Творческие проекты по теме классическая гитара. Исследовательская работа «Гитара – прошлое и настоящее. Просмотр содержимого презентации «000 Откуда родом гитара»

С. Газарян

Рассказ о гитаре

Газарян С. С.

Г13 Рассказ о гитаре. - М.: Дет. лит., 1987.- 48 с, фотоил.

Рассказ об одном из самых популярных струнных щипковых музыкальных инструментов - гитаре.

Оформление и подбор фотоиллюстративного материала Г. Ордынского

МНОГОЛИКАЯ ГИТАРА

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

РЫЦАРЬ ГИТАРЫ

ГИТАРА В НАШЕЙ СТРАНЕ

ЧТО МОЖЕТ ГИТАРА?

СКОЛЬКО СТРУН У ГИТАРЫ?

РЯДОМ С РУССКОЙ ПЕСНЕЙ

КАК УСТРОЕНА ГИТАРА?

ВИЗИТ К МАСТЕРУ

ЭЛЕКТРОГИТАРА

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Многоликая гитара

Гитара - самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. И наверно, еще больше тех, кто хотел бы научиться играть на ней.

Гитара - самый распространенный инструмент. На первый взгляд может показаться, что массовость и распространенность - одно и то же. Это не так. Например, в некоторых европейских странах губную гармонику можно считать массовым и очень популярным инструментом, но остальной мир относится к ней довольно прохладно. А гитара распространена на всех континентах, включая теперь уже и Антарктиду. Гитара успела побывать даже в космосе. Наверно, со временем там побывают и другие инструменты, но первенство навсегда останется за гитарой. И наконец, гитара - самый разносторонний инструмент. Возьмем хотя бы аккомпанемент - он тоже может быть очень разным. Сопровождение туристской и студенческой песни, где от гитариста требуется в большинстве случаев лишь первоначальное умение, сильно отличается, скажем, от сопровождения старинного русского романса - тут уже нужно владеть инструментом профессионально.

Гитарный аккомпанемент разнится не только степенью мастерства, но и общественной своей ролью. Недавно Музею музыкальной культуры имени М. И. Глинки была передана в дар гитара, которая не представляет особой ценности как инструмент, да и исполняла она всего-навсего несложный аккомпанемент. Но принадлежала гитара Дину Риду - он побывал со своими песнями протеста во всех горячих точках планеты, и это сделало простой инструмент бесценным.

А. Ватто. Песня любви

Ни в одном музее не увидим мы гитару чилийского патриота Виктора Хары. Обломки ее остались лежать на стадионе, превращенном пиночетовцами в концлагерь. Эта гитара была для хунты страшнее автомата. Погиб и ее хозяин. Прежде чем убить певца, ему раздробили руки. Руки, которые превращали струны гитары в оружие.

Мы коснулись только аккомпанемента, но уже увидели, какой разной может быть гитара. Но вот и другие ее роли.

По телевидению нередко передают песни и пляски цыган. Гитары - непременные участницы этого действия. Попробуйте на минуту отвлечься от песни, от танца, вслушайтесь только в музыку гитар, и вы отчетливо услышите, что это уже не просто аккомпанемент. Это самостоятельное искусство, это другая музыка.

Странствующие цыгане-гитаристы издавна бродили по дорогам многих европейских стран. В своей музыке они использовали всего несколько традиционных мелодий, но сочетали их так искусно, что создавалось впечатление бесконечного разнообразия. Цыгане виртуозно импровизировали, украшая мелодию острыми оборотами,- словом, создали свою музыку, которая с трудом передается привычными нам нотными знаками. Теми цыганской музыки тоже своеобразен - вначале очень медленный, он постепенно ускоряется и доходит почти до предела возможностей музыканта, затем следует резкая остановка и все начинается сначала.

В XVIII веке музыканты-цыгане стали объединяться в хоры, сопровождаемые несколькими гитаристами. Одни вели мелодию, а другие - гармонию. Цыганские хоры стали настолько популярными в XIX веке, что вызвали многочисленные подражания. Но можно перенять мелодии, ритмы, манеру игры и пения, но невозможно усвоить те тонкости, что идут от глубинных народных традиций. А без этого подражание остается лишь подражанием, не больше.

Дж. С. Сарджент «Цыганский танец»

Еще один вид искусства гитары - фламенко. Правда, фламенко - это не только гитара. Как и у цыган, это еще и песня, и танец. Родина фламенко - южные провинции Испании. Многие историки музыки считают, что испанские цыгане сильно повлияли на становление фламенко: произошло смешение цыганской и испанской манер исполнения, заимствование и переработка мелодий, и в результате родилось совершенно особенное и самостоятельное искусство.

Цыганские гитаристы очень редко выступают отдельно от хора. А некоторым гитаристам фламенко со временем стало тесно в рамках сопровождения песни и танца, они отделились и стали выступать самостоятельно. Их мастерство, выросшее до необычайной виртуозности, распахнуло перед ними двери самых прославленных концертных залов.

Фламенко на гитаре - это мелодии, чередующиеся аккордами. Мелодии настолько быстрые, что на большинстве других инструментов сыграть их нельзя. Да и на гитаре они возможны только благодаря особым приемам.

И еще фламенко - импровизация. Могут сойтись два-три гитариста и тут же, без всякой репетиции, сыграть сложнейшую композицию, которая никогда не была записана на нотной бумаге. Если их попросят повторить, они сделают это, но уже иначе, чем в первый раз: музыка рождается во время исполнения.

Один из самых выдающихся гитаристов фламенко - испанец Пако де Лусиа. Его выступления не раз передавали у нас по радио и телевидению. Выпущены две его пластинки - «Андалузские мелодии» и «В пятницу вечером в Сан-Франциско».

Пако де Лусиа в своих интервью признается, что не помнит, когда впервые взял в руки гитару, поскольку это было в самом раннем детстве. Играть он учился у отца, в шесть лет уже выступал вместе с ним в небольших кафе. В тринадцать лет он - профессиональный гитарист фламенко, выступающий самостоятельно в концертах. В двадцать три - обладатель первой премии на конкурсе фламенкистов. Еще через пять лет его приглашают выступить в концертном зале Мадрида, предназначенном исключительно для исполнения классической музыки. Несмотря на все эти достижения, Пако де Лусиа считает, что успел освоить только азы фламенко и ему предстоит еще учиться и учиться глубине и выразительности народной испанской музыки.

Следующий вид гитары не слишком распространен и почти неизвестен у нас. Это гавайская гитара. Иногда думают, что гавайская гитара - инструмент какой-то особой конструкции. Это не так. Некоторые незначительные особенности в устройстве действительно есть, если гитара заведомо изготавливается как гавайская, но в принципе это обычная гитара, только на ней должны быть натянуты стальные струны, современные нейлоновые не подходят.

Гавайская гитара во время исполнения кладется плашмя на колени. Исполнитель надевает на три пальца правой руки специальные плектры - нечто вроде наперстков с металлическими перышками, которыми защипываются струны. А в левой руке гитарист держит металлическую пластинку - ею он скользит по струнам, не прижимая их к грифу. Звучание гавайской гитары, поющее, вибрирующее, напоминает человеческий голос. Обычно гавайская гитара ведет мелодию, а аккомпанирует ей вторая гитара или какой-нибудь другой инструмент.

Доступна гитаре и джазовая музыка. Иногда к джазу относят всю легкую музыку, считая так: все, что не классика, то джаз. Это неверно. Джаз - сложнейший вид музыкального искусства со своими особыми законами. Так вот, гитара в совершенстве постигла и сложность джаза, и его законы. В двадцатых годах нашего столетия в джазовых оркестрах она заняла место, которое до этого принадлежало другому инструменту - банджо.

Гитара в джазе - не только аккомпанирующий инструмент. Во многих произведениях ей поручают соло, а соло в джазе - почти всегда импровизация. Иногда джазовые гитаристы выступают в концертах с самостоятельными номерами. Многие из вас слышали, наверно, советского гитариста Алексея Кузнецова - его джазовые импровизации на гитаре всегда воспринимаются с большим интересом.

В дуэтах, трио и небольших ансамблях гитара прекрасно сочетается с другими инструментами - например, скрипкой, домрой, мандолиной. Одно время были популярны так называемые неаполитанские оркестры, основу которых составляли гитары и мандолины. Люди старшего поколения, кому доводилось слышать такие оркестры, помнят их нежнейшее звучание.

Иногда, особенно в самодеятельности, ансамбли составляются из одних гитар. И даже такому ансамблю доступен широчайший репертуар - от простых обработок народных песен до сложнейших произведений.

Мы перечислили уже несколько ролей гитары, и осталось назвать еще три, без которых рассказ о гитарном искусстве был бы едва начат.

Классическая гитара. Та, которая, кажется, может все. Для нее написано огромное количество произведений, вплоть до концертов с симфоническим оркестром.

Русская семиструнная гитара. Без нее трудно представить себе такое великолепное явление музыкальной культуры, как русский городской романс.

И наконец, электрогитара, давшая жизнь новому виду вокально-инструментальной музыки, популярность которой среди молодежи огромна.

Каждая из этих ролей заслуживает отдельного разговора. Но прежде проследим в общих чертах историю гитары. История эта началась тогда, когда не было еще ни скрипки, ни виолончели, ни фортепиано.

Оглавление Введение Глава 1. Происхождение гитары Глава 2. Эпохи развития гитары Глава 3. Современность 10. Глава 4. Исследования Заключение Список используемой литературы Приложения стр. 3. стр. 4. стр. 6. стр. 11. стр. 13. стр. 14. стр. 15.

Глава 1. Происхождение гитары. Когда я буду очень старым, Я буду в руки брать гитару, И, теребя аккорды струн, Я буду снова свеж и юн. Изгибы, лак. . . Как хороши Вы для руки и для души! Петь с вами вместе о любви, О, это есть у вас в крови!

Легенда о происхождении гитары. Боги вняли мольбе и превратили ее в дерево лавр (греческое слово "дафна" означает лавровое дерево). Аполлон из лавра сделал музыкальный инструмент китару, а листьями лавра с тех пор венчают великих поэтов и артистов. Китара сохранила от своего женского происхождения изящные формы тела, склонность к капризам и непредсказуемость поведения.

Родословная гитары История гитары начинается на Востоке, когда были созданы первые щипковые инструменты. А это время – глубокая древность до начала новой эры. О них нам рассказывают месопотамские культурные памятники, запечатлевшие инструмент, который был сделан судя по всему из черепашьего панциря, на который натягивали для лучшего звучания кожу.

. Глава 2. Эпохи развития гитары Средневековая гитара (476 -1400 г. г.). Начиная с 10 века, изображение струнных щипковых инструментов становится общепринятым. Испанские источники показывают, что к тринадцатому веку появилось две разновидности гитар – мавританская и латинская.

Ренессанс (Возрождение) 1400 -1600 г. г. . Как и для всего искусства, так и для эволюции гитары Ренессанс был временем золотым, временем подъема и расцвета. В это время появляется множество образцов гитар, усовершенствованных по сравнению с предыдущими. Гитара освобождается от громоздких форм, становится легче, много внимания начинает уделяться ее украшениям.

От барокко до классицизма. (XVII-XIX века) Именно Франция способствовала возрождению и новой волне интереса к этому инструменту. И не просто французский народ, а монархи, которые были искренне увлечены гитарой и ее возможностями. Известно, что Людовик Солнце учился с детства у специально приглашенного учителя игре на гитаре, в чем весьма преуспел. Ну, а инструмент снова с легкой руки Людовика становится популярен по всей Европе. Конец правления Людовика совпал со следующим упадком интереса к гитаре.

Эпоха просвещения Гитара стала инструментом, требующим к себе профессионального подхода, изучения, а не домашним «любимцем для бренчания» . Пишутся небольшие, но очень эффектные пьесы, оперные аккомпанементы.

Глава 3. Современность Виды и формы гитары, различные системы крепежа, способы игры и технологии создания – все это претерпевало изменения веками, пока мастер Антонио де Торрес не создал гитару, которая и стала образцом для подражания и по сегодняшний день. Этого человека еще называют «Страдивариус гитары» , настолько велик его вклад в развитие и конечную стадию эволюцию гитары. Он придаёт гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими

Глава 4. Исследования 1 вопрос: Какой самый популярный музыкальный инструмент? 2 вопрос: Хотели ли вы научиться играть на гитаре? 3 вопрос: С какими музыкальными жанрами связана гитара? 4 вопрос: Какие авторы вам известны, которые исполняли свои песни под гитару. 5 вопрос: Будет ли гитара популярна через 50 лет, 100 лет.

Заключение В результате моей исследовательской работы я убедился гитара несмотря на то, что этот инструмент безусловно известен всем, является самым популярным среди юного поколения. На основе своих исследований я убедился, что гитара смогла подстроиться под динамичную и разностороннюю культуру 21 века, захватив лидирующее положение во многих жанровых и стилевых направлениях. В процессе своей работы я в очередной раз убедился, что неизменно находились люди, готовые пойти вслед за ее нежной музыкальной песней, чтобы создать шедевры. В целом работа меня очень заинтересовала. Практическая значимость моей работы очевидна, её можно использовать на уроках музыки, в качестве дополнительного материала. Я благодарен своим одноклассникам за помощь в работе и за поддержку, которую они мне оказали

Серазитдинова Валентина

Данная работа показывает, какой интересный, непростой, популярный, современный инструмент гитара. Исследование данной тематике дало возможность познакомиться не только с музыкальным инструментом, но и с его историей и современностью, открыла новые стороны музыкального мира.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Белебеевская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида

«Гитара – прошлое и настоящее»

Выполнила: Серазетдинова Валентина,

обучающаяся 12 класса

Научный руководитель:

Митряшкина Ольга Александровна,

учитель музыки

Белебей 2012

Введение

Глава I.

Откуда к нам пришла гитара

1.1.

Происхождение

1.2.

Устройство гитары.

1.3.

Классификация гитар.

Глава II.

Электрогитара

2.2.

Появление

2.3.

Применение

Глава III.

Экспериментальное исследование

Заключение

Список литературы

Приложения

Приложение 1.

Фото словарь: «Гитара – прошлое и настоящее»

Приложение 2.

Словарь музыкальных терминов.

Приложение 3.

Альбом «Истории успеха!»

Введение

«Я люблю гитару Нашу, у нее душа большая.

Ни о чем меня не спрашивает, только очень утешает»

Анатолий Мариенгоф

Актуальность исследования: Исследование интересно и актуально для обучающихся, которые хотят узнать больше о музыкальном инструменте - гитара.

Проблема: Гитара очень популярный музыкальный инструмент, многие обучающиеся и подростки слушают музыкальные произведения с звучанием гитары, но не все знают происхождение этого инструмента его прошлое и настоящее.

Цель работы: Узнать историю появления гитары, проследить путь ее развития.

Задачи: Изучить историческую, учебную, справочную литературу о музыкальном инструменте гитара; систематизировать полученную информацию; на примере известных гитаристов показать, что занятия гитарой могут привести к большой известности; провести опрос по выявлению уровня знаний о гитаре у обучающихся школы.

Предмет исследования: гитара, ее прошлое и настоящее.

Методы исследования: анализ, обобщение, классификация, сравнение, прогнозирование, тестирование, наблюдение, проведение опроса.

исследовательской работы, составление мониторинга.

База исследования: ГБОУ Белебеевская коррекционная школа VIII вида.

Структура исследовательской работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложения.

Глава I. Откуда к нам пришла гитара

1.1.Происхождение.

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна».

Тар - струнный, щипковый музыкальный инструмент, один из предшественников гитары.

Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся к III тысячелетию до н. э. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара. По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара» в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

Гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру. Исполнитель музыки на гитаре называется гитарист. Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье.

Испанская гитара. В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII-начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.

Русская гитара. В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была известна уже пять веков. Но и вся западная музыка стала широко проникать в Россию лишь в конце 17 - начале 18 веков. Основательное место гитара получила благодаря приехавшим в Россию в конце 17 века итальянским композиторам и музыкантам, в первую очередь Джузеппе Сарти и Карло Каноббио. Еще через какое-то время, в начале 18 века, гитара упрочила свое положение в России благодаря приехавшим в 1821 году в Петербург Марку Аврелию Цани де Ферранти, затем гастролировавшим Мауро Джулиани и Фернандо Сор. Сор посвятил поездке в Россию музыкальное произведение для гитары с названием «Воспоминание о России». Это произведение исполняется и сейчас. Первым из значительных русских гитаристов, игравших на шестиструнном инструменте, был Николай Петрович Макаров. В России в конце XVIII начале XIX веков, становится популярным семиструнный вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название «русская гитара». Также русская гитара становится популярной и в XXI веке.

Классическая гитара. В течение XVIII-XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог Андрес Сеговия.

1.2. Устройство гитары.

Основные части. Гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой «гриф». Лицевая, рабочая сторона грифа - плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на окончании грифа, которое называется «голова» или «головка» грифа.

На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары.

Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т. н. «седла» - простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.

Лады. Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая - чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута - тем выше она звучит.

Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре - это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей частью струны в данном случае будет являться часть струны от нижнего порожка до пальца гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву.

В современной западной музыке используется равномерно темперированный звукоряд. Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются т. н. «лады». Лад - это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука, становится возможным только дискретным образом.

Струны. В современных гитарах используются металлические либо нейлоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.

В гитаре используется комплект струн - набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одном натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины - толстые струны, дающие более низкий звук - слева, тонкие - справа. Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обратный. Комплекты струн также различаются по толщине. Несмотря на то, что существует довольно много различных вариаций толщины разных струн в комплекте, обычно достаточно знать толщину лишь первой струны (самая популярная - 0,009″, «девяточка»).

Стандартный строй гитары. Соответствие номера струны и музыкальной ноты, издаваемой этой струной, называется «строй гитары» (настройка гитары). Существует множество вариантов строев, подходящих для разных типов гитар, разных жанров музыки и разных техник исполнения. Наиболее известным и распространенным является так называемый «стандартный строй» (стандартная настройка), подходящий для 6-струнной гитары. В этом строе струны настраиваются следующим образом:

1-я струна - нота «ми» первой октавы (e1)

2-я струна - нота «си» малой октавы (h)

3-я струна - нота «соль» малой октавы (g)

4-я струна - нота «ре» малой октавы (d)

5-я струна - нота «ля» большой октавы (A)

6-я струна - нота «ми» большой октавы (E)

1.3. Классификация гитар.

Существующее в настоящее время большое количество разновидностей гитар может быть классифицировано по следующим признакам:

Акустическая гитара - гитара, звучащая с помощью корпуса, изготовленного в виде акустического резонатора.

Электрическая гитара - гитара, звучащая посредством электрического усиления и воспроизведения сигнала, снятого с колеблющихся струн звукоснимателем.

Полуакустическая гитара - комбинация акустической и электрической гитары, когда в дополнение к полому акустическому корпусу в конструкции предусмотрены звукосниматели.

Электроакустическая гитара - акустическая гитара, в которой установлено электронное устройство для усиленного воспроизведения звука.

Резонаторная гитара (резофоническая или резофоник гитара) - разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости применяются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы.

Синтезаторная гитара (MIDI гитара) - гитара, предназначенная к использованию в качестве устройства ввода для синтезатора звука.

По диапазону.

Обычная гитара - от ре(ми) большой октавы до до(ре) третьей октавы. Использование машинки (Floyd Rose) позволяет существенно расширить диапазон в обе стороны. Диапазон гитары составляет около 4х октав.

Бас-гитара - гитара с низким диапазоном звучания, как правило на одну октаву ниже обычной гитары. Разработана фирмой «Фендер» в 50-х годах XX века.

Тенор-гитара - четырехструнная гитара с укороченой мензурой, диапазоном и строем банджо.

Баритон-гитара - гитара с более длинной мензурой, чем обычная, что позволяет настраивать ее на более низкое звучание. Изобретена компанией «Данэлектро» в 1950-х годах.

По наличию ладов.

Обычная гитара - гитара, имеющая лады и ладовые порожки, приспособленная для игры в равномерно темперированом строе.

Безладовая гитара - гитара, не имеющая ладовых порожков. При этом становится возможным извлечение звуков произвольной высоты из диапазона гитары, а также плавная смена высоты извлекаемого звука. Больше распространены безладовые бас-гитары.

Слайдовая гитара (Слайд-гитара) - гитара, предназначенная для игры слайдом, в такой гитаре высота звука плавно изменяется с помощью специального приспособления - слайда, которым водят по струнам.

По стране (месту) происхождения.

Испанская гитара - акустическая шестиструнная гитара, появившаяся в Испании в XIII - XV веках.

Русская гитара - акустическая семиструнная гитара, появившаяся в России в XVIII - XIX веках.

Гавайская гитара - слайдовая гитара, функционирующая в «лежачем» положении, то есть корпус гитары лежит плашмя на коленях гитариста или на специальной подставке, гитарист при этом сидит на стуле или стоит рядом с гитарой как за столом.

По жанру музыки.

Классическая гитара - акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).

Фолк-гитара - акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.

Фламенко-гитара - классическая гитара, адаптированая к потребностям музыкального стиля фламенко, отличается более острым тембром звука.

Джазовая гитара (оркестровая гитара) -фирмы Gibson и их аналогов. Эти гитары обладают резким звуком, хорошо различимым в составе джазового оркестра, что предопределило их популярность у джазовых гитаристов 20-х - 30-х годов XX века.

По роли в исполняемом произведении.

Соло-гитара - гитара, предназначенная для исполнения мелодических солирующих партий, характеризуется более резким и разборчивым звуком отдельных нот.

Ритм-гитара - гитара, предназначенная для исполнения ритмических партий, характеризуется более плотным и равномерным тембром звука, особенно в области низких частот.

По числу струн.

Четырёхструнная гитара (4-струнная гитара) - гитара, имеющая четыре струны. В подавляющем большинстве случаев четырёхструнные гитары - это бас-гитары либо теноровые гитары.

Шестиструнная гитара (6-струнная гитара) - гитара, имеющая шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространённая разновидность гитар.

Семиструнная гитара (7-струнная гитара) - гитара, имеющая семь одиночных струн. Широко применялась в русской музыке XVIII-XIX веков.

Двенадцатиструнная гитара (12-струнная гитара) - гитара с двенадцатью струнами, образующими шесть пар, настраиваемых в классическом строе в октаву либо в унисон. На ней играют в основном профессиональные рок-музыканты, фолк-музыканты и барды.

Прочие - существует большое количество менее распространенных промежуточных и гибридных форм гитар с увеличенным числом струн. Число струн может быть увеличено либо простым добавлением новых струн для расширения диапазона гитары, либо удваиванием или даже утраиванием нескольких или всех струн для получения более полного тембра звука, либо совмещением в одном корпусе двух (а иногда и больше) грифов для удобства сольного исполнения некоторых произведений.

Глава II. Электрогитара

2.1.Появление электрогитары.

Первый магнитный звукосниматель в 1924 году сконструировал Ллойд Лоэр, инженер-изобретатель, работавший в компании Gibson. Первые электрогитары для массового рынка произвела в 1931 году Electro String Company.

В XX веке в связи с появлением технологии электрического усиления и обработки звука появился новый тип гитары - электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании «Рикенбекер», запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом (их называли «сковородка»). В начале 1950х американские инженеры и предприниматель Лео Фендер, и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее влиятельным исполнителем на электрогитаре считается (по версии журнала Роллинг Стоун) живший в середине XX века американский гитарист Джимми Хендрикс.

2.2.Применения электрогитары.

В джазе и блюзе. В джаз электрогитара пришла в 1937 году благодаря Эдди Дерхэму.

В роке. Одновременно с зарождением рок-музыки в качестве основных инструментов рок-группы стала электрогитара. Она звучала на записях многих ранних рок-музыкантов - Элвиса Пресли, Билла Хейли, однако революционное влияние на развитие рок-техники игры на электрогитаре оказали Чак Берри и Бо Диддли. Их соло-партии и приёмы использования гитарного звука в контексте песни, эксперименты со звучанием оказали серьёзное влияние на последующую рок-музыку.

В академической музыке. В 1950-х-1960-х годах многие композиторы академической музыки стали использовать в своих произведениях электрогитару. Среди таких произведений - Gruppen Карлхайнца Штокхаузена (1955-1957), String Trio Дональда Эрба (1966), The Possibility of a New Work for Electric Guitar Мортона Фелдмана (1966). Среди более поздних произведений такого рода - MASS Леонарда Бернстайна (1971), Electric Counterpoint Стива Рейха (1987), Miserere Арво Пярта (1989-1992), Симфония № 4 Лепо Сумеры (1992) с соло электрогитары в третьей части.

В 1980-1990-х годах начали писать произведения для электрогитары и более молодые композиторы. Среди них - Стивен Мэки, Ник Дидковски, Скотт Джонсон, Тим Брэди. Экспериментальные композиторы Гленн Бранка и Рис Четхэм написали несколько «симфонических» произведений для электрогитар, которых иногда требовалось до 100 штук.

В это время появляются такие виртуозы как музыканты группы Битлз (The Beatles), Джимми Хендрикс (Jimmy Hendrix), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen), Джо Сатриани (Joe Satriani), Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) и т.д. Электрическая рок гитара, с соответствующими обработками, становится самостоятельным видом музыкального инструмента. Хотя многие произведения The Beatles, прекрасно звучат и в классическом исполнении.

Особым этапом в развитии гитары, стало появление электрогитар. Богатые возможности звуковой обработки, аналоговые и цифровые процессоры позволили до неузнаваемости изменить звук классической гитары. Одновременно расширились исполнительские возможности. Музыканты получили возможность максимально точно приблизить звучание гитары к желаемому результату. Это еще раз доказывает универсальность гитары. Не удивительно, почему гитара, во всех ее многочисленных разновидностях, стала самым популярным современным инструментом. Гитара находит место и в студиях, и на концертных площадках, и дома, и в походе у костра. (Фотографии гитар в приложение №1).

Глава III. Экспериментальное исследование

Исследование проводилось в два этапа.

Первый этап.

  1. Изучение исторической, учебной, справочной литературы, слушание музыкальных произведений по теме исследования, составление примерного плана исследования.

Второй этап.

  1. Проведение опроса по следующим вопросам: Как часто Вы слушаете музыку? Какие музыкальные инструменты Вы знаете? На каком музыкальном инструменте играете или хотели бы научиться играть? Что Вы знаете о гитаре? Каких музыкантов исполнителей вы знаете? Как музыка влияет на Ваше настроение?
  2. Практическая работа по составлению словаря музыкальных терминов, фото словаря, альбома «Истории успеха», обработка вопросов по данному исследованию.
  3. Написание работы, выводы, результаты исследования.

Результаты первого этапа работы нами изложены в Главах I и II данного исследования.

Второй этап нашего исследования отразился в приложениях 1 - Фото словарь: «Гитара – прошлое и настоящее», 2 - Словарь музыкальных терминов, 3 - Альбом «Истории успеха!» и следующем опросе:

Таблица 1.


п/п

Вопрос

Результаты

Как часто Вы слушаете музыку?

Часто – 10

Редко – 4

Не слушаю совсем - 0

Какие музыкальные инструменты Вы знаете?

5 инструментов – 2

3 инструмента – 5

1 инструмент - 6

Что Вы знаете о гитаре?

Ничего – 5

Некоторые сведения – 2

Развернутый ответ - 0

На каком музыкальном инструменте играете или хотели бы научиться играть?

Играю на – 0

Хотел бы научиться - 10

Каких музыкантов исполнителей вы знаете?

Поп исполнителей – 3

Рок исполнителей – 0

Джазовых исполнителей - 0

Как музыка влияет на Ваше настроение?

Поднимает настроение – 10

Помогает настроится – 5

Мешает работать - 1

По результатам данного опроса мы сделали следующие выводы по выявлению уровня знаний о гитаре у обучающихся школы.

Звучание гитары знакомо всем, но историю и настоящее этого инструмента мало кто знает. Большинству обучающихся очень нравиться звучание музыкального инструмента гитара, но при этом они не могут сказать, кто исполняет музыкальное произведение.

Такое положение в данной области требует просветительской работы.

По результатам данной исследовательской работы в практической ее части мы разработали словари, которые отразились в приложениях:

1 - Фото словарь: «Гитара – прошлое и настоящее»,

2 - Словарь музыкальных терминов,

3 - Альбом «Истории успеха!».

Заключение

В данной работе мы показали, какой интересный, непростой, популярный, современный инструмент гитара. Возможно, обучающиеся, которых мы планируем ознакомить с практической частью этой исследовательской работы на клубном часе, ещё больше заинтересуются этим удивительным инструментом. Работа по данной тематике дала нам возможность познакомиться не только с музыкальным инструментом, но и с его историей и современностью, открыла новые стороны музыкального мира.

Список литературы

  1. Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. Классическая шестиструнная гитара: справочник. М.: Композитор, 2000. – 216 с.
  2. Видаль Робер Ж. Заметки о гитаре, предлагаемые Андресом Сеговией / Пер. с фр., – М., Музыка, 1990. - 32 с.
  3. Войнов Л., Дерун В. Твой друг гитара, Свердловск, Средне-Уральское книжное изд-во, 1970. - 56 с.
  4. Вольман Б. Гитара в России, Ленинград, Музгиз, 1961. - 180 с.
  5. Вольман Б. Гитара и гитаристы, Ленинград, Музыка, 1968. - 188 с.
  6. Вольман Б. Гитара, М., Музыка, 1972, 62 с.; 2-е изд.: М., Музыка, 1980. – 59 с.
  7. Газарян С.С. Рассказ о гитаре, М., Детская литература, 1987. - 48 с.
  8. Гитара от блюза до джаза: Cборник. Киев: "Музична Украина", 1995.
  9. Григорьев В.Ю. Никколо Паганини. Жизнь и творчество, М., "Музыка", 1987. – 143 с.
  10. Есипова М.В., Фраенова О.В. Музыканты мира. Биографический словарь. М., Большая Российская Энциклопедия, 2001. – 527 с.
  11. Иванов М. Русская 7-ми струнная гитара. М.-Л.: Музгиз, 1948.
  12. Историко-биографический словарь-справочник мастеров классической гитары: В 2 т. [Сост., ред. - Яблоков М.С.], Тюмень, Вектор Бук, 2001-2002 [Т.1, 2001, 608 с.; Т. 2, 2002, 512 с.]
  13. Классическая гитара в России и СССР. Словарь-справочник русских и советских деятелей гитары. (Яблоков М.С., Бардина А.В., Данилов В.А. и др.), Тюмень-Екатеринбург, Русская энциклопедия, 1992. – 1300 с.
  14. Комарова И.И. Музыканты и композиторы. М.: «Рипол-Классик», 2002. – 476 с.
  15. Ларин А., Гитара в России. Обзор литературы. ("Альманах библиофила", XI), М., 1981, с. 142-153.
  16. Мартынов И. Музыка Испании, М., Сов. композитор, 1977. – 359 с.
  17. Мейчик М.Н. Паганини [Критико-биографический очерк], М., "Музгиз", 1934. – 46 с.
  18. Миркин М.Ю. Краткий биографический словарь зарубежных композиторов. М., 1969.
  19. Михайленко Н.П., Фан Динь Тан. Справочник гитариста. Киев, 1998. – 247 с.
  20. Музыкальная энциклопедия: В 6-ти т. М., Советская энциклопедия, 1973-1982.
  21. Музыкальный альманах. Гитара. Вып. 1. [Сост. и ред.: Ларичев Е.Д., Назаров А.Ф.] М., Музыка, 1987 (1989, 2-е изд., стереотипн.) – 52 с.
  22. Музыкальный альманах. Гитара. Вып. 2. [Сост. и ред.: Ларичев Е.Д., Назаров А.Ф.] М., Музыка, 1990. – 64 с.
  23. Музыкальный словарь Гроува. Пер. с англ., ред. и доп. доктора искусствоведения Л.О. Акопяна. М., «Практика», 2001. – 1095 с.
  24. Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
  25. Попов В. Страницы истории гитарного исполнительства в СССР и России. Екатеринбург, 1997. – 171 с.
  26. Попонов В. Б. Русская народная инструментальная музыка., М., Знание, 1984. – 112 с.
  27. Стахович М. А.. Очерк истории семиструнной гитары. // История гитары в лицах: электрон. журнал. – (Лит.-худож. прилож. к интернет-проекту "Гитаристы и композиторы"). – 2012. – № 5-6. – С. 3-70. – (О М. А. Стаховиче: С. 71-113).
  28. Тушишвили Г.И. В мире гитары. Тбилиси, Хеловнеба, 1989, – 135 с.
  29. Черватюк А.П. Музыкальное искусство и классическая шести-струнная гитара: исторический аспект, теория, методика и практика обучения игре и пению: Монография. М., МГУКИ, 2002. – 159 с.
  30. Шарнассе Э. Шестиструнная гитара: От истоков до наших дней / Пер. с фр., М., Музыка, 1991. – 87 с.
  31. Шевченко А. Гитара фламенко. Киев, Музыкальная Украина, 1988.
  32. Ширялин А.В. Поэма о гитаре. М.: АОЗТ Редакц.-изд.фирма "Моло-дежная эстрада", 1994. – 158 с.
  33. Ямпольский И. М. Никколо Паганини. Жизнь и творчество, М., Музгиз, 1961. – 379 с.
  34. Шулячук И.И. Жизнь Паганини. Подробная биография. М., ТД Изд. "Копейка", 1912. – 132 с.
  35. Интрнет ресурсы:

dic.academic.ru

muzyka.net.ru

biometrica.tomsk.ru

bibliotekar.ru›slovar-muzika/index.htm

megabook.ru

http://guitar-master.org/books

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА
(КОЛЛЕДЖ)

119017, Москва, ул. Б.Ордынка, 27, тел. 953-58-80
ОТЧЕТ
О проведении II Всероссийского фестиваля-конкурса "Многоликая гитара"

В апреле 2003 г. прошел II Всероссийский фестиваль-конкурс "Многоликая гитара". Конкурс проходил по следующим номинациям:

  • Классическая гитара
  • Фьюжн

Впервые на конкурсе была представлена номинация акустическая гитара.

Организатором и исполнительным директором являлся преподаватель по классу гитара "Государственного музыкального училища эстрадно-джазового искусства (колледж)" Суджян М.А.

Оценивало участников жюри в составе:

В конкурсе приняли участие гитаристы различных регионов России: Москва, Московская область, Калуга, Сочи, Старый Оскол, Брянск, Приморский край, Владимир, Астрахань, Мурманск, Республика Коми. Так же в конкурсе принимали участие и гитаристы из стран СНГ. В частности из Украины, Башкирии, Казахстана.

Призовые места распределились следующим образом:

"Гран-При" фестиваля - конкурса - Ф.Досумов (г.Ташкент) и А.Давидянц (Москва)

В различных номинациях заняли призовые места:

1. "Классическая гитара"

I место - Минченко Н.. - (Москва)
II место - Нахумова И. (г.Александров)
III место - Болдырев Н. (Москва), Заболотин П.(г.Пенза)
Диплом -Якименко Н.(Москва)
Диплом Рощупкин С. (г.Старый Оскол)

2. "Джаз"

I место - не присуждено
II место - Маланов П. (Москва)
III место - Короп И. (г.Сыктывкар), Шибин М. (Москва)
Диплом - Аникина Е. (Москва)

3. "Рок"

I место - Изотов О. (Москва), Цыганков А. (Москва)
II место - Санок М. (г.Тюмень), Голубев Г. (г.Королев)
Диплом - Орловский С. (Москва)

4. "Фьюжн"

I место - не присуждено
II место - не присуждено
III место - Иванов А. (г.Жуков)

5."Акустика"

I место - Труханов И. (Москва)
Диплом - ансамбль ДМШ им. Верстовского г.Химки - рук.Смирнов А. (выпускник ГМУЭДИ)

Конкурс выявил новые яркие дарования в области гитарного исполнительства и создал условия для их дальнейшего профессионального обучения и совершенствования художественного мастерства.

В частности победители прошлого конкурса И.Кукало и И.Труханов создали группу "Акустик-Бэнд" и успешно выступают по России. Победители этого конкурса Ф.Досумов и А.Давидянц получили предложения для дальнейшего творчества.

Директор
Кандидат педагогических наук
Заслуженный работник культуры РФ

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме