Лучано паваротти последнее выступление. Лучано паваротти. Итальянские диалекты - поймём ли мы друг друга

Вокальные данные Лучано Паваротти представляются редкостными. У него чистый, проникновенный голос, сочетающий металлический блеск и трепетную красоту тембра, широту диапазона и плавность переходов от одного регистра к другому. Природная музыкальность дополняется взыскательным вкусом и чувством ансамбля, которые выработаны годами. Все это дает основания знатокам приравнять его к лучшим вокалистам настоящего и прошлого.

Родился Лучано Паваротти 12 октября 1935 года в итальянском городе Модена. Хотя родители Лучано и не были музыкантами, все детство мальчика прошло под пение его отца, у которого был настоящий оперный баритон. Он мог бы сделать настоящую музыкальную карьеру, но страшно боялся сцены и соглашался выступать только в маленьких залах, где в основном собирались близкие и знакомые. Отец Паваротти до сих пор не отказывается петь на небольших вечеринках, куда его часто приглашают. Карьеру оперного певца за него сделал его сын.

В юные годы будущий артист получал особое удовольствие, слушая записи знаменитых певцов, в том числе Ди Стефано, равно как, впрочем, и Марио Ланца, которого он очень ловко имитировал. Вместе с отцом Лучано мальчиком пел в хоре оперного театра в родном городе, а летними вечерами исполнял импровизированные серенады под аккомпанемент гитары. В 18 лет Паваротти записался на курсы учителей пения, а два года спустя понял, что музыка является его призванием. Произошло это после того, как отец и сын Паваротти в составе любительского коллектива приняли участие в хоровом фестивале в Ланголлене (Уэльс) и были удостоены высшей награды. С тех пор Лучано начал усердно совершенствовать вокальную технику под руководством педагогов А. Пола и Э. Кампогальяни.

В 1961 году Паваротти впервые победил на конкурсе вокалистов - Акилла Пери в Реджо-нель-Эмилия, - и в том же году состоялся его сценический дебют. Он выступил на сцене оперного театра в том же городке.

"Я очень волновался, когда впервые пел (партию Рудольфа. - прим. авт.) в 1961 году в Реджо-нель-Эмилия в сопровождении оркестра в «Богеме». Я тогда еще учился пению, но уже знал эту музыку наизусть. Когда же опять услышал ее звуки, пережил потрясение. На следующий год я пел в Палермо в «Риголетто» с Туллио Серафином, и впервые этот крупный дирижер заинтересовался мною…

…Хотя я победил на конкурсе Акилла Пери в 1961 году и получил возможность спеть в «Богеме» в постановке театра Реджо-нель-Эмилия, моя карьера могла тут же и закончиться. Я хорошо спел в тот вечер, но если ты никому не известен, то, как бы хорошо ты ни пел, об этом быстро забывают. Мне же просто повезло, что в тот вечер на спектакль пришел (послушать другого певца) очень известный миланский агент Алессандро Зилиани. Когда я стал его клиентом и он начал подыскивать мне работу, то я почувствовал, что будущее мне улыбается и мы с Адуей наконец можем пожениться. Итак, в тот, 1961, год я выступил с дебютом в опере, женился и, что самое главное, приобрел свой первый автомобиль".

Несколько сезонов молодой певец выступал на сценах провинциальных театров Италии и других стран Европы, в частности в Голландии и Великобритании. Он полон веры в себя и не хочет довольствоваться малым. Когда «Ла Скала» предложил ему стать дублером звезд первой величины, он решительно отказался: «Я подумал, что коли уж петь в „Ла Скала“, то нужно входить в этот храм искусства через подъезд для солистов». Как раз в это время произошло событие, во многом определившее его судьбу. В 1963 году ему пришлось заменить в «Богеме» на сцене лондонского «Ковент-Гарден» заболевшего Ди Стефано. Дирижировал Р. Бониндж, а партнершей певца стала Джоан Сазерленд - одна из лучших певиц XX века.

Важным этапом в деятельности Паваротти стал дебют на сцене прославленного миланского театра «Ла Скала». Певец вспоминает: «Другое незабываемое впечатление первых лет моей карьеры относится к 1965 году, когда я впервые выступил с Гербертом фон Караяном в „Ла Скала“, где пел партию Рудольфа в „Богеме“. Одного этого уже было бы достаточно для начинающего тенора, но в том же году я отправился в турне по Австралии с Джоан Сазерленд. Выступления с Джоан, у которой я учился виртуозному владению техникой и убедительности на сцене, были чрезвычайно важны для меня».

Вскоре Паваротти стал солистом труппы «Ла Скала». В 1968 году Паваротти дебютирует в Америке и с тех пор входит в число лучших теноров мира, чей календарь расписан примерно на два года вперед.

Какова сила искусства Паваротти, смогли понять зрители, пришедшие в один из вечеров 1969 года в Оперный театр Сан-Франциско. В разгар третьего действия «Богемы» в зале раздался грохот. Здание начало сотрясаться, закачались люстры. В панике часть зрителей вскакивает с мест и бросается к выходам. В этот момент на сцене находится Паваротти в роли Рудольфа. Он наклоняется к суфлерской будке и спрашивает: «Что случилось?» «Землетрясение», - слышит он в ответ. Артист крепче сжимает в объятиях партнершу и продолжает петь в полный голос. Зал постепенно затихает, публика успокаивается.

Если свою карьеру Паваротти начинал как типичный лирический тенор, свободно «плававший в водах бельканто», то со временем к числу его достоинств добавилось уверенное мастерство, голос приобрел тембровое богатство и полноту.

Однако Паваротти никогда не бросается в крайности и опасные эксперименты. Каждую партию он готовит тщательно и постепенно. Характерно, что Вильгельма Телля в опере Россини он поначалу спел в студии грамзаписи, где обстановка куда более спокойна, чем на сцене, и лишь потом вынес на суд публики. После тщательной подготовки он выступил в таких ролях, как Радамес и Лоэнгрин.

Затем стал петь в «Любовном напитке», «Богеме», «Эрнани», «Бале-маскараде», «Луизе Миллер», «Турандот», «Кармен», «Вертере», «Идоменее» и ряде других опер. Сегодня в его репертуаре примерно сорок партий в различных спектаклях.

Сам Паваротти говорит, что разучивание новой роли для него всегда сопряжено с определенными психологическими трудностями, - ведь в его памяти хранятся не только оперные партии, но и церковная музыка, народные песни, популярные в дни его молодости.

Словом, сейчас Лучано Паваротти - один из самых занятых певцов мира: он не только поет в опере и на концертной эстраде, но и много записывается, в том числе и вместе с поп - и рок-звездами первой величины.

С некоторыми из них Паваротти связывает долгая дружба, и есть несколько песен, которые они всегда поют вместе. Так, с известной американской актрисой и певицей Лайзой Минелли он исполнил хит «Нью-Йорк, Нью-Йорк», а вместе с Элтоном Джоном - «Живи как лошадь». Любит Паваротти выступать и со Стингом. В свое время он пел и с другими кумирами современной музыки - П. Каас, Б. Адамсом, музыкантами из группы «Куин». Певец составил два диска из таких совместных выступлений. Всего же Паваротти записал более ста дисков.

Событием в оперной жизни 1990 года, и не только, стало совместное выступление трех знаменитых теноров - Доминго, Каррераса и Паваротти.

Вот что пишет сам Паваротти:

"Мысль устроить концерт в Риме во время чемпионата мира по футболу пришла двум итальянцам - импресарио Марио Дради и режиссеру Фердинандо Пинто, связанному с римским театром «Петручелли» и с оперным театром в Бари. Если учесть плотные графики наших выступлений, то концерт был подготовлен удивительно быстро. Все утверждали, что нас невозможно собрать, что во время чемпионата мы будем заняты. Но организаторы очень постарались, и все получилось…

Выступать трем тенорам в концерте - дело совершенно новое. Я восхищался и Пласидо, и Хосе. Но мы никогда не пели вместе ни в опере, ни даже в концерте. Несмотря на ряд сложностей и разногласий - с самого первого дня пришлось решать очень много проблем, - все шло прекрасно. Например, нужно было решить, кто и что будет петь. Могли быть затруднения: ведь двое из нас могут захотеть спеть одну и ту же арию или песню. К счастью, составление программы прошло гладко.

Гораздо сложнее оказалось приготовить большое попурри для нашего исполнения. Было бы странно участвовать в одном концерте и не спеть вместе. Но что? В музыкальной литературе нет ничего написанного сразу для трех теноров. Ни один композитор не рассчитывал на такое исполнение. Мы должны были заказать попурри специально для себя. Пласидо для этого потребовался собственный аранжировщик. Нам с Хосе было все равно. Однако мне не очень понравилось то, что сделал этот человек. По моему мнению, аранжировки были сложны, если учесть, что нам предстояло только несколько коротких репетиций. Тут мы поспорили, но в конце концов нам удалось все уладить. Не совсем, конечно.

…Невозможно описать этот вечер. Термы Каракаллы казались невероятно прекрасными в свете юпитеров, установленных для телесъемки. Более рельефными стали архитектурные детали, не столь выразительные днем. Среди публики, собравшейся в Риме на чемпионат мира, присутствовало много знаменитостей: среди них были король и королева Испании.

Стоял прекрасный тихий вечер, в воздухе веяло прохладой. Я знал, что, как только каждый из нас исполнит свою первую арию, все будет хорошо. Во время пения Хосе послал воздушный поцелуй пролетавшему над городом самолету - напряжение спало, и всем стало весело. Уже тогда я почувствовал восторженный прием публики, а когда мы, заканчивая концерт, спели попурри, поняли, что успех - полный!

С той поры знаменитое трио выступило еще на трех чемпионатах мира по футболу. Скорее всего, последнее его выступление состоялось в июне 2002 года в Японии. Как сказал Паваротти, он собирается закончить петь в 70 лет, то есть в 2005 году.

Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti) - выдающийся оперный певец ХХ века, выступавший на сцене более 40 лет. В репертуаре лирического тенора Паваротти - десятки главных оперных партий и отдельные вокальные произведения.

Перед ним были открыты двери лучших оперных театров мира: Ковент-Гардена, Ла Скала, Метрополитен-оперы и Штатсопер. Лучано Паваротти руководил мастер-классами во многих известных консерваториях мира.

Паваротти – первый в истории оперы тенор, который спел все девять партий до второй октавы в арии Quel destin из «Дочери полка» Доницетти, за что его наградили титулом «Короля верхнего до».

Популярности Лучано Паваротти , несомненно, способствовало и то, что он был медийной личностью: о Лучано часто писала пресса, его выступления постоянно транслировали по ТВ по всех странах мира.

В поп-культуру Паваротти вошел после того, как он исполнил в 1990 году на церемонии открытия Кубка мира FIFA, который проходил в Италии, Nessun Dorma - арию из последнего акта оперы «Турандот» Джакомо Пуччини , одну из самых известных арий тенорового репертуара. И именно в это время начинается сотрудничество Лучано Паваротти с двумя знаменитыми певцами - Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом - в рамках имевшего большой коммерческий успех проекта «Три тенора ». Проект состоял из цикла концертов, в которых выступали три оперные звезды и его целью было популяризировать оперный репертуар. Однако только этим проектом сотрудничество трех певцов не ограничилось: они выступали вместе на протяжении 15 лет.

У Паваротти гениально получалось удерживать за собой статус выдающегося академического певца и при этом дружить и выступать вместе с поп- и рок-звездами, устраивая совместные концерты под названием «Паваротти и друзья ».

Биография Лучано Паваротти / Luciano Pavarotti

Лучано Паваротти родился на окраине города Модена на севере Италии в небогатой семье. Его отец Фернандо был пекарем и певцом, а мать - Адель Вентури - работала на сигаретной фабрике. Жили Паваротти в небольшой двухкомнатной квартире. Из Модены семья из-за войны бежала в соседнюю деревню в 1943-м. Именно там Паваротти увлекся фермерством.

У отца Лучано были записи популярных теноров тех времен - Беньямино Джильи, Энрико Карузо, Джованни Мартинелли и Тито Скипа , и это, несомненно, повлияло на музыкальные пристрастия молодого Паваротти. В 9 лет Лучано он вместе с отцом стал петь в церковном хоре. В молодости Лучано взял несколько уроков у профессора Донди, но, правда, не придал им большого значения.

Паваротти окончил школу Schola Magistrale и задумался о выборе профессии. Он увлекался футболом, поэтому подумывал посвятить себя спорту, но мать отговорила его, убедив, что профессия учителя куда серьезнее. Лучано Паваротти даже преподавал в течение двух лет в начальных классах, однако победила любовь к музыке. Отец, хотя и большой неохотой, но дал свое согласие содержать сына до 30 лет с условием, что, как только Лучано достигнет этого возраста и, если не добьется успехов в певческой карьере, он начнет зарабатывать на пропитание сам, как сможет.

Серьезные уроки музыки Лучано Паваротти стал брать, когда ему было 19 лет, в 1954 году. Он занимался с тенором Арриго Пола . Причем Пола согласился, узнав о тяжелом положении семьи Паваротти , согласился давать уроки бесплатно. Именно Арриго Пола открыл Лучано то, что он обладает абсолютным слухом.

Во время обучения Паваротти работал сначала учителем в начальной школе, затем страховым агентом. В это же время Лучано Паваротти знакомится с оперной певицей Адуа Верони , а в 1961 году они поженились.

К сожалению, шесть лет обучения ни к каким большим достижениям не привели, если не считать нескольких бесплатных сольных концертах, которые дал Лучано в провинциальных городах.

И тут в жизни Лучано произошло судьбоносное событие. На голосовых связках у Паваротти образовалась складка, Лучано решил, что на карьере певца можно ставить точку. Однако впоследствии утолщение не только исчезло, но, как певец говорил в своей автобиографии, «всё, что я выучил, пришло вместе с моим натуральным голосом, чтобы сделать звук таким, какого я так тяжело добивался».

Певческая карьера Лучано Паваротти / Luciano Pavarotti

В том же Лучано и Дмитрий Набоков дебютировали в Театре Реджио Эмилия, исполнив партию Рудольфа в «Богеме» Дж. Пуччини. Эту же партию он исполнил в 1963 году в Венской опере и лондонском «Ковент-Гардене».

В последующие годы Лучано Паваротти пел в «Ковент-Гарден» партии Эльвино в «Сомнамбуле» Беллини, Альфреда в «Травиате» Верди, Герцога Мантуанского в вердиевском «Риголетто». Партия Тонио в опере «Дочь полка» Доницетти, спетая в 1966 году, принесла Паваротти международную известность. После этого его стали называть «королем верхнего до». В том же году Паваротти дебютировал в миланском «Ла Скала», где исполнил партию Тибальда в «Капулетти и Монтекки» Беллини. Со временем певец стал обращаться к драматическим ролям: Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Риккардо в «Бале-маскараде», Манрико в «Трубадуре», Радамес в «Аиде» Верди, Калаф в «Турандот».

С 1971 года Паваротти регулярно выступал на фестивале «Арена ди Верона», участвовал в концертах. Гастролировал с «Ла Скала» в Москве (1974). Среди записей партии в десяти операх Верди, пяти операх Пуччини; партии Канио в «Паяцах» (дирижёр Риккардо Мути, Philips), Энцо в одной из наиболее удачных записей «Джоконды» Понкьелли (дирижёр Бруно Бартолетти, Philips) и другие.

А на празднование 25-летия своей карьеры Лучано Паваротти пригласил победителей конкурса в Италию, где они вместе исполняли «Богему», в его родном городе Модене, а также в Генуе. Тур продолжился в Пекине, где Паваротти впервые выступил перед 10 000-й аудиторией, которая аплодировала ему стоя. Победители пятого по счету конкурса отправились в 1997 году вместе в Лучано на гастроли в Филадельфию.

В середине 80-х Паваротти вернулся в Венскую государственную оперу и Ла Скала. В 1985 г. на сцене Ла Скала Паваротти, Мария Кьяра и Лука Ронкони (итал. Luca Ronconi), под руководством Маазеля исполнили «Аиду». Ария Celeste Aida в его исполнении была встречена двухминутными овациями.

24 февраля 1988 в Берлине Паваротти установил рекорд Книги Гиннесса: в Дойче Опера после исполнения «Любовного напитка» по просьбе зрителей занавес поднимали 165 раз.

Однако были у певца и провалы. В 1992 году Паваротти появляется на сцене Ла Скала в новой постановке «Дона Карлоса» Франко Дзеффирелли. Это выступление было негативно оценено критиками, после чего Паваротти в Ла Скала больше не выступал.

На волну мировой славы Лучано Паваротти вновь попадает после исполнения арии Nessun Dorma из оперы Джакомо Пуччини «Турандот» в 1990 году. Компания ВВС сделала её темой своих трансляций Чемпионата мира по футболу в Италии. Эта ария стала такой же популярной, как поп-хит, и стала визитной картой исполнителя.

Во время финала чемпионата «три тенора» исполнили арию Nessun Dorma на территории древних бань Каракаллы в Риме, и копий этой записи было продано больше, чем копий какой-либо другой мелодии за всю историю музыки, что также зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса. Так Паваротти вынес оперу в люди.

По традиции концерты «трех теноров» также состоялись и на следующих чемпионатах мира по футболу: в Лос-Анджелесе (1994), в Париже (1998) и Йокогаме (2002).

Одновременно с популярностью в профессиональных кругах шоу-бизнеса росла слава Паваротти как «Короля отмен». Будучи непостоянной артистической натурой, Лучано Паваротти мог отменить свое выступление в последний момент, причиняя тем самым значительные убытки концерт-холлам и домам оперы.

В 1998 году Паваротти был награждён премией «Легенда Грэмми», которой награждали всего 15 раз с момента основания (1990 г.).

С 1992 года Лучано Паваротти участвовал в благотворительных концертах «Паваротти и друзья ». Благотворительный проект получил колоссальную известность благодаря участию рок-музыкантов Брайана Мэя и Роджера Тэйлора (queen), Стинга , Элтона Джона , Боно и Эджа (), Эрика Клэптона , Джона Бон Джови , Брайана Адамса , Би Би Кинга , Селин Дион , Cranberries , известных итальянских исполнителей, которые вместе с Паваротти и оркестром пели свои лучшие песни. Работать в этом проекте почитали за честь многие поп- и рок-музыканты.

Многие критиковали Паваротти за подобные эксперименты, в некоторых крупных театрах ходило выражение: «Оперу загубили три человека и все три - теноры».

Однако следует помнить: проект «Три тенора » - это была благотворительная акция, посвященная выздоровлению Хосе Каррераса, и именно благодаря «трем тенорам», давние враги Паваротти и Доминго помирились и стали выступать вместе в серьезных спектаклях.

Лучано Паваротти - легенда. Он произвел оперную революцию, и даже его самые непримиримые критики не будут спорить, что его имя навсегда останется синонимом красоты человеческого голоса.

Личная жизнь Лучано Паваротти / Luciano Pavarotti

Первой женой Лучано Паваротти стала в 1961 году Адуа Верони. Развод Лучано Паваротти с Адуей потряс всю Италию. Он в течение многих лет жил со своей женой Адуей, которая родила ему троих дочерей. Правда, газеты неоднократно писали о любовных похождениях синьора Паваротти, но жена старалась не обращать на это никакого внимания. Впоследствии в жизни Паваротти было много романов. Адуя и Лучано прожили вместе 35 лет. Много лет спустя Лучано Паваротти не раз признавался, что именно Адуа заставила его всерьез задуматься о карьере в мире оперного искусства.

В более преклонном возрасте, в 63 года, он все-таки решился вновь связать себя узами брака. Его новой спутницей жизни стала его же секретарша Николетта Мантованни . Несмотря на значительную разницу в возрасте - 34 года, они прекрасно ладили друг с другом. Николетта родила тенору дочь, которая стала для него уже четвертым ребенком.

«Лучано не раз жаловался мне на одиночество. Он уважает свою супругу, но прежнего влечения к ней уже давным-давно не испытывает. Они не занимались сексом уже долгие годы. Мне представляется это сущим безумием, ведь Лучано переполнен энергией, он так страстен в постели. Ему просто необходим рядом молодой, активный человек, муза-вдохновительница. Ведь он же художник, ему нужны новые, острые ощущения, а не тлеющие эмоции и навязанное судьбой монашество», - рассказывала Николетта Мантованни.

Даже знакомые певца не упускали повода поддеть знаменитого певца.

На одном из светских раутов Пласидо Доминго заметил: «Старик, у тебя забавная внучка, вот только не помню, какая из твоих дочерей произвела ее на свет».

Из-за этого Лучано и Николетта старались как можно меньше бывать на публике и большую часть свободного времени проводили в бело-голубом доме в Пезаро. Стены этого дома украшены картинами Паваротти, которые он писал на протяжении всей жизни. Несмотря на все слухи, Николетта оставалась со своим супругом вплоть до его кончины.

Завершение карьеры Лучано Паваротти / Luciano Pavarotti

В 2004 году Лучано Паваротти простился со зрителями, выйдя на сцену «Метрополитен-опера» в роли Марио Каварадосси в опере Пуччини «Тоска» .

Перед спектаклем он официально объявил о том, что покидает оперную сцену. В «Метрополитен-опере» был аншлаг - несмотря на то, что временами голос Паваротти звучал слабее, чем обычно, зал проводил его 11-минутной овацией.

Последнее выступление Паваротти состоялось 10 февраля 2006 года в Турине, на церемонии открытия XX Зимних Олимпийских игр.

Еще в середине 2000-х годов у Лучано был обнаружен рак поджелудочной железы. Именно он стал причиной его смерти.

Лучано Паваротти скончался ранним утром 6 сентября 2007 года от рака поджелудочной железы в своём доме в Модене. Там же 8 сентября 2007 года прошли прощание и похороны маэстро. Похоронен на кладбище Монтале Рангоне (Montale Rangone) под Моденой, в семейном склепе, рядом с родителями и мертворождённым сыном. Незадолго до своей смерти выдающийся оперный певец написал завещание, в котором передал все свои миллионы жене, сестре и четырем дочерям.

5 лет назад 6 сентября 2007 года скончался знаменитый итальянский тенор Лучано Паваротти.

Всемирно известный итальянский тенор Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti) родился 12 октября 1935 года в городе Модена на севере Италии в семье пекаря. Любовь к музыке Лучано привил его отец Фернандо Паваротти. Вместе с отцом Лучано пел в городском хоре Модены.

По желанию родителей после школы Лучано пошел работать учителем начальных классов. После того, как отец и сын Паваротти в составе любительского коллектива приняли участие в хоровом фестивале в Ланголлене (Уэльс, Великобритания) и были удостоены высшей награды, Лучано принял решение стать певцом и начал совершенствовать вокальную технику под руководством профессионального бельканто Арриго Пола (Arrigo Pola), жившего в Модене. Затем занимался вокалом в Мантуе у известного педагога Этторе Кампогальяни (Ettore Campogalliani).

Творческая карьера Паваротти началась с победы на Международном конкурсе вокалистов в городе Реджо Эмилия в 1961 году. В том же году состоялся его дебют с партией Родольфо в опере "Богема" Джакомо Пуччини (Театр Реджо Эмилии). Эта роль определила успешную карьеру молодого певца, открыв для него двери ведущих театров мира.

Великий тенор принял решение уйти со сцены в свой 70-летний юбилей в 2005 году, выступив на прощание в 40 городах мира, в том числе и в Санкт-Петербурге, где в Ледовом дворце он дал концерт A Night to Remember.

В 2006 году у Паваротти была обнаружена злокачественная опухоль поджелудочной железы. Операция по ее удалению была проведена в Нью-Йорке.

В августе 2007 года певец был госпитализирован с подозрением на воспаление легких. 25 августа он был выписан и находился дома под наблюдением врачей.

Похоронен на кладбище Монтале Рангоне (Montale Rangone) под Моденой, в семейном склепе.

Лучано Паваротти был дважды женат. Первую свою жену Адуа Верони (Adua Veroni) он встретил, еще будучи подростком. Они были помолвлены семь лет и поженились в 1961 году. В браке родились три дочери - Лоренца, Кристина и Джулиана.

1) Лучано Паваротти исполняет арию Каварадосси из третьего действия оперы Джакомо Пуччини "Тоска". Лондонский королевский филармонический оркестр, дирижер Леоне Маджера. Архивная запись 1970 - 1972 гг.

2) Лучано Паваротти исполняет песенку Герцога из четвертого действия оперы Джузеппе Верди "Риголетто". Аккомпонирует Антонио Тонини, фортепиано. Запись с концерта 27 февраля 1964 год.

Позже - уже в школе - Лучано начал петь в церковном хоре. Ему было 12 лет, когда на гастроли в местный театр приехал тенор Беньямино Джильи. Лучано пробрался в театр во время репетиции. "Я тоже хочу стать певцом!" - выпалил он Джильи, пытаясь таким образом высказать свое восхищение. Хотя на самом деле хотел стать футболистом. Футболиста из него, как известно, не вышло. В 1961 году Лучано Паваротти занял первое место на конкурсе вокалистов в Реджо-нель-Эмилия, в том же году состоялся его дебют в "Богеме" Пуччини. А через два года сбывалась заветная мечта молодого певца: он стал солистом всемирно известного оперного театра "Ла Скала" и начинал триумфальное шествие по сценам и концертным залам мира. На одном из своих выступлений в "Метрополитен-опера" Паваротти довел зрителей до состояния полной эйфории, так что занавес пришлось поднимать 160 раз - что и было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Друзья называют Паваротти "Big P". "Большой" - не в смысле "великий", а в самом что ни на есть буквальном смысле. Правда, при этом близкие Паваротти в один голос говорят, что в нем 150 килограммов чистого обаяния и добродушия. То есть 150 плюс-минус 10. Диетические испытания, выпадающие на долю Паваротти, регулярно тиражируются в прессе и уже, пожалуй, имеют хождение в категории анекдотов. Да, габариты Паваротти - проблема для портных и беда для стульев. Чего стоит хотя бы петь партию Каварадосси в опере Пуччини "Тоска". Во втором акте его героя после пыток приводят в кабинет, и он так измучен, что еле держится на ногах и падает на стул. Уже во время репетиций Паваротти с опаской посматривал на этот стул из резного дерева, затем подошел к режиссеру и тихо, чтобы никто не слышал, сказал: "Думаю, этот стул меня не выдержит". Режиссер заверил его, что волноваться нечего, стул заблаговременно укрепили металлом. Генеральную репетицию стул действительно выдержал. Наступил день премьеры. Второй акт. Стражники вытащили Паваротти под руки и усадили его на стул. Хильдегард Беренс, выступавшая в партии Тоски, должна была подойти к своему возлюбленному и обнять его. Но так вошла в роль, что разбежалась через всю сцену и бросилась ему на шею. Того, что произошло вслед за этим, на сцене "Гранд-опера" не бывало никогда: стул с треском развалился, вместе с ним грохнулся Паваротти-Каварадосси, а сверху приземлилась и Тоска. "Почему я так много ем?" - Лучано на вечный вопрос корреспондентов отвечал. - Во-первых, я итальянец. Во-вторых, я родом из Модены - города обжор". Что поделаешь - это в его стиле: поселить в доме консультанта-диетолога и платить ему бешеные суммы за каждые сутки, а затем, лишь только тот переступит порог, броситься на кухню и опустошить холодильник. "Я самый тяжеловесный рэппер в мире", - так великий тенор прокомментировал свои выступления вместе с поп- и рок-звездами: Дзуккеро, Стингом, Брайаном Адамсом, ирландской группой "U2". Записи концертов "Паваротти и друзья" разошлись миллионными тиражами по всему миру.

Лучано и Адуа познакомились еще подростками и были семь лет помолвлены до того, как поженились. Свадьба состоялась в 1961 году, когда Лучано получил первый приличный гонорар и, говорят, даже пытался оклеить купюрами стены спальни, но впоследствии употребил их все же на то, чтобы купить свой первый автомобиль. Кстати, именно Адуа Паваротти обязан тем, что стал певцом, а не учителем в народной школе. В свое время она уговорила его брать уроки вокала. "Немногие женщины могли бы примириться с жизнью оперного певца, как смогла это сделать Адуа", - написал Лучано Паваротти в своей книге. Она не жаловалась ни на то, что их дом был скорее похож на проходной двор, ни на то, что видела своего супруга самое большее 5 дней в месяц. "За все время нашей совместной жизни я больше разговаривала с ним по телефону, - говорила Адуа Паваротти, - чем виделась с мужем. Кстати, именно по телефону он узнал о рождении наших дочерей".

Жизненное кредо своего уже бывшего супруга она определила так: "Спагетти, спагетти, потом - любовь", - а на вопрос корреспондента, как она относится к тому, что во время поездок Паваротти окружает столько красивых женщин, Адуа несколько лет назад ответила: "Ничего страшного, если он посмотрит на хорошенькое личико. Все равно он выберет пиццу". Увидев растиражированные по всему свету фотографии 61-летнего Паваротти и его 27-летней секретарши Николетты Мантовани, нежащихся в Карибском море, Адуа в этом усомнилась. Эта Николетта не может не нравиться. Красивое личико с неотразимой улыбкой, как, впрочем, и у ее соблазнителя. И при этом совсем не глупа. В Болонье она изучала науки, стала хорошим психологом. Ведь она оказалась единственным человеком, утешившим Лучано, когда итальянская команда проиграла матч на Кубок мира по футболу. Разве это не так важно? А может ли кто-нибудь усомниться в ее подвиге, когда она прогнала эту ужасную змею, незаметно пробравшуюся в комнату божественного тенора в Бали?

Кто же устоит перед столь могущественной Венерой? Конечно, это не первая пощечина, нанесенная мягкотелым героем семейному миру и благополучию. Он постоянно пел дифирамбы своей законной и прямо-таки незаменимой супруге, умело правившей империей Паваротти. Сейчас перед этим вечным странником открылось свободное поле деятельности.

Адуа, управлявшая колоссальным состоянием этого добряка-гиганта, конечно, на все его похождения закрывала глаза. Однажды Ватикан даже запретил Лучано участвовать в торжественной мессе в нью-йоркском Централ-Парке, а супруга сделала вид, что равнодушна к статьям, появившимся на этот счет в прессе. Но на сей раз Адуа взбесили заполонившие прессу фотографии двух голубков, резвящихся в теплых водах у берегов Барбадоса. Эта Николетта, разве она не твердит на всех перекрестках, что мечтает родить Паваротти сына? Не издевательство ли это над ее тремя дочерьми? В ярости Адуа сорвала табличку с фамилией Паваротти с дверей дома в Саличета близ Модены, где обитает весь их клан. На дверях осталась только ее фамилия: Адуа Верони. Письмо, которое еще больше разожгло скандал, разгневанная Юнона передала через своего адвоката. Его можно считать шедевром дипломатии. "Для любого создания, таков непреложный закон бытия, путь к успеху становится все более размытым. Когда спускаются сумерки, - написала она мужу с чарующей предупредительностью, - чувство конца и одиночества, особенно часто посещающее людей, имевших успех в жизни, можно подавить другими, глубоко укоренившимися чувствами, выдержавшими испытание временем".

Вместе с тем Адуа совершенно бескорыстна: чета Паваротти заключила брак на условиях раздельного владения имуществом, и вопрос о разводе (по-итальянски) в данный момент не стоит. Лучано Паваротти дал интервью журналу "Frau im Spigel": "Маэстро, психологи расценивают ваш выбор столь молодой женщины в качестве спутницы жизни как бегство от своего возраста. Что вы на это скажете?" "Почему бы и нет? У меня было чудесное детство с прабабушкой, бабушкой, мамой, тетками. У меня была прекрасная жизнь с моей женой и дочерьми. Мне удалось сделать фантастическую карьеру. Сейчас я решил начать новую жизнь вместе с Николеттой. Я уверен, она будет столь же прекрасна, как и все в моем прошлом. Может, ваши психологи имеют что-нибудь против человеческого счастья и радости?" "Когда ваша любовная история с секретаршей стала достоянием общественности, вы как раз должны были петь в "Метрополитен-опера". Вы не боялись негативной реакции публики?" "Это был чистый кошмар! Некоторые люди не умеют отличать личное от профессионального, сваливают все в одну кучу и думают, что, если певец отдал свое сердце молодой женщине, это должно сказаться и на его творческом мастерстве, причем в худшую сторону. Сплетни и злословие в прессе и враждебное настроение публики - это была чудовищная нагрузка перед премьерой. Но я выдержал и это испытание".

"Вы похудели на 15 килограммов. Заслуга Николетты?" "Совершенно верно. Она заперла меня дома на три недели наедине с планом диетического питания и соответствующими ему продуктами. Ни спагетти, ни пиццы, ни алкоголя... Сплошной сок, да еще водой разбавленный". "А как складываются отношения с вашей бывшей женой?" "Мирно. С дочерьми тоже нет проблем - они умные девочки и очень меня любят". "У вас с Николеттой полное взаимопонимание или все же бывают какие-либо разногласия?" "По поводу еды - постоянно. Ее кулинарные способности - сплошная катастрофа. Как-то она собралась приготовить мне тортеллини. Для этого ей понадобилось звонить из Нью-Йорка, где мы находились, своей матери в Болонью - чтобы узнать рецепт. Разговаривали они почти час. Очень, конечно, мило с ее стороны, но гораздо дешевле было бы слетать в Италию". "Вы не собираетесь обзаводиться ребенком?" "Обязательно. Я бы очень хотел мальчика, ведь всю жизнь я был окружен одними женщинами. Но мы подождем еще пару лет: 29 апреля 2001 года я отпраздную 40-летие моей творческой деятельности и уйду "на пенсию" - буду преподавать вокал. Самое время, чтобы снова стать отцом".

Вместе с отцом Лучано пел в городском хоре Модены.

По желанию родителей после школы Лучано пошел работать учителем начальных классов. После того, как отец и сын Паваротти в составе любительского коллектива приняли участие в хоровом фестивале в Ланголлене (Уэльс, Великобритания) и были удостоены высшей награды, Лучано принял решение стать певцом и начал совершенствовать вокальную технику под руководством профессионального бельканто Арриго Пола, жившего в Модене. Затем занимался вокалом в Мантуе у известного педагога Этторе Кампогальяни.

Творческая карьера Паваротти началась с победы на Международном конкурсе вокалистов в городе Реджо-Эмилия в 1961 году. В том же году состоялся его дебют с партией Родольфо в опере "Богема" Джакомо Пуччини (Театр Реджо-Эмилии). Эта роль определила успешную карьеру молодого певца, открыв для него двери ведущих театров мира.

В 1966 году состоялся дебют Паваротти в миланском театре "Ла Скала" (партия Тибальда в "Капулетти и Монтекки" Винченцо Беллини).

Партия Тонио в "Дочери полка" Гаэтано Доницетти, исполненная сначала в лондонском театре "Ковент-Гарден" в 1966 году, а затем, в 1972 году, на сцене нью-йоркской "Метрополитен-опера", принесла Паваротти международную известность и титул "Короля верхнего до". Он стал первым тенором в истории оперы, который спел все девять высоких до в арии Quel destin.

На кладбище Монтале Рангоне (Montale Rangone) под Моденой, в семейном склепе.

Лучано Паваротти был дважды женат. Первую свою жену Адуа Верони (Adua Veroni) он встретил, еще будучи подростком. Они были помолвлены семь лет и поженились в 1961 году. В браке родились три дочери — Лоренца, Кристина и Джулиана.

Второй женой певца в 2003 году стала Николетта Мантовани (Nicoletta Mantovani), которая работала его секретарем. Она была младше Паваротти на 34 года. В этом браке родилась дочь Аличе.

В 2015 году в Италии открылись два музея Паваротти. Один из них расположен в Модене, в доме, построенным "Большим Лучано" за несколько лет до кончины. Посетителям доступны 12 залов, расположенных на четырех этажах. В Милане на четвертом этаже знаменитой Галереи Витторио Эмануэле II был открыт "Ресторан-музей", посвященный Паваротти.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...