Жизненный путь Андрея Соколова в рассказе «Судьба человека» М.Шолохова. Характеристика героя. (Шолохов М. А.). «Судьба человека» главные герои Особенности композиции рассказа

Сочинение на тему: Андрей Соколов. Произведение: Судьба человека


Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Ранней весной 1946 года, то есть в первую послевоенную весну, встретил случайно М. А. Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а потребность высказаться все увеличивалась. И вот в 1956 году он написал повесть "Судьба человека". Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа - Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.

Андрей Соколов – мужчина высокого роста, сутуловатый, руки его большие и тёмные от трудной работы. Одет он в прожжённый ватник, который был заштопан неумелой мужской рукой, и общий вид у него был неухоженный. Но в облике Соколова автор подчеркивает «глаза, словно присыпанные пеплом; наполненные такой неизбывной тоской». Да и исповедь Андрей начинает со слов: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?». И не может он найти ответ на этот вопрос.

Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. . С детства узнал, почем «фунт лиха», в гражданскую войну сражался против врагов советской власти. Затем он уезжает из родной воронежской деревни на Кубань. Возвращается домой, работает плотником, слесарем, шофером, создает семью.

С сердечным трепетом вспоминает Соколов довоенную жизнь, когда имел семью, был счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди -- он попадает в фашистский плен.

Соколову пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытался бежать, но неудачно, расправился с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира.

Не уронил Андрей достоинство советского человека в поединке с комендантом концлагеря. Хотя Соколов был измучен, истощён, обессилен, но всё-равно был готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что поразил этим даже фашиста. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды по-прежнему преследуют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом, живет теперь Соколов лишь надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. В последний раз стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны.

Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. История с Ванюшкой – это как бы окончательная черта в истории Андрея Соколова. Ведь если решение стать Ванюшке отцом означает спасение мальчика, то последующее действие показывает, что и Ванюшка спасает Андрея, дает ему смысл дальнейшей жизни.

Я думаю, что Андрей Соколов не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы, и несмотря на все тяготы и невзгоды все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!

Образ Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» - одно из вершинных произведений писателя. В центре его - исповедь простого русского человека, прошедшего две войны, пережившего нечеловеческие муки плена и не только сохранившего нравственные устои, но и оказавшегося способным дать любовь и заботу сироте Ванюшке. Жизненный путь Андрея Соколова был путем испытаний. Он жил в драматические времена: в рассказе упоминаются гражданская война, голод, годы выхода из разрухи, первые пятилетки. Но характерно, что в рассказе эти времена лишь упоминаются, без привычных идеологических ярлыков и политических оценок, просто как условия существования. Внимание главного героя сосредоточено совсем на другом. Обстоятельно, с нескрываемым любованием говорит он о жене, о детях, о работе, которая пришлась по душе(«завлекли меня машины»), о семе ином достатке («дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть все в порядке»). Эти простые земные ценности и есть главные нравственные обретения Андрея Соколова в довоенное время, это его нравственная основа.

Нет ни политических, ни идеологических, ни религиозных ориентиров, а есть извечные, общечеловеческие, общенародные понятия (жена, дети, дом, работа), наполненные теплом сердечности. Они стали духовными опорами Андрея Соколова на всю последующую жизнь, и в апокалиптические испытания Великой Отечественной войны он входит вполне сложившимся человеком. Все последующие события жизни Андрея Соколова представляют собой испытание этих нравственных устоев « на излом». Кульминация рассказа - побег из плена и прямое столкновение с гитлеровцами. Очень важно, что Андрей Соколов относится к ним с каким-то эпическим спокойствием. Это спокойствие - от воспитанного в нем уважительного представления об изначальной сущности человека. В этом причина наивного, на первый взгляд, удивления Андрея Соколова при столкновении с варварской жестокостью гитлеровцев и ошеломленности перед падением личности, развращенной идеологией фашизма.

Столкновение Андрея с гитлеровцами - это борение между здоровой, опирающейся на мировой опыт народа нравственностью и миром антинравственности. Суть победы Андрея Соколова состоит не только в том, что он принудил самого Мюллера капитулировать перед человеческим достоинством русского солдата, а еще и в том, что он своим гордым поведением хоть на миг пробудил в Мюллере и его собутыльниках что-то человеческое («тоже рассмеялись», «поглядывают вроде помягче»). Испытание нравственных устоев Андрея Соколова не исчерпывается смертными муками фашистского плена. Известие о гибели жены и дочери, смерть сына в последний день войны, да и сиротство чужого ребенка, Ванюшки, - это тоже испытания. И если в столкновениях с гитлеровцами Андрей сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаруживает нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим. Важной особенностью жизненного пути Андрея Соколова является то, что он постоянно судит себя: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!» Это голос совести, возвышающей человека над обстоятельствами жизни. Кроме того, каждый поворот в судьбе героя отмечается его сердечной реакцией на свои и чужие поступки, события, ход жизни: «Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут…», «Как вспомнишь нелюдские муки… сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать», «оборвалось у меня сердце…» В конце исповеди Андрея Соколова появляется образ большого человечьего сердца, принявшего в себя все беды мира, сердца, истраченного на любовь к людям, на защиту жизни.

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» убеждает в том, что смысл истории, ее движущий «мотор» составляет борьба между человечностью, взращенной на вековом опыте народной жизни, и всем, что враждебно «простым законам нравственности». И только тот, кто впитал эти органичные человеческие ценности в свою плоть и кровь, «осердечил» их, может силою своей души противостоять кошмару расчеловечивания, сохранить жизнь, защитить смысл и правду самого человеческого существования.


Поделиться в социальных сетях!

Андрей Соколов – главный герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека», фронтовой шофер, человек, прошедший через всю войну. Во время Гражданской войны он потерял отца, мать и младшую сестру, а во время Великой Отечественной войны – жену, двух дочерей и сына. Андрей был уроженцем Воронежской губернии. С началом Гражданской войны подался в Красную Армию, в дивизию Киквидзе, а в 1922-м году уехал на Кубань батрачить на кулаков. Благодаря этому, он остался жив, а его семья умерла от голода. В 1926-м году он продал хату и перебрался в Воронеж, где работал слесарем.

Вскоре он женился на хорошей девушке Ирине – сироте из детдома, познавшей все печали жизни с детства. Андрей в жене души не чаял, а если ненароком обижал, то тут же обнимал и извинялся. У них родилось трое детей: один сын Анатолий и две дочки. С началом войны его призвали на фронт. После этого он свою семью больше не видел. Попав в пленный лагерь, он не раз был ранен и не раз – на волосок от смерти. Его долго возили по всей Германии, работал то на заводе, то на шахте, но со временем стал шофером одного немецкого майора-инженера, от которого впоследствии сбежал. Оказавшись на родной земле, он написал письмо жене, но получил ответ от соседа. В письме говорилось, что в его дом в 1942-м году попала бомба, жена и дочки погибли. Сына не было дома, значит уцелел. Однако вскоре он узнал, что Анатолия убил снайпер.

Так и остался Андрей один на целом свете. В Воронеж он не захотел возвращаться, а поехал к другу в Урюпинск. Тот с женой приютили его. Вскоре Соколов познакомился с мальчишкой-сиротой по имени Ваня . Родители мальчика погибли и он остался совсем один. Соколов сказал ему, что он его отец и взял на воспитание. Жена приятеля помогала растить мальчишку. Так они и жили сначала в Урюпинске, а затем Андрей с Ванюшей командировались в Кашары. Это была первая весна после войны. Дальнейшая судьба героя неизвестна.

Критика уже писала о своеобразной кольцевой композиции рассказа. Встреча автора-повествователя с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшей у переправы через весеннюю разлившуюся речку в начале и прощание в конце с мальчиком и чужим, но ставшим теперь близким человеком как бы замыкают в единый круг пережитого и сопережитого все то, что рассказал о своей жизни Соколов, и одновременно выделяют ту высокую человечность, которая определила жизнь и характер героя Шолохова.

Переплетаясь, в рассказе Шолохова звучат два голоса: о своей жизни, о своей судьбе рассказывает Андрей Соколов; но автор не просто слушатель, случайный собеседник, он становится активно действующим лицом: спросит, скажет слово там, где нельзя промолчать, когда надо прикрыть чужое несдержанное горе, то вдруг в полный голос заговорит, размышляя о судьбе встреченного им человека. Взгляд автора - взгляд пристального, душевно щедрого наблюдения. Автор-повествователь глубоко проникает в чужое горе. Своим волнением, тем, как он увидел и воспринял, он заражает и читателя. «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Так проникнуть в чужую душу, так увидеть способен лишь человек, сам знающий хорошо, что такое горе. И автор, и рассказчик Андрей Соколов объединяются тем единым живым чувством, которое рождается между близкими людьми. Автор-повествователь не только помогает пережить, увидеть скрытое, но у него есть и другая важная «сверхзадача»; автор-повествователь, становясь действующим лицом, помогает нам осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи, увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл.

«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».

В этом авторском раздумье - идейно-эстетическая кульминация рассказа, утверждение мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное. История жизни Андрея Соколова, которого война лишила всего - дома, семьи, который в последние дни войны потерял в Германии сына, история человека, перенесшего неслыханные испытания плена - все это такие испытания, которые рождают трагедийные мотивы. В самой этой истории проклятие войне, проклятие фашизму.

Осуждение войны - и в судьбе того, кто стал приемным сыном Андрея Соколова. Андрей Соколов рассказывает о своей встрече с Ванюшкой, сиротиной, обездоленным войной, и уже в этом рассказе видно то главное, что определило характер поведения этого человека - мужество, сострадание и любовь. «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте».- «А мама?» - «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали».- «А откуда вы ехали?» - «Не знаю, не помню...» - «И никого у тебя тут родных нету?» - «Никого».- «Где же ты ночуешь?» - «А где придется».

Рассказ Шолохова насыщен размышлениями о сущности героического подвига, гуманизма. Андрей Соколов совершает подвиг не только тогда, когда он удушил своими руками предателя или устоял в тяжелейших испытаниях в лагере для военнопленных. Твердость и стойкость поэтизируются писателем как проявление истинного мужества. Героическое для писателя всегда связано и наполнено гуманистическим содержанием. Когда Андрей Соколов, утративший все, что было дорого ему, одинокий и больной, принимает решение усыновить встреченного малыша, сиротину Ванюшу, тем самым он, в сущности, совершил подвиг любви, он возвратил детству радость, он избавил его от боли, страданий и скорби. Война-, казалось, все «вычерпала» из этого человека, все он утратил, но и в страшном, опустошающем одиночестве он оставался человеком. И мы можем с полным правом считать, что в отношении к обездоленному детству гуманизм Соколова одержал самую полную победу. Он торжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и бедами - неизбежными спутниками войны. Андрей Соколов победил самоё смерть!

Мотив жизнеутверждения, прозвучавший в начале рассказа в описании «извечно юного, еле уловимого аромата недавно освободившейся из-под снега земли», повторенный через некоторое время в авторском напоминании о «вечном утверждении живого в жизни», получил свое завершение в пронизанном страстной гуманистической нотой, героико-трагической интонацией финале, согретом просветленной детской улыбкой.

В рассказе Шолохова все время звучат две темы: подвига и страдания, трагического и героического. Они образуют сложное полифоническое единство повествования, многое определяют в своеобразии жанра и стиля этого произведения.

Уже обращалось внимание на музыкальное развитие темы, которое свойственно этому рассказу Шолохова. Рассказ Шолохова по своему звучанию напоминает «героические» симфонии Бетховена. Отчетливо выделяются ведущие образы и лейтмотивы, легко различаются и по своему содержанию, и"но эмоциональной смысловой тональности: начало рассказа - вступление, три Части рассказа Андрея Соколова о пережитом и финальная сцена. Стоит внимательно приглядеться к рассказу - и мы увидим, что это деление на части (поддерживается чередованием голоса рассказчика Андрея Соколова и автора-повествователя.

В самом начале рассказа возникает мотив тяжелой дороги. Это дорога по весенней размокшей степи, по которой едет автор по каким-то своим неотложным делам. Несколько раз в этом описании повторяется определение: «трудно», «тяжело». Такое описание дороги подготавливает появление Андрея Соколова и Ванюшки. Ведь они шли по такой же дороге, да еще все время пешком. Постепенно мотив дороги, путешествия перерастает в дорогу человеческой жизни, в рассказ о тяжком жизненном пути, о судьбе человека на дорогах войны. И не раз прозвучит в рассказе об этой дороге определение «тяжело»: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить...», «Ох, и тяжело же было мне, браток!».

Это один из тех лейтмотивов, который получает философское осмысление, характерное для поэтики рассказа Шолохова. Это рассказ - размышление, дума о судьбах людей, поднятая из конкретно-событийного в огромный, социально-исторический и философско-этический план обобщения. За конкретным все время встает общезначимое, общечеловеческое.

Рассказ Шолохова построен так, что в каждой части его есть своя внутренняя завершенность, и в то же время в каждой из них звучат общие мотивы. Повторяясь, они придают содержанию трегедийную напряженность. Перед нами открываются все новые и новые черты характера Андрея Соколова. Мы видим его в самых различных сферах жизни: интимно-семейной (отношения с детьми, женой), в солдатской, фронтовой (в отношениях с товарищами), в плену. Познание идет вглубь от внешне-видимого к содержательному, психологически и социально весомому и значительному.

Первая часть рассказа Андрея Соколова вместила всю историю его довоенной жизни, описание начала войны, прощание с семьей. И, как часто бывает в жизни, запомнилась, казалось бы, незначительная подробность, деталь. Во время прощанья перед отправкой на фронт он оттолкнул жену, которая бросилась к нему, выговаривая в беспамятстве отчаяния: «Родименький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше на этом свете».

Именно здесь на огромной внутренней страсти непреодоленного горя рождается один из самых трагических лейтмотивов рассказа: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»

Вторая часть рассказа начинается с этого же мотива упрека самому себе: «Зачем я ее тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режет».

Этот образ-лейтмотив, рожденный словами «а я ее тогда оттолкнул», все время как бы возвращает читателя к незаживающей ране, к трагическому мотиву невосполнимой утраты. Во время войны погибли и жена и дети, и им действительно не привелось больше свидеться...

Война, бегство из плена, госпиталь, известие о гибели семьи составляют содержание второй части рассказа. Здесь наиболее полно открываются социальные истоки характера Андрея Соколова, то, что определило твердость, стойкость, мужество. Лейтмотив этой части выражается словами: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала», В этих словах то главное, что определяет характер Андрея Соколова, то, что определяет его поведение, его жизнь. В сущности, эти же слова, эти же мысли повторяются в авторском размышлении как утверждение основного в жизни и характере Андрея Соколова.

Тема войны, народного подвига во всю свою героическую мощь звучит и в рассказе Андрея Соколова, в его размышлениях, каким должен быть настоящий солдат, настоящий человек, и тогда, когда он говорит о нелегкой судьбе женщин и детей, оставшихся в тылу.

Возвращение к главной теме первой части, к истории семьи происходит на огромном взрыве трагизма, на предельной ноте человеческого горя: известие о гибели жены, посещение Воронежа, смерть под Берлином сына Анатолия.

Третья часть рассказа Андрея Соколова строится на переплетении, на борении трагического и героического, всей безнадежности отчаяния («Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось...»), каждодневного непереносимого страдания («...мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?..», «...днем я всегда крепко себя держу... а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез...») и блеснувшей надежды, поманившей детским голосом жизни...

По рассказу Шолохова С. Бондарчуком был снят фильм, который с огромным успехом прошел по многим экранам мира.

«Приятно время от времени увидеть на экране человека, достойного этого звания, - писала о фильме «Судьба человека» французская газета «Монд».- Персонаже, которого изображает в фильме Сергей Бондарчук, является как раз таким человеком». В 1959 г. в Голландии вышло второе издание рассказа, и в текст были заверстаны кинокадры из этого фильма.

«Издательство «Пегасус» отлично сделало, выпустив этот рассказ, - писала газета «Де Ваархейд».- Пусть книга попадет на книжные полки, чтобы всегда быть под рукой читателя, пусть она всегда напоминает ему о силе духа, о высоких моральных качествах советского человека».

Творчество Шолохова приобрело мировую известность именно потому, что в его произведениях предстают «настоящее люди», люди, вдохновленные высокой исторической целью. В его книгах открывается новый мир человеческой надежды, мир социализма, в его произведениях народ - первооткрыватель, идущий по нехоженым путям в будущее.

Л. Якименко

Источники:

  • Шолохов М. А. Поднятая целина. Судьба человека. Вступит, статья Л. Якименко. М., «Худож. лит.», 1978. 654 с. (Б-ка классики. Советская лит-ра)
  • Аннотация: В книгу входит роман М. А. Шолохова «Поднятая целина», запечатлевший эпоху коллективизации, крушение старых и рождение новых форм жизни, и рассказ «Судьба человека» - о величии, силе, красоте души обыкновенного русского солдата.

«Судьба человека» М.А.Шолохова – одно из самых берущих за душу произведений о Великой Отечественной войне. В этом рассказе автор передал всю суровую правду жизни военных лет, все тяготы и потери. Шолохов повествует нам о судьбе необычайно мужественного человека, прошедшего всю войну, потерявшего семью, но сумевшего сохранить своё человеческое достоинство.

Главный герой – Андрей Соколов, уроженец Воронежской губернии, обычный работяга.

В мирное время он работал на заводе, потом шофёром. Имел семью, дом – всё, что нужно для счастья. Соколов любил свою жену и детей, видел в них смысл жизни. Но семейную идиллию разрушила неожиданно нагрянувшая война. Она разлучила Андрея с самым важным, что было у него.

На фронте на героя выпало много тяжелых, мучительных испытаний. Он был дважды ранен. При попытке доставить снаряды для артиллерийской части попал в тыл вражеской армии и был взят в плен. Героя довели до Познани, расположили в лагере, где обязали рыть могилы для погибших солдат. Но даже в плену Андрей не падал духом. Он вел себя мужественно и достойно. Характер настоящего русского мужчины позволил ему вытерпеть все испытания, не сломаться. Однажды, роя могилу, Андрею удалось сбежать, но, к сожалению, безуспешно. Его нашли сыскные собаки в поле. За побег герой был жестоко наказан: избит, искусан псами и переведен в изолятор лагеря на месяц. Но даже в таких страшных ситуациях Соколов смог выжить, не потерять человечности.

Героя долгое время водили по Германии: он трудился в нечеловеческих условиях на силикатном заводе в Саксонии, на угольной шахте в Рурской области, на земляных работах в Баварии и в бесконечном множестве других мест. Военнопленных ужасно кормили, постоянно избивали. Уже к осени 1942 года Соколов похудел более чем на 36 килограмм.

Автор ярко показывает мужество героя в сцене допроса его начальником лагеря Мюллером. Немец пообещал лично расстрелять Соколова за ужасное высказывание: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Будучи на волоске от смерти герой открыто высказывает своё мнение по поводу очень тяжелых условий труда и жизни для пленных. Он уже приготовился к смерти, собрался с духом, но настроение палача резко переменилось в более лояльную сторону. Мюллер поразился храбрости русского солдата и сохранил ему жизнь, ещё и дав с собой в блок маленькую буханочку хлеба и кусочек сала.

Через некоторое время Андрея назначили водителем инженер-майора немецкой армии. На одном из заданий Соколов сумел сбежать к своим, прихватив и «толстяка». В этой ситуации солдат проявил находчивость, смекалку. Он доставил документы майора в штаб, за что его пообещали наградить.

После окончания войны жизнь главного героя не стала легче. Он потерял семью: при бомбежке авиазавода бомба попала в дом Соколовых, а жена и дочки в этот момент были дома, сын Анатолий в последний день войны погиб от вражеской пули. Андрей Соколов, потерявший смысл жизни, вернулся в Россию, поехал в Урюпинск к демобилизованному приятелю, где и поселился, нашел работу и хоть как-то начал жить по-человечески. Наконец, в жизни героя начала прорисовываться белая полоса: судьба послала мужчине маленького сироту, оборвыша Ванюшку, который во время войны так же потерял всех близких.

Остается только надеяться, что дальнейшая жизнь Андрея наладилась. Бесконечного уважения, любви и восхищения достоин главный герой произведения «Судьба человека».

Обновлено: 2018-02-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Война всегда оставляет глубокий след на теле общества. Многие талантливые люди писали произведения, в которых отражали ужасы войны. Знаменитый русский писатель Михаил Шолохов тоже посвятил этой страшной теме немало строк.

В рассказе «Судьба человека» Шолохов рассказывает о судьбе главного героя Андрея Соколова, на долю которого выпали вся тяготы военных событий. Но почему же тогда рассказ не назван именем героя? Потому что в его образе олицетворена общая судьба народа, пережившего ужасную трагедию.

Рассказ построен от первого лица. Повествователь рассказывает о своем путешествии, во время которого случайно знакомится с мужчиной и его маленьким сынишкой. Знакомство завязывается ненавязчивое и откровенное. Мужчина явно нуждается в том, чтобы кто-то его выслушал. Но он не жалуется на судьбу и не ждет жалости от собеседника, а просто рассказывает свою историю, зная, что сейчас она близка каждому, несмотря на то, что наступило мирное время.

Андрей Соколов начинает свой рассказ со времен своей молодости. Он честно говорит о своей горячности, что мог и выпить поверх лишнего. Но ему очень повезло с женой. Она была по-настоящему понимающим человеком. Даже когда Андрей приходил домой выпивший, она не утраивала скандала, а просто укладывала его спать и тихонько поглаживала по голове. Утром жена спокойно просила его, чтобы он больше не пил столько. И так совестно становилось Соколову, что он не хотел больше расстраивать мудрую женщину. Вскоре у них появились детишки: сын и две дочки. Соколов заработал на небольшой домик и стали они жить хоть и не богато, но не хуже других.

В их размеренную, тихую, но счастливую жизнь, вторгается война. Андрей, как и многие другие, получает повестку и отправляется на фронт. На перроне он прощается со своей семьей. Жена, которая всегда казалась такой спокойной и мудрой, сейчас выглядела так, словно тронулась умом. Она не хотела отпускать Андрея. Ему даже пришлось оттолкнуть ее сгоряча, о чем потом он будет всегда сожалеть.

Образ Соколова мужественный и сильный, но при его словах о жене, заметно, насколько он раним.

Вначале война щадила Соколова, но позже удача отвернулась. Он попадает в плен к немцам. Их закрыли в старой церкви и держали, чтобы потом допросить. Андрей случайно слышит разговор двух пленных и узнает, что один из них хочет сделать донос на сослуживца, чтобы спасти себя. Главный герой не может остаться в стороне и учиняет самосуд. В этом поступке проявляется справедливый характер героя. Он не может допустить подлости по отношению к другим.

Соколов – сильная личность, и поэтому решается на побег. Но первый побег оказывается неудачным. За непослушание его переводят в карцер, а позже по доносу приводят Андрея к коменданту на «распыл». Здесь ему предлагает немец выпить за победу немецкого оружия, но Соколов отказывается. Он не просит пощады, а готов стойко выдержать все пытки. Своей гордостью и мужественностью Соколов удивил коменданта. И тот, на удивление, пощадил врага, и даже дал ему немного хлеба и сала. Этой едой главный герой честно делится со своими товарищами.

Война закончилась, Соколов смог выжить, но никого из его семьи не осталось из-за бомбы, попавшей в дом. Вначале герой не знает, для чего ему дальше жить, но однажды встречает возле чайной маленького мальчика, у которого тоже никого не осталось, и он берет его к себе. Две одиноких души сблизились, чтобы стать семьей.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...