникита на Афоне (Ath. Stauronik. 43. Fol. 10v, 11r, 12v, 13r, X в.). Е. представлены на фоне архитектурного c элементами пейзажа задника - разнообразных массивных античных построек, акцентирующих глубину пространства. Фигуры Матфея и Иоанна развернуты влево, Марка и Луки - вправо. Е. сидят в свободных позах на табуретах с подушками, ногами опираясь на подножия, перед столиками с письменными принадлежностями и пюпитрами, на к-рых лежат книги. Матфей глубоко задумался перед раскрытой книгой, приложив палец к углу рта; Марк держит стило, готовый писать, но пока его рука покоится на колене; Лука окунает стило в чернильницу, раскрытый для письма кодекс лежит на коленях, через закрытую книгу на пюпитре перекинут длинный свиток, его конец находится на полу; Иоанн со свернутым свитком в левой руке сосредоточенно размышляет перед раскрытой на пюпитре книгой, прижав палец к губам, около пюпитра - коробка со свитками. На столах - чернильницы, прозрачные сосуды с черными и красными чернилами, циркули. Обстановка работы над рукописью передана с большой точностью и эмоциональной достоверностью. Вероятно, рукопись копирует ранний визант. образец.

В это же время создаются миниатюры др. типа. Так, в Четвероевангелии из Ватопедского мон-ря на Афоне (Ath. Vatop. 949. Fol. 83v, 222v, 949 г.) Е. представлены на ровных золотых фонах. Их фигуры обращены в одну сторону. Позы приобрели более сдержанный и условный характер, что позволило в дальнейшем повторять их из рукописи в рукопись. Нек-рые иконографические варианты пользовались особой популярностью и сохранялись почти без изменения на протяжении столетий, напр. изображение Марка, к-рый сидит, подпирая голову левой рукой и опустив правую руку со стилом на раскрытый кодекс, лежащий у него на коленях (Ath. Vatop. 949. Fol. 83v; Ibid. 950. Fol. 72v, XI в.; Ibid. 960. Fol. 104v, 1128 г.; Ibid. 953. Fol. 92v, XIII в.; Ibid. 939. Fol. 82v, XIII в. (фигура развернута фронтально); РНБ. Греч. № 801, XI в.; мозаика ц. Успения Богородицы в Никее, 1065-1067, не сохр.). Также Марк может изображаться читающим, он держит книгу обеими руками (Ath. Vatop. 913. Fol. 74v, нач. XIV в.); пишущим в книге, к-рая лежит на коленях (Ibid. 917. Fol. 62v, XIV в.); опустившим стило в чернильницу и придерживающим лист пергамена на колене (Ibid. 974. Fol. 74v, XIII в.; Ath. Stauronik. 56. Fol. 62v, XIII в.); опустившим руку со стилом на колено и придерживающим левой рукой кодекс на пюпитре (Трапезундское Евангелие - РНБ. Греч. № 21. Л. 5 об., сер. X в.); разворачивающим свиток обеими руками (Ath. Laur. А-113. Fol. 210v, XIV в.). Каждый из Е. может быть представлен в одной из таких поз, Е. в одной рукописи могут быть изображены одинаково, напр. пишущими в книгах (Ath. Vatop. 917. Fol. 7v, 62v, XIV в.).

В палеологовскую эпоху в визант. миниатюрах появились изображения Евангелиста, затачивающего стило (изображение Матфея - Ath. Vatop. 937. Fol. 14r, нач. XIV в.), заимствованные из западноевроп. миниатюр XI-XII вв. (Buchthal. 1983. P. 158).

Наряду с представлением к.-л. этапа в процессе создания автором книги - писания текста, обдумывания, сверки текстов, приготовления инструмента письма - в изображениях Е. могут быть запечатлены особые обстоятельства, при к-рых были написаны Евангелия, отражены агиографические детали, имеющие и историческое и духовное значение. Так, в изображениях Иоанна показана его работа с учеником Прохором и получение Откровения с небес. Существует неск. вариантов такой иконографии: Иоанн стоит, полуобернувшись вправо к небесному сегменту, внимая Богу, вытянув благословляющую руку к сидящему на табурете пишущему Прохору, на золотом фоне (Ath. Vatop. 960. Fol. 264v, 1128; Четвероевангелие X в.- Ath. Dionys. 588), та же сцена на фоне горок, т. е. на о-ве Патмос (Ibid. 587. Fol. 1v, XI в.; ГИМ. Греч. № 41, XII в.); Иоанн на фоне архитектуры с раскрытой книгой сидит в кресле, диктуя сидящему напротив Прохору (РНБ. Греч. № 101. Л. 116 об., нач. XIV в.); Иоанн сидит на фоне горок, обернувшись к небесному сегменту, и диктует Прохору (Vindob. Theol. gr. 300, 1-я пол. XIV в.); Иоанн сидит на фоне пещеры, полуобернувшись к небесному сегменту, макая стило в чернильницу, без Прохора (Ath. Vatop. 913. Fol. 186v, нач. XIV в.; Ath. Laur. А-113. Fol. 4v, XV в.); Иоанн сидит в такой же позе на золотом фоне (ГИМ. Греч. № 407, XIV в.) или стоит (там же) на фоне горок, обернувшись к небесному сегменту, также без Прохора.

В иконографии Луки нашло отражение предание о том, что им были написаны первые иконы Богоматери. В палеологовское время в монументальной живописи, в миниатюрах и на иконах встречаются изображения Луки, пишущего икону Богоматери. Лука представлен сидящим, но вместо пюпитра перед ним мольберт с иконой Богоматери, вместо чернильницы - краски, в руке кисть (фреска ц. Рождества Богородицы мон-ря Матейче, Македония (1355-1360); миниатюры из Лекционария (Sinait. gr. 233. Fol. 87v, кон. XIV - нач. XV в.) и Евангелий мон-ря св. Иоанна Богослова на Патмосе (напр., Patm. 330. Fol. 82v, 1427 г.); икона Доменико Теотокопулоса (Эль Греко) (1560-1567, Музей Бенаки, Афины)).

