Какой инструмент нужен в военном оркестре. Духовые инструменты: список, названия. Основная духовая группа

Едва услышав звук военного оркестра…

Какие эмоции вызывает у вас инструментальная музыка? Скорее всего, положительные. Что вы чувствуете, когда слышите торжественные звуки ударных и медных духовых инструментов? Бесспорно, бодрость, веселость, приподнятость настроения. Удивительна и незаменима роль военного оркестра в жизни каждого человека. В детстве восхищенные мальчишки бегут за трубачами-усачами, мечтая походить на них, в зрелом возрасте ни одна церемония бракосочетания не проходит без знаменитого Марша Мендельсона, на закате жизни звуки оркестра сопровождают усопшего в его заключительный путь. Если задуматься, музыка в исполнении военного духового оркестра сопровождает нас всюду. Железнодорожные вокзалы Москвы, гостеприимно встречающие и провожающие пассажиров, наполнены разнообразными звуками: громкоговорители, голос диспетчеров, крики, шум, гам. Но есть одна песня, которая сразу же придет на ум, если вспомнить толкотню на перроне и поезд, отдающий последние гудки. Да, это Марш «Прощание славянки», опять-таки в исполнении военного духового музыкального коллектива. В России исторически так сложилось, что такие оркестры играли важную роль в обществе. После указа царя Ивана Грозного, который в 1547 повелевал создать первый придворный военный духовой оркестр, без марша в огромной стране трудно было представить какое-либо значимое событие. Вспомните, советский фильм «Иван Васильевич меняет профессию», войска выходят из стольного града по приказу царя под знаменитую «Марусю», с тех пор на войну отправлялись с музыкой и с войны приходили под звуки ударных и духовых.

Сегодня в мирное время любая песня военного оркестра вызывает эмоции у современников, ведь она ассоциируется с событиями недавнего прошлого – Великой Отечественной войной. Ежегодно 9 мая в каждом городе страны по проспектам, бульварам, паркам и стадионам шагают трубачи и барабанщики в красивых военных формах. Торжественные звуки тромбонов, труб, валторн, кларнетов, саксафонов, барабанов и литавр разносятся по городским улицам, возвещая жителей о том, что нужно праздновать, радоваться, помнить о подвигах и сегодня жить мирно.
В современном мире духовой оркестр военные марши исполняет не только во время парадов, смотров, специальных мероприятиях, которым нужно придать определенный колорит. В наше время оркестрантов приглашают на свадьбы, юбилеи, популярна такая услуга, как заказ военного оркестра на корпоративные мероприятия и масштабные городские праздники. В их репертуаре музыка разных времен и жанров, не удивляйтесь, если на церемонии бракосочетания услышите песню «Yesterday» легендарных The Beatles от военного оркестра или какую-нибудь джазовую композицию.
В странах Европы люди креативят по-своему, приглашают коллективы трубачей и барабанщиков на выписку новорожденного из родильного дома, на выпускные из школ и колледжей, на Youtube военные оркестры видео представлены в различных вариантах, вы можете полюбоваться этими яркими и необычными выступлениями.
Если и вам голову пришла идея украсить свой праздник, придать торжественности какому-то событию, добавить музыкальную изюминку вечеру, пригласите военный оркестр . Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Владивосток – пусть загремит во всех городах России качественная живая музыка, пусть каждое мероприятие пройдет с небывалым размахом.

Инструменты духового оркестра. Wind instruments

Основу духового оркестра составляют медные широкомензурные духовые инструменты с коническим каналом: корнеты, флюгельгорны, эуфониумы, альты, тенора, баритоны, тубы. Другую группу составляют медные узкомензурные инструменты с цилиндрическим каналом: трубы, тромбоны, валторны. В группу деревянных духовых инструментов входят лабиальные — флейты и лингвальные (язычковые) — кларнеты, саксофоны, гобои, фаготы. В группу основных ударных инструментов входят литавры, большой барабан, тарелки, малый барабан, треугольник, бубен, там-там. Используются также джазовые и латиноамериканские ударные: ритм-тарелки, конго и бонго, том-томы, клавес, тартаруга, агого, маракасы, кастаньетты, пандейра и др.

  • Медные духовые инструменты
  • Труба
  • Корнет
  • Валторна
  • Тромбон
  • Тенор
  • Баритон
  • Ударные инструменты
  • Малый барабан
  • Большой барабан
  • Тарелки
  • Литавры
  • Бубен и тамбурин
  • Деревянная коробочка
  • Треугольник
  • Деревянные духовые инструменты
  • Флейта
  • Гобой
  • Кларнет
  • Саксофон
  • Фагот

Оркестр

Духовой оркестр — оркестр, в состав которого входят духовые (деревянные и медные или только медные) и ударные музыкальные инструменты, один из массовых исполнительских коллективов. Как устойчивое исполнительское объединение сформировался в ряде стран Европы в 17 в. В России появился в конце 17 — начале 18 вв. (военно-духовые оркестры при полках русской армии).

Инструментальный состав Д. о. постепенно совершенствовался. Современный духовой оркестр имеет 3 основные разновидности, представляющие собой оркестры смешанного типа: малый (20), средний (30) и большой (42-56 и более исполнителей). В состав большого Д. о. входят: флейты, гобои (включая альтовый), кларнеты (включая малый, альтовый и бас-кларнет), саксофоны (сопрано, альты, теноры, баритоны), фаготы (включая контрафагот), валторны, трубы, тромбоны, корнеты, альты, теноры, баритоны, басы (медные тубы и смычковый контрабас) и ударные инструменты с определенной и без определенной высоты звука. При исполнении концертных произведений в состав Д. о. эпизодически вводятся арфа, челеста, фортепиано и др. инструменты.

Современные Д. о. ведут разностороннюю концертно-популяризаторскую деятельность. В их репертуаре почти все выдающиеся произведения отечественной и мировой музыкальной классики. Среди советских дирижеров Д. о. — С. А. Чернецкий, В. М. Блажевич, Ф. И. Николаевский, В. И. Агапкин.

Большая советская энциклопедия

Строение духового оркестра

Основные группы, их роль и возможности

Основу духового оркестра составляет группа инструментов, существующая под общим названием «саксгорны». Они названы так по имени А. Сакса, изобретшего их в 40-х годах XIX века. Саксгорны явились усовершенствованным типом инструментов, носивших название бюглей (бюгельгорнов). В настоящее время у нас в СССР эта группа обычно именуется основной медной группой. В нее входят: а) инструменты высокой тесситуры — саксгорн-сопранино, саксгорн-сопрано (корнеты); б) инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны; в) инструменты низкого регистра — саксгорн-бас и саксгорн-контрабас.

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты. Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения.

Инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны — выполняют в духовом оркестре две важные задачи. Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.). Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний — исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.

Непосредственно к этой группе примыкают медные инструменты, типичные для симфонического оркестра, — валторны, трубы, тромбоны (по принятой в СССР терминологии духового оркестра — так называемые «характерные медные»).

Важным дополнением к основному медному составу духового оркестра является группа деревянных духовых инструментов. Это — флейты, кларнеты с их основными разновидностями, а в большом составе также гобои, фаготы, саксофоны. Введение в оркестр деревянных инструментов (флейты, кларнетов) позволяет существенно расширить его диапазон: например, мелодия (а также гармония), исполняемая корнетами, трубами и тенорами, может быть удвоена в одну или две октавы вверх. Кроме этого, значение деревянных духовых состоит в том, что они, как писал М. И. Глинка, «служат преимущественно для колорита оркестра», то есть способствуют красочности, яркости его звучания (Глинка, правда, имел в виду симфонический оркестр, но ясно, что это его определение применимо и к оркестру духовому).

Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна. Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы (когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то прежде всего воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса).

Малый смешанный духовой оркестр

Решающим отличием между малым медным и малым смешанным оркестром является фактор высотный: благодаря участию флейт и кларнетов с их разновидностями оркестр получает доступ в «зону» высокого регистра. Следовательно, изменяется общая объемность звучания, что имеет очень большое значение, так как полнота звучания оркестра зависит не столько от абсолютной силы, сколько от регистровой широты, объемности расположения. Кроме того, возникают возможности сопоставления звучания медного оркестра с контрастирующей деревянной группой. Отсюда некоторое сокращение границ «деятельности» собственно медной группы, которая до известной степени теряет универсальность, естественную в малом медном оркестре.

Благодаря присутствию деревянной группы, а также характерной меди (валторны, трубы), появляется возможность введения новых тембров, возникающих от смешения красок как в деревянной и медной группах, так и в самой деревянной группе.

Благодаря большим техническим возможностям деревянная «медь» разгружается от технической форсировки, общее звучание оркестра делается более легким, не чувствуется типичной для техники медных инструментов «вязкости».

Все это вместе взятое дает возможность расширить границы репертуара: малому смешанному оркестру доступен более широкий круг произведений различных жанров.

Таким образом, малый смешанный духовой оркестр является более совершенным исполнительским коллективом, а это, в свою очередь, накладывает более широкие обязанности как на самих оркестрантов (техника, ансамблевая слаженность), так и на руководителя (техника дирижирования, подбор репертуара).

Большой смешанный духовой оркестр

Высшей формой духового оркестра является большой смешанный духовой оркестр, которому доступно исполнение произведений значительной сложности.

Этот состав характеризуется прежде всего введением тромбонов, трех или четырех (для противопоставления тромбонов «мягкой» группе саксгорнов), тремя партиями труб, четырьмя партиями валторн. Кроме того, большой оркестр обладает значительно более полной группой деревянных духовых, которая состоит из трех флейт (двух больших и piccolo), двух гобоев (с заменой второго гобоя английским рожком или с самостоятельной его партией), большой группы кларнетов с их разновидностями, двух фаготов (иногда с контрафаготом) и саксофонов.

В большом оркестре геликоны, как правило, заменяются тубами (строй их, принципы игры, аппликатура те же, что и у геликонов).

Ударная группа добавляется литаврами, обычно тремя: большой, средней и малой.

Ясно, что большой оркестр по сравнению с малым обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для него типично применение более разнообразных приемов игры — широкое использование технических возможностей деревянных, применение «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.

В большом оркестре особенно целесообразно противопоставление труб и корнетов, а также широкое использование приемов divisi у кларнетов и корнетов, причем разделение каждой группы может доводиться до 4-5 голосов.

Естественно, что большой смешанный оркестр значительно превосходит малые составы по количеству музыкантов (если малый медный оркестр составляет 10-12 человек, малый смешанный 25-30 человек, то в большой смешанный входит 40-50 музыкантов и более).

Духовой оркестр. Краткий очерк. И. Губарев. М.: Советский композитор, 1963

Пьянящим звуком воздух городской
Хмельно наполнен, как бокал вина,
Давал концерт оркестр духовой,
И пели с ним и солнце, и весна…
*

Духовой оркестр — это группа музыкантов — исполнителей на медных и деревянных духовых и ударных инструментах.

Духовые оркестры давно завоевали сердца слушателей своей яркостью, динамизмом, зрелищностью, да и репертуар их легко узнаваем и понятен каждому — это марши, вальсы, переложения народных мелодий, эстрадных композиций.

Немножко истории

Еще в глубине Средневековья появились военные духовые оркестры — военные подразделения, исполнявшие духовую музыку, в русских войсках — с 14-го века.
Инструменты этих оркестров — трубы, бубны, литавры, барабаны (набаты).
Но настоящими оркестрами они, конечно, еще не были! О настоящих духовых оркестрах в современном понимании в Европе можно говорить с 17-го века, в России с конца 17-го — начала 18-го века, это были армейские полковые оркестры. В 17-м веке в военных оркестрах появились гобои, фаготы. Но только с появлением в оркестрах в 18-м веке кларнета военная музыка стала мелодичной. В 19-м веке в военных оркестрах появились валторны и тромбоны.

Наполеоновские войны, когда потребовались большие духовые оркестры и для военных целей, и для народных торжеств, стали порой расцвета духовой музыки, это время появления гражданских духовых оркестров.
Духовые оркестры того времени играли либо военную музыку, в основном марши, либо садовую музыку для народных гуляний, чаще танцевальную. В то время композиторы не писали музыки для духовых оркестров, приходилось делать переложения симфонической музыки.
Если в опере требовались духовые инструменты, то, как правило, это был ансамбль (Банда) труб, тромбонов и валторн. Но в двух операх играл духовой оркестр в полном составе — в «Аиде» Верди и «Князе Игоре» Бородина (оркестровано Римским-Корсаковым).
Первым произведением, cозданным специально для духового оркестра, считается Сюита № 1 Густава Холста, написанная в 1909 году.
В 20-м веке музыку для духового оркестра писали уже многие композиторы.

Выступления военных духовых оркестров — это настоящий праздник — сверкающие медью трубы, нарядные мундиры, ритм ударных, красочное дефиле.

На видеоролике ниже — полная запись плац-концерта курсантов московского музучилища в Александровском саду, концерт превосходный — впечатляет мастерство, красочность зрелища и озорство, задор молодых музыкантов, но учтите, концерт длится 20 минут!

Инструменты духового оркестра

  • Деревянные — кларнет, фагот,
  • Медные — , альт, тенор, баритон, корнет.
  • Ударные — малый барабан, большой барабан, тарелки, литавры, бубен и тамбурин, деревянная коробочка, треугольник, ксилофон и металлофон.

Эти три класса инструментов подразделяются на группы, но их мы рассматривать не будем, чтобы не утомлять читателя излишними подробностями.

Cостав современного духового оркестра:

Бывают духовые оркестры, состоящие из одних медных инструментов, и смешанные, состоящие из всех групп инструментов.
Современный духовой оркестр смешанного типа бывает трех основных видов:

  • малый — 20 исполнителей,
  • средний — 30 исполнителей,
  • большой 42–56 и более исполнителей.

В состав большого духового оркестра входят:

Деревянные инструменты — (включая альтовый), кларнеты (включая малый, альтовый и бас-кларнет), (сопрано, альты, теноры, баритоны), фаготы (включая контрафагот).
Медные инструменты — , корнеты, альты, теноры, баритоны,
Ударные инструменты.

В цикле очерков мы рассказали вам о нескольких инструментах медной группы — и о деревянных инструментах , о лучших музыкантах-исполнителях на них.
Есть

Нет плохих и неинтересных инструментов — талантливые музыканты прекрасно играют на своем инструменте. Если вам не нравятся звуки какого-либо инструмента, не спешите делать выводы о том, что плох инструмент, возможно, вы слушали, как играют Дети Мухи, способные испортить впечатление от лучшего из инструментов…

У инструментов, как у людей, разные судьбы, одним везет — для них пишут композиторы, им не приходится доказывать свое право солировать, другим это право приходится завоевывать, когда на этом инструменте играет большой Мастер, он талантом и трудолюбием завоевывают право своего инструмента на соло, как это право было завоевано для трубы Тимофеем Докшицером.

Российская фортепианная и струнная школы давно славятся во всем мире, хуже было с духовыми, но сейчас многое изменилось!

Вот что говорит по этому поводу лучший гобоист России Алексей Уткин:
«Мы все-таки развиваемся! И наши духовики - уже наша гордость. Сейчас очень много российских исполнителей на духовых инструментах, прошедших стажировку у мэтров европейского и американского духового исполнительства, работают в лучших оркестрах мира, регулярно побеждают на международных конкурсах за рубежом».

В Москве традиционно в первых числах сентября на Красной площади бывает великолепное зрелище — оркестров мира , мы посвятили фестивалю репортажи с эксклюзивными фото и видео.

В городском саду играет
Духовой оркестр.
На скамейке, где сидишь ты,
Нет свободных мест.

Эти строки из песни, написанной еще в 1947 (музыка М.Блантера, стихи А.Фатьянова) — примета ушедшего времени, грустно, но это так!

В наше время услышать духовой оркестр в парке — большая удача, зато есть великолепные фестивали, малые оркестры чаще радуют живой музыкой на корпоративных вечеринках, большие — в концертных залах.
Времена изменились, но духовые оркестры живы!

Духовой оркестр - это, группа исполнителей на духовых и ударных инструментах, один из массовых исполнительских коллективов. Подобный состав характерен для военных оркестров. Используется во многих странах мира с древнейших времен.

Инструменты духового оркестра

Основная духовая группа

Основу духового оркестра составляют медные широкомензурные духовые инструменты с коническим каналом:

  • корнеты
  • флюгельгорны
  • эуфониумы
  • альты
  • тенора
  • баритоны

Другую группу составляют медные узкомензурные инструменты с цилиндрическим каналом:

  • трубы
  • тромбоны
  • валторны

Группа деревянных духовых инструментов:

лабиальные язычковые

  • флейты

лингвальные язычковые

  • кларнеты
  • саксофоны
  • гобои
  • фаготы

Группа основных ударных инструментов:

  • большой барабан
  • малый барабан
  • тарелки

Группа второстепенных ударных инструментов:

  • треугольник
  • бубен
  • литавры

Используются также джазовые и латиноамериканские ударные:

  • ритм-тарелки
  • конго и бонго
  • том-томы
  • клавес
  • тартаруга
  • агого
  • маракасы
  • кастаньетты
  • пандейра и др.

Основные группы оркестра, их роль и возможности

Основу духового оркестра составляет группа инструментов, существующая под общим названием «саксгорны» . Они названы так по имени Адольфа Сакса , который изобрел их в 40-х годах XIX века. Саксгорны отличаются однородностью мензуры и формой.

Сначала семейство саксгорнов состояло из семи, а затем из девяти разновидностей: от сопранино до субконтрабаса . В музыкальной практике чаще называют три разновидности обычных медных духовых инструментов:

  • тенор
  • баритон

Саксгорны явились усовершенствованным типом инструментов, носивших название бюглей (бюгельгорнов) . В настоящее время эта группа обычно именуется - основной медной группой.

Группа саксгорнов:

  1. инструменты высокой тесситуры: саксгорн-сопранино (корнет in Es), саксгорн-сопрано (корнет inB);
  2. инструменты среднего регистра: альт, тенор, баритон;
  3. инструменты низкого регистра: саксгорн-бас и саксгорн-контрабас (туба Es, Bb)

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты.

Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн , труб , тромбонов и ударных - образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам , инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения.

Инструменты среднего регистра (альты, теноры, баритоны ) выполняют в духовом оркестре две важные задачи:

  • Во-первых , они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.).
  • Во-вторых , они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний - это исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.

Деревянная группа

Важным дополнением к основному медному составу духового оркестра является группа деревянных духовых инструментов:

  • флейты
  • кларнеты (с их основными разновидностями)

в большом составе также:

  • гобои
  • фаготы
  • саксофоны

Введение в оркестр деревянных инструментов (флейты и кларнетов) позволяет существенно расширить его диапазон, например: мелодия (а также гармония), исполняемая корнетами, трубами и тенорами, может быть удвоена в одну или две октавы вверх.

Ударная группа

Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. Основные ударные инструменты:

  • большой барабан
  • малый барабан
  • тарелки

При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна.

Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы. Когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то, прежде всего, воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса.

Малый смешанный духовой оркестр

Решающим отличием между малым медным и малым смешанным оркестром является звуковысотный фактор : благодаря участию флейт и кларнетов с их разновидностями оркестр получает доступ в «зону» высокого регистра. Следовательно, изменяется общая объемность звучания, что имеет очень большое значение, так как полнота звучания оркестра зависит не столько от абсолютной силы, сколько от регистровой широты, объемности расположения.

Кроме того, возникают возможности сопоставления звучания медного оркестра с контрастирующей деревянной группой. Отсюда некоторое сокращение границ «деятельности» собственно медной группы, которая до известной степени теряет универсальность, естественную в малом медном оркестре.

Благодаря присутствию деревянной группы, а также характерной меди (валторны и трубы ), появляется возможность введения новых тембров, возникающих от смешения красок как в деревянной и медной группах, так и в самой деревянной группе.

Благодаря большим техническим возможностям деревянная «медь» разгружается от технической форсировки, общее звучание оркестра делается более легким, не чувствуется типичной для техники медных инструментов «вязкости».

Все это вместе взятое дает возможность расширить границы репертуара: малому смешанному оркестру доступен более широкий круг произведений различных жанров.

Таким образом, малый смешанный духовой оркестр является более совершенным исполнительским коллективом, а это, в свою очередь, накладывает более широкие обязанности как на самих оркестрантов (техника и ансамблевая слаженность), так и на руководителя (техника дирижирования и подбор репертуара).

Большой смешанный духовой оркестр

Высшей формой духового оркестра является большой смешанный духовой оркестр, которому доступно исполнение произведений значительной сложности.

Такой состав характеризуется, прежде всего, введением тромбонов , трех или четырех (для противопоставления тромбонов «мягкой» группе саксгорнов), тремя партиями труб , четырьмя партиями валторн .

Кроме того, большой оркестр обладает значительно более полной группой деревянных духовых, которая состоит из трех флейт (двух полных и пикколо), двух гобоев (с заменой второго гобоя английским рожком или с самостоятельной его партией), большой группы кларнетов с их разновидностями (кларнет "ля", "до" и бас-кларнет), двух фаготов (иногда с контрафаготом) и саксофонов .

В большом оркестре басовые инструменты - тубы , могут заменяться сузафонами или геликонами (их строй, принципы игры, аппликатура те же, что и у тубы), и иногда добавляется контрабас или бас-гитара.

Ударная группа уплотняется литаврами (обычно тремя):

  • большая
  • средняя
  • малая

Ясно, что большой оркестр по сравнению с малым обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для него типично применение более разнообразных приемов игры - широкое использование технических возможностей деревянных, применение «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.

В большом оркестре особенно целесообразно противопоставление труб и корнетов, а также широкое использование приемов divisi (дублирование общей партии) у кларнетов и корнетов, причем разделение каждой группы может доводиться до 4-5 голосов.

Естественно, что большой смешанный оркестр значительно превосходит малые составы по количеству музыкантов (если малый медный оркестр составляет 10-12 человек, малый смешанный 25-30 человек, то в большой смешанный входит 40-50 музыкантов и более).

Духовой оркестр. Краткий очерк.
И. Губарев
Советский композитор, 1963


Уже в течение нескольких столетий военные духовые оркестры создают особый антураж на торжествах, церемониях государственной важности и многих других мероприятиях. Музыка, исполняемая таким оркестром, способна опьянить каждого человека своей особой парадной торжественностью.

Военный духовой оркестр – это штатный оркестр воинской части, коллектив исполнителей, играющих на духовых и ударных инструментах. В репертуар оркестра входит, конечно, военная музыка, но не только: в исполнении такого состава великолепно звучат и лирические вальсы, и песни, и даже джаз! Этот оркестр выступает не только на парадах, торжественных церемониях, воинских ритуалах, при строевом обучении войск, но и на концертах и вообще в самых неожиданных ситуациях (например, в парке).

Из истории военного духового оркестра

Первые военные духовые оркестры образовались ещё в средневековую эпоху. В России военная музыка занимает особое место. Её богатая истории берёт своё начало с 1547 года, когда по указу царя Ивана Грозного в России появляется первый придворный военный духовой оркестр.

В Европе военные духовые оркестры достигли своего расцвета при Наполеоне, но даже сам Бонапарт признавал, что у него есть два российских врага – морозы и русская военная музыка. Эти слова лишний раз доказывают, что военная музыка России – это уникальное явление.

Особенной любовью к духовым инструментам отличался Пётр I. Он выписывал из Германии лучших педагогов для обучения солдат игре на инструментах.

В начале XX века в России было уже достаточно большое количество военных духовых оркестров, а при советской власти они стали развиваться ещё более активно. В 70-е годы они были особенно популярны. В это время заметно расширился репертуар, было издано множество методической литературы.

Репертуар

Военные духовые оркестры XVIII века страдали от недостаточного количества музыкальных произведений. Так как в то время композиторы не писали музыку для духовых ансамблей, приходилось делать переложения симфонических произведений.

В XIX веке музыку для духовых оркестров писали Г. Берлиоз, А. Шёнберг, А. Руссель и другие композиторы. А в XX веке музыку для духовых ансамблей стали писать многие композиторы. В 1909 году английский композитор Густав Холст написал первое произведение специально для военного духового оркестра.

Состав современного военного духового оркестра

Военные духовые оркестры могут состоять только из медных и ударных инструментов (тогда они называются однородными), но могут включать в свой состав и деревянные духовые (тогда они называются смешанными). Первый вариант состава сейчас встречается уже крайне редко, гораздо более распространён второй вариант состава .

Обычно смешанный духовой оркестр бывает трех видов: малый, средний и большой. В малом оркестре играют 20 музыкантов, в то время как в среднем – 30, а в большом уже 42 и более.

Из деревянных духовых инструментов в состав оркестра входят флейты, гобои (кроме альтового), все виды кларнетов, саксофоны и фаготы.

Также особый колорит оркестра создают такие медные духовые инструменты, как трубы, тубы, валторны, тромбоны, альты, трубы теноры и баритоны. Стоит отметить, что альты и теноры (разновидности саксгорнов), а также баритоны (разновидности тубы) встречаются исключительно в духовых оркестрах, то есть в симфонических оркестрах эти инструменты не используются.

Ни один военный духовой оркестр не сможет обойтись без таких ударных инструментов, как малый и большой , литавры, тарелки, треугольники, бубен и тамбурин.

Управление военным оркестром – это особая честь

Военным оркестром, как и любым другим, управляет дирижёр. Хочется обратить внимание на то, что местоположение дирижёра по отношению к оркестрантам может быть различным. Например, если выступление происходит в парке, то дирижёр занимает традиционное место – лицом к оркестру и спиной к зрителям. Но если оркестр выступает на параде, то дирижёр идет впереди оркестрантов и держит в руках атрибут, который необходим для каждого военного дирижёра – тамбуршток. Дирижёр, который управляет музыкантами на параде, именуется тамбурмажором.

 
Статьи по теме:
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме
Гадание на кофейной гуще: Женщина (Дама) — Значение
Беременность является абсолютно не похожим на другие состояния, в котором женщина, ввиду гормональных и других серьезных изменений, становится чувствительной, поддается сомнениям и переживаниям. На фоне таких процессов вопрос: можно ли гадать беременным