Как петь церковные православные песнопения? Как научиться церковному пению

Виктор Сергеевич Попов – бывший художественный руководитель и главный дирижер Большого детского хора Гостелерадио СССР, художественный руководитель Академии хорового искусства, народный артист СССР.

Идите в хоры и обретете гармонию!

Роберт Шоу Лаусон – музыкальный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Атланты (США).

Выбор цитат, ставшими эпиграфами этой статьи, не случаен. И сами авторы высказываний, и суть их утверждений как нельзя лучше отвечают теме статьи в ее развернутом виде: «Полезно ли юным певцам, мечтающим о сольной карьере, петь в хоре». Давайте подробнее разберем этот вопрос.

Преимущества хорового пения для детей

Педагоги говорят, что пение:

  • ускоряет развитие детей;
  • улучшает владение речью;
  • устраняет дефекты дикции;
  • повышает грамотность и облегчает изучение иностранных языков и математики.

Родители фиксируют и высоко оценивают:

А врачи отмечают, что дети, поющие в хоре, реже болеют и легче переносят стрессовые ситуации.

В хоровом пении нет элементов соревновательности, конкуренции или гонки – в нем царят гармония, душевная чистота, творчество, единение и совершенствование. Пение в хоре может:

  • быть терапией с абсолютным показанием ребенку, переживающим какую-то душевную травму;
  • помочь людям с физическими и психологическими проблемами;
  • поддерживать всех тех, кто хочет стать частью чего-то возвышенного, большего, чем они сами.

Но давайте сначала вспомним, что такое хор, какие типы и виды хорового пения существуют в музыкальном мире.

Хоровое пение: типы и виды хоровых (певческих) коллективов

Хором называют одновременное совместное звучание многих певческих голосов, исполняющих вокальное произведение. В каждом хоре есть минимум 3 исполнителя, ведущих одну и ту же основную партию баса, тенора, альта, сопрано, и их дивизии – самостоятельные верхние и нижние партии, выделенные из основной. Это главное отличие хора от вокальных ансамблей, у которых для каждого певца есть своя, отдельная от других партия. На практике выделяют 4 основных типа хоров:

  • женский;
  • мужской;
  • детский;
  • смешанный.

По манере исполнения музыкальных произведений и репертуару хора проводят грань между академическими, народными и церковными хорами.

  • Манера академического хора базируется на многолетней музыкальной культуре исполнения оперных и камерных вокальных произведений с использованием специальных сложных техник для усиления мощности «округлого» звучания голоса.
  • Многоголосие народного хора со своим характерным репертуаром опирается на местные и территориальные традиции пения в унисон с четкой и ясной дикцией, выразительностью текста, открытым, естественным извлечением и посыланием звука без дополнительных техник его усиления.
  • В задачи церковного хора входит пение молитв и псалмов на клиросе церкви или храма во время богослужения. По церковным правилам эти песнопения хористам запрещается исполнять «с выражением», чтобы прихожане, заслушавшись, не отвлекались от мыслей о Боге.

Различаются хоры и по своему статусу:

Хор может петь a capella (а капелла) – без инструментального сопровождения, с аккомпанементом фортепиано или органа, с небольшим музыкальным ансамблем (например, клавесин, виолончель и контрабас для барокко) или с полным оркестром, состоящим из 70 – 100 музыкантов. Руководит хором дирижер или хормейстер посредством жестов руками, динамическими движениями тела и головы, мимикой своего лица. В его задачи входит:

  • объединение хористов в слаженный ансамбль;
  • подбор репертуара;
  • установка темпа;
  • выполнение четких бит (метр);
  • критически слушать и формировать цельный звук ансамбля;
  • готовить хор к выступлению.

Стоит отдельно отметить, что хористы-академисты легко переходят из одной манеры пения в другую. Им подвластно исполнение и классических произведений, и народных композиций, и духовных песнопений, и искусство петь в стиле «а капелла» – без музыкального сопровождения. Чтобы овладеть мастерством академического пения, от певца требуется немало:

  • упорный труд;
  • изучение основ музыкальной грамоты для чтения нот с листа;
  • большие временные затраты;
  • ведение здорового образа жизни.

Из-за сложностей в освоении технических особенностей манеры классического пения, детский академический хор – не повсеместное явление. Детям для обучения пению и «раскрытия» голоса больше подходит народный хор с его репертуаром.

В каких случаях и кому петь в хоре полезно?

Насколько полезно пение в том или ином хоре для начинающего певца, мечтающего о профессии вокалиста и карьере на этом поприще? Ответить точно на этот вопрос не так уж и просто, потому что он должен рассматриваться индивидуально, сообразно цели каждого мечтателя, его вокальных данных и умений, профессионального уровня руководителя конкретного хорового коллектива.

Начинать с занятий в хоре однозначно полезно всем любителям пения, у которых на первых этапах пути к достижению своей мечты – стать вокалистом, есть определенные проблемы:

  • с координацией слуха;
  • владением голоса;
  • вокальным дыханием;
  • музыкальной памятью;
  • исполнительским опытом;
  • другими певческими навыками.

У большинства хористов все эти показатели по мере тренинга на репетициях заметно улучшаются. Однако только в том случае, если хор подобран правильно, иначе есть риск «напеть» добавочные проблемы. Например, если от вокальных нагрузок на продолжительных репетициях у вас начинает болеть горло, голос становится сиплым, «садится», то пение в таком хоре может оказать негативное влияние на ваш голос, навредить ему.

Большое значение имеет также выбор хора. При этом важно понимать, что основная задача хормейстера – это чистота и красота звучания «общего голоса» хора, а не отдельных хористов. Хормейстер не является педагогом по вокалу, и если он начинает, например, учить хориста именно вокалу, например, требовать от него посылать звук в нос (губительно для вокальной техники), или проводит «сидячие» репетиции хора (вредит вокальному дыханию), то лучше с таким хором расстаться и найти другой коллектив с грамотным хормейстером.

Мнение большинства специалистов – преподавателей вокала и хормейстеров, сводится к тому, что будущим вокалистам вредно обучаться пению в хоре с непрофессиональным руководителем. Напротив, если мечтающий о вокальной карьере молодой певец будет знать, что хормейстер не будет «ломать» его вокальный голос исключительно под специфику хорового пения, и «благословит» его на соло, когда «штанишки» хориста станут тесны, то такой хор полезен для обучения и интенсивного развития певческих навыков.

Международная компания Sound’s Life приглашает хоровые коллективы и хоровые ансамбли, а также юных вокалистов от 5 до 26 лет и старше, включая категорию «профи», .

Международный форум народного творчества и фольклора

Международный вокальный конкурс «МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР»

Международный вокально-хореографический конкурс «ЗВЕЗДНАЯ ПЛАНЕТА»

Международный форум эстрадной и джазовой музыки

Если у певчего, как часто говорят, "ни голоса ни слуха", но петь он хочет и готов учиться, то выгнать его действительно нельзя. Да и нецелесообразно это. Все церковные хоры держатся на певцах, которые петь когда-то не умели, а потом научились. Самый лучший певчий для клироса - это тот, который постепенно научился петь и достиг вершин прямо на этом самом клиросе.

Но пока такой бриллиант еще даже не то что, не огранен... Он спрятан где-то в глубине под слоями известковых пород и глины, именуемыми словами "секундирование", "фальшь", "грязь" и т.п.

В общем, мой ответ на поставленный вопрос... Ведущих певчих делать надо из таких людей!

К каждому человеку необходим индивидуальный подход. Это, впрочем, очевидно.
На словах. На деле регенты (и первый из них я) редко индивидуально занимаются с певчими. Приведу общепринятую регентскую методику занятий с начинающими певчими, которых нельзя выгнать, а потом посмотрим, чем ее можно улучшить.

  • Первым делом начинающему певчему не дают петь вообще: "типа, вначале послушай".
  • Затем его начинают подключать к большому составу хора, где фальшь не так заметна. Ставят его рядом с опытным певцом и просят петь тихо и сливаться.
  • Рано или поздно опытный певец не приходит на ту или иную службу, и - так как деваться некуда - ее от начала до конца поет один начинающий певец. После этого его уже начинают воспринимать всерьез, и он в момент из начинающего становится опытным.

Недостатков у такого обычного подхода, как минимум, два. Первый - учиться начинающему певчему приходится самостоятельно. Не все этот барьер преодолеют.

Второй - начинающему приходится решать более трудные задачи, чем опытным певцам.

Еще у начинающего певчего может быть от природы красивый голос, который нельзя "подстраивать" под общий тембр хора. А наоборот, надо бы весь хор подстроить под тембр такого певца. Тем более, что клиросные "хоры" хорами, как правило, не являются. Хор - это не меньше трех человек на партию. А на клиросах часто находится не больше восьми человек. Это уже не хор, а ансамбль. А ансамблях надо подстраиваться под лучшее, а не усреднять.

Чем можно методику улучшить?

Во-первых, сказать "послушай" - это ничего не сказать. Надо ставить задачу более конкретно. Как поставить задачу более конкретно? Надо выяснить, что начинающий певчий слышит. Иными словами,

"типа, вначале послушай" регент должен сказать не певчему, а... себе!

А для того, чтобы услышать, что начинающий певчий может, а что нет - надо, чтобы он что-нибудь спел. Здесь должны сработать слух и интуиция регента. Конкретных рецептов практически нет. Но самые общие положения я приведу.

Регент задал тон и попросил начинающего певчего повторить (разумеется, не на службе). Тот попал (или не попал, не важно). Надо обязательно спросить: "Ты правильно спел или нет, как сам слышишь?". Если он слышит, правильно или неправильно, это уже половина дела. Если начинающий певец слышит, что не попал, надо обязательно спросить: "Это было выше или ниже, чем надо?" (выше - это более пискляво, для тех, кто не любит музыкальную терминологию). Если начинающий певец и это слышит, значит, он фактически способен научиться чисто интонировать самостоятельно. Нужно только правильно поставить ему задачу.

Делается это так. Объясняем начинающему певцу, что

"Б. Когда начинаешь петь, сразу определяй: попал или нет. Если попал - все хорошо, если нет, сразу выключай "громкость" и определяй, выше или ниже ты спел, чем надо. А затем делай следующую попытку и т.д."

Но! У начинающих певцов может быть еще "в довесок" плохая координация между слухом и голосом (как у меня, например). Здесь нужно еще кое-что объяснить:

"А. Прежде чем начать петь, представь звук в голове, спой мысленно, а только затем в голос"

После определенного количества последовательных повторений инструкций А. и Б. точно интонировать научится кто угодно!
Конечно, многие скажут, что проблему с секундированием такой подход не решает. Типа певец слышит "выше или ниже", но лишь до определенного предела. С определенной, так сказать, погрешностью. Здесь необходимо понимать, что качество хорового строя никогда не бывает слишком хорошим! Всегда можно что-то улучшить. Поэтому работа с пунктами А. и Б. должна быть постоянной. Иногда ее неплохо бы проделывать и опытным певчим.
Сначала певчий должен научиться попадать в унисон. Что потом - это уже выходит за рамки вопроса.
Теперь усложним задачу. Начинающий певчий не слышит "выше или ниже". Особенно если регент женщина, а певчий - мужчина (или наоборот). Тогда можно попробовать повторить то, что спел начинающий, а затем снова спеть то, что надо было. И снова попросить определить, выше или ниже. Кроме того, в нашей обычной жизни настолько много звуков, что можно и без клиросной практики потренироваться в определении того, что звучит выше, а что ниже.
Еще усложним задачу. Начинающий певчий петь хочет, а не может. Это тоже решается. Говорить-то он ведь говорит. Значит, может и звук потянуть какой-нибудь. Закрываем двери поплотнее, собираемся каким-нибудь узким кругом любителей пения и начинаем на какой-нибудь удобной ноте тянуть "Ааааааа....", к которой постепенно все подключаются. Методика работает практически безотказно.
Со временем даже самые безголосые могут самостоятельно тянуть какой-нибудь звук в узком диапазоне (обычно внизу своего реального голосового диапазона). Возникает проблема, как начинающему певцу объяснить, что значит, петь повыше или пониже.
Для начала его можно попросить спеть погромче. А если не может спеть - сказать погромче.

Погромче обычно означает повыше

Вот эту разницу ему и нужно запомнить.

Конечно, с такими начинающими певчими надо специально заниматься. Это не тот вариант, когда произведение спели пару раз на спевке - и оно выучено. Это работа на несколько лет. Но результаты окупятся для вас просто неслыханными процентами!
Регент всегда может заставить певчего учиться, причем сделать это деликатно и в ряде случаев даже не заметно для самого певчего. Самый простой способ - постоянно его корректировать. В принципе, чему-то научить можно любого певца. И если постоянно учить всех, то будет учиться и тот, который не хочет. Просто потому что иначе и быть не может.

Лечится даже звездная болезнь. Выгнать всегда можно. Но иногда достаточно просто попросить помолчать. Необходим индивидуальный подход.

Конечно, когда в хор попадает певчий, который "не вливается" (имею в данном случае только музыкальный смысл) в существующий коллектив, и регент может лишь его либо терпеть, либо попросить не петь... В таком случае это не настоящий регент.

Именно в таких коллективах, кстати, и возникают самые большие проблемы. Собрались типа как несколько человек, музыкальную грамоту знают, разучили обиход, гласы, выучили несколько сложных произведений, все звучит чисто и красиво... Но увы... Такой хор быстро накроется рваной калошей. Рано или поздно кто-то из спетого состава не сможет прийти. Возникнет проблема замены. А заменить некем! Конечно, желающие петь всегда найдутся, но они не вписываются в строй-репертуар-состав-...-... и т.д. А умения заниматься регент не выработал: в том составе оно было не нужно. Регент пробует найти замену среди тех,с кем опять-таки не надо заниматься и чтобы новый певчий "вписался". Нашел. Через 3 месяца. Но тут еще один певчий из старого состава переехал в другой город, и... короче, привет. У регента опять начинаются мытарства. Про декретные отпуска и квалифицированных сопран-альтов с грудными детьми при таком подходе я просто тихо молчу. А каждая такая проблема заставляет регента еще и с унынием бороться, потому что он чувствует, что стабильного состава у его нет,и ничего не получаиццо.

Поэтому я всем советую заниматься постоянно со всеми без исключения. Чтобы это было нормальной практикой. Тогда и состав всегда будет, и новичков вводить легче, и вообще в таком случае моральный климат здоровее.
Взято с сайта

Вы давно хотели узнать всю поднаготную ребят с клироса? Кто поет, чем поет, о чем думает во время пения, о чем мечтает и на кого заглядываются брутальные парни-басы во время службы. Легендарный регент из Астаны Анастасия Дубинская расскажет!

АЛЬТ - ЭТО СУДЬБА

Если тебе повезло родиться с ушами и редкой способностью удерживать свою партию даже когда вокруг свистят пули, то быть тебе альтом до конца дней своих. Поздравляю!

И никого никогда не будет волновать, что ты, видите ли, колоратурное сопрано. Альт - это не тембр. Альт - это судьба....

Я люблю эту партию особой трепетной любовью. Ведь хор без альта, как дом без света, как пельмени без фарша, как дупло без дятла! Без вас аккорд звучит пусто и сиротливо. Да и на клиросе было бы скучно без вечного шебуршания альтов. Меня всегда удивляло, как они могут петь, болтать, листать журнал и одновременно вязать шапку!

Хороший альт - это при необходимости и приличное сопрано и какой-никакой тенор. Ведь у альтов громадный диапазон! Спеть они могут практически всё....

Может быть это связано с тем, что альты физически не могут стоять на одном месте. Им всё время нужно куда-то ходить, сбивая попой тумбочки, потом подскочить к басам, чтобы гневно дунуть в ухо: "ФА" , что-то на пальцах показать тенору. Альты просто вездесущи...

Они знают всё, что нужно делать другим. И потому не всегда успевают вовремя вступить в свою ноту. Но на них совершенно невозможно сердиться, потому что они всегда искренни, как дети, и по настоящему болеют за наше общее клиросное дело...

"ПОЮТ МУЖЧИНЫ И ТЕНОРА"

Эту фразу выдал на репетиции один очень уважаемый мною дирижёр.
Мужчина-тенор - он как миллион долларов. У кого-то наверняка есть, но подавляющее большинство человечества может только мечтать о том, чтобы хоть раз в жизни его в ручонках подержать.

Так что если в вашем хоре имеется хотя бы один тенор мужеского полу, считайте это манной небесной! А если он может не просто принести свой организм к литургии, а ещё и спрсобен петь в 8 утра - то это практически как единорога встретить!

Мужчине тенору по большому счёту всё равно что петь, потому что на текст заморачиваться лень. И чего это регент опять придирается? Не всё ли равно на какой слог гудеть одну ноту восемнадцать тактов?!

Будь то Херувимская или песня про Ленина - это всегда будет одинаково. Высоко и громко. И даже если не очень высоко.... даже если откровенно низко, то всё равно громко.
Иногда громко настолько, что тянет выпрыгнуть с балкона....

Ведь и первые голоса в порыве отчаяния начинают кричать так, что в паникадиле взрываются лампочки... ничего личного, но никто не смеет перекричать сопрано! Наши женщины, они такие! Никогда и ни в чём не хотят уступать мужчинам. Возможно именно по этому в хоре есть особая разновидность женщин-теноров.

В Европе такого не встретишь, ибо только русская баба может работать за мужика, пить за мужика и петь как мужик. Тут бессильны любые вокальные методики: если женщине надо спеть тенором - она споёт. Это дело принципа, даже если она вообще-то сопрано.

Что меня всегда восхищало в тенорах (причём вне зависимости от половой принадлежности), так это то, что у них есть своя метрическая система, в которой четверть может быть длиннее или равна половинной, а точка возле ноты всегда равна восьмой.

А ещё забавно наблюдать как их вводят в ступор залигованные целые ноты. Тенора умеют считать только до двух! Остальные длительности, заковыристые ритмические рисунки и переменный метр - всё это происки врагов! А потому произведение у тенора иногда заканчивается на пару тактов раньше, чем у остального хора.

Ещё одну особенность теноров я так и не успела проверить на другом хоре, но мои страдают этим ну просто поголовно. Они не узнают ноты.

Берём обиходную Херувимскую, переписываем ноты от руки или же просто находим редакцию с другим шрифтом.... и тенора зависают. И хоть заново всё учи! Тенора вообще уникальные люди... тем и ценны.

СОПРАНУШКИ

Ну какой же хор может обойтись без серебристых переливов и звонких трелей сопрано?! Вы как икра на бутерброде, как крем на тортике... как кружева на труселях!

А потому, когда вместо того чтоб уверенно и чисто спеть мелодию, вы блуждаете на безымянной высоте - весь хор начинает паниковать. Глаз регента подёргивается не в такт, тенор как паровоз гудит громко и протяжно, бас беспорядочно скачет между доминантой и тоникой, а хитрые альты продумывают план экстренной эвакуации с клироса....

Сегодня на антифонах внезапно пропала мелодия...

Сопрано!!! У вас начался декретный отпуск???
-Мы "Единородный сыне" ищем.

Потрясающе!!! Почему, когда заняты руки, замолкает и рот???

Когда-то, ещё работая в оперном театре, я заметила одну особенность сопрано -
если по задумке режиссёра им надо сделать шаг вправо, два шага назад,потом сесть и повернуться налево...., то все они (поголовно) забывают, что НАДО ПРОДОЛЖАТЬ ПЕТЬ! Из головы автоматически вылетает всё и сразу: текст, музыка, либретто... и вместо итальянских слов кто-то начинает напевать свой домашний адрес.

А ещё только сопрано перелистывают ноты не по страничке, а сразу по десять, чтоб не мелочиться. А потом, со скоростью машинки отсчитывающей купюры с диким свистом начинают лихорадочно листать обратно.

Есть ещё заколдованная малая терция вниз, которую с листа не споёт ни одно сопрано. Я не знаю почему. Вверх - пожалуйста! А вот вниз только секунду или кварту, но никогда терцию. Кто вообще придумал этот интервал?!

И всё равно мы вас любим и прощаем вам всё. За тембр, за лёгкость, за красоту, и особенно за удивлённое хлопанье ресницами!

БАСЯТА - БЕСЯТА

Ну что тут скажешь?! Самая расколбасная, самая весёлая и озорная партия- это басы. Даже если дядьке уже пора пенсионное удостоверение получать, он всё равно резвится на клиросе аки дитя! И так же как дети, басы любознательны.

Всё вокруг кажется им интересным и неизведанным. Вывалившись на пол тушки с балкона они пытаются пристально следить за происходящим в алтаре или же рассмотреть и пересчитать всех симпатичных прихожанок.

Ноты у басов вызывают гораздо меньший интерес... потому что "до-соль-до-соль - до-фа-соль" ... Вот только понять, что эти три ноты спеть нужно не только правильно, но и ВОВРЕМЯ - басам не дано.

Басы сами не переворачивают ноты. Никогда. И руки то вроде как есть... но за пюпитром басы, подобно Венере Милосской, стоят недвижными мраморными статуями - ни обойти, ни сдвинуть!

Даже в секундную паузу басов непреодолимо тянет присесть. А если пауза затянулась, то ещё и прилечь. Ну а после минуты бездействия у баса включается "спящий режим".

Будить баса надо очень нежно. Иначе есть риск, что при резком пробуждении он раздавит лавку, уронит папку, а головой снесёт люстру.... петь после такого не сможет уже никто.

Басы умеют рассмешить. Причём, никогда не знаешь: что именно вызовет у басов смех, но смех этот настолько заразителен, что хохотать начинают все.

Басы - это большие дети. Вот бывало пойдёшь гулять с ребёнком, возьмёшь с собой целый мешок машинок, ведёрок и мячиков, а он найдёт в грязи какую нибудь крышечку и играет только с ней, представляя, что это летающая тарелка...

Так и у басов. Любой предмет в их руках превращается в игрушку, будь то камертон, ручка или чей-нибудь платок. И они так наивны в своих шалостях, что их невозможно даже отругать!

Но самое главное, что басы всегда помогут, всегда выручат, и никогда не дадут забыть, что ты,хоть и регент, но всего лишь девочка, о которой надо заботиться, не давать таскать тяжёлые ноты и кормить шоколадками.

http://сайт/

Доброго времени суток всем, кто сейчас на связи и читает этот мой пост.

Написанию данной статьи способствовало моё новое послушание регента — псаломщика по будням в седмичные дни в монастырском храме села Безруково, что неподалёку от моего любимого Атаманово.

О том, что я теперь по будничным дням служу в монастыре, я писала . Помаленьку обживаюсь на новом приходе, много, конечно работы, но разве я когда — нибудь её боялась?! Тем более на клиросе.

Новое послушание.

Уровень пения на клиросе в Безруково, на мой взгляд, слабоват, но тогда я понимаю зачем я там оказалась. Чтобы с Божьей помощью его (уровень) поднять. Поэтому могу теперь смело заявлять во всеуслышание, что я практикующий регент — псаломщик со стажем, и именно практикующий на клиросе обиходное пение, а не нотно — хоровое.

Нет, поём мы всё — таки по нотам, не смотря на то, что у одной из монахинь нет музыкального образования. Но в нотах она разбирается и слух у неё присутствует музыкальный, так что толк будет однозначно. Я очень постараюсь этого добиться или я не Семёнова Алёна.

Вот только, сдаётся мне, матушек никто так и не научил правильно петь. Да и где им было учиться. Так, абы как на слух что уловили и ладно. А я считаю это небрежностью. Нет, не то, что уловили на слух. Это даже очень хорошо, что могут воспринимать на слух, а пение по нотам приложится. Считаю небрежностью в пении петь нотное произведение, пусть и обиходное, но абы как со своими вариациями.

Как запомнила, так и пою. А запомнила то не правильно. Матушки мои очень стараются, я провожу с ними спевку, правда один только раз в неделю, но хоть что то. У монахинь много своих послушаний, одна из матушек не присутствует некоторые вечерние службы, так как занята.

Хорошо что Литургию мы поём все вместе втроём. Чтобы научиться правильно петь, мы выбрали несколько простеньких песнопений, которые матушки пели без меня, и которые, как они сказали, им знакомы и поём пока только их. Нет смысла учить что то новое, так как в этих песнопениях, которые вроде бы знают, случается много ошибок.

Учимся петь на клиросе правильно.

Я, как слышащий регент, указываю на недостатки, а ещё лучше исправляю сразу после Литургии (мы остаёмся каждый раз минут на десять). Потом берём данное песнопение, с которым не справились или пели с ошибками, и прорабатываем на спевке. То есть разучиваем заново, но уже правильно и по нотам.

А ещё я их распеваю той распевкой, что пришла по почте к вам, мои родные, в рассылке по пению и которая есть здесь у меня на блоге на страничке . Именно здесь мы учимся правильно петь. Позицию гласных в пении можно без вреда для богослужения показать на спевке. Над дикцией тоже уместно работать на спевке.

И все замечания и пожелания к улучшению пения на клиросе, которые возникают посреди недели в процессе богослужений, так же на спевке.

И правильно петь научиться без спевки практически невозможно. Я имею ввиду правильность не только в вокально — хоровой методике, но и благозвучие духовное. «Едиными усты и единым сердцем». Ведь можно петь вокально, но не молитвенно, не церковно.

Мои монахини мне в пении очень помогают. Помогают силою своей молитвы, как избранных невест Христовых. Нет суетного в их звуке, молитвенная отрешённость и при этом сосредоточенность на слове и на звучании. Мне и самой передаётся их спокойное благогозвучие, и я иногда уношусь на Небо и с ними.

Иногда меня «спускают на землю» тем, что кто — нибудь из моих певчих «заедет» не туда. Но это случается всё реже и реже. А Херувимскую на днях очень хорошо спели. Я даже не ругалась. Шучу. Я, вообще, перестала ругаться на певчих, потому как если хор (клирос) поёт плохо, то виноват регент. Если хор (клирос) поёт хорошо, то это заслуга самого клироса.

Это моё мнение, никому его не навязываю, поэтому можете высказать свою точку зрения на этот счёт. О том, как научиться правильно петь на клиросе, я не пишу часто. Просто стараюсь это делать, и делать наглядно. Моя распевка направлена на формирование правильного певческого звука именно на клиросе в церкви.

Это мой многолетний опыт певчей — регента, который я обобщила и даю здесь у себя на блоге в свободном доступе всем желающим. Пожалуйста, пользуйтесь и применяйте. Так как очень стыдно, порою, бывает, когда захожу в храм незнакомый, а там клирос поёт слабенько.

Вы бы слышали, родные мои, как поют сектанты. Заслушаешься. И где только они столько голосов то берут, всегда этому поражалась. И обидно мне за нашу веру, за церковь православную. Обидно и неприятно когда приходишь в храм помолиться, а там на богослужении поёт один человек. Ладно поёт, а то вообще всё читает…

Поэтому все вы, кто обучается у меня на блоге церковным песнопениям и гласовому пению, и те, кто уже умеет петь на клиросе и делает это с Божьей помощью хорошо, то все вы уже вознаграждены тем, что избраны славить Бога на земле. И даст Бог, удостоитесь этой участи и на Небесах.

И я вам и себе искренне этого желаю.

Искренне ваша, Алёна Семёнова.

Дополнение к данному посту от 12.04.2013

«в нотах она разбирается и слух у неё присутствует музыкальный, так что толк будет однозначно. Я очень постараюсь этого добиться или я не Семёнова Алёна»

Заявляю во всеуслышание о том, что я не Алёна Семёнова, так как не могу научить того, кто этого категорически не приемлет. Спевка с одной из монахинь закончилась сразу же, как только началась. У неё хорошие музыкальные данные, но совершенно не развит навык совершенствования церковного пения и нет никакого стремления к этому самому совершенствованию, поэтому умываю руки.

Нельзя поднять уровень пения там, где этому противятся, так как считают что светский музыкант ничему музыкальному и хорошему монахиню научить не может. Не собираюсь никого переубеждать и если кто то из «велиих молитвенников» сейчас на блоге читает данный пост, закрывайте срочно страничку и бегите с блога. Так как анфир 70 точка ру ведёт светский музыкант, совершенно не смиренная и не духовная. А ещё резкая и категоричная, строгая и бездушная к лентяям и халявщикам которую зовут Алёна Семёнова.

И я, бездуховная и не церковная, уделю внимание только тем, кто этого поистине заслуживает. Это заявление относится и к обучению церковному пению онлайн. Вторая монахиня приходит на спевки и осень старается вместе с другими светскими певчими данного монастыря. Ей моя светскость и не церковность ничуть не мешает совершенствовать своё клиросное мастерство. И за это низкий поклон. А если учесть, что ей уже за семьдесят!!! Спаси тебя Господь, матушка Мария.

Более того, не смогла я далее выносить козлогласия небрежного пения нерадивой к пению и обучению матушки, и прихожу на службы, когда та находится где-нибудь на послушании. Предпочитаю петь вдвоём с м.Марией, так как это звучит лучше, чем втроём. Потому что втроём всё чаще и больше звучит не слаженно и плохо.

Как научиться петь на клиросе хорошо и правильно? Прежде всего, надо понимать, что пение на клиросе, в принципе, предполагает у поющего наличие музыкального образования. Многие желающие петь на клиросе не понимают, что одно дело петь одному (пусть даже хорошо), и совсем другое дело - вписать свой голос в ансамбль, когда тебе надо петь определенную мелодию, совпадая с другими голосами.

Пение в хоре - очень не простой процесс (обратите даже внимание, как часто священники в начале всенощного бдения "браво" поют "Приидите поклонимся" - хоть уши затыкай, притом что каждый по отдельности даже величание спеть сможет нормально).

Это была преамбула...

А теперь собственно, как научиться

Строго рекомендуется вначале учиться не пению на клиросе, а вообще изучить нотную грамоту. Просто понимать ноты, как дети изучают букварь. Взять частные уроки, если угодно. Или воспользуйтесь таким видео:

После этого найдите ноты так называемых "подобнов" - простых песнопений на известную простую мелодию. Подробнее о подобнах можно прочитать здесь:

Вы можете воспользоваться этой страницей для обучения пению. Скачайте ноты, после этого следите за своей партией, и включите запись звучания подобна, следя глазами за нотами. Если у вас есть слух и вы в принципе можете повторять любой звук правильно - вы сможете рано или поздно петь на клиросе. Конечно, на это уйдет время, потому что ваша реакция будет оставлять желать лучшего, вас легко будет сбить любым посторонним звуком.

Но - путь осилит идущий. Пение на клиросе - дело чрезвычайно благородное и достойное. Так что - дерзайте. И сам Господь наградит вас за труды и пение на клиросе.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...