Благословение на труд Е. могут получать непосредственно от Христа. Такова миниатюра из Ванского Евангелия (Кекел. А 1335, кон. XII в.), на к-рой представлен стоящий и благословляющий обеими руками Христос, по сторонам Которого склонились в молитвенных позах Е. Иконография этой сцены (аналогичная - в Vat. gr. 756, XI в.) соответствует композиции «Отослание апостолов на проповедь».

Распространенные в раннехрист. период изображения символов Е. в визант. искусстве чаще встречались в композиции «Maestas Domini»: на миниатюре из Евангелия (Marc. gr. Z 540, XII в.); на двусторонней иконе ок. 1395 г. из Поганова (Национальная художественная галерея, София). Символы включались также в миниатюры с Е. (ГИМ. Греч. № 519, 2-я пол. XII в.: над Марком, согласно системе отождествлений, принятой свт. Афанасием Александрийским,- телец) или помещались на фоне рядом с заставкой и началом текста (Матен. 7347. Л. 165, 1113 г.- телец перед Лукой). В палеологовскую эпоху символы и тетраморфы стали изображаться отдельно от фигур Е. (Ath. Vatop. 937. Fol. 17r, 129v - тетраморфы, 128r - орел с книгой, 322r - лев с книгой, нач. XIV в.). Тетраморфы встречаются в различных контекстах, в т. ч. в композиции «Небесная литургия» (фрески ц. арх. Михаила в Леснове, Македония, 1346-1349) и в различных системах отождествления с Е., напр., по сщмч. Иринею Лионскому, рядом с орлом - Марк (Ath. Vatop. 937. Fol. 129r, XIV в.), рядом со львом - Иоанн (Ibid. Fol. 322r). Вместо тетраморфов могут изображаться полуфигуры символических животных в ряд, так изображены символы Е. на нижних полях 2 листов канонов (напр., в Евангелии - Ibid. 247. Fol. 21r, 21v, XIV в.).

Древнерусское искусство

Изображения Е. и их символов появляются в самых ранних сохранившихся произведениях Др. Руси. В соответствии с визант. программой храмовой декорации образы сидящих за столиками и пишущих Е. были помещены в парусах Софийского собора в Киеве (40-е гг. XI в.). В Спасо-Преображенском соборе Евфросиниева мон-ря в Полоцке (60-е гг. XII в.) Е. представлены в разных позах: Иоанн, запрокинув голову, смотрит вверх, указывая правой рукой в небеса. Портретные миниатюры Е. с их символами имеются в древнейших рус. рукописях - Остромировом (РНБ. F. n. I. 5. 1056/57 г., Киев) и Мстиславовом (ГИМ. Син. № 1203. Нач. XII в., Новгород) Евангелиях. Следуя визант. традиции, рус. иконописцы Галицко-Волынской Руси, Новгорода, Твери, Ростова использовали принятые иконографические схемы, а также применяли сложные композиционные решения (напр., парный портрет Луки и Марка - Спасское Евангелие, Ярославль, ЯИАМЗ. № 15690. Л. 102 об.). Типичным для рус. искусства стало изображение Е. на створках царских врат, а также в деисусных чинах иконостасов (Кирилловский иконостас, 1497, ПИАМ). В произведениях XIV-XV вв. отразились тесные связи рус. искусства с искусством Балкан. В новгородских рукописях и фресках, тверских иконах XIV-XV вв. появились изображения Е. с персонификациями Божественной Премудрости (роспись ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (80-е гг. XIV в.); миниатюры из Евангелия - РГБ. Ф. 247. Рогож. № 138; фрагмент царских врат из Твери, 2-я пол. XV в., ЦМиАР). В XVI в. в Пскове была создана икона «Евангелист Лука пишет икону Богоматери» (ПИАМ). К нач. XV в. относятся 2 московские роскошные рукописи с образами Е. на отдельных листах и их символами (Евангелие Хитрово - РГБ. Ф. 304. III. № 3/M.8657, ок. 1400 г.; Евангелие Успенского собора Московского Кремля - ГММК. Кн. № 34, 1-я четв. XV в.) и рукопись, украшенная композицией «Maestas Domini» (Андрониково Евангелие - ГИМ. Епарх. № 436, 1-я четв. XV в.), в иконографической программе к-рых отразились палеологовские тенденции. В это же время в рус. искусстве появилась композиция «Спас в силах», в к-рой символы Е. изображены в углах красного ромба. Е. и их символы могут помещаться также на драгоценных окладах Евангелий (оклад Евангелия Хитрово, Евангелия из Успенского собора Московского Кремля). В кон. XVI в. в росписях храмов вместо Е. иногда изображались только их символы (Смоленский собор Новодевичьего монастыря, ц. Св. Троицы в Вязёмах).

Лит.: Friend A. M. The Portrets of Evangelists in the Greek and Latin Manuscripts // Art Studies. Camb. (Mass.), 1927. Vol. 5. P. 115-147; 1929. Vol. 7. P. 3-29; Klein D. St. Lukas als Maler der Madonna: Diss. B., 1933; Weitzmann K. Die byzant. Buchmalerei des IX. und X. Jh. B., 1935; Djuric V. J.

Апостол Лука Евангелист

Апостол Лука Евангелист

Родился 5 апреля 2 года нашей эры . По преданию, уроженец Антиохии Сирийской. С юных лет посвятил себя науке. Изучив вполне иудейский закон, он научился также искусству врачевания и познакомился с греческой философией, прекрасно знал греческий и египетский языки. Сам Лука был врачом по профессии.
Был среднего роста, круглолицый, суховатый и всегда имел болезненный желтый цвет лица. Имел жену и двоих детей, которые рано умерли от оспы.
Из Антиохии Лука пришел в Иерусалим. Лука сподобился увидеть и услышать Иисуса. Семя евангельского учения пало на сердце Луки, по выражению евангельской притчи, как на добрую землю, и принесло плод сторичный. Принадлежа к лику семидесяти апостолов, избранных Самим Господом, Лука ходил пред лицем Христа, своею проповедью уготовляя путь Ему и уверяя людей, что пришел в мир давно ожидаемый Мессия.

Во время спасительных страданий Господа, когда поражен был Пастырь и рассеялись овцы стада Его, отторглись от Христа многие избранные Им ученики - Лука же был верным и скорбел душою об Учителе.
За эти сердечные слезы Иисус даровал Луке неописанную радость, о чем сам апостол рассказывает в Евангелии, не называя себя по имени. В день Воскресения Христова Лука с другим апостолом, Клеопою, шли в селение Еммаус, близ Иерусалима. В это время приблизился к ним Сам Воскресший Иисус. Но глаза их были удержаны, и они не узнали Его. Господь спросил, о чем они рассуждают и отчего так печальны. Лука и Клеопа с душевной тоскою рассказали о вольных страданиях и крестной смерти возлюбленного Учителя. «А мы надеялись было, - продолжали они, - что Он есть Тот, который должен избавить Израиля... Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба, и не нашли тела Его, и, придя, сказывали, что они видели и явление ангелов, которые говорят, что Он жив».
Тогда Господь ответил: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем в Писании. Идя и беседуя с Господом, Лука из собственных уст Его почерпнул глубину неизреченной премудрости, и, как добрый ученик Христов, научился тайнам Божиим и тем впоследствии обратил многие народы в веру Христову. Но в то время апостол еще не узнал божественного Спутника.
И лишь когда Христос, возлежа с Лукой и Клеопой за вечерней трапезой, взяв хлеб, благословил, преломил и подал, тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Иисус стал невидим. Тут пламень божественной любви, сокрытый доселе в сердце Луки, обнаружился словами: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге, и когда изъяснял нам Писание?» И, встав в тот же час, Лука и Клеопа возвратились в Иерусалим и рассказали одиннадцати апостолам о явлении им на пути воскресшего Господа. Во время этого рассказа в горнице, где они собрались, явился сам Христос и преподал всем мир и наставление (Лк. 24:13-49).
По вознесении Христа на небо Лука приял с прочими апостолами Святаго Духа, нисшедшего в огненных языках. Когда же, по убиении первомученика Стефана, настало гонение на христиан, и апостолы, кроме некоторых, оставили Иерусалим, чтобы проповедовать Евангелие в других странах, то и Лука отправился на свою родину, в Антиохию. По дороге он проходил с проповедью город Севастию, где находились нетленные мощи Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Апостол хотел было взять их с собою, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя, не позволили. Тогда Лука взял от мощей только правую руку, под которою некогда преклонил главу свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим безценным сокровищем Лука прибыл на родину, к великой радости тамошних христиан.
В Антиохии Лука вступил в число сотрудников апостола Павла и сделался участником в трудах и страданиях его. Он с Павлом проповедовал имя Христово не только иудеям, но и язычникам, и был в Риме, как это видно из книги Деяний апостольских. Апостол Павел очень любил Луку и в своих посланиях называл его братом, возлюбленным врачом. И Лука любил всем сердцем Павла и почитал как учителя и отца. Один из всех учеников первоверховного апостола, он был с ним во время предсмертного заключения его в темнице, о чем писал оттуда Павел к Тимофею: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною». (2 Тим. 4:6-10).
Быть может, Лука своим врачебным искусством облегчал болезни узника, страдавшего, как говорит предание, головной болью, слабостью зрения и другими телесными недугами.
После страдальческой кончины первоверховного апостола Павла Лука проповедовал слово Божие в Италии, Далматии, Галлии и Греции.
Евангелие было написано им в Греции в 41 году на основе воспоминаний, рассказов очевидцев событий еще при жизни Иисуса и собственных наблюдений за Христом и его учениками.
Лука был очень осторожным в высказываниях, поэтому писал и говорил только то, в чем был абсолютно уверен, никогда от себя ничего не добавляя.
Кроме того, Лука был самым первым иконописцем, как считается согласно древним преданиям. На первой своей иконе Лука нарисовал образы Иисуса и его учеников. Второй его иконой был образ Божией Матери с младенцем на руках. Его авторству приписывается несколько икон Богородицы, в том числе (хранится в Третьяковской галерее), Ченстоховская икона Божией Матери, Сумельская икона Божией Матери (хранится в храме в деревне Кастанья, Греция) и Киккская «Богоматерь» (хранится в монастыре Киккос, о. Кипр).


Икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»

Уже в глубокой старости апостол Лука, принявший в продолжение своей жизни многие страдания за имя Христово, посетил Ливию, прошел ее всю и прибыл в Египет. Здесь он умножил паству Христову, обращая язычников в святую веру.
Возвратясь из Египта, Лука проповедовал Евангелие в греческом городе Фивах, устроил там церкви, поставил иереев и диаконов, и, излечив многих как от телесных, так и душевных болезней, наконец принял в этом городе мученический венец от идолопоклонников.
При императоре Домициане за неимением креста был повешен на оливковом дереве. Произошло это в Греции, в Ахайе, 8 мая 71 года . Лука принял мученическую смерть. Через месяц ему исполнилось бы шестьдесят девять лет.

Святой Лука был погребен в Фивах, и Господь, прославляя и по смерти своего апостола и евангелиста, в ознаменование его врачебного искусства ниспосылал дождем на место, где упокоилось тело его, целительный каллурий - лекарственную примочку от глазной болезни. При гробе Луки, по молитвам угодника Божия, верующие получали исцеления и от многих других болезней. Во второй половине IV века греческий император Констанций, сын Константина Великого, услыхав о целебных мощах апостола Луки, послал за ними своего воеводу. Святые мощи были с великой честью перенесены из Фив в Константинополь. И произошло чудо. Один из царских постельничих, Анатолий, лежавший много лет на одре болезни, услышав, что в город вносятся мощи апостола Луки, усердно помолился святому и велел нести себя к нему. Едва лишь он, поклонившись с верою, прикоснулся ковчега со святыней, как мгновенно получил исцеление и вместе с другими понес мощи в церковь, сооруженную во имя святых апостолов.
Мощи были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами .

Символом евангелиста Луки, заимствованным из пророчества Иезекииля, является крылатый телец , держащий Евангелие.


Евангелист Лука и его символ, телец, на странице Остромирова Евангелия

Дни памяти

В православной церкви (по новому стилю): 17 января, 31 октября;
- в католической церкви: 18 октября.

Святые мощи

При жизни святого его святость выражается либо в чудесах, либо в исцелении людей, либо в массовом обращении к Богу. Когда душа святого отходит к Господу, то остается тело умершего – мощи. Самые первые мощи – это были мощи мучеников. Православная церковь установила почитание мощей по трем причинам. Во-первых, останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам. Во-вторых, почитание мощей имеет литургическое значение. Мощи святых являются залогом их участия в молитвах. Вот почему древняя Христова церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика. Третьим основанием служит учение православной церкви о мощах как носителях благодатных сил. Дело в том, что человек, сподобившийся святости, всю жизнь стяжал благодать Духа Святого и его тело после кончины является источником благодати Духа Святого. Люди, приходя к мощам, хотят получить частичку этой благодати.

На Святой горе Афон (Греция), в Свято-Пантелеимоновом монастыре хранится глава апостола и евангелиста Луки.




Свято-Пантелеимонов монастырь. Афон

"В течение многих столетий честная глава святого апостола и евангелиста Луки как великое достояние христианского мира хранится в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре святой горы Афон".


Святыня Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря - серебряная чаша с Честной главой апостола и евангелиста Луки


Храм св. Евангелиста Луки. Крым, Бахчисарайский район, Лаки.

Лаки - так называлось греческое село в Крымской глубинке.
Храм св. Евангелиста Луки – это полуразрушенный храм, в котором образовался монастырь. Монахи своими силами его восстанавливают. Когда-то на этом месте была греческая деревня. Храм св. Евангелиста Луки был построен жителями села в 1904 г. На месте старой деревянной церкви 16 века. Внутри храма видны остатки фресковой росписи: изображения святых евангелистов. Евангелист Матфей изображён ангелом, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия. Евангелист Марк символизируется львом в ознаменование могущества и царского достоинства Христа. Изображения евангелистов Иоанна и Луки и их символов орла, означающего высоту евангелического учения, и тельца, подчёркивающего жертвенное искупительное служение Спасителя, едва различимы.

23 марта 1942 года деревня Лаки была уничтожена гитлеровскими карателями. Недалеко от монастыря стоит камень с мемориальной доской. На ней 47 фамилий сожжённых жителей села...

О чем молятся апостолу Луке

Святому Луке молятся в различных недугах, но в особенности при болезни глаз. Кроме того, он является покровителем врачей и иконописцев, так как он был по образованию врачом (именно его апостол Павел назвал «врачом возлюбленным») и он же первым «положил начало доброму и досточестному делу – писанию святых икон во славу Божию, Богоматери и всех Святых, на украшение святых церквей и на спасение верующих, благочестно почитающих сии святые иконы».
Евангелиста Луку просят при изучении иконописания, об исцелении глазных болезней, помощь при посадках в огороде.

Тропарь Луке Евангелисту

Апостольских деяний сказателя
и Евангелия Христова светла списателя,
Луку препётаго, славна суща Христове Церкви,
песньми священными святаго апостола похвалим,
яко врача суща, человеческия немощи,
естества недуги и язи душ исцеляюща
и молящася непрестанно за души наша.

Молитва апостолу и евангелисту Луке

О святый угодниче Божий, апостоле Луко! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Святой Лука является Небесным покровителем иконописцев. См.


Copyright © 2015 Любовь безусловная

Собор св. 70-ти апостолов.

Святой апостол и евангелист Марк .

Ап. Петр в 1-м послании (V гл. 13 ст.) называет Марка своим сыном. Некоторые писатели полагали, что Марк сын Петра по плоти (см. у блаж. Феофилакта — Толкование. Казань, 1865г. стр. 119), что не справедливо; он был духовным сыном первоверховного апостола. Ориген (De recta in Deum fide), Дорофей (Synopsis), Прокопий (apud Bollandistes 25 April.) думают, что Марк был учеником Иисуса Христа во время Его земной жизни и был одним из тех, которые услышав от Спасителя слова: аще не снесте плоти Сына человеческого, не пиете крови Его живота не имате в себе (Иоан. XII. гл. 56-60), оставили Его, но ап. Петр впоследствии возвратил, его в число учеников Иисуса Христа, после чего Марк сделался постоянным его спутником и сопровождал св. апостола в его апостольских трудах в Риме, где, по просьбе верующих во Христа, изложил (по учению ап. Петра) Евангелие (Климент Александрийский, у Евсевия Ц. Ист. кн. II, XV , Епифаний, Иероним и др.). Есть мнение (св. Иоанн Златоуст на Ев. Матвея I. 5), что Евангелие свое Марк написал в Египте. Из Рима ап. Марк с проповедью о Христе был в разных городах (как-то: в Аквилее, см. у Болланд. 25 апр. 345) в Кирене — в Пентаполе (Евсевий, Епифаний, Ириней и др.) и наконец в Александрии (в Египте), где основал первую христианскую школу; многих обратил ко Христу, в числе их Аппиана, который впоследствии был его преемником по святительской кафедре. Евангелист Марк в 68 г. был убит язычниками за распространение христианства.

Мощи (останки) св. Марка в 828 г. были перенесены в Венецию, где главный собор посвящен его имени. Св. Марку приписывается составление литургии (см. Е. И. Ловягин : Собрание Литургий, вып. I, стр. 149), которая совершалась в Александрии, а ныне она в употреблении у Коптских христиан. Св. Марк на иконах изображается со львом, потому что Евангелие его начинается изложением проповеди св. Иоанна в пустыне, каковая (проповедь), подобно льву в пустыни, огласила мир об Иисусе Христе, преимущественно о чудесах Его, свидетельствующих о всемогуществе и царском служении Его.

Память св. ап. Марка в православной церкви — 25 апреля (день кончины) и 4 января в соборе 70 апостолов. У католиков евангелисту Марку празднуется 25 апреля, 27 сентября и 31 января.

Православный собеседник. — 1906. т.1. с. 72—73 .

П равославное христианство знает четыре канонических Евангелия: от Матфея, от Луки, от Марка и от Иоанна. Но почему Евангелие не написал кто-то один? И для чего нам четыре Евангелия, если все они говорят об одном и том же?

Дело в том, что, вдохновляя священных писателей, сообщая им и мысль и слово, Святой Дух не стеснял их собственного ума и характера. Наитие Святого Духа не подавляло собой духа человеческого, а только очищало и возвышало его. Поэтому, представляя собой единое целое в изложении Божественной истины, Евангелия различаются между собой в зависимости от личных свойств характера каждого из евангелистов. Различаются они и вследствие обстоятельств и условий, при которых были написаны, и в зависимости от цели, которую ставил себе каждый из четырех евангелистов.

Евангелие от Матфея

Е вангелист Матфей, один из двенадцати апостолов Христовых, до призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей, налогов. Поэтому он был нелюбим своими соотечественниками: евреи презирали и ненавидели мытарей за то, что те служили поработителям их народа и притесняли народ взиманием налогов, причем в стремлении к наживе часто брали гораздо больше, чем следовало. Особенно не любили Матфея духовные вожди еврейского народа - книжники и фарисеи.

Тронутый до глубины души милостью Господа, Который не погнушался им, Матфей всем сердцем принял учение Христа. И особенно глубоко он понял, ощутил его превосходство над учением фарисеев, пронизанным идеями внешней праведности и презрением к грешникам. Вот почему Матфей так близко к сердцу принял дело спасения именно своего родного еврейского народа , проникнувшегося к тому времени ложными фарисейскими понятиями и взглядами. И свое Евангелие он писал преимущественно для евреев . Есть основание предполагать, оно первоначально и было написано на еврейском языке и только немного позже переведено на греческий, может быть, самим же Матфеем.

В Евангелии Матфей преследует цель доказать евреям, что Иисус Христос и есть именно тот Мессия, о Котором говорили ветхозаветные пророки , и что ветхозаветное откровение, затемненное книжниками и фарисеями, только в христианстве становится ясным и приобретает совершенный смысл. Поэтому Матфей и начинает свое Евангелие родословием Иисуса Христа, желая показать евреям Его происхождение от Давида и Авраама, и делает громадное количество ссылок на Ветхий Завет, чтобы доказать исполнение на Христе ветхозаветных пророчеств. Святой Матфей в Евангелии не объясняет смысл иудейских обычаев и не поясняет некоторые арамейские слова, считая, что евреи, для которых он пишет, все это знают. Он один делает акцент на лицемерии фарисеев, как мы можем прочитать в 23 главе:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхóдите и хотящих войти не допускаете.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мóлитесь: за тó примете тем бóльшее осуждение.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

(Мф. 23:13-15)

Апостол и евангелист Матфей долгое время проповедовал в Палестине. Потом удалился для проповеди в другие страны и окончил свою жизнь мученической смертью в Эфиопии.

Евангелие от Марка

Е вангелист Марк по происхождению тоже был иудеем, но не состоял в числе двенадцати апостолов. Поэтому он и не мог быть постоянным спутником и слушателем Господа, каким был евангелист Матфей.

Свое Евангелие Марк написал со слов и под руководством святого апостола Петра. Сам он, по всей вероятности, был очевидцем лишь последних дней земной жизни Господа. Только Марк рассказывает о каком-то юноше, который, когда Господь был взят под стражу в Гефсиманском саду, следовал за Ним, завернувшись по нагому телу в покрывало, и воины схватили его, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. (Марк. 14:51-52). В этом юноше древнее предание видит самого автора второго Евангелия - святого Марка.

Климент Александрийский утверждает, что Евангелие от Марка - это по сути запись устной проповеди святого апостола Петра, которую Марк сделал по просьбе христиан , живших в Риме . Само содержание Евангелия от Марка свидетельствует о том, что оно предназначено для христиан из язычников . В нем очень мало говорится об отношении учения Господа Иисуса Христа к Ветхому Завету и совсем немного приводится ссылок на ветхозаветные священные книги. Вместе с тем мы встречаем в нем латинские слова. Даже нагорная проповедь, как объясняющая превосходство новозаветного закона перед ветхозаветным, пропускается.

Зато главное внимание святой евангелист Марк обращает на то, чтобы дать в своем Евангелии сильное яркое повествование о чудесах Христовых, подчеркивая этим Царское величие и всемогущество Господа . В его Евангелии Иисус не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной.

Евангелие от Луки

С вятой Лука происходил из Антиохии, и поэтому принято считать, что он был по своему происхождению язычник или «прозелит», то есть язычник, принявший иудейство. По роду своих занятий он был врачом и живописцем. Исследователи Евангелия считают, что святой Лука был одним из семидесяти учеников Христовых: так подробно он описывает наставления, данные Господом семидесяти апостолам.

Из книги Деяний святых апостолов мы видим, что, начиная со второго путешествия святого апостола Павла, Лука становится его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. После смерти апостола Павла святой Лука проповедовал и умер мученической смертью в Ахаии.

Лука написал свое Евангелие по просьбе одного знатного мужа, «достопочтенного» Феофила, жившего в Антиохии. Для него же он написал и книгу Деяний апостольских. При этом евангелист пользовался не только рассказами очевидцев служения Господа, но и записями о Его жизни и учении. По словам евангелиста Луки, эти записи были подвергнуты им самому тщательному исследованию, поэтому и его Евангелие отличается особенной точностью в определении времени и места событий и строгой хронологической последовательностью.

На Евангелии от Луки явно сказалось влияние святого апостола Павла. Как «апостол язычников» Павел старался как можно полнее раскрывать ту великую истину, что Мессия - Христос - пришел на землю не только ради иудеев, но и ради язычников, и Он есть Спаситель всего мира, всех людей.

В связи с этой основной мыслью, родословие Иисуса Христа доведено Евангелии от Луки до родоначальника всего человечества Адама и до Самого Бога, чтобы подчеркнуть Его значение для всего человеческого рода (Луки 3:23-38). Никто так ярко не изобразил любви Божией к кающимся грешникам, как это сделал святой Лука. Достаточно вспомнить притчу о заблудшей овце, о потерянной драхме, о милосердном самарянине, повесть о покаянии начальника мытарей Закхея, как и знаменательные слова о том, что «радость бывает пред ангелами Божиими об едином грешнике кающемся» (Лк. 15:10).

Евангелие от Иоанна

Е вангелист Иоанн Богослов был любимым учеником Христа. Он был сыном галилейского рыбака Заведея и Соломии. Заведей был состоятельным и не малозначительным членом иудейского общества. Соломия упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом: она сопутствовала Господу в Галилее, последовала за Ним в Иерусалим на последнюю Пасху и участвовала в приобретении ароматов для помазания тела Его вместе с другими женами-мироносицами. Предание считает ее дочерью Иосифа-обручника.

Иоанн был сначала учеником святого Иоанна Крестителя. Услышав его свидетельство о Христе как об Агнце Божием, Который возьмет на Себя грехи мира, он тотчас же последовал за Христом (Иоан. 1:37-40). Постоянным учеником Господа он стал немного позже, после чудесного улова рыб на Геннисаретском (Галилейском) озере. Вместе с Петром и своим братом Иаковом Иоанн удостоился особенной близости к Господу, находясь при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Так, он удостоился присутствовать при воскрешении дочери Иаира, видеть преображение Господа на горе, а также был свидетелем Его Гефсиманской молитвы. Любовь Господа к Иоанну сказалась и в том, что Господь, вися на кресте, поручил ему Свою Пречистую Матерь (Иоан. 19:27).

Пламенно любя Господа, Иоанн был полон негодования против тех, кто был враждебен Господу или чуждался Его. Евангелие Иоанн написал по просьбе ефесских христиан . Они принесли ему три первых Евангелия и попросили его дополнить их речами Господа, которые он слышал. Святой Иоанн подтвердил истинность всего написанного в этих трех Евангелиях, но нашел, что многое необходимо добавить к их повествованию и, в особенности, изложить пространнее и ярче учение о Божестве Господа Иисуса Христа, чтобы люди с течением времени не стали думать о Нем только как о «Сыне Человеческом» . Это было необходимо, ведь ко времени написания четвертого Евангелия уже стали появляться ереси, отрицавшие Божество Христово.

Таким образом, целью написания четвертого Евангелия было желание дополнить повествование трех евангелистов . Отличительная черта Евангелия от Иоанна ярко выражена и в том наименовании, которое давалось ему в древности. В отличие от первых трех Евангелий, его называли «Евангелием духовным ».

Чистый сердцем, преданный Господу всей душой, святой Иоанн глубоко проник и в возвышенную тайну христианской любви. Никто не раскрыл так полно, глубоко и убедительно, как Иоанн в своем Евангелии и трех соборных посланиях, христианское учение о двух основных заповедях Закона Божия - о любви к Богу и о любви к ближнему. Поэтому Иоанна еще называют «апостолом любви» .

Символы евангелистов

И конописцы изображают евангелиста Матфея как человека, Марка - как льва, Луку - как тельца, а Иоанна - как орла. Ведь апостол Матфей стремился показать, что Иисус Христос - Человек из рода Давида, Мессия, которого все ждали; евангелист Марк говорил о том, что Иисус Христос - Царь мира; святой Лука сделал акцент на жертвенном служении Господа; а Иоанн Богослов хотел обратить внимание на то, что Господь Иисус Христос - истинный Бог.

Вместо эпилога

Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;

для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона;

для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

(1 Кор.9:20-22)

При подготовке публикации использовались материалы сайта .

Фото: открытые интернет-источники

Святая христианская Церковь в своем существовании руководствуется Божественным откровением, которое распространяется путем передачи людям Священного Предания. Одной из его форм являются богодухновенные книги. Полный сборник священных христианских текстов, именуемых Святым Писанием, Библией. Она включает в себя книги Ветхого и Нового Заветов.

Центральными книгами новозаветного корпуса являются евангелия. В них говорится о земной жизни Иисуса Христа, его чудесах, общественном служении. Существует четыре канонических евангелия - от Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Они были святыми апостолами. В меру того, что они являются авторами Церковь именует их святыми евангелистами.

Согласно истории Церкви у Христа были ближайшие ученики - апостолы. Сначала их было двенадцать, затем семьдесят. Новый Завет говорит также и о пятистах учениках. Святые были апостолами от двенадцати и семидесяти. Так, евангелисты Матфей и Иоанн были в числе двенадцати избранных учеников. Иоанна Христос называл даже Своим возлюбленным учеником, Лука и Марк уверовали во Христа, как в Бога и Мессию позднее, и были из числа семидесяти .

История жизни каждого из евангелистов различна, но можно сказать о том, что все они потрудились в деле распространения христианского учения. Почти все апостолы претерпели мученическую кончину и евангелисты не были исключением. Только про апостола Иоанна Богослова сохранилось предание, что он не понес мученической смерти, хотя и принимал на себя гонения при императоре Диоклетиане.

Особенности евангелистов

Среди четырех евангелий, имеющихся в каноне христианских священных книг, три синоптическими и одно духовным. Евангелия от Марка, Матфея и Луки схожи по своему , в них описываются некоторые одинаковые моменты из земной жизни Спасителя. У евангелиста Иоанна текст иного содержания. Он больше повествует о том, чего не было сказано другими евангелистами. Поэтому его , представляющееся образцом одухотворенности слова, признают написанным в последнюю очередь.

Евангелист Матфей писал свое евангелие для богоизбранного народа (евреев). Оно самое длинное и главной мыслью текста являлся показ Христа, как Мессии, которого ожидали евреи. Евангелист Марк в своем представил все царское величие Бога. Он повествует о чудесах Христовых. Этот текст самый короткий и понятный простым людям. Марк писал свое евангелие для римлян, поэтому ему было важным показать чудеса Христа.

Лука писал о спасении всего человечества, указывал на ту искупительную жертву Христа, которую он принес за всех людей. Последний Иоанн неслучайно прозван Церковью Богословом. В его можно увидеть основные момента богословия Церкви, учение о Христе как Боге, предвечно рожденном от Отца.

Святые евангелисты своими трудами внесли огромный вклад в дело распространения христианской проповеди. Их евангелия пронизаны благодатью Святого Духа и во все времена будут считаться актуальными для человечества.

Связанная статья

Совет 2: Кто из апостолов не был со Христом во время его земного служения

Среди первых апостолов, учеников Иисуса Христа, которые после его смерти несли людям истину его учения, есть один, который даже не был знаком с Иисусом в то время, когда он в образе обычного человека жил среди людей. Тем не менее, именно он, наравне с апостолом Петром носит звание «первоверховный» в знак почитания его великих заслуг в деле распространения Евангельского учения.

Со дня своего рождения будущий Павел носил имя Савла и был гражданином Римской империи, хотя родился в иудейском городе Тарсе. Жители его пользовались правами граждан Римской империи. Мальчик Савл, чье имя в переводе с древнееврейского значило «вымоленный», «выпрошенный» был очень способным и его отдали в обучение Гамалиилу – известному иудейскому просветителю и законоучителю.

Получая традиционное воспитание, Савл вырос поборником римского права и законов, он служил на государственной службе и стал одним из активнейших гонителей учения Христа и тех людей, которые становились его последователями.

Однако случилось чудо – во время религиозного шествия в Дамаск Савл внезапно ослеп, его глаза также перестали видеть свет, как и его душа, слепая до этих пор. Книга Деяний повествует о том, что целых три дня Савл ничего не видел, не мог ни есть, ни пить. По прошествии этого времени, евангельская благодать сошла на него – глаза и душа апостола прозрели и он обратился к Христу, сменив имя на Павел. Уверовав в это учение, он стал проповедником и начал читать свои проповеди язычникам, в синагогах, обращая иудеев в новую веру.

Много сил положил Павел на то, чтобы христианство распространилось по миру. Его просветительская деятельность позволила стать этому бывшему римскому законнику одним из «столпов» христианской церкви. Но, как и большинство из первых апостолов, Павел принял мученическую смерть от рук гонителей этой веры.

По библейским преданиям, он и Петр были казнены в Риме в 67 году от рождества Христова по приказу императора Нерона. Случилось это в один день. Петр был распят вниз головой, причем об этом он попросил своих мучителей сам – не хотел, чтобы его смерть была похожа на смерть Учителя, Иисуса Христа.

Поскольку Павел был гражданином Рима, смерть его была менее мучительной – ударом меча ему отсекли голову. Согласно преданию, три раза ударилась голова апостола об землю и на этом месте забили три святых источника. Место его смерти - «Три фонтана» до сих пор привлекает толпы паломников со всего света. Память первоверховных мучеников Петра и Павла христианами празднуется в один день – 12 июля.

Видео по теме

На протяжении столетий люди ждали появления посланного Богом избавителя, который должен был спуститься на грешную землю и спасти человечество. Не раз в истории объявлялись те, кто называл себя таким спасителем, но всегда людей ждало разочарование. В иудаизме и христианстве того, кто должен был дать народам спасение, называли мессией.

Кого называют мессией

В переводе с арамейского «мессия» буквально «царь» или «помазанник». Евреи, считавшиеся избранным народом, свято верили в , данное пророками. В нем говорилось о том, что Бог когда-нибудь пошлет им благословенного Спасителя, подлинного царя человечества. Христиане считают, что этим избавителем стал Иисус Христос. Характерно, что «Христос» в переводе с греческого также означает «мессия».

Мессию принято именовать Помазанником, поскольку помазание елеем, то есть оливковым , было частью древней церемонии. Этот обряд проводили, когда возводили на престол очередного монарха или посвящали в сан иудейских священников. Древние иудеи свято верили, что истинный царь, являющийся потомком царя Давида, будет послан Творцом с целью освободить евреев от гнета и власти со стороны других народов.

Но существует и более широкое понимание замысла Бога. Религиозно настроенные люди считали еще в те давние времена, что приход мессии нужен для осуществления дарованного Богом спасения человечества. Но от чего именно людей нужно было спасать? Согласно библейской традиции, нуждается в спасении, потому что он подвергся грехопадению. Это сделало невозможным претворение в божественной воли, ведущей к целям, постичь которые целиком смертный человек при всем желании не сможет.

Спаситель человечества

И все же отдельные толкователи Священного писания попытались объяснить, какова высшая цель творения. Оказывается, она состоит в установлении на земле Царствия Небесного. Грехопадение нарушило планы Творца, после чего на земле воцарился ад. Приход грядущего Спасителя как раз и должен был восстановить прежнее положение дел и создать вместо земного ада Царство Божие.

Предполагается, что тот, кто будет послан на землю с целью спасения человечества, не в состоянии греху, а должен находиться в полной гармонии с Божественной природой. Избавитель должен быть совершенным существом, как и сам Творец. Он не мог быть рожден в , а земная жизнь мессии должна быть образцом праведности.

В считается, что пришествие мессии разделено на два этапа. Впервые Спаситель явился на землю в образе Иисуса Христа две тысячи лет назад. В отдаленном будущем, сроки которого в точности нельзя, неминуемо ожидается второе пришествие. В это раз Иисус, убеждены христиане, окончательно установит на земле Царствие Небесное.

Очень часто в христианской литературе можно встретить выражения типа «Церковь постановила» или «Церковь утверждает». Может возникнуть вопрос о том, что такое христианская Церковь в её догматическом значении. Православное вероучение дает четкий и ясный ответ, основываясь на творениях святых отцов и учителей Церкви.

Определение Церкви в её догматическом значении

Церковь - это не просто храм (здание). В это вкладывается куда более глубокий смысл. Под Церковью, в христианском смысле, понимается людей, объединенных единым священноначалием (духовенством апостольское преемство), едиными таинствами (в их семь) в единой Главе – Господе Иисусе Христе. Получается, что Церковь - это общество верующих, живой «организм». Основателем Церкви является Сам Христос. Он так и говорил апостолам об её создании, причем упоминал о невозможности даже аду одолеть это общество верующих людей. То есть, любой христианин, участвующий в церковной жизни, является членом этого общества и, соответственно, Церкви.

Какая бывает Церковь

Церковь Христова может быть поделена на несколько «видов». В частности, Церковь земная и . Под первой понимают всех , живущих на земле. Эту Церковь в богословии именуют «воинствующей», в меру того, что люди-христиане являются воинами на земле. Они борются со своими страстями и пороками, а также иногда и с самими проявлениями бесовской силы. Второй вид Церкви (небесная) иначе именуется «торжествующей». Туда входят люди, которые уже переступили порог вечности, а также все те, кто достигнуть рая и единства с Богом после своей . Они уже торжествуют в вечной славе с Богом и находятся в его общении и любви.


Кроме того, к «торжествующей» Церкви христианское богословие может также относить и все небесные ангельские воинства.

С древнегреческого языка наименование апостол переводится как «посланник, посол». Христианская Церковь выделяет апостолов в отдельный чин святости. Этими людьми считаются ближайшие ученики Иисуса Христа.

В деле своего общественного служения Иисус Христос избрал себе ближайших учеников. Именно они и Церковью святыми апостолами. Христос объяснял апостолам учение о Боге, расскрывал основные нравоучительные истины христианства. Апостолы были со Христом во время его чудес, а также в главные и важнейшие моменты жизни Христа (за исключением ). Иногда Христос брал с собой трех учеников в качестве его великих чудес. Так, например, Петр, Иаков и Иоанн стали свидетелями преображения Иисуса Христа, воскресения дочери Иаира.


Среди апостолов выделяют 12 и 70 человек. Первыми на апостольство были призваны Андрей Первозванный, Петр, Иоанн, Иаков Зеведеев, Матфей, Филипп, Варфоломей, Симон Зилот, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (Иуда Иаковлев), Матфий. Они именуются апостолами от 12-ти.


Позднее Христом было избрано еще 70 апостолов.


Главной задачей святых апостолов было распространение христианской веры на земле. Апостолам была поручена власть разрешать от грехов, а также народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.


Некоторые апостолы писали священные тексты, вошедшие в состав книг Нового Завета. Так апостолы Матфей, Лука, Марк и Иоанн евангелия, поэтому они именуются евангелистами. Лука и Марк были из числа 70-ти апостолов. Кроме этого, в Новом Завете можно послания святых апостолов Петра, Иакова, Иоанна Богослова, Иуды Иаковлева и апостола Павла, а также Деяний святых апостолов за авторством евангелиста Луки.


Апостол Павел является отдельной великой личностью. Он не был свидетелем чудес Христа. Первоначально был гонителем христианства. Только после обращения Савл (Павел) стал одним из самых ревностных проповедников христианства.


Святые апостолы получили власть от Бога исцелять людей, изгонять бесов, творить иные чудеса. Многие из них окончили свою земную жизнь мученической смертью Крещения иначе именуется Богоявлением.


В главном церковном песнопении праздника прямо говорится о том, что во время крещения Христа явилось Тройческое поклонение. Отец засвидетельствовал голосом, Святой Дух явился голубем, ну а второе Лицо Святой Троицы добровольно принимало крещение.


Поэтому для православной Церкви нет принципиального развития в наименованиях праздника, ведь именно крещение Христа явило миру бытие всей Святой Троицы. Не так часто в Библии происходят подобные описания. Поэтому Церковь посчитала необходимым запечатлеть это уникальное событие в наименовании одного из самых торжественных и почитаемых христианских праздников.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...