Три поездки ильи муромца в пересказе. Поэтический текст былины «ильины три поездочки». сказочный характер былины. Чтение былины «Ильины три поездочки» с комментированием

Три поездки Ильи Муромца

Из того ли из города из Мурома,

Из того ли села да Карачаева

Была тут поездка богатырская.

Выезжает оттуль да добрый молодец,

Старый казак да Илья Муромец,

На своем ли выезжает на добром коне

И во том ли выезжает во кованом седле.

И он ходил-гулял да добрый молодец,

Ото младости гулял да он до старости.

Едет добрый молодец да во чистом поле,

И увидел добрый молодец да Латырь-камешек,

И от камешка лежит три росстани,

И на камешке было подписано:

«В первую дороженьку ехати – убиту быть,

Во другую дороженьку ехати – женату быть,

Третюю дороженьку ехати – богату быть».

Стоит старенький да издивляется,

Головой качат, сам выговариват:

«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,

А еще такового чуда не нахаживал.

Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?

Нету у меня да молодой жены,

И молодой жены да любимой семьи,

Некому держать-тощить да золотой казны,

Некому держать да платья цветного.

Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?

Ведь прошла моя теперь вся молодость.

Как молоденьку ведь взять – да то чужа корысть,

А как старую-то взять – дак на печи лежать,

На печи лежать да киселем кормить.

Разве поеду я ведь, добрый молодец,

А й во тую дороженьку, где убиту быть?

А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,

И походил-погулял ведь добрый молодец во чистом поле».

Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,

Только видели добра молодца ведь сядучи,

Как не видели добра молодца поедучи;

Во чистом поле да курева стоит,

Курева стоит да пыль столбом летит.

С горы на гору добрый молодец поскакивал,

С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,

Он ведь реки ты озера между ног спущал,

Он сини моря ты на окол скакал.

Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,

Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,

И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,

Где стоят ведь сорок тысячей разбойников

И те ли ночные тати-подорожники.

И увидели разбойники да добра молодца,

Старого казака Илью Муромца.

Закричал разбойнический атаман большой:

«А гой же вы, мои братцы-товарищи

И разудаленькие вы да добры молодцы!

Принимайтесь-ка за добра молодца,

Отбирайте от него да платье цветное,

Отбирайте от него да что ль добра коня».

Видит тут старыи казак да Илья Муромец,

Видит он тут, что да беда пришла,

Да беда пришла да неминуема.

Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:

«А гой же вы, сорок тысяч разбойников

И тех ли татей ночных да подорожников!

Ведь как бить-трепать вам будет стара некого,

Но ведь взять-то будет вам со старого да нечего.

Нет у старого да золотой казны,

Нет у старого да платья цветного,

А и нет у старого да камня драгоценного.

Только есть у старого один ведь добрый конь,

Добрый конь у старого да богатырскиий,

И на добром коне ведь есть у старого седелышко,

Есть седелышко да богатырское.

То не для красы, братцы, и не для басы -

Ради крепости да богатырскоей,

И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,

Биться-ратиться добру молодцу да во чистом поле.

Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,

И во той ли во уздечике да во тесмяноей

Как зашито есть по камешку по яхонту,

Ради крепости да богатырскоей.

И где ходит ведь гулят мои добрый конь,

И среди ведь ходит ночи темныя,

И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;

Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак,

Шеломчат колпак да сорока пудов.

То не для красы, братцы, не для басы -

Ради крепости да богатырскоей».

Разбойнический да атаман большой:

«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!

Принимайтесь-ка вы, ребятушки, за дело ратное».

А й тут ведь старому да за беду стало

И за великую досаду показалося.

Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,

И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.

Как в сторону махнет – так тут и улица,

А й в другу отмахнет – дак переулочек.

А видят тут разбойники, да что беда пришла,

И как беда пришла и неминуема,

«Ты оставь-ка, добрый молодец, да хоть на семена».

Он прибил-прирубил всю силу неверную

И не оставил разбойников на семена.

Обращается ко камешку ко Латырю,

И на камешке подпись подписывал, -

И что ли очищена тая дорожка прямоезжая,

И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.

Выезжает старенький да во чисто поле,

Увидал тут старенький палаты белокаменны.

Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,

Увидела тут да красна девица,

Сильная поляница удалая,

И выходила встречать да добра молодца:

«И пожалуй-кось ко мне, да добрый молодец!»

И она бьет челом ему да низко кланяйтся,

И берет она добра молодца да за белы руки,

И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;

Посадила добра молодца да за дубовый стол,

Стала добра молодца она угащивать,

Стала у доброго молодца выспрашивать:

«Ты скажи-тко, скажи мне, добрый молодец!

Ты какой земли есть да какой орды,

И ты чьего же отца есть да чьей матери?

Еще как же тебя именем зовут,

А звеличают тебя по отечеству?»

А й тут ответ-то держал да добрый молодец:

«И ты почто спрашивать об том, да красна девица?

А я теперь устал, да добрый молодец,

А я теперь устал да отдохнуть хочу».

Как берет тут красна девица да добра молодца,

И как берет его да за белы руки,

За белы руки да за златы перстни,

Как ведет тут добра молодца

Во тую ли во спальню, богато убрану,

И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обманчиву.

Испроговорит тут молодец да таково слово:

«Ай же ты, душечка да красна девица!

Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».

И как схватил тут добрый молодец

да красну девицу,

И хватил он ей да по подпазушки

И бросил на тую на кроваточку;

Как кроваточка-то эта подвернулася,

И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.

Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:

«А гой же вы, братцы мои да все товарищи

И разудалые да добры молодцы!

Но имай-хватай, вот и сама идет».

Отворяет погреба глубокие,

Выпущает двенадцать да добрых молодцев,

И все сильныих могучих богатырей;

Едину оставил саму да во погребе глубокоем.

Бьют-то челом да низко кланяются

И удалому да добру молодцу

И старому казаку Илье Муромцу.

И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,

И на камешке-то он подпись подписывал:

И направляет добрый молодец да своего коня

И во тую ли дороженьку, да где богату быть.

Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,

И которые насыпаны погреба златом-серебром,

Златом-серебром, каменьем драгоценныим;

И обирал тут добрый молодец все злато это серебро

И раздавал это злато-серебро по нищей по братии;

И роздал он злато-серебро по сиротам да бесприютныим.

И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,

И на камешке он подпись подписывал:

«И как очищена эта дорожка прямоезжая».

Из книги 100 великих загадок русской истории автора Непомнящий Николай Николаевич

Мистика в жизни и творчестве Ильи Репина О великом русском художнике Илье Ефимовиче Репине, казалось бы, все уже сказано. 2004 год был отмечен его 160-летним юбилеем, а в 2005-м исполнилось 75 лет со дня смерти художника. Но до сих пор неожиданно открываются новые факты,

автора Автор неизвестен

Исцеление Ильи Муромца В славном городе во Муромле, Во селе было Карачарове,Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,Сиднем сидел цело тридцать лет.Уходил государь его батюшкаСо родителем со матушкоюНа работушку на крестьянскую.Как приходили две калики перехожиеПод

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Бой Ильи Муромца с сыном Кабы жили на заставы богатыри,Недалеко от города – за двенадцать верст,Кабы жили они да тут пятнадцать лет;Кабы тридцать-то их было да со богатырем;Не видали ни конного, ни пешего,Ни прохожего они тут, ни проезжего,Да ни серый тут волк не

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича Ай во том во городи во Рязанюшки,Доселева Рязань-то слободой слыла,Нонече Рязань-то словё городом.В той-то Рязанюшке во городеЖил-был Никитушка Романович.Живучись, братцы, Никитушка состарился,Состарился Никитушка, сам

Из книги Дочь автора Толстая Александра Львовна

Смерть Ильи Львовича Жизнь - сон, смерть - пробуждение. Л.Толстой Мой брат Илья умирал в нью-хейвенской больнице. Он сильно страдал от боли в печени, задыхался. Постепенно это сильное большое тело разрушалось, разъедаемое раком. Он был один. Надя, его жена, жила в Нью-Йорке

Из книги Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни] автора Асов Александр Игоревич

Из книги Ложь и правда русской истории автора

Как уничтожили дом Ильи Муромца Не так уж давно по всем каналам телевидения показали открытие в городе Муроме памятника нашему былинному богатырю Илье Муромцу. А я, глядя на районные торжества, думал о том, как десять с лишним лет назад тихо, без всякой помпы, уничтожили

Из книги Призраки истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Как уничтожили дом Ильи Муромца Не так уж давно по всем каналам телевидения показали открытие в городе Муроме памятника нашему былинному богатырю Илье Муромцу. А я, глядя на районные торжества, думал о том, как десять с лишним лет назад тихо, без всякой помпы, уничтожили

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Герцог Абруццкий на горе Святого Ильи Итальянский принц Луиджи Амедео Савойский, герцог Абруццкий, был с молодости увлечен горами. Пламенная страсть с годами не только не утихала, но, как показало будущее, только разгоралась. К тому времени, когда герцог собрался

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Из книги Русь колыбельная [Северная прародина славян. Арктида, Гиперборея и Древняя Русь] автора Асов Александр Игоревич

Подвиг Ильи Муромца Из того ли города из Мурома, Из того ль села да с Карачарова Выезжал дородный добрый молодец Илья Муромец да свет Иванович. Город Муром и село Карачарово, откуда выехал Илья в стольный Киев-град, и ныне есть на Владимирщине. Впервые сей город летопись

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Обследование Муромца Мало того, есть также информация о том, что в 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование (!) мощей Ильи Муромца. Оказалось, что это был сильный мужчина в возрасте 44–45 лет, ростом 177 см, по тем временам высокий, поскольку средний рост в XII

Из книги Наша кровь у Сморгони автора Лигута Владимир Николаевич

Подвиг «Муромца» №16 Рано утром 25 сентября 1916 года с аэродрома у деревни Мясота, восточнее Молодечно, взлетели три воздушных корабля «Илья Муромец» и тринадцать самолетов «Моран-Парасоль» для их прикрытия. Над аэродромом отряд построился и его командир - штабс-капитан И.

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Ильи-пророка День памяти пророка Ильи церковь отмечает 2 августа (20 июля по старому календарю). У древних славян – Перунов день. Этот день приходился на жаркий и грозовой период, очень важный для дозревания и сбора урожая. В этот период частые грозовые «воробьиные» ночи.

Из книги Правда и неправда о семье Ульяновых автора Клеймёнов Гелий

Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ИЛЬИ НИКОЛАЕВИЧА. 1. Чувашская ветвь. Дед Владимира Ильича Ленина (Ульянова), Николай Васильевич Ульянин был родом из Нижегородской губернии. В списке крестьян, прибывших в Астраханскую губернию до 1798 г., есть запись: «Николай Васильев

Из книги Сто рассказов о Крыме автора Криштоф Елена Георгиевна

Три поездки в Джанкой - …Лучший мастер участка Рак Иван Кузьмич обеспечил в бригаде Сиротюка… - Дальше шли цифры, говорящие об объеме работ, перевыполнении плана и экономии, но я уже не вслушивалась. Рассматривала лица людей, сидящих на собрании рядом со мной, стараясь

Конспект урока «Литературное чтение»

4 класс

Тема: «Былина "Ильины три поездочки"».

По учебнику Л. Ф.Климановой, В.Г.Горецкого

"Литературное чтение" I часть УМК "Перспектива"

Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения.

Цель: познакомить обучающихся с былиной "Ильины Три поездочки".

Задачи :

Образовательные: формировать умение определять мотивы поступков литературного персонажа, видеть за поступками внутренние переживания.

Развивающие: развивать навык выразительного чтения, развивать связную речь при подготовке к творческому пересказу, расширять и обогащать читательский опыт обучающихся, способствовать созданию условий для развития речи, развития мышления.

Воспитательные: способствовать воспитанию культуры восприятия произведений искусства, художественной литературы, воспитывать чувство патриотизма.

Ожидаемые результаты:

Предметные : прочитают былину "Ильины три поездочки" в прозаическом варианте и отрывок былины в поэтическом; определят сходства и отличия поэтического и прозаического варианта былины; с помощью педагога определят мотивы поступка героя; подготовят творческий пересказ отрывка из былины.

Метапредметные :

    регулятивные : формулируют и удерживают цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывают свое предположение.

    познавательные : строят речевые высказывания; находят ответы на вопросы в тексте.

    коммуникативные : высказывают свои мысли в устной форме, высказывают и обосновывают свою точку зрения; вступают в беседу; развивают умение слушать и понимать речь других.

Личностные: будут испытывать чувство гордости за свою Родину, её историю, народ; будут сопереживать герою былины, будут проявлять эмоциональную отзывчивость.

Оборудование :

    для учителя: учебник "Литературное чтение" I часть, презентация, аудиозапись;

    для обучающихся: свитки с отрывком из былины.

Звучат гусли.

Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

Слушают учителя

Эмоциональный настрой на урок

Постановка учебной задачи

Ребята, игру какого музыкального инструмента вы слышали?

Этот древнейший и самый, что ни на есть традиционный русский народный музыкальный инструмент.

А как называют музыканта, играющего на гуслях?

С самых незапамятных времён русские гусляры славились своей чарующей игрой, покоряющей сердца и души всех, кто её слышал.

Ребята, исполнение каких произведений сопровождала игра на гуслях?

В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного русского музыкального инструмента - гусли.

Что же такое былина?

Кто являются главными героями былин?

Каких богатырей вы знаете?

- Слайд. Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова "Три богатыря".

В центре картины изображён Илья Муромец. Добрыня решительно вынимающий меч из ножен с готовностью бросится в бой, защищая свою Родину. Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен.

Что же мы будем делать сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы познакомимся с былиной "Ильины три поездочки" в двух вариантах: поэтическом и прозаическом. Слайд.

Играли гусли.

Гусляр.

Гусли сопровождали исполнение былин.

Былина - особый вид древних русских народных песен исторического содержания.

Богатыри.

Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.

Повторение ранее изученного, прогнозирование деятельности, формулировка задач урока

Подготовка к первичному восприятию

О каком богатыре эта былина?

Что вы знаете про Илью Муромца?

- "Ильины три поездочки" - былина о Илье Муромце.

Илья Муромец – великий и славный воин, который обладал нечеловеческой силой, совершал огромное количество подвигов и участвовал в боях за свою прекрасную Родину.

Приемы: прогнозирование содержания текста по заголовку; беседа

Первичное восприятие и анализ

Посмотрите на слайд, что вы видите? Слайд.

Что вы видите на картине?

Васнецов постарался сделать сюжет правдоподобным. Художник хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью - дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это - единственная подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог.

У вас на партах лежат свитки. Откройте их. Прочитаем былину и найдем слова которые наиболее подходят к данной картине. Читает учитель.

Все ли слова в этом отрывке вам понятны?

ЗАСТАВА - это место въезда в город или выезда из него, в старину охраняемое стражей.

Слайд. РОССТАНЬ это перекресток или разветвление дорог.

ДОЗОР - наряд, назначаемый для охраны государственной границы на определенном направлении или для охраны определенных участков местности.

В какой форме написана былина?

Это часть былины ее начало. Какие строчки наиболее подходят к картине Васнецова "Витязь на распутье?

- Давайте немного отдохнем. Все стали.

ФИЗМИНУТКА

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже,

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Сейчас мы познакомимся с былиной "Ильины три поездочки", но уже в другой форме.

Давайте послушаем начало былины в исполнении мастера художественного слова. Найдите общие и отличительные черты в этих двух вариантах.

Все ли слова вам понятны? Слайд.

Са́жень , - старорусская единица измерения расстояния. 3 сажени = 6,4 м

Пядь - древнерусская мера длины, изначально равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки - большого и указательного. 3 пяди = 53,34 см

Слайд. Брод - неглубокое место в реке или ручье, по которому можно пересечь их.

В какой же форме написана былина?

Итак, что же общего в прослушанных отрывках?

А в чем же отличия?

Как вы думаете, какую дорогу выберет Илья Муромец?

Давайте узнаем. Учитель читает следующий абзац.

Как Илья Муромец рассуждает на перепутье у камня?

О каких чертах характера это говорит?

Сейчас самостоятельно прочитайте следующую часть былины до слов: " Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: "Ездил в правую дорожку – убит не был!"".

Назовите действующих лиц.

Все ли слова вам понятны?

Седло черкасское - лучшее из всех лучших, седло настоящего богатыря, седло, равного которому нет нигде в мире.

Попона - для лошадей, закрывающее спину, .

Справились ли ребята с задачей?

Почему атаман рассердился на Илью Муромца?

Давайте продолжим чтение, самостоятельно прочитайте следующую часть до слов: " А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: "Прямо ездил – женатым не бывал". Приготовьтесь к чтению по ролям.

Назовите героев былины этой части.

Ребята справились с заданием?

Ребята, как вы думаете, станет Илья Муромец богатым? Почему?

Давайте проверим.

Прослушивание аудиозаписи.

Что такое полушечка? Посмотрите у себя в словарике.

Ну что, ребята, стал Илья Муромец богатым?

А мог бы он все себе оставить? Почему не оставил?

Репродукцию картины В.М.Васнецова "Витязь на распутье"

Ответы детей

Застава, росстань, дозор.

В поэтической, в стихотворной форме.

Наезжал на белый камень Илья.

Прочитай вон, на камени

Придорожном надписочка

Четко-ясно повысечена:

"Прямо ехать - убитому быть!

Влево ехать - женатому быть"

Вправо ехать - богатому быть!

Все судьбой сие предписано!"

Во глубоком раздумье Илья.

Слушают аудиозапись (до слов "Призадумался Илья Муромец")

Сажень, пядь, брод.

В прозаической форме.

Главный герой - Илья Муромец, который подъехал к камню.

В прозаическом варианте дается больше описания, описывается Илья Муромец, его конь, природа, также говорится о том, что Илья был стар. Отличаются надписи на камне.

Высказывают свое предположение.

Слушают.

Он размышляет о том, что богатство ему не нужно, у него никого нет. Да и жениться ему поздно.

Смелый, решительный, не ищет никаких лазеек и обходных путей.

Нет. Не понятны слова: седло черкасское, попона.

Чтение по ролям.

Потому что он сначала сказал, что у него нечего взять, а потом оказалось, что у него и конь самый лучший, и седло черкасское.

Самостоятельно читают отрывок былины.

Чтение по ролям.

Дети высказывают свое мнение о результате чтения по ролям.

Нет, не станет Илья богатым. На третьей дороге опять что-то случится.

Слушают аудиозапись.

Полушечка - самая мелкая монета, полденьги.

Нет, он отдал все деньги на строительство церквей и нуждающимся людям. Илья Муромец честный, справедливый.

Приемы: рассмотрение репродукции картины вопрос, направленный на восприятие; чтение учителем; прослушивание аудиозаписи чтения мастером художественного слова; комбинированное чтение.

Умение находить в тексте ответ на заданный вопрос; умение высказывать отношение к героям; выражать свои эмоции

Вторичный синтез

Почему былина называется "Ильины три поездочки"?

Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий?

У вас на партах лежат листочки. Работая в парах, выберите те слова, которые имеют отношение к Илье Муромцу.

Карточка.

Храбрый, трусливый, черствый, обидчивый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, великодушный, мужественный, сильный, боязливый, смелый, жадный, щедрый, грубый, бескромпомиссный.

Илья Муромец стал воплощением идеала
мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат
несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!

- Илья Муромец – единственный герой русского эпоса, причисленный к лику святых. В православных календарях 1 января отмечается как «память преподобного нашего Ильи Муромца, в
двенадцатом веке бывшего». Более того, существует одно из самых неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца - его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево- Печерского монастыря, находящаяся рядом с гробницами первого русского летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и многих других вполне реальных исторических деятелей
Киевской Руси.

Потому что в былине Илья Муромец отправляется в путь 3 раза.

Ответы детей.

Работая в парах подчеркивают слова: храбрый, вежливый, отважный, великодушный, мужественный, сильный, смелый, щедры.

Приемы: характеристика героя.

Умение работать в парах; умение слушать

Информация о Д/з

Дома перечитайте былину "Ильины три поездочки" и подготовить пересказ одной из частей от лица Ильи Муромца.

(Записывают домашнее задание в дневник)

Итог урока, рефлексия

С каким жанром работали сегодня на уроке?

Что особенно вам запомнилось?
- Каждый урок нас чему-нибудь учит. Чему научил вас этот урок?

Посмотрите на доску. Продолжите одно из предложений.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что..

Я приобрёл…

Теперь я могу..

Меня удивило…

Жанр былина.

Былина "Ильины три поездочки», учит быть мужественным, справедливым, не боится трудностей, а с честью и достоинством проходить все испытания, которые посылает судьба.

Умение делать вывод; умение слушать

Былина рассказывает читателю о трех поездках русского богатыря.

2. Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги? Чем закончились поездки богатыря? Какие надписи сделал он на камне?

Богатырь решил съездить по всем трем дорогам, чтобы испытать судьбу, узнав какой она будет для него.

Первая поездка "Прямо поехать, убитому быть" привела Илью к логову разбойников.

Разбойники грабили и убивали честный люд и хотели то же самое с Ильей Муромцем сделать.

Но не тут-то было.

Богатырь уничтожил всех разбойников и очистил дорогу для людей.

После поездки Илья сделал новую надпись на камне:

"Богатырь Илья Муромец там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, порасчистил широкую!"

Вторая поездка " Влево ехать, женатому быть" закончилась встречей с невестой-красавицей.

Эта девушка хитростью и лукавством заманивала царевичей и королевичей в ловушку, чтоб погубить их.

Но богатырь раскусил коварство девушки и саму ее в ловушку отправил, а после и казнил за злодейства.

После этого путешествия Илья Муромец начертал на камне следующее: " Прямо ездил - женатым не бывал".

В третью поездку "Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть" Илья Муромец поехал после того, как поднял камень и увидел огромное богатство под ним.

Богатырь взял эти сокровища и отвез их в Киев.

Там построил на эти деньги три церкви, а оставшиеся потратил на помощь вдовам и сиротам.

Себе он ничего не оставил.

И поэтому написал он новую надпись на камне " Влево ездил - богат не бывал".

3. Обсудите с другом, каково значение трёх поездок Ильи Муромца для Русского государства.

Своими тремя поездками Илья Муромец оказал помощь Русскому государству.

В первой поездке он очистил важную дорогу от разбойников, чтобы люди смогли путешествовать по своим делам и развивать торговлю.

Во второй поездке богатырь избавил царевичей и королевичей от погибели в ловушке красавицы-королевны.

В третьей поездке он нашел сокровища и построил в Киеве три церкви и помог нуждающимся вдовам и сиротам.

4. Перечитай последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?

В последних строчках былины рассказывается, что об Илье Муромце пошла честь и слава по всей земле.

Поэтому можно сказать, что герой славный, честный, справедливый, щедрый и сильный человек.

Именно таких людей прославляет народ.

5. Найди строки с описанием внешнего вида героя. Запиши их в "Рабочую тетрадь".

6. Расскажи об Илье Муромце по опорным словам.

Рассказ об Илье Муромце

Илья Муромец - известный для всех русский богатырь.

Его можно встретить, как в былинах, так и мультфильмах.

Посмотрев на него, мы видим щедрого, доброго, сильного, мужественного и справедливого человека.

В былинах мы читали, что с детства Илья болел, он не мог владеть руками и ногами, но благодаря старцам исцелился.

По совету старцев Илья сдвигает "неподвижный камень" и получает в дар коня.

После исцеления Илья поступает на службу к князю, чтобы защищать свою родину.

Служит он справедливо и бескорыстно, защищая честь своего народа и русского государства.

7. Раздели текст на части, озаглавь каждую часть. Как они связаны друг с другом? Обоснуй своё мнение.

1. Как Илья Муромец ездил за смертью.

2. Как Илья Муромец ездил за женой.

3. Как Илья Муромец богатство нашел.

Все части текста находятся в связи между собой, потому что каждая поездка заканчивалась возвращением к камню.

8. Перескажи одну из частей былины от лица Ильи Муромца.

Как-то собрались мы с богатырями земли русской на походный совет.

И решили ехать в разные стороны на великий богатырский дозор.

Мне досталось Западное направление.

Возле росстани я увидел белый камень и надписи на нем интересные:

"Прямо ехать - убитому быть! Влево ехать - женатому быть! Вправо ехать - богатому быть! Всё судьбой сие предписано!».

Решил я судьбу свою испытать и узнать, куда же дороги эти ведут.

Поехал я прямо и увидел тучу разбойников жестоких.

Они людей грабили и убивали.

Решил я расчистить дорогу от этих нелюдей.

Сразился с ними и победил нечисть, очистив дорогу для людей.

После победы вернулся я к камню и решил влево поехать за женой-красавицей.

Но красавица-королевна оказалось злой и коварной.

Погубила она до меня много людей. Я же ловушку заподозрил и саму королевну в нее упек, а людей освободил.

После испытания я вернулся к камню и решил поднять его.

А там погреб с сокровищами несметными.

Поднял я все сокровища на свет Божий и решил их людям раздать, да три церкви в Киеве построить.

Так и сделал. Себе ничего не оставил. Зачем богатырю сокровища?

Пусть людям послужат.

Потом сел на своего коня Бурушку и поехал дальше великий богатырский дозор нести, защищать землю русскую от всякой нечисти.

Три поездки Ильи Муромца

Из того ли из города из Мурома,

Из того ли села да Карачаева

Была тут поездка богатырская.

Старый казак да Илья Муромец,

На своем ли выезжает на добром коне

И во том ли выезжает во кованом седле.

И он ходил-гулял да добрый молодец,

Ото младости гулял да он до старости.

Едет добрый молодец да во чистом поле,

И увидел добрый молодец да Латырь-камешек,

И от камешка лежит три росстани,

И на камешке было подписано:

«В первую дороженьку ехати – убиту быть,

Третюю дороженьку ехати – богату быть».

Стоит старенький да издивляется,

Головой качат, сам выговариват:

«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,

А еще такового чуда не нахаживал.

Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?

Нету у меня да молодой жены,

И молодой жены да любимой семьи,

Некому держать да платья цветного.

Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?

Ведь прошла моя теперь вся молодость.

Как молодёньку ведь взять – да то чужа корысть,

А как старую-то взять – дак на печи лежать,

На печи лежать да киселем кормить.

Разве поеду я ведь, добрый молодец,

А й во тую дороженьку, где убиту быть?

А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,

И походил-погулял ведь добрый молодец во чистом поле».

Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,

Только видели добра молодца ведь сядучи,

Как не видели добра молодца поедучи;

Во чистом поле да курева стоит,

Курева стоит да пыль столбом летит.

С горы на гору добрый молодец поскакивал,

С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,

Он ведь реки ты озера между ног спущал,

Он сини моря ты на окол скакал.

Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,

Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,

И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,

Где стоят ведь сорок тысячей разбойников

И те ли ночные тати-подорожники.

И увидели разбойники да добра молодца,

Старого казака Илью Муромца.

Закричал разбойнический атаман большой:

«А гой же вы, мои братцы-товарищи

И разудаленькие вы да добры молодцы!

Принимайтесь-ка за добра молодца,

Отбирайте от него да платье цветное,

Отбирайте от него да что ль добра коня».

Видит тут старый казак да Илья Муромец,

Видит он тут, что да беда пришла,

Да беда пришла да неминуема.

Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:

«А гой же вы, сорок тысяч разбойников

Ведь как бить-трепать вам будет стара некого,

Но ведь взять-то будет вам со старого да нечего.

Нет у старого да золотой казны,

Нет у старого да платья цветного,

А и нет у старого да камня драгоценного.

Только есть у старого один ведь добрый конь,

Добрый конь у старого да богатырскиий,

И на добром коне ведь есть у старого седелышко,

Есть седелышко да богатырское.

То не для красы, братцы, и не для басы -

Ради крепости да богатырскоей,

И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,

Биться-ратиться добру молодцу да во чистом поле.

Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,

И во той ли во уздечике да во тесмяноей

Как зашито есть по камешку по яхонту,

Ради крепости да богатырскоей.

И среди ведь ходит ночи темныя,

И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;

Шеломчат колпак да сорока пудов.

То не для красы, братцы, не для басы -

Ради крепости да богатырскоей».

«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!

Принимайтесь-ка вы, ребятушки, за дело ратное».

А й тут ведь старому да за беду стало

И за великую досаду показалося.

Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,

И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.

Как в сторону махнет – так тут и улица,

А видят тут разбойники, да что беда пришла,

И как беда пришла и неминуема,

«Ты оставь-ка, добрый молодец, да хоть на семена».

Он прибил-прирубил всю силу неверную

И не оставил разбойников на семена.

Обращается ко камешку ко Латырю,

И на камешке подпись подписывал, -

И что ли очищена тая дорожка прямоезжая.

И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.

Выезжает старенький да во чисто поле,

Увидал тут старенький палаты белокаменны.

Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,

Увидела тут да красна девица,

Сильная поляница удалая,

И выходила встречать да добра молодца:

«И пожалуй-кось ко мне, да добрый молодец!»

И она бьет челом ему да низко кланяйтся,

И берет она добра молодца да за белы руки,

И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;

Посадила добра молодца да за дубовый стол,

Стала добра молодца она угащивать,

Стала у доброго молодца выспрашивать:

«Ты скажи-тко, скажи мне, добрый молодец!

Ты какой земли есть да какой орды,

И ты чьего же отца есть да чьей матери?

Еще как же тебя именем зовут,

А звеличают тебя по отечеству?»

А й тут ответ-то держал да добрый молодец:

«И ты почто спрашивать об том, да красна девица?

А я теперь устал, да добрый молодец,

А я теперь устал да отдохнуть хочу».

Как берет тут красна девица да добра молодца,

И как берет его да за белы руки,

За белы руки да за златы перстни,

Как ведет тут добра молодца

Во тую ли во спальню, богато убрану,

И ложит тут добра молодца на ту кроваточку

обманчиву.

«Ай же ты, душечка да красна девица!

Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».

И как схватил тут добрый молодец да красну девицу,

И хватил он ей да по подпазушки

И бросил на тую на кроваточку;

Как кроваточка-то эта подвернулася,

И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.

Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:

«А гой же вы, братцы мои да все товарищи

И разудалые да добры молодцы!

Но имай-хватай, вот и сама идет».

Отворяет погреба глубокие,

Выпущает двенадцать да добрых молодцев,

И все сильныих могучих богатырей;

Бьют-то челом да низко кланяются

И удалому да добру молодцу

И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,

И направляет добрый молодец да своего коня

И во тую ли дороженьку, да где богату быть.

Златом-серебром, каменьем драгоценныим;

И обирал тут добрый молодец все злато это серебро

И раздавал это злато-серебро по нищей по братии;

И роздал он злато-серебро по сиротам да бесприютныим.

И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,

И на камешке он подпись подписывал:

«И как очищена эта дорожка прямоезжая».

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме