Главные герои война и мир. Характеристики главных героев произведения Война и мир, Толстой. Их образы и описание Кто из персонажей романа л н толстого

Джеймс Нортон в образе Андрея Болконского

Джеймс Нортон живёт и работает в Лондоне, снимается, играет театре, на его счету уже более двадцати фильмов, однако относительно известны из них только два: «Гонка» и «Белль». Так что роль Андрея Болконского стала для молодого актёра настоящим прорывом, после которого у Нортона появились все шансы стать не только успешным, но ещё и популярным артистом. По мнению нашего театрального режиссёра Льва Додина, с которым Нортон познакомился в Петербурге, во время съёмок «Войны и мира», для исполнения роли Андрея, возраст у Нортона был самый подходящий (30 лет на момент съемок), однако, еще необходимо понять и принять всю глубину своего персонажа. Стоит отдать актёру должное, старался и понять, и принять изо всех сил. По его мнению – Болконский, эдакий синтез всех его предыдущих немногочисленных ролей. Для Нортона его персонаж воплощение активности и бесконечного поиска. Что ж, поспорить с этим трудно, Болконский, в общем-то, не слишком удачливый в семейной жизни, разочарованный в собственном окружении, лакомый кусочек для любого актёра, это практически как Гамлет. По ощущениям самого актёра, «Война и мир» - история о любви, ведь во главе угла здесь отношения Андрея и Наташи. Только с ней, считает Нортон, Андрей, сильный, смелый и стремительный, делается мягким и беззащитным, чем беззастенчиво пользуется главная героиня. В одном из интервью Джеймс Нортон поделился своими впечатлениями от работы с русской классикой: актёр считает, что война в романе Толстого большого значения не имеет, куда интереснее наблюдать за развитием внутрисемейных отношений. В то же время Нортон убеждён: «Война и мир» - это не мыльная опера.

Что до умения вписаться в суровую российскую реальность, то с этой задачей Нортон справился неплохо, вот только «английского» веснусчатого лица не скроешь, впрочем, как писал в прошлом веке один русский театральный критик: «актёр старался вовсю».

Лили Джеймс (Наташа Ростова)

Лили Джеймс в образе Наташи Ростовой

Лили Джеймс мы узнали благодаря вышедшему в 2015-м году фильму «Золушка», а вот у себя на родине, в Великобритании Лили считается популярной актрисой. Снимается она в основном в сериалах BBC, так что приглашение на роль Наташи Ростовой не стало для неё неожиданностью. Вот, правда, роман 25-летняя (на тот момент) Лили не читала, кто такая Наташа Ростова - не знала и вообще плохо представляла себе, как жила Россия того времени. Произведение Толстого Джеймс постигала в спринтерском темпе – во время съёмок очередного сериала. В одном из многочисленных интервью Лили призналась, что читала роман Толстого прямо на съёмочной площадке и как только звучала команда «Мотор!», актрисе приходилось прятать книгу под стол. Роман произвёл на актрису огромное впечатление, правда, в основном не своей глубиной, а размерами. Стоит признать, что Лили Джеймс осталась на просторах «Войны и мира» эдакой Золушкой, трогательной, маленькой и очень милой. И это, надо сказать, не худший вариант.

По мнению Лили, Наташа Ростова один из самых романтичных персонажей за всю историю мировой литературы. Она влюбляется, разочаровывается и снова влюбляется, с одной лишь целью – стать счастливой. Для Лили Джеймс роль Наташи стала настоящим откровением, по признанию актрисы, она почерпнула из образа Наташи много полезного для реальной жизни, например, самой Лили никогда не хватало той смелости и раскованности, которая присутствует в её героини. Но больше всего Лили впечатлили костюмы. Актриса утверждает, что таких красивых нарядов она ещё не встречала и даже завидует русским женщинам прошлого, которые имели возможность облачаться в подобную роскошь ежедневно.

Пол Дано (Пьер Безухов)

Пол Дано в образе Пьера Безухова

Дано куда удачливее своих коллег, к моменту начала работы над экранизацией «Войны и мира», Дано снялся в более чем тридцати фильмах и, надо заметить, не в самых последних ролях. К тому же, Пол был номинирован на престижные американские кинопремии «Золотой глобус» и BAFTA.

По мнению Пола, название романа «Война и мир» как нельзя более точно отображают душевное состояние Пьера Безухова. Пол дано считает: вся проблема его персонажа заключается в том, что у него слишком большая потребность творить добро и слишком маленькие возможности для её реализации. Именно такой диссонанс, которым так мучим Пьер, гонит его постоянно в дальние странствия. Он, так же, как и его друг, Андрей Болконский, ищет что-то, чему не способен найти объяснения, а в итоге находит искомое в Наташе Ростовой. Брак с девушкой меняет его в лучшую сторону, теперь слабость ему не по карману. Что же до отношений с Элен, то это ещё один момент слабости Пьера – получив внушительное наследство, он полагает, что может позволить себе всё что угодно, к примеру - жениться на самой красивой женщине Петербурга. Лишь со временем к незадачливому мужу придёт осознание – она вовсе не та, кого он искал.

Про съёмки Пол вспоминает с теплотой, утверждая, что совместное проживание в Литве, где проходила работа над фильмом, напомнило ему детство и поездки в летний лагерь, где можно не только завести друзей, но и подзаработать, принимая участие в фильме.

На самом деле, Пьер один из тех персонажей, которые действительно получились, вопрос лишь в том, какое отношение английский Безухов имеет к Льву Толстому? Порой складывается ощущение, что чудесный, добрый, вечно улыбающийся человек случайно попал в «Войну и мир» из какого-нибудь рассказа Чарльза Диккенса.

