Типы политических технологий. Понятие и развитие политических технологий

В мировом арсенале политических действий накоплен немалый опыт использования как положительных, так и отрицательных средств достижения стратегических целей и реализации задач политики. Для повышения эффективности политической деятельности используют специально разработанные и апробированные на практике политические технологии.

Политическая технология - это система средств, техник последовательного достижения желаемого результата в той или иной сфере политической деятельности.

Известный украинский политолог Д. Выдрин использует также понятие антитехнологий, обращаясь к которым субъекты делают ставку на достижение частичного или ближайшего результата, то есть используют тактические средства без оглядки на политическую стратегию. Особенностью антитехнологий является тот факт, что они выходят из парадигмы независимости политики от морали и основываются на недовольстве тех или иных групп населения. В качестве примера целого "пакета" содержательных, текстовых и других антитехнологий, политолог называет популизм.

Характер и особенности политических технологий обусловлены особенностями общества, сущностью политического процесса как совокупности деятельности субъектов политики.

Есть несколько типологий политических технологий, которые разделяют в зависимости от политической системы и политического режима, на демократические и недемократические, базовые и второстепенные.

Базовые политические технологии касаются точки зрения, действия больших групп или всего населения страны. Это - опросы общественного мнения, референдумы, выборы.

Второстепенные политические технологии - это технологии разработки и принятия политических решений, проведение определенных политических акций (собрания, митинги, пикетирования и т.д.).

Политические технологии разделяют также на общие (касающиеся максимально большого количества граждан, субъектов политического процесса) и индивидуальные (присущие отдельным субъектам политики).

Политическая деятельность на уровне властных структур выполняет три основные функции: аналитическую (диагностическую), директивное (принятия и реализации решений) и мобилизующую.

Соответственно можно классифицировать политические технологии на:

Аналитические (технологии сбора и анализа политической информации);

Директивные (технологии принятия политического решения);

Мобилизующие (технологии форсирования поддержки политического решения значительными массами населения.

Общее понятие "политическая информация" содержит несколько составляющих. Это не только знания о политических симпатиях и антипатиях социальных, национальных и других групп, о потребности и интересы населения, но и совокупность данных о тенденциях развития их взаимоотношений, а следовательно - о возможности укрепления между ними союзов или возникновения напряжения в будущем.

Важным аспектом аналитических технологий является умение определять специфические характеристики каждой конкретной ситуации и предотвращать механическом применению стратегий, которые могли бы иметь успех не в этих, а при других обстоятельствах. Политическое действие всегда конкретна, развивается в специфическом контексте, который необходимо правильно понимать, чтобы добиться успеха.


Отдельно выделим составляющие аналитических избирательных технологий:

Анализ общественного мнения для составления достоверной картины установок и мыслей людей на момент проведения опроса; выявления возможных избирателей относительно определенных кандидатов, политических партий, средств массовой информации во время избирательной кампании;

Анализ результатов прошлых избирательных кампаний, имеет целью отследить динамику изменений в регионе;

Изучение демографического и социального складов электората;

Проведение интервью среди репрезентативных групп, что позволяет выяснить субъективные установки избирателей;

Мониторинг общественного мнения: сиюминутные опросы, которые проводят в течение нескольких дней.

С директивных технологий, используемых при формулировании предвыборных программ, важнейшую роль, по мнению Д. Выдрина, играют "технологии содержания":

Аккумулятивная технология, предусматривающая формулировки таких положений в программе, которые квалифицированно аккумулировали интересы различных социальных и национальных групп;

Инновационные технологии, предусматривающие обязательное формулировки новых идей, еще не усвоенных массами, обеспечивающие оригинальность и эффективность программы;

Технологии, конкретизируют, упрощают и делают понятным содержание политических программ.

Кроме этих технологий, выделяют еще директивные технологии способа принятия решения.

Основным звеном и одновременно результатом политической действия в том числе и политического процесса в целом политическое решение. Как момент политического процесса и как продукт определенных политических субъектов, политическое решение выступает в двух ипостасях. Для тех, кто его принимает, решение является осознанным выбором направления и способа действия, а для тех, кому оно адресовано, - директивной указанию, которую необходимо выполнять.

Поскольку основной функцией политической системы является регулирование всей общественной системы, управления ею, политические решения являются разновидностью управленческих решений в широком смысле этого слова. их основная особенность по сравнению с административными решениями, заключается в необходимости выявить, учесть, гармонизировать общественные интересы.

Основные условия, соблюдение которых позволяет обеспечить высокий уровень объективности и реалистичности политического решения, представленные на рис. 4.6.


Политические решения классифицируют по следующим основным критериям:

Субъектами принятия (законы, постановления парламента, нормативные акты, решения политических партий, групп давления);

На срок действия и масштабностью целей (стратегические (охватывают общие и перспективные цели общественного развития), тактические (касаются непосредственно выполнения стратегических решений), оперативные (для достижения текущих политических задач)

Степенью социальных последствий (функциональные, которые обеспечивают стабильность системы, и дисфункциональные, нарушающих ее равновесие).

Процесс принятия политического решения предусматривает следующие этапы:

Выражение интересов и подготовка общественного мнения;

Анализ проблемы и подготовка проекта решения;

Принятие решения;

Выполнение решения.

На первой фазе происходит фиксация требований, связанных с проблемой удовлетворения потребностей, интересов, ценностей индивидуальных и групповых субъектов политики в разных документах, а также организация массовых акций. Эта фаза предусматривает массовый характер политических действий с целью привлечения общественного внимания к проблеме.

На стадии подготовки решения происходит сложный процесс согласования различных позиций заинтересованных сторон. Он проходит на уровне экспертной оценки проекта решения с привлечением советников, ученых. Это фактически стадия подготовки самого акта выбора. Этот выбор зависит:

Во-первых, от того, предложены вообще альтернативные курсы политики;

Во-вторых, характер выбора основывается на предположении возможных последствий каждого из альтернативных курсов;

В-третьих, в сомнительных ситуациях характер выбора зависит от психологической подготовленности субъектов принятия решений к риску, учета фактора непредсказуемости. Особенно важными на стадии подготовки решений являются аналитические политические технологии.

Принятие решения - это сам акт выбора. Он может осуществляться единолично и коллективно. Соответственно существуют директивные технологии единоличного принятия решения и технологии коллективного принятия решения.

Американский психолог А. Джордж пришел к выводу, что есть три типовые модели и соответственно три способа принятия единоличного решения: "формальная", "соревновательная" и "коллегиальная".

Формальная технология принятия политического решения характеризуется иерархическим построением системы коммуникации, четкими и отработанными процедурами прохождения информации и принятия решений (была характерна для президентов США Г. Трумэна, P. Никсона, Франции - Ш. де Голля, лидеров бывшего СССР).

Соревновательная технология способствует открытому обсуждению политического решения и появлению альтернативных проектов ее решения (деятельность "мозгового центра" Президента США Ф. Д. Рузвельта).

Коллегиальная технология требует коллективной деятельности в поиске оптимального решения (использовалась Президентом США Дж. Кеннеди).

В практике принятия коллективных (групповых) решений чаще всего используют две технологии: технологию консенсуса и технологию голосования. Использование консенсуса (согласия всех) как метода достижения группового решения возможно лишь тогда, когда интересы участников существенно совпадают.

Поскольку принятие решения является актом выбора, то наибольший ущерб во время его прохождения через властные структуры может нанести недостаток информации, ее блокирования или искажения, а также односторонний авторитетный давление со стороны власти или влиятельных заинтересованных групп. Негативно влияет на качество решений нарушение политиками правил профессиональной этики во время обсуждения и принятия решений.

Исполнение решения происходит на уровне административно-управленческих органов, в этом процессе используют легальные средства принуждения (право), агитацию, манипуляцию общественным мнением и тому подобное.

Для принятия оптимального решения необходимо учесть как интересы заинтересованных групп, так и противоположные интересы, позицию экспертов и непосредственных исполнителей, внешние обстоятельства, которые могут повлиять на его внедрение.

К необходимым положительных качеств политического решения, облегчающие его выполнение, относятся: легитимность, компетентность, нравственность, компромиссность. Внедрение политических решений в жизнь успешно только при условии хорошей организации процесса его имплементации, преодоление сопротивления, которое неизбежно возникает в системе (в политической особенно), при наличии заготовленных процедур его корректировки, умелого использования директивных и мобилизующих технологий политической деятельности.

Вопрос принятия политических решений, подготовка законов и других актов всегда привлекали исследователей. Большое внимание разработке концепции принятия решений уделял Аристотель, который сформулировал выходной категориальный аппарат и разработал базовую концепцию принятия решений. Вопрос рационального и эффективного принятия политических решений интенсивно исследовались мыслителями эпохи Просвещения (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Руссо). Можно выделить ряд наиболее разработанных проблем: виды государственных актов (Гоббс), роль советников при правителях (Гоббс, Макиавелли), особенности голосования в представительных органах (Спиноза, Руссо), учет ресурсов и факторов социальной среды при принятии решений (водород). В работах вышеупомянутых авторов есть немало идей, которые не потеряли своей актуальности и является предметом исследования для многих ученых.

О сущности понятия «решение», оно, как известно, означает выбор одной из ряда альтернатив в процессе достижения поставленных целей. Решение может влиять на будущее состояние как объекта управления, так и на тех, кто их принимает, поэтому принятие решений (особенно касающихся жизни общества) должны иметь строго научный характер. По природе и специфике способов воздействия на объект управления можно выделить решения: технические, экономические и политические, которые взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. Политические решения являются адекватными состояния политических процессов, которые происходят в обществе. Политический процесс в обществе - это движение, динамика, эволюция политической системы, изменение ее состояния во времени и пространстве. Это совокупность действий, институциализированных и не институциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций в сфере власти, приводящие к изменению и развитию (упадка) политической системы общества. Все формы политического поведения субъектов политики в конечном итоге объединены одной и той же внутренней потребностью - влиять на политические решения, принимаемые государственной властью. Итак, основная проблема политического процесса состоит в принятии и реализации политических решений.

С проблемой принятия решений участники политических действий сталкиваются тогда, когда перед ними возникает необходимость выбора оптимального варианта поведения, то есть лучшего способа действий, среди многих возможных в конкретных условиях. Политическое решение - это сознательный выбор одного из двух возможных вариантов политических действий, оно предшествует политическим действиям, дает им тот или иной импульс. Но внутренняя природа этих двух элементов политического процесса - разная. Если политическое действие - это тип практической деятельности, направленной на закрепление или преобразование общественных отношений, то политическое решение относится к типу непрактичным действий. их внутреннее содержание тождественно таким исследовательским операциям, как объяснение или разработка научной теории. Разработка и принятие решения - это не самая политическое действие, а лишь подготовка к ней. С другой стороны, принятие политических решений - это центральный элемент преобразования требований различных групп на средства и методы регулирования социальных отношений. То есть, принятие политических решений - это технологическое преобразование политической власти в управление социальными процессами. Все разнообразие политических решений, с позиции субъекта их принятия, можно разделить на следующие типы:

Законы и постановления высших органов власти;

Решение местных органов власти;

Решения, принимают непосредственно граждане;

Решение высших органов политических партий и общественных организаций.

Первый и второй типы решений принимают представительные и исполнительные органы власти, третий - непосредственно население, четвертый - негосударственные организационные структуры политической системы.

В политической науке сформировалось два основных подхода к пониманию процесса принятия решений: нормативный и поведенческий. Нормативная теория трактует подход как процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях. В качестве важных средств оптимизации такого выбора предлагаются различные математические модели, исследование операций и другие инструментальные средства. Поведенческая теория, рассматривающая этот процесс как специфическое взаимодействие людей, сориентирована на изображения различных факторов, которые влияют на принятие решений в конкретной ситуации. Так подходы отражают двоякий характер управленческого процесса. С одной стороны, они подчеркивают большую роль в прерогативе институтов и органов управления, регламента и процедур принятия решений, роль технического персонала и материального обеспечения деятельности всех, кто вовлечен в этот процесс, то есть значение тех внутренних и внешних факторов, которые выражают рациональность, технократизм этой формы деятельности людей, с другой - несмотря на большую роль, которую играют в этом деле регламенты и институты, обычно в процессе принятия решений господствуют неформализованные процедуры, зависящие от личного опыта лиц, определяющих цели и средства их достижения, от интуиции и персональных знаний тех, кто руководит. Более того, поскольку в обществе обычно нет какой-то одной группы, способной полностью контролировать принятие решений, то этот процесс всегда является компромиссом, или примирением ценностей, соревнуются между собой, что усиливает значение субъективизма в этом деле.

В процессе принятия решений выделяем следующие субъекты: отдельные индивиды, члены общественных организаций или их представители в выборных органах государственной власти, политических, профессиональных или иных общественных организациях, в компетенцию которых, согласно Конституции или статусом, входят разработка и принятие политических решений. На разных этапах процесса подготовки и принятия политических решений могут быть привлечены различные социальные субъекты. Однако не всегда можно ответить на вопрос "кто готовит и принимает политические решения?", Опираясь на положения Конституции, которая определяет компетенцию политических институтов. Возможны ситуации, когда политические институты, призванные принимать решения, на самом деле являются марионетками, которые выполняют волю других субъектов и предоставляют только законную форму уже подготовленным и принятым решением. Чтобы определить, кто фактически при этом режиме принимает решение, нужно тщательно исследовать отношения между политическими элитами и формальными субъектами власти, определить конкретных лиц или группы, которые контролируют деятельность формальных институтов имеют непосредственный на них влияние.

В начале 50-х годов XX в. углубленное изучение политической власти постепенно привело к трактовке ее как участия в принятии политических решений. Это объяснялось прежде всего тем, что от нее все больше требовалось дать ответ на вопрос: как сделать более эффективной реализации власти, как приблизиться к оптимальности властных отношений. Этот подход базировался на тезисе, которую выдвинул американский политолог Г.Лассуэлл: "власть является участием в принятии решений: А имеет власть над Б относительно ценностей К, если А участвует в принятии решений, влияющих на политику Б, связанную с ценностями К ". Продолжая рассматривать власть в рамках этого подхода, как участия в решениях американцы Р. Снайдер, Б. Сапин, Г. Брак разработали понятийный аппарат политических решений. Они предложили четыре основных понятия анализа решений:

Принятие решений как процесс выбора способов деятельности;

Процесс решения как конечный результат всего хода принятия решений;

Ячейка решений, его рассматривали, как группу тех, кто принимает решения;

Организационная система, то есть группа ролей и отношений, а также действий, вытекающих из них.

Также стоит подробнее остановиться на понятии, наименее разработанном в западных источниках, но чрезвычайно важном. Это - реализация (имплементация) решение, которое является завершающей фазой процесса принятия решений. От того, насколько эффективной будет имплементация решения, зависит оценка эффективности процесса принятия политических решений вообще. Правильная реализация решения (даже идеальный вариант) предусматривает гармонизацию сферы политических ценностей со сферой методов, средств, с помощью которых изменяют политическую действительность. Но существуют случаи, когда не всегда оптимальное решение предусматривать его хорошую реализацию, которая приведет к положительным результатам, ведь реализация как плохого, так и хорошего решения, невозможна без поддержки граждан, а хорошее решение рискует стать ошибкой в процессе его выполнения. После анализа всей сложности реализации решений возникает вопрос: что же нужно для эффективной имплементации политических решений. На него попытались ответить американские исследователи П. Сабатер и Д. Мазмениан. Они пытались проанализировать определенные условия, при которых политическое решение, законы или другие государственные акты, имеющие целью важные изменения в политике, смогут действительно достичь своей цели. Таких условиях они выделяют пять:

Проект должен базироваться на глубокой теории относительных изменений в целевой группе, которая своими действиями должна достичь конечной цели решения;

Уставные и другие базовые политические решения должны содержать недвусмысленные политические директивы. Структура имплементационного процесса должен удовлетворить целевую группу, а сам процесс восприниматься как желаемый;

Лидер имплементационного процесса должен быть профессиональным руководителем, отличаться определенной политической мастерством для осуществления установленных законом целей;

В течение имплементационного процесса активными сторонниками программы должны быть группы избирателей и хотя бы несколько представителей законодательной власти (или главы исполнительной власти), при условии, что судебная власть будет нейтральной или поддерживать этот проект;

Важно, чтобы относительные приоритеты уставных ценностей не разрушались появлением конфликтной общественной политики или изменениями в социально-экономической политике, что, в свою очередь, может привести к разрушению теории устава и политической поддержки.

Проблемами эффективной имплементации политических решений занимался также Макс Вебер. Говоря о различии между понятиями "руководства" и "управление", М. Вебер утверждал, что политики руководят обществом, организуют его для выполнения политических решений, а выполняют их, реализуют профессионалы управления: специальный аппарат, общественная группа, получившая название "бюрократия" . Для эффективной реализации политических решений "бюрократия" становится общественной организацией, имеющей следующие черты:

Иерархическая организация чиновников, в которой обязательно присутствует принцип компетентности, определенный общеобразовательной и социальной ценз;

Определенный тип поведения и деятельности, определяют организационные властные структуры;

Рациональная деятельность определенных общественных групп и организаций на основе определенных правил и функций, по которым осуществляется распределение компетенций и ответственности;

Наличие дисциплины, ответственности и обязательности.

Открытый характер принятия решений через систему представительной демократии - это форма легитимации политической власти, преодоления отчуждения от нее граждан, форма контроля непосредственно над бюрократией и избранниками народа. Принятие политических решений требует от субъекта политики убежденности в целесообразности воплощения определенной политики. Она должна быть основана на правильно понятным законам общественного развития, осознании необходимости воплощения их в политических решениях. Однако, за принятие таких решений присутствует и политический риск.

Развитое общество и государство при определенном уровне политической культуры способны принимать весомые, конструктивные решения на основе познанных и осмысленных законов социально-политического развития. Однако в любом обществе действует стихийный фактор. Не всегда находятся силы, которые способны осознать объективные политические процессы. Некоторые процессы вообще имеют глубинный и часто скрытый характер. Политическая история содержит примеры быстрых и непредсказуемых действий, которые становятся для субъекта политики неожиданностью.

Очень высока степень риска при принятии политических решений при переходе к качественно новому состоянию общества. Политический риск имеет объективный и субъективный компоненты. Как объективный компонент, риск отражает определенную неопределенность в среде, где субъект политики проявляет свою активность. Риск как субъективный компонент - это поведенческая готовность субъекта принимать решения, учитывая характер, масштаб и динамику объективной неопределенности.

Под неопределенностью понимают невозможность точно спрогнозировать оптимальный вектор развития сложной системы, определенную реакцию на многовариантность, неоднозначность общественных процессов. Уровень политиков определяется тем, насколько они способны "снять" неопределенность, снизить ее остроту, предусмотреть возможные негативные и позитивные последствия развития этой неопределенности для определенного субъекта и его стратегии.

Принятие решения в условиях неопределенности и простое, и сложное. Это не только ответственная задача, особенно когда речь идет о деятельности субъекта в незнакомом, специфической среде, оно связано также со значительными потерями или, наоборот, достижениями экономического и политического характера.

Риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой существует возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения цели, отклонения от цели или неудачи.

Политический риск может включать одновременно микро-, макро- и мегауровне. Политический риск в принятии политических решений может уменьшаться или увеличиваться. Это зависит от того, насколько субъект политики проинформирован, знаком с методами анализа потенциальных политических изменений, блокирование их или, наоборот, ускорение.

На Западе созданы службы информационного обеспечения, снижают объем риска. Это авторитетные консультативные фирмы, которые готовы оценить степень политического риска любой страны, в том числе и Украины. В США существует Совет по управлению политическим риском международного бизнеса. В Швейцарии действует фирма "БЕРИ", которая дает оценки "индекса политического риска". При их определении по каждой страны или ее региона обращают внимание на такие факторы как степень этнических и религиозных различий, социальное неравенство в распределении дохода, степень политического плюрализма, влияние левых радикалов, уровень коррупции и национализма, роль принуждения при удержании власти, масштаб антиконституционных действий, влияние нарушений правопорядка (демонстрации, забастовки) и др. По методике "БЕРИ", к общему показателю, наряду с оценками политического риска, входит "индекс риска операций". Определяя его, кроме экономических, обязательно учитывают социально-политические факторы: преемственность в политике, степень бюрократизации, уровень национализации, соотношение стоимости рабочей силы и производительности труда, уровень политического беспорядка и тому подобное. Учет всех факторов, в том числе и политических, при принятии решений на уровне страны, региона, международных отношений, делает оценку реалий более полной и адекватной, в свою очередь, способствует достижению цели. К сожалению, этих служб в Украине до сих пор нет. Объективная оценка развития политической ситуации уменьшает показатели риска. Политический риск особенно увеличивается при организации выполнения политического решения, при контроле за ним.

Процесс принятия решений, как и любая политическая деятельность, в условиях многомерности и многовариантности современной истории, играть все более активную роль. От них сильно зависят темпы развития, самосовершенствования субъектов политики, политическая культура и оптимальное развитие всего мироустройства.

Итак, проследив эволюцию развития теории принятия политических решений, рассмотрев ряд подходов западных исследователей, раскрывающие содержание понятия "политическое решение", типы политических решений, особенности процесса принятия и имплементации политических решений, можно утверждать, что этот процесс является сложным и многогранным, эффективность его зависит от влияния объективных и субъективных факторов.

Поскольку Украина находится на переходном этапе своего развития, когда начинаются фундаментальные изменения в политической и экономической системах, осуществляется политическая трансформация высших органов власти, происходит смещение центра принятия политических решений, состояние переходности будет двояко (как положительно, так и отрицательно) влиять на процесс принятия и реализации политических решений. Нашей задачей сегодня является сохранить положительные изменения в процессе принятия и реализации политических решений (активизация деятельности органов местного самоуправления, обеспечения объективной информацией субъектов решений, трансформация элиты, формирующей органы власти, принимающих политические решения) и преодоления негативных результатов (длительный процесс формирования механизмов эффективного принятия политических решений, а особенно механизмов контроля за их реализацией, сохранение у власти старой правящей номенклатуры и т.д.). Поэтому, пока всех негативных особенностей (или хотя бы частично) в этом сложном процессе не будут устранены, говорить о полном демократизацию украинского общества и об эффективном выработку и реализацию политических решений еще не время.

Эффективность политической деятельности в значительной степени зависит от того, насколько властным структурам удается убедить население в правильности принятых решений, мобилизовать его на выполнение этих решений.

Политическая мобилизация - это форсирование поддержки тех или иных политических действий значительными массами населения.

Мобилизация предполагает высокий уровень участия масс в политике, их политическое ангажирование. Средства и технологии политического ангажирование могут быть мягкими, то есть ориентированными на цели и интересы граждан, или жесткими, принудительными, которые привлекают массы к политическому участию, несмотря на их мысли и взгляды. При использовании жестких технологий создается дополнительный фактор, мотивирует выполнения того или иного решения - страх перед угрозой использования организованных негативных санкций.

С помощью технологий, убеждают, мобилизации достигают через создание у индивида уверенности, что принятое решение является целесообразным, то есть совпадает с его личной системой ценностей (оценкам, потребностями). Кроме того, эти технологии основаны на доступном знании о взаимозависимости между выполнением определенных функций и достижением желаемого положения вещей. Это рациональные мобилизующие технологии.

Кроме рациональных технологий мобилизации, в политической жизни используют и нерациональные: ссылка на авторитет, на взгляды большинства, а также манипуляции. Лицо А манипулирует лицом Б настолько, насколько она может вызвать приобретение лицом Б склонности к поведению, которое соответствует ожиданиям А, причем о манипуляции речь идет лишь тогда, когда лицо, на которое оказывается воздействие, не получила обозначенной склонности, если бы точно знала о том, что именно сформировало эту ее склонность.

В избирательных кампаниях чаще всего используют такую форму мобилизующих политических технологий, как политический маркетинг. Политический маркетинг совокупность методов и способов целенаправленного воздействия того или иного субъекта

политики на различные социальные группы для донесения до них выгодной о себе информации в доступной форме и через эффективные источники ее распространения.

Несмотря на то, что политический маркетинг в условиях современного общества потребления оказывается вписанным в структуру коммерческого маркетинга, он значительно более давнюю предысторию, поскольку с самого начала определялся задачей формирования предпочтений электората в пользу того или иного кандидата. С момента, когда политическая борьба за победу на выборах начинает описываться в терминах маркетинга, цель которого обеспечить оптимальные условия для приобретения товара потребителем, кандидата как личность заменяет кандидат как товар.

Маркетинг требует соответствующих способов выработки и донесения до избирателей привлекательного имиджа политика. Имиджем называют целенаправленно созданный образ-представление об определенном объекте (явление, лицо, партию), который с помощью ассоциаций наделяют дополнительными качествами (социальными, политическими, социально-психологическими), благодаря чему формируется его положительное восприятие народом.

Имидж создается на почве сложного сплетения информационных, эмоционально-коммуникативных и деятельных факторов. Это сочетание рациональных и иррациональных мотивов влияния на общественную и индивидуальную сознание требует системного подхода к изучению определенных проблем.

Создание политического имиджа осуществляется по следующей схеме:

Средства массовой информации формируют благоприятный образ политика, апеллируя к эмоциям избирателей;

Систематические опросы позволяют определить уровень популярности кандидата, его особенности и политические позиции;

На основе особенностей и политических позиций выдаются рекомендации по необходимому корректировки имиджа и персонализированного связи кандидата с избирателями.

К политического маркетинга относятся также "технологии развития или эксплуатации проблемы" и "технологии защиты".

Чрезмерное внимание к лицу политического деятеля вызывает у его противников желание его скомпрометировать. При этом иногда используют средство, которое в юридической практике называется "диффамации", то есть распространение слухов, компрометирующих кандидата.

Технология защиты в случае диффамации предусматривает четыре возможных ответа, которые по степени эффективности можно расположить так:

Все, что сказано, ложь, я не буду давать этому отпор;

Да, я это сделал, но имел на это веские причины;

Да, я это сделал, но обещаю, что это никогда не повторится; атака на оппонента: человек, который это сказал, - нечестный человек.

Целесообразность их использования зависит от ситуации, ее ощущение политиком, а также от овладения им технологиями политической борьбы.

Подробнее проанализируем засновування тех или иных политических технологий на примере избирательной кампании, которую можно определить как совокупность действий, к которым прибегают партии, избирательные объединения или отдельные кандидаты и их команды для достижения предвыборных задач.

Первую в истории специализированную службу по проведению политических (в частности избирательных) кампаний организовали 1933 в Калифорнии журналист К. Уайтекер и рекламный агент JI. Бакстер. В течение 1933-1955 pp. они провели 75 политических кампаний, в 70-ти из которых одержали победу.

Постепенно накапливались материалы в области изучения электорального поведения граждан и факторов, влияющих на выбор определенных кандидатов или политических сил. Избирательные кампании специалисты начали рассматривать как подлежащие анализу, прогнозированию и регулируются с помощью применения тех или иных политических технологий.

Избирательная технология - это совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их отдать свой голос за определенного кандидата или партию. Особенность избирательных технологий - их направленность на внесение социально-психологических механизмов, регулирующих поведение избирателей, обращение к убеждениям людей, их ценностных ориентаций, интересов, настроений, стремлений.

Современный подход к избирательным технологиям отмечается необходимостью сочетание практического опыта политической борьбы и научного знания. Важно не только знать хорошо известны методы предвыборной борьбы, но и понимать глубинные причины успеха или неудачи конкретных технологий.

Избирательные технологии в руках специалистов становятся мощным оружием, которая позволяет заметно менять электоральные симпатии тех или иных групп населения. Однако это становится возможным только при условии, если избирательные технологии применяют комплексно, в соответствии с научно обоснованной стратегией избирательной кампании, если они учитывают поведение политических соперников, а также реальные процессы, происходящие в массовом сознании.

На основе анализа предвыборной ситуации вырабатывается определенная стратегия избирательной кампании, которую можно определить как совокупность информационных тем, раскрытию которых должна быть подчинена вся избирательная кампания.

Стратегический замысел избирательной кампании может быть реализован только в конкретных делах самого кандидата, его команды и их добровольных помощников. Выбор тех или иных методов напрямую зависит от выбранной тактики, то есть совокупности методов и способов действия, непосредственно определяются развитием ситуации и намерениями действующих лиц.

Можно определить несколько основных направлений в избирательном процессе:

Создание лозунги, то есть короткого обращения к избирателям, которое становится лейтмотивом всей избирательной кампании;

Создание информационных поводов;

Подготовка и распространение политической рекламы;

Организация выступлений кандидата перед избирателями.

В современных условиях кандидату и его команде приходится осуществлять избирательную кампанию в острой конкурентной борьбе за голоса избирателей, которая происходит по трем направлениям:

Продвижение положительного имиджа кандидата и его программы;

Критика, разоблачение недостатков соперников;

Защита недостатков кандидата и его программы от критики со стороны соперников.

Во время любой избирательной кампании приходится решать вопрос о соотношении этих трех направлений. Можно построить предвыборную борьбу на пропаганде своей программы. Преимущественно этот путь выбирают партии и кандидаты, которые находятся у власти и достигли значительных положительных результатов. Можно выбрать основным направлением критику, разоблачение конкурентов. Обычно, этот путь выбирают оппозиционные силы, или кандидаты, находящиеся у власти, но не смогли достичь весомых положительных результатов. Если же в предвыборных соревнованиях приоритетным становится третье направление - защита имиджа, программы, то это указывает на слабость кандидата и его команды. Участник предвыборного соревнования, который перешел к обороне, в основном обречен на поражение, потому что в массовом сознании начинает работать стереотип: "если оправдывается, значит, виноват".

Часто предвыборная борьба приобретает чрезвычайно жесткие формы, фактически превращаясь в соревнования "грязных избирательных технологий":

Сознательное распространение искаженных фактов с целью компрометации соперника в глазах избирателей;

Подкуп избирателей;

Выдвижение в избирательном округе кандидатов-соперников с одинаковой фамилией для дезориентации избирателей;

Проведение агитации от имени соперника в день, когда она запрещена;

Подробно проанализируем те избирательные технологии, которые чаще всего использовались во время выборов в Верховную Раду Украины и местных органов власти 2002

Наиболее распространенными избирательными технологиями стали технологии вроде "Напоминаю, это - Я", использовались ввиду:

Обычную, заурядную личность, которая является своеобразным статистическим представителем электората, не имеет больших, а то и никаких посягательств на власть, считает, что от ее голоса, мысли вообще мало что в обществе зависит, а потому на него может повлиять авторитет известного, узнаваемого кандидата;

То, чтобы ознакомить избирателей со своим лицом, напомнить о себе, прозондировать, воспринимает его общественность, стоит ли вообще дальше стремиться понравиться электорату.

Довольно эффективным средством воздействия на избирательные симпатии стали технологии вроде "теледебатов".

Политическое манипулирование граничит с политической демагогией. А это популизм, подтасовку фактов, вынесение безответственных заявлений. Сейчас модной стала мифологизация определенных понятий в политическом процессе. Демагогия всегда активна в период социальной нестабильности в любом переходном обществе. Вмешательство осуществляется через духовный психологическое давление. Политическое насилие наблюдается тогда, когда интересы субъектов политического процесса прямо противоположны. Только гуманными способами можно достичь преодоления этих противоречий.

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите примеры современных глобальных, региональных и национальных политических процессов.

2. Какие Вы можете назвать примеры сознательного невмешательства в ход событий для получения конкретных политических последствий (абстенционизму)?

3. В чем заключаются различия между различными уровнями политической деятельности?

4. Назовите основные условия эффективного политического функционирования.

5. Каковы причины политического отчуждения в Украине?

6. В чем различия между разными способами принятия единоличных политических решений?

Термин “технологии” (от греч. “techne” – искусство, мастерство, умение; “logos” – понятие, знание) пришел в политику из производства. Этим термином обозначается направленное воздействие человека на материальные объекты с целью изменения их свойств, придания качеств, необходимых людям. Технологическое знание ориентировало человека не на объяснение происходящих событий и явлений, а на обоснование способов, методов достижения поставленных целей.

Термин “политические технологии” – один из новейших в политической науке. Актуальность данных технологий существенно возросла с появлением на исторической арене “политического человека” в результате развития процессов демократии, превращения его в активного участника политических изменений в обществе.

Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.

Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от людей зависит достижение политических целей. Соответственно, политические технологии – это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения.

Политические технологии, основываясь на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов, содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей.

Процессы демократизации в ХХ столетии привели к снижению удельного веса насилия, силового решения проблем в сфере политического управления. Смещение акцентов в способах достижениях политических целей произошло из-за того, что в обществе утвердились ценности и принципы правового государства, идеологического и политического плюрализма, ограничения действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашения незыблемости прав и свобод личности и т. п. Таким образом, политические технологии – это такие способы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения, которые исключают применение прямого принуждения и физического насилия.

Сущность политических технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала общественной системы – “человеческого ресурса” в соответствии с целями и смыслом человеческого существования. Это реализуется посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и политических институтов в целом.


Цель политических технологий – оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, выстраивания очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения.

В целом политические технологии выступают в двух формах: 1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт; 2) как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Функционирование новых политических технологий всегда связано с потребностью оптимизировать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур.

Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам:

1) приемы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институци­онального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе. Правда, кроме государства другие субъекты политики не об­ладают правом нормотворчества, поэтому можно говорить, что этот активно применяемый прием в системе государствен­ного управления имеет свои ограничительные рамки в тех по­литических процессах, где главными действующими силами являются негосударственные организации и группы (институты и организации гражданского общества);

2) приемы, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых уста­новок, убеждений.

3) приемы, позволяющие манипулировать поведением лю­дей.

В наибольшей степени новые политические технологии связаны с манипулированием сознанием и поведением людей. Манипуляция(от франц. manipulation) в дословном переводе – это скрытые дви­жения рук, приводящие в действие какое-либо устройство. В политике под манипуляцией понимается особый вид воздей­ствия, когда манипулятор побуждает человека к действиям, которые тот не намеревался осуществлять в данный момент. Манипуляция отличается от силового, властного воздействия тем, что здесь отсутствует как прямое указание, приказ, что делать, так и следующее за этим открытое принуждение, или угроза применения санкций. В ходе манипулятивного воздей­ствия человек не ощущает внешнего принуждения, ему кажет­ся, что он сам принимает решение и выбирает форму своего поведения.

Американским ученым Р. Гудином были сформулированы и описаны две основополагающие модели манипулирования – “рациональная” и “психологическая”. Для первой из них характерно использование лжи, обмана и секретности. Общей чертой этих методов являются либо полное, либо частичное сокрытие информации, которая может повлиять на принятия решений, либо ее искажение. Для второй, “психологической” модели характерно использование бессознательных реакций индивида, которые “провоцируются” специально смоделированным поведением. Например, в определенный привлекательный момент своего выступления кандидат подкрепляет свою речь запоминающимся жестом. В дальнейшем жест повторяется, вызывая у аудитории положительные переживания и реакции.

В современном мире теория и практика политического манипулирования получили достаточно глубокую научную разработку и практическое применение. Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов – иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы, воспринимаемые объектами манипулирований преимущественно на веру, без критического осмысления (например, политический миф об “американской исключительности”).

Миф – это обобщенное представление о действительности, сочетающее и нравственные, и эстетические установки, соединяющее реальность с мистикой. То есть, это всегда представление в значительной мере иллюзорное, но в силу своей этической и художественной привлекательности оказывающее большое воздействие на массовое сознание.

По мнению отечественного политолога Сергея Кара-Мурзы: “Мифы несущие в себе важную иррациональную… компоненту, становятся частью традиции и играют важную роль в легитимации общественного строя в идеократических государствах”. Однако миф и в современном обществе не утратил своего значения как важной формы общественного сознания и представления действительности.

В ситуациях социальной нестабильности и неопределенности классические политические технологии (указать - какие) ожидаемого результата не приносят. Так, в современной России наибольшее количество голосов избирателей собирают не те политические лидеры, которые лучше понимают социальные проблемы, а те, которые лучше понимают электорат, учитывают многомерный спектр интересов, настроений и ожиданий. Успех приходит не к тем политическим лидерам, которые стремятся разобраться в сложившейся политической ситуации, а к тем, кто многое обещает, демонстрируя свою деловитость и хозяйственность, играя при этом в патернализм и “социальную озабоченность”.

Преимущество получают и те политики, риторика которых интертекстуальна, а язык метафоричен, с элементами наглядности и самоочевидности. Используя в политическом лексиконе понятия – образы, смешивая в политическом тексте мифы и реальность, настоящее, прошлое и будущее, адресно направляя политические реляции, политики добиваются больших успехов в своих притязаниях на власть.

Для укоренения социально-политических мифов технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. Среди методов манипулирования выделяют:

Уменьшение объема доступной для рядового гражданина информации;

Использование пропаганды (предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации);

Использование секретности (преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политический курс – показать – кого, чей курс);

Информационная перегрузка (сознательное представление чрезмерной информации с целью лишить рядового гражданина возможности адекватно усвоить и верно ее оценить);

Наклеивание ярлыков (для отторжения и компрометации лиц или идей слушателями без доказательств дается неблаговидное определение, например “империалист”, “фашист” и т. д.).

Наряду с вышеописанными методами используется и ряд других методов. Это могут быть так называемые “лингвистические ловушки” –навязывание нужных оценок событий через их сопоставление с определенными ценностями. Противоположным этому считается другой метод “ лингвистической депривации”, состоящий в исключении из политического лексикона отдельных понятий и терминов (по принципу: нет термина – нет проблемы). Широко используется в политической практике и такой метод манипулирования сознанием, как политическая номинация – целенаправленный выбор терминов, понятий и выражений, способных произвести нужное впечатление. (“Мы – рабы слов”, – сказал К. Маркс, а потом это буквально повторил Ф. Ницше.).

Манипулирование широко используется не только в тоталитарных и авторитарных государствах, где оно часто является доминирующим видом политических технологий, но и в современных западных демократиях, особенно в партийной пропаганде и во время избирательных кампаний. Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания в странах Запада, а также России и других государствах не обходится без использования приемов манипулирования, которые создают у населения весьма далекие от реальности представления об определенном политике.

Термин "технологии" (от греч. "techne" - искусство, мастерство, умение; "logos" - понятие, знание) пришел в политику из производства. Этим термином обозначается направленное воздействие человека на материальные объекты с целью изменения их свойств, придания качеств, необходимых людям. Технологическое знание ориентировало человека не на объяснение происходящих событий и явлений, а на обоснование способов, методов достижения поставленных целей.

Термин "политические технологии" - один из новейших в политической науке. Актуальность данных технологий существенно возросла с появлением на исторической арене "политического человека" в результате развития процессов демократии, превращения его в активного участника политических изменений в обществе.

Политические технологии - совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.

Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от людей зависит достижение политических целей. Соответственно, политические технологии - это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения.

Политические технологии, основываясь на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов, содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей.

Процессы демократизации в ХХ столетии привели к снижению удельного веса насилия, силового решения проблем в сфере политического управления. Смещение акцентов в способах достижениях политических целей произошло из-за того, что в обществе утвердились ценности и принципы правового государства, идеологического и политического плюрализма, ограничения действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашения незыблемости прав и свобод личности и т. п. Таким образом, политические технологии - это такие способы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения, которые исключают применение прямого принуждения и физического насилия.

Сущность политических технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала общественной системы - "человеческого ресурса" в соответствии с целями и смыслом человеческого существования. Это реализуется посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и политических институтов в целом.

Цель политических технологий - оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения.

Формы политических технологий

В целом политические технологии выступают в двух формах:

  • 1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт;
  • 2) как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Функционирование новых политических технологий всегда связано с потребностью оптимизировать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур.

Виды политических технологий

Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам:

  • 1) приемы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институционального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе. Правда, кроме государства другие субъекты политики не обладают правом нормотворчества, поэтому можно говорить, что этот активно применяемый прием в системе государственного управления имеет свои ограничительные рамки в тех политических процессах, где главными действующими силами являются негосударственные организации и группы (институты и организации гражданского общества);
  • 2) приемы, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений.
  • 3) приемы, позволяющие манипулировать поведением людей.

Манипуляции (от франц. manipulation) в дословном переводе - это скрытые движения рук, приводящие в действие какое-либо устройство. В политике под манипуляцией понимается особый вид воздействия, когда манипулятор побуждает человека к действиям, которые тот не намеревался осуществлять в данный момент. Манипуляция отличается от силового, властного воздействия тем, что здесь отсутствует как прямое указание, приказ, что делать, так и следующее за этим открытое принуждение, или угроза применения санкций. В ходе манипулятивного воздействия человек не ощущает внешнего принуждения, ему кажется, что он сам принимает решение и выбирает форму своего поведения.

Американским ученым Р. Гудином были сформулированы и описаны две основополагающие модели манипулирования - "рациональная" и "психологическая". Для первой из них характерно использование лжи, обмана и секретности. Общей чертой этих методов являются либо полное, либо частичное сокрытие информации, которая может повлиять на принятия решений, либо ее искажение. Для второй, "психологической" модели характерно использование бессознательных реакций индивида, которые "провоцируются" специально смоделированным поведением. Например, в определенный момент своего выступления кандидат подкрепляет свою речь запоминающимся жестом. В дальнейшем жест повторяется, вызывая у аудитории положительные переживания и реакции.

В современном мире теория и практика политического манипулирования получили достаточно глубокую научную разработку и практическое применения. Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов - иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы, воспринимаемые объектами манипулирований, преимущественно на веру, без критического осмысления (например, политический миф об "американской исключительности").

Миф - это обобщенное представление о действительности, сочетающее и нравственные, и эстетические установки, соединяющее реальность с мистикой. То есть, это всегда представление в значительной мере иллюзорное, но в силу своей этической и художественной привлекательности оказывающее большое воздействие на массовое сознание.

По мнению отечественного политолога Сергея Кара-Мурзы: "Мифы несущие в себе важную иррациональную… компоненту, становятся частью традиции и играют важную роль в легитимации общественного строя в идеократических государствах". Однако миф и в современном обществе не утратил своего значения как важной формы общественного сознания и представления действительности.

В ситуациях нестабильности и неопределенности в обществе классические политические технологии ожидаемого результата не приносят. Так, в современной России наибольшее количество голосов избирателей собирают не те политические лидеры, которые лучше понимают социальные проблемы, а те, которые лучше понимают электорат, учитывают многомерный спектр интересов, настроений и ожиданий. Успех приходит не к тем политическим лидерам, которые стремятся разобраться в сложившейся политической ситуации, а к тем, кто многое обещает, демонстрируя свою деловитость и хозяйственность, играя при этом в патернализм и "социальную озабоченность". право политический манипуляция

Преимущество получают и те политики, риторика которых интертекстуальна, а язык метафоричен, с элементами наглядности и самоочевидности. Используя в политическом лексиконе понятия - образы, смешивая в политическом тексте мифы и реальность, настоящее, прошлое и будущее, адресно направляя политические реляции, политики добиваются больших успехов в своих притязаниях на власть.

Для укоренения социально-политических мифов технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. Среди методов манипулирования выделяют:

  • · уменьшение объема доступной для рядового гражданина информации;
  • · использование пропаганды (предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации);
  • · использование секретности (преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политический курс);
  • · информационная перегрузка (сознательное представление чрезмерной информации с целью лишить рядового гражданина возможности адекватно усвоить и верно ее оценить);
  • · наклеивание ярлыков (для отторжения и компрометации лиц или идей слушателями без доказательств дается неблаговидное определение, например "империалист", "фашист" и т. д.).

Наряду с вышеописанными методами используется и ряд других методов. Так, "лингвистические ловушки" - это навязывание нужных оценок событий через их сопоставление с определенными ценностями. Противоположным ему считается другой метод " лингвистической депривации", состоящий в исключении из политического лексикона отдельных понятий и терминов (по принципу: нет термина - нет проблемы). Широко используется в политической практике и такой метод манипулирования сознанием, как политическая номинация - целенаправленный выбор терминов, понятий и выражений, способных произвести нужное впечатление. "Мы - рабы слов", - сказал К. Маркс, а потом это буквально повторил Ф. Ницше.

Смысл манипулирования состоит в затруднении для индивидов фактического доступа к достоверной информации, что заставляет их полагаться на ее официальную интерпретацию.

Манипулирование широко используется не только в тоталитарных и авторитарных государствах, где часто является доминирующим видом политических технологий, но и в современных западных демократиях, особенно в партийной пропаганде и во время избирательных кампаний. Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания в странах Запада, а также России и других государствах не обходится без использования приемов манипулирования, которые создают у населения весьма далекие от реальности представления об определенном политике.

Политическая власть реализует свои интересы (властвование, организация, подчинение) не только через определенные функции, но и технологии. Они развиваются, трансформируются с учетом конкретной исторической обстановки. Термин "политические технологии" трактуется как интеллектуальные комплексы, нормативные акции, действия, направленные либо на человека, либо на материальные объекты с целью изменения их свойств, придания необходимых качеств, повышающих эффективность политических субъектов.

Структура политических технологий строится на:

  • – анализе цели;
  • – разделении деятельности на отдельные этапы, стадии, операции;
  • – отборе адекватных эффективных методов, средств и логики их применения в зависимости от намеченных целей;
  • – решении конкретных политических управленческих задач.

Политические технологии включают в себя:

  • – два основных компонента: универсалистский (характеризуется отсутствием явной зависимости от времени и места реализации стратегии) и конкретно-эвристический (ориентируется на учет и времени, и места);
  • – приемы достижения цели: тактические (немедленного локального кратковременного результата) и стратегические (получение глобального длительного эффекта).

Политические технологии можно охарактеризовать как способы и методы воздействия на индивидов с целью изменения их поведения.

Так как в конечном счете от человека зависит достижение политических целей, то именно индивиды в политическом технологическом процессе являются главным объектом воздействия.

Политические технологии содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей, основываясь на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов.

Новые политические технологии всегда связаны с потребностью оптимизировать политическое управление, быстро и оперативно распространять специальные приемы и процедуры.

Решающее значение для данных технологий – наличие условий их реализации:

  • – элементы структуры политического процесса;
  • – особенности строения и закономерности их функционирования;
  • – возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур.

Все многообразие политических технологических приемов исследователи часто относят к одному из следующих видов:

  • – обновление правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институционального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе;
  • – внесение в массовое сознание иных представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений;
  • – приемы, позволяющие манипулировать поведением людей.

Среди направлений, в основе которых лежит создание и применение политических технологий, можно выделить следующие: политический менеджмент; политический PR; лоббизм; GR; политическая реклама; политический маркетинг; имиджелогия; политконсалтинг и др. Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Политический менеджмент – широкая и постоянно развивающаяся область, охватывающая ряд мероприятий в профессиональном политическом пространстве. Поле включает в себя управление кампанией и консалтингом, рекламное сопровождение создания "продукта" и его транслирование, низовую политику, анализ оппозиции, проблему пропаганды, лоббирования, сбор средств. Политический менеджмент сфокусирован на анализе энергетических ресурсов, тактики и стратегии, используемых участниками организаций, участвующих в политической борьбе. Они сосредоточены на том, как эти участники получают и используют возможность влиять на результаты бизнеса. Мощность менеджера в политическом пространстве во многом зависит от окружающей среды:

  • – состояние экономики;
  • – влияние различных групп, корпораций, союзов и др.;
  • – спрос и предложение на конкретные навыки работников;
  • – наличие государственных законов и т.д.

Одним из наиболее важных вкладов в политический менеджмент стало понимание процесса переговоров в качестве аспекта управления. Основная задача специалистов в области политического маркетинга состоит в способности вести переговоры с различными группами и получать соглашения, необходимые для успешного функционирования политического института (субъекта). Исход переговоров во многом зависит от личностных качеств специалиста.

Политический PR. Главная задача службы по связям с общественностью в органах государственной власти состоит в достижении взаимопонимания между органами государственной власти и гражданами.

В основе концепции политического пиара лежит агитационная, представительная деятельности, управление контекстом. Политический PR представляет сегодня большой интерес, особенно при условии существования в государстве представительной демократии, когда различные конкурирующие интересы могут быть озвучены и услышаны. Политический PR имеет в своем арсенале целый ряд как "жестких", так и "мягких" PR-методов с использованием прямых и косвенных каналов связи. Политический PR способствует активному взаимодействию на различных уровнях между заинтересованными и даже незаинтересованными участниками как политического процесса, так и политического дискурса.

GR-деятельность и лоббизм. Основной задачей работника по связям с правительством является улучшение законодательных и нормативных условий для достижения конкретных целей отдельного субъекта (политического, экономического, социального и т.д.). Достигается это путем:

  • – влияния на законодательную и нормативную деятельность;
  • – проведения лоббирования и массовых кампаний;
  • – участия в различного рода коалициях (национальных, региональных, местных и др.);
  • – ведения форумов;
  • – содействия созданию позитивного отношения к конкретной проблеме (теме).

Основной целью GR-спсциалиста является выстраивание комфортной, предсказуемой системы отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами. В его задачи входят: отслеживание возможной опасности со стороны органов власти; своевременное информирование руководства; при необходимости обращение к узким специалистам (лоббистам, политическим консультантам и др.).

Технологии лоббистской деятельности активно развиваются в государствах, в которых допускается и тем более стимулируется участие граждан в политической жизни и признается право индивида влиять па принятие решений на уровне различных государственных структур, представляющих интересы индивида. Основной целью лоббистской деятельности становится получение согласия на принятие политического решения в конкретном органе государственной власти.

Лоббистские организации принимают форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых при законодательных и правительственных органах. Специалист в области лоббистской деятельности должен быть способен решить любой вопрос в конкретном органе государственной власти при условии наличия опыта взаимодействия с государственными структурами, желательно при этом иметь возможность неформального доступа к политическим персоналиям .

В политической практике демократических стран существует широкий спектр технологий, форм и методов цивилизованной лоббистской деятельности. К ним относятся такие как:

  • – сбор и предоставление информации законодателям;
  • – выступления на слушаниях в комитетах конгресса;
  • – участие в разработке и представление готовых законопроектов;
  • – всевозможные неформальные контакты;
  • – пропагандистские кампании;
  • – финансирование избирательных кампаний;
  • – участие в ведении или предоставление персонала для участия в избирательных кампаниях;
  • – воздействие на законодателя через влиятельных избирателей, а также через распространение в избирательном органе результатов его голосования;
  • – совместное лоббирование несколькими организациями;
  • – воздействие на процесс назначения на государственные должности;
  • – политическая поддержка ведомств;
  • – выступления на слушаниях в регулирующих агентствах.

Политическая реклама в последние время стала неотъемлемой частью стратегии крупных политических субъектов (организаций, партий, личностей). Основным отличием политической рекламы от коммерческой является отсутствие "правил", когда речь идет о содержании и форме политической рекламы.

Политический маркетинг воспринимается не только как политическая реклама, партийно-политические передачи и избирательные речи, но и как позиционирование на избирательном рынке. Существует несколько основных характеристик политического маркетинга :

  • – все избиратели делают свой выбор на основании гипотетических представлений в конкретный день – день голосования;
  • – политические партии и кандидаты – сложные нематериальные продукты, которых избиратели не могут разделить, следовательно, они должны принять решение поддержать или нет весь "пакет";
  • – во многих странах трудно сформировать нового и успешного участника политического процесса, в большинстве случаев бренд-лидеры, как правило, остаются прежними.

Некоторые исследователи (М. Скаммелл, Д. Кавана) характеризуют политический маркетинг как деятельность по набору стратегий и инструментов отслеживания и изучения общественного мнения до и во время избирательной кампании, включающую разработку коммуникационной кампании и оценку эффективности. Другие, например П. Марек, концептуализируют политический маркетинг как сложный процесс, результаты более глобальных усилий политика и подчеркивают, что одним из основных средств политического маркетинга является политическая коммуникация. Результатом внедрения маркетинга в политику становится разработка стратегии политической коммуникации – глобальной стратегии проектирования, рационализации и транспортировки современной политической коммуникации .

  • Российский профессиональный портач о лоббизме и GR в России [Электронный ресурс]. URL: lobbying.ru/.
  • Ioannis Kolovos and Phil harris Political Marketing and Political Communication: the relationship revisited [Электронный pecypc|. URL: otago.ourarchive.ac.nz/bitstream/handle/10523/1463/pm-pc.pdf .
  • Maarek P.J. Political marketing and communication. London: John Libbey& Co., 1995.

В основе политической технологии лежит идея, сформулированная болгарским ученым II. Стефановым, что "реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать".

Политические технологии выступают в двух формах, как структурный элемент политического управления, организационно оформленный программный продукт и как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Функционирование этих технологий всегда связано с потребностью рационализовать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур. Характер политической и социальной технологий, их особенности обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации и социальной установкой на ее разработку и внедрение.

Виды технологий различаются в зависимости от сфер общественной жизни, где они реализуются; экономической, социальной, политической или духовной.

Что касается экономики, то усилия технологов сосредоточиваются на решении социальных проблем труда, на его превращении в действенный критерий оценки потенциала каждого человека. В связи с этим делаются попытки технологизировать воздействие на условия трудовой деятельности, содержание труда и его интеллектуальное развитие. Важное значение имеет решение политических и организационных проблем собственности, поведения людей в условиях рыночной экономики, которые представляют уже не только социальный, по и политический аспект управления, ибо могут привести к серьезным политическим последствиям. И наконец, повышение эффективности общественного и личного труда невозможно без заинтересованного участия человека в совершенствовании производства, что прямо или косвенно коррелирует с его социально-политическим самочувствием.

Это особенно проявилось в период кризиса экономики в 1990-е гг., когда выявились в полном объеме дефект и ограниченность существующего механизма управления, наглядно продемонстрировавшего необходимость учета не столько технико-экономических, сколько социальных параметров, что поставило задачу обосновать основные методы политического решения экономических проблем в стране.

В политико-технологическом решении собственно социальных проблем предметом особой заботы является создание гарантий социальной справедливости, осуществление на деле согласования меры труда и меры вознаграждения. Актуальной является политическая роль взаимоотношений работодателей и работников, методов организации груда в условиях различных форм собственности во всех отраслях национального хозяйства. Управление в социальной сфере охватывает и такие важные стороны жизни людей, как их здоровье, обеспечение отдыха, социальную защиту.

Все более значимой для управления становится демографическая политика, предусматривающая регулирование соответствующего поведения населения, семейно-бытовых отношений, создание условий для слабо защищенных социальных групп.

Требуется также технологизация многих процессов, касающихся государственных структур. В современном обществе предлагается огромное количество новаций, связанных с решением политических проблем. Появляются бесчисленные проекты устройства государственных организаций, замены их новыми образованиями, предложения о проведении экспериментов и проверки некоторых важных, но не всегда продуманных идей.

Как при управлении наукой, в политике важно видеть то, из чего складывается результат, на чем он основывается. Ведь показатели развития социально-политических процессов не всегда могут быть выражены посредством количественных характеристик, например таких, как численность партий, процент участвующих в голосовании, количество и структура депутатского корпуса и т.п. От того, как участвуют люди в жизни общества, какими правами обладают, какое влияние оказывают и могут оказать на принятие решений, зависит нормальное функционирование многих политических структур.

Управление в сфере социально-политических отношений предполагает важные технологические приемы и методы. Речь идет о создании механизма рациональной подготовки, принятия и реализации политических решений, органично сочетающих в себе централизацию с самоуправлением.

Поскольку политика представляет собой не только науку, но и искусство, особое значение приобретает мастерство предвидения последствий принимаемых решений, умение ориентироваться в конкретных и прогнозируемых политических условиях. Однако интуиция, искусство политического прогноза вырабатываются в результате длительной, кропотливой работы. К сожалению, ни теория, ни практика еще не смогли дать сколько-нибудь убедительных примеров политического предвидения и прогнозирования. Наоборот, жизнь постоянно показывала, насколько были близоруки, недальновидны и ограничены многие попытки видеть социальные последствия политических решений: они нередко заменялись эрзацами идей, не имеющих ничего общего ни с наукой, ни с искусством. Это особенно наглядно проявилось в политическом решении о проведении приватизации в России в 1990-с гг.

Возможности технологизации управления в духовной сфере в определенном смысле условны, так как серьезно отличаются от тех приемов, которые присущи управлению в сфере экономики. Здесь не могут применяться методы и действия, ориентированные только на достижение количественных показателей. Глубокий и обстоятельный анализ состояния духовности, выявление тенденций и предвидение возможных изменений в производстве и потреблении духовных ценностей неразрывно связан с решением таких вопросов, имеющих политическое значение, как мировоззренческие и идейно-политические ориентации людей, их отношение к судьбе страны, уважение и настоящему и будущему своего народа и т.д.

Управление духовными процессами нацелено на создание реальных условий для рационального развития культурных запросов и склонностей каждого человека, для наиболее полного и всестороннего их удовлетворения. Оно предполагает гибкое воздействие на тенденции, происходящие в сфере образования, науки, литературы и искусства. Очень трудную и сложную область представляет взаимодействие национальных культур.

Преобразования духовной жизни прямо или косвенно зависят от материального фактора, от уровня общественного производства. Поэтому при управлении учитывается наличие экономических предпосылок для решения возникающих проблем, на которые можно эффективно воздействовать, лишь когда они обеспечиваются политически.

Функции управления в сфере духовной жизни очень сложны, так как каждая из ее составляющих относительно самостоятельна. Это затрудняет возможности познания ее объективных закономерностей, а следовательно, и управления ею.

Имеется еще одна важная особенность процессов технологизации, характерная для политического управления. Речь идет о том, что для организаций и учреждений, занимающихся различными аспектами духовной жизни, нужна бо́льшая самостоятельность при решении поставленных задач. Их деятельность не может регламентироваться до мелочей, ибо они имеют дело со своеобразными продуктами человеческого бытия: социальным настроением, самочувствием, мотивацией, общественным мнением, которые непосредственно связаны с политическими ориентациями людей, с их отношением к реальным институтам политической власти.

Разработка, конструирование и реализация требований политических технологий предполагают несколько этапов: научный, связанный с определением цели, объекта технологизации, операциоиализацией общественных процессов на составляющие и выявлением связей между ними; методический, предполагающий выбор методов и средств получения информации, ее обработки и анализа, принципов трансформации в конкретные выводы и рекомендации, и, наконец, процедурный этап, он связан с организацией практической деятельности но реализации требований разработанных технологий.

Одна из важнейших проблем политического управления – умение видеть перспективу, не теряться в сиюминутных заботах, не упускать ориентиров. Работа на перспективу предполагает возможные потери в пути, но окупается тем, что воплощается в жизнь центральная, ведущая идея.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...