Таппенс Мидлтон (Элен Курагина)

Таппенс Мидлтон в роли Элен Курагиной

Мало того, что Таппенс носит говорящую фамилию Мидлтон, так ещё и очень хороша собой. Правда, на этом очевидные достоинства актрисы, исполнившей роль первой жены Пьера Безухова, заканчиваются. Ничего общего с роковой красавицей у Таппенс нет, увы, Ирине Скобцевой (актриса, сыгравшая Элен в советской картине Бондарчука-старшего) она проигрывает по всем фронтам, разве что постельных сцен у неё в разы больше. Да и к тому же, разгадать Элен Курагину англичанам так и не удалось. В их понимании, эта нимфоманка и заядлая «тусовщица» так и осталась женщиной лёгкого поведения, никакой рефлексии.

Таппенс Миддлтон актриса в родной Англии довольно популярная, наибольшую известность ей принесли фильмы «Чат», «Чистая кожа», «Долгое падение» и «Транс», а так же сериалы, в которых Мидлтон снимается часто и с удовольствием.

Каллум Тёрнер (Анатоль Курагин)

Каллум Тернер в роли Анатоля Курагина

Согласно роману Толстого, Анатоль Курагин страшно хорош собой, относится к любимцам женщин и главное – ни в чём себе не отказывает. В исполнении молодого британского актёра Каллума Тёрнера, чья популярность, несмотря на юный возраст уже осталась в прошлом, Анатоль получился не слишком красивым, зато не в меру развратным. Кстати, сам Тёрнер в жизни гораздо проще своего персонажа, в профессии ему не слишком везёт: снимается он от случая к случаю, но, похоже, это актёра не слишком огорчает – судя по всему, популярность обрушится на него после «Войны и мира». По крайней мере, уже заявлено, что Каллум сыграет в продолжении «Фантастических тварей» (поклонники Гарри Поттера в курсе, что это за кино) брата главного героя.

Кстати, помимо нескольких работ в кино, Каллум успел себя попробовать ещё и в качестве режиссёра, за ним числится лента «Splinter» 2013-го года.

Том Бёрк (Фёдор Долохов)

Том Бёрк в роли Фёдора Долохова

В английской экранизации Долохов занял чуть ли не лидирующие позиции, хотя, как мы помним, в романе он к первым рядам и близко не стоял. Внимание публики красавчик Федя в исполнении Тома Бёрка перетягивает на себя ещё в первой серии, когда страстно и «по-взрослому» целует Наташу Ростову. В произведении Толстого эта сцена отсутствует, но стоит только взглянуть в глаза обворожительного Бёрка, и мы уже готовы простить авторам сериала все погрешности. Том, можно сказать, один из самых востребованных актёров BBC, в их сериалах он появляется так часто, что на любые другие роли у него просто не остаётся времени. Кстати, в «Войне и мире», герой Тома, трогательно обозначенный загадочным русским именем «Fedya», получился эдаким демоном соблазнения и попробовал свои силы не только с Наташей, но и с Элен (хотя, судя по задумке режиссёра, с Элен попробовали все).

Сам актёр проникся к своему персонажу симпатией, и, пожалуй, разобрался в нём лучше, чем другие звезды в своих героях. Бёрк уверен – Долохов, вовсе не проходная фигура, на нём держится чуть ли не всё произведение (уж сериал-то точно), он – подобно Онегину, байронический герой в суровых российских реалиях. Общество представляется ему смертельно скучным, и чтобы существовать в нём Долохов обучается искусству потребления.

Джиллиан Андерсон (Анна Павловна)

Джиллиан Андерсон в роли Анны Павловны

По сравнению с прочими участниками сериала, Джиллиан Андерсон настоящая звезда. На её счету большое количество фильмов, наиболее известный из которых «Секретные материалы», всевозможные награды и кинопремии, а главное – всенародное признание. В сериале «Война и мир» Андерсон исполнила роль первой сплетницы и сводницы Петербурга Анна Павловны Шерер. Похоже, представление о светской даме того времени у англичан довольно условное, но тем не менее, благодаря своему таланту и несомненно популярности, Джиллиан Андерсон внезапно стала одной из главных героинь, хотя в романе Анна Шерер всегда оставалась даже не на вторых ролях.

По словам Джиллиан, о романе Толстого она слышала много негативных отзывов, в основном благодаря его внушительным размерам, и потому была немало удивлена, обнаружив, что произведение русского классика интересное и захватывающее, даже невзирая на то, что растянуто аж на четыре тома. Кстати, Андерсон, одна из немногих, осиливших весь роман целиком – многие актёры довольствовались только прочтением сценария. Впрочем, теперь в этой оплошности никто из них не признаётся.

Джесси Бакли (Княжна Марья)

Джесси Бакли в роли Княжны Марьи

Как мы помним, по роману Толстого, княжна Марья, сестра Андрея Болконского была девушкой некрасивой и потому жила без особой надежды когда-нибудь выйти замуж. Собственно, похоже, это единственная проблема, которую углядели в судьбе Марьи создатели сериала. Джесси Бакли действительно сложно назвать красавицей, зато обаяния ей точно не занимать. По версии Тома Харпера – княжна Марья жертва домашнего тирана, собственного отца. Казалось бы, сложно сделать картину, описанную Толстым ещё более безысходной, однако у режиссёра это получилось.

Джесси Бакли - ирландская певица и актриса, практически не снимается в кино, отдавая предпочтение театру и музыке.

Джек Лоуден (Николай Ростов)

Джек Лоуден в роли Николая Ростова

Всё, что мы, как правило, помним о Николае Ростове со школьных времён, так это то, что старший брат Наташи ушёл добровольцем на фронт и был влюблён в свою кузину. Примерно то же считает опорными пунктами в работе над своим персонажем и молодой актёр Джек Лоуден. Плюс ко всему Лоуден, для которого сериалы давно уже стали любимым жанром, уверен: вся сила Николя в том, что он много прочёл, а значит – неплохо разбирается в жизни.

Сегодня это герои произведений Льва Толстого.
«Война и мир»
"Он (автор) тонким слоем размазал себя по всем героям. Про каждого он мог бы в той или иной степени сказать: «Это я». Потому-то герои романа – очень живые и очень действующие.
И, кстати, весьма молодые. Мы-то, волей-неволей, представляем Пьера Безухова сорокалетним симпатичным мужчиной – умным Сергеем Бондарчуком. Но в начале повествования ему только-только исполнилось семнадцать!

Центральные персонажи – семейство Ростовых. Среди всех героев романа эта фамилия подверглась самой большой, но довольно очевидной переделке: Ростов – Толстов – Толстой. Прототипом Ильи Андреевича Ростова явился дед писателя, Иван Андреевич Толстой. Прототип его жены – бабка писателя Пелагея Николаевна Толстая.
Николай Ростов «списан» с отца писателя, Николая Ивановича Толстого. А его грандиозный и неожиданный проигрыш в карты – это эпизод из жизни самого Льва Толстого.
Прототипом Наташи Ростовой- любимейшей героини писателя были одновременно две близкие ему женщины - жена Софья Андреевна, в девичестве Берс, и ее сестра, Татьяна Андреевна Кузминская- Берс.

:
Татьяна Берс была самой большой любовью брата великого писателя Льва Толстого - Сергея, которого будущий классик обожал.
Она не была красива, но так мила и обаятельна! Естественность манер, ошибки во французском, страстное желание любви и счастья, присущие реальной Татьяне Берс, придали законченность образу Ростовой.

"Я тебя всю записываю!" - говорил невестке Лев Толстой. Под его пером постепенно рождался образ Наташи Ростовой, «Некрасивой, с большим ртом, черноглазой живой девочки» прелестного юного создания, светящегося изнутри от счастья и искренности.

А этот образ Тани видимо навеял сцену охоты.

Первой любовью, а по прошествии немалого срока - супругом Тани был ее кузен Александр Кузминский. Это его черты проглядывают в Борисе Друбецком, которому Наташа вскружила голову по молодому задору и девичьему легкомыслию

Другое семейство, князей Болконских, Лев Толстой «срисовал» с материнской линии своего рода. Его матушка – Мария Николаевна в девичестве Волконская. -прототип княжны Марьи, позже ставшей женой Николая Ростова (чьим прототипом, как сказано вышнее был отец писателя) . Прототип «старого князя», Николая Андреевича Болконского – дед писателя по матери Николай Сергеевич Волконский.

А вот у Андрея Болконского явных прототипов нет. Есть аналогии с судьбой Николая Тучкова, погибшего в 1812 году, есть аналогии с другими военными той поры.

Да и с себя, со своего военного опыта, как уже было сказано, Лев Толстой немало списал, рисуя князя Андрея. Его трагическая гибель была "списана" с биографии князя Голицына.
Князь Дмитрий Николаевич Голицын родился в 1786 г. в семье аристократа Николая Алексеевича Голицына, который большую часть жизни провел при дворе и за границей, 7 лет был послом в Швеции, имел звание сенатора и чин тайного советника. Ему принадлежало подмосковское имение Архангельское, где даже принимали высочайших особ.

Пьер Безухов, так же как Андрей Болконский, реальных прототипов не имеет. Он был «сделан» из различных молодых людей того времени, и естественно, из самого Льва Николаевича с его смутными стремлениями к справедливости и всеобщему благу (а также с юношескими безобразиями и скандалами, тоже имевшими место быть). Многие литературоведы указывают на Петра Андреевича Вяземского, носившего очки и участвовавшего в Бородинском сражении, правда не в качестве штатского, а будучи военным.


Вероятным прототипом его отца, графа Кирилла Владимировича Безухова, считают канцлера Александра Андреевича Безбородко (1747 - 1799). По крайней мере, фамилия об этом «проговаривается»
В романе действуют также Друбецкие и Долоховы. Фамилии их, как не трудно понять, автор произвел из известных дворянских фамилий своего времени Трубецких и Дороховых. Прототипами Долохова были партизаны Иван Дорохов и Александр Фигнер, а также известный дуэлянт и скандалист тех времен Фёдор Толстой-Американец, который был дальним родственником Льва Николаевича.
Денисов это безусловно Денис Давыдов.

Но все же следует учитывать, что ни один из героев не «срисован» один к одному. Даже реально существовавшие Наполеон, Александр I, Кутузов и Барклай де Толли – все-таки больше герои Л.Н.Толстого, а не портреты политических и военных деятелей."
http://www.topauthor.ru/u_geroev_voyni_i_mira_est_prototipi_589a.html

«Воскресенье»
Изначально произведение писалось под названием «Коневская повесть», потому что в июне 1887 года Анатолий Фёдорович Кони рассказал при Толстом историю о том, как один из присяжных заседателейво время суда узнал в обвиняемой в краже проститутке ту женщину, которую он когда-то соблазнил.


Эту женщину звали Розали Они, и представляла собой проститутку самого низкого разряда, с изуродованным болезнью лицом. Но соблазнитель, вероятно когда-то любивший её, решил на ней жениться и много хлопотал. Подвиг его не получил завершения: женщина умерла в тюрьме.
Принято считать, что образ Нехлюдова во многом автобиографичен. Сцена соблазнения Катюши создаётся Толстым на основе личных воспоминаний о своей юношеской связи с горничной по имени Гаша, жившей в доме его тётки. Незадолго до смерти, Толстой рассказал своему биографу П. И. Бирюкову о «преступлении», которое он совершил в молодости, соблазнив Гашу: «она была невинна, я её соблазнил, её прогнали, и она погибла».
Софья Толстая также писала об этом в своих дневниках: «Я знаю, он сам подробно мне о том рассказывал, что Лев Николаевич в этой сцене описывает свою связь с горничной своей сестры в Пирогове» К слову сказать имя Дмитрий Нехдюдов часто встречается в произведениях Толстого: «Отрочество», «Утро помещика», «Люцерн» и аот в «Воскресенье». Так же исследователями ча сто считается, что этот образ во многом списан с брата писателя (Дмитрия?)

«Анна Каренина»
Портрет главной героини списан с дочери Пушкина Марии Пушкиной - Гартунг. Внешний облик старшей дочери великого поэта так поразил писателя, что ее черты он запечатлел в образе Анны Карениной. Она послужила ему типом Анны Карениной, не характером, не жизнью, а наружностью, Он сам признавал это»
Прототипом по жизни (судьбе) толстовской героини могла быть и Александра Алексеевна Оболенская (созвучно с девичьей фамилией Анны - Облонская) и Анна Степановна Пирогова, которую несчастная любовь привела к гибели- она бросилась под товарный поезд.
Но то, что внешность Анны Карениной была списана со старшей дочери Пушкина – безусловно. Это её блестящие серые глаза, которые кажутся темными от длинных ресниц, и изогнутые румяные губы и плечи цвета слоновой кости.

Сравните портрет Марии кисти Макарова (написан в 1860 году) и описание Анны в романе «На голове у неё, в черных волосах, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами. На точёной крепкой шее была нитка жемчугу.» Один в один.

Не исключено, что Прасковьей Уваровой навеян образ Кити Щербацкой Вот запись того же времени в дневнике Л. Толстого: «Со скукой и сонливостью поехал к Рюминым, пишет он 30 января 1858 г., и вдруг окатило меня. П. Щ. прелесть. Весело целый день».
Прасковья Сергеевна Уварова (Щербатова) (1840-1924)

Введение

Лев Толстой в своей эпопее изобразил более 500 типичных для русского общества персонажей. В «Войне и мире» герои романа – представители высшего сословия Москвы и Петербурга, ключевые государственные и военные деятели, солдаты, выходцы из простого народа, крестьяне. Изображение всех слоев русского общества позволило Толстому воссоздать цельную картину русской жизни в один из переломных этапов истории России – эпоху войн с Наполеоном 1805-1812 годов.

В «Войне и мире» персонажи условно разделены на главных героев – чьи судьбы вплетены автором в сюжетное повествование всех четырех томов и эпилога, и второстепенных – героев, которые появляются в романе эпизодически. Среди главных персонажей романа можно выделить центральных героев – Андрея Болконского, Наташу Ростову и Пьера Безухова, вокруг судеб которых и разворачиваются события романа.

Характеристика главных героев романа

Андрей Болконский – «весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами», «небольшого роста». С Болконским автор знакомит читателя еще в начале романа – герой был одним из гостей на вечере Анны Шерер (где также присутствовали многие главные герои романа «Война и мир» Толстого).

По сюжету произведения, Андрею надоело высшее общество, он мечтал о славе, не меньшей славы Наполеона, поэтому и едет на войну. Эпизодом, перевернувшим мировоззрение Болконского, становится встреча с Бонапартом – раненый на поле Аустерлица Андрей осознал, как на самом деле незначителен Бонапарт и вся его слава. Вторым переломным моментом в жизни Болконского становится любовь к Наташе Ростовой. Новое чувство помогло герою вернуться к полноценной жизни, поверить, что после смерти жены и всего перенесенного, он может полноценно жить дальше. Однако их счастью с Наташей не суждено было сбыться – Андрей получил смертельное ранение во время Бородинской битвы и вскоре умер.

Наташа Ростова – жизнерадостная, добрая, очень эмоциональная и умеющая любить девушка: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая». Важной чертой образа центральной героини «Войны и мира» является ее музыкальный талант – прекрасный голос, которым очаровывались даже неискушенные в музыке люди. С Наташей читатель знакомится в день именин девушки, когда ей исполняется 12 лет. Толстой изображает моральное взросление героини: любовные переживания, выход в свет, предательство Наташей князя Андрея и ее переживания из-за этого, поиск себя в религии и переломный момент в жизни героини – смерть Болконского. В эпилоге романа Наташа предстает перед читателем совершенно другой – перед нами скорее тень мужа, Пьера Безухова, а не яркая, активная Ростова, которая еще несколько лет назад плясала русские танцы и «отвоевывала» у матери подводы для раненых.

Пьер Безухов – «массивный, толстый молодой человек со стриженною головой, в очках». «Пьер был несколько больше других мужчин в комнате», у него был «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной». Пьер – герой, находящийся в постоянном поиске себя через познание окружающего мира. Каждая ситуация в его жизни, каждый жизненный этап становились для героя особым жизненным уроком. Женитьба на Элен, увлечение масонством, любовь к Наташе Ростовой, присутствие на поле Бородинского сражения (которое герой видит именно глазами Пьера), французский плен и знакомство с Каратаевым полностью меняют личность Пьера – из нелепого увальня «вырастает» целеустремленный и уверенный в себе мужчина с собственными взглядами и целями.

Другие важные персонажи

В «Войне и мире» Толстой условно выделяет несколько блоков персонажей – семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, а также действующих лиц, входящих в круг общения одного из этих семейств. Ростовы и Болконские как положительные герои, носители истинно русской ментальности, идей и духовности, противопоставляются отрицательным персонажам Курагиным, которые мало интересовались духовным аспектом жизни, предпочитая блистать в обществе, плести интриги и выбирать знакомых по их статусу и богатству. Лучше понять суть каждого главного персонажа поможет краткая характеристика героев «Войны и мира».

Граф Илья Андреевич Ростов – добрый и щедрый мужчина, для которого самым главным в его жизни была семья. Граф искренне любил свою жену и четырех детей (Наташу, Веру, Николая и Петю), помогал жене в воспитании детей и всеми силами поддерживал теплую атмосферу в доме Ростовых. Илья Андреевич не могу жить без роскоши, ему нравилось устраивать пышные балы, приемы и вечера, но его расточительство и неумение управлять хозяйственными делами в итоге привели к критическому финансовому положению Ростовых.
Графиня Наталья Ростова – женщина 45-ти лет с восточными чертами лица, умеющая производить впечатление в высшем обществе, жена графа Ростова, мать четырех детей. Графиня, так же как и ее муж, очень любила свою семью, стараясь поддерживать детей и воспитывать в них лучшие качества. Из-за чрезмерной любви к детям, после смерти Пети женщина чуть не сходит с ума. В графине доброта к близким соединялась с расчетливостью: желая поправить финансовое положение семьи, женщина всеми силами старается расстроить женитьбу Николая на «не выгодной невесте» Соне.

Николай Ростов – «невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». Это простодушный, открытый, честный и доброжелательный юноша, брат Наташи, старший сын Ростовых. В начале романа Николай предстает восхищенным юношей, который хочет воинской славы и признания, однако после участия сначала в Шенграбеском сражении, а затем в Аустерлицкой битве и Отечественной войне, иллюзии Николая развеиваются и герой понимает, насколько нелепа и неправильна сама идея войны. Личное счастье Николай находит в браке с Марьей Болконской, в которой почувствовал близкого по духу человека еще при первой их встрече.

Соня Ростова – «тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице», племянница графа Ростова. По сюжету романа это тихая, рассудительна, добрая девушка, умеющая любить и склонная к самопожертвованию. Соня отказывает Долохову, так как хочет быть верна только Николаю, которого искренне любит. Когда девушка узнает, что Николай влюблен в Марью, то безропотно отпускает его, не желая препятствовать счастью любимого человека.

Николай Андреевич Болконский – князь, генерал-ашеф в отставке. Это гордый, умный, строгий к себе и другим мужчина невысокого роста «с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». В глубине души Болконский очень любит своих детей, но не смеет показывать этого (только перед смертью смог показать дочери свою любовь). Умер Николай Андреевич от второго удара, находясь в Богучарово.

Марья Болконская – тихая, добрая, кроткая, склонная к самопожертвованию и искренне любящая своих родных девушка. Толстой описывает ее как героиню с «некрасивым слабым телом и худым лицом», но «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Красота глаз Марьи после поразила и Николая Ростова. Девушка была очень набожна, всю себя посвящала заботе за отцом и племянником, потом перенаправив свою любовь на собственную семью и мужа.

Элен Курагина – яркая, блистательно-красивая женщина с «неизменяющейся улыбкой» и полными белыми плечами, которой нравилось мужское общество, первая жена Пьера. Элен не отличалась особым умом, однако благодаря своему очарованию, умению держать себя в обществе и налаживать нужные связи, устроила собственный салон в Петербурге, была лично знакома с Наполеоном. Женщина умерла от сильной ангины (хотя в обществе ходили слухи, что Элен покончила жизнь самоубийством).

Анатоль Курагин – брат Элен, такой же красивый внешне и заметный в высшем обществе, как и его сестра. Анатоль жил так, как ему хотелось, отбрасывая все моральные принципы и устои, устраивал пьянки и дебоши. Курагин хотел украсть Наташу Ростову и повенчаться с ней, хотя уже был женат.

Федор Долохов – «человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами», офицер семеновского полка, один из лидеров партизанского движения. В личности Федора удивительным образом соединились эгоистичность, цинизм и авантюризм с умением любить своих близких и заботиться о них. (Николай Ростов очень удивляется, что дома, с матерью и сестрой Долохов совершенно другой – любящий и нежный сын и брат).

Заключение

Даже краткое описание героев «Войны и мира» Толстого позволяет увидеть тесную и неразрывную взаимосвязь судеб персонажей. Как и все события в романе, встречи и прощания действующих лиц происходят по иррациональному, неуловимому разумом закону исторических взаимовлияний. Именно эти непостижимые взаимовлияния создают судьбы героев и формируют их взгляды на мир.

Тест по произведению

Каждая прочитанная книга - это еще одна прожитая жизнь, особенно когда так проработаны сюжет и персонажи. «Война и мир» - это уникальный роман-эпопея, подобного нет ни в русской, ни в мировой литературе. Описываемые в нем события происходят в Петербурге, Москве, зарубежных поместьях дворян и в Австрии на протяжении целых 15 лет. Поражают своим масштабом и персонажи.

«Война и мир» - это роман, в котором упоминается более 600 действующих лиц. Лев Николаевич Толстой настолько метко их описывает, что тех нескольких метких характеристик, которыми удостаиваются сквозные персонажи, достаточно, чтобы сложить о них представление. Поэтому «Война и мир» - это целая жизнь во всей полноте красок, звуков и ощущений. Она стоит того, чтобы ее прожить.

Зарождение идеи и творческие искания

В 1856 году Лев Николаевич Толстой приступил к написанию повести о жизни декабриста, возвратившегося после ссылки. Временем действия должны были стать 1810-1820 годы. Постепенно период расширился до 1825 г. Но к этому времени главный герой уже возмужал и стал семейным человеком. И чтобы лучше понять его, автору пришлось вернуться в период его молодости. И она совпала со славной для России эпохой.

Но Толстой не мог написать о торжестве над бонапартовской Францией без упоминания неудач и ошибок. Теперь роман уже состоял из трех частей. Первая (по задумке автора) должна была описывать молодость будущего декабриста и его участие в войне 1812 года. Это первый период жизни героя. Вторую часть Толстой хотел посвятить восстанию декабристов. Третью - возвращению героя из ссылки и его дальнейшей жизни. Однако Толстой быстро отказался от этой идеи: слишком масштабной и кропотливой оказалась работа над романом.

Первоначально Толстой ограничил время действия своего произведения 1805-1812 годами. Эпилог, датированный 1920-м, появился значительно позже. Но волновали автора не только сюжет, но и персонажи. «Война и мир» - это не описание жизни одного героя. Центральными фигурами являются сразу несколько персонажей. А главным действующим лицом - народ, что намного масштабнее, чем возвратившийся из ссылки тридцатилетний декабрист Петр Иванович Лабазов.

Работа над романом заняла у Толстого шесть лет - с 1863 по 1869 годы. И это, не учитывая те шесть, что ушли на разработку идеи о декабристе, ставшей его основой.

Система персонажей в романе «Война и мир»

Главным действующим лицом у Толстого является народ. Но в его понимании он представляет собой не просто социальную категорию, а созидающую силу. По Толстому, народ - это все то лучшее, что есть в русской нации. Причем к нему относятся не только представители низших сословий, но и те из дворян, кому свойственно желание жить ради других.

Представителям народа Толстой противопоставляет Наполеона, Курагиных и других аристократов - завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер. Это отрицательные персонажи романа «Война и мир». Уже в описании их внешности Толстой подчеркивает механистичность их существования, бездуховность, «животность» поступков, безжизненность улыбок, эгоистичность и неспособность к состраданию. Они не способны к изменениям. Толстой не видит возможности их духовного развития, поэтому они так и остаются навсегда застывшими, отдаленными от настоящего понимания жизни.

Часто исследователи выделяют две подгруппы «народных» персонажей:

  • Те, которые наделены «простым сознанием». Они с легкость отличают правильное от дурного, руководствуясь «умом сердца». К этой подгруппе относятся такие персонажи, как Наташа Ростова, Кутузов, Платон Каратаев, Алпатыч, офицеры Тимохин и Тушин, солдаты и партизаны.
  • Те, кто «ищут себя». Воспитание и сословные барьеры мешают им соединиться с народом, однако им удается их преодолеть. К этой подгруппе относятся такие персонажи, как Пьер Безухов и Андрей Болконский. Именно эти герои показаны способными к развитию, внутренним изменения. Они не лишены недостатков, не раз ошибаются в своих жизненных исканиях, но с достоинством проходят все испытания. Иногда к этой группе относят и Наташу Ростову. Ведь и она когда-то увлеклась Анатолем, забыв о любимом князе Болконском. Война 1812 года становится для всей этой подгруппы своеобразным катарсисом, который заставляет их по-другому посмотреть на жизнь и отбросить сословные условности, которые до этого мешали им жить по велению сердца, как это и делает народ.

Самая простая классификация

Иногда персонажей «Войны и мира» разделяют еще по более простому принципу - по умению жить ради других. Возможна и такая система персонажей. «Война и мир», как и любое другое произведение - это видение автора. Поэтому все в романе происходит в соответствии с мироощущением Льва Николаевича. Народ, в понимании Толстого - это олицетворение всего лучшего, что есть в русской нации. Такие персонажи, как семья Курагиных, Наполеон, многие завсегдатаи салона Шерер, умеют жить только для себя.

По Архангельскому и Баку

  • «Прожигатели жизни», с точки зрения Толстого, дальше всего стоят от правильного понимания бытия. Эта группа живет только для себя, эгоистично пренебрегая окружающими.
  • «Вожди». Так Архангельский и Бак называет тех, кто думает, что управляют историей. К этой группе, например, авторы относят Наполеона.
  • «Мудрецы» - это те, кто понял истинное мироустройство и смог довериться провидению.
  • «Обычные люди». К этой группе, по мнению Архангельского и Бака, относятся те, кто умеет слушать свое сердце, но особо никуда не стремится.
  • «Правдоискатели» - это Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они весь роман мучительно ищут истину, стремятся понять, в чем состоит смысл жизни.
  • В отдельную группу авторы учебника выделяют Наташу Ростова. Они считают, что она одновременно близка и к «обычным людям», и к «мудрецам». Девушка с легкостью постигает жизнь эмпирическим путем и умеет слушать голос своего сердца, но самое главное для нее - это семья и дети, как и должно быть, по мнению Толстого, у идеальной женщины.

Можно рассмотреть еще множество классификаций персонажей «Войны и мира», однако все они в конечном счете сводятся к самой простой, которая полностью отображает миропонимание автора романа. Ведь он видел истинное счастье в служении другим. Поэтому положительные («народные») герои умеют и хотят это делать, а отрицательные - нет.

Л.Н. Толстой «Война и мир»: персонажи женские

Любое произведение является отображением авторского видения жизни. По Толстому, высшим предназначение женщины является забота о муже и детях. Именно хранительницей очага читатель и видит Наташу Ростову в эпилоге романа.

Все положительные женские образы персонажей «Война и мир» выполняют свое высшее предназначение. Счастьем материнства и семейной жизни наделяет автор и Марию Болконскую. Интересно, что она, пожалуй, является самым положительным героем романа. Княжна Марья практически не имеет недостатков. Несмотря на разностороннее образование, она все равно находит свое предназначение, как это и полагается толстовской героине, в заботе о муже и детях.

Совсем другая судьба уготована Элен Курагиной и маленькой княгине, которые не видели радости в материнстве.

Пьер Безухов

Это самый любимый персонаж Толстого. «Война и мир» описывает его человеком, который от природы обладает высокоблагородным нравом, поэтому с легкостью понимает народ. Все его ошибки обусловлены аристократическими условностями, внушенными ему воспитанием.

На протяжении романа Пьер переживает множество душевных травм, однако не озлобляется и не становится менее добродушным. Он предан и отзывчив, часто забывает о себе в стремлении служить другим. Женившись на Наташе Ростовой, Пьер обрел ту благодать и истинное счастье, которых ему так не хватало в первом браке с насквозь фальшивой Элен Курагиной.

Лев Николаевич очень любит своего героя. Он детально описывает его становление и духовное развитие с самого начала и до конца. Пример Пьера показывает, что главным для Толстого представляется отзывчивость и преданность. Автор вознаграждает его счастьем со своей любимой женской героиней - Наташей Ростовой.

Из эпилога можно понять будущее Пьера. Изменив себя, он стремится трансформировать общество. Он не приемлет современных ему политических устоев России. Можно предположить, что Пьер будет участвовать в декабристском восстание или, по крайней мере, его активно поддерживать.

Андрей Болконский

Впервые читатель встречается с этим героем в салоне Анны Павловны Шерер. Он женат на Лизе - маленькой княгине, как ее называют, и в скором времени станет отцом. Ведет себя Андрей Болконский со всеми завсегдатаями Шерер крайне высокомерно. Но вскоре читатель замечает, что это только маска. Болконский понимает, что окружающим не понять его духовных исканий. Совсем по-другому он разговаривает с Пьером. Но Болконскому в начале романа не чуждо амбициозное стремление к достижению высот на военном поприще. Ему кажется, что он стоит выше аристократических условностей, но оказывается, что его глаза так же зашорены, как и у остальных. Андрей Болконский слишком поздно понял, что зря отказался от своих чувств к Наташе. Но это озарение приходит к нему только перед самой смертью.

Как и другие «ищущие» персонажи романа «Война и мир» Толстого, Болконский всю свою жизнь пытается найти ответ на вопрос, в чем состоит смысл существования человека. Но понимает высшую ценность семьи слишком поздно.

Наташа Ростова

Это любимый женский персонаж Толстого. Впрочем, вся семья Ростовых представляется автору идеалом дворян, живущих в единстве с народом. Наташу нельзя назвать красивой, но она живая и привлекательная. Девушка хорошо чувствует настроение и характеры людей.

По Толстому, внутренняя красота не сочетается с внешней. Наташа привлекательна за счет своего характера, но главными ее качествами являются простота и близость к народу. Однако в начале романа она живет в собственной иллюзии. Разочарование в Анатоле делают ее взрослой, способствуют взрослению героини. Наташа начинает посещать церковь и в конечном счете находит свое счастье в семейной жизни с Пьером.

Марья Болконская

Прототипом этой героини выступила мать Льва Николаевича. Неудивительно, что она практически полностью лишена недостатков. Она, как и Наташа, некрасива, но обладает очень богатым внутренним миром. Как и другие положительные персонажи романа «Война и мир», в конце она так же становится счастливой, став хранительницей очага в собственной семье.

Элен Курагина

У Толстого многогранна характеристика персонажей. «Война и мир» описывает Элен как жеманную женщину с фальшивой улыбкой. Читателю сразу становится ясно, что за внешней красотой нет никакого внутреннего наполнения. Женитьба на ней становится для Пьера испытанием и не приносит счастья.

Николай Ростов

Основа любого романа - это персонажи. «Война и мир» описывает Николая Ростова как любящего брата и сына, а также настоящего патриота. Лев Николаевич видел в этом герое прототип своего отца. Пройдя тяготы войны, Николай Ростов выходит в отставку, чтобы оплатить долги своей семьи, и находит свою истинную любовь в лице Марьи Болконской.

Роман-эпопея «Война и мир» — произведение грандиозное по своему замыслу, идее, масштабу изображенных событий. В нем действует огромное количество персонажей, причем наряду с реальными историческими лицами здесь сосуществуют вымышленные, которые тем не менее кажутся нам ничуть не менее реальными. Их психологическая достоверность такова, что часто возникали попытки в этих героях, созданных творческим воображением писателя методом реалистической типизации, найти черты реально существовавших людей — прототипов героев романа "Война и мир"..

В произведениях писателей-реалистов действительно не редко встречаются персонажи, у которых есть такие прототипы. Рассмотрим в статье вопрос о том, возможно ли найти их у отдельных персонажей романа «Война и мир».

Прототипы героев вряд ли существовали. Сам Толстой не раз высказывался по поводу этого вопроса резко негативно. Но тем не менее его персонажи были настолько типичны и жизненны, столь необыкновенна была степень достоверности их изображения, что и современники писателя, да и читатели более позднего времени, продолжали задаваться вопросом: неужели таких людей никогда не было на свете и писатель их просто выдумал. Вот почему Толстому пришлось объясниться по этому поводу в отдельной статье — «Несколько слов по поводу книги «Война и мир». Здесь он еще раз подчеркивал, что не следует искать прототипы героев романа "Война и мир". Именно эта четко выраженная писательская позиция позволяет нам достаточно верно оценить тех «претендентов» на их роль, о которых нам известно.

Исследователи творчества Толстого установили, что в обрисовке персонажей романа писатель шел исходя из своеобразных «анкетных» сведений: он определял их по деловым способностям, по характеру любовных отношений, по художественным вкусам и т.д. При этом герои брались не изолированно, а распределялись по семействам: Ростовы, Болконские, Курагины. Затем в процессе создания романа характеры героев становились более определенными, иногда достаточно серьезно изменяясь и уточняясь. По при этом писатель придерживался принципа исторической и психологической достоверности каждого из нарисованных им характеров.

Этим во многом объясняется выбор фамилий главных персонажей. Толстой сознательно использовал традиционные, привычные для дворянской среды той эпохи фамилии, лишь слегка видоизменяя их: так появились, например, фамилии Друбецкой по аналогии с Трубецкой, Болконский — Волконский и т.д. Все это наталкивало читателей-современников писателя на проведение определенных параллелей. Так одна дама из семейства князей Волконских обратилась к писателю с вопросом о князе Андрее как о возможном родственнике. Это вызвало справедливое возражение писателя, которое для нас очень важно для понимания того, были ли у героев романа "Война и мир" прототипы.

И все же попытки связать героев Толстого с определенными лицами продолжались и дальше. Иногда в них можно заметить следы действительно существовавшего у Толстого замысла, от которого он впоследствии по тем или иным причинам отказался. Так произошло с изображением аристократки, хозяйки модного Петербургского салона фрейлины Анны Павловны Шерер . Ее салон в романе — это яркое выражение антинациональной сущности аристократии и высшего света, а сама Анна Павловна — воплощение чопорности, лживости, фальшивой любезности, характерной для этой среды. Но по первоначальному замыслу этот персонаж должен был играть совсем иную роль, героиня, которая именовалась фрейлина Аннета Д., казалась вполне милой и симпатичной дамой. Вполне вероятно, что в этом начальном варианте Толстой представлял себе реальное лицо — свою тетку фрейлину Александру Андреевну Толстую , дружбой с которой он гордился. Вот как пишет он о предполагаемой героине романа в плане работы: «Она была умна, насмешлива и чувствительна и, ежели не была положительно правдива, то отличалась от толпы ей подобных своей правдивостью». Начальный вариант романа во многом сохраняет черты прототипа в этой героине. Этот образ претерпел в окончательной редакции романа поистине кардинальные изменения, став своей полной противоположностью.

Конечно, можно найти и другие примеры, не связанные со столь резкой переменой. Всем памятен образ Денисова, сама фамилия которого явно призвана вызвать ассоциацию с Денисом Давыдовым , участником Отечественной войны 1812 года, гусаром, который, как и герой романа, сражался в партизанском отряде. Здесь сходство между персонажем и прототипом достаточно очевидно, хотя, разумеется, и в этом случае речь не может идти о простом копировании. Также показателен образ Марьи Дмитриевны Ахросимовой, прототипом которой считается известная в Москве влиятельная и богатая знатная дама, которая жила на Поварской, — Офросимова : созвучие фамилий здесь совершенно очевидно. Кстати, сходный образ есть и в комедии Грибоедова «Горе от ума» — это грозная московская барыня Хлестова, которую побаивается даже Фамусов.

Ряд подобных примеров можно было бы продолжать и дальше, но, пожалуй, самой интересной с точки зрения проблемы прототипов является история, связанная с образом самой любимой и дорогой Толстому героини — Наташи Ростовой. По одной из версий ее прототипом могла быть девушка, близкая семье Толстых, — Татьяна Берс , в замужестве Кузьминская . Она впоследствии написала книгу воспоминаний «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне», в которой утверждала, что с нее Толстой писал Наташу, соответственно, прототипом графини Ростовой она считала свою маму и т.д. Существует несколько свидетельств писателя, которые дают основания рассматривать такую версию как возможную. Но все же они не дают основания говорить о том, что судьба Т.А. Кузьминской и ее характер точно соответствовали жизни его героини. Возможно, речь шла лишь о портретном сходстве. Тем более, как установили исследователи творчества писателя, работа Толстого над этим образом шла совершенно другим путем.

Известно, что вначале эта героиня появляется в набросках незаконченного романа «Декабристы», в котором предполагалось рассказать о возвращении из ссылки старого декабриста Петра с женой Наташей. Оба они, естественно, уже совсем немолодые люди. Так что, работая над образом Наташи Ростовой из «Войны и мира», Толстой отталкивался от заключительной фазы развития характера героини: жены декабриста, последовавшей за мужем в Сибирь и разделившей все тяготы, выпавшие на его долю. Вряд ли можно предположить, что для такой Наташи прототипом могла послужить совсем еще молоденькая девушка, хотя это не исключает того, что писатель внимательно следил за жизнью своей знакомой Татьяны. Скорее, можно говорить об обратном влиянии. Возможно, после появления романа Толстого Кузьминская смогла иначе оценить себя, свою молодость, лучше разобраться в своей жизни. Впрочем, такое же значение многие образы из романа Толстого могли иметь и для других людей, причем не только его современников.

Именно в этом и состоит суть писательского творчества — находить в жизни отдельные факты, на основе которых создаются типы людей, близкие и понятные многим. И чем совершеннее художественное творение, тем глубже может быть эта связь. Не случайно так часто пытаются найти прототипов именно вершинных произведений литературы, будь то «Война и мир», «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Отцы и дети» или «Братья Карамазовы». Но конечно же никто из героев этих классических произведений русской литературы не может быть полностью сведен к их возможным прототипам, хотя выявление их и дает возможность лучше разобраться в творческой лаборатории писателя.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме